4 -=-= *=2^_
		д”. ААА АГ АА
		у’ мы ЦВ 4 Ц.

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		В ЦК Рабис
	В связи с решением правительства
о переводе театров на бездотационную
работу Президиум ЦК Рабис обязал
все профсоюзные ‘организации работ-
ников искусств обсудить на обших <о-
браниях доклады директоров театров
о мероприятиях, обеспечивающих ус-
пешный переход театров на полную
самоокупаемость. Профсоюзные орга-
	низации должны всемерно. содейство-.
	вать осуществлению мероприятий, по-
вышающих доходность театров.

Центральная задача профсоюзных
организаций Рабис — широкое развер-
тывание социалистического соревнова-
ния в. технических цехах, среди обслу-
живающего и административно-техни-
ческого персонала, за высокое каче-
CTBO H сокращение сроков подготовки
новых премьер, экономию постановоч-
ных и других расходов и Т, п.

ЦК Рабис обязал мезткомы обсу-
ждать на своих заседаниях и на об-
щих собраниях финансово-хозяйствен-
ные планы театров и сметы на новые
постановки.

Профсоюзные организации призваны
воспитывать у работников KOMMYHH-
стическое отношение к труду. В зала-
ча месткомов входит популяризация
и поошрение отличников, обществен-
ное порицание нерадивых работников.

ЦК Рабис обязал профсоюзные ор-
ганизации пересмотреть совместно с
руководителями театров штаты по
всем категориям работников, исходя
из действительной производетвенно-
творческой потребности. 2

В центре работы производственных
совещаний должны быть поставлены
вопросы организации параллельных
спектаклей, лучшего использования
кадров, повышения идейно-художест-
венного качества спектаклей, эконом-
ного расходования средств и т. п. В
десятидневный срок месткомы должны
совместно с администрацией расемот-
реть все предложения, направленные
на улучшение деятельности театров,
установить точные сроки и контроль
над проведением в жизнь ценных
предложений.
	Обменные
спектакли
	Театры, входящие в. систему Управ-
ления по делам искусств при Мос-
горисполкоме, перешли на работу 6e3
государственной дотации. Пересмот-
рены штаты театров. Расширяется те-
кущий репертуар за счет восстанов-
ления постановок классических и
современных пьес.

Проводятся еженедельные обмен:
ные спектакли: так, в выходные дни
Театра сатиры на его сцене дает па-
раллельный спектакль Театр им. Ер-
моловой. В выходной день Театрачим.
Ермоловой здесь играет Театр сати-
ры. Камерный театр обменивается
спектаклями с Театром оперетты.

На беспрерывную рабочую неделю
переходят Музыкальный театр им,
Станиславского и Немировича-Дан-
ченко и Московский драматический
театр.

В планы работы театральных кол-
лективов включены регулярные вы-
ступления по радио.

Театры готовят концертные прог-
раммы для художественного обслу-
живания районов Москвы. В’ Таган-
ском районе в помещении Театра дра-
мы и комедии на-днях выступает с
концертом Театр оперетты, а колле-
ктив театра драмы и комедии даст
спектакль на сцене Тзатра оперетты:
	поличество постановок
увеличивается вдвое
	МИНСК. (Наш корр.). Из 12. теат-
ров Белоруссии шесть с 15 марта пе-
реведены на полную  самоокупае-
	MOCTS.
Все театры, как переведенвые на
самоокупаемость, так и остающиеся
	на частичной дотации, пересмотрели
свои планы и сметы, сократили  игта-
ты за счет менее квалифицированных
и не занятых в репертуаре артистов.
Значительно уменьшены расходы на
новые постановки.

Рапертуарные планы пересмотрены.
Все театры почти вдвое увеличат ко-
личество новых постановок. Для ор-
ганизации выездных спектаклей уч-
тены все. имеющиеся в областях, спе:
нические площадки. Барановичский
	областной театр будет, например,
выступать на 10 площадках, выез:
жать в районы. Он выедет на гастро-
ли в Молодечно. Государственный
еврейский театр будет гастроли:
вать в Бобруйске. Составляемый
сейчас республиканский график га-
строльных поездюк даст возможность
проводить эту работу всем театрам
республики в плановом порядке.

На состоявшемся о<овешании на-
чальников областных отделов, дирек-
торов и художественных руководите-
лей театров совместно < партийными
организациями намечены конкретные
меры к тому, чтобы, не сокращая
существующей сети, улучшить рабо-
ту театров, повысить ‘идейно-хуло-
жественные качества спектаклей и
полностью осуществить принятое ре-
шение о переводе театров на само-
окупаемость.
	тысяч рублей за клавиры и партитуру
советской оперы,

Некоторые участники совещания
предлагали обеспечить аншлаги в те-
атрах путем организации гастрольных
выступлений известных солистов
Большого театра, повысив цены на
билеты: либо ставили вопрос о ени-
жении цен на билеты и о разрешении
включить в  ренертуар второсорт-
ные пьесы. -

Эти предложения встретили осуж-
дение участников совещания,  приз-
навших, что театры нуждаются в ко-
ренной перестройке. р

Н. Беспалов празвал руководителей
республиканских театров, работаю-
щих в крупнейших городах РСФСР,
показать пример лучшей работы и ©
честью выполнить постановление пра-
вательства.

