Творческий отчет архитекторов Воронежа
	В Воронеже к 30-летию Великой
Октябрьской социалистической рево-
люций была откоыта большая вы-
ставка, посвященная восстановлению
`и реконструкции города. Экспонаты
этой выставки—планы, чертежи, про-
`екты, фотоснимки сооруженных пос:
ле войны зданий — рассказывали о
большой и плодотворной работе ар-
	хитекторов и строителей, восстанав-

‚ лизающих один из крупнейших рус-
`’ских городов, разрушенный немецко-
фашистскими захватчиками.
	В начале февраля ‘выставка была
переведена в Москву и размещена в
Центральном доме архитектора, В
‘столицу приехала также группа во-
‘ронежских архитекторов, выступив-
шая на-днях с творческим отчетом на
расширенном заселании президиума
	правления Союза советских архитек--
	‚торов CCCP.

rt dat

Главный архитектор Воронежа
_Н. Троицкий рассказал собравшимся
`о Том, как ссуществляется восстано*
‘вительное и новое строительство в тго-
‘роде. Коллектив воронежских архи:
  TeKTOpOB,. HOCUHTHBaIOWIAN около два-
 дцати человек, за последние годы до-
  бился немалых успехов, о чем свиде-
 ‘тельствуют экспонаты выставки.
	Экспонаты выставки были подверг-
нуты на заседании подробному и все-
стороннему обсуждению. Архитекто-
ры столицы, выступавшие в прениях,
отмечая достижения в области
восстановления Воронежа, останавли-
вались и на недостатках генерально-
го плана города и детальных проек-
тов застройки.

Кандидат архитектуры НП. Алексан-
дров подробно остансвился на пфо-
ектах планировки Воронежа, разрабо-
танных под руководством  действи-
тельного члена Академии архитекту-
	Проект Лесохозяйственного института в гор. Воронеже. Автор —
архитектор А. Миронов.

a ФФ >
	кие — второстепенными. Центр. горо-   суждения останавливались главным
				да располагает только одной общест-
венной площадью, которая одноврз-
менно служит и транспортным узлом.
В таком болышом городе, как Воро-
неж. функции общественного центра и
	транспортного узла должны быть раз -
	единены.

_O восстановлении главной магистра-
ли Воронежа — проспекта Революции
`—товорил архитектор Г. Градов. Эта
улица протяженностью в 2600 мет-
ров ведет от вокзала к общественно-
	административйому центру города, #.
ее архитектурному оформлению сле
	довало уделить ocoboe внимание.
Анализируя архитектуру здания в0с-
‘станавливаемого проспекта Револю-
ции, Г. Градов насчитал в проекте
свыше двенадиати различных стилей
—oT средневекового романского до
стиля «модерн». :

— Автор. проекта Л. Руднев, — го-
ворит Г. Градов, — возвел всю эту
пестроту и разнобой в некую эстети-
ческую закономерность. Но для нас
ясно, что эта «лоскутная» архитекту-
ра не имеет ничего общего с идеей
елиного ансамбля.
	На заселании выступили также тт.
К. Афанасьев, М. Коржев, А. Попов-
Шаман, Л. Богданов и другие. Но, к
сожалению, почти все участники об-
	„0 ложной Концепции книги „Градостроительство“
	ры. Номимо дискуссии, организуемой
в конце февраля Институтом  градо-
строительства совместно < Институ-
том теории я историй Академии архи-
	‚тектуры СОСР, необходимо обсудить
	материалы книги, являющейся учеб-
‘ным пособием, и на заседании Учено-
‘го совета и соответствующих кафедр
` Московского архитектурного институ-
та, а также на собрании критической
‘секции Союза советских архитекторов
с привлечением широкого актива,

Вице-президент Академии архитек-
‘туры СССР А. Мордвинов доложил
	Комитету о принятом президиумом
академии решении по редакционной
статье газеты «Советское искусство»,
° Выпуск книги «<Градостроительст:
во», отмечает т. Мордвинов, —содер-
жащей серьезные ошибки, свидетель-
стзует об отставании ‘ теоретических
работ от уровня задач, стоящих сей-
час перед советской архитектурой.
Президиум Академии архитектуры
СССР считает необходимым усилить
	образом на вопросах нланировки  го-
рода и почти ничего не говорили о
проектах сооружений, разработанных
местными авторами

Резкой критике подвергся. на засе-
дании проект здания горсовета и об-
кома, разработанный Л. Рудневым, По
елинодунному мнению выступавших,
это здание, напоминающее средневе-
ковую ратушу, не соответствует. ду-
ху советской архитектуры.

На заседаний выступил автор гене-
рального плана восстановления Воро-
нежа Л. Руднев. Согласившись в 05-
новном с оценкой проекта дома гор
совета, он полемизировал с архитек-
торами, ‘отмечавшими недостатки
планировки города. Но, доказывая
правильность своих позиций, Л. Руд-
нев проявил нетерпимое отношение к
критике.

