Выход книгя  «Градостроительст-
во» * вызвал живой интерес у архи-
тектурной общественности нашей
страны.

Несомненна огромная важность и
актуальность задачи, которую ставил
перед собой авторский коллектив, Ни
в одной стране, кроме СССР, не пред-
принималась попытка создать обоб-
щающий, подлинно научный труд по
история градостроительства всего ми-
ра. В странах капиталистического За-
пада нет комплексной науки о градо-
строительстве, которая могла бы свя-
зать воедино проявления градострои-
тельства. как искусства, с социально-
экономическими факторами, лежащи-
ми в его основе. Точно так же нет там
и целостной градостроительной прак-
тики, существо когорой заключалось
бы в удовлетворении жизненных н
эстетических потребностей всего го-
родского населения, как нет там и
быть не может государственного гра-
достроительного = законодательства,
способного на деле противостоять
анархии частнокапиталистической за-
стройки городов.

Возникновению книги «Градостэой-
тельство» предшествовала большая
рабога авторов книги по собиранию и
систематизации многочисленных исто-
рических документов, литературных
источников, архитектурных чертежей,
фотографий, статистических данных.
Труд этот потребовал настойчивости.
Более двухсот различных источников
было изучено авторами.

Но как ни поучительно обилие фак-
тов, собранных в книге, многие ec
главы оставляют чувство глубокого
неудовлетворения. Чувство это рож-
дается уже при чтении предисловия,
сосгавленного В. Шкваряковым, А. Бу-
ниным, Н. Поляковым и формулирую-
щего ряд основных позиций авторов.

«Градосгроительство всегда стави-
ло своей задачей, — указывается в
предисловии, — стронть He только
удобные, но и красивые. города, так
как в красоте города заинтересованы
и государство и народ... Сочетание
красоты и удобства хорошю демонст-
рируют и миниатюрный эллинистиче-
ский городок Приена и грандиозный
город новейшего времени — Ленин-
град».

О каком государстве идет речь? О
каком градостроительстве? Через ве-
ка и тысячелетия протянут составите-
лями предисловия лишенный Ка-
кого-либо ` реального исторического
содержания тезис, Читателю предла-
гают верить в некое абстрактное иде-
альное государственное начало, кото-
poe неизменно, начиная с рабовла-
дельческой эпохи, было заинтересова-
но в красоте и удобствах, предостав-
ляемых жителям города; предлагают
верить в существование столь же аб-
страктного идеального  градострои-
тельства, стоящего над борьбой клас-
сов, вне этой борьбы, вне политики,
иммангнтно развивающегося в неус-
танном стремлении к удобствам и кра-
соте возникающих городов.

К сожалению, это не оговорка, не
описка, не случайная небрежность.

«В вопросе о выделении наиболее
плодотворных эпох в истории градо-
строительства авторы  орневтирова-
лись на современные градостроитель-
ные трабования. И поскольку совре-
менные советские города создаются
по плану, постольку особое внимание
было уделено тем историческим эпо-
хам, где регулярная планировка и ре-
гулярная застройка проявлены были с
наибольшей полнотой. К числу таких
эпох относятся: вся античность, эпоха
Возрождения и барокко, градострои-
тельство ХУШ--Х[Х вв. в Западной
Европе и России и, наконец, совре-
мениое гралостроительство в СССР и
за его рубежом».

Снова все тот. же антиисторизм,
пренебрегающий конкретным содержа-
ннем и отличием градостроительства
различных эпох, различных общест-
	венных фоомации. Плановый и социа-.
	листический характер советского гра-
	казалось возможным...
	°
Н. АКИМОВ

° о
своих учителей, создала безукориз-
ненный по вкусу и идейному реше-
нию спектакль и притом на материя-
ле, который, по мнению многих наших
ценителей, является трудным и «че
поддающимся постановке».

С первого момента спектакля, когда
строгий чугунный барельеф, служя-
щий занавесом, подымается, обнару-
живая лаконичную, но выразитель-
ную декорацию, и до последней ди-
намичной пантомимической концовки,
когда на зрителя движутся входящие
в Берлин советские войска, зал на-
пряженно следит за’ действием, пови-
димому не подозревая, что эту пьесу
можно заподозрить в том, что она —
не пьеса.
	Тораздо легче выяснять причины
провала неудачного спектакля, чем
анализировать причины успеха спек-
такля, целиком захватывающего, гар-
моничного и эувлекающего.

Я не`знаю, какого творческого ме-
тода придерживается режиссер
Е. Простов, поставивший этот спек-
такль, какие находки принадлежат
ему, а какие исполнителям, случайно
ли актеры так хорошо подошли к ро-
лям этой пьесы, или это в обычаях
Казанского театра, — я впервые по-
знакомился с работой этого коллек-
THBA.

Прежде всего в общей манере спек-
такля, включая сюда и сценические
действия актеров и оформление (ху-
дожник В. Никитин), заметно очище-
ние от натуралистического быта, Ску-
пой и выразительный реализм, нигде
не впадающий в откровенную услов-
ность; способствует поэтическому ре-
шению спектакля.

Природа, пейзажи, куда иногда, во-
преки точным авторским ремаркам,
выносится действие спектакля, напол-
няют его дыханием весны, весны, раз-
ливающей реки и пробуждающей лю-
бовь. >

Ритм спектакля нередко является
решающим фактором в многокартин-
ной пьесе.

12 картин «Мужества» сменяются
настолько быстро, что едва успевают
стихнуть аплодисменты после закры-
тия занавеса, как уже он подымается,
открывая следующую картину.

