COBETCKOE HCKYCCTBO
	Под таким заголовком в нашей га-
зете ат 17 января с. г. была напеча-
тана статья Л. Малюгина о бесприн-
ципной и недобросовестной рецензии
Н. Грёкова на книгу В. Г. Сахнов-
ского «Мысли о режиссуре» («Лите-
ратурная газета» № 4 от 14 января).
Редакция «Советского искусства» по-
лагала, что статья Л. Малюгина дает
правильный ответ на необоснованные
выпады против книги В. Г. Сахнов-
ехого,
	Однако Н. Греков после продолжи-
тельных раздумий решил продолжить
спор. Его новая статья «Адвокаты
идеализма и низкопоклонства» («Ли-
тературная газета» № 8 от 28 январл
с. г.) не отличается от старой ни со-
держанием, ни даже заглавием — те
же суровые‘ обличения, построенные
на зыбкой основе, и еще более безот-
ветственные политические обвинения,
вместо серьезной аргументации.
	Бесспорно одно: и книга Сахновс-
кого, промагандирующая и утвержля-
ющая русское искусство, и вся твор-
ческая деятельность этого крупного
режиссера - педагога, воспитавшего
большую группу советских режиссе-
ров, единомышленника и одного
из ближайших помощников Станис-
		Возможности советского цирка   „чести
		Цирк — искусство смелости, лов-
кости, силы. веселого смеха и злой
сатиры. Именно эти качества должны
быть наиболее ярко выражены в цир-
ковых представлениях.
	ассистентов мешают ему, вызывают
скептическое отношение к номеру. Ме-
щанеки безвкусный и пышный анту-
раж вступает в конфликт с ироничес-
кой манерой подачи трюков самим
Кио.

Недостатки цирка проистекали в
значительной степени из-за того, что
руководство Комитета по делам
	руководство Комитета по делам
искусств Стремилось, прежде всего,
	к показу парадной стороны и в
своей деятельности мало задумывз-
лось о существе циркового искусст-
ва, об его теории и о том направле-
нии, по которому. должен итти совет-
ский пирк.

Организуя смотры новых нометов,
Комитет не руководствовался прин-
ципиальными соображениями, и DO-
этому наряду с действительно инте-
ресными и новыми номерами на мос-
ковском манеже демонстрировались
номера старые ‘или по своим установ-
кам далекие от принципов советского
цирка. Можно перечислить целый pr
старых, потерявших всякий интерес.
номеров, которые выносились на мос-_
ковскую арену.

Гимнасты Баландины, например,
много лет работали по паркам и са-
дам с одним H тем же номером.
Жонглер К. Абдуллаев целиком
скопировал номер салонного жонгле-
ра немца Карро. Гимнасты Свирские
показали примитивный“и стандартный
HoMep Ha GamGyxe. B люказах ‘узбек-
ского циркового коллектива прини-
мали участие рэзные факиры, шпаго-
глотатели, люди-фонтаны, т, е. пред-
ставители самых антиэстетических
форм цирка. Известно, что подобчые
номера, рассчитанные на наиболее
отсталую публику, даже до револю-
ции демонстрировались, главным об-
разом, не в цирках, ав пПаноптику-
мах. ; :

В спешке подготовки громогласно
рекламируемых новых номеров. обыч-
но «не успевали» обращать внимание
на трюки, на подлинную содержа“
тельность циркового искусства и Ус-
траивались взамен  парады-прологи,
эффект которых ’создавалея светя-
щимися красками, великолепием KO-
стюмов и очень плохим балетом. В
то же время даже лучшие циркозые
номера, не выдвигаемые на CMOTDEI,
не получали никакой помощи и часто
распадались. Это произошло © номе-
рами дрессировщиков В, Дурова, Ю.
Дурова, М. Золло, Н. Грекова (грун-
па медведей), с чемпионатами  борь-
бы, с цыганским ансамблем.

Были созданы и широко разрекла-
мированы цирковые коллективы, но
во главе их часто оказывались люди,
далекие от цирка, лишенные режис-
серского опыта и таланта. Пример
тому — эстрадный фельетонист И.
Южин или человек-«счетная мавшина»
	я. Острин.
Программы этих цирковых коллек-
тивов были случайным собранием
	случайных номеров. Коллективы эти
не решались показывать ни в Mock-
ве, ни в Ленинграде.

Увлекаясь парадами, цирковая ре-
жиссура за время войны поставила
только одну пантомиму — «Трое па-
ших» А. Афиногенова и М. Бурского.
Между тем, пантомимы дают наи-
большие возможности для создания
высокоилейного и яркого циркового
спектакля. «Гуляй-поле» В. Труцци,
«Москва торит» В. Маяковского,
«Намиль» Е. Кузнецова были в свое
время высоко оценены советским
зрителем,

Сейчас надо’ задуматься о пере-
стройке работы цирков и прежде
всего о необходимой критике и само-
критике, к сожалению, до настоящего
времени почти. отсутствовавших „в
цирковых кругах. :

Цирк располагает великолепными
мастерами, проработавшими в нем де-
сятки лет. Таковы В. Соболевский,
Н. Никитин, В. Жанто. Л. Танти, И.
Лерри, Н. Кисе, Н. Бондаренко, Г.
Коваленко, Б. Эдер, А. Серж, Ф.
Джиовани-Конев и многие другие.
Они являются хранителями лучших
традиций цирка. В цирке были их от-
цы и деды, в цирках сейчас их дети
и внуки. :

На аренах выступают артисты-но-
ваторы: Б. Кухарж, П. Маяцкий, А.
Буслаев, А. Александров, Н. Жереб-
цов-Верден, М. Егоров, Р. Флав-
ский, К Зайцев, Н. Хибин и другие,
создавшие много интересных новых
номеров.

