СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	-евнимание
	к колхозному. зрителю
	венными ‘узкопленочными фильмами.
Московская областная контора Глав-
кинопроката на 1 января. 1948 гола
имела в своем фонде’ до 650 копий 80
названий художественных  узкопле-
ночных картин:

Из этих 80 названий 25 насчитыва-
ЮТ-ДО 5 КОПИЙ и, таким образом, име-
ются не во всех конторах проката. В
десяти отделениях проката Москов-
ской области фонд узкопленочных ху-
дожественных фильмов составляет от
	50 до 45 названий. При таком ничто-
жном выборе приходится прибегать к
постоянным и частым повторным по-
казам одних и тех же картин,

Сельские зрители Тугулымского
района Свердловской Области написа-
ли в газету «Уральский рабочий»,
что им надоело смотреть ста:
рые фильмы. За шесть  меся-
цев. у чих по три раза демонстрирова-
лись картины «Девушка с ^ характе-
ром», «Тахир и Зухра» и «Дубров-
ский».

Таких писем немало поступает иот
колхозников Московской области.

Узкопленочный фильмофонд  Мос-
ковской области не только недостато-

В послевоенном пятилетнем плане
предусмотрено огромное развитие ки-
носети в СССР. Насколько успешно
этот план реализуется, видно на при-
мере Московской области, где уже 8
`1947 году количество киноустановок
значительно превысило довоенный
уровень. Особенно интенсивно идет
развитие киносети на’ селе. В 1941 го-
  ду сельских киноустановок в Москов-
кой области было 466, а в 1947 году
  нх стало уже 750.

Государство, вложив огромные
‘средства в строительство сельской
киносети, создало все условия для
того, чтобы деревенские кинотеатры
‘работали отлично. Но, несмотря на
это, сельский зритель’ обслуживается
плохо. Фонд’ фильмов, отпечатанных
‚на узкой пленке, т.е. рассчитанных
на показ в сельских местностях, со-
вершенно недостаточен по количест-
ву, растет значительно медленнее, чем
число киноустановок, H He CooTBeTCT-
	зует запросам колхозников.
	В фонде узкопленочных картин со-
вершенно отсутствуют  агротехниче-
ские и научно-популярные фильмы,
Так, на 500: узкопленочных звуковых
сельских установок Московской обла-
сти нет ни одной звуковой узкопле-
ночной картины по сельскому хозяйст-
ву, и имеется всего около десяти ко-
пий хроникально-документальных кар-
THH.

Тов. А. А. Андреев в своем докла-
де на февральском  Пленуме
ВКП(б) 1947 г. указал, что «в
пространении передового опыта
ключается громадный источник
под’ема сельского хозяйства», Кому
как не кинематографу, обладающему
величайшими возможностями наглял-
ного показа, следует заняться про-
пагандой этого передового опыта?

Однако из-за плохой работы про-
катных киноорганизаций большинство
колхозных зрителей Московской обла-
сти лишено возможности посмотреть
такие значительные картины, как
«Колхоз «Красный Октябрь», «105 ло-
шадиных сил», «Мастера высоких уро-
жаев» и др.

Московское областное управление.
кинофикации в порядке подготовки к
весеннему севу организует тематиче-
ский показ  сельскохозяйственных
фильмов. Поневоле он будет прове-
ден только на немногих киноустанов-
ках, имеющих широкопленочную апна-
ратуру. Основная же масса сельских

винотеатров в этом важном мероприя-
тии участвовать не будет за отсутст-
вием картин.

Немногим: лучше, чем с научно-но-
пулярными, обстоит дело с художест-
		Среди. имен многочисленных рус-
ских талантов-самороджов имя Васи.
‚лия Васильевича. Андреева должно по
‘праву занять одно из почетных мест.
Этот выдающийся музыкант глубоко
любил великий русский народ и его
музыкальное творчество. Всю свою
жизнь он посвятил возрождению ста-
ринных русских инструментов—бала-
лайки и домры,

В. В. Андреев родился, в 1861 году
в Тверской губернии. С детских лет
горячо полюбив народное  твор-
чество, Андреев говорил всегда, что в
мире искусства ничто его так не при-
влекало, как русская песня. Знал и
чувствовал он ее в совершенстве.

Еще в молодые годы В. Андреевым
овладевает упорная мысль заняться
усовершенствованием балалайки и
знедрением ее в широкие массы наро-
да. Музыкальный мастер В. Иванов
изготовил по его чертежам новую
балалайку.

Первое же выступление молодого
виртуоза в 1886 г. принесло ему та-
кой успех, что в течение короткого
времени у него появилось много по-
следователей. Один из его учеников,
Н. Фомин подал мысль об организа-
	ЦИИ ансамбля балалаек различных
размеров, наподобие мандолинного
оркестра. Андреев тратит на это ме-
роприятие все свои личные средства
и в течение двух лет создает «Пео-
вый кружок любителей игры на бала-
лайках>. 2 апреля (н. с.) 1888 года
этот оркестр < огромным успехом
впервые выступил на концертной
		«Первый кружок любителей игры
	ПВОРЕШ КУЛЬТУРЫ В ЗЛАТОУСТЕ
	`Дворец культуры в Златоусте.
Автор — архитектор М. Братцев:
	„В 1943 году, в самый разгар Вели-
кой Отечественной войны, во многих
индустриальных центрах  Урала были
заложены здания новых Дворцов
культуры, а в минувшем 1947 году
некоторые из них уже- вступили в
эксплоатацию. Е И:

В ряду новых очагов советской
культуры — Дворец культуры в
р. Златоусте. Вместо прежнего древ-
него барака теперь возвышается ‚кра-
сивое здание с болышой лоджией ‘и
фронтоном над центральным входом.
Широкая двенадцатиметровая лестни-
	ца торжественно поднимается к глав-
ному входу. Перед лестницей возвы-
шается. на постаменте бронзовая фи-
гура И. В. Сталина.

