ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! _
	 на 45 коп,
	си, Над отделкой его трудились луч-
шие мастера того времени. В годы
вражеской блокады Ленинграда зда-
ние музея нолучило серьезные позре-
ждения: 9 фугасных бомб, 38 артил-”
лерийских снарядов и свыше сотни
зажигательных бомб обросили на тер-
риторию музея фашистские варвары.
Однако экспонаты музея не пострада-
ли: значительная часть их была за-
благовременно эвакуирована в тыл, а
остальные были надежно укрыты
в подземельях. Работники музея само-
отверженно хранили доверенные им
ценности и во все время войны не:
прекращали научно - исследователь-
ской деятельности.

Сейчас здание музея полностью рег
ставрировано. Тщательно ‘отремонти-*
рованный центральный корпус выгля-
дит лучше, чем когда-либо, В пяти-
десяти четырех залах музея вновь
развернуты самые полные ‘в: стране
собрания ‘русской скульптуры; про-
изведений графического и прикладно-
го искусства, а также народного твор-
чества. И снова тысячи людей со всех
концов советской страны приезжают
сюда, чтобы видеть и изучать выдаю-
щиеся образцы русского искусства.

Музей стал центром художествен*
HOH пропаганды русского. искусства.
Работают  лекторий, специальные
кружки для участников художествен-
ной самодеятельности, студентов;
школьников. Научные сотрудники зы-
езжают для чтения лекций в дома
культуры и на предприятия.

В настоящее время ведутся работы
по капитальному восстановлению и
реконструкции примыкающего. к зда-
нию музея кориуса, построенного по
проекту архитектора Бенуа. .Работни-
ки музея готовят постоянную экепо-
зипию советского искусства.
	работники искусств, представители
общественных организаций с боль-
шим интересом прослушали доклады
о жизни и творчестве И. И. Шашки-
на.

В художественной галлерее музея
открыта выставка работ Шишкина.
Здесь экспонированы картины «В ле-
су», «Елабуга», «Вечер в сосновом
лесу» и др. офорты и этюды, а так-
же материалы о жизни художника
	и его портреты.
				Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР

Вчера исполнилось 50 лет со дня
открытия Государственного Русского
музея, ставшего ныне одной’ из вели-
чайших национальных сокровищниц
искусства.

В музее богато представлено разви-
тие русского искусства от первых до-
шедитих до нас произвелений Х—Х1
века до наших дней. За годы совет-
ской власти коллекция музея увели-
чилась во много раз. Если за первые
двадцать лет существования музея,
прошедших до революции, было при-
обретено 1344 произведения живописи,
то в последнее тридцатилетие посту-
пило около 5000 картин. Собрание гра-
фики за время советской власти‘ воз-
росло в 16 раз. В 1918 году в музее
было всего 200 произведений скульп-
туры, а сейчас в нем насчитывается
до 10 тысяч.

Экспонаты музея, начиная от про-
изведений древнерусской живописи,
воспроизводят всю самобытность и
величие русского искусства, его не-
повторимые черты, сказавшиеся и в
изделиях древних мастеров приклад-
ного искусства, и з талантливой живо-
писи Андрея Рублева, и в творчестве
таких корифеев живописи, как Вене-
цианов, Шишкин, Левитан, Репин, Су-
риков, произведения которых шитоко
представлены в экспозиции музея.

В наши дни Государственный Рус-
ский музей стал, подобно Третьяков-
ской галлерее, крупнейшим в мире со-
бранием русского искусства,

Среди более 200 тысяч  экспо-
натов музея — несколько тысяч про-
изведений советаких художников и
скульпторов.

Здание, в котором расположен му-
зей, построено в первой четверти ХХ
века известным архитектором К. Рос-
	КИЕВ. (Наш корр.). 50-летие co
дня смерти великого русского пейза-
жиста И. Шишкина столица Украины
отмечает выставкой произведений ху-
дожника. Посетители увилят извест-
ные картины «Среди долины ровные»,
«На севере диком», «На косогоре» и
этюд «Дубовая ‘роща». Последняя
картина появляется на выставках
впервые — еще недавно она находи-
лась в частной коллекции,

Секция литературы и искусства
Украинского общества по распростра-
нению политических и научных зна-
ний проводит публичную лекцию,
посвященную памяти художника-реа-
листа. Выставка картин Шинисина ко
дню юбилея открывается и в Одессе.
		Суббота, 20 марта 1948 года