В цирке есть талантливые режис-
серы — С. Романо. Б. Шахет и ре-
жиссерская молодежь — Н. Барзило-
вич, С. Рудиф. К. Зайцев.

Творческая инициатива советских
цирковых артистов весьма велика.
Если эту инициативу правильно ис-
пользовать, то в ближайшее время
	МЫ будем свидетелями новых вели-_
	колепных успехов советского цирка.
	пам пасте
	Bee чаще и чаще в американских
киножурналах появляются сообщения
о том, что голливудские актеры, - не-
взирая на травлю и угрозы лишения
работы, отказываются выступать в ре-
акционных фильмах. Компания «ХХ—
век Фокс» уволила актера `Карнеля
Уайльда, не пожелавшего принять
участие в  антикоммуниетическом
фильме.

Актер. Георг Монтгомери резко вы-
ступил против постановки клеветни-
ческого фильма «Баллада о Греции»
и был уволен с работы.

Демократические влияния, так за-
метно усилившиеся в последнее вре-
мя в Голливуде. внушают серьезную
тревогу   «вождю» американской ки-
нопромышленности Джонстону, по-
ставившему перед собой задачу
завладеть мировым кинорынком.

У Джонстона, как и у Томаса, много
оснований для беспокойства. Веюду,
пде америханская кинопродукция яв-
ляется принудительным ассортимен-
том, растут протест и возмущение.
Все труднее и труднее становится
Джонстону бороться с демократиче-
скими силами как внутри Голливуда,
так и далеко за его пределами.
	Под огромным нажимом итальян-
ских кинематографистов, возглавляе-
мых коммунистами, учредительное
собрание Италии приняло закон, по
которому 12 недель в году закреп-
ляется за итальянскими фильмами. И
это для Италии, где все позиции в
<инопромышленности захвачены аген-
тами Голливуда, является болышим
	достижением.
«Американцы стали певцами конца
века, — говорится в статье, опубли:-
	кованной журналом «Ривиста дель
Чинематограф». — Теперь трудно . най-
ти американца средней культуры, —
продолжает журнал, —который считал
бы себя вполне психически нормаль-
ным. Каждый испытал на себе не
меныше 30 способов и видов. лечения
нервов... Все эти патологические
«комплексы» Голливуд использует
для коммерческих целей. При помо-
	Все остальное —пышность оформ-, при театральном вузе — факультет,
	из которого <о временем может вы-
расти цирковой институт.

ления, великолепие костюмов, изо-
бретательность инженеров, выдумки
режиссеров — может. лишь помогать

артистам, ни. в коем случае He
становясь самоцелью.
_Kaoyvatg. — sot важнейший жанр
	цирка. о котором следует нам поду-
мать в первую. очередь.

Известно, что в 1903 году, во вре-
мя второго с езда РСДРП, происхо-
дившего в Лондоне, В. И. Ленин по-
сетил Мюзик-холл. «В. Ильич, — как
вопоминает М. Горький, — охотно и
заразительно смеялся. глядя на кло-
унов, экенентриков.,» Потом Влади-
мир Ильич заметил, что «экецен-
тризм» — особая форма театрального
искусства: «Тут есть какое-то сатири-
ческое или скептическое отношение к
общепринятому, есть стремление вы-
вернуть его наизнанку, немножко
исказить, показать алогизм обычного.
Замысловато, а:— интересно».
	Алогизм обычного — это главное в   тов, приборов. Смешно сознаться, что
	клоунаде. Фовзременная оуржуазчея
клоунала тоже стремится к алогизму,
	Созременная буржуазная   в цирке есть гимнасты, не умеющие
	потянуться десять раз подряд! Ма-
	но злесь он переходит в абсолютный   шины приходят К НИМ на ПОМОШЬ.
	скепсис: все в мире теряет смысл,
становится ненужным и ‘абсурдным.
	Иногда и хорошие гимнасты закрызя-
ют свою сложную работу машинами.
	«Все вдребезги» — вот название п2-   Так. гимнасты Е. Лебединская а 6.
	Шетинин в начале номера прячутся
в шар, а потом нелепо оттуда вывали-
ваются.