Многих критиков при обсуждении
этой пьесы волновали такие опасно-
сти, как пессимизм, обреченность ге-
роев. Многих смушали сложные эти-
ческие отношения генерала Рябини-
на и лейтенанта Горбунова, Послан-
ного на верную гибель.

Как решен этот вопрос в спектак-
ле Казанского театра? Почему у зри-
теля вообще нё возникает ни мысль
о пессимизме, ни сомнение в правоте
Рабинина?
	Мне кажется, что наличие ‘в этом
спектакле атмосферы воинского му-
жества и содержательность боевых
сцен во многом об’ясняют успех спек-
такля.

Вероятно, есть громадная разница
между настоящим военным  чэло-
веком, воинским духом и штатским
представлением о них.

Тот генерал Рябинин, который по-
казан на сцене Казанского театра
(арт. Г. Ардаров),-—<ердитый, сухо-
ватый и обаятельно человечный, та-
кой же настоящий военный, каки
лейтенант Горбунов (арт. Н. Спиридо-
нов). Их об’едикяет воодущевление
смелой операцией. И если операция
эта целиком ясна генералу и не сра-
зу становится ясной Горбунову, то у
Горбунова чувствуется достаточно
веры в своего генерала, чтобы не пре-
	длазаться ни сомнениям, ни нессимиз-
	му.

Образ Горбунова, созданный Спиря-
доновым, весь построен на обаянии
молодости; мужество и любовь уди-
вительно сочетаются в нем и застав-
ляют зрителей напряженно следить за
его судьбой.

Молодая артистка Е;  Лисецкая
чрезвычайно тонко сочетает в своем
исполнении роли Маши Рыжовой
юмор и драматизм. Ее сцена с глав-
ным хирургом фронта Юрьевым ре
шена режиссерски и исполнена актри-
сой с болыпим мастерством.

Нельзя не упомянуть и совсем мо-
лодую артистку — воспитанницу стук
дии при театре В. Титову, играющую
мальчика Степу Погодина, По воле
автора на ее долю приходится одна
из самых драматинных сцен спек-
такля, и молодая исполнительница
при справляется с этой зада“
чей.

Одна из труднейших сцен сплектакя
ля — смерть генерала Рябинина — &
большой внутренней силой исполняет
ся Г. Ардаровым. Последний монолов
его производит сильнейшее виечатле-
ние.

Невозможно перечислить здесь;
однако, все находки этого глубеч
кого и волнующего спектакля. Горав-
до важнее постараться ‘определить
секрет успеха спектакля и выяснить,
что же получилось при таком сцени-
ческом воплощении пьесы.

Прежде всего — о жанре.

Мы видели за последние годы не-
мало бытовых пьес о войне, немала
хроник, ряд произведений,  об’явивы
ших себя публицистикой, инсцениро-
ванных корреспонденций.

В данном случае мы увидели драг
му. Поэтическую драму о мужестве
советских людей в дни Отечествен
Ной ВОЙНЫ. 1
	Законченность художественной (pop
	мы и человечность образов делают
этот спектакль волнующим и инте
ресным и сегодня, и завтра.

И самое парадоксальное, что пря
всем мастерстве батальных сцен, при
глубоком проникновении в военный
дух, этот спектакль воспринимается
	He только как спектакль о войне, а
	как спектакль о замечательных совет-
ских людях, многогранных и богатых
духовно.

Я убежден, что критики, ищущие
порочность в этой пьесе, просто вве-
дены в заблуждение плохими спек.
таклями и не заметили многих цен“
ных достижений автора.

Оказывается, что тема любви двух
молодых героев находится в удиви-
тельном равновесии с темой сурового
мужества и величественной смерти.
Это не просто чередование драматиз-
ного и лирического материала, это
точный художественный замысел,
блестяще об’единяющий пьесу.

Вероятно, профессиональные критиз
ки, умеющие нарисовать зитателям
газеты полную картину спектакля;
сумеют значительно совершеннее ме-
ня сообщить об этом событии нашей
театральной жизни.

Я отнюдь не собираюсь встувить н&
	многотрудный путь театрального ре-
цензента, поскольку по роду своей
	деятельности сам являюсь иногда об’.
	ектом рецензий.

Однако сейчас, когла дискуссия 6
пьесе «Мужество» нахолитея в поле
ном разгаре, мнё хотелось в интере
сах выяснения истины сообщить свок
впечатления. и мысли: я

Мтак, в Казанском тез соедая
замечательный спектакль. Думаю, что
всех, близко принимающих к сердку
судьбу советской драматургии, эта
сообщение не может не заинтересо-
path.
		При таких исходных «позициях» ав-
торам трудно было дать правильную
оценку собранного ими огромного
фактического материала, представ-
ляющего большой познавательный ин-
терес.

В работе В. Шкварикова, А, Буни-
на, Н. Полякова .история градострои-
тельства трактуется отвлеченно, как
имманентная эволюция художествен-
но-композиционных приемов планиров-
кй. Не сделано сколько-нибудь серь-
езной попытки показать развитие гра-
достроительных идей в их связи и за-
висимости от конкретного социально-
исторического содержания той или
иной эпохи. Классовый, социальный
характер архитектуры оказался вне
темы. Из принятой авторами абстракт-
ной схемы периодизации стилей чи-
татель ничего об этом не узнает, хо-
тя и почерлнет много сведений об
эстетике открытых или закрытых пло-
щадей, линейном или скульптурном
восприятии архитектуры в различные
периоды человеческой истории.

Неудовлетворительно большинство
глав. посвященных опыту градострон-
тельства в капиталистических cTpa-
нах и городах.

