Театр чтеца в Филях
	Этот театр, сущест-
вующий уже два го-
да, недавно ‘показал
свой сотый спектакль.
Его рождение и рост

в. СУХОВ.
°

церты и говорить He
приходится. Чтецы —
пасынки в концерт-
ных организациях.
Организация BO

— явление знаменательное м глубоко   Дворце культуры завода имени Гор-
поучительное. Оно утверждает побе-   бунова
ду олного из важных жанров искус-   была,

литературных — концертов
в сущности, продолжением
		многолетнего спора чтецов и дель-
nos. К сожалению, чтецам надо
было еще раз доказывать свою
жизнеспособность. С. Кочарян был
инициатором создания этого те-

атра художественной литературы, а
дирекция Дворца культуры—его со-
юзником. Для выступления на «пят-
ницах» приглашались подлинные ма-
стера художественного слова. Добро-
вольным художественным руководи-
телем стал С. Кочарян.

На «литературных пятницах»  по-
бывали лучшие мастера с лучиими
из своих работ. Здесь выступали
В. Качалов, `Д. Орлов, Д. Журавлев,
А. Шварц, С. Балашов, М. - Царев,
Э. Каминка, Н. Эфрос и П. Ярослав-
цев, В. Львова, С. Акивис. А. Глу-
мов, Н. Голубенцов и др. Имена эти
—как будто достаточно веская та-
рантия художественного успеха. За
два года в течение 100 вечеров слу-
шатели «пятниц» почерпнулио све-
дения почти о всех  классиках
русской литературы, от Пушкина и
Карамзина до Чехова и Толстого, и
услышали. главнейшие их произвеле-
ния в исполнении лучших чтецов
страны. Так родился этот полезный
театр художественной литературы.
За последнее время 32 концерта
было посвящено произведениям со-
ветоких писателей. Многократго ис-
полнялись произведения М. Горько-
го, В. Маяковского. А. Фадеева, А.
Толстого, В. Катаева, А. Тварловеко-
ro, А. Гайдара, Б. Полевого. Велед
за выходом в свет прозвучали с эст-
рады «Спутники» В. Пановой, «Ночь
полководпа» Г. Березко,

На сотый юбилейный (кстати ска-
зать, платный) вечер пришло 1300
человек. Зрителей литературного те-
атра приветствовали писатели Н.
Вирта, Л. Никулин, Л. Кассиль. Но
слово здесь предоставлялось не
только для приветствий. Слушатели
говорили о воспитательном значении
«литературных пятниц», об их до-
стоинствах и недостатках.

Мастер сборочного цеха В. Репу-
нов сказал:

— Присутствие на «пятницах»
стало для меня потребностью. Здесь
мы—очевидцы второго рождения ху-
дожественного произведения, и мне
часто кажется, что на нашей «пятви-
це» незримо присутствует автор, —
его представляет чтец.

Посетители «пятниц» отмечали и
недостатки литературных вечеров.
Они критиковали Дворец культуры
за плохое оповешение рабочих заво-
да о концертах, за слабые по качест-
ву вступительные слова, за опозда-
ние с началом концертов, плохую ре-
кламу и т. д.

Сейчас, когда произошел естествен-
ный отбор аудитории, когда она вы-
росла и привыкла к этому своеобраз-
ному искусству, нужен более строгий
отбор и лекторов и исполнителей.
Многие мастера слова считают теперь
‚для себя честью выступить здесь с
‘первым показом своей новой: работы.
В числе участников концертов сейчас
29 чтецов, ч этот круг надо. расши-
рять. Зрители хотят услышать неко-
торых ленинградских чтенов.
	руководитель «литературных пят-
им. Горбунова — беседует со зри-
Фото С. Шингарева,
	ства — художественного чтения —
и сурово обвиняет рутинеров, коммер-
сантоз и дельцов. из концертных орга-
низаций.

Что же произошло в Филях?

Два года назад во Дворце культу-
ры завода имени Горбунова состоя-
лась первая «литературная пятница».
На ней присутствовало 17 человек.
Некоторые слушатели ушли. Но тех,
что остались, слово властно взяло в
плен, увлекло и очаровало. На вто-
рую «пятницу» пришло 25 человек,
на третью — 40, на четвертую — 76,
а сейчас некоторые — литератутные
концерты идут два раза подрял. Ма-
лый зал Дворца рассчитан на 400 мест
и не вмещает всех желающих. «Лите-
ратурные пятницы» в заводском
Дворце культуры стали традицией.

..Таким образом, пока в печати и
на различных совещаниях шли дебаты
о том, нужен ли театр чтеца и будет
ли он рентабелен, Дворец. культуры на
окраине Москвы создал свой театр ху-
дожественной литературы. Не на <ло-
вах, а на деле показал этот театр и
свою жизнеспособность, и свои идей-
но-эстетические достоинства, 4, Ha-
конец, свою рентабельность.

Казалось бы, и незачем доказывать,
что художественное Чтение—<амый
мобильный и остро  агитационный
жанр. Необходимость выступать
перед народом родила новое слово’ в
поэзии. Маяковский почти все свой

произвеления писал, как оратории для.