Выступившие в заключение Н.
Троицкий и А. Миронов отмечали,
что архитекторы Воронежа ожидали
более обширной и разносторонней
критики своей деятельности. Но и
те критические замечания, которые
были сделаны участниками обсужде-
ния, по мнению воронежских  архи-
текторов, несомненно помогут им в
больнюй и ответственной работе по
восстановлению родного города.
	идейно-воспитательную работу среди
научных сотрудников академии, чтобы
избежать в дальнейшем повторения в
теоретических трудах ошибок, допу-
щенных авторами книги «Градострой-
тельство».

После выступлений заместителей
председателя Комитета В. Кусакова и
В. Панова, секретаря парторганизации
Комитета И. `Фомина и др. Комитет
по делам архитектуры при Совете Ми-
нистров СССР принял: решение, в ко-
тором отмечает, что редакционная
статья газеты «Советское искусство»
правильно подняла вопрос об ошиб-
ках авторов этой книги.

В решении Комитета содержится
рекомендация. правлению Союза. со-
ветских архитекторов наряду < книгой
«Градостроительство» обсудить и ряд
других теоретических. трудов, вышед-
ших за последнее время в издатель-
стве Академии архитектуры СССР и
Государственном архитектурном изда-
тельства.
		Геройка советского войиства
	сов работают над больнтим компози-
	ционным групповым портретом коман-
дующих фронтами «Курской дуги» тт.
Конева, Рокоссовского и Ватутина.
`В. Правдин готовит также очень сме-
	лый и интересный портрет И. В.
Сталина — полководца, Н. Денисов
дает ряд прекрасных, лаконичных,
	тонких по цвету этюдов весеннего
пейзажа. Список этот мог бы быть и
	продолжен.
	Галлереи ленинградских пзорцов,
музеи Версаля, Потсдама и др. изо-
билуют батальными произведениями
живописи, где главным сюжетом кар-
тины является общая панорама боя с
командованием на переднем плане.
Обычно стиль этих произведений
очень парадный, пышный, все мунди-
ры и снаряжение пригнаны «с иголоч-
ки», и командование, находясь на са-
мом видном месте, имеет героический
зид. Картины эти заказывались коро-
лями, императорами или курфюрста-
ми для прославления их часто не су-
ществовавших доблестей и военных
подвигов. Мировое искусство ‘знает
тысячи таких произведений, чаше Bice-
го академически-сухих и посредствен-
ных в живописном отношении.

Но вот наступает эпоха демократи-
	ческих тенденций в мировом искусст-.
	ве. В русской батальной живописи
Федотов, Т. Шевченко, Чернецов и
др. раньше, чем в искусстве осталь-
зой Европы, показали настоящее ли-
	цо труженика-солдата. Их картины и.
		рисунки из походной и казарменной
жизни — это реалистическая повесть

-о николаевской тяжелой и долгой
солдатской службе со всеми ее бела-
ми и радостями.

Русские художники начала ХПХ ве-
ха поняли и отразили душу и благо-
родную доблесть русского солдата—
героя и труженика. Позже замеча-
тельные художники-передвижники в
ряде полотен развили эту тему, ав
прекрасных произведениях В. Вереша-
гина и В. Сурикова мы видим уже за-
мечательное соелинение больших ба-
	тальных задач с жавнровым, очень
душевным, прямо-таки портретным
показом отдельных персонажей —
	солдат, совершающих свое благород-
ное и тяжелое дело защиты родины.

Такого крупнейшего баталиста, ках
В. Верещагин, не знает искусство ни
одной страны. Только на русской
почве мог родиться этот художник—
поэт русского войска. Совершая тя-
желые походы вместе с армией, уча-
ствуя во многих сражениях, В. Вере-
щагин с огромной искренностью A
точностью создал нелую галлерею не-
забываемых картин о русской воен-
ной доблести и славе. Его после-
дователь художник М. Греков, раз-
вивая замечательные традиции Ве-
рещагина, проделал с легендарной
1-й Конной армией ряд походов. Бу-
дучи непосредственным свидетелем
боев за независимость мололой Рес-
публики Советов, Греков оставил нам
блестящую, правдивую и романтиче-
скую серию картин из эпохи граж-
‘данской войны. Его произведения во-
шли в драгоценный фонд лучших про-
изведений советского искусства.

В 1934 г. по инициативе К. Е. Во-
рошилова была создана студия имени
этого замечательного художника —
«Студия военных художников им.
М. Б. Грекова». В состав студии вош-
ли представители самодеятельного
‘искусства — бойцы Красной Армии.
В большинстве своем это были та-
лантливые сзмоучки и лишь единицы
имели некоторое художественное об-
	Военные художники Студии имени
Н. Андрияка, П. Жигимонт и А
«Форсирование Днепра».
		разование. Студия
ютилась в темном
казарменном помеще-
нии и выглядела обы-

чным — красноармей.

>
П. СОКОЛОВ-СКАЛЯ
°

Мы входим Ha
«мостик» диорамы
«Форсирование Дне.
пра». Перед нами. мо-
гучая река. вспенен-
	ная разрывами снарядов и авиабомб.
Под густым ливнем огня переправля-
ются на правый высокий берег наши
части на лодках-плотах и понтонах.
Движется наша ‘пехота. По наве-
денному мосту переходят Tal.
ки и артиллерия. На левом 6epe.
гу накапливаются‘ новые — части.
Лавина наступления растет и ширит-
ся, и вот уже на нагорной стороне пер-
вые переправившиеся советские части
	пехоты и танков ведут бой на предмо-
стном укренлении. Великолепно пере-
дана атмосфера современного насы-
щенного техникой боя.

