4-й ВСЕСОЮЗНЫЙ СМОТР- ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ.
	смотра художественной самодеятельности учащихся Государственных трудовых резервов исполняет международный гимн демократической мо-
		Фото С. Ишнгарева.
	Очень хоропю, что пение и пляска
не раз единены, как в профессиональ-
ных ансамблях. Ведь у всех народов
песня. и пляска искони тесно связаны
друг с другом, дополняют друг дру:
ra. - Е“

На смотре было представлено не
только народное творчество, ни
произведения профессионального ис-
кусства. В исполнении то хоров, то
оркестров. звучала музыка Глинки,
Чайковского, Танеева и совремеч-
ных советских композиторов Алек-
санлрова, Захарова. Новикова, Носо-
pa, Эфендиева.

Конечно, исполнение не лишено
недочетов, если подходить к нему со
строгим профессиональным критери-
ем. Подчас ощущалась некоторая
напряженность в движении, неточ-
ность в интонации, Но все. это ис-
купалось свежестью. непосредствен-
ностью, бьющей через край жизие-
ралостностью. Да и самая задача ху-
дожественной самодеятельности в
том, чтобы приобщить к искусству
широкие массы, быть средством ком-
мунистического воспитания.
	Не все республики одинаково хо-
	‘рото подготовились к смотру. Поэто-
	му в итоговых концертах некоторые
из них не участвовали.

Художественные руководители
смотра—народный артист CCCP P.
	“Симонов, балетмейстер P, Захаров,
художник Я. Штоффер, заведующий
	музыкальной частью композитор
А. Новиков: хоомейстер В. Соколов
	‘много поработали и многого доби-
	лись. Концерт построен так, Что его
можно рассматривать как нечто це-
noe, Dro He дивертисмент из случай-
но подобранных номеров, Каждое
выступление в отдельности и’ все
они в совокупности говорят о закон-
ной гордости советской молодежи
своей страной, уверенно идущей к
коммунизму под водительством вели-
кого Сталина.
	Заключительная картина, эффект-
но поставленная Р. Захаровым, поед-
ставляет карнавал на Красной man-
щади. На фоне Кремлевской стены,
пол. небом, празднично расцвеченным
вспышками ракет, лучами прожекто-
	ров. весело танцуют русские, укра-
инцы, узбеки, латыши, эстонцы и
другие представители  многонацио-
	нальной нашей страны—все в своих
народных костюмах. Затем декора-
ция меняется. Силуэт Кремля усту-
пает место огромному светлому пла-
кату с надписью «Слава Сталину!».
Но и эта декорация уходит вверх,
открывая исполинский портрет того,
чьей гениальной воле и мудрости
наша Родина обязана всем.
	дительства врагов Ломоносова, то,
наконец, ‘рисуют картины пышных
придворных празднеств. Основная за-
дача при этом неизбежно забывает-
ся.

Нам думается, Что авторам этих
сценариев нехватает полного и глубо-
кого знания предмета. Под «знанием
предмета» следует подразумевать не
только знание фактов индивидуаль-
ной биографии великого человека, но
и марксистско-ленинское проникнове-
ние в его историческую среду. в за-
кономерности и перспективы развития
этой срелы. Еще Маркс в тезисах
о Фейербахе говорил, что „сущность
человека — это вовсе не абстракт,
свойственный отдельному лицу. В сво-
ей лействительности это есть сово-
купность всех оСшественных отноше-
ний. Прямым образом, конечно, эти
слова относятся и к раскрытию писа-
телем сущности того человека, жизни
и деятельности которого посвящен
сценарий. При этом нельзя не пом-
нить, Что ’«материалист вскрывает
классовые противоречня и тем самым
определяет свою точку зрения»
(Ленин). .

Неудачи многих историко-биографи-
ческих сценариев последних лет мож-
но об’яснить забвением именно этих
общеизвестных истин. Как правило,
авторы стыдливо обходят и вопрос о
классовой природе крупных деятелей
прошлого. Видимо, они считают, что
это, во-первых, не имеет прямого от-
ношения к делу и, во-вторых, только
«унизит» великого человека в глазах
современников.

Может ли «унизить» великанов про-
шлого правдивый показ их классовой
ограниченности?. Достаточно ‘вспом-
нить гениальные статьи В. И. Левина
о Л. Толстом, чтобы оценить всю аб-
сурдность такой боязни. Тот факт. что
в ленинских статьях со всей ясностью
раскрыта природа противоречий во
взглядах и леятельности Толстого, не
унижает, а освобождает для нас то
поистине великое, что дал Толстой че-
ловечеству!