Глаза одиннадцатая трактует во-
просы, связанные с градостроительст-
вом ХХ и начала ХХ в. за рубежом.
В ней справедливо, но бесстрастно,
так сказать, попутно, указывается,
что вследствие стихийного роста ка-
питалистических городов ухудшались
салитарно-гигиенические условия жиз-
ни городского населения и одновре-
менно с этим создавались непреоло-
лимые транспортные затруднения. Ка-
залось бы, нащупана правильная
платформа для критического показа
существа. капиталистического градо-
строительства. Но авторы буквально
тут же, заканчивая свое краткое вве-
дение к главе, исчерпывают эту тему
следующими строками:

«..В капиталистических условиях
осуществление проектов реконструк-
ций городов встречало большие за-
труднения». И все! Непримиримые
противоречия капиталистического го-
рода с безмятежной легкостью пре-
вращены, таким образом, в «затрудне-
ния». Следующие строки (буквально
следующие) снимают с капиталисти-
ческого города гнет и этих «затруд-
нений», «Наиболее поучительными в
решении всего комплекса градострои-
тельных задач явились большие ре-
конструктивные работы, проведенные
в середине ХХ в. в Париже...

И действительно. вся глава, посвя-
щенная этим работам, является образ-
цом воспевания результатов, достиг-
нутых парижским префектом Оссма-
ном, убежденным приверженцем Вто-
рой империи. Правда, в главе приве-
дена цитата из известного высказыва-
ния Ф. Энгельса, давшего убийствен-
ную характеристику деятельности Ос-
смана, предусмотрительно стремивше-
гося, в целях борьбы с народом Пари-
жа, приспособить длинные. прямые
улицы для артиллерийского огня. Но
эта цитата никак и ничем не связана
с текстом главы и находится в пря-
мом противоречии с ее действитель-
ным содержанием. В введении к главе
имеется и цитата из высказывания
К. Маркса, давшего саркастическое
описание «реконструктивных» работ,
намечавшихся в Лондоне, роли круп:
ных аристократов в «осуществлении»
плана этих работ.

«Эти господа в общем и целом, ко-
нечно, приветствуют план, ибо осуще-
ствление этого плана за государст-
венный счет улучшило бы непосредсет-
венное окружение, их «mansions»
(вилл) и повысило бы таким образом
ценность этих последних. Но их тре-
вожит лишь одно .

Они требуют. чтобы проектируемое
строительство было прервано в Tex
местах, гле вновь пролагаемая город-
	‘ская улица как раз намечалась вдоль
	их собственных владений и привела
бы их таким образом в соприкоснове-
ние с «misera contribuens plebs»
			Каждая первая постановка новой
советской пьесы в огромной степени
определяет судьбу этой пьесы, ее
оценку общественностью и критикой.
Очень часто окончательная оценка
Нового драматургического произведе-
ния откладывается до первого спек-
такля, когда все качества пьесы по-
лучают рельефное сценическое вы-
ражение.

— Посмотрим, как это прозвучит со
сцены!

Такая формула справедливо приме-
няется во многих случаях, особенно,
когда произведение кажется в той
или иной степени спорным.

Однако при таком рассуждении са-
мо собою предполагается, что каче-
ство сценического воплощения будет
безукоризненным, что проверка пьесы
будет произведена методами, не допу-
скающими сомнений.

Часто гарантией такой безукориз-
	ненности служит высокая марка теа!-
	ра или громкое имя режиссера,
	Общеизвестный исторический при-
мер чеховской «Чайки» доказывает
нам, однако, что неудачи бывают и в
крупнейших театрах, и мы знаем, что
если бы после провала «Чайки» в
Александринском театре пьеса эта
не была бы реабилитирована Москов-
ским Художественным театром, она,
вероятно, надолго была бы зачислена
в число несценичных и безнадежных
для постановки пьес:

Об этом назидательном случае не
следует забывать; когда мы подходим
к суждению о качестве новых совет-
ских произведений; когда в ведущих
наших театрах решается судьба со-
ветского драматурга.

Пьеса Георгия Березко «Муже-
ство» успела пережить до своего
утверждения на сцене сложную судь-
бу.

Она возбудила большой интерес и
высокую оценку критики, получила
первую премию на конкурсе советских
пьес, провалилась в двух крупных
театрах Москвы и Ленинграда, была
признана. несценичной и заподозрена в
том, что она даже и не пьеса, а ин-
сценировка повести того же автора,
и подошла к тому заключительному
этапу, когда весьма соблазнительно
закончить ее «личное дело» — при-
знать пьесу плохой, прямо ошибоч:
HOH, похвалы — скороспелыми, а
крупные театры, потерпевшие неуда-
‚чу, — невинными жертвами плохой

драматургии.

Какой бы соблазнительной ни каза-
лась такая перспектива крупным ve-
жиссерам, ставившим «Мужество» в
крупных театрах, критикам,  понося-
`щим пьесу и тем самым  доказавшим
свое превосходство в строгости оце-
HOK над критиками, ее «ошибочно»
хвалирРшими, и всем тем, кто торопят-
ся расправиться с молодым автотом,
—на этом пути возникло одно непре-
двиденное ни столичными театрами.
ви строгими критиками препятствие,

