VWYlTLOrVe

HAKAHYHE ПЕРВОГО ВСЕСОЮЗНОГО  С”ЕЗДА СОВЕТСКИХ КОМПОЗ
г В i

_ 7 ВИ а Ва >
			КИЕВ. (ТАСС). Закончил свою ра?
боту пленум правления Союза совет-
ских композиторов Украинской ССР.

Доклад. А. Шлогаренко о работе
правления Союза советских компози-
торов Украины вызвал оживленные
прения,

На пленуме с речью выступил се-
кретарь ЦК КП(б)У К. Литвин.
	В единодушно принятой резолюции
пленум горячо приветствовал постано-
вление Центрального Комитета
ВКП(б) об опере «Великая дружба»
В. Мурадели, наметив пути реши-
тельного преодоления формалистиче-
	ского направления в музыке, Пленум

призвал композиторов и всех леяте-
лей музыкальной культуры Украины.
обеспечить пол’ем и расцвет совет-
ского музыкального искусства на OC-
нове принципов социалистического ре-
ализма, дальнейшего развития лучших
прогрессивных традиций музыкально-
го творчества народов СССР и, в пер.
вую очередь, великого русского на-
рода.

Пленум избрал новое правление Со-
юза советских композиторов Украины.

С ‘огромным воодушевлением уча-
стники пленума приняли приветствие
товарищу И. В. Сталину.
		‚ Утверждение устава Союза советских компози-
торов (докладчик — секретарь Оргкомитета ССК
В. Захаров).

Выборы правления и ревизионной комиссии
Союза советских композиторов СССР.

В работе с’езда примут участие 500 делегатов—
представителей республиканских, областных и го-
родских Союзов советских композиторов.

В дни с’езда для делегатов организуются специ-
альНые симфонические, камерные и хоровые кон-
	церты из произведений советских композиторов.
	Сблизить песню и сим
		В творческой практике советской
музыки установилось противоестест-
венное замыкание композиторов в УЗ-
кие рамки наиболее отдаленных один
от другого музыкальных жанров.

На одном «полюсе» группа так На-
зываемых «ведущих» композиторов
ограничивалась в основном сочинени-

J
	I
ем заумных, формалистических и а0-
страктных по теме, бестекстовых ин-
струментальных произведений. На
другом — композиторы-песенники.
	Композиторы-формалисты, нахолять
на порочных творческих позициях, В
своих симфониях или квартетах еше
могли кое-как маскировать идейно-
эмоциональную и мелодическую опу-
стошенность этих произведений. Они
пользовались всемозможными  гармо-
ническими нагромождениями, ритми-
ческими ухишрениями и формалистя-
ческими кунштюками. В произведени-
ях же ясного программно-смыслового
значения, связанных с текстом, от
простой песни до многогранного и
сложного оперного жанра, обнажа-
лись более явственно беспомощность
творческого метода и бессилие музы-
кального языка.
	Между тем, история русской клас-
сической музыки показывает много-
численные примеры того, как компози-
торы в любом музыкальном жанре ос-
таются верными своим творческим
принципам. Почерк Чайковского мы
узнаем и в песенных по характеру
«Временах года» для фортепианэ, и в
его 4-й симфонии, и в балетно-тавчо-
вальной музыке, и в оперных ариях.
Мы сразу ошущаем, что танцовальная
музыка из оперы «Иван Сусанин»,
арии из этой же оперы и такие ро-
мансы-песни, как «Сомнение», «Не
искушай», принадлежат автору «Па-
тетического трио», увертюры к «Рус.
лану» и «Камаринской».
	Совсем иную картину мы наблюда-
ем. когда наши современные компози-
торы-симфонисты «онисходят» до со-
чинения песен. Не входя в данном
случае в качественную оценку массо-
вых песен Шостаковича, Мясковско-
го, Прокофьева и Хачатуряна, можно
тем не менее указать, что большей
частью в них от привычных для этих
авторов стилевых черт ничего не ос-
тавалось, в чем обнаруживалась несо-
стоятельность их обычного творче-
ского почерка.
	Весьма показательно также, что
композиторы-формалисты, призывая к
«новаторству» и «мастерству», ока-
зывались в то же время совершенно
беспомощными в оперном жанре, ни-
	Недавно состоявшееся общее <0б-
рание композиторов Грузии обсудило
доклад заместителя начальника Упра
вления по делам искусств при Совете
Министров Грузии т. Канделаки о
постановлении ЦК ВКП(б) «Об опере
«Великая дружба» В. Мурадели», по-
становлении ЦК КП(б) Грузии о ра-
боте Союза советских композиторов
Грузии и отчетный доклад т. Мшве-
лидзе о работе правления республи-
	канекого Союза советских композито-
ров. Помимо музыкальных деятелей
	активное участие в работе собрания
приняли писатели, художники, арти-
сты, представители партийных и со-
ветских организаций.
	Тов. Канделаки в своем докладе
подробно охарактеризовал творчество
грузинских композиторов и остановил-
ся на их ошибках. Так, например, ком-
позитор Киладзе, удачно начав свое
творчество в оркестровом жанре, соз-
дав такие ценные произведения, как
первая оркестровая сюита, симфони-
ческая поэма «Гандегили», в послед-
них сочинениях проявил чрезмерное
увлечение внешне эффектными, деко-
ративными оркестровыми приемами. Во
имя этого он пожертвовал мелодиче-
ской стороной своей музыки.

