ЛАУРЕАТЫ
СТАЛИНСНИХ
ПРЕМИИ
		ГО ТРУД
	уть к высокой идейности
	$
Ф ПЛОТНИКОВ
		проблем, которые побудили секрета-
ря горкома Петрова выступить про-
тив председателя горисполкома Рат-
никова, вместе < Марией Роговой;
Алексеем Роговым, Ковалезым и дру-
гими героями пьесы Н. Вирты распо-
знавать истинное лицо Твердовых и
Тихих, мешающих развитию и про-
цветанию колхозной деревни.
	Нет сомнения в том, что Б. Рома-
шов, Н. Вирта, А, Софронов’ не соч-
тут свои произведения, удостоенные
высокой награды, безупречными и
образцовыми во всех отношениях. Об-
разы главных, положительных  ге-
роев этих пьес могли ‘бы быть бо-
лее рельефными,   одухотворенными и
цельными. Много еще должны еде-
лать и сделают советские драматур-
ги для того, чтобы полноценно воп-
лотить в образах главных героев
своих пьес лучшие черты большеви-
ков, активных строителей коммуниз-
ма. Требования зрителя к  драматур-
гам, актерам, режиссерам непрерывно
растут. Он вправе ждать от пьес и
спектаклей не только политической
актуальности, но и высокой художе-
ственной формы, следования ‘лучшим
образцам драматургической классики.
В этом отношении перед советскими
драматургами, с успехом овладеваю-
щими общественно значительной сов-
ременной тематикой, раскрываются
поистине великолепные перспективы.
Наша драматургия будет расти и
развиваться не только как. самая
идейная, но и как. самая художест-
венная в мире, по’ому что основой
подлинной художественности всегда
была и будет жизненная правда. А
советские драматурги могут и долж-
ны говорить правду о своих’ героях,
о людях советского общества и пред-
ставителях капиталистического мира,
пытающегося. всеми силами отсро-
чить свою неизбежную гибель,
		Весьма симптоматично, что в спис-
ке драматургов-лауреатов мы встре-
чаем имя представителя молодой
эстонской советской драматургии А.
Якобсона, уже вторично награжден-
ного Сталинской премией. В полу-
чившей широкую известность пьесе
«Жизнь в цитадели» А. Якобсон
писал о тех процессах. которые про-
исходили в Эстонии в дни великой
	войны. Шьеса «Борьба без линии
фронта» посвящена событиям, более
отдаленным от наших дней. Время
	действия — начальные годы SCTOR-
ской буржуазной республики. Пьесу
эту, однако. никак нельзя назвать
«экскурсом в прошлое». Она посвя-
щена узловым идейным проблемам,
волнующим миллионы трудящихся и
в молодых прибалтийских республи-
ках, вставших на путь социализма, и
в зарубежных странах. Она разобла-
чает лживые буржуазные ‘легенды о
возможности мирного сожительства
классов-антагонистов. Главный персо-
наж пьесы — Тийт Кондор, по про-
исхождению потомственный рабочий,
пробился в капиталистические  «вер-
хи», стал финансовым магнатом, Он
надеется подкормить своих родствен-
ников, соблазнить рабочих сказками о
национальной солидарности. Но ket
и не может быть мира и благопслу-
чия в классовом обществе. Классо-
вые противоречия непримиримы, и
А. Якобсон сумел показать эта ху-
дожественными средствами в своей
пьесе.
	Фабриканты — истинные собратья
Тийта Кондора — излагают в пьесе
свою философию так: «Красные
подчеркивают классовую борьбу, и
приходится сознаться: в этом их си-
ла. Мы отрицаем ее и проповедуем
национальное единство... эта пропо-
ведь единодушия и добрых взанмо-
отношений составляет наше оружие,
	которым мы стараемся Парализовать
	Но бу-
	Б Ромашов Н. Вирта, А. Софронов; лаюется, все до меня имеет прямое ка-! действие красного’ оружия...
	He желают лакировать действитель-
ность, сглаживать ее протизоречия,
упрошать сложные Проблемы совре-
ченной жизчи. Каждый из них обла-
лает качеством, необходимым для дра-

матургии, -- умением pC TO+
знавать, чувствовать конфликты ре:

ствующих лиц пьес «Великая сила»,
«Хлеб наш насущный», «В одном го-
роде» мы видим носителей и поло-
жительных и отрицательных качеств,
сталкивающихся не по пустяшным во-
девильным поводам, как это было 8
некоторых послевоенных пьесах, осу-
жденных советской общественностью,
а по жизненно важным мотивам; Мы
видим срелн персонажей этих пьес
партийного рэботника Петрова («В
	учшие
	‚Дет ошиокой. если мы и сами ‘пове-
	рим своей проповеди, своим словам
и.. выкажем мягкость,  уступчи-
вость». Эта философия имеет широ-
кое хожление на капиталистическом
	Западе, и советский писатель Аугуст
	Якобсон умело разоблачает ее, да-
вая в своей пьесе правдивую карти-
ну классовой борьбы, жестокой и не-
примиримой.

