Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитета
	NOM paki
народу
	Гло не оказать пагубного’ влияния и
на нангу молодежь. Подготовка и вос-
питание молодых композиторов в кон-
серваториях, и в первую очередь в
Московской консерватории, ‘находят-
	ся в полном противоречии с требова-
ниями. пред?являемыми - к советской
школе. Воспитанники консерватории
зачастую являются слепыми подража-
телями музыки Шостаховича, Про-
кофьева и других формалистов. Уча-
щимеся не. прививают‘ уважения K
лучшим традищиям русской и запад-
ной классической музыки, не воспи-
тывают в них любовь к народному
творчеству и демократическим музы-
кальным формам. не. дают им той
марксистско-ленинсхой подготовки,
без которой немыслим советский
культурный человек. Многие молсдые
студелты, начиная с первых свсих са-
мостоятельных работ, не овладев еще
по-настоящему основами композиции,
не изучив образцов творчества на-
ших великих предшественников в 0б-
ластая музыки, прочно усваивают ме-
тоды и приемы своих профессоров-
формалистов и коздают  произведе-
ния, противоречащие духу советских
людей. _

Наиболее показательными примера-
ми в этом отношении могут служить
молодые воспитанники Московской
консерваторий Г. Галынин, А. Чуга-.
ев, Б. Чайковский и др.

Постановление ИК ВКП(б) конста-
тирует совершенно нетерпимое. со-
стояние советской музыкальной зкри-
тики, которая не только не разобла-
чала вредные, чуждые принципам CO-
циалистического реализма взгляды и
теорим в музыке, но каждое очеред-
ное произведение композиторов-фор
малистов об’являла «новым завоева-
нием советской музыки» и славосло-
вила в этой музыке суб’ективизм, кон-

структивизм, крайний индивидуализм,
нарочитое усложнение языка и Т. п.

— Советские музыкальные критики,
`руководящее положение среди кото-
‚рых занимают противники русской ре-
` алистической музыки, сторонники
`‘упадочной, формалистической музы-
ки, по существу, перестали выражать
	мнение советского народа и превра-
	тились в апологетов ограниченной
группы «ведущих» композиторов, це-
ликом подчинив свою критическую
деятельность частным ичтересам «из-
бранных». :

Нет ничего предосудительного в
том, что тот или иной критик глубо-
ко и всесторонне изучает творчество
определенного советского компози-
тора, непрерывно следит за его разви-
тием и пишет о нем критические ста-
тьй и исследования. Это можно было
бы только привететвоваяь:-ибо-каж-
дая серьезная, об’ективная критиче-
ская работа лишь обогащала бы на-
шу советскую науку об искусстве.
Однако факты свидетельствуют 0
другом. Музыкальные критики забы-
ли о своем высоком долге перед на-
родом, перед советской общественно-
стью. Вместо того, чтобы помочь ши-
роким читательским массам  разо-
браться в том антинаролном, консер-
вативном, вредном, что несет в себе
музыка композиторов-формалистов, и
в то же время помочь самим компо-
зиторам исправить свои творческие
ошибки, они раболепствуют перед
музыкальными «лидерами», безудер-
жно расхваливают каждое их новое
произведение и ‹оздают ложный
ореол славы вокруг их творчества.

Долг советской музыкальной кри-
тики и всей общественностя—серьез-
но и ответственно разобраться в фор-
малистических ошибках композиторов
и их анологетов-критиков. Необхоли-
мо подвергнуть обсуждению творче-
ский путь отдельных композиторов и
их произведения, развернуть дискус-
сию. о путях перестройки, о воспита-
нии молодежи, об ошибхах и задачах
советского музыкознания.
	Надо признать, что наши специаль-
ные органы печати по искусству. ко-
торые должны были возглавлять и
направлять критическую мысль, в том
числе и газета «Советское искусет-
во», не сумели своевременно и пра-
вильно поставить вопрос о неблаго-
получном состоянии советской музы-
ки, а наоборот, поддерживали компо-
зитороз-формалистов, об’`являя их
«переловыми» и превознося их твор-
чество.

