СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
						ЧУ РАСТУЩИ
	Актеры в репертуаре
		Ни для кого не секрет, что труп-
пы многих наших крупзых театров
слишком велики. Большое число ар-
тистов театра оказывается силой об-
стоятельств «вне чгры». Нередко у
талантливого; популярного актера
в репертуаре вдруг не оказывает-
ся ролей: Еше чаше случается
	так, что ‘одаревный молодой артист
	годами ждет, когда ему будет предо-
ставлено право выйти на подмостки.
А бывают и такие казусы, когда те-
атр, располагающий огромной труп-
пой, все же не в состоянии подобрать
исполнителя на ту или иную роль.
Известно, например, что; Московский
Художественный театр намеревался
осуществить инсценировку «Обломо-
ва», но отказался от этого намере-
ния, в частности, и потому, что не на-
шлось исполнителя заглавной postr.
	Эти вопросы требуют всестороннего
и вдумчивого обсуждения. Нельзя
дальше закрывать глаза на те несом-
ненно существующие в жизни теат-
ров аномалии, которые мешают их
творческому развитию и в’ конечном
счете подрывают авторитет театра в
глазах советских зрителей.
	Загляните в программу
спектакля Московского Художествен-
ного театра. Обратите внимание на
перечень актеров, исполняющих эпи-
	‚зодические роли. Бы увидите, что по-
	STH каждая из этих ролей имеет трех
исполнителей. Почти бессловесную
роль почтового чиновника в «Вишне-
вом саде» играют артисты Недзвец-
кий, Чернов, Остроухов. Начальника
станции —Сухарев, Голосов, Люлдви-
	гов. Дворецкого лэди Снируэл в
«Школе злословия» — Хощанов,
Буш, Смулко. Дедушку в «Синей
	птице»—Истрин, Шишков, Курочкин.
Клубного лакея в «Последней жерт-
ве» — Ларин, Шавыкин, Баташов.
Тургенева в «Последних днях»—Ков-
шов, Леонидов, Дамский. Представи-
теля парткома в «Платоне Кречете»
— Некрасов, Туманов, Антонов...
Этот перечень можно было бы про-
должить. Но вот что примечательно:
‘мы назвали 7 мужских ‘ролей, 21 ис-
полнителя, однако ни одной фамилии
нам не пришлось повторить! В Хуло-
жественном театре есть еще целая
плеяда. ‘актеров; «на маленькие
роли» — Бутюгин, Ефимов, Ереме-
es, Озеров, Северный, Чистяков.
Фертман и многие другие. `Никогла
не играют они серьезных ролей, года-
ми ждут и не могут дождаться насто-
ящей самостоятельной работы. Мо-
жет быть, это бесталанные артисты?
Напротив, в болынинстве это одарен-
ные, интересные артисты, и даже в
небольших ролях им порой удается
блеснуть своим незаурядным талан-
TOM.
	Не так давно Гуманов, например,
очень остро и выразительно сыграл
коротенькую роль в «Победите-
лях» — и разве это единственный на
спене МХАТ значительный успех в
эпизоде? Но кто будет утвержлать,
что Хуложественному театру необхо-
димо иметь множество артистов, спе-
пнально предназначенных на подобные
роли? Кто признает нормальным то
обстоятельство, что в стенах МХАТ
«консервируются» таланты весьма и
весьма способных актеров и актрис?
Кстати сказать. число актрис, пребы-
вающих в перманентном ожидании
значительной работы в новом спек-
такле, — еще более велико.
	Ясно, что театр не может предоста-
вить всем этим артистам возможность
полвостью проявить свое дарование.
То же самое можно наблюдать и во
многих других больших коллективах.
Хуже того, целый ряд популярных в
народе, любимых публичой актеров в
той или иной степени разделяет
участь тех, кому еще не удалось за-
воевать расположение зрителей.
	Игорь Ильинский занят всего в пяти
спектаклях Малого театра. С. Гиа-
пинтова за последние годы сыграла в
Театре им. Ленинского комсомола
только олну небольшую роль. О. Ан-
	провская в Художественном театре
	не получала новых ролей после поста-
ноеки «Идеального мужа», т. е. уже
более двух лет, и в новых планах те-
атра нет пока перспектив применения
ее блестящего таланта. Б. Добронра-
вов и Б. Ливанов после ллительного
перерыва получили полгода назад
болыние роли в спектакле «Дядя
	фазница в затрате сил актера в
разных ролях. Зеркалова—Элиза Ду-
литл в «Пигмалионе» и Зеркалова —
Шабунина в «За тех, кто в море»,
Еланская—Катюша в «Воскресении»
и Еланская—Мрина в «Царе Федо-
ре» — все это с точки зрения суще-
ствующих норм расценивается одина-
ково. И это, конечно, несправедливо.

Известно, что Вл. И. Немирович-
Данченко при составлении репертуара
исходил, например, из того, что в ро-
ли Тузенбаха («Три сестры») «Кача-
лов отдыхает». И, действительно, по-
сле Анатэмы и Брандта актер в этой
роли «отдыхал». Театр же использо-
вал его силы и рационально и ши-
роко — к радости публики.

Именно такой творческий подход к
исполнителю должен быть перенят
нашим театральным руководством в
протизоположность подходу формаль-
ному, «цифровому», укоренивиемуся
ныне.

