_ Всесоюзный с’езд композиторов —
‘важнейший этап в жизни назшей твор-
ческой организации. Он должен стать
‘началом новой жизни Союза совет-
‘ских композиторов как в центре, так
и на местах.

До сих пор мы жили раз’единенно.
В Москве, Ленинграде, Свердловске,
‘в союзных республиках, в автономных
республиках РСФСР композиторы за-
`нимались главным образом своими
‘местными делами, решали творческие
вопросы без взаимной творческой свя-
зи и порой без тесного творческого
общения даже между членами одной
организации.

Считалось неестественным, Чтобы,
например, в Грузии, всерьез обсужда-
ли произведения армянских компози-
торов, не говоря уже о композиторах
Таджикистава, Узбекистана, Прибал-
тики и других республик.

Мы мало интересовались музыкаль-
ной жизнью братских республик.
Лишь отдельные крупные мастера
выезжали на места и, изучив музы-
кальную культуру того или иного на-
рода, принимали участие в творческой
  жизни местных союзов. Еще реже
посещали Москву, Ленинград, Киев и
другие крупные музыкальные центры
композиторы национальных pecny6-
лик. Словом, у нас не было единства
интересов, и общее важное дело раз-
  вития национальной музыкальной
культуры каждая из организаций ре-
шала по-своему. .

С’езд должен положить начало
творческому и организационному еди-
нению всех музыкальных сил Совет-
ского Союза. Это обогатит каждого
из нас, ибо в любой из братеких рес-
публик есть многое, чему следует по-
учиться. Мне кажется, что компози-
торы должны отныне ощущать себя
членами единого творческого Союза
советских композиторов СССР. И ни
одна из местных организаций не вара-

Переетронть Ct
	Антинародное  формалистическое
направление в советской музыке ока-
зало весьма пагубное влияние на под-
готовку молодежи в музыкальных
учебных заведениях. Ознакомление с
сочинениями студентов-композиторов
Московской консерватории показало,
что подавляющее большинство из них
находится на неверном пути. Их твор-
Чество проникнуто формалистическим
духом. Студенты-композиторы мало!
интересуются народным песенным ис-
кусством, классической музыкой, пло-
хо знают хор и оркестр, слепо подра-
жают своим педагогам. среди которых
немало тборетиков и практиков фор-
малистического толка,

В ныне действуюнких учебных про-
граммах консерваторий значительное
место уделяется некритическому изу-
чению порочных произведений компо-
зиторов Мясковокого. Прскофьева,
Шостаковича и Шебалина, а также
декадентских произведений западных
композиторов. :

Но этим далеко не исчерпываются
недостатки в деле подготовки новых
музыкальных кадров.

Учебные планы и программы спе-
циального цикла вокального и теоре-
тико-композиторского» _ факультетов
консерватории во многом дублируют
учебные планы и программы музы-
кальных училищ. В результате в учи-
лище и вузе учашиеся минимум по
два раза проходят одни и те же тео-
ретические и исторические дисципли-
НЫ.

Например, весь курс музыкальной
литературы и истории музыки прохо-
’дится в училище, Знание этого курса
требуется при сдаче экзамена в вуз.

Однако почти в том же виде весь этот
курс сызнова проходится в консерва-
тории. Будушие дирижеры-хоровики
также повторно изучают некоторые.
предметы. Подобные примеры, к <о-
жалению, далеко не единичны.
Консерватории и училища плохо
обеспечены учебниками и учебными
пособиями. Совершенно нет учебников
по таким основным дисциплинам, как
история советской музыки, история
музыки народов СССР, инструменто-
ведение, сольфеджио и т. д, В имею-
щихся учебкиках по истории музыки
и теоретическим дисциплинам содер-
жатся грубейшие ‹ методологические
ошибки, проявления низкопоклонства
перед Западом. тенденции приниже-
ния русской музыкальной культуры,
Особенно скверно обстоит дело ©
подготовкой кадров вокалистов. B
училища и консерватории приходят
совершенно неподготовленные или
обученные неверными методами пев-
цы. Это предопределяется плохой по-
становкой преподавания хорового пе-
ния в общеобразовательных школах,
кружках художественной самодея-
тельности, отсутствием сети хоровых
училищ. Из имеющихся в стране 120
музыкальных училищ — всего Apa
хоровых. В большинстве учебных за-
ведений нет выхсококвалифицирован-
ных педагогов-вокалистов. Даже в
Московской консерватории,  круп-
чейшем вузе страны, среди преподава-

На пленумах
композиторов
_ Прибалтики
	Недавно состоялись предс ездов.
ские пленумы союзов советских ком-
позиторов Латвии и Эстонии. Они
	‘должны были отразить состояние му-
	зыкального творчества в этих рес
публиках и выяснить, с Чем прихо-
дят композиторы Латвии и Эстонин
на Первый всесоюзный <’езд.

Каковы же ‘предварительные итоги
этих важнейших пленумов? В пос-
	`леднее время творчество KOMITOSHTO-
	ров Латвии и Эстонии развивалось
	довольно интенсивно. Появилось зна-
	чительное количество новых произ-
ведений, написанных в различных
жанрах, — опер, симфоний. кантатно*
ораториальных форм. сольных и ан:
самблевых камерных пьес для раз-
личных инструментов, разнородных
вокальных сочинений.

