Se «6COBETCKOE HCKYCCTBO
100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В, И. СУРИКОВА

Нельзя сказать, что до Сурикова
не было реалистических картин, нани-
санных на исторические темы. Даже
ограничиваясь кругом русских живо-
писпев, мы насчитаем с десяток та-
	лавтливых, выразительных вещей до
	1551 года, когда появилась  нер-
вая большая суриковская вещь —
«Утро стрелецкой казни». Трудно от-
казать в силе «Ивану Грозному у те-
ла убитого им сына» Шварца (1864 г.),
его же <Вешнему поезду царицы
на богомолье» (1868 г.). Глубока и
правдива картина Ге «Петр и Алеёк-
сей» (1871 г.), волнующе и мощ-
но написана «Маревна Софья» Pe-
пиным (1879 г.) и т д. Однако
викто до Сурикова не cmor подой-
ти к исторической теме так, ‘что-
бы, не теряя ярчайшей конкретности
исторического события, воспринять и
обнаружить ‘его об’ективный, часто
глубоко скрытый смысл. Суриков в
основном сумел при известной, несом-
ненно присущей и ему ограниченно-
сти подняться до настоящего реали-
стичесокого воплощения истории. И
это произошло во многом потому, что
для него не существовало пазоыва
между прошлым ‘и современностью:
До Сурикова историческая тема,
даже из недавнего прошлого, бралась,
как совершенно изолированное явле-
ние в своем узковременном бытии ни,
естественно, могла трактоваться лишь
во внешне-обстановочном, бытовом
или психологическом плане. Зритель
не чувствовал, что перед ним живая
история, которая в претворенном. ви-
	де существует вокруг него и ежемн-
нутно создается руками живых лю-
дей, в которой прошлое и современ-
ность сплетены в неразрывное целое
исторического процесса. Самый выбор
сюжетов говорит о том, что художни-
ки интересовались частными явления-
ми, проходя мимо важнейших пово-
ротных моментов истории, Их привле-
кали преимущественно либо истори-
ческие анекдоты, либо быт прошлого.
Обращаясь к образам отдельных
исторических деятелей, они не заме-
чали могучих движущих сил исторч-
ческого процесса — народных масс,
и в лучшем случае отводили им роль
фона. -

Даже в индивидуальном образе Су-
риков подмечает великое, историче-
ское. Как не вспомнить тут вырази-
тельный образ Ивана Грозного, ярко
	«В. И. Суриков». Портрет работы художника И. Репина.
			ДО Жи
			)Кенские образы
	С именем Сурикова у нас нераз-
рывно связано представление O XY-
дожнике грандиозных народных эпо-
пей, проникнутых высоким трагичес-
ким звучанием, о художнике, создав-
шем могучие образы людей-борнов,
сильных и духом и телом. Патриоти:
ческим пафосом проникнуто у Сури-
кова художественное восприятие ис-
	тории.

В великом русском историческом
живописце нам сейчас особенно доро-
го воспевание силы воли, способно-
сти к подвигу, бесстрашия и патрио-
тизма русского человека. Но за всем
этим нельзя забывать и лирическую
ноту, которая ощутимо звучит в 00-
шей симфонии суриковского творче-
ства и о которой редко у нас говорят.
У сурового, волевого и замкнутого
человека, каким был Суриков, лирика
получала соответствующую окраску.

Лирическое начало суриковского
творчества яснее всего обнаруживает-
ся в созданном им поэтичном образе
русской девушки. Стбит для этого
вспомнить тихую, спокойную лирику
портретов Доможиловой, Рачковской.
Превосходным  типажным  этюдом
представляется нам искрящийся ра-
достью и молодостью образ «Смею-
щейся девушки» для «Снежного го-
родка». Суриков прекрасно перебал
здесь свежесть и непокрелственность
чувства, которые делают обыкновен-
ное простое лицо прекрасным. «Жен-
ские лица русские я очень любил,
непопорченные ничем, нетронутые», —
говорил художник. «Смеющаяся де-
вушка» ’— замечательный образец
художественного утверждения наци-
онального русского типа. При всей
своей жизненной правдивости он про-
никнут глубоким чувством подлинной
лирической поэзии.

Но, как известно, по-настоящему
раскрылось у Сурикова все душевное
богатство человека в его больших
картинах. В действии, в испытании
подвигом, в служении идее оаскры-
вает Суриков характеры, которые он
как бы только ‘созерцает в портретах
и типажных этюдах.

