СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	сипалистьы
	ным предметам. Эти
студии выпускают акте-
ров, не прошедших заня-
тий по учебному плану.
С пругой стороны, В
	ВКП(б)» прошли в течение одного с<>
местра. В прошлом году в Саратовской
студии при Областном драматическом
театре на первом курсе вообще не бы-
ло занятий по основам марксизма-ле-
нинизма.

Мы уже говорили о том, что прием
учащихся в студии производится без
серьезной проверки их профессиональ-
ной пригодности и общеобразователь-
ной подготовки. В результате . отсев
студийцев чрезвычайно велик. Hanpu-
мер, в Ярославской, Тульской, Пен-
зенской, Ростовской, Архангельской,
Молотовской и Казанской студиях за
3 года из 172 учащихся «отсеялись»
91. В Саратовской и Ярославской сту-
диях из 24 студийцев на послелний
курс перензти только 8 человек. При-
чиной отсева является_также и то, что
в разработанном положении о студиях
не установлено, какое это учебное за-
зедение-высшее или среднее. Учеб-
	‘ный план студии соответствует пла-
	нам театральных училищ, но из него
исключены общеобразовательные дис-
циплины, так как преднолагается, что
могут быть приняты лица, имеющие
десятилетнее образование. Но факти-
чески на местах более половины ири-
нятых в студий имеет. незаконченное
срелнее образование. Учащиеся сту-
дии не получают стипендии, в’ боль-
шинстве: театров студийцы  зачисля-
ются во вспомогательный состав. Не-

которые директоры театров, исходя из.

этого; рассматривают студии, как при-
даток к Театру, откуда можно полу-
чать дополнительные кадры артистов
для участия в массовых сценах и эпи-

зодических ролях. А между тем, На:

обучение в студиях государство рас-
ходует большие средства. Так, в 1946
—47. учебном году в Казанской дра-

матической студии стоимость обуче-.

ния одного-учащегося в год составля-
ла 12 тыс. руб., в студиях Москвы
она определяется от. 3 до 5 тысяч

рублей. В то же время стоимость обу-.

чения одного учащегося в.театраль-
ном училише равна 4,6 тыс, рублей, а
в вузе — 8 тыс. рублей. .

Нынешнее положение в. студиях
свидетельствует о необходимости ко-
ренных изменений. Комитету по делам
искусств следует немедля пересмот-
реть состав, и сеть’ студий, сохранив
их только при тех театрах, которые
в состоянии обеспечить подготовку
полноценных высококвалифицирован-
ных актерских кадров.
	ta
we
	Памяти замечательного актера

скому театру TpareAnn.
Юрьев стал одним из
ведущих актеров Боль-
пюго драматического те-
атра, возникшего в 1919
году при идейной под-
держке Горького.

На сцене этого театра
Юрьев по-настоящему
развернулся как  траги-
ческий, романтический
актер, сыграв — здесь
Отелло, короля Лира,
Макбета, а также одну
из лучших своих ролей—
маркиза Нозу в шилле-
ровском «Дон-Карлосе».

В те же годы он мно-
го играл в районных те-
атрах, в только что орз
ганизованны х заводских
рабочих клубах, в Крон-
штадте у моряков Бал-
тики, чаще всего высту-
пая в роли Фердинанда-в
<Коварстве и любви».
	Ленинград проводил Юрия Михай-
ловича Юрьева в последний путь. Это

Зе быт Пра а.
	о 7 Ел
‘были многолюдные и теплые прово-
‘лы. свидетельствовавшие и о попу-

лярности покойного артиста, и о сим-
патии, которую вызвала его разно-
сторонняя деятельность.

Москвич по. рождению, Ю. Юрьев

вырос и воспитался в идейной атмос-
фере Малого театра восьмидесятых —
девяностых годов. Молодой Юрьев
жадно впитывал, те яркие, сильные
впечатления, которые давал ему Ма-
лый театр,

Позднее Юрий Михайлович  под-

черкивал, что самое решение итти ‘на
сцену, стать актером созрело у него
под влиянием увлечения классичес-
ким репертуаром Малого театра. Са-
мый театр, по его словам, он полю-
бил за классику, за героический и
романтический репертуар, за его вы-
сокие мысли и большие страсти. Он
не отрицал, что романтический“ театр
был его мыслью прежде, чем стал
его природой. Кстати, молодой Юрь-
ев дебютировал как актер на сцене
Московского Малого театра (1892 г.)
в. романтической юношеской драме
Ибсена «Северные богатыри», появив-
шись в окружении Ермоловой, Федо-
товой, Садовекого, Южина и своего
неносредственного учителя — Лен-
ского.

Со страстной юношеской мыслью 0
классике и романтике, Юрьев пришел
через год на Александринскую cile-
ну.

Он зарекомендовал себя сперва

Хорошим комедийным,  «фрачным»,

«салонным», а особенно Характер”
ным актером, и его держали на тако-
го рода ролях ходового текущего
репертуара, считая, что мечты его ©
романтическом герое — совершенно
беспочвенны:

Первое признание прав Юрьева на
героические роли принесло ему HC

полнение роли Чацкого. Его Чацкий.