К сожалению. на пленуме Союза
композиторов Эстонии не был орга-
низован развернутый показ музыкаль-
ных произведений. В силу этого не
представляется возможным дать об-
общающую характеристику творче-
ства эстонских композиторов за по-
слелние годы. Речь может итти лишь
об отдельных жанрах и произведени-
ях. Так, например, можно отметить,
что авторы хоровых песен ограничен+
но используют возможностн своих за-
мечательных хоровых коллективов, В
их сочинениях почти полностью OT-
‘сутствуют полифонические методы’
развития материала. Во многих хоро:
вых песнях обращает на себя внима-
ние одностороннее использование
  лишь старинного эстонского фолькло-
	_ Среди произведений, исполненных
в лни пленума Союза советских ком-
	позиторов Латвии, наиболее последо-
вательными по своему  формалисти-
ческому направлению представляют-
ся второй струнный квартет Я. Ивано-
ва и третья фортепианная соната
В. Уткива. Квартет Иванова —
типичное  экспрессионистское `про-
изведение с иИзломанными  мелоди-
ческими линиями, взвинченное по ха-
рактеру выразительности, пере-
насыщенное резко диссонирующими
гармониями. Этот квартет свидетель-
ствует о том. что отрицательные сто-
роны пятой симфонии не только не
были изжиты композитором в его
следующих произведениях, но, наобо.
рот, оказались усугубленными. В то
же время кажется несомненным, что
Я. Иванов способен преодолеть фор-
малистические заблуждения и писать
музыку совсем иного типа. Это под-
тверждают исполненные во время
пленума две части одного из преж-
	‘них произведений Иванова — треть-
	ей симфонии (особенно ее широк
напевная медленная часть). Соната
Уткина отличается нарочитой cy-
XOCTHIO, самодовлеющей токкат-
ностью и в значительной — степе-
ни  какофоническими  звучаниями.
Среди других произведений Ут-
кина, более простых и естествен-
ных, она стоит особняком. Появле-
	Творческое ео
	Р. ГЛИЭР
Oo
	UPerlue
	веты бывают порой ценнее, чем сове-
ты композиторов или критиков, оцен*
ки которых касаются более общих
проблем. Я не говорю эдесь об идей-
ном замысле оперы, о музыкальных
способностях авторов; речь идет о
профессиональной реализации созрев.
шего замысла, о его сценическом во-
плошении, и здесь нужно особенно
внимательно учитывать и возможно-
сти сцены и возможности невцов-ийс-
полнителей, Начинать писать оперу
без известной. подготовки нельзя: HY-
жно учиться обрашаться с голосом на
романсах и малых формах. Глинка пел
сам, Чайковский, Римский-Корсаков,
Бородин прекрасно знали законы во-
кала. Этим знанием должен обладать
каждый автор оперных произведений.
и он должен любить сцену не меньше,
чем любят песню композиторы-песен-
ники.
	Нет никаких обективных причин к
тому, чтобы у нас не было большого
числа хороших советских опер. Пи-
сать мы умеем, а пишем часто не то,
что нужно, лишь из-за отсутствия яс-
ной идейной целеустремленности У
авторов и широкого творческого
щения между композиторами. Вспом-
ним, сколь тесно было общение ком-
позиторов «могучей кучки». А ведь у
нас, Фоветских композиторов, возмож-
ностей для дружеских творческих
встреч и обмена опытом неизмеримо
больше! -
	С’езд должен решить все вопросы,
не решенные до сих пор. И тогда, во-
оруженные сознанием единства на.
ших целей, которые так четко сфор-
мулированы в историческом решении
ИПК ВКП(б) об опере В. Мурадели
«Великая дружба», организационно
сплоченные, мы добъемся творческого
единства, необходимого для бурного
расцвёта социалистической музыкаль-
	ной культуры.
	„Создает музыку народ...
	Ф>
Е. ГИППИУС
	может быть места. Абстрактно-ин-
струментальное мелодическое. мышле-
ние проявилось и в обработках рус-
ских народных песен некоторых со-
ветских композиторов (например, С.
Прокофьева), произвольно разрушив-
ших закономерности мелодии и рит-
ма народных русских песен.
	Отказ от вокального  реалистиче-
ского начала в музыке, лежашего в
основе народной песенности, ведет к
утрате смыслового восприятия кэмпо*
зиторами интонаций народной музы-
калыной речи. Вокальное начало оп-
ределяет человечность музыки; Не
всякая мелодика реалистична. Реали-
стична лишь мелодика, основанная на
вокально-песенном дыхании, развива-
ющаяся из живого музыкального го-
вора и речи народа. Исторически про-
грессивный характер славянской му-
зыки определяется прежде всего ве
дущей ролью в ней интонаций естест-
венных тембров человеческого голоса,
интонаций живого вокально-песенно-
го дыхания, Даже в инструментальной
музыке господетвуют интонации, воз-
никающие из уподобления естествен-
ным  тембро-интонациям  человече-
ского голоса. В наиболее яркой и
сильной форме это находит выраже-
ние в русской классической музыке.
Не только оперное, но и симфониче-
ское творчество Глинки, Бородина и
Чайковского являет собой искусство,
развивающееся из естественных во-
калыных тембров, из песни и несенно-
сти. Именно это качество русской
классической музыки определяет е®
глубокую реалистичность, человеч-
ность, историческую прогрессивность.
Эта реалистическая тенденция долж*
на быть подхвачена и развита всеми
национальными композиторами, ибо
именно она является прогрессивной
мировой гуманистической тенденцией.
	Отказ от формалистического мыш-
ления в музыке должен повлечь за.
собой и отказ от абстрактного пони-
мания основных закономерностей му-
зыкального искусства — ритмики, ла-
да, мелодики, полифонии и гармонии.
А, Кастальский в своей работе о
русском народном многоголосии прин-
ципиально правильно ставил вопрос о
необходимости теоретического иссле-
дования  нащионально-своеобразных
закономерностей русской народной хо-
ровой полифонии, определяемых осо-
бенностями русской народной музы-
кальной речи. Он правильно указывал,
что гармонические нормы, выводимые
из немецкого хорального голосоведе-
ния, не могут быть положены в осно-
ву творчества русских композиторов,
так как идут в разрез с характером
народной русской песни. Давно на-
‘зрела необходимость теоретической
‘разработки и выявления закономерно-
стей ритмики, лада. мелодики и поли-
фонии русской народной музыки. Кур-
сы теории композиции в консервато-
рии должны быть перестроены Ha
основе того, что уже сделано в этом
направлении.
	Абстрактное инструментальное