Центральный Комитет партии рез-
ко осудил эту линию. Он указал, -что
среди части советских композиторов
еще не изжиты остатки буржуазной
идеологии, питаемые влиянием совре-
менной упадочной  западноевропей-
ской и американской музыки. Коми-
тет по делам искусств и Оргкомитет
Союза ‹оветских композиторов не
вели политической воспитательной ра-
боты < композиторами и музыковеда-
ми, не развивали в советской музыке
реалистического направления, захва-
ливали антиреалистические, модер-
нистские произведения и тем самым.
поощряли формалистическое направ-
ление. В то же самое время они не
оказывали никакой поддержки рабо-
там, отличающимся реалистическим
характером. стремлением продолжать
и развивать классическое наследство.

В нашей стране созданы все необ-
ходимые условия для подлинного рас-
	нвета музыкальной культуры. Совет-
	ские композиторы имеют таких слу-
шателей и зрителей, каких не знал
ни один художник прошлого. Не ис-
пользовать этих богатых BOSMOKHO-
	стей — непростительно для совет-

А А een ahr s
	ского композитора.
	ооздадим музыкальные произведения,
постойные советеной эпохи
	ШИРЕ РАЗВЕРНУТЬ КРИТИКУ И САМОКРИТИКУ
	затории. Выступления большинства
	носили абстрактный харазтер.
	*
На собраний в Союзе советских ком-
	позиторов выступавецие резко хрити-
ковали формалистические извращения.
имевитие место в творчестве компози-
торов Таранова, Лятошинского, Сол-
	горов !аранова, у1ятоптинского, Сол-
тиса и др.
	— Больше всего заметны ие
веячия, осужденные ЦК ВКП(б), в
	творчестве Б. Лятошинского, — зая-
вил т. Штогаренко. — Формалистиче-
	ской является и вторая симфония Та-
ранова, которую тем не менее широко’
популяризировали и руководство’ Co-
юза композиторов и Комитет по ge-
	лам исгуусств.
На собрании коллектива Оперного
театра им. Шевченко, прошедшем
	‘восыма оживленно, все выступавшие
` также единодушно одобряли  поста-
	новление ЦК ВК). Народный. ар-
тист УССР К. Лаптев, выступавший в
	операх Лятошинского. elilope> и «Зо-
	лотой обруч». заявил:

— При разучивании арий я не мог
понять, как композитор позволял се-
бе совершенно не считаться ¢ BOa-
	можностями человеческого голоюка. В.
	погоне за «оригинальностью», за фор-
мальными трюками некоторые компо-
зиторы создавали произведения, не
говорящие ничего ни уму ми сердцу
слушателя.

Многолюдные собрания состоялись
	гакже в творческих коллективах
Харькова, Одессы, Львова и других
городов Украины.
	Воля народа
	Историческое постановление ЦК
ВКП(б) от 10 февраля 1948 года об
опере «Великая дружба» В. Мураде-
ли горячо обсуждалось в творческих
коллективах Еревана.
	Состоялись общие собрания Союза
советских композиторов Армении,
Театра оперы и балета им. А. Спен-
диарова, симфонического оркестра
филармонии, Театра музыкальной
комедии и коллектива  консервато-
рии им. Комитаса. На собраниях вы-
ступили секретарь ЦК КП(б) Арме-
нии по пропаганде 3. Григорян, сек-
ретарь Ереванского городекого коми-
тета партии С. Согомонян и др.
	Все выступавиие на собрании Сою-
за советских композиторов горячо
сдобрили постановление ЦК ВКП(б),
которое сурово осулило фармалясти:
Ческое направление в советской му-
зыке и указало путь к созданию пол-
ноценных, высококачественных про-
изведений.
		сказал т. Гигранян, — выражает во-
лю народа, его желания, и мы обяза-
ны удовлетворить возросшие требо-
	вания советских людей. Опера «Вели-
	кая дружба» не имела успеха на сце-
не Ереванского театра им. Спендиа-
рова, однако, критики занялись ее
восхвалением.
	На творческих собраниях компози-
торы и исполнители говорили о не-
обходимости пересмотра ряда музы-
кальных произведений и нынешнего
репертуара театров, эстрады и радио-
комитета в свете указаний поставов-
ления ЦК ВКП(б). Они предлагали
систематически проводить лекции,
доклады по вопросам музыкального
творчества. обсуждение и разбор от-
дельных произведений и усилить ра-
боту по овладению композиторами
марксистско-ленинской теорией.
	КИЕВ. (Наш корр.). Повсюду сре-  отобрано свыше 200 произведений, но
	значительная часть их была исклю-
	чена из репертуара из-за художест-
венной ненолноценности,

