СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
			ПЕРЕД С‘ ЕЗДОМ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
	развивать и совершенствовать
советскую музыку
	Призывая к решительному отказу
от следования этой нищей «эстети-
ки» формализма, партия указывает
советским музыкантам на великие
традиции классиков и на богатства
народного музыкального творчества,
как на верную основу развития и
борьбы советской музыки за богат-
ство и ясную гармоничность музы-
кального языка, за совершенное ма-
стерство. Подлинное новаторство дол-
жно пронизывать искания советских
музыкантов — их стремление. к про-
стоте, естественности и предельной
ясности в передаче того богатого и
сложного мира новых идей и чувств,
который вносит в искусство наша
великая советская эпоха.
	Это творческое и почвенное нова-
торство ничего общего не имеет с
лженоваторетвом формалистов, их
уродливо кричащими экспериментами.
их погоней за нарочитой сложностью
форм, все дальше уходящей от запро-
сов народа, от реальной жизни и при-
званной лишь „маскировать идейно.
‘эмоциональную опустошенность бур-
жуазно-декадентского искусства.
	Глубочайшее внимание уделит с’езл
проблемам развития национальных му-
зыкальных культур братских респуб-
лик. Успехи многонациональной музы-
кальной культуры советского народа,
обеспеченные мудрой национальной
политикой партии Ленина — Сталина,
велики и ценны. Они основаны на
всемерном развитии и поддержке ро-
стков национального стиля в теснойи
органической связи с передовой куль-
	турой русского народа. Следует под-.
черкнуть, что на пути композиторов
	братских республик еще стоят много-
	численные тормозы и опасности. Тако-
вы, в первую очередь, явственно даю-
щие себя знать пережитки буржуазно-
го национализма, уводящие художни-
ков в далекое прошлое, где якобы был
наивысший расцвет национальной
культуры, ее «золотой век». Идеали-
зируя косное; отсталое, отжившее,
выдаваемое за подлинно национальное
и самостийное, отдельные музыканты
нередко еще стремятся отгородиться
от опыта братских народов, в частно-
сти от опыта русской музыки; тем са-
мым наносится глубокий урон идей-
ному и стилистическому росту нацио-
нальной музыки. Интенсивное возде-
лывание национальной почвы, глубо-

кое развитие всех народных музы-
кальных богатств должно органически
сочетаться с глубоким усвоением ве-
ликих достижений русской музыкаль-
ной культуры, Cc  многообразным и
полноненным профессиональным обо-
ташением национального стиля.
	В речи тов. Жданова указаны усло-
вия расцвета национальной музыки на
основе воспитания подлинного патри-
отизма, уважения и любви к своему
народу, в сочетании с развитием ос-
новной тенденции интернационального
сближения. Руководствуясь этими
указаниями, советские музыканты
должны использовать с’езд для широ-
чайшего изучения опыта всех нанио-
нальных культур Советского Союза.
	Тов. А. А. Жданов указал  совет-
ским композиторам о на’ «две в выс-
нтей степени ответственных залачи.
Главная задача — развивать и совер-
	шенствовать советскую музыку. Дру-
	гая залача состоит в том, чтобы от-
стаивать советскую музыку от про-
никновения в нее элементов буржуаз-
ного распада». Верное решение много-
образных положительных задач, оп-
ределяющих под’ем и идейно-стили-
стическое укрепление советской му-
зыки, неразрывно должно сочетаться
с непсеклонной борьбой против чуж-
дых буржуазных влияний ° против
формализма и декадентщины в музы-
ке. Надо постоянно помнить о громад-
ном вреде, нанесенном советскому ис-
	KVCCTBV Форм алистическим течением.
	Глубокая упорная борьба  поотив
аморального, бесчеловечного совре-
менного буржуазного искусства долж-
на вестись. с неослабавающей силой.
	Не поллежит сомнению. что сезд с
особой ответственностью ‹ обсудят
перспективы перестройки музыкаль-
ной критики и музыкознания. Изгоняя
из советской печати и из стен союзов
композиторов вредовосную, бесприн-
ципную апологетику и рекламу, надо
всемерно стимулировать развитие под-
линно публицистичной музыкальной
критики: она призвана выполнять вы-
сокое общественное назначение, авто-
ритетно анализировать и оденивать
многообразные явления творческой
жизни, идейно направлять и воспиты-
вать композиторов. Музыкальная кри-
	тика — верный соратник композиторов
	в борьбе за идейное и стилистическое
обогащение советской музыки.
	  Наряду с залачами научного музы-
  кознания и публицистики с’езд обсу-
дит и вопросы культурно-просвети-
тельной, массово-пропагандистской
работы, призванной воспитывать эсте-
тические вкусы народа. Вооруженное
великим ленинско-сталинским учени-
ем, советское музыкознание должно
овладеть руководящей идейно-напра-
вляющей ролью в развитии советской
Музыки.
	С’езд уделит внимание задачам соз-
дания новых организационных форм
работы союзов композиторов. Нельзя
забывать, сколь пагубными были ор-
ганизационные пороки в работе Орг-
комитета, бюрократически замкнувше-
гося, оторвавшегося от народа. и от
` массы музыкантов,  игнорировавшего
задачи развертывания большевистской
‘критики и самокритики в музыкаль-
		зиторов будут  руководствоваться
ндейно-эстетической программой, на-
чертанной в партийных документах.
	Вопрос о преодолении разрыва меж-
	ду так называемыми «высокими» жан-
рами оперы и симфонии и жанрами
«малыми»— песней, бытовой музыкой,
тормозившего развитие на всех участ-
	ки, будет поставлен и разрешен в
конкретно практической плоскости.
Речи тов. Жданова на совещании в ЦК
ВКН(6б) вооружают музыкантов  глу-
бочайшим пониманием принципов и
задач творческой борьбы за жанровое
многообразие советской музыки, за
первоочередное развитие жанров’ де-
мократичных, помогающих продвигать
музыкальное искусство в широкие
массы нарола.

