СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! _
		Создать могучую
советскую музыку
	Постановление ИК ВКП(б) от, зыкальным, песенным творчеством, в   ридти... Новаторство ‘отнюдь `не
10 февраля 1948 гола «Об опере «Ве-   сочетании < высоким профессиональ-. всегда совпадает с прогрессом. «#0-
	ваторство» формалнетов, ко тому же,
вовсе и не ново, поскольку: от этого
«нового» отлает духом. современной
	упадочнической буржуазной музыки
	Европы и Америки. Вот де надо по.
казать настояцких эпигонов». :
Новаторство ‘реалистического. _на-
правления не ставит своей задачей
ниспровержение  класемческого Из

следия. Паоборот, развитие: COReT-
ской музыки мыслится на ба
	зе этого наследия. Советский комтпо-
	зитор, обращаясь к классике отнюдь.
	не преследует цели копирования хо-
тя бы и прекрасных, но уже готовых
образцов. ~

«Мы не утверждаем, — говорил
тов. Жданов, — что классическое ‘на-
	слелетво есть абсолютная sepia
	музыкальной культуры, Если бы мы.
	так говонли, это означало бы пза-
знание того, что. прогресс. кончился
на классиках».

Тов. Жданов показал далее урод-
ства «теории» и практики натурали-
	стических течений в искусстве, проти- .
	вопоставив им оэзновные положения
эстетики реалистического; демократи-
	ческого направления: советской музы-
		«Мы стоим за красивую, изящную   -
	музыку, за музыку, способную удовле-
творить эстетические потребности и
	художественные вкусы советских лю-
дей, а эти потребности. и вкусы выро-
сли неимоверно. Народ оценивает. та-
	лантливость музыкального произведе-
ния тем, насколько оно глубоко. ото-
бражает дух нашей эпохи, дух нашего
народа, насколько оно доходчиво до
широких масс».

Заслуженно резкую оценку в речи
тов. Жданова. получила музыкальная
	критика, не только не выполнявшая у
	своих прямых задач поддержки реа-
листического направления, ‘но часто
поошрязшая. формалистическую  му-
зыку. Следует признать, что снециаль-
	ная печать по вопросам искусства Hi
	в первую очередь тазета «Советское
искусство», журналы «Советская
музыка» и «Театр» повинны в TOM,
что не боролись за реалистическое
направление и предоставляли. свои
страницы для хвалебных ‘статей ос
	произведениях комнозиторов - форма:  .
		Развивая и углубляя основные по-
	ложения марксистско-ленинской, эсте-
тики, тов. Жданов начертал перед
композиторами программу борьбы`за
богатое содержание, - многообразие
форм и новые творческие средства,
исходя из.того, что «советский  чело-
век представляет из себя очень
сложный организм восприятия» и ему
свойственны высокие требования К
искусству:

«Музыкальное произведение тем вы-
ше, чем больше струн человеческой
души оно приводит в ответное звуча-
ние. Человек, с точки зрения музы-
кального восприятия, — это такая чу-
десная и богатейшая мембрана или
радиоприемник, работающий на тыся-
чах волн, — наверное, можно подо-
брать лучшее сравнение, — что для
него звучания одной ноты, одной стру-
ны, одной эмоции нелостаточно:
	Если композитор способен вызвать
отклик только. одной или нескольких
струн человеческих, то этого мало, ибо
современный человек, ‚ особенно наш,
советский человек, представляет из се-
бя очень сложный организм восприя-
тия».

Тезис тов. Жданова о том, что «му-
зыка приносит наслаждение только
тогда, когда все ее элементы — #
мелодия, и певучесть, и ритм — нахо-
дятся в определенном гармоническом
сочетании» и что одностороннее!
увлечение одним элементом музыки за
счет другого приводит к нарушению
правильного взаимодействия различ-
ных элементов музыки, — этот тезис,
бесспорно послужит отправной точкой
для больших работ советских музыко-
ведов и вооружит музыкальных крити-
ков подлинно-научным методом оценки
общественных и эстетических. досто-
инств вновь создаваемых музыкальных
произведений.

В заключительной части своей речи
тов. Жданов поставил перед компози-
торами ответственнейшую задачу раз-
вития и совершенствования советской
музыки. Одновременно он указал’ на
долг советских композиторов отстаи-
вать советскую музыку от проникнове-
ния в нее элементов буржуазного
распада.

