_ © славе подлинной и мнимой
	Кадр из фильма «За тех, кто в море!». Максимов — арт. Д. Павлов и
Боровский — арт. Г. Карнович-Валуа.
		°

пъесы, замечаешь удачно найденные
сценаристом реплики, заново написан-
ные эпизоды, которые в большей ме-
ре способствуют раскрытию характе-
ров. действующих лиц динамичным
языком кинофильма.

Заслуга сценариста заключается
также в том, что он сумел искусно
показать то, что не в состоянии по-
казать театр. Волнуюнкие эпизоды
морского боя коротко и точно напи-
саны в сценарии М. Котова. Автор
сценария широко пользуется всякой
возможностью — вывести действие
фильма из интерьеров. Впрочем, по-
становщик, покидая павильон, к со-
жалению, проявляет очевидную нелю-
бовь к семкам крупным и средним
планом на натуре. Он гораздо более
склонен к далеким перспективам. И
потому фильм порой вызывает неко-
торое ощущение камерности, так CKa-
зать, сценичности, отчасти проигры-
вая в фактической достоверности фо-
на. на котором развертываются собы-
тия.

Батальные сцены, весьма удачные в
сценарии, воплощены не всегда убе-
дительно. Они могли бы быть более
выразительны, более эффектны.

Следует также пожалеть о том, что
вне поля зрения создателей фильма
оказалась повседневная боевая жизнь
советских моряков.

Все же возможности кинематогра-
фа позволили сцпенаристу и постанов-
	Герои знакомой пьесы, $ + позе индивидуалиста Бо-
еще так недавно впервые ровского сразу противо-
увидевшей свет рампы, К. НИКОЛЬСКИЙ поставляется подлинная
выходят на экран. Про- > романтическая увлечен-
изведение драматурга на- ность Максимова.
чинает новую жизнь в кадрах Моральная победа Максимова над
кинофильма И зрители,  кото-  Боровским очевидна и несомненна.
	рые знают и помнят недавние спек-
такла, надеются увидеть в кино то,
чего ве смог им показать театр. Они
хотят ‘увидеть своих любимых героев
на широком фоне реальной жизни,
не ограниченной рамками сцены. Они
хотят ощутить весь размах деятель-
	‘ностн героев, всю динамику событии,
	в которых раскрываются характеры.

В картине «За тех, кто в море»
(сцечарий М. Котова,  ежиссер А.
Файнциммер) советский зритель най-
дет ствег на вопросы, которые не
могут его ме волновать. В фильме,
как и в пьесе, сталкиваются два ге-
роя — Максимов и Боровский. Оба
они отважны, оба обладают больши-
ми военными знаниями и опытом, оба
искренне говорят о том, что в apa-
жениях против гитлеровцев ими дви-
жет любовь к советской родине. Но.
на поверку только один из них —
Максимов — оказывается настоящим
патриотом. Для другого труднейшая
из войн — всего только. арена борь-
бы за личную славу.

Зрители не сразу догадываются о
том, насколько различны стремления
этих людей. Г. Карнович-Валуа, иг-
рающий в фильме роль Боровского,
сперва почти не оттеняет эгоизм и
тщеславие своего героя. Перед нами
в первых кадрах фильма — образ
пылкого романтика, увлеченного сво-
им благородным и опасным делом.

Боровский с пафосом говорит “Ha
офицерской вечеринке о «капризной
воинской славе, которая величавей
всего на свете», о том. что «лишь
немногим дано взлететь соколом в яс-
ное небо победы».

Красивые слова! Но товарищи по
оружию не поддерживают Боровско-
го. Никто не пьет с-ним. за такую
славу. Не пьет и Максимов, хотя и
он в исполнении Д. Павлова то-
же несомненно романтик, и он
честолюбив, и он мечтает о боевых
победах. Максимов отвергает тост
Боровского: «Не пью за это. Вредная
чушь! Не наше дело гоняться за лич-
ной славой». Ему не своя слава нуж-
на, а слава общего дела.

Так завязывается основной драма-
тический конфликт фильма. И успех
всей картины в большей мере пред-
определяется тем, что романтической

«За тех, кто в море!. Сценарий М. Ko-
това по пьесе Б. Лавренева Постановка
	А. Файнпиммера, операторы М. Магид и
Л. Сокольский, композитор А. Спадавек-
киа. Производство Ленфильм.
	Десять-пятнадцать ‹ лет назад еще
всерьез обсуждался ‘вопрос, итти ли
советской мультипликации по прото-
ренной дорожке дешевой развлека-
тельности американских мультфиль-
мов или искать свои’ пути, опираясь
на художественное творчество наро-
дов CCCP? Передовые советские
мультипликаторы отказались от под-
ражания западным образцам, и настой.
чивые поиски привели их к ноложи-
тельным результатам: Еще до войны
	-им удалось создать ряд хороших ко-
	роткометражных цветных рисованых
фильмов — («Лимпоно», «Джибжа»
и др.).

Хуже обстояло дело с «большими
формами» мультипликационного кино.
Добиться успеха в постановке полно-
метражных мультфильмов оказалось
значительно труднее. Цветные филь-
мы «Сказка о царе Салтане» и. «Про-
	павшая грамота» были еще несовер-.
	шенны по форме.