мошного голоса трибуна, агитатора,
оратора, где живой разговорный ритм,

своеобразный размер, ° выделенное,

подчеркнутое слово диктует стиль
исполнения стихов, определяет их
звучание. Еще не исследован вопрос
о том, какое огромное влияние ока-
зал он на актеров-чтецов, на рожде-
ние художественного слова как в9-
вого жанра в искусстве—жанра аги-
тационного, публицистического, про-
пагандирующего образами литерату-
ры высокие идеи современности.
Каждое выступление Качалова,
каждая композиция Яхонтова. работы
Орлова, Журавлева, Кочаряна, Швар-
ца, Балапюва—это, в сущности, спек-
такли. Следуя традиции, рожденной
Маяковским, лучшие мастера художе-
ственного слова не только выводят
литературу на подмостки, придавая
ей новую силу воздействия, но стре-
мятся в любом классическом и сов-
ременном произведении точно истол-
ковать и ярко, образно, эмоционально
донести идейную сушность романа,
поэмы, повести с точки зрения совре-
менности. Неудивительно, что сейчас

в репертуаре чтецов почти все луч-
шие произведения современной совет-

ской литературы.

Чтецы играют огромную и важную
роль в идейном воспитании чарода.

Но, к сожалению, деляческая по-
литика Всесоюзного гастрольно-кон-
пертного об’единения, филармонии и
Мосэстрады препятствует развитию
И распространению художественного
слова: Даже признанные мастера с
большим трудом получают здесь пло-
шадку для открытого концерта. А о
пропаганде этого жанра, о привлече-
нии зрителей на литературные кон-
	Сурен Кочарян — художественный
ниц»? во Дворне культуры завода
тельским активом. 8
		чего мы
	Государственное музыкальное изда-
тельство призвано осуществлять по-
литику партии и правительства в деле
пропаганды и ‚распространения музы-
кальной литературы и книги о музы-
ке. Это значит, что своей деятельно-
стью Музыкальное издательство дол-
жно всемерно способствовать ‘удовле-
творению запросов советского народа
в области музыки, содействовать
идейному воспитанию молодежи, т, е.
пропагандировать лучшие произвеле-
ния музыкальной классики и наиболее
выдающиеся достижения советского
музыкального искусства.

Как справляется Музыкальное из-
дательство с этой серьезной и ответ-
ственной идейно-политической заца-
чей?

В августе прошлого года в фезуль-
тате смечы руководства Музгиза в
работе издательства произошел из-
вестный перелом в смысле количест-
венного выполнения мамеченных пла-
нов и графика производства, улучше-
ния работы книжной редакции. Одна-
ко Музгиз еще не отвечает насущ-
нейшим потребностям советской ин-
теллигенции, участников  самодея-
тельности, профессионалов-музыкан-
тов. Работа  Музгиза в течение
мчогих лет шла по неправильно-
му пути, й результаты этого до
сих пор ощутимы. В темати-
ческих планах не учитывались запро-
сы многомиллиомных масс советского
народа. выпуск продукщии не соот-
ветствовал даже минимальным требо-
ваниям. Работа редакционного совета
и аппарата изцательства и до сих пор
страдает керьезными ` недостатками.

Соотношение основных видов музы-
кальной литературы в продукции, вы-
пускавшейся Музгизом, поражает не-
обоснованностью. На двадцать шесть
названий партитур симфонических
произведений, изданных в 1947 году,
приходится всего шесть названий
клавиров опер, балетов и кантат и
лишь десять названий хоровых и во-
кальных ансамблевых произвелений.
Нельзя не приветствовать всего, что
направлено к развитию симфониче-
ской культуры в нашей стране. Но
вужно ли выпускать завышенными ти-
ражами такое количество партитур
‘симфонических произведений? Ведь
очень немногие из них могут заслу-
жить признание и популярность соеди
широкого круга слушателей. Целе-
сообразность издания партитуры пер-
вой симфонии Рахманинова или сим-
фонии 4-тоЙ Танеева тиражом в
1000—1100 экземпляров не вызывает
сомнений. Эти классические произве.
дения должны находиться в любой
филармонической библиотеке или биб-
лиотеке учебного заведения, у каж-
дого истинного любителя музыки.
Спрос на такие произведения и в
СССР и в странах демократической
культуры будет неизменно позышать-
ся. Но чем можно об’яенить выпуск
партитур сюиты из балета «Цыга-
ны» Василенко или сюиты «Семен

Котко» Прокофьева в количестве 1000
Эхземпляров или «Летнего дня» Про-
кофьева тиражом в 1500 экземпляров?
Где и копда понадобятся 500 экземп-
ляров партитуры симфонической поэ-
мы «Анчар». партитуры «Лирической
поэмы», первой симфонии Игоря Бэл-
зы; произведения эти не прослушаны
и не приняты нашей общественчостью,
хорошо помнящей вторую симфонию
того же автора, осужденную как явно
формалистическое произведение. Пар-
титура седьмой симфонии Половизки-
на издана в 1947 году в количестве
2000 экземпляров. В том же 1947 го-
ду изданы трехтысячными тиражами
партитуры пятой симфонии Прокофь-
ева, второй и третьей сюит из балета
«Гаянэ» Хачатуряна. 1000 эхземтля=
ров симфонии № 17 Мясковского. Ог-
ромными тиражами выпущены симфо-
ama № 23 Мясковского и девятая
симфония Шостаковича. На склалах
издательства с 1937 года лежат пар-
титуры «Героической поэмы» А. Жи-
томирского, с 1934 года — симфонии
«Голланлия» Корчмарева и многие
другие. Как можно отнестись к тако-
му расходованию государственных
средств? Издавая со строгим отбором

25 февраля Московский цирк пока-
жет премьеру. Цирковому представ-
лению будет предшествовать парад,
посвященный 30-летию Советской Ар-
MHH.

