ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ By

СОВЕТСКОЕИСКУССТВ
		№ 9 (1097), Год издания ХХ
	’° Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР
	с развитием крупной промышленности,
пролетариат же есть ее собственный
продукт». Авторы «Манифеста» уви-
дели в пролетариате основную движу-
щую общественную силу, призванную
раз и навсегда покончить со всякой
	эксплоатациеи человека человеком.
Пролетариат по своему  положе-
нию является самым угнетенным и
самым прогрессивным классом. Он не
может выпрямиться, не может освобо-
	диться, не уничтожая всех форм угне-
	тения и экоплоатации. В «Манифе-
сте» провозглашена великая освобо-
дительная миссия пролетариата, твор-
ца нового, бесклассового общества.
Доказательство неизбежности соци-
	алистической революции и идея дик-
	татуры пролетариата проходит крас-
ной нитью через весь «Манифест».

«Главное в учении Маркса, — гово-
рил Ленин, — это — выяснение все-
мирно-исторической роли пролетариа-
та, как созидателя социалистического
общества».

Маркс и Энгельс призывали проле-
тариат стать на путь жестоких клзс-
совых битв, тягчайших жертв и испы-
таний, путь насильственной револю:
цин, которая одна только. может выра
вать у буржуазии  тосударственну’.
	‘цествовавиие экоплоататорские клас-
сы, не уходит со сцены без борьбы.
Завоевание. пролетариатом  полити-
ческой власти является непременным
условием полной победы коммунизма.
	В <Манифесте» говорится, TO 1B
борьбе против буржуазного строя ком-
мунистическая партия является руко-
водящей и организующей силой, вож-
дем и организатором пролетарского
движения масс. Коммунисты не имеют
никаких других интересов, кроме ин-
тересов всего пролетариата в целом.
На практике они являются самой ре-
шительной частью рабочего класса,
‹.а в теоретическом отношении у них
перед остальной массой пролетариата
преимущество в понимании условий,
хода и общих результатов пролетар-
ского движения». Ближайшая цель
пролетариата, а следовательно, и ком-
мунистов, — ниспровержение господ-
ства буржуазии, завоевание политиче-
ской власти. Построение бесклассово-
го коммунистического общества, в
котором «...свободное развитие каждо-
го является условием свободного раз-
	вития всех», — конечная цель проле-
тарского движения, возглавляемого
коммунистами.

Уничтожающей саркастической
	критикой отвечали авторы «Манифе-
ста» на бесконечные потоки клеветы
против коммунистов и коммунизма.
Совтеменные нам идеологи англо-аме-
риканского империализма весьма не
оригинальны в своих бешеных напад-
ках на коммунизм.

Истошные вопли врагов коммунизма
	об уничтожении личной и частной
собственности, «основы прогресса»,
разоблачены еше в «Манифесте
	Коммунистической партии».

Самую решительную  отповель да-
ют Маркс и Энгельс крикливым апо-
логетам капитализма, маскируюцимся
в «социалистические» мантии. В этих
«мелкотравчатых реформаторах са-
мых разнообразных видов» мы нахо-
дим прототипов современных правых
социалистов, лакеев и приспешников
империализма, стремяншихся поддер-
жать прогнившее здание капитализма
и обвиняющих коммунистов в «тай-
ных заговорах», в «бесчисленных
происках».
	«Коммунисты считают презренным
делом скрывать свои взгляды и наме-
рения.. Пусть господствующие клас-
сы содрогаются перед Коммунистиче-
ской Революцией»,‚—отвечали авторы
«Манифеста».

Основные принципы исторического
материализма, изложенные в «Мани-
фесте Коммунистической партии», бы-
ли в дальнейшем развиты Марксом и
	Суббота, 28 февраля 1948 года
	ее

Я MAVKCUS
	Энгельсом в их более поздних мону-
ментальных произведениях и их гени-
альными продолжателями — Лениным
и Сталиным — в стройную теорию,
ставшую не только средством позна-
ния мира, но и орудием революцион-
ного преобразования общества.

Эта теория, отражающая все сторо-
ны действительного исторического
процесса, вскрывает общие законы
как материального, так и духовного
	производства и является краеуголь-
ным камнем марксистско-ленинской
теорий искусства.
	Главную, определяющую роль в ис-
торическом процессе играет матери-
альное производство, духовное HM
определяется и в диалектическом
взаимодействии обратно влияет ча ма-
териальное.

«..В каждую историческую эпоху
преобладающий способ экономическо-
го производства и обмена и необходи-
мо обуславливаемое им строение об-
щества образуют основание, на кото-
ром зиждется политическая история
этой эпохи и история ее интеллекту-
ального развития, основание, исходя
из которого она только и может быть
	об`яснена...». (Это основное положе-.
	Чие _ ислорического материализма
сформулировано в предисловии к
«Манифесту»).

