be QVMLED
		за Сталиным. Прошли
годы, пройден громадный
исторический путь, ната
армия в битвах Отечест-
	На страже
	На экраны страны вы-
ходит новый фильм «На
страже мира». Он при- С. НАГ
урочен к юбилейной да-
те, исполненной велико-
го для нас значения. Тридцать лет
назад Владимир Ильич Ленин подпи-
сал декрет о создании Красной Ap-
мии. И первые кадры фильма показы-
вают первые этапы ее славлой герон-
ческой истории.
	Б течение часа перед нами прохо-
дят десятилетия. И вот на эк-
ране развертывается мощная и
стройная симфония парала Победы.
Знамена, взятые ‘у сокрушенного вра-
га, падают к полножию ленинского
мавзолея. На трибуне мавзолея—про-
должатель великого ленинского дела,
вождь и полководец Сталин,

это может дать представление
о масштабах темы и о емкости произ-
ведения.

Поистине трудная задача была пе-
ред авторами фильма — режиссерами
и литераторами. Картина оделана ма-
стерски, с подлинным вдохновением.
Это настоящая  кинопублицисти-
ка. Режиссеры Р. Григорьев и М.
Фиделева, писатели Е. Габрилович,
участвовавитий в написании сценарно-
го плана, и Б. Горбатов — автор дик-
торского текста, десятки операторов
хроники, художних, — словом, весь
многочисленный коллектив кинемато-
графистов, делавших этот фильм, на-
верняка нспытывал те чувства. кото-
рые теперь волнуют зрителя. Это па-
триотические чувства, это горлость
нашей боевой славой, это вера в нпобе-
доноеную силу защитницы священных
рубежей Отчизны, это горячая любовь.
к нашей Советской Армин, к ее соз-
дателю и полковолну Сталину.

Фильм начинается < присяги моло-
дых бойцов. Мы видим знамена пол-
ков и дивизий —о доблести, о подви-
гах, о славе говорят они молодому
воину. «Родное Красное Знамя, —
говорит диктор, и это его первые сло-
ва, — Знамя освобождения, победы и
мира...».

Развертывается широкое эпическое
повествование о доблестном тридпа-
тидетнем пути, На экране драгоцен-
ные кадры ястории. Вот Ленин, про-
вожающий на Фронт первые отряды
Красной Армин. Он склонился с плат-
формы трузовика, крепко жмет руку
человеку с ружьем. Вот товарищ
Сталин в Царипыне. Вот Фрунзе и
Ворошилов на Южном фронте, Орл-
жоникилзе. Молотов, Киров. Калинин
— среди бойцов; на разных учзстках
фронта. Это все документальные кад-
ры; они облалают удивительной впе-
чатляющей силой — силой подлинно-
стя исторической правды.

И вог другие документы истории.
По улицам Влализостока шагает от-
ряд американской пехоты, Здесь же—
японский патруль. Английский воен-
ный корабль в Архангельске, фран-
цузский — в Одессе, А в Киеве —
немцы.

Фильм рассказывает о боях и побе-
дах молодой Красной Армии, о е=
первых героях, Вот схачет Чапаев,
вот посмотрел на нас с экрана пла-
	менный Шорс, вот с поднятой шан:-
	кой, в пылу боя — Котовский, вот
Лазо и легендарный Пархомейко...
Короткий, как видение прошлого,
трагический кадр: старая жезиина в
черной одежде стонет над  гробом,
Это похоролы 26 бакинских комисса-
ров. Мы помним, кто хомандовал рас-
стрелом, помним, чьи ружья были в
руках палачей. То были английские
ружья, Джентльмены в пробковых
шлемах руководили убийцами,
Окончилась гражданская война,
Зорким часовым стала на границах
Красная Армия. Мирное время, но
опаеность воедного нападения не мо-
жет быть забыта. Об. этом говорит на-
роду Сталин. «Ноклянемся же, това-
риши, что мы не пошадим сил для
того, чтобы укрепить нашу Красную
армию, наш Красный флот!». Это ©ло-
ва из велекой клятвы  товарица
Сталина. Они — на экране, их читает
диктор, и мы, про себя, повторяем их
	«На страже мира», Локументальный,
®нзьм. Сненарный план Е. Габриловича
	и Р. Григоовева. Режиссеры _Р. Гри-
торьев н М. Фиделева, Текст Б. Герба-
това. Пвоизволетво Центральной ery ann

локументальных Фильмов.