Лучшее и центральное произведе-
ние Сурикова — «Боярыня Морозо-
ва» — особенно богато женскими об-
разами. Это единственная у Сурико-
ва картина, в которой женщины —
главные действующие лица. Разу-
меется, и здесь, среди народа, нема-
ло ярких мужских типов. Но важней-
шее для Сурикова — показ много-
гранности народного характера — в
«Морозовой» + tau преимущественно.
на женских образах.
	Среди множества образов «женско-
го царства» (выражение Сурикова) в
этой картине особенно замечательны
и незабываемы два: самой Морозовой
и девушки в голубой спубке. Они по-
лярны друг другу, и между ними рас-
полагаются все другие женские об-
	разы правой части картины — обра-
зы друзей и единомьинленников Мо-
розовой. В то время как мятежная
боярыня — страсть неукротимая, вся
— горение и действенность, девулнка
B голубом — олицетворение кротости
й магкой женственности.

Патетическому образу Морозовой
противостоит этот грустно-за-
думчивый, глубоко задуневчый
образ. Не в силах чем-то помочь Мо-
розовой, девушка отдает ей беззавет-
НО свою любовь, свою душу. Но это
отнюдь не ее мягкосердечие, уступ-
чивость или бесхарактерность и уж
никак не безидейность. Нет, это та-
KOH же твердый, хотя и по-иному, в
своих убеждениях и симпатиях ха-
рактер, так же способный на самоот-
речение и подвиг. В ее тихом героиз-
ме, может быть, даже меныше эгоис-
тичного, чем в Морозовой, ибо в сво-
ем подвиге эта девушка не ждет ни-
какой награды, не жаждет власти.

Обращалось не раз внимание на из-
вестное сходство позы девушки в го-
лубом, наклона ее головы, общего
силуэта фигуры с фигурой прошаю-
щегося с народом стрельца в «Утре
стрелецкой казни». В самом деле, для
девушки в голубом прощание с Мо-
розовой является как бы проша-
нием со всем миром; за этим начнет-
ся уже подвиг отречения от личного
счастья, радости и надежд.

Этот глубоко пережитый и выно-
шенный Суриковым образ не возник
впервые в данной картине. Он имеет

свою, историю и своих предиествен-
ниц. Еще в год завершения «Утра
стрелецкой казни» Суриков задумал
картину «Царевна Ксения Годунова
у портрета умершего жениха-короле-
вича».

Но Суриков оставил разработку
темы горькой судьбы Ксении Году-
новой, увлекшись, очевидно, другой
исторической фигурой — Менщико-
вым. Композиция «Меншиков в Бе-
резове» представляет собой как бы
повернутую в другую сторону компо-
suumo «Царевны Ксении»,

Поставив в центр янимания своего
нового произведения столь отличный
от Ксении. мощный и волевой образ
Меншикова, Суриков сохранил в кар-
тине нечто и от первичного темати-
ческого замысла. Это глубоко траги-
чная и вместе с тем необыкновен-
но лиричная в своей хрупкости,
зябко кутающаяся в синюю шуб-
ку фигурка старшей дочери Мен-
шикова Марии. Суриков © нежно-
стью и любовью писал ее со. своей
жены. Как и Ксения, Мария — Не-
удачливая незеста, и ее постигли
ссылка и несчастия, и ее светло на-
чавшаяся мойзнь была так же безжа-
лостно смята. -
	Тесно композиционно связав в кар-
тине четыре фигуры, Суриков вместе
с тем трактует их как внутренне
чуждых друг другу людей. В карти-
не каждый занят самим собой, не ви-
дит и не слышит другого. Мало вы-
разительный сын Меншикова и. про-
сто милая в своей юной наивности
младшая дочь Дарья, незначитель-
ностью своих переживаний контраст-
но подчеркивают всю душевную бу-
рю Меншикова, вею  трагичность
этого образа. Совсем иная Роль в
картине Марии. Ее горе, ее печаль-
ный образ имеют не меньшее значе-
ние и привлекают не меньшее вни-
мание, чем образ Меншикова. Она —
прямая жертва честолюбия ‚и авантю-
ризма своего отца. Но если Менит-
ков несет наказание за свои собст-
венные действия, если его падение —
результат его собственных ошибок,
то Мария — жертва чужих страстей
и интриг. И, композиционно-живопис-
ными средствами Суриков выделяет
ее в картине. Здесь впервые худож-
ник использовал прием цветового
контраста, которым он впоследствим
заставил светиться лицо Морозовой.
	Пройдет много лет. Суриков напи-
шет «Снежный городок» — свою
единственную не трагическую карти-
ну с веселыми простыми женскими
лицами, создаст свои грандиозные
полотна «Ермак» и <Перехол
Суворова», самая сюжетика которых
исключала женские образы, «Степана
Разина». где художник сознательно
уберет из картины персидскую княж-
ну, еще присутствовавшую в первич-
	ном замысле. Но вот на склоне своей
жизни Суриков снова вспомнит об-
раз человека, лишенного счастья и
радости, и в эскизе картины «Посе-
щение царевной женского монасты-
ря» перед нами снова — «женское
царство». А в центре его, на фоне
церковной позолоты и черных ряс
«христовых невест», — фигурка ца-
ревны. Эскиз не дает. возможности
судить о характере этого образа. Но
самый сюжет картины заставляет нас
вспомнить сунылую судьбу кремлев-
ских царевен, лишенных права на
	личную жизнь и простое человечес-
кое счастье.
	Трагический по существу и элеги-
ческий по трактовке, этот образ:
проходящий через всю творческую
жизнь Сурикова, не одинок в тогдаш-
нем русском искусстве... Стоит толь:
ко вспомнить <Аленушку» В. Ваене-
цова.
	Элегия женских образов Сурикова
свободна от идеализации смирения и
покорности. При своей кротости его
героини никак не пассивны в своем
отношении к жизни, они не могут
примириться с малым, ложным или
пустым. Их можно сломать, но не
согнуть. Лирика этих образов Сури-
кова по своей сути героична и не ме-
нее патетичная, чем его героические
образы, она исполнена самого высо-

