СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
			фантазией Эйзенштей- сти рассмотреть, например, то, как из.
	лагает автор «Очерка» историю Pop-
мирования в киноискусстве стиля со-
циалистического реализма. Но мимо
одной методологической ‘и политиче-
	ской ошибки Н. Лебедева, связанной.
	с проблемой «национальной кинемато-
графии», пройти невозможно.

Глава пятая, носящая название «На-
циональная кинематография народов
СССР», начинается. со следующего
заявления автора: «До сих пор речь
пала о русской кинематографии...»
(стр. 229). Заявление поистине неожи-
данное, потому что, говоря в трех
основных. главах книги о зарождении
и развитии советского киноискусст-
ва, автор ни разу не ставит перед со-
бой вопрос о его национальной форме.
Это было бы еще кое-как понятно,
если бы речь шла вообще о советском
киноискусстве, т. е. о братском со-
трудничестве многих национальных
отрядов кинематографического искус-
ства, в котором русский отряд зани-
мал и занимает ведущее место. В
этом случае многообразие националь-
ных форм можно было, так сказать,
считать чем-то само собою разумею-
щимся. Но коль скоро речь, как ока-
зывается, шла о русской кинематогра-
фии, совершенно недопустимым CTa-
новится полное умолчание о нацио-
нальной ее форме.
	H. Лебедев пишет: «Развитие наци-
ональной по форме и социалистиче-
ской по содержанию кинематографии
отдельных республик зависело от мно-
гих причин: от отсутствия националь-
ных кинокадров республики, от степе-
ни ее электрификации (определявшей
в известной мере развитие киносети),
но. главное, — от уровня культуры и
искусства данной национальности.

Народы, уже имевшие в прошлом
известные (подчеркнуто нами. —
В. С.) накопления в национальной ли-
тературе и искусстве, быстрее нала-
живали национальное производство
фильмов...» (стр. 229).

Оставим Н. Лебедеву в его личное
пользование такой «фактор» развития
«национальной по форме и `социали-
стической по содержанию кинемато-
графии», как электрификация. Важнее
то, что он говорит об «известных ча-
коплениях». Если учесть, что выра-
жение это применяется им, в частно-
сти, к культуре украинского, грузин-
ского, армянского и других народов
СССР, т. е. к культурам, имеющим
многовековую историю, то тон разго-
вора получится явно неуместным.
	Н. Лебедев пишет: «К сожалению,
отсутствие интереса к проблеме наци-
ональной формы можно обнаружить и
у молодых украинских режиссеров,
выросших на Украине и никогда не
работавших вне ее.
	Таковы Г. Тасин, › Г. Стабовой, Г.
Гричер, А. Соловьев, “Л. Корлюм и
другие. Учась у приезжих режиссе-
ров и подражая им, режиссерская мо-
лодежь Киевской и Одесской студий
более охотно берется:за постановки
фильмов, посвященных  «общесоюз-
ной» тематике» (стр. 939),
	Так и сказано: «общесоюзной» те-
матике. Оказывается; что стремление
к «общесоюзной» тематике‘и есть тот
грех, в котором обнаруживается «от-
сутетвие интереса к проблеме нацио-
нальной формы». Не нужно думать,
что. автор оговорился. ‘Расшифровав
путем рассказа: фабулы двух’ картин
(«Два дня», «Ночной извозчик») свое
понимание «общесоюзной». тематики,
Н. Лебедев заключает: «Но даже эти
лучшие (до появления картин.А. Дов-
женко) немые фильмы украинского
производства не были, украинскими ни
по содержанию; низпо Форме тр.
235). г

Читатель, может а спросит: ка:
кими же? Ответ, очевидно, один’ —
«общесоюзными» и по ‘форме и по <о-
	держанию, - р ~

Конечно, написание истории” совет-
ской кинематографий — дело- значи-
	тельно более легкде. чем написаниё
	истории философии: Но, как видно,
	указания товарища Жданова о кол-
лективной работе. по! созданию фунда-
ментальных исторических трудов H
учебных кгиг приложимо и к «Исто-
рии кинематографии»- Во всяком слу-
чае, если бы книга  Н:; Лебедева яви-
лась предметом обсуждения не в го-
товом ее виде, а в рукописном, чита-
тель получил бы не апологию фор-
мализма, а серьезную работу по исто-
рии кино СССР.
	разыгрывает в Народном театре глу-
пейший фарс собственного изготовле-
ния — «Дом в Монтевидео».

На подготовку этих спектаклей за-
трачивается минимальное время. Еще
бы, ведь «звезды» торопятся. Через
полтора-два месяца у них наступит
срок контракта с другим театром.

Нужно ли доказывать, ° насколько
	губительна эта система театрального

бизнёса для подлинного искусства.
	бизнеса для подлинного искусства.
Большинство актеров прежнего На-
родного театра превратилось в без-
личных и равнодушных профессиона-
лов сцены, переносящих заштампован-
ные приемы из одной серийной поста-
новки в другую.
	Некоторые передовые актеры пы-
	тались дать отпор растленному влия-
нию капиталистического театрального
<бетриба». Один из самых лучших ма-
стеров современного. австрийского те-
атра, ‘актер-коммунист Карл Парила,
с непревзойденным блеском  сыграв-
ший в Народном театре роли ремес-
ленника Квекзильбера в пьесе Раи-
	мунда «Мастер барометров на вол-
пебном острове» и Глумова в пьесе
Островского «На всякого мудреца
	довольно простоты», смело выступил
против нового курса Народного теат-
ра. Но Парила не нашел поддержки и
вынужден был уйти, чтобы вне стен
Народного театра продолжать борьбу
за народное, прогрессивное искус-
ство. Е ы

