СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		20 ЛЕТ МОСКОВСКОГО ТЕАТРА ИМЕНИ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА
	тветственность перел зрителем _
	обогащают их. представления © ж43-
Так складывается наш репертуар.
Планы театра на ближайшее будущее
не изменяют его основных тенденций.
Близка к завершению пьеса К. Си-
монова, которая условно называется
«Завтра в девять утра» и посвящена
чести, достоинству советского учено*
го. В основном закончена Наталией
Венкстерн инсценировка романа Н.Г.
Черныиневского «Что делать?». Уже
репетируется пьеса братъев Туя
«Софья Ковалевская».

В своих поисках наиболее aoe
и лоходчивых средств выразительно“
сти наш театр. считает самым важным
донести до зрителей основную идею
произведения. Это ‘довольно обычя
ное заявление, и мне могут сказать;
что этим отнюдь не определяется
лицо театра. Но я возразил бы на
такой ответ, что подобные дез
кларации далеко не’ всегда поди
твержкдаются практикой иных теалч
ров. Мы часто видим еще и на CTO
личной сцене спектакля, в которых
«солирующие» актеры’ неожиданно
выдвигают на первый план тему, отч
нюдь не самую важную в той или
иной пьесе. Мы замечаем часто, как
в погоне за относительно легким усз
пехом, театр увлекается постановочи
ными эффектами.

Не буду утверждать, что спектакя
ли Театра им. Ленинского комсомоя
ла совсем лишены этих недостатков,
Но надеюсь, что вся практика. театч
ра за последние голы достаточна
убедительно показывает, как актив-
но мы боремся < подобными дефектах
ми; как настойчиво стремимся мы ®
ACHOMY, простому, доходчивому сце=
ническому языку. Мы хотим гово
рить своими спектаклями о главном;
о самом волнующем, о самом важ“
ном для зрителя, и говорить так;
чтобы он, зритель, ясно понял, что
именно мы хотим сказать. Мы твер-
до знаем, что истинное-—только во
зсенародном. Именно потому, обра-
шаясь к молодому зрителю, MH Tos
‘ворим с Ним о том, что занимает его
мысли; во всяком случае убежденно,
просто, и, когда это нам удается—
‘ярко. горячо, страстно.
	ный общими творческими принципами,
Успех многих мололых актеров. впер-
вые выступивших на’сцене театра в
последние годы, доказывает, что те-
атр выращивает способчую молодежь.

В работе театра были срывы, были
и неудачи. Немало было поставлено
слабых, а порой и ошибочных bec,
Но гораздо проще сидеть и пассивно
‘ожидать от авторов новых произве-
дений, чем привлекать драматуртовя
дебютантов, помогать им. По этому
‚единственно верному пути и пошел
‘театр. Здесь дебютировал К. Симо=
зов. После неулачи с постановкой
первой его пьесы театр не отвернул*
‘ся от. драматурга. Театр продолжад

’

торого зовет к под-
линной демократии,
к великим целям
коммунизма.

На планшет  Ha-

пей сцены неоднократно
HA молодой — герой,

комсомолец,

°
И. БЕРСЕНЕВ

>

каштанами Праги» и
«Так и будет» К.
Симонова, ‘«За тех,
кто. в море!» Б. Лав-
ренева.

выхо-  Антифашистские спектакли, про-

никнутые ненавистью к реакцион-
	советский юноша. Да, можно CKa-
зать, что это — любимый герой
нашего творческого коллектива
Персонажи  «Крылатого племени»
А, Первенцева, «Больших надежд»
В. Каверина, «Школьных товарищей»
Б. Ласкина и др. по-разному удались
актерам театра. Но это. были под-
	‚‘ступы театра к его значительным и
	наиболее. успешным работам, среди
которых выделяются спектакли «Как
закалялась сталь», «Парень из наше-
го города», «Юность отцов».

Мы, однако, нередко ставили спек-
такли и о старшем поколении <совре-
менников, стремясь при этом выбирать
пьесы, <пособные расширить идейный
	кругозор, зрителя напвего театра, за-
ставить его задуматься над серьез-
ными политическими и моральными
проблемами. И отнюдь не случайно
появились в нашем репертуаре такие
вазюные © этой точки зрения пьесы,
как «Фронт» А. Корнейчука. «Под
		ному Западу, утверждающие  прин-
ципы демократии, также давно и не
случайно стали традицией вашего
творческого коллектива.