кого и доблестного представления о
человеке.
	Проф. А. ФЕДОРОВ-ДАВЫДОВ.
	Живописец-патриот
	слепо установленным теориям, оста-
	ваясь во веех случаях свободным, ис-
	ходя от жизни, от ее велений и лишь
	ностольку ечитаясь с теориями, по-
скольку они несли в себе законы са-
MOH жизни».

Суриков почти во всех сферах жи-
вописи показал себя большим худож-
ником, расиирил: рамки существовав-
ших жанров, обновил их, раскрыл их
новые ‘возможности. Историческая
картина «Утро стрелецкой’ казни»,
«Меншиков в Березове», «Боярыня
Морозова», «Степан Разин», нереали-
зованные замыслы — «Пугачев» и
«Красноярский бунт», исторические
баталии «Покорение Сибири Ерма-
ком», «Переход Суворова через Аль-
пы», жанровая композиция «Взятие
снежного городка», пейзаж, портрет
— во всех этих областях живописи
Суриков сказал свое новое яркое сло-
BO.

В картинах Сурикова главное дей-
ствующее лицо — народ. На своих
полотнах он Всегда изображает
народ в действии, борьбе, в мо-
	менты наивысшего напояжения его
	духовных и физических сил. Он пока-
зывает духовную и моральную кра-
соту русского человека, силу его
характера, целостность и самобыт-
ность его натуры. В. полотнах Сури-
кова звучит национальная гбодость,
огромная любовь к русскому чело-
веку.

Воспевая народ, его борьбу, сочув-
ствуя его страданиям, восхищаясь его
героизмом, Суриков не всегда пра-
вильно понимал ход истории, не’ всег-
да видел ее о ведушие тенценции,
действительное соотношение борю-
щихся сил. Не увидел он и того

класса, который был. способен. по-
вести народ к его освобождению —
зарождающегося пролетариата. Ог-
раниченность Сурикова обусловле-
на эпохой, в которую он жил и тво-
рил, особенностями крестьянской
буржуазной революции в России.

Суриков до конца своих дней креп-
ко держал знамя реалистического ис-
кусства. Никакие временные колеба-
ния и ошибки на этом пути не могут
изменить общей оценки его искус-
ства.
	Наследие Сурикова — замечатель-
ная ликола для молодых советских ху-
	`‘дожников. Его классические компози-
	ции, его метод работы над картиной,
его мастерство в области композиции,
колорита — все это должно быть об-
разцом для молодых мастеров. Залз-
чи, стоящие сегодня перед советским
искусством, к этому обязывают. Со-
ветские художники призваны He
только поднять свое мастерство до
уровня мастерства классиков русской
и мировой живописи, но и превзойти
ИХ.
	Советский народ чтит в лице Сури-
кова одного из лучших своих сынов.
В эпоху упадка и разложения искус-
ства во всех зарубежных странах он
поднял в своем творчестве русскую
живопись на невиданную высоту, соз-
дал один за другим шедевры реали-
стического искусства, произведения,
глубоко народные и национальные.
	„Тишь в советскую эпоху искусство
Сурикова стало подлинным  достоя-
нием народа, лишь в послеоктябрь-
ские годы его творчество получило
настоящее признание и понимание.
Всенародное празднование советской
страной 100-летия со дня рождения
художника является лучшим призна-
нием его заслуг перед своим отече-
ством, его вклада в русскую и миро-
вую культуру.
	ской студией  научно-популярных
фильмов.

