ПРОТЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! _
				 2 11. 4099), Год издания XIX
	Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР

Заседания
Совета
	Суббота, 13 марта 1948 года

Верховного
		Вепомним ay Tune спектакли в истории   П. И. Лебедева состоялось первое
советской театральной ‘культуры:   заседание юбилейного комитета, ут-
	советской театральной культуре
«Бронепоезд» и «Любовь Яровую»,
	вержденного Советом. Министров

репертуарные планы
театров
	Комитет по делам искусств при. (=

вете Министров ССОР утвердил пла-

‚ны новых постановок нескольких мо-

сковских и ленинградских театров за
первое полугодие 1948 года. .

В плане Малого театра — «Минув»
шие годы» Н. Погодина, «Доходное
место» А. Островского, «Московский
характер» А. Софронова; на сцене фи-
лиала театра — «Дети Ванюшина»

‚С. Найденова, «Бесприданница» А,

Островского, «Семья пилота» Н. Cy-
понева и Н. Погодина. Переносят-

ся с основной сцены в филиал спек-

такли «Мещане» М. Горького и
«За тех, кто в море!» Б. Лавренева.

В плане. Центрального детского те-
атра — «Слежок» В. Любимовой и
«Не было ни гроша, да вдрут алтын»
А. Островского. Театр им. Моссовета
поставит «Болыную судьбу» А. Суро-
ва, «Московский характер» А. ро»
нова, «Без вины виноватые» А, -
ровского; Московский театроярамы —
«Хлеб наш насущный» Н. Вирты,
«Честь» А. Штейна и возобновит «Ро-
мео ‘и Джульетту» В. Шекспира. В
Театре  им.-Ленинского комсомола
пойдут спектакли «Софья Ковалев-
ская» бр. Тур, «Завтра в девять утра»
К. Симонова; будет возобновлен так-
же спектакль «Юность отцов» Б. Гор-
батова.

В плане Камерного театра спектак-
ли: «Лев на плошади» И, Эренбурга,
«О друзьях-товаришах» В. Масса в
М. Червинского, «В добрый час» 3,
Аграненко. Театр им. Ермоловой по-
кажет «Невольницы» А. Острозского,
«Счастье Воропазва» П. Павленко a
С. Радзичского, «Годы странствий» А,
Гладкова и возобновит «Мачеху» 0.
Бальзака.

Утвержден также план новых по-
становок на первое полугодие 1948 го-
да ленинградских Театра драмы им.
Пушкина и Театра комедии. В плане
Театра им. Пушкина — «Глубокая
разведка» А. Крона, «Лес» А. Ост-
poscxoro, «Великая сила» Б. Ромашю-
ва; в репертуаре Театра комедий—
«Вас вызывает Таймыр» И. Исаева и
А. Галича, «Волки и овцы», А. Ост-
ровского, «Лев на площади» И. Эрез-
бурга и «Софья Ковалевская» 6p.
Тур. :
	ПЕРЕДВИМНЫЕ
ВЫСТАВКИ
	работники иснусств—
Посерной кампании
	КИЕВ. (Наш корр.) Коллектяв
Киевского 2-го областного театра, об-
ратившийся ко всем работникам теат-
рального искусства Украины с при-
зывом включиться во всенародный
поход за сталинский урожай, взял на
себя обязательство дать во время ве-
сенних полевых работ не менее 20
сверхплановых спектаклей и козцер-
тов, из них не менее 10—в полевых
станах и тракторных брагадах.
	СТАЛИНАБАД. (Наш корр.). Кол-
лективы Тадокикского театра оперы
и балета и Госфилармонии организо-
вали выезды в колхозы, совхозы и
МТС с творческими отчетами театров
и ведущих артистов. Одновременно
артисты будут помогать сельской ху-
	ложественной самодеятельности.
	ТБИЛИСИ. (Наш корр.).
зал, после. февральского
ЦК ВКП(б), работники
Грузии взяли шефство над
ми республики. Коллективы

Год на-
Пленума
искусств
колхоза-
крупней-
	ших театров Тбилиси, Кутаиси, Су-
хуми, Батуми, Гори, Сталивири и
других городов часто выезжают в
‘села и дают там спектакли и концер-
ты. 1
Государственный театр русской
драмы им. Грибоедова,  шефетвуг-
щий нал колхозами Тетрицкаройско-
	PO. par

показал колхознинам- не
	сы «Мешане» Горького, «Старые
друзья» Малюгина, «Тартюф» Моль-
ера. Артисты ^ провели беседу с уча-
стниками колхозной художественной
самодеятельности.
	Хоропю знают в селах Михетского
района артистов Тбилисского театра
	грузинской музыкальной комедии;
работники театра организовали здесь
‘колхозный самодеятельный  драма-
	  THYSCKHH кружок.
	ЛУЧШИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ
И ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ
	  В Центральном доме архитектора
‘открылась. выставка фотоснимков
жилых и общественных зданий, по-
строенных в РСФСР в 1947 году.