Говоря об опере Мшвелидзе «Ска-
зание о Тариэле», докладчик отметил,
что и для этого произведения харак-
терны сложные, малозапоминающиеся
мелодии и гипертрофированные орке-
стровые звучания. Композиторы Ба-
ланчивадзе, Тактакишвили, Шаверза-
швили, Гоккиели, Барамишвили и не-
которые другие оторвались от народ-
ной почвы. В частности Баланчивад-
	тов. Ждановым — ‘не то бормашина,
не то музыкальная душегубка...

Боли можно говорить о наличии в
творчестве Кара Караева и некоторых
других азербайджанских композито-
ров формалистских ошибок, отдель-
ных отклонений от магистрального
пути художественного реализма, то
по отношению к симфонии Гаджиева
должно говорить о ясно. выраженной
и последовательно проведенной фор-
малистской тенденции.

Илдейная порочность не может
быть искуплена мастерством инстру-
ментовки. Напротив, можно только
сожалеть, что отличным средствам
ивструментаторского мастерства MO.
TOL композитор дал такое поисти-
не неудачное употребления.

Симфония Амирова, посвященная
памяти гениального азербайджанца
Низами, написана для струнного ор-
кестра и. по нашему глубокому убеж-
дению, является одним из изядней-
ших сочинений этого рода, появив-
шихся за последние годы. Фикрет
Амиров — еще ученик. студент Азер-
байджанской консерватории (по клас-
су проф. Зейдмана), и симфония па-
мяти Низами написана им, когда он
был студентом 4-го курса. Как много
значит живое поэтическое воодушев-
ление даже при сравнительно неболь-
ших технических средствах и как ма-
ло в конце концов значат даже са-
мые большие технические средства
при отсутствии истинного творческо-
го порыва, жизненной. высокой твор-
ческой идеи! Молодой Фикрет Ами-
ров еще не мастер, но он стоит на
пороге настоящего мастерства.

Для его симфонии характерна бла-
городная сдержанность композитор-
ской манеры, поэтическая грация,
особое чувство художественной  ме-
ры, не покидающее композитора ниг-
де, за исключением, пожалуй, толь-
‘ко финала симфонии, как-то не най-
‚денного Амировым и не органичного
по отнощению к произведению в це-
лом. Есть нечто от облика великого
‘азербайджанского поэта Низами, вер-
нее, лирической стороны °его творче-
ства, в лирическом сочинении Амиро-
ва, в прозрачности голосоведения, в
благородном изяществе главной пар-
тии, в ТОЧНОЙ И ЯСНОЙ тематической
разработке, в чудеснейшей задушев-
ности мелоса.

Писать для струнного состава в
некоторых отношениях едва ли не
труднее, нежели для полного симфо-
нического состава. Тем более важно
признать, что молодой композитор
наилучшим образом справился co
своей труднейшей задачей, проявив
	С 19 по 25 апреля 1948 года в Москве состоится
первый Всесоюзный с’езд советских композито-
ров.

В повестке дня с’езда:

Доклад — «30 лет советской музыки и задачи

советских композиторов» (докладчики — предсе-
датель Оргкомитета ССК Б. Асафьев и генераль-
	ный секретарь Оргкомитета ССК Т. АХренни-
ков). Содоклады представителей делегаций ССК
	союзных республик.
	профессионального  MacTepe lsd, Ми»
рятся с этим положением и профес
сионально не растут. Они не работа-
ют над повышением своей квалифика.
ции, не расширяют свой творческий
диапазон, скатываются К шаблону,
перепевают себя и своих товарищей.
Это тем более досадно, что в числе
композиторов-песенников с очень
серьезными и ощутимыми пробелами
в области мастерства мы видим таких
композиторов, как М, Блантер, М.
Фрадкин, Дм. Покрасс и другие ме-
лодисты, имеющие заслуги в создании
массовых песен,
	Одним из моментов, содействовав.
ших возникновению подобной ситуа-
ции, является подмена принципиаль-
ной критики в этой среде вкусовщи.
ной. Убогие по художественному ка.
честву песни или приниженные, обед-
	ненные стилизации народных песен He
	встречают поэтому осуждения. А ведь
высокие исторические традиции рус-
ской классической музыки, творчество
Глинки, Чайковского, Римского-Кор-
сакова, Мусоргского и других показы-
вают нам пример того, как на, «рабо-
чем станке» больших композиторов
оттачиваются и приобретают еще
больний блеск драгоценные  камчи
народной песни. Если в обращении с
народно-песенным материалом у ряла
композиторов (при самых лучших их
намерениях) не получается полноцен-
ный творческий результат, то и тут со
всей остротой сказываются професси-
ональные слабости, недостаточность
мастерства многих  композиторов-пе-
сенников.
	В истории русской музыкальной
культуры мы можем встретить Ком-
позиторов узкого профессионального
профиля, таких, как, например, Гури-
` лев или Варламов. Но это явлелие,
во-первых, для русской музыки в це-
лом не типично и, во-вторых, связа-
но с совершенно иными социально-
историческими условиями

Жанровое разграничение и творче-
ская поляризация стали цеховым приз-
наком отдельных  композиторских
групп.