Нельзя не указать в этой связи и
на такой важный момент, как ини-
циатива самого актера. Любой
артист может назвать несколько
ролей, о которых OH мечтает, кото-
рые он страстно хочет сыграть.
Но далеко не каждый может по-
хвастать тем, что он уже в ка-
кой-то мере подготовил ‹ебя к ис-
полнению этих ролей, что он спосо-
бен доказать свое право на ту роль,
о которой мечтает. В. Грибкову, к
примеру, хотелось сыграть Градобое-
ва в «Горячем сердце». Такая воз-
можность представилась — случи-
лось так, что эта роль в Художест-
венном театре оказалась временно
«вакантной». Но тут выяснилось, что
актер не знает даже текста роли.
Подобное пассивное выжидание ни-
как не способствует ни развитию да-
рования артиста, на, следовательно,
его признанию зрителями. Есть ведь
примеры, показывающие, что от ак-
терской инициативы ‘зависит многое.
В. Бендина, самостоятельно. работав-
шая над большой ролью лэди Тизл
(«Школа злословия»), сумела, когда
того потребовали обстоятельства, за
неделю «войти» в спектакль. Моло-
дые артисты МХАТ Л. Пушкарева и
Ю. Леонидов подготовили трудней-
шие роли Катюши Масловой и Нех-
людова в «Воскресении», сумели до-
казать, что их работа заслуживает
внимания, я имеют право надеяться
на то, что скоро получат эти ответ-
ственные роли. Если же обратиться
‚К истории русского театра, то Ona
`даст десятки примеров подобного роч
да.

Со своей стороны, руководство те-
атраг должно всячески поошрять ини-
циативу артистов, предоставить им,
как это принято, например, в Худо-
жественном театре, право свободного
‘посещения репетиций, в которых они
непосредственно не участвуют. Руко-
волетво обязано помогать каждому
члену труппы в его творческих по-
исках.

Следует положить предел совер-
шенно недопустимому положению,
когда в иных, к сожалению, доволь-
HO многочисленных, театрах при рас-

пределении ролен исходят не из со-
ображений творческого характера, а‘
	из складывающихся приятельских и
иных личных отношений, из «проте-
 жирования», из уважения к авторите-
ту, сложившемуся внужри театра, но
никак не поддерживаемому зрителя-
ми. Такие порядки мешают выявить
истинные таланты, ведут к сниже-
нию художественной ценности спек-
таклей; отталкиватот зрителей от те-
  атра. Пора понять, что право Ha
  роль дается только талантом и тру-
дом. Других критериев в подлинном
сценическом искусстве быть не мо-
жет.

Необходимо беречь живые творче-

ские силы театров, обеспечить им
применение, всячески способствовать
их развитию — это и означает итти
навстречу возрастающим запросам
` советских зрителей. Актер должен
играть в полную меру его актерских
сил. Если для этого некоторым ‘не-
померно раздутым труппам придется
отпустить часть своих артистов в
друтие театры, — это нужно сделать
‚ немедленно.
’ Но следует при этом помнить о
недопустимости формального и ка-
зенного подхода к решению вопро-
сов судьбы каждого артиста.

четырех ленинградских театрах (им.
Ленинского комсомола, Большом
драматическом. Новом и‘ Лецинграл-
ском драматическом театре} в 1947
году было отменено 20 спектаклей и
	заменен 31 спектакль. Разве зритель
	может быть уверен, что, купив биле-
ты, он попадет на интересующий его
спектакль?

Давно прошло время, когда зри-
тель шел на любой спектакль, < лю-
бым составом исполнителей. Требо-
вания советской публики неизмеримо
возросли.. Это обязывает театры
вдумчиво подхолить к распределе-
нию ролей, повысить  требователь-
ность к актерам, дублирующим ос
новных исполнителей. Налю так стро-
ить репертуар, чтобы ведущие акте-
ры выступали чаще и не только по
особо торжественным дням, но и в
рядовых спектаклях.

Не менее важно в борьбе за’ рен-
табельность театров заботиться о пра-
вильном, рациональном и экономном
расходовании материальных средств.
Во многих театрах все еще наблю-
дается чрезмерная расточительность.
Театры обычно не укладываются в
установленные лимиты расходов на
новые постановки. Московский ‘театр
драмы и комедия в прошлом году
имел право израсходовать на пять
новых постановок 445 тысяч рублей,
Выпустив только три новых спектэк-
ля, театр затратил на каждый из них
в среднем вместо 85 тысяч руб-
лей по 195 тысяч рублей. Театр им.
Станиславского и Немировича-Дав-
ченко превысил среднюю стоимость
постановки на 150 тысяч рублей.
Московский театр юного зрителя
также перерасходовал в среднем на
каждую постановку по 58 тысяч руб-
лей.

Подобные факты обычно  об’ясня-
ют всяческими об’ективными  причн-
нами. Но кпрашивается, почему же
Московский театр им. Ленинского
комсомола смог работать без дота-
ции? Полностью выполнив план по
новым постановкам, театр не только
уложилея в плановые ассигнования,
но по расходам на новые постаноекя
сэкономил 89 тысяч рублей. Очень
характерный пример. Он свидетель
ствует о необходимости по-хозяйски
расходовать средства на постановки,
полностью загружать штатных pe-
	„МЕСТНЫЕ“ И „СОЮЗНЫЕ”
ФИЛЬМЫ БАКИНСКОЙ СТУДИИ.
	великих прав»; и киножурнал не от
ражают главного — не видно, чем
живет республика. «Нефтью не пах»
нет», — образно отозвался об этих
фильмах ‘один  инженер-нефтяник,
Формально главному богатству рес»
публики—нефти—уделено внимание
в журналах и в отдельных очерках
но внимание это настолько поверх-
HOCTHO, люди показаны так невыра*
	‘зятельно. что зритель и впрямь
	чувствует борьбы за нефть. :