«..Не только музыкальное, но и
голитическое ухо советских компо-
зиторов должно быть очень чутким»,
—заявил тов. Жданов. «Задача за-
ключается не только в том, чтобы не
допускать проникновения буржуазных
влияний в собетскую музыку. Зада-
	ча заключается в том, чтобы ‘утзер-
	дить превосходство советской музы-
ки, создать могучую советскую му-
зыку, включающую в себя все луч-
шее из прошлого развития музыки,
которая отображала бы сегодняшняй
день советского общества и могла бы
еще выше поднять культуру нашего
народа и его коммунистическую со-
знательность».

Материалы совещания показывагот,
как глубоко и всесторонне ставились
и изучались Центральным Комите-
том нашей партии вопросы  музыкаль-
ного. творчества перед тем, как было
вынесено историческое постановление,
на долгие годы  определившее на-
правление развития советской му-
зыки. Опубликованные в. сборнике за-
	мечательные речи тов. Жланова пю-
могут деятелям советской музыки, а
также всем работникам советского
искусства еше глубже понять, усво-
ить и воплотить в своей  непосред-
ственной творческой практике не
только постановление LIK ВКП(б)
об опере «Великая дружба», но
и указания, содержащиеся во всех
тех . партийных документах по
идеологическим вопросам, которы-
Mu армия работников совет-
ской социалистической культуры
руководствуется в своей работе. При-
зыв Центрального Комитета, обрз=
	ликая дружба» В. Мурадели» войдет ным мастерством. Другое направле-.

ОА mm ae ae onaeT   aN очагов — а nit о
	в историю, как замечательный доку-   ние выражает чуждый советскому
мент большевистекой, партийно-поли-   искусству формализм, отказ под фла-
тической мысли. Это постановление   гом мнимого новаторства от. класси-
определяет пути развития не только   ческого наследства, отказ от народ-
музыки. Оно насыщено огромным со-   ности музыки, от служения народу в
держанием, важным для всех обла-  угоду обслуживания сугубо индиви-
стей советского искусства. Документ   дуалистических переживаний неболь-
большюго политического значения, это   шой группы избранных эстетов».
постановление вооружает советский! Нарисовав общую картину  идей-
народ в его борьбе против влияния   но-художественного размежевания
идеологии буржуазного мира, пытаю-  <оветской музыки, тов. Жданов под-
щшегося активно воздействовать ядом   робно проанализировал творческие
своей упалочной  деградирующей   принципы и творческую практику
культуры на советских художников.   этих направлений.

`Глубоко и всесторонне усвоить по-  Осудив распространенные в компо-
становление ЦК ВКП(б), воплотать   зитоэской среде «теории» о необхо-
его замечательные идеи в cp0ell   димости` не столько считаться с мне-
практике — настоятельная  потреб-  нием народа в настоящем, сколько
ность каждого советского художника.   ориентироваться на «оценку буду-
Огромную помощь в плодотворном  } шего», тоз. Жданов противопоставил
и творчески глубоком усвоении  1о-  опустошенности  формалистов opra-
становления окажет вышедший В  ническую связь с народом компознто-
	рюв русской музыкальной школы.
«Вспомните, сказал тов. Жданов,
— Как относились к запросам наро-
	сзет сборник материалов «Кювещание
деятелей советской музыки в ЦК
ВКП(б)».
	На новых началах
	Опыт Николаевского областного
	драматичес
	кого театра
	товить две премьеры в месяц. Твердо
решено обойтись без так называемых
«переработок», на которые прежде
обильно расходовали  государствен-
ные средства. Уже в первых числах
апреля театр покажет николаевцам
две премьеры: «Маскарад» Лермонто-
ва, «Правда хорошо, а счастье луч-
ше» Островского. Оба спектакля под-
готовлены в течение одного месяца;

Резко сокращены расходы на но-
вые спектакли. Это достигнуто двумя
мероприятиями. Во-первых, в театре
отказались от тяжеловесного, Fpo-
моздкого оформления, заменяя ero
без ущерба для качества более пор-
тативным. Максимально используются
внутренние материальные ресурсы,
которых, кстати, в театре оказалось
немало. Раньше на работы по оформ-
лению, изготовлению бутафории ико-
CTIOMOB Ha стороне для каждого
спектакля затрачивали 109 тысяч руб-
лей. Сейчас, при наличии четкой за-
грузки цехов, потребность этих зат-
рат отпадает. В: итоге общая  стои-
мость одной постановки снизилась с
50 тысяч рублей до 20 тысяч.