Таким образом, глубокое и всесто-
роннее знание прелмета и правильный
материалистический взгляд на него —=
это первое; чего нехватает некоторым
нашим авторам, работающим в исто-
рико-биографическом жанре. Но ве-
	„Лень победившей
страны“ —.
	Это обыкновенный _ : ° : Работники нашей

трудовой день Совет- ‘om т -документальной  ‘ ки-
ского Союза в по- Олег ЛЕОНИДОВ. нематографии не
слевоенной сталин- S впервые берутся. за
	осуществление такой
трудной и ответственной задачи, как
охват в одном фильме целого дня со-
ветской страны. Мы помним прел-
военную кинокартину «День нового
мира», мы помним «День войны», за-
снятый 13 июня 1942г. И теперь,
спустя пять < Лишком лет, запечат-
лен день победившей страны. За`эти
годы далеко вперед шагнули и искус-
ство, и техника советской докумен-
тальной кннематографин. Достаточно
сказать хотя бы о. том, что фильм
1947 года оделен в цвете и это неиз-
меримо повышает. 8печатляющую си-
лу кинолокумента.

Сценарный план «Дня победив:ней
страны», составленный Борисом Ага-
повым, принципиально отличен. от
сценарных планов прежних «Дней».
Там семочные об‘екты монтировались
по движению солнца с Дальнего Во-
стока на Занад, ‘и это связывало CBO-
‘боду. ‘маневрирования киноаппарата.
Б. Агапов построил свой план тема-
	тически (уголь, сталь,  электрифи-
кация, сельское хозяйство и т. д.).
Эти темы освещаются независимо
	от география страны. Гак, например,
рядом с Азербайджаном идет Баш-
кирия, потому что здесь открыты но-
вые нефтяные районы; с возрождаю-
шимся Сталинградом монтируется Се-
вастополь. потому что это дает pas-
витне тэмы восстановления городов-
героев; Алтай и Узбекистан об’еди-
няются темой высоких урожаев и т. д.

Такой метод имеет свой преимуще-
ства, но он и не лишен существен-
ного недостатка. Это — отсутствие
пельности в показе каждой респуб-
лики, края. Зрителю хотелось бы
видеть лицо Украины или Узбеки-
стана. Урала или Заполярья, а видит
он отдельные черты этого лица, раз-
бросанные по различным  тематиче-
ским разделам фильма:

По разным поводам, применительно
к той или иной теме, лвао или три
раза мы вилим на. экране Урал, Дон-
басс, республики Средней Азии. Ле-
нинград ‘демонстрируется не среди
городов-героев, а в связи с Днепро-
гэсом, так как на ленинградском за-
воде им. Сталина изготовляется тур-
бина для Днепростроя. Число этих
примеров можно» умножить.

Однако своими замечаниями о сце-
‘нарном плане нового типа мы не со-
бираемся доказывать его непригод-
ность — возможен и такой принцип
построения, но, применяя его в сле-
дующий раз, надо учесть эти уязви-
мые места.
	Отмеченный недостаток фильма
скрашивается  дикторским текстом
Б Агапова — выразительным и об-
	разным, полным ярких сопоставлений,
тонкой писательской наблюдательно-
сти. В каждом об’екте, сзафиксирован-
ном на экране, Б. Агапов сумел под-
черкнуть самое существенное,
вскрыть глубокий ‘смысл каждого яв-
ления и процесса. Получилась легко
‘запоминающаяся содержательная лек-
‘ция об обыкновенном дне нашей Ро-
ДИНЫ.

Особо следует отметить  темпера-
ментный и ритмичный монтаж, авто-
рами которого являются И. Копалин
и И. беткина. — * ЕЕ

Главная ценность этого фильма—в
его абсолютной достоверности. В от-
личие ог западноевропейских и аме-
\ риканских «ловиов сенсаций», совет-
ские кинематографисты не «организо-
  вывают» и не подтасовывают фактов.
Они снимают то; что есть на самом
	ской пятидетке — 1+ --
августа 1947 года, когда десятки:
‘операторов Центральной студии до-
кументальных фильмов вели семки
зо всех концах нашей необ’ятной Ро-,
‚дины от берегов Черного моря до
студеных полярных вод, от Тихого
океана до селых водопадов Карелии.
	Пень 14 августа не отмечен в ка- .
	лендаре никакими выдающимися со-
бытиями, юбилейными датами. Но та-
кова ужо особенность советского
строя и советских людей, что самое,
хазалось бы, обыденное и обыкновен-
ное тант у нас черты необычного
и невиданного.