Диорамное (панорамное) искусство
— дело трудное. Оно настоятельно
требует полной правдивости изобра-
жения, и малейшее отклонение от
жизненной правды хотя бы в мель-
чайших деталях отнимает у зрителя
полностью всякую Веру в подлинность
изображаемого. И, несмотря на эти
жесткие условия, которые ставит пе-
ред художником искусство такого ро-
да, авторы диорамы А. Горпенко и
А. Стадник и их помощники Жиги-
монт, Марченко, Андрияка создали
произведение, ‚ богатое: живописными
достоинствами. Прекрасно написана
самая трудная часть диорамы — пе-
редний план с переходяшими B;
брод бойцами у моста. Диорама имеет
большую зоздушность и глубину.

Мы переходим на «мостик» второй
диорамы. Она посвящена битвам ар-
тиллерии на Одере. Авторы П. Корец-
кий, И: Евстигнеев и Андрияка соз-
дали драматическую картину боя на
подступах к логову фашистского зве-
ря. Прекрасно, до полной иллюзии,
переданы лучи прожекторов,  осве-
щающих, как днем. вражескую терри-
теорию, по которой ураганным огнем
бьют сотни орудий, гвардейских ми-
нометов советских войск. Однако ав-
торы, работая над «ночным» сюжетом,
не сумели избежать некоторой черно-
ты в близких к натуральному плану
частях диорамы.

Но несомненно одно: этя произ-
ведения — большой вклад в диорам-
	ное искусство, искусство, ‘спенифиче-   без пафоса
	ское по своим условиям работы.
р ролАКАЙСЬЛАЮНАЯ waerenernt vy.
	В высокой светлой мастерской ху-
дожника К. Китайка на мольбертах
стоит ряд больших портретов. Один
из них — композиционный портрет
легендарного командира эпохи граж-
данской войны Григория Котовского.
Полководец изображен руководящим
переправой кавалерии через реку, воз-
можно — Южный Буг. Замечательно
написаны фигуры всадника и коня, как
бы слитых вместе. Вся картина напи-
сана широко, просто и величественно.
Молодой художник вырос в зрелого
мастера. Рядом —- портрет вдовы ко-
мандира — Ольги Петровны Котов-
ской. Мужественное лицо много ви-
девшей и испытавшей женщины-ком-
мунистки, спокойная красивая поза. В
громадном. конном портрете министра
Вооруженных Сил Советского Союза
`Н. А. Булганина смело и тактично ре-
‘пиается тема парадного портрета. Тут
же небольшой, прекрасный по живо-
иси . портрет тенерал-майора Тутари-
  нова и очень красивый портрет мар-
‘шала Советского Союза К. К. Рокос-
совского.
	Переходим в мастерскую скульпто-
ра И. Макагона, Посреди мастерской
громадная фигура «Народный  мсти-
тель». Это фигура советского челове-
ка, восставшего против гитлеровских
угнетателей для беспощадного мще:
ния. Анатомическая проработка мош-

ной фигуры гармонично сочетается в
ней с прекрасным геронческим обра-
зом, переданным высокими пластиче-
скими. средствами. Вокруг скульпту-

ры — масса хороших эскизов и вари-
антов. Видно, что художник много

‘времени и трудов положил на созда-

ние этого произведения.

Скульптор М. Листопад готовит
для выставки монументальную фигу-
ру И. В. Сталина. Талантливый, уже
широко известный Е. Вучетич выста-
вит модель недавно открытого в Кие-
ве памятника генералу армии Н. Ф.
Ватутину и ряд бюстов героев Со-
ветского Союза, Скульптор Аранов
закончил статую В. И. Ленина.

Живописцы В. Правдин и Н. Дани-
	ским  изокружком. Но студия
была окружена болыпшим вниманием
советской художественной‘ общест-
зенности; Лучшие. художники  стра-
ны были шефами новорожденного де-
тища советского искусства.

С каждым годом росло мастерство

«грековцев», крепли среди них тради-
ции лучших русских баталистов. На
первых открытых студийных выстав-
ках строгий зритель, уже не делая
скидки на «самодеятельность» моло-
дых военных художников, отмечал в
их произведениях высокий идейный
рост и большую художественную
‚ правду.
В июне 1941 г. перед молодыми ху-
‘дожниками встала во весь рост гроз-
`ная правда войны. Задача отразить в
‘своих полотнах беспримерные битвы
`советоких войск с врагом, вооружен-
‘ным до зубов, заставила «греков-
 цев» занять свое место в рядах бой:
`’цов передовой линии фронта, Худож-
ники Студии им. Грекова, пройдя
  Bech четырехлетний путь войны на
`’бесчисленных фронтах, вместе с пе-
редовыми частями Советской Армии
ворвались в Берлин. На гозящих
улицах фашистской столицы под
не утихшим еще ливнем огня они
в защитном обмундировании с па-
‘литрой и холстом писали этюды
` для будущих картин о великой битве
за Берлин.