«Продолжение следует» и «День
живых» Александры — Бруштейн,
«Мой сын» Ш. Гергеля и О. Литоз-
ского; «Новый порядок» Ф. Вольфа
—пьесы, которыми началась важчая
линия в репертуаре театра, пролол-
женная после войны постановками
«Русского вопроса» К. Симонова и
«Губернатор провинции» братьев Тур
и Л. Шейнина.

На афише нашего театра немало
названий Цьес классического  репер-
туара. «Зыковы», «Васса Железнова»,
«Сирано де’ Бержерак», «Живой
труп», «Нора», «Месяц в деревне»—
эти произведения, несущие в себе
глубокие мысли, трактующие серьез-
ные общественные и моральные про-
`блемы, находят, как мы убедились,
‘живой отклик у зрителей театра и
		Глазами современника
			Кадр из кинофильма «Алишер Навои». Артист Р. Хамраев в роли _

Алишера Навон.
			Мы знаем своего. зрителя, мы.
встречаемся с ним не только в соб-
ственном зрительном зале, но и в за-
водеких клубах столицы, ив поёзд-
ках по стране, которых немало на
нашей памяти, На наши спектакли
приходят чаще всего люди молодые,
энергичные; беззаветно преданные,
как все юношество нашего государ-
ства, советскому народу. Но нередко
это люди еще не вполне созревшие,
еще не определившие четко и ясно
свой устремления, ищущие в жизни
свое призвание, окидающие от театра
ответа на многие. важные вопросы
идейного, морального, этического
содержания. И потому сказать, что
мы играем для молодежи, — значит
сказать очень мало. Важно уяснить,
как мы влияем Ha наших зрителей,
понять, чего они в первую очередь
требуют от нас, в какой мере мы на
их требования отвечаем.

Полностью отдавая себе отчет в
том. насколько важно показать HO
сцене сверстников тех, кто приходит
в наш театр, показать передовых
молодых людей советского времени,
мы He считаем, чта этой великой за-
дачей исчерпываются наши обязанно-
сти перед зрителем. Военный под-
виг молодого героя, ero самоот-
верженный труд в мирные годы вол-
нуют и коллектив театра и зрителя,
который посещает наш театр.
Но для того, чтобы нашему зрителю
открылась широкие перспективы жиз-
ни, для того, чтобы возбудить в нем
живые и плодотворные мысли о бу-
дущем, мы выводим на сцену и героя
старшего поколения, большевика по
мировоззрению, чьи действия и мыс-
ли являются результатом опыта, на-
копленного за долгие годы борьбы и
труда на благо народа.

Наш театр всегда ставил перед са-
бой задачу духовной мобилизацаи
молодежи, Мы считаем своим долгом
прегостерегать от, благодуптия, Ha-
поминать o TOM, tro за рубежами Со-
ветского. Союза ведется напряженная
борьба между силами реакння и
свободолюбивыми трудящимися мас-
сами, для которых социалистическое
государство является символом CAC:
	боды. путеводным маяком, свет ко-
	Может быть, выход этого фильма
на экраны совпал с окончанием Фар-
хадского строительства случайно.
Но когда смотришь его, невольно ду-
маешь 0 том, как великолепно это
совпадение. Седая старина сплетает-
ся с живой современностью так орга-
HHYHO, так естественно, как будто ху-
дожник, создававший этот фильм, за-
дался целью заставить зрителя ду-
мать в одно и то же время о прон-
лом и настоящем, в древней легенде
и о славных делах наших дней.
	Успех фильма «Алишер Навои»
предопределен прежде всего’ тем, что
авторы его прочли историю глазами
современников, что они глубоко ос-
мыслили’ то, что обычно называется
«историческим матерналом». Нисколь-
ко не «модернизируя» историю и не
увлекаясь бесстрастной и холодной
экзотикой старины, они создали худо-
жественно-исторический фильм, пол-
ный раздумий о вековых путях на-
рода к справедливости и счастью.