„Заканчивается строительство но-
вых заводов. Прокладываются. и за-
страиваются улнцы новых. городов;
которых еще вчега не было на кар-
те, Восстали и восстают из рунн и
пепла города и села, целые инду-
стрнальные районы, разрушенные
гитлерозскимя варварами.

Советскую Белоруссию фашисты
пытались превратить в «зону пусты-
ни». Но здесь уже построено 250 ты-
сяч крестьянских домов, около двух
миллионов колхозников переселилось,
из землянок в новые дома. 14 августа
отстроен еще один дом, еще одна
семья получила крепкое уютное
жилье, Хозяйка распахивает - окна,
ставит на подоконник цветы и
улыбается счастливой улыбкой, гля-
дя на улицу, где танцует молодежь.

«Так будьте ж здоровы, живите
богато, сывы и дочери свободной
„Белоруссия!» .

Ненсчислимые бедствия претерпе-
ла от немецко-фашистских захватчи-
ков Украина. Но уже работает все-
союзная кочегарка — Донбасс. Из
груды взорванного металла возроди-
лись Кривой. Рог, Запорожсталь.
Вновь полнята над пучиной вод rop-

у$——_————————ыы—щ———
	дость советской техники — плотина
Днепровской гилростанция.
Города-герои войны стали уже го-
родами--ероями труда. На экране—
Сталинградский тракторный. С его
конвейера  беспрерывным потоком
сходят тракторы со знакомыми бук-
вами «СТЗ», Они вливаются в общий
поток сельскохозяйственных машин
и с вновь заработавшего Харьковско-
го завола, и с Кировского — на Ура-
ле, и с Рубцовского, построенного в
годы войны. Все это движется, на
колхозные поля —на передний край
горячей битвы за урожай 1947 года.
Растет и ширится техническая база
колхозов. до неузнаваемости меняю-
шая облик деревни и умножающая
силу колхозного строя. В колхозах
сооружаются электростанции. В со-
пружестве со своими инженерами и
архитекторами, агрономами я зоотех-
никами правления колхозов  состав-
`ляют пятилетние. планы:
` Фильм широко показывает не толь-
ко величественные создания  сталин-
ской эпохи, зафиксированные 8
«обыкновенный» день 14 августа
1947 г.—юоператоры засняли обшир-
ную галлерею лучших людей про-
мышленности,  «скоростников» стро-
ительства, плавки металла, угле- и
нефтедобычи, мастеров высоких уро-
‹жаев пшеницы, хлопка, = сахарной
свеклы. Тут и ученые и рядовые ра-
	‘бозие-всех поколений, инженеры и
колхозницы, Герои’  Социалистиче-
ского Труда и те, кто  завоевы-
	вает право на это почетное зва-
ние.

Стремление к новому, дух вечных
понсков, неудовлетворенность достиг-
нутым — это тоже обыденное и обык-
	Сволный хор 4-го Всесоюзного
		—^ Люди счастливого труда
		4-й Всесоюзный смотр художест-
венной самодеятельности трудовых
резервов закончился итоговыми кон-
цертами в филиале Большюго театря.

Будущие металлурги, слесари, то-
кари, ткачи, железнодорожники вы-
	ступали на смотре как певцы, танцо-
	с ехались со всех концов необ’ятной
нашей страны. Тут и литовцы, и уз-
беки, и башкиры, и казахи, и грузи-
ны, и донские казаки.

Их песни, пляски; музыкальные ин-
струмеяты различны. И тем оне менее
всем этим молодым людям присуще
нечто общее. То; что об’единяет их
всех, — это сила, жизнерадостность,
юность. Но не только это. Еще про-
чнее об’единяет, ‹их чувство „совет-
ского патриотизма. Нет у них` бояз-
‘ни за завтрашний: день. Между ними
и обществом нет конфликта, Они
‘знают, что-все это, как И право на
труд иона отдых; дала им Родина.
`Они знают, что -никакая сила в мире
не сможет отнять-у них счастья тру-
диться › на: благо’ отчизны,

`Этими! Чувствами проникнуто все
‘их творчество. «Счастливая Арме-
ния», «Ликующая Молдавия» — ca-
мые названия вокально-хореографиче-
ких” сюит товорят. `9б“их содержании,
раскрывают характёр того, что пока-
зывают`коллектив

. Ho ‘главное В м смотре—огром-
ная воепитательния работа комсомо-
ла. сумевшего, по сравнению с преж-
ними смотрами, Высоко поднять об-
щую культуру нашего юношества.