На выставках художников «греков-
цев» в военные годы мы видели серии
прекрасных правдивых этюдов и 3а-
рисовок боевой жизни нашей армии от
Сталинграда до Берлина.
` Сейчас «грековцы» готовятся к
большой юбилейной выставке, посвя-
щенной 30-летию Советских Воору-
женных Сил. Мы посетили военных
художников. заканчивающих свои ра-
боты к этой выставке. Как не похоже
все то, что мы увидели сейчас, на изо-
кружок 1934 года. В просторных ин-
  дивидуальных мастерских стоят на
\ мольбертах большие полотна. В от-

дельных студиях руками зрелых ма-

п р а В СС ЗАЛЫ am ws

‘стеров-скульпторов создаются вели-
`чественные монументы.
	  Я не ошибусь, если назову основ-
ную тему выставки — «Победа». Соз-
‚нанием силы победителя веет от каж:
‚дой картины и скульптуры «греков-
‘цев». Неузнаваемо изменился и 50-
‘став <«грековцев». В годы великой
войны студия пополнилась высоко-
квалифицированными мастерами, уро-
вень мастерства студийцев неизмери-
мо повысился. Сейчас это уже не
студия, а скорее Государственные ма-
стерские батального искусства. Моло-
дые же кадры студии сейчас коман-
дированы в Московский художествен-
ный институт. Под руководством луч-
ших профессоров живописи получают
они здесь академическое образование,
находясь в штате Студии им. Греко-
Ba.

Грекова А. Стадник, Г. Марченко,
Горпенко за работой над дуюрамой
я Фото С. Шингарева.
	Особое место занимает картина Н.
Обрыньбы «Первый подвиг». Как по
жанру, так и по стилю живописи она
отличается от работ остальных «гре-
ковцев». Темная чаша леса, какая-то
	тревога, зловещая настороженность во
всем. Маленькая фигурка мальчика,
внимательно и чутко всматривающего-
ся вперед: он подает знак об опасно-
	сти двум раненым русским летчикам,
rnaTronwe из послелних сил помогая
	которые из последних сил, помоал
друг другу, преодолевают лесную ча-
шщу. Картина сразу захватывает и за-
ставляет переживать тревогу за на-
ших людей, попавших после аварии
самолета в окружение врага. Но в тб
же время мы уверены, глядя на этого
колхозного паренька, что он выручит
их и выведет к безопасности. Худож-
ник показал ряд прекрасных подгото-
вительных работ к картине и отдель-
ных мастерски написанных пейзажей.
	Молодой художник В. Дмитриев-
	ский написал картину «Над Волгой».
	Простором, ширыо великой русской
реки и очень красивой живописью
		покоряет эрителя эта картина. Нале-
во, на пригорке, — высокая как бы
стремящаяся в этот простор фигура
мололого Горького. Задушевно-прав-
		дивы, очень тонки по живописи Иры СССР Л. Руднева. Сравнивая. УТ-
	отдельные пейзажмы Дмитриевского.
Очень красивы этюды Москвы и
эскизы к «Железному потоку» Сера-
фимовича художника Кокорина и пей-
зажи художника Жигимонт,
Пожалуй, самой серьезной являет-
	вержденный в 1946 году генеральный
план города с детальными чертежами
отдельных районов. он приходит к
выводу, что автор не развил положи-
тельных моментов генплана и не пре-
одолел его отрицательных сторон. Как
	ся картина П. Кривоногова — «Побе-  и прежде, остается неясным, какие из
	магистралей являются главными и ка-
	11 февраля на очередном заседании
Комитета по делам архитектуры при
Совете Министров СССР. обсужда-
лась опубликованная газетой «Совет-
ское искусство» редакционная статья
«О ложной концепции книги «Градо-
строительство».

Заместитель предселателя Комите-
	та Б. Рубаненко отметил большое зна-
	чение этой статьи, правильно вскры-
вающей серьезные ошибки книги, ко-
торая‘не отвечает требованиям, пред?-
являемым к научному труду по исто-
рии градостроительства. — Необхо-
димо, — указал т. Рубаненко, —
продолжить почин газеты и под-
вергнуть книгу «Гралостроительство»
	да». Это сложная массовая ком-
позиция. На лестницах рейхстага сре-
ди дымяшихся развалин, на фоне раз-
битой колоннады советские воины
торжествуют победу. В картине остро
схвачен колорит времени. Дымный,
насыщенный кирпичной пылью воздух
окутывает фигуры бойцов. Правдиво.
без пафоса показывает Кривоногов
советских солдат
	Если прошлые выставки студии
	имели всегда графический уклон (05`-
ясняется это просто: во фронтовых
условиях легче рисовать, чем писать
	красками), то нынентняя выставка при
	отнюль нё сниженном уровне графи-
ческого мастерства студийцев, пока-
зывает очень высокий уровень живо-
писных работ и скульптуры. И даже
больше — графические работы «гре-
ковцев» стали тоньше, продуманней я
глубже. Сюда относятся очень значи-
нельные серии ‘работ Пинкисевича