В ближайшие дни 15 работников
Комитета по’делам искусств при Со-
вете Министров РСФСР выведут в
Свердловск, Горький, Роетов-на-До-
ну, Ярославль, Чкалов, Башкирскую и
Татарскую АССР и др. для проверки
на местах реализации постановления
правительства о бездоташионнюй рабо-
тё театров. ‘

8 апреля в Москве откроётся Bee-
россайское совещание начальников
управлений по ‘делам ‘искусств, кото-
рое обсудит вопросы работы‘ театров
РСФСР на новом этапе.

А. ТОЛИН.
	Геатры начин
в RO Fa
		В Комитете по делам искусств
	Для проверки выполнения приказа
о переходе театров на самоокупае-
мость и оказания практической помо-
щи в перестройке работы Комитет
по делам искусств при Совете Мини-
	стров ССОР направил специальную.
	бригаду в республики Средней Азии.
В ближайшее время такие бригады
выедут на Украину и в Белоруссию.
Театры пересматривают репертуар-
ные планы и представляют в Коми-
тет по делам искусств свои предло-
жения о репертуаре на весь 1948 год.
Одним из первых такой план пред-
ставил Театр им. Вахтангова.
‚ Театры проводят работу по сокра-
щению штатов, освобождаясь от твор-
чески неполноценных и мало загру-
женных актеров. Сокращаются также
лишние работники  производетвенно-
технических и административных ча-
стей. В ряде столичных театров эта
работа уже завергнена.
Одновременно театры увеличивают
количество спектаклей, что позво-
ляет ‘не только полностью загрузить
	наличный состав коллективов, но И‘ спектаклями.
	102 театра Украины
переведены на самоокупаемость
	КИЕВ. (По телефону от наш корр.).
Два дня продолжалось совещание за-
ведующих областными отделами по
делам искусств, директоров и худо-
жественных руководителей  твагров
Украины, обсуждавшее задачи теате
ров в условиях бездотационной рабо-
ты.

В развернувшихся оживленных пре-
ниях, выступавшие резко критикова-
ли деятельность Комитета по делам
искусств при Совете Министров
УССР и в особенности его театраль-
ного отдела, который Не помогал тезт-
рам в их работе, не поддерживал их
инищиативы. Единодушно осуждалась
порочная . ижодивенческая практика,
принявшая в Последние годы особенно
широкие размеры. Легкомысленное
отношение к государственным срелд-
ствам отрицательно сказалось на ра-
боте театров, тормозило их твовче-
ский рост. Наряду < этим выступав-
шие отмечали, что вместо изыскания
путей к улучшению. работы театров, в
связи с переходом на самоокупае-
мость, кое-где пошли по линии наи-
меньшего сопротивления. В Чернигов-
ской области, например, наметили ли-
квидировать Областной кукольный
	театр, хоровую капеллу и Прилукский
	театр украинской драмы.

Участники совещания внесли ряд
конкретных предложений по повыше-
нию идейно-художественного качест-
ва спектаклей. Много говорилось; в
частности, о необходимости привлечь
в творческие коллективы способных
молодых артистов.

Совещание наметило конкретные
меры по реализации решения прави*
тельства о бездотационной работе
театров.

aH

С 15 марта из имеющихся на Укра-

ине 115 театров на самоокупавмость
	переведены 102, Совет Министров
УССР утвердил новые; сокращениые
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Ле-
	‹ нинградский Театр комедии в прош-
	лом году получил от государства до-
‘тацию в 800 тысяч рублей. И в-ны-
нентнем году в производственно-фи-
нансовом плане театра субсидия’ за-
нимала солидное мебто. Перевод те-
атров на бездотационную работу по-
будил руководителей Театра комедии
решительно пересмотреть уже запла-
нированные расходы. Оказалось; что
уже в этом году театр сможет без-
болезненно работать без дотации,
Бесспорно, что в большинстве ле-
нинградских театров штаты раздуты
и работники загружены не полностью.
Сейчас руководители театров особен-
но остро это почувствовали. В Ле-
нинградском драматическом театре, в
Новом театре, в Большом драмати-
	ческом имени Горького и других со-
кращаются незагруженные, менее
квалифицированные работники. Так
же безболезненно снижаются расхо-
ды на оформление спектаклей.

