>

и
	Праматург
	Трудно представить себе крупно-
	го драматического писателя, который
не связал бы свою судьбу с актера-
ми, не думал, не тревожился о твор-
честве тех, кто в силах вдохнуть в
образы пьесы новую, необычайно бо-
гатую жизнь. Подлинный художник-
драматург видит в актере не просто
«исполнителя», а творца, не «посред-
ника» между собой и зрителем, а со-
ратника, друга. Творческая дружба
драматурга с актером — свидетель-
ство расцвета драматургии и театра,

А. Н. Островский, посвятивший
свою жизнь национальному русскому
театру, прекрасно знал особенности
актерского творчества. Как известно,
Островский непосредственно помогал
актерам создавать сценические обра-
зы, своим изумительным чтением
пьес и отдельных ролей он раскры-
вал перед исполнителями характеры
героев, их тончайшие  психологиче-
ские и жизненно-бытовые черты,
«Каждому лицу он давал такую об-
рисовку; что актеру легко было вос-
производить замыслы автора. ...Арти-
сты благоговейно слушали его», —
вспоминала актриса Н. С. Васильева.
	шой любовью человека, глубоко заин-
тересованного в расцвете русского
театра. Эта любовь ничего общего не
имела с безликой восторженностью,
CO сниходительным отношением к
слабостям, недостаткам в актерском
творчестве. Эта любовь была требо-
вательной и суровой. «..я всю свою
деятельность и все свои способно-
сти, — писал А. Н, Островекий, —
посвящал театру, и в том круге арти-
стов, которого я был центром, по-
стоянно старался поддерживать лю-
бовь к искусству и строгое и честное
отношение к нему».
	Великий драматург учил актеров
	искусству реализма. Воплощая обра-
зы его пьес на сцене, актеры тем са-
мым уже проходили прекрасную шко-
	лу реалистического искусства. Глу-
бокая и меткая социально-бытовая
характеристика представителей раз-
личных классов и сословий русского
общества, уменье вскрыть процессы
жизни в их противоречиях и столкно-
	вениях. ясный, «обнаженный» анализ
	психологии героев — все это восия-
тывало в актерах чувство художест-
	венной правды, стремление к просто-
	те и естественности исполнения. С
законной гордостью драматург пи-
сал: «Школа естественной и вырази-
тельной игры на сцене, которою про-
славилась московская труппа и кото-
рой представителем в Петербурге
был Мартынов, образовалась одно-
временно с появлением моих первых
комедий и не без моего участия».

Островский очень высоко ценил
творческую деятельность актеров,
силу благотворного влияния их. ис-
кусства на общество. «Театр, — пи-
сал он, — для огромного большинст-
ва публики имеет воспитательное
значение, публика ждет от него. раз’-
яснения моральных и общественных
вопросов, задаваемых жизнью». Кри-
зис театрального искусства в России
(70—80-е годы) вызвал ‘у драматур-
га тревогу и горячее стремление по-
мочь отечественному театру вырвать-
ся из плена пошлого, убогого. репер-
туара, складывавшегося из безвкус-
ных, «развлекательных» пьес, авто-
ры которых нередко склонны были к
рабскому копированию  иностран-
ных образцов. Островский предлагает
	-езакатное солнце
русской сцены
	Вряд ли найдется в ° Островского. На прак-
нашей стране театр,

не обращавшийся к А. ЯБЛОЧКИНА ие. Ba.

богатому наследию © рования великого дра-
	Островского. Ocrpos-

ского играют в самых отдаленных
уголках Советского Союза — в За-
карпатской Украине и на Камчатке, в
Ереване и в порту Игарка. Незакат-
ное солнце русской сцены освещает
своими лучами театральную  жизиъ
всех наролов нашей многонащиональ-
ной державы. -

В моей памяти сохранились две дав-
ние встречи с А. Н. Островским. Ког-
да я еще двенадцатилетней ученицей
впервые увидела его, он читал отры-
BOK Из одной из своих пьес. Мои
театральные впечатления тогда еще
были очень невелики. И все же, ког-
да Островский читал, перед глазами
возникали, как живые, персонажи его
произведения. Выпукло, ясно и точно
звучало каждое слово, и за речью
чувствовался характер.

В 1886 году молодые артисты Ма-
лого театра показывали свои первые
работы. В зале был Островский. Он
видел меня в отрывках из «Грозы» и
«Горе от ума». Помню, моя Катерина
ему не понравилась. В 17 лет я, ко-
нечно. не в силах была сколько-ни-
будь убедительно сыграть эту боль-
шую, исполненную глубокого. драма-
тизма роль. Но за исполнение роли
Лизы в «Горе от ума» Островский
меня похвалил и хотел даже зачис-
лить в драматический класс. Но вско-
ре.он умер, и мне не довелось учить-
ся под его руководством.