Светлое, величественное здание
своими высокими этажами, строгим
архитектурным убранством, любовно
выполненными архитектурными и
скульштурными деталями производит
приятное впечатление на фоне суро-
вого уральского ландшафта,

Это впечатление становится еше
более сильным по мере того, как
вы проходите по вестибюлю, парад-+
ным лестницам, по монументальному
нарядному фойе и кулуарам, по мере
того, как перед вами открываются
залы для игры в шахматы и в бил-
лиард, комнаты кружков, просторный
богатый зал буфета и, наконец, боль
шой и малый зрительные залы.
	Здание, задуманное его автором,
молодым архитектором ‘М. Братце:
вым, как памятник героическому под-
вигу трудящихся Урала в Великой
Отечественной войне, во всей своей
внутренней композиции, в своем архи-
тектурном и живописно-скульнтурном
убранстве, в своих панно, фресковой
росписи, в декоративных украшениях
согрето чувством любви к своей
Родине и к ее людям. Воплошения
своей идеи автор искал че в формаль-
ных приемах — сверхмонументальных
об’емах, ‘трнумфальных арках, мощ-
ных пилонах и других внешних ак-
сессуарах архитектуры.

Относительно простыми, лоходчи-

выми средствами реалистической жи-
BONHCH, скульнтуры, архитектурной
орнаментации он сумел наполнить
идейным содержанием свое здание и,
таким образом, слелать его, по суше-
ству, памятником в честь самоотвер-
женного труда уральцев в годы войны
за свободу и независимость Родины.
‚ Все без исключения помещения от-
деланы с болыной любовью и внима-.
нием; художественно-декоративные
формы не абстрактны, а посвящены
различным темам из истории и совре-
менной жизни нашей страны.

Стены главной лестницы расписа-
ны живописными панно, изображаю-
щими Природу Сибири; в архитектур-
ную композицию интерьера главного
фойе включены большие живописные
полотна на темы Куликовской битвы,
изгнания поляков в 1612 году, победы
над Наполеоном в 1812 году. В дру-
TOM зале {ы видим панно на тему
«Встреча мзроев Великой Отечествен-
ной войны в городе и в колхозе». в.
	зале буфета — большие стенные ком-  дело.
позиции на темы «Узбекистан» и 3. РОЗЕНФЕЛЬД.
> .

< Издательство Академии  архитек-
туры СССР выпустило брошюру
Н. Колли «Спортивные сооружения».
Этой книгой открывается  подготов-
ленная Институтом общественных со-
оружений серия брошюр. «Архитекту-
ра страны _Соретов», в популярной
форме излагающих основные _ черты
советских общественных зданий—те-
атров;. клубов, кинотеатров ит. д.
В книге описываются лучшие спор-
тизвные сооружения, построенные’ за
последнее время, — стадионы «Дина-
	мо» и «Сталинец» в Москве, сталион.
	«Динамо» и республиканский стадион
в Киеве. стадион «Динамо» им. Л. П.
Берия в Тбилиси и др.

В том же издательстве вьяпла кни-
та Г. Бархина «Архитектура театра».
Книга построена на анализе  совет-
ской и зарубежной — архитектурно-
строительной практики и делится на
две части. Первая часть  по-
свяшена развитию архитектурных
форм театральных зданий, начиная с
античного театра и кончая советски-
ми театральными зданиями. Во второй
части лана характеристика основных
элементов театральных зданий (зри-
	Один из самых действенных видов
широковещательной и многообразной
рекламы голливудской продукции —
это так называемые «пулы», конкур-
сы на лучшие фильмы. За спиной
жюри таких конкурсов всегла стоят
крупнейшие фирмы Голливуда.

Среди ежегодных американских
«кино-пулов» весьма популярен кон-
	курс, проводимый газетой _ кинопро-_

мышленников «Фильм Дейли». Не
так давно состоялся 26-й конкурс
«Фильм Дейли», уставовивший  «де-
сять лучших фильмов 1947 года».
Список лауреатов минувшего года
чрезвычайно показателен: Как в кап-
ле воды, отражены в нем противоре-
чия` американского `капиталистиче-
ского мира и та социальная: демаго-
гия, к которой вынуждены ‘прибегать
	идеологи Уолл-стрита. 7

Произошло на первый взгляд нечто
парадоксальное: жюри премировало
несколько фильмов, затрагивающих
социальные проблемы, — «Лучшие
тоды нашей жизни», «Бумеранг» и
«Перекрестный огонь». Постановщи-
ки фильма <Перекрестный огонь»
Эдвард Дмитрик и Адриан Скотт
некоторое время назад были изгнаны
из Голливуда. Это случилось после
того, как комиссия Томаса по рас-
слелованию антиамериканской дея-
тельности возбудила против них де-
лов федеральном суде за. «оскорб-
ление комиссии». А сейчас обетоя-
тельства вынудили голливудских
дельцов премировать фильм, постав-
ленный этими «преступниками», и
отвести ему место в списке лауреа-
тов 1947 года.

Создатели двух других фильмов—
режиссер Уайлер («Лучшие годы на
шей жизни») и Элия Казан («Буме-
ранг») — подверглись резким Hanada
кам со стороны херстовской печати
и пресловутой комиссии Томаса. _

В чем же дело?, Почему премиро-.
ваны фильмы, созданные людьми, не
угодными Голливуду?
	Оказывается, что даже американ-
ский обыватель, с детства _ приучен-
НЫЙ К КОВбОЙСкоЙй «лошадиной one
ре» и стрельбе чикагских гангстеров.
	начинает протестовать против крова-
	вых ужасов и болезненных извраше-
ний, пропагандируемых Голливудом,
Голы войны многому научили людей,
и они требуют ответа на волнующие
их вопросы послевоенного‘ устройст-
ва. Всё труднее становится. отвле-
кать внимание широких массе от. ро-
	тельного зала, сцены ит. д.).

