ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯИТЕСЬ!

атров утрачено чувство высокой от-
ветственности за бережное расходова-
ние государственных средств.

В тесной связи с экономией средств
стоит также вопросе о решительном
пересмотре ненормальной системы за-
грузки и оплаты труда актеров. Не
секрет, что многие творческие работ-
ники театров загружены лишь на 50,
в лучшем случае на 60 проц.
Можно привести много примеров, ког-
да актеры с годовой нормой в 120 —
150 спектаклей выступают лишь не-
сколько раз в году. Так, артистка Ки-
евской оперы т. Ульяницкая уже в те-
чение ряда лет выступает не более 3—
4 раз в год, получая при этом пол-
ный довольно высокий оклад. Мало
заняты в репертуаре ведущие арти-
сты Белорусского оперного театра И.
Болотин и Р. Млодек, крайне релко
появляется на сцене Большого театра
Союза ССР’ артист М. Рейзен. В Мо-
CKOBCKOM театре драмы многие веду-
щие актеры систематически находят-
ся в «творческом простое». Так, на-
„пример, артистка Ю. Глизер, при нор-
ме 18 спектаклей, занята только в
двух пьесах и выступает не более
трех раз в месяц. Артистка Ф. Ранев-
ская при той же норме занята в теат-
ре не более четырех раз в месяц. Ар-
тистка К. Половикова выступает 7—
8 раз в месяц и т. д.

Факты свидетельствуют также о
том, что не только отдельные актеры,
но и значительная часть всей труппы
Часто бывает не занята в репертуаре и
появляется в театре дважды в месяц...
за получением зарплаты. Так, напри-
мер, загруженность труппы — Театра
русской драмы в Харькове составляет
лишь 40 — 45 проц,, т. е. меньше по-
ловины; загруженность труппы Рус-
ского драматического театра в Киро-
вограле составлят 36,4 проц., Еврей-
ского театра в Черновцах — 53. проц.
ит д.

Легко представить себе, сколь ве
лико число творческих ° работников,
THOT числящихся в штатах. Их прак-
тическое бездействие тяжелым бреме-
нем ложится на бюджет театров. Все
это говорит о том, что давно назрел
вопрос о необходимости ввести новую
систему оплаты труда актеров и упо-
рядочить их загрузку:

Неорганизованность и безразличное
отношение к работе актеров приводят
‚не только к болыним  непроизволи:
тельным затратам, но и К дисквалифи-
кации творческих работников. Из-за
попустительства руководителей теат-
ров многие актеры фактически отры-
ваются от жизни своего коллектива,
забывают о своем выкоком патриоти-
ческом долге и перестают. работать
над собой.

Нужно иметь в виду, ‘что переход
театров на самоокупаемость и бездю-
тационную работу может быть успеш=
но проведен лишь при изменении су-
ществующего порядка планирования
и утверждения репертуара. Излиш-
AA. притрализация в лрассмот-
рении и` утверждении репертуарных
планов, подмена творческой инициа-
тивы театра  администрированием
сверху привели к обезличиванию ру-
ководителей театров, к ослаблению
их ответственности ‘за идейно-худо-
жественное качество репертуара.

Пора, наконец, внести также яс-
НОСТЬ И в вопрос о ведущей роли
директора, как единоличного руково-
дителя театрального предприятия.
Как правило, творческую жизнь кол-
лектива направляет художественный
руководитель, ответственность же за
нее несет директор театра. При су:
шествующем «двоевластии» в театре
многие вопросы не решаются опера-
THBHO.

Успешная художественно-творче-
ская деятельность театров нередко
тормозится и многочисленными, вто-
ростепенными делами, требующими
тем не. менее болышого внимания от
руководителей зрелищных предприя-
тий. Работа театральных домов от-
дыха, многочисленных «притеатраль-
ных» учреждений и подсобных хо-
зяйств занимает подчас у руководи-
телей больше времени, нежели судь-
бы самого театра.

