СТРАН СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
		Цена 46 коп,
		СКО ИСКУССтТ
	ан Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете. Министров СССР и Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР
		советской
	Праздник
	Закончился конкурс
на лучшие здания
	Конкурсы на лучшие выстроенные
здания, ежегодно проводимые Управ-
лением по делам архитектуры при
Совете Министров РСФСР, привлека-
ют все больше участников. Они ока-
зывают большюе влияние на повыше-
ние качества гражданского и жилищ-
ного строительства.

На-днях закончился’ конкурс на
лучшие жилые и гражданские здания,
сооруженные в городах и поселках
Российской Федерации в 1947 году. В
конкурсе приняло Участие около 500
архитекторов и строителей более со-
рока городов РСФСР.

Центральное жюри конкурса, воз-
главляемое действительными  члена-
ми Академии архитектуры СССР
С. Чернышевым и Н. Колли, присуди-
ло авторам проектов и строителям 46
лучших зданий денежные премии и
почетные грамоты.

Первой премии в 25 тысяч рублей
удостоены архитектор М. Братцев,
художники И. Соболев, Н. Чернышев,
А. Марков и А. Мизин и строители
треста № 24 за сооружение Дворца
культуры в Златоусте. Жюри отмети-
ло высокое качество  архитекту-
ры здания, интересное решение ин-
терьеров. отличное внутреннее оформ-
ление, выполненное под непосредхт-
венным руководством автора проекта.
Вторая премия в 20 тысяч рублей
присуждена архитектору В. Емелья-
нову и скульптору В. Буланкину за
новый киноконцертный зал в городе
Каменск-Уральском, Свердловской
области. Третья премия в 15 тысяч
рублей присуждена за восстановление
здания областного драматического
театра в Воронеже. Автор проекта
восстановления и реконструкции ар-
хитектор Н. Александров, автор ин-
терьеров архитектор А. Данилов.

Но жилым домам первая премия в
20 тысяч рублей присуждена за высо-
кокачественное восстановление трех-
этажного жилого здания на проспекте
Революции в Воронеже. Автор проек-
та архитектор Г. Здебчинский. Вто-
рую премию получил А. Лангман за
четырехэтажный дом в М. Левшин-
ском пер. (Москва).

За массовое малоэтажное строи-
тельство первой премии в 15 тысяч
рублей удостоены архитекторы А. Ве-
ликанов, С. Козлов, П. Аронович и
строители пятнадцати ‘двухкювартир-
ных домов для рабочих ‹ заво-
да им „Дзержинского в г. Балаково,
Саратовской области.
	Премии присуждены также Н. Ша-
баньянц и Л. Хайт (Грозный), М. Ру-
сакову и А. Князеву (Ленинград) и
другим авторам проектов и строите-
лям жилых и общественных зданий.
	Конкурс на одноактную пьесу
	Комитетом NO делам искусств
об’явлен всесоюзный конкурс на луч-
шую одноактную пьесу для театраль-
ной художественной самодеятельно-
сти. Установлено 6 премий: одна в 15,
две по 10 и три по 5 тысяч рублей;
премированные пьесы будут изданы
массовым тиражом. В состав жюри
конкурса вошли писатели, режиссеры,
искусствоведы. Конкурс MPOMMATCA до
15 августа.
	Суббота,.17 апреля 1948 года
	культуры
	Орг
	№ 16 (104), Год издания XIX
	Первый
	Всероссииское совещание
киноработников -
	ровал работу по кинообслуживанию в
отдельных республиках, областях в
районах Федерации.

Исходя из необходимости как мож-
но шире показывать советские филь-
	мы населению, Совет Министров
СССР обязал Министерство кинема-
тографии усилить работу всех кино-
установок. Значительно большее ко-
личество. сеансов будут давать проф-
союзные киноустановки.