В човой программе выступят:
Б. Эдер (аттракцион «Медведи-кана-
	выбор театров почти всегда падал
на русские пьесы—Толетого, Чехова,
Горького. Андреева или инсцениров-
ки Достоевского.

Только теперь, в новых обществен-
но-политических условиях демокра-
тической Румынии можно говорить о
серьезных переменах в жизни те-
атра. Об этом свидетельствует хотя
бы и тот факт, что во главе Мини-
стерства искусства стоит теперь вил-
ный прогрессивный писатель Ион
Пас, а руководителем  бухарестско-
го Национального театра является
поэт и талантливый публицист Заха-
рия Станку (один из лучших пеое-
водчиков советских поэтов).

Для того, чтобы окончательно рас-
чистить авгиевы конюнени. в которые
	прежние «исторические» режимы
превратили румынский театр, необ-
ходима поистине геркулесова сила.
Смена прежнего руководства rocy-
дарственных театров, выдвижение
передовых режиссеров, — созлание
	высшего театрального учебного заве-
дения, государственные стипендия
для будущих мастеров сцены, посто-
янная забота о повышении идейно-
художественного качества репертуа-
ра, улучшение материального поло-
жения актеров--таковы первые шагя
на пути к новому театру. Что же ка-
сается частных театров, то теперь
лишь намечаются те мероприятия,
которые должны, с одной стороны,
обуздать их прежние анархические
тенденции, а, с гругой— оказать He-
сбходимую государственную помощь
тем из них, которые хотят работать
на благо народа. Но главная пробле-
ма, которая ждет своего разрешения,
это рост кети государственных теат-
	В нынешний переходный период
весьма ценна помощь, которую ока-
зывают румынскому народному  пра-
вительству общественные  органяза-
ции. Так, по инициативе профсою-
зов, в одном лишь Бухаресте созла-
ны Два прекрасно оборудованных
рабочих театра. Здесь играют про-
фессиональные актеры под руковод-
ством опытных румынских режиссе-
ров Майкана и Санду ОЭлнала. Во-
семнадцать пролетарских  лрамати-
ческих ансамблей ‹амодеятельности
обслуживают бухарестские Ффабоики
	Народные таланты
	колхозной деревни
	В Центральном доме ‘работников
искусств СССР идет просмотр кол:
лективов и солистов Всероссийского
смотрасельской художественной са-
модеятельности.

В Москву приехало свыше тысячи
участников смотра, в ближайшие дни
	прибывают еще около 1.500 человек. -
	В составе участников смотра много
передовиков сельского хозяйства. По-
сле предварительного просмотра в
Пентральном доме работников ис-
кусств во второй половине февраля
BO дворцах культуры и клубах сто-
лицы, в Колонном зале Дома союзов
и в Зале им. Чайховского состоятся
концерты художественной самодея-
тельности. ;

В фойе ЦДРИ оживленно. В яр-
кие национальные костюмы одеты
делегации многочисленных народно-
стей Российской Федерации. В репе-
тиционлых комнатах готовятся к вы-
ступлению Бурят-Монгольский ан-
самбль песни и пляски из колхоза
Улан-Эрхэрэк, Заиграевского аймака,
Бичурский об’единенный семейский
хор колхозов «Красное знамя труда»
и «Красная звезда». Колхозные пев-

жлем OF
	Н. СМИРНОВА
х
	сочинения советских авторов тиража-
ми, соответствующими реальчым за-
прогам, издательство должно увели-
чить в то же время удельный, вес
классихи.

Недопустимо малое место занима-
ли в общей продукции Музгива кла-
виры опер, балетов, кантат. Совсем
не издавали клавиры музыкальных
комедий. Любитель оперы тщетно бу-
дет искать на полках нотных магази-
нов «Ивана Сусаниза» или «Пиковую
даму» оперы Римского-Корсакова,
балеты Чайковского. В последние го-
ды в Болышом театре поставлены
«Иоланта» и «Ромео и Джульетта»,
Всесоюзный радиокомитет исполняет
«Ночь перед Рождеством», и появил-
ся большой спрос на эти оперы. В
нотных магазинах ‘усиленно спраши`
вают клавиры опер Римского-Корса-
кова, Чайковского, Моцарта, Муусорг-
ского Верди, Аренского. Юднако
Музыкальное издательство совершен-
но не учитывало этих требований и не
удовлетворяло огромный хпрос на
оперные произведения. Кроме «Русла-
на и Людмилы», «Князя Игоря», «Ев-
гения Онегина» и «Кармен», в нотных
магазинах совсем нет клавиров клас-
сических опер,
	У нас есть много любителей музы-
ки в настоящем значении этого слова.
Чего ждут они от Музлиза по линии
издания симфонических и музыкаль-
но-драматических произведений? Пре-
жде всего клазиров всех лучших опер,
балетов и музыкальных комедий, че-
тырехручных переложений симфони-
ческих (да и камерных) произведений,
двухручных переложений опер и ба-
летов. Клавиров издавалось непомер-
но мало, а четырех- и двухручные
переложения вообще отсутствовали
в планах Музгиза.