В связи с усилением работы ©0
зрителем доходы театра резко возро-
сли. Увеличилось количество выезд-
ных спектаклей. Артисты играют в
рабочих поселках, заводских клубах,
в ближайших районных центрах.
Спектакли проходят с успехом, а это
является самой лучшей рекламой для
театра. Проводятся целевые спектак-
ли для рабочей молодежи, студенче-
ства, судостроителей. Для школьни-
ков систематически даются воскрес-
ные утренники. На предприятиях, в 06-
шежитиях, учебных заведениях с03-
дан актив по распространению бияе-
тов. И на кассе театра теперь. часто
появляется транспарант: «Все билеты
на сегодня проданы».

Таковы первые итоги. Учтя опыт
первого месяца, коллектив театра на-
мечает план на дальнейшее. Уже раз-
работана обширная программа летиях
гастрольных поездок. В текущем го-
ду театр предполагает показать зри-
телю не менее 14 новых постановок.
	Н. СТЕПАНОВ.
НИКОЛАЕВ. (Наш кор?.).
	ые возможности
	‘да», «Эсмеральда», новый балет «Дан-
ко», который пишет харьковский ком-
тор_В. Нахабин по мотивам про-
ОДЕН М. Горыкого. В’ дальчей-
 тем театр будет показывать свой
  спектакли не только в Харькове, #о

и в Сталино и Днепропетровске;
Приходится сожалеть, что переет-
ройка в театрах Харькова осущест-
вляется крайне медленно, не оператив-
но. Такая безинициативность особен-
но сказывается в работе со зрч-
телем. Театр оперы по тралиции
{раз в год. созывал конференцию своих
\слушателей. Иных форм связи он не
‘практикует и поныне. Не лучше поло-
жение в Русском драматическом теат-
ре, в Театре музыкальной комедии,
 В Харькове ‘много ‘рабочих клубов,
однако выездные спектакли в городе
организуются редко, а поездки в райо-
ны области — форма, почти неизвест-
ная в практике театральных коллек-

тивов.

_В последнее время’ шевченковны
сделали хороший почин, связавшись
с многотиражками крупных заводов.
В газетах электромеханического, тур-
бинного, тракторного, машинострои-
тельного заводов периодически пуб-
ликуются статьи режиссеров и веду-

щих артистов. .
Деятельность бюро организации
зрителя отмечена сугубо  коммерчес*
ким, узко деляческим подходом. Ра-
 ботники этих бюро преследуют одну
	сделали хороший почин, связавтяись
бинного, тракторного, машинострон-
ликуются статьи режиссеров и peny.
щих артистов.

Деятельность бюро организации
‚цель — распространить билеты. О
существе спектакля, его идее они
[cama имеют смутное представление.
А жаль. Работа по’ привлечению зри-
теля была бы во много раз лучше,если
бы это бюро обстоятельно ` информи-
ровало трудящихся о содержания
пьесы и творческом решении  снек-
такля, о ‘новых постановках‘ театров. -

В. МОРСКОЙ. -

ХАРЬКОВ. (Наш корр.).
	КИНООБСЛУЖИВАНИЕ
ЛЕСОРУБОВ

НЕТРОЗАВОДСК. (Нан корр).
	Состоялось республиканское совеща-
ние работников’ кинофикации, созван-
ное ЦК КП(б) Карело-Финской ССР.
Заместитель заведующего отделом
пропаганды и агитации ИК КП(б)
Карело-Финской ССР т. Иветков’ от-
метил в.докладе, что в республике
полностью восстановлена  довоенная
киносеть. Сейчас работают 140`кино-
театров, много кинопередвижек.
Совещание. приняло решение 66
улучшении кинообслуживания  лесо-
рубов. Республиканское управление
кинофикании добавочно направило в
леспромхозы и на лесопункты 60
звуковых киноустановок, :
	ПРОЕКТЫ ЭСТОНСКИХ
АРХИТЕКТОРОВ
	ТАЛЛИН. (Наш корр:). Открылась
очередная ежегодная выставка работ
архитекторов Эстонии,

Представлено около 200 экспона*
тов. Выставка состоит из пяти отде-
лов: планировка городов и поселков
Эстонской ССР, проекты общестТвен-
ных зданий, проекты жилых домов,
работы по охране памятников  архи-
тектуры и конкурсные работы 3a
1947 год.

Внимание посетителей привлекают
проекты планировки новой пентраль-
ной площади и культурного центра
Таллина и макет центральной части
столицы Эстонской ССР.

На выставке представлены  много-
численные типовые проекты жилых
домов и общественных зданий.

