СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Конференция
в Поме кино
	В Московском Доме кино’ состоя-
лась творческая конференция, посвя-
щенная вопросу о превосходстве со-
ветского киноискусства над буржуаз-
ным. В доклале В. Пудовкина и в
прениях по нему было приведено мно-
го ярких примеров, убедительно ил-
люстрирующих мировое значение со-
ветского киноискусства, идущего сво-
им особым, независимым от буржуаз-
ной кинемзтографии путем.
	— Сила советекого искусства, —
сказал в своем докладе В. Пудозкин,
— заключается в его тесной связи с
народом, в его активном вмешательст-
ве в жизнь. Первые же произведения
советского молодого кино получили
мировое признание. Эти картины нес-
ли новые, революционные идеи и от-
крывали новые пути в кинонскусстве.
Буржуазная реакционная кинокрити-
ка, затушевывая идейную силу наше-
го киноискусства, пыталась об’яснять
успех советских фильмов только их
формальным новаторством. Затем бы-
ла пущена очередная клевета об упад-
ке советского кино. Однако во время
войны, когда наши фильмы снова по-
явились на экранах мира, даже про-
дажным  писакам из Уолл-етри-
та пришлось признать триумфальный
успех нашего кино.

Сейчас буржуазная  кинопечать
вновь подняла яростную кампанию
клеветы. На наши картины теперь не
только клевешут, их запрещают.

Нельзя умолчать и о том, что если
прогрессивным зарубежным художни-
кам иногда удается прорвать все пре-
поны и создать серьезные произведе-
ния, то в этих произведениях всегда
чувствуется влияние советского кино.
Таковы картины итальянского режис-
сера Россолини й французский фильм
«Битва на рельсах».

`В разгоревшейся: сейчас идеологи-
ческой войне, в обстановке растущего
организованного наступления реакци-
онных сил особенно велика ответст-
венность советских художников.

Великим традициям русского искус-
ства и литературы, идейному превос-
ходству советской культуры были
посвящены выступления М. Чиаурели
и Л. Трауберга,

Серьезные упреки в адрес теорети-
ков и историков кино прозвучали так-
же в выступлениях С. Васильева, М.
Донского и И. Пырьева. Этой же те-
ме посвятил свое выступление Н. Ле-
бедев.

— Реакционеры всех мастей и всех
стран пытаются Умалить значение
русской культуры. Аналогичную по-
литику проводят буржуазные теоре-
тики и в отношении советского кино-
искусства.

У нас же вопросы теории и историй
кино ‘разрабатываются чрезвычайно
слабо, нет исследований, посвящен-
ных новейшим работам советских ‘ма-
стеров. A
	В то же время в книгах и диссер-
	тациях ю западном кино мы встроеча-
	емся с некритичесхкими, апологетиче-
скими оценками творчества ‘зарубеж-
ных мастеров или! отдельных творче-
ских течений буржуазного кино. В ка-
честве примера выступавшие называ-
ли сборники о Гриффите и Чаплине,
выпущенные под: ‚редакцией С. Si-
зеннгтейна: и С; Юткевича, ‘некоторые
диссертации” и. другие.
Г. Александров”в своем выступле-
нии информировал’участников конфе-
ренции о-деятельности «Междунарол-
  ного тентра. фильмологии», на с’езде
HOTOPOFO-B- ‘Hapa: ‘он недавно пря-
сутствовал.

Одну из задач а кинемато-
графии М. Ромм видит в созданин
фильмов, разобланающих механику
капиталистического. общества, его
	лема трактовки. истории буржуазными
и советскими кинережиссерами. была
поставлена в выступлении О. Нестеро-
вич.

— Во всякой борьбе, — товорит И.
Пырьев, — побеждает тот, кто ‘пра-
	‚внльно оценивает свои силы и силы.
противника. Неправы те, кто думает,
что реакционное американское кино Ре.
пойлет на все ухишрения, чтобы сох-

ранить. свою страшную власть над
умами и сердцами миллионов людей.
Оно будет продолжать свое грязное
	mero лжи и клеветы. Поэтому наша.
	задача—-еще сильнее оттачивать свое
оружие, еще более совершенствовать
свое мастерство.