От прежнего Народного театра не
осталось и следа, Он превратился в
серое, стандартное зрелищное пред-
приятие, каких десятки в Вене, в Па-
риже, на Бродвее. _
‚ Так жестоко поплатился Хенель за
свое  малодущие. Te «серьезные»
спектакли, которые время от време-
ни ему благосклонно разрешало ста-
вить коммерческое руководство, про-
ходили бесследно и быстро. исчезали
из репертуара. Театр давно потерял
своего зрителя, того, который руко-
плескал пьесе Юлиуса Гая. Устало-
стью и безразличием веет ото всех
последних спектаклей театра. И если
время от времени промелькнет какой-
либо интересный, острый эпизод, то
он быстро забывается, теряясь ‘в се-
рой однотонности всего спектакля.
Так было с посредственной постанов-
кой пьесы «Он пришел» Пристли, Так
было с памфлетом Евг. Петрова
«Остров мира», сыгранном в штампе
салонной комедии. Так было с одной
из последних работ Народного теат-
ра «Жизнь — это сон» Грильпарцера
— мертвым, формалистическим спек-
таклем, разрешенным` в бредовом,
сюрреалистическом стиле.

В печальной истории Народного те-

= ‚и <
	производства» (стр. o фантазиеи Эизенште!
98), ему выдается пас- В. СУТЫРИН на» (стр. 138), и одно-
порт «традиционали- а временно рабское пю-
ста». > дражание ряда «нова-

В этих рассужде- торов» американской
ниях о новаторстве и традиционализ-, кинематографии выдается за якобы
ме Н. Лебедев, сам того не замечая,   подлинное новаторство советских
покидает позиции марксистско-ленин-   художников. ,
		ской эстетики. Для него любое нов-
шество в. области построения кад-
	pa, монтажа, приемов актерской
игры и даже организационно-про-
изводственных принципов становит-
	ся важнейшим критерием при оп-
ределении роли того или иного ху-
дожника в процессе создания совет-
ской кинематографии. Но отсюда до
формалистских позиций — рукою
подать! Приведем пример.
	Раздел книги, посвященный Л. Ку-
лешову, заканчивается следующими
словами: «Кулешюв, по его собствен-
ному выражению, был «формальным
революционером», но он не был выра-
зителем революционной идеологии
трудящихся масс, не был художником
революции в полном и глубоком смыс-
ле этого слова» (стр. 122). Начинается
же этот раздел так: «В 1929 году вы-
шла книга Л. Кулешова «Искусство
кино». В предисловии к книге его
бывшие ученики... писали:
	«Кинематографии у нас не было —
теперь она есть. Становление кинемз-
тографии пошло от Кулепюва, фор-
мальные задачи были неизбежны, и
Кулешов ‘взялся за разрешение их...
Мы делаем картины, — Кулешов сде-
лал кинематографию».
	`«В этой характеристике, — продол-
жает Н. Лебедев, — большая доля
преувеличения — естественная (? —
В. С.) дань учеников своему учителю.
	Советская кинематография как
большая отрасль культуры и хозяйст-
ва создана, разумеется, не Кулешо-
вым. Она создана партией и совет-
ской властью...
	Но ученики Кулешова в значитель-
ной мере правы, если под термином
«кинематография» они понимают «ки-
ноискусство». В становлении кино
как самостоятельного искусства роль
Кулеизова несомненна» (стр. 111).
	Н. Лебедев на той же 111-й стра-
нице утверждает, что — решение
«важнейшей задачи строительства со-
ветской кинематографии, — задачи
создания советского киноискусства...
в значительной степени связано с име-
нем... мастера из первого поколения
новаторов советского кино — с име-
нем Кулешова».
	В среде советских кинематографи-
стов давно уже перестала пользовать-
ся популярностью формалистская ле-
генда о том, что прародителем совет-
ского киноискусства является Куле-
шов. Давно уже и сам Л. Кулешов
раскритиковал эту легенду, раскрити-
ковал свои старые ошибочные взгляды
на кинематограф. Вряд ли следовало
«гальванизировать» идею о порочном
(формалистском) зачатии советского
кино и тащить ее на. страницы истори-
ческого «Очерка». Но если это уже
сделано, то автору надлежало об’яс-
нить читателю ложность и вредонос-
ность взглядов «куленпювских ученн-
ков», показать формалистскую сущш-
ность их предисловия. Вместо’ этого
	Н. Лебедев сам сжатывается на их
	формалистские позиции.
	Весьма примечательна характери-
стика «Фэксов». За свой манифест
«Эксцентризм» и за свои первые кар-
тины они получают от автора «Очер-
ков» почетное звание «новаторов пер-
вого поколения». Но кому теперь не
ясно, что и первые картины, и «Мани-
фест» Г. Козинцева и Л. Трауберга
представляли собой именно рабское
подражание «американизму».