На каждом из шести очерков лез
KUT печать спешки, в каждом сказ
зывается желание передать внешнюю
сторону события. Не  чувсгвуетея
стремления ‘раскрыть суть воспроиз-.
веденного события, публицистическя
осмыслить и обобщить ‘материал.
Большинство очерков правильнее
было бы назвать тематическими но=
мерами киножурнала. Вот, например,
фильм «Низами». Название замавчи-
вое. Но 800-летие со дня’ рождения
великого поэта Низами Ганджеви,
отмеченное всей страной, достойно
лучшего фильма. Разрозненные кад-
ры, плохо связанные даже диктор-
ским текстом, воспроизводят приезд
гостей на празднества, показывают
торжественные заседания в Баку и В
Москве, мимоходом пробегают 16
некоторым памятным местам, А ка-
кая это благодарная тема для насто-
ящего очерка, который с интересом
смотрелся бы не только в Азербайд-
жане, но и в любом пункте страны!

Вот пругой очерк «Азербайджан
Узбекистан» (режиссер А. Гасанов,
оператор Аликперов). Речь идет
о соревновании двух основных хлоп-
ковых районов страны. Но’ авторы
даже не попытались раскрыть ‘эту
тлубочайшую тему. Люди не пока-
заны во время работы. Узбеки при“
езжают в Азербайджан, потом азар-
байлжанцы—в Узбекистан. Гости. да-
рят друг другу приятные вещи, ку-
шают плов, разгуливают в празднич-
ных одеждах. И все! Весь очерк от-
личается от обычной хроники разве
	только метражом. .
Вот еще один очерк, первый цвет-
ной фильм, снятый в Азербайджане, —
«От Баку до Гек-Геля». Авторы
(режиссер И. Касумов, оператор Г.
Сеилбейля) решили похазать красоту
высокогорного озера Гек-Гель. Смот-
ришь этот фильм и вилишь давно
уже примелькавшиеся планы Баку,
потом—пустынную дорогу, потом —
пустынное озеро. Ни человека, `ни
птицы-—никаких признаков жизни!

Значительно лучше справилась @
задачей группа студентов Государ-

ственного института  Кинематогра-

фии, сделавшая фильм «Золотая до-
ина». Авторы отошли. от штампа,
показали себя наблюдательными ху-

дожниками-публицистами, внесли в

свое произведение ‘задор юности,

много оживляюшщих штрихов, лирику,
теплый юмор. Это, пожалуй, единст-
венное кинопроизвеление бакинской
стулии, показывающее труд’ людей
во всем его величии, ‘оставляющее
тлубокое впечатление:
В бакинской студии принято” де-
лить выпущенные фильмы на’ «боль-
  шие»—для союзного экрава и на
копоткометважные для «местного»
` зрителя. Эта вредная «теория» <ни-
Г жает требования, которые’ должны
` ставить перед. собой творческие *ра-
 ботники—авторы фильмов. До каких
` же пор будет существовать эта не-
‘понятная, оскорбительная для со-
` ветского зрителя’ градация — «мест-
ный» и «союзный» экраны! Разве лю-
бая из тем, которым посвящены
‘очерки, снятые в: Азербайджане, не
Г интересует. зрителя, живущего за
  прелелами “этой: республики? Тем не
: менее все эти фильмы печатаются
  лишь в двух-трех экземплярах, хотя
средств на них израсходовано не
\ меньше. а иногда и больше, чем
  обычно ‘расходует Центральная сту-
г дия документальных фильмов на та-
кие же произведения, печатающиеся
болыними тиражами.

В студии нет подлинной творче-
ской обстановки, способствующей
‘росту режиссера, ‘оператора, автор-
ских калров. Проблема хуложествен-
ного и документального сценария все
еще остается нерешенной. А ведь в
  Баку немало талантливых писателей,
высококвалифицированных  литерато-
POB, способных принять активное
участие в работе студии.

Министр кинематографии фестуб-
  лики тов. Расул Рза, который cas
является писателем, почему-то  сзи-
тает, что кинематографистам трудно
‘найти общий язык с литераторами.
Отсюда, OUSBHAHO, проистекает He-
умение ступии работать с писате-
  лями. поивлечь их для. совместной
  творческой работы.

То же можно сказать и о доку-
  ментальных фильмах. `Литераторы,
  журналисты не принимают участия в

t

работе студии лишь потому, что
сама студия не проявила инициати-
вы. Этим и. об’ясняется тот факт,
что продукция. студии так плохо от-
пражает. большую жизнь республики.

В живописном месте, на берегу
  Каспия для бакинской стулии созла-
‘ют сейчас солидную производствен-
ную базу. оснашенную нозейшей тех:
никой. Производственные возможно-
стя кинематографии Азербайлжана
значительно возрастут. Но лаже в
буществуюнтих условиях студия мо-
жет добиться зкачительно” болыних
‘успехов: Это произойдет тогда, когда
она‘ создаст все ‘условия для под-.
линного творческого роста местных

]
	И
С ГАРИН.
	ЭСТРАЛЫ»
	ве творческую конференцию чтецов,
на которой обсудить все волнующие
творческих работников вопросы.
	Уполномоченный Гастрольбюро - по
 Закавказью И. Назарншвили пишет:
«С: Балашов в своей статье. убеди-
тельно и исчерпывающе вскрывает
недочеты, имеющие место в концерт-
ных организациях. Такая об’ектавная
критика правильно ориентирует руко-
водящих работников и дает возмож-
ность учесть оценку зрителя, а также
и законные требования исполнитель“
ских кадров». .
	И. Назаришвили выражает надеж-
ду, что материалы, приведенные в
статье «Вокруг эстрады», станут
предметом специального обсуждения
многих концертных организаций.