Между тем, у нас есть все усло-
вия для того. чтобы советские компо-
зиторы-песенники В совместной,
дружной творческой деятельности, в
обстановке конкретной принципиаль-
ной критики создавали наряду © Xo-
рошими массовыми песнями и роман-
сами также симфонии и оперы, до-
стойные советского народа.

ния по делам искусств при Совете
Министров Грузии. Все выступавшие
в прениях подчеркнули огромное исто.
рическое значение постановления пар-
тии для нового под’ема советской co.
циалистической культуры, для созда-
ния новых высокохудожественных му-
зыкальных произведений всех жанров,
Участники собрания говорили © необ:
ходимости усилить идеологическую
воспитательную работу. среди’. компо-
зиторов, о создании. настоянт?й -твар
ческой атмосферы, основанной на кри.
тике и самокритике.

Резолюция, принятая собранием, обя-
зывает Союз советских композиторов
Грузии и всех творческих работников
музыкальной культуры положить ис-
торическое постановление партии в
основу всей своей дальнейшей Aes
тельности и добиваться создания вы:
сокохудожественных идейных музы:
кальных произведений. КЕ
	В резолюции отмечается, что в ра:
Грузии отсутствовала критика и само-
критика. В. известной мере это сказа-
лось и на ходе общего собрания, Не-
которые выступавшие в прениях вме-
сто принципиальной об’ективной де-
ловой оценки выражали мнения, ос-

нованные на личных взаимоотноше-
НИЯХ.
	Собрание избрало правление Союза
советских композиторов Грузии, ре-
визионную комиссию, правление Муз-
фонда Грузии и выделило делегацию
на предстоящий Всесоюзный с’езд со-
ветских композитотов.
	ТБИЛИСИ. (Наш корр.).
	Е. ЖАРКОВСКИИ
oOo
	чего не создав в нем. Казалось бы,
критическое положение В создании
полноценной советской оперы могло
быть разрешено с помошью наших
композиторов-песенников, верных ме-
лодическому складу музыкального
мышления и не оторвавшихся от Ha-
родно-песенных музыкальных истоков.
Олнако этого не произошло.
	Композиторы-песенники. оказались
в массе своей профессионально не
подготовленными к тому, Чтобы OT
песен притти к развернутой и синте-
тической оперной форме, требующей
мастерского владения интонационно-
мелолическим материалом, симфони-
ческим развитием, полифонией опер-
ных хоров и ансамблей. Многие ода-
ренные композиторы-песенники не по-
тому ограничиваются сочинением од-
них лишь песен, что, как говорится,
душа не лежит ни к чему другому,
а потому, что, пребывая в состоянии
самодовольства, не работая над по-
вышением сзоей квалификации и ма-
стерства. не расширяя свой  творче-
ский диапазон, эти композиторы про-
сто оказываются часто не в состоя-
нии разрешить какую-либо иную
творческую задачу. Между тем, если
композитор особенно силен в области
песни, то ясно, что, обратясь и к дру-
гим творческим задачам, OH булет
только обогащать себя и скорее смо-
жет избежать перепевов и ремеслен-
ных шаблонов.
	В постановлении ЦК ВКП(б) «Об
опере «Великая дружба» В. Мура-
дели» говорится: «Отдельные успехи
некоторых советских композиторов в
области создания новых песен, на-
шедших признание и широкое распро-
странение в народе, в области созда-
ния музыки для кино и т. д., не меня-
ют обшей картины положения». Та-
ким образом, постановление ИК, от-
мечая отдельные достижения компо-
зиторов-песенников, в то же время
накладывает на`них высокую ответст-
венность. В свете этого постановлевия
следует подвергнуть критике CBOHCT-
венные им серьезные недостатки. Как
композитор-песенник, я не могу He
сказать, что среди нас также утвер-
длилась кастовая замкнутость и твор-
ческая ограниченность композиторов
«узкого профиля», как правило, не
выходящих за пределы песни. Во мно-
гих случаях композиторы-песенники
нахолятся на очень невысоком урозне
		Собрание композиторов Грузии
	зе в своей симфонии и фортепианном
концерте заметно ототнел от народной
грузинской музыки и увлекся подра-
жанием формалистическому творчест-
ву Шостаковича.

Еще более ярко сказались эти не-
достатки в первой симфонии Мачава-
риани и в опере «Призыв гор» Тора-
дзе. Упадочническим настроением про-
низано творчество Тактакишвили. Это
сказалось даже в его торжественной
увертюре, - посвященной: событиям
Отечественной войны.

Говоря о работе музыковедов, музы-
кальных критиков, докладчик отме-
тил, что ими слабо разрабатываются
вопросы современной музыки. Так ва-
пример музыковед Асланишвили ог.
раничил свою деятельность разработ-
кой исторических материалов, написаз
всего три-четыре статьи о советской
музыке.
	Выступивший < отчетом о работе
торов Грузии композитор Мшвелидзе
признал правильной оценку работы <о-
Юза, данную в постановления ЦК
 KIT(6) Грузии. Основными недостат-
‘ками в работе союза являются замкну:
‘тость, недостаточная связь < широкой
музыкальной общественностью, отрыв
музыкального творчества от общей
советской культуры грузинского на-
рода, отсутствие критики и самокря-
ТИКИ.