Вот характерный пример. В Новом
театре готовится к постановке «До-
ходное место» Островского. Сейчас
здесь по-новому полошли к оформле-
нию спектакля. Выяснилось, в частно-
сти, что без какого бы то ни было
ущерба для художественного качест-
ва вместо резной деревянной панели
	можно обойтись живописным решени-
	ем. Нет необходимости делать и че-
тыре разных потолка, достаточно од-
ного нейтрального для всех действий.
Улешевляется стоимость костюмов,
мебели, используется имеющийся 60-
гатый реквизит. Уже подсчитано, что
только по одной этой постановке те-
атр сэкономит 30 тысяч рублей.
Естественно, что одним сокращени-
ем постановочных расходов театры не
достигнут самоокупаемости. Heo6x)-
дима глубокая повседневная работа по
привлечению зрителя. Главенствую-
щая роль в этом принадлежит качест-
ву репертуара, количеству новых по-
становок, их идейно-художественному
	размеры государственной дотации для
остальных театров.

Коллективы театров прийимают ме-
ры к быстрейшему пересмотру своих
репертуарных планов, укреплению
связей со зрителем, сокращению. рас-
ходования средств и Материалов на
новые постановки: А возможности те-
атров в мобилизации внутренних ре-
сурсов весьма велики. Так, Николаев-
ский драматический театр, пересмот-
рев свои планы и COMETH, полностью
отказался от государственной зотацин
еще до принятия решения о переводе
театров на ‹амоокупаемость. Опыт ра-
боты этого теёатра заслуживает ши-
рокого распространения.

Комитет по делам искусств при Со-
вете Министров УССР создает для
театров более благоприятные условия
работы. Разрабатывается, в частности,
схема новой дислокации для ряда те-
атров и кустового об’единения теат-
ров смежных областей. Так, если ма-
риупольский зритель весь год мог
смотреть только спектакли своего
драматического театра, то после про-
ведения кустования в городе будут
выступать и музыкально-драматиче-
ские театры и бригады оперных кол-
лективов смежных областей. В свою
очережь спектакли Мариупольского
драматического. театра, / уже хорошю
знакомые местным зрителям, просмо-
трят жители других городов.

Одесский театр сперы и балета бу-
дет тепе ope обслуживать также Нико-.
лаев и. Херсон. ,

Приняты меры к увеличению ‹бо-
ров. Тюзы и другие детские театры,
например, в воскресные дни вместо
двух спектаклей. будут давать три; а
по будним дням, кроме стационарной
сцены, будут выступать в школах,

цах пионеров и т. д; Ряд город-
ских театров усилил работу по при-
влечению колхозюго   Spuresia из при-
гораяных сел.

является действенным мероприятием.
по увеличению. доходности. Плани-
руются выездные спектакли. Tax,
например, Малый театр, играющий на
своих двух площадках, одновременно
планирует выступления на московских
клубных сценах и намечает выезды.
в Ленинград и Киев.
	В Комитете. по’ делам искусств ут-.
верждаются новые финансовые пла-.
ны. Изменяется и самая система фи-_
нансирования постановок. В филиалах
Госбанка каждому тватру открыва-’
ются особые счета для зачисления на.
них собственных средств, предназна-.
ченных для финансирования постано-
BOK,
	Комитет сейчас рассматривает
	сметно-финансовые расчеты по каж-
Rol постановке театров союзного
подчинения. Такие расчеты являются
основными документами, определяю-
щими размеры затрат на постановки
и дающими театрам право практиче-
ски приступать к работе над новыми
	Кадр из кинофильма «Первокласснина».
Маруси.
			Наташа защинина в роли
	„первоклассница“
	Для детей весь мир полон необы-
чайного: неожиданно  раскрываю-
щихся тайн, ярких, необыкновенных
событий. Фантазия помогает детям
узнавать мир, она активна и всегда
конкретна, Вот почему, в отличие от
взрослых, дети не любят длинных
описаний, детальных изображений.
Они сами воспольяют творческой ра-
ботой своего воображения то, что не-
дорисовано художником. Это хорошо
знают детские ‘писатели, знает H
автор сценария  «Первоклассница»
Евгений Шварц.

Евгений Шварц — один из любимых
детских авторов. Это - талантливый
сказочник-драматург, отлично знаю-
щий своего юного читателя и зрителя,
его психологию, его запросы. Он ©0-
здал и оригинальные советские сказ-
ки, и превосходные переработки для
театра и кинематографа классических
сказочных сюжетов, наполнив люби-
мые образы нашей детворы новым, со-
ветским содержанием. Шварц не при-
спосабливается к особенностям вос-
приятия детей. Он умеет видеть мир
их глазами, думать. и мечтать вместе
с НИМИ и потому разговаривает со
своей аудляторией не как сюсюкаю-
	щии взрослый дядя, а как равный с
	равными.
Отсюда идет важное . достоинство
лучших вещей Е. Шварца. Написанные
для детей, они интересны и для взрос-
лых. Ибо есть только одна художе-
ственная правда, и нет особой правды
для детей и особой для взрослых. С
одинаковым удовольствием смотрели
его «Золушку» все зрители, независи-
мо от возраста. Старинная сказка чу-
жестранного происхождения прозвуча-
ла, как содержательное советское
произведение искусства, одинаково
близкое любым зрителям. г
«Первоклассница» — произведение
несколько иного рода. ` Оно не. дает
простора для фантазии зрителя. Почти
целиком оно заполнено повседневным
бытовым материалом, отлично извест-
ным каждому советскому школьнику.
Это повесть или, вернее, серия очерков
 0б обыкновенной советской девочке, о
  том, как она впервые пошла в школу,
‘как она училась, овладевала грамотой
ги первыми’ социальными навыками
  жизни в коллективе. М здесь знание
  peoar не изменило автору: любов-
но, красочно и безо всякого. сюсюка-
ния рассказывает он о самых юных
советских школьниках. Портреты ре-
OAT сделаны с большой наблюдатель-
ностью, юмором и теплом. И этим сце-