_ Музыкальная критика, а также ком-
‘позиторские организации должны ре-
‘шительным образом изменить этноше-
ние к массовым жанрам, наиболее до-
‘ступным, понятным широким слоям
советских слушателей. Этот перелом
отношения должен найти свое выра-
‘жение в работах с’езда. Терпимо ли,
что песенное творчество, эта громад.
‘ная область советской музыкальной
культуры, оказызающая ‘самое непо-
средственное воздействие на форми:
рование народных вкусов, народного
музыкального быта и идейное созна-
ние масс, до сих пор еще не окруже-
 на в союзах композиторов должным
  вниманием? Именно в этом-—одно из
проявлений пренебрежения к задачам
развития реалистического  направле-
  HHA в советской музыке и именно этим
  может быть об’яснено, при несомяен-
  ной ценности вкладов композиторов-

‘цесенников в музыкальный быт стра-
ны, наличие еще многих нетерпимых
‘недостатков в этой области творче-
	ства — серости и однотонности язы-
ка, ограниченности содержания и об-
разов, интонационной бедности.
	  Терпимо ли решительное отстава-

ние таких жанров советской вокаль-
вой музыки, как романс, баллада, хо-
‘ровые песни? Ведь в этих жанрах пре-
жде всего должны осуществляться
живое обращение советских компо-
зиторов к образам современной дей-
  ствительности. их творческий контакт
	‚с советскими писателями и поэтами.
	`Интенсивной творческой работы ком-
 `позиторов в этих жанрах с нетерпе-
‘нием ожидают советские певцы-про-
фессионалы и любители, хоровые кол-
ектявЕ.
	Неразвитость, бедность этих жан-
ров, имеющих первоочередное значе-
ние для обогащения массового музы-
кального быта, тормозит развитие так-
же и «выхоких» жанров — оперы и
симфонии.
	Развивая основные положения исто-
рического постановления ИК ВКП(б),
<’езд должен будет дать ` глубокий
профессиональный разбор неудач в
оперном жанре, столь любимом наро-
дом, обладающем богатейшими воз-
можностями идейного и эмоциональ-
ного воздействия на слушательские
массы;

Почему в репертуаре театров не
удержалась ни одна из 600 с лишним:
написанных советскими композитора-
‚ми опер? Почему, после единичных
` удач в этом жанре, после «Тихого
Дона» и ряда близких ему произве-
дений, не последовало развития най-
денных стилистических черт и вос-
	хожления к подлинно = идеиному,
доаматургически совершенному, вы-
‘сокому оперному мастерству? Все
	‘помехи, творческие ошибки и теоре-
  тические заблуждения в области опе-
ры — проявление натурализма и без-
  ндейности, хроникальность, увлече-
‘ние речитативом за счет подлинной
  мелодической силы и выразительной
красоты—должны быть подвергнуты
критике. Народ ожилает от советских
` композиторов музыкально и драма-
тургически полноценных = оперных
произведений, воплощающих живые и
сильные образы нашей современно-
<ти, утверждающих торжество совет-
‘ского мелодического стиля в гармо-
  ВИЧНОМ. сочетаний с богатством орке-
строзой выразительности.

Участники с’езда, естественно, не
  аройдут мимо многочисленных идей-
  ных и стилистических дефектов сим-
  фонической и камерно-инструменталь-
ной «чистой» музыки, пользовавшейся
до последнего времени монопольным
вниманием многих композиторов, но
вызывавшей глубокую неудовлетво-
ренность в массах слушателей, не
желавших мириться с абстрактностью
и нарочитой усложненностью музы-
  кального языка, оторванного от обра:
  зов современности и от народной му-
\ зыкальной почвы. Народ отверг без-
жизненные, неполноценные `произве-
  дения, в которых отсутствовали боль:
  шие образы современности. Было бы
  неправильным полагать, что ныне за-
! дача борьбы за советскую! классиче-
  скую симфонию снимается или от-
  кладывается, как неактуальная

Напротив, расцвет жанров, наиболее.
	‘легко продвигаемых в народную гу:
	В союзах
ском, республиканских и областных
—велется интенсивная подготовка К!
первому Всесоюзному с’езду совет-
ских композиторов. На предс’ездов-
ских творческих встречах композито-
ры, музыковеды и музыкальные
критики Москвы, Ленинграда, Ки-
ева, Баку, Тбилиси, Ташкента, Риги.
и других крупнейших городов нашей’
страны подвергают всестороннему об-.
суждению животрепещущие: волную-
щие проблемы музыкального твор-
чества: Композиторские организации.
стремятся притти к сезду с ясным
осознанием неотложных и больших.
илейно-творческих задач, ‘ стоящих
	ныне перед. музыкой советского на-
рода.
Предстоящий первый в истории.
	Предстоящий первый в истории
музыки нашей страны <’езд компо-
зигоров несомненно явится событием
первостепенного культурного значе-
	ния. К его работе будет привлечен

пристальное внимание народа. 1 лубо-
ко проанализировав исторический опыт
тридцатилетнего развития советской
	музыки; дав верную, большевистскую.
	оценку ее современному состоянию,
с’езд наметит пути развития и совер-
шенствования советской музыкальной
культуры на многие годы вперед.
Имеются все основания предвидеть
успешные решения с’ездом всех пер-
востепенно важных творческих задач,
	советской музыки. Вель композиторы.
	и музыковеды приходят к сезду,
вооруженные великими, предельно
четкими и ясными указаниями: партии,
	содержащимися в партийных  до-.
кументах по идеологическим вопро-

сам. Неоценимую роль в предстоящей
аботе с’езда сыграют постановление
ИК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года
	«Об ‘опере «Великая дружба» В.
Мурадели» и опубликованные: мате-
риалы` совещания деятелей советской
музыки в ЦК ВКП(б).
	Первый сезд композиторов несом-
	идей, провозглашенных в этих пар-
тийных документах. Прежде всего
это будет означать, что, давая реши-
тельный отпор проявлениям кастовой,
цеховой ограниченности и замкнуто-
сти, непримиримо отметая всяческие
влияния буржуазной упадочной дека-
дентски-модернистской культуры. со-
ветские музыканты будут вести на.
с’езде споры о настоящем и й будущем
своего искусства.