Следовательно, если материальное
производство, производство  жизнен-
ных средств, построено на эксплоата-
ции одного класса другим, то и духов-
ное производство, производство идей,
принимает классовый характер и яв-
ляется орудием классовой борьбы.
Маркс и Энгельс подчеркивают клас-
совый характер идеологии в антагони-
стических обществах: «Господствую-
шими идеями любого времени были
всегда лишь идеи господетвующего
класса». В классовом обществе ис-
кусство, наряду с прочими формами
сознания, не может не выражать. инте-
ресов господствующего класса, сле-
довательно, не может не быть ору-
дием угнетения.

Маркс и Энгельс воздают должное
той революционной роли, которую
буржуазия в прошлом сыграла в ма-
териальном производстве и в мире
идей. Она создала, пишут они в
«Манифесте»,. за сравнительно ко-
роткий промежуток своего классового
гобподства «...более многочисленные и
более грандиозные производительные
силы, чем все предшествовавшие по-
коления, вместе взятые», она <...впер-
вые показала, чего может достигнуть
человеческая деятельность». Но все
роды деятельности она превратила в
средство эксплоатации: «Врача, юри-
ста, священника, поэта, человека нау-
ки она превратила в своих платных
наемных работников». В буржуазном
обществе люди науки и искусства
производят в первую очередь капитал,
производят такие идеи, взгляды и по-
HATHA, которые служат средством по-
лучения прибыли, средством экеплоа-
тации одной части общества другой.
Но процесс разложения буржуазного
материального производства приводит
к разложению и вырождению ` духов-
ного производства. «...Рука об руку с
разложением старых условий жизни
идет и разложение старых идей», —
замечают авторы «Манифеста». Со-
временное буржуазное искусство, раз-
ложившееся и выродившееся, служит
наглядным подтверждением этого те-
зиса исторического материализма,
	Однако уместно здесь отметить, что
процессе разложения в области идей,
как и процесс разложения буржуаз-
‘ного способа производства, не означа-
ет только вырождения: он сопровож-
дается выделением идей, «революцио-
низирующих все общество», что сви-
детельствует об образовании внутри
старого общества материальных эле-
ментов нового прогрессивного строя.
Поэтому часть господствующего клас-
са . примыкает к  революционному
классу, которому принадлежит буду-

па призыв партии   /5есс
Ответить делом

ров Азербайджана, посвященном об-
суждению постановления ЦК ВКП(б),
совершенно отсутствовала какая бы
то ни было критика. и. самокритика.

Немало ошибок допустила. Таш-
кентская государственная консерва-
тория в подготовке музыкальных ка-
дров. Коллектив консерватории отор-
ван от народа. Здесь не было про-
_ведево никакой работы по вовлечению
‘в музыкальный вуз узбекской нацио-
нальной молодежи. Достаточно ска-
зать, что в’ симфоническом оркестре
республики нет артистов-узбеков, в
‘республике нет ни одного узбека пиа-
ниста, скрипача. И вот на расширен-
ном совещании Художественного со-
вета консерватории заместитель ди-
ректора консерватории т. Котлярев-
‚ский подробнейшим образом разобрал
‚антинародные тенденции в творчестве
Шостаковича и Прокофьева, сделал
‘несколько беглых замечаний о твор-
Честве композиторов М; Ашрафи;
Г. Мушеля и’ А. Козловского и в за-
		ключение сказал: «У нас в консерва-
тории много недочетов, но я не буду
останавливать Ha них ваше  внима-
wwe — вы их знаете».

При общей высокой ‘активности
участников собраний и правильном
понимании ими огромного политиче-
ского значения постановления ЦК
ВКП(б) не обошлось и без ошибоч-
ных и даже аполитичных выступле-
ний.

Так, В. Шебалин, деятельность и

творчество которого были подверг-
нуты справедливой критике в поста-
новлении ЦПК ВКП(б), не только не
признал своих формалистических оши-
бок, как композитор, но и не осознал
своей тяжелой вины, как директор
Московской государственной консер-
ватории, где он насаждал вредные,
формалистические, антинародные Me-
толы обучения и воспитания совет-
ской музыкальной молодежи. Анало-
гичную позицию занял и композитоо
Г. Попов, уклонившийся от самокри-
‘тической оценки своего формалисти-
‘ческого творчества.
Некоторая Часть композитоюов и
 ‘музыковедов свой выступления посвя-
  Wala мелким частным вопросам или
же пыталась свести личные счеты со
‘своими старыми «противниками». Не-
чего и говорить, что эти и подобные
им попытки оградить себя. только
снижают политический и творческий
уровень обсуждения постановления
ЦК ВКП(6) и создают нездоровую об-
становку в среде композиторов.