Комитет по делам искусств при
Совете Министров СССР, его мест-
ные органы и руководители театров
‘перестали интересоваться ценами на
билеты, проявляя к.этому важнейше-
му вопросу полное пренебрежение.
Только этим и можно. об’яснить, что,
например. билет 1-го ряда в Мелито-
польском драматическом театре стоит
25 рублей, в то время как в Ленин-
гралеком драматическом театре неза_
ero 15 рублей.. Билет Тто ря-^
да в театрах Харькова и Львова
стоит 25 рублей, в Театре им. Вахтан-
гова в Москве — 23 рубля. В Новго-
родском, Николаевском, Краснодар-
ском и Черновицком драматических
театрах цена билета 1-го ряда 20
рублей, в Московском. Камерном
театре — 18 рублей и т. д.

Советское государство ежегодно
‘увеличивает расходы на культурные
мероприятия. Недавно закончившаяся
4-я сессия Верховного Совета СОСР
подтвердила, что эффективность ис-
пользовавия средств, ассийнуемых: на
культуру, зачастую снижается в ре--
зультате бесхозяйственности руково-
дителей учреждений. Иные руково-
дители не ведут счет государствен-
ных средств, производят совершенно
напрасные затраты. Правительство
осудило порочную практику работы
старого руководства Комитета по де-
лам искусств, которое не только не
боролось за рациональное исполь-
зование государственных средств, но
и попустительствовало нарушителям
финансовой дисциплины,

`В новых условиях работы наших
театров, с переводом › их на полную
самоокупаемость, будет усилем конт-
роль за расходованием средств, ассиг-
нуемых государством на культуру,
будут пресекаться неправильные за-
траты и нарушения финансовой дис-
циплины. Отказ от иждивенческих на-
строений поднимет чувство ответст-
венности у руководителей зрелишных`
предприятий и будет содействовать
новому расцвету театральной культу-
ры: ar
Интересы государства требуют
проведения наряду < театрами анало-
гичной перестройки и в других обла-
стях. искусства.

Правильное — сочетание — идейно-
творческой и хозяйственной деятель
ности в учреждениях и организациях
всех ‘отраслей советского искусства— +
главнейшая залана дня. Партийные
организации совместно ‘с комсомоль:
CKUMA и профсоюзными организация-
ми должны мобилизовать вею массу
творческих работников лля заверше-
ния этой работы в кратчайнй срок.

Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитета по делам

Суббота, 6 ма
	Постановление ЦК ВКП(б
	Международный женский лень 8 марта трудящиеся
СССР встречают в этом году в обстановке мощного по-
литическото и трулового под’ема. Советский народ ус-
пешно вытюлнил план первых двух лет послевоенной
пятилетки и широко развернул социалистическое ‹9-
ревнование за выполнение пятилетки в четыре года.
Шел руководством коммунистической партии советские
женщины вместе со всем народом отдают все свои силы
на строительство коммунистического общества.
	Воммунистическая партия и советская власть осу-
шествили полное политическое и экономическое равно-
правие женщин, вовлекли миллионы тружениц в <т0ои-
тельство первого в мире социалистического государет-
ва. В условиях советского общественного строя жен-
щины получили возможность всестороннем развития
своих способностей и творческих сил.
	Итоги трилцатилетнего социалистическом  строи-
тельства неразрывно связаны к активным участием
женщин во всех отраслях народного хозяйства CCCP.
В голы сталинских пятилеток женщины своим самоот-
верженным трудом сыграли огромную роль в превра-
щении нашей Ролины из отсталой страны зв могучую
инлустриальную социалистическую державу. В годы
Великой Отечественной войны советские патриотки
мужественно переносили все испытания военного вре-
‚мени, с оружием в руках защищали Родину, добросове-
етно трудились на фабриках, заводах и в колхозах, по-
могая обеспечивать армию и страну всем необходимым
лля победы над врагом. Глубокая вера в лело партии
Ленина-— Сталина  и безграничная преханность Родине
	воодушевляли женщин Ha беспримерные трудовые и.
	бюевые полвитги во имя евоболы и независимости ‹к9-
	ветекой фрчизны.
	Непрерывно растущая ‚бщественно-политическая
активность женщин является одной из основных -060-
бенностей социалистической демократии. ‘Активное
участие женщин в выборах в местные боветы лапута-
	тов трудящихся показало политическую зрелость a
	преданность советских жениин телу партий Ленина-—
	Сталина. Более 480 тыс. лучигих лочерей copereKoro
	народа избраны в местные Советы депутатов  трудя-
щихся. 277 женщин являются депутатами Верховного
	Совета ССР, 1738 — депутатами Верховных Советов.
союзных и автономных республик. Массовое участие:
	женщин в управлении государетвом являетея олним
из важнейнгих показателей непреоборимой силы совет-
ского строя.