В тематическом плане на 1947 год
фигурировало шесть названий хоровых
и вокально-ансамблевых произведе-
ний (среди них нет ни одного произ-
ведения русской классики). Издано
было вместо шести десять. Но и это
«перевыполнение», разумеется, не со-
ответствует громадному интересу к
хоровой литературе. При наличии ря-
да первоклассных ‘хоровых коллек-
тивов в нашей стране, огромной сети
самодеятельности Музыкальное из-
дательство считает возможным огра-
ничиться несколькими хоровыми про-
извелениями и несколькими вазвания-
ми народных песен. Правда, издано
довольно. значительное количество во-
кальной и массово-эстрадной литера-
туры, но это ни в какой мере не мо-
жет замевить подлинной пропаганды
хоровой и народной песни, ознакомле-
ния советского слушателя C лучшими
произведениями для хора классиков
и советских авторов, снабжения само-
деятельных коллективов полноценным
художественным материалом.

Чрезвычайно слабо охватывается
Музгизом творчество композиторов
союзных республик. За исключением
партитур нескольких сочинений, уло-
стоенных Сталинской премии, в пла-
нах Музгиза не фигурировали имена
композиторов союзных республик.
Правда, некоторые республики рас-
полагают самостоятельными издатель-
скими организациями. Но. эти изла-
тельства еще недостаточно ‘развиты
и не могут справиться с печатанием
крупных произведений.

Очень плохо обфоит дело © изда-
нием педагогической — литературы.
План издаваемых сЭчинений не согла-
совывался с. потребностями и програм-
мами учебных заведений, общее коли-
чество выпускаемой! продукции (0с0-
бенно для оркестровых инструментов)
остается крайне недостаточным.

Не лучше организована работа и
книжной редакции. Советский  чита-
тель хочет получить подлинно науч-
ную, разнообразную по жанрам, увле-
кательно нанисанную книгу о музы-
ке. Ему нужны мозографии о класси-
ках и об отдельных выдающихся про-
	ПРЕМЬЕРА МОСКОВСКОГО LMPHA
	тоходцы под куполом цирка»), труп-
па Самолетовых (аттракцион на под-
кидных досках), труппа Нестеровых
(эквилибр с пневматическими перша-
ми), артисты Дрыгины (полет на бату-
те), Шидловские (эквилибр на пере-
холной лестнице), братья Сосины (ак-
	шенно новое для румынской  столи-
цы.
Никогда еще в Румынии на столб-
цах газет и в литературных журна-
лах не велись такие оживленные
творческие дискуссии На тему о па-
родном театре. В этих дискуссиях
	принимают участие драматурги,  pe-

жиссеры, актеры и зрители. Перестав
быть рабом западноевротейской Mo-
	ды, румынокии национальный театр
обращается к своей классической
драматургии.

Румынская драматическая лите-
ратура, в особенности классическая,
насчитывает немало прогрессивных
произведений. Лишь теперь, в новых
общественно-политических ‘условиях,
они могут зазвучать «во весь голос».

Румынский театр-—детище ХХ ве-
ка. В первый период своего сущест-
вования он `нитался переводными
пьесами и спектаклями, в которые
для «местного колорита» вводились
танцы и песни. Национальная драма-
‘тургия ведет начало от оригинальной
драматической поэмы (исторические
пьесы Белинтиняну, Деперецяну, Ха-
ждеу, Делавранча и Александри), а
позднее от социальной комедии вели-
кого румынского писателя Караджа-
ли (после разгрома крестьянской ре-
золюции 1907 года он попытался соз-
дать рабочий театр в Бухаресте).

Его острая социальная комедия
«Потерянное письмо»—весыма дейст-
венный сценический памфлет на бур-
жуазный парламентаризм. В своей
пьесе «Господин Леонида лицом к
лицу с реакцией» Каралжали высмеи-
вает политический либерализм, ча де-
ле служащий интересам господствую-
щих классов. Почти все персонажи
пьесы «Потерянное письмо» стали в
Румынии нарицательными. Их изрече-
НИЯ ВОШЛИ В ПОСЛОВИЦЫ.