Это препятствие — блестящая по-
становка «Мужества» в Казанском
Русском драматическом театре.
	Считаю себя обязанным засвиде-
тельствовать этот факт.
	11] января с. г. я видел в г. Каза-
ни замечательный спектакль, горячо
принимаемый переполненным зритель-
ным залом, спектакль умный, Tpora-
	нутых Говардом, Луи де-Суассоном,
Раймондом Энвином, Барри Паркером
и др., следует трехстрочное замечание,
что в капиталистических условиях го-
рода-сады не могли разрешить проб-
лемы массового улучшения жилищно-
санитарных условий жизни населения
в больших городах. Позволительно
спросить: а в небольших городах?
А «не массовому» улучшению условий
жизни трудящихся масс пресловутые
«города-сады» Англии способствова-
ли? Разрешили ли они эту проб-
лему хотя бы частично? Даже совре-
менные буржуазные английские газе-
ты, говоря о жилищном кризисе, дав-
но терзающем Англию, приходят к
гораздо более пессимистическим за-
ключениям, чем составители книги.
Некритическое отношение к зару-
бежной практике сказывается и в
главе, отведенной градостроительным
работам США. Самые неожиданные
оправлания находятся даже тем не-
удачам, которые Шквариков, Бунин и
Поляков все же усмотрели в амери-
канской архитектурной практвке. По
их мнению, в данном случае  совер-
шенно справедливому, план города
Сан-Франциско является  убедитель-
ным примером низкой градостроитель-
ной культуры. Как же об’ ясняется в
книге неудача планировки одного из
крупных американских городов? «Ес-
либы строители города во-время учли
рельеф местности, то целесообразность
	плана послужила бы к созданию кра-
соты». Беспечно это об’яснение, ко-
торое глубокие социальные причины
неудачи планировки крунного капита-
листического города подменяет эсте-
токим тезисом 0б ошибке американ-
ских архитекторов, во-время «не за-
метивших» природы и рельефа местно-
сти, где строился город.

В характеристике Нью-Йорка
указаны отрицательные. черты 3a-
стройки этого громадного города,
лишенного ‘архитектурно-организован-
ных площадей, лишенного также сол-
нечного света. и воздуха из-за небо-
скребов, затемняющих улицы, Но в
дальнейшем авторы сосредоточивают
все свое внимание на описании разра-
ботанного плана Большого Нью-Йор-
ка, который они считают капитальной
работой и, видимо, реальной, способ-
ной на деле вывести этот город из
кризиса, в котором он давно нахо-
дится. Описание заканчивается ссыл-
кой на то, что «в порядке реали-
зации проекта Большого Нью-Йорка,
вдоль набережной Генри  Гудзо-
на сооружена  автострада», а в
окрестностях города осуществлены
озеленительные работы. Ни одного
критического замечания по этому про-
екту. Ни одного слова о тех непре-
одолимых препятствиях, на’ которые
натолкнулось практическое осущест-
вление проекта. :
бежному опыту не могло не привести
авторов и к ошибочным оценкам рус-
ского градостроительства.
	«Поездка Петра 1! за границу...
сыграла огромную роль в развитии
русского градостроительства. Ознако-
мившись с регулярными городами За-
падной Европы, Петр 1 убедился в их
пракгических преимуществах, оценил
их эстетику и пожелал иметь такие
же города у себя в России» (стр. 204).
	И далее: «Период времени с осно-
вания Петербурга и до 60-х годов.
ХУШ в. можно рассматривать, как.
первоначальный период в истории
русского градостроительства, когда’
формировалось русское планировоч-
ное искусство, ставшее на путь стро-
ительства регулярных городов» (сту.
204).

Очевидна абсолютная несостоятель-
ность этой «концепции», которая, по
существу, относит великолепные
градостроительные работы в России
(такие мировые шедевры, как прослав-
ленные ансамбли Москвы, Hopropo-
	да, [<скова, Владимира и др.) к некое-
	му «доградостроительному» периоду.
	в России.

`Для решающей главы книги — гла-
вы о советском градостроительствеы—
авторы места, по существу, не нашли.
В книге более 300 страниц. Советско-
	му опыту уделено... / страниц текста.
О научном качестве этой главы мож-

но судить хотя бы по следующим.
	примерам. На трехстах предшествую-_
	‚щих ей страяицах не нашлось ви од-
	ной, где была бы подвергнута пусть.
краткой, но ясной и целеустремленной
критике кахая-либо из работ буржу-.
азных архитекторов, хотя бы одна из.
множества утопических или нагло-де-
магогических градостроительных.
«идей» капигалистического Запада.
Наоборот, заключительные строки,
предпосланные главе 0 градострои-

тельстве в СССР, подбивают итог ка-

питалистической практике в следую-

щих панегирическвх выражениях:
«Капиталистический период обога-
				тво рядом
вовых Градостроительных идей. Во-
площенные в Париже доктрины Осс-
мана по реконструкции крупных горо-
дов, идея Говарла «города-сада», по-
	лучившая первое осуществление в
Англии, широко развернувшиеся рабо-
ты по национальному паркостроению,
озеленению дорог, охране и улучшению
пейзажа местности в Америке, пресле-
довавшие цели оздоровления городов
и организации массового отдыха и ту-
ризма населения. и другие градостро-
ительные идеи прочно вошли в прак-
тику планировки и строительства на-
селевных мест наряду со всем куль-
турным наследием прошлых эпох».
	Эта ода капиталистическому градо-
строительству, якобы умело исполь-
зующему художественное наследие
прошлого, ода новизне и богатству
его идей, «прочно вошедших в прак-
тику» и «преследовавших цели оздо-
ровления городов», это умиление пе-
ред доктринами Оссмана и «города-
ми-садами» Говарда, перед  вообра-
жаемой картиной «массового отдыха и
туризма» трудящихся масс в амери-
канской градостроительной Аркадии
— совершенно не соответствуют ис-
тинному положению вещей.
	Именно такое освещение «фактов»
капиталистической действительности
предпослано главе о советском гра-
достроительстве, главе, исчерпавшей
себя на нескольких страницах сухого
и скучного текста. Однако и на этих
страницах авторы нашли место для
подробного перечня  градостроитель-
ных ошибок и ошибочных проектов,
некогда разработанных теми или ины-
ми архитекторами. у