Патриотический труд советских женщин BO всех
областях общественно-политической, хозяйственной и
культурной жизни страны содействует дальнейшему
упрочению и развитию социализма. =.

Велика заслуга женщины-матери в деле воспитания
молодого и отважного племени строителей коммуниз-
ма. Советские женщины помогли нашей Родине’ звы-
растить героическое поколение людей страны &оциа-
лизма, сумевших отстоять наше Отечество от угрозы
фаттистского порабощения и умножить славу совете
	ского государства боевыми и трудовыми - подвигами.
Воспитание детей-— почетный общественный лолг жен-
	щины-матери. Советское госуларетво окружает. жен-
щину-мать неустанной заботой, оказывает. ей боль-
ую помощь. Только в 1947 году на пособия много-
детным и одиноким матерям, а также на охрану мате-
ринства, и детства было отпущено около десяти мил-
лиардов рублей. Более 2 миллионов 200 тысяч жен-
щин-матерей награждены орденом «Материнская хла-
за» и медалью «Медаль материнства». Почетное зва-
ние «Мать-героиня» присвоено 25 тыс. женщин,
	‚ оавоевания советского надюла в деле полного рас-
хрепошения женщин и широкого приобщения их к
активной общественно-хозяйственной и культурной
деятельности влохновляют эксплоатируемых м пора-
бощенных женщин капиталистического мира ча борьбу
за уничтожение империалистическотго гнета, за свое
политическое и экономическое освобождение. В 6бур-
жуазном мире трудящиеся женщины попрежнему
остаются самыми утнетенными из всех угнетенных
слоев общества. г
Международный женский день 8 марта трудящиеся
женщины всего мира празднуют в этом году в услови-
ях дальнейнег обострения общего кризиса капита-
лизма, ослабления сил капитализма и укрепления сил
социализма и демократии, в условиях упорной борьбы
демократического латеря за пречный и длительный
мир, против поджигателей новой войны. Вее новые
миллионы трудящихся женщин капиталистических и
колониальных стран встают в ряды борцов антиимпе-
риалистического, демократического фронта.

ЦЕ ВКП(б) предлагает всем партийным  ооганиза=
пиям провести Международный женский день 8 марта
под внаком мобилизации советоких женщин на. вос-
становление и дальнейший тюд’ем народного хозяйства
страны, на выполнение и перевыполнение плана
третьего года послевоенной пятилетки. Производетвен-
ная активность женщин-работниц, инженеров и тех-
ников должна быть направлена на всемерное повыше-
ние производительности труда, улучшение качества и
снижение себестоимости продукции. Женщины-колхоз-
ницы должны направить свои усилия на борьбу 3a
дальнейший неуклонный пол’ем_ сельского хозяйства,
повышение урожайности полей и продуктивности жи-
вотноводетва.

TK BRI(6) напоминает всем партийным, советским,
профсоюзным и комсомольским организациям, что от-
ним из важнейших условий успешного строительства
коммунизма является дальнейшее усиление толи жен-
щины во всех областях общественно-хозяйственной
деятельности. а

Жизненные интересы партии и народа требуют
смелого и решительного выдвижения передовых жен-
щин на руководящую государственную,  хозяйствен-
ную, партийную и профсоюзную работу.

Партийные, советские и профсоюзные организации
юбязаны усилить заботу о женщине-матери, оказывать
ей повседневную помошь в воспитании молодого с0-
ветското поколения. Улучшение условий труда и быта
женщин, расширение сети детских салов, яслей, ро-
дильных домов, предприятий общественном питания
должны быть постоянно в центре внимания всех пар-
тийных, советских, хозяйственных и профсоюзных Op-
танов.