Настоящая творческая дискуссия,
по существу, только начинается. В
ходе ее предстоит поставить и ре-
шить немало серьезных вопросов
дальнейшего развития советской му-
зыкальной культуры. Надо прямо
сказать, что на прошедших собрани-
ях и совещаниях, хотя они были
многолюдны и продолжительны, He
были еще по-настоящему рассмотре-
ны задачи действенной борьбы за ут-
верждение в музыке принципов соци-
алистического реализма, не были на
достаточно высоком идейно - эстети-
ческом ‘уровне освешены проблемы
жанра, народности, освоения класси-
ки, политического и творческого вос-
питания ‘композиторской молодежи,
исторического и теоретического
музыкознания, музыкальной критики,
вопросы борьбы < формализмом и на-
турализмом во всех их проявлениях,
критической оценки творчества. круп-
нейшгих советских композиторов, му-
зыки национальных реснублик и т. д.
ит. в,

Углубленная разработка и развитие
всех положений, формулированных в
постановлении ИК ВКП(б), требует
гораздо более серьезного и вдумчи-
вого отношения к своим выступлени-
ям перед творческими коллективами,
нежели это показали многие компози-
торы и музыковеды, огпраничившиеся
весьма поверхностными высказыва-
ниями по часткым вопросам.

Необходимо понять, что постанов-
ление ИК ВКП(б) об опере «Великая
дружба» относится не только к тем
композиторам, которые в нем упомя-
‘нуты. Оно затрагивает решительно
всех советских композиторов и музы-
коведов. к каким бы творческим ча-
празлениям они ни относились. Каж-
дый из них, твердо помня о своем
священном долге перед Родиной, пе-
ред партией, обязан принять самое
горячее участие в решении всех воп-
росов, связанных с судьбами совет-
  ской музыкальной культуры.
Быстрейшее преодоление формали-
стических ошибок в творчестве того
или иного советского композитора

находится в прямой связи с реши-

тельной перестройкой всей работы в
творческих союзах, с создакием в них
подлинно творческой, товарищески
требовательной атмосферы, внесения
  в музыкальную среду нелицеприятной
большевистской критики и самокри-
тики. Там, где нет критики и само-
критики, где нет творческого обмена
опытом, гле нет общественного ков-
троля за деятельностью  композито-
ров, неизбежно рождается искусство
холодное, чуждое духу советских

людей, ибо оно возникает в отрыве
от народа, без знания и учета его
истинных потребностей. Печалькое
	наследство такой OTOPBaHHOCTH OT
народа, оставленное прежним  руко-
водетвом Оргкомитета Союза совет-
	Уже более двух недель по всей
стране проходит широкое обсуждение
постановления ЦК ВКП(б) «Об опере
«Великая дружба» В. Мурадели». На-
ряду с творческими союзами компо-
зиторов, музыкальными коллективами,
учащимися и преподавателями кон-
серваторий и другими деятелями му-
зыкального фронта, к которым непо-
средственно обращено постановление,
самое активное участие в обсужде-
нни принимают работники театров,
кино, литературы, изобразительных
искусств, архитектуры, а также ин-
_женеры, врачи, челагоги, рабочие,
‚ колхозники. Каждый трудящийся на-
шей страны видит в этом историче-
ском документе не только глубокий и
всесторонний анализ состояния совре-
менной советской музыки и конкрет-
ные меры устранения ее недостатков,
но и ясные пути дальнейшего разви-
тия всего советского искусства #
культуры. $

Среди части советской интеллиген-
цин еше не изжиты пережитки бур-
рхуазной идеологии, питаемые влия-
аием современной упадочной западно-
европейской и американской культу-
ры. Формалистическое направление в
советской музыке — наиболее яркое
подтверждение этого влияния. Забве-
ние интересов народа, пренебрежитель-
ное отношение к лучшим традициям
русской и западной классики, погоня
за ложно понятым новаторством при-
зели многих советских композитороз
и музыковедов в тупик формалисти-
ческого, антидемократического искус-
ства, чуждого советскому народу
и его художественным вкусам.

Многочисленные собрания работни-.
ков искусств, проведенные почти во

сех городах страны, показали, с ка-
ким огромным воодушевлением было.
встречено постановление ЦК ВКП(б),
с какой высокой активностью оно ©б-
суждалось.