Репертуар театра
		создание полноценного, богатого те-
атрального ‘репертуара развивалась
быстро и успешно, следует ради-
	‘кально перестроить работу организа-
	ций, от которых в значительной мере
зависит это важное дело.
Главное управление театров Коми-
	тета по делам искусств при Совете
	Министров СОСР до сих пор не пе-
рестроило свою работу в соответст-
вии < новыми задачама, стоящими пе-
ред театрами. Между тем, именно
сейчас от управления требуются осо-
бая оперативность, гибкость, инициа-
тива, творческая заинтересованность
в жизни театра. До.сих пор еще но-
вые произведения советских драма-
	‘тургов подолгу дожидаются реше-
	ния своей судьбы. Прежде чем пье-
ca, законченная автором, получит
право сценической жизни, проходит
очень много времени. Пора уже по-
кончить с этой медлительностью, по-
ра довести до минимума количество
инстанций, «апробирующих» пьесы.
Некоторые руководители театров
пришли к странному выводу, будто
непосредственную работу < драма-
тургами следует сейчас свернуть
Они склонны занять выжидательную
	‹позицаю в надежде, что хорошие пье-
	сы появятся сами собой. Главное уп-
равление театров не борется с этой
BMP THOM зенленнией He оказывает
	‘театрам помощи в деле воснитанил
	собственных авторских кадров.
Сейчас, больше чем когда бы то
ни было, необходимо личное знаком-
ство работников Комитета с жизнью
местных театров ‘национальных рес-
публик. Следует обратить самое
серьезное внимание на штат инспек-
торов Управления театрами, чтобы
пополнить его людьми, сведущими в
	Преобразования, проведенные в те-
атральном деле, открывают перед
театром большие перспективы.
Впредь он будет развиваться самым
органичным и естественным образом,
опираясь на тесную и непрерывную
связь со зрителями. Он обязан будет
постоянно совершенствовать свое ис-
кусство с тем, чтобы удовлетворить
возрастающие культурные запросы
народа. Отныне становятся  невоз-
можными мнимые успехи. столь ши-
роко распространенные еще так не-
давно, когда в актив записывались
спектакли, значительные по своей те-
ме, но,-увы, схематичные и примитив-
ные, не способные завоевать, при-
влечь внимание трудящихся.

Понятно, что в новых условиях
вопросы театральною репертуара
приббретают особенно болыное зна-
чение. Только интересный, содержа-
тельный злободневный репертуар мо-
жет поддерживать любозь зрителей,
к театру, н потому подбор пьес для
постановки во многом определяет
успехи или неудачи творческого KON
лектива. -

Репертуарные планы должны CO
ставляться театрами вдумчиво и
серьезно. Можно предвидеть, что.
	иные театральные дельцы погонягся
за легким успехом к, HOTBOPCTBYS
вкусам отсталой части публики, Gy-
дут ориентироваться на низкопроб-о
ные, бессодержательные, безидейные.
пьесы. Но подобные расчеты обрече-_
ны на провал. «Наша ‹оветские лю-
ди, — сказал товарищ А. А. Жданов
в докладе о журналах «Звезда» и!
«Ленинград», — выросли настолько,
что не будут «глотать» всякую ду-
ховную продукцию, какую бы им ни’
подсунули».

Основой репертуара всякого теат-
ра попрежнему должны быть <овре-
менные советские пьесы- Нельзя за-
бывать о том, что зритель ищет в
театре ответа в первую очередь на’
многие волнующие его вопросы COB-
ременной жизни. Однако далеко не
всякий театр может похвастать.
тем, что показанные им современные.
спектакли отвечают тем высоким ка-
чественным требованиям, — которые
пред’явил ЦК ВКП(б) к советским
пьесам. В этом, конечно, повинны В
первую очередь наши  драматурги.
Многие из них, по сути дела, фор-
мально отнеслись к требованиям. пар-
Дин и народа и, схематически разра-
ботав некоторые действительно важ-
ные злободневные темы, не воплоти-
ли их в высоко художественных об-
разах. Сухой рационалистичностью,
бедностью эмоций отличаются, напри-
мер, пьесы «Алмазы» Н. Асанова,
«Неугасимое пламя» Б. Полевого, «У
нас на земле» О. Берггольц и Г. Ма-

когоненко и другие. Гакие пьесы, ес-
тественно. не волнуют зрителей.
Многие видные драматурги уже дав-
но не радуют театр своими новыми

работами. 2
	7 Oo q
Но недостатки зв работе драматур-
	гов имеют свои корни и в деятельно-
сти самих театров. Нетребователь-
ность, безинициативность, пассив-
ность театров порождают эти недо-
статки.

С подобной нетребовательностью
ныне мириться нельзя. Зритель ‘хо-
чет видеть на сцене образное хуло-
жественное эмоционально-вырази-
тельное отражение процесса нашей
современной жизни во всем богатст-
ве ее идейного ‹содержакия. Театр
должен выбирать и готовить K по-
становке пьесы; способные  по-на-
стоящему  взволновать, воодушевить
зрителей, вдохновить их на упорный
созидательный труд.
	Театр должен   учитывать также
стремление нашего народа видеть на:
сцене пьесы не только разнообразные
по тематике, но и разных жанров. В
последнее время написаны новые ‹<о-
ветские комедии — «Лев на площа-
ди» И. Эренбурга, «Встреча с юно-
стью» А. Арбузова, «Вас вызывает
Таймыр» А. Галича и К. Исаева, «О
друзьях-товарищах» В. Масса и М.
Червинского и некоторые другие
удачные произведения комедийного
жанра. Советская комедия должна
занять важное место в репертуаре
наших театров.