`Узбекский народ долгие века меч-
тал о живительной воде, — и вода
стала для него олицетворением сча-
стья. Народ складывал легенды о
Фархаде —строителе канала—и Фар-
хад стал для него воплощением выс-.
ших идеалов труда и справедливости.
Алишер Навои, воспевший apxaza,
сам прожил жизнь, полную труда во.
имя нарсда и борьбы за его права. Он.
разделил судьбу Фархада, и в его.
жизни создатели фильма нашли nos.
тичный сюжет, полный глубокого.
драматизма.
	Средняя Азия, пятнадцатый век...
Земля потомков Тимура-завоевателя,
разоренные бесчисленными междоусо-!
бицами, кровавыми распрями фебда-
лов. Народ. измученный бесконечными.
войнами, жаждущий превратить зной-
ные, безводлные степи в мирные, цве-
тущие поля. Здесь. в стране, разди-

рагмой на части властолюбивыми. но.
	старинных поэм. Алишер Навои и его
друг Хусейн растут в атмосфере ве-
личайшего уважения к поэзии и нау-
ке, удивляющей чужестранцев — пос-
лов далекой Венеции. Они решают по-
святить свои силы высокой мечте —
создать «идеальное государство», в
котором народ благоденствовал бы и
наслаждался всеми дарами науки и
искусства.
	Характер Хусейна развивается
очень своеобразно и неожиданно, —и
в этом сказалось мастерство замеча-
тельного актера Асаата Исматова. Ак-
тер рисует сложный, противоречивый,
как будто, характер этого последнего
тимурида. Хусейн душевно мягок,
скромен, иногда даже аскетически
строг к самому себе. Он соглзсен на-
зываться «тенью Алишера» и вы-
полнять все его наставления. Но то и
дело в Хусейне просыпается кровь ис-
	дей слушают и смотрят на него с ве-
личайшим благоговением. Эти сцены,
может быть, излишне  стилизованы,
декоративны, в них не чувствуется
волнения и непосредственности на-
стоящей народной массы, но для раз-
вития идеи фильма эти эпизоды необ-
ходимы, — в них Алишер Навои пред-
стает глашатаем несбывитихся, иллю-
зорных надежд народа на милость
султанов.
	Мастерство Камиля Ярматова проя-
вилось в том, что он наполнил фильм
пафосом борьбы Навои за счастье на-
рода. В фильме часто звучит имя Фар-
хада, и сам Навои приобретает черты
легендарной доблести любимого героя
узбекского’ народа. Ярматов ‘мыслит
крупными, эпическими образами; и это
	 придает Фильму особенную значи-
	тельность и благородство. Он умело
использовал достоинства. сценария,
написанного А. Спенневым, И. Султа-
новым, Р. Уйгуном и В. Шкловским.
В сценарии очень много фабульных
«усложнений», действие его, как это
почему-то часто бывает в историчес-
ких фильмах, дробится Ha MHO-
жество второстепенных и третьесте-
пенных эпизодов. В главный сюжет
вплетаются мало существенные, ил-
люстративные мотивы. Но Ярматов
сумел донести до зрителя главное,
чем интересен этот сценарий, —
«сквозную линию» труда и борьбы
Навои за интересы народа, за род-
ную культуру. В сложной фабуле
фильма не разменивается на детали
его главная мысль, главная идея,
центральный образ. И потому фильм
по-настоящему содержателен и про-
изводит впечатление художественной
цельности. Это значительный и ум-
ный фильм,