мышление наложило свой отпечаток и
на характер обращения советских
композиторов к народной песне. Нель-
зя сказать, чтобы советские компози-
торы не цитировали народных песен-
ных напевов. Однако цитирование это
чаще всего представляло собой про-
явление формалистического подхода к
народной музыке. Цитируя народные
песни. композиторы рассматривали их
‘напевы, как абстрактные инструмен-
`тальные темы, игнорируя живое зву-
‘чание песен и их смысловое эмоцио-
налыное содержание. Народная ме-
лодия разрабатывалась в нормах аб-
страктно-инструментального  мышле-
` ния в форме инструментальных вари-
lanai или инструментального темати-
‚ ческого развития. Подобного рода
«использование» народных мелодий
является не чем иным, как перенесе-
нием приемов формалистического мы-
шления на произведения народного
музыкального творчества.
	Этому ли учили русские музыкаль-
ные классики — Глинка, Даргомыж-
ский? Эти композиторы сравнительно
мало цитировали наролно-песенные
напевы, но зато гениальным чутьем
они слышали народную музыкальную
речь в ее содержательном значении
и развивали ее в своем творчестве,
Они умели говорить языком народной
музыкальной речи, чего нельзя ска-
зать об авторах многих оперных и
симфонических произведений совет.
ских композиторов.
	учиться слушать и слышать народ-
ную песню, а не извлекать только ее
` напевы из песенных сборников; нуж-
`но научиться понимать мелодический
‘язык народной песни с содержатель-
`°ной стороны, услышать в народной
песне ту глубину чувства, которую
вкладывает в нее народ, Нужно отка-
заться от понимания народной песни,
как абстрактно-инструментальной те-
мы, © которой композитор может де-
лать что угодно и как угодео, ечи-
тая. что чем «оригинальнее» и чем 60-
лее «по-своему» будет исковеркан
напев песни, тем лучше.

Советские композиторы должны на-

Для того, чтобы научиться содер-
жательному восприятию народной пес-
ни, композиторы должны учиться слы.
щать то, о чем поет в своих песнях
	СВ
	Второй симфонии Л. Ревуцкого, фраг-
менты из оперы «Манас» В. Власова,
А. Малдыбаева, В. Фере (солисты —
М. Надион и С. Хромченко), увертю-
ру к опере «Патриоты» В. Власова и
В. Фере, четвертую картину из оперы
«В бурю» Т. Хренникова (солисты —
IO. Прейс и Н. Пермяков), концерт
для скрипки с оркестром (вторая и
третья части) А. Хачатуряна (солист
—Л. Коган). В этот же вечер в ПДРИ
состоится встреча делегатов с’езда
со знатными людьми Советской стра-
ны. В концерте «Нам песня строить
и жить помогает» выступят композн-
торы — делегаты с’езда И. Дунаев-
ский М. Блантер, В. Соловьев-Се-
nol, А. Новиков В. Кручинин, Дм.
Покрасс, К. Листов, Б. Мокроусов,
С. Кац и др.
	© 21 и 23 апреля в Колонном зале
Дома союзов Всесоюзный радиокоми-
тет и Союз советских композиторов
организуют концерты из произве-
дений советских композиторов. Эти
концерты будут транслироваться по
радио.

© 22 апреля с’езд перейдет к пре-
ниям по докладу и содокладам, кото-
рые продуятся два дня.

© В Малом зале Московской кон-
серватории 22 апреля состоится кон-
церт из произведений советских ком-
повиторов. В программе — романсы
	Постановление ЦК ВКП(б) «Об
опере «Великая дружба» В. Мураде-
ли» осуждает композитора за то, что
	он «не воспользовалея богатством
народных мелодий, песен, напевов,
танцовальных и плясовых мотивов,
	которыми так богато творчество на-
родов СССР...». Партия требует от
советских композиторов глубокой ор-
ганической связи с народом и его
музыкальным и песенным творчест-
BOM..

Пренебрежение к народному HC-
кусству, характерное для современ-
ной буржуазной культуры, проявляет-
ся не только в творчестве западных
комлпозиторов-модернистов: оно при-
суще и современной буржуазной
фольклористике.

Основная идея современной 6yp-
жуазной фольклористики — отрицание
творческой ролн народа в создании
произведений народного искусства —
была высказана еще Ф. Ницше в кон-
це 60-х годов ХХ столетия в его ре-
чи «Гомер и классическая филоло-
гия». Ницше утверждал, что народ —
это абстрактная категория, H306pe-
тенная романтиками. Единственный
реально существующий творческий
фактор в истории, по Нинше,—не аб-
страктная категория «народ», а кон-
хретная «личность». Отсюда вывод:
«Творит личность, а не народ». Ро-
мантики, приписывавшие народу <спо-
собность к творчеству, «напяливали
лавровый венок на лысую голову на-
рода», издевательски замечает Ниц-
ше,

Этому тезису «пророка» современ-
ного буржуазного модернизма прямо
противостоят взгляд на художествен-
ное творчество, выраженный в из-
вестном высказывании М. Глинки:
«Создает музыку народ, а мы, Ху-
дожники, только ее аранжируем», —
взгляд, созвучный с высказываниями
русских революционных демократов,
	Отрицание определяющей творче-
ской роли народа и утверждение са-
модовлеющего значения  творящей
личности прямо ведет к отрыву ху-
дожника от своего народа, к стрем-
лению композитора говорить индиви-
дуалистическим музыкальным язы-
ком.