Одним из решающих условий вы-
полнения плана является улучшение
фильмоснабжения. Тираж фильмов
увеличивается с 700 до 1000 копий.
Все новые фильмы будут одновремен-
но печататься на узкой пленке в 200
копиях. Новые кинокартины не позд-
нее чем через 15 дней после премьеры
в Москве будут отправляться во все
областные центры.
	Союзное Министерство обязало
Главкинопрокат за месяц до выхода
картины на экран обеспечить каждую
копию фоторекламой. Во всех горол-
ских кинотеатрах будет организована
предварительная продажа билетов. Их
будут продавать также на предприя-
тиях, в учреждениях и учебных заве-
дениях.
	В развернувшихся по докладу тов.
А. Копытова прениях выступили пред-
ставители в мест. Они поделились
опытом своей работы и внесли ряд
деловых предложений. Выступавшие
резко критиковали идейно-художест-
венное качество многих фильмов, не-
равномерность выпуска художествен-
ных кинокартин, плохую работу ор-
ганов проката, отсутствие рекламы,
качество подготовки киномехаников.

Выступивший на совещании министр
кинематографии СССР тов. И. Боль-
шаков подробно ‘остановился на ог-
ромном значении решения правитель-
ства по вопросам кинообслуживания.
Он говорил © том, что перед совет-
ской кинематографией поставлена за-
дача резкого улучшения идейно-худо-
жественного уровня фильмов.

В течение 1948 года на экраны стра-
ны выйдут 40 новых художественных
фильмов, 25 документальных и 5 на-
учно-популярных.

Значительное место в своем высту-
плении тов. И. Большаков уделил
вопросам укрепления финансовой дис-
циплины и культурного обслуживания
зрителей.

В работе совещания принял учаетие
заместитель председателя Совета Ми-
нистров РСФСР тов. И. Далматов.
		Вопросам улучшения кинообслужи-
вания населения быле посвящено’ со-
стоявшееся в Москве Всероссийское
совещание киноработников.
	Участники совещания — работники
кинофикации и проката Российской
Федерации — обсудили постановление
Совета Министров СССР от 30 марта
1948 года, в котором с исчерпываю-
щей ясностью и полнотой вскрыты
основные причины неудовлетворитель-
ного состояния кинообслуживания.
	С докладом «Об улучшении кино-
обслуживания населения» выступил
министр кинематографии РСФСР тов.
А. Копытов.
	— Придавая болышное значение во-
просам развития кинематографии, пра-
вительство постоянно выделяет круп-
ные ассигнования на увеличение ки-
носети, — говорит тов. А. Копытов.—
За 1946—1947 гг. в нашей республике
введено в эксплоатацию 5123 новые
киноустановки. Это увеличило KHHO-
сеть на 65 проц. по сравнению с 1945
годом. Однако охват зрителей еше
сильно отстает от темпов развития
киносети.
	Совет Министров Союза ССР в сво-
ем постановлении от 30 марта 1948
года указал, что Министерство кине-
матографии СССР, министерства ки-
нематографии союзных республик и
их местные органы,  а также ВЦСПС
и ЦК профсоюзов, отвечающие за по-
становку работы по кинообслужива-
нию, неудовлетворительно руководя
киносетью, допустили удорожание
цен на билеты и сокращение количе-
ства дешевых мест за счет увеличе-
ния количества дорогих.
	Б практике работы киносети, осо-
бенно ведомственной, принял широ-
кие размеры бесплатный кинопоказ,
который наносит ущерб кинематогра-
фическому хозяйству. В большинстве
кинотеатров и клубов нет должной
заботы о зрителе. Во многих киноте-
атрах качество кинопоказа неудовлет-
ворительне.
	Снижение посещаемости кинотеат-
ров вызывается тем, что часть новых
фильмов слаба в идейном и художе-
ственном отношении и что выпуск не-
вых кинокартин на экран происходит
неравномерно. Недостаток копий на
узкой пленке вызывает частое повто-
рение одних и тех же фильмов. Есте-
ственно, это сказывается на посещае-
мости сельских кинотеатров.