Историк кинематографии, рисуя
эволюцию мировоззрения творческих
кадров советской  кинематографни,
должен был бы прежде всего показать
всепобекдающую силу воздействия
	коммунистических идеи на масте-
ров советского искусства. Но «исто-
рическая концепция» Н. Лебедева
	уводит его на совсем иной путь.
Автор «Очерка» все дело сводит, по
существу, к процессу своеобразной
«диффузии» — новаторы постепенно
«отказались от отдельных крайностей»
своих теорий, научились кое-чему хо-
рошему у традиционалистов, традици-
оналисты, в свою очередь, позаимст-
вовали кое-что. полезное у новаторов.
Борьба между ними постепенно пре-
вратилась даже в этакое полезное раз-
деление функций: «Традиционалисты
делали репертуар, но не обогащали
искусства. Новаторы обогащали его,
но мало участвовали в создании  ре-
пертуара» (стр. 151). Так сказать,
цех идеологического ширпотреба и
цех — опытных конструкций! Стран-
ная. надо признать, «концепция» для
	историка  марксистско - ленинского
типа.
Читая «Очерк», не перестаешь
	удивляться тому, с какой решительно-
стью отрывает автор процесс разви-
тия советского киноискусства от об-
шего процесса  социалистического
	строительства. В книге, правда, име-.
	ются три обзора жизни советского го-
сударства,  предпосланные второй,
третьей и четвертой главам. Но обзо-
ры эти не имеют никакой органиче-
ской связи с творческой историей со-
ветской кинематографии. Факты и яв-
ления киноискусства не приводятся в
связь с ходом классовой борьбы, с
процессом социалистической  пере-
стройки страны, с историческими побе-
дами социализма. Не прослежено кон-
кретное выражение в практике масте-
ров кино постояннах заботе. партии о
развитии самого важного и самого
массового из искусств. Не прослеже-
на взаимная связь между развитием
кинематографии и смежных искусств.
И это понятно: создав свою историче-
скую концепцию, скатившись на Фор-
малистские позиции, автор, естествен-
но, вынужден рассматривать явления
киноискусства вне их зависимости от
общих закономерносте”? общественно-
го развития.

Критикуя книгу Г. Александрова
«История западноевропейской филосо-
фии», товарищ Жданов, между про-
чим, говорил: «Разделы и главы, из-
лагающие философские воззрения со-
ответствующей эпохи, и разделы и
главы, посвященные изложению исто-
рической обстановки, вращаются в
неких параллельных плоскостях, а
само изложение исторических данных,
причинных связей между базисом и
надстройкой, как правило, дано нена-
учно, неряшливо, не дает материала
для анализа а скорее представляет
плохую справку» (журнал «Вопроеы
	философии» № 1, 1947 г., стр. 263).
	Эти слова, само собою разумеется,
с поправкой на разницу между исто-
рией философии и историей кинемато-
графии приложимы и к книге Н. Ле-
бедева. Так, например, в обзоре, на-
зывающемся «Культурная революция
и кино», скороговоркой сообщив о хо-
зяйственно-политических успехах со-
ветского государства, о росте киносе-
ти, расширении производства фильмов,
о новых партийных .решениях по воп-
росам кино, автор как бы решает, что
он, тем самым, развязал себе руки для
того, чтобы свободно — заниматься
творческими проблемами. И мы снова
вынуждены читать про вековечную
борьбу традиционалистов и новатофов.

В пределах газетной статьи невоз-
можно разобрать все методологиче-
ские ошибки, содержащиеся в книге
	выставка
_бвух мастеров.
	Портрет поэта А. Исаакяна. Ав-
тор — скульцтор Г. Кепинов.
		А. РОММ
°

Появление на одной выставке про-
изведений А. Куприна — одного из
	лучших Пейзажистов нашего времени,
и Г. Кепинова — выдающегося масте-
ра скульптурного портрета, не случай-
но. При всем различии тематики и
творческих темпераментов между вн-
ми есть немало общего. В образах,
создаваемых каждым из них, нет ни-
чего расплывчатого или неопределен-
ного. Им всегда была чужда этюл-
ность, незаверщенность замысла. Обо-
им художникам свойственно настойчи-
вое и плодотворное стремление к пла-
стической гармонии, особенная’. взы-
скательность в выборе выразительных
средств. Но еще важнее другая об-
щая черта — чувство современности.
	Радостные, ’ лучезарные — пейзажи
А. Куприна созвучны ’оптимистиче-

нь SK TT

скому, жизнеутверждающему миро-
ощущению советского человека,
чьи специфические и лучшие свойст-
ва Г. Кепинов раскрыл в серии. пор-
третов современников.

Такая важная историческая поло-
са, как индустриализация советской
страны, вдохновила обоих художни-
ков. Написанные А. Куприным в на-
чале 30-х годов индустриальные пей-
зажи (Донбасс, Баку), сделанные с
подлинным под’емом, относятся К Чи-
слу его лучших творений. Г. Кепинов
поднял в свое время актуальную и
новую для скульптуры тему в много:
фигурной, интересно скомпанованчой
группе’ «Металлургия».

Показательно и то, что. наиболее
впечатляющим произведением скульп-
тора является выполненная в прошлом
году статуя И. В. Сталина. Эта вешь

‚привлекает смелым и своеобразным

решением портретно-героической те-
мы, своей действенностью и пласти-
ческой силой. Скульптор правдиво за-
печатлел мгновенное, очень жизнен-
ное движение. Лицо вождя, озаренное
возвышенной мужественной мыслью,
несокрушимой и победоносной реши-
мостью. исполнено глубокой веры и
убежденности. Такую же жизнен-
ность, психологическую  выразитель-
ность, столь же крепкую и порыви-
стую моделировку находим мы в бю-
сте И. В. Сталина, исполненном
художником еще ‘ло войны. Но в ста-
туе больше величия, творческого 06-
общения, диктуемых характером са-
мого образа.

Образ, <‹озданный Кепиновым, —
одновременно образ мыслителя, чело-
века действия и оратора, но прежде
всего — героический образ победонос-
ного вождя Советской Армии. Эта
статуя — прекрасный итог многолет-
них и терпеливых исканий. Рассмат-
ривая один за другим бюсты. Кепино-
ва, можно убедиться, насколько реа-
листическая трактовка портретной
темы становится с годами все более
глубокой и содержательной.