Артисты И. Вавилова и С. Фейер-
таг создали сложнейший крутящийся
аппарат, на котором сни проделывали

элементарные акробатические упраж-
нения. Весь этот номер выглядел па-
родией на цирк. А какое количество
	различных веревок, так называемых

_лонж. опускается почти зв каждом ак-
	лонж, опускается почти з каждом ав-
робатическом номере! Конечно, в
цирке надо принимать меры предосто-
режности. Но млонжа — это суфлев
акробата. Она нужна только TOMY,
кто плохо знает свою’ роль. Лонжа
дает все основания выпускать него-
товые, сырые номера — на веревке
поддернут, на веревке поймают! Сто-
ит ли отделывать трюки, доводить их
до совершенства?! Моторы и лонжн—
это опасные «партнеры» цирковых
артистов. Они могут и вовсе уничто-
жить подлинное цирковое искусство.
Скажем прямо: в цирке еще много
дилетантов и случайных людей. Же-
ны, братья, даже тещи артистов ока-
зываются занятыми в номерах, а так
как они профессионально не подгото-
влены, то для них и необходимы мо-
торы и лонжи. Научиться держать на
ногах лестницу не очень трудно. Но
одно это нехитрое искусство не оп-
ределяет еще подлинного мастерства
артиста цирка. А между тем таких, с
позволения сказать, «мастеров» в
цирке очень много. И когда настоя-
щий артист взбирается по лестнице,
которую держит подобный дилетант,
он обязательно одевает лонжу.
Многие артисты цирка думают
сейчас над аттракционами. Аттракщи-
оны могут быть очень увлекательны,
но только в тех случаях, если они
создаются с участием подлинных
мастеров своего циркового ‘дела. И.
Бугримова и без мотоциклов локаза-
ла. что она великолепная укроти-
тельнина То же можно сказать и ©
Е Зы. А Алтаксанттове A вот
	пулягного клоунского номера, труи-
пы Ширвайс. Взрываются автомебиля,
ломаются музыкальные инструменты,
погибают люди, а срели этого хаоса—
вовсе не смешной, страшный клоун,
маниакально утверждающий ° <вэю
личность. Стирается грань между ре-
альностью и буффоналой, и жизнь на-
цчинает представляться, как буффона-
да. Человек—только марионетка в
руках рока, вот главная тема совре-
	менной западной клоунады.
В советских цирках, как это ни
удивительно, ‘подобная клоунада
	имела CSOHX представителей. Наибо-
лее яркие из них Коко и братья
Ширман. :

Клоунала в советском цирке дол-
жна стремиться к разрушению всего
косного  мешающего пробиваться
росткам нового. Клоунада ‘должна
раскрывать новые возможности явле-
ний и вещей Она должна быть со-
временной. вне зависимости от того,
на бытовые или политические темы
написан репертуар клоунов. .

— Уходя из цирка, — говорил М.
Высокинский. один из корифеев рус-
ской клоунады, — зритель должен
помнить, что клоун был ловок, а че
только смешон. Это очень важная
формула. Клоун должен выйти побе-
дителем из борьбы < рутиной, пош-
лостью, трусостью. -

Увы, наши клоуны, за исключением
Каран д’Аша. В. В. Лазаренко и не-
многих других, в лучшем случае
только смешны, а иногда и жалхи.
Их бьют, обливают водой. мажут
мыльной пеной, их кусают собаки, а
они либо изображают  суб’ектов.
полностью со всем. примирившихсч,
жалких и ничтожных. либо маньяков.
	идущих без цели своей дорогой и ни
на что не реагирующих. Чтобы убе-
диться в этом, достаточно посмотреть
на Антоноза и Бартенева, или Сима и
Элика, или Роллана и Дубино.
	Быть
	(ТБН принципиальность
обязательны
	лавского и Немировича-Данченко,
не дают оснований для обвинения в
низкопоклонстве перед буржуазным
Западом,

Отрадно все же отметить, что Н.
Греков несколько отступает от своих
шатких позиций. Теперь он считает,
что «нет ничего предосудительного в
самом факте привлечения примеров
из западной живописи: это лишь pac-
ширяет культурный кругозор читате-
	лей». Но вель именно это он ечитал и.
	сомнительным и предосудительным и
на этих примерах главным образом
строил свои обвинения B HHSKOMOK-
лонстве.

Учитывая, что ВТО устраивает об-
суждение книги В. Г. Сахновского, ре-
дакция не’ считает целесообразным
занимать место в газете повторной
полемикой с Н. Грековым и пригла-
шает редакцию «Литературной газе-
ты», а также Н. Грекова принять

участие в творческой дискуссии.
~

Обсуждение книги В. Г. Сахнов-
ского «Мысли о режиссуре» состоит-
ся 4 февраля во Всероссийском те-
атральном обществе.

Отчет будет. опубликован в следу:
ющем номере нашей газеты.
	Виктор ЭРМАНС.
>:
	Изумительный мастер художествев-
ного слова Н. В. Гоголь, откликаясь
на возникшие уже в его эпоху пуб-
личные чтения, горячо ратовал за то,
чтобы в России было как можно
больше искусных чтецов. Сейчас у
нас много «хороших и разных» чте-
цов, унаследовавших лучшие черты и
традиции своих славных предков —
Мочалова. Щепкина, Садовского, Гор-
бунова, Давыдова и др.

Художественное чтение, ставшее в
нашей стране большой самостоятель-
ной областью искусства; за последние
годы в значительной степени: изжило
свою камерность, укрепило и подня-
ло свой авторитет у массового зрите-
ля, стало могучим средством пропа-
ганды и коммунистического воспита-
НИЯ.
° Отряд чтецов получил за’ годы Ве-
ликой Отечественной войны: внуши-
тельное пополнение в лице молодых
артистов, нашедших себя, свой стиль,
свою исполнительскую манеру не в
концертных залах столицы, а в блин-
лажах и клубах-землянках на фрон-
Te.