Однако, отдел эстрады Комитета
по делам искусств при Совете Мини-
стров ССЕР, ВГКО, Мосзстрала. и
другие центральные эстрадные орга-
низации, по адресу которых было
сделано немало справедливых упре-
ков в статье, в продолжение месяца
хранят унорное молчание-и никак не
реагируют на выступление газетьь
Статья «Вокруг эстрады» не была об-
суждена на собраниях творческих ра-
ботников. Нет нужды доказывать,
что такое отношение к критаке не
может способствовать наведению
большевистского порядка на совет
	Не так давно на экранах Баку де-
монстрировался большой  докумен-
тальный фильм «Земля великих
прав». В свет он вышел почти одно-
временно с другой картиной — «По
ту сторону Аракса». Выпуск в тече-
ние короткого времени двух полно-
метражных картин—явление для ба-
кинской студии отнюдь не частое. —
вызвал здесь ‘оптимистическое на-
строение. Однако радость оказалась
преждевременной. Если фильм «По.
ту сторону Аракса» — волнующий,
политически острый кинодокумент,
посвященный Иранскому Азербайд-
	‘Жану, увидела и достойно оценила
	вся страна, то фильм © Советском
Азербайджане дальше кратковремен-
ного пребывания на экранах Баку
так и не пошел.

Тем не менее в Министерстве кине-
матографии Азербайджанской ССР и
бакинской студии не особенно взвол-
нованы этой неудачей. Здесь утеша-
ют себя успехом картины «По ту <то-
рону Аракса» и надеждами быстро ис-
править фильм «Земля великих прав».
Хочется верить, что именно так и бу-
дет. Однако чрезмерный оптимизм ба-
кинцев становится непонятным, когда
‘ближе знакомишься с работой бакин-
ской студии.

Почему фильм, посвященный Со-
ветскому Азербайджану, снятый ба-
кинскими операторами, смонтирован-
ный бакинскам режиссером, оказался
по своему идейному уровню, художе-
ственным ° достоинствам и публици-
стической заостренности несравнимо
ниже правдивой, взволнованной кар-
тины, посвященной жизни по ту сто-
рону Аракса, тоже снятой бакински-
ми кинематографистами? Газета «Ба:
кинский рабочий» поспенила уделить
много места ‘восхвалению фильма
«Земля великих прав», назвав его
кикоПоэмой и «значительным явлени-
ем в кинематографии Азербайджана».
Действительно, этот фильм мог бы
стать поэмой. Материал, запечатлен-
ный в нем, значителен и интересен.
	Однако этого не случилось. Яркие
кадры, добросовестно снятые коллек-
тивом ‘операторов, плохо  смонтиро-
ваны по неудачному сценарному пла-
ну. Режиссер и соавтор сценарного
maa М. Микаэлов сухо, бессодер-
жательно, с репортерской поспентно-
стью, небрежно пезечислил все, что,
по его мнению, «можно и нужно бы-
ло сказать». 1
Содержание фильма передано
бледно, нет ни одного запоминаю-
щегося монтажного перехода, ни од-
ной свежей режиссерской находки.
Люди не показаны в труде, ‚в твор-
честве,  отражающем исторический
поворот в сульбе всего азербайджан-
ского народа. Дикторский текст по-
рой рассказывает © событиях и пю-
дях не более содержательно, чем
подпись под газетной фотографией.
Задавшись целью создать кинопоэму
о Советском” Азербайджане (тема
достойна поэмы!), авторы ограничи-
лись лишь тем, что снаблили Фильм
	стихотворным текстом. Но стихот-
ворный дикторский текст едва ли
уместен в документальном фильме.
	В этои картине стихи не всегда со-
	ответствуют изображению на экране.
	Неудачно ‘прочитанные ` артистом
5B. Бельским, они отвлекают.от экра-
на, мешают смотреть. -

“Хороший операторский материал
	‘позволяет ‘надеяться, что после пе-.:
	ределок зритель увидит произведе-
Hue, достойное Азербайджанской

во-время нужной картины, а госу-

дарству ‘нанесен материальный

ущерб.
Случай этот хазактерен для бакин-
	ской студии, и бакинцам необходимо
	сделать из этого серьезные выводы.

Студия существует не первый год,
и тем не менее до сих пор она не
воспитала необходимые ей режиссер-
ские кадры.. Не Avner ошибкой ска-
зать, что в Баку плохо растят мест-
ные режиссерские кадфы Прежде
всего, они не специализируются в
определенных жанрах. Бакинская
студия—и художественная H X)OHH-
кальная, хотя бывало, что по He-
скольку лет тут не работали над
художественными фильмами. Дабы
не сидеть сложа руки, режиссеры и
операторы занимались и занимаются
работой над сюжетами лля киножур-
нала или снимают короткометражные
фильмы. В конечном ‘счете, в Баку
не оказалось режиссеров  специали-
стов ни в области художественной
кинематографии, ни в области доку-
ментальной, ни даже  квалифициро-
занных хооникеров.