Братская дружба
	Дружба деятелей ис- °° у 13.800, в 000. году —
кусств с воинами Совет- А. ПОЛЯКОВ свыше 29.000, а в 1940
ской Армии Уходит <В0- народный артист РСФСР ГОДУ — 35.000. — Сухие
ими корнями в далекие цифры, тысячи концертов
годы гражданской вой- oe. и спектаклей! Однако,
ны. ‚как много говорят эти  цафры
	сердцу артиста и воина. Стоит вспом-
	НЯтТь о том. что среди этих десятков
	тысяч концертов многие были пока-
заны в 1938 и 1939 годах во время
событий на Халхин-Голе и озере Ха-
сан, в период освобождения Запад-
ной Украины и Западной Белоруссии,
в 1940 году во врамя боев с белофин-
нами как эти сухие пифры окрасятся
	яркими красками мужества и натрия
	отизма советских людей, их. беспре-
дельной любовью к своей Родине.
Работники искусств всегда были вме-
сте с армией. Они делили с ней все
радости и невзгоды боевых похолов.
	1941 год. Началась Великая Отече:
	ственная война. К этому времени ра-
ботники искусств ‘уже располагали
огромным опытом шефской работы в
  армии. Этот опыт. они успешно приме-
нили в трудные голы войны, Тысячи
страниц можно написать о великолеп-
ной дружбе артистов и воинов в эти
годы. С гордостью вспоминаем мы
сейчас о концертах и спектаклях ар-
тистов в осажденном, блокированном
Ленинграде, о бригадах артистов, вы-
ступавиих перед солдатами и офице-
рами на передовых линиях фронта, в
перерывах между боями На броне
танков, на импровизированных сцени-
ческих площадках, смонтированных
на грузовых автомашинах, в солдат-
сих блиндажах и землянках высту-
пали артисты для своих подшефных;
За годы Великой Отечественной вой-
ны для солдат. офицеров и генералов
было организовано 1 миллион 350 ты-
emo шефских художественных BHF
ступлений, Из них полмиллиона кон-
цертов и спектаклей состоялись не-
посредственно на фронте, в условиях
боевой обстановки.
	Тысячи работников искусств =
	ртисты, музыканты, художники-—по-
бывали на фронтах Великой Отечест-
		венной войны. Они шли с бойнами от
Сталинграда на запад, проходили по
землям Восточной Пруссии и Помера-
нии, выступали перед . советскими
бойпами на дымящихея улицах по-
верженного Берлина. Боевые ордена
и мелали укрангают грудь многих ар-
тистов. Они заслужили эти награды
Родины самоотверженной работой для
Советсехой Армии,
	Бойна позади. НПаступили мирные
годы новой сталинской послевоезной
пятилетки. И сейчас еще более крепи?
нет наша большая дружба, mpyox6a
людей искусства и Советской Армии.
Мирные условия дали. нам возмож-
ность еще лучше обслужизать вои-
нов Советской Армии. Год назад пе-
редовые деятели советского искусст-
ва — работники трех ведущих мос:
ковских театров: Большого, Художе=
ственного и Малого, призвали‘ работ»
ников искусств страны улучшить во-
енно-шефскую работу. По их предло-
жению воины Советской Армии приг-
лашались на генеральные репетиции
театров, для них устраивались спени
альные просмотры новых  театраль-
ных постановок, выездные спек»
такли, ‘тематические, литературно“
художественные вечера,  творчез
<кие: отчеты мастеров театра, лекции
и локлалы об искусстве. Лучшие ре-
жиессеры и велущие мастера сцены
призывались помочь творческому ро-
сту армейской самодеятельности,
	Е
`Сейчас, как известно, проводится
трехмесячник культурного шефства
работников искусств над

Армией. Он посвящен 30-й годовищи-
не Советской Армии и призван. улуч-
шить шефскую работу накануне юби-
лея. Мы ‹ гордостью можем сказать,
что в эти месяцы еще больше внима-
ния уделяли своим. полшефным. Вои-
ны армии увидели десятки новых
спехтаклей, слушали творческие от-
четы мастеров сцечы, встречались с
артистами театров страны для друже-
ских бесед об искусстве. Тридцатую
годовщину Вооруженных Сил. Совет-
ского Союза  работнихи искусств
встречают еще большим ‘укреплением
своей тесной дружбы < воинами Со-
ветской Армии.
	творчеством, К этой группе проектов
следует отнести и недавно опубли-
кованный проект триумфальной арки
для Риги, никак не вяжущийся с ан-
самблем этого города и подменяющий
подлинный пафос великих событий,
которым посвящен этот памятник,
правду и Красоту классики псевдо-
классическим. трафаретом.
	Советская архитектура, работая в
сотрулчичестве с монументальной
скульнтурой над темой полвитов и
победы Советской Армии, имеет. те-
ред ‘собой исключительное фазнооб-
разие художественных типов и. жан-
ров. Города ждут и новых ансамб-
лей площадей и парков, и па-
мятников выдающимся воинам, и мо-
нументов, увековечивающих великие
битвы и героическую оборону, и; на-
конец, новых общественных зданий,
в архитектурном облике которых бу-
дет звучать та же могучая нота во-
инской героики и славы. Во всех этих
разнообразных. произведениях искус-
ство архитехтора должно  остазатья
ся верным двум важнейшим требова-_
ниям: реалистической правдивости И
ясности архитектурного языка и ор-
ганической связи каждого сооруже-
ния с городом е тем, чтобы каждый
монумент являлся в то же время
градостроительным фактором боль-
нюй художественной силы.
	Монументы Советской Армии и ее
героям — героям Великой Отечест-
венной войны, показавшей миру бес-
примерные богатства духа нашего на-
рода. будут воздвигнуты во всей стпа-
не, во всех её городах и весях. Их
будут воздвигать и будущие поколе-
ния, ибо память и слава этих героев
станут величайшим и любимейшим
эпосом нашего века. Этот эпический
характер героизма, его подлинная все-
народность должны быть занечатле-
ны  монументальным искусством в
формах, чуждых какой бы то ни бы*
ло напыщенности и ложного пафоза:
Все случайное, все Носящее на себе
печать художественной ‘условности,
манервости, архаики, ложных фор-
мальных исканий должно быть. ис-
ключено из монументального искус-
ства, удалено из мышления советско-
го архитектора и скульптора. В мо-
нументальных образах, посзященных
Советской Армии, художник пэиз-
ван передать празцивыми художест-
венными средствами гуманизм и CBO.
бодолюбие, благородство и высокую
воинскую доблесть натнего народа.
Монументальное искусство сталин-
ской эпохи вдохновляется светлым
образом советского воина во всей
его прекрасной простоте и непобеди-
-вой правде, ?
	На концертах в красноармейских
казармах, на палубах кораблей рево-
люционного флота можно было встре-
тить в те годы Горин-Горяинова, Ми-
чурину-Самойлову. Юрьева, Южина;
Яблочкину, Турчанинову, Остужева,
Москвина, Леонидова, Собинова, Не-
жданову, Виталия Лазаренко и мно-
гих лругих выдающихся артистов,