Если в довоенные годы популярные
чтецы выступали главным образом в
небольших клубных аулиториях, TO
теперь многие из них уже смело вы-
ходят на подмостки Концертного зала
им. Чайковского или Болышого зала
консерватории. Их самостоятельные
вечера, подобно спехтаклям и концер-
там, прочно вошли в круг интересов
советского зрителя, в его художест-
венный «бюджет».

Мастера художественного чтения
весьма активно выступают По всей
нашей стране. На боевых кораблях, в
частях Советской Армии, в городах и
на новостройках звучат произведения
советской литературы и драматургии.
Вооружившись такими произведения-
ми, как «Молодая гвардия», «Повесть
о настоящем человеке», «Дом у доро-
ги», «Спутники», «Василий Теркин»,
«Зоя», «Люди с чистой совестью» и
	др., чтецы оживили конпертную эст-
раду и на этом благодарном материа-
ле продемонстрировали весьма ощу-
тимый ‘рост своего’ искусства.

В творчестве мастеров художест-
венного слова наметились за послед-
ние годы два основных направления.
Одно из ‘них питается главным обра-
зом традициями Закушняка, другое
берет свое начало в исполнительской

манере Маяковского? — не только та-
лантливейшего поэта нашей советской
энохи, но и замечательного ‹ чтеца,
превращавшего эстраду в идейную
трибуну поэтического слова.

Искусство Сергея Балашова—мас-
совое искусство больших художест-
венных и политических обобщений,
рассчитанное на тысячные аудитории,
следует отнести KO второму Е

лению.

Среди множества голосов чтецкой
эстрады голос ‹ Сергея Баланюва,
уроженца и воспитанника могучего
социалистичё кого Урала, выделяет-
ся своей революционной страстностью.
и «атакующей силой».

Сергей Балашов пришел на эстра-
ду из драматического театра, и в этом
его творческая биография мало чем
отличается от биографий болышинст-
ва чтецов. Но в то время как многие
драматические актеры, перейдя на
эстраду, расстаются со сценическими
навыками, Сергей Балашюв, наоборот,
строит свое эстрадное искусство цз-
лихом на театральной основе; пони-
мая, что природа исполнительства на
эстраде и на сцене по сути дела одна
и та же. .

Он раскрывает ‘исполняемые им
произведения через образ. В «Челя-
бинском тракторномо заводе» — это
ударник Василий Киселев, в рассказе
«Флаг» — это старый матрос-патриот
Бойцов ‘в композиции «Люди из за-
холустья» — это столяр-краснодерев-
щик Иван Журкин, .

Новую ‘литературную ‘композицию
«Салют Победы» Сергей Балашов
раскрывает. через. собирательный об-
раз бойца, прошедшего вместе: с ар-
	Ю. ДМИТРИЕВ
	Цирк эмоционально воздействует
на своих зрителей через трюки. т. е.
через зрелищно-подчеркнутое  прео-
доление якобы непреодолимого пре-
пятствия. Материалом циркового ар-
тиста является его собственное тело,
Физическое в номере циркового арти-
ста не может быть отофвано от пои-
хического. Предельное  напряжелие
всех  психических- и физических
свойств человека, зрелищная демеч-
страция воли содержат. эстетическое
зерно.

Обычно именно © помощью трюков
цирковые артисты создают те или
иные образы. Без трюков нет цийжка.

Ныне, однако. трюковая основа —
хемонстрация силы, ловкости, смело-
сти—зачастую подменяется демонст-
рацией различных моторов,  аппара-
	С. Балашов’ исполняет литератур-
ную композицию «Салют
Победы».

Фото В. Koraap.
		ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
	(0 ЛОЖНОЙ КОНЦЕПЦИИ КНИГИ „ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО“
	Президиум Академии архитектуры
СССР, обсудив опубликованную a
газете «Советское искусство» (№ 3
от 17 января 1948. г.) статью «О
ложной концепции книги  «Градо-
строительство», признал содержа-
щуюся в этой статье критику книги
«Градостроительство», выпущенной
издательством Академии и
СССР, правильной.
		Инетитуту истории и теории архи-
‘тектуры и Институту  гродострои-
`тельства Академии архитектуры
`’СССР предложено созвать специаль-

ное научное совешание для всесто-
роннего и тщательного обсуждения
книги «Градостроительство» с тем,
  чтобы полностью устранить при пере-

издании все имеющиеся в’ней нело-
четы.
	РАВНОДУШИЯ<
	мией-победительницей славный путь
	от Волги до Берлина.

И, наконец, в последней своей ра-
боте — «Когда зреет песня» — ар-
тист предстает перед нами в образе
Сулеймана. Сперва это батрак_из ау-
ла Ашага-Сталь, обрабатывающий на
чужих буйволах чужую землю, пос-
ле — народный поэт, «соловей Даге-
стана», великий ашуг, имя которого
известно каждому в нашей стране, и
затем Хость Москвы, выступающий в
Большом Кремлевском дворце перед
товарищем Сталиным. с полной стра-
сти и поэтической силы речью,

Композиция «Когда зреет песня»,
удачно слеланная Сергеем Балашовым
по книге Эффенди Капиева «Поэт»,
исполняется им с большим мастерст-
вом,  взволнованностью и душев-
ной теплотой. Артист живет и дышит
литературной интонацией Капиева,
найдя для нее своеобразный ритм,
стиль, музыкальный строй. Это не ‘ак-
цент и даже не тонировка, это—на-
циональная речевая мелодия.

