СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	чаловское“
	П. С. Мочалов в роли Меинау.
		В отрыве
от жизни
	Somme Созетской Украины созда-.
ли немало прекрасных произведений,
вошедших в сокровищницу нашей ар-.
хитектуры. Среди них монументаль-
ное здание Верховного Совета УССР.
(В. Заболотного), Днепровская гидро-
электростанция им. Ленина (Веснина_
и Орлова), многочисленные жилые до-
ма и общественные здания.

Тем не менее, в работах некоторых.
украинских  проектно-архитектурных.
организаций и отдельных зодчих ‘при-.
ходится констатировать отрыв от жи-
зни, недооценку идейной стороны ар-
хитектуры. Это приводило многих ар-
хитекторов к формалистической трак-
товке разрабатываемых проектов, К
голому техницизму, механическому
перенесению стиля украинского 6a-
рокко в современную архитектуру.
Некоторые архитекторы слепо копя-
руют упадническое западно-европей-
ское и американское искусство.

Об этом говорил в своем ‘докладе
на собрании архитекторов Киева, по-
священном обсуждению постановле-
няя ЦК ВКП(б) об опере Мурадели
«Великая дружба», заместитель Ha.
чальника Управления по делам архи-
тектуры при Совете Министров УССР
И. Малоземов. Серьезные ошибки, го-
ворит он, допущены и в творчестве
такого ведущего мастера архитекту-
ры, как В. Заболотный. По его проек-
ту планировки и застройки Крещати-
ка, разработанному при участии архи-
текторов П. Юрченко и И. Мили-
ниса, предлагалось сооружать совет-
ские здания в центре столицы Украи-.
ны в стиле митрополичьих покоев,
духовных семинарий и монастырских.
зданий. .

Украшенное слашавым декором.
здание, доминирующее над вошедиим
в мировую историю сооружением —
Софиевским собором, придающим ха-
рактерный силуэт древнему Киеву, —
вот что преподнесли в своем явно не-
удачном проекте архитекторы В. Клю-
чарев и А. Плешков. Формалистиче-
ским был отклоневный проект «ком-
бината нечати» в Киеве арх. Степано-
ва, Кравчука и Лугового, выполнен-
ный под руководством А. Власова.

К сожалению, докладчик не вскрыл
недочетов в работе самого Управле-
ния по делам архитектуры У , a
между тем, оно плохо руководит про-
ектными организациями, не привлека-
ет архитектурную общественность К
обсуждению проектов, допускает к
осуществлению порочные произведе-
ния. Управление оторвано от’ строи-
тельной практики.

Крайне неудовлетворительно paGo-
тает Академия архитектуры УССР.

На Украине проведена большая ра-
бота по планировке около 800 горо-
дов и районных центров. Академия
оказалась в стороне от этого важней-
шего дела так же, как и от застрой-
ки главного проспекта столицы —

Несамокритичным было выступле-
ние президента академии В. Заболот-
ного. Ссылаясь на «молодость» ака-
демии, отсутствие достаточных шта-
тов и тому подобные причины, он вся-
чески пытался отвести критику от
руководимого им учреждения. Весьма
странным было выступление секрета-
ря ее партийной организации т. Ле-
бедева.. Он призывал не критиковать
трудов академиков, вошедших, мол, в
классику советской архитектуры...

Не удовлетворило собравшихся и
выступление председателя Союза со-
ветских архитекторов Украины т. Го-
ловко. Союз не проводит системати-
ческой массово-воспитательной рабо-
ты среди архитекторов, не возглавил
борьбы c вредными буржуазно-наци-
оналистическими проявлениями в ар-
хитектуре. Это отмечали выступав-
шие в прениях архитекторы Нос-
кин, Клековкин, Клименко, Игнатов,
Степанов и др

В единогласно принятом решении
архитекторы столицы Украины при-
зетствуют постановление ЦК ВКП{б)
‚и призывают всех архитекторов Укра-
ины повести решительную борьбу со
всеми проявлениями формализма, низ-
копоклонства перед упадочным запад-
ным искусством и создать произведе-
ния, достойные сталинской эпохи.

И. МАРКУС.
Л. ПОБЕРЕЗКИН.

КИЕВ (по телефону).
	КОМИТЕТЕ ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ
			И. И. Анисимов освобожден от обя-
занностей первого заместителя пред-
седателя Комитета по делам искусств
при Совете Министров СССР. В этой
должности утвержден Н. Н. Беспа-
лов. :

А. С. Рототаев освобожден от обя-
занностей заместителя председателя
Комитета. В этой должности утверж-
ден Ф. И. Калошин.

Ю, С. Калашников освобожден от
обязанностей начальника ‘Главного
управления драматических театров.
На эту должность назначен В. Ф. Пи-
менов. Вместо М. К. Добрынина, ос-
вобожденного ‘от обязанностей на-
чальника Главного управления 10
контролю за зрелищами и репертуа-
	ром, назначен Е. Е. Северин.
ты

Утвержден выставочный комитет
Всесоюзной художественной выстав-
ки «30 лет Советской Армии». B co-
ставе комитета: П. Сысоев (пред-
седатель), М. Авилов, 3. Азгур, Ф.
Богородский, Е. Вучетич, А. Гераси-
мов, С. Герасимов, В. Ефанов, Б.
Иогансон, В. Касиян, М. Манизер, С.
Меркуров, Д. Налбандян, А. Пащен-
ко, А. Пластов, НП. Соколов-Скаля, И.
Тоидзе и др.