Режиссер и оператор фильма Ю.
Желябужский. Авторы сценария С.
Владимирский и Б. Зисельман.
	Фильм знакомит зрителей < круп-
нейшими живописными произведениз-
ми Сурикова: «Утро стрелецкой каз-
ни», «Меншиков в Березове», «Боя-
рыня Мороеова», «Взятие  <нежного
городка», «Покорение Сибири», «Пе-
реход Суворова через Альпы», а так-
же с некотобыми этюдами, akBape-
лями и автопортретами художника.
		_ Сегодня вся наша страна, весь со-
ветский народ торжественно отмечают
сто лет со дня рождения величайше-
го русского художника Василия Ива-
вовича Сурикова.
	Товариш Сталин в своем историче-
ском докладе 6 ноября 1941 года в
числе выдающихся представителей
`реликой русской нации назвал и имя
Сурикова.

Творчество Сурикова неразрывно
связано с распветом идейного реализ-
-ма русской живописи, с могучим дви-
жением передвижников. Оно знаме-
нует собой высший этап в развитии
реализма в доревслюционном изо-
бразительном- искусстве.

Искусство Сурикова, как и все пе-
редвижничество, выросло на волне
революционно-демократического дви-
жения ХХ’ столетия. Оно отра-
жало в себе ни на час не зати-
хавшую в России освободительную
борьбу.

Претворяя в <воей творческой прак-
тике великие принципы революцион-
но-демократической эстетики Белин-
ского, Чернышевского и Добролюбо-
ва, это искусство утверждало новые
эстетические нормы, вступало в оже-
<точенную борьбу с феодально-поме-
щичьим искусством и его эстетикой.

Народность, реализм. националь-
ность — эти слова были написаны
на знамени нового демократического
искусства. Эти принципы сплачивали
передовых художников в их борьбе,
помогали им с невиданной еще в
< истории русского искусства художе-
ственной правдой и идейной глубиной
поведать всему миру о своей великой
родине, о ее природе, о ее великом
прошлом, о ее народе и его ботьбе.
	Освободительно. - патриотические
идеи питали передовое ‘русское ис-
кусство, об’ективно отражавшее под-
готовку революции в России. И это
придает ему  всемирно-историческое
значение.
	Суриков по праву должен быть от-
несен к величайшим представителям
илейно-критического реализма в рус-
ской исторической живописи. Как и
другме его собратья по кисти, он воз-
высил тему народа в живописи, сле-
лал народ, его судьбы, его борьбу,
его подвиги основным содержанием
своего творчества. В своих историче-
ских по сюжету картинах он решал
те же животрепещущие проблемы со-
‘временности, что и остальные пере-
движники, работавшие главным обра-
зом в бытовом жанре.
	Впервые в русской исторической
живописи Суриков обратился к темам
народных движений. С невиданной
еще в мировой живописи худо-
‘жественной силой он раскрыл тоа-
гедию этих народных двяжений,
воспел героизм и свободолюбие ру2-
ского человека. Показывая народ, бо-
ровшийся за свое освобождение, Су-
риков умел показать его, как могучую
силу истории, раскрыть в нем герои-
ческое начало, его патриотические
чувства, его отвагу и мужество, бес-
страшие, широту натуры, глубину ue-
реживаний.

Суриков-хуложник — подлинный
новатор. Высптим критерием искус-
ства для него является сама жизнь,
действительность. Он критикует со-
временных французских художников
за то, что они «не так глубоки, как
действительность». «А как любил он
жизнь! Ту жизнь, которая обогащала
его картины, — писал один из его
младших современников. — Суриков
любил «композицию», но и эту сто-
рону своего искусства он не подчинял
	Сегодня в Выставочном зале Союза
советских художников СССР откры-
вается выставка произведений В. И.
Сурикова из частных собраний. Вы-
ставка организована Всесоюзным ко-
митетом по ознаменованию 100-летия
со дня рождения В. И. Сурикова.