Сергея Балашова не хочется назыь
вать чтецом. Он — актер, читающий
	обстановке: Ha  эстраде-трузовике,
на эстраде в землянке, эстраде-пне
среди лесной поляны.

С каждой своей новой работой Сер-
гей Баланюв в первую очерель знако-
мит своих земляков-уральцев, которые
не скупятся на отзывы и советы.

Кто же эти критики талантливого
артиста, внимательно следящие за его
выступлениями яа эстраде? Это луч-
шие люди страны, «обогнавшие вре-
мя». новаторы, ударники и рационали-
заторы производства: тагильские
литейщики, златоустовские кузнецы,
кунгурские штамповшихи, шахтеры
Губахи и Половинки, люди, выдви-
нувшие в свое время Сергея Балашо=
ва в почетные ударники Челябинеко-
го тракторного завода.

Такая тесная связь художника с на-
родом красноречиво говорит о`творче-
ском лице артиста-патриота, черпаю-
щего силы и вдохновение в подлин*’
ном материале полнокровной жизни
нашей великой Родины.

Знаменитый театральный деятель,
актер и режиссер А. П. Ленсхий го-
ворил, что художник «много больше
может сказать, чем то, что сказано
текстом поэта».

Каждая новая работа’ Сергея Бала-
шова свидетельствует о его плодот-
ворном творческом труде, стремлении
проникнуть в неизведанные дали ху-
дожественного творчества, сказать
«много болыне», чем сказано автором.
	Коммунисты потребовали от эуко-
водства ансамбля укрепления и улуч-
шения художественного руководства
коллективом. В частности, было. от-
мечено, что художественный руково-
дитель ансамбля Л. Баратов мало за-
нимается творческой работой и фер-
мально относится к своим обязанно-
стям.
	В принятом решении партийное: соб-
рание признало. статью «Плоды рфавно-
душия» правильвой и наметило ряд
мероприятий ‘для улучшения идейно-
политического воспитания работников
ансамбля и всей творческой деятель-
ности коллектива.
	Партийное собрание наметило тах-
же ряд практических мероприятий по
усилению -партийно-массовой работы
в коллективе во время гастрольчых
поездок. Решено просить ВЦСИС об
укреплеёии художественного рукс-
водства ансамбля.
	Приняты меры к оживлению деятель-
ности Дома. работников. искусств.
Сейчас уже начались регулярные чте-
ния лекций и докладов по различ-
ным творческим проблемам, по вопро-
сам международной политики и др.
Начали проводиться также диепуты
и дискуссии. В них активно учает-
вуют деятели искусств республики.
АШХАБАД. (Наш корр.). -
	Собрание партииной организации
профсоюзного ансамбля песни и пля-
ски ВЦСПС обсудило статью «Плоды
равнодушия», опубликованную в «Со-
ветском искусстве» 17 января 1948
года.
‚ Выступившие на собрании работни-
ки ансамбля тт. Д. Шапиро. В. Ново-
сельцев, ©, Яриков. А. Рязанов,
В. Проликов, Л. Рольбина, А. Ряузов,
зав. культмассовым отделом ВЦСПС
Е. Шульга, зав. отделом пропаганды
и агитации Свердловского райкома
ВКП(б) М. Белоусова и др. признали
статью, опубликованную в газете,
правильной и своевременной. Они
привели много дополнительных фак-
тов, овидетельствующих о неудовлет-
ворительной работе’ парторганизации
в области идейно-политического нос-
питания коллектива. Выступавшие го-
ворили также о серьезных. нелостат-
ках в творческой деятельности ан-
самбля, : НЕ
	Под таким заголовком в № 52 «Со-
ветского искусства» за 1947 год было
напечатано письмо о плохой работе
Дома работников ackyccTs в. Ашхаба-
де.

Обсудив это письмо, туркменскей
республиканский комитет   союза Ра-
бис признал факты, изложенные в нем,
‘правильными. Избрано новое’ правле-
ние Дома, утвержден новый директор.

„ЛОМ С ПОТУХШИМИ ОГНЯМИ“
	>

$ ®
	клоуном в советском цирке  Б, Эдере и А. Александрове.
	это значит уметь понять и. раскоыть   A. Корнилов вводит в номер балерин,
	всю слабость отживаклтего, поднять-
	очень мешающих его слонам, только
	ся-над ним и осмеять. его. В Э19М   потому что у него нет настоящей

смысле клоунадла должна быть ЖИЗ-   «сольной работы» слонов. Лисин
	«сольной работы» слонов. vii! и
Синьковская выступали прежде ©
торпедой. Сейчас они фаботают на
простой трапеции и имеют во много
раз больший успех. Кио — отличный
иллюзионист. Но его семьдесят пять
	1,200 ТЫСЯЧ ПЕВЦОВ,
ТАНЦОРОВ, МУЗЫКАНТОВ
	Во Всероссийском смотре сельской
художественной самодеятельности
приняли участие 88 тысяч коллек-
тивов — 1.200 тысяч певцов, танцо-
ров и музыкантов колхозной дерев-
ни.