Это положение лучше всего `под-
тверждает продукция стулии за 1947
roy. В количественном” отношении
студия сделала много. В прошлом го-
ду закончены с’емки художественно-
го фильма «Фатали-хан», сделаны лва
полнометражных документальных
фильма, о которых мы уже сказали,
сняты шесть киноочерков и 48 но-
	меров журнала. «Валовая» продукция
	солилная. А качество? ‘В ‘нашу за-
дачу не входит оценка фильма «Фа-
тали-хан». Но тут невольно вспоми-
наешь историю этой картины. Олин
вариант фильма в свое время был
полностью снят и не увидел света.
Режиссер Е. Дзиган, приглашенный
для с’емок нового варианта; He Hc-
пользовал ни одного стазого- кадра.
Все снято заново. Можно’  предста-
вить себе, во ‘сколько обошелся этот
фильм государству! Мы’ просмотрели
все,  то было выпушено студией на
экраны в прошлом голу. И шесть
очежов, и большой фильм «Земля
		В №6 газеты «Советское искусст-
во> напечатана статья С. Балашова
«Вокруг эстрады», в Которой за-
тронут ряд важнейших творческих и
организационных вопросов, ‘живо.
волнующих работников советской
эстрады, : ‘ -

Редакция получила ряд откликов
на статью С. Балашова. Артисты
эстрады в своих письмах указывают,
что статья «Вокруг эстрады» mpa-
вильно и своевременно вскрывает
многочисленные недостатки в работе
концертных организаций, и приводят
новые дополнительные факты и при-
меры, свидетельствующие о. серьез-
ном неблагополучии на этом важней-
ем участке советского искусства.
	О равнодушном; деляческом OTHO-
шении концертных организаций к ис-
кусству художественного слова Пи-
шет в редакцию чтец „Л. Петрейков.

Не уделяет достаточного внимания
мастерам художественного слова’ и
Московская областная филармония.
Зам. директора филармонии т. Федо-
ров, как’ указывает в своем письме
т. Горячих, прославился грубым об-
ращением с творческими работника-
ми, чинит всяческие препятствия чте-
цам, стремящимся чаше выступать в
колхозах области,’ обогащать свой
репертуар.

П. Горячих вносит предложение
	#СОЗВАТЬ В Мы
		  ротив косности
	ния» театров должно

мо ения ПК ALI `  планироваться  рес-
BKIMO) «11K Н.П канскими Уп:
ре ар и Ye
по вопросам литера- > BJ SCTE
	‚=

Не следует откла-
дывать в долгий ящик и разреше-
ние вопроса о работе студий при
периферийных театрах, особенно
в тех горолах, где существуют теат-
ральные институты. Учеба в сту-
диях при театрах не носит cHc-
	тематического характера. Студий-
цы обычно используются в ка-
чёестве вспомогательного состава.
	Учебный план студии строится в за-
висимости от занятости преподава-
телей — актеров театра. Руководи-
тель и педагоги студии часто pac-
сматривают свою деятельность в ней
только с точки зрения дополнитель-
ного заработка. Известно также, что в
студию часто попадают молодые лю-
ди, не выдержавшие приемные экза-
мены в театральных институтах. Сох-
ранив студии при отдельных ведущих
театрах Союза, следует сеть студий
пересмотреть, переведя способных
учащихся на соответствующие курсы
театральных институтов и консерва-
торий.

В новых о условиях очень остро
встает вопрос о принципах отбора
студентов в высшие  художествен-
ные учебные заведения. Далеко не
всегда уделяется при этом должное
внимание творческим данным буду-
щих артистов, не учитываются их
перспективы. Новые задачи бездота-
‘ционной работы театров потребуют
от наших учебных заведений подго-
товки и выпуска специалистов. ко-
торых теперь нужно будет  направ-
лять на работу не по казенной циф-
ровой заявке, а в зависимости: от. ам-
нлуа, в зависимости от определенных
требований театра:

Вредной является появившаяся у
отдельных театральных работников
мысль, что бездотационность якобы
требует ‘изменения. ‹репертуарных
принципов. Лишь игнорирование ин-
тересов нашего ‘советского зрителя
и неуважение к нему может вызвать
желание перейти на мещанский, низ-
копробный репертуар. Хороший сов-
`ременный советский спектакль, рав-
но как и успех постановки классиче-
`ской пьесы, несомненно, привлечет к
` театру внимание зрителей. Итти на
компромиссы с собственной совестью
и показывать публике пьесы мало со-
держательные, пустые было би в
‘высшей степени неразумно. Только
настойчивая борьба за создание вы-
сококачественных в идейном и худо-
жественном отношении постановок
‘пьес наших советских драматургов,
русской, украмнской и иностранной
классики даст театрам возможность
 в условиях бездотационной. работы
‚ добиться подлинного творческого ус-
пеха, а значит — и успеха у зрите-
лей.

b коллекгива
	туры и искусства, те-
атры Украины добились значитель-
ных успехов. На сценах тёатров ши-
рокое распространение ° получили
пьесы русских. и украинских совет-
ских авторов, составляющие сейчас
основной фундамент репертуара ук-
раинских театров. ‘
Повсеместное распространение по-
+ 3 + >.
лучили такие пьесы, Kak «Правда»,
«В степях Украины», «Платон Кре-
чет» А, Корнейчука, «Русский во-
прое» К. Симонова и др. С большим
успехом на сцене Харьковского  те-
атра им. Шевченко осуществлен в
прошлом году спектакль «Ярослав
Мудрый» И. Кочерги, а сейчас «Ге-
нерал Ватутин» Л. Дмитерко. Киев-
ский театр им, Леси Украинки обога-
тал свой репертуар спектаклями
«Бессмертие», «За тех, кто в море!» и
др. Перестраивают квой репертуар и
оперные театры.
	Однако далеко не все театры до-
бились болыних успехов в области
коренной перестройки своей  произ-
водственной деятельности. Наряду с
театрами,  давшими значительную
прибыль (Театр им. Леси Украинки—
1,5 млн. руб.), в наших театрах имеет
место не всегда целесообразное рас-
ходование государственных средств.
Расходы на постановки часто дости-
гают огромных размеров. В. некото-
рых театрах стоимость одного спек-
такля выражается в сумме, необхо-
Димой для полного годичного дота-
ционного содержания театра област-
ного значения. Часто это об’ясняется
косностью руководства, ‘пренебреже-
нием государственными и творчески-
ми „интересами.