Тяготение к индивидуалистической
тенденции в музыкальном творчестве
логически привело композиторов к
порочной идее космополитического
языка музыки, доступного отдельным
«избранным» личностям, идее, воп-
лощаемой композиторами-индивидуа-
листами в форме нарочитого услож-
нения музыки и выхолащивания из
неё всего националыьно-народного:
	Бесплолное стремление к созданию
космополитического языка музыки
возникло на почве абстрактного вос-
приятия композиторами-формалистами
разнонациональной музыки в отрыве
от ее национальных народно-песен-
ных корней, абстрактного  восприя-
тия инструментальных тембро-интона-
ций вне их наниональных народных
смысловых связей. Каждый народ
слышит свою классическую музыку
в ее смысловых, образных связях с
народной песней. Для того чтобы со-
	держательно, „ не формально поз-
нать музыку другого народа, нужно
знать его народное песенное искус-
	ство. Великие музыкальные произве-
‘ления созлавались и могут быть со-
зданы только на национальной на-
родно-песенной основе. Мировое зна-
чение музыки определяется не кос-
мополитичностью музыкального язы-
ка. а общечеловечностью идей, об-
разно раскрываемых средствами на-
пибнальной музыкальной речи.
	Тупик, к которому пришли совет-
ские  композиторы-формалисты, во!
многом определяется порочными на-!
выками внешнего восприятия произ-
ведений разнонациональных — евро-
пейских композиторов, HeyMeHHeM
слышать национальные народно-пе.
сенные интонации, звучащие в этих
произведениях. Так, Шостакович
абстрактно воспринимает и усваива-
ет творчество Малера, Мясковский—
Брамса, французские импрессиони-
etn — Мусоргского.

Утверждение в советском  симфо-
ническом и оперном творчестве абст-
рэктного инструментального мышле-
ния и развития в нем на этой почве
формалистических творческих прие-
мов привело к отрыву от вокального
начала в музыке, на почве которого
развивалось русское классическое
музыкальное искусство. Это ярко
сказалось, например, в опере С.
Прокофьева «Война и мир». Мело-
дичность этой оперы не доходит до
широкого слушателя именно потому,
что она имеет чисто инструменталь-
ный характер, она оторвана от во-
кально-песенного дыхания. Требова-
ние мелодичности музыки, выдвину-
тое в постановлении ЦК ВКП(б), дол-
жно быть отнесено не только к ари-
озным моментам советской оперы, но
и к оперному речитативу. Мелодиче-`
ский язык речитативов также должен
быть основан на живых интонациях
народной речи.

Преобладание таких речитативов
в опере отнюдь не лишает ее мело-
личности, как это было блестяще до-
казано Даргомыжским в «Каменном
госте», целиком построенном на Me-
лодических речитативах, и оперным
творчеством Мусоргского. — Речита-
тивам, нарушающим законы  вокаль-
ного дыхания народной речи, подоб-
ным речитативам оперы «Воццек»
Альбана Берга. в советской опере не
		нарол. Нужно чутко вникать в ноэти-
ческое содержание песни, в слова
песни и, слушая ее в народном и<-
полнении, столь же чутко воспряни-
мать живую интонацию песни в ег

“

образном, содержательном значении.
	Само собои разумеется, что следует
пользоваться также и песенныии
сборниками. Но многие композиторы
не усвоили до сих пор простой исти-
ны, что при отсутствии слуховых впе-
чатлений от песни нельзя правильно
услышать нотную запись. Всякая
нотная запись условна, она всегда до-
полняется музыкантом  определен-
ными слуховыми ассоциациями. Ком-
позитор, никогда не- слышавший пес-
ни и воспринимающий ее только по
нотной записи, восполняет свое вос-
приятие слуховыми ассоциациями, не
имеющими никакого отношения к ре-
альному звучанию народной музыки.
Так большая часть композиторов вос-
	принимает нотные записи песен, BOL
	полняя их ассоциациями европейской
инструментальной музыки, на которых
их воспитали консерватория и посе-
щение концертов. Русские музыкаль-
ные классики (Глинка, Даргомыж-
ский, Серов, композиторы «могучей
кучки», Чайковский) обладали тонким
	и верным ощущением русской народ-
	ной песни именно потому, что они
много слышали ее в народном испол.
	нении и умели поэтому правильно
	«читать» внутренним слухом и чужие
нотные записи.
	Перед советскими композиторами
стоит важнейшая задача избежать
опасности формалистического  вос-
праятия народного плеснетворчества.
На этот путь очень легко скатиться,
если начать развивать воспринятую с
внешней с ы народную музыкаль-
ную речь. Задача обращения к на-
родной песне, выдвигаемая постанов-
	лением ЦК ВКИ(б), должна быть по-
нята прежде всего в смысле обраще-
ния к идейному содержанию и образ-
	ности народной песни, созвучной со-
	временности и имеющей перспективы
	развития в будущем.
	‚ве отмахиваться от проблем развития.
музыки в любой из республик, ссы-
лаясь на то, что там, дескать, есть
свой союз.