был одинаково далек и от модной в

те годы актерской неврастении, и от
простого сценического резонерства.
Он представлял собою поэтическое
истолкование литературного образа,
воплощенное в прозрачную, кристал-
лически ясную форму, предопрелелен-
ную грибоедовским стихом. Он был в
	меру пылким влюбленным Hq ONES
горячим обличителем  фамусовшивы.
Это был молодой герой эпохи декаб-
ристов, обрисованный с большой точ-
ностью. социально-бытовой  характе-
ристики. Чацкий укрепился в репер-
туаре Юрьева, который играл. эту
роль почти тридцать лет.

В дальнейшем Юрьев сыграл ряд
классических ролей, в которых он
вскрывал, подчеркивал мужественное
волевое начало и глубокий жизнен-
ный оптимизм. Самозванец в пушкин-
ском «Борисе Годунове», Мизгирь в
«Снегурочке» Островского, Ипполит
	в трагедии Еврипида, Фауст в драме
Гете, шекспировский Ромео, Санчо
Ортис в «Звезде Севильи», Ферди-
	нанд в «Коварстве и Любви» Шилле-
ра, Уриель Акоста в романтической
драме Гуцкова, мольеровский Дон-
Жуан, наконец, ряд блестяще сыгран-
ных героических ролей в пьесах Вик-
	тора Гюго: «Анджелло»,  «Эрна-
ни» и «Pion Блаз», — таковы вехч
этого  репертуарного цикла, завер-
	шившегося накануне революции COS
данием роли Арбенина в и
ском «Маскараде».
	Октябрьская революция вызвала
громадную тягу народа к героичес-
кому в искусстве и тем самым от-
крыла перед Юрьевым новые обла-
сти творчества. Он понял, ощутил,
что народ-герой требует героического
искусства, и стал одним из первых
пропагандистов этого рода реперту-
ара на сцене советского театра.
	Одно из первых принципиально
важных театральных начинаний, воз-
никших в революционном Питере,
было связано с инициативой Юрьева.
который в 1918 году создал Театр
трагедии, где выступил перед новым
зрителем в «Эдипе» Софокла и шек-
спировском «Макбете». А. Южин,
один из учителей Юрьева и близкий
его друг, писал по этому поводу, что
Юрьев «с большой наглядностью пе-
редает необузданный и стремитель
ный рост черных страстей Макбета:
вы точно видите человека, окутанно-
го как Лаокоон, какой-то кучей змей,
обвивающих и душащих его и в о©д-
ном клубке с ним скатывающихся в
черную бездну».

Как известно, Горький очень со-
чувственно отнесся тогда к юрьев-
	КРЫМСКИХ
ХУДОЖНИКОВ
	СИМФЕРОПОЛЬ. (Наш. Kopp.).
Художники Крыма готовятся к пятой
областной выставке, которая откроет-
ся   мая в Симферополе. Большие
полотна, посвященные темам Великой
Отечественной войны, пишут Ю. Вол-
ков («Подвиг пяти черноморцев»),
М! Новикова («Бегство немецко-фа-
шистских оккупантов из Крыма»),
М. Степанов и др. Вместе с. худож-
никами готовятся к выставке и
скульпторы. Композиционную группу
«Круговая оборона» готовит Е. Слю-
сарь. Над бюстами партизан Отече-
	ственной войны работает С. Кузне-
HOB.
	3150 КИНОУСТАНОВОК
	КИЕВ. (Наш корр.). На Украине
сейчас насчитывается 3150 стацио-
	снискав себе большую популярность
и авторитет в этой области. Много
внимания, энергии уделял Юрьев ра-
боте в ленинградском отделении Все-
российского театрального общества,
председателем которого он состоял.
	Неизменный участник  различньх
творческих  диспутов, обсуждений,
конференций, Юрьев в полном <мыс-
ле слова был виднейшей фигурой те-
атральной, художественной жизни
Ленинграда.

Одним из ‘наиболее значительных,
ярких дел его творческой жизни по-
следних лет была работа над «Запис-
ками». Два тома «Записок», охваты-
зающие громадный исторический пе-
риод жизни русской сцены, завоева-
ли Юрьеву репутацию интереснейше-
го историка-мемуариста и блестящего
литератора.

Юрия Михайловича Юрьева уважа-
ли и любили за его глубоко принци-
пиальное отношение к идейным зада-
чам театра, к общественной миссии
актера. Всей своей жизнью и дея-
тельностью он как бы олицетворял
отношение к актерской. профессии
как высокой общественной задаче
и во всей полноте своего многолет-
него разнообразного  вдохновенного
‘труда он достойно войдет в живую
историю нашего театра.
	Евг КУЗНЕЦОВ
	_ пеполнойсенные
	«Осковные положения,
определяющие педагоги-
	ческий метод BOCTHTa- в
ния актера», говорится:
«Сненическое поведение
актера должно ` возникать
	В годы Великой Отечественной вой-
ны, когда театры испытывали острый
недостаток в актерских силах, пра-
виТёЛЬство разрешило Комитету по
делам искусств организовать при ве-
душих творческих коллективах стра-
ны студии пля подготовки актерских
кадров.