ненно проидет нод знаком PoTaR пар.
	Являясь частью  общенародного
дела. отстаивая и пропагандируя
передовые идеалы социалисти-
	ческого общества, советское искусст-
во призвано показать «..новые высо-
кие качества советских людей, пока-
зать наш народ не только в его се-
годняшний день, но и заглянуть В
его завтрашний день, помочь осве-
THT прожектором ‘Нуть вперея...».
(А. А. Жданов).

Утверждая художественный стиль.
советского общества — сошиалистиче-
ский реализм, советские художники
наследуют лучшие и самые ценные
черты мировой художественной клас-
	“Нивки и в первую очередь русской
«ирасазаки.. Бомба за  илейносте
	храсиваки.ь борьба за  идеиность.
и  содержательность, высокая и
благородная тенденциозность, вера в
духовные качества советского  че-
ловека — хозяина и  преобразова-
теля жизни, подлинного героя <ов-
ременной истории—таковы черты со-
циалистического реализма. Это искус-
ство подлинно современное и передо-
вое, реалистически правдивое, богатое
и полнокровное по идейной глубане и
художественной выразительности. по
смелости и свободе формы, искусст-
во  гуманистическое,  жизнеутвер-
ждающее. В борьбе за  тор-
жество ‘принципов  сопиалистиче-
ского реализма, а тем вамым за ут-
верждение — всемирно - исторического
ведущего положения советского ис-
кусства, музыке—искусству. обладаю-
щему ценнейшими средствами обще-
- ственного воздействия и воспита-
ния, — принадлежит выдающееся ме-
сто. Музыка может и должна служить
могучим оружием в идейной борьбе и
строительстве социалистического об-
щества.

Советский народ с глубокой надеж-
дой и упованием присматривается к
творческим трудам советских компо-
зиторов, окружая их заботливым вни-
манием. Одна из первоочередных 3а-
дач сезда—дать глубокий анализ и
критическую оценку тех идейных и
организационных пороков в деятель-
ности композиторов, которые явились
причиной громадного ‘отставания му-
зыкального творчества от. культурных
запросов советского народа. Основ-
ные пороки музыкального творчества
коренятся прежде всего в забвении
советскими композиторами основных
принципов большевистской . партийно-
сти искусства, в отгороженности ком-
позиторов от жизни, от борьбы, от
созидательного творчества и идеалов
советского народа, в ‘уходе от боль-
ших проблем и образов современности.
в цеховой замкнутости узкого мирка
			Используя все возможности
	Опыт перестройки в Узбекистане
	но сказать, что из артистов и музыкан.
тов, освобожденных от работы в Ян-
ги-Юльском театре, создан целый
колхозный театр в Мирзачуле (Таш-
кентская область).
	Все это несомненно ценные Mepo-
приятия. которые благотворно  ска-
`жутся на деятельности узбекских те-
‚атров. Однако здесь мало думают над
тем, как повысить доходы. А для это-
  го необходимю создать хорошие снек-
‘такли, которые интересовали бы зри-
  теля. В прошлом году Управлевие по
  REAM искусств израсходовало. один
миллион рублей на авансы драматур-
гам, работающим над новыми произ-
  pene nua, Но пьес пока нет! Приня-
тые произведения, под которые авто-
ры получали крупные авансы, в боль-
шинстве своем отличаются низким
идейным и художественным  качест-
вом. До сих пор существует порочная
практика выдачи авторам значитель-
1 ных авансов даже без представления
	Почти 40 миллионов рублей rocy-
дарственной дотации израсходовали в.
прошлом году театры Узбекистана.
Многие театральные коллективы рес-.
публики полностью находились на <о-
держании государства. Эта иждивен-_
ческая практика ни к. чему хорошему
не привела.
	Узбекский театр оперы и балета по-
	лучил дотацию около 6 млн. рублей,
	Деньги эти израсходованы, а зритель
	увидел лишь один новый спектакль—
	«Пиковая лама». Вторая премьера-—
опера «Долина счастья» — не имела
успеха и после нескольких представ-
лений была снята © репертуара. Ог-
ромную дотацию, превышающую. 3
млн. рублей, получили музыкальные
театры им. Пушкина и им. Ташсовета.
Все же год они закончили < больши-
ми убытками.
		Начавшаяся перестройка
	но дают параллельные спектакли на
клубных сценах, В фойе во время
антракта продаются билеты на бли-
жайшие постановки, принимаютел
заказы по телефону с доставкой би-
летов на дом. В магазинах, клубах,
дмворнах культуры открываются Kac-
сы предварительной продажи бнле-
тов. широко используются реклама,
рал › печать.