Вкекользь, мимоходом коснувшись
ошибок, которые, по словам оратора,
присупки всем факультетам, т. Ми-
хайлов заверил собрание, что работа
консерватории будет перестроена в
соответствии с ‘требованиями партии и
народа. Г
` Руководитель композиторского фа-
культета Л. Ревуцкий не дал развер-
нутого анализа своей работы по вос-
питанию композиторской молодежи.
Не говорил он и о формалистических
тенденциях в своих произведениях.
Выступление т. Ревуцкого в основ-
ном свелось к предложению усилить
работу по идейно-политическому вос-
питанию молодых композиторов. Но
разве этим не следовало заниматься
и’ до постановления Центрального
Комитета партии?

Более самокритичным было выступ-
ление руководителя кафедры истории
украинской музыки Ф. Козицкого. Он
говорил о своих ошибках в препода-
вании, об ошибочных критериях при
оценке ‘им творчества украинских
советских композиторов. Он отметил,
что многие преподаватели вместо
того, чтобы развивать у студентов
умение мыслить реальными образа-
ми советской действительности, увле-
кались техницизмом, формалистикой.

Собрание было довольно активным
— выступило много педагогов, но
лишь некоторые из них остро и об’-
ективно критиковали работу консер-
	ди деятелей искусств столицы Украя-
	Бы в коллективах театров, CDE HH KOM
позиторов, педагогов и студентов.
художественных учебных заведений
историческое решение ЦК ВКП(б),
кладущее конец формалистическим
‚звращениям в музыке, встретило
	извращениям в музыке,
живейшее одобрение.
		по делам архитектуры при Совете Министров СССР

Музыка
	Судить
	Постановление ЦК ВКЦб) от
10 февраля 1948 года «Об опере «Ве-
ликая дружба» В. Мурадели»—доку-
мент огромной исторической важно-
сти. В нем дан глубокий анализ со-
стояния современной советской музы-
ки и намечен ясный и четкий путь ее
дальнейшего развития.
	Советский народ встретил поста-
новление ЦК ВКП(б) с чувством глу-
бокого удовлетворения. В многочис-
ленных откликах рабочих и колхозчи-
ков, художествечной и технической
интеллигенции, военнослужащих и со-
	зетскойи молодежи звучит едиподуш-
	Зое одобрение постановления ЦК
JKII(6), выражающего мыслн и чуз-
ства самого народа и являющегося
ярким свидетельством заботы партии
об удовлетворении насущных  куль-
турных запросов трудящихся масс.
	Опера композитора В. Мурадели,
поставленная Большим театром Союза
СОР в дни 30-Й годовщины Великой
Охтябрьской революции, — порочное,
антихудожественное — произведание.
	’ровал этой оперы показал, что ее
	автор В. Мурадели встал на непра-
вильный, губительный для советского
композитора формалистический путь,
пренебрег лучшими традициями и
опытом классической оперы вообще и
русской классической оперы в особен-
ности, погнался за ложной «ориги-
нальностью» музыки, не воспользо-
вался богатством народных мелодий,

песен,  танцовальных 4H плясовых.
мотивов, которыми так богато
творчество народов СССР, и в ре-

зультате создал оперу, чуждую со-
ветсхому народу и его художествен-
ным вкусам.
	Провал оперы «Великая дружба» не
является частным случаем. Он отра-
жает общее неблагополучное состоя-
ние современной советской музыки. В
постановлении ЦК ВКП(б) дача cy-
ровая оценка вредного, формалистиче-
ского, антинародного направления, ко-
торое нашло наиболее полное выраже-
ние в творчестве таких композиторов,
как Д. Шостакович. С. Прокофьев, А.
Хачатурян. В. Шебалин, Г. Попов, Н.
Мясковский и лр.
	Характерзыми признаками этого на-
правления является отрицание “‘основ-
ных принципов классической музыки,
проповедь атональности и дисгармо-
нии, отказ от мелодии, пренебрежи-
тельное отношение к опере, хо-
ровой музыке, популярной му-
зыке для народных оркестров, на-
родных инструментов. вохальных ая-
самблей и т. п. На этой формалистн-
ческой музыке сильно сказывается
влияние современной упалочной мо-
‘дернистской музыки Европы и Амери-
=
`‹ Болыневислская партия не раз под-
вергала острой критике опибки и из-
зращения в творчестве отдельных со-
ветских композиторов. Несмотря на
то, что еще в 1936 голу, в связи © по-
становкой оперы «Леди Макбет
Мценского уезда», газета «Прав-
да» подвергла острой критике
формалистические извращения в
творчестве Д. Шостаковича и ясно
сформулировала требования, которые
пред’являет к советским композито-
рам наш народ, несмотря на указания
ЦК ВКП(б), которые были-даны в его
решениях о журналах «Звезда» и
«Ленинград». о хинофильме «Большая
жизнь» и о репертуаре драматических
театров и мерах по его улучшению, в
советской музыке не было произведе-
но никакой перестройки, и наша музы-
ка оказалась одним из самых отсета-
лых участков искусства. Особенно это
относится к симфоническому и опер-
ному творчеству.