Вышел в свет №9 «Сообщений
Института истории и теории Акаде-
мии архитектуры СССР», посвяшен-
ный архитектурным памятникам \Мос-
квы ХУН и ХУШ веков. В сборнике
помещены исследования «Ансамбль
Симонова монастыря» Р. Кацнельсо-
на, «Лефортовский дворец» А. Кипа-
рисовой, проф. Н. Соболева и Н. Мер-
перти «Московские изразцы» А. Мон-
гайт.

#

Вышел № 1 журнала «Искусство
кино» за 1948 гол. Передовая статья
журнала посвящена итогам 1947 года.
В статьях Ю. Лукина. «Сельская учи-
тельница», Н, Оттена «Стиль и стили-
зация» (о фильме «Пирогов»}, Г. Кре-
млева «У истоков нового жанра» (о
фильме «Миклухо-Маклай»), Ф. Крав-
ченко «Фильм о Советской Украине»
и Л. Громова «Ленинград» дан кри-
тический анализ кинокартин 1947 го-
да. Вопросам кинодраматургии посвя-
щена статья Д. Еремина «Болезни на-.
шего роста». В зарубежном отделе
помещена статья В. Шкловского В)
некотором государстве».
	Новые кнши и журналы
	НА СОБРАНИИ РАБОТНИКОВ
MOBKOBCHOM
aCTPAILMI
	Вчера в Центральном доме работ-
ников искусств состоялось открытое
партийное собрание работников
ВГКО и Московской государствен-
ной эстрады:

Заместитель председателя Комите-
та по делам искусств при Совете
Министров СССР А. Петросян вы-
ступила с докладом о новых задачах
советской эстрады в свете постанов-
ления ЦК ВКП(б) об опере «Великая
	дружба» В. Мурадели.
Начальник эстрадного отдела Ко-
митета по делам искусств И. Чекин
сообщил о решении Комитета по де-
лам искусств ликвидировать с 15
апреля 1948 года Всесоюзное` гаст-
рольно-концертное об’единениг, как
не способствующее выполнению
серьезных задач по созданию нового
советского. репертуара для исполни-
телей и воспитанию молодых арти-
стов эстрады. а также ставшее  по-
мехой в общем развитии советского
эстрадного искусства. Для улучшения
гастрольной работы в стране сейчас
создано гастрольное бюро, полчинен-
ное непосредственно. Комитету по
			Семьдесят пять лет назад, 20 мар-
та (по-новому стилю-1 апреля) 1873
года, в имении «Онег» Новгородской
губернии родился один из крупней-
ших русских музыкантов—Сергей Ва-
сильевич Рахманинов. Это был чело.
век необыкновенной одаренности.
Выдающийся композитор сочетался в
нем с замечательным оперным и сим-
фоническим дирижером и гениальным
пианистом. Его игра отличалась уди-
вительной рельефностью. `Творимые
его пальцами «звуковые изваяния» не-
отразимо вторгались в душу слушате-
ля и оставались в ней, словно врезан-
ные. Только три или четыре имени
могут быть поставлены € HUM рядом
во всей истории пианизма. :
	Широкий успех сопровождал Рах-
манинова с самого начала его дея-
тельности. Опера «Алеко», написан-
ная им еще на ученической скамье,
принесла ему не только золотую ме-
даль на выпускном экзамене   Moc-
ковской — консерватории (1892 го-
да), но и общественное признание.
С15-тоШная прелюдия, одно из самых
ранних его произведений, сделалась
едва ли не самой популярной
фортепианной пьесой в мире. Большой.
любовью пользуются произведения,
написанные Рахманиновьм в пору зре-
лости: циклы фортепианных пьес и
романсов, второй и третий фортепиан-
	лыпинской реакции накладывают
определенную печать и на рахмани-
‘новское творчество. Так возникают
‘кантата «Колокола», некоторые пре-
‘людии из ор. 32. Рахманинов начина-
‚ет в своей музыке сближаться с эстё-
	THKOH символизма, от которой он
раныне был очень далек. Его музы-
кальный язык становится изыскан-
		°

«Крым», а в кулуарах -—~ панно на
	темы «Москва» и «Ленинград».
Кооме больших живописных комно-
	зиции, в архитектуру интерьеров.
включено значительное количество
жанровых картин, связанных с. инду-
стриальной и колхозной жизнью Си-
бири.

Архитектор сумел сплотить вокруг
себя группу художников (Н. Черны-
шев, И. Соболев, А: Мизин, Г. Горе-
лов, П. Котов, В. Мешков, Я. Ромас
и др.), которые реалистически, с хо-
рошим вкусом выполнили большую
и интересную художественную рабо-
ту и своим творчеством обогатили со-
держание Дворца культуры.

Заботливая. рука архитектора чув-
ствуется и во всех мелочах — в ри-
сунке дверных ручек, в оригинальной
и-остроумной конструкции вешалок, в
деталях благоустройства.

Здание не свободно и от ря:
да недочетов. Профессиональный.
глаз архитектора отметит Векоторую
излишнюю сухость в прорисовке
столбов главной лоджии и фронтона
на фасаде. Малы маски На замковых
камнях оконных перемычек, не сов-
сем удачна обработка потолка в зри-
тельном зале, перегруженная излиш-
ним количеством живописной орна-
ментации. Нельзя признать удачной и
орнаментацию потолка в болышом за-
ле буфета. ,

В строительном отношении здание
выполнено отлично. Сооружение за-
кончено во всех деталях. как интерь-
еров, так и внешней архитектуры.