В ближайшие дни начнется отбор
экспонатов. .
	Утвержден Художественный совет
при начальнике Главного управле-
	ния цирков. В составе совета: В.
Дуров, Е. Кузнецов, Ю. Файер, В.
Лебедев-Кумач, Б. Шахет, Б. Эдер,
	М. Румянцев, А. Александров-Серж,
И. Бугримова, Л. Кассиль, Л. Нику-
лин и др.
bgt

Народный. художник РСФСР К.
Юон назначен директором Научно-ис-
следовательского института теории и
истории изобразительного искусства
Академии художеств СССР.
		Комитет обязал главные управления
драматических и музыкальных теат-
ров, комитеты и управления по делам
искусств союзных республик усилить
контроль за качеством репертуара и
каждый квартал проверять выполне-
ние репертуарных планов.

Главные управления драматических
и музыкальных театров будут перио-
дически рассылать аннотированные
списки новых пьес, опер, балетов и

музыкальных комедий.
ых

С 15 марта 1948 года в теат-
pax ликвидированы должности заме-
стителей художественных руководи-
телей по репертуару. Работа по под-
готовке нового репертуара возложена
на директоров и художественных ру-
ководителей театров.

aay

Вчера на очередном заседании Ко-
митета обсуждался доклад  замести-
теля начальника Московского управ-
ления театров И. Зубцова о переходе
театров г. Москвы на самоокупае-
МОСТЬ.

Доклад т. Зубпова показал, что
Московское ‘управление не поняло
	своих задач на новом этапе работы.
	Докладчик вместо. того, чтобы сооб-
шить комитету о конкретных меро-
приятиях и реальных планах рабо-
ты управления, выступил © хода-
тайством о предоставлении отдельным
московским театрам дотации, в том
числе и театру Дзержинского райо-
на, посещаемость которого составля-
ет 11—16 процентов.

В своих планово-финансовых  pac-
четах управление исходит из зани-
женных возможностей театров. Даже
Театр им. Ленинского комсомола, ко-
торый в 1947 году давал прибыль, B
1948 году по плану Управления при-
были не дает. Занижены сравнитель-
но с 1947 годом и цифры посещаемо-
сти некоторых театров.

Докладчик, как выяснилось, ‘имеет
самые смутные представления о ре-
пертуаре театров Московского управ-
ления. Финансово-экономические воп-
росы он пытается решать в полном
отрыве от творческих и репертуарных
задач театральных коллективов.

Выступавшие на заседании дирек-
Toph Tearpos tr. А. Богатырев, А. Пэ-
кровский, М. Никонов, М. Токарева и
другие резко критиковали деятель-
ность Центральной театральной кас-
сы, систематически срывающей  рас-
пространение билетов на спектакли.
Директоры заявили о том, что неред-
ко из 30 процентов билетов, посту-
пающих в распоряжение ЦТК, 25—28
процентов возвращаются театру за не-
сколько часов до начала спектакля.
Ясно, что эти билеты не реализуются,
и театр -ерпит убыток.

Вопросам репертуара, работе с дра-
матургами, увеличению количества
новых постановок и улучшению их
качества были посвящены выступле-
ния В. Пименова и Н. Беспалова.

В заключение выступил” председа-
тель Комитета по делам искусств при
Совете Министров СССР. П. Лебедев
и подчеркнул, что вопросы экономики
театра нельзя отрывать от его твор-
ческой деятельности. Опыт MOCKOB-
ских театров в перестройке работы на
новых началах должен явиться при-
мером для театров периферии. Moc-
ковское управление этого, видимо, до
конца не поняло. Следует пересмот-
реть планы управления с тем, чтобы
московские театры не только перепгли
полностью на самоокупаемость, но и
давали бы Государству прибыль.
	В недавно выхтущенной издателъет-
вом «Искусство» книге воспоминаний
О. В. Серовой о ‘своем отце содержат-
ся интересные сведения о жизни и
творчестве великого русского худож-
ника В. А. Серова, о его педагогиче-
ской деятельности, его встречах с
Л. Толстым, с Репиным. Лесковым, К.
Коровиным, Книга богато иллюстри-
рована. Большинство рисунков. публи-
куется впервые.

Три сборника (книги-альбомы), по-
священные творчеству живописдев,
скульпторов и графиков Ленинграда,
вышли в издательстве «Искусство».
Они включают в себя многочисленные
репродукции произведений, созданных
художниками города Ленина за пери-
од 1924—1947 тг.
		венно мо
	Н. ВОЛКОВ
©

умер Константин fee
Игумнов. Ушел из жизни SA
мечательный пианист, педагог и му-
зыкальный деятель.

Игумнов принадлежал к числу ста-
рейшвих советских музыкантов. Нача-
ло его музыкальной деятельности во-
	=

‘сходит к эпохе Чайковского и Ант.
	Рубинштейна. Он был учеником _
	‘младшим современником Танеева, Зи-
	лоти, Сафонова, Аренского и Пабста,
товарищем по консерватории Скряби-
на я Рахманинова. Свыше 50 лет
имя-его не сходило с концертных
афиш Москвы и других городов на-
шей страны. За это время он воспитал
несколько поколений музыкантов, це-
лую плеяду блестящих пианистов.