Комитет по делам искусств при Со-
вете Министров СССР и Оргкомитет
Союза советских композиторов не
только не боролись за развитие в со-
ветской музыке реалистического на-
правлезия, но. напротив, всей практи-
кой своей работы поошряли формали-
стическое направление, чуждое со-
ветскому народу.

Оргкомитет Союза советских ком-
нозиторов превратился из творческой
организации в прямое орудие группы
композиторов-формалистов и стал рас-
садником формалистических извранте-
ний. В Оргкомитете создалась затх-
лая атмосфера. Широкая музыкальная
общественность лишена была возмож:
ности принимать участие в обсужде-
нии новых музыкальных  произведе-
ний. Узкая группа композиторов-фор-
‘малистов и группирующиеся зокруг
	; нее музыковеды захваливали азтина-
’х юдные, модернистекие произведения
	и создавали вокруг них ложную есла-
ву. Отрыв деятелей советской
музыки от народа привел к тому,
что в их среде получила распростра-
нение индивилуалистическая, проти-
вонародная «теория», которая` об’яс-
няла непонимание народом музыки
многих современных советских компо-
зиторов тем что народ. якобы. «не
	  дорос» еше до понимания их музыки.
7 Пропатандируя эти вредные взгляды,
	определенная группа композиторов и
музыковелов изолировалась от наро-
да и созлала свою касту эстетствую-
щих гурманов.

Чем, как не пренебрежением к на-
роду, можно об’яснить установивший-
ся в Комитете по делам искусств и
Союзе композиторов порядок прослу-
шивания и апробации новых музы-
кальных произведений, особенно <им-
фонической музыки.

Новые произведения исполняются
на концертной эстраде, попадают в
печать только на основании отделъ-
ных рекомендаций или просто дове-
рия к прославленному имени автора.
Не только широкой публичной оцен-
ки, но даже обсуждения среди музы-
кальной общественности, композито-
ров и критиков, как правило, не бы-
ло. Комитет по делам искусств ру-
ководился мнением нескольких поль-
зующихся его доверием лиц, факти-
чески решавших судьбы советского
музыкального творчества.

Так фактически обстояло дело поч-
ти со всеми симфоническими произве-
дениями Шостаковича, Прокофьева,
Мясковского, Попова и др. Подобная
практика создания произведений ис-
кусства и бюрократические методы
пропаганды их лишь поошряли фер-
малистические извращезия в музыке
и культивировали эстетствующих ин-
дивилуалистов, весьма далеко стоя-
щих от народа и его жизненных инте-
ресов.

Антинародное формалистическое на-
Правление в советской музыке не мо-
				sz
	>С.
		ой
ena
ЛЬ
	TI
его
stay
ого

pec
	В день опубликования в местных
газетах постановления ЦК ВКП(б) в
Консерватории им. Чайковского  со-
стоялось многолюдное собрание. Ка-
залось бы, что именно на таком <соб-
рании в учебном заведении, где фор-
	мализм оказывал большое влияние на
подготовку молодых композиторов,
руководители кафедр, педагоги долж-
	ны были полным голосом Говорить О
	своих ошибках, о недочетах в работе.
Этого, однако, не случилось. На соб-
рании не прозвучало должной крити-
ки и самокритики.
	Зам. директора консерватории по
научной и учебной работе проф. К.
Михайлов говорил о недостатках в
педагогической работе в весьма осто-
рожной, «обтекаемой» форме.
	— Формалистические срывы, —
говобит т. Михайлов, — наблюдают-
	ся у некоторых педагогов-композито-
	ров, в частности .у Г.. Таранова, „1.
Ревуцкого и Б. Лятошинского. Это
отрицательно влияет на воспитание
	молодежи. В программы консервато-
	рии произведения включаются 60ез
учета их качества. Во время месяч-
ника советской музыки, например,
для исполнения студентами было