Коллектив строителей и автор про:
екта М. Братцев, который в течение
трех с половиной лет на месте строи-
тельства руководил всеми архитек-
турно-художественными работами и
лично, без помощников, выполнил ог-
ромное количество чертежей и шаб-
лонов, сделали болыное культурное
	чен по количеству копий, но и ‘укомп-  ” РИН о
делам искусств при Совете Ми-

лектован из рук вон плохо. Имеется
Py нистров СССР. Московская и Ле-

10 копий первой серии фильма «Вели- ь
кий гразкланинь и воара 9 илени гл. НИнградская ‘эстрада будут нахо-
	диться в непосредственном  под-
чинении Главного управления музы-
кальных учреждений. В этом году
проводится конкуре на лучшее эст-
радное произведение и третий Всесо-
юзный конкурсе страдных исполни-
телей.

В прениях выступили С. Бурштейн,
Н. Смирнов-Сокольский, Л. Утесов,
С. Баланюв, Л. Кайранская, М. Гар-
кави. С. Акивис, Д. Воробьева и др.

К сожалению, в ряде  выступле-
ний, носивших несамокритический ха-
рактер, были обойдены наиболее ост-
рые вопросы современного состояния

эстрадного искусства.
		——<>——
	кий гражданин» и всего 2 копии вто-
рой серии. Так же обстоит дело с
фильмами «Ленин в Октябре» и
«Ленин в 1918 году». Из
трилогии о `Максиме совсем нет
второй серии — «Возвращение Макси-
ма», из трилогии о Горьком также нет
второй  серии`— «В людях». При
достаточном — количестве копий
второй серии «Петр!» нет ни одной
копии первой серии этого фильма.
Ряд лучших произведений совет-
ского кино отсутствует в узкопленоч-
ном фильмофонде Московской обла-
‘сти. Нет в ‘нем ‘таких картин,
как «Чапаев», «Человек с ружь-
ем», «Член правительства», «Цирк»,
«Веселые ребята», «Музыкальная
история», «Партийный билет», «Сви-
нарка и пастух», «Секретарь райкома»
Неудовлетворительное состояние
узкопленочного фильмофонда является
серьезным препятствием для нормаль-
ной работы сельской киносети. А ведь
имеются все возможности для того,
чтобы своевременно обеспечить сель-
скую киносеть достаточным количе-
ством нужных и интересных колхоз.
ному зрителю фильмов. Для этого на-
до ТОЛЬКО покончить © ЧИНовнНиИчЧЬИМ
равнодушием. к культурным запросам
сельского зрителя. ,
} В. БАЛАНДИН.
	co
—
“J
batons]
	на балалайке» через десять лет поев-
ратился в оркестр русских народных
инструментов, включающий в свой
состав уже и домры, и гусли, и жа-
лейки, и свирели. Успех этого орке-
стра все более, возрастал. — Превос-
ходный дирижер, выдающийся интер-
претатор русской ‘народной песни,
Андреев становится одним из люби-
мейших русских артистов.

С первых же лней Великой Ок:
тябрьской социалистической револю-
ции знаменитый виртуоз, несмотря на
тяжелую болезнь, выступает перед
новой рабочей аудигорией, повсемест-
но встречавшей его с. энтузиазмом. В
конце 1918 года Андреев уезжает с
оркестром на Северо-восточный фронт
обслуживать части Красной Армии.
К несчастью, тяжелая болезнь, о5-
лажнившаяся в трудных фронтовых
условиях, прекратила жизнь высоко-
талантливого музыканта. 26 декабря
1918 г. Андреев умер.

Все, о чем мечтал Андреев 30 лет
назад, — осуществилось. Русские на-
родные инструменты — балалайка и
домра—стали любимыми инструмента-
ми советской молодежи. Создан Го:
сударственный русский оркестр на-
родных инструментов. В клубах.
дворцах культуры, в воинских частях
растут многочисленные кружки хулдо-
жественной самодеятельности, среди
которых оркестры русских народных
инструментов занимают одно из пер-
вых мест. :

Советский народ не забудет имени
замечательного патриота; болыного
русского музыканта В. В. Андреева.

А. ЧАГАДАЕВ.

ЗЫ УЧР ел. р EEE EE OEE ee NO Ee

е кон иолончельна. И:
ея Я COHATa нее аристократичнее. Трагическая но-
		та, и ранее звучавшая в его произ-
ведениях, делается слышнее {«Коло-
кола»). Большую роль начинают иг-
рать суровые, аскетические интонации
	iB духе старинных церковных напевов
	(«Всенощное бдение», некоторые пре-
	‚лордии из ор. 32). Ири всем том Рах-
	манинов все же не порывает с реализ-
	‘мом продолжающим определять стиль
	ряда замечательных страниц, создан-
	ных им в этот период его творчества.
	Расцвет деятельности Рахманинова
связан < Москвой, rae он прожил
свой юные и зрелые годы. Здесь он
учился в консерватории — у Зверева
	  H Зилоти по фортепиано,  у Танеева ‘и
	Аренского по композиции;
	дебютировал и сформировался, как
‘композитор и пианист; здесь он ра-
‘ботал в качестве дирижера—в Част-

ной опере С. И. Мамонтова (1897—
1898 год), в Большюм театре (1904 —
1906 годы), в концертах Филармони-
	ческого облтества.
	a AP.