Однако я прошла другую школу
Островского — школу, драгоценнуе
для каждой артистки. Мке посчаст:
ливилось сыграть 23 роли в 16 пьесах
	актеры
	сицей и пошлостью, царящими на
сцене. Он прекрасно понимает, какая
глубокая связь существует между
творчеством актеров И драматургов.
	Низкие художественные вкусы акте-
	ров-ремесленников влияют на драуа-
тургию. поощряя Крыловых стряпать
обывательские пьески, приучают зри-
теля к пустому, чисто-развлекатель-
ному искусству, а с другой стороны,
бупжуазный, «по-европейски одетый
зритель», презирающий все русское,
сочувствующий «пошлым намекам и
остроумию самого низкого сорта»,
этот зритель диктует свои неэсте-
тические требования драматургам и
актерам, и Островский считает необ-
ходимым противопоставить вкусам
этой части публики высокое, содер-
жательное, умное искусство.
	В истории русского сценического
	искусства — 8 острой борьбе реализ-
ма с реакционной романтикой и нату-
рализмом, с беспринципным, лакей.
ским подражанием худшим образцам
западного искусства — большое и
почетное место принадлежит Остров-
скому-праматургу, теоретику, воспи-
тателю актеров. Театральные взгля-
ды Островского представляют огром-
ный интерес для новой эстетики на-
гиего театра.
	оруженные самым передовым, HUME
мунистическим мировоззрением, ‘по-
новому, глубоко и остро вскрыли со-
‘циальные противоречия эпохи Ост-
ровского. Самые блестящие примеры
широкой типизации образов Остров-
ского — это Градобоев Тарханова,
это Хлынов Москвина. Можно сме-
ло сказать, что впервые в сцени-
ческой истории Островского благо-
даря замечательному исполнению
этих мастеров сцены появились по-
HATHA хлыновщина и градобоевшина,
как социальные явления, характерные
для России 60-х годов, ставшей на
путь капитализма.
	Советские художники с огромным
вниманием отнеслись к тем образам,
история которых, по сути ‘дела, яв-
ляется прямым обвинением эксплоа-
таторскому обществу. Подчеркивая
в личной драме Катерины, Ларисы,
Негиной, Юлии Тугиной и других
героинь их страстное стремление к
счастью, их борьбу за человеческое
достоинство, за право на бескорыст-
ное и свободное проявление чувств,
советские актрисы стремятея как
можно глубже передать гуманистиче-
скай характер творчества Остров-
ского.

Нашим актерам предстоит еще ска-
зать свое настоящее и большое слово
о таких героях Островского, как Ме-
лузов, Жадов, Несчастливцев и др.
Почему их нерелко изображают мел-
ко, упрощенно, боясь смелых красок,
почему их преврашают в своеобраз-
ных «чудаков»? Речь идет не о том,
чтобы исказить историческую правду,
затушевать слабости этих образов.
Советскому актеру, как художнику
передового общества, дана возмож-
ность видеть лучше, зорче, чем сце-
ническим деятелям прошлого. ‘Ион
обязан воспользоваться этой счастли-
вой возможностью. Он должен ‘дать
почувствовать всю силу священного