Указания партии— боевая программа
	ТБИЛИСИ. (Наш корр.). С чувст-
	BOM я встре-
тили работники искусств Грузии ис-
торическое постановление ЦК ВКГ{6б)
об опере В. Мурадели «Великая
дружба». Призыв большевистской пар-
тии к подлинному расцвету советской
музыкальной культуры нашел живой
отклик у композиторов, музыковедов,
дирижеров, музыкантов-исполнителей
	Грузии.

Коллектив Театра оперы и балета
им. Палиашвили, единодушно  одоб-
рив решение ЦК ВКП(б), отметив его
исключительное значение, как боевой
программы творческой деятельности
	для всех работников советской музы-
кальной культуры. подверг  критихе
	недостатзи театральных постановок.
— Многие ‘недостатки. — сказа)
		Андгуладзе, — отмеченные в поста-
новлении ИК ВКП(б). характерны “4
для нашей работы. Поставленные на
сцене театра оперы «Призыв гор»,
Торадзе, «Ладо Кецховели» Киладзе
не могли полностью ‘удовлетворить
возросшие требования советских слу-
шателей. В театре укоренилась вред-
ная практиха приема к постановке
опер в незаконченном виде. Необхо-
димо пересмотреть совместно с ком-
позиторами ряд наших оперных поста-
новок, сделать их более понятными
для широких масс, вытравить из них
элементы формализма.
	Об огромном значении классическо-
го наследства для развития современ-
ной музыкальной культуры говорил
главный дирижер театра композитор
Азмайпаравили.

На высоком идейном уровне прош-
ло собрание профессоров, преподава-
телей и студентов Тбилисской кон-
серватории. После доклада лиректора
Консерзатории композитора Киладзе
выступили профессор Туския, заведу-
	ющий. кафедрой теории музыки про-
фессор Аслазишвили. заведующий ка-
федрой композиции профессор Барху-
дарян, профессор Хмаладзе, доцент
Габичвадзе, `Гулисашвили, студент
Аракелов. Они вскрыли ряд недостат-
ков в постановке учебной работы Кон-
серватории, отдельные ошибки в пре-
подавании ведущих дисциплин. Еще
не изжито увлечение формалистиче-
ским направлением в музыке, находя-
mee отражение в изливидуальных
планах студентов и в программах ака-
демических концертов.

Профессор Умаладзе, останавлива-
ясь на задачах воспитания молодых
композиторов, указал, что зачастую
молодые авторы, не создавшие ни од-
ной песни, романса или других произ-

ведений малых форм,   сразу ‘берутся
за-тахиееложные прое sae TOE, Kax
	опера или симфония.
	Плакат, выпущенный издательством «Искусство» к 39-летию
Советской Армии. Художники И. Шагин и А. Дружков.

придцать лет
	(оветской
	23 февраля советский народ отме-
чает знаменательную дату — три-
дцатилетие Советской Армии. Воору-
женные Силы нашей страны приходят
к своему юбилею с величественными
итогами. Ныне, после Великой Ote-
чественной войны, весь мир убедился
в непобедимой мощи советского ору-
жия, в превосходных боевых ка-
чествах войск социалистической дер-
жавы.

В трудные для молодой советской
республики годы гражланской войны
Ленин и Сталин, создавая Красную
Армию, возлагали на нее большие на-
дежды. Только что сформировавшие-
ся, спешно обученные и плохо снаря-
женные части должны были сразу же
принять боевое крещение и защищать
страну, советскую власть от воору-
женных до зубов полчищ интервен-
тов. Красная Армия выдержала с че-
стью это труднейшее испытание, вы-
держала потому, что была сильна
своим патриотизмом, своей неразрыв-
ной, кровной связью с народом, глу-
бокой сознательностью, большевист-
ским пониманием своих задач.
	Из года в год советский народ ук-
реплял и снаряжал свои Воору-
женчые Силы. Мудрый вождь Иосиф
Виссарионович Сталин неуклонно
готовил армию к столкновениям с вра-
гом, которые, как он предвидел, дол-
жны были неизбежно произойти в
условиях капиталистического о©кру-
жения,