В каждом новом портрете все яс-
нее выступают существенные черты
характера и благородные свойства,
душевное богатство советского челс-
века. Внешние обобщения, характер-
ные для ранних работ — портрет Ве-
ры Фигнер, несколько жесткий и схе-
матичный, «Женский бюст», стилизо-
ванный под римскую скульптуру, —
сменяются затем подлинно творчески.
ми обобщениями. Каждый новый пор-
трет-свидетельство неуклонно разви-
вающегося у мастера искусства пси-
хологического синтеза. Эта черта по-
лучает свое наиболее полное и совер-
шенное выражение в изображениях
И. В. Сталина и в бюсте Героя Со-
ветского Союза В. Талалихина. где
есть подлинный трепет жизни, в ли-
рическом портрете жены, в исполнен-
ном творческого горения бюсте
художника М. Сарьяна.

Статуарное мастерство Кепинова,
разнообразие его ` композиционных
приемов проявилось как в скульптуре
И. В. Сталина, так и в портретной
фигуре Героя Советского Союза Гро-
мова и в очень интересном проекте
памятника Поликарпову. Необходимо
отметить умение Г. Кепинова при-
дать современной одежде пластиче-
скую значимость < помощью изошрен-
ных приемов лепки.

. 441

Расширение художественного кру-
гозора, углубление содержания, сбли-
жение с действительностью в такой
же мере характерно и для творческого
пути А. Куприна.

Наиболее ценными представляются
его последние работы. Пейзажи пос-
ледних лет глубоко эмоциональны,
природа исполнена жизненного лири-
ческого обаяния. Теперь цветы в на-
тюрмортах А. Куприна действительно
дышат и как будто благоухают. Но
чтобы выразить свое чувство природы
и создать подобные произведения, ху-
дожнику надо было преодолеть пер-
воначальную концепцию. неполноцен-
ную < реалистической точки зрения.
В ранний период для Куприна самым
существенным был показ материаль-
ной  неизменяемости вещей, их
пластической и цветовой значимо-
сти. Этюдность отвергалась, глав-
ной целью была картина. Но ее отли-
	$$4$4444944444494994444944449444944944444444444444444444444444444444444444$+%4+

Семинар театральных
критиков
	периферии

Сегодня заканчивается длившийся
 25 дней семинар театральных крити-
ков периферии, организованный `об’е-
‘динением театральных критиков ВТО.
На семинаре присутствовали 20. теат-
ральных критиков из Саратова, Риги,
Свердловска, Харькова, Грозного,
ir орького, Челябинска, Ростова и др.
’Они прослушали лекции по вопросам
искусствоведения, теорни и практики
театра.

Участники семинара просмотрели и
‘Затем обсудили на семинарских заня*
‘тиях спектакли «Дни и ночи», «Бе-
шеные деньги», «Минувшие годы»,
«Великие дни», «Южный узел» и др.
Свыше 10 дней работал рецензентский
практикум, который вели критики
Л. Малюгин, С. Цимбал, А. Мацкин:
На’ занятиях практикума московские
критики и театроведы подвергли _об-
стоятельному разбору’ рецензии уча-
стников семинара, опубликованные в
местных ‘газетах.

Интересными и плодотворными бы:
ли встречи периферийных театраль-
ных критиков с драматургами Н. По-
годиным, А. Кроном, Г. Березко, ре-
жиссерами А. Попсвым и А. Лобано-
BEIM.

Состоялись встречи: участников се-
минара с отделом литературы и ис-
кусства редакции «Правды», с кол-
лективами редакций журнала «Театр»
и газеты «Советское искусство».
		Ждан, В. Великая Отечественная
война ‘в художественных фильмах.
Госкиноиздат (Библиотека советского
кинозрителя). 112 стр., 12.000 экз.,
3 руб.

Давыденко, И. Василий Иванович
Суриков. 1846—1916. Красноярское
краевое - издательство. 48  стр.,
10.000 экз. 1 руб. 50 коп.

Русские народные хороводы й
танцы. Методический сборник для
работы с детьми. Составила ‘В. Оку-
нева. Институт художественного вос-
	питания Академии педагогических
наук РСФСР. 128 стр., 8.000 экз.,
8 руб.
	Вальберх, И. Из архива балетмен-
стера. Редакция и вступительная
статья Ю. Слонимского. Подготовка
текста и примечания А. Степанова.
«Искусство». 192 стр., 3.000 9x3.,
12 руб. 50 коп.

А. Н. Островский о театре. Запис-
ки, речи и письма. Общая редакция
и вступительная статья Г. Влады-
кина. Примечания К. Д. Муратовой.
Издание 2-е. «Искусство». 240 стр.,
5000 экз.. 17 руб. 50 кон.
	Кипарисова, А. Тула. Издательст-
во. Академии архитектуры СССР
(Сокровища русского зодчества).
68 стр. 12 листов иллюстраций,
15.000 `экз., 5 руб.

Мееровский, В. Организационные
и правовые вопросы  производст-
	ва кинокартин. Госкиноиздат: 72 стр.,
2 000 экз.. 5 руб.
	МОСКОВСКАЯ
ХРОНИКА
	< Комитет по делам искусств. ири Co-
вете Министров СССР утверлил реперту-
арный план Центрального детского теат-
ра на 1948 год. Театр осуществит новые
постановки — «Снежок» Любимовой, «Не
было ни гроша. да вдруг алтын> Остров-
ского, «Два капитава» Каверина, «Снеж-
ная королева» Пварца.
 @ Министерство выстаего образования
СССР вынесло решение о создании в Лат-
вии Государственного театрального ин-
стигута с актерским и режиссереким фа-
ультетами.
$ К 50-летию МХАТ СССР им. Гозького
Дом актера организует ряд творческих
вечеров масгеров театра. 12 апреля со-
стоился творческий вечер К. Еланекой.