‚огня защитников правды, которые в

меру своих сил подняли голос против
лжи эксплоататорского общества.
		учит
	С. ЗАМАНСКИИ
®
	Здесь существенно другое: без «стра-
стей, бури», без глубоких пережи-
ваний, внутреннего огня, правды
чувств искусство мертво. Эту же
мысль: можно встретить и в письмах
и дневниках Островского. Драматур-
га, например, не удовлетворяет ис-
кусство мейнингенцев, ибо у них
только блестяще разработана «внеш-
няя правда», и ничтожна «внутренняя
правда».
	Ратуя за страстность и глубину
	чувств, великий драматург отнюдь
не был защитником творчества по
наитию, так называемого «нутра».
Островский придавал огромное зна-
чение актерской стехнике, «Арти-
сты, — писал он, — полагающиеся на
то, что их вывезет роль (т. е. одарен-
ные естественностию), почти всегда
погрешают: в холодных-и обыкновен-
ных местах роли (а таких мест не из-
бежит ни один автор) они выходят
из роли, ибо у них не заложено при-
готовлением в душе типа, и они оста-
ются сами собою».
	кусства актера художественной прав-
ды, верности жизни. «Нужно, чтобы
актеры, представляя пьесу, „.умели
жить на сцене». Но верность дейст-
вительности не означает ее повторе-
ния, копирования. Островский вы-
ступает против натурализма в твор-
честве актера. Необходимо не прими-
тивное сходство с действительностью,
а художественное ее воплощение.
Зритель испытывает огромное. эсте-
тическое наслаждение от актерской
игры, когда правда жизни раскрыта в
ее самых значительных, существен-
ных проявлениях, художественно ос-
MBIC eka.
	Драматургия Островского полна
сильных чувств. Разве трагические
	образы Катерины, Ларисы, Кручини-
ной, Незнамова, сатира «Доходного
места», «Мудреца», «Волков и овец»,
«Горячего сердца», «Леса» — это не
тот самый страстный, искренний Te-
	атр, © котором говорил Островский?
Много, очень много теряют актеры и
режиссеры. которые не могут вы-
	рваться из круга глубоко неверных
	представлений об Островоком, как о
великом жанристе, и любуются лишь
выигрышными бытовыми деталями!
Они невольно проходят мимо самого
главного, драгоценного — неувядае-
мой поэзии страстей, светлых. чувств,
свойственных многим героям Остров-
ского — простым русским людям. об-
ладающим большим. духовным богат-
ством.
	Великий драматург неоднократно
говорит о выразительности актерской
игры. Естественность и жизненность
в сценическом исполнении он тесно
связывает с красочностью, яркостью.
Сколько гнева в словах Островского,
обращенных против футинеров, ремес-
ленников, бездарных любителей, для
которых «искусство — He служение,
не серьезное дело, а только забава».
Островский глубоко  встревожен
упадком актерского искусства в те-
атре 70—80-х годов, потерей про-
	матурга. В его твор-
честве нашли глубокое и яркое отра-
жение черты жизни русского общест-
ва во второй половине прошлого века.
Но Островский не был простым бытс-
писателем. Его драматгческий гений
проникал к самым истокам человече-
ских переживаний, он рисовал протест
искренних чувств против косного 06-
пественного строя и всегда стоял на
стороне угнетенных, бедных людей,
изображал их сочувственно, < лю-
бовью, которую мы ощущаем до сих
пор.

Островский близок и понятен совет-
ским зрителям. Его правдивая и
страстная ‘драматургия побуждает ак-
теров создавать на подмостках театра
образы доходчивые, выразительные,
живые. В каждой его пьесе столько
благодарного, свежего, пропитанного
соками жизни материала для актер-
ского творчества! И главное, в его
произведениях всегда звучит тема
борьбы против старого уклада жизни,
борьбы за утверждение человеческой
личности. В наши дни эти мотивы при-
обретают новое и еще более сильное
звучание. Мы, актеры, вместе со зри-
‘телями оглядываемся в прошлое, в
«мир Островского», и с глубоким со-
чувствием следим за судьбой его
светлых героев, боровшихся против
«темного царства».

Вот почему Островский близок и
дорог и нам, артистам Малого театра,
который часто называют Домом Ост-
ровского, и всем актерам советской
земли, и миллионам зрителей, напол-
няющим залы театров Союза.

ворчества

Сцена из пьесы А. Н. Островского .
стоты» в Государственном драмати!
лин). Турусина — арт. Мари Мальд]

В ТЕАТРАХ БР

Островский писал: «Национальный
театр — есть признак совершенноле-
тия нации так же, как академии, уни-
верситеты, музеи». Красочность и
многообразие постановок пьес Oc-
тровского на сценах республик СССР
являются ярчайшим подтверждением
этой мысли. Не только в столицах и
больших городах. но и в аулах Даге-
	стана, кишлаках Средней Азии, горах
Алтая, степях Башкирии, на Камчат-
кеи в Бурят-Монголии зрители с вол-
	нендем следят за судьбой героев Ост-
ровского. Еще перед войной на сце-
нах театров братских республик еже-
годно шло до 2000 спектаклей Ост-
ровского. В дни Великой Отечествен-
ной войны интерес к Островскому
значительно возрос. Образы русской
классической литературы стали осо-
бенно близки и дороги широчайшим
массам братских народов. Островский
верил в будущее русского народа, в
красоту человеческого духа вопре-
ки всем уродствам и порокам кренпо-
	стнической Яй буржуазной леистви-
		Сцена из пьесы А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно про-
стоты» в Государственном драматическом театре «Эстония» (гор. Тал-
лин). Турусина — арт. Мари Мальдре и Машенька — арт. Бенита Отти.
	ТЕАТРАХ БРАТСКИХ НАРОЛОВ
	Замечательная артистка узбекской
сцены Capa Ишантураева создала
интереснейший образ Ларисы — тро-
гательной, тонкой, поэтичной девуш-
ки. Однако и в этой хрупкой натуре
живет отвращение к компромиссу,
мечта об идеале любви и человече-
ском достоинстве.