Существенной ошибкой в деятель-
ности наших театров за последнее
время было прекебрежекае к драма-
тургической классике, Между тем,
основная ориентация на советские
	современные пьесы отнюдь. не озпа-
uaer HeOSroO TNMOCTH отказаться“ ат

чает необходимости отказаться от
классики. Сочетание в pementyane co-
	ветеких пьес и произведений русской.
	ин иностраннои классики HOSCO.INT
театру’ удовлетворить  разнообраз-
ные пожелания зрителей. Фонзя-
зин, Грибоедоз, Гоголь, Сухово-Ко-
былин. Островский, Шекспао,
Мдльер, Лопе ge Вега. Гольдони
всегда пользовались ` глубокой лю-
бовью советской театральной публи-
ки. Театру предоставляются богатые
возможности использования этого 30-
лотого фонда мирового сценическо-
го искусства.

Наконец, пьесы прогрессивных
драматургов современного Запада
также представляют большой инте-
рес для наших театров. К сожале-
нию, Комитет по делам искусств до
сих пор весьма поверхностно и бес-
системно изучал новинки  зарубеж-
ной драматургии демократического
направления. На сцены театров за
послелнее время вышла только пьеса
«Глубокие корни». Между тем, <о-
ветские зрители с интересом встрети-
ли бы наиболее удачные произвеле-
ния драматургов стран новой демо-
кратии = писателей антифашистского
лагеря. Необходимо организовать ра-
боту по переводу, рецензированию и
изданию пьес, правдиво отражающих
жизнь современного Запада, борьбу
против международной реакции, ук-
репление прогрессивных сил.

Наши театры имеют полную во03-
можность построить свой репертуар
так, чтобы он привлек внимание со-
ветской публики и удовлетворил ее
многообразные требования.

Олнако пля того, чтобы борьба за
	УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХ
	Сокровищница
русского искусства
	К 50-летию со дня смерти
И И Шишкина
	Закончилось собрание актива.
	московских архитекторов
	Вчера ночью закончилось продол- ! пространенные в творчестве послело-
	‚вателей т. н.
	школы  Жолтовского.
	жавшезся четыре дня собрание акти-
ва московских архитекторов, посзя-
	московских архитекторов, посзя- осуждался отрыв части архитекторов
щенное обсуждению постановления от реального строительства и, в пер-
ЦК ВКП(б) об опере «Великая друж-  вую очередь, от массового.
	ба» В. Мурадели.

Давно уже в Центральном доме ар:
хитектора не было таких острых ди-
скуссий по основным вопросам совет-
	ской архитектурной теории и архи-
	тектурно-строительной практики.
Задачи, поставленные перед всем со-
ветскам искусством историческим ре-
шением Центрального Комитета пар-
тии от 10 февраля 1948 года, настоль-
ко взволновали и воодушевили архи-
тектурную общественность столицы,
что даже четыре дня напряженной ра-
боты актива не смогли исчернать
списка всех желавших. принять уча-
стие в прениях по докладу председа-
теля Комитета по делам архитекту-
ры Г. Симонова.

В многочисленных выступлениях
архитекторов ‘и научных работников
были вскрыты недостатки, имеющие-
ся в советской архитектуре и градо-
строительстве. Как и в первый пень
собрания, резкой критике подверга-
лись разнообразные проявления’ фор-
мализма в архатектуре, особенно рас-
	‘необходимости внести серьезные кор-
	‚рективы в методы подготовки архи-
 ‘текторов в крупнейшем архитектур-
ном вузе страны — Московском ар-
`хитектурном институте, где студенты
‘не получают достаточных навыков в
‘‹ практическом проектировании. При:
стальное внимание Участников собра-
ния привлекли недостатки, допущен-
ные при осуществлении плана рекон-
струкции столицы,

В заключительном слове Г. Симо-
нов подвел итоги работы собрания,
снова подчеркнув первостепенную
важность привлечения всех архитек-
турных сил к практическому участию
в выполнении трандиозного плана
строительных работ послевоенной сТа-
линской пятилетки.

С огромным воодушевлением уча-
стники собрания приняли приветствие
товарищу Сталину. .

Материалы, освешаюнтие работу ак-
тива, будут опубликованы в бли-
жайшем номере газеты.

К 125-летию
со дня рождения
А. Н. Островского
	«ЛЕС» В МОСКОВСКОМ
ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕАТРЕ
	Московский Художественный театр
готовит спектакль «Лес». На протяже-
нии своей творческой истории МХАТ
неоднократно обращался к литератур-
ному наследству великого русского
драматурга.

«Лес» — восьмая пьеса Островско-
го, нал сценическим воплошением ко-
	торой сейчас работает Аудожест-
венный театр им. Горького.