Театр Караджали, который сочета-
ет грациозность аристофановской по-
литической комедии < глубоким кри-
тицизмом мольеровской и гоголевской
	сатиры, сегодня зажил новой жизнью
на румынской сцене. Его влияние
заметно сказалось на пьесе «Послед-
	ний час», написанной после воины
мололым румынским прогрессивным
писателем Михаилом  Себастьяном.
	Ньеса рисует нравы румынской печа-
ти и буржуазного общества и могла
быть поставлена в Румынии лип!
после побелы над фашизмом. Начи-
ная с 1944 гола она не сходит CO
	Фабрики   сцены бухарестокого Национального
	изведениях, по-настоящему кригиле-
соки написанные книги о: советских
композиторах, где бы не умалялись
достижения, ю и не › сглаживались
недостатки. Нужны книги: по важней-
шим вопросам музыкальной эстетики,
произведения классиков русской му-
зыкально-критической мысли, путево-
дители по операм и концертам.

В минувшем году было издано три-
Math книг. Это явилось известным
прогрессом после 1946 года, почти
полностью загруженного ‘многоли-
стажной схоластической «продукци-
ей» бывшего заведующего книжной
редакцией А. Оголевца. Однако что
представляют собой эти’ тридцать
книг? Только шесть из них — cepbe3-
ные и более или менее капитальные
‘исследовательские работы. ФОсталь-
ные — неболыние брошюры по. 1 /—
2 листа. За исключением книг акаде-
мика Асафьева, отдельных глав в
«Очерках советского музыкального
творчества» и в книге о Рахманинове
и двух-трех брошюр, вся остальная
книжная продукция последних лет
страдает серьезнейшими недостатка-
ми. В книгах и брошюрах о класси-
ках в большинстве случаев нет под-
линного историзма, не вскрываются
противоречия творческого пути ком-
позитора, не указаны связи с идей-
ными и художественными течениями
времени, нет обрисовки общекультур-
ного фона. Мы не найдем в этих из-
даниях яркой характеристики лично.
сти и творчества композитора. Ана-
лиз художественного произведения
часто подменяется описательностью
или пересказом содержания. Особен-
но это характерно в отношении опер-
ных произведений. Большими дефек-
тами отличаются книги о советской
музыке. Не вскрываются в должной
мере и не получают настоящей опен-
ки неизжитые модернистические влия-
ния и идейно-творческие срывы. У
читателя может сложиться представ-
ление о том, что композиторы стар-
шего поколения легко и безболезвен-
во перешли на новые пути. За умили-
тельно-восторженным тоном этих Spo-
шюр о советских композиторах часто
скрываются равнодушие и бедность
критической мысли,

Кто же отвечает за работу Муз-
гиза? Работа Музгиза протекала при
«пассивном невмешательстве» Музы-
кального управления Комитета по де-
	лам искусств. Главные ‘управления ко-
	митета по вопросам музыки не были
связаны с работой Музгиза, не стави-
ли перед Музгизом своих требований,
не влияли на составление его планов.
В самой структуре издательства и до-
нынче есть ряд ненормальностей. Так,
например, издание учебников. в том
числе вузовских, находится в ведении
так называемого отдела педагогиче-
ской литературы, основная задача
которого — выпуск репертуара для
начинающих учащихся. Редакцион-
ный совет Музгиза, призванный отве-
чать за идейное и художественное
качество продукции. работает пло-
хо. Совет собирается крайне редко,
не знакомится предварительно. с
предетавляемыми планами, многие
произведения принимает в порядке
дружеских «соображений». Редакци-
онный аппарат издательства не уком-
плектован достаточно квалифициро-
ванными кадрами. Это неизбежно вле.
чет за собой низкое качество редак-
торской работы, а иногда и брак, осо-
бенно ощутимые в работе книжной
редакции последних лет.

Организации, распространяющие #з-
дания Музгиза (Когиз и Могиз), так-
же плохо справляются со своими за-
дачами. Выпускаемая Музгизом про-
дукция не поступает своевременно в
нотные и книжные магазины, подолгу
задерживается на складах, распреде-
ляется неравномерно и без учета ре-
альных потребностей. Сейчас на скла-
дах лежит на 9 миллионов рублей го-
товой продукции Музгиза, не находя-
шей сбыта.
	Советское искусство стоит перед
решением огромных  идейно-творче-
ских задач. Это требует от Музгиза

полного пересмотра и перестройки его
работы.
	робаты с дрессированными собачка-
ми), турнисты Ярославские, жонглер
на лошади Н. Ольховиков, воздушная
гимнастка Р. Немчинская и др. Весь
вечер на манеже Каран д’Аш.

Режиссер программы Б. Шахет, ху-
дожник В. Рындин.
		цы исполняют народные песни о Ленине и Сталине, песни о Москве.
	Рядом готовится к выступлению танцовальный коллектив из села
Шурагат. Этот дагестанский ансамбль, руководимый М. Вагабовым,
	организован в 1945 году.
	В числе колхозных ‘музыкантов и певцов Ставропольщины-—<один
	из старейших народных музыкантов, 80-летний чабан колхоза имени
1-го мая Благодарненского района, Григорий Карпович Расторгуев.
Под аккомпанемент семилетнего баяниста Юры — сына колхозника
из села Прасковея — он исполняет на рожке народные песни.
Интересна биография ансамбля семи колхозных музыкантов Чи-
тинской области. Они приехали из далекого сибирского села’ Уруль-
ги, находящегося в семи тысячах километров от Москвы. Организатор
ансамбля смычковых инструментов Константин Семенович Макавеев
еше в детстве самоучкой каучилсея играть на скрипке. Десять лет
назад Константин Сергеевич решил создать в колхозе сельский
оркестр. В оркестр вступили музыканты-любители — его брат Иван
Семенович, двоюродный брат Павел Алексеевич, два племянника
Николай Иванович и Алексей Иванович Макавеевы, Андрей Ива-
нович Изотов и 60-летний музыкант Михаил Елисеевич Александров.
Ансамбль музыкантов быстро завоевал популярность не только бреди
колхозников своего села, но и далеко за его пределами. В прошлом
году колхозный ансамбль музыкантов с успехом выступил на област-
ном смотре сельской художественной самодеятельности. Из ееми*
	музыкантов — четверо участники Отечественной войны, награжден-
ные орденами и медалями. В репертуаре. ансамбля русские народные
песни и песни советских композиторов.