Игумнов родился 1 мая 1873 года в
г. Лебедяни, Тамбовской губернии.
Музыкальная одаренность его сказа-
лась очень рано. В четырехлетнем
возрасте он уже познакомился с фор-
тепиано, а через несколько лет вы“
ступил публично — 14 января 1881 г.
он впервые появился на концертной
эстраде.

Переехав в 14-летнем возрасте в
Москву, Игумнов стал учеником одно-
го из лучших московских педагогов
Н. Зверева. Уже через год он смог
поступить в Московскую консервато-
рию в класс А. Зилоти.

В мае 1894 гола Игумнов блиста-

тельно, с золотой медалью, окончил
	консерваторию и уже в следующем
году с успехом участвовал в между-
народном конкурсе пианистов им.
А. Г. Рубинштейна в Берлине, где по-
лучил почетный диилом.

В 1899 году Игумнов был пригла-
пен в число профессоров Московской
консерватории. С этого момента вся
его артистическая и педагогическая
деятельность была неразрывно связа:
на с художественной жизнью Москвы
и, в частности, Московской консер-
ватории. Ни один концертный сезон
не проходил без его участия. Многие
произведения русских авторов, в том
числе такие, как 1-я соната 4-тоП
Рахманинова, ` 2-я conata_ dis-moll
Скрябина, концерт {-тоЙ Глазунова,
«Вариации на тему Глинки», Лядова,
были впервые исполнены им.

Великая Октябрьская революция
открыла перед К. Н. Игумновым воз-
можность средствами своего искусст-
ва служить высоким целям человече-
ского прогресса, служить народу.
Именно после Октября художествен-
ная деятельность Константина Нико-
лаевича достигла высшего размаха.
Он выступает и в больших концерт-
	24 марта 1948 года скончался на-
родный артист СССР, лауреат ‘Ста.
линской премии, старейший русский
музыкант, профессор Московской Го-
сударственной консерватории Кон-
стачтин Николаевич Игумнов.

Советское искусство понесло тяже-
лую утрату. Перестало биться серд-
це выдающегося музыканта, замеча-
тельного пианиста, педагога и музы-
кально-обществетного деятеля.
	Получив музыкальное  образованне
в Московской консерватории, Кон-
стантин Николаевич в 1899 году аз-
бирается ее профессором. За полвека
работы в Московской консерватории
Коистантин Николаевич воспитал пле-
яду выдающихся пианистов.
	Кафтанов С. В., Лебедев Ti.
	Петросян А. А., Асафьев Б. В..
	О Мочалаве когда-нибудь бутет
написан роман. Когда мысленно всту-
	паешь в круг мочаловской жизни, ког- 7
	ла вглядываешься в судьбу, характер
	и творческий подвиг великого рус- о
	ского трагика, невольно ощуща-
ешь желание выйти за рамки театро-
ведения.

Нет смысла переписывать обшир-
ый список ролей Мочалова, которые
добросовестнейший биограф  трагика
А. Ярцев приложил к своей обстоя-
тельной статье. Этот стисок, вероят-
но, далеко не полон, хотя он заклю-
чает в себе 70 названий, Центр этого
списка-_Шекспир, в трагедиях кото-
рого Мочалов играл Гамлета, Рича?-
да Ш, Отелло, Ромео,  Корио-
лана, короля Лира, Шиллер © Дон
Карлосом, Мортимером в «Марин
Стюарт», < Фердинандом, а потом
Миллером в «Коварстве в любяй»,
обоими братьями Карлом и Францем
Моор в «Разбойниках». Вокруг же
этих пьес. мирового репертуара какое
множество названий отечественных и
переводных драм, мелодрам, комедий!
Даже есть водевиль «Мочалов в Поо-
винции», гле Мочалов играл Мочало-
ва.

Может быть одной из самых
больших творческих трагедий вели-
кого артиста было то, что он не
встретил на своем пути того велико“
го русского лраматурга, в котором
услышал бы родные и близкие ему
звуки. Шепкин нашел такие родствен-
ные ему души в Гоголе и Грибоело-
ве, Пров Садовский-в Островском.
Да, конечно, истинно мочаловской
пьесой был лермонтовсокий «Маска-
рад», но напрасно он добивался раз-
решения в течение долгих лет поста-
вить «Маскарад» в свой бенефис.
Драма Лермонтова была за семью
цензорскими замками, Мочалов так и
не сыграл Арбенина...
	Олнако все то болыное и малое,
что он играл, он исполнял, как вели-
кий русский актер. Русское в Моча-
лове заключалось, конечно, не в зву-
ках его драгоценнейшего голоса, ©
котором Белинский написал своего
рода стихотворение в прозе, не в
сверкании его огненных черных глаз,
не в полвижной изменчивой мимике
его лица, не в стремительных н бур-
ных движениях, а в той любви к
правде и простоте на сцене, которых
добивался Мочалов в самых, казалось
бы, искусственных и непраздоподоб.
ных пьесах. Его реализм был реализ-
MOM глубоких переживаний, возвы-
шенных иувств, он, как никто, умел
широко и властно раскрывать перед
зрителями идейные горизонты шек
спировских трагедий.
	Русское начало мочаловской нату-
PH не только наполняло его игру, но
отчетливо выразилось и в тех стихах-
песнях, которые он писал в разные
годы жизни. Пусть в стихах он пел о
солнце красном, о ветрах буйных, о
бурях и грозах, а на сцене грозно
восклицал в гриме Ричарда  «пол-
царства за коня», главное было
в том, что и на сцене, и в стихах он
изливал свою душу. Он жег сердца
людей своей игрой потому, что в эти
мочаловские минуты сжигалось и его
сердце.