Правда, не все его образы. одина-
ково цельны и самобытны. С. Талипов
и А. Джалилов исполнители ролей
Ядыгара и Маджеддина, яростных
врагов Навой, — далеки от той убе-
дительной простоты, с какой, скажем,
ведет свою роль Асаат Исматов.
Здесь уже дает себя знать и поза, и
декламация, и банальное «злодейст-
во». Конечно, в этом повинны не толь-
ко актеры, но и сценаристы, так же,
как в примитивной, совершенно не со-
ответетвующей о характеру
фильма разработке роли возлюблен-
ной Алишера-—Гюли apr. Т. Назаро-
ва). Наконец, «народные персонажи»
— друзья Навои —— каменотес Дже-
лалэлдин и повар Абуль Малик (ар-
	бессильными тимуридами, подрастает   тинного тнмурида, и мы видим в нем
юноша Алишер, булущий прославлен- черты  деспотически-жестокого вла-
	ный поэт Навои. Быть может, сцена-
ристы и постановщик должны были
несколько больше внимания уделить
«народным» сценам фильма, — расска-
зать и показать. до какой степени
	отчаяния доведен был ‘узбекский на-.
	род деспотией Тимура и его потом-
ков. Тогда понятнее было бы, откуда
родилась неугасимая страсть Алише-
ра к справедливостн, как родилось в
нем непреклонное рыцарское мужест-
во. навсегда сделавшее его поборни-
ком народного дела. Тогда фильм по
праву можно было бы назвать «на-
родной трагедией». Авторы сценария
	H постановшик ограничились несколь-.
	кими массовыми эпизодами, которые
	не могут дать полного представления.
	0б этой стороне исторической дейст-
вительности. Они как бы предполага-
ют. что все это и без них известно
зрителю. От этого картина проигры-
вает и в своей содержательности, и
в эмоциональной выразительности.
Картина начинается безмятежно
спокойными эпизодами, рисующими
юношескую дружбу Алишера, Навои
и принца Хусейна Байкара — будуще-
го султана. Они рассматривают колос
пшеницы, по которому ползет к зерну
муравей, Алишер иносказательно го-
ворит о цели, которая делает сильным
‘даже-этого” жалкого муравья Через
	весь фильм пройдет этот мотив «пе-!
	ms, — Алишер будет учить Хусей-
на мудрости, об’ябнять ему, что, став
полновластным султаном, он тем. не
менее окажется бессильным, если

власть его будет лишена благородной
rey...
	Первые части фильма дают пред-
ставление о высокой культуре Восто-
ка, воспитавшей Навои. Мы видим са-
ды поэтов, напоминающие ‹ собрания
эллинских мудрецов, древнюю обсер-
ваторию Улуг-бека, чудеснейшие MH-
ниатюры и орнамевты на страницах
	® «Алишер Навои». Авторы сцёнария
А. Спешнев, И. ‚Султанов, Р. Уйгун. В.
	Шкловский. Режиссер-постановщик Ka-
	миль ирматов. Оператор М. Краснянский.
Главный художник В. Еремян. Произ-
водство Ташкентской киностудии. Фильм
	дублирован на русский язык киносту.
дией «Союзмультфильм».
	Слазное тридцатилетие своей pec-
публики украинские художники встре-
тили новыми творческими успехами в
области изобразительного искусства.
Многие произведения художников
Украины принадлежат к числу луч-
ших работ, экспонированных на Всесо-
юзной художественной выставке. Од-
нако Всесоюзная выставка не может
дать исчерпывающего представления
о современном изобразительном _ ис-
кусстве Украины. По-настоящему ши-
роко и полно с творчеством художни-
ков Украины можно познакомиться
лишь в Киеве, где сейчас открыта
Всеукраинская художественная вы-
ставка.

Выставка очень велика по размерам.
Она занимает все залы большого, Му-
зея украинского искусства и добрую
половину Музея русского искусства.
Эти гигантские масштабы, быть мо-
жет, и радуют некоторых товарищей
из Комитета по делам искусств-и Со-
юза художников Украичы, no Gec-
спорно сильно вредят художественно-
му качеству выставки, как целого, Не
в меру либеральное жюри отобрала
для экспозиции немало вешей недо-
работанных, серых, безличных, а ино-
гда и порочных по. своей основной
идее.

И в живописи, и в скульптуре, и В
графике ведущее место занимает те-
ма Отечественной войны. Это вполне
закономерно.

От произведений на темы Отечест-
венной войны следует прежде всего
требовать глубокой  историчности.
Этому требованию вполне отвечает
интересно залуманная и хорошо BEI-
полненная картина молодого киевско-
го живописца М. Хмелько «Н. Хру-
щев и Н. Ватутин под Киевом». Дей-
ствие сосредоточено в левой часги
картины, правая изображает далекую
перспективу боя под Киевом. На пе-
реднем плане, в левом углу полотна,
— группа бойцов и офицеров в напря-
женных, динамичных позах. Ритм
композиции становится более › сдер-
жанным к центру, где изображены Н.
	Арущев и Н. Ватутин. В их спокой-
CTBHH, контрастируюшем с нетер-
пеливой горячностью воинов, раскры-
вается будущее великой битвы: руко-
водитель украинских большевиков
Н. Хрушев и полководец Н. Ватутин
уверенно направляют ход сражения,
предвидя победу.