Но, если в период Отечественной.
войны студии, число которых было.
невелико, сыграли свою положитель-
ную роль. то затем количество их
чрезвычайно увеличилось, а эффек-
тивность их работы стала гораздо
менее ощутимой,

Сейчас при театрах существуют
110 студий; в которых занимаются
около трех тысяч человек. Эта шифра
значительно превышает действитель-
ную потребность театров в новых ар-
тистических силах. В то же время, как
правило, студии выпускают неполно-
пенных специалистов, недостаточно
хорошо полготовленных < точки зре-
ния профессиональных требований,
обладающих весьма ограниченным `0б-
шественно-политическим кругозором.
Чаше. всего бывшие студийцы, всту-
пая в труппу театра. оказываются при-
голными только для эпизодических
ролей. Именно они пополняют и так
уже: чрезмерно раздутые «вепомога-
тельные составы» театров.

Такое положение создалось по ви-
не Комитета по делам искусств, прак-
тически совершенно не руководивше-
го студиями. Ответственность за их
деятельность делили между ©обой
два управления Комитета — Главное
управление театров и Главное управ-
ление учеблых заведений. В результа-
те реально никто студиями не руко-
водил и не руководит. Все вопросы,
связанные со студиями, начиная с их
учреждения и кончая организацией
учёбно-методической работы, решали
директоры театров, — и решали каж-
дый по-своему. (Студии воззикали
«стихийно» и функнионировали каж-
дая ва свой лад. Учреждая студию,
директор мало задумывался © TOM,
нуждается ли его труппа в пополне-
нии, есть ли необходимые преподава-
тели; обеспечена ли материальная ба-
за будущего учебчого заведения.

Учебные планы и программы сту-
лий имеют серьезные дефекты. Изуче-
	са «Мастерство актера» в разделе
		А. КИСЕЛЕВ

актера должно возникать H3 Opry отдельных студиях количество педа-
ганических свойств его человеческойн гогов... превышает число учащихся.

прирожы и ни в чем их не нарушать». !
Этот тезис неверно ориечтирует педа-!
гога и Учащихся на «вечную» биоло-
гическую  природу человека, игнори-
руя его обижественное, социальное раз-
витие. Среда отрывков из пьес.и бел-,
летристическых произведений для’ pa-.
боты на втором курсе нет ни одного!
произведения на советскую тематику.

В программе\ по музыкальной лите-!
ратуре западноевропейской музыке!
уделяется почти вдвое. больше места;
и внимания. чем русской  классиче-,
ской и советской музыке. Программа!
курса «Танец» почти целиком поовя-!
щена западным танцам. Танцы народов}
Советского Союза лишь вскользь упо-;
минаются.
	Своеобразно узаконел в программе
курса актерского мастерства недопу-
стамый либерализм, существующий
при наборе молодежи в студии, Уста-
новлены периодические  «отсевы»
‚учащихся по «профессиональной не-
пригодности».

Это позволяет набирать в. студию

‘мало одаренных и недостаточно ‘обра-
зованных людей.
- Педагогический состав студии в
‘болынинстве укомплектован актерами
‘и режиссерами театров, нередко
‚слабо подготовленными В 26
студиях из 309 преподавателей” 115
‘имеют только среднее образование.
Большинство преподавателей перифе-
‘рийных студий по специальным пред-.
‘‚метам — ‘мастерству актера и техни-
ке сценической речи—сами имеют 0б*
разование в об’еме театральных сту-
дий и нуждаются в переподготовке.

Кадры преподавателей распределе-
ны Комитетом по студиям черавномер-
но. В некоторых студиях ‘из-за. отсут-
ствия преподавателей не проводятся
занятия по специальным дисциплинам.
Так, в студии Казанского театра опе-
ры и балета из 13 специальных пред-
метов преподавались только три. В
Ярославской, Чкаловской, Горьков-
ской, Пензенской, Вологодской, Ро-
 стовской, Архангельской студиях в
  1946—47 учебном году не было заня-

тий по двум, трем и более специаль-
	ГОГОВ... превышает число учащихся.
Например, в четырех ленинградских
студиях на 67 учащихся—74 препо-
давателя; в студии Киевского театра
музыкальной комедии 18 учащихся и
25 преподавателей; в студии Азер-
байджанского драматического театра
13 студентов и 16 преподавателей; в
студии Латвийского драматического
театра 19 учащихся и 20 преподава-
телей.

Студии, как правило, не обеспече-
ны помещением, оборудованием и <о-
ответствующими учебными и нагляд-
ными пособиями. Естественно, что
занятия проходят неорганизованно,
самотеком, а порой срываются. Смена
художественного руководителя теат-
ра нередко влечет за собой полное
изменезие системы воспитания буду-
щих актеров. .