Постановшики спектакля — В.
	Топорков и В. Орлов. Художник В.
Дмитриев. В спектакле участвуют:
Ф. Шевченко (Гурмыжская), А. Зуева
(Улита), В. Ершов (Несчастливцев),
В. Топорков (Счастливцев). А. Чебан
(Бодаев), С. Блинников (Восмибра-
тов), А. Комиссаров (Буланов). В. По-
пов (Карп), Н. Свободин (Милонов},

Иванова (Аксюша), П. Чернов
(Петр).
	„ВЫСТАВКА В ТЕАТРАЛЬНОМ.
МУЗЕЕ им. БАХРУШИНА
	К 125-летию со дня рождения А. Н.
Островского Театральный музей им.
Бахрушина открывает выставку, по-
священную жизни и творчеству вели-
кого русского- драматурга, Е

Из своей богатейней коллекции
рукописей А. Н. Островского, нас-
читывающей более двух тысяч доку-
ментов, музей выставит наиболее ин-
	тересные дневники, записи и письма
	драматурга артистам и писателям.

Основное место отводится сценичес-
кой истории пьес А. Н. Островского—
в двух боольших залах ‘будут разме-
щены экспонаты, посвященные поста-
новкам произведений драматурга на
сцене русского дореволюционного и
советского театра.

Специальная витрина посвящается
исполнителям отдельных ролей — от
первых постановок до современных
советских спектаклей.

Выставка отразит влияние драма-
тургии Островского на мировой те-
атр. Будут показаны фотоснимки от-
дельных сцен современных постано-
вок пьес Островского в Польше, Че-
хословакии, Болгарии и Югославии.
	НА УКРАИНЕ
КИЕВ. (Наш корр.). 27 театров УК-
	раинской ССР покажут в юбилейные
дни 12 пьес А. Н. Островского.
	Украинский драматический театр
им. Ив. Франко готовит «Без вины
виноватые» в постановке Б. Норда.
В роли Кручининой выступит Н. Уж-
BHH.

В Театре русской драмы им. Леси
Украияки пойдут <Галанты и поклон-
ники» в постановке К. Хохлова. В
репертуар театра включены также
«Доходное место» и «Женитьба Бе-
лугина». Пьесу «Бесприданница» в
постановке Б. Вильнера готовит Ки-
евский драматический театр УССР.

«Без вины виноватые» на украин-
ском языке ставят театры Днепропет-
ровска, Полтавы, Нежина и Артемов-
ска. «Бесприданницу», «Лес» и «На
всякого мудрена довольно простоты»
включил в план ближайших постано-
вок Одесский областной драматиче-
ский русский театр.

Постановкой пьес А. Н. Островско-
ro отмечают юбилей театры западных
областей _Украины-—в Черновцах,
Тернополе, Дрогобыче. Черновицкий
еврейский драматический театр. ста-
вит впервые на еврейской сцене пьесу
«Без вины виноватые»,
	Киноработники обсуждают
постановление ЦК ВКП(б) о музыке
	183 марта в Московском доме кино
состоялось собрание творческих ра-
	самое   ботников советской кинематографии.
	< докладом о задачах кинематогра-
фии в связи с постановлением ЦК
ВКГб) «Об опере «Великая друж-
	В прениях указывалось также на
небрежное музыкальное оформление
многих кинофильмов, на отсутствие
музыкальных руководителей на сту-
дии Союздетфильм и Центральной
студии документальных фильмов, на
излишнюю спешку при исполнении
музыки для записи и др.

В решении, принятом собранием,
наряду с вопросами, касающимися
улучшения работы всей кинематогра-
фии, указано на необходимость ко-
ренной перестройки всего музыкаль-
ного дела в кино в свете постановле-
ния ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая
дружба» В. Мурадели».

Московские киноработники с боль-
шим под’емом приняли текст письма

И. В. Сталину.
	CCiNM6—
кампании
	Около двух месяцев существует
лекторий в веле Покровское Павлов-
ского района. Здесь концерты Обла-
стной филармонии регулярно посеша-
ют свыше 200 слушателей. Они зна-
комятся с русской классической му-
зыкой, произведениями советеких ком-
позиторов. В колхозных лекториях
выступают крупные ленинградские ак-
теры. $
’_ Музыкальные лаЗтории сушеству-
ют также в районных центрах Тосно
и Ломоносов. В районах, где нет лек-
ториев, колхозы 73)
кальная передви
‘стной филармонии.

АРТИСТЫ — ШЕФЫ
KOJIXO3HHKOB
	  “AJITA. (Haut Kopp.). Коллектив
Ялтинской государственной филармо-
ний шефствует над колхозом им.
М. И. Калинина, Чеховского сельсо-
  вета. В этом месяце шефы ‘дали для

колхозников три концерта. На каждый
спектакль`или концерт, устраиваемые
в городском театре, артисты пригла-
‘шают колхозников. На-днях филзр-
  мония подарила поднефному колхозу

библиотеку художественной и поли-
  ичаской литературы.