«Конек-горбунок» — первый совет-
ский полнометражный цветной рисо-
ваный фильм, в котором содержание
русской волшебной сказки воплощено
в глубоко поэтической и цельной
изобразительной манере.

Сюжет сказки изменен сценариста-
ми Н. Рожковым и_Е. Помещиковым
только в частностях. Действие стало
динамичней и целеустремленней. Пер-
	«Конек-горбунок». Сценарий Е. Поме-
шикова и Н. Рожкова, текст П. Ершова
обработан А. Сурковым. Постановка И.
Вано. Гл. художник Л. Мильчин, опера-
тор Н. Воинов. Производство Союзмульт-
фильм.
	возникает на почве столкновения лич-
ного и общественного, на противопо-
ставлении эгоистических, мешанских
идеалов общественным интересам, са-
мый конфликт показан в достаточной
степени традиционно! и шаблонно.

В финале пьесы мы снова видим
«хвосты» семейной истории, когда на
пепелише семейного очага возвра.
щаётся бывшая жена Черемисова. И
как бы в свидетели посрамления не-
верной жены автор еще приглашает
родителей Черемисова, = почтенного
уральского сталевара Григория Варла*
мовича и его достойную супругу Ма-
рию Дмитриевну. .

Между тем, вся логика драмы дав-
но требовала предать забвению суль-
бу легкомысленной Ангелины и На-
править наши симпатии к светлому
образу Катеньки.

Все эти частности уводят автора  в
сторону от главного, вносят пестроту
и дробность в развитие основной темы
и отвлекают наше внимание на детали,
без которых с успехом можно было
бы обойтись. Правда, в этих сюжет-
ных подробностях иногда рождается
интересный материал для игры акте-
ров, но они приобретают слишком Ca-
Змодовлеющее значение.

Но эти недостатки не могут ума-
лить значения пьесы Н. Погодина.
Своими основными коллизиями, своей
центральной темой, зорким видением
прошлого сквозь призму современно-
сти пьеса волнует наших актеров и
зрителей.

В «Минувших годах» немало ярких,
характерных ролей, которые дают бо-
гатый материал для актерской игры.
Талантливо и ярко воплотил образ
инженера Ждановича Е. Велихов. Он
сохранил в нем самобытные черты
старого интеллигента, до поры, до
времени наблюдающего со стороны,
чем кончится борьба Черемисова. В
самой экспозиции образа мы видим
все эти сомнения и колебания челове-
ка, который с некоторой долей рисов-
ки может еще сказать: «Я с больше-
виками в некоторых пунктах расхо-
жусь». Впрочем, в устах Велихова —
Ждановича эти слова звучат ирониче-
ски по отношению к самому себе. Он
не слишком в них верит, ибо сердцем
уже поверил в молодость и силу тех
людей, которые пришли в пустыню
зажечь огни новой жизни. Этой силы
он не видит ни в ландскнехте от ин-
дустрии американце Купере, ни в по-
грязшем в делячестве и отставшем от
жизни Кряжине, ни тем более в Траб-
ском, к которому инстинктивно чув-
ствует неприязнь.

Однако Велихов не спешит под-
толкнуть своего героя в об’ятия Че-
ремисова. Жданович долго еще про-
	Очевидны и предпосылки этой побе-
ды. Боровский думает лишь о себе
и потому теряет свое честное имя,
остается одиноким в среде морских
офицеров. Максимов думает лишь о
разгроме врага, лишь о победе обще-
го правого дела — и потому к нему
тянутся люди. В фильме. богатом ак-
терскими удачами, это подмечено и
выражено вполне отчетливо,

М. Жаров. ипрающий роль коман-
дира дивизиона Харитонова, создал
колоритную фигуру советского офи-
цера-воспитателя, умеющего вла-
стно приказывать, но в то же время
отзывчивого, душевного, способного
в трудную минуту поддержать и на-
	править на верный путь любого из
	своих воинов. Сцена, когда Аарито-
нов, растроганный самоотверженно-
стью Максимова, целуег его «от
всех нас, от флота», — одна из са-
мых ппечатляющих, и эдесь благо-
родная нравственная тема картины
звучит с особенной силой.

К Макоимову, чуждому всякой
позе, человечному, храброму, силь-
ному, умеющему итти на оправдан-
ный риск, тянутся симпатии всех ге-
роев фильма. Мы видим вокруг него
дружную семью морских офицеров.
Непосредственный, открытый, наив-
но-бесстрашный Рекало (Д. Сагал),
сдержанный, принципиальный, муже-
ственный Лишев (И. Любезнов) вме-
сте с Максимовым и Харитоновым
завоевывают любовь зрителей. Эти
образы обрисованы в фильме лако-
нично и четко. Сравнительно менее
выразителен образ механика Кло-
букова в исполнении Б. Шпринг-
фельда. Артисту не удалось наде-
лить Клобукова живыми, индивиду-
альными свойствами. Б. Шпринг-
фельд как-то неуверенно-комичен в
этой роли, требующей более тонкого
и глубокого юмора.