I

нарий, а вслед за ним фильм интере-
сны взрослым, помогая лучше понять
психологию. детей.

Есть в «Первокласснице» эпизоды,
которые полюбятся юным зрителям.
Эскапада трех девочек в лес за вербой
й их спасение — это не только увле-
кательное приключение. Привлека-
тельная для ребят по своему содержа-
нию история эта показывает им, как
заботится о них вся страна, как де-
  CATKH людей готовы бросить свое при-
‚вычное дело для того, чтобы оградить
их от опасности. И здесь нет морали-
`зирования, которого всегда избегает
‘наш автор, но есть хорошая советская
мораль, вытекающая из всей истории.
	К сожалению, эпизод этот, занимаю-
щий большое место в картине, — поч-
ти единственный в своем роде. Осталь-
ные эпизоды, если считать, что
фильм обращен не к дошкольникам,
которым он труден, а к детям школь-
ного возраста, мало чем удовлетворя-
ет детскую любознательность. Школь-
ник узнает. в картине слишком мало
	нового. (Шочти все, что читает он в
	«Первоклассница». Детский хуложест-
венный фильм. Сценарий Е. Шварца.
Режиссер И. Фрэз. Оператор Г. Етиаза-
Re, Композиторы Д. Кабалевский и
. Вив. Производство Союздетфильм,

erent

ЛЮБИТЕЛИ ЛЕГ

У главного художника Туркменско-
го тватра оперы и балета т. Фальков-
ского есть несколько помощников и
целый штат работников. К его услу-
гам прекрасно оборудованные цехи.
	У главного художника Гуркменско-
го тбатра оперы и балета т. Фальков-
Как будто этого вполне . достатачно
для того, чтобы оформить три опер:
ных спектакля, запланированных на
год. Однако в прошлом году худож-
ники театра оформили только один.
новый спектакль, а за возобновление
постановки оперы «Абадан» т. Фаль-
	] ковский oco6o получил 50 тысяч
	рублей. Офофмлять спектакль «Кеми-
не и Казы» в оперный театр был при-
глашен главный художник Драмати-
ческого театра им. Сталина т. Кор-
дыш. За это он получил 55 тысяч
рублей.
‚В нынешнем году история повторя-
ется. С такой же легкостью бросают-
ся на ветер государственные деньги.
Первой премьерой Театра оперы и.
балета была «Лауренсия». Оформилял
её все тот же, приглашенный со <то-
роны, Кордыш, получивший 80 тысяч
рублей.

Чем же в это время были заняты
художники оперного театра, аккузат:
но получающие зарплату? Художник
Шаблиевский оформлял спектакль
«Зохре и Тахир» в... Театре им. Ста-
лина. `

Эти порочные методы’ практикуют-
ся и в других театрах республики. В
Тюзе, например, силами приглашен-
ных со’ стороны художников -офор-
млено 4 спектакля из 6 поставленных.
Характерно, что спектакли, оформ-
ленные художниками на своей сцене,
значительно. уступают по качеству
спектаклям; оформленным ими. в дру-
гих театрах.

Но ‘не одни только художники тра-
тят чересчур много ‘усилий на поиски
заработков «на стороне». Грешат этим
ий руководяние работники  Управле-
ния по делам искусств. Бывший fa:
чалвник управления т. Аннакурдов пе-
ревел‘на’ туркменский язык. пьесу.
Леонова «Нашествие». Его ` замести-

тель т. Аманов потрудился над пере-
волом пьесы. «Особое запание». Пеое-
	сценарии (хорошо изданном Госкино-
издатом отдельной книжкой) или ви-
дит в фильме, ему уже известно, им
уже пережито. «Первоклассница» в
‘основе своей задумана не столь как
‘детская киноповесть, сколь как по-
весть о детях, рассчитанная и на детей,
‚и на взрослых.