Армянский драматический театр
издавна связан с русской сцениче-
ской культурой. Недаром театру при-
своено имя писателя Сундукяна, ко-
торого называли армянским Остров-
ским. Постановка «Бесприданницых»
является первой режиссерской рабо-
той известного артиста этого театра
Гургена Джанибекяна. Он сумел соз-
дать стройный ансамбль исполните-
лей и заново прочесть ряд извест-
ных, имеющих давнишнюю традицию
образов драмы. На армянской сцене
мы увидели замечательного Паратова
— Маляна и Робинзона — Авета Аве-
тесяна.

С огромным усНехом в различных
театрах Союза идут «Без`вины вино-
ватые»“ Мы видели в роли Кручини-
ной актрису Грузинского театра им.
Руставели Чхеидзе, поражающую ес-
тественностью, простотой своей игры.
Мы знаем другую замечательную
Кручинину — армянскую — актрису
Жасмен с ее неповторимым звучным
голосом и трагедийным дарованием.

В репертуаре. украинских драмати-
ческих театров Островский давно’ за-
нимает почетное место. ° Большим
праздником явилось ^ возобновление
после войны спектакля «Последняя
жертва» в Киевском театре им. Фран-
ко. Харьковский театр им. Шевченко
оставил B памяти блистательный
дуэт Аркашки — Крушельницкого и
Несчастливцева-—Антоновича в «Ле-
се».

С особым интересом ‘в последние
годы относятся к-наследию Остров-
ского театры Латвии, Литвы, Эсто-
нии. Русская классика была здесь из-
гнана со сцены в дни фашистской
оккупации. С тем большим увлече-
нием работают актеры над  обличи-
тельными, сатирическими комедиями
Островского в наше время. На ла-
тышской сцене с успехом идут «Вол-
ки и овцы» и «Таланты и поклонни-
ки». Руководитель театра «Эстония»
в дни смотра русской классики, в
1946 году, рассказывал о том, что в
театрах Эстонии обычно одна пьеса
идет не больше 15 — 18 ‘раз, тогда
как спектакль «На всякого мудреца»
в постановке народного: артиста Хуго
Лаура прошел в Таллине свыше
40 раз при переполненном зале. Та-
лантливо играли Айно Тальви — Ма-
маеву и Каарел Карм — Глумова.

Островского продолжают  перево-
дить и ставить в театрах таких наро-
дов, которые только недавно приоб-
щились к профессиональной TeaT-
ральной культуре. Великий русский
классик Островский стал в наши дни
любимым драматургом всех народов
Советского Союза.

А. ЛУБИНСКАЯ.
	Покойный О. Праз- o своем творчестве все-
waasamnyo eMy One Mux. HAPOKOB MAA CONERHOR TOPO
нажды <амим Остров- © Неверно было бы
	подходить к Остров-
скому, как к бытописателю, спокой-
но живописующему нравы замоск-
ворецкой «пучины». Да, он глубокий
реалист-эпик, как характеризует его
Гончаров. Но его эпос поднял глубо-
кие социальные пласты, его эпос исто-
ричен и действенен. В этом его сила.
Островский знает, видит и чувству-
ет живую плоть изображаемого чело-
века. Это — писатель необыкновенной
человеческой доступности, это—под-
линный народный писатель. Он не па-
рит над жизнью, он погружается сам
в эту жизнь, ощущает всю ее кипя-
щую стихию. ее темное и светлое,
смешное и трогательное, негодуя и
смеясь от всей полноты своего чело-
веческого сердпа. :
Еще могущественнее, плодотвор-
нее сказывается эта сила на актере.
Как легко и радостно воспринимается
слово Островского; слово: -необычай-
ной емкости, жизненной силы и прав-
ды. Оно никогла не кажется выдуман-
ным. оно взято из жизни и вместе с
тем художественно многогранно, пе-
вуче, красочно, полно ‘разнообразней-
ших оттенков. Нет решительно ника-
кой надобности выбирать, особесно
выделять и «подавать» со сцены ка-
кие-либо эффектные выражения и
слова — это только ослабит убеди-
тельность самого образа.
	«Гроза» в Севастопольском театре
Фото Л. Яблонского.
	ским историю рожде-

ния знаменитого образа актера — Ат-
кашки в «Лесе» и Робинзона в «Бе-
приданнице».