РТ Ss

пополнить его людьми, сведущими в  ВКИ\б) «Об опере «Великая друж-
искусстве, способными. оказать теат-  ба» В. Мурадели» выступил зам. на-
	рам непосредственную практическую
помощь по любому вопросу на ме-
стах.
	чальника Управления пропаганды и
агитания ЦК ВКГб) Д. Шепилов.
Нринявшие участие в прениях В.
	В печати неоднократно отмечались   Небольсин,. T, Александров, vl. Tloro-
	Е “mmaven _)
‘недостатки работы драматургической   Жева, Л. Шварц, В. Пудовкин отме-
`‘секиняи Союза советских писателей.   чали огромное значение историческо-
	 секнии Союза: советских писателей,   11H UP ee eee
Всероссийского театрального обще-   Го постановления Центрального Ко-
ства, Художественного совета Коми-  Митета партии для развития всего
	тета по делам искусств и других ор-
ганизаций, призванных оказывать
	советского искусства и подвергли
	оказывать   Полробному обсуждению творческие
	и организационные вопросы работы
	Работники
посевной
	ХОРОШЕЕ
НАЧИНАНИЕ

Во всех районах Московской обла-
сти начался тематический показ сель-
скохозяйственных, научно-популярных
и учебных кинофильмов. Он продлит-
ся до 31 мая. В это время на всех
сельских стационарных и передвиж-
ных киноустановках будут демонст-
рироваться картины по трем основным
темам: «Агротехника в борьбе за уро-
жай», «Механизация и электрифика-
ция сельского хозяйства», «За разви-
тие социалистического  животновод-
ства». Наряду с этим зрители. увидят
фильмы, рассказывающие об. опыте
лучших колхозов страны.

К сожалению, в демонстрации этих
полезных фильмов не будут участво-
вать свыше 500 узкопленочных звуко-
вых киноустановок из-за отсутствия
сельскохозяйственных и научно-попу-
лярных фильмов на узкой пленке.
	МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ЛЕКТОРИЙ В КОЛХОЗЕ
ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). В селе
Рождествено, Гатчинского района Ле-
нингралской области, открылся кол-
хозный музыкально-литературный лек-
торий на 250 человек. с
	На-днях состоялось открытое CO-
брание партийной организации Мос-
	‘постоянную творческую помощь дра-  Ч орга еее но“
`матургам и театрам. Чаше всего про-   Кинематографии.
	изведение драматурга становится
	‘предметом критического разбора уже
	после того, как OHO увидало свет
рампы. Пресса также, как правило,
предпочитает высказываться о пьесе
тогда, когда она уже показана зри-
телям.

В обязанности Художественного
совета, как известно, входило только
рассмотрение новых спектаклей не-
которых московских театров и Но-
вых пьес Последнее, впрочем, прак-
	тически не осуществлялось. за пре-
делы столицы внимание  Художест-
венного совета не распространялось
даже тогда, когда в Ленинграде или
на периферии появились значитель-
ные; принципиально важные  поста-
нозки новых произведений драматур-
THM,

Нередко Художественный совет
фактически отказывался высказать
свое суждение по вопросам, вол-
нующим театральную  обществен-
ность. Таких примеров можно при-
вести много. Пьеса Г. Березко
«Мужество» и две ее постановки в
театрах Москвы. вызвавитие - полеми-
ку в прессе, не были предметом об-
суждения в Художественном совете.
Не обсуждались и такие вызываю-
щие серьезные споры постановки.
как «Великие дни» в Театре драмы,
«Дни и ночи» в МХАТ, «Молодая
гвардия» в Театре им. Евг. Вахтанго-
ва и лр-

То. что происходило на заседаниях
	Художественного совета, когла ©6-
суждалась какая-либо постановка
или пьеса, елва ла можно назвать
серьезным критическим разбором.
	Слово откровенной, прямой, больше-
вистской критики редко раздавалось
на этих заседаниях. Члены Хуложе-
ственного ‘совета словно стеснялись
четко и ясно выразить <вои Мыхли.
Критические ‘замечания, особенно
если они были напразлены в адрес
	nex
aD
TERME
	CT: .
г те
phe
ono!
грак-
	ГО,
еди-
ipo;
азцы
кап
LOW,
STH
TBI
(ира
лее
Sb AO
Ждая
ектя.
				i at

ГАТЧИНА. (Ленинградская 05-
ласть), 19 марта. (ТАСС). Знаменитый
русский художник Иван Иванович
	Шишкие последние 20 лет своей
жизни провел близ Гатчины, В этих
местах им были написаны картчны
«Дождь», «Поезд выходит из леса»,
«Сосны На песке», «Мордвиновские
дубы» и многие другие. С татчич-
скими лесами связано известное  по-
лотно «Утро-в сосновом лесу».

В связи с 50-летием со лня смерти
пейзажиста здесь организуются ‘лек-
ции и беседы, посвященные его тво
честву.
	КАЗАНЬ. (ТАСС). В Государот-
	‘венном музее Татарской ACCP co-
	стоялось научное заседание, посвя?
енное памяти великого - русского
художника- -пейзажиста И, И. Шим-
кина в связи с исполняющимся 50-

летием CO дня его смерти.
	Художники; краеведы, писатели,
	Советский плакат
	В Московском союзе советских ХУу-! ринов, М. Иоффе, П. Алякринский,
	Н. Орехова и др: отмечали декоратив-
ность и схематичность многих пла-
катов. недостаточную сюжетчую оп
равданность и слабую образность не*
которых произведений, полное отсут-
ствие плакатов на международные
темы. \