Оплата работы художников и ре-
жиссеров, приглашаемых на разовые
постановки, до сих пор никак не
регламентированная Комитетом по
делам искусств при Совете Минист-
ров СССР, резко увеличивает стои-
мость постановок. Достаточно ска-
зать, что’сумма, выплачиваемая ху-
дожнику за оформление одного спек-
такля или режиссеру за постановку,
колеблется от 8 до 25 тысяч рублей.

Упорядочение штатов позволит
театрам быть более подвижными. Это
особенно важно для театров неболь-
ших городов, где бессменное пребы-
вание одного коллектива в течение
круглого года влечет за собой сни-
жение сборов. Мередвижение теат-
ров, организованное так, чтобы одна
труппа в течение года обслуживала
два-три ближайших к ее базе об-
ластных, городских либо районных
центра, безусловно, повысит интерес
зрителей к сценическому . искусству.
Очевидно, обслуживание периферий-
‚ных центров по принципу «кустова-
	Руководител
		К. МУРАВЬЕВ
°o
	Ваня», но в ближайшем будушем для‘
	них новых работ не предвидится.
	В таком же примерно положении
уже годами находятся такие актри-
сы, как В. Марецкая (Театр им. Moc-
совета), М. Бабанова, Ю. Глизер (Те-
атр драмы), Ф. Шевченко, К. Елан-
ская (Художественный театр) и ap.
	Особенно печально складывается
сценическая судьба некоторых арти-
стов, приглашенных в столичные те-
атры из ‘театров периферии. Замеча:
тельный воронежский актер А. Поля-
коз, удостоенный звания народного
артиста республики, в 1943 году был
переведен в Малый театр. Прошла
пять лет. За это время Поляков сы-
грал в Москве всего две роли: в пье-
ce Bc. Рокка «Инженер Сергеев» и
в «Мещанах» Он играет в среднем
30 раз в году! Можно ли с этим при-
мириться?
	Аналогична история заслуженного
артиста республики Н. Колесникова.
Один из популярнейших мастеров си-
бирской сцены, он за год работы в
Малом театре получил только одну
небольшую роль—ШЩеглова в спек-
такле «На белом светё».
	Опраздано ли приглашение назван-
ных актеров в Москву? Когда дума-
ешь о том, сколько радости зрителям,
сколько пользы театрам могла бы
принести эти болыние мастера. ос-
тавайся они в <воих театрах, стано-
вится ясной расточительность столич-
ных театров, так беспечно тратящих
впустую силы актеров.

Возникает в связи с этим и другой
вопрос — не лучше ли было дать
возможность играть на периферийной
спене тем актерам, которые хоропо
зарекомендовали себя в столице, но
практически не могут принять серь-
езное участие в работе того или ино-
го коллектива? Ведь есть артисты,
которые за целый год выходят на
сцену всего пять-десять раз! Волей-
неволей зрители. забывают этих арти-
стов, и их сценическая судьба скла-
дывается самым неудачным образом.
В то же время их дарования не пол-
вергаются сомнению, и в других ус-
ловиях они могли бы раскрыться бо-
лее полно,
	Вставшая ныне на повестку дня
борьба за рентабельность театров тре-
‘Over большего внимания к тем арти-
стам, которых раньше принято было
называть «любимцами публики». В
этом. простом определении скрывает-
ся глубокая характеристика истинно+
го больного таланта, высокая оценка
мастерства, энергии, трудолюбия ак-
тера. Нелепо было бы закрывать та-
ким актерам путь на сцену. Однако
‘случилось же так, что замечательный
комедийный актер С. Мартивсон ока-
зался вообще вне театра. Не имеет в
‘настоящее время ролей такой боль-
шой артист, как А. Дикий. Часто ли
`вилят зрители М. Жарова (Малый те-
атр), С. Бирман (Театр им. Ленинско-
го комсомола), М. Штрауха (Театр
драмы)? Между‘ тем, само’ по ‘себе
участие этих крупных ‘мастеров сие-
ны привлекает зрителей на спек-
такль, помогает в борьбе за повыше-

ние сборов.

Следует коснуться также вопроса
	‚о существующих в театрах «нормах»,
‘` опрелеляющих минимальное Количе-
	‚ СТВо выступлений того или иного ар-
‘тиста в Течение месяца. Считается.
например, что актриса Д. Зеокалова
	‘должна выступить не менее.1! разв.

i
i

‹ месян, Но то, что является «нормой»,
  к сожалению, вовсе не считается мак-
  CHMYMOM. Наоборот, если актер, име-
‘‹ющий мннимум в 11 выступлений,
‹ выступает 6—9 раз в месяц, то при-
`нимается это, как. должное. И. Иль-

инский, например, сыграл в январе в
шести спектаклях, в феврале—в де-

; BATH. «Ильинский у нас хорошо 3a-
	нят!»—говорят по этому поводу в.
	театре, :

Ведь играет же Д. Зеркалова чаще,
чем «положено по’ норме», и от это-
‘го не страдают ни актриса, ни тем
менее зоители. Ведь играют М. Ца-

‘рев, Е. Гоголева 15—16 раз в месяц,
	‘а В. Владиславский—даже 25 раз в
месяц! И потом нельзя же все высту-
`пления считать одинаковыми. Есть

У
		Много лет? в среде
‘работников ` и
обсуждается” вогрос
© роли директора {ху-

°

К. ШАХ-АЗИЗОВ.