‘Отклик, рождаемый музыкой  Рах-
манинова в сердцах миллионов люлей,
об ясняется не только огромной та-
лантливостью композитора, но и ха-
`рактерам, направлением его творче-
ства. Рахманинов был всегда далек
от узко профессионального,  «музы-
кантского» подхода к своему искус-
ству, от цеховой зачарованности «ма-
тематикой» ремесла; его музыка сра-
зу определилась. как язык чувств,
простых и сильных.

Музыка Рахманинова в 6е лучших
образцах демократична, реалистична,
глубоко наниональна по своим исто-
кам и характеру. ;

Среди выразительных средств, пря
помощи которых Рахманинов переда-
вал в музыке обуревавшие его чувст-
ва, ведущую роль играет мелодия.
Песенность отличает большинство
сочинений Рахманинова, изобилую-
щих прекрасными, чисто русского
склада мелодиями, легко проникаю-
щими в душу и глубоко западающи-
ми в нее. Мелодлическое начало тос-
подствовало и в пианизме Рахманино-
ва: все пело под его руками.
	«Великая заслуга Рахманинова—в
его напевнейшей мелодии, — пишет
академик Б. Асафьев.—Здесь он упор-
но утверждал свою линию. Это не
было теоретическим исканием. Мело-
дика Рахманинова всегда стелется,
как тропа в полях, непридуманная, не-
навязываемая. Подсказана ли она сти-
хом, внушена ли симфоническим за-
мыслом, напета ли чуткими пальцами
Рахманинова- -пианиста, — в ней чувст-
вуются плавное дыхание и естествен-
ность рисунка, рожденные сильным,
но. глубоко дисциплинированным чуз-
CTBOM>.
	Все эти свойства роднят музыку
Рахманинова с музыкой Чайковского.
Естественна поэтому та горячая вза-
имная симпатия, которая соединяла
обоих композиторов. Чайкозский вы-
COKO ценил талант своего младшего
собрата и уже после премьеры «Але-
ко» предсказал Рахманинову «вели-
кое будущее». Для Рахманинова же,
по его собственному — выражению,
Чайковский был и остался на всю
жизнь «божеством». Рахманинов был
сознательным последователем, оче-
видным, и притом единственным, до-
стойным преемником Чайковского.
Декаденты честили его за это «эпи-
гоном». Но Рахманинов. не был эли-

Е ANE AN VD) OIL 3 Ba:
rOHOM. Он был творческим прололжа-:

-
	телем традиции зайковского, творче-
ской индивидуальностью, настолько
сильной и оригинальной, что. не нуж-
дался в.особых заботах об оригиналь-
ности. «У кого есть содержание, —
говорил Чернышевский,—тот не бу-
дет хлопотать, чтобы отличиться ори-
гинальностью. Он не может пе быть
оригинален, поэтому и не думает об
этом».
	Почти все лучшие произведения
Рахманинова написаны в первые голы
ХХ столетия. «Весной шумят», вто-
рой концерт, романс «Сирень», канта-
та «Весна» и другие сочинения ‹оз-
даны в пору общественного под’е-
ма, предшествовавшего революции
1905 года. Упадочные настроения по-
следующих лет «безвременья», сто-
	Свыше 350 произведений рассмот-
рело жюри конкурса на военную мас-
<совую песню, проводимого Оргкоми-
тетом Союза советских композиторов.
На первом туре отобрано 35 песен.

На-днях закончился второй тур
конкурса. Жюри отобрало на третий
	Письмо в редакцию
	О чем думают
в Главкино-
прокате?
	Раздается звонок телефона,

— Это кинотеатр?

—Да.

— Скажите, пожалуйста, чему ^по-
священ новый фильм «Голубые до-
роги»?

С ‘подобными вопросами зрители
нередко обращаются в кинотеатры,
Но администрация ответить им не
может. Причина простая. Органы
Главкинопроката, как правило, рас-
сылают рекламный материал по кино-
сети уже после того, как фильм нпоой-
дет на всех экранах’ города. Между
тем, на изготовление рекламы от-
пускаются огромные средства именно
для того, чтобы до выпуска нового
фильма на экран можно было озна-
комить зрителей с содержанием
‘фильма, рассказать, чему ов посвя-
щен. Какой же смысл выпускать этот
рекламный материал, если он посту-
пгет на места, когла в нем уже Her
Никакой надобности?

Но отсутствие своевременной рек-
ламы — не единственная беда в рабо-
те Главкинопроката. Очень многие
фильмы поступают к нам без монтеж-
ных листов. В Молодечненском об-
ластном отделении Главкинопрока-
та имеется 146 названий кинофиль-
мов. а монтажные листы есть лили.
на 54 названия. Предварительные
просмотры на экране для работников
проката также не проводятся. В ито-
ге подобной бесковтрольности He-
редко во время демонстрации картин
в кинотеатрах перепутывают части,
пропускают целые куски. Доколе же
это будет продолжаться? О чем ду-
мают в Главкинопрокате?
	H. HEUBETAEB,
начальник Областного управле-
ния кинофикации.
	МОЛОДЕЧНО.
ААА ДДД,
	В 1917 году Рахманинов покинул
Россию и переселился в США, где
прожил до самой смерти, наступив-
шей в Лос-Анжелосе 28 марта 1943
года, когда весь культурный мир го-
товился отметить семидесятилетие со
дня его рождения. Отрыв от роди-
	ны губительно подействовал на твор-
	ческие силы композитора. Ga двад-
цать ‘пять лет пребывания в Америке
Рахманинов написал всего лишь не-
сколько произведений о преимущест-
	зенно обработок чужих сочинений или
	чужих тем. «Америкавизироваться».
	стать музыкальным космополитом Of
	так и не смог. В лучинтих образцах его
	композиторского (третья симфония) и
исполнительского («Тройка» Чайков-
  ского) творчества этого периода зву-
  Чит глубокая тоска по родине. С ог-
  ромной радостью возобновил Рахма-
 нинов в последние годы жизни нару-
‘шенную им связь с отчизной, выоа-
 зив словом и делом свое горячее со-
‘чувствие героической борьбе совет-