$3 Театр сатиры приступил. к работе
нал водевилем Ленского «Лев Гурыч Си-
ничкин»;. Побтановка.: Э. Краснянского,
хуложник Я. Штоффер.

© В Московеком драматическом reat-
ре начались репетиции комедии А. Ост-
ровского «Не в свои сани He садись».
Лостановка Н. Иванова, хуложник
С ПГевалдышева.
	#93 Центральный театр транспорта ста:
вит лраму А. Желябужского «Овод» (по
	одноименному роману Войниз). По-
становшик В. Гольдфельд, худзожних
М. Варпех.
	#3 Московекий театр им. Ермоловой при-
ступил к работе над пьесой П. Павленко
и С. Радзинекого «Счастье» по мотивам
удостоившегося Сталинской премии одно-
именного романа Н. Павленко. Постанов-
ка В. Комиссаржевского.

атра и его руководителя Гюнтера
Хенеля нет ничего из ряда вон вы-
ходящего. Эта обыкновенная исто-
рия говорит о том, что в капитали-
стическом обществе, где все продаж-
но, все оценивается на деньги, для
творчества не осталось места. Истин-
ный прогрессивный художник может
либо бороться с подлым миром нажи-
вы, либо он погибает. переставая ‹у-
ществовать для искусства. В. конце
концов это. понял и Хенель, честный
художник. Он решил поставить пье-
су, которая отвечала бы. на самые
животрепещущие вопросы современ-
ности, волнующие широчайшие мас-
сы народа. Хенель остановил свой
выбор на пьесе Константина Симоно-
ва «Русский вопрос».

Ставить ее в Народном театре бы-
ло невозможно. Народный театр, как
мы уже говорили, расположен в олд-
ном из американских районов города.
Было совершенно очевидно, что мак-
ферсоны и гульды из американской
военной администрации ни перед чем
не остановятся, чтобы сорвать эту по-
становку, а их австрийские  холопы,
засевшие в Народном театре, верно-
подданически помогут своим «бос-
сам».
	Гюнтер Хенель собрал группу про-
прессивных актеров. В нее вошел и
Карл Парила.

Несмотря на чудовищные  препят-
CTBHA, чинимые Хенелю; ‘премьера
«Русского вопроса» в Вене состоя-
лась. Коллектив актеров, руководи-
мый Хенелем, с огромным успехом
сыграл пьесу в помещении кинотеат-
ра- «Скала». Этот яркий, политически
острый, боевой спектакль ‘вызвал: го-
рячее одобрение демократической Ве-
ны и резкие нападки со стороны ре-
акции. у

Вся прогрессивная печать дала во-
сторженную оценку спектакля, от-
метив его, как выдающееся явление в
борьбе за мир и демократию. Лишь
газета правых социалистов «Арбей-
тер Цейтунг»; по обыкновению, яро-
стно обрушилась на прогрессивных
художников, именуя режиссера и ак-
теров «изменниками» °и «предателя-
ми».

Трудно сказать, как сложится в
дальнейшем творческая судьба Гюн-
тера Хенеля. После премьеры «Рус-
ского вопроса» ему официально об’-
явлено, что ‘директорской ‘концессии
в Народном театре он будет лишен,
Несомненно, впереди его ожидает не-
мало испытаний. Важно одно: он сде-
лал выбор, вётал  на единственно пра-
вильный путь — путь борьбы против
реакции.
	Нет необходимости — доказывать
важность написания истории советской
кинематографии. Естественно, что не-
дазно вышедший из печати «Очерк
истории кино СССР» Н. Лебедева не
может не привлечь к себе внимания
всех интересующихся возникновением
и развитием «самого важного и само-
го массового» из искусств.

Об’емистый труд — около сорока
печатных листов — охватывает пери-
од, начинающийся появлением немого
кино в России (1896 г.) и кончающий-
ся моментом возникновения звукового
кинематографа (1930 г.). В книге со-
держится обильный и интересный ма-
териал, который полезно знать моло-
дежи и вспомнить всем, кто непосред-
ственно участвовал в создании совет-
ской кинематографии. «Очерк», как
предупреждает автор в предисло-
вии, имеет «описательный» характер.
Тем не менее элементы исследова-
тельского характера занимают в этой
работе значительное место.
	Мы не ставим перед собой задачи
дать исчерпывающую характеристику
книги. Не будем останавливаться и
на многочисленных деталях — факти-
ческих неточностях, частных противо-
речиях, неправильных формулировках
и т. п. Цель этой статьи — выяснить,
почему длительная и кропотливая ра-
бота привела автора к такой неудаче,
почему он сам, живой свидетель и
участник создания советской кинема-
тографии, изобразил этот Г в
кривом зеркале.

Внимательный анализ книги показы-
вает, что «пружиной», приводившей в
действие «механизм» исторического
развития кинематографа, как тюлага-
ет автор, была борьба двух основных
сил — «традиционалистов» и «новато-
ров». Описание этой борьбы, ее пе-
рипетий, ее результатов и составляет
основное содержание «Очерка».

«Основным водоразделом . между
спорящими группировками служит от-
ношение к традициям русской дорево-
люционной кинематографии. Творчес-
кие кадры разбиваются на два лагеря:
защитников и продолжателей этих
традиций, с одной стороны, и отрица-
телей их, решительных  поборников
новых идей и новых форм, — с дру-
гой» (стр. 95).