Где-то в одном из приволжских го-
родов. Островский встретился с озло-
бленным циником-актером, обладав-
шим всеми замашками неуважения не
только по отношению к окружающей
среде, но и к собственной профессии.
В этом житейски просто нетерпимом

-суб’екте- великий ‘драматург почуял
скрытую драму крушения, быть мо-
жет, богатых когда-то возможностей.

С великим трудом Александр Ни-
колаевич залучил этого актера к се-
бе в Шелыково. Островскому уда-
лось отогреть его и раскрыть простую
человеческую душу. «Аркашка» про-
сто и непринужденно рассказал писа-
телю о своей печальной судьбе, и в
пьесах Островского мы видим  чело-
века. живо вызывающего наше <очув-
ствие.

Этот биографический штрих свиде-
тельствует о том, что Островский
всегда стремился постигнуть самую
природу описываемых им людей, глу-
боко верил в человека и старался най-
ти главное в нем.

Великий художник, раскрывший мир
безмерного человеческого самодурст-
ва и одичания. исследователь недр
«темного царства», сам он шел -в

Каждая встреча с великим рус-
ским драматургом является значи-
тельным событием в жизни нацио-
нального театра и в творческой био-
графии актеров-исполнителей. Работа
над реалистическими образами, стрем-
	ление проникнуть в их внутренний
мир широкий показ жизни, хХаракте-.
	мир. широкий показ жизни, Характе-
ров, типов — все это `обогащает. Ha-
циональную культуру и расширяет
возможности театра. В высшей степе-
ни положительную роль сыграли по:
становки «Без вины виноватые» и
	«На всякого мудреца» в истории Гру-
	зинского театра им. Руставели,
«Гроза» и «Бесприданница» в Азер-
байджанском театре им. Азизбеко-
за, «Бесприданница» в Узбекском
театре им. Хамза, Армянском театре
им. Сундукяна. и многих других.

Лучшие постановки Островского
на сценах национальных театров ув-
лекают своеобразием, свежестью и
новизной истолкования главных его
образов. Актеры вносят в спектакли
многое от свойственного им  нацио-
нального стиля. но вместе с тем обо-
гашают и изменяют свою’ обычную
манеру. Они играют Островского,
как актеры нашего времени,
эпохи, мировоззрения. Они ищут в
его произведениях то, что близко и
дорого современному зрителю,—тог-
да рождается настоящее искусство,
творческий успех.

Так, народная артистка Фатьма Кад-
ри в Театре им. Азизбекова велико-
лепно играет Катерину в «Грозе» и
Ларису в «Бесприданнице». Она вно-
сит в свою игру характерную для
азербайджанцев музыкальность, пла-
стику движений, выразительность.
Ее Катерина — сильная натура, чи-
стая, яркая, Артистка с большим так-
том владеет своим артистическим
темпераментом. Внешне сдерживаемые
чувства говорят о глубине характера
и о беспокойной внутренней жизни.
Душевная драма Катерины: в финале
потрясает зрителя.
	пы ооразцов. лы ЗРЯ aor ]
ессио ного MacTepcTBa, безвку-
создать в Москве новый театр, под-  Ф CCHOHATBHONY стер На
		линно народный, демократичный, на-
циональный. «Такой театр с честным,
художественным, здоровым народным
репертуаром необходим для москов-
ской публики, она давно. его ждет.
Такой театр был бы поистине наукой
и для русского драматического ис-
кусства. Мы должны начинать снача-
ла, должны начинать свою родную
русскую школу, а не слепо итти за
французскими образцами и писать по
их шаблонам разные тонкости, ияте-
ресные только уже пресыщенному
вкусу».

В пьесах А. Н. Островского среди
героев, которые поднимают свой го-
лос нротив угнетения, социальной не-
справедливости, являются страстны-
ми поборниками правды, мы видим и
актеров. .

Вспомним, с каким воодушевлени-
ем Несчастливцев призывает Ажсю-
ту стать актрисой; «Ты знаешь бури,
знаешь страсти... О! Если половину
этих сокровищ ты бросишь публике,
театр развалится от рукоплесканий».
Смешно было бы отождествлять на-
ивную романтику Несчастливцева с
идеями самого автора. Конечно, Ос-
тровский и не думал утверждать, что
достаточно человеку в жизни по-
знать «бури, страсти», чтобы он мог
стать артистом, художником сцены.
		На репетициях пьесы «Певольницы» А. П. Островского в 1еатре имени
Ермоловой. На фото: слева — Евлалия Андреевна — арт. М. Волкова
и Софья Сергеевна — арт. Н. Тополева; справа — Стыров — арт. В. Ле-
		карев и Коблов — арт. И. Прокофьев.
	его герои, в пословицах и поговорках,
которые так часто становятся загла-
виями его произведений.