Хочу надеяться, что виднейшие ком-
позиторы Москвы, Ленинграда и дру-
гих крупных центров будут теперь
уделять больше внимания вопросам,
волнующим композиторов братских
республик, что они значительно рас-
ширят обмен опытом, творческую и
‘практическую помощь друг другу.
Мы должны понять, что формализм и
антинародность расцветают в Усло-
виях работы в одиночку, когда нет
заботы об успехе общего дела.

Речь идет не о каком-то коллектив-
ном творчестве, а о высшей форме
творческого общения, когда любой
художник чувствует себя одним из
бойцов единого фронта и работает
  плечом к плечу со своями товарища-
ми, помогая им и пользуясь их по-
мощью.

Разрешив в этом направлении ряд
организационных вопросов, мы тем
самым во многом облегчим и решение
вопросов творческих.

Во многих братских республиках
местные театры активно работают над
созданием оперного репертуара, нахо-
дясь в тесном содружестве с KOMIO-
  зитором с caMOro начала создания
оперы. Композитор учитывает мнени®
и советы дирижера, режиссера, испол-
нителей. Я по опыту знаю, как ценны
бывают замечания и советы исполни-
телей, отчетливо представляющих Ce-
бе, что удобно или неудобно для го-
лоса, Что естественно или неестест-
венно для инструментовки  музы-
кальной ткани произвадения. Их co-

Тому УЗЫКаЛЬН
	А. КИСЕЛЕВ
Oo
	телей почти нет видных певцов-испол-
нителей. Авторитетные вокалисты не
ечены к педагогической работе.

Вокальные факультеты уделяют ма-
ло внимания подготовке вокалистов-
мужчин. Из 90 учащихся на вокаль-
ном факультете Московской консер-
ватории лишь 15 мужчин; в Caparos-
47 — 13, Е

iowasnmayv PR

ской консерватории u3 47 — 13, в

CaepunoBcKol из 51 — !! человек, В
итоге за последние 10 лет крупней-
шие консерватории не выпустили ни
одного выдающегося певца.
Во многих консерваториях нофмаль-
ный учебный процесс нарушается из-
	за целого ряда «трудностей», которые
вполне могли бы быть преодолены. В

Te ones ttn Ae eee see TTT? —
	Белорусской консерватории, напри-
мер. вокальная и хоровая кафедры не

обеспечены руководителями, занятия,

со студентами ведут лица, не имею-
щие специального образования.

В Горьковской консерватории в
1946—47 учебном году программы,
предусмотренные учебным планом,
пройдены лишь наполовину. He-
смотря на это, студенты были пе-
реведены на второй курс. В первом
полугодии 1947—48 учебного года
вместо 30 обязательных дисциплин
для первых двух курсов преподава-
лось 15. Таково же положение на ди-
рижерско-хоровом факультете. Курс
всеобщей истории музыки в Горьков-
ской консерватории вообще не читал-
ся. В Ташкентской консерватории из-
за отсутствия преподавателей не
проводятся занятия по 13 диспипли-
нам. Во Львовской, Алма-атинской,
Таллинской консерваториях из-за OT-
сутствия педагогов не читается курс
истории русской музыки. Комитет по
делам искусств не оказывает реаль-
ной помощи музыкальным вузам пе-

риферии, не укрепляет их квалифи-
цированными педагогами. Организуя
новые учебные заведения. Комитеты
	по делам искусств при Советах Ми-
нистров СССР и РСФСР совершенно
не учитывают наличия на местах пе-
дагогических кадров и материально-
учебной базы. Это приводит к тому,
что вновь созданные консерватории
влачат жалкое существование. Алма-
атинская консерватория, организован-
ная в 1944 году, до сих пор не имеет
квалифицированных: педагогов по ос-
новным предметам. Из 54 преподава-
телей консерватории 20 не имеют
высшего образования, а 4 педагога
являются студентами Ш и ПУ кур-
сов. В консерватории нехватает инст-
рументов, нет мебели, классы не обо-
рудованы.

Таково же в общем положение в
Горьковской консерватории.

Прием студентов в консерватории
производится без плана. В результате
налицо серьезные противоречия: по
пятилетнему плану для различных
научных и педагогических учрежде-
ний требуется 53 историка и теорети-
ка музыки, а в консерваториях за
этот период будет подготовлен толь-
			ко 21 человек. По таким крайне
важным специальностям, как народ-
ные, деревянные и медные духовые
инструменты, кадры почти не гото-
вятся, хотя потребность в них вели-
ка.
В консерваториях союзных респуб-
лик вопреки их профилю и установ-
кам учебного плана студентов корен-
ной национальности насчитывается
едва 30 процентов.