Производственная практика учащих-
ся студий подменяется участием в
	массовых спенах спектаклей. В <ту-
диях Молотовского им Саратовского
драматических театров нагрузка уча-
шихся работой в театрах в три раза
превышала количество часов, преду-
омотренных учебным планом. B cry-
дии при Саратовском театре юного
зрителя учащиеся, как правило, заня-
ты с 9 часов утра до 12 часов ночи!
Причем  обязачности, выполняемые
студийцами в театре, никак не спо-
собствуют их творческому  воспита-
нию.

В болышинстве театров работа co
студийцами,  занятыми в массовых
сценах, ведется так, что  учанцимся
никакой пользы не приносит,

Особенно плохо ведется в студиях
политико-воспитательная работа. Дис-
куссии, доклады, беседы, лекции как
по политическим, так и по специаль-
ным вопросам устраиваются очень
‘редко. Многие студийцы не разбира-
ются в международном положении,
совершенно недостаточно знакомы ©
литературой, плохо знают живопись,
музыку. Преподавание основ  марк-
сизма-ленинизма в целом ряде студий
поставлено неудовлетворительно. На-
пример, в Саратовской хореографиче-
ской студии «Краткий курс истории
	Вскоре Юрьев был по-
ставлен во Главе родно-
ro emy Пушкинского —
быв. Александринского
— театра, которым ус-
пешно руководил в пер-
вые годы его послерево-
люционной творческой
перестройки (i922 —
1928). На этом посту
Юрьев co свойственной
ему широтой взглядов,
энергией и организатор-
ским даром содействовал
обновлению, оживлению творческой
жизни театра. Наряду с первыми по-
становками ранних пьес советской
драматургии («Конец Криворыльска»
Ромашова или «Бронепоезд» Вс. Ива-
нова). Пушкинский, театр осуществил
серию интересных постановок. клас-
CUKH.

Именно в это время — преиму с”
ственно в двадцатых и тридцатых
годах — Юрьев поработал в полную
	силу в той сфере, которая составляла
предмет мечтаний его жизни. Роман-
тик в душе, он стал романтиком, ге-
роем-романтиком и’ по основному
сценическому амплуа. Его мастерство
мужало и крепло, приобретало боль-
шую психологическую глубину. Это
было особенно заметно по творческой
эволюции ранее игранных ролей,
в особенности Арбенина. Образ Арбе-
нина в «Маскараде», сыгранный им
после революции свыше шестисот
раз,. приобретал все большую психо-
логическую глубину, окрашивался
гуманистическими интонациями.
Репертуар Юрьева в последние го-
	4 n 4 т } К; Г ‚1 ат Е Не
ды обогатился ролями Кречинского в   отношение

Tr ow = oe OB a

комедии Сухово-Кобылина и Несча-
стливцева в «Лесе» Островского.

Не довольствуясь непосредствен-
ной  <©ценической деятельностью,
Юрьев увлеченно занимался с Моло-
дежью, вел курс актерского мастер-
ства в Ленинградском институте,
	_ Что мешает развитию самодеятельных оркестров
	Прошедшие за последнее время в,
областях, краях и республиках смотры’
	художественной самодеятельности
	продемонстрировали наличие замеча-
„« тельных музыкальных коллективов
	художественной самодеятельности.
Однако смотры со всей очевидностью,
показали и то, что количество орке-.
стров русских народных инструментов.
в стране явно недостаточно. Известно, ,

t

что оркестрам народных HHCTDY Men
тов отведено почетное место. Их де-
ятельность многообразна. Они не
только приобщают своих участников
к музыкальной культуре, но и ВОСПи-
тывают в них чувство любви к нарол-
ному творчеству, к песне, в которой
воплошены лучшие духовные черты
советского народа. Партийные. ком-
сомольские и профсоюзные организа-
ии должны поэтому всячески со-
действовать развитию сети оркестров
русских народных инструментов.

Но организация и успешная деятель-
вость русских народных оркестров за-
висит прежде всего от материальной
базы, от промышленности, которая
изготовляет музыкальные HHCTPYMeH-
	ты. Главным образом они пооизводят-.
	ся артелями промкооперации и пред-
приятиями Министерства местной про-
мышленности, которые плохо o6e-
спечивают потребности участников
Музыкальной самодеятельности.

`”Во многих областях, краях, респуб-
ликах ` невозможно приобрести He
только комплект инструментов для
полного состава оркестра, но трудно
даже найти такие инструменты, как
балалайка. ломра, баян и т. п, Пред-
приятия, изготовляющие музыкальные
инструменты, до сих пор работают из
рук вон плохо. В первую очередь это
относится к артелям промкооперации
РСФСР.