Партийные юртанизации холжны и впредь воститы-
	вать женшин в духе советского патриотизма и чацие-
	нальной гордости за свою великую социалистическую
Родину, повышать их коммунистическую ‹ юознатель-
ность.
	Центральный Комитет Бсесоюзной
	Коммунистической партии (большевиков).
		. архитектуры при Совете Министров СССР
	Сегодня в Комитете по делам ис-
кусств при Совете Министров СССР.
открывается совещание председате-
лей комитетов и начальников упоав-
лений по делам искусств союзных
республик. Центральное место в по-
вестке дня совещания займут вопро-
сы, связанные с переходом учрежде-
ний искусств На самоокупаемость, a
мероприятия по обеспечению бездота-
ционной работы театров и музыкаль-
		роннее обсуждение этих вопросов —
дело первостепенной важности. От
правильного решения их в конечном
счете будет зависеть успешная работа
всех зрелищных предприятий страны
не только в хозяйственном, но ив

Советское театральное искусство,
благодаря исключительному _ внима-
нию и заботам партии и  правитель-
ства, достигло широкого . размаха.
После постановления ЦК ВКП(б)
«О репертуаре драматических te.
атров и мерах по его  улуч
шению» репертуар театров значитель-
но улучшился, преобладающее место
в нем заняла сопременная советская
пьеса. Однако в деятельности театров
сохранилось еще много крупных не-
достатков. Вытеснение из репертуя-
Ра пошлых и безидейных пьес и обо:
гащение его новыми произведениями
советских драматургов еше ‘не решили
проблемы репертуара в целом. В на-
ших театрах еше’ очень мало глу-
бокоидейных современных спектак-
лей, которые стояли бы на уровне воз-
росших культурных требований на-
рода. Репертуар театра часто рож-

людей и страдает однообразием.
Несоответствие репертуара интере.
сам зрителей привело к тому, что во
многих театрах спектакли плохо по-
сещаются, сборы значительно ‘упали.
Руководители же театров, He веля
систематической борьбы sa улучше-
ние деятельности театра, его  репер-
туара, за увеличение количества но-
вых постановок, повышение доходов
и снижение расходов, проявляют аж-
дивенческие настроения, рассчитыва-
ют, что убытки-—результат их пло-
хой работы-—будут покрыты дотацией
из государственного бюлжета.

По сравнению с довоенным време-
нем размер дотаций на покрытие
убыточной работы театров значитель-
но возрос. В самом деле, в 1940 году
Ддотация театрам из государственного
бюджета составляла 396 млн. руб-
лей, ав 1947 году — 714 млн. рублей.
Порочная практика финансирования и
покрытия убытков театров усугуб-
ляется еще и тем, что местные орга-
ны власти не только не борются с
иждивенческими тенденциями, но не-
законно, сверх утвержденных ассиг-
вований по государственному бюдже-
ту, выделяют им дополнительные
средства и тем самым только поош-
ряют плохую деятельность театраль-
ных коллективов. 1

Такая практика привела к тому, что
директоры и художественные руко-
водители театров перестали  за-
ботиться 0б экономии  государ-
ственных средств. — Штаты’ твор-
ческого состава театров, хуло-
жественно-технических цехов и адми-
нистративно-хозяйственного персоча-
ла непомерно раздуты. №ногие арти-
CTH, режиссеры и другие работникр
не имеют полной загрузки. Затраты
на постановки чрезмерно высоки, В
погоне за пышкюстью театры ‘часто
допускают‘ ненужные, неоправданные
расходы на дорогостоящие материалы,
на оплату приглашенных режиссеров
и художников.

Комитет по делам искусств при
Совете Министров СССР и его мест-
ные оргавы не контролировали долж-
ным образом расходование государст-
венных средств и способствовали
иждивенческим настроениям. Полу-
зившая широкое распространение до-
тационная практика тормозила раз-
витие театров, мешала их творческо-
‚му росту. Руководители театров пе-
рестали интересоваться привлечени-
ем зрителей и ослабили-работу по по-
вышению художественного качества
спектаклей, мастерства актеров и вы-
движению молодых способных арти-
CTOB.