Экспонаты выставки присланы на
всероссийский конкурс на лучшие
жилые и гражданские здания, прово-
димый Управлением по делам архи-
тектуры при Совете Министров
РСФСР. :

В ближайшее время жюри под
председательством академика А. Шу-
сева вынесет решение о присуждении
‘премий участникам конкурса.
	НАУЧНО-ТВОРЧЕСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ
ИРКУТСК, 12 марта. (ТАСС).
	Здесь открылась межобластная науч-
но-творческая конференция,  посвя-
nena 30-летию советского ‘театра.
В ней принимают участие артисты,
‘режиссеры, художники театров Ке-
меровской, Томской, Новосибирской,
Иркутской областей, Алтайского 4
`Красноярского краев, Бурят-Монголь-
‘ской АССР. .

С докладом «Тридцатилетний путь
	советского театра» выступила кан-
дидат искусствоведческих наук
Л. Фрейдкина.
	«Горький на Волге». Картина ра-
боты В. Лень. (Выставка диплом-
ных работ Московского художе-
ственного института).

Интересы тестра
и зрителя—-едины
	Наши драматические и музыкаль-
ные театры решительно. нерестраива-
ют свою работу. «Иждивенчеству»
театров, ничем не оправданчому рас-
ходованию огромных государственных
дотаций положен конец. . Отныне’
творческие успехи каждого театра бу-
дут измеряться естественной и самой
точной мерой — вниманием-и любовью
к нему со стороны зрительских масс.
Спектакли, не привлекающие внима-
‘ния зрителя, свидетельствуют о том,
что тот или иной театр не понимает
	своего общественного назначеная. ‘ве.
	выполняет своей роли в идеино-худо-
жественном воспитании народа. Аг та-
ких спектаклей было поставлено. `за
последнее время немало, ‘и они при-
несли - значительный ‘материальный
‘ущерб государству-

` Как могло: случиться, что некото-
рые тефтры, московские и -‹периферяй-
ные, из ‘года в год - работали,
не привлекая к себе зрителей, Ha-
деясь лишь нащедрую поддержку
государства? Это было результатом
нетребовательности и попустительст-
ва со стороны Комитета но. делам ис-
кусств. покрывавшего идейзую и ху-
‘дожественную немощь ряда театраль-
ных коллективов. беспомощность не-
которых директоров и художествен-
ных руководителей, полагавииих, что
не обязательно считаться с запроса-
ми и интересами зрителей.
	Расточительное меценатство <0 сто-
роны комитетов и управлений по де-
лам искусств позволяло безответет-
венным руководителям составлять
репертуарные планы, в которых не
учитывались растущие культурные
потребности советского зрителя. Ре-
пертуар — основа творческой дея-
тельности театра. От того, насколько
он интерес и содержателен, на-
сколько позволяет он выявиться ху-
дожественным особенностям apTHCTH-
ческого ансамбля, зависит посешае-
мость театра:

Переходя на бездотационную фабо-
ту, каждый театр должен прежде все-
го решить для себя важнейший воп-
рос—какие пьесы включить в репер-
туарный план. Старые методы руко-
волства со стороны Комитета пе де-
лам искусств, занимавшегося рьяным
администрированием и мелочной опе-
кой, тормозили работу театров. Сей-
час театрам предоставляется возмож-
ность широко и полно проявить ини-
циативу в выборе лучших современ-
ных и классических ньес. От их уме-
ния находить наиболее выигрышные
для себя пьесы, от их предприимчи-
вости в работе с драматургами про-
фессионалами и непрофессионалами
зависит успех составления репертуа-
ра.

Современная советская пьеса. по-
священная важнейшим идейным иро-
блемам нашего времени, должна быть
основой репертуара. Некоторые теат-
ральные дельцы могут подумать, что
предоставление самой широкой иници-
ативы театрам дает Им возможность
включать в репертуар низкопробные,
безадейные пъесы, рассчитанные Ha
чевзыскательные, мещанские вкусы.
Нет, не о такой «инициативе» идет
речь. Театры должны не снижать, а
повышать идейно-художественный
уровень своих спектаклей, не сни-
жать, а повышать требования К своим
авторам — только в этом решение
проблемы «зрительского успеха».