„. Нет на земле большего счастья, чем
право заниматься любимым трудом.
‘Искусство — тоже труд. В искус-
стве ничего нельзя добиться без тру-
да. Умение нашей молодежи работать
сказалось и тут, И в искусстве они
хотят быть мастерами. Они танцуют
и поют так, что порой не легко отли-
чить их от профессионалов. Доста-
точно услышать, как поет украинские
песни С. Маловичко, как играют три
саратовских гармониста И. Куличков,
Е. Молчанов и Б. Портнов, увидеть,

как танцуют солисты азербайджан-

ры, акробаты, музыканты, чтецы. =

ского, грузинского, башкирского кол-.
	JEKTHBOB.

Превосходно пел об’единенный хор
под опытным руководством В. Соко-
лова, хор учащихся Ленинграда под
управлением Л. Юхнина, об’единен-
ный хор украинцев под руководством
3. Заграничного.

Заслуженный успех имели танцо-
вальная сюита Прибалтийских рес-
публик, ‘лихие пляски украинцев,
донских казаков, виртуозный азер-
‘байджанский ганец пастухов, изящ-
ный грузинский лекури и воинствен-
ный хоруми.
	Реставрация
дома-музея
	Комитет по делам культурно-про-
светительных учреждений при Созете
Министров РСФСР обсудил вопрос о
подготовке к 100-летию со. дня смер-
ти В. Г. Белинского.

В сельских и колхозных клубах, 10-
мах культуры, избах-читальнях будут
проводиться вечера, доклады и бесе-
ды о жизни и деятельности великого
русского критика. В областных, крае-
вых и республиканских библиотеках,
московском и ленинградоком библио-
течных-институтах состоятся научные
сессии.

В доме-музее В. Г. Белинского в
г. Чембаре Пензенской области, где
сохранились документальные. матерн-
алы, книги, обстановка, приналлежав-
шие критику, будут осуществлены
рестазрационные работы. Музей раз-
вернет свои экспозиции также в зла-
нии бывшего чембарского уездного
училища, где учился В. Г. Белинский.

Началась подготовка к строитель-
cTBy Hosoro злания чембаюской райот-
ной библиотеки имени В. Г. Белинско-
ro.
		Новый отряд
художников
	Внимание художественной общест-
венности столицы привлекла защита
дипломных работ вынускниками Мос-
ковского художественного института.
Среди 83 дипломантов—58. живопис-
цев, 17 скульпторов и 8 графиков.

Лучшими признаны картины: А. Лы-
сенко «Клятва», H. Суздальцева
«Горький и Свердлов на’ Волге»,
Б. Басова «В картинной галлерее» и
«Иван Грозный у Ивана Федорова
— первопечатника», В. Лень  «Горь-
кий», В. Прибыловского «Гоголь в
мастерской Ал, Иванова», А. Даниле-
вич «Ленин на Ш с’езд® комсомола»,
П. Андрианова «Ленин и Сталин в
Смольном». Г. Опрыжко «Парад фз-
культурников».

Высоко. оценены были и работы мо:
лодых скульпторов: Т. Полякозой
«Лиза Чайкина». и Л. Капинус «Габас
Шевченко». Одна_ из наиболее иате-
ресных графических работ — серия
П. Чернышева «Фронтовые этюды».

В Выставочном зале Московского
тозапищества художников ‘открыта
выставка дипломов. `
a
	Всесоюзная выставка.
прикладного искусства“.
	Лучшие произведения: созданные
мастерами народнсго и декоративного
искусства за последние три года, бу-
дут представлены на Всесоюзной вы-
‘ставке художественной  промышлеч-
ности и народно-художественных ре:
месел.

Здесь будут изделия из металла,
эмали, кости, ° папье-маше, камня,
стекла и кожи, керамика, мозаика,
ковры и гобелены. Специальный `раз-
дел посвящается декоративно-офор-
`мительскому искусству.