Мириться с подобными ненормаль-
ными явлениями дальше нельзя. Не-
обходимо об’явить самую фешитель-
ную борьбу за оздоровление хозяй-
ственной деятельности театров, за
жесткую экономию государственных
средств. Сейчас назрел вопрос о сня-
тии многих театров с государственной
дотации и переводе их на полную
самоокупаемость. _Производственно-
фивансовые планы театральных кол-
лективов республиканского и местно-
го подчивения нуждаются в коренном
пересмотре. В них должны быть пре-
дусмотрены значительное увеличение
доходов и сокращение расходов те-
атра. Управления и отделы по делам
искусств на местах совместно с ди-

ректорами и художественными PYKO-
водителями театров должны разрабо-
тать меры по повышению посещаемо-
CTH театров, увеличению выпуска но:
вых полкоценных в идейно-художе-
ственном отношении постановок, CO-
кращению расходов и штатов театров,
максимальной загрузке всего творче-
ского состава,

Все эти вопросы. на которых уже
сейчас концентрируется внимание Ко-
митета по делам искусств, явятся
предметом широкого обсуждения на
совещании. Надо’ надеяться, что пред-
хедатели комитетов и начальники уп-
равлений по  делам искусств, критиче-
ски оценивая деятельность руководи-
мых ими театров ‘вскроют причины по-
рочной иждивенческой практики их
работы и наметят конкретные пути
перестройки, ,

В сегодняшнем номере нашей та-
зеты мы публикуем также критиче-
ские высказывания и предложения ря-_
да творческих работников Москвы,
Ленизграла и др. об улучшении идей-
но-творческой и хозяйственной .дея-
тельности театров и изменении си’
стемы руководства ими.

Прежде всего театрам нужно по-
кончить с совершенно недопусти-
MbiIM расходованием государствен-
ных средств на новые постановки про-
тив запланированных сметных аесиг-
нований. Какие чувства, например,
может вызвать у советских людей за-
трата 1 миллиона 400 тысяч рублей
на постановку оперы «Малас» в Кир-
гизском театре иля 400’тысяч рублей
Ha постановку сиектакля” ‘«Великие
дни» в Московском театре лрамы?
Факты подобного рода, к сожаленаю,
многочисленты. Они ‘свидетельствуют

О том. что руководителями многих те-

Герой Советского Союза капитан Клавдия Яковлевна ое
Портрет работы художника М. Штейнера..
		Теперь, в период мирного социалистического етрои-
тельства, миллионы советских женщин самоотвержен-
но работают.на фабриках, заводах, железных лорогах,
проявляют высокую социалистическую сознательность
в труде, неустанно совершенствуют свое мастерство,
успепгно овладевают новой техникой и сложными про-
фессиями. Десятки тысяч женщин руководят пред-
приятиями, цехами, сменами и участками. Число жен-
щин командиров промышленности, инженеров и тех-
ников превышает 250 тысяч. В борьбе за выполнение
пятилетки в четыре года женщины-работницы, инже-
неры и техники проявляют творческую инициативу и
изабретательность, являютея выдающимися организа-
торами и новаторами производства. Партия и поави-
	тельство высоко пенят самоотверженный труд coBerT-
	ских женщин в промышленности и ча. транспорте.
Десятки тысяч женщин 38 стахановский труд награж-
дены орленами и мехалями: >
	Раскрепощенная и поднятая колхозным строем к ак-
тивной общественной жизни советевая женщина-кре-
стьянка превратилась в серьезную силу в колхозах.
За годы советской власти в деревне выроелн замеча-
тельные кадры женщин-колхознип, передовых масте-
ров и умелых организаторов коцналистическогмо  зем-
_леделия и животноводства. Тысячи женщин стоят BO
главе колхозов, сотни тысяч руководят звеньями,
бригадами, животноводческими фермами, работают
трактористками и комбайнерками. Миллионы женщин-
колхозниц по зову большевистской партии поднялись
на борьбу за послевоенный под’ем сельского хозяйства,
3& укрепление общественного хозяйства колхозоз.
Крунными успехами в повышении урожайности верно-
вых и технических культур, достигнутыми в 1947 ro-
ду, советский народ в огромной мере обязан неутоми-
мому упорному труду наттих женщин-крестьянок. 3a
получение высоких урожаев многие тысячи колхозниц
награждены орденами и медалями. Среди передовиков
сельского хозяйства, удостоенных высокого звания
Тероя Социалистического Труда, имеются сотни жен-
шин-колхозниц.
	женщины СССР принимают леятельное участие в
развитии передовой в мире советской социалистической
культуры, укрепляют духовное могущество нашего на-
-эа. Широко используя свое право на образование,
женщина выросла в крупную культурную силу нашей
страны: В Советском Союзе’ в числе специалистов,
имеющих. законченное высшее образование, 43 про-
цента составляют женщины. В различных отраслях
науки и техники плодотворно трудятся десятки тысян
женщин— научных работников. За зылающиеся  до-
стижения, открытия и изобретения женщинам И.
дено свыше 200 сталинских премий.
	В области народного просвещения работает более
2 миллионов денщин. Женщины-педалоги отдают
свой труд благородному делу воспитания нашей моло-
дежи в духе высокой идейности, преданности и любви
& нашей Родине. В юбласти влравоохранения таботает
	свыше миллиона женщин, в том числе 126 тысяч жен-
	щин-врачей.
	УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СС
	О НАГРАЖДЕНИИ НАРОДНОЙ АРТИСТКИ СССР
Е. П. КОРЧАГИНОЙ-АЛЕКСАНДРОВСКОЙ
ОРДЕНОМ ЛЕНИНА