В прениях по докладам выступило
девятнадцать деятелей музыкальной
культуры. Они подвергли резкой кри-
тике работу Союза советских компо-
зиторов Грузии и отметили. серьезные
недостатки в деятельности. Управле-.
	лухе наролных традиции
		стья». Слушая ее, отчетливо пред-
ставляешь себе нашу цветущую Ук-
раину. Мы ясно чувствуем в этой пес-
не звучание украинских мелодий. То
же можно сказать и о песне М. Фрад-
кина «Ой, Днитро», Композитор насы-
тил ее украинскими интонациями. В
свою песню «Смуглянка», танцоваль-
ную по своей природе, я, кроме DVC-
ских интонационных элементов, вло-
жил молдавские и венгерские народ-
ные мотивы. Таким образом, произо-
шло обогашение песни интонациями
музыки других народов.
	Многие композиторы союзных И
автономных ребпублик (например Та-
тарской АССР) пишут современные
советские песни, точно’ копируя или
используя старинные интонации песен
своего народа, не обогащая их твор-
чески. Такая песня, хотя она в какой-
то мере и бытует в данной республи-
ке, все же становится ограниченной
и не выходит за ее пределы.
	В чем популярность песни «Сули-
ко»? Ее поет и русский, и грузин, и
украинец. Значит, несмотря на то, что
эта песня грузинская и в ней сохранен
национальный колорит, она близка и
понятна не только грузинам, но и всем
другим народам страны. Возьмем ряд
популярных песен М. Блантера. Такие
русские по своей прироле песни, как
«Катюша», «Пол звездами балкански-
ми» ассоциируются у меня, с русской
народной песней «Коробейники». Ком-
позитору удалось хорошо ощутить
народную атмосферу этой русской
песни и поновому использовать ее на-
родные интонации в своих песнях.
	Русский народ создал великолеп-
ную песню о Ермаке. Мы должны
создать такие же популярные песни
о героях советского народа. Для это-
го композиторам нужно глубже об-
щаться с народом, изучать его прош-
лое, а, главным образом, нашу совре-
менность.
	Некоторые композиторы в погоне за
внешним ‘успехом, за тем, чтобы пес-
ня быстро «запелась», насышают свое
творчество легкими, фривольными ин-
тонациями. К сожалению, мы еще не
изжили в своем творчестве мелкобур-
жуазных вкусовых пережитков. К че-
му. например, прекрасный хор. русской
песни под руководством А. Свешни-
кова популяризировал старую песню
шансонетку «Ласточка». В эту песню
попытались внести новый текст, но
кафешантанная музыкальная суть
осталась в ней прежней,
	И еще один животрепешущий во-
прос хочется мне поднять — о компо-
зиторе и поэте. От творческого co-
дружества наших композиторов и
поэтов будет зависеть создание новых
советских песен. которых ждет OT
нас народ. М. Исаковский, А. Сурков,
Л. Ошанин, А. Софронов, Е. Долма-
товский и др. создали прекрасные
тексты. Но, к сожалению, подавляю-
щее большинство поэтов плохо вла-
деет музыкальной формой песни, ро-
манса, баллады. Чаще они пишут сти-
хи на готовую музыку. Необходимо,
чтобы наши поэты изучали музыкаль-
ное классическое наследие и наше <о-
временное музыкальное творчество.
Поэты обязательно должны изучить
	природу песни и овладеть музыкаль-
	ными формами. [огда у нас появятся
новые замечательные тексты, органи-
чески связанные с музыкой.

Несколько слов о своем творчестве,
Я давно работаю в области песни. Но
теперь я хочу перейти к другой, более
сложной форме — созданию совет-
ских романсов, баллал. дуэтов, трио.
Это нелегкая задача. Когда я полно-
стью овладею этой новой для себя
формой, то попытаюсь приступить к
работе над оперой,
	На предстоящем Всесоюзном ¢ e3ne
композиторов мы в числе других во-
просов будем обсуждать проблемы
советского песенного творчества, По-
этому мне хочется воспользоваться
предс’ездовской трибуной и выдви-
нуть несколько положений о путях
развития, советской массовой песни,
	За 30 лет существования советского
государства в нашей стране появи-
лись и получили общенародное приз-
нание многие массовые песни. По ©во-
ему идейному содержанию, поэтиче-
скому словарю, выразительности, спо
собам построения образа советская
песня далеко шагнула вперед. Но, к
сожалению, если сравнить музыкаль-
ный язык песен советских композито-
ров, их мелодии, хоровое изложение,
гармонизацию с народными песнями,
то мы должны признать нашу COBeT-
скую песню музыкально обедненной.
	Народная песня всегда была массо-
вой, хоровой, Она распевалась артель-
но, на разные голоса. А как пели на
Волге бурлаки? Один из них запевал,
другие дружно подхватывали,
	Так и сейчас поют. Бозьмите, к
примеру. фабричных работниц. Запоет
одна из девушек высоким голосом,
песню подхватывают две другие ра-
ботницы с низкими голосами, а. там,
слышишь, вскоре возникают подголос-
ки. Звучит многоголосная песня. В
этом проявляется музыкальная ода-
ренность советских людей, любовь к
хоровому пению.
	Народные русские, украинские, гру-
зинские песни (двух и трехголосные)
всегда возникали на основе богато
развитого хорового искусства. Вспом-
ним популярнейшую песню «Ермак»:

Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии блистали...
	И тут же хор на несколько голосов
подхватывает дальнейший напев пес-
ни:
	...И беспрерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
	Такое же хоровое начало мы нахо-
дим и в русской народной песне на
слова Лермонтова «Бородино». А кто
из нас не знает замечательной класси-
ческой украинской народной песни
«Реве тай стогне Дншр широкий»! Ка-
кие великолепные музыкальные обра-
зы в украинских песнях на слова Та-
раса Шевченко — «Думы мои», «За-
пов» и ДР.
	Наша советская песня по преиму-
ществу одноголосна, зачастую © ппи-
митивной мелодией. Мы, композито-
ры-песенники, утеряли хорошую клас-
сическую традицию коллективной
песни хорового распева, противопоста-
вив ей одноголосную унисонную: пес-
ню, которая нивелирует голоса пев-
nos. Такие советские песни, как «По-
люшко, поле» Л. Книппера или «Про-
щанье» братьев Покрасс, популярны и
любимы народом. Но эти песни не хо-
ровые и поются в массе по инерции в
один голос.

Речь идет о фактуре песни, об обед-
нении ее хорового начала. У. нас, в
среде композиторов, существует не-
дооценка важности народного творче-
ства и в особенности старых народ-
ных песен.
	Сейчас нужно сосредоточить вни-
мание на восстановлении утерянной
традиции хорового пения. Ведь мы
музыкально воспитываем наше моло-
дое поколение, начиная со школьной
скамьи. Я хочу сказать, что если`му-
зыкант-педагог обучает школьников,
то’он должен учить ребят не только
одноголосному, но и двух-трехголос-
ному пению. Тогда у наших учеников
появятся желание и навыки петь хо-
ром. Это не домыкел. Ноезжайте в на-
пу колхозную деревню — na Украи-
	А. НОВИКОВ
o
	ну и в Белоруссию, или в Литву, Лат-
вию и Эстонию. Там хоровые олимпи-
ады проводятся, как народные празд-
ники. Вспомним также, что наши
профессиональные народные хоры, ан-
самбли и капеллы, в том числе хор
имени Пятницкого, тоже поют много»
голосно. Практика многоголоеного пе-
ния повышает вокальную культуру
певцов, развивает народные дарова-
НИЯ, .

Мы, композиторы, должны преоло-
леть существующую в этом отноше-
нии косность и создать песни богатого
хорового звучания,
	Меня, как композитора-песениика,
остро волнуют эти вопросы. Как я
себе мыслю дальнейшие пути разви-
тия советской песни? Наши критики
справедливо отмечают, что советская
песня в музыкальном отношении ча-
сто стандартна, что в ней одни и те
же повторяющиеся интонации, что
если композитор и опирается В,
песне на бытуюшие в народе по-
певки, то вносит в них ‘очень немно-
го своего, творческого, Это один из
основных вопросов — вопрос об инто-
национном музыкальном развитии со-
ветского песенного творчества. Нас
могут спросить, где же искать для
песен новый, свежий интонационный
материал, откуда должна притти ин-
тонационная новизна советской песни?
В музыкальную интонацию советской
песни вошло многое и от русской
крестьянской песни, и от песни ре-
волюционного подполья. и от песен
рабочей окраины. Однако наряду с
этим в нашу песню вошли. интонации
городских и мещанских псевлонарод-
ных песен, а также и западных, впи-
тавших в себя обороты танцовальных
форм — фокстротов, блюзов, танго.
Все это имеет место сейчас в совет-
ской песне. р
	Мне кажется, что до сих пор ком-
позиторы очень мало изучали и твор-
чески преломляли в своих песнях ин-
тонации подлинно народного творче-
ства. созданного’ гением народов —
русского, украинского,  грузинокого,
белорусского и других.

Я могу привести ряд положитель-
ных примеров, когда наши компози-
торы удачно используют для своего
творчества опыт народной песни.
Возьмите, к примеру, песню И. Дуна-
евского из фильма «Искатели сча-
	Творческие
		Состоялось первое заседание вновь
избранного правления Союза совет-
ских композиторов Украины. Предсе.
дателем правления союза избран за-
служенный деятель искусств УССР
Г. Веревка, заместителем председате-
ля А. Штогаренко и ответственным
секретарем правления А. Филипенко.
		Закончил работу пленум Оргкоми-
тета Союза советских композиторов
Узбекистана. В течение трех дней
композиторы, музыковеды, работники
музыкальных театров при участии
представителей музыкальной общест-
венности Москвы и братских респуб-
лик Средней Азии обсуждали <состоя-
ние музыкального творчества в Узбе-
кистане,
	Участники пленума вскрыли ряд
серьезных ошибок в фаботе союза и
консерватории. Отмечен недостаток
общеобразовательных и специальных
знаний у большинства молодых ком-
позиторов. Среди них наблюдается
пренебрежительное отнощение к изу-
чению трудов русских и западноевро-
пейских музыкальных классиков.
	Среди музыкальной молодежи —
много мелодистов. Обладая музы-

кальными способностями, имея все
возможности ликвидировать свою му-
зыкальную неграмотность, они не счи-
тают нужным совершенствовать свое
мастерство. Пренебрежение к учебе
привело к застою‚в творчестве даже
таких ведущих композиторов, как
T. Садыков, М. Левиев и другие.
Многие произведения узбекских ком-
позиторов примитивны.