Далее тов. А. Копытов проанализи-
	Современ
	GOBC IGA HOMMOSTONOB
			19 апреля открывается Первый все-
союзный <’езд советских композито-
ров. Значение этого события трудно
переоценить. 500 делегатов — компо-
зиторов и музыковедов со всех кон-
цов страны с’едутся в столицу для
того, чтобы совместно обсудить важ-
нейшие проблемы развития советского
музыкального искусства. Поставов-
ление ЦК ВКП(б) об опере «Великая
дружба» Вано Мурадели обязывает
участников с’езда приложить макси-
мальные усилия для скорейшей реа-
лизации указаний партии. Это поста-
новление, резко критикующее анти-
народное, формалистическое направ-
ление в советской музыке, в то же
время открывает широкие перспекти-
вы становления близкого и понятного
народу музыкального искусства. Оно
призывает ‹оветских композиторов
создавать музыку мелодичную, до-
ступную широким массам трудящихся,
простую и выразительную, продолжа-
ющую лучшие традиции русской и
запалной музыкальной классики.
Именно эти вопросы — вопросы демо-
кратизации музыкального `искусства,
борьбы с мнимым  «новаторством»,
должны стоять в центре внимания
с’езла.
	С’езд призван всемерно поддержать
здоровую прогрессивную тенденцию
в-развитии советской музыки, тенден-
цию, основывающуюся, как указал
тов А. А. Жданов в своем выступле-
нии на совешании музыкальных дея-
телей, «на признании огромной
роли классического наследства, и,
в частности, традиций русской
музыкальной школы, на  сочета-
нии высокой  идейности и со-
держательности музыки, ее прав-
дивости и реалистичности, глубокой,
органической связи с народом, его му-
зыкальным, песенным творчеством, в
сочетании с высоким профессиональ-
ным мастерством».

С’езд советских композиторов дол-
жен окончательно разоблачить врех-
ную, антинародную теорию недоступ-
HOCTY «высших» созданий музыки ши-
роким массам слушателей, о том, что
следует будто бы творить не для со-
временников, а для потомков.
	`Участники с’езла, всоруженные му-
дрыми указаниями ЦК ВКП(б), дол-
жны разоблачить все проявления ан-
тинародного направления в музыке,
выражающего «чуждый советскому
нскусству формализм, отказ под фла-
гом мнимого новаторства от класси-
ческого наследства, отказ от нарол-
ности музыки, от служения народу в
угоду обслуживания сугубо индиви-
дуалистических переживаний неболь-
шой ‘группы избранных эстетов»
(А. А. Жданов).

Известно, что антинаронное nanpa-
вление музыкального творчества име-
ло своих бардов и в музыкальной кри-
THKe и в советском музыкознании.
Значительная часть работ по история
советской музыки страдает серьезны-
ми пороками, ошибками, основанными
на неверной ориентации авторов, счя-
тавших формалистические произведе-
ния некоторых видных композиторов
«золотым фондом» нашего искусства.
	На сезде будет обсуждаться док-
лад «30 лет советского музыкального
творчества и задачи композиторов и
музыковедов». Этот доклад и пре-
ния, которые развернутся вокруг He-
го, должны явиться для нашей худо-
жественной интеллигенции серьезным
подспорьем в дальнейшей борьбе за
расцвет советской музыки,

С’езд должен ориентировать совет-
ских композиторов на тематику, свя-
занную с образами нового советского
человека, на борьбу за яркий мело-
дический образ произведения, за гар-
моническое сочетание всех элементов
музыкальной формы, за развитие сим-
фонизма, связанного с поэтическими
и литературными образами и с про-
граммностью, за возрождение принци-
пов народной полифонии и традиций
русского хорового письма, за обраше-
ние к демократическим жанрам совет-
ской музыки и всемерное их обога-
щение.

В круг вопросов, которые полверг-
нугся обсуждению на с’езде, должны
войти и вопросы, связанные с проб-
	лемой изучения классического на-
следия. Необходимо не только еще
раз подчеркнуть благотворное влия-

ние русской и западной музыкальной
классики на советскую музыку и
призвать нашу композиторекую моло-
дежь следовать ее великим  тради-
WHAM, HO, кроме того, дать историче-
скую оценку явлениям декаданса и
модернизма в русской музыке. В му-
зыкальных исторических работах и
в практической педагогике эпоха де-
каданса и упадка в русской музы-
ке неоднократно получала оценку,
находящуюся в непримиримом про-
тиворечии как с марксистско-ле-
нинской исторической наукой, так ис
марксистско-ленинской эстетикой. Это
самым отрицательным образом влияло
на развитие советского музыковеде-
ния, на воспитание композиторской и
музыковелческой молодежи.