ского народа против неменкс- фапеяста
ского наацпествия.
	ем чо л.
В своей творческой ИН —
	Ра
PaxMAHWHOR, HeCMOTp Rs — Grmeiimre
	отклонения; твердо стоял в основном
На позициях реализма ин вошел в исто-
рию, как один из крупнейших пред-
ставителей лучших традиций русской
музыкальной школы. Свежо и свое-
временно звучат в наши дни его сло-
	«Я мало ценю тех, кто отказывает:
ся от мелодии и гармонии ради по-
гружения в оргию шума и диссонан-
сов, являющихся самоцелью. Русские
футуристы повернулись спиной к
простой народной песне своей роди-
HH, H, вероятно, потому их творчест-
во вымучено, ‘ходульно и неестест-
венно. Это справедливо не только в
отношении русских футуристов, но и
всяких других. Они стали отшепен-
цами, людьми без родины—в надеж-
де, что смогут стать интернациональ-
ными. Но в этом они ошибаются...».

«Большие композиторы  всегла и
прежде всего обращали внимание на
мелодию, как на велущее начало в
музыке. Мелодия—это музыка, глав-
ная основа всей музыки... ».
		«Мейси» и «Джимбл». Фильм закан- «Бумеранг» режиссера Элия Казан.
	чивается сценой в Верховном суде   Как и его коллега Дмитрик, Казан не
штата Нью-Йорк, куда попал обви-   смог найти иной формы для изображе-
ненный в безумии. Санта Клаус.   ния коррупции и закулисной кухни по-
	Здесь его. оправдывают и признают
единственным и настоящим амери-
канским дедом-Морозом. Так, невин-
ная на первый взгляд комедия пре-
вращается в орудие пропаганды гар-
монии классов и единства интересов
хозяев и трудящихся, в ловкую рек-
ламу товаров, ‘продавать. которые
становится все труднее.
	литиканов, горолокого самоуправления,
кроме жанра кинолётектива. Но и
здесь, как и в «Нерекрестном огне»,
сыщики ищут не просто вора или
убийцу, а делают понытку разоблачить
продажность американского судопро-
изводства и административный произ-
вол «отцов» города.
	На экране показаны махинации по-
	етасосеия п реклама
	°
А. ЭРШТРЕМ
o
	Признав «Лучшие годы нашей
жизни» лучшим среди фильмов 1947
года, жюри конкурса газеты «Фильм
Дейли» тут же выдает лауреатские
ярлыки типично голливудским Kap-
тинам. Так, вторая премия присуж-
дена цветному кинофильму «История
Джолсона», в котором, на фоне под-
крашенного техниколором нью-йорк-
ского театра бурлеска, разыгрывает-
ся выдуманная биография Ола Джол-
сона — известного в 20-х годах ис-
полнителя кафешантанных песенок.
	Третье место отведено цветному
фильму «Жизнь с отцом» режиссёра
Майкла Кертеш. Здесь зритель пе-
реносится в 80-е годы прошлого сто-
летия и в течение двух часов на-
блюдает за счастливой жизнью героя,
отца четверых детей. Уже на склоне
его лет выясняется, что сей благо-
родный отец не был в детстве кре-
щен. Кульминационными являются
сцены, в которых жене героя удает-
ся уговорить мужа принять тайком
от соседей крещение в купели.

Четвертое место занял цветной
фильм  «Годовалый» производства
крупнейшей голливудской компании
«Метро Голдвин Мейер».

Действие фильма «Годовалый» от-
несено к 60-м годам прошлого сто-
летия. Фильм вводит зрителя в сча-
стливый мир, где нет безработицы,
закона Тафта—Хартли, расовой дис-
криминации. Некий предприимчивый
американец вступает- в единоборст-.
во с дикой природой и выходит из
него победителем.

Пятую премию получила комедия
«Чудо на 34-й улице». Американизи-
рованный рождественский дед Санта
Клаус, видимо, лишившись работы
«по специальности», нанимается в
универсальный магазин «Мейси» и
начинает честно торговать, соблюдая
прежде всего интересы покупателей.
	- с УЕ {
Поведение Санта Клауса wmeer nm}
	рокий успех у публики; и хозяева
магазина, убедившись в рентабельно-
сти этого начинания, принимают его
полностью. Пример заразителен, и
конкуренты «Мейси» {фирма
«Джимбл») открывают поедрождест-
	ОНКУРС НА ВОЕННУЮ МАССОВУЮ ПЕСНЮ
	———
	тур 12 песен композиторов: А. Нови-
кова, М. Коваля, Л. Книппера,
В. Кручинина, К. Листова, 3. Комна-
нейца, Е. Жарковского. В. Макарова,
Б. Шехтера и В. Кочетова.

14 апреля в Доме композитора нач-
нется третий тур конкурса.
	вались фрагменты из фильмов, создая-
ных при участии молодых кинематогра-

tee

о ТА Е ЗЕНИТ.

МУЗЫКА

{3 29 марта в Кабинете музыкального
театра ВТО открылось творческое сове-
тание, посвященное вопросам вокальной
культуры оперного спектакля. После
вступительного слова Н. Озерова высту-
пили Л. Книппер, С. Понов, С. Юдин;
В. Пирадов и М. Львов. Вчера совещание
продолжало свою работу.