В начале февраля в Москву нач-
нут сезжаться лучшие коллективы
и отдельные исполнители — участни-
ки районных, областных, краевых и
республиканских смотров. В. столице
состоится несколько открытых KOH-
цертов, а в конце февраля—заклю-
чительный концерт смотра. В нем
примут участие свыше 2.500  чело-
век.
	иноагесьс
	Е. СМИРНОВА
©
	личном допросе Грумбо заявил BO
всеуслышание: «Для тех, кто еще
помнит пожар рейхстага, не так труд-
но почувствовать его дым в этом по-
мещении». Томас, правда, больше не
дал ему говорить. «Виновен», за-
ключил он коротко. Полицейские по
знаку Томаса кинулись к Трумбо.

Так же смело выступил и Джон
Ховард Лоссон. Он крикнул в лино
Томасу: «Вы применяете методы
Адольфа Гитлера!»

Трумбо и Лоссон не остались в
одиночестве. В Голливуде появился
документ, подписанный 30 видными
режиссерами, сценаристами и актера-
МИ.

В этом документе авторы клеймят
позором Томаса и его комиссию, ули-
чают их в преследовании ими свобод
и прав американского гражданина.

На конференции, созванной ‘обще-
ством прогрессивных граждан Амери-
ки, раздавались возмущенные голоса
не только против комиссии Томаса,
но и против тех, кого Томасу уда-
лось запугать и толкнуть на путь кле-
веты и предательства. Была принята:
специальная резолюция. «Конферен-
ция, — говорится в этой резолюции,
— осуждает атаку на американскую
кинематографию, как явную попытку
бросить ее в бездну реакции, заста-
вить ее выпусхать только такие филь-
мы, которые прославляли бы сущест-
вующее положение вещей».

Всем памятна происшедшая  заба-
стовка в Голливуде, приостановив-
шая с’емки многих фильмов. На ery-
диях Голливуда разыгрывались ‘на-
стоящие кровавые стычки между ба-
стующими и полицией. Только за
‚один день было тяжело ранено 130
бастующих работников кино. На ули-
це пестрели плакаты с призывом к
рабочим всего мира об’явить бойкот
Голливуду и не смотреть фильмы,
снятые в этом городе.
	неутверждающим искусством.

Клоун должен быть широко обра-
зованным и современным человеком;
Межлу тем, в студии при Москов-
ском цирке, где . готовят. будущих
клоунов, налицо все пороки студийной
подготовки — ранняя профессионали-
зация, «натаскивание» на номер.  от-
сутствие твердых учебных планов и
программ, активное влияние старой
клоуналы. Самый главный недостатск
— неудовлетворительная политичес-
кая и общекультурная подготовка бу-
дущих клоунов, А ведь еще в стари-
ну говорили, что «клоун — это фило-
соф арены».

В высших учебных заведениях го-
ловят артистов драмы, оперы, опеет-
ты. режиссеров, театральных худож-
ников, театроведов. И только клоуны
обучаются в единственной студии.
Почему? Разве.цирк менее массозое
и народное искусство, чем театр
оперетты или балета? Или профессия
клоуна более проста? Наоборот.
клоун должен быть очень разносто-
ронним. Он и автор и режиссер своих
номеров, Он`должен быть комиком и
-акробатом;

„Нам кажется, что клоуны имеют
Право на свой факультет — допустим
	GONDOTHBNIGHHE x
	«Идеалом современной Америки, ее
культуры и кино должна быть борь-
ба с Генри Уоллесом и ему подоб-
ными, угрожающими американскому
капитализму», — заявил недавно руко-
водитель ассоциации американских
кинопромышленников Эрик Джон-
стон в беседе с журналистами на
пресс-конференнцаи в Брюсселе.
`Но как ни стараются Эрик Джон-
стон вкупе со своим главным совет-
Виком Бирнссм. сколько миллионов
долларов ни затрачивается ими на
клеветническую, антисоветскую, про-
фашистскую пропаганду, они не мо-
гут заставить честных художников
Америхи слепо действовать по указ-
ке Уолл-стрита.

—` Даже реакционная пресса США не
скрывает того, что преследуемые ею_
прогрессивные силы американского
искусства оказывают решительный
‘отпор наступлению империалистиче-
ской клики В Голливуде, который,
но словам Чаплина. насквозь заражен
тлетворным «поихозом наживы», на-
холятся мужественные люди, полни-
мающие голос протеста против чер-
‘ных сил мирового бизнеса. И таких
людей становится все больше
=Нетак давно десяти крупнейшим
сценаристами режиссерам было-пред’-
-явлено обвинение в «неуважении К
конгрессу», ввиду того, что они отка-
‘залиеь подчиниться приказу пресло-
`вутой: комиссии Томаса. Обвиняемые
не согласились признать себя винов-
ными. Судья распорядился, чтобы все
подсудимые дали отпечатки пальцев,
-и-отпустил их под- залог в одну ты-
сячу лолларов за каждого,
-= В феврале и марте состоится суд
над: сценаристами Трумбо, Мальцем,
Бесси, Орницем, Лерлнером и Коу-
лом; режиссерами Дмитрык, Биберма-
‚ном-и постановщиком Скоттом.
_ Дальтон Трумбо, автор. известного в
„Америке антиимпериалистичесхого ро-
‚мана «Джонни получил винтовку», не
дал себя запугать комиссии Томаса.
Его преследовали, ему угрожали и
советовали отречься от. своих «за
блуждений». Но при первом же пуб-
			МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА
	$3 Вчера в Доме кино открылась кон-
ференция на тему «Превосходство совет.
ского киноискусства над современным
буржуазным киноискусством>». Вступи-
тельное слово сказал С. Герасимов, до-
клад еделал В. Пудовкин.