Aw £ SPAS > 74 ee sau a “ee is мч ФР
«Сталинграл», AL Кокорина  «Воен-   BC€CTopoumemy обсуждению  архи-
ный дневник», литографии М, Maro-   TeKTYPHOH общественностью, Такое
puna, серия Баранова, посвященная, IMpaKoe обсуждение не только
Сталичпралу. Мастерски ‘исполнены поможет Академии архитектуры СССР
серия героев Отечественной войны   И авторам в переработке книги, но и

аля: пуда OAHU TRAY RARAD
	В. Высоцкого, серия «Берлин» В.
Богаткина и серия военных зарисо-
	вок В. Климашина:

Н. Жуков выступает в’ несколько
новом жанре. Изпользовав летнее пу+
тенествие по Зокавказью, он создал
серию портретов людей`и пейзажей
тех мест, которые связаны с деятель-
ностью И. В. ть в юношестве.
Путенествовавщи й вместе с Жуковым
Н. Соколов Coane cel серию пейзажей

Закавказья в
Прекрасный Sabu анималист. Р..
а проникновенно создает

образы зверей.
В заключение хочется сказать, что
нынешнее состояние Студии им. Гре-_
	кова—это большая творческая зре-
лость. Она должна найти свое приме-
нение в создании. больших произведе-
ний. Хочется создать нечто вроде
пантеона Отечественной войны, в Ко-

тором.были бы собраны лучшие изо-.

бражения крупнейших подвигов Со-
ветских Вооруженных Сил, совершав-

тих под водительством великого пол-.

ководца товарища Сталина дела, ко-
юрых не знала история мира.

Хочется также, чтобы Студия. им.
Грекова не отгоражизалась от широ-
кого коллектива советских художни-
ков, создавших, как показали выстав-
ки этого сезона, также много прекраз-
ных произведений на темы войны и ге-
ройки советского. воинства.

ровая цивилизация. Они высоко we:
	нили Шекспира и Гете, Лессинга ий
Дидро, но вместе с тем никогда не
забывали, что даже в тот лучший пе-
риод своего существования, когда
буржуазия еще смотрела вперед и
умела создавать замечательные про-
изведения в области искусства, она
ни ча одну минуту не переставала о<-
таваться классом, который глядит
на мир с точки’ зрения ` интересов
буржуазной собственности.

Вот почему, отдавая должное’ ко-
рифеям классического буржуазного
искусства, Маркс и Энгельс никогда
не раболепствовали перед буржу-
азной культурой. Творцы научного
	коммунизма беспощадно критиковали о
	аа Гете, показывали orpa-
ниченность Шиллера, отмечали бур-
жуазную «слащавость» и «сентимен-
тальность» Диккенса. Кроме’ того,
` Маркс и Энгельс исходили из глу-.
бокого убеждения, что недолговечна
«золотая пора» буржуазного искусст-
  Ba, ибо буржуазное искусство так же
`неминуемо идёт к своему  разложе-
  HHIO, хак идет к гибели ‘капитали-
‘стическое общество его породившее.
— Маркс и Энтельс раскрывают в
«Манифесте Коммунистической nap-
тии» внутренние‘ противоречия капи-.
тализма. Они показывают, что капи-.
‘талистические производственные от-
ношения вступают в непримиримый
‘конфликт < фазвитием материальных
‘производительных сил общества, яв-
‘ляются тормозом для подлинного об-
щественного прогресса.
° В свое время Марке, заполняя шу-.
‚ точную’ анкету, составленную‘ его до-
‘черьми, на вопрос; «Ваша антипатия?»
‘ответил: «Мартин Теппер». Это был.
поэт, который в эпоху Маркса nposos-
глашался в Англии сверхгеннем
 пропагандировался в английской лите-
 ‘ратуре, как самый выдающийся >

}

ставитель английской поэзии, пришед-
`ший на смену Байрону и Шекспиру.
„На самом деле Мартин Теппер ‘был
пошлым ничтожеством. воспевазвшим в
	бездарных стихах сентиментальные

илеи английского буржуа:
увндел в неожиданной

И Маркс
популяр-
	‚ности Мартина Теппера не  случан-
ный эпизод ‘в истории английского
буржуазного искусства, но типичное
явление в развитии буржуазного ис-
KYCCTBa B целом. Буржуазии больше
не нужвы Шекспиры. ей нужны  Теп-
перы, ибо класс, идущий к: своей гибе-
ли, не в состоянии создать ничего
подлинно величественного.

Как блестяще подтвердились в на-
ши дни эти геннальные мысли твор-
цов научного коммунизма! Современ-
‚ная буржуазная культура’ дает nan
` образцы отвратительного маразма
 растления. “
	привлечет внимание архитекторов и
искусствоведов к серьезным недостат-
кам теоретического фронта архитекту-
	Смотр талантов колхозной деревни
	Шесть дней продолжался в Цен-
тральном доме работников искусств
просмотр выступлений участников
сельской художественной самодея-
тельности Российской Федерации.