_ Привлекают внимание материалы,
собранные студентами Таллинского
Ум прикладного искусства. Л.
Серп, А. Калей и другими (руководи-
	тель проф. э. Kyy3uk) на острове
Сааремаа. Среди них — обмерачные
чертежи порталов  409—500-летних
зданий с их редчайшими узорами и
скульптурой.

Еще в начале марта, следуя приме-
ру крупных промышленных предприя-
тий, коллектив Николаевского обла-
стного драматического театра им.
Чкалова отказался от государствен-
ной дотации и перешел на с2мооку-
паемость. ©

Первые две декады работы по-но-
вому дали прекрасные результаты.
Вместо намеченных по плану 100 ты-
сяч рублей театр имел 120 тысяч руб-
лей дохода. Это опеспечивает ему
возможность полноценной творческой
жизни без дотации,

Что же помогло театру успешно пе-
рестроить свою работу на новых нача-
лах? Прежде всего, создание  инте-
ресного репертуара на актуальные те-
мы, волнующие советского зрителя.

Современная пьеса заняла ведущее
место в репертуаре театра. С успе-
хом идут спектакли «В степях Укра-
ины», «Русский вопрос», «Профессор
Полежаев», «Мужество», «Дети солн-
ца», «Глубокие корни», а также та-
кие классические произведения, как
«Анна Каренина», «Таланты и поклон-
ники» и другие.

Наряду с созданием полноценного
репертуара, переходу на работу без
дотации способствовало проведение
ряда организационных мероприятий.
Прежде всего творческий коллектив
освобожден от лишних людей, сокра-
щены раздутые штаты производствен-
ных цехов, обслуживающего персона-
ла. Наполовину сокращено количест-
во работников костюмерно-пошивоч-
ного и других цехов. Число работни-
ков театра со 170 человек доведено
до 120. Это дало солидную экономию
средств. Характерно, что из творче-
ского состава отсеяно только 5 арти-
стов третьего положения. OfHOBpe-
менно в театре приняли меры к пол-
ной загрузке творческих и техниче-
ских работников. Введен строгий про-
изводственный график работы  арти-
стов и обслуживающих цехов. Благо-
даря этому театр получил возмож-
ность выпускать параллельные
премьеры, давать параллельные спек-
такли. Сократились сроки. подготов-
ки новых спектаклей. Вместо одной
премьеры за полтора месяца, как это
было прежде, театр сейчас булет го-
	Неиспользованн
	  Театры Харькова десять дней рабо-
`тают в новых условиях. Первый шаг
_сделан-— значительно сокращены раз-
дутые составы труп, урезаны непо-
мерные и неоправданные расходы на
‘постановки, а главное. — театры рас-
ширяют свой репертуар, деятельно
готовят новые спектакли.

Театр им. Шевченко, имеющий все
возможности одноврэменно готовить
‘несколько спектаклей, весьма редко
пользовался своими огромными. ресур-
сами. Четыре-пять премьер в год —
такой была обычная норма. Сейчас по-
ложение резко меняется. Театр уже
работает над пьесой А. Островского
«Волки и овцы» и одновременно гото-
		вит «Софью Ковалевскую» бр. lyp..
	Вслед за этими премьерами пойдут
новые пьесы: «Простые люди» А.
Корнейчука, «Честь» А. Цтайна и ко-
медия «Вас вызывает Таймыр» А. Га-
лича и К. Исаева.

Театр музыкальной комедии показал
в Эти дни новую работу—ж«Чудесный
край» (текст Л. Юхвида, музыка А.
Рябова) — о жизни колхоза в наши
дни. Готовятся постановки «Снастли-
вый рейс» и «Летучая мышь».

Работа в новых условиях — серьез-
ное испытание для коллектива Теат-
ра оперы и балета, дотация которому
сокращена почти втрое.

Еще недавно руководителей театра
мало заботила проблема репертуара,
вопросы привлечения зрителя. Полу-
чая огромную дотацию, театр сводил
концы с концами, хотя на отдельных
спектаклях зал пустовал, И хорошо,
что перестройка здесь началась не
только с сокращения штатов, но и
увеличено количество премьер. Вслед
за «Лебединым озером», которое
пользуется болышим успехом и неиз-
менно собирает полный зал, показан
«Дон-Кихот» в постановке В. Литви-
ненко. Готовятся «Дубровский», «Ан-
		Сборник, содержащий стенограммы
речей есех выступавших на <совеща-
нии, и в том „числе две замечатель-
ные речи тов. А. А. Жданова, как
бы взолят читателя в творческую
атмосферу самой подготовки поста-
новления. Злесь виден блестящий
сталинский стиль конкретного руко-
водства различными областями ис-
кусства путем прежде всего Глубо-
кого ознакомления < обстановкой и
внимательного обсуждения с широкой
массой творческих работников корен-
ных вопросов данной области искус-
ства. :

‚ В работе совещания приняли уча-
cTke секретари ЦК ВКП(б) тт. А.А.
Ждаков, А. А. Кузнецов, М. А. Сус-
лов, Г. М. Попов.