Консервативная критика дворянской
и буржуазной России ненавидела
Островского. за сатирическое изобра-
жение господствующих классов стра-
ны. Царская цензура всячески пресле-
довала Островского. Она запретила
постановку «Своих людей», к которым
ему пришлось со скрежетом зубовным
приделать «благонамеренную» pas-
вязку. В первоначальном виде он смог
свою пьесу увидеть на сцене только в
1881 году, т. е почти через полвека
после ее написания! Именно царская
цензура заставила Островского устра-
нить из «Бедной невесты» важный об-
раз девушки из народа Дуни. Именно
она запрешала «Доходное место»,
«Воспитанницу», «Грозу». Все этобы-
ли акты расправы с драматургом, отра-
зившим в своем творчестве страдания
и борьбу народа,

Пьесы Островского оказали несом-
ненное воздействие на позднейшую
русскую драматургию. Ее традициям
верен Найденов; который в «Детях
Ванюшина» изображает усугубляю-
щийся распад старозаветной купече-
ской семьи, т. е. разрабатывает тему,
поставленную Островским еще в
«Своих людях» и «В чужом пиру по-
хмелье». Психологическая по своему
рисунку «Бесприданница» уже пред-
вешает собою скорое появление че-
ховской «Чайки». В образе первого в
русской литературе «босяка» Любима
‘орцова, страстно тоскующего по
«работишке», предчувствуются уже
некоторые мотивы горыковского «На
дна».
	О глубокой жизненности типиче-
ских образов Островского говорит и
то, что Ленин в своих сочинениях
много раз обращался к наследию ве-
ликого русского драматурга. Он
пользовался образом «Доходного ме-
ста» для характеристики  ренегатов
типа Суворина, буржуазных политика-
нов, эсеров и меньшевиков — людей,
которых буржуазия подкупает  «до-
ходными местечками». Ленин неодно-
кратно использовал в своих статьях и
	Сцена из пьесы А. Н. Островского
Черноморского флота.
	речах такие характерные выражения
Островского, как «самодур», «страш-
ные слова», «жупелы». Образ Гита
Титыча Брускова (которому жена го-
ворила «Никто, батюшка, Кит Китыч,
не смеет вас обидеть. Вы сами всякого
обидите») припоминаются Лениным и
тогда, когда он полемизирует с «эко-
номическим гфомантизмом», и тогда,
когда он разоблачает идеологов рус-
ского капитализма. «Это, — указывал
Ленин, — исконная точка зрения рос-
сийских Китов Китычей, которые при
найме какого-нибудь «учителишки»
руководятся прежде всего. и больше
всего рыночными ценами на данный
вид профессиональных услуг».
	Создатель национального русского
репертуара, Островский в то же вре-
мя является виднейшим мастером. мя-
ровой драматургии ХПХ века. В про-
тивовес Западной Европе русская
драматургия ХГХ века была тесно
связана с освоболительной борьбой
своего народа. Островский. саздавал
национальный русский театр, противо-
поставляя его глубоко энигонской
драматургии Скриба и-его школы. О
последней он говорил: «Французские
пьесы не лучше наших, — они только
ловчее сделаны; зато ради этой лов-
кости французы жертвуют правдой
и стыдом, на что русский писатель не
решится». Всемирное значение театра
Островского неоспоримо. Оно заклю-
чается не только в прогрессивности
эстетических принципов Островского,
не только в высоком идейно-художе-
ственном уровне его пьес, но и в том,
что изображавшиеся Островским жиз-
ненные Конфликты продолжают ха-
рактеризовать собою растленный мир
буржуазных «демократий» Европы и
Америки.
	Место Островского — в ряду вели-
чайших комедиографов человечества,
в одном ряду с Шекспиром и Лопе
де Вега, Мольером и Гольдони. В его
творчестве воплощены  благородней-
шие черты русского’ национального
характера и мечты народа’о cnpapery
JMBOH и честной жизни.
	показывает «героев времени» — хищ-
ных дельцов, для которых человек —
всего лишь об’ект купли и продажи.
В эту пору сочувствие Островского
более, чем когда-либо, принадлежит
простым русеким людям, честным и
независимым 110 своим убеждениям.
«Кабы любовь-то была равная с обеих
сторон, так слез-то бы не было. Бы-
вает это когда-нибудь?». Этот скорб-