Серьезный отпор со стороны участ-
ников пленума получили выступления
музыковеда Т. Вызго и преподавателя
консерватории М. Семенова, которые
взяли под защиту: формалистические
тенденции в творчестве. композиторов
Г. Мушеля и В. Кацнельсона. Оши-
бочным ‘было выступление молодого
мелодиста  Сааткулова,  призывав-
шего композиторов о отказаться OT
многоголосной музыки, а также пы-
тавшегося отрицать заслуги русских
музыкальных деятелей в развитии Уз-
бекского музыкального искусства.

Резкой критике была подвергнута
работа Оргкомитета союза.

С большим интересом ‘участники
пленума выслушали речь проф. М. Ф.
Гнесина, посвятившего свое высту-
  Henne разоблачению формалистиче-
‚ ского течения в творчестве советских
композиторов и путям дальнейшего
  развития музыкального искусства.
	На пленуме выступил секретарь ЦК
KII(6)¥3. no пропаганде и агитации
тоз. Вахабов.

Участники пленума приняли реше-
ние, в котором намечены мероприятия
по развитию музыкального искусства
в республике.

Для участия в работе первого Все-
	союзного сезда композиторов участ-
ники пленума избрали 20 целегатов.
	ТАШКЕНТ. (Наш корр.).
	цептуре, не боясь, что его упрекнут
в старомодности, его музыка стано-
BUTCH действительно художествен-
ной, поэтической в полном смысле
этого слова. Вторая, медленная часть
симфонии, например, превосходна. Те-
матический материал ее отличается
мелодической полнотой, рельефно-
стью и красотой рисунка, и типиче-
ская для формалистских сочинений
болезненная ущербность мелодиче-
ского развития отсутствует здесь
совершенно. Мелос, и именно нацио-
	нальный азербайджанский  мелос,
здесь налицо, равно как и в третьей
части — полном огня, живом, темпе-
	раментном маленьком скерцо.

Органическая связь 2-й симфонии
Кара Караева с национальной азер-
байджанской песней и народным тан-
цем не подлежит ни малейшему
сомнению, как и то, что именно язык
народной азербайджанской музыки
является родным языком творчества
Караева, композитора  действитель-
но крупного дарования.

3-я симфония Джовдета Гаджиева
(партнера Караева no сочинению опе-
ры «Вэтэн», удостоенной Сталинской
	премии), едва ли не столь же ода-
ренного, как Караев, композитора,
вдобавок виртуозно владеющего
	техникой оркестрового письма ока-
залась на поверку бездушно холод-
ным формалистским «изобретением»,
в котором немногие искры поэтиче-
ского вдохновения немедленно гас-
нут в атмосфере какой-то мертвенно-
кукольной механичности.

Уже в первой части симфонии
Д. Гаджиева можно было удостове-
риться, что само по себе использова-
ние народной темы еще не есть п”на-
цея от формализма. Эта народная те-
ма налицо в сочинении Гаджиева,
но в разработке эта тема выглядит
скорее, как восковой, пестро рас-
крашенный муляж, нежели исполнен-
ная горячей жизненности народная
танповальная мелодия. Нарочитая ис-
кусственность, скребущая жесткость
гармоний, декадентское, вымученное
«варварство» в трактовке темы, Ges.
душная механичность в манере пнсь-
ма заставляют вспомнить некотобые
обработки Бела Бартока. Как же
случилось, что. молодой и талантли-
вый композитор так  школьнически,
так раболепно подчинился чуждым
образцам, так исковеркал свое  соб-
ственное дарование? Ведь во второй
части симфонии Д, Гаджиев, найля
красивую мелодическую тему, умул-
рился ее изукрасить такими гармо-
ниями, что мы сразу же вспомнили
блестяшее определение такой музыки
	ЛЕНИНГРАД, (Наш корр.). Отде-
ление Союза композиторов проводит
творческие отчеты членов союза. В
Выборгском доме искусств KOMCO-
мольский актив города обсуждал
творческий путь И. Дзержинского.
Состоялась также встреча В. Соловь-
ева-Седого со студентами Горного ин-
ститута.
	В Выборгском доме культуры будет
проведен концерт из произведений
композиторов, пишущих для оркест-
ров народных инструментов и обраба-
тывающих народные песни. Намечено
исполнить произведения А. Емелья-
нова, Н. Леви, М. Матвеева, Г. Носо-
pa, Ж. Пустыльника, Ф. Рубцова,
О Чишко.
	В. ближайшее время состоится встре-
ча композиторов. с руководителями
хореографических кружков для обсу-
ждения вопросов, связанных © созда-
нием танцовальной музыки.
		байджана, необходимо отметить ^`ор-
тепианный концерт Ашрафа Абасова
(в отличном исполнении  пнаниста
Бреннера); Этот двухчастный концерт
также. национален по языку, причем
/ народные азербайджанские темы; ‘Как
‚мы в этом убедились, отлично «укла
дываются» в формы большого инстру-
ментального концерта. Однако партия
концертирующего инструмента в’ пер-
вой части написана крайне слабо.
	Гораздо лучше оказалась вторая
часть. Сочное мелодическое дарова:
ние автора позволяет ему быть весь:
ма изобретательным, и, например, от-
личное мелодическое соло фортепиа-
но, а затем нарядное. блестяще-пом-
пезное вступление оркестра произво-
дят здесь прекрасное впечатление.
Оркеструет Ашраф Абасов очень
хорошо, и, как нам думается, ему сле-
довало бы развить вторую часть кон-
церта в самостоятельный концерт-
штюк, что (не мешает заметить) тем
более правильно, что ‹с первой частью
эта вторая состоит лишь в самом про-
блематическом ролстве.
	Излишне говорить о том, что краг-
ковременное (на протяжении всего
нескольких дней) пребывание в Азер-
байджане не дает нам права. претен-
довать на исчерпывающую оценку CO.
временного состояния азербайджач-
ской музыкальнсй культуры. Однако
и того немногого, с чем нам. удалось
познакомиться, достаточно ‘для того,
чтобы констатировать несокрушимое
здоровье, наличие предпосылок для
подлинного цветения советской музы:
калыной культуры Азербайджана. Де:
кадентский формализм затронул сво-
им тлетворным дыханием творчество
некоторых азербайджанских компози:
торов, но глубоких корней ему пу:
стить не удалось, несмотря на то, что
одностороннее увлечение  бестексто:
вой, чисто инструментальной музыкой
налицо и в азербайджанской действи-
тельности. Впрочем, как известно, ко
личество оперных и всякого pola
сольно- и ансамблево-вокальных про:
изведений, написанных азербайджан:
скими композиторами, также доволь-
но значительно.