Мочалова считали тением п ин-
стинкту, актером «нутра». Это мне-
ние справедливо теперь отвергается,
как оптибочное. Да, в его. игре «была
извержения», но все равно для каж-
дой своей роли Мочаловым проделы-
валась громадная и внутренняя и
внешняя работа. Одного таланта
было мало для того, чтобы сыграть
Отелло и Гамлета, и Мочалов выно-
сил на публику зрелый плод изуче-
вия образа, своего понимания  воп-
лощаемых характеров. Нет спору, он
был актер неровный и были в его
исполнении приливы и отливы
чувств. Он более, чем кто-либо, знал
и страшный недуг творчества—скуку
на снене. И те, кого потрясало ёго ис-
полнение на репетициях, иногда не уз-
назали его на премьетах.
	Вечно мочаловское шло от того,
что Мочалов не признавал искусст-
ва: без душевного содержания, без
	о тоТ ина

Современная буржуазная эстетика
ставит своей прямой целью  теорети-
ческое обоснование позорной роли
новейшего буржуазного  искусства—
служить не за страх, а за совесть
делу финансового капитала, империа-
листической экспансии и, в первую
очередь, гегемонии капиталистов
СИТА над человечеством;

Полавлякицая часть совоеменных
	` американских искусствоведов» и ли-
	тературных критиков организационно
связана с самыми реакционными орга-
нами печати. Вопросами эстетики
активно занимаются прожженные ре-
акционные дельцы, вроде Леона Блю-
ма, предлагающего соединить иден
«социализма» с эстетической филосо-
фией Сартра. Андрэ Мальро прязы-
вает к созданию западного блока ев-
ропейских держав для борьбы против
новой демократии и социализма. В
свою очередь, де голли и блюмы ссы-
лаются на Мальро, Андро Жида и
им подобных для обоснования своей
политики прислужничества американ-
скому империализму.

Буржуазное искусство и его идео-
логи—платные агенты финансового
капитала в прямом, ‚а не переносном
смькле. И недаром буржуазный фи-
лософ, социолог и публицист США
Огборн открыто обращается к
американскому правительству и аме-
риканским банкирам с просьбой о
денежных субсидиях для  американ-
ских «теоретиков». Лакеи требуют от
своих хозяев вознаграждения.
				ных залах и в клубах— перед рабочей
х Красноармейской аудиторией. Он
становится активным строителем со-
ветской музыкальной культуры, уча-
ствует в работе музыкального отдела
Наркомпроса, Главпрофобра, ГУСа, а
с 1924 года принимает на себя руко-
водетво Московской консерваторией.
В годы его ректорства (1924—1929)
консерватория превратилась в много-
факультетное ‘учебное заведение.
	Ни на минуту не прекращал Игум-
нов своей интенсивной исполнитель-
ской и педагогической деятельности.
Концертируя по всему Советскому
Союзу, он провел великолепные цик-
	лы коннертов из произведений Бет-
ховена. Попена. Листаи Чайковского. :
	Впервые в Москве он исполнил 4-й
концерт и рапсодию на тему Пагани-
ни Рахманинова. С поразительной на-
стойчивостью, последовательностью и
пелеустремленностью осуществлял
Константин Николаевич свои художе-
ственные замыслы и доносил их до
слушателей. Даже тогда, когда здо-
ровье стало покидать его, он не прек-
ратил своей кипучей артистической
деятельности.
	Игумнов был Народным артистом,
Советского Союза, кровно связанным
с народом. Его прекрасный, величест-
венный образ, образ большого худож-
ника и большого человека, навсегда
останется жить среди нас и будет
служить нам светлым примером.
		сердечного горения, без стремления
познать через творчество жизнь в ее
сокровенных основах. По существу,
его реализм был очень близок pea-
лизму Щепкина, и если в Щепкине
мы видим  предтечу Станиславского,
то таким же предтечей был и Моча-
в.

Еще при жизни Мочалова печата-
лась его стихи. В этом отношении
любопытен сборничек, напечатанный
в 1842 году, на титульном листе ко-
торого стоит название «Литератур-
ный кабинет», а в подзаголовке ука-
завю: «Труды артистов императорских
московских театров». В перечислении
имен на первом месте стоит Мочалов.
И действительно, в сборнике поме-
щен ряд его лучших стихотворений,
Но есть еще в этой книжечке любо-
пытная деталь. К сборнику приложез
список полписавтихся на книгу, что
было в обымчае того времени. И вот
одним из подписчиков значится А, Н.
Островский. Тогда это имя ничего не
говорилю. Будущему великому 1pa-
матургу было всего лишь 19 лети
все еще было у него впереди. Но нет
сомнения, что юность Островского,
как и многих его сверстников, была
также озарена гением Мочалова.