Правда, в дальнейшем изложении
автор иногда пытается придать этому
размежеванию видимость политичес-
кой борьбы: «Традиционалисты 06б-
Ходят важнейшие политические темы.
Их фильмы не отражают действи-
тельности», новаторы «...боролись за
новое революционное содержание в
новых революционных формах» (стр.
102). Однако многочисленные факты,
приводимые автором, да и прямые его
высказывания опровергают этот те-
зис. Например, «традиционалист» И.
Перестиани поставил фильм «Красные
дьяволята», который автор «Очерка»
называет «типичным  революционно-
романтическим произведением» (стр.
89). Что же касается одного из глав-
ных «новаторов» — Л. Куленюва, то
его фильмы «не были революционным
(в социально . политическом смысле)
искусством» (стр. 192).
	Как видим, содержание творчества
не имело для т. Лебедева решающего
значения при зачислении одних XY-
дожников в новаторы, а других в тра-
диционалисты. Главный признак —
отношение того или иного художника
	«к традициям русской дореволюцион-
	ной кинематографии». «Долой рус-
скую психологическую драму! — 3a-
являет Лев Кулешюв» (стр. 97), и ав-
тор «Очерка» зачисляет его в «нова-
торы». «Жизнь требует искусство, —
декларирует ленинградец Григорий
Козинцев в сборнике «Эксцентризм»,
— гиперболически грубое, ошараши-
вающее, бьюшее по нервам, откро-
венно утилитарное, механически точ-
ное...» (стр. 97). и автор «Очерка» не-
медленно направляет неистового ‘ле-
нинградца к «новаторам». Если же ре-
жиссер никаких манифестов не издает,
никаких формальных «америк» не от-
крывает, а в лучшем для него случае
всю задачу сволит «к механическому
перенесению в свои фильмы формаль-
ных и технических достижений запад-
ноевропейского и американского кино-

Н. А, Лебедев. Очерк истории кино
СССР. Т. Немое кино. Москва, 1947. Гос-
киноизлат.
	Это было в Вене. В ту пору, когда
по широкому Рингу можно было хо-
дить, не опасаясь, что тебя сшибет
дико мчащийся «джип». Когда в опе-
ре можно было слушать «Свадьбу
Фигаро» без навязчивого аккомпане-
мента чавкающих челюстей соседа,
жующего жевательную резинку. Ког-
да тишину венских кафе еще не на-
рушали пьяные дебоши иностранных
солдат и офицеров. Словом, это было
вскоре после освобождения Вены oT
гитлеровцев. .

В то время в Вене возник новый
творческий коллектив — Народный
театр, возглавляемый прогрессивным
режиссером Гюнтером Хенелем. На-
родный театр с самого начала реши-
тельно выступил против косных тра-
диций буржуазного искусства. Он от-
казался от постановки пошлых, бес-
содержательных пьес, составляющих
так называемый развлекательный ре-
пертуар; от системы безраздельного
господства одного-двух «Kacco-
вых» актеров — «звезд»; OT скоро-
спелой, ремесленной подготовки ёпек-
такля в течение нескольких дней..

Молодой творческий коллектив
стремился нести в широкие народные
массы жизнеутверждающее, здоро-
вое, зовущее вперед искусство, про-
никнутое высокими идеями свободы,
справедливости, прогресса.

Первый же спектакль Народного
театра стал значительным событием
в культурной жизни Вены. Хенель по-
ставил пьесу венгерского драматурга-
антифашиста Юлиуса Гая «Иметь».
Театр ярко обрисовал неприглядный
облик современного капиталистиче-
ского общества. Люди с волчьей мо-
ралью, алчные стяжатели, лицемер-
ные святоши, елейными рассуждения-
ми о божественном предопределении
прикрывающие свое изуверство, пред-
стали на сцене Народного театра.

Разразился скандал. Реакционные
газеты завопили о том, что Народный
театр подрывает устои общества. На
представлениях пьесы нанятые клаке-
ры свистками и улюлюканьем пыта-
лись помешать актерам играть. Прог-
рессивная часть зрителей силой усми-
ряла разбушевавиихся громил. Дело
доходило до форменных потасовок.

А спустя некоторое время до Вены
дошла желтая газетка из Сан-Фран-
циско. В ней было тиснуто «Письмо
из Вены», в котором сообщалось, что
«красный директор» Хенель, «по
указке Москвы» поставил «больше-
		чие от этюда усматривалось ве в ©9-
держательности, а во внешних каче-
ствах, в завершенности композицион-
ного замысла, в закономерности и
разнообразии цветового ритма. Эта
концепция, в сущности, упраздняла
праницы между традиционными жан-
рами. Портрет, пейзаж, натюрморт
сливались в отвлеченном понятии ‘«на-
стоящей живописности». Эмоциональ-
ное начало и познавательная ценность
картины приносились в жертву пред-
взятой и преувеличенной заботе о де-
коративной стороне живописи.