Для  довершения характеристики
«раздела» книги, посвященного совет-
скому градостроительству, остается
сказать о совершенно неудовлетвори-
тельном изложении плана реконструк-
	ции Москвы. План этот сыграл исто-
	рическую роль в развитии советского
градостроительства; его значение вы-
шло далеко за пределы самой столи-
цы. Этот план, неуклонно претворяю-
щийся в жизнь, стал сокровищницей
опыта и теории всей советской архи-
тектуры, всего прогрессивного зодче-
ства в мире. Книга рассказывает о са-
мом выдающемся явлении советского
и мирового градостроительства в тоне
равнодушной хроникальной заметки
или краткого справочника. Она огра-
ничивается лишь перечислением ос-
новных реконструктивных мероприя-
тий, предопределенных планом. Нет
анализа этого фундаментальнейшего
труда советской архитектуры, нет его
оценки, нет характеристики его глу-
боких принципов, его колоссального
влияния на отечественное и мировое
зодчество. В книге никак не под-
черкнуто, ‘что сталинский план ре-
конструкции Москвы благодаря осо-
бенности социалистического строя. не-
уклонно претворяется в жизнь, в то
время как широко-разрекламированные
планы реконструкции городов Запад-
ной Европы и Америки фактически
остались невыполненными.
	Беглый марш, совершенный автора-
ми книги по страницам величествен-
ной истории градостроительства в
СССР, еще более оттеняет пороки
этой книги, изданной Академией ар-
хитектуры СССР и допущенной Ко-
митетом.по делам высшей школы в
качестве учебного пособия для архи-
тектурных вузов и техникумов.

Как могло CpyaRTeca, что редактор
(и сбавтор) книги В. Шквариков допу-
стил серьезные ошибки в решающих
характеристиках тех или иных эта-
пов истории мирового’ градостроитель-
ства? Случилось это потому, что кни-
га была задумана только, как история
отвлеченных художественных проблем
зодчества, как описание искусственно
	‚оторванных от конкретной социальной
	обстановки различных планов, цент-
ров и силуэтов городов. Эстетский
подход к теме, стремление не заме-
чать различия между работами, во-
площенными и. существующими лишь
на американской или английской бу-
	‚маге, — вот причины многочисленных
  ‘ошибочных утверждений авторов.
	Мы указали лишь главные ошибки
книги, не касаясь частных ее недо-
статков (отдельные нечеткие форму-
лировки и др.). которых в рецензи:
руемом труде немало.

Неверная концепция, положенная в
основу труда, и ряд ошибок, допущен-
ных в оценке зарубежного и отечест-
венного градостроительства, делают
книгу дефектной, дезориентирующей
читателей. Это тем более досадно, что
книга является учебным пособием.

Авторам и издательству Академии
архитектуры СССР необходимо при-
нять срочные меры к переработке и
переизданию этой книги с тем, чтобы
обширный ее фактический материал
был осмыелен с позиций марксистско-
ленинской науки, .
	ВЕЛИКОГО ХУДОЖНИКА
	КРАСНОЯРСК. (Наш корр.). Ста-
рожилы города хорошю помнят Васи-
лия Ивановича Оурикова и его семью.
В Красноярске живут ученики Сури-
кова. Один изоних — известный си-
бирский хуложник Д, Каратавов.

На улице Ленина стоит неболыной
двухэтажный домик. В нем родился и
жил В. И. Суриков. Сейчас, в связи с
100-летием со дня рождения худож-
ника, домик превращен в музей
В. И. Сурикова, Здесь сохранилась
почти вся обстановка прежних лет.
Одна из комнат служила великому
художнику мастерской. В вей он на-
чал работу над известной картиной
«Взятие снежного городка», готовил
этюды картин «Боярыня Морозова»,
«Нокорение Сибири». Мастерская, в
которой работал В. И. Суриков, пол-
востью реставрирована. Выставлены
многие рисунки, этюды,  автопортре-
ты, портреты членов его семьи.

В сквере по улице Ленина в день
столетия со дня рождения Сурикова
будет открыт памятник. На доме и
здании училища, в котором учился
Суриков (ныне школа № 1), установ-
лены мемориальные доски,
	БЕЛИНСКОМУ
В ПЕНЗЕ
	ПЕНЗА, (Наш корр.). Облисполко-
мом принят проект памятника В. Г.
Белинскому. Скулыор М. Бабурин
нзображает великого русского рево-
	‚люционера-демократа стоящим с об-
	‚ наженной головой. В левой руке его—
	книга, одежда распахнута ветром. На
пьедестале из сиреневого гравита —
позолоченный картуш, окруженный
знаменами. В центре картуша—сло-
ва Белинского: г

«Литературе российской моя жиз
и моя кровь».

Подножие пьедестала окружает
ельеф из позолоченной бронзы.