Целая серия работ украинских ма-
стеров посвящена незабвенным героям
Краснолона. Образы молодогвардей-
цез наиболее удачно воплошены В.
Бесединым в картине «Клятва’ моло-
догвардейцев» и М. Гелъуманом в
	стителя. До конца фильма актер
строит роль на борьбе противоречи-
вых страстей в Хусейне, и потому
художественно-законченной — выгля-
дит развязка, в которой неотвратимо
сказывается историческая закономер-
	ность: султан и Алишер расстаются
	врагами...
Почему же, в конце концов, эта
	’ дружба обратилась враждой? Быть

может, в фильме и не соблюдена хро-
нологическая точность повествования
о сложных взаимоотношениях зауряд-
ного феодала и бессмертного поэта-

‘гуманиста. Гораздо более существен-

` но другое: здесь раскрыта закономер-

ность и неизбежность крушения уто-
	 пической мечты Алишера об «идваль-

ном государстве» под властью султа-
на, мечты о возможности ‚ облагоро-
дить Хусейна, внушить ему искрен-
 `нее стремление к народному благу. В
‘этом отношении фильм достигает
‘большой силы художественного обоб-
щения.

Исполнитель роли Алишера Навои
‚Р. Хамраев раскрыл в образе свое-
го героя не только черты духовного
благородства, подличного интеллекту-
ализма и стоической верности долгу.
Он обнажил трагедию бессилия Али-
_шера, — бессилия «великого. эмира»,
‘облеченного правами первого минист-
ра и все же оказывающегося в тупи-
ке всякий раз, как только он. всту-
пает в конфликт с кровными интере-
  сами феодалов.

Интересно задуманный; сложный
  образ Алишера раскрыт Хамраевым с
подлинным драматизмом. Этот образ
  но-своему романтизирован, но ради
«романтики» актер не увлекается хо-
лодной декламацией. Он скупо. вер-
; но, точно передает многообразие ду:
  ховной, внутренней жизни героя, бур-
ную смену его чувств и настроений.

В сценарии связь Навои с народом
  показана. несколько поверхностно. Но
  постановщик. отдавая сёбе отчет в
том, что образ Алишера Навои не
  мыслим вне этой связи, стремится
`возместить -зтот недостаток сценария
  Acro постановочными средствами. Он
развернул эффектные массовые сцены,

‚в которых Алишер предстает избран-
ником народа. Толпы измученных лю-
	И. Берсенев, С. Гиацинтова, С. Бирман и`В. Соловьев.
			Tet
		вая.
BOY
Hoe
			ПУТЬ. И ГЭРЕЛОСТИ
	трибу-! стической революции.

) > Много лет прошло
  Poc-   Туда шли молодые с тех пор, много сме-
‘союза   рабочие и крестьяне, Исидор ШТОК нилось художествен-
Ильич   они  старались сред-

© ных руководителей и
	режиссеров, много
пьес было поставлено, но подлинное
‚ рождение театра произошло, как
это. часто бывает, гораздо позже
официальной даты, открытия. И про-
изошлю оно только тогда, когда те-
атр начал создавать свои спектакли
на основе доброкачественной совре-
менной драматургии.
Успехом отдельных спектаклей Мо-
сковский Трам зачастую был обязан
	юности и непосредственности испол-о
	ствами искусства ие-
редать радость созидания Нового
‚мира. Много талантливой молодежи
: ВЫШЛО оттуда, много молодых акте-
pos, являющихся сейчас украшением

iH основной силой советского театра.
Но некоторые тогдашние «специа-
  листы» театрального дела зачастую
вели эту молодежь тю неправильному
  пути. Одна за другой возникали тео-
‚рии © «самостоятельном  направле-
Гнии», о «баррикадах мертвецов» (под-
 разумевалось! классическое наследие
‘мировой культуры), о «пролетискус-
‘стве», независимом от искусства про-
ЛОГО;