Выступая на Первом с’езде Союза
советских писателей, А. М. Горький
приравнял народное творчество к
самому высокому классическому ис-
кусству. Это в полной мере относит-
ся и к народной песне, прекрасному
	К. В. Скоробогатов
	источнику музыкального творчества.
К сожалению, наши композиторы об-
ращаются к этому источнику недо-
статочно часто, мало изучают песен-
ное творчество народа. С’езд должен
будет подчеркнуть эту важнейшую
задачу наших композиторов и обра-
тить внимание научно-музыкальных
центров, музыкальных — издательств
н советских музыковедов на now
ти полное отсутствие научных тру-
дов о народной песне, на слабое со-
прикосновение композиторов и музы-
коведов с песней в процессе ее живо-
го творческого развития непосредст-
венно в быту народа.
	Сезд должен также уделить 0с0-
бое внимание опере — этой синтети-
ческой форме искусства, «которая
сочетает в себе достижения всех ос-
новных видов музыкального и во-
кального искусства...» (Жданов).
	Недостатки в развитии этого
жанра музыкального творчества не-
обходимо ликвидировать в кратчай-
ший срок. Русская опера дала миру
«Сусанина» — «Бориса Годунова»,
«Пиковую даму», «Князя Игоря» и
«Снегурочку». Прекрасные традиции
русского оперного искусства обязы-
вают советских композиторов моби-
лизовать свои силы на создание опер-
ных произведений, достойных нашего
времени.
	Одна из основных задач сезда —
дать глубокий анализ состояния му-
зыкального творчества в союзных и
автономных республиках. Лишь пол-
ное нежелание старого состава Орг-
комитета Союза советских компози-
торов разрабатывать сложные твор-
ческие вопросы национальной музы-
кальной культуры об’ясняет за-
пущенность этого важнейшего участ-
ка советского музыкознания и совет-
ской музыкальной критики. ~
	Представители союзных и автоном-
ных республик в своих докладах и
выступлениях на с’езде должны не
только дать информацию о фактиче-
ском положении дел в области твор-
чества и строительства своей нацио-
нальной музыкальной культуры, не
телько поднять вопрос о нуждах
композиторов и тех конкретных труд-
ностях, которые встают на пути раз-
вития музыкальной культуры данного
народа. Они должны также сказать
об отсталых, а порой и враждебных
националистических тенденциях, ко-
торые еще дают себя знать в музы-
кальной жизни союзных и автономных
республик.
	Сезд призван также заложить
прочные организационные основы и
установить принципы деятельности
Союза советских композиторов, по-
ложить коне: -кустарвтине и -беспо-
рядку, характервым для стиля рабо-
ты Оргкомитета старого состава. Про-
ект устава Союза советских компози-
торов, вносимый ныне на обсуждение
с’езда, формулирует определен-
ную идеологическую платформу со-
ветской музыки. Применительно к
т ниям устава должна. быть раз-
работана идейно-художественная про-
грамма развития советской музыки.
	С’езду необходимо обратить вни-
мание на специальную  музыкаль-
ную печать и прежде всего на дея-
тельность журнала «Советская музы-
ка», который доведен прежним руко-
водством Оргкомитета и Комитета по
делам искусств до состояния полного
развала. Новая редакция «Советской
музыки» прилагает усилия к возрож-
дению журнала. Однако в нынеш-
нем году не вышел пока ви один но-
мер журнала. Союз практически все
еще лишен мощного рычага воздей-
ствия на композиторов и музыкове-
дов.
	Необходимо также помнить о нуж-
дах музыкальной самодеятельности
и многомиллионного массового му-
зыкального движения. Следует обсу-
`дить вопрос об издании массовым ти.
ражом лучших советских песен, об
увеличении количества периодиче-
ских изданий и, в частности об изда-
‘нии специального органа, предназна-
ченного для нужд самодеятельных
коллективов.

Руководящим органам союза
‘впредь должны быть приданы дело-
‘вые организационные формы. Дееспо-
собный и постсянно Ффункционирую-
щий орган союза—<екретариат,—под-
контрольный и подчиненный выбран-
ному <’ездом правлению и возглав-
ляемый председателем, должен заме-
нить болышной и абсолютно неработо-
способный президиум, лишь числив-
шийся в системе Оргкомитета старого
состава. При секретариате союза не-
обходимо учредить комиссии, KOTO-
рые будут заниматься вопросами му-
зыкальной жизни союзных и автоном-
ных республик, краев и областей, а
также делами издательства и печати,
народным творчеством, фольклором
и др.