да классики. У нас уже забывают, в
каких ярких выражениях говорили
композиторы «могучей кучки» и при“
мыкавший к ним большой музыковед
Стасов о народности музыки. У нас
забывают замечательные слова Глин-
ги относительно связи народа и ху-
дожников: «Создает музыку народ,
а мы, художники, только ее аран-
жируем». У нас забывают, что кори-
феи музыкального искусства не чуж-
дались никаких жанров, если эти
жанры помогали пролвинуть музы-
кальное искусство в широкие массы

народа».
Очень важны и полны  глубочай-
шего значения мысли тов. Жданова

о наличии разрыва между советской
инструментальной симфонической му-
	Открывая совещание, тов. А. А.  зыкой и народной, об отсутствии
Жданов наметил круг BOMpDOCO3,   творческого интереса у подавляюше-
представляющих особый интерес.   го большинства наших симфонистов
	Подробно охарактеризовав оперу Му
радели, тов. Жданов сказал:

«Мы должны по всей справедли-
вости оценить значение провала опе-
ры Мурадели. Если опера является
высшей, синтетической формой ис-
кусства, которая сочетает’ в себе до-
стижения всех основных видов музы-
кального и вокального искусства, то
неудача оперы, появившейся после
многолетнего перерыва, означает серь-
езный провал советского музыкально-
го искусства. Это не частный случай,
н поэтому его нельзя свести к твор-
ческой неудаче Мурадели. Надо все-
сторонне выяснить, в каких условиях
мог совершиться этот прорыв, каковы
причины, его породившие».

Естественно, что такой важный
исторический момент в истории со-
зетской оперы, да и вообще всего
советского искусства, каким явилась
критика «Правды» в январе 1936 го-
да оперы ОД. Шостаковича «Леди
Макбет Мценского уезда», не мог
быть забыт. Тем более, что; как зая-
вил тов. Жданов, «недостатки оперы
тов. Мурадели очень похожи на те
недостатки, которыми отличалась в
свое время опера тов. Шостаковича
«Леди Макбет Мценского уезда».

В конце своей вступительной речи
тов. Жданов поставил перед деяте-
лями советской музыки вопрос о том,
в какой мере в их среде нашли от-
клики известные решения Централь-
ного Комитета партии по вопросам
идеологии, а также о том, каковы
«формы правления» в Союзе совет-
ских композиторов и его оргкомитете.

Характер проблем,  выдзинутых

тов. Жданозым, затрагивающих  са-
мые больные, животрепещущие BOT
росы советской музыки, а также
острота их постансеки определили
живой и содержательный обмен мне-
HHAMH.
Участники обсуждения подтверли-
ли высказанное — тов. EM
убеждение, что осужденное 12 лет
назад формалистическое направление
не только живет, но и. «задает тон со-
Ветской музыке». В выступлениях
целого ряда композиторов, критиков
и музыкальных деятелей, в частно-
сти тт. Хренникоза, Дзержинского,
Захарова, Гольденвейзера, Н!алорина,
Городинского, Келдыша, Солозьева-
Седого и других, была дана развер-
нутая критика этого направления и
вскрыта отрицательная роль в раз-
витии созетской музыки Комитета по
делам искусств, оргкомитета
советских композиторов и руководи-
телей Московской консерватории.

На заключительном заседании со-
зещания с болышой речью, охватыва-
ющей обширнейший круг принципя-
альных творческих вопросов,
пил тов. А. А. Жданов.

Он начал с оценки положения в
области музыкального творчества.

Чрезвычайно резко охарактеризо-
вав роль Комитета по делам искусств
и оргкомитета Союза советских ком-
позиторов, тсв. Жданов подчеркнул
невозможность развития  хуложест-
венной жизни без творческой  дис-
куссии.