Близость к жизни, партийная це-
леустремленность в решении, боль-
ших идейных проблем — вот что при-
несло успех драматургам — лауреа-
там 1947 года.
	  Года

‘вым советским людям, сознающим

‘сательство. Я за это дело пять раз
‘ранение получил». Вот это и есть!
’ «чувство хезянна», присущее фядо-

свою ответственность за все, что де-

лается в нашей стране, и свое право

‚влиять и воздействовать на всех a

“cTBeHHOe положение они ни занимали.
Пьесы, удостоенные Сталинских пре-,

ветских работников, какое бы обще-

мий, заставляют зрителей волновать:
ся за исход борьбы подлинно совет-
ского ученого Лаврова против зара-  !
женного холуйским  низкопоклонст-

‘ ленца и обывателя Милягина, прини-

i
t

мать участие в решении отвлеченных

‚ На первый взгляд, а На самом деле

!

‘вом перед иностранщиной приспособ-

весьма жизненных, архитектурных
	Kb Mo
			антности, интонационных Уве”
(иногда в виде «арочных  перекры
тий»), органического роста попевок ——
подголосков, вполне соответствующих
«логике становления эпического CKa-
`за» и глубоко народных в своей ос-

р
	‚нове. Весь анализ партитуры «Русла-
`‘на» слелан < большим блеском и ма-
	‚ стереки.
‚ «Особенно хотелось мне, — пишет
`автор, — уловить «почерк» Глинки —
	‘то, что каждого слушателя заставия-
’ет вскрикнуть: вот Глинка!». И нуж-
‘но сказать, что < большей полнотой,
‘чем это сделал Асафьев, никому еще
’ не удавалось воссоздать этот и непов-
торимо индивидуальный и. вместе с
тем столь простой, не «оригинальст-
‘вующий» (по выражению автора)
«почерк» Глинки.

В третьей книге -— «По путям мыс-
‚лей Глинки»—можно отметить инте-
реснейшие  главы о «Сусанине»? и в
связи с этим о проблеме героико-эпи-
ческого, 0с0бо поэтично написан-
ную главу о романсах Глинки и за-
ключительную главу третьей книги
«Последние заветы Глинки», где Б.
Асафьев показывает, как понимание
«органичности национального чувства
и любви к своему родному народу,
свойственное Глинке», отвечало мы-
сли Танеева о том, что «не надо за-
‘бывать; что прочно только то, что
‚корнями своими гнездится в народе».

Размеры газетной статьи не позво-
ляют даже вкратце изложить и оце-
‘нить многостороннее содержание ново-
го труда Асафьева. Отмечу лишь, что
одной из главных, ‘сквозных линий
книги является анализ тех особенно-
стей творчества Глинки, которые сде-
лали его основоположником русской
музыкальной классики. Раскрывая
удивительный и в своей простоте и в
своей сложности секрет «классично-
сти» Глинки, Асафьев не только осве-
щает историю, но, в сущности, затра-
гивает одну из самых животрепещу-
щих проблем нашей музыкальной сов-
ременноств—проблему ‘усвоения 4
претворения в жизнь опыта великих
эпох; проблему советской  музыкаль-
ной классики.

Б. Асафьев отмечает две важней-
шие стороны «классичности» Глинки.
Одна из них—глубочайшая и органич-
ная почвенность творчества, когда
последнее рождено из данных самой
жизни и прочно ‹ закрепленных им,
выверенных жизнью элементов худо-
жественного творчества. «И компози-
торы умирают.—пишет Асафьев,—и
произведения их отмирают и забыва-
ются. но остаются те, кто созидают
музыку в пении и игре, сохраняя в
памяти самые жизненные элементы
музыки, разновидные и многообразные.
Иначе говоря, живет народ, высказы-
вающий в пении и игре на инструмен-
тах свои мысли о действительности и
свои чувства».
	Другая сторона, которая, собствен-
но, и обусловливает момент рождения
подлинно классического произведе-
ния,—это столь свойственная Глинке
способность отбора, обобщения; интел-
лектуальной обработки и концентра-
ции с точки зрения наиболее «высоких
помыслов» своего времени. «Обязан-
ный родному народу  песенностью,
сердцем музыки, Глинка сознавал се-
бя его питомцем, в человеческом же
разуме, как он отразился в музыке
высоких помыслов, Глинка ощущал
родник . всечеловечносли, а сам
всем своим искусством в своих поис-
ках общечеловеческих норм компози-
торства стал неиссякаемым источни-
ком русской музыкальной культуры».
Этот сложнейший процесс отбора и
творческой индивидуализации жизнен-
ного материала показан в книге Аса-
‘фьеза на многочисленных примерах.
	  Перед автором искуествоведческого
труда, особенно труда, дающего

портрет художника. всегда стоит му-
и проблема: как сочетать в
  wanOReHHH научную систематичность
‚с живым и непосредственным словом
‘об искусстве? Книга о Глинке, как и
: многие работы Асафьева, — образец
: смелого разрешения ‹ этой проблемы.

Весьма углубленная и специальная по
  своей проблематике, книга читается
  вместе с тем легко, с увлечением, соз-
  давая живой и обаятельный образ
	ЕГлЛИНКИ.
	  В начале 3900-х годов среди петер-
`бургских музыкантов,  группировав-
щихся зокруг Римского-Корсакова’ и
Владимира Стасова, появилось нозое
‘лицо — юноша, студент историко-
  о. факультета орнс

сафьев. Стасов’ упоминает © нем в
‘письме К брату от 24 августа 1904 г.:
«Этот белокурый тихий мальчик про-
сто удивил меня. Он самоучка, ни у
  кого не учился, но отлично играет на
  фортепиано, не как пианист... а как
‘отличный музыкант. Он играет Hat-
	`зусть всю русскую школу (79еры,
	симфонии, романсы), отлично ен
панирует, отлично читает с листа»... ‚
В связи с этим новым знакомством
Стасов восклицает: «Как я люблю
новые «рекрутские наборы». Как я их
жажду... как онизменя почти никогда
не обманывают».