Во Всероссийском смотре примут участие певцы, танцоры ‘и му-
зыканты Татарской, Башкирской и Марийской АССР, Тувинской авто-
номной области, Сталинградской и Архангельской областей, нанай-
ская групна из Хабаровского края, ансамбли песни и пляски донских
и кубанских казаков в другие.

На фото: вверху — оркестр смычковых инструментов из села
Урульги, Читинской области: К. Макавеев, А. Макавеев, А. Изотов,
П. Макавеев, Н. Макавеев, И. Макавеев и М. Александров. Внизу
80-летний чабан колхоза имени 1-го мая Ставропольского края Г; Рас-
торгуев исполняет на пастушьем рожке русскую народную палит
	MELE BEMIS] на пастушьем рожке русскую народную песню
под аккомпанемент 7-летнего ‚баяниста Юры. Фото ® Явно.
	Исполнилось десять лет существо-
вания Дворца культуры автозавода
	им. Сталина. За это время во дворце   деятельности.
	побывало более пяти Миллионов 4e-
ловек.
		МОСКОВСКАЯ

ХРОНИКА
		ПОСЛЕДНЕЙ ПОЧТЫ
	(С легкой руки «Литературной газеты»
	издательство — К 1-48-98.
		махровых реакционеров». «Гриффит,
— сказано в газете, — докатился до
создачия картины, насыщенной духом
человеконенавистнического расизма,
трактующей «негритянскую пробле-
му» с самых реакционных позиций».
	Широко известно, ’ что Гриффат
«докатился» до создания упомянутой
картины «Рождение чации» еще в
самом начале своей карьеры, в 1915
году, а с 1932 года вообще никакой
деятельностью в кинематографии не
занимался,

В том же отчете газета приписала
слова Эрика Штрокгейма, амери-
канского кинорежиссера. — изгнан:
ного реакционными предпринимате-
лями из Голливуда в 1929 году,
французскому режиссеру Рене Кле-
ру. Советского режиссера Л. Tpay-
берга она спутала с И. Траубергом,
также кинорежиссером, не  участво-
вавшим в. работе конференции.

Только в одном месте своего отче:
та «Литературная газета» проявила
‘осторожность, но на сей раз излиш-
нюю. — Ола критикует «страницы, по-
	священные Граффиту. в книге, вышед*.
	шей в 1944 году под редакцией. С.
Эйзенштейна и С. Юткевича». Что
же это за.загадочная книга? Назовем
ее, чтобы не было никаких сомнений,
Книга чазывается «Гриффит» и в ней
Гриффиту посвящены решительно все
страницы-—о0т первой до последней,
	енный редактор), A. A. СУРОВ,
ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ,
1ЦКИЙ, А. И. ШАВЕРЛЯН. :
	Дот
Зак № 349,
	Под заголовком  «Разоблаченный
Голливуд» «Литературная газета»
(№ 10 от 4/48 г.) напечатала от-
чет о конференции творческих работ-
ников, происходившей 30—31] января
в Московском Доме кино.

Даже не рассказав о том, каким во-
просам была посвящена эта конфе-
ренция, «Литературзая газета»  дез-
ориентировала читателей грубыми
ошибками, содержащимися в отчете,
Так, она превратила в одно лино
реакционного = режиссера Билля
Уайльдера, напечатавшего в жур-
cane «Америка» статью,  восхва-
ляющую Голливуд, и передового
американского художника кино Вил-
льяма Уайлера, создателя ряда про-
грессивных фильмов, в: том числе
«Лисички». и «Лучшие годы нашей
жизни». Сходная судьба постигла в
отчете иИзвестнейшую американскую
	зиноактрису Кетрин Хепборн, в03-
главляющую ‘антифашистское пзи-
жение в Голливуде. (С легкой руки
«Литературной газеты» ona стала
	мужчиной и притом. придерживаю-
щимся весьма реакционных взглядов.
Так, в газете прямо и написано: «По-
ражает идейное убожество, безнрав-
ственное содержание реакционных
фильмов Диснея, Хепборна».