Есть в картине многое, что заинте-
ресует ребят и в конечном счете за-
ставит их полюбить и юную героиню,
и самое произведение. Есть в ней не
меньше и такого, что окажется по-на-
стоящему поучительным и для взрос-
лых, в особенности тех из них, кто
имеет детей. Но разные вещи в карти-
не интересуют детей и взрослых. - А
некоторые сцены преследуют чисто
развлекательные задачи. Такова, на-
пример, экспозиционная сцена посту-
пления. Маруси в школу, которая
является всего лишь мило рассказан-
ным анекдотом о чрезмерно самостоя-
тельном ребенке.

Так случилась парадоксальная вещь,
Обращаясь» специально к детской
аудитории, Шварц создавал произведе-
ния, интересные. и для детей и для
взрослых. А ориентируясь и на тех и
на других, он не сумел целиком удо-
влетворить ни первых ни вторых.

Отсутствие определенной авторской
установки, о котором мы ‘уже говори-
ли, привело к компромисености твор-
ческого решения сценария, половин-
чатости достигнутых результатов.

Это сказалось не только в драма-
тургии картины, но может быть, в
еще большей степени в ее режиссер-
‘ском и актерском решении. Макарова

в роли учительницы проста и есте-

ственна. Нет в ее исполнении ни
наигрыша, ни фальши, и юный зритель
‚ поверит в нее, полюбит ее в созданном
`ею образе. Актрисы же К. Иванова и
Т. Барышева в роли матери и бабушки

-Mapycu He столь играют, сколь пред-

ставляют. И дети, чуткие ко всякой
неправде, не поверят им, не признают
их действительно матерью и бабушкой
героини. Отдельные эпизоды ленты
так же разностильны, как и игра ак-
теров. Сцены‘в школе и сцена в лесу
сделаны в разной режиссерской мане-
ре.

Мы меныне всего склонны винить
в этом молодого режиссера И. Фрэза,
который чуть ли не первым в нашем
звуковом кино взялся за очень труд-
ное дело постановки картин для детей
младшего возраста. И в первой своей
работе («Слон и веревочка»}) и во
второй («Первоклассница») он пока-
зал себя человеком, творчески одарен-
ным, знающим детей и понимающим их
интересы. Мастерство. его, как режис-
сера, в этой картине безусловно воз-
росло. Он легко, справляется с пред-
ставляющими огромную трудность для
режиссера. массовыми детскими сцена-
ми и с требующей педагогического
дара работой ‘с восьми-девятилетними
исполнителями. Нет сомнения в том,
что Фрэз может делать очень хорошие
картины для детей; надо только,
чтобы он делал их без оглядки на
взрослого зрителя. В данном случае
ему не удалось добиться полного
успеха из-за двойственной ориентации
сценария и на детского и на взрослого
зрителя, которую он при постановке
фильма не сумел преодолеть.
	И в этом отношении неполнота
успеха, который достигнут авторами
«Первоклассницы», оказывается очень
поучительной. Поучительной для дет-
ских писателей, работающих в кино,
для немногих кинорежиссеров, решив-
ших посвятить свое творчество детям,
и главным образом — для студии
Союздетфильм, которая даже немно-
гие выпускаемые ею детские картины
стремится ориентировать и На «взрос-
	лый» экран.
С БУРОВ.
		И. И. Шишкин. Портрет работы художника И. Крамского.
			Выдающийся мастер
	пейзаука
	‘этих деревьев, найдена нужная мера
в соотношении живописного в графи-
ческого начала.

Новые черты приносят в творчество
‘художвика 80-е годы. Он создает
 ряд картин, в которых самим выбором
‘мотива главенствующее место в \ком-
‘позиции отводится дальним планам,
Это дает возможность хуложнику
‘дать в картине образ русской пруро-
 ды наиболее цельным и обобщенным.
‘Содержание пейзажной темы  беско-
‘нечно расширяется и обогащается. В
мотивах его картин все чаще и чаще
‘получает свое воплощение именно то,
что глубже всего и полнее всего вы-
‘‹ражает характер национальной  при-
Г роды. Так создаются его картины
«Кама» (1882 г.), «Среди долины
ровные» (1883 г.) и прекрасная карти-
Ha «Лесные дали» (1884 г.). Большой
‘удачей художника в этой картине яв-
ляется ее колористическое построе-
‘ние, способствующее выразительно-
сти дальних планов и об’единению
‘всех цветов в единый живописный
‘тон. В конце 80-х годов сн создает и
У из популярнейших своих картин
«Утро в сосновом лесу» с играюши-
‘ми медвежатами, вписанными B Kap-

‚ми медвежатами, вписанными в Кар-
‘тину художником Савицким.