Памятник намечено установить В
сквере против здания драматического
	‚ театра. Высота памятника — 8 метров,
			>. и зеанивумов.   тельный и глубоко оптимистичный.
учиться, что редактор! Ралостно была убедиться. что H:
	Радостно было убедиться, что наша
театральная периферия не только ус-
воила прекрасные традиции русского
реалистического театра, устанавлива-
емые лучшими мастерами наших ве-
дущих театров; но в данном случае—
как это ни неожиданно — опередила
	_ Ш, овездочетов в роли Рябинина
	>
3. ФЕЛЬДМАН
		Постановка пьесы Г. Березко «Му-
жество» явилась серьезным испыта-
нием для наших драматических теат-
ров. Все атрибуты военной  дра-
мы, как сложилась она за последние
годы, несомненно присутствуют впье-
се Березко; но применяются они ина-
Че, в ином качестве, чем во многих
других пьесах. Березко интересуют
не столько события, сколько харак-
теры людей, в них участвующих, не
столько описание воинского подвига,
сколько изучение его духовной, нрав-
ственной природы. Березко делает
шаг вперед на пути ‘познания героя-
‹овременника, В пьесе «Мужество»
индивидуальные портреты героев
сливаются в единый собирательный
образ — образ «народа на войне».
Командующий армией генерал-лейте-
нант Рябинин представлен в ней лишь
«первым среди равных» членов
большой боевой семьи.

Именно так и понял пьесу Бело-
русский государственный театр
им, Якуба Коласа в г. Витебске (ре-
жиссер Г. Осипов). Этот серьезный,
требовательный к себе коллектив ра-
ботал над спектаклем с большим ув-
лечением. Глубокая заинтересован-
ность в судьбах героев, верно найден-
ная главная тема, бережное внимание
к художественному своеобразию пьз-
сы — все это вместе взятое рождает
горячий ответный отклик в зритель-
ном зале:

Н. Звездочетов, исполнитель роли
Рябинина в Театре им. Якуба Коласа,
решительно отверг традицию изобра-
жения этаких старых, ворчливых, а
по существу, добродутных генералов,
неоднократно посещавших нашу сце-
ну. На протяжении спектакля
Н. Звездочетов заставляет зрителя
поверить в прошлое своего Рябини-
на — профессионального революцио-
нера, старого партийца, в широком
смысле слова солдата революции.
Рябинин Звездочетова — талантли-
вый военачальник, блестящий стра-
	взгляда, хотя сохраняем представле
ние © нем, как о человеке до фанатие»
ма строгом. Как только Рябинин об
тается один, острое беспокойство,
волнение—за людей, за исход спера-
ции — проявляются в порывистой рез
кости его движений, в блеске глаз, Е
тревожном выраженни, набегающем
на лицо, мгновение назад Kagannree-
ся столь невозмутимым: И sro won
ное душевное волнение делает образ,
созданный Звездочетовым,  одновре-
менно и героическим, и глубоко чело-
вечным.
	продолжает ту битву за счастье: Ро-
дины, которая составляет смысл всей
его жизни. Последнюю сцену Звездо-
четов проводит с подлинным драма-
тическим под’емом. Смерть героя в
Витебском театре не оставляет тяго-
стного впечатления. Финал спектак-
ля звучит оптимистически: Рябинин
умирает, утверждая бессмертие под-
вига, бессмертие идей, рождающих
этот подвиг.
	Бытовые и психологические момеж
	подчиняются в спектакле герои.
	ческой теме, в то же время  героика
эта нигде не выступает назойливо-
декларативно. Зритель  восприни
мает величие подвига, позна-
вая характер героев и волнуясь за их
судьбы. Лаконичное и строгое оформ-
ление художника Л. Кроля создает
атмосферу, соответствующую стилю

этой мужественной, патетичной пье-
сы.
	Успех Театра им. Якуба Коласа,
проявившего подлинную чуткость к
идее, образам, стилю пьесы и создав-
шего спектакль, который завоевах
горячую признательность и любовь
зрителя. лучше многословных дис-
куссий доказывает, что «Мужествох
имеет право занять достойное место
в репертуаре наших драматических
театров. .
	достроительства ставится в один ряд! (жалкой трудовой чернью)».
	Блистательный образец критики
классового существа капиталистиче-
ского градостроительства! Но выска-
зывание Маркса напечатано в виде
сноски, нонпарелью. Этим авторы
словно сами расписались в том, что
критика классовой сущности капита-
листической практики застройки горо-

НИЯ,

Страницы 252—257 книги посвяще-
ны изложению идеи т. н. «городов-са-
дов», которая, по мнению авторов
книги, способствовала развитию жЖи-
лищного строительства в Европе и
жизненность которой, по их же мне-
нию (стр. 254), в условиях капитали-
стической действительности <«nof-
	  THe PAK LEH Ay. После обстоятельного из-
  пожения «идеальной схемы  города-
  сада» и весьма преувеличенного опи-
  сания успехов ее реализации, достиг-

с регулярной планировкой в капита-
листических городах. К наиболее пло-
догворным эпохам в истории градо-
строительства в одинаковой степени
относятея предисловием градострои-
тельство ХУП-ХХ вв. в Западной
Европе и в России, градостроительст-
во в СССР. В. Шквариков, А. Бу-
нин и Н. Поляков. не указывают
здесь на качественное отличие со-
ветской теории и практики строитель-
ства социалистических городов от
предшествующей практики  градо-
строительства и современной зару-
бежной архитектуры.