Можно не сомневаться, что asep-
байджанские композиторы в борьбе
за выполнение исторических требова:
ний, формулированных в постановле:
нии ЦК ВКП(б) от 10 февраля
1948 г., будут в первых рядах совет
ских музыкантов и добьются создания
во всех областях музыкального твор
чества Азербайджана полноценных,
высококачественных произведений,
достойных советского народа.
	себя недюжинным колористом. умею-
	щим извлекать из ансамбля необходи-
мые краски, даже как-будто бы и
недостающие при отсутствии духо-
вых инструментов. В превосходно иН-
струментованных второй-и третьей
частях симфонии временами казалось,
что в оркестре звучат кеманчи и та-
ры. хотя это были все те же скрипки
и эффект тара достигался обыкновен-
ным риркаю струнных. Эти приемы
были как нельзя более удачны и
придавали сочинению, целиком напи-
санному на национально-азербайджан-
ском музыкальном языке, в характер-
ных интонациях, также и тембровые
краски национальной музыки,

По адресу Амирова раздавались
упреки в недостаточно национальном
азербайджанском колорите его сочи-
нений. Правда, это относилось глав-
ным образом не к симфонии памяти
Низами, а к двойному концерту для
скрипки и фортепиано < оркесттом,
который мы также слышали в записи
на тонфильм (в отличном исполнении
скрипача Айвазова, пианистки Фари-
ды. Кулиевой, под управлением Ния-
зи). . .

Концерт для. скрипки и фортепиано
< оркестром Фикрета Амирова можно
считать недостаточно самостоятель-
ным по манере, — в нем сильно ощу-
щаются влияния инструментальных
концертов Хачатуряна, в особенности
скрипичного концерта (но временам
сходство прямо-таки «цитатное»), но
нет никаких оснований видеть в этом
сочинении какие бы то ни было следы
космополитизма. По языку оно бес-
спорно национально, хотя и много в
качественном отношении уступает
симфонии памяти Низами.

Вообще мы бы не сказали, что кос-
мополитические элементы обнаружи-
вались по крайней мере в тех произ-
ведениях азербайджанских композито-
ров, которые нам довелось слушать.
Симфоняческая поэма «Бахрам гур>
Мутхеда Ахмедова —<очинение, отли-
чающееся четкой программностью, яс-
ностью и образной выразительностью,
хотя и не без технических недостат-
ков, двойной концерт Сулеймана Але.
скерова для виолончели и фортепиано
с оркестром—также сочинение техни-
чески не очень сильное, но во всяком
случае не лишенное интереса и об-
наруживающее несомненное и значи.
тельное дарование его автора, ‹ все
это — произведения по языку вполне
народные,

Из других произведений азербайд-
жанских композиторов, с которыми
нам удалось, познакомиться во время
пребывания на пленуме ССК Азер-

заметки 00 азербайлуканской музыке
		Подобно многим другим советским
национальным музыкальным KYJIbTY-
рам, культура Советского Азербайд-
жана одновременно и очень молода и
очень стара. Ее подлинный Ренессанс
начался лишь в недавнее время, и его
возникновение — уже непосредствен-
ный результат ленинско-сталинской
национальной политики.

В интереснейшем исследовании 06
основах азербайджанской народной
музыки Узеир Гаджибеков совершеч-
но прав, утверждая, что  «азербайд-
жанская народная музыка прошла
болышной путь развития и на сегод-
няпний день, благодаря самым благо-
приятным условиям, созданным ‹о-
ветской властью, достигла своего рас-
uBeTa>.
	В нашей статье мы намерены гово-
рить исключительно о ‘музыкальном
	творчестве младшего поколения азер-
байджанских советских композ: в.
По вине прежнего руководства Upr-
комитета Союза советских композито-
ров и Комитета ю делам искусств
творчество азербайджанской комнози-
торской молодежи известно у нас не
так хорошо, как оно этого заслужи-
вает. И об этом нельзя не пожалеть.
Такая невольная замкнутость, несом-
ненно, принесла немалый вред моло-
дым композиторам Азербайджана. Она
открыла доступ формалистским влия-
ниям на их творчество.