В дальнейшем все завоевания  ху-
‘дожника в области живописи получа-
‘ют свое блестящее выражение в та-
 KO его картине, как «В лесу Морд-
  виновой», написанной художником в
1891 году. Это произведение с его
 проникновенностью в жизнь приооды,
‚с его высоким живописным строем
‘можно смело причислить к шедеврам
‘русской пейзажной живописи.
	В 1391 году в залах Академии ху-
	` дожеств Шишкин развернул  персо-
 нальную выставку своих произвеле-
‘ний, составленную из этюдного мате“
‘риала, рисунков и офортов. Выставка
‘вызвала большую дискуссию в печа-
‘ти, Реакционная пресса выступила с
‘резко отрицательной критикой шищ-
‘кинского реализма. Стремясь  осла-
‘бить болышой успех выставки у пуб-
‚лики, она пыталась в то же воема
использовать зыставку Шишкина для
новых нападок на демократическое
искусство передвижников и их илео-
лога В В Стасова.

Последние голы Шишкин почувст-
вовал себя внутренне еще более. тес-
Гно связанным с «Товариществом». В
‘исьме к В. Васнецову в 1896 году
Гон пишет: «Приятно вспомнить то
время, когда мы, как новички, прок-
`ладывали робкие. шаги для перелвиж-
вой выставки. И вот из этих робких,
‘но твердо намеченных шагов вырабо-
тался целый путь; и славный путь,
путь, которым смело можно горлить-
ся. Идея, организация, смысл, цель и
стремления Товарищества ‹созлали
‚ему почетное место, если только не
тлавное в среде русского искусства».

На 25-ю юбилейную выставку «То-
Зарищества» Шишкин дал ряд очень
интересных произведений. Среди них
‘особенно значительна своим художе-
ственным содержанием картина
«Близ Елабуга». Самим  истолкова-
нием взятого мотива она ролственна
его картине «Рожь». Весь образ пей-
`‘зажа нанолнен в ней широким дыха-
нием жизни, и русская природа, при-
рода родных художнику мест, пред-
стает перед нами своями глубоко ти-
пическими чертами. В этой картине.
художник сумел выразить и глубо-
кую любовь ‘русского человека к
своему родному краю и гордость ху-
дожника-гражданина за свою родину.

Как большинство других картин
Шишкина, и эта имеет свое первона-

щемся в Государственном Русском
музее в Ленинграде. Этот рисунок
интересен для нас впечатляющей над-
писью, сделанной самим автором. Со-
держание ее выражает, вероятно, и
замысел художника, и влохновившую
его ндею: «Раздолье, простор, угодье,
рожь, Благодать. Русское богатство»
Эта надпись на рисунке не только
обогащает наше Представление о. ра-
боте художника над образом  каоти-
‘ны. Она в то же время ‘раскрывает
перед нами и тот нуть, по которому
направлялись творческие искания ху-
дожника, его стремления донести
русскую природу такой, какой ona
живет в сознании нарола. в ето ду-
мах, чувствах и представлениях.

Творчество Шишкина, очень пель-
ное в своем художественном содер-
жаний, сохраняет до конца глубокую
и органичную связь ‘с эстетикой идей-
но-демократического искусства. Най-
денный художником путь к природе
придал его творчеству огромное свое-
образие. Его искусство всегла было
искусством идейным и жизнеутвер-
ждающим. Являясь в своем методе
совершенным мастером в изображе-
нии русской природы. Шишкин, как
подлинный реалист, несомненно, вы-
разил своим творчеством олну из
важнейших сторон русской жнвопи-
си. Он был, по ‘выражению Крамско-
го, «верстовой: столб» русской пей-
зажной живописи. Шишкина, бесспор-
но, можно назвать любимым  хулож-
ником советского народа.
		русского
	Среди русских пейзажистов особое
место ‘занимает имя замечательного
русского художника Ивана Иваноди-
ча Шишкина.

Своим истолкованием национальной
темы в пейзажной живописи Шишкин
выражал в ней те основные положе-
ния демократической эстетики, под
знаменем которой развернулось в
60-е годы движение идейво-реалисти-
ческого искусства.

Глубокая принципиальность,  свой-
ственная Шишжичу во взглядах на ис-
кусство, и последовательность, с ко-
торой отстаизал он свою творческую
программу, позволяют нам теперь
сблизить его с теми 14 протестантами
из академии, которые в 1863 году от-
крыто выступили против устарелых
принципов ее педагогической системы
и вынесли на своих плечах все пос-
ледствия этого знаменитого выступ-
ления. Это право ‘на сближение с
кругом художников идейного реализ-
ма Шишкин сумел доказать всей
своей дальнейшей творческой жиз-
НЬЮ. :
Шишкин был выпускником Москов-
ского училища живописи и ваяния,
которое по справедливости можно
назвать пколой русского реалисти-
ческого искусства 60-х годов, учи-
лища, где реализм одержал блестя-
	зи
ett
ай {
nite
KOH;
oh
aH
en
on

Tie

eee ee eee I EE М Га
_щую победу над эстетикой академи-
ческого искусства. Ве
Уже начиная с 1857 года на экза-
менах в Академии художеств, он за-
метно выделяется художественным
качеством своих работ. В 1861 году за
два пейзажа «Местность в Кукко» (на
о. Валааме) ему была присуждена 30-
лотая мелаль и право на заграничную
командировку. Осмотрев произведения
современных художников в Мюнхене.