За выдающиеся заслуги в развитии советского театрального искусства,
	в связи с 60-летием сценической деятельности, ваградить народную артистку
СССР Корчагину-Александровскую Екатерину Павловну орденом Ленина,
	Председатель Президиума Верховного Совета СССР H, ШВЕРНИК,
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН..
	Москва, Кремль. 2 марта 1948 г.
	НАКАНУНЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЖЕНСКОГО ДНЯ
	Вечера и концерты
	Международный женский день от-
мечается в Москве торжественными
	вече
Антифашистский  комитет-
советских женщин и Дом актера ор-
ганизуют торжественный вечер для
работников театров  Москвы. После
3 Антифа=“

щин А. Холоповой выступят: Вале-
рия Борц, знатная 7 а фабрики
Трехгорной мануфак Н. Дубяга,
генерал-директор тяги 3. Тро-
	ицкая, председатель Комитета по
делам хультурно-просветительных
учреждений при Совете Министров
РСФСР Т. Зуева, полковник меди-
цинской службы В. Гориневская,
мать Героя Советского Союза Ната-
ши Ковшовой Н. Д. Ковшова, инже-
нер Метростроя Татьяна Федорова,
артистки О. Лепешинская, В, Марец-
кая и другие.

Завтра . Московский Союв совет-
ских художников проводит в Цент.
	ральном доме работников искусств
встречу художников с знатными
женщинами работниками предприя-
тий, учреждений, участниками  Оте-
чественной войны. В залах ПЦРИ
будет открыта выставка картин xy
дожниц,

Московская государственная  эст-
рада организует в клубах предприя-
тий, во дворцах культуры, и в учреж-
дениях литературно-музыкальные ве-
чера на тему «Образ советской жен-
TEED.
	Гри плаката
	Государственное издательство «Ис-
кусство» выпускает к Международ-
ному женскому дню два плаката Н.
Ватолиной-—«Слава советским  жен-
щинам!», «Привет женщинам всех
стран, активно борющимся ‘за проч-
ный мир, за свободу и демокра-
тию!» и плакат. П. Голубя—«Дза
здравствуют героические советские
женшины!».
	Всесоюзная художественная выставка,
	Художники страны деятельно го-
товятся к открывающейся 9 мая Все-
союзной художественной выставке,
посвященной 30-летию Советской Ар-
мии.