Стасовский зоркий глаз, столь ‘ча-
CTO открывавший новые русские та-
ланты, и на этот раз не ошибся. Уже
в предреволюционные голы статьи и
заметки за поллисью Иторь Глебов
(псевдоним Асафьева) обратили на се-
‘бя особое внимание читателей. -

Прирожденный  критик-публицист,
исследователь и вместе с тем KOM-
позитор, Асафьев сумел не только
совместить все эти виды деятельно-
сти, но, что еще, важнее, он синте-
зиловал их, подчинил единому твор-
ческому методу, единой жизненной
цели. В композициях Асафьева мы
ощущаем его метод и стиль музыко-
`веда-историка, в его исследованиях
отражены его склонности художника.
И этот синтёз, осуществляемый по-
‘стоянно в практике работ Асафьева,
лучше всего доказывает правильность
одной из его любимых мыслей о не-
‘разрывной и многосторонней связи
художественного профессионализма с
‘общественной мыслью об. искусстве
и < жизнью искусства в быту.
  Вспоминая о кратковременной, но
‘знаменательной дружбе юного Асафь-
‘ева со Стасовым, хочется подчерк-
‘нуть; что, быть может, ни в ком из
русских музыкальных писателей на-
чего века стасовёкий общественный
‘темперамент, стасовская жадность к
новому, ко всему ценному и прогрес-
сивному в русской музыке не вопло-
тились так полно, как именно в Аса-
фьеве. И это тем более заметно и тем
более ценно, что творческая жизнь
Асафьева на протяжении многих лет
протекала в обетановке модернист-
ского упадка и разложения музыки.

Говоря 0б этом, отнюль не следует
«причесывать» сложный и извилистый
путь Асафьева. Подобно многим вы-
дающимся художникам и мыслите-
лям этих лет, Асафьев нередко ока:
зывался в плену ложных концепций
‘и благодаря своему выдающемуся.
пропагандистскому apy <пособство-.
зал произрастанию некоторых ядови-
тых цветов модернистской эстетики.
Но важнейшей и определяющей чер-
той Асафьева всегда был его острый
критицизм по отношению к явлениям
распада и умирания искусства, <по-
собность в главном и решающем про-
тивостоять декадентским влияниям.

В книге «Моя жизнь», вспоминая
© своих связях с новыми хуложест-
зенными течениями начала века, Аса-
фьев замечает: «..я отлично понимал,
что Серов—художник, Влок— поэт и
полобные им язления русской кулъ-
туры. не вмещается в модные наарав-
ления... Стасовахая и репинская «за-
кваска» держала меня на стороже в
отношении все’ тогдашних течений
в искусстве, в литературе, поэзии. Я
  многое в них любил, увлекался, вос-
‘питывал свой ‘внус, всегда был в кур-
 се всего создававшегося. М все же
питался Львом Толстым и изучением
монументального искусства». Вот это
унаследованное от Стасова`и от: всей
передовой русской критики острое
ощушение живого и мертвого в ис-
кусстве, опора. на духовный’ опыт
‘великих эпох и сыграли решающую
роль в творческой эволюции Асафье-
ва. Они дали ему в руки тот компас,
который позволил ему не потеряться
в годы модернистских блужданий и
вместе с передовой частью русской
художественной интеллигенции выйти
на широкие магистрали советской
культуры.

В центре исследовательских инте-
ресов Асафьева всегда были величай-
шие реалистические творения класси-
ков и более всего — классиков рус-
ской музыки.

Асафьевские работы о русской му-
зыкальной классике по количеству ос-
вещенных в них явлений и охвату ис-
торических проблем могли бы соста-
вить целую энциклопедию русского
музыкального искусства. Но еще важ-
нее то, что в каждом историческом
явлении Асафьев умеет вскрыть жи-

Наша драматургия, как и все совет-
ское искусство, развивается в борь-
бе < пережитками безидейности, апо-
литичности, формализма, в преодоле-
нии вреднейших влияний буржуазной
идеологии, все еше оказывающей
воздействие на отсталую часть худо-
жественной интеллигенции. Решение
ЦК ВКП) о драматическом репер-
туаре-и те сложные и благотворные
процессы в театральной жизни, кото-
рые были вызваны им, показали, что.
	неуклонная и напряженная OOpb-
ба. за высокую коммунистиче-
скую идейность являлась и AB-
	ляется основой творческих успехов
драматургов, актеров и режиссеров. И
эта борьба приносит новые и новые
отрадные результаты, обогащает твор-
чество опытных, зрелых мастеров, вы-
двигает инопда на первый план дра-
матургов-новичков, приносящих в
театр пьесы, может быть, и далекие
от профессионального совершенства,
но увлекающие режиссеров и акте-
ров, а с ними и зрителей, своим жиз-
ненным содержанием, партийной стра-
стностью, идейной остротой,