Но Островский входил в литерату-
ру, когда Мочалов доживал свой
последний год, и уже недалек был
тот мартовский день, когда поплыл
по московским улицам гроб с прахом
великого трагика и Москва—студен-
ческая, разночинная —мошным чело.
веческим потоком потянулась к Ва-
ганькову, чтобы предать земле того,
кто исторгал слезы из глаз, кто был
властителем сердец и дум.

С той траурной поры прошло <ло-
‘летие. Но и столетие не погасило в
памяти русского театра того ‘могу-
щественного очарования, которое ис-
‘ходит от имени Мочалова. Он встает
‘перед нами, как девятый вал разбу-
‘ шевавшейся морской стихии. Pac-
‘Kpoemb том Белинского, страницы
его мочаловекоюй статьи, и чувству-
ешь, как вновь воскресает во всей
полноте вечер 22 января 1837 года,
когда «пришли мы в Петровский те-
атр на бенефис Мочалова, для кото-
рого был назначен «Гамлет» Шекспа-
ра, переведенный Н. А. Полевым».

И кажется, что мы видим и самого
Белинского, когда склонившись в но-
чи над белым листом бумаги, он ли-
хоралочно писал: «Честь и слава ве-
ликому художнику, могучая и глубо-
кая душа которого есть немсчерпае-
мая сокровипиница таких минут, бла-
голарность ему!...».

Эти слова повторяют вслед за Бе-
линским и люди нашего поколения в
столетний день кончины великого ак-
тера-демократа. Но если умер Моча-
лов, то живым и цветущим остается
вечно мочаловское в той многообраз-
	ной жизни, какой полно искусство
		советского театра.
		08 \
	В целях улучшения театрального
репертуара Комитет обязал директо-
ров о совместно с художественными
руководителями театров  пересмот-
реть текущий репертуар и составить
план новых постановок на 1948 год.
Увеличивается количество новых по-
становок. Ведущее место в реперту-
арных планах отводится произведе-
ниям советских драматургов и компо-
зиторов. Шире и разнообразнее в ре-
пертуарных планах должны быть
представлены произведения классики.

Отменен существовавший до сих
пор порядок составления = репер-
туарных планов. Впредь на пред-
стоящий год их будут составлять
не позднее   ноября  непосред-
ственно директоры совместно с худо-
жественными руководителями  теат-
ров. В план включаются произве-
дения, разрешенные к исполнению
Главреперткомом. Персональная от-
ветственность за идейно-художест-
венное качество репертуара возложе-
на на директоров и художественных
руководителей театров. Изменения в
репертуарных планах производятся
местными органами искусств и  глаз-
ными ‘управлениями драматических и
музыкальных театров. совместно с ди-
ректорами и художественными руко-
водителями. Репертуарные планы не-
обходимо предварительно обсуждать
на собраниях коллективов театров.

Репертуар и постановочные планы
театров союзного подчинения утверж-
даются непосредственно Комитетом
по делам искусств при Совете Мини-
стров СССР.
	«Массовая библиотека» издательст-
ва «Искусство» в последнее время по-
полнилась рядом новых популярных
монографий о художниках: Ф. Ро-
	гинская — «Мясоедов», А. Савинов—-
	«Шинкин» М. Иоффе — «Дени», Ю.
Колпинский — «Веласкез», К. Сит-
ник — и Г. Недошивин —
«Дионисий», А. Окворцов—«А. Гера-
симов». Об истории создания картины
И. Е. Репина «Не ждали», о ее ва-
риантах, эскизах и отдельных дета-
лях рассказывает в своей книге Л. Ро-
зенталь. В издательстве «Третьяков-
схой галлереи» вышел сборник <«Pe-
пин. В книгу вошли доклады, зачи-
танные на конференции, посвященной
столетию со дня рождения худож-
BHER.
	Бзыскательный художник
	Взыккательный художник, HOCH
тель лучиих традиций русской mia
нистической культуры, человек боль-
пюй скромности, простоты и отзывчя-
вости, Константин Николаевич Игум-
нов всегда беззаветно служил Pong
не.
	Советское правительство высоко
оценило плодотворную деятельность
Константина Николаевича, награлив
его орденами Ленина и Трудового
Красного Знамени, присвоив почетчое
звание народного артиста COOP, лл-
уреата Сталинской премии.
	Намять о Константине Николаеви-
че навсегда останется дорогой и
светлой для вкей советской музы
кальной обтественности..
	И., Беспалов Н. Н., Сурня В. Н,
Светлов В. И., Орвид Г. А., Шеба-
	лин В. Я., Ярустовский Б. М., Гольденвейзер А. Б., Гедике А. Ф.
	Свешников А. В., Нечаев В. В.
	Богатырев С. С., Козолупов С. М.
	Пейгауз Г. Г. Хренников Т. Н., Цейтлин Л. М. Держинская К. Г.
Райский Н. Г., Беляев В. М. Василенко С. Н., Мясковский Н. Я.»
Глиэр Р. М., Александров А. Н., Оборин Л. Н., Флиер Я. В., Тамар-
кина Р. В., Шостакович Д. Д., Ойстрах Д. Ф., Софроницккй В; В.
Гилельс Э. Г. Зак Я. В, Юдина М. В. Цыганов Д. М. Ширнн-
ский С. П., Шяринский В. П., Борисовский В. В.
	чению и разработке; главным  обра-
зом, классического оперного насле-
дия, создав в этой области труды,
имеющие первостепенное значение.
	В последние годы В. Э. Фермая
	возглавлял в Институте истории ис-.
	кусств Академии наук СССР иссле-
ловательскую группу по история
русской оперы.