Трудящиеся горячо одобряют реше-
ние партии об опере «Великая друж-
ба», сурово осуждают антинаротные
произведения композиторов - форма-
листов и помогают творческим <ою-
зам и учреждениям искусств феши-
тельно перестроить свою работ) в
интересах под’ема советской м, зы-
хальной культуры и создания глыко-
кокачественных произведений,  до-
стойных советского народа.

На-длнях закончились многодневные
собракия в Союзе советских компо-
зиторов СССР, в Большом театре
СССР, в Московской государствен-
ной консерватории, в Комитете по
делам искусств при Совете Мини-
‘стров СССР и в других творческих
оргакизациях и учреждениях искусств
Москвы, Ленинграда, Киева, Минска,
Тбилиси, Еревана, Баку, Ташкента,
Риги; Вильнюсали то д: Подавляющее
большинство выступлений компози-
торов, музыковедов, испольителей,
учащихся и преподавателей показало,
что постановление ЦК ВКП\б) пра-
вильно понято широкой музыкальной
общественностью и глубоко осознано
пагубное влияние на советскую музы-
ку формализма, носителями и наибо-
лее яркими выразителями которого
были такие композиторы, как Д. Шо-
стакович, С. Прокофьев, А. Хачату-
ps, В. Шебалин, Г. Попов, Н. Мяс-
ковский и другие.

Критикуя творчество оименован-
ных в постановлении НК ВКП(б)
композиторов, участники собраний на-
зывали и другие имена формалистов,
приводили новые факты формалисти-
ческих извращений в советской му-
зыке и вскрывали причины их появ-
ления. <

Отмечалось наличие фозмалистиче-
ских тенденций и отрыв от нацио-
нальной почвы у молодых азербай-
джанских композиторов К. Караеза и
Д. Гаджиева, увлечение технически-
ми приемами  западноевропейского
формалистического искусства компо-
зиторов И. Болдырева и М. Мее-
ровича, создание музыкальных про-
изведений на сугубо эстетские темы
зарубежной поэзии композиторами
И. Белорусцем, А. Локзииным, Н. Пей-
ко, погоня за ложным «новаторством»
уральских композиторов О. Эйгеса,
Б. Гибалина, В. Трамбицкого, форма-
листические извращения в творчестве
композиторов Украины Л. Ревуц-
кого. Б. Лятошинского, А. Солтиса,
у композитора Туркмении М. Осо-
кина, у ‘удмуртского композитора
Н. Греховодова, у бурят-монгольских
композиторов Б. Ямпилова и Д. Аю-
шеева, y белорусских  композито-
‘ров П. Полковырова и Н. Ала-
‘лова, ‘у эстонского композитора
И. Блейве, у армянских композито-
ров А. Степаняна и А. Тер-Гевендяка,
у грузинских композиторов Г. Ки-
ладзе и Д. Торадзе и др. -

Творчество каждого из этих KOM-
озиторов < требует внимательного
пумчивого анализа. Музыкальная
‘бщественность дюлжна помочь Им
эсознать свои творческие ошибки и
изжить их в дальнейшей деятельно-
сти.
	Резкой критике была подвергнута
также деятельность критиков и Му-
зыковедов — апологетов формализма
С. Шлифштейна, Д. Житомирско-
ro, vl, Мазеля, И. Мартынова, И. Бэл-
за, Т. Цытович, А. Оголевца и дру-
гих. oo

Однако He везде серьезно отнес-
лись к обсуждению постановлевия
ЦК ВКП.:б). :

На Украине, например, ‘Комитету
по делам искусств при Совете Мини-
стров УССР понадобилось 10 дней со
дня опубликования постановления,
чтобы ‘собраться и обсудить его.
это не случайно, ибо Комитег само-
устранился от руководства музы-
кой. Музыкальное же управление, на
которое возложена вся ответствен-
кость за этот участок работы, почти
безлействует. Начальник Музыкаль-
ного управления, он же заместитель
прежселателя Комитета, т. Козиц-
кий, будучи, перегруженным ` препо-
давательской работой в консервато-
рии и работой в различных KOMHC-
сиях, музыкальным управлением ру-
ководит «на ходу».