К открытию совещайия, длившего-
ся два дня в зале МОССХ, была
развернута выставка советского пла-
ката послевоенных лет.
	мость пренебрежительного отношения
и у некоторых художников и отдель-
ных критиков к таким демократиче-
ским видам искусства, как политиче-
ский плакат и декоративное искусст-
во.
	О рецидивах формализма, более ча-
стых, нравда, сейчас в сознании мно-
гих художников, чем в их творчестве,
говорит Д. Шмаринов. Он’ подчерки-
вает, что эти рецидивы проявляются,
главным образом, в эстетстве и куль-
те материала как такового. Для гра-
фиков, оформителей книги, где осчов-
ная цель-—-украшение книги, —преодо-
левать моменты формализма и «укра-
шательства» — основная и наиболее
трудная задача.

Н. Томский в своем выступления
признал, что многие из созданных им
в последнее время произведений не
удовлетворяют. его и как художника,
и как созетского гражданина. Он от-
метил. что во многих произведениях
наших художников и <кульпторов;
вместо органического усвоения клас-
сических тралиций проявляется лишь
внешнее, ‘условное  стилизаторство,
Наш реализм нередко еще внешний
и поверхностный, Одним из примеров
такого внешнего подхода_к решению
человеческого образа Томский при:
водит произведение П. Корина «Мар-
шая Рыбалко».
	А. Герасимов в своем выступле-
	‚нии говорит о тои ответственности, ко-
  торую несёт художник перел наро-
	торую несет художник нперех Hd pon
дом. Художник совершает  преступ-
ление перед наролом, если OF тво-
рит нев самых совершенных. формах.
Художники ждут критики своей ра-
боты, но ‘критики беспристрастной и
	леловой.
	дожников состоялось совещание, по-
священное советскому плакату по-
слелних лет. После обзорного докла-
да О. Бескина, проанализировавшего
наиболее интересные работы плака-
тистов, развернулись прения в кото-
рых были подвергнуты острой крити-
ке существенные недостатки нашего
плаката.

Выступавшие Л. Варшавский, К.
Елисеев. А. Каменский, Д. Шма-
	Пол знаком высокой требовательности
	Художники столицы обсуждают постановление ЦК ВКП(б) об опере «Великая дружба»
	Произведений скульптора Коненкова.
DSTO He единственная попытка прота-
шить безилейность в наше искусство.
Ленинградский искусствовед Пастер-
нак в своем докладе о последней Все-
союзной ‘художественной выставке
заявил, что классические традиции
«исчерпали уже себя» и, решительно
отвергая творчество почти всех коуп-
чейших советских художников-реали-
стов, призвал к слому реалистическо-
го’ метода и традиции.— Подобные вы-
сказывания. — говорит докладчик. —
не подверглись до сих пор обсужде-
нию ленинградской партийной органи-
зацией союза художников.
	Много внимания т. Сысоев уделил
в своем докладе воспитанию художе-
ственных кадров.—И здесь мы яв-
ляемся,—говорил  он,—свидетелями
нередких проявлений прежних серьез-
ных ошибок. Это доказала безусловно
интересная, но далеко не лишенная
недостатков выставка дипломных ра-
бот выпускников Московского худо-
жественного института. Картины уче-
ников мастерской Осмеркина — рабо-
ты сезаннистского толка, с их слабым
рисунком и пренебрежением к. образу,
человека. Докладчик подверг кфити-
ке и работы учеников скульптора
Матвеева. Однако президиум Акаде*
мии художеств и ее президелт А. Ге-
расимов еше не приняли надлежащих
мер для ликвидации этих  недостат-
ков, к подбору ‘соответствующих пе-
дагогических кадров. А между тем
эти кадры далеко еще не всегда сто-
ят на необходимом идейном урсвне,
а иногда и попросту используют
свою кафедру для пропаганды чуж-
дых нам и вредных «теориек».
	-Остачавливаясь на анализе харак-
Tepa и причин отдельных  недостат-
ков изобразительного искусства, т.
Сысоев резко критикует художников,
которые не умеют правдиво и: глубо-
ко показать новое в нашей советской
действительности, нового советского
человека.—О чем же, — спрашивает
докладчик, — говорит такое прене-
брежение к советскому человеку, к
героике и романтике заших ^ булней?
Не о том ли, что художники эти от-
стали от нашего «сегодня», не пени-
мают его. плохо знакомы с марксист-
ско-ленинской теорией, забыли о цен-
нейших тралиниях передовых русских
художников ХИХ. вска?