В 1947 году советская драматургия
при всем том. что она еще в большом
долгу перед советским зрителем, под-
нялась на новую ступень своего идей-
но-художественного развития. Она
стала более целеустремленной, более
насышенной общественно значитель-
ной проблематикой.
	Четыре пьесы, удостоенные Ста-
линских премий за 1947 год, характер-
ны прежде всего именно этими черга-
ми. Три из них — «Великая сила»
Б. Романюва, «Хлеб наш насущный»
Н. Вирты, «В одном городе» А. Соф-
ронова — посвящены делам и люлям
наших дней, четвертая—«Борьба без
линии фронта» А. Якобсона — недав-
нему прошлому эстонского народа. И
каждое из этих  драматургических
произведений отражает мысли и чув-
ства современников; их историческую
борьбу за высшие общественные иде-
алы.
	Сопоставив пьесы Б. Ромашова, Н.
Вирты, А. Софронова, мы представим
себе широкую и правдивую картину
труда и быта советских людей, заня-
тых напряженным послевоенным <тро-
ительством. Каждый из этих трех пи-.
сателей избрал для драматического
воплощения те стороны жизни, те че-
ловеческие типы и характеры, которые
ему ваиболее знакомы и близки, и
все три пьесы взаимно дополняют
друг друга. Пьесы, отмеченные Ста-
линскими премиями 1947 года, при.
всех различиях авторских индивилу-
альностей имеют много общего не
только в идейной направленности, но
и в своих литературно-сценических”
чертах. Они написаны просто, правди-
во, бесхитростно и свидетельствуют о
стремлении авторов как можно более
точно и ясно выразить свои жизнен-
ные впечатления и наблюдения. Но
авторы этих пьес далеки от пассив-
ного созерцания жизни, они выступа-
ют в драматургии как участники боль-
шой ‘идеологической борьбы, они ви-

`дят в жизни советского общества ост-
рые современные конфликты, харак-
терные именно. ‘для наших дней.
Драматурги не просто. «отражают»
характерные для современности кон-
фликты. они стремятся вовлечь зри-
телей в ту идейную борьбу, которой
живут герои их пьес. Именно в этом
идейная целеустремленность о лучших
советских пьес последнего времени,
их драматичность и общественное
значение,
	В. ДАНИЛИН
oOo
	вой родник, которым его напитала са-
ма жизнь. Преодолевая напластования
времени, он, как это делают мастера-
реставраторы старинной живописи;
„снимая слой за слоем пыль, копоть и
 бездарные подмалевки эпигонов и В
	‘конце концов доходя до ослепитель-
	‘но ярких красок подлинника, дает нам
почувствовать именно то, что было. в
классиках «классическим», что сдела-
‘ло их «фокусом» чувств, мыслей и
	выражением высшей интеллектувль-.
	ной культуры своего времени.
Особенно часто такие открытия мы
находим в работах Асафьева на его

любимые темы — о Чайковском, о
Мусоргском, Римском-Корсакове,
Глинке.

„Начиная с очерков о «Руслане и
Людмиле» и Книги «Симфонические
этюды», тема Глинки становится од-
ной из основных исследовательских
тем Асафьева. Книга «Глинка», из-
данная в 1947 году и ныне награжден-
ная Сталинской премией, является
итогом длительных размышлений и ис-
каний автора, внесенным им в науку о
Глинке.

Новый труд Асафьева открывается
	увлекательно написанной биографиче-_

ской частью (книга 1). {!ворчезкая
биография Глинки строится здесь на
основе собственных высказываний
композитора, «В своих комментариях,
— пишет автор книги, — я лишь на-
мечаю, указываю и вкратце раскрываю
те или иные стороны явления, обоб-
щенного именем Глинки». Однако эти
по форме скромные комментарии на
каждом шагу дарят читателя свежи-
ми и глубокими соображениями об
эпохе, эволюции и главное — о иси-
хологии творчества Глинки. Б. Асафь-
ев говорит‘ также о значении ичстру-
ментального  переосмысливания рус-
ской песенности в предглинкинскую
эпоху. О крепостных оркестрах, ко-
	одном городе»), отдающего все свои
духовные и физические силы социз-
листическому строительству, совет-
ского ученого Лаврова («Великая си-
ла»), для которого научное творче-
ство и служение Родине неразлель-
ны, председательницу колхоза Марию
Рогову — представительницу славно-
го советского крестьянства, всем сво-
им существом преданную великому
всенародному делу. А рядом < нима
мы видим людей, тормозящих разви:
тие советского общества: потерявше-
го партийную честь Ратникова, обы-
вателя и карьериста Милягина; хитро
замаскировавшегося врага колхозного
строя Силу Силыча Тихого, Драма-
турги сталкивают своих персонажей в