` Партия мудро руководила искус-
  ством, осуждая STH формалистиче-
! ские, заумные теории. А здоровый ин-
	ee, Двадцать семь лет назад на трибу-  стической революции.
—   ну 3-го Всероссийского <’езда Рос-   Туда шли молодые
	сийского коммунистического
	молодежи поднялся Владимир Ильич   они` старались сред-
	Ленин. Он говорил о молодом поко-
лении коммунистов: «Тому поколе-
нию, представителям которого теперь
около 50 лет, нельзя расочитывать,
что оно увидит коммучистическое об-
щество. До. тех пор это поколение пе-
ремрет. А то’ поколение; которому
сейчас 15 лет, оно и увидит комму-
нистическое общество, и само будет
строить это общество. И оно должно
знать, что вся задача его жизни есть
строительство этого общества».
Товарищи и сверстники Павла Кор-
чагина слушали речь вожия.
.Обываются мудрые слова. Каждый
день приближает насек цели, ради ко-
	` торой отдали жизни Павел Корчагин.
	и, многие его я и товарищи.
В том самом зданчи, где прозвучала
	полнявшему то, что: не удалось уви- ! работать с К. Симоновым, и в резуль
деть на сцене. Ощущение дилетант-   тате этой работы поязилсея «Парень
ства, неумения выразить то, что, оче-   из нашего города», а затем и еще три
видно, волновало и зрителей, и акте-   пьесы К. Симонова, написанные для
ров, не покидало нас на этих спектак-   этого театра и получившие 1нирокое
лях. Театру нехватало умения, ма- распространение в театрах Советско-
стерства, необходимого профессиона-   го. Союза и далеко за его пределами.
лизма в творчестве. oa : Многие советские драматурги дебю=
Десять лет назал в театр пришел  тировали на сцене этого театра.

OM
	Театру им. Лезанокого комсомола
	 CeromHst двадцать лет. Но следует ли
 юбаляту подводить жирную черту и
	новый художественчый руководитель
	‚И. `Берсенев и с ним. группа акте-
‘ров, режиссеров,“ воспитанных Mo-
	‘речь Влалимира.М)ъича © _залачах   стинкт и обострезное чувство совре-
	Союза. молодежи, сотни юношей 1
девушек —с новое! поколение комсо-
	сотни юношей и : менности, ошущение нового помогали
	‘нашей театральной молодежи выйти
	мольцев — смотрят спектакли своего (Ha единственно правильный путь в
	театра, Театра им. Ленинского комсо-
мола. =}
	и Художественным театром.   успокаиваться достигнутыми ‘успеха-
. Вереенев решительно взял курс   ми? Советская общественность Topi
	‚И: Берсенев решительно ‘взял курс
на преврашечие полупрофессиональ-
ного Трама в профессиональный театр,
Предыдущие десять лет были. необ-
ходимой подготовкой, периодом собиз
‘рания сил. Носледнее ‘десятилетие в
‚жизни театра неразрывно связано 6
‘именами И. Берсенева. С. Бирман, С.
Гиацинтовой. Эти опытные артисты и
о воспитанники МХАТ, 07
дали все свой творческие силы строи
`тельству молодого театра:

Театр им. Ленинского комсомола
достиг необходимого урозня мастер-
ства, без которого не может сущест-
зовать советский театр.

‚ Актеры разных школ и поколений
здесь составили ансамбль. об’единен-
	ричнее. Ему особенно удаются дере-
венские пейзажи («Колхозный двор»,
«На колхозных полях» и др.) с их да-
лекой перспективой, спокойной урав-
новененностью, гармоничными Крас-
ками.

Среди других пейзажистов отметим
Ф. Самусева, Т. Яблонскую, М. Хру-
сталенко. С. Шишко, И. Бокшая.
	Киевская выставка в целом свиде-
тельствует о высоком расцвете
украинского изобразительного искус-
ства, его верной идейной направлен-
ности и больнюй художественной цен-
ности. Однако есть на выставке про-
изведения, заставляющие говорить о
	‘чо’ приветствует сегодня Московский
‘театр Им. Ленинского” комсомола,
‘Этот юбилей накладывает на театр
‚еще большую ответственность,

-Со сцены театра, где сейчас праздя
 нуется юбилей Театра им. Ленинскоя
го комсомола; Влалимар Ильич
Ленин двадцать семь лет тому назад
  говорил:

: «Taxi образом, быть коммунистом
— это значит организовывать и об’е-
динять все подрастающее поколение,
‚ давать пример воспитания и дисциич
глины в этой борьбе» ?,

Г Вот об этом славном примере доля
en рассказывать театр в своих бу=
дущих работах.
	‚ров, иногда имеющих явно мистич
  ческую окраску. Неудивительно, что
один из наиболее изощренных «масте-
  Po ужаса» 3. Толкачев додумался
создать работы «Христос на Майда-
  неке» и «Рождение религии» (разу“
  меется, не выставленные).