22 июня. 1941 года в пределы на-
шей страны вероломно вторглись гит-
леровские полчища. Советское rocy-
дарство стояло в этот’ момент перед
лицом серьезнейшей опасности. Но
советский народ, сплотившийся во-
круг своего вождя в едином стремле-
нии отстоять <вободу и независи-
мость, выиграть великую освободи-
тельную войну, войну за   мир,
уповал на славную Советскую Ар-
	мию. И в небывалых боях. потребо-
	вавших подвига всего народа, цели-
ком отдававшего свои силы напря-
женному труду во имя победы и по-
сылавшего миллионы лучших своих
сынов на фронт, Советская Армия
оправдала надежды трудящихся Ро-
дины и всего прогрессивного челове-
чества. Она измотала врага, истре-
била его лучшие войска в упорных
сражениях у стен городов-героев —
Сталинграда, Одессы, Севастополя,
Москвы, Ленинграда, а затем  пере-
шла в наступление, изгоняя гитлеров-
цев из советских городов и <ел, осво-
бождая родную землю от немецкой
нечисти. .

Румыния, Болгария, Венгрия, Юго-
славия, Чехословакия, Австрия, Поль-
ша обязаны Красной Армии <воим
освобождением от германской окку-
пации, от унизительного гитлеровско-
го рабства. Но и весь мир, как бы ни
хотели забыть об этом фашиствую-
щие реакционеры всех мастей, обязан
советскому народу и его армии из-
бавлением от гитлеровской чумы. Со-
ветская Армия была решающей, глав-
ной силой в борьбе против гитлериз-
ма. За беспримерный, самоотвержен-
ный подвиг советских воинов благо-
дарит все свободолюбивое человече-
ство.

Не случайно искусство натней стра-
ны всегда уделяло большое внима-
ние Советской Армии. В этом про-
являлась горячая любовь трудящихся
к Вооруженным Силам первого в мире
народного государства — к армии,
флоту, авиации Советского Союза.

В образе воина Советской Армии
искусство нашей страны открывало
лучшие черты человека социалисти-
ческой эпохи—его преданность делу
Ленина—Сталина, его глубокий пат-
риотизм, его самоотверженность в
борьбе за счастливую свободную
ЖИЗНЬ.

В период Великой Отечественной
войны были устроены три всесоюзные
художественные выставки, а также
десятки выставок работ республикан-
ских, областных и фронтовых хулож-
ников, демонстрировавших новые ба-
тальные произведения советских жи-
вописцев, графиков, скульпторов.

Большое количество новых произ-
ведений на военные темы увидели по-
	сетители Всесоюзной художествен-
ной выставки, открытой в честь три-
	‘дцатилетия Великой Октябрьской ‹о-
‘пиалистической революции. - Сейчас
	циалистической революции. о Сеичае
художники и скульпторы страны дея-
тельно готовятся к Всесоюзной вы-
ставке, которой ознаменуется TPH
дцатилетие Советской Армии.

В годы Великой Отечественной
войны ‘на экран вышли отличные до*
кументальные;, документально-худо-
жественные и художественные филь-
мы, такие, как «Разгром немцев под
Москвой», «Битва под Сталинградом»,
«Битва за нашу Советскую Украину»,
«Битва на юге», «Ленинград в борь-
бе», «Освобождение Советской Бело-
руссии», «В логове зверя», «От Вис-
лы до Одера», «Кенигсберг», «Бер-
лин», «Капитуляция Германии», «Раз-
гром Японии», «Великий перелом»;
и др.

Воин-герой вышел на сцену совет“
ского театра в первые же годы его
существования. «Разгром» А. Фадее-
ва, «Бронепоезд» В. Иванова, «Мя-
теж» и «Чапаев» Д. Фурманова, «Лю-
бовь Яровая» К. Тренева, «Первая
конная» и «Оптимистическая траге-
дия» Вс. Вишневского, затем «Гибель
эскадры» А. Корнейчука, «Как зака-
лялась сталь» Н. Островского, «Па-
рень из нашего города» К. Сименова—
вот далеко не полный перечень пьес
и спектаклей, вошедших в историю
советской театральной культуры, как
наиболее выдающиеся. ее достижения.