Весной 1920 года по инициативе ос-
нователей Московского Художествен-
ного театра — К. С. Станиславского
и В. И. Немировача-Данченко — на
Юго-Западный фронт была. послана
Первая студия МХАТ. Осезью того
же года на Кавказском фронте побы-
вала бригада Московского Художест-
веяного театра во главе с И. М. Мос-
квиным и Л. М. Леониловым.

Станиславский писал тогда участ-
никам этой фронтовой бригады:

«Благородное чувство, ‘которое я
испытываю, заставляет меня обра-
титься с этим письмом к участникам
нашей фронтовой бригады, чтобы по-
благодарить их всех за труд для об-
mero дела...»

Дружба артистов < Красной Арми-
ей росла и крепла, Все большее коли-
чество артистов обслуживало бойнов
армии, все чаще появлялись артисты
на самых трудных участках фронта,
влохновляя своим художественным
мастерством бойцов на защиту Оте-
чества.

Армия крепко ценила эту пружбу.
Горячими аплодисментами награжда-
ли красноармейцы своих любимпев,
тысячи благодарственных писем полу-
чали артисты из армейских частей и
подразделений. И когда 25 лет на-
зад, 23 февраля 1923 года, эта
дружба воинов и артистов была офор-
млена специальным приказом Ревво-
енсовета Республики, этот приказ
встретил‘ горячее одобрение в армии и
среди деятелей искусств. В приказе
Реввоенсовета доводилось до сведе-
ция всего личного состава армии и
флота Республики, что «професси-
‘ональный союз работников искусств
принял культурное шефство над
Красной Армией и Воечно-Морскимо
Флотом». Так организационно  офор-.
милаеь тесная творческая связь меж-
ду работликами weKyccns и Совет-
ской Армией,

Многие. театры стразы, в том чис-
ле крупнешние театры Союза —

ъиюй, Малый Художественный,
Камерный в Москве, Театр оперы
и балета им. Кирова, Большой лрама-
тическин театр им. Горького в
Ленинграде, Театр оперы и балета им.
Луначарского в Свердловохе, Tooy-
дарственный драматический театр в
Воронеже и другие театры `‘перифе-
рии навсегда сохранили дружбу с
определенными воинскими подразде-
лениямн. Вскоре все театры и кон-
цертные организацин оформили свое
шефство над воинскими частями.

Из года в год росло культурное
щефство работников искусств над;
Советской Армией. Лучшие  теат-
ральные коллективы страны показы-
вали свои спектахли бойцам и коман-
дирам армии. Прославленные артисты
выезжали на самые дальние погра-
ничные заставы. М уже никого не
удивляло, когда скрипачи или певцы
< мировым именем, еще вчера высту-
павшие в лучших концертных залах
столицы, сегодня приносили свое ис-
кусство воинам, пославным защинтать
далекие рубежи Родины. Простые хо-
ветские люди. призванные Родиной в

армию, высоко ценили свою дружбу с
шефами, а люди искусства находили в
общении < Советской Армией новые
источяйки для своего творческого ро-
ста. Нужно ли говорить о том, что
каждое появление артистов среди во-
инов’армии было праздником.

Чтобы лучше понять огромную
  пефсхую работу артистов в частях
Советской Армии, хочется обратить-
ся к цифрам. Если в 1936 году в по-
рядке шефства в воинских частях бы-
ло проведено 10,075 спектаклей и

концертов, то в 1937 году их было
	провелено 11.260,

в 19358 году —
	архитектурного творчества представ-
‚ляет трактовка новых городских пар-
ков, как триумфальных ансамблей,
посвященных подвигам и победам
Советской Армии! `В. проектах вос-
становления и реконструкции горо-
дов, разрушенных врагом, как прави-
ло, предусматривается создание боль-
ших ансамблей, охватывающих центр
города и грунпирующих его важней-
шие общественные и правительствен-
ные здания. В большинстве проектов
тема Советской Армии и ее триумфа
намечена пока лишь в предваритель-
но-эскизном виде, а в иных проектах
мы сталкиваемся и < недостаточно
глубоким. поверхностным пониманием
этой темы. Е