Человек большюго дущевного бла-
городства и высокой принципиально-
сти, В. Э. Ферман навсегда останет:
ся в памяти своих друзей, товари.
шей но работе и учеников.
	2+ марта 1948 года на 52-м году
жизни скоропостижно скончался вы-
дающийся советский музыковед Ва-
лентин Эдуардович Ферман.

Уход из жизни этого замечатель-
ного музыканта, исследователя и пе-
дагога, воспитавшего целую плеяду
историков музыки, является незаме-
нимой утратой для дела строитель-
ства советской музыкальной культу-
ры и науки.

В. Э. Ферман, человек исключи-
тельно широкой и разносторонней
эрудиции, посвятил свои силы изу-
	ПАМЯТИ В. Э. ФЕРМАНА
			реакции
	Типичная для современной буржуаз-
ной эстетики ненависть ко всему пе-
редовому, прогрессивному, зовущему
человечество вперед, ко всему разум-
ному и честному далеко превосходит
даже самые нелепые бредни реак-
ционных немецких романтиков тина
Новалиса или Арнима; Вот почему
представители буржуазной эстетики
подымают на щит современного упа-
дочнического западноевропейского
композитора Мессиена, пытающегося
реабилитировать средневековую каго-
лическую идеологию. Вот почему в
американской поэзии, в американской
живописи и архитектуре снова пыш-
ным цветом расцветает воинствующий
формализм, видящий в безидейности
и бессодержательности высший прин-
цип современного искусства.

+,
	Буржуазная эстетика пытается
«теоретически» обосновать госполет-
вующий в современном западноевро-
пейском и американском искусстве
аморализм. Отсюда резкий рост воин-
ствующих суб’ективно индивидуали-
стических концепций искусства. Че-
ловеческая личность провозглашается
центром мира, а народ-—<трашным
апокалипсическим существом, ненави-
стным чудовищем. Всякие моральные
принципы и законы об’являются нико-
му не нужными предрассудками. O6-
щефилософские и эстетические взгля-
ды Эмерсона, в которых «я» рассмат-
ривается, как демиург действительно-
сти, пропагандируются в Америке, как
высшее достижение американской и
мировой культуры. Вместе с тем, из
эмерсоновской философии выбрасыва-
ЮТСЯ ее демократические тенденции.
Вслед за Эмерсоном подымается ча
щит ‘учение Карлейля о «тероях»,
трактуемое в стиле ницшеанского
«сверхчеловека».

Среди американских  искусствове-
дов особой популярностью пользуется
новейший американский социолог Го-
вард Беккер, воинствующий cy6 ex-
тивный идеалист, отрицающий o6’ex-
тивную действительность с ев зако-
нами, а следовательно, и какие бы
то ни было моральные устои.

По мнению ккера, наука и ис-
кусство-—продукт суб’ективной дея-
тельности ученых и художников, ко-
торые по своему образу и подобию
творят мир. Для Беккеёра в основе ис-
кусства лежит поэтический вымысел,
произвольная игра чувств, не имею-
щие никакого отношения к жизни.

На такой же позиции стоит другой
	американский «авторитет» Смит, кото-
рый утверждает, что без суб’екта нет
об’екта.

С точки зрения Смита, все. суб’ек-
тивно, все относительно и произволь-
но, а потому все дозволено. Этот ло-
зунг сделался знаменем новейшего
буржуазного искусства.

Для пропаганды традиционного бур-
жуазного лозунга «искусство для ис-
кусства» американская эстетика 06-
ращается к пресловутым идеям этно-
графа и историка культуры Фробениу-
са, автора антинаучной идеалистиче-
ской ‘книги «Детство человечества».
Этот горе-ученый в своем  «исследо-
зании» об’явил искусство. и. эстетиче-
ские эмоции базисом общественной
жизни и, перевернув все головой вниз,
провозгласил труд следствием эстети-
ческих эмоций, свойственных  перво-
бытному человеку.

Фробениус ненавидит массы, кото-
рые заняты скучной «прозой». Он ви-
дит только кучку «избранных», кото-
рые создают чтюэзию» и для которых
создается поэзия. И в этих давно уже
забытых «откровениях» старого реак-
ционного этнографа, американские го-
ре-исследователи открывают Америку
для «новой» аргументации в защиту
формализма и антинародности т
ства,

В современной американской бур-
жуазной социологии исключительное
распространение приобретает так на-
зываемая психологическая школа, от-
рицающая решающую роль экономи-
ческого базиса в жизни общества и
сводящая всю общественную жизнь к
психической деятельности индивиду-
умов. Эта психологическая школа
пользуется преобладающим влиянием
среди реакционных искусствоведов
США, Англии и Франции.
	Для пропаганды аморализма В ис-
кусстве как нельзя более подходит
концепция одного из теоретиков пси:
хологической школы Прессея, автора
нашумевшей статьи «Фундаментализм,
изоляционизм и’ биологический педан-
THOM против  социально-культурной
ориентации в психологии». ,

По мнению Прессея, каждым чело-
веком движет прежде всего желание
«личного успеха» Отсюда следует
вывод, что все пути, ведущие к этой
цели, хороши, в том числе мошенни-
чество, уголовное преступление,  от-
крытый разбой и т, д.