Около 2000 певцов, музыкантов,
чтецов, танцоров приехали в Mo-
скву из 56 областей, краев и авто-
номных республик РСФСР.

На просмотре были отмечены та-
	лантливые коллективы — xo) Ша-
лакушского сельсовета Архангель-
ской области, хор  Больше-Сол-
	датского района Курской области,
хор села Нижний Кисляй Лосев-
ского района Воронежской области,
Осинский хор районного дома куль-

‘туры Молотовской области, хор села
	Журавинки Ряжокого района Рязан-
ской области, семейский хор Бурят-
Монгольской АССР.

Заключительные концерты Всерос-
сийского смотра сельской художе-
ственной самодеятельности  состо-
ятся в Москве в двадцатых числах
февраля. В них примут участие
9500 человек.
	Бсероссийский смотр сельской ху дожественной самодеяте
Слева—участницы хора села Журавинки (Ряжского района,
ской области). Справа — солисты ансамбля песни и пляски

казаков (Ростовская область) 3. Беликова и М. Новицкий.
		деятелей искусства, которые посвя-
тили свое творчество делу рабочего
класса, делу коммунизма. Ленин и
Сталин разработали великий прин:
цип — большевистской  партийностн
искусства. Еше за 12 лет до Октябрь-
ской социалистической (революции
Ленин в качестве решающей задачи
социалистического искусства ВЫ-
двинул задачу служения «не пресы-
шенной героине» ‘или `скучающему
буржуа, а «миллионам и десяткам
миллионов трудящихся» (см. Сочине-
нения, т. УШ; стр. 390).
	  Товарищ Сталин во всех своих
‚Трудах говорит о народе, как творце
` истории, и требует, чтобы люди ис-
Г кусства, так же, как и люди науки,
  были верны народу и учились у на-
	‘рода. Обосновызая метод сошиали-
  CTHecK oro реализма, Ленин и
Сталин ° рассматривают искусство,
	‚как орудне воспитания масс в духе со-
циалистического патриотизма, в духе
ненависти KO всем пережиткам про-
‘Horo, ко всем пакостям и мерзостям
буржуазной культуры.

В СССР утвердились новые, социа-
стические производственные отноше-
ния, како отношения товарищеского
сотрудничества и взаимопомощи сво-
‘бодных от эксплоатации ‹ людей. В
СССР установилось морально-полити-
ческое единство народных масс, твер-
‚до и уверенно идущих под руководет-
BOM своей коммунистической партии,
‘своего великого вожля A учителя
товариша Сталина к высотам комму-
нистической жизни. Пышным  пветом
‘расцвела в СССР подлинно переловая,
‚ прогрессивная культура, национальная
по форме, социалистическая по свое-
му содержанию. И советское искусет-
BO, отражая прекрасное соцналистиче-
ское бытие, является самым передо-
Гвым искусством в миое.

«Если феодальный строй, а затем
буржуазия в период своего расивета
могли создать искусство и литерату-
ру, утверждающие становление ново-
го строя и воспевающие его расцвет,
то нам, строю новому, соцналистнче-
скому, представляющему из себя `во-
нлощение всего, что есть лучшего в
истории человеческой цивилизации я
культуры, тем более по плечу созда-
ние самой передовой в мире литера-
туры, которая оставит далеко позади
самые › лучшие образцы творчества
старых времен» (Жланов).

Работники советского искусства вы*
полняют великую функцию инженеров
человеческих душ. Они действуют,
исходя ‘из ленинского принципа вар
тийности в искусстве. Они вместе со
всем великим советским народом
вдохновляются непобедимым ‘учением

Маркса -—- Энгельса — Ленина —
Сталидя.
	«В какую бы внешне красивую фор-
  му ни было облечено творчество мод-
‘ных современных буржуазных запад-
  но-европейских и американских лите-
  раторов, а также кинорежиссеров и
  театральных режиссеров, все равно им
 не спасти и не поднять своей буржу-
  азной культуры, ибо моральная основа
 у нее гнилая и тлетворная, ибо эта
  культура поставлена на службу част-
 нокапиталистической собственности,
 на службу эгонстическим, корыстным
интересам буржуазной верхушки об-
‘шества» (Жданов).
  «Манифест Коммунистической пар-
  THH® вооружает нас для борьбы с ра-
‘болепством перед. буржуазной куль-
`турой Запада. Он дает яркую науч-
‘ную критику буржуазной цивзилиза-
ции, буржуазного сознания во всех его
‘формах и проявлениях.
		лых эпох. Социалистическое искус-
ство отражает пафос социалистиче-
ского строительства, оно является оп-
тимистическим, жизнеутверждающим
искусством, бичующим все виды и
формы эксплоатации человека челове-
ком, искусством, проникнутым идеями
социалистического гуманизма.

«Все до сих пор происходившие
движения были движениями меньшин-
ства или совершались’ в интересах
меньшинства, — пишут Маркс и Эн-
гельс в «Манифесте Коммунистиче-
ской партии». — Пролетарское движе-
ние есть самостоятельное движение
огромного большинства в интересах
огромного большинства» (см. К. Маркс.
Избранные произведения, 1940 г., т. I,
стр. 148).