Естественно, что театры, как и вся
советская общественность, пред’явля-
ют сейчас большой счет советским
драуатургам. В самом деле, за послед-
нее время ведущие советские драма-
турги не проявляют той творческой
активности, которой ждет от них зри-
тель. Театры ждут новых произведе-
зай от Л. Леонова, В. Катаева, Вс.
Вишневского, Б. Лавренева и других
виднейших советских драматургов,
чыи пьесы обычно составляли осзову
современного репертуара. В разных
художественных формах и. жанрах
драматические писатели должны от-
ражать важнейшие стороны жизни со-
ветского общества. :

В последние годы в драматургию
пришли многие новые люди — поэты,
прозаики, журналисты. Они принесли
в театр живое ошущение современно-
сти, новые темы, образы, драматиче-
ские конфликты. Однако ряд поста-
новок пьес  драматургов-дебютантов
не увенчался ожидаемым успехом по-
тому, что сценическое искусство тре-
бует от писателя мастерокого владе-
ния драматургической формой, глубо-
кого злания законов сцены. Советские
писатели, пинтущие для театра, доби-
лись значительных достижений в раз-
работке современных тем. Однако ху:
дожественные достоинства ряда но-
вых пьес уступают их тематической
ценности. Проблема професскалально-
го совершенствования, овладения ху-
дожественной формой приобретает
первостепенное значение для наших
драматических писателей. И в этом
огромную помошь могут оказать им
театральные коллективы, режиссеры
и актеры. с их ценнейшим сцениче-
ским опытом.

В последнее время театры совсем
релко обращались к отечественной и
зарубежной классике. Между тем,
зритель постоянно проявляет интерес
к лушшим произведениям классиче-
ской драматургии, и театры не вправе
забывать об этом. Золотой фочд теат-
рального искусства — русская и ми-
ровая классика—поможет также теат-
рам ренгить стояштие перед ними слож-
ные задачи. Дело, однако, заключает-
ся в том. чтобы в необозримых богат-
ствах классической литературы отби-
рать для постановки те пьесы, кото-
рые в наибольшей степени отвечают
идейно-творческим задачам советско-
го театра. Есть ньесы Островского,
Шекспира, Мольера, которые никогда
не ставились в советском театре, и
есть ходовая, заигранная Классика,
которая голами не сходит с афиш. От-
бор наиболее интересного, идейно-со-
держательного в классическом насле-
Дии—это тоже дело творческой ини-
циативы театра.

Требование повышения идейно-ху-

see reer оаьь пни нь >
	дожественного уровня репертуара от-
вечает в равной степени интересам те-.
атров и интересам зрителей. У нас не
может, не должно быть противоречий
межлу  зрительскими запросами и
идейно - художественной программой
теётра. Их интересы едины, и в этом
залог нового пол‘ема советского те-
атрального искусства.

Зритель заинтересован в том, что-
бы видеть в значительных ролях лю-
бимых своих: актеров, лучших масте-
ров сцены и’одаренную артистиче-
скую молодежь. Но из-за непомерно
раздутых штатов многие замечатель-
зые мастера сцечы годами дожидают-
ся новых ‘ролей, а актерская’ моло-
дежь — дебютов. Освободить труппы:
от актеров и актрис, которые е.успе-_
хом будут использованы в других те-
атрах; — значит сделать вдвойне по-
лезное дело. Театры ‘сохратят  евои
расходы. а актеры не булут мешать
друг другу в слашком  многочислен-
ных труппах. Е

Болышое значение и для. экономики
театров: и для оздоровления их твор-
ческой деятельности имеет снижение -
постановочных расходов, которые. во
многих зрелищных предприятиях ста-
‚ли совершенно недопустимыми.
	Информационное сообщение
О ЗАСЕДАНИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
			12 марта, в 1! часов утра, в Кремле, в Большом Кремлевском дворце.
состоялось Четвертое заседание Верховного Совета РСФСР,
Председательствует Председатель Верховного Совета РСФСР депутат
	М. П. Тарасов,
В порядке дня —
	обсуждение локлада Министра финансов РСФСР де-.
	путата Сафронова А. М. о Государственном бюджете РСФСР на 1948 год,
В прениях выступили: депутат Динмухаметов Г. А. (Бугульминский округ,
Татарская АССР), депутат Красавченко Н. П. (Балашихинский округ, Мос-
	ковская область), тов. Иванов В. Д.
делам сельского и колхозного ст
	— начальник Главного управления по
жительства при Совете Министров
	ee py ee
	Председатель Совета Министров РСФСР депутат Родионов М. И. (Красно-
Баковский округ, Горьковская область), депутат Смирнов Н. К. (Пензен-
	ский — Южный округ, Пензенская
	область), Министр промышленности
	строительных материалов РСФСР депутат Алехин Д. И, (Советский округ,
Курская область), депутат Березин И. Е. (Сальский округ, Ростовская об-
	Саратов), депутат
	ласть), депутат Голубков П.В. (Ленинский округ, г.
Рябов В. П. (Омский — Сталинский округ, гор. Омск).
	Па этом четвертое заседанйе Верховного Совета РСФСР закрывается,
		К 125-летию со дня рождения
А. Н. Островского
	Вчера под председательством
	На заселании юбилейного комитета
	Деятельное участие в подготовке к
празднованию принимает Всёроссий-
ское театральное общество, которое
организует трехдневную конферен-
цию, посвященную постановкам пьес
Островского за годы советской влас-
ти. В конференции примут участие
ведущие режиссеры; актеры и худож-
ники московских, ленинградеких, нз-
циональных и периферийных театров.
В отделения ВТО — рассылаются
справочные и библиографические ма-
териалы о Жизни и творчестве вели-
кого русского драматурга.