$

ды, смотры, препода-
ет в учебных заведе-
ниях и т. д. А своему
театру они уделяют
	очень немного време-
Необходимо укрепить кадры дирек-
торов театров, в особенности на пе-
риферии. Много у нас есть еще ди-
ректоров, которые случайно. попали в
театр, не знают его, не понимают, не
любят. М бывает стыдно, когда ди-
ректор театра, претендующий на еди-
ноначалие, боится пойти в те или
иные инстанции без художественного
руководителя. Он. не знает репертуа-
ра, актеров и условий их работы, он
не может отстоять интересы театра,
доказать правоту своей точки зрения.
Вот тогда-то привлекается на по-
мощь «тяжелая артиллерия» — худо-
жественный руководитель, которого
отрывают от творческой работы и
заставляют «проталкивать» те или
иные вопросы и даже посещать вме-
сте с директором финансовые И снаб-
женческие организации. Нам не нуж-
ны директоры, прячущиеся за спины
художественных руководителей при
первой же творческой неудаче теат-
ра. Директор в первую очередь дол-
жен отвечать и за театр, и за спек-
такль, и за работу художественного
руководителя.
		дожественного руко- Е
‘водителя и 06 и\ деловых взаимоот-
ношениях. р

Многие наши художественные ру-
ководители за Последние годы ув-
леклись «общим» руководством. „Их
заметно тянел к кабинетной работе, а
не к встрече с актером на сцене.
Между тем, К. С. Станиславский го-
ворил, что судьба театра решается
яе в конторе, а на сцене, в работе
с автором, актером, художником.

Комитет ‘по делам искусств и его
местные органы должны серьезно
задуматься о круге обязанностей ху-
дожественного руководителя. Пусть
не подумает читатель, что речь идет
о его чрезмерной загруженности на
основной работе; Да, освободить его
от лишних нагрузок нужно, и как
можно скорее! Но прежде всего —
от приватных работ на стороне, Боль-
шинство наших крупных художест-
венных руководителей систематиче-
	ски и каждодневно заседает, про-
сматривает спектакли, обсуждает их,
вновь ‘просматривает, консультирует
другие театры, коллективы, олимпиа-
	без крайней нужды средства на при-
глашение людей со стороны.
Театральные художники должны
	работать © большей выдумкой, про-.
	являть болыне изобретательности в
выборе изобразительных средств,
стараться достигнуть сценического
эффекта при минимальных затратах.
В Саратовском драматическом театре
штатные режиссеры и художники не
были полностью загружены, однако
за окобую плату для постановок
приглашали сторонних лин. Театр
содержал сверхштатных работников,
производил доплату к получаемым
окладам. Общая сумма всех незакон-
ных выплат в этом. театре составила
178 тысяч рублей.
	Челябинская филармония за первое   можностях совмещения профессий и
полугодие минувшего года выплатила   переходе на максимальное  уплотне-
сверхштатным работникам и переплз-   ние рабочего дня рабочих постано-
	вочных цехов?
Особое значение приобретает  воп-
	THI @PTHCTAM ПРО ЗАВЕТА
дам 54,6 тысячи Е
	Пена беззаботности
		Руководящие работники советских
театров и тех учреждений, которые
призваны направлять деятельность
наших зрелцных  прелприятий, ло
последнего времени уделяли недопу-
стимо мало внимания финансовым
вопросам. С удивительной беззабот-
ностью, порой без всякой серьезной
нужды, они допускали увеличение
расходов театров. А ростом дохолов
	театров никто по-настоящему  9За-
бочен не был.
Казалось бы падение сборов
	должно было пробудить‘ инициативу
работников театров, заставить их. за-
думаться о причинах снижевия посе-
щаемости спектаклей,” должно было
чатолкнуть их на мысли о возможном
сокращении расходов. Но лишь He-
многие руководители театров всерьез
занимались этими вопросами.

Комитет по делам искусств при
Совете Министров РСФСР ‘не доби-
вался рентабельной работы театров.
Из гола в гох он увеличивал им до-
тацию, поошряя тем самым бесхозяй-
ственность, покрывая  безответствен-
ность директоров. Расходы система-
тически росли, доходы неуклонно
уменышнались. Вот характерный  пои-
мер. В 1946 году дотация тривадцати
республиканюким театрам, подчинен-
ным Комитету по делам искусств пои
Совете Министров РСФСР, планиро-
валась в сумме 7691 тысячи рублей. В
1947 голу сумма дотации этим теат-
рам увеличилась почти втрое. В то
же время по плану доходы этих те-
атров снижались на 7604 тысячи руб-
лей.

Горьковский театр оперы и балета
выполнил план по обслуживачию зри-
телей лишь на 68 процентов. В то же
время расходы его превышены против
сметы на 291 тысячу рублей.

Убытки Воронежского  драматиче-
ского театра составляют 999 тысяч
рублей, Саратовский драматический
театр принес государству ‘убыток в
размере 851 тысячи рублей. Подобных
примеров немало. 13 театров. co-
стоящих на республиканском бюлже-
те, не только не уложились в лота-
нии, планируемые на покрытие  раз-
рыва между доходами и расходами,
но дали, несмотря на дотацаю, убы-
ток в 3896 тысяч рублей.