Интересные женские роли пьесы
обеднены и обескровлены сценарием.
Картине в целом, думается, тем са-
мым причинен известный ущерб. Ак-
трисы оказались в невыгодном поло-
жении, и если Е. Мышкова (Шабуни-
на), а также А. Тришко (мать Харито-
нова), е честью выполнили свою за-
дачу, то Э. Луценко не смогла пре-
eae трудности чересчур скромной

роли Гореловой. Ее Горелова однооб-
разно-холодна и жеманна, не доступна
волнениям и вряд ли дает зрителям
‘возможность понять увлечение Мак-
‚ симбва.
  Сравнивая текст сценария с текстом
	«Хлеб наш насушный»
		Е. Страдомская, ставившая пьесу
Николая Вирты «Хлеб наш насущ-
ный» в Московском театре драмы, на-
шла великолепную  мизансцену для
главнейшего момента действия.
Только что секретарь райкома Рогов,
вместе с Гаврилой Зотовым и други-
ми колхозникеми уличил Тихого в.
преступлениях против народа и госу-
дарства. Болыше изворачиваться не-
мыслимо, и Тихой оставив наглую
браваду, в ужасе закрыл лицо руками,
Одиночество... Но вот Тихой вспоми-
нает, что есть у него покровительница
и соучастница — Твердова, и выпрям-
ляется во весь рост. Он стоит на воз-
вышении, огромный, широкоплечий,
страшный в своей отчаянной откро-
венностя и кричит Твеудовой сверху
вниз, как хозяин ее: «И ты, Твердова,
тут! Ага! Вот ты где у меня, Анна
Сидоровна! В три узла завязана!». И
у Твердовой. сильной, упрямой, гор-
дой женщины, ноги подгибаются, ког-
да она видит перед собой этого чело-
века, еще недавно такого смиренного
и угодливого, а сейчас пред’явившего
ей грозный и неотвратимый счет. Эта
мизансцена, в которой Тихой напосле-
док, хоть на минуту. властвует над
своёй бывшей «хозяйкой» Твердовой,
образно раскрывает смысл пьесы и
спектакля. Вот они — хищник и его
жертва, окруженные толпой крестьян,
внимательно смотрящих на Твердову и
запоминающих каждое слово Тихого.
	Сцена эта заставляет вспомнить
другую пьесу того же автора—«Зем-
лю», шедигую лет десять назад. Ме-
сто действия — то же заурядное село
Дворики на Тамбовитине. В той пьесе
крестьянский люд боролся с кулаком.
Сторожевым за землю. за простое че-
ловеческое право — трудиться на ней.
В новой драме Вирты «райкомщик»
Рогов и колхозники борются с Тихим
за хлеб, за честную трудовую жизнь.
У Н. Вирты есть свой излюбленный
жизненный «материал» — земля, хлеб,
простые люди, сильные земные стра-
сти, в которых художник сцены дол-
жен найти глубокую философию
борьбы советских людей. Село
Дворики не узнать, и люди здесь
живут, как будто, другие. Ho
борьба за хлеб продолжается, хо-
тя выглядит она совсем не так, как
выглядела в те годы, когда свиреп-
ствовал на Тамбовшщине Антонов.

Помнится, «Земля» до ее появления
на сцене также вызвала среди
критиков немало дискуссий, а теат-
ралыные работники сомневались в ее
сценичности. Сомнениям положили
конен премьеры пьесы в Художе-
ственном театре и -на  перифе-
рии. Пока шли споры о «Хлебе
нашем насущном», пьеса пробивала
себе дорогу на сцену. Она видоизме-
нялась, появлялись новые варианты,
и вот мы видим постановку Москов-
ского театра драмы, которая дает воз-
можность судить и о сильных, и о
слабых сторонах -- пьесы. В
пьёсе есть персонажи, без ‘которых
автор как булто легко мог обойтись:
Некоторые весьма важные для дейст-
вия образы, например Ковалев, Рого-
ва, выписаны неярко. нечетко, как
будто автор знаком с ними понаслыш-
ке. В то же время в пьесе есть тра-
диционные, а точнее говоря, баналь-
ные «развлекательные» мотивы, вро-
де лвух влюбленных но постоянно
ссорящихся пар. Все это так.

Но если подсчитывать плюсы и
минусы пьесы арифметически, просчет
неминуем. Надо увлечься той борь-

бой теми сдержанными, но могучими
	страстями, которыми живут герои
Вирты, и тогда картина получится
иная. Тогла мы поймем, что «Хлеб
наш насущный», как все лучигие со-
ветские пьесы последнего времени,
посвящен главным идейным пробле-
мам наших дней.

Только ли о колхозном строитель-
стве написана эта пьеса? Так можно
подумать лишь при поверхностном
знакомстве с ней. Читая пьесу впер-
выё. вы увидите в ней прежде всего
живой отклик на те вопоосы, которым
посвящены известные партийные ре-.
шения об укреплении колхозов. Раз-
базаривание колхозных земель, утаи-
вание хлеба от государства, косность
и беспринципное делячество в руко-
водстве колхозами со стороны неко-
торых партийных организаций — вот
«тематический круг» пьесы.