На расшипенном” заседаний Оргко-
wateta Союза советских композито-
	Советская общественность измроко
отмечает столетие со дня выхода в
свет «Манифеста Коммунистической
партии», величайшего программного
документа революционного марксизма.
С полным правом мы можем повторить
слова Ленина о том, что’ это произве-
дение «...до сих пор верно во всем ос-
новНом, живо и злободневно, как буд-
то бы оно писалось вчера...». Идеи
«Манифеста Коммунистической пар-
тии»; опередившие века и ускорившие
ход мировой истории, продолжают
вдохновлять нас в нашей борьбе за
полное торжество коммунизма.

el

«Манифест Коммунистической
партии» был написан Марксом и Эн-
гельсом в декабре 1847 г. — январе
1848 г., накануне буржуазно-демокра-
тических революций 1848 г. во Фран-
ции и Германии. В этом бурном 1848 г.
на арену широкой политической борь-
‘бы вышел новый класс, ‘порожденный
развитием крупной промышленности, —
пролетариат. В этот период развитие
капитализма шло по восходящей ли-
нии. вместе-с тем развивались: и 065-
‘стрялись присущие капитализму про-
тиворечия. Промышленные кризисы
уже тогда ‘периодически потрясали
капиталистическое общество. Увели-
чивались бедствия и нищета рабочего
класса, истинного созидателя всех бо-
гатств мира. Стихийный протест ни
возмущение поднимали рабочий класс
на борьбу против несправедливого
строя, при котором «..кто трудится,
ничего не приобретает, а тот, кто пра-
обретает, не трудится». Но пролета-
риату недоставало сознания своей ис-
торической роли, научного понимания
форм и методов борьбы за свое осво-
бождение. Практическая борьба не
была слита воедино с теоретической
мыслью. а рабочее движение без тео-
рии, без социализма, это, — по опре-
делению товарища Сталина,—<...тред-
юнионистское блужлание которое
когда-нибудь, разумеется, приведет к
социальной революции, но ценой дол-
гих страданий и мучений».

Пролетариат сам не в состоянии вы-
работать социалистического учения,
потому что в условиях наемного раб-
ства он лишен возможности овладе-
вать знаниями своего века, не говоря
уже о возможности двигать это зна-
ние вперед.

Не могли его вооружить научно
обоснованной и практически жизнен-
ной теорией социального переустрой-
ства и мыслители-одиночки, ученые-
просветители, не связанные с народ-
ными массами и стоявшие в стороне
от рабочего движения. Социалисты-
утописты, сочувственно относившиеся
к трудящимся массам, отличались пе-
пониманием законов общественного
развития и действительных условий
‘освобождения рабочего класса. В ра-
бочем клабое они’не видели общест-
венной силы, способной уничтожить
эксплоатацию человека человеком.

Практика революционной борьбы
рабочего класса требовала создания
новой теории, новой научно обоснован-
ной программы организованных дейст-
вий рабочего класса.

Дать подобную программу могли
только люди, вооруженные всесторон-
ним научным знанием и неразрывно
связанные с революционным рабочам
движением.

Именно такими теоретиками и жи-
выми вождями живого пролетарского
движения явились Маркс и Энгельс.
В результате их разносторонней поли-
тической деятельности была ‘создана
первая в истории международная про-
летарская организация — «Союз’ком-
мунистов». На втором конгрессе «Со-
юза коммунистов» в Лондоне (ноябрь
— декабрь 1847 г.), когда возник во-
прос о его программе, Маркс и Эн-
гельс в горячих дебатах сумели от-
стоять выдвинутые ими теоретические
принципы новой программы. По пору-
чению конгресса, Марке и Энгельс
составили программу и опубликовали
ее под названием «Манифест Комму-
нистической партии». В революцион-
ных событиях 1848 г. эта гениальная
программа выдержала свою первую
историческую проверку и <.. духом ее
живет и движется до сих пор весь
организованный и борюжщийся пролета-
риат цивилизованного мира» (Ленин).

Великое историческое значение
«Манифеста» заключается в том, что
он вооружил рабочий классе знанием
законов общественного ‘развития и
указал пути и средства революционно-
го переустройства общества.

ъ ea]
№
«Манифест Коммунистической паз-
тии» — подлинная сокровищница че-

ловеческой мысли. В «Манифесте»
впервые дается систематическое изло-
жение основных идей научного ком-
мунизма. Гениальность Маркса и, Эн-
гельса состоит именно в том, что они
дали ответы на коренные вопросы, вы-
двинутые всей практикой классовой
борьбы пролетариата и развитием пе-
редовой научной мысли.
Всесторонние научные Знания и ре-
волюционная практика образуют фун-
дамент, на котором даны в «Манифе-
сте» отправные илеи революционной
теории научного коммунизма. Появле-
ние этого нового учения произвело
переворот в философии, политэконо-
мии и истории. Социализм из утопии
  был превращен в науку, которая ста-
‚  ла острейшим оружием пролетариата
13 борьбе против буржуазии. «Мани-

`

шее. Так возник марк:
сизм-лезинизм,  Усвоив-
ший и критически пере-
работавший все, что бы-
ло ценного в более чем
двухтысячелетнем раззи-
тии человеческой куль-
туры. Марксизм-лени-
низм, отнюдь не отбро=
сивший ценных достиже-
ний буржуазной научной
мысли, представляет вер-
шену мировой науки &
имеет великое всемирно-
историческое значение
как идеология резолю-
ционного пролетариата,
который завоевывает
свое прекрасное будущее,
«Коммунистическая ре-
волюция, — провозгласи-
ли великие авторы «Ма-
нифеста», — есть самый
решительный разрыв ©
унаследованными ст
прошлого  отношениямя
собственности; неудиви-
тельно, что в ходе своего
развития она самым ре-
гительным образом по-
рывает < идеями, унасле-
довачными от прошло-
ro».