Выставка откроется в Москве в за-
max Музея нового западного искус-
  ства в последних числах февраля. Со
всех концов страны в адрес Выставоч-
ного комитета ежедневно поступают
новые произведения прикладного ис-
кусства. Уже прибыли экспонаты из
Литовской, Азербайджанской, Узбек-
ской, Таджикской и Эстонской ССР.
В их числе--керамика, ковры, вышив-
ка, ювелирные изделия. — Выставоч-
ным комитетом просмотрены и отобра-
ны экспонаты, представленные пред-
приятиями Министерств текстильной и
легкой промышленности и Управленля
промысловой кооперации. Для эксио-
зиции отобраны вазы и сервизы из
хрусталя, шкатулки из папье-маше,
статуэтки из камня. Большюй интерес
	представляют художественные лаки.
	Они получены от промысловых арте-
лей Палеха, Мстеры и Холуя. -
		Красиво построен и отлично испол-
HeH хореографическим коллективом
учащихся Москвы югославский танец
«Козера» (постановка К. Обрадович),

Коллектив Татарии показал музы-
кально-танцовальную сюиту «Моло-
дежь на Сабантуе» (постановка
Б. Тагирова). ленинградцы — сцен-
ку «На катке», где танцоры подра-
жают конькобежцам-фигуристам, ис-
пользуя классические пируэты, ара-
бески, поддержки (постановка Б. Фэн:
стер). Мужские пляски Казахстана,
как и пляски башкирские, представ-
ляют искусное подражание верховой
езде. причем танцоры воспроизводят
то побежку коня, то посадку всад-
ника. Своеобразны танцы карело-фин-
ского коллектира (постановка В. Ко-
нонова). Здесь пляска как бы воз-
вращается к своим первсистокам,
буквальному подражанию трудовым
процессам. Так, в сценке «Рыбаки»
олни мальчики изображают рыболо-
	одни мальчики изображают  рыфоло-
вов, другие — рыб, понадающихся на
	удочку или в вершу. В сценке «Лесо-
рубы», отмеченной такой же точ-
ностью подражания, одни ребята
изображают березы, другие — дрово-
секов, кбторые пилят, рубят, колют
поленья. Елва ли не самые шумные
рукоплескания вызвало выступление
хореографического коллектива уча-
щихся Ленинграда, Мальчики в своих
темных мунлирчиках с блестящими
	пуговицами, девочки в скромных фор-
	менных платьицах с ‘бретельками ис-
полнили полонез и Ma3YPKY, верно
уловив характер этих старинных тан-
цев—,величавую, торжественность по-
лонеза и горделивую удаль мазурки
(постановка Л. Якобсона).
	Москва, Ленинград, Свердловск,
Куйбышев, Саратов, представители
союзных и автономных республик—
‘трудно кому-либо присудить пальму
первенсгва. Все хороши в своем роде.
Каждый коллектив принес на смотр
искусство своего народа, а в произ-
ведениях народного искусства отра-
жаются исторически сложившиеся
национальные представления о кра-
cote.
	Цель всякого искусства в TOM,
чтобы, отображая жизнь, влиять на
нее. Народное творчество, как` пра-
вило, воспроизводит образы, могу-
щие служить образцами, рисует че-
ловека таким, каким он должев
быть. Уже, благодаря этому. народное
творчество имеет большое воспита-
тельное значение,
		приносили много мучений и ему и ок-
ружающим. Но ведь не они же опре-
деляли смысл его деятельности! Нет
сомнений, что в личной жизни Попо-
ва или Чайковского было немало та-
ких обстоятельств и фактов, которые
при жизни могли казаться и им и их
современникам важными и характер-
ными. Но теперь многие из этих
фактов, когда мы видим главное со-
держание деятельности замечательно-
го человека, должны быть осознаны,
как случайные, частные, не влияв-
шие Ва содержание и общественный
смысл его научного, творческого или
государственного труда.

В своем постановлении о второй се-
рии кинофильма «Большая жизнь»
ЦК ВКП(б) указал, что пороки пер-
вого варианта картины «Адмирал На-
химову были обусловлены чрезмерным
вниманием автора и режиссера K HH
тимной любовной истории побочного
	персонажа, к ‹эффектному» антуражу
	в виде балов, чаепитий и прочего в
ущерб. основному содержанию  дея-
тельности Нахимова.