Широко отмечает юбилейную да-
ту Академия наук СССР, Как сооб-
щил на заседании юбилейного ко-
митета А. Еголин, отделение языкаи
литературы Академии наук совмест-
но с Институтом мировой литературы
им. Горького организует научное за-
седание,  пюсвященное творчеству
А. Н. Островского; Такое же заседа-
ние состоится на филологическом фа-
культете Московского университета
им. Ломоносова. Доклады и выс-
тавки о жизни и творчестве драма-
турга готовит в Ленинграде Пушкин-
ский дом.

План мероприятий Института исто-
рии искусств доложил на заседании
проф. С. Дурылин. В частности, ин-
ктитут совместно с ВТО готовит
специальный том «Театрального на-
‹следства», посвященный А. Н. Ост-
ровскому, о
	В обсуждении сообщений, сделан-
ных на заседании рриняли участие
секретарь ЦК-ВЛКЕМ Н, Михайло,
министр просвещент.! РСФСР А. Воз-
несенский, народна  артистка ОССР
А. Яблочкина, акад мик И. Грабарь и
другие. р

— П. Лебедев, заключая заседание,
дополнил `обниирный план мероприя-
тий, которыми булет отмечена юби-
лейная: дата. Центральное место в
нем занимают полготовка торжествен-
ного заседания 12 апреля, организа-
‘ция научно-творческой сессии, п0о-
водимой силами Института ‘истории
‚искусств, ВТО и Института мировой
‚литературы им. Горького. Государ-
 ственным издательством  художест-
венной литературы предпринято  13-
дание полного собрания сочинений
А. Н. Островского в 16 томах.

Намечено также издать массовым
тиражом биографию А. Н. Островско-
го, портрет драматурга работы Перо-
ва, юбилейные почтовые марки. К
юбилейным дням готовится выпуск
киножурнала ‘и организуются специ-
альные радиопередачи.
		<Егора Булычева» и «Человека с_ру-   СССР в связи с исполняющимся 12
	жьем». Разве постановочной пынгзо-
	апреля 1948 г. 125-летием <со дня рож-
	стью и роскошью отличались эти м   дения А. Н. Островского. На засе-
подобные им спектакли? Наоборот,   дании были приведены цифры, харак-
каждая болыпая режиссерская работа   теризующие исключительную попу-
	отличалась лаконизмом, сдержанно-
стью, строгим отбором изобразитель-
	лярность драматургического наелх-
дия А. Н. Островского в стране. В
	театров
	ВБ музее
им. А. М. Горького
	К 80-летию со дня рождения А. М.
Горького музей его имени организует
выставки. В Горках, в доме, где жил
последние годы писатель, открывает-
ся выставка «Горький в Горках».

Передвижные выставки, прелназна-
ченные для рабочих клубов и библио-
тек, содержат материалы, посвящен-
ные публицистическим выступлениям
великого пролетарского писателя. На
десяти стендах расположены книги,
фотодокументы, рукописи, отразив-
шие непримиримую борьбу, которую
вел писатель против лицемерия бур-
	жуазной демократии. На одной из ви-.
	трин представлены известные брошю-
ры: «Если враг не сдается, его уни-
чтожают», «С кем вы, мастера куль-
туры» и др.