Своеобразным: проявленаем  форма-
лизма, по мнению Сысоева, ясилось
увлечение некоторых художников лу-
бочным примитивизмом и стилизатор-
		идя по пути наименьшего сопротивле-
ния, часто показывает человека по
существу формалистическими приема-
ми, огрубляя его, делая его облик
нарочито примитивным.
	Анализируя творчество художников
наших республик, т. Сысоев говорит:
«Если в творчестве художников
Прибалтики все еще очень сильны
элементы формализма, салонности, то
в творчестве некоторых украийских
художников замечается стремление к
экспрессионизму, с его сомаковлнием
страданий». Он говорит о неблагопо-
лучии и в творчестве некоторых ху-
дожников Армении, где господствует
школа Сарьяна. Культ декоративности
не позволяет многим молодым худож-
никам создавать сложные тематиче-
ские произведения на современную
тему.
	—5 нас еше че редки такие случан,
— признает т. Сысоев, — когда от-
дельные, изогда и ведущие художни-
ки некоторыми чертами своего твор-
чества, как, например, незакончен-
НОСТЬ, SCKMSHOCTH, непродуманность
или случайность композиции, HO Ccy-
ществу делают немалые уступки фор-
мализму. Экспонирование. подобных
произведений на выставке‘ несомненно
играет врёдную роль и для художни-
ка и для зрителя.
	Недостаточно развернута в творче-
ских союзах критика и самокритика.
В этом т. Сысоев усматривает олну
из причин многих чедостатков и`оши-
бок в творчестве хуложников. До-
кладчик критикует работу критиче-
ской секции МОССХ, ее полную без-
деятельность.
	Докладчик говорил далее о роли и
задачах творческих союзов, которые
должны быть школой коммунисти-
Ческого ° воспитания художествен-
ной интеллигенции. Необходимо по-
кончить < терпимым и даже аполо-
гетичным отношением к творчеству
таких эстетствующих формалистов,
как Фонвизин, Фаворский, Удаль-
цова. А ведь до сих пор картины
Удальцовой и Фонвизина, чуждые
основным принципам нашего изобра-
зительного искусства, охотно поку-
паются Московским товариществом
художников, которое затрачи-
вает. на это большае леньги. Из двух
с половизой тысяч. картин, закуплен-
‘ных MTX за позледнее время, до

двух тысяч были пейзажи и натюр-
морты, Случаен ли этот. факт? Из-
	заботясь о тихой и спокойной жиз-
ни своих членов, посылал в творче-
скую командировку художников... на
их же собственные дачи.— Оргкомитет
Союза советских художников СССР,
— говорит докладчик,—недостаточно
интересовался жизнью своих `твор-
ческих союзов.
	После доклада развернулись ожив-
ленные прения. Выступавшие подвер-
гли резкой критике недостатки в
работе союза, слабо руководившего
творчеством художников.

На моментах проявления в скульп-
туре влияний немецкого и француз-
ского модернизма остановился М, Ма-
низер. Он призвал художников-искус-
ствоведов к популяризации  творче-
ства великих русских скульпторов
Шубина, Антокольского и др., К са-
мому глубочайшему изучению их на-
следия,

Т. Катуркин в своем выступлении
говорил о тех художниках, которые,
сознательно избегая большой ответ-
ственной работы над тематической
картиной. замыкаются в кругу пейза-
жа и натюрморта. Народ ждет от их
таланта серьезных и интересных кар-
тин. и она должны об этом помнить.
	О недопустимости либерального от-
ношения при отборе произведений на
выставки говорил, Я. Ромас. Он оста-
навливаелся также на вопросах под-
линзого новаторства, Ha проблеме
народности, как одной из основных
черт . сопиалистического реализма.
Я. Ромас подчеркнул, что еще во мно-
гих наших произведениях отсутству-
ют глубокий психологический анализ
образа, раскрытие его индивидуаль-
ных черт.