Так. в ансамбле центральной части
Сталинграда одно из самых видных
мест отводится Дому Советов. На
проведенном в прошлом году конкур-
Ce были представлены различные про-
екты этого центрального здания  го-
рода-героя. Среди проектов обращали
на себя внимание работы, выполнел-
ные под руководством академика ар-
хитектуры М. Жолтовского. В этих
проектах Сталинградекому дому Со-
ветов был придан облих сурового кре-
‘постного сооружения. Поверхностный
перенос в архитектуру формуль «Ста-
линград — город-крепость» повлек за
собой неверную трактовку образа До-
ма Советов, Архитектурный замысел,
внешне идущий ках-будто от военной
героической темы, облек композицию
центрального общественного здания
города в формы, не отвечающие ни
духу Советской Армии, чья мощь пре-
жде всего — мощь великого демо-
кратического народа, мощь советско-
го человека, Ни характеру Сталин-
‘града, являющегося не «крепостью»
в обычном смысле этого слова, а кре-
_постью народного героизма, кренпо-.
стью социалистической культуры и
социалистической индустрии. Интер-
претировать тему Дома Советов в
Сталинграде в формах, вызывающих
ассоциации с древними неприступны-
‘ми укреплениями, с суровыми, глухи-
MH толшами крепостных стен, — зна-
чит жертвовать живым содержанием
темы ‘ради неоправданного формаль-
ного эффекта.

Столь же неоправданной надо <чи-
тать и попытку механически воспро-
извести ‘в ансамбле советского горо-
да шаблонные триумфальные мотивы
из арсенала древнеримской архитек-
туры. В ряде проектов, фигурировав-
пих на конкурсах, мы видели перед
собою старательные вариации на темы
римских пантеонов, римских триум-
фальных арок и мемориальных ко-
лонн, вариации, в которых книжный

Спектакль © молодых офицерах
	Эм. МИНДЛИН
	В те дни, когда в фойе Центрально-
	го Дома Краслой Армин был вы-
ставлен для обозрения ’ белоснеж-
ный макет тогда еще только за-

проектированного нового здания“

Центрального театра Красной Армии,
— на маленькой и неудобной сцене
колонного зала, где в ожидании но-
вого здания играл этот театр, шли
«Господа офицеры» — инсценировка
знаменитого «Поединка» Куприна...

Ткаченкс
равлеву :
Веткины
равлев п
призвани
в Жизни.
в Педагс
ной ака
co вре
учиться
	О «Господах офицерах» не случай-.

но вспомнилось на премьере пьесы
А, Кузненова и Г. Штайна «Пфизва-
ние».

Кое-кто даже сожалел, что авторы
не назвали свою пьесу «Товарищи
офицеры», чтобы тем вернее навести
зрителя на мысль о том, как за годы
советской власти возвысилось, обла-
городилось и даже опоэтизировалось
само понятие офицерского звания.

академии и капитан Жу-
равлев,.. Герои разобра-
лись в своих путях-доро-
гах, и не кто другой, ках
капитан Журавлев, помог
им в этом. Журавлев —
коммунист, и его нерав-
нодушие к жизни выра-

жается также в оргази- ^
ческой потребности бла-
готворно влиять на дру-
	готворно влить на дру-
зей и товарищей.

У талантливого А. По-
пова, играющего роль
Журавлева, мало слов и
еще меньше поступков,
которыми можно бы об’-
яснить воздействие Жу-
равлева на окружающих.
И все же артист создает
образ человека с харак-
тером цельным и пеле-
	Олнако новая пьеса и без того вы-
	зывает в зрителе эти мысли, а назза-
ние ее вполне определяет ее тему.
		военной среде и, по крайней мере,
все мужские персонажи ее служат B
Советской Армия. Пьеса — «военная»,
	но это не сужает, но даже расширяет
ее тематический диапазон. как расши-
	художественный инсти-
тут, и нет сомнений, что
она еще встретится с
Журавлевым! Уезжает,
отбыв командировку, и
молодой инженер Лена
Ткаченко, обязанная Жу-
равлеву своим счастьем с
	Веткиным, которому Жу-
равлев помог определить
призвание выбрать путь
	Поадет учиться
	Сцена яз спектакля «Призвание» в Центральном
театре Красной Армии. Мария Иевлева — артист-
ка О. Малько и капитан Журавлев — артист
				товечество, но сталинская клятва по-

прежнему мобилизует нашу бдитель-
ность, нашу волю.
	«На страже мирах — олин из тех
	советских хроникальных фальмов, ко-
торые не только сообщают зрителю
подлинные факты. но также дают
широкое историческое обобщение, не-
опровержимо документированное кад-
рами хроники. Здесь хроника приобре-
ла об’емы и значение эпоса. Разроз-
ченные факты слились в одно идей-
ное и художественное целое.
	Благодаря этому фильм заставляет
	ть в сущность тех явлений, ко-
торые сегодня происходят в мире.
Образ Советской Армим, созданный в
фильме, — это образ великой красоты
и благородства. силы и чести. Нагляд-
но фильм говорит миллионам, что
Советская Армия — армия народа, по-
строившего социализм, что она ору-
жием своим служит святым целям
братства народов, что она была, есть
и будет главной силой, противостоя-
щей фашизму. грабятельским планам
мировой реакции, всем подлым дья-
вольсхим замыслам поджигателей
войны.
	Мы видим. что могутиество Совет-
	ской Армия выковано гением Сталина,
	скреплено неустанной работой боль-
шевистской паэзтии, что Советская
	цевистской партии, что Советская
Армия — плоть от плоти нашего на-
рода, что труд миллионов советских
людей — основа ее боевой мощи.