Но если драматург не просто «от-
кликается» на злободневную тему, а
пишет о живой жизни, тогда пьеса
бывает шире темы. И. глядя спек-
такль Московского театра драмы, вы
думаете о том, что «Хлеб наш насущ-
		«генеалогия» в советской пр
гии — Горлов из «Фронта», Осередь-
xo a Костюшин из пьес А. Сурова,
Ратников из пьесы А. Софронова «В
одном городе». У этих людей — раз-
ные судьбы, и авторы относятся к
ним хоть и сурово, но с чуткой вни-
мательностью. Осередько  во-время
понял свои ошибки и сам выправил
их. Может быть, и Твердова вернется
на верный путь; В том, что театр сме-
ло и страстно изобличает таких лю-
дей, как Горлов. Ратников, Твердова,
сказывается крепнущее критическое
начало в нашей драматургии, стрем-
ление воспитывать в зрителе больше-
вистекую зоркость и непримиримость
ко всему, что противоречит „еликим
принципам коммунистической идеоло-
ГИИ.

В игре Е. Тяпкиной — очень живой,
полной неподдельных человеческих
чувств — нет, к сожалению, той за
конченности, ясности и определенно-
сти, которых требует этот сложный
образ. С наибольшим под’емом играет
Е. Тяпкина те эпизоды, где Твердовл
с гордостью говорит о своем прошлом,
о сыновьях, которых она отдала Ро-
дине. «В чем виновата, ответ буду
держать, глядя прямо...» — запальчи-
во говорит Твердова—Тяпкина в фи-
нале спектакля, и зритель готов ве-
рить, что у Твердовой хватит муже-
ства нести ответ за свои промахи. Но
не это главное в роли. Гораздо важ-
нее первая ее_ половина, в которой
	актриса должна была бы показать ис-
точники ошибок и драмы Твердовой.
Но в этой части спектакля Тяпкина
не анализирует противоречивый ха-
рактер своей героини и не дает зри
телю ясного ответа на вполне закон-
ный вопрос: каким образом могла
эта «хозяйка района» так грубо оши-
баться и заблуждаться,

Весьма важную роль секретаря рай-
кома партии Рогова играет С. Вече-
слов. Признаться, мы были немного
удивлены таким выбором режиссуры,
зная. С. Вечеслова по интересно сыг-
ранным, но совершенно несхожим ро-
лям в других пьесах. Удивление это
быстро рассеялось: С. Вечеслов нашел
верный тон для своего Рогова — пыл-
кого, увлекающегося и сердечного че-
ловека. Но актеру мешало «развер-
вуть» характер своего героя то же
самое обстоятельство, которое не раз
сказывалось в подобных случаях: ав-
тор не дал ему сложных задач, по-
строил действие таким образом, что
Рогову приходится главным образом
комментировать происходящие на его
глазах события.

Вообще, и в пьесе и в спектакле
многое осталось незавершенным, слу-
чайным, несущественным. Режиссер
Е. Страдомская хорошо поработала с
А. Хановым, К. Пугачевой (бухтгалтез
колхоза Лукерья Соловьева), В. Ба-
харевым (Андриан Федотыч), В. Ор-
ловой (Наташа Балашюва), А. Моска-
левой (Марья Рогова), А. Терехиной
(Елена Озерова) и некоторыми дру-
гими исполнителями главных и эпизо-
дических ролей но не добилась ху-
дожественной цельности и стройностя
ансамбля. Поэтому некоторые обра-
зы, например: Лукерья Соловьева в
виртуозном исполнении К. Пугачевой
или  Балашова-— Орлова, выглядят
своеобразным аттракционом, а другие,
никах не менее существенные (напри-
мер Ковалев — Е; Самойлов), оста-
ются  незаконченными эскизами.
Впрочем, большая доля вины в этом
	падает и на драматурга. Художница
С. Вишневецкая так же, как и компо-.
зитор И. Меерович, помогают ре.
жиссеру оживить действие там, где
OHO может показаться вялым и скуч-
 ным, но при этом (в который раз!)
зрителю предлагается любоваться ис-
пытанными светотехническими номе-

рами — тропическим ливнем на Там-

бовщине и тому подобными нехитры-
ми и налоевшими эффектами.

В центральных эпизодах спектакль
глубоко драматичен и серьезен в луч-
шем смысле этого слова, а местами
появляются  «разводья», пустоты,
которые автор и режиссер за-
полняют  пустяшными  интермеди-
ями вроде об’яснения жениха и
невесты — Мохова и Озеровой, как
будто действительно интересных жиз-
ненных наблюдений и впечатлений
драматургу и театру на весь спек:
такль нехватило.

Но в спектакле живет атмосфера
времени, горячее и страстное желание
театра вмешаться в жизнь, воевать с
Тихими и Твердовыми, научить зрите-
ля видеть и распознавать осколки
«старого живучего мира», и это де-
лает его живым и современным.