Через несколько дней коллектив
Русского драматического театра раз-
делится на две части: олна булет
продолжать работу в областном цен-
тре, другая совершит турне по горо-
дам, шахтерским поселкам и колхо-
зам Донбасса, даст спектакли на ро-
дине молодогвардейцев — в Красно-
доне, в Ворошиловске, Криворожъе,
Боково-Антраците, ‘Красном “Луче.
Горнякам и труженикам колхозных
полей будут показаны: «Волки и ов-
цы» Островского, комедия Арбузова
«Встрена © юностью», «Губернатор
провинции» бр. Тур и Шейнина, «Ка-
менный хозяин» Леси Украинки,
`«Разлом» и «За Tex, кто в море!»
Лавренева, «Далеко. от Сталинграда»
Сурова: -

Вскоре областной Украинский дра-
матический театр совершиг гастроль-
ную поездку по городам Северного
Кавказа. В его репертуаре: <«Глубо-
кие корни», «Старые друзья», «Нико-
лай Шибанов», «Наталка-Полтавка» и
yp. Оперетта уезжает на гастроли в
Кировоград, Житомир, Сумы, Никола-
ев и Херсон. Тем временем ворошилов-
градиы познакомятся с творческими
достижениями театров Украины и
Российской Федерации, собирающих-
ся сюда на гастроли.

М. ГРИГОРЬЕВ.

ВОРОШИЛОВГРАД. (Наш корр.).
	Работа на новых началах в воро-
шиловградских театрах потребовала
сокращения непомерно вздутых шта-
тов. Эти штаты были настолько
велики, что освобождение части не-
загруженных работников нисколько.
не отразилось Ha творческой жизни
театров.

Так же безболезненно снизились
постановочные расходы на художе-
ственное оформление спектаклей.
Примером тому могут служить по-
становки пьес «Волки и овцы»
Островского в Русском. театре и
«Николай Шибанов» — в украинском.
Только по этим двум постанозкам
сэкономлено свыше 50 тысяч рублей.
Достигнуто это за счет удешевления
стоимости декораций, мебели и ко-
CTIOMOB, за счет использования имею-
щегося богатого реквизита.

Разумеется, одним сокращением
ибетановочных расходов. театры не
достигнут самоокупаемости. Главный
	вает. какими богатеишими возможно.
	стями располагают театры Узбекиста-
	на. Узбекский и Русский театры опе-
ры и балета, работая в одном помеше-
нии, показывали свой слектакли через
день Каждый из театров имел само-
стоятельный громоздкий администра-
тивно-хозяйственный аппарат и вспо-
могательные цехи. Сейчас админист-
ративно-хозяйственный аппарат и под-
собные цехи театров об’единены.
Только это мероприятие позволяет
ежегодно экономить ло 5 млн. рублей.
	  Совершенно неоправдано было <о-

держание в Ташкенте двух музыкаль-
ae театров—им. Мукими и им. Таш-
 совета—театров одного творческого
  плана, дублировавших репертуар. Сей-
` час эти театры слиты в один коллек.

] wares.
	В столичных театрах республики
творческие кадры не были загружены.
Сейчас освобождающихся людей нап-
равляют туда, где в них ощущается
острая потребность. Это позволяет
значительно укрепить периферийные
театры. В областях ‘Узбекистана и
Кара-Калпакской АССР открыто 6o-
лее 10 новых колхозно-совхозных те-
атров. Сейчас в республике уже рабо-
тает 25 колхозно-совхозных  теат-
ров, обслуживающих  непосредст-
венно колхозного зрителя. ДЛостатоз-
	либретто будущей пьесы. Управление    УТ К У©еху — Удовлетворить в
не проверяет. как выполняются до-   ВозЗрастающие культурные запросы
	зрителей — шахтеров, ‘металлургов,
машиностроителей и хлеборобов До-
нецкого бассейна. А для этого нало
улучшать качество репертуара и уве-
личить количество новых постановок,
поднять их идейно-художественный
уровень. Поэтому руководители воро-
шиловградеких театров — русского,
украинского, оперетты, театра кукол—
улеляют сейчас особое внимание рас-
ширению репертуара. В репертуар
включены произведения современных
авторов, а также пьесы Горького, “Je-
хова, Островского, Шекспира, Шилле-
ра, Гольдони и других классиков дра-
матургии.

Изыскивая возможности для увели-
чения сборов, театры почти ежелнев-
	говоры с драматургами.

Театры очень медленно работают
над новыми спектаклями. За послед.
ние 5 месяцев большинство коллекти_
вов не поставило HH одного нового
спектакля, Зритель не видит премьер
на сценах Узбекского и Русского те-
атров оперы и балета, Театра Мукими,
Узбекского тюза. Только по одному
новому спектаклю показали Театр им.
Хамза-—пьеса И. Султанова и Уйгуна
«Навои» и Театр Ташсовета — балет
композитора М. Левиева «Сухаиль и
Мехри». Что же удивительного, если
на спектаклях этих театров ‘подчае
присутствуют три—пять десятков зри_
телей! А вот в Театре им. Горького
зрительный зал всегда полон. Этот
театр (директор Ю. Яковлев) за 5 ме-
сяцев создал новые постановки: «Ou,
цер флота», «Последняя жертва»,
  «У нас на земле» и «Остров мира».
	Пора руководителям управления и
театров понять, что без постоянной
заботы о репертуаре они не добьются
успехов в решении стоящих перед ни:
ми задач.