Активное участие крупнейших кино-
	мастеров в конференции, живой инте-.
	рес к ней со стороны кинообществен-
ности свидетельствуют о необходимо-
сти созыва новых совещаний, посвя-
шенных творческим и теоретическим
проблемам киноискусства.
	— Сталина, ставшим путёводной звез-
nok для всего трудового человечест-
ва.
Отсюда — огромная целеустрем-
ленность нового человека, ‘уверен-
ность в победе, одухотворенность, от-

АНТРАРе РИТ гта а тт  лагтеланиоболи па»
	хутствие страха и растерянности пе-
	BI OE ее у ЕЕ РЕ ЗУНР
  ред трудностями. Отсюда — в стил
советского актера —  собранность,
внутренняя наполненность, страст*
НОСТЬ.

Вспомним артиста С. Лукьянова в
роли деревенского коммуниста Про-
  moma Таренко (<ГИриезжайте в Звон-
  xopoes A. Корнейчука в Театре им.
Baxtanrosa). To привлекает Hac Ев
‚ созданном им образе? Актерское
обаяние? Конечно, но главное не в
этом. Мы увлечены ясностью и цель-
` ностью характера Прокопа, его боль-
  пюй любовью к труду, в которой
’ ощутима поэзпя; силой его мечтаний,
связанных с реальной жизнью и вы-
раженных сдержанно, просто. Во всех
действиях Прокопа чувствуется но-
вый, советский труженик, хозяин зем-
` ли. Пафос Прокопа — не показной,
` это — «будничный», повседневный
творческий под’ем строителя комму-
низма, человека, занятого созидатель-
` ным трудом. Есть в игре Лукьянова
‘что-то от шукинской цельности и
мудрой простоты, от его манеры под-
черкивать ‘устремленность героя в
будущее. . ee

Как ни различны характеры Тюле-
нина и Прокопа Таренко, как ни от-
личается характер игры Толмазова
‘от актерского стиля Лукьянова, все

же можно найти в них общее. Это
общее —. большевистский огонь.
	общее — большевистский огонь,
который пронизывает каждый  по-
ступох этих героев, Это общее
— полет мечты и влохновенность
деяния, которые не отделимы
друг от друга. Без них невозможно
показать нового человека, без них
искусство мертво. И здесь обычный
актерский темперамент «не вывезет».
Речь идет о лругом, о большой стра-
стности советского человека. За та-
кой страстностью четрулно разли-
чить главное, что определяет облик
советского человека,—его илейность.

Когла актерское исполнение лише-
но внутреннего огня, когда актер
ограничивается будничным . правло-
подобием — он ‘терпит поражение.
Так, например.  ©лучилось ©  та-
	чо внутреннего огня, когда актер
ограничивается будничным. правло-
полобием. — он ‘терпит поражение.
Так, наппимер. случилось © та-
лантливым артистом Д. Фивей-
ским. в роли Телегина («Белытая
судьба» А. Сурова в Театре им. Ep-
моловой). Спору нет, автору пьесы не
удалось в полной мере раскрыть ин
	Вокруг эстрады
	o
Сергей БАЛАШОВ
		совершенно неожиданные наблюде-
‘ния:
«Нарох хочет нежного и изящного
	Teal..».

Какая может быть цена «художе-
ственному руководству», которое в
погоне за количественчыми показа-
телями выпускает эстрадные номера
низкого идейного и художественного
качества и которое очень слабо раз-
бирается в вопросах советского эст*
ралного искусства?

Невольно вспоминается персонаж
из романа А. Малышкина «Люди из
захолустья» — начальник цеха дере-
вообделочного завода, который при-
чимал работу у столяра Журкина. В
романе сказано: «Начальник цеха был
сам из столяров и умел оценить ра-
боту ‹ первого взгляда».

Художественными руководителями
наших концертных организаций дол-
жны быть опытные специалисты, лю-
ди, которые «сами из столяров и уме-
ют оценить работу с первого взгля-
да». -

+
	К. С. Станиславский в одной 4&3
своих статей писал: «Ясно, что теат-
ральная контора должна быть постав-
лена на свое место. Место это—слу-
жебное, так как не контора. а сцена
дает жизнь искусству и театру; не
контора, а сцена привлекает зрителей
и создает театру популярность и сла-

By».
И если до сих пор я говорил ©
«конторе» — об административных

кадрах и руководителях эстрадных
учреждений. то теперь мне хочется
сказать несколько слов © «сцене» —
то-есть об актерах.