Над новыми произведениями жизо-
писи, скульптуры и графики, отража-
ющими славный боевой путь Воору-
женных Сил СССР, работают хулож-
ники Ленинграда. Близятся к завер-
шению картины «Ленин и Сталин ру-
ководят обороной Петрограда» —
В. Орешникова, «Сталин на Tlerpo-
градском фронте» — В. Серова, «Рас-
сказ героя»—А.. (Самохвалова, «На
Мамонтова!» и «Парад частей Ленин-
градского Военного округа» — М.
Авилова. Пишутся картины «Сталин-
град» —Р. Френцем, «В партизанском
краез—Я. Николаевым, «На привале»
—П. Бучкиным, «Вручение ордена
матери погибшего героя»—А. Казан-
цевым и до.
	посвященная Советской Армии
	В числе произведений скульптуры,
над которыми работают ленинград-
ские мастера,—жанровая однофигур-
Ная композиция С. Богаткиной «Сын
полка», В. Исаевой «Клятва гвардей-
цев», В. Элонина «Освободитель» и
др. Над графическими сериями рабо-
тают А. Пахомов, Г. Верейский, С.
Юдовин, Д. Кутателадзе.
	Омские художники А. Либеров и
Т. Козлов пишут живописные произ-
ведения, отображающие события Ве-
ликой Отечественной войны, новоси-
бирский художник Г. Ликман рабо-
тает над картиной «9 мая 1945 года в
	колхозе». Эпизод уличного боя за:
	освобождение Бены воспроизводит в
своей картине горьковчанин А. Ники-
форов.

Предварительный просмотр и отбор
новых произведений на местах будет
закончен к   апреля.
	Женщины сталинской эпохи
	карельского крестьянина Дарья Кар-
пова, выдающаяся вокалистка и об-
шественный деятель Белоруссии Ла-
	риса Алексан
		ческих дельцов в Америке, Англии,
Франции не могут скрыть истинного
положения женщины. в которое она
поставлена в буржуазном обществе.
	В буржуазном мире трудящиеся
женщины попрежнему остаются самы-
ми угнетенными из всех угнетенных
слоев общества.
	Влдлохновляемые завоеваниями совет-
	ского народа в деле полного раскре-
пощения женщин и широкого нриоб-
щения их к активной общественно-
хозяйственной и культурной деятель-
ности, порабощенные и эксплоатируе-
мые женщины  капиталистических
стран встают ча борьбу за уничтоже-
ние империалистического гнета, за
свое политическое и экономическое
освобождение.
	Советский строй открыл перед жен-
щиной широчайшие перспективы, соз-
дав такие условия, при которых ее
богатейшие способности получили
всестороннее развитие.

«Женщины CCCP принимают дея-
тельное участие в развитии передовой
в мире советской социалистической
культуры, укрепляют духовное могу-
щество нашего народа. Широко ис-
пользуя свое право на образование,
женщина Выросла в крупную куль-
турную силу нашей страны», —сказазо
в Постановлений LIK ВКП(б) о Меж-
дународном женском дне.

Советское государство предостави-
ло женщине неограниченные возмож-
	ности, чтобы овладеть наукой, воору-
житься знаниями, стать высококвали-
	чу Даниэлян, артистка Петрозавол-  Капиталистического строя.
	ского драматического Театра, дочь
	фицированным специалистом в изб-   «Международный женский день
	ранной области деятельности. Co-
ветская женщина радостно использо-
вала право на образование, и вот рази-
тельная цифра — в числе специали-
стов, имеющих законченяое высшее
образование, 43 процента, составляют
женшины. Наравне с мужчинами они
обогащают нашу науку, двигают ее
вперед, добиваются крупнейших ус-
пехов. Свыше двухсот сталинских
премий присуждено женщинам за вы-
дающиеся достижения, открытия и
изобретения.

Вместе с развитием нашего госу-
	дарства, вместе с ростом могуптества
	социалистического отечества росла и
роль советских женшин, ставших ны-
не великой силой развития советско-
го общества. Товарищ Сталин ука-
зал: «Держать эту силу под спудом,
— значит допустить преступление».
	` Советские женшины, вдохновляе-
мые великими идеями  Ленина-—
Сталина, < огромным энтузиазмом
включились во всенародное социали-
стическое соревнование за выполне-
ние пятилетки в четыре года. Круп-
ные успехи в развитии промышлен-
ности, сельского хозяйства, науки,
культуры, искусства в значительной
мере являются результатом  самоот-
верженного и вдохновенного труда
советских женщин — колхозниц, ра-
ботниц. инженеров, педагогов, дея-
тельниц науки и искусства. Тысячи
жениин принимают активнейшее уча-
стие в развитии передовой советской
культуры, претворяя в жизнь истори-
ческое решение партии по вопросам
литературы, театра, кинематографии,
музыки.
	8 марта трудящиеся ССОР встречают
в этом году в обстановке мопного по-
литического и трудового под’ема. Со-
ветский народ успешно выполнил
план первых двух лет послевоенной
пятилетки и широко развернул соци-
алистическое соревнование за вышюл-
нение пятилетки в четыре года. Под
руководством коммунистической пар-
тии советские женщины — вместе со
всем народом отдают все свои силы на
строительство коммунистического об-
щества» (из Постановления ЦК
BKIM(6).