Приведем факты. В про лом году
артели промкооперации РСФСР вы-
полнили план по производству гармо-
ний и баянов только’. на. 85,6 проц.,

Выпуск на рынок артелями промкоо-

перации РСФСР бракованной продук-
ции — обычная вешь. На щипковых
инструментах нередко встречаются
косые лады с неправильной разметкой,
механические колки работают туго
или вовсе бездействуют, лакировка.
лежит неровно, грифы грубо отделаны,
не пригнаны к центру. Особенно пло-
хого качества продукция Вологодской,
Ростовской, Тульской ‘и ряда москов-
ских артелей. Плохие баяны выпуска-
ет« артель «Симфония» Новосибирской
области. Об этом свидетельствуют
сотни жалоб покупателей.

Несколько слов о распределении и
доставке музыкальных инструментов.
Зачастую предприятия’ отгружают то*
вары не в запланированные, а в близ-
лежащие области. Так, горьковская
фабрика клавишных инструментов во
второй половине 1947 года должна
была отгрузить пианино в 16 областей.
Вместо этого вся продукция оставлена
в Горьком (!?). Фабрика им. Луна-
чарского (Ленинград) в третьем и че-
твертом кварталах должна была отгру-
зить в Якутию 1500 гитар, в Иркут-
скую область — 400. в Алтайский
край — 750, в Псковскую область —
400 гитар. Между тем, Якутия,
Иркутск и Алтай не получили от
фабрики ни одного инструмента, а вот
в близлежащие области — Псковскую,
Воронежскую — было направлено
около 3.000 гитар. Немудрено, что есть
области куда музыкальные инетру-
	Приведенные нами факты свиде-
тельствуют о том, что руководители
Управления промкооперации РСФСР
и Министерства местной промышлен-
ности плохо руководят своими пред-
приятиями, изготовляющими  музы-
кальные инструменты. Этим ставится
под угрозу развитие музыкальной са-
модеятельности в широких слоях на-
рода.
		щипковых инструментов . ° изготовлено 14  гармо-
— на 95 проц. Система- ний, во второй — 94, ав
  р

‘тически не выполняют И.. ФРОЛОВ третьей — 513!

“план новосибирская `ар- © Решением  правитель-
Teak «Симфония», B0- ства в 1947 — 1948 rr.
`логодская — «Северный  KycTapb»,   B pale областей, краев и республик

а неа — «Нармуз». По сравне-   предусмотрена организация произ:

ие, ОА
	нию с довоенным временем выпуск
музыкальных инструментов резко со-
кращен. Почти не производятся музы-
кальные инструменты для детей.
	’ Руководители предприятии, изгота-
вливающих музыкальные инструменты.
‘об’ясняют свою плохую работу недо-

‚ статком сырья, Но только ли в этом

‹ дело? Не собираясь утверждать,
‚ что артели получают сырье в до-
’ статочном количестве, мы берем
	на себя смелость заявить о непра-
вильном использования фондов, вы-
деленных Госпланом: Тульская гар-
монная фабрика, к примеру, в
11947 году получила сырье даже
‘сверх потребности, а свой план она
выполнила лишь на 67 проц, На этой
‘фабрике обнаружены. хищения и ра-
  страты на 600 тыс. руб. Хотя эти фак-
‘ты известны Управлению промкоопе:
  рации РСФСР, меры для исправления
положения приняты ве были. Такие
‘же факты обнаружены и в калинив-
‘ской артели «Нармуз».
	` Во многих артелях плохо организо-
ван труд. В январе простои в вологод-
ской артели составили 23 дня. В фев-
грале производство гармоний в Киров-
‘ской области вообще было приостано-

влено. 15 дней не работала Туль-
ская фабрика. Плохая организация
` технологического процесса, как пра-
  вило, влечет за собой простои в пер-
jo половине месяца и «авралы»
  Bo второй половине. Стараясь навер-
стать упущенное, артели со второи
‘половины месяца работают по 15—18
  чаеов в сутки. В декабре прошлого
года, например, на Тульской гармон-
  Вой фабрике в первой декаде было
	водства шипковых инструментов. Это
задание, олнако, не выполнено. На-
чальники управлений промкоопера-
ции Тюменской, Воронежской обла-
стей и Северо-Осетинской АССР в
минувшем году не сумели организо-
вать выпуск народных инструмен-
TOR.
	Чрезвычанно медленно и плохо внед-
ряет Управление — промкооперации
РСФСР механизацию в производство
музыкальных инструментов. В гар-
монном производстве свыше 80 проц.
рабочих выполняют технологические
операции вручную. В артели <Тул-
гармония» из 424 операций Mexa-
низировано лишь 230, в артели «Се-
верный  кустарь»  механизировано
14 проц. всех операций, а в артели
«Нармуз» — 10 проц. Только за один
год артели Звенигородского куста,
обеспечивающие предприятия колко-
вой механикой, недодали 200 тысяч
комплектов своей продукции лишь
потому, что не механизировали свое
производство.
	Не менее важен вопрос о качестве
музыкальных инструментов и стоймо-
сти продукции. Качество продукции,
выпускаемой артелями промкоопера-
ции, чрезвычайно низкое. Внешняя
отделка инструментов груба и прими-
тивна. На-днях Вологодская артель
промкооперации направила через Мо-
скву в другие области 90 новых гар-
моний и 60 баянов. На базе Центро-
союза прибывшую продукцию осмот-
	рели. Оказалось, что все гармонии
	баяны расклеены и к употреблению не
годны. До сих пор они лежат на скла-
де,’ ‘так как нуждаются в ремонте.
		Советский театр понес тяжелую
утрату. После продолжительной бо-
лезни скончался один из старейших
	ветской власти Юрий Михайлович
Юрьев стал активным деятелем и не-
утомимым строителем советского те-
	его деятелей — народный артист Со-  атра. Вместе с Максимом Горьким и
		юза ССР, лауреат Сталинской премии
Юрий Михайлович Юрьев.
	Александром Блоком он организует
в 1919 году новый революционно-
оомантический театр (ныне МЛенин-