* ‹Градостроительствоз». Члены-коррес-
понденты Академии архитектуры ОССР
А. В. Бунин, [1 А, Изьин,   Н. Х. По-
ляков, В. А. Пиквариков, Лол редакцией
В. Шьварикова. Изд-во Академии архи-
тектуры СССР. Москва. 1945 г,

Комсомолка Клавдия Терентьева
работает в Профсоюзном о ансамбле
песни и пляски со дня его основания,
За 10 лет она стала ведущей соли-
сткой балета, и ее творческие успехи
не раз отмечались всем коллективом,
И вот на-лнях вопрос о молодой ак-
трисе явился предметом специального
обсуждения на собрании комсомоль-
ской организации ансамбля. Правда,
никакого обсуждения по <уше-
ству He получилось. — Председа-
тель зачитал заявление комсомолки
Терентьевой с просьбой исключить ее
из рялов ВЛКСМ и тут же поедло-
	жил удовлетворить эту просьбу.
Один-лва равнодушных — вопроса,
и вот уже председатель заключает:
	«Прелложение принято единогласно».
	`И все, Так, буввально в три-четыре
	мичуты, было решено «дело Геренть-
евой», решена судьба комсомолки,

Конечно, -малодушный поступок
Торентьевой не совместим <о званием
члена ВЛКСМ. Но почему столь без-
участной оказалась комсомольская
срганизация по отношению к одчому
из своих старейших членов. почему
викого не заинтересовала причина
такого поступка одного из лучших
творческих работников? Почему ни-
кого, в том числе коммунистку Зло-
бину, партприкрепленную к комсо-
мольской организации, не взволнова-
ло заявление Клавдии Терентьевой?

Обратимся к фактам. Секретарь
комсомольской организании склонен
считать, что в случившемся с Те-
рентьевой повинна она сама. Так ли
5ТО?
	— Я пришла в ансамбль 16-летней
левушкой из кружка  художествен-
ной самодеятельности, — рассказы-
вает Клавдия Терентьева, — Здесь
же вступила в комсомол. Мечтала об
интересной творческой и активной
общественной жизни. Одно время так
и было. Но потом все изменилось.
Никаких поручений никакой учебы...
Время шло, ия увидела, что отстала
от тех требований, какие пред’явля-
ются члену ВЛКСМ. В комсомоль-
ском коллективе меня начали считать
балластом. Вот я и решила подать
заявление т .
	тег, в самых сложных условиях
боя, в военной горячке не забываю-
щий о своем долге коммуниста-—
растить и воспитывать людей.

Как это показывает, подчеркивает
актер?

Открыто, прямо, бросает Рябинин в
лицо Горбунову якобы «незначащие»
фразы о коптяшей лампе (в диалоге
о наступлении на Барсуки). Его гла-
за, не отрываясь, смотрят в лицо ком-
бата; они изучают, предостерегают,
требуют. Этот взгляд говорит о том,
Что сомнения недостойны Горбунова,
что поставленная перед Горбуновым
военная задача должна быть выполне-
ва любой ценой. И когда  убежден-
ный комбат произносит твердо: «Раз-
	решите выполнять, товарищ генерал-
лейтенант?» = Рябинин Звездочетов
удовлетворенно откидывается на
	епинну стула и на лице его появляет-
ся на мгновение скупая, но ясная
улыбка, а глаза смотрят на молодого
офицера любовно и радостно.

Рябинин Звездочетова — большой
характер, богатый оттенками, глубо-
кими проявлениями чувств. Боевая
страстность, волевая твердость в до-
стижении поставленной цели являют-
ся его определяющей чертой. Пфе-
пятствия лишь подхлестывают его
волю, ум, энергию. Бледный, сслабе-
вший от потери крови лежит Ряби-
нин на койке медсанбата; но стоит
эму узнать, что новые трудности
встают на пути к осуществлению опе-

рации, — и вот ‘уже, превозмогая
Gon, гибким молодым движением
сбрасывает он одеяло и, соскакивая с
койки, призывает своего алд’ютанта
для новых распоряжений.

Очень скоро перестаем мы думать,
	что Рябинин Эвездочетова — cyxoli
человек, каким он кажется с первого’
	Напомним, что это происходило в   вень, Ни одной творческой конфе-
	коллективе,  насчитывающем 250
творческих работников, в болышинст-
ве — молодежь! Другие комсомоль-
ны организации до сих пор, так же,
как и Терентьева, предоставлены са-
mim себе. Они не имеют обществев-
ных поручений, редко общаются ме-
жду собой — по 2—3 месяца здесь
не бывает комсомольских собраний,
	Как же реагирует на это партийная
организация ансамбля? В коллективе
ансамбля 18 членов партии и 4 кан-
дихата в члены ВКП(б), Это большая
сила, но К сожалению, она не праве-
дена в действие. В парторганизация
укоренилась вредная «теория» о нэво-
зможноети наладить систематическую
партийно-политическую работу из-за
частых командировок ансамбля. Этим
здесь об’ясняют, что партийные соб-
рания проводятся от случая к слу-
чаю, что коммунисты не отчитывают-
ся в выполнении свовх партийных
поручений.
	Идейно - политический уровечь
многих работников ансамбля чрезвы-
чайно низок. От парторганизации
требовалась большая кропотливая ра-
бота по политическому воспитанию
членов коллектива и в первую оче-
редь коммунистов и комсомольцев.
Но к политическому  образованаю
парторганизация относится  безза-
ботно. Е
	— Из 250 работников ансамбля, —
признается член партбюро т. Шапуро,
заменяющая длительное время от-
сутствующего секретаря парторгани-
зации, — систематически учатся 14
человек. 14 из 2501 Не слишком ли
мало? :
	Да и *этому веришь © трудом.
Правда, по данным партбюро, дей-
ствительно значится, что семь ком-
мунистов учатся в Университете мар-
ксизма-ленинизма в ЦДРИ. Но посе.
щают ли они занятия, как усваивают
пройденное, как сдают зачеты, —
этим никто в парторганизации не ин-
тересуется. Ни на одном партеобря-
нии ни разу серьезно не обсуждался
вопрос о том, как коммунисты повы:
шают свой идейно-политический уро-
	ренции, семинара, собесехования не
было проведено за последнее время.
Такая беззаботность и бесконтроль-
ность приводит к печальным резуль-
татам. Мы беседовали © рядом ком-
муниетов. Они Не смогли ответить на
самые элементарные вопросы.