Советский театральный репертуар
в годы войны обогатился такими нат-
риотическими произведениями, как
	«Русские люди» К. Симонова,
«Фронт» А. Корнейчука, «Офицер
флота» А. Крона, «Сталинградцы»
Ю: Чепурина и др. -

Уже после войны поставлены совет=
скими театрами пьесы «За тех, кго в
море!» Б. Лавренева, «Победители»
Б. Чирскова, «Южный узел» А. Пер-
венцева, «Мужество» Г; Березко и
ряд других.

Множество новых песен появилось
и широко распространилось в военные
годы. Они были обязаны своей попу-
лярностью не только близкой народу
тематикой ‘идейным и эмопнональ-
ным содержанием, но и ясности, выч
разительности, простоте, мелодично-
сти музыкального языка. «Священная
война» А. В. Александрова, как и не-
которые” произведения. К. Листова,
М. Блантера, А. Новикова, В. Соло
въева-Седого, Т. Хренникова, В. За=
харова, стали поистине всенародными
песнями.

Еще в TORN гражданской войны
зародилась тралиция культурного
шефства работников искусств над
Краеной Армией.

Цифры говорят лучше слов о том;
какой размах приняло среди работ-
ников искусств это ‚ патриотическое
движение. За годы войны состоялось
[350.000 художественных выступле-
ний коллективов артистов в частях
армии, флота и авиации. 473.000 кон-
цертов и спектаклей было дано непо-
срелственно на фронте, в Действую-
щей армии.

Но; тем не менее, советское ис-
кусство все еще в долгу перед зои-
нами армии, флота, авиации. До сих
пор не нашел достойного воплошения
в Театре и в кино образ доблестного
рядового бойца. Очень мало у нас
также произведений, посвященных
жизни армии в мирное время. Нело-
пустимо медленно реализуются про-
екты мемориальных сооружений и па-
мятников-бюстов героев войны. Мало
У нас и полноценных маршей, а так-
же посвященных армии музыкальных
произведений хрупных форм.

Советской Армии — тридцать лет:
Ее боевой путь — это путь славы,
путь доблести, путь победы. Задача
искусства заключается в том, чтобы
воплотить в ясных, волнующих и яр-
ких художественных образах подви*
ги нашей поистине народной армии,
доблесть ее героев, благоролное и ве-
ликое дело, котогое вверено совет=
ским офицерам, сержантам; солдатам,
стоящим с оружием в руках на стра-
же наших рубежей. зангишающих де-
ло прогресса; дело партни Ленина-
Сталина. >:
	В обстановке большого идейно-по-
литического под’ема. Прошло общее
собрание членов. Союза советских
	композиторов Грузии. с локлахом о
постановлении ЦК ВКП(б) выступил
председатель союза Минвелидзе. Вы-
ступившие в прениях композиторы,
музыковеды, единодушно одобрив ре-
шение партии, отметили, что недо-
статки, указанные в ‘этом историче-
ском постановлении, присущи и твор-
честву грузинских композиторов.
Композитор Гокиели, выражая об-
щее мнение собравшихся, сказал, что
постановление кладет конец порочно-
му, ачтинародному формалистическо-
му направлению в советской музыке.
	Общее собрание признало необхо-
димым провести в ближайшие дни ши-
рокую творческую конферечцию ком-
	позиторов Грузии для детального 06-
	суждения основных вопросов разви-
тия советской музыки, а также твор-
чества грузинских советских компози-
	торов.
			градить Московский театр имени Ленинского Комсомола
орденом Трудового Красного Знамени.
	Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. ШВЕРНИК.
	Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.
	О НАГРАЖЛЕНИИ ТЕАТРА ИМЕНИ
	За большие заслуги в деле развития советского те-
атра, в связи @ двадцатилетием со дня основания, на-
	Москва, Кремль. 15 февраля 1948 г.
	ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
	УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
О НАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНАМИ И МЕДАЛЯМИ РАБОТНИКОВ МОСКОВСКОГО
		3a большие заслуги в деле разва-
тия советского театра. в связи <
двалцатилетием CO дня основания
Московского театра имени Ленинско-
го Комсомола, наградить:
	ОРДЕНОМ ЛЕНИНА
	Берсенева Ивана Николаевича —
народного артиста РСФСР, художе-
ственного руководителя театра,
	#,
	ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО
КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
	1. Бирман Серафиму Германовну —
	народную артистку РСФСР.