Po a 7 7
Около 60’ лет своей жизни он от-   романтический театр (ныне Ленин-
дал сцене, вписав своим творчеством   градский Большой драматический те-
славную страницу в историю русско- атр им. Горького), а также активно

a 1 ЖЕ РН.
		го театра. Являясь одним из веду-
щих актеров Ленинградского Акалде-
	атр им. Горького), а также активно
участвует в проведении болыших мас-
совых зрелищ, которые былм показа-
	мического театра драмы им. Пушки-   ны в Ленинграде в первые послере-
наа Юрий Михайлович создал целую   волюционные годы.
			галлерею замечательных сценических
образов.

С именем Юрьева ‘у нескольких
поколений зрителей связано  предста-
вление о многих образах в лучших
классических спектаклях: Чацкий в
«Горе от ума» Грибоедова, Арбенин
	в «Маскараде» Лермонтова, Кречин-
	ский в «Свадьбе Кречинского» Сухо-
во-Кобылина, Несчастливцев в «Ле-
се» Островского.

С болышной глубиной им были во-
площены на сцене и наиболее зна-
чительные героические образы запад-
ноевропейской драматургии — царь
Эдип в трагедии Софокла, Отелло.
	Макбет и Антоний в трагедиях Шек-
спира, маркиз Поза в шиллеровском
«Дон Карлосе» и многие другие. Все-
го за свою сценическую жизнь Юрий
Михайлович сыграл более 250 ролей.

С первых дней существования со-
	Ю. М. Юрьевым написано несколь-
ко книг по Теории и истории театра,
в том числе два тома воспоминаний. В
последние годы Юрий Михайлович
был председателем Ленинградского

отделения Всероссийского театраль-
ного общества.
	Советское правительство высоко
оценило большие заслуги Ю. М.
Юрьева. Ему было присвоено звание
народного артиста Союза ССР; за вы-
дающиеся заслуги в области искус-
ства он был удостоен ‘звания лауре-
	‘ата Сталинской премии. Ю. М. Юрь-
	ев был награжден орденом Ленина,
орденом Трудового Красного Знаме-
HH,

Мы глубоко скорбим по поводу
смерти замечательного художника и
человека. Его образ надолго сохра-
вится в памяти советских людей.
	П. Лебедев, А. Фадеев, И.Анисимов, А. Петросян, Ю. Калашников,
П. Лазутин, И. Стожилов, П. Тарасов, Б. Загурский, Ах Яблочкина,
В. Рыжова, Е. Турчанинова, О. Книнпер-Чехова, В. Качалов, В. Ми-
нурина-Самойлова, Б. Рюриков, Е. Корчагина-Александровская,
Л. Вивьен, Г. Коркин, Н. Симонов, Н. Черкасов, К. Скоробогатов,
Н. Рашевская, Н. Акимов, Е. Кузнецов, Е. Карякина, А. Прокофьев,
Б. Зон, А. Тарасова, Ю. Завадский, М. Кедров, И. Берсенев,
Н. Охлопков, Л. Макарьев, А. Брянцев, П. Марков, А. Попов, К. Зу-
бов, А. Таиров, Н. Петров, Р. Симонов, К. Державин, С. Цимбал,
Е. Тиме, С. Данилов, М. Янковский, С. Дрейден, О. Семенова,
Б. Хайкин, И. Шлепянов, Н. Комаровская, Т. Карская.
	Похороны Ю. М. Юрьева
	16 марта Ленинград хоронил выда-
ющегося актера, замечательного педа-
гога, большого общественного пеяте-
ля, народного артиста CCCP, aavoea-
	та Сталинской премий Юрия Михан-
ловича Юрьева,