Председатель Московского союза
советских художников С. Герасимов
свое выступление посвятил тем пу-
тям, по которым должны итти творче-
ские союзы на новом этапе своей ра-
боты. С. Герасимов говорят о худож-
никах театра и о декоративном ис-
кусстве. Вопрос о принципах  совет-
ского декоративного искусства дол-
жен быть поставлен на широкое дис-
куссионное обсуждезие, тем более,
что здесь больше, чем в других жан-
рах, находят себе место элементы
подражания, <овременному западному
	товариществом   подражает” зовем) зева
›е затрачи-   искусству и моменты ‘явного ‘форма-
`ирги Мз лвух лизма. Он отмечает. что ‘в послевоез-
	ное время не уделялось достаточного
внимания нашему плакату и это He
	могло не сказаться на его качестве.
С. Герасимов указал на недопусти-
		авторитетного художника, вуалирова    ковского Союза советских художни-
ле итал КАЕНЛПИМСЯТАОНЫМ ТОНОМ.   дд. o nfiruwnaundwm 14.
	ков, посвященное обсуждению по-
становления ЦК ВКП(б) об опефе
«Велакая дружба» В. Мурадели. С
докладом выступил член-корреспон-
дент Академии художеств СССР IT.
Сысоев.
	— Значение этого постановления, —
отметил докладчик, — выходит да-
леко за пределы музыки. `Выдви-
нутые в нем проблемы классического
наследства. ‘новаторства, мастерства—
основные вопросы, стоящие сейчас и
перед советскими художниками.
	На последней юбилейной Всесоюз-
ной художественной выставке совет-
ские художники продемонстрировали
свои большие достижения, еще ярче
выступающие па фоне маразма и
упадка, переживаемых сейчас. искус-
ством капиталистического. Запада —
Но это отнюдь не означает, —говорит
т. Сысоев, — что в нашем изобрази-
тельном искусстве и сейчас еще не
	+ a
‘встречаются эстетство и раболепие пе-
		ред Западом. А ведь и безидеиность,
и аполитичность, и неправильное по-
нимание новаторства, и проявления
натурализма, которые мы наблюдаем
в творчестве некоторых художников
поныне, — все это, в конце концов;
ведет к одному и тому же источ-
нику — формализму. Тов. Сысоев
указывает, что без искоренения этих
недостатков советское искусство He
может итти вперед.
	Докладчик подробно остановился
на одном из главных вопросов — ©
правильном понимании традиции и
новаторства.—В истории  изобрази-
тельного искусства,—напоминает он,
—как и в истории музыки, эстеты и
формалисты начинали всегда < дис-
кредитацин прогрессивных традищий
русского классического наследия.
Линия эта продолжалась и в наших
художественных учебных заведениях,
и в трудах таких искусствоведов, как
Н. Пузин и А. Эфрос.
	В наших творческих союзах, в том
числе и в МОССХ Пе
правления С. Герасимов), ло сих пор
не изжиты настроения благодушия,
и ‹амоуспокоенности. — Партийные
организации МОССХ и Московского
товарищества художников. — отме-
чает т. Сысоев, — не всегда следуют
твердой партийной линий. Партгруп-
па МОССХ, например, ‘че разу не’со-
биралась за последние голы спепи-
ально по’ творческим вопросам. Ха-
рактерна для деятельности МОССХ и
та дискуссия, которая развернулась
здесь по поводу чисто модернистсоких
	лись общим комплиментарным тоном,
сопровождались извинениями и обыч-
но преподносиляеь нев качестве про-
думанных убеждений выступающего,
а в Fuge его суб’ективных COMHe-
‘ний и предложений.

_ И, наконец, самое главное—мне-
‘ние совета в целом никак не опреде-

` лялось. Принято было счатать за вы-
  pakenne общего мнения выступаю-
‘щих краткое резюме, которое де-
`лал в своем заключительном слове
`предселательствующий н2 заседании.
’Поя этом очень часто совету навя-
	‘зывалась формулировка, прямо про-
	‘тизоположная всему духу обсужде-
вая.
’ Обращает на себя внимание тот
‘факт, что в составе Художественно-
  го совета не было ни одного крити-

` ка-профессионала, ни одного HCKYC-
  ствозведа, ни одного политического
pa6oTruxa. Работа Художественного
  совета велась замкнуто, на его засе-
  дания приглашались только дирек-
  тор театра, постановщик спектакля,
  автор пьесы. Коллектив артистов не
‘только не участвовал в обсуждении
своей работы, но и не. имел возмож-
ности прочесть стенограммы Художе-

ственного совета.
Новый состав Художественного
	совета полжен. рентительно изменить
	характер работы. Кроме = begins
пи в печати о CBOHX заседаниях,
	ции в печати oO CBOHX засосдапаллА,
желательно издание специального
’ бюллетеня, в котором получала бы
`освешение вся деятельность Худо-
жественного совета.

Живая творческая инициатива И
‘высокая требовательность театров,
‘ответственная, серьезная работа дра-
`матургов; вдумчивая и принципиаль-
ная деятельность организаций, зани-
мающихся вопросами репертуара, кри-
тика, добросовестная, челицеприят-
ная, партийная, —вот необхолимые ус-
ловия быстрого и успешного раззи-
тия советского сцени4еского искусст-
ва.
		В прениях приняли также участие
А. Гончаров, Ф. Модоров, В. Ефанов,
А. Пластов, В. Костин, О. Бескин, А.
Бубнов.
	Причятая собранием резолюция от-
мечает огромное значение‘ постанов-
ления ЦК ВКП(б) об опере Мурадели
«Великая дружба». для работников
изобразительного искусства: Указы-
вая на недостаточную ‘политико-вос-
питательную и организапионную роль
союза, на. неблагополучие в борьбе
творческих союзов с ‘отдельнымй
проявлениями ° формализма и его
разновидностью — натурализмом, реё-
золюция отмечает  неудовлетвори-
тельную работу критической секции
MOCCX, ne обеспечавшей сб’ектив-
ной партийной критики в коллективе,
Резолюпая говорит. что постановле-
	HHe LIK BRII(6) должно быть руко-
	водством К лейстаню для. каждой
творческой организации, для каждо-
го художника,
	О ПРИСВОЕНИИ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ
ЗАСЛУЖЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ ИСКУССТВ РСФСР
СКУЛЬПТОРУ CHMOHOBY B. JI.
	За вылающиеся заслуги в области
	советского изобразительного искус-
	И ae

ства присвоить почетное звание   “Заслуженного деятеля искусств РСФСР

скульптору Симонову Василию ЛЬьвоЕ
	Председатель  Презилиума Верховного Совета РСФСР И. ВЛАСОВ.
Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР П. БАХМУРОВ. `
	‚ Москва, 16 марта 1348 года,