Столь же решительно расправи-
лась «Литературная - газета» и с
Гриффитом, который, по ее мнению,
пришел. «сейчас окончательно в станк
	Редакционная коллегия’
	В. Г. ВДОВИЧЕНКО (ответстви
М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С. А.
Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. СсАВИ
	зсвусств, кино — К 5-45-12;
	СЛАВНОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
		Во Дворце культуры работают 43
коллектива художественной само-
	В лектории Дворца регулярно  про*
РОДЯТСЯ беседы, лекции и доклады.
	«3 Обсуждение книги В. Г. Сахновского
«Мысли о режиссуре» состоится 9 фев-
раля в 8. час. вечера во Вбероссийском
театральном обществе,

экспозиционном зале Московского
союза советеких художников 8 февраля
открылась выставка работ П. Соколова-
Окаля.

< ЦДРИ СССР и Московский союз со-
ветеких художников провели 2 февраля
вечер памяти П. В. Вильямса. С воспо-
минаниями о жизни и творчестве заме-
чательного театрального художника вы-
ступили II. Марков, Л. Лавровский,
Н. Соколова, А. Гончаров и С. Лучишт-
кид. На вечере были показаны отрывки
из спектаклей, оформленных П. Вильям-
сом, В залах ЦДРИ открылась выставка
произведений художника.

Домом звукозаписи на граммпластин-
ки записаны болгарская рапсодия «Вар-
дар» и румынский народный танец в
исполнении симфонического оркестра под
управлением гостившего в Москве бол.
гарского дирижера П. Владигерова. Tipo-
изведены также записи ряда болгереких
народных песен в исполнении народно-
го артиста Болгарии М. Попова.

@ Исполнилось - полвека работы на
арене старейшего артиста пирка Н. Ни-
китина. 16 февраля в Московском цирке
состоится представление, посвященное
юбилею артиста.

Группа драматургов музыкального
театра Союза советских писателей СССР
организует 9 февраля читку и обсужде-
ние текста новой музыкальной комедии
Ильи Рубинштейна «Дочь Фельдмарша-
ла». Музыкальные номера о исполнит
автор музыки—композитор 0. Фельиман,
	&3 Заместителем начальника Главного
управления цирков назначен Б. Курен-
ков, художественным руководителем Мо-
сковского цирка — Б. Шахет.

@ Для художеетвенного обслуживания
личного состава частей и подразделений
Советской Армии и Военно-Морского
Флота 8 февраля из Москвы выехали
первые концертные бригады, еформиро-
ванные Комитетом по делам искусетв из
ведущих артистов московских театров и
филармонии.
	43 4 Февраля в Болыном зале Москов-
евой консерватории состоялась встреча
молодежи Москвы с коллективом Крас-
нознаменного им, А. В. Александрова
ансамбля песени и пляски Советской Ар-
мии. О творческом пути ансамбля до-
клад еделал его художественный руко-
водитель Б. Александров. Артисты
Г. 5айцев и П. Кулыгин рассказали о ра-
боте ансамбля на фронтах Великой Оте-
чественной войны, От комсомольцев Мо.
секвы артистов приветствовал тов. Де-
мидов.

@ Цветная мультипликационная кино-
картина «Конек-Горбунок» закончена в
студии «Союзмультфильм». Постановщик
И. Вано, авторы сценария Е. Помещиков
и Н. Рожков, музыка В. Оранского.
	&3 Государственный Еврейский театр и
Всероссийское театральное общество ор-
ганизуют 16 февраля в Доме актера вечер
памяти С. М. Михоэлса.

© В Москву приехала солистка Грузин:
ской филармонии\ М. Натишвили. Вчера
в Малом зале консерватории она испол
нила произведения Баха-Бузони, ПТопе-
на, Листа, Лебюсси и др.
	Smo He MOOKEM _ игнорировать
зеликий  обществензо-политический
переворот, свидетелями которого
мы имеем счастье быть, — пишет
в своей программной статье драма-
тург Виктор Ефтимиу.—Мы не мо-
жем болыне создавать выдуманных
героев. Они должны быть взяты те-
перь непосредютвенно из жизни и
быть выразителями того, что волнует
нас сегодня».

Вполне естественно, что русская
драматургия служит путевохной
звездой прогрессивному румынскому
театру. На румынокой сцене сегодня
ставят не только чьесы Гоголя, Ост-
ровского, Чехова, Горького, Леоно-
ва, ‚ Симонова, Горбатова. Фадеева
(«Молодая гвардия») и др. Передо-
вой румынский режиссер также зна-
ет, чему он может поучиться у со-
ветского театра. Возвращаясь к тра-
диции основоположников румынского
театра (Давила, Нотара и Густи). он
в то же время широхо использует бо-
татый опыт великой русской теат-
ральной культуры. Готовятся полные
‘череводы на румынский язык сочине-
ний Станиславского, изучаются теат-
ральные взгляды  Немировича-Дан-
ченко,

Однако румынским театральным
деятелям предстоит еще преодолеть
много пережитков прошлого на пути
к идейно насыщенному  реалистиче-
скому искусству. Передовые деятели
румынского искусства настойчиво
подчеркивают необходимость тесно-
го контакта в области культуры меж-
ду нынешней  народно-демократиче-
ской Румынаей и Советским Союзом.
В творчестве некоторых румынских
режиссеров немало еще формалисти-
	ческих заблуждений, которые, быть
может, с лучшими намерениями,
	расоматриваютея ими как «новатор-
ство» (например, нашумевшая  по-
становка «Макбета» одаренного ре-
жиссера Сава). Свои ошибочные мо-
дернистские эксперименты  некото-
рые режиссеры выдвигают в про-
тивовес самодовольной банальности
мещанского. театра, не понимая, что
не по этому пути должно развиваться
реалистическое искусство в демокра-
тической Румынии. Встречаются и
другие крайности: увлечение стилем
«агитки», театрального плаката.
Можно быть уверенным. что все эти
«болезни роста» будут вскоре прео-
долены. Все более и более возлелы-
вается почва для глубокого принни-
пиального искусства, котоэюе должнс
оответетвовать великой эпохе.