В залах музея будут показаны по-
дарки, полученные А. М. Горьким от
рабочих, деятелей искусств, ученых
и

Музей начал проводить на заволах,
фабриках и в школах доклады и 6е-
седы о жизни, творчестве и общест-
венной деятельности А. М. Горького.
	СЕССИЯ МУЗЕЯ
МУЗЫЦАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
	Центральный музей музыкальной
культуры занят подготовкой научной
сессии, посвященной постановлению
ЦК ВКП(б) об опере «Великая друж-
ба» В. Мурадели: Сессия должна бу-
дет раскрыть процесс борьбы в рус-
ской классической музыке и музы“
кальной критике за утверждение
принцилюв реализма, идейности,  ло-
ступности музыкального языка.

В сессии примут участие научные
силы Института истории искусств
Академии наук СССР, Ленинградско-
го научно-исслеловательского инсти-
тута театра и музыки, музыковеды,
композиторы критики страны.
	75-ЛЕТИЕ
СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
РАХМАНИНОВА

20 марта исполняется  75-летие со
дня рождения Сергея Васильевича
	Рахманинова. Отмечая эту дату, Мо-
сковская филармония ‘организует в
Болыном зале Консерватории’ ряд
концертов из произведений компози-
тора.

17 марта Л. Оборин и С. Кнушевиц-
кий исполчят сонату Рахманинова
для виолончели с фортепиано. Л. Обо-
рин сыграет также ряд его фортени-
	анных произведений, 27’ марта <осто-
	ится концерт В. Давыдовой, ‘которая
включила в свою программу романсы
С. Рахманинова.

В конце марта состоятся два кон-
церта Государственного симфониче-
ского оркеста СССР под управлением
А. Гаука, в которых. будут исполнены
произведения С. Рахманинова.
	ных средств и преобладанием актер-   репертуаре праматических
	ского мастерства над всеми другими  ! Советского Союза — более 39 пьес
	Островского. Б 24-х театрах ставится
«Лес», в 20-ти театрах—«Волки и ов-
цы», в 18-ти тватрах—«Гроза». Боль-
шое место в репертуаре театров за-
нимают — пьесы «Бесприданница»,
«Доходное место», «Последняя жерт-
ва» и «На всякого мудреца довольно
простоты». К юбилейным дням 230
театров поставят 28 пьес А. Н. Оет-
ровского.
	Помимо вынуска премьер, театры
обновят спектакли, включенные в те-
кущий репертуар. В день юбилея в
театрах соетоятея торжественные за-
седания и откроются’ выставки, по-
священные жизни и творчеству дра-
матурга. За две-недели до юбилейной
даты в клубах, дворцах культуры, в
воинских частях и учебных заведени-
ях будут проведены лекции и выезд-
ные концерты.

Во всех союзных республиках co3-
даны юбилейные комитеты по прове-
дению торжеств и готовяфся научные
сессий. МХАТ СССР им. Горького
	компонентами спектакля. Громоздкое
оформление, стотысячные затраты ча
декорации, костюмы, реквизит обычно
свидетельствуют о том. что режиссу-
ра стремится восполнить недостатки
пьесы и посредственность актерского
исполнения дешевыми, ‘но очень дорр-
гими для государства, сцпечическими
эффектами. В этом проявляется и бес-
хозяйственность руководителей  те-
атров и отсутствие подлинной худо-
жественной фантазии и изобретатель-
ности.

Строжайшая финансозая дисципли-
на во всем — в расходах на штаты, в
заключении договоров с драматурга-
ми, в сметах на новые постановки —
не только че сузит художественные
возможности театров, но, наоборот,
поможет мобилизации всех их творче-
ских сил.

2 В связи с этим намного повьинается
	роль директора театра, облеченного   ланы юбилейные комитет
всеми правами, вытекающими из прин-   лению торжеств и готовя
	шипа елиноначалия. Велики и почетны
	Из:
rest
net
“KOE
“Da
vet:

Tae

18—
40H
marly

eke,
3 Bek
				oe
			обязанности художественных РУКОВО-   работает над спектаклем «Лес» и го-
	лителей главных режиссеров, праз-
	товит выставку о роли H месте
Островского в творческой жизни те-
arpa. Ленинградский театр aM.
Пушкина возобновляет спектакли
«Таланты и поклонники». «Горячее
	‘ванных воспитывать ансамбль в е@ДИ-   Островского в творческой жизни те-
	\ ной системе, осуществлять постанов-
  ки, растить новые поколения масте-
	ров сцены. И обязанности эти, как. a «Таланты и поклонники». «Горячее
авторитет в труппе, НИСколЬко Че   сорлие», заново ставит «Лес», совме-