идейной борьбе, показывают, что по-

могает партийным и Непартийным
большевикам победить в любых испы-
таниях, в любых перипетиях—они рас-
сказывают о действенном, животвор-
ном советском патриотизме, поднима-
ющем наших людей на преодоление
любых трудностей.
	ИБ Ромашов, и Н. Вирта, и
А. Софронов осознали значение кри-
тики и самокритики в жизни совет-
ского общества. Потому-то они смело
и остро обличают отрицательные яв-
ления в различных кругах нашего об-
щества — среди интеллигенции, пар-
тийных работников, в колхозной де-
ревне. Товарищ Сталин говорил:
	«Чего мы ждем, прежде всего, от
лозунга самокритики, какие он может
дать нам результаты, если он булет
проведен правильно и честно? Он
должен дать по крайней мере два. ре-
зультата. Он должен, во-первых, под-
нять бдительность рабочего класса,
обострить его внимание к нашим не-
достаткам, облегчить  исправленяе
этих недостатков и слелать невоз-
можными всякого рода «неожидав-
ности» в нашей строительной работе.
Он должен, во-вторых, поднять
политическую культурность рабочего
класса, развить в нем чувство хозяи:
на страны и облегчить обучение
рабочего класса ‘делу управления
страной» («Ленин и Сталин о пар-
тийном строительстве», т. Ц. стр. 493,
1941). В этих словах товарища
Сталина великолепно выражена та об-
шая для всех строителей советского
государства задача, которая для ра-
ботников ’ идеологического. фронта
имеет сейчас особенно большое зна-
чение, в Частности для деятелей. ис-
кусства. Такие пьесы, как «Хлеб наш
насущный», «В олном городе», «Ве-
ликая сила», проникнутые духом пар-
тийной критики и самокритики, дей-
ствительно поднимают бдительность
советских людей. Идейно-художест-
венные тенленции, заложенные в этих
пьесах, чрезвычайно важны лля. даль-
нейшего роста советской драматур-
гии. Художественные прюизведения,
в которых живет воинствующий дух
большевистской самокритики, помо-
гают партии воспитывать в советских
„людях драгоценное «чувство хозяи-
на», чувство, делающее их строгими,
принципиальными, непримиримыми
противниками всего косного и отста-
лого в нашем обществе, всего того,
что носит следы влияния буржуаз-
ной идеологии. Обличая людей типа
Милягина, Ратникова, Тихого, Твер-
довой и им подобных, советские дра-
матурги делают именно то, к чему
‚призывает их партия, придающая пер-
востепенное значение критике и само-
критике, как движущим силам COBeT-
  ского общества.
	  Один из героев пьесы «Алеб наш
насущный» Роман Мохов—колхозный
бригадир, демобилизованный воин, го-
‘ворит: «Все, что в моей стране де-
	кий общественный   торые «не могли не вносить народное
	содержание и в характер исполни-
тельства, и в склад исполняемого». О
характере русской городской песни-
романса, которая никогда не воспри-
нималась, как индизидуалистическое
искусство, так что «даже такой ве-
ликий композитор, как Глинка, дол-
жен был получить признание и попу-
лярность в этой области «музыкаль-
ного общения» не потому, что он,
Глинка. снизошел до некоей просто-
душной лирики, а потому, что он смог
почувствовать суть, главное в ней и
через свое мастерство обобщить ос-
новные, выразительные ее свойства в
`некую, почти формулу»,

® Далее следует центральный разлел
труда, посвященный детальному ана-
ялизу «Руслана и Людмилы». Злесь
полнее всего раскрывается сущность
стиля и мастерства Глинки и все мно-
гообразные нити, идущие от наибо-
лее зрелой и совершенной из его пар-
титур к дальнейшим стадиям развития
русской классики.

С тонким учетом малейших биогра-
фических сведений, деталей перепис-
ки, высказываний «распутывает» Аса-
pes сложную историю <оздания
	«Руслана» и обосновывает общую кон-
ценцию оперы, как сложившуюся не-
обычно, но правомерно. Для оперы
пушкюинская поэма; если учесть рас-
положенность Глинки к эпосу, была
  не епервопончиной», а лишь. «опорой».
ВБ. Асафьев расоматривает ssioc He
как литературный или музыкальный
жанр, вернее, считает, что жанр на-
чинает. существовать как таковой
«только как следствие эпического ©о-
  держания, то есть народного мышле-
Г зия о действительности, о земле, ми-
ре, о родине, о смелых людях»... И го-
  ворит, что «Руслан» Глинки — 910
ЕЕ спыт музыкального вос-

создания народного эпоса о героиче-
ских странствованиях». Б. Acappes
утверждает закономерность порядка
работы Глинки над отдельными но-
мерами оперы, так как именно первое
очередное возникновение основных
фрагментов — сцен в замке Нанны,
Черномора, каватины Гориславы и
встречи Руслана < Финном, которую
он рассматривает, как ключ концеп-
ции всей оперы, — обеспечило необ-
	ходимую широту охвата целого при‘

‚ единстве основных «сфер». Удиви-
` тельно тонки отдельные образные оп-

ределения: хор дев Наины — «Зов
  сирен», Горислава — «Память серд-
ца» и др.

Б. Асафьев прослеживает значение
и развитие эпических мотивов в пар-
титуре «Руслана» и принципы их му-
зыкального воплощения. Он устанав-
ливает первостепенное значение вари-
	Сейчас когда так широко развора-
‚чивается борьба за создание  совет-
ской музыкальной классики, труд
Асафьева приобретает особую акту-
‘альность. Живой опыт гениального
‘творца русской классической музы-
tH, раскрытый в книге Б. Асафьева,
многое подскажет деятелям совет-
ской музыкальной культуры.