ный вопрос Ларисы таит в себе глу-
бокий смысл. «Отличительную черту
русского нарола» Островский опре-
делял, как «отерашение от всего...
личного, эгоистически отторгшегося
от общечеловеческого». Вот ` почему
протест, выраженный устами Катери-
ны и Параши, Несчастливцева и Ме-
лузова, Кручининой и Незнамова, от-
ражает в себе протест всего русского
народа, закабаленного в «темном цар-
стве». Островский раскрыл этот про-
тест и в сфере любви, делающейся
жертвой бессерлечного чистогана. Он
показал, что в буржуазном обществе
подлинно глубокие натуры,  пПодоб-
ные Ларисе, обречены на гибель и
торжествуют циничные хищницы вро-
де Глафиры в «Волках и овцах».
Громадна роль, сыгранная Остров-
ским в создании русской драматуп-
гии, реалистической по своему стилю
и подлинно национальной по тесней-
шей своей связи с интересами русско-
го народа. Реализм и народность пьес
Островского раскрываются во всех
сторонах его драматургического ме-
тода. Островский переносит центр тя-
жести своих драм и комедий с «ин-
триги» на характеристику социальных
обстоятельств, определяющих ‹обою
характер и общественное поведение
человека. Его пьесы подлинно нацио-
нальны и по языку, творчески воссоз-
дающему речь различных классов, И
по своим формам комического: гнев-
ная сатира по адресу насильников сов-
мещается в пьесах Островского со
спокойным, добродушным и бесконеч-
но оптимистическим юмором. Драма-
тург обличает во имя передового иде-
ала, он твердо уверен в его’ грядущем
торжестве. Пьесы Островского отра-
жают в себе народные представления,
выраженные в песнях, которые поют
	Островский и русская культура
А ПЕЙТЛИН
		ство, — писал драматург на склоне
лет, — бессильно только над душами
изжившимися; но над ними и все бес-
сильно. Свежую душу театр захваты-
вает властною рукой».
	Островский энергично боролся за
репертуар, который былбы обращен к
широчайшей, подлинно народной ауди-
тории. «Русские авторы, — писал он
в одной из своих театральных 3anu-
	сок, — желают пробовать свои силы.
	перед свежей публикой... для которой
требуется сильный драматизм, круп-
ный комизм, горячие искренние чув-
ства, живые и сильные характеры».
«Драматическая поэзия, — добавлял
он, — ближе к народу, чем все другие
отрасли литературы; всякие другие
произведения пишутся для образован-
ных людей, а драмы и комедии —
для всего народа».
	Эти вдохновенные идеи националь.
ного русского театра формировались
в эстетике Островского под явствен-
ным влиянием Гоголя и особенно Бе-
линского. «Крупный комизм» сатиры
Островского проявился уже в его пер-
вой болышой комедии «Свой люди—
сочтемся», в которой он так гневно
заклеймил мошенничество и деспо-
тизм. Правда, в написанных вслед за
этим произведениях Островский под-
пал под влияние славянофилов и
сильно смягчил свое обличительство,
за что и подвергся суровому с<уду
	Чернышевского. Идеализация патри-
	архального купеческого уклада в
его творчестве была непродолжи-
тельной. В  «Доходном месте» и
	особенно в «Грозе» Островский воз-
вратился к прежней резко обличи-
тельной манере, обогащенной, однако,
теперь образами людей, самоотвер-
женно борющихся за свой идеал. По
классической формуле Добролюбова,
Островский изображал в это время не
только «темное царство» насилия И
произвола, но и первые «светлые лу-
чи» народного протеста, Революцион-
	Александр Николаевич Островский
пришел в русскую. драматургию в ту
пору, когда з ней наблюдался осо-
бенно резкий разрыв между веяниями
реализма и старыми, обветшавшими
традициями: Как ни велики были
творческие достижения Фонвизина.
Грибоедова и Гоголя, они еще не бы-
ли к 40-м годам поддержаны их уче-
никами. Русская сцена продолжала
оставаться в руках таких «масте-
ров»  ложно-романтической тра-
гедии, как Кукольник и Ник, Поле-
вой. Белинский недаром уподоблял
репертуар театра своего времени «вы-
сохшему полю. на котором ни былив-
ки», полянке, покрытой «грибами и
дождевиками».