H. MOHCEEB.
ТАШКЕНТ. (Наш xopp.).
	Фрунзенский драматический театр
‘отказался от дотации
		Фрунзенскому театру русской дра-
мы им. Крупской сохранена государ-
ственная дотация. Но,  подсчитав
свои возможности, коллектив решил
отказаться от нее и сделать свой те-
атр рентабельным:

За два последних месяца подготов-
лено два спектакля — «На дне» и
«Остров мира». Идет параллельная
	работа над тремя пьесами — «В од-
ном городе» А. Софронова; «Стакан
	воды» Скриба и спектаклем для де-
тей «Снежок» Любимовой. Эти пре-
мьеры намечено показать к 1 мая,
Работу ведут три режиссера, каж-
дый со своим творческим коллекти-
вом. Благодаря этому увеличена за-
грузка всего актерского состава.
Театр резко увеличил количество
выездных спектаклей, он обслужива-
‘ет крупнейшие предприятия и кол-
хозы республики. Так, в марте дано
более 15 выездных спектаклей. Рабо-
чие ‘и специалисты орденоносного ин-
струментального завода просмотрели в
своем клубе в исполнении артистов
Театра им. Крупской «Бедность не
порок» Островского, «Русский воп-
рос» Симонова, «На дне» Горького. а
для детей инструментальщиков были
поставлены «Красный галстук» и
		п a» Во втором по величине
городе Фрунзенской области — Ток-
маке Театр um. Крупской показал
спектакли «Старые друзья» и «Рус-
‚кий вопрос». -

Театр давал спектакли также в
крупном‘ овощеводческом колхозе им.
Ворошилова, выступал в обширном
клубе железнодорожников станции
Пишпек. Сейчас дирекция  заключи-
  Па договор на еженедельное художе-
ственное обслуживание пяти сахар-
ных заводов Чуйской долины.

— Все это позволило значительно
улучшить финансовое состояние те-
атра.. — рассказывает директор те-
атра Э. Зеленая Решено сохранить
основной творческий состав и вы-
пустить в этом году 12 спектаклей,

‚ вместо запланированных 10. Без
‘ущерба для дела мы можем значи-
‘тельно сократить расходы. Первые
	шаги на пути к рентабельной, 0ез-
убыточной работе принесли свои пло-
‘ды. Наш коллектив убежден, что,
‘расширяя и улучшая репертуар, полд-
  HuMas идейно-художественное ка-
‘чество спектакля, театр достигнет
‹ желанной цели.

t 4 В ЛАУТ

ФРУНЗЕ. (Наш корр.).
	Навстречу высоким требованиям
	С 15 марта Театр им. Ленинского
комсомола перешел на’ беспрерыв-
ную рабочую неделю. Увеличено ко-
личество выездных спектаклей. Для
того чтобы достигнуть большей ма-
невренности в работе, театр вводит
новых исполнителей в постановки с
большим составом.

Для популяризации своих постано-
вок театр увеличил количество фото-
витрин и литографских плакатов, по-
священных текущему репертуару. Ор-
ганизуется передвижная фотовыстав-
ка. Она будет служить иллюстратив-
ным материалом к докладам и бесе-
дам о работе театра, проводимым во
дворцах культуры, в клубах, на пред-
приятиях. 9
	Перед весенними школьными кани-
кулами театр провел массовую работу
с юными зрителями в школах, домах
пионеров и клубах. С 25 марта по
  апреля театр устроил три утренви-
ка; школьники увидели тургеневский
спектакль «Месяц в деревне» и пьесу
«Губернатор провинции».
	Заканчивается работа над возобнов-
лением спектакля «Юность отцов» Б.
Горбатова с новым составом исполни-
телей и в новом оформлении. Однов-
ременно репетируются пьесы: «Софья
Ковалевская» бр. Тур и новая коме-
дия Владимира Полякова «Не жда-
Гли»; 5
	Hy iad деятельность ка
	Причина в том, что руководители
общества не осознали своих современ-
	ных задач, не сумели добиться целе-
устремленности в работе, не сделали.
	необходимых выводов из постановле-
ния ПК ВКП(б) по вопросам лите-
ратуры и искусства и фактически ока-
зались в стороне от борьбы за созда-
ние полноценных современных спек-
таклей.

В работе научно-творческих каби-
нетов ВТО ‘чувствуется тяготение к
безжизненному «академизму», к изы-
сканиям ’архивно-библиографического
характера. Что же касается современ-
	ной жизни советского театрального

искусства, то ее волнующими вопро-
сами кабинеты ВТО занимаются бес-
системно, от случая к случаю.

Приведем несколько примеров. Ка-
бинет М. Горького и советской дра-
матургии ни разу за последние два
сезона не поставил на обсуждение во-
просы творческого развития и’ репер-
туара хотя бы одного из крупнейших
театральных коллективов страны. Не
обсуждается творчество ведущих со-
ветских ‘драматургов. Только некото-
рые премьеры удостаиваются внима-
ния ВТО, причем чаще всего это бы-
вают премьеры, не вызывающие твор-
ческих дискуссий.

Волросами актерского мастерства и
режиссуры в ВТО занимаются два ка-
бинета — Кабинет актера и режиссе-
ра и Кабинет имени К. С. Станислав-
ского. Допустимо ли исключить про-

‘блемы, связанные с творческим насле.

дием великого русского художника
К. С. Станиславского ‘из круга инте-
ресов Кабинета актера и режиссера?
И, с другой стороны, как можно изу-
чать и пропагандировать реалистиче-

‘ские принципы Станиславского, игно-

рируя тридцатилетний опыт всего со-
ветского сценического искусства? Py-
ководителей ВТО это противоречие

нисколько не смущает. И работники

Кабинета Станиславского занимаются
схоластическим ` теоретизированием,
даже не ставя перед собой задачи ак-
тивно влиять на творческую практи-
ку советских театров. Схоластичность
и склонность к полному отрыву си-
стемы К. С. Станиславского от реаль-
ной жизни нашего театра ярко выра-
зились в докладе Л, Охитовича «О ме-
тоде простых физических действий».
Кабинет актера и режиссера также
уклоняется от обсуждения кардиналь-
ных вопросов развития советского
сценического искусства. А

Тенденции к фиктивным по сущест-
ву «мероприятиям», к равнодушному
ий абстрактному теоретизированию в
узком кругу любителей псевдонауч-

‘ных словопрений заметны и в работе

других кабинетов ВТО. Именно эти
тенденции изолировали Всероссийское
театральное общество от широких
масс актеров, режиссеров и зрите-
лей.