Нетрудно уловить прямую связь
между «теоретической» концепцией
Прессея и тем современным  состоя-
нием буржуазного искусства, о кото-
ром так ярко говорил товарищ Жда-
нов в своем выступлении на философ-
ской дискуссии:
	«Все силы мракобесия и реакции
поставлены ныне на службу борьбы
против марксизма. Вновь вытащены
на свет и приняты на вооружение
буржуазной философии, служанки
атомно-долларовой демократии, истре-
панные доспехи мракобесия и попов-
щины: Ватикан’ и расистская теория;
оголтелый национализм и обветшалая
идеалистическая фвлософия; продаж-
ная желтая пресса и растленное бур-
жуазное искусство. Но сил, видимо,
нехватает. Под’ знамя «идеологиче-
ской» борьбы против марксизма ре-
крутируются ныне и более глубокие
резервы. Привлечены гангстеры, суте-
неры, шпионы, преступники. ;

Буржуазное искусство так же, как
и буржуазная эстетика, устами фран-
цузского уголовного писателя Жана
Женэ об’являет основными принци-
пами современного искусства преда-
тельство, воровство и гомосексуализм.
Американская психологическая шко-
ла в социологии снабжает Жен н
его друзей необходимым «философ-
ским» и «социологическим» материа-
лом. Она пропагандирует господство
инстинктов над разумом, господство
психопатологии над нормальным мыш-
лением. Американские психологисты
торжественно провозглашают союз
социологов с врачами-психиатрами и
невропатологами. Они предлагают
«тайну» общественного развития рас-
крывать в психиатрических клиниках.

В изданиях американских универ-
ситетов появляются специальные «ис-
следования», в которых проводится
мысль об особом распространении ду-
шевных заболеваний среди _пролета-
риата. Только капиталисты. признают-
ся душевно-уравновешенными и здо-
ровыми в психическом отношения
людьми, заслуживающими право на
господство в обществе. Народные
массы осуждаются на пассивное ин
жалкое существование.

Психологическая школа, а вместе с
ней и современная реакционная эсте-
тика выступают открытыми апологе-
тами  капиталистического — способа’

ства и безраздельной дикта-
туры финансового капитала. Их идеа-
лом является долларовая демократия,
в которой царствуют  «сверхчелове-
ки», знающие только один стимул—
личное обогащение за счет экеплоя-
тации трудящихся масс, и отбрасыва-
ющие всевозможные моральные пра-
вила. В этом — классовый смысл амо-
рализма, пропагандируемого. современ-
ными буржуазными «эстетами»,

Перед деятелями советского искус-
ства стоит огромная и благодарная
задача разоблачения новейших защит-
ников империалистического рабства в
области искусства,
	Б. Алперс, Б. Асафьев, Е. Бакщанина, О. Бекман-Скребкова, М.
	Брук, В. Беляев, С. Богатырев,
	А. Власов, В. Всеволодский, Р. Глезер,
	Е. Гнесина, Е. Гнесина-Витачек, М. Гнесин, А. Гольдман, И. Грабарь,
	М. Григорьев, В. Гросеман, А. Дживелегов, Ю. Дмитриев,
лин, Д. Житомирский, В. Зельдович, Ю. Келдыш, В. Ко
зарев, Б. Левик, И. Любимов, Л. Мазель, Л. _Магазинер, Т
на, Ю. Муромцев, И. Нестьев, Т. Оболадзе, В. Островска:
	лис, \. MATHRa, М. PATTHX, К. Саква, С. Скребков, Н. Сперанский,
И. Слособин, Н. Туманина, К. Успенская, Т. Федорова, В. Цуккермен,
А. Хохловкина, А. Щавердян, В. Шебалин. А Юровский Bo Gnveree.
	CK HK.
			$3 При Всесоюзном доме народного
творчества им. Крупской создан Художе-
ственный совет под предеедательством
Д. Анастасьева. В составе совета — С.
		харов, К. Иванов, П. Казьмин, И. Моиее-

es, А. Новиков, В. Пименов, А. Овеш.
ников и др.

© Центральный театр Красной Армин
возобновляет в начале апреля спектакль

«Ha всякого мудреца довольно просто-
ты» в постановке ЛД, `Тункеля.
	{3 Закончилея конкуре на сценарий н0-  ,
	вых пирковых вомеров и аттракционов,
организованный Главным управлением
цирков. Ни один из 292 представленных
на конкурс сценариев He Grr улостоен
первой и второй премии. Третья ‘премия
присуждена С. Романову и А. Волошину
за сценарий «Гимнасты-прыгуных, чег-
вертые премии —` сценариям Л. Шишки:
ной, К. Резника (эксцентрические номе
ра), В. Лурова («Музыкальная нтутка» с
дресгсурой слона) и В, Николаева («Ле-
таютчая бабочка»). Кроме того, 9 спелари:
ев получили поошрительные премнн.
	редактор), А. А. СУРОВ,
AMOB, B. В. ЖУРАВЛЕВ,
А. И. ШАВЕРДЯН.
	Девиеса, посвященный «золотому ве-
ку Испании». В этой чудовищной
книге Девиес доказывает прогрессив-
ность испанских инквизиторов. To
мнению Девиеса костры, на которых
сжигали еретиков, были символом
	справедливости и истинной духовной
	красоты. Гакую же «духовную красо-
ту» Девиес видит в современных пре-
следованиях демократических  зле-
ментов.