В экспозиции представлено около
200 произведений, большинство из KO-
торых выставляется впервые.

es

Цветной короткометражный фильм
«Василий Иванович Суриксз» звы-
пускается в юбилейные дни Москов-
	ходили», — так говорил Суриков Во-
лошину.
	Историческая картина не мыслима
без глубокого и тщательного изуче-
ния всех необходимых фактических
материалов, относящихся к изобра-
жаемой эпохе. Мы не должны следо-
вать примеру Сурикова, зачастую на-
рушавшего документальную точность
обстановки. Но зато для нас драго-
ценным образцом являются его под-
вижнические поиски характерного
правдивого типажа. В этом опять-таки
проявилось его живое ошущение
исторического процесса, сознание то-
го, что прошлое частично живет в на-
стоящем. Наибольшие хлопоты в этом
отношении доставила ему картина
«Покорение Сибири Ермаком». На-
сколько была велика его требова-
тельность к себе, показывают строки
из его письма 1894 г. к брату: «Не
торопясь, с божьей помощью, можно
хорошо кончить ее (картину —
В. 3.) к будущей выставке... He
знаю, как, а хотелось бы нынешним
летом еще поработать этюды татар в
Тобольске...». Это писалось тогда,
когда художник располагал уже мно-
гими десятками отличных  этюлов
татар, а картина была уже почти за-
кончева.
	Суриков, по собственному свиде-
тельству, «стены допрашивал, а не
книги», скупо пользовался докумен-
тальным материалом. Тем не менее то,
что Суриков изображал, он знал ве-
ликолепно по основным и надежным
источникам. Однако он никогда не
стремился создавать точную иллю-
страцию того или иного события. «В
исторической картине, — говаривал
он, — ведь и не нужно, чтобы было
совсем так, а чтоб возможность бы-
ла, чтобы похоже было. Суть-то исто-
рической картины — угадывание. Ес-
ли только самый дух времени соблю-
ден — в деталях можно какие угоц-
но ошибки делать. А когда все точка
в точку — противно даже». Но Сурн-
ков под «угадыванием» понимал че то
интуитивное, свехчувственное «проз-
рение», которое находили позднее у
вего реакционные критики, а «вжи-
вание» в эпоху, творческое бытие в
ней, озаренвое светом’ подлинного
исторического знания. Ведь иметчо
так и только так можно было достичь
воплощения того «дщуха эпохи», кото-
рым полны его великие исторические
	полотва.
В. ЗИМЕНКО.
	утверждать, на чьей стороне победа.
Достаточно посмотреть на две фигу-
ры воинов-татар, стоящих влево от
татарина с круглым шитом (он пон-
	MOCTHACH на носу лодюй), чтобы уга-
	дать исход битвы. Видя прямо не-
ред собою могучую тучу людей ели-
ной железной воли и бесстрашия,
один из этих воинов изумленно рас-
крыл глаза и рот. Воин рядом натянул
	стрелу, вот-вот он пустит-ее в. каза-
ков, во какой у него неуверенный
	взгляд, как слабо’ напряжены. муску-
лы!

Ив то жа время лица казаков из
дружины Ермака (в левом углу кар-
	тины), также. напряженные до преде-
‘ла, опокойны и сосредоточены, про-
	о, po-
низань:е ‘единой волей и единой
мыслью. В боевом порядке вра-
гов Ермака и его дружины выступает
	‘их коренное различие. Дело не в том,
	что у первых—только стрелы, а вто-
рые обладают огнестрельным оружи-
ем. Суриков не это пренмущество де-
лает силой русских. Стена ‹ кучумсв-
ских войск сбилась плотно, татазы
стоят ‘друг за другом, развернуться
для удобных действий им невозмож-
но. Дружине Ермака еще теснее на
своих лодках, трудности ее неимо-
верны--надо стрелять и одновремен-
но двигать лодки зперел. Но как ум-
но стеснились казаки, как расчетливо
й разнообразно выбрали свои положе-
	ния для боя!

Создавая, «тесную» XoMmoammo   и
сближая в ‘упор противников, Сури-
ков извлекает из исторического собы:
тия «смысл». Недаром Горький считал
верным признаком реалистического
искусства  «емысл факта», а не
его случайное «вещественное опере-
ние». Гениальный живописец вы-
разил сложный комплекс моментов
боя в едином могучем пластическом
образе.
	величие духа и мужество дружины
	‘Ермака особенно сильно выражены в
			образах казаков, сидящих в первой
лодке. Эта группа < лодкой—решаю-
щий компонент всей картины. В том-
тои заключалась’ оригинальность
Сурикова, что он и здесь, как и во
всех своих картинах. вводит обяза-
тельную для исторического произве-
дения «жанровую подробность». Жан-
ровая подробность облегчает зрителю
понимание <сунности изображаемого
	рящий в правоту своих дел. Свер-
шается история — и здесь нет посто-
ронних. Все вовлечены в действие,
все — исторические лица. Художник
не навязывает своего мнения, но зри-
тель чувствует, что у истории не было
выбора — казнь стрельцов не прихоть
Петра, а жестокая необходимость,
	С болыной силой опять подчеркнута
динамика сцены во ‘времени. Глаз
зрителя замечает только что прибыв-
шие телеги. Это приводит нашу
мысль К предистории изобръажен-
	обрисованный художником в рассказе “ay Е т
Волонтину: «А вы знаете, Иоанна-то   8ГО события. И в то же время здесь
	[Грозного я раз видел настоящего: но-
чью, в Москве, на Зубовском бульва-
ре в 1897 году встретил. Идет сгорб-
	ленный, в лисьеи шубе, в шапке ме-
	ховой, с палкой. Отхаркивается, на
меня так воззрился боком. Бородка ©
сединой, глаза < жилками, не свиое-
пые, а только проницательные и ум-
ные. Пил, верно, много. Совсем Иоанн.