В некоторых экспонатах Куприна

заметны следы ограниченности этой
установки, мешавшей развернуться во
всю ширь его дарованию. Живопис-
ные приемы слишком обнажены в не-
скольких крымских пейзажах и на-
тюрмортах, чересчур  бесстрастных.
Перенасыщенность цвета, заниматель-
ная игра разноцветных пятен, нарочи-
тая неопределенность первых планов
отвлекают иногда внимание зрителя
от наиболее существенного, не созда-
ют цельного и впечатляющего обра-
за. Однако все это — пройденный
отрезок творческого пути, изжитая
теперь декоративная тенденция.
- Новое, живое отношение художника
к нашей действительности сквозит в
вечернем виде Кремля, в замечатель-
ной индустриальной серии 1939-х го-
дов. Проникшись величием всенарод-
ного патриотического труда, укрепля:
ющего могущество социалистической
родины, художник поэтизирует завод-
ские здания и нефтяные вышки, с00б-
шает им монументальную  велича-
вость. Живым и искренним чувством
овеяны многие звенья крымского пей-
зажнотго цикла. В многочисленных ра-
ботах. посвяшенных Бахчисараю, яс-
но сказались восхишение древним
зодчеством, пылкая любовь к оазису,
раснветающему среди каменистых”
громал. Очарование крымского коло-
рита, ясность и прозрачность солнеч-
ной атмосферы переданы художником
< реалистической убедительностью.
Картины Куприна становятся все воз-
душнее; пространственная глубина вос-
создается вернее, чем раныше, наблю-
дательность художника обостряется.
‘Ho что еще важнее —щ впечатления
природы пробудили, наконец, дремлю-
щий лиризм Куприна. Проникновенно
претворяет он романтические мотивы
скал и ущелий, охватывает зорким
взглядом обширные — пространства
крымских предгорий. Чаще пленяют
его теперь не «повседневные» статич-
ные аспекты природы, но красота. за-
катов, и Te поэтические, краткие
мгновения, когда на гаснущем небе
восходит луна — над голубыми даля-
ми гор, вершинами тополей, окаймля-
ющих широкие дороги, или над мор-
ским заливом, замершим в торжест-
венной тишине.

Но лишь в последние годы по-на-
стоящему раскрылась для Куприна
красота русской природы. Такие пре-
восходные вещи, как «Март», «Но-
ябрь» и особенно «Замерзающее 6о-
лото». рождают живой отклик в душе
зрителя, волнуют, трогают своей по-
этичной задушевностью. Подобная
передача состояний природы, выра-
женных в сдержанных, тонко нюанси-
рованных созвучиях, роднит эти под-
московные пейзажи, а также «Феодо-
сийскую бухту» и «Уцелевшие дома
Феодосии» с исконной лирической ли.
нией русского пейзажа. Крутой, хотя
и давно назревший поворот четче об-
наружил масштаб живописного даро-
вания, истинное творческое лино- за
мечательного мастера пейзажа, поо-
`никновенного поэта родной природы. -

Естественно, эта порочная методо-
логия, которой придерживается в сво-
ем «Очерке» Н. Лебедев, решительно
мешала ему правильно разобраться в
фактах и событиях кинематографиче-
ской истории. Именно по этой причи-
не он об’единяет в один лагерь худож-
ников, которые фактически стояли по
разные стороны идейно-творческой
баррикады, и раз’единяет тех, кто. за-
нимал одни-и те же идейно-творческие
позиции. Именно поэтому он непро-
стительно путает всякое формальное
новаторство с подлинным новаторст-
вом в искусстве, т. е. с его. подлинно-
революционными тенденциями, Имен-
но поэтому он в ложном свете изобра-
жает «генезис» тех или иных худож-
ников и путь их творческого разви-
тия.
	Так, например, «Броненосец  «По-
темкин» об’является «синтезом» луч-
ших достижений Вертова и Кулешова.
«органическим сплавом их, дополнен-
	ным огромным талантом и творческой! Н. Лебедева. Мы лишены возможно-
	скусство и бизнес
		левтив лишился своего постоянного
зрителя,
	_ Тогда коммерческий руководитель
выдвинул требование ставить пьесы,
обеспечивающие битковые сборы. На
сцену был извлечен пошленький во-
девиль «В гостинице Белого жере-
бенка», целиком отвечающий мещан-
ским вкусам буржуа: несколько из-
битых комических ситуаций, душещи-
пательная любовная история лихой
трактирщицы и обер-кельнера и по-
дернутое дымкой лирической грусти
сланавое описание счастливой жизни
«доброй, старой кайзеровской Авст-
рии».
	Аенель поставил этот бессодержа-
	тельный водевиль изобретательно, со.
	вкусом. Но, поступившись своей со-
вестью художника, приняв пьесу, ко-
торая могла вызывать в нем лишь
чувство отвращения, он сдал одну из
важных позиций, встал на путь отка-
за от собственных принципов. .
	Водевиль «В гостинице Белого же-
ребенка», разумеется, принес  кассо-
вый успех. Театр был набит спеку-
лянтами и темными дельтами.
	После ‘успеха этого «коммерческого
эксперимента» господин Мюльбахер
изменил на свой лад всю репертуар-
ную политику театра. Раз пьеса при-
носит барыш, надо выжать из спек-
такля все, что только возможно. По-
этому — да здравствует бродвейский
метод серийной постановки. День’ за
днем, неделя за неделей идет одна и
та же пьеса-«боевик». Страшный, ис-
сушающий душу и ум актера капита-
листический метод эксплоатации те-
атра. Искусство — средство выкола-
чивания прибыли.

Для обывателя-буржуа искусство
— либо предмет пустого развлечения,
либо средство щекотания нервов.
Этот зритель импет своих любимцев
актеров. И вот в Народном театре
все чаще и чаше стали появляться
гастролеры. Для них специально ста-
вятся пьесы, они диктуют распределе-
ние ролей — каждая из «звезд» хо-
чет блистать на фоне тусклых по-
средственностей.