«Раз wer творческих дискуссий,

нет критики и самокритики,— значит,
нет и движения вперед. Творческая
дискуссия и об’ективная, независи-
мая критика—это стало уже аксио-
мой—являются важнейшим условием
творческого развития. Там, где нет
критики и творческих дискуссий, ас-
сякают источники развития, укореня-
ется типичная обстановка затхлости
и застоя, в которой меньше всего,
нуждаются наши - композиторы».
Нечего говорить, насколько важно

Союза

высту-,

будет обращать ‘их к

именно к тем жанрам, которые спо-
собны помочь «продвинуть музыкаль-
ное искусство в широкие массы на-
рода». В этих мыслях уже comep-
жится положительная программа
идейной и творческой перестройки
композиторов. Неустанная  творче-
ская работа в области  демократиче-
ских музыкальных форм, сближение
со всей многообразной сферой на-
родной песенности, идейные и выра-
зительные богатства которой долж-
ны войти в арсенал. музыкальных
средств всякого советского компози-
тора, — вот самые насущные творче-
ские задачи советской музыки.

Придав важнейшей проблеме на-
родности в музыке конкретно-твор-
ческое направление и наряду с этим.
теоретически углубляя и развивая
всю проблему в целом, тов. Жданов.
поставил принципиальный вопрос
о соотношении национального и ин-
тернационального в искусстве.

«Глубоко ошибаются те, кто счи-
тает, что расивет национальной му-
зыки, как русской, так равно и му-
зыки советских народов, входяших в
состав Советского Союза, означает
какое-то умаление интернационализ-
ма з искусстве. Интернационализм
в искусстве рождается не на основе
умаления и обеднения национального
искусства. Наоборот, ‘интернацио-
нализм рождается там, где расцвета-
ет национальное искусство. Забыть
эту истину — означает потерять ру-
ководящую линию, потерять свое
лицо, стать безродными космополи-
тами. Оценить богатство музыки дру-
гих народов может только TOT Ha-
род, который имеет свою высоко-
развитую музыкальную культуру.
Нельзя быть интернационалистом в
музыке, как и во всем, не будучи
подлинным патриотом своей Родины.
Если в основе интернационализма
положено уважение к другим наро-
дам, то нельзя быть интернационали-
стом, не уважая и не любя своего
собственного народа».

Не обеднение национального искус-
ства, не слепое подражание чужим
образцам а стирание особенностей
национального характера, а развигие
и расцвет национального искусства с
основной тенденцией интернациональ-
ного сближения—вот какле выводы
должны мы сделать из указаний
тов. Жданова. И ведущая роль в
этем процессе принадлежит ‘русской
музыке, являющейся вершиной ми-
ровой музыкальной культуры,

Огромнейшее практическое  значе-
ние для композиторов имеет также
четко сформулированный тов. Жда-
вовым тезис о программности. Умевь-
шение роли программности в музыке
находится в связи с отходом от клас-
сического наследства, от прогрессиз-
ных тенденций русской классической
музыки, которая была, «как правило,
программной».

Совершенно очевидно, что и этот
тезис тоже послужит одним из кон-
  кретных путей творческой -и илей-
  ной ‘перестройки композиторов. Не-
сомненно, что работа в сфере поо-
` граммной музыки в большой мере бу-
дет содействовать отходу комлози-
торов от формалистических позиций,
лучшим тради-
циям симфонизма русской музыкалъ-
ной школы, сближать с народным

слушателем. С другой. стороны, ел=-

дует предупредить композиторов,
что лишь олно решение писать про-
граммную музыку еще не гарантизу-
ет освобождения от формализма и аб-
страктности, от натурализма или при-
митивизма. .

В связи с этим возникает большой

это указание тов. Жданова. Наша не-  Комплекс творческих вопросов, <вя-
отложная задача — организовать всю   занных к необходимостью развития
деятельность творческих союзов и Ко-  образности музыкального языка И
митета по делам искусств на основе, мышления, повышения уровня про
большевистской нелицеприятной кри- Ффессионального композиторского мас-
тики и самокритики. терства и совершенства владения всем
Отметив порочный стиль работы   комплексом оркестровых средств.
орскомитета и его метолов руковол-  `В значительной мере на этой базе
ства, тов. Жданов поднял основной   превосходного владения именно этими
вопрос. музыкальной жизни-—о нап- качествами происходил расцвет про-
равлении советской музыки. граммной музыки русской музыкаль-
«..Мы ‘имеем очень острую, хотя! ной школы. И многим советским ком-
	внешне и прикрытую борьбу двух на-   позиторам-симфонистам надо вы:
правлений в советской музыке. Одно работать в себе эти качества.