умалятся от того, что общее руко-  стно с отделением ВТО и Пушкия-
	BO ACTSEO
	театром целиком и НОЭЛ ским домом организует научную сес-
	Специальный юбилейный комитет
по провелению празднеств создан в
Малом театре. К 12 апреля здесь бу-
дут Пересмотрены и улучшены спек-
такли Островского, идущие на ос-
новной сцене и в: филиале. К юбилею
театр заново поставит «Дохолное ме-
сто» и «Бесприданницу». организует
в основном здании и в Щелыково вы-
ставки, посвященные жизни и твор-
честву драматурга. Намечена органи-
зация музыкального утренника, в
программу которого войдут произве-
дения русских композиторов, напи-
санные на тексты и сюжеты Остров-
ского. К спектаклям, включенным в
репертуар Малого театра, будут из-
даны специальные бропноры.
	ностью возлагается на директора. Не   сию
	служебным положением, а творчес-
	идет   кими успехами и высокои принциии-   по проведению празднеств
	альностью определяется авторит®
режиссера в коллективе. Не» может
`быть никаких противоречий межлу
‘ним и директором театра, если o6a
i OHH верно понимают задачи COBETCKO-
	Однако принципи единоначалия He
только дает директорам большие
права, чо и прел’являет WM весьма
сложные требования. Тип директоза,
занимавшегося в театре только адми-
нистративно-хозяйственными вопроса-
ми, уходит в прошлое. Директор со-
ветского театра должен быть органи-
затором высокой квалификации, марк-
систски образованным человеком, зна-
ющим театральное искусство. Ко-
митет по делам искусств должен
нести полную ответственность и за
подбор ‘руководяших < театральных
кадров. и за неуклонное повышение
их идейчо-политаческой и профёссио-
нальной подготовки.

Главное управление театров долж-
но в корне перестроить свою деятель-
ность в соответствии с новыми зада-
чами, стоящими перед советским сце-
ническим искусством. Театры долж-
ны приложить все усилия к тому,
чтобы возможна. скорее начать рабо-
тать по-новому. Следует отметить,
что ряд театров уже полностью под-
готовился к тому, чтобы с 15 марта
начать работать не только без дота-
ции, но и давать прибыль.

Борьба за подлинно советский по-
рядск в театральном деле — это борь-
ба за расчетливое использование каж-
дого рубля, за образцовое хранение и
эксплоатацию имущества, за полное
использование сил и возможностей
режиссеров, актеров. _ художников,
наконец, за‘привлечение болыших зри-
тельских аудиторий. Театры до o-
следнего времени в ничтожных раз-
	  Московское товарищество худож-
ников организует регулярные Перед-
вижные выставки в клубах крупных
промышленных предприятий столицы.
Очередная выставка, посвященная
 30-летию Советской Армии, открыта
в клубе завода малолитражных ав-
`томобилей. Здесь представлены par
‘боты А. Герасимова, В. Бялынинкого-
`Бирули, Ф. Модорова, П. Мальцева,
`Б: Рыбченкова, В. Одиннова, И. Со-
колова, В. Бибикова и др. На-днях в
клубе состоялась встреча участников
выставки с молодежью завода.

В ближайшее время выставка бу-
дет организована в клубе завода

«Компрессор».
	ПРОИЗВЕДЕНИЯ
БУЛУЩИХ МАСТЕРОВ
	В Доме культуры Министерства
трудовых резервов открыта выставка
работ учащихся ремесленных училищ
и школ ФЗО. у

Наряду < изделиями будущих Me-
таллургов, строителей, текстильшиков
ит д. на выставке широко. показаны
работы учащихся школ хуложествен-
ных ремесел. Ученики Каслинского
училища представили на выставку
образцы тончайшего художественно-
то литья; молодые златоустинцы по-
казывают мастерство гравировки на
стали; уральцы демонстрируют худо-
жественную обработку самоцветов.

В числе экспонатов—-инкрустации
по дереву, фарфоровая скульптура A
посуда, лепные архитектурные дета-
ли, барельефы в мраморе и камне,
серебряная чеканная посуда, резьба
по дереву, фрески и т. д.

Автор проекта оформления и глаз
ный художник выставки—А, Дмит:
		ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «ЖИЗНЬ
И ТВОРЧЕСТВО
П. И. ЧАЙКОВСКОГО»
	Музей П. И. Чайковского в Клину”
заканчивает сбор материалов для го-
товящейся к печати энциклопелии.
«Жизнь и творчество П. И. Чайков-^
ского». Энциклопедия даст анализ
оперных, симфонических и камерных
трудов композитора, а также расска-
жет о Чайковском — критике, педаго-
re, дирижере и пропагандисте русской
музыки.