творческий труд как служение наро-
ду, тем более глубокие и талантливые
произведения они создают. Наше кино
добивается своих успехов, опираясь
на достижения культуры прошлого, на
успехи других отрядов советского ис-
кусства. Об этом красноречиво свиде-
	тельствуют лучшие его произведения,
	удостоенные Сталинских премий.
	Особое место занимает докумен-
тальная кинематография, образная ки-
нопублицистика, знакомящая  зрите-
лей с важнейшими событиями в жиз-
ни нашей Родины. Она приобрела осо-
бую популярность в годы Отечествен-
ной войны, когда ее мастера день за
днем запечатлевали славный подвиг
Советской Армии, сокрушившей  не-
мецко-фашистских агрессоров. Она не
утратила своей популярности и в го-
ды послевоенной сталинской пятилет-
ки, сумев создать множество хороших
фильмов о подвигах советских людей
на фронтах мирного строительства.

Плодотворно работали мастера ки-
нопублицистики в минувшем году.

Цветная картина «День победив-
шей страны» открывает список доку-
ментальных фильмов, удостоенных
Сталинских премий первой степени.

По инициативе А. М. Горького
журналисты киноэкрана сняли фильм
«День нового мира». За ним последо-
вал «День войны». И, наконец, в
1947 году писатель Б. Агапов и ре-
жиссеры И. Копалин и И. Сеткина-
Нестерова создали цветную картину
«День победившей страны». волную-
щий кинодокумент об обыкновенном
трудовом дне нашей Родины. День
этот, 14 августа 1947 года, заснятый
кинохроникерами в разных уголках
Союза, ничем не отличался от дру-
гих дней. Операторы добросовестно
запечатлели все то обычное и повсе»
дневное, что предстало в этот день
их взору. Эти кадры, отлично CMOH-
тированные И. Копалиным и И. Сет-
киной-Нестеровой, слились Ha экра-
не в яркую киноповесть о делах и
людях послевоенной сталинской пя-
тилетки. :
	успеху фильма в значительной ме-
ре способствуют сценарий и остро-
умный ‘дикторский текст писателя
Бориса Агапова, ‘непосредственно
участвовавшего в работе с‘’емочной
группы на всех этапах создания
фильма.
	В семках «Дня победившей стра-
ны» участвовали десятки операторов,
многие из которых впервые снимали
в цвете. Среди многочисленных
	народа, войдя в  общее русло совет-
ского искусства; < помошью кинема-
тографа стало достоянием всех наро-
лов нашей великой Родины.

‚ Серьезным успехом в трудном био-
графическом жанре явился фильм о
великом русском хирурге и патриоте
Пирогове, созданный по сценарию Ю.
Германа режиссером Г. Козинцевым.
Это, несомненно, одна из лучших на-
ших биографических картин о замеча-
тельных традициях передовой русской
науки. Мастерская работа pexucce-
ра, отличное исполнение заглавной ро-
ли артистом К. Скоробогатовым, изоб-
разительное решение фильма, осуще-
ствленное оператором А. Москвиным и
художником Е. Енеем, принесли. ус-
пех этому произведению.

Заслуженным ‘успехом у зрителя
пользуется и другой художественный
‘фильм, удостоенный Сталинской пре-
‘мии второй степени, — «Подвиг раз-
`ведчика». Это увлекательное произве-
‚дение о советском. патриотизме, кото-
рый побеждает в! самых трудных, са-
мых тяжелых условиях, о моральной
силе советского человека. Талантли-
вый сценарий М, Блеймана, К. Исаева
и И. Маклярского получил яркое, убе-
  дительное выражение в постановке Б.

Барнета. В числе удостоенных Ста-
линской премии создателей этой кар-
тины — молодой киноактер П: Кадоч-
ников, который создал образ, заслу-
живший большую нопулярность у на-
шей молодежи, и олин из лучших ху-
дожников кино М; Уманский,

Семь художественных фильмов,
удостоенных Сталинских премий, очень
различны по своей тематике, жанро-
вым особенностям, творческому почер-
ку их авторов. И это естественно, —
перед мастерами нашего искусства OT-
крыто бесконечное разнообразие дей-
ствительности, из которого черпают
они материал своих произведений. Они
имеют все возможности для развития
творческого соревнования, для пол-
ного раскрытия своей творческой ин-
дивидуальности, собственной художе-
ственной манеры. Как контрастируют
поэтому наши фильмы < машинной
продукцией голливудского кинокон-
вейера, начисто уничтожающего ин-
‘дивидуальность художника, подзиня-
ющего ее своим.задачам пропаганды
мракобесия и человеконенавистниче-
ской морали!

Наши мастера искусств сильны сво-
‚ей ‘связью < народом, тем, что OHH
творят для народа, несут человечест-
ву великме идеалы коммунизма. И чем

лучше, чем полнее‘они осознают свой.
	удачных кадров большой профес-
сиональной культурой и техническим
мастерством выделяется материал
операторов В. Фроленко и Р. Халу-
шакова. В числе участников  созда-
ния этого фильма; удостоенных Ста-
линской премии, — выдающийся спе-
циалист цветного кино, руководи-
тель цветной лаборатории, киносту-
дии Мосфильм Е. Иофис.
Талантливым фильмом «Советская
Украина» отметили украинские ки-
нематографисты 30-летний юбилей
своей республики. Поэмой о Совет-
ской Украине можно назвать ‘этот
взволнованный кинорассказ о трудо-
вых подвигах украинского ‘народа, ©
его успехах на фронте восстановле:
	ния народного хозяйства; о ‘его
культурных достижениях. Большой
удачей авторов фильма — режиссе-
	ров Г. Тасина и М. Слуцкого и опе-
раторов А. Кричевского и К. Богда-
на — является создание интересной
галлереи образов лучших людей
республики — рабочих, колхозников,
пеятелей культуры. Фильм. «Совет:
ская Украина» отмечен Сталинской
премией первой степени.