Вполне понятно огромное волнение,
охватившее азербайджанскую музы-
кальную общественность в связи с ис-
торическим постановлением LK
ВКП(б) об опгре «Великая дружба»
В. Мурадели. Предс’ездовский пленум
Союза советских композиторов Азер-
байджана целиком проходил под зна-
ком этого постановления. Надо от-
дать должное азербайджанской KOM-
позиторской общественности—в двух-
дневной дискуссии, происходившей на
пленуме, она показала себя наилуч-
шим образом. В докладе заместителя
председателя союза Кара Караева и в
выступлениях большинства участни-
ков пленума большевистская, смелая
самокритика звучала полным голосом,
Молодые, в большинстве, участнн-
хи пленума безбоязненно вскрывали
недостатки и собственного творчества
и творчества своих товарищей. Впро-
чем. то же можно сказать и о речах
старших композиторов, профессоров
Азербайджанской консерватории, KO-
торая, к слову сказать, гораздо. менее
повинна в Фформалистском увечении
	ее подражание — увертюре-фантазии
«Ромео и Джульетта» Чайковского.
Упреки эти не совсем справедливы. В
том, что молодой композитор избрал
моделью для своего сочинения «Ро-
мео» Чайковского, еще нет подража-
тельности, — в музыкальной ткани
«Лейли и Меджнун» нет и следа ко-
пирования мелоса Чайковского, а <ю-
жетное родство поэмы Низами и дра-
мы Шекспира несомненно.

На наш взгляд, «Лейли и Медж-
нун»— очаровательное сочинение, про-
никнутое поэтическим духом сказа-
ния, разрабатывавшегося чуть ли не
всеми великими поэтами Востока,
Музыка увертюры-фантазии почти це-
	ликом построена на материале на-
	родного азербайджанского  мелоса,
хотя цитатного материала в ней поч-
ти нет. Небольшое по об’ему произ-
ведение Караева заслуживает самого
пристального внимания наших сим-
фонических коллективов, которым,
к слову сказать, надо бы больше
интересоваться образцами националь-
ной музыки и не одного только
Азербайджана.

Гораздо более сложным  произве-
дением является пятичастная 2-я
симфония Кара Караева, в адрес ко-
торой раздавались серьезные упреки
в формалистских вывихах. Mar
слышали в исполнении оркестра
Азербайджанской филафмонии толь-
ко четыре части этой симфонии (ди-
рижировал ими, как и всеми другими
прослушанными нами сочинениями,
Лео Гинзбург). Однако упреки в
формализме могут быть признаны
справедливыми только в отношении
первой части симфонии Караева. Эта
Часть написанная, так сказать, Ш
по с\а5зко в форме токкаты, от-
личается тем не менее крайней неяс-
ностью и запутанностью плана, а
главное, странными и ничем не оп-
равданными наслоениями звучностей,
в быстром движении сливающихся в
какой-то  неприятно-немузыкальный
шум, «блужданиями» по ступеням.

Искусственность,  неорганичность
этих приемов для творчества Кара
Караева очевидны хотя бы по тому,
что они характеризуют только пер-
вую часть симфонии и совершенно
исчезают в последующих трех ча-
стях. Там, где композитор пишет,
свободно подчиняясь внутреннему
творческому побуждению и не наси-
`луя себя соглаено модернистской ре-
	В. ГОРОДИНСКИИ
Oo
	молодых кадров, нежели Московская
консерватория. Мы убедились в этом,
прослушав ряд сочинений воспитанни-
ков бакинских профессоров, в частно-
сти, проф. Зейдмана, Чумакова и др.

Из этого вовсе не следует, что все
на пленуме азербайджанского Союза
композиторов обстояло благополучно.
Были и ошибочные выступления, но в
здоровой творческой обстановке, с0з-
давшейся на пленуме, эти ошибки не
проходили незамеченными, не говоря
уже о том. что по формалистским от-
клонениям в творчестве отдельных
композиторов на пленуме был открыт
настоящий критический огонь, невзи-
рая на лица и положение и имя ком-
позитора.
	На пленуме много говорилось 9
формалистских увлечениях таких да-
ровитых художников, как Джовдет
Гаджиев, Кара Караев, Султан Гад-
жибеков, о технической слабости не-
которых сочинений Мутхеда Ахмело-
ва и Сулеймана Алескерова и других
товарищей. Непримиримость к малей-
шим отклонениям от линии художест-
венного реализма и народности в
творчестве сослужит  полезнейшую
службу азербайджанским композито-
рам уже тем, что в дальнейшем вос-
препятствует появлению формалист-
ских рецидивов.

По мастерству и талантливости сре-
ди молодых композиторов Азербайл-
жана одно из первых мест занимает
Кара Караев. Этот молодой, блестяще
одаренный художник, по высокой тре-
бовательности к себе, основательности
музыкальной и общей культуры мог
бы послужить об’ектом подражания
для иных московских композиторов,
‘подчас слишком избалованных преж-
`девременной и не слишком оправдан-
НО СВОЙ о
	Мы, участники делегации Оргкоми-
тета ССК, ознакомились с двумя ‹о-
чинениями Караева—увертюрой-фанта-
зией «Лейли и Меджнун» и 2-й
симфонией. Оба эти произведения,
очень разные по характеру, представ-
ляют, на наш взгляд, весьма значи-
тельный интерес. .
	Увертюра-фантазия «Лейли и Мед-
	жнун» подвергалась в Баку довольно
резкой критике, главным образом, 34