Я. ВАРШАВСКИИ
o

ный» — произведение, обобщающее
большие проблемы нашей жизни. В
этом вас убеждают также исполните-
ли спектакля и прежде всего—Алек-
сандр Ханов, блестяще играющий
роль Тихого. Он увидел в роли Тихо-
го нечто большее, чем злую сатириче-
скую зарисовку отрицательного типа
колхозной действительности.

«Живуч старый мир», — говорит
агроном Ковалев в финале спектакля,
после того как Тихой обнажил свое
подлинное лицо перед Роговым и кол-
хозниками. В «Земле» старый мир в
образе Петра Сторожева был воинст-
вующим и агрессивным, он нападал
яростно, с волчьей злобой. Нетр Сто-
рожев был обезоружен и уничтожен.
Прошли гопы, и старый мир принял
иное обличье. Конечно, Тихой и ему
подобные не могут сравниться © Сто-
рожевыми ни в силе, ни в активности.
Но живет в Тихом все та же страсть
приобретателя, психология индивиду-
ализма, уходящая глубокими корнями
в прошлое. И этот индивидуализм вы-
ступает в спектакле, как живучая си-
ла старого мира, сломить которую не
так-то просто. Н. Вирту обвиняли в
том, что он преувеличил значение
Тихого в современной жизни. На наш
взгляд, заслуга драматурга как раз в
том, что он распознал в психологии
Тихого общественное явление, и с03-
дал рельефный и действенный, «ук-
ручненный» образ индивидуалиста,
противостоящего советской идеоло-
гии, индивидуалиста, мастерски вла-
деющего новейшими способами мимик-
рии, усидчиво читающего наши кни-
ги, чтобы лучше усвоить тактику
приспособления.

А. Ханов изображает не просто хи-
троумного и ловкого человека, уме-
ло использующего слабости Твердо-
вой ради того, чтобы присвоить себе
кое-что из колхозного добра. Его Ти-
хой убежден в том, что все окружа-
ющие — такие же хитрые индивиду-
алисты, как и он сам, но только вида
не подают, а он-то умеет отлично
найти ход к каждому, потому что
знает, на чем держится мир, в чем за-
ключается истинная «юлитика», Ти-
хой — Ханов убежден, что в каждом
крестьянине живет индивидуалист, а
потому так оптимистичны его планы.
 Но подобно тому, как Сторожев не
понимал, какой правды ищет трудло-
вой нарол, так и Тихой не понимает
Марию Рогову—<воего «конкурента»,
председательницу лучшего колхоза,
или, скажем, дряхлого старичка-сто-
рожа, которому он в минуты пьяной
откровенности доверчиво выбалтыва-
ет свои задушевные секреты, свою
«платформу». Тихой оказался в кон-
це концов в таком же одиночестве,
как и его предшественник Сторожев,
и не только потому, что его во-вре-
мя схватили за руку. Против него
весь народ, живущий другими мечта-
ми. Советское крестьянство — за
коммунизм, против Тихого. Схватка
двух мировоззрений: индивидуалисти-
ческого и коммунистического — вот
подоплека конфликта Тихой — Рого-

ва. Именно потому, что постановиик-

и актеры поняли содержание пьесы
широко, масштабно; спектакль подни-
мается над уровнем чисто колхозного
	бытотисания и приобретает. характер
больного проблемного сценического
произведения: т ~

Тот же конфликт более сложно
преломляется во взаимоотношениях
Рогова (С. Вечеслов) и Тверловой (Е.
Тяпкина). Наверно, Твердова в свое
время раскулачивала Сторожева, че-
стно служила партии и советской
власти. Но незаметно для самой себя
она стала препятствием на пути че-
стных колхозников, невольной пособ-
ницей Тихого. Как ‘это могло слу-
читься? Твердова не просто «отстала
от жизни», постарела. Дело вовсе не
в этом и не в тех мотивах личной,
женской неприязни к Роговой, кото-
рые неизвестно зачем подчеркнуты в
спектакле. Коммунистка Твердова за-
была о коммунизме. Она утратила
партийную идеологию и партийную
честь, превратилась в беспринципного
дельца, и тут-то в ней заговорили
силы «старого живучего мира», наи-
‘более полным воплощением которых
является в пьесе Тихой.

Вот поэтому и выступает против
нее Рогов, увидевший, что Тихой и
Твердова связаны тонкой, но прочной
цепочкой. У Твердовой есть уже своя
	щику создать наиболее  зако-
номерный финал произведения. Уходя
со спектакля «За тех ‚кто в море!»,
мы могли сомневаться в том, что же-
стоко наказанный и раскаявитийся ря-
довой Боровский сумеет загладить ви-
ну Боровского-офицера и вернуть:
ся в ряды честных советских людей.
Фильм не оставляет почвы для таких
сомнений. Мы видим, как Боровский
совершает храбрый поступок, который
на этот раз не сулит ему славы, но за-
то обещает вернуть уважение боевых
соратников. Мы видим также блиста:
тельное осуществление смелой опепа-
ции. задуманной и выполненной Мак-
симовым, — дерзкий разгром гитле-
ровской эскадры на защищенной при-
брежной стоянке. Мы видим, наконец,
счастливое возвращение победителей
в военный порт и вновь онгущаем ог-
ромное превосходство славного со-
	дружества людей, обладающих общи-
ми целями в борьбе, общим передо-
вым мировоззрением, над одинокими,
сжигаемыми тщеславием искателями
«частных», собственных успехов.