Актерский ансамбль постепенно
стал распадаться. На сцене Народно-
го театра стала выступать бездарная
киноактриса Магда Шнейдер в глу-
пейшей пьесе Дюваля «Горничная»,
на смену ей появляется «настоящий
мужчина», пошляк Зигфрид Бройер,
прибывший из Швейцарии Курт Гети
	Борис КРЕМНЕВ
Oo -
	вистскую» пьесу. Письмо заканчива-
лось злобным призывом к расправе. ©
еретическим театром.

Пожелания  заокеанской газетки
были горячо поддержаны в Австрии.
Народный театр, расположенный в
одном из американских районов Вены,
с каждым днем сталкивался © но-
выми трудностями. Например, его то
и дело во время спектакля оставляли
без света. Однако эта мера оказалась
мало действенной. Включались mpo-
жекторы, работавшие от своей теат-
ральной установки, и спектакли без
антрактов доигрывались до конца.

Тогда была сделана попытка уб-
рать Хенеля. Американский «теат-
ральный офицер» в союзе с муници-
пальным советником, правым социа-
листом Афричем, решил снять Хене-
ля с поста директора Народного те-
атра, заменив его некиим Яном, быв-
шим деятелем  геббельсовского ми-
нистерства пропаганды. Однако и эта
затея не имела успеха. Коммунисты
из венского городского управления
решительно запротестовали. Хенель
за короткий срок показал, что он яв-
ляется одним из выдающихся авет-
рийских режиссеров. Творческую био-
графию Яна «украшало» только его
темное политическое прошлое.

Лобовая атака провалилась. Реак-
ционеры перешли к более тонкой так-
тике. Воспользовавшись некоторыми
финансовыми затруднениями театра,
они назначили туда «опытного ком-
мерческого руководителя» — госпо-
дина Мюльбахера. О нем достаточно
сказать, что при гитлеризме он был
директором одного из предприятий
Германа Геринга. Этот «опытный фи-
нансист» сразу же повел дело так,
что экономическое положение Народ-
ного театра стало с каждым. днем
ухудшаться,
	Как известно, австрийский народ
катастрофически нищает. Материаль-
ный уровень трудовых масс падает с
головокружительной быстротой. Го-
лодающий рабочий или интеллигент,
получающий грошовое жалование, не
в состоянии купить билет в театр. С
помощью господина  Мюльбахера
бюджет Народного театра строился
именно с таким расчетом, чтобы кол-

Редакционная коллегия:
В. Г. ВДОВИЧЕННКО
	(ответственный редактор),
	М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ,
Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦКИЙ, А. И. ШАВЕРДЯН.
	ХУДОНЕСТВЕННЫМ ФОНД СССР
	ОБ’`ЯВЛЯЕТ ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС НА ЭСКИЗЫ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА ТЕМУ:
		СТАЛИН — вожди ВКПСб)
	и советского государства“
	Задача конкурса заключается в пгироком привлечении советских худож:
ников к работе над созданием образов величайших людей нашей эпохи -—
р п Е ъ =

Waoesureerm > [ire
	3. И. Ленина и И. В. Сталина:
	Конкурс предусматривает представление эскизов будущих живописных,
скульптурных и графических композипионита А,
	скульптурных фигур — в слелующих
	игине

иционных произведений, портретов и
размерах:
	ороне в каранданте, акварели, туалив,

6) Crew niin 90107 — 100 cM по большей стороне;
6) скульптура — 40—50 см в пластелине, гипсе;
в) графика — 60 сы. но. большей. снова Rn van una.
	Срок представления эскизов — до 18 час. 15 августа 1948 т
	ззанному сроку в А. «о оооАенНияЯ, которые будут представлены к
ззанному сроку и будут удовлетворять условиям конкурса, Правлением
дожественного фонда СССР присуждаются денежные премни и будут да-
°озаказы на исполнение художественных произведений для выставки.

За эскизы композиционных произведений в зкиваннен Ср РА =

a

cn Oe

to: 20 tHe, py6.
по 10 > >
по 8 » >
Tio § » >
	оФигурных скульитурных
	по 15 тые, руб,
Ho 8 » »

по 5 » >

to 3 >.
устанавливаются сле.
	в з тыс, руб.
по5 »
по 3 > >
no2 > »
	нного Фонла СССР of-
	-чназливаются следующие премии:
ве первых‘ премии . .
етыре вторых премии

ТНесть третьих премии
	Четыре поощрительных премии

Е оао

За эскизы живописных по]
пений устанавливаются сл
Две первых премии .
Четыре вторых премии
Четыре третьих премии
	Две поошрительных премии

За эскизы графических композ
дующие премии:

Одна первая премия И

Две вторых upeMHH ., . ,

Три третьих премии . .,

Две поошрительных премии

Для проведения конкурса Прав
разовано жюри.

редселатель жюри — т. Ф Ф

художеств СССР, народный худоя

По вопросам, связанным с уча

Москва, Смоленская-Сенная плоти
	- аа д а ана
БИО — К 5-45-12; издательство — К 1-48-98.

Зак. № 9653;
	и > oe 427
портретных работ и одн
	нь Г С < ЛАС
о о ЗА

топы Хх ПОМИ, аа
Фических композиций и портреты
		oa me. об пабе: 2^ За.) 2 ОВ
урса Правлением Хуложестве
	›. Ф. Федоровский вине-п
удожник РОФСР. лауреат Сталинско
участием в конкурсе, обращаться 1
лощаль, 21, тел. Г 1-68-81 и Г 1-40-66.

езидент
	Адрес редакции @ издательства: Москва, Пушкивская, 8. Телефоны: секретариат, отделы информации, архитектуры, эстрады п_цирка — К 3-15.66, отделы: зсазра, музыки, изобразительных иекуссав,

Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.