© Театр им. Ермоловой приступил к
ренетициям новой пьесы А. Гладкова
«Ло новых встреч!. Постановка А. Ло:
	банова и ©. Гушанского, ‘Художник
А. Васильев. В спектакле принимают
участие Л. Орданекая, О. Николаева,
	В. Якут, И. Соловьев и др-:

@ 30 января в Центральном театре
Красной Армии состоялась премьера
пьесы А. Кузнецова и Г. Штайна «При-
звание». Постановка В. Канцеля, режис-
сер А. Харламова, художник В. Богат-
кин.

Театр сатиры 25 января показал но-
вый спектакль «Встреча е WHOCTHIO?
А. Арбузова. Hoctanosxa 0, Солюса,
оформление Е. Ладыжинского. р

© Вечером на тему «Московский ху: !
дожественный театр в развитии русской!
национальной культуры» начались
28 января «Чтения К. С. Станиславского!
и В, И. Немировича-Данченко», . органи-.
зованные МГК ВЛКСМ и ПДРИ, Побле
вступительного слова секретаря МГК
ВЛКОМ Н. Киселева и приветствия.
Н. Горчакова с докладом о творческом!
пути Художественного тватра «выступил
Н Волков.

@ Народный артист РСФСР К. Зубов
назначен художественным *‘`руковолите-
	лем Государственного академического
Малого тгатра,
< В торода Средней Азии, Прибал-
	THACKHX республик, в промышленные
центры Урала, Донбасса и Сибири, в
колхозы Краснодарского и Ставрополъ-
ского краев направляютея восемь пере-
движных выставок произведений совег-
ских художников, :

<.В Союзе советских архитекторов
СССР состоялось организационное заев-
дание вновь созданной секции градо-
строительства. В состав бюро секции
вошли: А. Заелавский (председатель),
Л. Кулага, В. Бабуров, Н. : Поляков,
А. Кузнецов, П. Александров. М. Кор-
жев, Б. Светличный .й A. Moctaror
	ПАМЯТИ Пл.
	В Ереване скончался заслуженный
THCT республики кинорежиссер
	aD TCT респуолий
П; А; Бархударян.
	Н. А. Бархударян посвятил свою
жизнь советской кинематографии, Бо.
	@ Государственное издательство «Ис-
кусство» выпускает из печати книгу пи-
сем В. И. Сурикова. Книга составлена по
материалам архива Государственной
Третьяковской галлереи. Большинство
писем публикуется впервые.
	&9 В ВТО состоялось открытое заседа-
ние памяти выдающегося русского ди-
рижера В. И. Сук. После доклада И, Ре-
мезова воспоминаниями о В. И, Сук по-
делились И. Козловский, Н. Озеров,
С. Мигай и др. 2
	3 В честь празднования 30-летия Фо-
ветской Армии в Военной академии
им. Фрунзе организуются вечера, на ко-
торых с творческими _ отчетами будут
выступать мастера искусств столицы.
	93 Недавно. состоялся второй пленум
	Мособлрабис, посвященный идейно-по-
литическому воспитанию работников
искусств. Были заслушаны доклалы
	председателя месткома Малого театра
А. Полякова, председателя культкомис-
сии месткома Большого театра П. Нор-
цова, председателя месткома Московской
консерватории В. Островской и содоклад
Я. Смолянского.

< Драматург В. Катаев назначен зая
местителем художественного руковоли-
	‘теля по репертуару московского Театра
	сатирыт, Е
< Закончились приемные испытания
в аспирантуру Академии архитектуры
СССР, Принято 20 человек.. Они будут
проходить научную подготовку при ин-
ститутах истории и теории архитектуры,
архитектуры массовых сооружений,
‚строительной техники и градостроитель-
ства.

< Центральный nom работников ис-
кусств организовал на-днях творческий
вечер артистки Таисы Савва. В течение
20 лет работы на эстраде она непре-
CTAHHO совершенствовала свое ориги-
нальное искусство эстрадного жанра ху-
дожественного свиста. На вечере Т. Савва
исполнила `«Ноктюрн» Шопена, «Бар-
кароллу» ПТуберта, произвеления. Ип-
политова-Иванова, Верди, Доницетти,
Тозти и произведения других композие
торов.. Особенно тепло зрители приняли
«Вальб-фантазию» Глинки.
	БАРХУДАРЯНА
	шо приняты советской ‚общественно
стью.

Послелние годы П. А. Бархударян
уделял много внимания пелагогиче:
ской работе, велкуре актерского ма:
	Кадр из законченного постановкой фильма реж.. И. Пырьева
«Сказание о земле Сибирской».
	В начале января в Париже состоя-
лась болышая демонстрация француз-
ских кинематографистов. В ней уча-
ствовали виднейшие мастера фран-
цузского искусства. Демонстранты
освистывали кинотеатры, где шли
американские фильмы, сдирали афиши
и рекламы Голливуда. Раздавались
возгласы «Да здравствует француз-
ская кинематография!» На борьбу с
демонстрантами была вызвана.вся па-
рижская полиция. Начались массовые
аресты, и в тюрьму были брошены
люди с мировым именем.