В болыней или меньшей степени
тот же порок. отличает ‘и названные
выше сценарии. Их. авторы тоже ув-
	леклись побочными сюжетными лини-
ями и случайными чертами в характе-
	pax и деятельности своих героев. В
	результате вместо великого ученого»
	изобретателя Попова в первоначаль-
ном варианте сценария возник образ
безвольного неудачника, а историче-
скую обстановку его деятельности за-
менили жанровые бытовые картинки и
«волнующие интимности».
	Не раскрывая деятельности Ломо-
носова, как великого представителя
русской науки и культуры, некоторые
авторы сценариев пытаются привлечь
внимание зрителей к тому, что никак
не обогащает наших знаний о жиз-
ненном подвиге гениального ученого.
Они то увлекаются изображением сти-
хийвых буйств «отца российских на-
ук». то создают вымышленную исто-
рию любовных ‘отношений его’ учени-
ка и племянницы, то придумывают
детективный сюжет шпионств и зре.
	Ветреча с полгарскийи
- — артистами:
	25 января находящиеся в Москве
болгарские артисты встретились в
ЦДРИ СССР с представителями теат-
ральной и музыкальной общественно»
сти столицы. В гости к московским
мастерам искусств приехали крупней-
ший болгарский композитор и дири-
жер Панчо Владигеров, народный
артист Болгарской Народной Рес-
публики певен Михаил Попов и
старейший деятель Болгарского опер-
ного театра народный артист С. Ма-
кепонский,

Гостей встречала делегация масте-
ров искусств в составе М. Тарханова,
М. Рейзена, Ю. Завадского, И. Бер-
сенева, А. Батурина, С. Балашова
и др. С приветствием к болгарским
артистам обратился Н. Петров, кото-
рый отметил болышое значение их вы-
ступлений в Москве и Ленинграде
для укрепления культурного содру-
жества между Советским Союзом и
Болгарской Народной Республикой.

П. Владигеров и М. Нопов позна-
комили собравшихся со своим твор-
чеством. Были исполнены произведе-
ния болгарских композиторов и рус-
ской музыкальной классики, народ-
ные песни Болгарии. Затем для го-
стей был дан концерт, в котором при-
няли участие ведущие мастера
искусств Москвы. Болгарские арти-
сты были избраны почетными члена-
ми Центрального дома работников
искусств.
		новенное для нашей страны, для На-! деле стремясь показать жизнь в ее
	шего советского человека, преобра-
зующего свою родину по единой твор-
ческой мысли.

Й на экране наша красавица —
Москва — источник этой мысли, го-
род неустанного труда, горячей дея-
тельности, Москва, где живет и. тво-
рит гений человечества Сталин, чье
имя влохновляет народ, Сталин, с
кем связаны все наши победы, все
наше булущее!..
		Г1амяти
	непреложной ‘правде, и обязательно
в движении, в развитии, Фиксируя на-
стоящее, авторы фильма говорят, та-
ким образом, `и о нашем завтраннем
дне М благодаря этому фильм «День
	победившей страны» имеет не только
	познавательное значение. Он вооду-
-певляет на новые подвиги, он обра-
щен в будущее, он освещает TOT
путь, по которому идет наш народ под
волительством великого Сталина.
		русского художника
	ций Сурикова, как и всего замеча-
тельного русского реалистического
искусства. Вооруженные самым пере-
довым, подлинно научным мировоз-
зрением. марксизма-ленинизма, вдох-
новленные социалистической действи-
тельностью, обогащенные высокими
художественными традициями прош-
лого, мы должны неустанно продол-
жать борьбу за создание нового боль-
шого искусства, отражающего вели-
чие идей и дел эпохи социализма.
wi

29 января закончилась научная
конференция, посвященная столетию
со дня рождения В.И. Сурикова. В
конференции, срганизованной Акаде-
мией художеств СССР, приняли уча-
стие представители художественной
общественности столицы — работни-
ки музеев, критики, искусствоведы.

Конференция продолжалась три
дня. Было заслушано 6 докладов,
всесторонне  осветивших творчество
великого русского живописца. В o6-
ширном докладе В. Кеменова был дан
глубокий анализ творческого путя
Сурикова, ‘по-новому раскрыто с0-
держание его основных произведений.

О мировом значении творчества
Сурикова. сделал доклал А. Замош-
кин. «Творческий, метод В, И. Сури-
кова» — тема доклала Н. Машков-
цева.

На конференции были. заслушаны
также доклады С. Гольдштейн «Су-
риков в оценке современной ему ху-
	дложественной критики», Б. Иогансона
	«Суриков -- портретист», К. Ситвика
«Суриков-и перелвижники» и М; Со-
кольникова «Идея и образы «Боярыни
Морозовой».

+“
	КРАСНОЯРСК. (ТАСС). Обшест-,
	венность Красноярска в торжествен-
ной обстановке отмечала столетие со
дня рождения гениального русского
художника: Василия Ивановича Сури-
кова.