2. Гиацинтову Софью Владимиров-
ну- народную артистку РСФСР.

3. Соловьева Владимира Романови-
ча заслуженного артиста РСФСР.

4 Сосина Изю  Абрамовича—ди-
	ректора театра.
	6. Соловьева-Лобызовского Ивана
Захаровича— артиста.

7. Фадееву Наталью Алексеевнуы—
артистку.

8. Фрелиха Олега Николаевича—
заслуженного артиста РСФСР.

9. Чарухчиянна Мартироса Акопо-
	вича—заведующего постановочной
частью.

МЕДАЛЬЮ «ЗА ТРУДОВУЮ `
	ОБЛЕСТЬ»
	ча—заместителя директора театра.
10. Мурзаеву Ирину Всеволодовну
	—артисткву.
11. Полякова-Далекова Николая
Григорьевича — афтиста.
	12. Прокофьева Александра Алек-
сандровича — заведующего электро-
цехом.

13. Щенникову Зинаиду Матвеев-
ну—артистку.
	МЕДАЛЬЮ «ЗА ТРУДОВОЕ
ОТЛИЧИЕ»
	1. Гильвега Владимира Карловича
—завелующего декоративным цехом.

2. Кирюшина Алехсея Ивановича
— машаниста сцены.

3. Лепилова Дмитрия Алексеевича
—лирижера-—артиста оркестра.

4 Машкова Григория Евгеньевича
— заведующего декоративной  мастер-
ской.

5. Серова Сергея Афанасьевича —
художника-декоратора.

6, Соколинскую Гудель Пейсахов-
ну—заведующую  костюмерным  це-
XOM,

7. Храброва Сергея Алексеевича —
старшего электроосветителя.
	ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА
	1. Алексеева Николая Алексееви-
ча—заведующего гримерным цехом.

2. Алексееву Ирину Михайловну—
художника-гримера.

3. Боброва Александра. Алексееви-
	ча--артиста.
4. Вершинина Наколая Ананьевя-
ча—артиста.
5. Гурова Евгения Алексеевичаы—
артиста.
	6. Делекторскую Нину Алексанх--
	ровну—артистку.

7. Килигина Сергея Александрови-
ча-артиста.

8. Козлову-Александрову Анаета-
сию Алексеевну — артистку.

9 Матвеева Николая Михайлови-
		1. Вовси Аркадия Григорьевича—
заслуженного артиста РСФСР.

2, Маруту Владимира Васильевича
— артиста.

3. Паркалаб Наталью Николаевну
—артистку.

4. Полякова Валентина Григорье-
вича— артиста.

5. Серову Валентину Васильевнуы—
заслуженную артистку, РОФСР,
	Центральный Комитет партии при-
зывает советских композиторов «про-
никнуться сознанием высоких ›запро-
сов, Которые пред’являет советский
народ к музыкальному творчеству, и,
отбросив со <воего пути все, что ос-
лабляет нашу музыку и мешает ее
развитию. обеспечить такой пюд’ем
творческой работы, который быстро
двинет вперед советскую музыкаль-
ную культуру и приведет к созданию
во всех областях музыкального твор-
чества полноценных, высококачест-
венных произведений, достойных со-
ветского народа».

Нет сомнений в том, что наша ком-
позиторская и музыковедческая об-
шественность, коренным образом пе-
рестроив на основе указаний партии
всю свою’ работу, ответит на истори-
‘ческое постановление ЦК. ВКП(б)
созданием новых произведений музы-
ки, которые будут служить широким
массам советского народа.

ee ЕЕ

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН,
	Москва, Кремль, 15 февраля 1946 г.
		УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
О ПРИСВОЕНИИ ПОЧЕТНЫХ ЗВАНИЙ РАБОТНИКАМ МОСКОВСКОГО
ТРАТРА ИМЕНИ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА
	Заслуженного артиста РСФСР
  Всеволодову-Соловьеву Владимиру Всеволодовичу-
	артисту театра.
	театра.
	2. Кутасиной Наталье Ивановне — артистке театра.
3 Пелевину Алексавлру Александровичу — артисту
	За большие достижения в области советского теат-
рального искусства присвоить почетные звания:
	Заслуженного деятеля искусств РСФОР

Шестакову Виктору Алексеевичу — главному худож-
	нику Театра.
	Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР И. ВЛАСОВ.
Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР П. БАХМУРОВ.