Я его вот ‘таким вижу. Подумал:
если бы писал его, непременно таким
бы написал..». Наыщен большим
историческим содержанием его Мен-
шиков з картине «Меншиков в Бере-
зове». Индивидуальная судьба здесь
органично слита < историческим пэо-
цессом. Погруженный в угрюмую за-
думчивость, властный, грузный cTa-
рик, при всей иконографической сво-
боде в толковании художником обра-
за Меншикова, неразрывно связан в
нашем представлении с именем спод-
вижника Петра, умного и талантли-
вого деятеля, облеченного в течение
двух десятилетий огромной властью.
	Мы невольно переносимся мыслью K
	дням его могущества, связываем гго
личность с яркой эпохой Петра.

‚ «Я не понимаю действия отдельных
историчёских личностей без народа,
без толпы. Мне нужно вытащить их
на улину», — эти слова Сурикова яр-
ко показывают его принципиально но-
вое отношение к проблеме историче-
ского изображения. Прежде всего —
масса, народ. Он и заполнил полотно
первой картины Сурикова. Чистое,
светлое утро. Не погасла заря над
стенами Кремля, в легкой дымке при-
чулливый, пестрый Василий Блажен-
ный. А внизу — столько тяжкого,
пригибающего к земле горя, не облег-
чающих сердца слез, неукротимой
злобы, несломленной гордой силы —
сложный, многогранный образ стисну-
той, сплетенной в клубок толпы. В
отдалении — царь, негодующий, ве-
	уже ясна развязка. Мы видим фигуру
стрельца, уже шагнувшего по на-
правлению-к эшафоту. Исторический
пафос. придал. сцене. величавую тор-
жественность a ‘могучие образы
стрельцов оказались вынесенными на
самый гребень истории. Они сломле-
ны, но разве не такие же, как они,
сейчас с сочувствием смотрят издали
с возвышения Лобного места?

Суриков в этой картине, каки во

многих других, оказался блестящим
представителем „  демократической
исторической мыс: a, на голову возвы-
шаясь над всеми официальными исто-
риками своего времени. Но, обращаясь
к историческим сюжетам, художник
не отрывался от’ своего времени.
Именно` Сурикев с могучей силой под-
нял в искусстве вопрос о роли народа
в жизни страны, вопрос, так  волко-
ваыпий его современников. Он не был
слепым апологетом прошлого,.а взн-
рал на него с позиций передовой об-
шественной мысли, хотя и приходил
К своим выводам не веегда чисто ло-
гическим путем, а часто и неосознан-
но. Но как гениальный художник, он
чутко воспринимал и претворял в
своем творчестве главные тенденции
своего времени.

Для Сурикова имело огромное зна-
чение непосредственно образное ощу-
	  шение прошлого в современности. «Я
	на памятники, как на живых людей
смотрел, — расспрашивал их: «Вы
видели, вы слышали, вы свидетели».
Только они не словами говорят. Я вот
вам в пример скажу: верю в Бориса
Годунова и самозванца только пото-
му, что про них на Иване Великом на-
писано... В Лувре, вон, быки ассирий-
ские стоят. Я на них смотрел, ине
быки меня поражали, а то, что у них
копыта стерты, — значит, люди здесь
	Первое впечатление от суриковско-
го «Покорения Сибири» прекрасно
выразил Релин. «Впечатление от кар-
тины, писал он‚—так неожиданно и
могуче, что даже неё приходит на ум
разбирать эту копошашуюся массу
со стороны а красок, рисунка.
Все это уходит как никчемное; ‘и
зритель ошеломлен этой невидальни-
Воображение его потрясено..».
	Ноказывая апогей боя, Сурнков
вводит зрителя в атмосферу массово-
го военного действия. Пороховые
вспышки ружей воинов Ермака, свя:
стящие стрелы кучумовских полчин,
конечно, помогают художнику в 505-
создании этой атмосферы. Но глав-
ную роль для живониспа здесь играет
Чластическая выразительность масс:
	Отчетливее понять. психологическое
состояние войсковых  групи-—той и
другой—помогают детали картины
	Сурикова. Детали «Дружина Ермака»
	(левая сторова картины) и «Враги Ер-
мака» (правая ее чають) ярко и y6s-
‘дительно раскрывают отличия в исн-
хике борющихся противников._