В этих строках ‹одер=
жится смертный приго-
вор буржуазной культу=
ре. Диктатура пролета-
риата означает начало
подлинной — культурчой
революции, начало борь-
бы за прогресс и процве-
тание науки и искусства,
постепенное превращение трудящих-
ся масс в сознательных строителей
коммучистического общества, на зна-
мени которого начертано: от каждого
по его способностям, каждому по ега
потребностям.

Идеи «Манифеста Коммунистиче
ской партии» нашли в России самую
благоприятную почву для своего рас-
пространения. Россия являлась узло-
вым пунктом всех противоречий импе-
риализма. Многолетняя борьба рус-
ского народа против самодержавия,
деятельность великих русских демо-
кратов Белинского, Герцена, . Добро-
любова и Чернышевского, героиче-
ские выступления рабочего класса
подготовили почву для распростране-
ния идей революционного марксизма.

Основные идеи «Манифеста», ге-
ниальные наброски Маркса и Энгель-
са о диктатуре пролетариата, © его
партии были творчески развиты и об-
общены в стройное и целостное уче-
ние Лениным и Сталиным, великими
теоретиками и вождями пролетариата.
Ленин и Сталин развили марксизм в
‘новую эпоху империализма и проле-
тарских революций, подняв это уче-
‘ние на новую, высшую ступень.
	Под руководством партии Ленина—
Сталина идеи «Манифеста», творчески
развитые и обогащенные Лениным и
Сталиным, воплощены в жизнь на-
шим наролом, построившим первое в
мире социалистическое государство.

Сталинская Конституция — човый
величественный манифест нашей эпо-
хи — свидетельствует о том, что про-
грамма, начертанная основоположни-
ками научного коммунизма, уже до-
стигнута, завоевана и стала основным
законом великого Союза Советских
Социалистических Республик.
	Тридцать лет существует и идет по
пути неуклонного прогресса страна
победившего социализма. Производст-
венные силы, освобожденные от оков
частной собственности, не встречают
никаких препятствий на пути своего
развития. Осуществилось то, о чем
говорил Ленин: <«..все чудеса техни-.
ки, все завоевания культуры станут
общенародным достоянием и отныне
никогда человеческий ум и гений не
будут обрашены в средства насилия,
в средства эксплуатации». Впервые в
истории человеческого’ общества
наука и искусство призваны служить
делу народа, делу прогресса и про-
цветания общества. И вместе с усло-
виями жизни людей, с их обществен-
ными отношениями изменяется и с03-
нание людей. Величайшим успехом,
имеющим всемирно-историческое зна-
цение. является ‹«..новый луховный
облик и идейный роет людей, как со-
ветских патриотов», — сказал това-
риш Молотов, подводя блестящие
итоги соцпиалистического строитель»
ства в день тридцатилетия Октября.

Для нашей интеллигенции нет более
почетной и благодарной задачи, как
обратить на благо народа все чудеса
техники и чудеса искусства. Но есть
некоторые помехи на пути нашего
движения вперед. Отжившие идеи, пе--
режитки капитализма в сознании лю-=
дей обладают известной живучестью,
они тормозят дело прогресса. :

Быстрота нашего продвижения впе-
ред по пути материального и культур-
ного прогресса всецело зависит от
коммунистической сознательности
масс. Известное. положение историче-
ского материализма гласит, что тео-
рия становится материальной силой,
когда она овладевает массами. Зада-
чей нашей интеллигенции является
овладение теорией марксизма-лени-
низма, единственно правильной и под-
линной научной теорией, прошедшей
все исторические испытания.