умынского театра
			1 что в эти «критические» моменты! ‘и рабочие кварталы--явление, совер-   театра.
	Тяжелое наследство досталось ру-
мынской демократии в области куль-
туры. С одной стороны, массовая не-
грамотность (48,7 проц. населения, а
в некоторых районах до 80 проц.) и, с
рругой — салонное изкусство и де-
кадентски-утонченная,  формалисти-
ческая литература, оторванная от на-
ролных истоков и лишенная связи с
отечественной классикой. Это, ко-
нечно, не относилось к немногочис-
ленной группе писателей, об’единяв-
штихся вокруг такого крупного про-
заика, как Михаил Садовяну. Что же
касается румынского театра, то ему
были чужлы даже тот мелкобуржуаз-
ный протест и тот дух бунтарства,
которые время от времени проявля-
лись в литературе.

Мысль о создании театра для ши-
роких народных масс никогда не тре-
вожила Умы «культурных» деятелей
старой Румынии. Они довольствова-
лись тем, что в стране существовало
несколько «национальных театров»,
«луховное» шефство над которыми
по традиции принадлежало национа-
листическому студенчеству, прошед-
шему политическую школу ясского
профессора-черносотенца А. Кузы.
Эта «золотая» молодежь навязывала
театрам свои крайне реакционные,
расистские взгляды и вкусы, но «на-
црональных» театров было немного.
Наиболее распространенной была
частная антреприза, целиком зависи-
мая от вкуса его владельца, не пре-
следювавшего никаких других це-
лей, кроме коммерческих. Правда,
во главе некоторых частных драмг-
тических ансамблей стояли такие
видные театральные деятели, как
Буланлра Максимилиан, Вентура,
Мария Филоти, которые хотели чест-
но служить искусству. Но. к сожа-
лению, их начинания носили случай-
ный, сезонный характер и по своей
внутренней сущности это все-таки
был типичный мелкобуржуазный те-
	атр. ориентировавшийся на кассовое.
	окошко. оэтому и в этих. случаях
нельзя было говорить о художествен-
но-идейнам театре в полном смысле
этого слова. Это был лишь театр
«лучшей квалификации» термин, во-
шедший в румынский театральный
лексикон.

Таким образом, румынская сцена
не знала ни строгой театральной си-
	стемы, ни своего национального CTH:
ля, ни больших творческих проблем.
Театральная = жизнь складывалась
так: с одной стороны, традиционно-
рабское подражание парижокой «Ко-
мели франсез», с другой — упрощен-
ный натурализм, искажающий образ
действительности. Для такого копи-
рующего театрального искусства
весьма характерно отсутствие  твор-
ческого режиссера. Его место зани-
мал ловкий режиссер-ремесленник,
режиссер-делец, который накануне
каждого театрального. сезона ездил
3a гранишу и привозил оттуда - пос-
леднюю «новинку» — пьесу, кото-
рая в Париже, Берлине или Лонло-
не шла в качестве «боевика». Чисто
механически заимствовались приёмы
режиссуры и принципы оформления,
вместе с пьесой нередко закупали и
костюмы. Подчиняясь требованиям
все более фашизирующейся празя-
щей клики, насаждавшей  амораль-

нузданность нравов, румынский те-
атр все болыше и больше вырождал-
ся. Отечественная классика и перело-
вая современная драматургия были
вытеснены претенциозными и весьма
легковесными пьесхами, вроде сочи-
нений Тудора Мушотеску. В качестве
героя в этих пьесах выступал ‚либо
красочный этнографический персо-
`наж, с явно шовинистическим оттен-
‚ком, либо водевильный неудачник —
`прилибленный мелкий чиновник, чъя
‘социальная оугнетенность прикрыва-
лась слащавой сентиментальностью.

Еще большая беспринципность и
пошлость господствовали в театрах,
тде полным самодержцем был ме-
ценат- финансист. Тут процветали
грубый фаре, кровавая мелодрама
или фривольное ревю.

Единственное противодействие та-
кому разнузданному репертуару ока-
зывала иногда сама публика. Тогда
театральные залы пустовали, и перел
лицом этих внезапных кассовых кри-
зисов театральные предприниматели
бывали вынуждены обращаться к
большой драматургия. Характернх,
	Адрес редакции и издательства: Москва, Пушкниская, 8. Телефоны: секретариат, отделы информации, архитектуры, эстрады и цирка — К 4-15-66, отделы театра, музыки, изобразитель вых
			Типография «Гудок». Москва, ул. Станкевича, 7.