Утопающий в цветах. ‘окруженный
десятками венков, гроб c телом по-
койного был установлен на огромной
сцене Театра драмы им. А. С. Пуш-
кина.
	Директор театра Г. Коркин открыл
	Ь. Чирсков, В. Вхеволодский-Геэн-
гросс, П. Гайдебуров. Л. Вивъен и др.
О большой скорби, охватизшей
земляков Ю. М. Юрьева. говорил
Н. Фотченко, секретарь Нерльского
райкома ВКП(б) Калининской обла-
сти. Он сообщил, что строительство
колхозного театра, начатое 0 HHU-
циативе и осуществлявшееся при не-.
посредственном участин IO. M. Юрь-
еза, завершается.
: Митинг окончен. Десятки тысяч ле.
нинградцев, заполнивших Невский
проспект, проводили -в последний
путь прославленного актера.
_.У открытой могилы выступили
	Е.. Тиме.и. С. Пимбал.
	По родхдлнои земле
	КОНФЕРЕНЦИЯ ДЕЯТЕЛЕЙ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА ‘
	РИГА. (Наш корр.). Эдесь состоя-
лась творческая конференция по во-
просам изобразительного и приклад-
‘ного искусств. С вступительной
речью выступил секретарь ЦК КП(б)
Латвий по пропаганде А. Пельше.
Доклад об’актуальных проблемах ла-
тышского изобразительного искусства
сделал А. Лапинь. На конкретных
примерах тов. Лапинь показал корни
формалистических и индивидуалисти-
ческих течений в буржуазном латыш-
ском изобразительном искусстве, дал
критический обзор современного со-
ветского изобразительного искусства
Латвии.

С докладами о работе отдельных
секций Союза художников выступили
К. Земдега и П. Упит. О ‘работе - ху-
ДОЖНниКоВ в Театре рассказал О. Скул-
ме, Директор Музея русского и ла-
‘тышекого искусства А. Эглит сделал
доклад об оформлении городов в дни
революционных праздников. О разви-
тии прикладного искусства в Латвии
рассказал Г. Круглов.
	Художники Риги отмечали, что по-
становление ЦК ВКП(б) об опере
«Великая дружба» имеет прямое отно-
шение к изобразительному искусству
Латвии, и указали на ряд формалисти-
ческих элементов в произведениях
латышских художников. Острой кри-
тике подвергнута была инертность и
безинициативность Оргкомитета Сою-
за советских художников. Латвии.
	КИНОФИКАЦИЯ ГОРОДОВ
И СЕЛ БЕЛОРУССИИ
	МИНСК. (Наш корр.). В Белорус-
сии кинофицированы все областные
и районные центры. Работает 736
киноустановок. В Гомеле  заканчи-
вается строительство большого ки-
нотеатра на 850 мест. Открыт кино-
театр в Барановичах. Новые  кино-
театры начнут работать в Полоцке,
Городке, Лепеле и других городах и
селах республики.

С началом весенних полевых ра-
бот 413 кинопередвижек будут об-
служивать колхозников в ‘полевых
станах и тракторных бригадах,
		Сцена из балета «Мирандолина»
в Кишиневском государственном
театре оперы и драмы. Мирандо-
лина — артистка Р. Личкова, Фаб-
	рицио — артист Г. Абраимов.
Фото Л. Раскина.
		Грузинский драматическии театр
в г. Батуми. Сцена из спектакля
«Изгнанник» (по Важа Пшавела).
Постановка А. Чхартишвили, ху-
дожник С. Центерадзе.
		УНИВЕРСИТЕТ
МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
	“> ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). В Ле-
нинградском доме офицеров имези
Кирова открылся университет музы-
хальной культуры. Здесь будут за-
ниматься генералы, адмиралы, офи-
церы и’члены их семей. В музыкаль-
ных иллюстрациях примут участие
симфокические оркестры Филармо-
ния и Радиокомитета, Академическая
хапелла. Ансамбль песни и пляски
	Ленинградского военного округа, ©о-
Га =
	ee Г 5 40

‘листы академических театров. Заня-
тия в университете работники ис-
Kyects Ленинграда проводят В по-
рялке культурного шефства.

` `Программа рассчитана на два года.

СПЕКТАКЛЬ
О СОВЕТСКОЙ АРМИИ
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). В Те-
‘атре им; Ленинского комсомола со-
стоялась премьера пьесы Е. Мина и
ЗА. Минчковского «Мирное утро», по-
евяшенной послевоенной жизни со
ветских офицеров. Постановка М. Ко-
	оолева. Художник И. Вускович.
	СТРОИТЕЛЬСТВО
НОВЫХ ТЕАТРОВ
: В ГРУЗИИ
- ТБИЛИСИ. (Наш корр.). В центре
Сухуми сооружается новое здание
`праматического театра, Фасад здаеия
‘бблиновывается белым камнем, укра-
	Зиается скульптурными портретам”
зыдающихся ‹ деятелей грузинского
театра. - з

me,
	``’ Театр на 800 мест строится в сто
- лице `Аджарской АССР — Батуми.
Сооружаются театральные здания в
‘городах Кутаиси, Чиатури, Зестафо-
`нн Пхакая, Махарадзе. .