Решительный отпор голливудские
фильмы встречают в странах новой
демократии.

«Голливудекие картины, — пишет
польский журнал’ «Дзиенник Лулдо-
	вы», — находятся под железным кон-
тролем финансистов и создаются
людьми, которые художественные
	требования ставят в прямую зависи-
мость от прибыли. Они льстят низ-
менным инстинктам обывателя, эсте-
тический вкус которого они обраба-
тывают по своим собственным зако-
нам и рецептам».

«Почти вся послевоенная продукция
Голливуда являет собой смесь отвра-
тительной расовой пропаганды iH
низма, психологических извращений,
убийств, садизма, упадочности и ми-
стицизма»,—пишет болгарская газе-
та «Дружба».
	Провал ряда упадочных, реакцион-
	щи техники кинокомпании восироиз-
водят болезненную атмосферу в об-
разах и создают фильмы, отравляю-
щие сознание масс ...американцы
вольны раздражать свои нервы и
психику, сколько им угодно и как им.
угодно, но нашим нёрвам такая наг-
рузка’ не“ нужна».
	Итальянский журнал «Омнибус»
пишет: .
«Американцам постоянно нужно
	легкое, доступное им об’яснение не-
удач на пути к «просперити». Из пси-
хологии и психоанализа они сделали
заводную игрушку, действующую на
все лады. Из Фрейда они сделали не-
что вроде святого Антония, творяще-
го сверхестественные чудеса».

Против голливудских фильмов,
прославляющих убийства, преступле-
ния, нервные расстройства, кровавые
авантюры, выступили   итальянские
врачи-психиатры, которые потребова-
ла прекращения демонстрации картин,
воспитывающих у молодого поколе-
ния «преступные инстинкты, хроБо-
жадность и бессердечие».

Передовая художественная интел-
лигенция Франции, страны, которую
Джонстон < момента заключения до-
говора_Бирне—Блюм считает своей
вотчиной, становится также более
активной в борьбе с засильем  Гол-
ливуда. Многочисленные. статьи, нпе-
тиции, отчеты о пресс-конференциях,
посвященных борьбе с влиянием Гол-

ливуда, заполняют французские жур-
налы и газеты, «Последствия  согла-
шения _Бирне — Блюм, — указывает
французский актер Луи Жуве, —
смертельны для нашего драматиче-
ского искусства, для нашей умствен-

А ГОН т: р С оС

ных фильмов Голливуда на европей-
ских и американских экранах, волна
возмущения, которую вызвала распра-
ва реакционеров с демократически мы-
слящими киноработниками, — все это
заставило заправил американского

ae MEE ORME ED LAR ROE
киностудии, где поставил много худо-
жественных кинокартин: Такие филь-
мы, как «Злой дух», «Под черным
крылом», «Горный поток», «Первый
армянский киноконцерт», были -хоро-

стерства в киносекторе
факультета Ереванского
го института. ‘

< `Смерть товарища П. А.. Бархударяз
на — большая утрата для кинемато-
графини Советской Армении.

актерского
театрально:
	HOH Жизни».

В олной из своих передовых  ста-
тей «Бюллетень Парижского инсти-
тута высшего кинообразования» пи-
шет:

«..Каждый месяц теперь на созна-
ние французского зрителя ©брасыва-
ются тонны психологических и MO-
ральных взрывчатых веществ. Амери-
канская кинематография, вооружен-
ная ошеломляющей рекламой и Чех-
никой, беспощадно обрушивает на
нас чуждые нам образы, реплики, по-
	ложения, прелрассудки, идеалы, ми-
	фы».:
	кино изменить свою тактику и декла-
рировать отказ от- постановки ганг-
стерских фильмов.

По полученным недавно сообщени-
ям в список премированных фильмов
1947 года включены под давлением
общественного мнения два прогрес-
сивных произведения: «Лучшие годы
нашей жизни» Вильяма Уайлера и
«Перекрестный огонь» режиссера Дми-
трыка, которые еще недавно были об’:
ектом преследований реакции. Это го-
ворит о том, что фронт демократиче-
	ских сил в США усиливается и креп-
нет.
	И. Большаков, М. Калатозов, С. Гаспарян, Н. Семенов, А. Кананов,
Г. Чахирьян, И. Маневич, И. Перестиани, А, Бек-Назаров,
М. Чиаурели, С. Кеворков, А. АЙ-Артян, Д. `Долидзе, М. Геловани,

га PoWn...
	ка %, — igep FY SENN ASD Ade TAPAUYANT,
С. Геворкян, О. Дильдарян, Г. Бек*Назарьян, В. Сутырин; С. Ермо-
линский, В. Вартанян, Э. Карамян.

Редакционная коллегия: с.
В. Г. ВДОВИЧЕНКО (ответственный редактор), А. А. СУРОВ,
М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ,
Л. А. МАЛЮГИН.- Ю.Ю. САВИЦНИЙ, А. И. ЩШАВЕРЛЯН.

ПИ
Зак_ № 970.
	издательство — К 1-48-98.
	-66, отделы театра, музыки, изобразительных нскусств, кино — К 5-45-19:
	Адрес релакцпии и издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны: секретариат, отделы информация, архитевтуры, эстрады и цирка — К 4-15
		Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.