Марксистско-ленинская политика в
области искусства’ всегда была на-
правлена на самую решительную борь-
бу с отжившими идеями отживающих
реакционных классов, с идеями, тор-
мозящими движение вперед. Полити-
ка нашей партии, выраженная в ряде
постановлений ЦК ВКП(б) о литера-
туре и искусстве, в том числе и пос-
леднее решение об опере «Великая
дружба» — это блестящий образен
	применения марксистской теории ис-
кусства на практике и ее естествен-
ное продолжение. От гениальных на-
бросков «Манифеста Коммунистиче-
ской партии» о роли идей в общест-
венной жизни до ‘строгих чеканныхо
формулировок решений ЦК ВКП(б)
идет одна прямаяи последовательная,
линия борьбы за коммунистическую
революцию, линия классового, партий-
ного принципа в искусстве. Социали-
стическое искусство, передовое и пар=
тийное, призвано осуществлять важ-
ную передовую роль в общественной
жизни,—оно должно дать народным
массам идейное вооружение в борьбе
За полную победу коммунизма. Имен-
но поэтому «Советские писатели и все
наши идеологические работники по-
ставлены сейчастна передовую линию
огня...» (Жданов).
	sl. ТВАРДИЕВИЧ,
	всего человеческого общества от эпо-
хи первобытного коммунизма до но-
вейшего времени.

Со времени разложения первобытно-
коммунистического строя орудия и
средства производства оказались в
	руках неболыной кучки эксплоатато-
	ров. Частная собственность на ору-
дия и средства производства расколо-
ла общество на непримиримо враждеб-
ные классы — угнетателей и угнетен-
ных. Борьба между этими классами
составляла основное содержание исто-
рического процесса. Маркс и Энгельс
рассматривают классы диалектически:
в их прошлом, настоящем и будущем.
	Главное внимание уделяют они ана-
лизу возникновения и развития капи-
талистического общества, вышедшего
из недр феодального. Марке и ЭНн-
гельс научно доказали, что и капита-
листический строй не вечен, он идет
к неизбежной гибели, создавая в TO
же время материальные предпосылки
для возникновения более прогрессив-
ного, бесклассового общества—ком-
мунистического:

Как отмечают авторы «Манифеста»,
буржуазное общество / е уничтожило
классовых противоречий, оно только
поставило на место старых новые про-
тиворечия, новые формы’ борьбы. Бур-
жуазная эпоха отличается, однако,
тем, что она упростила) классовые от-
ношения: она свела их к противопо-
ложности между буржуазией и проле-
тариатом. Только эти ‘два класса про-
тивостоят друг другу на поле битвы.
Эксплоатация одного класса другим
здесь выступает в наиболее обнажен-
ном виде. Буржуазия наложила печать
холодного эгоистического расчета и
безудержного стремления к наживе на
все человеческие отношения, сведя их
к чисто денежным отношениям. Разру-
шив все патриархальные идиллические
отношения, буржуазия не оставила
между людьми никакой другой связи,
кроме голого интереса, бессердечного
«чистогана». Личное достоинство че-
ловека она превратила в меновую сто-
имость, оставив ему только одну бес-
совестную свободу торговли. Безраз-
дельное политическое господство она
оставила себе. Буржуазная государ-
ственная власть, какие бы формы она
ни принимала, — «...это. только коми-
тет, управляющий общими делами все-
го класса буржуазии», — замечают
авторы «Манифеста». Как злободнев-
но звучат эти слова и теперь!

Маркс и Энгельс, доказав истори-
`чески-преходящий характер капитали-
стического способа производства, под-
черкивают, что буржуазия из класса
прогрессивного становится классом
	реакционным. За сравнительно корот-
	кий промежуток времени она созда-
ла грандиозные производительные си-
лы, но она не в состоянии с ними
справиться и заводит общество в ту-
пик. В эпоху ее же собственного гос-
подства буржуазия не может найги
выхода из кризисов; периодически по-
трясающих ее экономику. Эти послелд-
ние, говорится в «Манифесте», слу-
жат наглядным доказательством того,
что «Буржуазные отношения стали
слицнзом узкими, чтобы вместить со-
зданное ими богатство», Их нужно
уничтожить, потому что они стали
препятствием для дальнейшего разви-
тия производительных сил общества.
Спасти общество может только социа-
лизм; только с уничтожением частной
собственности на средства производ-
ства открывается путь беснрепятст-
венного развития производительных
сил.

Буржуазия ‹..производит прежде
всего своих собственных могильши-
ков». В той же самой степени, в ка-
кой развивается капитал, растет 4
класс современных рабочих — прола-
тариев, и только этот класс прел-
ставляет собой действительно рево-
люционный класс. «Все прочие классы
приходят в упадок и уничтожаются
		MM ДЕ В

`ских композиторов СССР, должно фест Коммунистической — партии»
быть решительно осуждено и отбро- MMyHi PTA H,
, опубликованный некогда в качестве

шено. * -
. официальной программы’ небольшого
  Носзановление UK BKITI(6) of   re ee
	10 февраля 1948 года является могу-
чим слимуломо развития творческой
инициативы деятелей советской му-
зыки.