направление представляет здоровое,   . Совершенно по-новому была по-
прогрессивное начало в советской ставлена в речи тов. Жданоза
	музыке, основывающееся на призна-   проблема музыкального новаторства.
нии огромной роли классического на- «Новаторство Не является само-
следства и. в частности, ‘традицни целью, —° сказал тов. Жланов,—Но-
русской музыкальной школы, на со-  вое должно быть лучше старого, иня-
четании высокой идейности и содер- че оно не-имеет смысла... нужно’ от:
жательности музыки, ее правдивости четливо представить себе,   от чего.
	и реалистичности, глубокой, органи. старого необхолимо стараться отон-
ческой связи с народом, его му-‘ти и к чему именно новому наро
	Ч
@-
	ет

H-
		Фото Е Явно.
	А. М. Горький.
		К 80-летию со дня рождения
`А..М. Горького
	Завтра, 28 марта, в день 59-летия
со дня рождения А. М. Горького на
сцене московских театров идут пьесы
великого русского писателя.

Центральный театр Kpacnoh Армии
показывает спектакль «Мещане», Ка-
мерный театр — «Старик»; Театр им.
Ермоловой — «Дети солнца».
		тает над спектаклем «Последние»,
Драматический театр Южно-Сахалия-
ска — над «Егором Булычевым».
		КИЕВ. (Наш корр.). 80-летие co
дня рождения А. М. Горького театры
Украины отмечают постановкой пьес
великого писателя, В день годовщи-
ны, 28 марта, театры покажут пьесы
Горького из текущего репертуара. В
ряде театров состоятся премьеры
горьковских спектаклей,

Республиканская филармония к
горьковским дням готовит большой
концерт, в котором будут исполнены
спены из пьес Горько, любимые пи-
сателем романсы и песня. Филармо-
ния проведет юбилейные концерты в
школах и клубах столицы.

Артисты Харьковского ‘украинско-
го драматического театра им. Шев-
ченко выступят с мантажом пьесы
«Егор Булычев» и инсценировкой
рассказа «Страсти-мордасти». Арти-
сты Театра им. Франко исполнят мон-
таж пьесы «Последние».

Цикл  литературно-драматических
передач, посвященных памяти велико-
го пролетарского писателя, проводит
Украинский радиокомитет.
	На сценах 110 театров РСФСР идут
пьесы А. М. Горького. Кроме того,
многие театры готовят новые горьков-
ские спектакли в связи с исполняю-
шимся 28 марта 1948 года 80-летием
со дня рождения великого русского
писателя.

В театрах идут пьесы: «Васса Же-
лезнова», «Мещане», «Последние»,
«Егор Булычев и другие», «На дне»,
«Зыковы», «Враги», «Варвары», «Дач-
ники», «Дети солнца», «Старик», «Чу-
даки», инсценировки повести
Горького ‘ «Мать», «Алеша Пешков»
	Куйбышевский драматический театр
им. А. М. Горького, недавно показав-
ший премьеру «Васса Железнова», в
настоящее время приступает к рабо-
те над пьесой «Варвары». Кировский
областной драматический театр рабо-
	РИЖСКИЕ ПРЕМЬЕРЫ

РИГА. (Наш корр.). К 125-летию
со дня рождения А. Островского
рижские театры осуществляют по-
становки ряда пьес великого русско-
го драматурга. В Театре юного зри-
теля идет пьеса «Правда хороню, а
счастье лучше», Состоялась премье-
ра пьесы «Таланты и поклонники» в
Театре драмы Латвийской ССР.

Художественный театр Латвийской
ССР показал новую пьесу Анны Бро-
деле «Весна в селе Речном», посвя-
щенную коллективизации латышской
деревни. Роль Яна Лазда — демоби-
лизованного офицера Советской Ар-
мии, инициатора создания сельскохо-
зяйственной артели — исполняет ар-
тист Г. Ваздик. Спектакль поставлен
Э. Смилгисом, режиссер Э. Мач, ху-
дожник Э. Ринкис.
	ИЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
	ТАШКЕНТ. (Наш корр.). Узбек-
coe государственное ‘издательство
тепвые после войны возобновило
	ратуры.
	Выпущен гимн Узбекской ССР для
	хора и фортепиано и партитура THM-
на для симфонического оркестра.
Изданы фрагменты из оперы П. Чай-
ковского «Пиковая дама», ‘ария Рус-
лана ‘из оперы М. Глинки «Руслан и
Людмила» с текстом на узбекском