Бой не закончен, сояростью и от-
чаянием бьются. кучумовские. войска.
Но мы уже с уверенностью можем
		события. И не зря так упорно и вни-
мательно писал Суриков эту лодку с
натуры, выискивал для нее типы Ka-
заков, добивался наиболее острого
их изображения. Этюды эти лучшие
из всего натурного цикла в картине.
В двух воинах первой лодки—каза-
ке, заряжающем ружье, и его товари-
ще с ружьем на коленях, в сущно-
сти, уже раскрыт психологический
лейтмотив сюжета. Оба они даны в
профиль, у обоих удлиненные, почти
одинаковые лица, сверкающий
взгляд. Но сколько в них выдержки,
какое рассчитанное движение у каза-
ка, заряжающего свое ружье под же-
стоким обстрелом неприятеля! И зри-
тель, ощущая суровую красоту и
мужество этих казаков, невольно пе-
реносит черты их’ геройства Ha
остальных членов дружины.

Болыное драматическое напряже-
ние придают «Покорению Сибизи»
пластические ритмы, повторы; они у
Сурикова несут те же функции, ато и
повторы мелодии в музыке. :

Великий подвижник искусства, Су-
риков в годы работы над картиной не
принадлежал себе. Он как бы пере-
жил жизнь каждого из своих исторч-
ческих персонажей, ощущая себя ря-
довым участвиком похода Ермака. К
работе над`картиной он привлек и не-
обходимые  историко-документальные
материалы. Исторические описания
убеждали силой фактов. Однако ху-
дожник викогда не полагался. на нах
полностью. Историческую правду ему
во многом приходилось угадывать.
Суриков так и говорил: ‹..А я ведь
летописи и не читал. Она сама {карти-
на, — М. С.) мне так представилась:
две стихии встречаются. А когда я.
потом уж, Кунгурскую летопись на-
чал читать — вижу, совсем, как у
меня. Совсем похоже».
	В поисках натуры для «Покорения
Сибири» Суриков собирал матернал
в Красноярске, Тобольске, Минуси-
нске, Туре и на берегах Оби, на До-
ну, на Урале. В натурных этюдах Су-
рикова к «Покорению Сибири» мель-
	Редакционная коллагия:
	кают казаки, татары, остякя, фигуры
в различных поворотах головы и ру:
ки. Со скрупулезной точностью фик-
сируются предметы одежды и снаря-
жения, все эти самопалы, мечи и
кольчуги, шапки и щишаки, щиты и
шлемы, пушки и пороховницы Hexo-
торые фигуры и вещи пишутся ху-
дожником по нескольку раз. Onn
комбинируются в сложных  поворо-
тах и в разном освещении. И, как
правило, в каждом этюде ‘реалисти-
ческая достоверность обретает яркое
живописное освещение.

Все, что можно было  использо-
зать, Суриков взял от натуры. Но ему
захотелось острее испытать и чувст-
во сибирского пейзажа и походной
обстановки на пути следования Ep-
мака. Около трех тысяч верст ху-
дожник проехал по пути следования
дружины Ермака—то на коне, то в
лодке, то на пароходе, а порой шел и
пешком по диким, нелюдимым ме-
стам. Поразительный пример в исто-
рии всего мирового искусства! Во
время этих путешествий -жазненные
наблюдения великого мастера. обога-
щались редчайшим психологическим
материалом из окружающего народ-
ного быта. Здесь он видел те уди-
вительные примеры скромного, буд-
ничного подвига русских людей, ко-
торые вдохновляли его при создании
одного из грандиозных батально-ис-
	торических полотен русской живолпи-
си.
	В творчестве Сурикова  батально-
исторический жанр был поднят на
новую, высшую ступень. «Покорение
Сибири Ермаком»—‘классическое про-
изведение русской и мировой реалч-
стической живописи.
	Батальные картины Сурикова дают
ценнейшие материалы советским ху-
дожникам, которые обязаны воссла-
вить подзиги народных масс, участво-
вавших в невиданной по масштабам
войне. Им есть чему поучиться у
Сурикова — непревзойденного психо-