Советский народ, горячо приветст-
вующий мудрые партийные решения
по вопросам искусства, ждет от Пер-
Boro с’езда композиторов серьезной
‚и плодотворной разработки важней-
ших проблем дальнейшего роста <о-
ветского музыкального искусства.
		М. Ф. Астангов (Ружников)
	На торжественном заседании, посвященном 125-летию
со дня рождения А. Н. Островского
	Празднично выглядел 12 апреля
Малый театр. Здесь собрались
выдающиеся деятели искусств, писа-
тели, академики, профессора, офице-
ры и генералы Советской Армии, гла-
вы посольств и миссий, аккредитован-
ных в Москве, руководящие работни-
ки партийных и советских организа-
ций, представители печати.

Под портретом великого драматур-
га, укрепленном на красном бархате
занавеса и увенчанном золотой лавро-
вой ветвью, среди живых цветов и
хвойных гирлянд расположилась труп-
па Малого театра. Здесь же—делега-
ции всех столичных театров и среди
	них выдающиеся мастера советского
театрального искусства.
За столом президиума: председа-
	тель Комитета по делам искусств при
Совете Министров СССР П. Лебедев,
президент Академии наук СССР
С. Вавилов, президент Академии ху-
дожеств СССР А. Герасимов, ми-
нистр просвешения РСФСР А. Возне-
сенский, академик И. Грабарь, писа-
тели Н. Телешов, Н. Погодин, Л. Ле-
онов, Н. Вирта, старейшие мастера
русского театра А. Яблочкина, Е. Тур-
чанинова, М. Тарханов, Н. Яковлев,
родственники великого драматурга.

— С именем Островского, —<сказал,
открывая заседание. П. Лебедев, —
связана одна из самых ярких страниц
в истории русской драматургии. За-
мечательный знаток русской действи-
тельности, Островский-в своих произ-
ведениях глубоко и правдиво показал
черты характера русского человека.

Многим обязано великому драма-
тургу советское театральное искусст-
во. Нет в нашей стране ни одного го-
рода, где бы не шли пьесы Ocrpos-
ского. Более тридцати его произвеце-
вий насчитывается сейчас в репертуа-
ре советских театров. Около 800 по-
становок пьес ` великого драматурга
‘осуществляется в этом году.

С ярким и содержательным докла-
дом выступил Н. Погодин, охаракте-
ризовавший А. Н. Островского, как
зачинателя русского национального
театра.

— Свой национальный театр, своя
драматическая литература, — сказал
Н. Погодин.—Но что это такое в жи-
вом воплощении искусства? Остров-
ский решил этот громадный вопрос на
долгие времена, и мы ‹егодня, через
столетие, протекшее со времени зна-
менательного появления в России мо-
лодого таланта, испытываем могучее
влияние его немеркнущих творений...

Говоря о том, что всю свою жизнь
А. Н. Островский посвятил  непре-
станной, последовательной,  целе-
устремленной борьбе за народность и
реалистическое направление русского
театра, Н. Погодин называет теат-
ральную деятельность великого дра-
‘матурга высоким патриотическим под-
  BHTOM,

i На долю Островского выпало вели-
Кое счастье художника—он при жиз-
‚ни был признан и понят не только в
кругу литераторов и артистов, но ив
нтироких массах народа. Это положе-
 ние докладчик подкрепил письмом
		СОБРАНИЕ ХУДОЖНИКОВ
ЭСТОНИИ
	’ ТАЛЛИН. (Наш корр.). Союз со-
ветских художников ЭССР провел
совещание, посвященное обсуждению
постановления ЦК ВКП(б) об опере
«Великая ‘дружба» В. Мурадели. В
прениях по докладу председателя
Союза Б. Лукатса выступила группа
художников-коммунистов (И. Кеердо,
А. Пеек, Э. Куузик и др.), подверг-
ших резкой критике формалистиче-
ские тенденции в эстонском изобра-
‘зительном искусстве. И. Кеерло,
решительно осудив примиренческую
позицию докладчика, указала на то,
что носителями формализма в э<тон-
ском искусстве являются эстонские
художники, определяющие пути все-
го эстонского изобразительного ис-
кусства: Адамсон-Эрик, Б. Лукатс
и другие, возглавляющие правление
союза и художественные учебные
заведения.