Фистов.
	ЖИВОНИСЬ, СКУЛЬПТУРА

© В Выставочном зале Московского то-
варищества художников открылась вы.
ставка произведений художника д. Кун-
рина и скульптора Г. Кепинова.

< На-днях в Выставочном зале Союза
советских художников состоялось откры-
тие выставки произведений И. ПТишки:
на. На выставке представлены мало из-
вестные этюды и картины выдазощегося
русского художника, хранящиеся в част-
ных собраниях.
	ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
	&2 Комитет по делам искусств при Cone:
те Министров СССР провел собрание ра-
ботыиков искусств — руководителей Koa-
лективов художественной самодеятельно-
сти. С докладами о ностановлении ЦК
BRII(6) «O06 опере «Великая дружба» В.
Мурадели» и задачах художественной са-
модеятельности выступили А. Петросян.
и В. Пименов. .

Заканчивается смотр театральной са-.
модеятельности рабочих и служащих Мо-
сковской области. В смотре приняло -уча-
стие 880 самодеятельных театральных .
коллективов, которые показали спектак-

ли советекого репертуара в_40 patfowa.
области Ре (  ree!
	fann on Witeme ~~ раНновах
области. Вчера в ПЛРИ начался заклю.
чительный тур семотра_
	‚ПИСЬМО B РЕДАКЦИЮ
Приношу тлубокую
тистам и тво
риветствовавшим меня в
‘тилетия моей работы в цирке,

Заслуженный артист РСФСР
	НЧ. НИКИТИН.
	ста цен, увеличения безработицы,
разгула реакции в стране.

Еще в апреле 1947 года Уолл-
  стрит приказал руководителю амери-
канской кинопромышленности Эрику
‚ Джонстону, нынешнему мастеру гол-
ливудской «золотой удавки», занять-
ся изготовлением фильмов, пропаган-
дирующих идеи «свободной конку-
  ренции», «равных возможностей» и
  прочих аксессуаров — давным-давно
обветшалой очковтирательской поли-
тики империалистов.

Однако нарушить серийное произ-
водство Голливуда, очевидно, оказа-
лось делом сложным. Мистеру
Джонстону уже в 1948 году прихо-
дится выступать C категорическим
заверением, что Голливуд отныне
прекращает ^ выпуск.  гангстереких.
фильмов и наложит запрет на сцена-
рии и: пьесы, -«создающие неправиль-
ное представление об американской
жизни».

Декларация Джонстона — это
‘только.трюк магнатов американской
‚кинопромышленности. Принуждаемые
обстоятельствами, они прибегают к
тактике ‘ одурачивания Macc и
устанавливают своего рода дозировку
для «социальной темы». Именно на
этом пути фальсификаций и демаго-
пии расечитывают они вернуть былое
влияние своим фильмам. Разумеется,
силу социальных идей.в трех преми-
рованных фильмах 1947 года’ ни в
каком случае ‘не следует переоцени-
вать. В общем, это довольно снисхо-
длительная и безопасная для Уолл
стрита критика:

Первое место’ среди фильмов 1947
года отводится уже премированному
«Американской академией  киноис-
кусства и науки» ‘фильму «Лучшие
годы нашей жизни» режиссера Уйль-
яма Уайлера, известного советскому
зрителю постановкой фильма ®Ли-
хички». В этом фильме поднимается
проблема устройства вернувшихся из
армии ‘фронтовиков; радужные  на-
дежды которых разбиваются горькой

‘‚американекой действительностью.
	Но создатели фильма ограничива-
ются постановкой проблемы. Сделав
	ряд волнующих обличений, они идут
по пути примирения свойх героев с
	существукицим порядком вещей.
	IEEE а А

число лауреатов 1947 года литических. ‘интриганов, которые в ин-

включены три английских фильма. тересах своей шайки, подводят под
а rs

Этот беспрецедентный случай в: ис-
тории Голливуда об`ясняется стрем-
лением укрепить леловые связи с
	уголовную ответственность ни в чем
не повинного человека. В ярких карти-
нах раскрыты «техника» допроса и вы-

самым прибыльным для американ-   могание признания. Правда, традици-
ских воротил британским кинемато- !онный «хэппи энд», неизбежный в ye-
графическим _ рынком. _ Киновари- ‚ ловиях американской пензуры, смазы-
	вает общественное значение этого об-
личительного фильма.
	Последние два места занимают ан-
глийские фильмы «Короткая встреча»
	(режиссер Дэвид Лин) и «Лишний че-     Kas

wamemre fo! »

ловек» (режиссер Кэрол Рид). Первый
из них поднят английской прессой на
щит и упорно именуется «сопиаль-
ным». Но при всем желании трудно
усмотреть в этой типиччо альковной
	драме хоть какие-нибудь социальные
	мотивы. Сюжет «Короткой встречи»
сводится к тривиальной истории за-
мужней женщины, влюбившейся в
случайного знакомого. Только не за-
висящие от обоих обстоятельства пре-
‘дотвращают ее грехопадение! В конце
концов героиня осознает амораль-
ность своего поведения и признается
во всем мужу, который прощает ее,
оторвавшись для этого от своего лю-
бимого занятия — решения кроссвор-
дов.
	В фильме Кэрола Рида «Лишний
человек», собственно говоря, лишним
кажется не только герой картины,
роль которого исполняет Джемс
Мэсон, стяжавший славу в ролях са-
дистов и безумиев; но и весь панопти-
кум живых скелетов, населяющих этот
детектив, и вызывающий у зрителя
	ант романа’ Диккенса «Болышне ожи-
дания» получил шестую премию га-
зеты «Фильм Дейли». Английский
режиссер-постановшик Дэвид Лын
	только отдельные образы диккенсов-
	ского романа передал более или ме-
нее правдиво. Однако; даже экрани-
`зируя классическое произведение, ре-
_жиссер с лихвой возлал дань увле-
чению мистикой, характерному для
всего послевоенного развигия ан-
глийской кинематографии.