В этом поражении отсталой инди-
видуалистической морали, проникну-
той буржуазной идеологией и неиз-
бежно толкающей на конфликт с на-
родом, в этом торжестве советской
общественной морали, побуждающей
к высоким подвигам во имя родной
страны, — ценность фильма «За тех,
кто в море!».
	У П. Ершова Иван безрассуден, но
смел и решителен и поэтому укротает
кобылицу. В фильме Иван играет на
дудочке и, приплясывая, скачет по
дорожке. Непонятно, благодаря каким
качествам этот ребенок умудряется
укротить огромную волшебную ко-
‘былицу. Так же неясно, почему братья
Ивана — оба по виду годятся ему в
дедушки — разговаривают с ним, как
со взрослым. В: сказке любовный сю-
жет царевны и Ивана ‘естественен; а
фильме он не мотивирован. Е

По манере поведения Конек-горбу-
нок в фильме похож на комнатную
собачку. При знакомстве с Иваном
он трется своим носом о его нос. Се-
меня за Иваном, он играет с птичка-
ми. В конце фильма он, как собака,
юлит вокруг идущих в церковь Ива-
на с царевной, Злой спальник хва-
тает его одной рукой и завязывает
в мешок. И в то же время Конек
сохраняет сказочный дар всевидения
и предвидения, невероятную силу и
скорость.

Труден для детского восприятия и
прием изображения мыслей персона-
жей, требующий от зрителей усилен-
ной ассоциативной работы. Посылая
Ивана в дозор, братья намерены по-
спать — на экране стог сена наплы-
вом переходит в постель, постель-
в стог сена...

Но недостатки филыма никак не ме-
няют его общей положительной оцен-
ки. «Конек-горбунок» является серь-
езным достижением нашей мульти-
пликационной кинематографии.

а между образом и сюжетом,

Катенька, а взрослая, деловитая жен-
щина. Однако заново познакомиться с
ней мы не успели, — помешал зана-
вес. Поэтому и впечатление от игры
осталось беглым.

„.Но Черемисова играет М. Царев.
Без Черемисова нет цельного спек-
закля. Однако того Черемисова, ко-
торый нам представил М. Царев, мы
не можем принять. Это совсем пругой
образ, т. е. слова те же, что и у ав-
тора, а вот вся их мелодия, эмоцио-
нальная основа иная, чисто-театраль-
ная и условная. В таком театральном
Черемисове мы не узнали и не при-
знали того волевого большевика-стро-
ителя, который мог строить медепла-.
вильный завод в казахской степи, лю-
бить Миньярова и Месяцева, нёнави-
деть Трабского, думать о войне, вое-
вать за будущую победу, дерзать,
страдать и драться за счастье Роди-
ны и честь партии.

Когда мы смотрели игру М. Царева,
образ Черемисова перед нами все вреё-
мя двоился: одного мы знали По
пьесе, другого нам показывал артист,
Между ними стояла непреодолимая
преграда холодной декламационности.
В игре актера не было жизненной
непосредственности. теплоты чувств,
искренности переживаний. Мы тоско-
вали по болеё простому, всамлелиш-
нему, менее живописному герою.

Не оказалось в постановке и едивой
об единяющей мысли н воли эежиссе-
ра: Подчас она совсем угасала, и спек-
такль шел так, как его вели отлель-
ные актеры. Поэтому во всей поста:
новке заметен стилевой разнобой, не-
понятная сбивчивость ритмов. В одних
тонах, например, проходит весь пер-
вый.акт, затем в спектакль втоогается
новая тональность, не имеющая ниче-
го общего с характером первого акта,
и, наконец, мы слышим новые иито-
нации, по преимуществу уже быто-
вые, в самом финале.

Ставили пьесу два постановшикз и
два р (К. Зубов и А. Крич-
ко, М. Гер и В. Турбин) и это оче-
видно также оказало свое влияние
на характер спектакля.

Не ощущается художественное
единство и в декоративном оформле-
нии (В. Каплуновский). В нем часто
преобладает иллюстративный момент
с элементами внешней нарядности и
слащавости. Особенно это заметно в
финальной картине.

И тем не менее , несмотря на BCE
эти серьезные недостатки, мы должны
отметить значительность самого фак-
та постановки пьесы Н. Погодина на
спене Малого театра. Этот спектакль
заставил нас не только вспоминать
прошлое, но думать о настоящем &
будущем нашей . L
	Русская сказка на экране

вая и вторая части сказ- ° В серии комических
выразительных движений

ки умело сокращены и
содержание сконцентри- В. БАЛАШОВ персонажей превосходно

ровано вокруг борьбы $ передан русский народ-
	ный юмор сказки 1. Вр-
шова. Особенно выделяется образ ца-
ря. «Игра» этого персонажа насыне-
на исключительно богатой для муль-
типликационного героя мимикой, дви-
жение — множеством по-настоящему
смешных жестов.