Работники искусств, вооружечные
‘этим историческим решением партии,
‘вдохновленные высокими принципа-
‘ми  социалистического гуманизма,
’отдадут все свои знакия, способности
 H силы для того, чтобы в ближайшее
‘же время ответить Центоальпому
‚Комитету партии, нашему великому
‘народу лелом-—<оздать произведения
` искусства, близкие, понятные наро-
`ду. выражающие мысли и чувства ©о-
‘ветских людей поднимающие их на
‘борьбу за ‚скорейшее осуществление
великих илей Ленина—Сталина, 3a
победу коммунизма в нашей стране.
	отряда коммунистов, сыграл огром-
ную роль в судьбах человечества.
«Всем известно, — писал товари
  Сталин,—что Маркс и Энгельс своим
«Манифестом» создали эпоху».

Маркс и Энгельс раскрыли суш-
ность исторического процесса, распро-
странив материалистическую диалек-
тику на познание законов обществен-
ного развития. Известное положение
«Манифеста» гласит:

«История всех до сих пор сущест-
вовавиих обществ была историей
борьбы классов.

Свободный и раб, патриций и пле-
бей, помещик и крепостной... короче
угнетающий и угнетаемый находились
 в вечном антагонизме друг к другу,
вели непрерывную, то о скрытую, TO
явную борьбу, всегда кончавшуюся
революционным переустройством все-
го общественного здания или общей
гибелью борющихся классов»,

В «Манифесте» Марке и Энгельс
  сформулировали теорию классовой
борьбы как основной закон развития
и гибели антагонистических классовых

it ролет ари ата : TAS ASA at J Trier
cen nemuyenn   TORADHILAa Сталина.
	ва. Благодаря Марксу и. Энгельсу со-
циализм из утопии превратился в на-
уку. «Марке и Энгельс, —указывал
товарищ Сталин, — своим «Манифе-
стом» создали эпоху».

Заканчивая доклад докладчик про-
возглашает:

— Да здравствует великое и непо-
бедимое знамя Маркса—Энгельса —
 Ленина—Сталина!
	i
— Да здравствует великий про-
должатель дела Маркса и Ленина —
товарищ Сталин!

Собрание актива устраивает долго
не смолкающую овацию в честь боль-
нгевистской партии, в честь великого
вожля и’ учителя трудящихся
	Закрывая собрание, секретарь МЕК
ВКП(б) тов. Парфенов подчеркивает,
что. отмечая столетие «Манифеста
	Коммунистической партии»,  необхо-
димо еше выше поднять уровечь
марксистско - ленинской учебы всех
коммунистов и. прежде всего партий-
ного актива, Следует всегла помнить
указание товариша Сталина; чем вы-
ше политический уровень и маржсист-
ско-ленинская сознательность работ-
ников любой отрасли государствен-
ной и партийной работы, тем выше и
плодотворнее сама работа, тем эффэк-
тивнее результаты работы.

Сознание того, что век капитализма
подходит к концу, что все дороги
ведут к коммунизму, воодущевляет
советских людей на новые трудовые
подвиги, на борьбу за дальнейший
расцвет нашей Родины,

После закрытия собрания все уча-
стники его < огромным. воодушевле-
нием поют партийный гимн «Интер-
национал».
	Вчера в Колонном зале Дома Сою-
зов состоялось ‘собрание партийного
актива Московской — организапии
ВКП(б), посвященное столетию «Ма-
нифеста Коммунистической парт  и».
	Собрание открыл секретарь  Moc-
ковекого городского комитета ВКП(б)
тов. И. А. Парфенов. С докладом о
столетии «Манифеста Коммунистиче-
ской партии» выступил тов. П. НЯ.
	{ LOCMe JIOB.,
	Аарактеризуя историческое значе ие
«Манифеста», как программного ло-
кумента марксизма, докладчик пол-
черкиявает, что Маркс и Энгельс вы-
ковали непобелимое теоретическое и
тактическое оружие пролетариата,
указали пролетариату на его великую
всемирно-историческую миссию—Мо-
гильптика капиталистического строя
	ДЕКАДА ЛИТОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
	Вчера утром в Москву прибыли
участники открывающейся  вегодия
декады литовской литературы вэ
главе с председателем Презьдиума
	Верховного Совета  Литовокой CCP
	Ю. И. Палецкиеом. Среди гостей —-
крупнейшие писатели И поэты, оби>-

Г ст сенные деятели и мастера искусств
  молодой советской республики. Всего
`севрише 130 человек.
	обществ. Они дали картину развития  и творца социалистического общест-