Неисчислимы заслуги советских
женшин перед нашим социалистиче-
ским государством, Поистине увлека-
тельна и благородна задача, стоящая
перед мастерами советского искусст-
ва, — отразить в своих произведениях
вдохновенный и самоотверженный
труд нашей женщины, черты ее свет-
лого и чистого облика, ее безгранич-
ную преданность делу Ленина-—
Сталина, борьбу за осуществление
идеалов коммунизма. А между тем
как мало еще сделано, чтобы решить
эту задачу.

Мы вправе потребовать, чтобы и в
живописи и в скульптуре, на сцезе и
на экране. в произведениях драматур-
гов и композиторов высокий и благо-
родный образ советской женщины: на-
шел наиболее полное и всестороннее
отражение, чтобы в веках был запе-
чатлен чудесный образ нашей совре-
менницы — женщины сталинской эпо-
хи. -
	Два года назад, когда народ выдви-
гал своих кандидатов в депутаты Вер-
ховного Совета СССР, колхозники
Наманганской области Узбекистана
назвали имя народной артистки рес-
публики Сары Ишантураевой. На
предвыборном собрании  колхозный
бригадир Байматов сказал:
	— Жизнь Сары связана с жизнью
	нашего народа. Она одной из первых
	женщин-узбечек сняла паранджу и
пришла в молодой узбекский театр,
которому посвятила свою жизнь
Дочь бедного дехканина из нашего
кишлака, скромная узбекская женщи-
на, она упорным трудом добилась то-
го, что ее имя стало известно далеко
за пределами родной страны.
	Выдающаяся узбекская актриса,
создательница образов Ларисы
(«Бесприданница»), Дездемоны. Офе-
лии и Адельмы, Сара Ишантурае-
ва была избрана депутатом в Верхов-
ный Созет СССР.
	Биографии многих деятельниц со-
ветского искусства напоминают жиз-
ненный путь Сары Ишантураевой.
Верные дочери своего народа, безмер-
но преданные ему, живущие его инте-
ресами, посвятившие ему свое дарова-
ние и творческий труд, они по заслу-
гам облечены народом высоким дове-
рием. С честью представляют они свой
народ в Верховном Совете СССР, в
Верховных Советах союзных респуб-
лик, в местных Советах депутатов
трудящихся. Талантливая оперная пе-
вица, руководитель вокальной кафелд-
ры Ереванской консерватории. Айка-
	деятель искусств УССР А. Маринец-
Мациевская, многие другие  дея-
тельницы советского искусства до-
стойно несут высокое звание избран-
		В какой другой стране женщина
получила возможность обрести такую
политическую и общественную актив-
ность! Где еше на земном шаре жен-
шины так полно и всесторонне приоб-
щились к управлению государством!
Только советская демократия—един-
ственная в мире — дала полное осво-
бождение женщинам,
	Сколькими подвигами женщин, рат-
ными и трудовыми, отмечено истек-
шее тридцатилетие! Бесценно самоот-
верженное участие советских женщин
в гигантской борьбе за построение
	коммунизма в нашей стране.
Миллионы женщин в капиталисти-
ческих государствах испытывают на
себе действие законов, унижающих
их достоинство, низводящих женщи-
ну до положения бесправного суще-
ства, лишенную возможности прини-
мать деятельное участие в общест-
венной жизни. На протяжении сотен
лет буржуазия не может разрешить
проблему равноправия женщин, ибо
рабское положение женшины в бур-
жуазном обществе, люлитическое и
социальное неравенство женщин —
неизбежный и непременный спутник
	Никакие лицемерные речи полити-