Рисунки точно мультиплицированы,
плавное движение персонажей He
прерывакищееся на стыке сцен и эпи-
зодов, почти безупречный ритм, энер-
гичный темп выдержаны в большин-
стве кадров. Удачна музыка компози-
тора В. Оранского; запоминающаяся,
основанная на народных напевах и
сливающаяся с действием.

Успешно решив стоящие перед ни-
ми трудные задачи, авторы фильма
оказались, однако, недостаточно по-
следовательными в решении характе-
ров’ персонажей.
	И. Вано ориентируется на детскую
аудиторию. Только так можно понять
и превращение в ребенка Ивана, и
введение танцовальных и песенных
номеров, не всегда необходимых для
развития действия.
	Но в фильме немало моментов, про-
тиворечащих этой установке, а в ряде
случаев рассчитанных явно на взрос-
лых зрителей.

Иван УИ. Вано по виду наивный
мальчик. Но Иван-мальчик совер-
шает все поступки взрослого Ивана из
сказки Ершова. Отсюда серьезное рас-
	сумела внести атмосферу той напря-
женности, которая ощущается в даль-
нейшем развитии действия.

И вот на пороге Трабский—Комис-
саров. Грузной походкой направляется
он к огромному письменному столу.
Из-под нахмуренных бровей насторо-
женно смотрят его глаза.

Кто же этот новый директор заво-
да? Барин, сибарит, уставший и ко
многому уже безразличный вельможа.
Но первое впечатление быстро усту-
пает новому — он груб, нетерпим, са-
моуверен, но и это еще не все. Он мо-
жет быть лисой, прикинуться довер-
чивым, поиграть в дружелюбие. Он,
несомненно, хитер. Опасный и опыт-
ный враг. а

Все эти грани характера Трабского
раскрывает в своей игре Комиссаров,
но это еще не все, что вносит в спек-
такль артист. Он показывает в Траб-
ском душевную опустошенность, бес-
плодность его уловок. обреченность
его подлой затеи. И нам становится
ясно — перед нами живой мертвец.
Уже мертвы его глаза, бессильны его
	ярость и злоба. В этом портрете жиз-
ненная достоверность теснейшим об-
разом переплелась с идейным «приго-
вором» художника.

Н. Погодин слишком скупо показал
образ Миньярова, имеющий большое
значение для идейного замысла пье-
сы. Роль Миньярова наименее дейст-
венна. Только в одной картине Минь-
яров решает серьезную задачу — он
должен разобраться в существе об-
винений, выдвинутых против Череми-
сова. Но и эту задачу решают, по <у-
ществу, без него.

Таким образом, материалом для ак-
тера могут служить только те репли-
ки, которыми в часы досуга Миньяров
обменивается с Черемисовым. Из
них мы узнаем, что Миньяров друг
Черемисова, оказывающий на него
большое влияние, как старший това-
рищ по партии, как его партийный на-
ставник. Всего этого слишком мало,
чтобы актер мог создать живой, убе-
дительный образ большевика. Это об-
стоятельство  сузило возможности
Н. Далматова, который весьма добро-
совестно пытался создать образ Минь-
ярова, в котором билось бы горячее,
честное сердце большевика,
	Трудная обязанность выпала также
на долю Т. Еремеевой (Катенька), ко-
торая должна была связать воедино
две части роли, разделенные почти
целым десятилетием. Если в первой
картине мы увидели и полюбили эту
застенчивую, такую ясную и чистую
девушку, то в финале перед нами
только мелькнуло что-то похожее на
былую Катеньку. Но это была уже-не
	парекого спальника про-

тив Ивана (вторая часть сказки).
Введены новые сцены, усиливающие
основной конфликт.

Созлатели фильма не гримируют
мультипликационное изображение под
натуру, а создают на экране свой, от-
личный от натурного фильма  ус-
ловный. мир, Основываясь на тради-
ниях древней русской фрески и
народного лубка, они, как правило, не
стремятся создавать иллюзию глубины
пространства. Наоборот, они добива-
ются плоскостного решения кадра.
Подвижность света и фактуры пред-
метов вводится только там, где этого
	‘требует сюжет. Так, например, когда
	царь вынимает украденное у Ивана
перо жар-нтицы, по фигуре плачуще-
го Ивана пробегают волны света.
Таким же приемом решен кадр приле-
та жар-птиц.
	И. Вано и его художники не укра-
шают кадр. Обстановка, окружающая
персонажи, изображена скупо. В кад-
ре присутствуют только действующие
в настоящий момент персонажи и
предметы, играющие какую-либо роль
в сюжете. Так, в кадре, изображаю-
щем первый донос спальника, нет ни-
чего, кроме эффектное нарисованной
постели, царя и спальника; в кадре,
изображающем мытье царя, мы видим
только громадную . шайку, в которой
сидит царь, двух банщиков с веника-
ми и спальника.
	должает наблюдать, думать, взвеши-
вать. И вот уже в словах, вернее, в
их интонации — «с одними работают,
с другими только служат» — мы слы-
шим, что выбор сделан. Когда Жда-
нович— Велихов тихо и просительно
говорит Черемисову: «Слушай, Чере-
мисов, возьми меня с собой», мы по-
нимаем, что он уже определил свой
путь. Ему но пути только с таким че-
ловеком, как Черемисов.