Четыре документальных фильма
удостоены Сталинских премий второй
степени.

В серии кинопроизведений о союз-
ных „республиках ‚одним из самых
удачных является фильм «Советская
Латвия». Сценарный план этого
фильма предусматривал длительное
кинонаблюдение одних и тех же об’-
ектов ©емки. Этот метод, ‘последова-
тельно осуществленный режиссерами
Л. Кристи и С. Гуровым совместно с
операторами Б. Соколовым и А. Се-
миным, помог создать ряд  интерес-
ных, запоминающихся кинопортретов.
	оритель с вниманием следит за судь-
	бой героев произведения, жизнь ко-
торых развертывается на широком
фоне общественно-политических со-
бытий. :
Отличный подарок сделали москов-
ские кинематографисты к 800-летию
советской столицы. Выпущенный в
юбилейные дни содержательный
фильм «Москва—столица CCCP» goc-
кресил на экране, славное прошлое
‘великого города и рассказал о его
‘замечательном настоящем и буду-
‚шем.
Авторы фильма писатель И. Баче-
лис, режиссеры JI, Crenanosa a @. Ku-
‘селев, операторы. В. Доброницкий и
‘С. Семенов последовательно и лако-

‘рода. Материал, показанный в филь-
	ме, многообразен. ’Бмонтированные
кадры дореволюционной кинохроники
подчеркивают чудесное  преобразова-
ние древнего города—великой столи-
цы нашей Родины, осуществляемое по
гениальному сталинскому плану. Ве-
личественная красота советской. сто-
лицы-— политического, экономического
и культурного центра  соцналистиче»
‘ской державы-правдиво и любовно
запечатлена в этом фильме. 1

Хорошей традицией нашей докумен.
тальной кинематографии стал ежегод-
ный выпуск фильмов о физкультурных
парадах в Москве. Работа над этими
картинами всегда является серьезным
экзаменом и для кинорежиссеров и
для операторов. Многообразны -запе-
чатленные в цветном фильме <Всесо-
юзный парад  физкультурников 1947
года» выступления спортивных _деле-
гаций. Прекрасно. снятые — кадры
  спортивных упражнений и состязаний
(особенно репортаж операторов И. Бе-
лякова и М. Трояновского) воссоздают
на экране праздничную атмосферу па
Рада красоты, молодости и силы. За-
слуга режиссеров С. Бубрика и И. Вен-
жер—в продуманном’ отборе материа-
ла, в изобретательном, темперамент“
ном монтаже.

Яркой иллюстрацией военной моши
нашей Родины явился цветной доку-
  ментальный фильм «День воздушного
  флота СССР» режиссера В: Бойкева.
 Высокое летное искусство сталинских
соколов, совершенство нашей авиаци-
онной техники с болышим мастерством
зафиксировано операгорами М. Ошур*
ковым, А. Шекутьевым и Н. Вихире-
вым, отлично владеющими методами
  воздушной с’емки. .

Лучшие работы документальногоки-
но 1947 года успехом своим обязаны
углубленному изучению действитель-
ности, привлечению писателей к с03*
данию документальных сценариев,
росту ‘технического мастерства; В
частности быстрому овладению тех
Гникой цветных с’емок.

Эти фильмы, так же как и художе-
ственные кинокартины,  улостоенные
Сталинских премий 1947 года, свиде-
тельствуют о том, что передовые ‘Mar
стера советского кино сумели сделать
  правильные выводы из исторических
решений партии по вопросам искус
ства.

Высокая оценка ряда. кинокартин
 1947-года обязывает всю советскую
‚ кинематографию работать лучше, ‚от
вечая всеми своими произведениями на
возросшие требования советского. на*
! рода.

х
С. КРАЙНОВ
©

ристы Е. Помещиков и Н. Рожков,
режиссер И. Пырьев, оператор
	В. Павлов, мастерски использовавший
‘возможности цветного кино, компо-
‚зитор Н. Крюков, весь ансамбль ак-
‘теров. И эта любовь к новому, со-
‘ветскому человеку, которой был на-
  поен их творческий труд, обеспечила
чнирокое признание фильма зрителем:
	Режиссер М. Донской, сценарист-
‘ка М. Смирнова, актриса В. Марен-
‘кая, молодой оператор С. Урусевский
‘создали фильм «Сельская учительни-
ца», пронизанный такой же любовью
к простому ‘советскому человеку.
Они воплотили на экране  био-
трафию скромной советской женщи-
ны, отдавшей всю свою жизнь слу
жению народу и нашедшей в этом
служении свое счастье. Да, счастье,
которое родилось в упорном труде, в
борьбе, в самоотвержении. Ибо, соци-
алистические отношения уничтожают
противоречия между личной и обще-
ственной жизнью, и советский человек
находит свое счастье в полноте слу-

жения народу.
	Исторические решения ЦК BRIN)
	по вопросам литературы, Ted pa,
кино и музыки создали B Ha-
шей стране все необходимые ус-
	ловия для нового под ема художе-
ственного творчества. И постановле-
ние Совета Министров СССР’ о при-
суждении Сталинских премий за вы-

дающиеся работы в области кинема- о

тографии за 1947 год выявляет самые
значительные, самые  содержатель-
ные, самые близкие народу фильмы,
отвечающие тем высоким требовани-
ям, которые выдвинуты партией в
этих решениях. Поэтому Сталинские
прёмии 1947 года не только подводят
итог проделанной работы, но вместе
с тем указывают пути, на которых и
впредь должно развиваться советское
KHHO.