Пристрастие к надуманным пробле-
мам, к собиранию мало важных сведе-
ний из театральной истории, прене-
брежение практическими интересами
деятелей советского театра отчетливо
ощутимо и в книжной продукции
ВТО, являющейся итогом деятельно-
сти его научно-творческих кабинетов.

ВТО смогло развернуть в последние
годы широкую издательскую дёятель-
ность. За один только. 1947 год выш-
ло в свет несколько десятков изда-

` ний. По тематике они в большинстве

своем интересны и могли бы принес-
ти большую пользу. Однако пороки
деятельности кабинетов пакубно ска-
зываются на содержании  составляе-
мых ими сборников.

Издаются, например, три серии бро-
шюр в помощь режиссерам и актерам
— «Библиотека советской драматур-
гии». «Библиотека театра Горького»,
	Несколько дней тому назад у вхо-
да в помещение Всероссийского те-
атрального общества можно было ви-
деть плакат, извещавикий о том, что
предстоит доклад тов. Неймарк:
«Комедия ‘опибок» Шекспира’ в Но-
восйбирском Тюзе, Постановка 1944
roma», Ла, 1944 года! Доклад и 0б-
суждение его действительно состоя-
лись в назначенное время. Но, как и
следовало ожидать. количество уча-
стников «Дискуссии» и слушателей,
привлеченных этой «злободневной те-
мой». не превышало десяти человек,
да и те явились не столько из любо-
знательности, ‚ сколько по обязанно-
сти, так как почти все были работ-
никами ВТО;

К сожалению, подобные случаи не
‚единичны. Во Всероссийском  теат-
ральном обществе с некоторых пор
принято устраивать доклалы и 0б-
суждения, не имеющие, по сути дела,
ни серьезного повода, ни какого-либо
общественного резонанса. В тиши од-
ного из научно-творческих кабинетов
вокруг специально приглашенного. до-
кладчика собирается небольшая груп-
па сотрудников общества. Стеногра-
фистки фиксируют доклад и краткие
прения, необходимые только ради <о-
блюления этикета: Затем расшифро-
ванные материалы «диспута» прячут-
ся в шкаф, а в отчете кабинета появ-
  ляется запись 06: очередном  «меро-
` приятии». Руководителей BTO xe
смущает то, что подобные «мероприя-
тия» давно уже не привлекают вни-
мания широких кругов театральной
общественности, что ‘актеры и ре-
жиссеры московских театров -— ред-
кие гости на этих «диспутах», что
на иллюзорные, по существу, меро-
приятия затрачиваются немалые день-
‚ ги и дорогое время.

: Круг вопросов, попадающих в сфе-
ру внимания ВТО, довольно широк.
  Но очень часто на обсуждение выно-
` сятся мнимые, надуманные проблемы,
  рассматриваются факты, имеющие, по
` сути дела, третьестепенное значение,
В то же время вопросы, действитель-

7   ; HO волнующие творческих работников
	театра, не ставятся на повестку дня.
Так, не была развернута дискуссия
по поводу принципиально ^ важных
статей центральных газет о пороках
инсценировок «Молодой гвардии».
Зато нашлось время для обсуждения
таких постановок, как «Дети Ваню-
шина» в Театре киноактера, для ло-
клада на тему «Детство К. С. Стани-
славского и его семья»,  представ-
ляющего весьма частный интерес.
Трудно припомнить хотя бы одно,
созванное по инициативе ВТО cose-
щание, которое стало бы событием в
культурной жизни столицы за минув-
ший год. Уклоняясь от постановки
важных, принципиальных вопросов и
избегая таким образом активного
участия в борьбе за развитие и ук-
репление советского театрального
искусства, ВТО за последнее время
постепенно ‘утратило связь © худо-
жественной интеллигенцией Москвы
и периферии; И потому даже дейст-
вительно важные по своей теме дис-
путы уже не привлекают слугнателей.
Казалось, например, что итоговое об-
суждение новых пьес и спектаклей
1947 года вызовет больной интерес
актеров и режиссеров Москвы. Од-
нако собралось несколько десятков
	человек, среди которых творческие
работники театров  насчитывались
единицами.
	ONTO ME

(tT.

что
	’ Как создалось подобное по
ние? Чем об’яснить тот факт,
	‚и «Библиотека театра Островского».
Несомненно, это — хорошее, жизнен-
 но-важное для работников театра на-
 чинание. Но осуществляется оно не-
  Sper Ho и непродуманно. Если неко-
‘торые сборники «Библиотеки театра
iT орького» содержат в себе серьезные
	статьи, посвященные идейносму анали-.
	зу отдельных драматических произве-
дений великого писателя, то в сбор-
никах «Библиотеки театра Островско-
го» основной упор делается на сцени-
ческую историю пьес и назойливо под-
робные комментарии. Авторы еборни-
ков, этой библиотеки, выпускаемых
пол редакцией А. Гатенян, считают
необходимым специально раз’яснять
такие слова и выражения, встречаю-
щиеся у Островского: «украдкой»,
`«бесподобное платье», «я человек за-
‘битый, загнанный», «совершеннолет-
`Ний», «обыватели» и даже «бель-этаж
в театре»!. Об’ясняется название пье-
сы «Без вины виноватые» — «напрас-
но обвиненные». Есть и такой перл:
«Камлотовая шинель — шинель из.
камлота». Вот до чего может довести
пристрастие к комментариям! Репли-.
ка «Мужчины... сначала очень завле-
кательны, а потом часто бывают об-
манчивы» поясняется так: «сначала
увлекают, соблазняют, а ‘потом обма-`
нывают»!., :

В сборнике «Правда хорошо, а
счастье лучизз» помещены «Материа-
лы для характеристики действующих
лиц комедий», представляющие собой
‘простой свод реплик из пьесы, харак-
теризующих тот или иной персонаж.
Заботливость, ‘право, излишняя =
вряд ли надо избавлять актера от не-
обходимости внимательно прочесть ко-
медию, в которой ему предстоит иг-
рать. Эта библиотечка с совершенно
анекдотическими «материалами» со-
ставляется научно-творческим Каби-
нетом русской классики ВТО, возглав-
ляемым В. Филипповым. Какова цена
подобной «науки»?