языке.
	В ближайшее время выйдут из пе-
	чати 15 арий из опер «Лейли и Медж-
	Ков,
ина,
Mi
can,
ros,
beB,
нев,
	бал
08a.
	о ‘родной земле.
		КОНФЕРЕНЦИЯ
	ЛЕНИНГРАД. (ТАСС). В Доме ра-   стимое забвение выдающихся произ-
ботников искусств имени Станислав-   ведений русских композиторов.
	ского состоялась вторая  зритель-
ская конференция, в которой приняло
участие более 500 человек. Обсужда-
лись спектакли музыкальных  теат-
ров:

Во вступительном слове профессор
М. Янковский остановился на высоких
требованиях, пред’являемых народом
к композиторам и исполнителям, на
задачах, выдвинутых историческим
постановлением ЦК ВКП(б) об опере
«Великая дружба» В. Мурадели.
	Зрители пред явили ряд справедли-
вых претензий к музыкальным TeaT-
pam.
	Профессор лесотехнической акаде-
мии А. Песоцкий и студент консеэва-
	тории А. Сохор указали на недопу- ральда» Пуни.
	ПРОИЗВЕДЕНИЯ КЛАССИКОВ
НА КИРГИЗСКОЙ СЦЕНЕ
	ФРУНЗЕ. (Наш корр.). Киргизский
драматический театр за последние
годы показал на киргизском языке не-
сколько классических пьес русских и
зарубежных драматургов. Большим
успехом пользуются спектакли «Реви-
sop» Гоголя, «Двенадцатая ночь»
Шекспира, «Не все коту масленица»
Островского.

Сейчас коллектив театра работает
над трагедией Шекспира «Отелло» в
переводе поэта Алыкула Осмонова.
Премьера: намечена в апреле.

Киргизский драматический театр в
г. Пржевальске заканчивает постанов-
ку «Слуга двух господ» Гольдони в
переводе Бектёнова. В Нарыне —- цен-
тре высокогорной Тянь-ШИаньской об-
ласти -= Местный театр заканчивает
работу над «Бесприданницей» Остров-
ского в переводе Байджиева.

Переведена на киргизский язык ко-
медия Грибоедова «Горе от ума».
	—В репертуаре !еатра имени Киро-
ва, — сказал профессор Песоцкий, —
нет опер Римского-Корсакова, Му-
соргского. Оперная студия консерва-
тории, носящей имя Римского-Корса-
кова, ставит лишь одну его оперу —
«Парская невеста».

На конференции резко подчеркива-
лась необходимость повысить BO-
кальную культуру в театрах.

Директор Театра ‘имени Кирова Н.
Цыганов рассказал 0 предстоящих
постановках. В скором времени ленин-
градцы увидят балет Глазунова «Рай-
монда», оперу Бизе «Кармен». Начата
работа над постановкой оперы «Bo-
рис Годунов» Мусоргского. Будут во-
зобновлены «Сказка о царе Салтане»
Римского-Корсакова, балет «Эсме-
	«НЕДЕЛЯ ОСТРОВСКОГО»

ОДЕССА. К юбилейной дате в те-
атрах Одессы намечено провести
«Неделю Островского». Русский дра-
матический театр им. Иванова пока-
жет в эти дни «На всякого мудреца
довольно простоты» и «Бесприланни-
цу», Театр Советской Армии—«Волки
и овцы», Украинский театр им. Ок-
тябрьской революции — «Не было ни
гроша, да вдруг алтын» и «Женить-
бу Белугина», Театр юного зрителя—
«Бедность не порок»,

В Государственном университете
созывается научная конференция, в
центре внимания которой будет дра-
матургия Островского.
	Музыкальный лекторий областной
	филармонии организует цикл лекций
о драматургии Островского и 06
Островоком в музыке. Подготовлены
также программы концертов, состав-
ленных из драматургических отрыв-
ков и музыкальных произведений, ка-
Цасанных по мотивам пьес Остров-
		“ene
			Ope
		УПИ
	зыв Центрального Комитета, оорз-   нун» Р. Глиэра и 1. Садыков
шенный к советским композиторам, — ний Онегин» П. Чайковского,
	«..обеспечить такой пол’ем творчз-   мен» Ж. Бизе и «Аршин мал алан»
ской работы, который быстро лвивет У. Гаджибекова. В производстве на-
		излаваемый на узбекском
	вперед советакую музыкальную вуль-
	туру и приведет к созланию во всех языке учебник гармонии Н. Римского-
	Корсакова и «Теория музыки» С. Пав-
	областях. музыкального творчества.
	x, высококачественных люченко. Нодготовляются к печати
Hi, достойных советского произведения узбекских советских
ог призыв будет вопло- композиторов М. Млевнева, М. Бур-
Ib,   ханова, И. Ax6aposa.u др.