Так широко идейзое содержание
	Фильма. С неослабевающим вниманием
	следаань за экраном, зогда в стреми-
		этапы великого боевого пути, привед-
шего нашу армию в Берлин, к стенам
рейхстага. Мультипликационная кар-
та как бы ставит вехи на этом пути,
помогает понять связь и значение ко-
бытий. Вот уже нанесены десять ста-
зиноких ударов и слышен знакомый
голос Левитана, читающего историче-
ский приказ Верховного Главнокоман-
дующего: «Советская тосударствен-
ная граница, вероломно нарушенная
гитлеровскими полчищами ‘22 июня
1941 года, восстановлена на всем про-
тяжении от Черного до Баренцова
моря».

Идут короткие хроникальзые пла-
ны: встречают Советскую Армию ли-
кующие толпы — в Польше, в Румы-
neu, в Болгарии, в Югославии: в Вен-
грии, в Австрии. в Норвегии... Цветы,
об ятия, братские поцелуи, радость

дения, пламенное чувство бла-
годарности. Спасенные народы привет-
‘ствуют Советскую Армию-освободи-
тельницу. Диктор говорит: «В нашем
солдате они видели советского челс-
века, человека нового мира. выкоких
идвалов, благородной myn.

Фильм показывает Советскую Ар-
мию и в послевоенную пору, за боевой
учебой. Крепче, чем когда-либо, ee
кровная связь с народом. Боевые тра-
‘диции — святыня, которую бережет
‘каждый полк. Происходит постоянное

и неутомимое совершенствование зна-
ний. мастерства и техники, От гене-
рала до молодого бойца — все учат-
ся!

И снова возникает тема знамени, с
которого начался фильм. Это великое
знамя Ленина—Сталина, Оно осеняет
Советскую Армию, спокойно и твердо
стояшую на страже мира во всем ми-
	pe.
Строки Гимна появляются на экра-
не. Сияя. они плывут из темноты вме-
сте < музыкой:
Мы армию нашу растили
в сраженьях,
Захватчиков подлых с дороги
ее. сметем!
Мы в битвах ретаем судьбу
поколений,
Мы к славе Отчизну свою
повелем!

Фильм окончен.

Можно с уверенностью сказать, что
это новое произведение нашего доку-
ментального киноискусства будет
принято зрителем. что оно хоропю по-
служит пелям воспитания народа в
духе патриотизма, в духе беззаветно-
го служения великому делу Ленина—
Сталина.
	(‘оветско
		но-   в Педагогической воен-
шли   ной акалемии и Веткич,
	временем поедет
	учиться в Возлущной
	рен круг духовных илтересов  совет>.

ского офицера.

В том и интерес и значение этой
пьесы и этого спектакля, что герои
«Призвания» воспринимаются Kak
представители советской интеллиген-

Е К О ЕН Е Е РИ РЕНЕ
тером цельным и целе-
устремленным,. идущего
по жизненному пути с
той уверенностью, кото-
рая’ воздействует на

о КО we) ot
«Призвания» воспринимаются kak
ции, которые органически. сочетают
долг с призванием, страстное увлече-
ние военной профессией < преданно-
стью делу строительства коммуниз-
ма, героическую отвагу защитника
Родины < интеллектуальными запро-
сами человека передовых идей своего
времени, — офицерский мундир < пар-
тийным билетом!

Молодые герои пъесы А. Кузнецова
и Г. Штайна много, часто и с увлече-
нием рассуждают о том, что же такое
	счастье, а, стало быть, — и о призва-
	нии, долге, чести... Они очень серьез-
но относятся к жизни, и это главное,
чем они располагают к себе,

Их немного в пьесе, этлх молодых
героев, об’единенных общими интере-
сами и всем им свойственным серьез-
ным отношением к жизни, Но личные
судьбы их отличимы одна от другой.
Кто же они и что их свело всех вме-
сте летом 1945 года в Ташкенте?

Все началось с приезда в Ташкент в
Военное училище двадцатишестилет-
него гвардии капитана Журавлева, пе-
реведенного из авиации в пехоту. Он
оказывается в центре событий пьесы,
принимая живейщее участие во взаи-
моотношениях всех ее героев. Други
подчиненный Журавлева лейтенант
Веткин не считает себя вправе же-
ниться Ha любимой девушке, так как
она превзошла его в образовании. Вет-
кин не находит своей дороги в жизни,
пока ему не помогает в этом ‘ Жу-
равлев, В пьесе возникает конфликт
между: Журавлевым ‘и карьеристом
Нестрадаевым. Решающее столкнове-
ние мёжду ними происходит на уче-
нии в горах близ Ташкента на фоне
превосходного горного пейзажа, на-
писанного художником В. Богаткиным:
		Hectpanmaes He только не выполняет.
	приказа уУКуравлева, но из карьерист-
ских побуждений обманывает его, со-
общая. что приказ выполнен.
Нестрадаев разоблачен, предан офи-
перскому суду чести и переведен на
службу в крепость Кушку. Судя по
финалу пьесы, горький урок. пойдет
Нестрадаеву варок и со временем он,
очевидно, станет иным человеком.
По-разному складываются судьбы
героев пьесы. Геолог Волчков на-
ходит во время военных учений в
горах месторождения драгоценного
вольфрама, демобилизуется и в03-
вращается к своей профессии.
Марго, которую Журавлев как бы
вернул к жизни, рассталась < ролью
пюфера и едет учиться в Московский
«Призванче» А, Кузнецова и Г.
Штайна в Центральном театре Крас-
ной ‚Армии. .