Социалистическое искусство полно-
стью выражает эту особенность про-
легарского движения. Социалистиче-
ское искусство выступает, как под-
линно народное искусство. Оно пре-
одолевает буржуазный  индивидуа-
лизм, показывает приоритет общего
над частным и в то же время в про-
тивоположность аскетизму  возвели-
чивает личность трудящегося челове-
ка.

Торжество  социалистического ис-
кусства энаменует <обою начало со-
вершенно новой эры в развитии
культуры, гигантский революцион-
‘ный скачок, оставляющий далеко по-
зади даже самые смелые, самые дер-
зновенные мечты выдающихся корзн-
‘феев старого искусства.

К 100-ЛЕТИЮ „МАНИФЕСТА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ“
	ЗПАМЯ БОРЬБЫ =
`ИАЛИСТИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ
Проф. М. БАСКИН
©
	‚борьбе с новейшими представителями
`империалистической реакции в лице
  правых социалистов, Об’являя себя
  сторонниками «социализма», они на
‘деле являются злейшими врагами ра-
бочего класса, гнусными поджигате-
  лями новой войны,

‘тий» — знамя борьбы народных масс
‚всех стран за прочный мир, за наци-
  ональный суверенитет, за народную
` демократию. за социализм. Бессмерт-
  вые идеи «Манифеста» получили свое
` дальнейшее развитие в трудах гени-
 альных продолжателей дела Маркса
‘и Энгельса — Ленина и Сталина Ле.
	винизмМ — это марксизм эпохи импери-_
	‘ализма и пролетарских революций,
эпохи победоносного  социалистиче-
ского строительства. Руководствуясь
маркеистско-ленинским учением, со-
‘ветский народ ‘одерживает всемирно
	гельс повазывают процесс перехода от
феодализма к капитализму. как про-
цесс, вызвавший болышие изменения
во взглядах и чувствах людей, во
всех формах общественного сознания,
а следовательно, и в искусстве. Осно-
воположники марксизма всегда рас-
сматривали искусство, как отражение
действительности, как воспроизведе-
ние этой действительности в форме
чувственных образов, как выражение
интересов и стремлений борющихся
классов.

Буржуазия разрушила все старые,
средневековые, патриархальные взгля-
ды. Она потопила в эгоистическом

расчете типичный для феодального
	общества «трепет религиозного экста-_
	54», она заменила эксплоатацию, при-
‘крытую всевозможными религиозными
‘и прочими иллюзиями, эксплоатацией
‚ открытой и прямой. Буржуазия сор-
вала сентиментальные покровы © се-
мейных отношений и. заменила их
’ чисто денежными отношениями, OT-
  вошениями купли и продажи. .Бур-
`жуазная культура, так же как и куль-
‘тура’ феодализма, так же как и Куль-
‘тура античного фабовладельческого
‘общества, носит от начала и до конца
экоплоататорский характер.
Буржуазное искусство не может не
быть искусством, освящающим экс-
‘плоатацию человека человеком, а бур-
‚ жуазные деятели искусства не могут,
` в конечном счете, не выполнять функ-
	ний прибслужников наемного. капита-

листического рабства.

Современные буржуазные интелли:
генты. всячески кричат о своей «бес-
партииности». Они выдвигают оеакци-

‚онный и лживый лозунг: «Искусство
‚ ради искусства». На самом деле они,

как это показывают Марке и  Энгельс

‘sp «Manndecte Коммунистической пар-
  тии», уже давно превращены «в плаг:

ных наемных работников» капитала.
Маркс и Энгельс доказывают в «Ма-

нифесте», что буржуазные иден явля-

ются не чем иным; как продуктом
буржуазных производственных отно-

Г шений и, следовательно, в первую оче-

редь отношений частной собственно-
сти на средства и орудия производ-
ства: И ноэтому буржуазное искус-
ство всегда лимитируется отношения-
ми частной собственности.

Маркс и Энгельс никогда не отри-
цали того ценного. что создавала ми-
	Сто лет назад основоположники
научного коммунизма Марк и
Энгельс написали величайший про-
граммный документ международного
рабочего движения — «Манифест
Коммунистической партии». В этом
историческом произведении, которое
товарищ Сталин Назвал «песнью пес-
ней марксизма», теоретически обоб-
щен грандиозный опыт всемирной ис-
торий. В отличие от утопических со-
циалистов, смотревших на мир глаза-
ми мечтателей-одиночек, оторванных
от жизни, Маркс и Энгельс выступи-
ли в «Манифесте Коммунистической
партии» как революционеры, ‘ставя-
щие своей целью коренное преобра-
зование окружающей действительно-
сти, как «живые вожди живого про-
летарского лвижения, которое растет
и крепнет с каждым днем» (И. В.
Сталин. Соч., т. Т, стр. 350).