’ Мы никогда не забудем ни Освен-
[шим ни Майданека, ни Бабьего яраз
  Советский народ свято хранит намять
lo жертвах фашистского нашествия. Но
	OS Eee”

‚ разве не кощунство преврапать стра-

дания народа в сюжет для эффектно-
	‚го зрелища? Разве не прямым оскор-
`блением памяти замученных _совет<
	ских людей является изображение их

и 2
	“See

лалэддин и повар Абуль Малик (ар-  Московский театр им. Ленинского   Двадцать лет назад на одной толь-
тисты Л. Назрулаев и Р. Пирмухаме-   комсомола празднует 20-летие своего ко Сретенке, шумной и маленьхой
дов) вовсе не занимают в фильме то-! существования. Из маленькой само- улице. помещались четыре театраль-
го места, какого требует его идейный   Деятельной ‘студии коллектив мо-:ные студии: студия Малого театра,
замысел. И это сказывается на вопло- ! лолых энтузиастов превратился в дававшая уже ежедневные спектакли,
1нении большой исторической темы.   большой профессиональный театр —! техникум им. Луначарского, студия
	один из любимых театров столицы
	замысел. И это сказывается на вопло-
щении большой исторической темы.
Ho эти недочеты фильма не’ могут
умалить его больших достоинств. А
достоинства эти прежде всего в том,
что авторы сценария, постановщик и
главные исполнители трактовали ис-
торическую тему с идейных позиций
современности, разработали ее не ра-
ди банальных экзотических ‘красот,
а для того. чтобы близким, понятным,
	Завадского и Московский Tpam —
 театр рабочей молодежи. Имена быв-
	Спектакли его смотрели на фронтах театр рабочеи молодежи. имена зыв
Великой Отечественной войны бойцы ших учеников этих студий украшают
	Советской Армии; колхозники Уз6е-
кистана, рабочие свободной Югосла-
Вии

Не легок был путь к нызешнемт
юбилею. :
	ныне афиши крупнеиших театров.
Сюда, в Трам, пришли Владимир
Соловьев. Николай Далехов, Вален-
	к нычетнему   тин Поляков, “Алексачлр Бобров —
	СУТЬ br

с

Mi

OC KOBCKHX

заводов,
	а для того, чтобы близким, понятным,   Все помнят, какое огромное коли- ми они работали на’ производстве
родственным нашему зрителю стал   чество самодеятельных коллективов,   вечерами и ночами учились, репетиро-
	` вали, пикали коллективные ньесы для
р спектаклей, строили декорации
ln мечтали о будушем театре.
	дух поэзии Багприцкого, чтобы ©о-
здать такой портрет! `

Понадобилась бы отдельная  Ста-
тья, чтобы подробно остановиться‘ на
всех удачных произведениях пофтре-
тистов Украины. Отдельного разбора
	заслуживают работы живописцев А.
	Шовкуненко, В. Костецкого, С; Бе-
седина, М. Добронравова,. скульпто-
ров И. Шаповала, , «На открытую позицию» и др.
и полотна «Атака». Правда, в. рабо-
тах Манеца есть один серьезный де-
фект — отсутствие центральных пер-
сонажей, многогранных индивидуаль-
	‘ных характеристик. Но какое-то цент-
	ральное ядро композиции у Манеца
всегда наличествует. Такой осмыслен-
	  НОСТИ в изображении боевой страды
	нет.в.двух огромных полотнах динпти-
ха «Корсунь-Шевченковский», выпол-
	незного группой художников, и в ба-
тальных работах О. Будникова («Фор-
сирование Днепра») и И. Киселя
(«loa Корсунь-Шевченковским»):
Несколько интересных портретов
героев Отечественной войны предста-
вилй на выставку украинские скульп-
торы. ‘Наибольшим новаторством от-
личается портрет танкиста Шелуден-
ко работы Г. Петрашевич. Колоссаль-
ная фигура танкиста изогнута в рез-
ком, сильном ‘лвижении. Скульптор
попытался показать своего героя в
	в   момент, когда раскрываются в полную
	eee a ee eve ee tna en} UKIUCHHEIMH BOJIK, стойкости, Ирезре-