он пишет: «Поэтическая сторона ис-
кусства нередко убита здесь матерм-
альностью красок и самой работой.
Публика, кажется, не требует очень
многого: сюжеты жанристов часто ли-
шены интереса и ограничиваются
сладкими сценами обыдевной жизни;
отсутствие мысли в картинах этого
рода весьма ощутительно».

Возвратжь в Россию, Шишкин
вскоре выступает со своими картина-
ми на мотивы, взятые из русской при-
роды. В 1867 голу он пишет «Рубку
леса», в 1869 году—«Полденв в окре-
стностях Москвы».

Для художников 60-х годов прош-
лого столетия вопрос об изобрази-
тельном языке их живописи не был
второстепенным. За всем тем, что оп-
ределяло тогда Творческие устремле-
ния Шинкюина, стояло его уже опре-
делившееся художественное  миро-
воззрение. Истоками своими оно име-
ло несомненно влияние эстетических
воззрений Чернышевского — © их
апологией действительности, Cc их
стремлением к широкой демократиза-
ции искусства. :

Вот на этой основе и создается в
дальнейшем творческий облик Шии-
кина как хуложника-реалиста. Талант
его все углубляется, становится все
более мощным, оставляя позади. опыт
первых исканий. Пейзажи Шишкина
приобретают огромную жизнеутверж-
дающую силу и широкое песенное на-
чало.

В литературе по вопросам искулст-
ва многие авторы, писавшие о Шиш-
кине, упрощая вопрос, стремились
доказать, что Шишкин, изображая рус
скую природу, до-конца опраничивал-
ся только внешним потражанием на-
туре. Таким образом “вычеркивается
совершенно та титаническая работа
художника над самим собой, над сво-
им живопасным. методом, которая
красноречиво говорит о его творче-
ском росте.

В 1872 году летом, живя вместе с
Крамоким и Савицким под Лугой, он
поражает своих друзей не только
трудолюбием и неутомимостью, но и
смелостью в работах над этюлом.
«Чиншкин растет и молодеет», пишет
Крамской в письме к Васильеву. В
его этюдах появляется общий живо-
писный тон, благодаря которому ху-
дожнику удается избежать и дробной
выписанности формы и разобщенности
в отдельных изображенных” поелме-
тах.

Работа над этюдом в летнее время
становится для художника как бы
обязательным каждодневным заняти-
ем. В этом процессе он бесконечно
усложняет и обогащает самый язык
живописи, наблюдая в самой природе
богатое и сложное проявление ее
жизни.

На передвижной выставке 1878 го-
да среди ряда картин Шишкина. изо-
бражающих лесной пейзаж, появилась
картина «Рожь». В своем мотиве она
перекликалась с ранней картиной
художника «Полдень в окрестностях
Москвы». Bech художественный
образ этого пейзажа проникнут
огромной верой в жизненные богатст-
ва природы, которыми она’ вознаграж-
дает труд человека. Правда, живо-
пись этого пейзажа еше ие сложна.
и не богата в свонх тональных отно-
шениях. Но когла сметришь, напри-
мер, на то, как написаны в пейзаже
сосны, то кажется, что именно здесь,
в передаче пластической могучести

Первые шаги
	уровню. Сейчас этим вопросам уле-
ляется особое внимание. Пересматри-
ваются репертуарные планы, увеличи-
вается количество новых спектаклей,
сокращаются сроки их постановки.

Все театры изыскивают возможно-
сти для увеличения сборов. В Теат-
ре Ленинского комсомола имеется
второй зал с малой сценой, до <их пор
не экснлоатировавшийся. Теперь здесь
намечено показывать зрителям спек-
такли (одноактные ньесы) параллель-
но с болыной сценой. В фойе театра
во время антракта продаются билеты,
организована доставка билетов на дом.
Аналогичные мероприятия проводятся
и в других театрах.
	На этом фоне особенно бросаются
в глаза старые болезни руководителей
некоторых театров. Не везде, напри-
мер, занимаются рекламой, Новый те-
атр помещается сейчас в другом зда-
нии. Население об этом мало осведом-
лено. Даже на многолюдном Невском
Проспекте, рядом с которым. сейчас
находится театр, не встретишь ни ол-
ного указателя, напоминающего о ме-
	стонахождении театра. В Театре ко-
медии 17 марта, согласно афише и из-
вещений в газетах, должен был пойти
слектакль «Вас вызывёет Таймыр».
Каково же было удивление зрителей,
пришедигих в театр, когда они узнали,
что спектакль заменен. Серьезных
причин для этого не было.

В бюджете ленинградских театров
большое место занимают выездные
спектакли. Однако Управление по
делам искусств не регулировало эти
выезды, не внесло в это дело необхо-
димой плановости. Между тем, ле-
нинградские дома культуры могут
явиться прекрасной площадкой для
систематических параллельных высту-
плений театров.