На улице им. Ленина, д 92, где
жил художник, собрались трудящие-
ся горола, художники Тувинской об-
ласти, Новосибирска, Тюмени, Кеме-
рова и других областей Сибири. Пос-
Ле краткой речи предселатель город-
ского Совета тов. Громов снял полот-
во < бюста-памятника Сурикову и об
явил памятник открытым. Затем со-
стоялось открытие дома-музея Сури-
кова. В десяти комнатах музея вос-
становлена обстановка в том виле,
какой она была при жизни Сурикова.

Носле открытия музея в сквер» на
улице Ленина, напротив строящегося
Дворца советов, состоялась `заклалка
памятника. На большом мрамоэном
камне выбито: «Здесь будет сооружен
памятник великому русскому худож-
нику Василию Ивановичу Сурикову».
	К \

Общественность столицы широко
отметила исполнившееся 24 января
столетие со дня рождения великого
pyceKoro художника В. И. Сурикова.

Большом театре 26 января состоя-
лось торжественное  заредание, по-

священное юбилею.

За столом президиума — члены
Всесоюзного комитета по ознаменова-
нию 100-летия со дйя рождения В. И.
Сурикова народные художники CCCP
и РСФСР, лауреаты “Сталинской
премии, дочь В. И. Сурикова О. В.

ончаловская, виднейшие искусство-
веды. В зрительном‘ зале собрались
зыдающиеся деятели искусств столи-
пы, писатели, ученые, офицеры и г®-

‘нералы Советской Армии, обществен-

ные деятели, главы посольств Н мис-
сий, аккредитованных в Москве, от-
ветственные сотрудники МИД СССР,
представители советской и иностран-
ной печати. .

Торжественное заседание откры-
вает вице-президент Академии худо:
жеств СССР. лауреат Сталинской
премии Ф. Ф. Федоровский. После
Краткого вступления он прелостав-
ляет слово председателю Всесоюзно-
го юбилейного комитета народному
художнику СССР А. М. Герасимову.

— Имя Сурикова, — говориг А. М.
Герасимов, — стоит одним из первых
в списке выдающихся прелставителей
русской культуры. В историческом
докладе на торжественном заседаний,
посвященном 94-летию Великой Ок-
тябрьской социалистической револю-
нии, Иосиф Виссарионович Сталин,
перечисляя крупнейших представите-
лей великой русской нации, назвал и
имя Василия Ивановича Сурикова.

Характеризуя творчество Сурикова,
докладчик указывает, что оно было
неразрывно связано с передовыми
идеями и стремлениями эпохи, в кото-
рой жил великий художник, с демо-
кратическим течением в искусстве
зторой половины Х!Х века, с могучим
направлением жизописи, получившим
название передвижничества, одним из
самых ярких представителей которо-
го являлся Суриков. Творчество Cy-
рикова так же, как и твоочество Pe-
пина. являет собой вершину русской
реалистической живописи.

За годы советской власти о твор-
честве Сурикова написаны десятки
книг и брошюр. В огромных тиражах
выпущены репродукции с его про-
славленных полотен, устраивались
большие выставки. Советская интел-
лигенция, и в первую очередь моло-
дежь, тшательно Изучает творчест-
во Сурикова. бережно хранит память
о нем. Деятели советского искусства,
говорит в заключение А. М. Гераси-
мов, являются прямыми наследниками
и продолжателями богатейших тради-
	хватает им порой и другого — пони-
мания особенностей советского социа-
листического искусства по сравнению
с искусством буржуазным, т. е. с03*
нания новаторства своей советской
творческой работы.

В самом деле. если задача изсбра-
жения великого человека. означает
показ его в главном деле его
жизни, где и личное наполнено пере-
довым обшественным содержанием.
то не ясно ли, что для этого необхо-
димы поиски широкого социального
сюжета, отказ от традиционных сю-
жетно-фабульных «ходов» и, в Част-
ности, любовно-бытовых украшечий?

Речь идет, конечно, не об изгнании
любовной темы из историко-биогра-
фического. сценария. Речь идет о том,
что если история любви не являлась
в жизни героя содержанием или усло-
внем его научного, политического или
иного творческого подвига, — она
должна уступить место другим, более
содержательным моментам. Если же
у иных сценаристов история любви,
например, получается более поэтиче-
ской и волнующей, чем, скажем, исто-
рия великого изобретения. то это
об’ясняется его непониманием своей
залачи, а вовсе не ограниченностью
материала. .