Кроме того, прием студентов в му-
зыкальные вузы и училища часто
проводится без серьезной проверки
их профессиональной пригодности. В
результате отсев студентов из уЧчеб-
ных завеления очень велик.
	Бесьма несерьезно поставлена в
музыкальных учебных заведениях по-
литико-воспитательная работа. Как
правило, доклады, беседы, лекции по
политическим и специальным вопро-
	Нужно научиться критическому OT-
ношению к несням, имеющим распро-
странение в народной среде. Нельзя
забывать, что среди деклассированных
элементов бытуют низкокачественные
в идейном и художественном отноше-
нии песни. Западные «об’ективные»
собиратели относят их к народному
творчеству, а западные композиторы
охотно обращаются к этому мутному
источнику. Такие песни не имеют ни-
какого отношения к народному твор-
честву, ибо народное творчество, по
совершенно правильному определению
А. М. Горького, является творчеством
трудового народа. Этим определением
Горький вводит идейный, этический и
эстетический оценочные критерии в
отношении явлений устного творчест.
ва, понимавшегося до этого и мно-
тими советскими фольклористами в
	духе порочных взглядов, господству-.
	ющих на Западе. Горький учит оце-
ночно подходить к явлениям народ:
ного искусства и различать в них яв-
ления пережиточные, отживающие и
живые, созвучные современности, име-
ющшие перспективы развития.
	Важнеишие теоретические выска-
зывания Горького о народном худо-
жественном творчестве недостаточно
усвоены советскими композиторами,
поэтому некоторым из них свойстве-
нен нездоровый интерес к мещанско-
му фольклору. Это относится прежде
всего к отдельным композиторам-пе-
сенникам (в первую очередь к Никите
Богословскому). Однако надо прямо
сказать, что в этом же направлении
шли и некоторые обращения Шоста-
ковича к бытовой музыке. Не в этом
ли следует искать причину смакова-
ния ужасов, в ‘духе бульварных - ро-
манов, в опере Шостаковича «Леди
Макбет Мценского уезда», которое
внушает такое отвращение.
	Задача советских композиторов,
обращающихся к народному  песне-
творчеству, — встать на путь строгого
идейного, этического и эстетического
отбора поэтических образов и интона-
ций народных песен и отказа OT
внешнего, бессодержательного подхо-
да к народной песне.
	Советские композиторы Должны
развивать интонации народной музыки
в их народном образном значении. Од-
нако этого мало. Народное образное
значение песенного фольклора долж-
но быть передаваемо композиторами
правдиво, в соответствии с правди-
вым отражением действительности в
образах народных песен. Нельзя за-
бывать того, что композиторы-модер-
нисты, обращавшиеся к народной пес-
не, передавали образность народных
песен не правдиво, а нарочито иска-
женно, «в кривом зеркале». В обра-
щении к народной песне, точно так
же как и в своем творчестве в целом,
советские композиторы должны ру-
ководиться требованиями эстетике
социалястического реализма, т, е.
правливого отражения действитель-
ности средствами естественной музы-
кальной речи,
	Постановление ПК ВКП(б) 06 опе-
ре «Великая дружба» дает советским
композиторам развернутую программу
действий и открывает огромные исто-
рические перспективы в области раз-
вития музыки по пути социалистиче-
ского реализма. Оно лает компози-
торам боевое оружие для борьбы за
новые музыкальные произведения, ко-
торые будет любить весь советский
народ. /
	Ю. Шапорина (в исполнении артистки
В. Давыдовой), четвертый струнный
квартет Р. Глиэра (в исполнении квар-
тета им. Бетховена), прелюдии для
фортепиано Дм. Кабалевского
(Я. Флиер), сюита из балета «Калеви-
поэг» Э. Каппа (фортепианный дуэт в
составе Анны Класс и Бруно Лукк).
сюита для скрипки и фортепиано
А. Кулиева (исполнители Р. Дубин-
	ский и Е. Фукс), «Негритянские пес-.
	ни протеста» Л, Шварца (исполнят
В. Андриевский и автор).
- © 24 апреля делегаты с’езда заслу-
	шают доклад «Устав Союза
советских композиторов CCCP».
(докладчик — секретарь  Оргкоми-
тета Союза советских  компози-
торов СССР В. Захаров). Вечером
в Концертном зале им. — Чайков-
ского ансамбль солистов  Госу-
дарственного сифмонического OP
кестра Союза COP под yn-
	равлением /1. Юрьева исполнит про-
	изведения С. Баласаняна, Ю. Бирюко-.
	ва, В. Власова, Н. Иванова-Радкеви-
ча, Г. Крейтнера, Н. Крюкова, Л. Сте-
панова, А. Хачатуряна, Н. Чемберджи,
В. Юровского. Во втором отделении
концерта выступит хор им. Пятниц-
кого.

© 25 апреля ‘на заключительном за-
седании с’езда состоятся выборы
правления и ревизионной комиссии
Союза советских композиторэв С@СР.
	политическим и специальным вопро-   ностью и в значительной
сам проводятся очень редко. Дирек-! ни какофоническими oR
	ция, партийная, комсомольская и
профсоюзная организации мало забо-
тятся о том, чтобы студенты постоян-
но общались с рабочей молодежью,
с представителями передовой  совет-
ской интеллигенции — писателями,
артистами, учеными. Не практикуют-
ся встречи студентов с рабочими,
	ались с рабочей молодежью,   ние ее скорее всего говорит о силе
тавителями передовой совет-   «формалистического поветрия», _ за-
интеллигенции —- писателями,   хватившего в последние годы даже
	композиторов, ранее от него дале-
KHX.