ОМИ
						ME
	рая воздействует на театре Кр:
его спутников. и пере- ка 0. М
дается им. А. Попов.
	Что касается слов, то
ими не столько’ выражен
его душевный мир, схолько  дек-
ларирована его цель, призвание,
избранное им место в жизни. С
тех пор, как он понял, что враги «еще
не раз попытаются поднять над миром
пиратские знамена войны, разбоя и че-
ловеконенавистничества», он решил
для себя подписать договор на весь
срок будущих войн. В ныне сущест-
вующей обстановке он в состоянии
ошущать полноту жизни только в
профессии солдата. Он говорит о сво-
ем призвании, как об «опасном, труд-.
ном, но, чорт возьми, красивом и бла-
городном призвании офицера».

Чего же недостает его образу? Те-
невой краски? Уравновешиваюнщей
доли «отрицательных черт»? Вовсе,
нет, Скорее, внутреннего обоснования
достоинств! В его воздействии на
окружающих декларирована душев-
ная’ значительность, которая, однако,
не выражена, а лишь намечена в
этом образе. Он весь юоставлен из
заявок на нравственное превосхолст-
во над окружающими.

Казалось бы, большое, прекрас-
ное чувство любви должно быть в
природе этого образа. Но не порази-
тельно ли, что чувство это горазло
четче выражено У Нестрадаева! Из
всех влюбленных! в пьесе Нестрада-
ев, несмотря на всю непривлекатель-

ность его облик), — единственный,
в. любовь которой” веришь; несмотря
на то; что свои он выражает

тлупо, грубо, а Парой и оскорбитель-
HO, влечения Нестрадаева к
Марго в изображении артиста В. Со-
мова закономерно сочетается © «иг-
роцким», по выражению одного из
героев, отношением Нестрадаева к
жизни вообще. Зато у всех осталь-
ных—какое мелководье любви, ка-
кая  невыразительность чувств, и
как беден словарь любви!

Геолог Волчков вначале мечтает о
«покойной работе по специальности,
уютной квартире; милой жене». Но
уже в следующей картине мы видим
его самозабвенным энтузиастом гео-
логии и рыцарски действующим че-
ловеком чести, В yorax артиста М.
Майорова, с живым юмором играю-
шего эту роль, мещанский тост Вол-
чкова прозвучал как бы вне образа;
артист не настаивает на «философии»
Волчкова, который в конце концов
остается в памяти зрителей, как че-
ловек штатский по роду занятий, но
воинственно действенный в жизни.

Майор Завьялов в исполнении Н.
Неронова, пожалуй, самый закончен-
	ментального искусства. Так был соз-
дан первый великий памятник осво-
бождения народа от ига врага: собор
Василия Блаженного, воздвигнутый
в память окончательной победы над
татарами, — храм-памятних, в ликую-
щих формах которого народ выразил
свою радость и торжество, триумф
освобождения и торжество государ-
ственной мощи отныне единой Руси.
Пояти через Три столетия другая ис-
торическая победа русского народа и
русского оружия дала жизнь триум-
фальному архитектурному ансамблю:
здание Главного штаба в Петербурге
с мощной двойной аркой победы в
центре охватило громадным полукру-
жием Дворповую площадь. Русская
архитектура создала и отдельные мо-
нументы в честь армни и ее полко-
водцев: таковы Румянцевский обе-
лиск, Александровская колонна, арка
на Нарвской плошади в Лелинграде,
колонна в честь Полтавской битвы в
Полтаве. ~ =

Bee эти произведения — клас-
сические образцы русского  мону-
ментального искусства. Высокая про-
стота и ясность композиции—обяза-
тельный спутник подлинной монумен-
тальности —— отличают эти триум-
фальные сооружения и скульптурные
памятники. Всечеловеческие начала
глубоко связаны здесь с началами на-
циональными. Русское искусство вИ-
когда не создавало и не могло соз-
дать такой претенциозной безвкуси-
цы, как «Аллея победы» в Берлине с
&е аляповатой выставкой безжизнен-
ных изваяний, или как пресловутый
«Монумент» в Риме с его кричащей
бессмыклицей целого и деталей.
‚’Характерными` чертами триумфаль-
ных сооружений русской классики яв-
ляются предельная четкость образа и
неразрывная связь сооружения < ан-
самблем города. Василий Блаженный
возвышается своими девятью баитвя-
ми над главной московской площа-
дью, составляя органическую часть
народного форума Москвы иее Кре-
мля. Казанский собор Воронихина‘0б-
рамляет триумфальной колоннадой
пространство, сливающееся с Невским
проспектом. Здание Главного штаба
с его мощной аркой настолько прочно
вписано в очертания Дворцовой пло-
щади, что придает последней триум-
фальный характер, превращая ее в
подлинную площадь победы.