Советский художник как, носитель
нового коммунистического “ сознания
обязан быть впереди. Как направляю-
шая, формируюшая сила он не толь-
ко первый полжен увидеть новую кра-
соту человеческих дел, но и чайти
для ее выражения новые твооческие
	принципы, яркие и живые, TOT THARO
	художественные формы. Это тем 6о-
лее должно руководить им в такой
области творчества, как кино. Здесь
необхолимо лаконичное, кондентриро-
ванное, жизненно конкретное и идео-
логически заостренное раскрытие ха-
рактера великого человека прошлого,
его общественной среды, его «дней и
дел», усилий его бессмертного духа.

Формулируя эту мысль в ее общем
виде, можно сказать, что главнейшая
не только идейная, но и эстетическая
задача наших  кинодраматургов —
глубокий, всесторонний показ героя в
его основном. общеполезном деле с
конкретным раскрытием его личности:
в существенных, типических обстоя
тельствах эпохи,
	Историко-биографическая
	Дм. ЕРЕМИН
<
	_нец некритическим увлечениям исто-
рической тематикой. Содержанием ра-
боты наших мастеров кино стало
только то, что действительно близко
и дорого советской социалистической
культуре. На экранах и в тематиче-
ских планах появились имена таких
людей, чья деятельность составляет
национальную гордость народов Co-
ветского Союза.. Е

Однако в обращении к дорогому нам
прошлому еще нередко проявляются
неверные принципы, чуждые социали-
стической культуре. И поэтому не-
которые сценарии и фильмы дают оши-
бочные, искаженные представления о
наших замечательных предшественни-
ках и предках,

Внимание К случайным и частным
явлениям в жизни великого человека
при одновременном пренебрежении K
основному содержанию того труда,
благодаря которому он стал великим,
сделалось одной из самых pacnpocr-
раненных ошибок авторов историко-
биографических сценариев и фильмов.
Именно за эту ошибку следует кри-
тиковать первый вариант сценария об
изобретателе ралио, замечатёльном
русском ученом Попове, и сценарий
фильма о Мичурине. Неудачи ря-
да замыслов и сценариев о Чайков-
ском. Белинском, Ломоносове, ‚Му-
‹соргском, Чернышевском, Менделе-
еве, Сеченове и других свидетельст-
вуют о том же неверном принципе от-
бора черт жизни и деятельности ве-
ликого человека, которые авторы
брали в основу своего произведения.
Ложный принцип отбора оказывался
всегла результатом ложного прелста-
вления авторов о том, что является
главным в биографии великого чело-
Beka, .
В самом деле, в тяжелой жизни Ми-
чурина было, вероятно, ‘немало об-
стоятельств, сформировавших черты
нелюдимости, ворчливости в харанте-
ре замечательного ученого. Эти черты
	Великие деятели нашего прошлого,
корифеи общественной мысли, науки
и культуры народов СССР занимают
значительное место в галлерее обра-
зов, созданных советской художест-
венной кинематографией. Только в по-
следние годы на экраны были выпу-
щены кинофильмы о великом русском
хирурге Пирогове, об адмирале Нахи-
мове, о гении русской музыкальной
культуры Глинке, о знаменитом путе-
шественнике Миклухо-Маклае и дру-
гие. В различных стадиях готовности
находятся и другие историко-бногоа-
фические фильмы: о гениальном Y3-
бекском поэте Навои, 06 азербайджан-
ском государственном деятеле Фата-
ли-хане, о великих русских ученых
Павлове, Мичурине и Жуковском.
Наконец, в процессе подготовки —
работа над. сценариями о Пушкине,
Ломоносове, Белинском и многих дру-
гих.

Внимание нантего искусства K Be-
лнким образам прошлого значительно
ий постоянно. Оно продиктовано - не
только желанием полнее понять исто-
рию нашей общественной мысли, ` ис-
кусства и культуры, но и тем, что ге-
ниальные создания корифеев прошло-
го стали неот’емлемой частью. духов-
ных богатств советского социалисти-
ческого общества. Мысль В. И. Лени-
на о том, что «только точным знанием
культуры, созданной всем развитием
человечества, только переработкой ее
можно строить пролетарскую ‘культу-
ру..>— давно уже стала реальностью
наших дней. Поэтому, обращение K
гениям прошлого не только естест-
венно. но И необходимо.
	Само собой разумеется, что не вся
кое обращение к прошлому правиль-
но и законно. Вспомним, что еще сов-
сем недавно некоторые наши писате-
ли и сценаристы; в том числе писате-
ли братских народов, некритически
восхваляли ханов, бояр и царей, при-
писывая прогрессивные взгляды ий де-
ла подчас таким людям,  дея-
тельность которых была sparkaeOua
интересам трудового народа.

Указания ИК ВКП(б) положили ко-