На седьмом месте — фильм «Пере-
крестный огонь». По признанию ре-
жиссера Эдварла Дмитрик и постанов-
щика Адриана Скотт, кинокомпания
РКО тормозила постановку этой нео-
бычной для Голливуда картины. ‚ Но
соблазн создания боевика при очень
небольшой затрате средств был слиш-
ком велик, и фильм в конце концов
был выпущен на экраны в 1947 году.

Этот фильм заслуживает внимания
хотя бы потому, что здесь в стандарт-
ную форму детектива ‘вложено до не-
которой степени новое содержание.
Авторы картины делают попытку ус-
тановить причины и корни одной из
разновидностей расовой дискримина-
ции — антисемитизма в США. Сюжет
сводится к расследованию отдельного
частного случая; убийства еврея, де-
	МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА
		&3 Комитет по делам искусств при Со-
вете Министров СССР утвердил penepry-
арный план Театра им. Вахтангова на
1948 год. Театр поставит пьесы: «Простые
люди». Корнейчука, «Накануне» по Турге-
неву, «Бабье лето» Овечкина, «Снегуроч-
ка» Островского, «Уточкин» бр. Тур и
Шейнина. Возобновляется спектакль «Ич-
тервенция» Л. Славина.

{9 На-лнях Московский театр драмы но-
казал премьеру пьесы Н. Вирты «Хлеб
нанг насущный» в постановке Е. Отра-
домекой, художник С: Вишневецкая.

@ Пентральный театр транепорта при-
нял к постановке пьесу А. Бруштейн
«Хижина дяди Тома» по’ романам Бичер-
	Стоу
	&3 Габинет театра для детей ВТО сов-
местно с Комитетом по делам искусств
при Совете Министров РСФСР проведет в
апреле совещание директоров тюзов и те-
атров кукол Российской Федерании. На
совешанин будут обсуждены вопросы пе-
рестройки работы театров в связи е пе-
реходом их на самоокупаемость.
	&3 Московский театр-юного зрителя при-

нял к постановке ньесу Евг. ИТварца
«Красная шапочка». ы
		- 9 Московская студия научно-популяр:
ных фильмов работает над постановкой
цветного фильма-лекции «Происхождение
жизни». Режиссер В. ТНнейдеров, науч-
ный консультант фильма академик A,
Опарин.

$ Б секции кинодраматургии Союза, со-
ветских писателей состоялся доклад В.
ТШкловского «Два сценария, два фильма»
(«Повееть о «Неистовом» и «Сказание о
земле сибирской»). В прениях выеступиля

*. Помещиков. М. Донской, В. Катинов,
М. Блейман, П. Нилин. Б. Бабочкин,
Е. Габрилович и В. Сутырин.

9 В Московеком ломе кино был устро-
ен третий вечер из цикла «Молодые твор-
ческие работники советской кинематогра-
фии». Мастера кино рассказали о работе
киноактрисы Т. Ленниковой, pemuccepon-
операторов Е. и А. Алексеевых и оперз-
тора А. Семина. На вечере демонстриро-

Редакционная коллегия:
В. Г. ВДОВИЧЕННО (01
М. В. БОЛЬШИНЦОВ,
Л. А. МАЛЮГИН Ю Ю
	1 - Е ent чувство по, бое: .
мобилизованного из американской ар- orn Bea armocibepa nt и обреченно
мии. Как показывает слелствие елин-   Ui р: льма пронизана
	р 9 = Linh. эся атмосфера фильма пронизана
мии. Как показывает следствие, един-   Pepa P P

a . безысходностью и растерянностью
ственной причиной Ст был & I xapak терными ‘для CospemeHHod ax:
narimeckul antucemurusn, H xora глийской действительности.
датели: этого ‘фильма отказываются от
каких бы то ни было политических об-   Так выглядит список «десяти луч-
общений, «Перекрестный огонь» в ка-  Ших фильмов 1947 года». В нем, как в
кой-то мере разоблачает: тех, кто раз-  зеркале, отражены судорожные усилия
жигает самые низменные страсти и Г олливуда любой ценой псддержать
	стремится удушить даже те мифиче-  хХваленыи американский киноприори-
ские ‘«свободы», которые так широко  тет. К. этому же направлены и попытки
	э`искивается рекламируются американской прессой,  киномагнатов робким  «обличитель-
у знакомых“ радио и кино. ством» замаскировать сущность на-
з магазинов! Восьмую премию получил фильм !двигающегося на Америку кризиса:
	отдезы инбормацин, архитектуры, эстрады и цирка — К 4-15-68, отделы театра, музыка,
	Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.
	венскую торговую кампанию также  общений, `«Перекрестный огонь» в ка-
под флагом неусышной заботы об кой-то мере разоблачает тех, кто раз-
интересах покупателей, Наступает   жигает самые низменные страсти и
торговый рай все счастливы. + все стремится упушить лаже те мибфича-
	американцам интерьеров
	ЧОВИЗЕННО (ответственный редактор), А. А.
BONbLUVHUOB, C. A. reparuune oo
	0. САВИЦНИЙ,
	‘навтор) В. A. CYPOB,
MOB, 8. в. ЖУРАВЛЕВ,
А. И. ШАВЕРДЯН.
		Адрес редакции и издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны: секретариат,
	изобразитель вых искусств, кино — Е 5-45-1».
	EEE

_ ts ASAATCRBECTBO — K 1-48-98,

Atl

Зак. № 899.