Та же картина наблюдается ив
концертных организациях, В частно-
сти, Свердловская филармония за
	за финансовую дисциплину театров
будут нести их директоры. Но все
театральные работники должны по-
нять, что вопросы экономии должны
составлять заботу не только руково
Ддителей. но и всего коллектива теат-

ра.

Борьба за бездотащционную работу в
театрах должна стать борьбой за по-
рядок, дисциплину и культуру тру-
да. Директорам театров необходимо
самым тшательным образом  проана-
лизировать работу каждого члена
коллектива. Надо полностью  загру-
зить творческий состав, определить
права и обязанности рабочих произ-
водственных цехов. Не пора ли, на-
‘конец, по-серъезному подумать о во>:

С. ВУЛЬФСОН,
Ф ШАРФ
		Hie
	а
ait
i
{0
		` прошлый год допустила перерасход

в 483 тысячи рублей, Челябинская
филармония только за первое полу-
`годие 1947 года — 297,5 тысячи руб-
‘лейити
	  Чем же об`ясняется. это недопу-
	‘стимое положение?

Почему театоы
безлоходны? Причина проста. Mao-
гие театры составляют репертуар без
учета запросов зрителя, затрачивая
непомерные суммы на постановку
посредственных ‘пьес: Можно ли удив-
ляться огромным убыткам, понесен-
ным Московским театром _Дзер-
жинского района, если ‘этот кол-
лектив вложил все свои ередст-
ва «на выручку» двух незрелых
пьес А. Авдеенко — «Ровесники»
и «Под вечным солнцем». Зрители не
любят этот тватр. Зал его во время
спектаклей почти пуст: А ведь убыт-
ки, причиненные этим коллективом,
превысили уже миллион народных
рублей!

Дорого обхолится государству по-
добное неуважение к интересам зри-
телей. А когда коллектив театра <
увлечением работает над постановкой
произвеления, в хуложественной нен-
ности которого он глубоко убежден,
чаще всего результатом бывает и
	зрительский успех.
	Совершенно Ннеудовлетворительное   рос своевременного и правильного
	положение с загрузкой актеров.
	В   составления смет на вовые постанов-
	больщинстве театров, особенно пеп-  ки. Эти сметы необходимо тшательно
	вой группы, штаты артистического   продумать, отбросив все то, без чего
персонала раздуты. Почти в каждом. можно обойтись без ущерба для за-
	мысла постановки.
Надо понять, что бессмысленная
	из театров имеются люди, совершен>
но не загруженные, но получающие
	тем не менее полные оклады содер-   пышность оформления, подменяющая
	жания.
Театральная общественность не раз
	подлинную красоту и благоролство
стиля, вредит театру не только эко-
	поднимала вопрос о недопустимости номически, но зачастую и в худо-
ввеплановой театрально-концертной жественном отношении. Многие на-
	деятельности, разлагающей
	актеров.   ши театральные художники забыли
	Но есть, к сожалению, директоры   опыт фяда великолепных, вырази-
театров. разрешающие  отдельчым   тельных постановок, сделанных без
	Творческую работу театра нельзя
отрывать от его экономики. Худо-
	группам артистов давать спектакли и   миллионных затрат.
	концерты из репертуара театра па
стороне, в свою пользу. Так, ` арти-
	сты Свердловского театра оперы и  жественный руководитель обязан не
	балета я Театра музыкальной коме-  только хорошо знать фив
гии выручили от спектаклей и кон.   воэможности своего театра,
	цертов 268 тысяч рублей и распрэде-
лили ‘полученные деньги между
участниками этих выступлений. Груп-
па работников Московского театра
драмы и комедии сыграла 22 спектак-
ля и собрала более 120 тысяч -руб-
лей. Средства эти через кассу взаи-
мопомоши были распределены среди
работников театра. Подобная неза-
конная концертная деятельность в
этих театрах допускалась в То время,
как план по доходам не выполнялся.

Нельзя допускать и практику бес-
платных представлений, весьма широ-
ко распространенную сейчас. Только
в 16 городах РСФСР в 1947 году
было дано 595 бесплатных спектак-
лей и концертов. Госуларетво понес-
ло на этом убыток в 1170 тысяч руб-
лей.

вместе директором отвечать за
своевременное выполнение репертуар-
ного плана, доходы и правальное
расходование средств На новые и во-
зобновленные постановки. Тот худо-
жественный руководитель, который
по-настоящему связывает свою судь-
бу < театром, его творческим коллек-
тивом, будет вместе с директором
бороться за укрепление экономики.

Год только начался. Нэобхоцамо
всесторонне пересмотреть репеотуар-
ные планы, разработать серьезные
практические мероприятия, направ-
ленные на повышение доходности и
резкое сокращение расходов в. теат-
рах.

Строить всю свою творческую дея-
тельность на собственной экономиче-
ской базе — таков закон жизни те-
	Серьезно отражается на ВвЫыПОлНе-
нии плана доходов неумение органи-
зовать и привлечь в театр зрителей.
Многие директоры театров продолжа-
ют действовать по-старинке, не учи-
тывая изменившихся условий. Спек-
такли недостаточно пропагандируют
ся. Театры очень слабо связаны с
крупнейнтими предприятиями, редко
й не систематически проводят  зри-
тельские конференции с показом и
обсуждением спектаклей. Забыт ч
такой полезчый «пособ привлечения
зрителей, как выпуск цикловых Е
межтеатральных абонементов. Никто
специально не занимается обслужи-
ванием стуленчества и учащихся,

Сказываются на посешаемости Te-
атров также отмена и замена спек-
таклей, неправильное использование
	жиссеров и художников, не расходуя 1 К