серьезных идейных онтибках некото... М наконен. какие
	ния к палачам? И, наконец, какие
чувства могут воспитать в зрителе
аботы Толкачева Оззинникова и
	: работы Толкачева, Овчинникова и
  других? Страх, душевную расслаблен-
  ность, «непротивление злу»? Вольно
  или невольно, но некоторые украян-
	рых украинских мастеров. Прежде
	всего, надю указать на группу peves,
темой которых являются страдания
народа в эпоху Отечественной войны.
Сама по себе эта тема, разумеется, не
может вызвать возражений. «Мы все
	а NE EE NS oN

помним, — говорил товарищ Золотов, гочисленных смертяшкиных

мах. ое: ОУ, ЕЕ

— что Украина относится к той
части Советского Союза, которая наи-
более пострадала и принесла наибо-
лее тяжкие жертвы в годы нашест-
вия германского фаптизма».
	Но как и с какой целью воплощает-
ся Эта тема? Обратимся к вешам. Вот
большая графическая серия 3. Тол:
качева «Цветы Освенцима». Первый
лист. Огромный сапог неменкого сол-
лата ломает. позвоночник голому,
кричашему в ужасе ребенку. Далее
следуют листы «В крематорий», «Пе-
ред расстрелом», «Дети Освенцима» и
другие — вереница кошмаров, 110
сравнению с которыми бледнеют са-
мые мрачные измышления’ воспален-
ной фантазии Гойи.

Триптих В. Овчинникова «Бабий
яр». Вместе с этюдами он занимает
почти целый зал Музея русского ис-
кусства. Первая часть — немец с вер-
шины высокого рва смотрит на ска-
тившийся вниз труп ребенка.
Центр — жуткая процессия людей,
которых отводят на расстрел. Ни те-
ни гнева, протеста, ненависти к фа-
шистским изуверам. Художник на-
стойчиво подчеркивает пассивное
приятие страдания, рисуя сцену бес-
помощности людей перед лицом не-
минуемой гибели.
	Не будем продолжать описаний.
Скажем лишь, что во многих пэоиз-
ведениях сходные сюжеты трактова-
ны в том же плане: нагромождение
ужасов, безысходность горя, покор-
ность, иногда животный страх перед
смертью. «Враг над городом» Б. Ге-
руса, «На немецкую каторгу» В. Са-
вина, «В рабство» В. Ильина, «Роди-
на моя» Г. Верковича, «Непокорен-
ные» А. Гринитунга, «Пленница фа-
шизма» Т. Ярошек и другие состав-
ляют нечто вроде мрачного панопти-
	ботах Толкачева, Футермана, Озчин-
никова и’ других.

Еще не до конца изжиты на Укран-
не формализм, влияния ‹алонно-мо-
дернистического искусства. Их во3з-
действие явно ощущается в карти-
нах Д. Фруминой «Утро», П. Кодиева
«Испания в 1934 году», в натюрмор-
тах Т. Хитровой, графическом цикле
А. Борецкого «Четыре времени года»
и некоторых других работах.

Проникновение в украинское ис-
кусство чуждых тенденций и их жи-
вучесть об’ясняются. прежде всего
почти полным отсутствием критики
и самокритики в среде художников
Украины. Искусствоведов и художе-
ственных. критиков в _ республике
мало. Отдел изобразительного искус-
ства — самый слабый в газете <Ра-
дянське мистецтво».

За последние годы укринское изоз
бразительное искусство сделало боль-
шой шаг на пути овладения вершина-
ми социалистического реализма. Тем
более необходимо решительно покон-
чить с остатками чуждых тенденций
в ‘творчестве художников Украины,
максимально развить критику и само=
критику.

- КИЕВ.
	скульптурной группе «Крась д»  ы».!меру егб энергия, боевое мастерство,