тии» научно обосновал неминуемую
гибель капитализма. Маркс.и Эчгельс
увидели в пролетариате великую еи-
		Разоблачая буржуазную культуру,
«Манифест Коммунистической партии»
‘противопоставляет ей культуру социа-
‘листического общества, как культуру
высшего типа, Маркс и Энгельс xa-
рактеризуют социалистическую рево-
люцию, как самый решительный раз-
рыв не только с отношениями собст-
венности, унаследованными от проеш-
‘лого; но и со старыми буржуазными
идеями. Они видят нового, свободного
человека социалистической эпохи, как
человека честного, правдивого и бла-
городного, как человека. глубоко пре-
данного делу прогресса, делу народа.
При социализме, доказывают ‘авторы
«Манифеста», люди будут работать с
величайшим энтузиазмом, ибо они бу-
‚дут работать не для обогащения экс-
_плоататоров, а для самих себя, для
‘своего коллектива, для своей социа-
листической родины,

> Маркс и Энгельс научно обосновы-
ваютв «Манифесте Коммунистической
партии» расцвет производительных
сил при социализме. Они видят обще-
ство, в котором сделаются невозмож-
ными кризисы перепроизводства, без-
работица, нищета и голод народных
масс. В социалистическом обществе
исчезнет волчий закон капитализма
«война всех против всех», «человек
человеку волк». На смену этому за-
кону придет закон товарищеской со-
лидарности людей, избавленных от.
	‘жестокой капиталистической эксплоа-
	атации, закон морально-политического
единства народных масс.
Маркс и Энгельсе wcueonuersinniea
	`’ Маркс и Энгельс исчерпывающе
  доказывают преимущества социали-
‘стической жизни и рассматривают
	победу социализма. как начало под-
линной истории человеческого обще-.
ства. Этим самым они обосновывают и
великий приоритет социалистического _
	искусства над искусством всех прош-
	J BAAN 2 UE TAPES BRERA т   исторические победы и уверенно идет.
лу, сюсобную стать мопильциком ка.   к конечной пели  маленунатолнона таз,
	питализма и вместе с тем создателем
нового коммунистического общества.

В <Манифесте Коммунистической
партии» разработан вопрос. о’ проле-
тарской революции и диктатуре про-
летариата, вопрос о коммунистичес-
кой партии, как великой руководи.
тельнице народных масс. В этом вы-
дающемся документе зыдвинута про-
	грамма основных мероприятий, осу-.
	ществляемых пролетариатом в целях
победы социализма. О ней товарищ
Сталин еше в 1926 году на ХУ пар-
тийной конференции ‘Говорил: «...де-
вять десятых этой программы уже
осуществлено нашей  революнией»
	(И. В. Сталин. Об оппозиции. ГИЗ,
1928 .г., стр. 378).
Проникнутый . боевым  пролетар-
	ским темпераментом, преисполненный
глубокой ненавистью ко всем врагам
трулящихся, в какие бы одежды эти
враги ни рядились, «Манифест Ком
	мунистической партии» и по сию. пору
	является острейшим оружием в руках
трудящихся масс, ведущих борьбу
против империалистов.

Критика Марксом .и Энгельсом ре-
акинонеров, двурушчически прикры-
вающихся «социалистической» фразе-
ологией. зовет нас к беспошадной
	бочего лвижения, научно обоснован-
	‚ной в «Манифесте Коммунистической
‘Партни», — к коммунизму.
И.
В великой философской работе
	товарища Сталина «Анархизм или CO: -
	`циализм?», написанной в 1906—1907
‘гг. с исчерпывающей ясностью покз-
	зано, что «Марксизм — это не только
	‘теория социализма, это — цельное
мировоззрение, философская система,
  из которой само собой вытекает re
 летарский социализм Маркса»: (И.
Сталин. Соч:, т. Г, стр. 297).

Эти сталинские слова полностью
относятся к «Манифесту Коммунисти-
ческой партии», который является эн-
циклопелическим документом, в KO-

тором изложены основы нового
пролетарского мировоззрения.

PB «Манифесте Коммунистической
naprune имеется огромный матезиал,
проливающий свет и на вопросы
культуры и искубетва. «Манифест»
развивает и конкретизирует решаю-

ций тёзис исторического материд-
	ла: каков способ производства су o6-
	щества —- таково в основном и само
это общество, его идеи и теории, его
взгляды и учреждения. Маркс и Эн-
	Идеи Маркса и Энгельса о соци-
влистическом. искусстве получили
дальнейшее развитие в трудах
 Ленина и Сталина. Ленинизм провел
сокрушительную борьбу против иле-
элистического лозунга «искусство
для нскусства». Он доказал, что
невозможно жить в обществе и быть
свободным от ‘общества. Поэтому
Г искусство в классовом обществе
всегда носит классовый характер.
Представители так называемого
«чистого» искусства, кричащие о
квоей «беспартийности», «внеклассо-
вости» и т. д. на самом деле язля-
ются утонченными защитниками зк-
<плоататорского режима. Они хотят
`‹уйти от политики», ибо они доволь.
‚ны буржуазной политикой, они «про-
тив классовой борьбы», ибо они хо-
тят, чтобы эксплоатируемые массы
перестали бороться с эксплоататора-
мя, они против народного искусства,
ибо с барской ненавистью относятся
к трудящимея а воображают себя
	‚ «сверхчеловек ами.
	Этим  рафинированным  защитни-