Мы знаем и любим наших замеча-
тельных мастеров эстрады, своим
вдохновенным творчеством завоевав-
ших признание народа. Мы с радо-
стью и гордостью следим за’ успеха-
ми наших молодых товарищей, непре-
рывно совершенствующих свое’  ма-
стерство, вкладывающих душу и
сердце в свою творческую работу. Но
мы не можем равнодушно пройти ми-
мо еше многочисленных фактов само-
успокоенности, зазнайства. пренебре-
жительного отношения некоторых ар-
тистов эстрады к своему зрителю, к
народу; интересы которого для каждо-
го из нас жолжны быть превыше все-
ro.

a

Mu неоднократно читали в газетах
и видели в жизни, как рабочие на-
ших предприятий борются за честь
своей фабричной марки. Мы знаем,
как коллектив МХАТ свято бережет
и чтит свою эмблему на занавесе те-
атра. Мне кажется, что у каждого де-
ятеля эстрады, независимо от того,
артист он или администратор, долж-
на быть своя «чайка на занавесе», ко-
торую он должен всем своим творче-
ством, всем своим деловым поведе-
нием свято оберегать.

Недавно я участвовал в одном кон-
цперте в Москве. Перед началом вто-
рого отделения за кулисы вбежал за-
пыхаевшийся человек. Это’ был солист
Болыного театра А. Батурин. Он стал

‘умолять конферансье выпустить его
‘немедленно на сцену, так как в этот
вечер он пел в опере и воспользовал-
ся перерывом между актами, чтобы
выступить в эстрадном концерте.

В этом духе

порешив,
шевелюры
взбивши кущи,
нагоняет барьши ‹
всесоюзный i
маг-халтурихик.
(Маяковский).

Нам, «эстрадникам», стало стыдно
за этого артиста и обидно за театр, в

котором он Имеет честь выступать.

Несколько слов об артистах драма-
тических и музыкальных театров. вы-
ступающих в эстрадных концертах.
Имена многих из этих  «совместите-
лей» стали притчей во языцех. Эстра-
да для них-отхожий промысел. Они
не желают ни с кем и ни с чем счи-
таться. Праезжая на концерт, они ло-
мают стройность программы, требуя,
чтобы их выпустили «вне всякой оче-
реди». Хочется высказать пожелание,
чтобы артисты-совместители, прини-
мая участие в наших концертах, нес-
ля на советскую эстраду культуру и
дисциплину своего театра. —

Немало есть еще творческих -и о9р-
ганизационных вопросов. требующих
своего ‘скорейшего разрешения. Но
мы уверены, что Комитет по делам
искусств займется, наконец, всерьез
советской эстрадой: очистит от пыли
и мусора ее светлые и просторные
здания и сделает искусство эстралы
одним из могучих средств коммуни-
стического воспитания трудящихся.

пользовать любую зозможность, что-
бы принести вред немпам. Действен-
ность сочетается в Hem с боль-
шой сосредоточенностью. Что же
скрывается за собранностью Толма-
зова—Тюленина? Неустанная мысль
о мести, страстное желание уничто-
жить врага. Мечта об освобождении
родной земли. не дающая покоя Тю-
ленину, живая, реальная, претвори-
мая, придает всем его поступкам осо-
бую значительность, окрыленность.

Собранность, целеустремленность,
свойственные Тюленину, своеобразно
отразились на характере актерского
исполнения. При всем разнообразии
оттенков, сценических штрихов в
игре Толмазова мы ясно видим «цент-
`ральное направление». В самом ритме
‘исполнения переданы волевое напря-
жение, страстность бойца. *

Целеустремленность мы понимаем
широко, как одну из существенных
особенностей советского человека.
У Тюленина она выявлена, исходя из
его индивидуальности, через юноше-
ский порыв. Могут возразить: в кон-
це концов для значительного героя
любого времени в какой-то. мере ха-
рактерна целеустремленность. Но мы
‘говорим о великой, благородной це-
‘ли, в которой воплощены лучшие
мечты человечества, о цели, истори-
чески закономерной, овлалевшей мас-

сами и своеобразно преломляющей-

ся в каждом советском человеке. о
	цели, которая неразрывно связана
реальной жизнью, воплощается еже-
дневно, ежечасно и зовет вперед.