Эти традиции русской классики
следует сохранить и развить. присту-
пая к громадной творческой работе—
выражению героики Великой Отече-
ственной войны в произведениях со-
ветской архитектуры. Советские ар-
хитекторы уже работают нал этой те-
мой, Еше в годы войны был проведен
	ный образ в спектакле. В небольшой
сцене Завьялова < его заветными
тетрадями, с его словами о том, что
у «каждого есть свое небо. в кото-
рое тянет», ‹ Н. Неронов одухство-
рил образ Завьялова, как бы pac-
крыл его второй план.

Основное ‘движение в пьесе оп-
ределяется, конечно. сложными
взаимоотношениями Журавлева —
Марго—Нестрадаева. К этим отноше-
ниям авторы и постановщик подво-
дят нас постепенно. по началу задер-
живая наше внимание отношениями
лейтенанта Веткина-и его невесты
инженера Лены Ткаченко. Отноше-
ния этой пары осложнены сомнения-
ми Веткина в его праве жениться на
Лене. И эти сомнения и то’ участие,
которое принимает в разрешении их
капитан Журавлев, способствуют по-
следовательному развитию’ темы’ при-
звания человека.

Артист А. Петров заставляет нас
поверить в Чувство ответственностя
Ветюина перед народом и перед лю-
бимой, Но за общим выражением
этого чувства душевный мир Веткина,
как и Журавлева, остается сокрытым.

Положение Лены Ткаченко отлично

‘от Положения прочих тем, что она
уже нашла и свое призвание, и свою
‘дорогу и в этом омысле преуспела
больше пругих. Так не поэтому ли
‚авторы. избавили ве OT каких-либо
	выражений душевной жизни? Прав-
	да, ей дано в отместку за сомнения
Веткина традиционно разыграть ©вб-
его жениха, притворяясь на короткий
срок равнодушной к нему. У М; Па-
стуховой этот розыпрынг изящен и
мил. Но как бецна и как непоэтична
любовь этой пары, стольхо говорящей
о своей любви друг к другу! Не
могут, не должны так бедно и так
скучно говорить о своей любви лю:
ди, которые с таким поэтичным чув-

ней, так счастливо сочетают долги
призвание, так честны с собой и так
устремлены к высоким целям! Именно
этими чертами героев, как бы ни
были несоверщенню выражены в них
5ти черты. интересно представление
пьесы «Призвание» на сцене Цент-
рального театра Красной Армии.

Работа постановитика В. Канцеля
и режиссера А. Харламовой умна,
тщательна, продуманна, спектакль
смотрится с нарастающим вниманием,
	ряд конкурсов на проекты монумен-
тов героям войны. В течение двух
последних лет сооружены мемориаль-
ные ансамбли на местах боев и над
могилами советоких воинов. Таковы
памятники, воздвигнутые в окрестно-
стях Ленинграда, обелиск и надгроб-
ный ансамбль в Калининграде, боль-
нюй. мемориальный ансамбль над мо-
гилами советских воинов в Берлине и.
ряд других. В сотрудничестве с архи-
текторами выполнены скульптурные
памятники советским полководцам—
генералам Ватутину в Киеве, Черня-
ховскому в Вильнюсе, Ефремову в
Вязьме.

Замечательным OTSBYKOM подвигов
Советокой Армии во второй мировой
войне являются многочисленные мо-
нументы в честь советских воинов,
сооружаемые за пределами нашей
страны. Народы, освобожденные Со-
ветской Армией от немецкого ига,
воздвигают. триумфальные сооруже-
ния, прославляющие Армию-освободи-
тельнищу, ставят памятники на моги-
ах советских воинов, монументы Ha
полях героических сражений, Такие
памятники уже воздвигнуты во мно-
гих городах Чехословакии и Поль-
ши, Югославии и Болгарии, Венгрии,
Румынии. :

Героика Великой Отечественной
войны нашла глубокое отражение в
творчестве советских архитекторов.
Однако главная работа еще впере-
ди. Ола овязана, хак и все большие
замыслы советской архитектуры, пре-
жде всего с  градостроительством,
Победа, олержанная советским наро-
дом и ето армией — исторический
фактор, не имеющий аналогии ни В
оцной эпохе прошлого. Достойно за-
печатлеть эту победу в образах мону-
ментального искусства можно толь-
ко об’елиненными силами архитекту-
ры и скульстуры. Причем архитек-
тура, не довольствуясь созданием от-
дельных монументов — памятников,
мемориальных знаков, триумфальных
и надгробных сооружений, — должна
перенести тему Советской ‘Армии и
ее триумфа в композицию целых ан-
самблей города — его площадей,
парков, магистралей.