Энциклопедия, об’емом в сорок пе-
чатных листов, выйдет в двух томах
под редакцией академика Б. Асафье-
ва. Первый том посвящается анализу
музыкального творчества Чайковско-
го, второй—биографии композитора,
его литературному и музыкальному
окружению. педагогической, критиче-
	CKO И дирижерской деятельности, .
	< ВОБРАНИЕ АКТИВА MOCHOBCHHY АРХИТЕКТОРОВ
	Вчера в Центральном доме архи-
тектора началось собрание актива
московских архитекторов,  посвящен-
ное обсуждению постановления ЦК
ВКП(б) об опере «Великая дружба»
	В. Мурадели.
С докладом о творческих задачах
советских архитекторов выступил
	председатель Комитета по делам ар-
хитектуры при Совете Министров
СССР Г. Симонов. В прениях ‘праня-
ли участие Л. Руднев, М. Соболев,
Г. Захаров и другие.

В докладе и в прениях был затро-
нут ряд важнейших творческих BO-
просов, живо волнуюнких архитектур-
ную общественность столицы. Высту-
павитие указывали, что в творческой
	‚практике некоторых архитекторов на- :
	блюдаются проявления
Резкой критике была
философская концепция

формализма.
подвергнута
академика
	‘архитектуры И. Жолтовского, KOTO-
‘рая исходит из  идеалистического
представления о незыблемости «веч-
ных законов прекрасного». На собра-
‘нии отмечались- крупные недостатки
„в деятельности Комитета по делам
  архитектуры, правления Союза <овет-
ских ‘архитекторов и его московского
‘отделения, Академии архитектуры
СССР, Московского архитектурного
института.

Продолжение собрания—15 марта.
`’Подробный отчет’ будет напечатан в
следующем номере газеты.
	6 15 марта 646 театров переволятся на самоонупаемость
	Три дня продолжалось  созванное
	щены штаты театров по всем катего-
риям персонала, до пределов. обеспе-
чивающих полную загрузку каждого
работника, <ведечы к минимуму зат-
раты на привлечение исполнителей и
работников со стороны. Не менее чем
на 25 проц. должны быть сокращены
административно-хозяйственные pac-
ходы и значительно. уменьшены сред-
ства, расходуемые на текущий ремонт
оформления, реквизит и электроэнер-
THIO. Е

Театрам предложено полностью
отказаться от’ излишеств в оформле-
нии спектаклей. Для оформления
следует применять ‚более дешевые
материалы, широко использовать
имеющиеся запасы декораций, ко-
стюмов, мебели и бутафории.

Комитет обязал свои местные орга-
ны принять меры к наиболее целесо-
образному территориальному  разме-
шению театров, допуская в виде ис-
ключения реорганизацию и слия’ ие
отдельных творчески неполноценных
и не оправдывающих себя экономиче-
CKM театральных коллективов.

К 1 апреля 1948 тода должны быть
также пересмотрены  производствен-
но-финансовые планы музыкальных
учреждений и коллективов, а также
сметы на проведение централизован-
ных мероприятий.

Специальный приказ Комитета по-
священ мерам по ликвидации бесконт-
рольности в расходовании денежных
средств тватрами союзного подчине-
ния. Новый поряок планирования,
финансирования и контроля за расхо-
дованием срелетв в этих театрах дол-
жен обеспечить укрепление плановой
ий сметаяой лиспиплины, соблюдение
	медии, Оперно-драматический театр
им. Станиславского и все коллективы
Государственного об’единения пере-
движных театров. Председателям ко-
митетов и начальникам республикан-
ских управлений по делам искусств
предложено немедленно представить
на утверждение Советов Министров
республик перечни театров республя-
	канского и местного о подчинения,
переводимых на полную  само-
окупаемость, a также  присту-
	пить к рассмотрению и утверж.е-
Вию производственно -финансовых
планов и смет по каждому театру
республиканского подчинения н TO
театрам местного подчинения, полу-
чающим дотацию после 15 марта.
При составлении и утверждении
планов и смег должно быть преду-
смотбено максимальное увеличение
	‚количества спектаклей за счет уп-
	лотнения режима работы на стацио-
нарах, проведения параллельных,
выездных, обменных спектаклей н
гастролей, организации концертов
силами артистов театров, перехода на
непрерывную  рабочкю неделю и
круглогодовую работу.

В целях максимального повышения
доходов театры обязаны увеличить
количество мест, поступающих в про-
дажу (включив в них откидные, до-
полнительно прибавляемые и литер-
ные места), решительно улучигить ра-
боту по организации зрителя, мобили-
зовать все другие источники: доходов
(плата за прокат костюмов, продажа
либретто и программ, едача в аренду
помещений и т. п.).