В мировой литературе прошлого
встречается трагический образ чело-
века, который безрассудно растрачи-
вает свой ум, талант, душевный жар
в погоне за «счастьем», в стремле-
нии быть «сильным», «независи-
мым», и обессиленный, гибнет. А
«счастье» это в мире эксплоатации
призрачно, бессмысленно и жестоко,
ибо оно создается на несчастьи дру-
гих, уничтожая в человоке все истян-
HO человечное. ,

Как далек от всего этого наш со-
ветский человек! Он не мыслит свое-
го счастья, своей радости без рало-
сти и счастья народа. Борьба за ком-
мунизм наполняет его жизнь BbICO-
ким смыслом. Он вооружен великим
учением Маркса — Энгельса—Лезина
	Недавно мы, артисты эстрады, соб-
рались в Центральном доме работни-
ков искусств, чтобы поговорить о
судьбах советского эстрадного искус-
ства, о наших дальнейших планах и
перспективах. С. болышим вниманием
выслушали мы ‘обстоятельный доклад
начальника отдела эстрады Комитета
по делам искусств И. В. Чекина о
задачах советского эстрадного искус-
ства в 1948 году.

Докладчик ‘сравнил нашу эстраду с
чудесной, благоустроенной улицей,
представляющей собой ансамбль кра-
сивых зданий, где, вероятно, хвати-
ло бы места и для театра эстрады, и
для театра чтеца, и для эстрадной
студии, и для института эстрадных
администраторов. Докладчик пригла-

5 сил своих слушателей совершить вме-
сте с ним прогулку по этой прекраз-
ной магистрали и полюбоваться архи-

тектурой ее будущих зданий. Е

Мы охотно приняли это приглате-
ние. С чузством гордости за своих
товарищей мы прослушали рассказ ©
творческих успехах наших мастеров
эстрадного искусства, о их новых ра-
ботах, которые прозвучали в 1947 го-
ду с эстрадных плошадок Москвы,
Ленянграда, Киева. Харькова, Баку и
других городов страны.

Обсуждая план работы на 1948 год,
мне хотелось бы продлить эту увле-
кательную прогулку и пригласить
Комитет по-делам искусств  загля-
нуть в административно-узкие пере-
улки и творческие тупики, проходные
дворы и шумные коридоры, где еше
много разного мусора, мало света и
чистого воздуха.

всех зовем,
чтоб в лоб,
а не пятясь,
	косила, —
я это Е
лучшее из доказательств
нашей
ЧИСТОТЫ И СИЛЫ.
(Маяковский).
s

Недавно мне довелось побывать в
Кузбассе, в городах передовой со-
циалистической индустрии, где живут
и трудятся замечательные советские
люди — стахановцы  металлургиче-
ских заводов и угольных шахт, пред-
ставители новой советской интелли-
генции. На призокзальной площаци в
Кемерово мне бросились в глаза яр-
кий литографокий плакат и большие
афиши. В них извещалось о выступле-
нии артиста А. Бриллиантова, кото-
рый «юдымет живую лошадь», и о
том, что в этот же вечер зратель уви>
дит «человека-аквариум, глотающего
лягушек, тритонов, золотых рыбок и,
по желанию публики, выбрасывающе-
го то, другое и третье».

А через несколько дней, уже в Cra-
линске, я познакомился с одним из
лучныих сталеваров страны, обаятель-
ным человеком М. М. Приваловым.
Он спросил меня:

— Скажите, почему так получает-
ся, что мы здесь, в Кузбассе, не ви-
дим настоящего эстрацного искусст-
ва? Мы ощущаем все заботы  госу-
дарства, наш быт неплохо обстазлен,
	наш труд хорошо оплачивается. У се-
	бя в кинотеатрах мы видим лучшие
фильмы одновременно © вами, моск-
вичами. Но когда наши люди’ идут
смотреть эстрадную программу, ям
показывают, как человек в пестром
халате глотает живых лягунек.

--Я хотел бы попросить ‘руководи-
телей советской эстрады помочь мне
ответить на этот вопрос, который мо-
гут задать и на Дальнем Востоке, и в
Донбассе, и на Укранне, и на Урале.

Мне вспомнились суровые годы Ве-
ликой Отечественной войны’ незабы-
ваемые переезды в грузовиках, но-
чевки вместе с бойцами и офицерами,
когла каждый артист эстрады радо-
стно переживал свою слитность с ге-
роической Советской Армией. Сейчас
мирная обстачовка, и нап боевой зри-
Тель и слушатель вернулся на заво-
ды и фабрики, на колхозные поля и
в научные лаборатории. Что же ме-
шает нам, сохранив весь опыт, най-
денный в трудных условиях военного
времени, перенести его в сегодняш-
ний трудовой день и быть опять вме-
сте с народом, там, где решаются
сульбы сталинского плана послевоен-
ной пятилетки, — на полевых станах,
Ha лесах строек, в цехах заводов, в
рабочих и колхозных клубах? e