О вредном влиянии Адамсона-Эри-
ка’ на молодое поколение говорил
А. Пеек, которого поддержали’
А. Бах, Э. Куузик и И. Вийлуп.

Начальник Управления по делам
искусств ЭССР т. Ирд в заключи-
тельном слове признал критику пра-
вильной. Он указал на необходимость
широко развернуть борьбу со всеми
проявлениями формализма в эстон-
ском искусстве.
	СТУДИЯ
ДЛЯ ЖИВОПИСЦЕВ-САМОУЧЕК
	ВИЛЬНЮС. (Наш корр.). Эдесь от-
крылась студия для начинающих ху-
дожников-самоучек. В течение 6 ме-
сяцев слушатели под руководством
высококвалифицированных художни-
ков ознакомятся с началами теории
изобразительного искусства. .

В студии многие художники-само-
учки получат подготовку для посту-
пления в художественные учебные за-
ведения республики.
		Е. А. Кузьмана
	писателя Гончарова к Островскому,
написанным в связи с тридцатипяти-
летним юбилеем драматурга:

«Вы один достроили здание, в ос-
нование которого положили крае-
угольные камни Фонвизин, Грибоедов,
Гоголь. Но только после Вас мы,
русские, можем с гордостью сказать:
«У нас есть свой русский, националь-
ный театр...»

Велика была роль Островского B
очищении русского театра от безвку-
сицы и пошлости, от низкопоклонства
перед Запацом:

— Конечно, не против Шекспира и
не против мольеровских комедий вос-
ставал Островский, сам переводивший
Шекспира, —<казал Н. Погодин.—Его
приводило в негодование преклонение
или, прямее, низкопоклонство перед
модной — иностранщиной, хлесткой,
кричащей и наглой в своих забори-
CTHX сюжетах. И поразительно, что в
Те времена, когда буржуазный класс
только складывался и оперялся в
России, Островский сразу и надолго
вперед оценил его дурные вкусы его
потребности, его пагубное влияние на
искусство вообще. Даром художника,
глубоко знающего свой народ, он
открыл и, по существу, предсказал,
что наша русская драма и наш театр?
не должны итти и не пойдут путем
угождения бупжуазным вкусам...
	 Приводя слова А. Н. Островского о
том, что «...Драмы и комедии пишут-
ся для всего народа», что «эта бли-
`зость к народу нисколько не унижает
драматической поэзии, а, напротив,
удваивает ее силы и не дает ей опо-
шлиться и измельчать...», Н. Поголив
говорит, что в условиях советской
действительности сбылась мечта ве-
ликого драматурга о подлинном теат-
‚ре для народа. Теперь у нас бывают
` вечера, когда до ста театров по стра-
не играют его пьесы, а число спек-
таклей Островского достигает в год
15 тысяч. Ни Шекспир в Англии, ня
Мольер у французов, ни Шиллер у
себя на родине никогда не имели та-
кой массовой аудитории.

Одна из старейших русских актрис
Е. Турчанинова, тепло  ветреченная
собравшимися, говорила о роли
Островского в истории Малого теат-

— На этой старой сцене, —сказала
она,—выросло целое поколение арти-
стов, воспитанных Островским. Вели-
кий гуманист, он и сейчас близок на-
шему искусству... Имя Островского
начертано на знамени Малого театра.

После торжественного заседания
был дан большой концерт, в KOTOpOW
приняли участие мастера Малого, Ху-
дожественного и Большого театров.

Были исполнены сцены из пьес
Островского «Лес», «Волки и овцы»,
«Горячее сердце», «Последняя жерт-
ва», «Правда хорошо, а счастье ay4-
ше», арии, песни’и сцены из опер
«Снегурочка» Римского-Корсакова и
«Вражья сила» Серова.