Русская национальная культура ну-
ждалась тогда в драматурге, который
закрепил бы принципы’ реализма и
народности на нашей сцене, который
решительно возглавил бы борьбу за
реалистический репертуар. Таким дра-
матургом и был Островский, отдавший
любимому делу сорок лет вдохновен-
ного творческого труда. Гончаров
	справедливо писал’ Островскому ›в.
	1882 году: «Литературе Вы’ принесли
в дар целую библиотеку художест-
венных произведений, для сцены соз-
‘дали свой особый мир. Вы олин ло-
строили здание, в основание которого
положили ‘краеугольные камни’ Фон-
визин, Грибоедов, Гоголь. Но только
после Вас мы, русские, можем с гор-
достью сказать: «У нас есть свой рус-
ский, национальный театр; Он,’ по
справедливости, должен называться:
«Театр Островского».

Наследство, оставленное ‘Остров-
ским русской драматуогии.— гранли-
озно. Он писал бытовые «пьесы из
жизни», исторические хроники, драмы,
комедии, — этому последнему жанру
Островский отдал особенно много
внимания и сил. Беспредельно широка
	созданная Островским галлерея дра-   нои роли
‚матических образов. Мы найдем злесь   тывающего
самые различные слои русского дво- ‘ления ру)
	но-демократическая критика была
глубоко права, увидев в образе Кате-
рины нравственно сильную личность,
которая нашла «в себе решимость по-
кончить с этой гнилой жизнью, во-
что бы то ни стало!..».
	Так пути Островского сошлись в
60-е годы с путями самого передового
течения русской общественной мысли
прошлого века—с революционной де-
мократией. Разумеется, самого Ост-
ровского никак нельзя считать нено-
средственным участником этого дви-
жения: в своей личной идеологии он
был лишь «постепеновцем». Однако
Островского <ближал с этим движе-
нием его глубокий и последователь-
ный демократизм. Брошенная Ост-
ровским еще в 1850 году формула ©
том, что русская публика ждет от
театра «своего суда над жизнью», не-
сомненно перекликается с знаменитой
формулой Чернышевского об искус-
стве, произносящем «приговор» над
явлениями жизни.

Островский порывает в эти годы
связь со славянофильским «Москвитя
нином». Он печатает ряд своих пьес
в «Современнике», тринадцать раз его
комедии появляются на страницах
«Отечественных записок». Деятельно
сотрудничая с революционной демо-
кратией, Островский назызает Щел-
рина «пророком», а Некрасова — «на-
стоящим народным поэтом», умеющим
«любить» народ и «сердцем чувство-
вать его нужды».
	Естественные стремления русского
народа продолжают быть центральной
темой Островского и во второй поло-
вине его творческого пути. В «Горя-
чем сердце» он дает нам как бы но-
вый вариант «Грозы», в котором, од-
нако, героиня не гибнет, а побеждает
самодуров. В комедии «На всякого
мудреца довольно простоты» Остров-
ский < поистине шедринской фезко-
стью клеймит дворянскую реакцион-
ность и карьеризм, в «Бешеных день-
гах», «Волках и овнах», «Талантах
я поклонниках», «Бесприданнийе» он
	рянства — легкомысленных «искате-
лей невест», светских прожигателей
жизни, развратных и лицемерных по-
мещиц. Мы найдем эдесь и широкую
вереницу старозаветных купцов, не-
вежественных и жадных до наживы
«самодуров». Вместе с тем, драматург
изобразил и буржуазию нового типа—
крупных дельцов типа Беркутова и
Кнурова, хищников, которые цинично
попирают злементарные права чело-
века. Островский превосходно изобра-
зил столичное чиновничество и про-
винциальную администрацию — при-
помним образы Градобоева и  Тютова,
а также чиновников «Доходного’ ме-
ста», среди которых первое место за-
нимает характерная фигура Юсова,
Островскому мы обязаны многими
картинами из мешанской жизни (ко-
медии «Старый друг лучше новых
двух», «Не было ни гроша, да вдруг
алтын», пьеса «Пучина» и др.). Нако-
Hen, именно Островский создал мно
жество образов, представляющих тру-
довую интеллигенцию: к ним принад-
лежат студенты Жадов и Мелузов,
провинциальные актеры Несчастлив-
цев и Кручинина и другие.
Беспредельная по своей широте кар-
тина русской жизни проникнута у
Островского демократическим и глу-
боко прогрессивным идеалом. Остров-
ский боролся за «искренность талан-
та», которую он определял, как «чи-
стоту представления и воспроизведе-
ния жизни во всей ее непосредствен-
ной простоте». Являясь безусловным
противником безидейного буржуа.
ного театра, в котором «искусство до-
станется на жертву спекуляции»,
	Островский был убежден в громад-
ной роли искусства театра, воспи-
тывающего новые и новые поко-
ления русского народа.  «Искус-