Перестройка работы в ленинград-
ских театрах только. началась. Нель-
зя упускать ни одной возможности
для ее успешного проведения.
	В новых условиях
	386 театров работают В Российской   1948 года сняты © тосударственной
	Федерации, В 1947 году они получили.
	из государственного бюджета до 299
миллионов рублей дотации. И все же
в конце прошлого года многие театры
РСФСР давали большой дефицит.

Порочная иждивенческая практика,
незаинтересованность -директоров и
художественных руководителей в эко-
номии государственных средств. при-
вели к тому. что в пронлом году
только 13 республиканских театров
прилесли государству свыше 3 милли-
онов рублей сверхплановых убытков.

Директоры ряда театров плохо за-
ботились об интересах зрителей. Пти
составлении репертуарных планов они
не учитывали возросших культурных
запросов широких масс трудящихся.
Поэтому многие зрители Иваново,
Пензы, Челябинска, Ворочежа, Яро-
славля перестали интересоваться
спектаклями своих театров. Посещае-
мость этих театров в 1947 году резко
снизилась до 40 — 50 процентов, а
на некоторых спектаклях зрительный
зал не был заполнен и ча 30 процен-
тов.

Об этих фактах рассказал на сове-
щании директоров и художественных
руководителей театров РСФСР. заме-
ститель председателя Комитета по
делам искусств при Совете’ Миниет-
ров РСФСР А. Глина.

Как сейчас будут работать театры
Российской Федерации? С 15 марта
	отации и переводятся на ползую Ca-
моокунаемость 321 театр PCCP,
До конца года они лолжны будут
значительно расширить свой реперту-
ар. Только по 15 республиканским че-
атрам в 1948 году запланировано 137
премьер. Значительно сокращается
стоимость каждой из новых постано-
вок. Каждому театру дазо право, из-
‘расходовать на’ подготовку премьеры
от 35 до 80 тысяч рублей. Предусмот-
рено увеличение количества спектак-
лей, повышение их посещаемости, CO-
крашение штатов всех ‘категорий ра-
ботников.

На совещании были внесены цен-
ные предложения для успешной дея-
тельности театров в новых условиях.
`Речь шла об обменных спектаклях и
гастролях артистов театров различ-
ных городов ’ РСФСР, организации
коллективного  посешения театров
рабочими м служащими предприятий
и учреждений, выезде театров в близ-
лежащие районы, параллельных спек-
таклях, выпуске удешевленных або-
нементов и т. д,

Выступавшие упрекали руководет-
во Комитета по делам искусств в том,
что до ких пор еше детально не. раз-
работана организационная сторона во-
проса перехода театров на безлотаци-
онную работу. Должна быть прекра-
щена порочная практика оплаты Му-

зыкальному фонду СОХР — десятков
		ЛЮБИТЕЛИ ЛЕГНОГО ЗАРАБОТКА
	водчики положили себе в карман 27
	тысяч рублей, а ни та, ни другая
пьеса не была поставлена театрами.
Почему? Низкое качество переводов,
—говорят в театрах.

Ныне пребывающий на посту заме-
стителя начальника управления т.
Максимович написал пьесу «Счастье».
Хотя ни один театр эту пьесу не
принял, но автору уже успели выдать
20 тысяч рублей.

Еще в прошлом году многие театры
республики включили в свой репер-
туар пьесу Мухтарова «В семье Ал-
лана». Автор получил за нее от уп-
равления премию в 20 тысяч рублей.
Но вот уже март, а ни один театр не
может приступить к работе над пье-
cof. Она все еще ‘проходит стадию
бесчисленных переделок и обошлась
управлению в огромную сумму денег.
Насколько высоко ценит т. Мухтаров
свой труд, видно из того, что 1500
‘рублей он получил лаже за... доклал,
сделанный ам на собрании актива ра-
ботников искусств.

Директор республиканского Дома
‘народного творчества т. Хошгельды-
ев осчастливил Управление «хуложе-
ственным» ‘переводом’ пьесы «Под
каштанами Праги». Мы берем в кавы-
чки слово хуложественный, тако как,
ознакомившись ‘< текстом перевода.
руководители Театра им. Сталина не
сочли возможным ставить’ пьесу. Тем
не менее, гонорар переводчику был
выплачен. ‘

Любопытно, как же пои сушеству-
юшем положении управление  наме-
рено налапить финансовую Дисципли-
ну в подведомственных ‘ему учрежде-
ниях? `Напрангивается вывод, что Уп-
равление. по. делам искусств должно
заняться. упорядочением работы He
только художников, прелпочитающих
«зарабатывать» постановками в сосед-
них театрах, но и авторов, получаю-
их деньги. за ненаписанные или на-
спех скроенные и не поставлечные

театрами пьес Ы.
Л. БРУК.
		В. ЯРОСЛАВСКИЙ,
AIIXABAJL.