Подобными пороками отличаются и
издания, подготовленные Кабинетом
Шекспира и западной классики (ру-
ководитель кабинета М. Морозов).
Как указывается в предисловии к од-
ному из изданий, оно «суммирует: от-
веты на те частные вопросы», кого-
рые поступали в ВТО от «творческих
работников театра за последнее вре-
мя». При этом вопросы идейного ана-
лиза произведений остаются вне поля
зрения составителей. В недавно вы-
пущенном сборнике материалов к по-
становке «Отелло» помещена новел-
ла Чинтио «Венецианский мавр», ave-
ются обильные комментарии буквоел-
ского характера. Но в сборнике нет
статьи, которая давала бы ‘глубокий
идейно-творческий разбор трагедии
Шекспира.

Нередко страницы изданий ВТО
заполняются абстрактными размыш-
лениями, посвященными надуманным
проблемам. Показательна в этом смы-
сле статья Л. Фрейдкиной «Геронка
и актеры психологической школы»:
(сборник «Актеры, и роли»). Автор
считает, что перед МХАТ на всем
протяжении его истории стояла зада-
ча «очеловечить» героя, слить воеди-
но «героическое» и «человеческое».
Это нелепое противопоставление ге-
роического и человеческого — pe-
зультат абстрактного,  внеисториче-
ского понимания героизма.

Героическая тема привлекает также
внимание Ю. Головашенко, который
систематически выступает с доклада-
ми на эту тему и уделил ей немало
места в составленном. им сборнике
«Актеры и роли». Им написана также
изданная ВТО брошюра «Героическое
начало в советской драме». По мне-
‘нию Ю Головашенко, существуют

люди обычные-—-«рядовые» и люди вн-
дающиеся — герои, Оказывается,
«обычные люди» отделяются от «вы-
дающихся», так сказать, по должно-
стному принципу! Такова центральная
«проблема», занимающая Головашен-
ко. Отсутствие принципиального,
идейного руководства деятельностью
кабинетов позволяет Ю. Головашенко
неоднократно выступать и с трибуны
ВТО и со страниц изданий общества ©
этой нелепой «теорией». Е

В либеральной  снисходительности
редактуры ВТО можно убедиться и
на многих других примерах.

Своеобразный рекорд в области
суесловия представляет собой огром-
ная статья М. Левина «О  страстно-
сти и равнодушии», опубликованная
в Шестой книге «Театрального альма-
‘наха» ВТО. Трудно сказать, какая
‘мысль проводится в этой претенциоз-
ной статье. Несомненно ‘одно — ав-
тор отнюдь не утружлает ‹ебя поис-
ками ясных слов, вероятно, потому,
что это обнаружило бы полное от-
сутствие трезвых критических суж-
дений во всех тех фразах, которыми
загромождены 50 с лишним страниц
журнального формата. Удивительнее
всего, может быть, то обстоятельство,
‘что ВТО сочло необходимым перене-
‘чатывать труды М. Левина. Большая
‘часть этой статьи уже была прежде
напечатана в сборнике ВТО, содер-
жащем материалы к постановке пье-
сы «Старые друзья». Ее появление в
  Ber на страницах «Театрального
альманаха» об’ясняется, вилимо, тем,
Гчто Т. Левия возглавляет научно-
творческий отдел ВТО. а слелова-
‚ тельно, руководит всеми научно-
‚ творческими кабинетами.

: Редакторами всех этих сборников,
брошюр являются в большинстве слу-
  чаев’ сотрудники ВТО. Среди них
  воцарилась атмосфера взаимной
гопеки, круговой «солидарности».

В такой обстановке готовилось
 весьма = ответственное издание —
  сборник «30 лет советского театра»,
вышедший под редакцией зам. пред-
селателя Совета ВТО М. Григорь-
`ева. В статье Н. Горчакова = заве-
дующего одним из кабинетов „ВТО,
помещенной в этом сборнике, солер-
жатся неумеренные, восторженные
похвалы. Всероссийскому  театраль-
ному обществу и его изланиям. И
неоднократно авторы статей обраша-
ются с комплиментами по адресу ре-
дактора сборника М. Григорьева.
\Эти «детали» чрезвычайно харак-
 терны для стиля деятельности ВТО.
Редактирование книг в ВТО приобре-
тает чисто формальный характер, и
многие из выпущенных изданий, по-
добно публичным «мероприятиям»
общества, в высшей степени легко-
весны, беспринципны и не отвечают
\насущным` нуждам работников совет-
ского театрз.