Проведение 125-летнего юбилея
А. Н. Островского явилось  подлин-
ным праздником советской культуры,
праздником всего советского народа.
	ТАШКЕНТ. (Наш корр.). 15 мая от-
мечается 500-летие со дня рождения
великого узбекского поэта Алишера
Навои. Для проведения празднеств
создана правительственная комиссия
во главе с председателем Совета Ми-
нистров Узбекской ССР А. Абдурах-
мановым. Во всех областях республи-
ки организованы юбилейные комис-
сии.

Узбекское государственное изда-
тельство выпускает на русском и уз-
бекском языках крупнейшие произве-

дения поэта, а также многокрасочный
` портрет Навои работы художника
`В. Кайдалова.

Широко отмечают памятную дату
	ОРКЕСТР ЛАТЫШСКИХ
НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
	РИГА. (Наш корр.). Осенью про-
шлого года впервые в Латвии был
создан оркестр народных инструмен-
‘тов. Им руководит композитор дири-
жер С. Краскрперов, проведший боль-
шую работу по собиранию, изготовле-
нию и Усовершенствованию латыш-
ских народных инструментов.
	На кокле—инструменте, напомина-
ющем гусли, в оркестре играют. 15
человек. В составе оркестра также
стабуле (свирели). гану-раги (пасту-
шьи рожки), диги (смычковый инстру-
мент, имеющий форму ящика, с одной
струной).

Состоялось свыше 50 концертов но-
вого коллектива. В его репертуаре по-
пулярные латышские народные пес-
ни и танцы. Сейчас оркестр готовит
песни советских композиторов. Наме-
чено подготовить программы из пе-
сен народов братских советских рес-
публик. а также специальные компо-
зиции, которые будут написаны для
оркестра.
	на языках братских народов
	Для пополнения репертуара нацио-
	нальных театров союзных и автоном-
	ных республик Комитет по делам
искусств при Совете Министров
СССР предложил своим местным ор-
ганам осуществить в месячный срок
переводы на языки народов СССР
ряд пьес советских драматургов.
Будут переведены пьесы «Честь»
Штайна, «Московский характер» Со-
фронова, «Минувшие годы» Погоди-
	на, «О друзьях-товарищах» Масса и
Червинского, «Вас вызывает Таймыр»
Исаева и Галича, «Крылья» Бражни-
на и др. -

В качестве переводчиков к работе
	будут привлекаться лучшие писате-
ли, поэты и драматурги напиональ-
ных реснублик. Театрам рекомендова-
но включать переведенные пьесы в
	свои

реперту.

арные планы.
	АУЧНО-
ПОПУЛЯРНЫХ КАРТИН
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Студия
научно-популярных фильмов будет
снимать в этом году 40 картин.

Научно-популярный фильм «Bor
войны» (сценарий А. Штейна, режис-
сер Л. Анци-Половский) посвящен
‚ истории советской артиллерии,
  «Вдохновенные искатели» (сценарий
  М. Витухновского, режиссер А. Чи-
гинский) — так называется фильм о
  работе академика Е. Павловского и’
  его учеников, об их борьбе за сохра-
  Henne здоровья советских людей. О
достижениях современной физической
  науки в области исследования строе:
ния вещества расскажет фильм «Тай-
на атома». Авторы Б. Юдин и И. Клу-
шанцев. .
Из серии кинолекций в помошь
изучающим историю ВКП(б) будут
  сниматься две картины: «Борьба пар-
‚ тии за индустриализацию страны» ий
«Борьба партии за коллективизацию
сельского хозяйства».
  Студия выпустит также учебные
‚фильмы из серии «Беседы инженера-
 механизатора сельского хозяйства».

НА ГАСТРОЛИ
В МОСКВУ

МИНСК. (Наш корр.). Коллектив
Белорусского государственного дра-
атического тестра им. Янки Купалы
готовится к предстоящим летним га
стролям в Москве. Эта поездка явит
  ся своеобразным творческим отчетом
  старейшего театра республики, кото-
рый в этом году празднует свое
30-летие,

В Москву театр выезжает в полном
составе, со всеми декорациями. Мос-
  ковскому зрителю будут показаны `ко-
медия Янки Купалы «Павлино», спек-
такли «Последние», «Константин Зас-
лонов», «Ромео и Джульетта» и но-
вая пьеса Кондрата Кропивы