Эта громадная ‘задача имеет особое
значение для восстанавливаемых го-
родов, гле по новым  тенеральным
планам создаются новые центральные
площади, системы плошалей, новые
парки и сады, новые проспекты и ма-
гистрали. Нристального внимания за-
служивает почин Ленинграда, разбив-
шего на одном из окраинных пустны-
рей новый «Парк победы» и заду-
мавлнего организовать целый ряд та-
ких парков в разных пунктах города.
Какой благодарнейший материал дяя
	оАчий—
	стью мощного архитектурного мас”
сиза, представляет собою значитель-
ное произведение советского мону-
ментального зодчества. Haxonen, ¢
жизнью Советской Армии непосред-
ственно связаны различные общест-
венные здания — стадионы и спор-
тивные базы, школы и госпитали,
	клубы и детские сады. Жилые посел.
	ки и городки, занимающие в новом
жилищном ‘строительстве Советской
Армии место прежних казарм, уже ус-
пели сформировать целый ряд очень
своеобразных высококачественных ар-
хитектурных комплексов вроде недав-
но построенного поселка на станции
Железнолорожная близ Москвы.
Слово «казарма» в его старом значе-
нии и старой интонации — явный
анахронизм перед лицом этого пре-
красно фраспланиоованного, озеле-
ненного, архитектуоно выразительно-
го ансамбля одно-и двухэтажных жи-
ЛЫХ ДОМОВ,

Советская Армия — ще только
крупнейший «заказчик» архитектуры,
но и мошный вдохновитель и органи-
затор творчества советских зодчих.
В армейских проектных и строитель-
ных организациях с увлечением рабо-
тают талантливые мастера старшего
ий молодого поколений нашей ‘архи-
тектуры, и уже можно насчитать не
один десяток одаренных ‘архитекто-

ров, неликом посвятивших себя стро:
	ительству общественных И жилых
зланий для Созетской Армии.
	ВБсемирно-историческая. победа, ©
таким беспримерным героизмом и <
таким непревзойденным воинским ис-
кусетвом одержанная армией’ совет-
схого народа в Великой Отечествен-
ной войне, выдияула перед архитек-
турой новые темы, полные глубокого
вдохновляющего солержания. Beep
народ ставит перед архитектурой за-
дачу — запечатлеть средствами мону-
ментального зодчества подвиги и три-
умф Советской Армии, спасшей Ро-
дину и все человечество.

Классическая архитектура знает
множество художественных средств
и жанров, служивших делу увекове-
чения и прославления воинской до-
блести. Замечательные образцы этого
монументального ‘героического жанра
созданы русской архитектурой, Be-
ликие события русской истории и
прежде всего вободительные вой-
ны, которые ‘народ. вел в разные эпо-
хи против своих врагов, — интервен-
тов и.поработителей, — неизменно за-
печатлевались в произведениях мону-

Отражение эзоинской героики в три-
умфальном монументе, общественном
здания илн ансамбле зданий — одна
из вечных тем архитектуры. На яоо-
тяжении тысячелетий искусство зод-
чества постоянно ставило перед собой
задачу: запечатлеть в прочном мате-
риале героические события и образы
героев, передать грядущим поколе-
ниям память о полвитах и победах, о
великих полководцах и воинах.

Эта везная тема архитектуры при-
обретает новый смысл и новые внут-
ренние масштабы в нашей стране, со-
здавшей армию нового, высшего типа.
Еще задолго до Великой Отечест-
венной войны, завершившейся
бессмертным триумфом Советской Ар-
мии и её гениального вожля, совет:
ская архитектура пыталась перелать
языком камня и бетона всемирно-
всторическую особенность советских
Вооруженных Сил — их всезародный
характер и великое освободительное
призвание. Никогда и нигде армия не
была в такой мере выразительницей
лучших качеств своего народа, ках.
Советская Армия > носительника са-
мых переловых илей своего времени,
мощный фактор’ социального и. куль-
турного прогресса.

Эти черты Советской Армии — ee
всенародность, ее высокое прелназна»
чение — ярко преломились в тех до-
военных произведениях архитектуры,
которые сбязаны своим возникновени-
ем нашей армии. Среди зданий гра-
жданского характера; обслуживающих
армейские нужды, архитектура капи-
талистических стран знает собственно
только два рода помещений: Фолдат-
ские казармы и офицерские собра-
ния. Впрочем, последние вовсе не’
сформировались в какой-либо особый
архитектурный тип, что же касается
казарм, то самое это: слово ‘стало си
нонямом архитектурной безликости,
уныния, «казеншины». °Казарменная
постройка — говорят и по сей день о
любом образчике архитектурной ce-
рости,

Советская Армия создала новые
типы общественных зданий, отражаю-
щих Широчайший диапазон культур-
ной жизни и деятельности своих сол-
дат и офицеров. Крупнейшее из те-
атральных зданий, сооруженчых во
всем мире за последние десятилетия,
— Центральный театр Красной Ар-
мии в Москве. В ряде городов по-
строены Дома Советской Армии —
очаги общественной жизни и куль-
		ских воинов. Минский дом Советской
Армии — один из лучших образцов
этого нового типа обитественного
здания. Столь же новым архитектур-
ным типом являются болыние KOM-
плексы военных домов отдыха и са-
наториев, вроде известнейшего Со-
чинского. санатория им. ` Вороши-
лова, этого характерного произведе-
ния советского курортного строи-
тельства. Важнейшую роль в совет-
ской военной культуре играют мно-
гочиеленные учебные заведения paa-
ного рода — от академий до суво

ских училин. Громадное здание Ака-
демии им. Фрунзе и Москве, отли-
чающееся выразительной монолигно-
			Памятник советским военным мо-
рякам в Вене (Австрия).
Фото Б. Шейнина, (ТАСС).