Тов. А. А; Жданов на совещании
‚деятелей советской музыки сказал:
 <Раз нет творческих дискуссий, нет
критики и  самокритики, — значит,
‘нет излвижения Вперед. Творческая
‘искуссия и об’ективная. независимая
критика — это стало уже акеномой—
являются важнейшим условием твор-

ческого развития. Там, где нет: кри-
тики и творческих дискуссий, исся-
кают источники развития, укоое-
	няется тепличная обстановка. затхло-
сти И: застоя...». Именно такая абста-
новка ‘установилась во Всероссийском
театральном обществе, и это  сказы-
вается ил его ‘многочисленных, но Ча-
cro бессодержательных ‘«мероприя-
тиях»,

Я ВОРОБЬВВ.
		«особых» музыкантских интересов.     щу.—жанров программно- симфониче-
Именно вследствие этого советские   ской, вокальной музыки, MY3BI-
композиторы оставляли в своей среде’   KH бытовой, — является

без отпора многочисленные ’проявле-
ния аполитичности, проповель «чисто-
го искусства», «свободного» от служе-
ния современности, от`запросов обще-
ственности, народа, партии. Все это
имело гибельные последствия, `рас-
пространяя среди советских компози-
торов формалистические взгляды. Со-
ветская ‘музыка оказалась в идейно-
творческом прорыве, глубоко проана-
лизированном в. постановлении ЦК
ВКП(б) об опере «Великая дружба».
Как указывает тов. Жданов, <..мы
имеем очень острую, хотя внешне
и прикрытую борьбу двух направ-
лений в советской музыке. Одно
направление представляет  здоро-
‘вое, прогрессивное начало в’ советской
музыке, основывающееся на призна-
нии огромной роли классического
наследства. ив частности, традиций
	  BHM BOSHHXHOBCHHA CTHAA AMOK pati.
‘ческого советского симфонизма, стиля
  чеканного, стройного, В мощных
a общезначимых образах запечатлева-
` ющего нашу эпоху.
	Важнейшие вопросы о музыкальном
языке и  музыкально-выразительных
средствах, несомненно, привлекут вни-
мание участников с‘езда. Как извест-
но, этим вопросам уделено первосте-
`пенное место и в постановлении ЦК
‚ ВКП($), и в речах тов. А. А. Жданова.
’ Указания Центрального Комитета воо-
`’ружают советских музыкантов исклю-
чительно четкими эстетическими кри-
териями. Свойственное советскому ху-
’дожнику целостное  реалистически-
богатое и многогранное видение мира
‘диктует необходимость искания гар-
моничных образов и богатых много-
образных <редств выражения. При-
	русской музыкальной школы, на с0-  вести в ответное звучание побольше
четании высокой идейности и со-   струн человеческой души, и доста-
держательности музыки, ее правдиво- вить слушателю полноту  эстетиче-
сти и реалистичности, глубокой, орга- ского наслаждения музыка сможет
	нической евязи с народом, его музы-
	кальным, песенным творчеством, B CO-
четании © высоким профессиональным
	мастерством. Другое направление вы-
ражает чужлый советскому искусству
формализм, отказ под флагом мнимо-
го новаторства ‘от классического нас-
ледства, отказ от народности музыки,
от служения народу в угоду обслужи-
вания сугубс индивидуалистических
переживаний небольшюй группы ^из-
бранных эстетов». :

` В предельно точной и сжатой фор-
мулировке указаны основные линий
идейной борьбы, идейного размежева-
ния в современном музыкальном твор-
честве, дана целая эстетическая прог-
рамма позитивных задач советской
музыки. Не подлежит сомнению, что
участники с’езда в своем стремлении
подробно анализировать современную
фворческую практику советских комно-
	‚ ТОЛЬКО тогда, «когда все ее элемез-
тыр—и мелодия, и певучесть, и ритм—

находятся в определенном гармоня-
‚ческом. сочетании».
	В этом перечне элементов музы-
кальной выразительности не случай-
Ho Ha первом месте стоит мелодия —
эта основа музыкального мышления,
душа музыкального искусства, А ведь
именно мелодию изгнали, уничтожили
декадентствующие музыканты! Вели-
ким эстетическим критериям подлин-
но прекрасного в музыке — требова-
ниям красивой, изящной музыки, глу-
боко отображающей «дух нашей эпохи,
	дух назиего народа», доходчивой до.
	широких массе, — в корне  антагони-
стична антиэстетичная музыка мо-
дернизма. Модернистическое  ис-
	кусство культивирует уродливое ге:
пертрофирование отдельных элеуей-
тов музыки, .
	  Союзы композиторов должны явить-
ся подлинно демократическими совет-
скими творческими организациями,
идеологическим штабом, направляю-
шим развитие многообразной  музы-
а жизни советской страны,

многими нитями связанным с народом
‚и чутко откликающимся на эстетиче-
‘ские запросы народа. Задачи идейно-
‘воспитательные должны стоять в
  центре ‘деятельности союзов, а их OC-
‘новным методом работы должна яв-
ляться творческая дискуссия — вы-
‘соко принципиальная, целенаправлен-
`ная. устремленная на развитие демо-
	‚кратического ‘народно-реалистическо-
	\ ° направления в музыке.
Прелстояший с’езд дол
	  Предстоящий сезд должен явиться
важнейшим звеном в цепи тех меро-
я < помошью которых партия,
народ, государство стремятся укре-
  пить советскую музыку и вывести ее
на передовые позиции идеологического
фронта. Пусть участников и организа-
  торов с’езда вдохновят обращенные к
`композиторам слова тов. А. А.
Жданова, в которых выражена воля
‘великой партии °Ленина-——Сталина;
«Мы хотим, чтобы отставание, которое
‘вы переживаете, как можно скорее
‘было преодолено, чтобы вы поскорее

О, ОЕ Е Е Е ЦЕНЫ еси”

= eG о
`перестроились и превратились в слав- ‘работники общества «варятся в с00-

ИА» а weer тра тв ТЕЛА
	` ную когорту советских композиторов,
являющихся гордостью всего совет-
  ского народа».
	ственном соку», Что деятельность
ВТО. приобрела замкнутый,  «апла-
’ратный» характер?