И чем больше я думаю об этом,
тем больше убеждаюсь, что первая и
основная преграда — это так назы-
ваемые — административные кадры
эстрады.
	Белик ого
	Мы хорошо знаем Сурикова--авто-
ра больших монументальных полотен.
Мы знаем, что созданию каждого a3
них предунеслвовал сложный и упор-
ный труд. Но еще более явственным
стало значение подготовительных ра-
бот мастера на той небольшой вы-
ставке его произведений, которая от-
крылась к столетию со дня рождения
	художника.
	Часто мы спрашиваем, кто эти лю-
ди, являющиеся посредниками между
творческими деятелями эстрады и на-
шим благодарным зрителем? Боль-
шинство из них случайно попало на
эстраду и ничего общего с подлин-
ным искусством не имеет. Это люди,
которые не понимают и не любят ни
эстраду, ни актеров. Для них искус-
ство эстрады-<коммерческое дело».

В Кемерово ко мне обратился за
советом ‚дирижер  джаз-оркестра
т. Райский. «Местные руководители
эстрады, — сказал он‚,—заявили нам,
что они организуют выступления ор-
кестра только при том условии, что
наш коллектив согласится цать не-
сколько «левых» концертов, сбор с
КОТОРЫХ «заинтересует» этих руково-
дителей». Единственное, что я мог по-
советовать ‘своему собезеднику, —
ни в коем случае не соглашаться на
такие условия и обратиться за по-
мощью в областную партийную орга-
назацию.

Тема разного рода «подарков» за
«услуги» не раз обсуждалась на соб-
раниях сотрудников концертных орга-
низаций. К сожалению, эта тема и до
сих пор не снята с повестки дня. Мне
известен случай, когла в Тбилиси был
приглашен на два концерта видный
представитель советской  эстрацы.
После второго концерта местные ру-
ководители эстрады заявили артисту,
что возможностей продлить его вы-
ступления нет, так как все эстрадные
площадки на ближайшее время зачя-
ты. Можно представить себе удивле-
ние этого артиста, когда в тот же
день к нему в гостиницу явился пред-
ставитель ВГКО н доволыю проз-
рачно намекнул, что при соответст-
вующей «заинтересованности» в этом
деле он берется организовать еще
ряд концертов, так как заявки на пов-
торные выступления имеются. После
этого «визита» состоялось еше 19 зы-
ступлений артиста!
	Я привел здесь лишь несколько
фактов. Не сомневаюсь, что каждый
эстрадный артист, поездивший по
стране, мог бы привести немало еще
более убедительных примеров нечн-
стоплотности эстрадных администра-
торов.

Было бы однако неверным утверж-
дать. что все администраторы зани-
маются вымогательством. У нас мно-
го преданных, любящих. свое дело
людей, которые всей своей деятель-
ностью показывают, как должен ра-
ботать советский — адмичистратор.
Но такие честные и добросовастные
работники недолго уживаются в той
затхлой ‘атмосфере, которая царит в
концертных организациях. Как пра-
вило. от этих «белых ворон» под вся-
ческими предлогами стараются изба-
виться.
		С. ГОЛЬДШТЕЙН
©
	своих образов. Но, случайно остано`
PHB свой взор на человеке, черты ли-
ца которого отвечали сложизшемуся в
мыслях художника о
об’ образе  Менитикова, он пишет.
этюд с учителя математики Нивен-
пловского. И этюд этог ужеё воспри-
нимается нами, как нечто неизмери-
мо более богатое, чем просто пор-
третное изображение.

Суриков принадлежит к числу тех
хулюжников, сила и величие кото-!
	AYOUB, сила и величие KOT
рых заключается ‘более всего в rays

Е: ЕЕ   ЕЕ В ЕЙ, Tr.
	бине и богатстве замысла. Для Cy-
рикова—блестящего мастера  живо-
писи. идея всегда оставалась основ-
ным компонентом художественного
произведения. Подеказанная конкоет-
ным ощущением действительности,
	она всегда

руково

MTA,

решением
	сложной композиции, в свою 09
редь подсказывала натуру и истолко-
вание ее. Поэтому каждый этюд Су-
рикова для его больших картин ни-
когда ‘не является просто этюдом с
натуры. Он несет в себе нечто боль-
шее, несет в себе частищу илеи це-
лого произведения, является, по
существу, уже образным выражением
ее.