Сейчас в коллективе нет ви одного
кружка. Правда, партбюро как-то ор-
ганизовало кружок по изучению исто-
рии партии. Руководителем был вы-
делен коммунист Яриков— директор
ансамбля. Но он проявил полное пре-
небрежение к партийному поручению.
Ссылаясь на загруженность, Яриков
срывал занятия, и кружок, в конце
концов, распался.

Самоустранившись от партийно-по-
литического ‘воспитания членов кол-
лектива,  парторганизация осталась
равнодушной и в руководстве произ-
водственно-творческой деятельностью
коммунистов. Больше того, парторга-
низация проходит мимо фактов амо-
рального поведения отдельных  товз-
рищей. На-днях появился приказ ди-
ректора ансамбля т. Ярикова об осво-
бождении от работы оркестравта
Подмогильного. Формулировка при-
каза довольно загадочная: «Освобо-
дить от работы по 44 статье КЗоТ».
А статья эта гласит; «По взаимному
соглашению». Между тем истинная
причина появления загадочного при-
каза вовсе иная. Подмогильный за-
служил в коллективе печальную из-
вестность как дебошир, дезорганиза-
тор трудовой дисциплины, пьянива.
Вместо того чтобы осудить пюведе.
ние Подмогильного, сурово наказать
его и тем самым мобилизовать кол-
лектив на укрепление расшатанной
трудовой дисциплины, директор Яри-
ков решил сор из избы не выносить н
вопрос уладить по-семейному. А парт-
организация заняла в этом вопросе
позицию стороннего наблюдателя,
хотя речь идет о члене партни,

Таковы нравы в партийной и комсо-
мольсксй организациях Профсоюзно-
го ансамбля. Вот почему здесь никого
не взволновало заявление комеомолкл
К. Терентьевой и другие тревожниыя
	факты,
М. КОТОВ.

АКАДЕМИЯ АРХИТЕКТУРЫ СССР В 1948 ГОДУ
	  Президиум Академии архитектуры
	CCCP утвердил план научно-исследо-
  вательских работ на 1948 год. В те-
кущем году намечено разработать ряд
важнейших проблем в области архи-
тектуры и строительной техники, cBa-
занных с осуществлением грандиоз-
ной строительной программы после:
военной сталинской пятилетки.
внимание уделено в плане
обобщению советской архитектурной
практики за тридцать лет. В текущем
  Tomy будет подготовлен к печати ряд
  сборников, анализирующих крупней-
 щие достижения зодчества народов
СССР, монографий о лучших архитек-
турных сооружениях и выдающихся
мастерах советской архитектуры.

По отдельным видам архитектурной
деятельности (градостроительство,
массовое жилищное строительство,
‚ сооружение общественных и промыш-
ленных зданий} предполагается под-
готовка капитальных трудов и моно-
трафий, обобщающих богатый опыт
проектирования и строительства в
  СССР. Сюда относятся: капитальный
‘труд «Основы советского градострои-
тельства», охватывающий весь комп-
лекс социально-экономических. архи-
тектурно-художественных и инженер-
	но-технических проблем строительст-
ва городов в СССР, окончание нача-
той в прошлом. году работы «Архитек-
тура жилищного строительства Моск-
вы», подготовка на основе экспедици-
онных исследований Я по
жилищному строительству Ленингра-
да, Урала, Азербайджана, разработка
серии жилых секций 4—5-этажных
домов для московского строительства
< учетом использования заводских
строительных деталей, . составление
капитального труда во вопросам про-
ектирования общественных центров
советских городов, монографий по от-
дельным видам общественных соору-
жений — клубам, театрам, школам,
лечебным учреждениям, санаториям и
ЕД.

Большое место занимает в плане
разработка важнейших проблем тео.
рии советской архитектуры. Намече-
ны научные работы на темы: «Проб-
лема сопиалистического реализма в
архитектуре», «Теория и критика со-
	ветекой архитектуры», «Архитектуо-
	< наследие и советская архитекту-
ра», «Критика буржуазных теорий в
архитектуре» и др.

Будет продолжена. работа над из-
даннем многотомной «Истории рус-
	ской архитектуры» и выпущен ряд
новых книг из популярных серий
«Сокровища русского зодчества» и
«Сокровища зодчества народов
СССР». Намечено также подготовить
к печати третий, четвертый и пятый
тома «Всеобщей истории архитекту-
ры», два очерка, посвященных архи-
тектуре славянских стран (Болгарии
и Чехословакии), и краткий курс все-
общей истории архитектуры.

То вопросам строительной техники
план предусматривает разработку на-
учных исследований, связанных с ©0-
оружением высотных зданий, заводе
CKHM домостроительством и т. д.

Особое место в плане Академии ва-
нимают темы, связанные ‘с составле-
нием ряда разделов Урочного поло-
жения (кодекса общеобязательных
норм и правил), разрабатываемого по

вета Министров СССР.

В текущем году в институтах Axa
демии будут обуществляться научные
работы по вопросам внутреннего обо-
рудавания зданий, санитарной техни-
ки и благоустройства, районной пла
нировки. Выйдут в свет новые TOMA
архитектурных справочников и «Ката»
лога строительных материалов и Hse
лий».