КИНОФИЛЬМЫ
НА КАЗАХСКОМ ЯЗЫКЕ

АЛМА-АТА. (Наш _ корр.). Алма-

тинская киностудия дублировала на
`казахский язык 22 лучших советских
фильма. Озвучены картины: «Клят-
ва», «Адмирал Нахимов», «Крейсер
«Варяг», `«Во имя жизни», «Подвиг
разведчика», «Суд народов» и др.
		нарных киноустановок. Полностью   траурный митинг. От имени городско-
кинофицированы все районные цент-  го комитета ВКП(б) и исполкома
ры. работают 196 установок при МТС   Ленгорсовета выступил В. Галкин.
	и 540 в колхозах. К концу 1945 года
будет введено в эксплоатацию еще
свыше. 7009 киноустановок.
	Заканчивается строительство ново-
	го кинотеатра на 600 мест вг. Из-
	маиле. В Киеве на Красноармейской
улине строят кинотеатр, который бу-
дет введен в эксплоатацию во втором
квартале нынешнего года. Восста-
навливается кинотеатр на площади
Тевелева в Харькове. Строится но-
вый кинотеатр в г. Бродах Львовской
области.
	ПЬЕСА О ПАРТИЗАНАХ
ЗАПАДНОЙ УКРАИНЫ
	ЛЬВОВ. (Наш корр.). Украинский
драматический театр им. Зазчько-
вецкой показал спектакль — «Исто-
рия одного подвига». Авторы —
Герой Советского Союза Д. Мед-
ведев и А. Гребнев —посвятили свою
пьесу боевым делам партизанского
соевинения, действовавшего в запал-
ных областях Украины. Командовал
этим соединением полковник Д. Мед-
ведев.

Пьесу поставил режиссер В. Ив-
ченко. Художник Ю. Стефанчук.
	ОЮ. М. Юрьеве; как о крупнейшем
художнике, создавшем целую галле-
рею сценических образов, говорил в
своей речи Ю. Калашников.

С взволнованными речами, - посвя-
щенными памяти замечательного’ ар-
тиста, выступили Б. Загурский, С; Ду-
рылин, В. Пашенная, Л.  Колтыга,
	Редакционная коллагия: :
	10. М. Юрьев похоронен в Некро-
поле Александро-Невской лавры. на-
далеко от могилы великой русской
актрисы П.- Стрепетовой.
			ЛЕНИНГРАД, (Наш корр.).
	ХОРОШЕЕ НАЧИНАНИЕ
	ВОРОШИЛОВГРАД. (Наш. корр.).
В связи с решением ЦК ВКП(б) об
опере «Великая дружба» Ворошилов-
градский облисполком и Обком пар-
тии обоудили вопрос о деятельности
местной филармонии. Отделу по де-
лам искусств и отделу пропаганды й
агитации Обкома КП(б)У предложено
организовать глубокое изучение реше-
ния ЦК партии деятелями искусств.
Для популяризации среди населения
выдающихся музыкальных произве-
дений классиков решено провести де-
каду русской музыки, систематически
организовывать концерты-лекции как
в филармонии, так и на заводах, шах-
тах, в колхозах, совхозах и учебных
заведениях. В области будут прово-
диться музыкальные вечера, посвя-
щенные творчеству местных компози-
торов с обсуждением их произвеле-
ний.
	ЮБИЛЕЙ КОЛХОЗНОГО
ТЕАТРА

УЛАН-УДЭ. (Наш корр.). Обще-
ственность Бурят-Монголии отмети-
ла десятилетний юбилей своего кол-
хозно-совхозного театра.

Пробираясь по узким горным тро-
пам, через лесные чаши и топи, ак-
теры посетили все аймаки Бурят-
Монголии, побывали в большинстве
колхозов, ферм, зимовок, на лесо-
заготовках, рыбных и охотничьих
промыслах. За это время театр пока-
зал 1.800 спектаклей и концертов,
провел множество бесед, лекций,
докладов, выпускал стенные газеты,
помогал самодеятельным коллекти-
вам.

Сотни благодарных отзывов 3а-
писаны зрителями в путевую книгу
		эстрады и цирка — В 4-15-66, 01
	Типография, «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.
	В. Г. ВДОВИЧЕНКО (ответственный. редактор), А. А.
М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ, В. В. HK
Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦКИЙ, А. И. ШАВЕРДЯН.
	Государственный ордена
Ленина Академический Малый
театр с прискорбием извещает
о смерти старейшего актера те-
атра. заслуженного артиста
РСФСР
	пПиколая Николаевича
ГРЕМИНА,
	последовавшей 15 марта 1948
гола,
	Московский ордеза Ленина
государственный цирк с при-
скорбием извещает о ‘смерти
	артиста
	Виталия Витальевича
ЛАЗАРЕНКО,
последовавшей после . тяжелой

болезни 14 wapra 1948 roa.
			Atel
Зак. № 752.
	5-12; издательство — К 1-48-98.
	дель: информации, архитектурь:,
	делы театра, музыки, изобразатель ных искусств, кино — К 5-4
	Адрес редакции и издательства; Москва, Пушкинсказ, 8. Телефоны: секретариат, : от