лога войны и выразителя силы духа
народа.
	  редактор), A. A. СУРОВ,
Симов, В. В. ЖУРАВЛЕВ,
Й,- А. И. ШАВЕРЛЯН.
	— К 1-48-98. _ <
	Ban Ne 913.
	евец национальной доблести
	>

Мих. СОКОЛЬНИКОВ
©

отдельных участников битвы.
	Выделяя их крупным планом— прямо
на. зрителя, художник, однако, He
обособляет их. Наоборот, он динами-
зирует этими образами движение и
боевую слитность всей массы. ‘Рас-
	каждого бойца, художник передает

крывая внутревнюю о
высокий моральный пол’ем НО.
	войска в момент боя. «Исихологиче-
ская истина»— часто употреблявшийся
Суриксвым термин—и здесь становч-
лась ключом к раскрытию реальной
правды события.

В русском батальном искусстве на-
ряду с Суриковым решал подобные
задачи Верещатин, кое-что делали
	Дмитриез-Оренбургский и Кившенко.
	Берещагин сам был участником воеч-
ных походов и сражений, в соверщен-
стве знал летали походного быта и
	умел подмечать важные. подробности
батальных сюжетов. В этом вся сила
воздействия на зрителя его картав
«Перед атакой», «Окружили — пре-
следуют», «Тсс.. пусть войдут!». Но
Верещагин был по преимуществу ба-
талист современных ему войн.

Суриков решал свои баталии на ис-
торическом материале.

Как великий художник, он ‘умел за-
глянуть в душу народа, выразить его
мысли и чувства. И мастерство Сури-
кова-живописца помогало ему  пере-
дать психологию воина с огромион
впечатляющей силой.
	В «Пюкорении Сибири» проявилозь
	‘еще одно, новое для того времеча
‘’ качество Сурикова-баталиста—поэти:
‘Ческое отношение к сюжету. Он-—
‘поэт военного сражения.  Поэти-
ческой силой изображения Сурикоз
убеждает в реальности именно тако-
‚го; нпоказываемого им боя. Он делает
‘нас живыми свидетелями историче-
ского события, а не соглядатаями те-
атрального зрелища.

При оценке наследия гениального
русского исторического живописца
обычно больше всего внимания отво-
дилось картинам «Утро  стреленкой
казни» и «Боярыня Морозова». Допе-
волюнионное искусствознание всяче-
ски умаляло идейное и xyuomecraea
ное значение «lloxopenun Cu6upu Ev-
маком» и особенно картину «Пере-
ход Суворова через Альпы» Оба эти.
произведения далеко не изучевы. и.
современным советским HCKYCCTBO-
	ведением,
Между тем, «Покорение Сибиэи.
Ермаком» принадлежит к величай-
	шим достижениям суриковской KKH-
сти. Картина эта напряженно писз-
лась нелых пять лет и была люби-
мейшим детищем художника. Патои-
от-сябиряк, Суриков с особой лю-
бовъю взялся за работу над произве-
дением о Ермаке. В памяти художея-

ка еше с детства сохранились песня
и предания об этом народном герое,
особевно почитаемом в Сибири. В за-
пуманном произведении . художнику
хотелось подчеркнуть гордость за сн-
бирское казачество, за свой род, при-
шедший за Ермаком с Дона, расска-
зать о народном самородке, просла-
вившемся историческим военным под-
ВигГомМ.
	Влумываясь в подвиг Ермака и его
казачьей дружины, Суриков увидел в
нем одно из величественных прояв-
лений храбрости и стойкости русского
народа. Тема выросла и развернулать
в эпическое полотно о воинской 106-
лести и геройзме русских людей. «Си-
	ла духа», о которой художник писал
в письме из Сибири, стала основной
	идеей будущей картины.
		«Токорение Сибири» и последовав-
итая за ней картина <Нереход Суво-
рова через Альны в 1799 году» при-
	надлежат к батально-историческому
	жанру. Это был новый для Сурикова
жгнр, которым он упорно овладезал
в левяностых годах.
	Суриков вносит коренной  перево-
	рот в старое представление о батальъ-
	ной живописи. Лейственность огэ2ом-.
	ной массы войск он раскрывает через
психологическую напряженность
	В. Г. ВПОВИЧЕННКО (ответственных
	м. 6. БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ,
Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦКИЙ - А.И
	искусств, кино — К 5-45-12; издательство
	«Покорение Сибири Ермаком». Картина В. И. Сурикова.

Е а т ЕЕ. —= — ee
Адрес редакции и издательства: Москва, Нушкинская, 8. Телефоны: секретариат. отлелы  инормацян, архитектуры, эстрады и цирка — К 4-15-66, отделы театра, музыки, изобразитель вых
		Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.