Для максимального уменьшения
расхолов должны быть резко сокра-
	строжайишего режима экономии и по-
вышение рентабельности.
На совещании было обсуждено по-
ложение о новом порядке планирова-
ния и утверждения репертуара, кото-
рое кладет конец излишней центра-
лизации в расомотрении и утвержде-
нии репертуарных планов, составляе-
мых театрами, повьшнает роль руко-
водителей театров и их ответствен-
ность за идейно-хухожественное ка-
чество репертуара.
‚ Репертуарные планы театров мест-
ного подчинения будут  рассматри-
ваться и утверждаться областными и
	краевыми отделами по делам ис-
	кусств, театров республиканского
подчинения—соответствующими — ко-
митетами или управлениями по делам
искусств. при Советах Милистров pec-
публик, а театров союзного. подчине-
ния — Комитетом по ‘делам искусств
при Совете Министров СССР. Кате-
горически запрещается вносить из-
менения и дополнения в планы без
согласования < театрами.

Большое вяимание было ‹ уделено
на совещании вопросу о правах и обя-
занностях директоров и художествен-
ных руководителей театров. В обсуж-
дении этого вопроса приняли участие
‘директоры и художественные руково-
дители ряда московских театров. B
разработанном проекте положения
подчеркивается ведущая роль дирек-
тора, как едилоначальника, отвечаю-
щего за всю работу театра.

Председатели комитетов и началь-
ники республиканских управлений по
делам: аскусств обсудили также про-
ект плана межреспубликанских.гаст-
ролей театров. на 1948 год.
	мерах использовали такие 80300   котом по делам искусств при
	сти повьинения ювоих доходов, как
гастроли, обмен сценическими пло-
щадками, параллельные спектакли.
	Бсе это — дело илициативы директо-
ра театра. Почему. например, Одес-
скому оперному театру нужно круг-
лый гол находиться в Одессе, в то
время как в соседних городах — Ни-
колаеве, Херсоне — голами не вчлят
оперных постановок? Почему че ездят
на гастроли ленинградские театры?

Изменения в характере работы те-
атров, связанные © отменой дотаций,
ни в коем случае не должны приве-
сти к возрождению делячески-торга-
шеского духа, к беспричципному
«коммерческому» предпринимательст-
ву. Идейно-воспитательное значение.
каждого спектакля определяет успех.
работы руководителя театра, режис-
суры и всего артистического коллек-
тива.

Тридцатилетний опыт советского
театра, полный напряженного труда,
смелых дерзаний, интереснейших до-
	Совете Министров СССР совещание
председателей комитетов и началь-
ников управлений по делам. искусств
при Советах Министров союзных
республик. На совешании были об-
суждены вопросы работы театров и
концертных организаций в связи с
переходом их на ‹амоокупаемость.

Широкий обмен опытом работы,
накопленным на местах, оказался
весьма плодотворным. Участники 69-
вещавия внесли ряд ценных практи-
ческих предложений о мерах по улуч-
шению деятельности учреждений ис-
кусств в новых условиях.

В заключение заседания были ог:
лашены приказы Комитета по делам
искусств при Совете Министров
СССР, устанавливающие новый. по-
рялок работы театров.

В приказе Комитета отмечается,
чте по решению Совета Министров
СССР с 15 марта 1948 г. снимаются <
государственной дотации и перево-
дятся на полную  самоокупаемость
10 театров союзного подчинения (из
17) и 636 театров рерпубликанского и
местного подчинения (из 797). С 15
марта сокращаются дотации и всем
остальным театрам, за исключением
	некоторых коллективов, которым, в,
	виде исключения, дотация. продлена
временно до   января 1948 года.

В соответствии с этим Комитет по
делам искусств принял решение
снять C государственной лотапия и
перевести на полную самоокулае-
мость следующие театры союзного
подчинения: им. Вахтангова, Еврей-
ский театр, Ленингралский театр ко-
	стижений. поможет всем жизнеспособ-  дятся на полную
	ным коллективам с честью выполнить
сложные задачи, поставленные перед
нами партией и правительством.
	с езда РСДРП.
	Б. М. Волин; А. М. Панкратова и
другие.
В художествелной части оркестр,
	хор и солисты Всесоюзного ралиоко-
митета исполнят песни революцион-
ного подполья и гражданской войны.
	50-летие 1-го
	Сегодня Центральный дом работ-
ников искусств организует для ра-
ботников искусств столицы вечер,
посвященный этой знаменательной
дате,

На вечере выступат: Е. Д. Стасова,
Ц. С. Бобровская, Н. Ф. Самойлов,