Из произведений иной направленно:
сти несомненно интересен _ балет
эстонского компози! Э. Кап-
па  «Калевипоэг». ибокое ис-
	представителями советской ‘интелли-   #13 произведен
геннии. Творческие кружки сущест-  сти несомненно
	ях. Совершенно не проводятся об- ! па «Калевипоэг». ичирокое ис-
суждения произведений композиторов   пользование народных эстонских Me:
	и советских писателей.
	лодий, мастерская  инструментовка
	Среди некоторой части студентов   вызывают к нему симпатии слушате-
распространено «убеждение», что в ря Ряд танцев — «Ковка мечей»,
области музыки можно якобы стать   «Танёц девушек» — образцы яркой,
	хорошим специалистом без изучения   доходчивой, оригинальной танцоваль-
марксизма-ленинизма. Kak это ни   ной музыки. К сожалению, приходит-
	ся подчеркнуть, что балет вызывает
симпатии лишь «слушателя», но не
«зрителя». Недостатки либретто и по-
	ие кафедры   становки в значительной степени сни-
не занимают   жают постоинства спектакля.
	Общим для латвийских и эстонских
мпозиторов — серьезнейшим — недо.
	странно, подобные «воззрения» раз-
деляют и иные преподаватели oc-
ковской консерватории. ’ Неудовлет-
ворительно работающие кафедры
марксизма-ленинизма не занимают
ведущего положения в консервато-
		это в значительной мере ! композиторов
	способствует распространению подоб-   статком, повидимому, является слабая
ных нелепо нигилистических  ВЗГЛЯ-  связь их творчества < традициями
	В большинстве своем преподава-
	связь их творчества < . традициями
русской классики. Нужно думать, что
не случайно в новом балете А. Лепина
«Лайма» неудачна именно  характе-
ристика русских воинов и рус:
ские пляски отличаются примитивно:
стью и даже фальшью.
Композиторам Латвии и Эстонии
предстоит значительно расширить
тематику своих сочинений Лаже в
	ат

ав
	Ae,
	тельскии состав кафедр марксизма-! «Лайма» неудачна
	ленинизма в Московской, Киевской,
Кишиневской консерваториях не <о-
ответствует своему назначению. Лек-
ции по марксизму-ленинизму часто
читаются на низком уровне, в отры:
ве от современности, от теории и ис-
	тории искусства. Семинары по марк-   таком массовом жанре, как песня. до
	сих пор еще очень мало произведений
на современную тему. Другие музы:
	сизму-ленинизму не являются полити-
ческой школой. Проводятся они фор-
	мально, часто превращаясь в форму  кальные жанры композиторы трактуют
	недостаточно широко. В Латвии, Ha
пример, более всего разрабатываются
	образования   лирика, танцовальный жанр, болыное
	‚ место занимает чистая картинность: В

Этих областях есть целый ряд несом-
  ненных достижений (симфонические
‹ произвеления Як. Медыня, Граубинь,
  Заринь. сюита Скульте «Прин.
  Цесса Гундега», концерт  дия
‚кларнета Медыня, ряд хоровых про:
  изведений. Однако в работах латыш-
  ских композиторов еще редко ветре:
:Чаются темы большого идейного зна-
  чения. Ограниченность тематики пре-
  одолевается медленно, с большим
трудом.

С основными докладами на плену-
мах выступили Э. Капп и Н. Грюн:
фельд. В Эстонии по докладу 9.
  Каппа в прениях выступило 19 орато-
  ров. Содержательным было выступ-
ление музыковеда-этнографа Милов:
  ского, проанализировавшего эстонский
  народный фольклор и его связи с рус-
  ской народной песней.

На пленуме в Латвии наблюдалась
странная пассивность композиторов.
В прениях по докладам композиторы
выступали главным образом по BOM:
росам, непосредственно связанным с
критикой их собственных  произведе-
ний (Янсон, Уткин). Большая часть
композиторов участников пленума в0-
обще «отмолчалась».

Перед композиторами Латвии #
Эстонии стоят огромные задачи. Он
должны решительно изменить стиль
работы, теснее связать свое твор
ство с латышской, эстонской и рус
ской народной музыкой _ смелёе ис-

чи зерхдвои музыкой, . смелее в
пользовать в своих сочинениях Te
мы большого идейного — значения,
	стремиться воплотить средствами NY
зыкального искусства героические
образы нашей современности, Значи
тельной части композиторов необхо:
	димо серьезно поработать над и
щением своего профессиональног
мастерства.
	Первоочередной задачей компози:
торов и музыковедов является реши
тельное выкорчевывание корней фор:
мализма во всех его проявлениях: 01
увлечения «чистым»  экспрессиониз
мом и конструктивизмом ло односто:
роннего пристрастия к абстрактной
рассудочной, инструментальной музы
ке. Успешное решение этой основю
задачи позволит добиться коренного
изменения на’музыкальном фронт

рибалтики. Оно создаст ‘предпосыл
ки для могучего расцвета- советской
музыки в Латвии и Эстонии.
	„Вл. ВЛАСОВ,
В. ЦУККЕРМАН.
	вопросов и ответов.

Комитет по делам искусств и Ми-
нистерство высшего образования
СССР плохо руководят

консервато-
риями и плохо контролируют работу

этих учебных заведений и, главное,
не оказывают им реальной помоши.
	  Необходимо в самый короткий
‘срок принять действенные меры,
‘обеспечивающие подготовку полно-
	‘ценных кадров в области музыкаль-
‘ного искусства. С’езд советских ком-
позиторов должен серьезно обсудить
	вопросы воспитания молодых музы-
КАант‚ов. .
	НУЗЫЦЕ
	3а идебность и прмнцидиальность науки 0
	Продолжавшееся. три дня собрание
научных работников Института исто-
рии искусств Академии наук
было посвящено обсуждению поста-
новления ЦК ВКП(б) об опере «Вели-
кая дружба» В. Мурадели. Это об-
суждение вылилось в широкую кри-
тику деятельности института и его
пяти секторов — истории музыки, те-
атра, живописи и скульптуры, архи-
тектуры и кино.

Докладчик проф. Т. Ливанова, за
ведующая сектором истории музыки,
подробно остановилась на историче-
ском значении постановления ЦК
BKIT(6) для дальнейших судеб совет-
ской музыкальной культуры. В докла-
‘де была подвергнута критике дея-
тельность Института истории ис-
‘кусств.
  Олнако тов. Ливанова почти ничего
не сказала о грубейших ‘ошибках в
работе сектора истории музыки.