Все три художественных фильма,
удостоенных Сталинских премий пер-
вой степени, — фильмы о современ-
ности. И не только потому, что дей-
ствие их протекает в наши дни, но и
потому, главным образом, Что постав-
ленные в них проблемы, раскрытые в
них образы — это те проблемы, ко-
торые сегодня волнуют советских
людей, это те образы, которые 0б0-
гашают их знание. их понимание дей-
ствительности. Пусть в картине «Ска-
зание о земле сибирской» рассказана
история любви советских молодых
людей. Содержание ее отнюдь не
исчерпывается лирическими пережи-
ваниями героев. В судьбе этих людей,
в их моральном ‘облике мы видим
черты передовых граждан нашей вели-
кой Родины, стойких и мужествен-
ных, закаленных суровыми испыта-
ниями Отечественной войны. Их от-
личает пушевная чистота и ясность
пели. Их жизнь полнокровна, ярка и
радостна. Они занимаются искусст-
вом, но это не снобы, творящие для
«избранных», для «элиты», а люди,
которые искусством служат своему
народу. Таковы и композитор Антрей
Балашов в талантливом исполнении
В. Дружникова и певина Наташа, ко-
торую играет М. Ладынина. Внутоен-
не близки этим героям другие обра-
зы картины, прежде всего. обаятель-
ный Буомак, которого превосхолно
играет Б. Андреев, и Чистая, каизная
Настенька — отличный дебют моло-
дой киноактрисы В. Васильевой.

С большой любовью нарисовали
Все эти образы авторы фильма сцена-
	ресам  империалистических  кругэв,
Очень помогли ему в создании прав-
дивой атмосферы действия оператор
Б. Волчек и художник С. Мандель,
а также превосходный актерский ан-
самбль, из которого особенно следтет
выделить В. Аксенова, одного из луч-
ших исполнителей роли Гарри Смита,
	Радостен ‘успех национальных от-
рядов советской кинематографии, от-
меченный присуждением Сталинских
премий второй степени фильмам «Али-
wep Hazon» и «Жизнь в цитадели».
Советская власть возродила искус-
ство узбекского народа, создала в
Узбекистане кинематографию и театр,
воспитала талантливых узбекских ху-
дожников сцены и экрана. Симитома-
тично, что первым болыним произве-
дением узбекского кино, удостоённым
Сталинской премии, явился фильм о
классике узбекской поэзии, бессмерт-
ном Алишере Навои, отдавшем всю
свою жизнь, все свое искусство слу-
жению народу. Ностановщик фильма
Камиль Ярматов, выдающиеся узбек-
ские артисты А. Исматов и Р. Хам-
раев показали себя зрелыми масте-
рами, сумевшими глубоко проникнуть
	в исторический материал. Националь-о
	ное по форме, социалистическое по
содержанию, по идеям, по подходу к
историческому материалу, это произ-
ведение узбекской кинематографии
подтверждает слова тов. А. А. Жла-
нова о том, что «интернационализм
рождается там, где расцветает на-
циональное искусство». Советская
власть создала все условия для рас-
цвета национального искусства всех
народов Советского Союза:
	06 этом говорит и первый фильм
эстонского кино «Жизнь в цитадели»,
Только при советской власти, только
< братской помошью русской совет-
ской кинематографии Эстония полу-
чила возможность создать свое наци-
ональное кино. Коллектив талантли-
‘вых эстонских артистов, из которых
должны быть особо отмечены Х. Лаур,
Л. Лаате и Л. Раяла, создал под руко-
BOACTBOM режиссера Г. Раппопорта на
материале известной пьесы эстонского
драматурга А. Якобсона правдивый и
‘яркий фильм о сегодняшней Эстонии,
‚9 ве людях; перёд которыми советская
власть открыла неограниченные воз-
можности созидательного труда. Твор-
чество мастеров культуры эстонского
		Если угодно, та же самая тема
счастья поставлена и в картине «Рус-
ский вопрос». Трагедия героя этой
картины состоит в том, что для него,
гражданина капиталистического госу-
дарства, личное счастье и выполнение
общественного долга несовместимы,
что счастье, в американском понима-
нии этого слова, он может завоевать
только обманом, только предатель-
ством. Гарри Смиту надо выбирать
либо личное счастье, либо выполне-
ние общественного долга, Третьего
пути перед ним нет.
	Успех картины «Русский вопрос»
поучителен. Картина эта является
примером подлинно творческой глу-
бокой интерпретации известного про-
‘изведения драматургии. Михаил Ромм,
как сценарист и режиссер, сумел уг-
лубить замысел пьесы Симонова, при-
‘дать ему большую политическую ост-
роту. Он показал нам доподлинную
сегоднящнюю Америку с ее кричащи-
‘ми социальными противоречиями, с ее
‘продожной прессой, служащей инте-