Не меньшее хождение среди искус-
ствоведов Англии и США имеют кни-
ги Боуэна, Кассерли, Ван Кирка и
им подобных, пропагандирующие при-
оритет загробного мира над земными
отношениями. Политический смысл
этих выступлений в запщиту «загробно-
го мира» лучше всего выражает Ван
Кирк, который требует во имя «небес-
ной» справедливости амнистнровать
фашистских преступников. Провозгла-
шая задачей искусства проповедь
примирения с бандитами и убийцами,
тот же Ван Кирк и его друзья привет-
ствуют беспощадную расправу с тру-
дящимися массами. Кумиром дум для
современных эстетов выступает сред
невековый схоласт Фома Аквинат.
В философии `Аквината’ буржуазные
искусствоведы прежде всего ценят
идею подчинения трудящихся власти
эксплоататоров. Они с восторгом кри-
чат о телеологии Аквината, об утвер-
ждении феодального мракобеса-булто
бы каждый общественный класс вые
полняет особую функцию, от которой
никогда и ни при каких условиях HE
может отказаться. Такой функцией
пролетариата провозглашается служе-
ние буржуазии.

В 1945 году в Нью-Йорке вышла
книга Кроче «Политика и мораль».
Утверждение Кроче о том, что в 0с-
нове общественных закономерностей
лежит тайна и только «провидение»
знает, по какому пути пойдет исто-
рия, превратилось в решающий фило-
софский принцип новейшей реакцион-
ной эстетики.
	Представители буржуазного искус-
ствоведения ополчились против идеи
прогресса. Он провозгласили своим
идейным вождем английского реакци-
онера Ванситтарта, получившего из-
вестность чудовищным заявлением о
	вековечном стремлении человеческо-
	го общества к регрессу.
	$3 Малый театр показал премьеру нье-
сы Н. Погодина «Минувиие годы». Но-
становка К. 5убова и А. Кричко, худож-
ник В. Каплуновский Главные роли ие-
полняют: М. Царев, Е. Велихов, Ф. Гри-
roppes, Е. Шатрова, И. Ленштейн,
T. Еремеева, Е. Турчанинова, М. Hapo-
ков. К Тарасова.
	&3 Московский Камерный театр вчера,
26 марта, показал премьеру пьесы Ильи
Эренбурга «Лев на плошади». Постанов-
ка А. Таирова, режиссер Н. Сухоцкая,
художник Р. Фальк.
	&3 Центральный театр транспорта на-
днях показывает премьеру пьесы Л. Пер-
вомайского «Рядом с вами». Постановка
Н. Петрова, режиссер М. Кристи-Нико-
лаева. художник М. Варпех.

© Секция мастеров художественного
слова Дома актера провоцит 27 марта
и вечер из цикла «Макеим Горь-
>. В концертах цикла принимают уча.

Ре о Фо ща сРПанматюот уча-
стие Д. Орлов, С. Балашов, Jt. Kypanaes,
2. Каминка, H, Першин, 0. агдесян.
o aie
	А, Быхова. Н. Дружинина, Г. Киреев-
ская и В. Литвиненко.
	Редакционная коллагия:
выступает под знаком воинствующего
мракобесия, под знаком иррациона-
лизма, под знаком пропаганды реак-
циояной илей «бессилия разума». Це-
лый ряд современных  западноевро-
пейских и американских искусствове-
дов посвящают свои труды идеализа-
ции средневековья, восхваляют roc-
подство церкви и инквизиции.

Так, например, французский искусст-
вовед Базен с пеной у рта кричит об
иррационалыьном характере современ-
ного искусства. На этой же позиции
стоит пресловутый Сартр. Позорный
лозунт Андрэ Жида «Да здравствует
прилавленная мысль» подхватывается
новейшими представителями амери-
канской эстетики, как высшее откро-
вение, идущее из старой Европы.

Среди историков и теоретиков ис-
кусства в Англии и США пользуется
особой популярностью «труд» про-
	фессора Окофордекого университета
	200334
	В. Г. ВДОВИЧЕНКО {ответственный
	eee

М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ, В.
Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦКИЙ АИ Ш;
	миввский Государственный художественный институт
	ОБ‘ЯВЛЯЕТ КОНКУРС
	профессора -
Заявление, автобногр
	за замещение вакансии
— зав. кафедрой исторки искусств
	ws SB TOOROT Dap RIO,

‚ список научных. трудев, копин доку-
ментов о звании и ученой степени хабар, ^^  РУЗ, КО

EE AEE:

гической и научной деятельности
	‘спуск 90. Хулож. о. бпРавлять по адресу: г. Киев, Воз.
несенский спуск 29. Художественный .

Срок представления документов — 95 сана золо _
		Адрес редакции и издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны: секретарнат, отделы инфермация, архитектуры, эетрады и цирка — К 4-15-
	Тизфаьрефия «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.
	3$, отделы театра, музыки, изобразитель вых искусств, кино -— К 5-45-12;

издательство — К 1-48-58, AGA
кевеча, 7.