О крупных недостатках в ра
‘института говорили все участвовав-
шие в прениях: директор института
‚академик И. Грабарь, члены-коррес-
‘‹ понденты Академии наук В. Лазарев
и А. Сидоров, член-корреспондент
Академии наук Армянской CCP A.
  Дживелегов, профессора М. Гри-
горьев, С. Дурылин, В. Всеволодский-
Гернгросс, Б. Алперс, С. Скребков,
кандидаты искусствоведения А.
Гольдман, А. Гоян, М. Нейман, аспи-
`ранты А. Образцова, Б. Бродский
ти др.
  Основное внимание собрания было,
естественно, приковано к работе сек-
  тора музыки.

Выступавшие отмечали, что музы-
кальный сектор института замыкается
 в основном в круге проблем, относя-
‘щихся к ХУП и ХУШ векам. Именно
  этим темам посвящены монографии
	` проф. Г. Ливановой «Русская музы-
калыная культура ХУШ века», проф.
С. Скребкова «Русская хоровая му-
зыка ХУП века», подготовленный под
редакцией T. Ливановой сборник
«Канты ХУПШ века».

На собрании были вскрыты грубые
ошибки, допущенные в основных ста-
тьях подготовленного музыкальным
сектором тома по истории советской
музыки, Эти статьи представляют со.
бой панегирики по адресу композито-
ров формалистического толка. Весь
том, подготовленный сектором, ныне
забракован, как содержащий невер-
ные идеологические и эстетические
концепции.

Выступавшие указывали также, что
Т. Ливанова не случайно в своем до-
кладе обошла молчанием глубокие и
принципиальные указания ЦК ВКП(б)
на связь формалистического направ-
ления < современной буржуазной
культурой, низкопоклонство перед
которой — характернейшая черта
декадентов. На собрании была nog-
вергнута критике докторская дис-
сертация Т. Ливановой «Очерки и ма-
териалы по истории русской музы-
калыьной культуры», к сожалению,
имеющая хождение в качестве учеб-
ного пособия. Эта работа в своей ос-
WOBHOH Концепции заражена низко-
поклонством перед Западом. Основ-
ные тезисы книги сводятся к тому,
что русская музыка не является са-
мостоятельной, а сложилась под влия-
нием Запада.

Выступавшие в прениях подчеркну-
ли, что идеологические ошибки в пре-
жних работах проф. Ливановой про-
должают определять ее взгляды и в
настоящее время. Не случайно one
не допустила организации в институте
‘истории искусств группы по изуче-
	нию народной музыки, пренебрежи-
тельно относясь к этой теме и OTUE-
	r {
‘Цая ее значение для теоретического.
		музыкознания.

Проф. М. Григорьев подверг кря-
тике последнюю, еще не опублико-
ванную работу Т. Ливановой «Кан-
ты». Эта работа  формалистична по
методу анализа материала и безидей-
но-бесхребетна по своему <содержа-
НИЮ.

В прениях были отмечены также су-
щественные недостатки в научной ра.
боте и других секторов института.

ыступавшие указывали, что в рабо-
тах секторов нет необходимого кон.
такта и что каждый сектор пытается
самостоятельно разрешить, например,
такие важнейшие проблемы, как пе-
риодизация исторни искусств, Ученый
совет собирается сравнительно редко
и не всегда занят вопросами большо-
го научного значения. Рукописи по
ответственным вопросам истории того
или иного вида искусства, как прави-
	ло, не обсуждаются на Ученом сове-
те.
	Многяе участники прений отмечали
тенденции ряда аспирантов и докто-
рантов отойти от острых вопросов со-
временности. Чрезмерно велико коли.
чество тем, посвященных древним и
отдаленным эпохам.

В институте собраны видные пред-
ставители нашего искусствознания.
Допущенные институтом ошибки, как
это показали прения, ясны самим
работникам института. Нужны об’е-
диненные усилия сотрудников и зна-
чительно более активная работа пар.
тийной организации, чтобы преодолеть
эти ошибки и обеспечить выпуск вы-
	сококачественных трудов советсках
	искусствоведов.
А. ФЕДОРОВ.
	© 19 апреля в 6 часов вечера в Ке-
лонном зале Дома союзов открывает-
ся Первый всесоюзный с’езд совет-
ских композиторов. В этот день уча-
стники с’езла заслушают доклад «30
лет советской музыки и задачи совет-
ских композиторов». Докладчики —
председатель Оргкомитета Союза <о-
ветских композиторов CCCP Б.
Асафьев и генеральный секретарь
Оргкомитета ССК Т. Хренников. За-
тем состоится концерт Краснознамен-
ного им. А. В. Александрова ансамб-
ля песни и пляски Советской Армии,
который исполнит лучшие песви сэ-
ветских композиторов.

© 20 апреля с’езд продолжит свою
работу в Центральном доме работни-
ков искусств. СССР. Будут заслушаны
содоклады представителей делегаций
ССК братских республик. Вечером 20.
апреля Московская филармония я
Союз советских композиторов ор-
ганизуют в Болышом зале кон-
серватории концерт для делегатов
С’езда. Государственный  симфониче-
ский оркестр Союза ССР под управ-
лением К. Иванова, H. Аносова
и Е Акулова исполнит первую
часть Первой ‘симфонии А. Ба-
ланчивадзе, песню  Алеси из
онеры «Алеся» и дуэт Марыси и Ми-
хася из оперы «Михась Подгорный»
Е. Тикоцкого (солисты — Л. Алексан-
дровская и И. Болотин), ноктюрн из