Глядя на этюд головы  благого-
вейно склонившейся боярышни в
желтом платке, на одухотворенное
лицо юродивого, на сосредоточенный
строгий облик старухи в шитом
платке, на фигуру смеющегося свя-
		Па выставке — довольно большое
количество произведений, до сих пор
неизвестных. Здесь представлены
портретные работы Сурикова, пейза-
жи, акварельные листы. Но, бесспор-.
но, главнейшую и наиболее сущест:
венную часть выставки составляют
этюды и эскизы к болышим  полот-
вам.

Мы правыкли видеть эти работы
в. непосредственной близости с Kap-
тинами, которые прежде всего  при-
ковывают к себе внимание в музее.
Есть свои преимущества в возможно-
сти рассмотреть эти работы вне та-
кого непосредственнюго  сопоставле-
ния: они предстают тогда во всей
своей этюдной свежести и говорят
своим. особым языком, языком произ-
ведения, хранящего на себе не толь-
Ko следы достижений мастера, но и
следы его творческих — исканий.
Здесь как бы мастерская великого
художника и представляется воз-
можность увидеть его работу в пе-
риод, который предшествовал окон-
чательному вызреванию больших за-
мыслов.

На выставке открылось все свое-
образие общения художника © нату-
рой, характер его этюда, Суриков
энает и любит работу над натурой,
wan таковой. Все творческие помыс-

лы мастера устремляются на то, что-
бы, наиболее полно воссоздать увиден-
ное в окружающей действительно-
сти, воспроизвести  наблюденный в
природе мотив.

Акварельная кисть художника спе-
шит запечатлеть остро подмеченные
черточки комической бытовой сцены.
Под его кистью оживают звучные
тона залитой солнцем природы Кры-
ма или Испании, безбрежные, cypo-
вые по краскам, пейзажи Сибири, по-
косившиеся деревянные домики род-
Horo города — свидетели бытового
уклада ушедших поколений.

Оживает во всем своем детском
очаровании образ смуглой девочки—
дочери художника, безыскусным, не-
<колько неловким движением  при-
жимающей к себе любимую куклу.
В характерной позе человека, увлек-
итегося чтением, во всей конкретности
‘своего индивидуального облика жи-
вет на холсте изображенный хулож-
ником пожилой мужчина в р c
юнигой в руках. :
	Но Суриков-—мастер сложных ис-
торических трагедий — знает и иное.
	ослее сложное восприятие’ натуры.
Точно ‘так же, как, воматриваясь в
болышние полотна художника, мы ча-
сто в своих мыслях ухолим далеко

товлезо другими, с блестящей лако-
ничностью, собранностью открывает
перед нами новое.

Таким художником был Щукин.
Его образы коммунистов Павла и Ан-
тона в свое время явились откровени-
ем. На смену стандартному. «желез-
ному» человеку, скованному кожаной
курткой, как броней, Шукин принес
необыкновенную ясность и простоту
‘жизни героя, многообразие и в то же
‘время цельность его внутреннего ми-
ра. Для Павла и Антона — в исполне-
‘нии Шукина —при всем различни этих
образов характерны одухотворенность
‚и волевая направленность. Эта одухо-
творенность абсолютно далека от во-
сторженности; она очень строга, не
рядится в красивые одежды; ее ис-
точники — знание высокой цели, от-
крывающиеся перспективы нового ми-
ра; радостного и счастливого, уверен-
ность в ‘правоте своих действий. Она
пэ-солдатски сурова. Павел и Антон
—типичные солдаты революции, и’вся
их жизнь: — в походах.

В щукинском исполнении ролей
Павла, Антона, а затем в воплощении
образа В. И. Левина мы видели «вто-
рой план». Непосредственное дейст-
вие на сцене являлось только частью
богатого духовного мира героя. Это
было нечто большее, чем обыкновен-
ный, добросовестный «подтекст». Это
была новая манера исполнения, кото-
рая вырастала из самой сущности об:
раза. За ‹держачностью героев
чувствовалась огромная сила, огонь
большевистской правды. Шукинский
«второй план» ничего общего нё имел
с утонченным, беспредметным  само-
анализом, абстрактным переживанием.
Все врёмя`мы видели. как скрытая си.
ла; энергия, воля, страсть к преобра-
зовачию мира переходили в действие,
воплощались в конкретные дела.

Запомним эти ценные черты шукин-
ского стиля и обратимся к сегодняш-
нему дню нашего театра.

..Сережа Тюленин в исполнений
Б. Толмазова. В чем секрет успеха
актера? Толмазов прекрасно передал
целеустремленность Тюленина, кото-
рый живет одним желанием — ис-