В игре Велихова ощущается про-
никновенное понимание сущности ге-
роя. Он не наблюдает его со стороны,
он живет с ним, верит в него.

С тонкой насмешкой над своей ге-
роиней играет роль Ангелины Е. Шат-
рова. Давно мы не видали столь яр-
кой, свободной, непринужденной игры
этой талантливой актрисы. Ее Анге-
лина, особенно в сцене запоздалого
возвращения в дом Черемисова, отку-
да она когда-то так легко ушла, образ,
быть может, несколько театрально
подчеркнутый и заостренный, но до
конца продуманный и «отделанный».

Ф. Григорьев в роли Кряжина не-
сколько упрощает образ, который y
автора выглядит более масштабным и
значительным. Актер своей мягкой,
склонной к юмору и бытовой интона-
ционности игрой как бы внутренне
извиняет Кряжина. А между тем, фи-
гура Кряжина заслуживает не столь-
ко извинения, сколько осуждения.
Вель даже тот жестокий урок. кото-
рый получил Кряжин во всей истории
с Трабским, не пошел ему на пользу.

Из последней реплики Ангелины
мы узнаем, что Кряжин не сумел под-
няться из духовного болота, куда за-
вело его самодовольство и бесприн-
ципное делячество. Партия изгнала
Кряжина из своих рядов. Так почему
же мы должны относиться к нему с
добродушным юмором? Актер всей
манерой игры располагает нас к та-
кой снисходительности,

Зловещим оскалом матерого врага
оборачивается к нам облик злобного
оппозиционера Якова Трабского в ис-
полнении Н. Комиссарова. Когда
Жданович предостерегал Черемисова:
«А он уже летит сюда. Летит! При-
слушайтесь...», нам было далеко не яс-
но, чем кончится столкновение этих
людей. Нам не была ясна вся мера
подлости и лжи этого человека. Не
знал об этом и Черемисов, и тем дра-
матичнее развивалась эта борьба.

Перед появлением на сцене Траб-
ского в его кабинете происходит раз-
говор Черемисова с Ждановичем.
Этот разговор дает как бы экепози-
цию образа Трабского. В коротких ре-
пликах ЭК дановича раскрывается его
отношение к этому суб’екту. В эту не-
большую сцену режиссура спектакля
	инувшее п близкое
	°
В ЗАЛЕССКИЙ
		Трабский просчитался когда пытался
не мытьем, так катаньем взять Чере-
мисова. Трабский проиграл. Тогда-то
и раздался выстрел: Трабский само-
убийством кончил ‹вою  гнусную
жизнь. На этом можно было бы пю-
ставить точку и опустить занавес.
Однако вряд ли правомерно. прини-
мать столкновение  Черемисова--
Трабского за основной конфликт этой
пьесы. Границы конфликта здесь ши-
ре и в основе его — антагонистиче-
ское столкновение сил социализма и
капитализма. Эту борьбу нового со
	старым хорошо понял Черемисов еще
	в тот момент, когда Серго Орджови-
кидзе, об’являя ему выговор за низ-
кий процент использования руды, го-
ворил: «Да что ж вы думаете, уважа-
емые строители, слова об окружении
социализма Сталин вам бросает для
пламенных дискуссий? Вы думаете
избежать смертельной схватки... Сту-
пай, работай и никогда не обижайся,
если < тобой будут очень строго об-
XOMUTECAY.

И Черемисов больше не обижался,
он готовился к этой схватке, ведя
войну со всем, что стояло на пути его
родины. Поэтому он и пошел на раз-
рыв с Кряжиным, вступил в борьбу с
Трабским и ополчился на Ждановича.
Он понял, что без борьбы новое не
может побеждать старое, косное,
враждебное. И он, как вся его страна,
вел эту борьбу. В ней закалялся ха-
рактер, мужало сердце. тверже стано-
вилась рука.

Но, уделив решающее внимание об-
разу Черемисова, автор почти расте-
рял его сверстников. От общей темы
борьбы за социализм отслоилась и за-
тем как-то растворилась тема «моло-
дого леса». Эта тема, возникшая как
поэтический запев всей пьесы, не на-
Inia своего образного развития. Вся
эта молодежь, приехавшая на стройку
в пустыню, стремительно атаковазшая
Черемисова, затем куда-то пропала.
Правда, судьбой отдельных предста-
вителей этой молодежи автор еще
как-то сознательно распоряжался, от-
сылая, например, на долгие годы Ка-
теньку в институт, на учебу. Но зато
все остальные комсомольцы. появля-
ются только под оркестр в торжест-
венном финале. Автор не сумел раз-
вить ‘эту тему, которая так хорошо
гармонировала . бы’ < основной. темой:
пьесы.

Перегружена некоторыми подроб.
ностями и линия семейного конфлик»
та. Хотя разлад в семье Черемисова
	Меньше всего новую пьесу Нико-
‚лая Погодина «Минувшие годы» мож-
HO назвать исторической. Если задача
писателя в исторической драме состо-
ит в том, чтобы воспроизвести худо-
жественными средствами образы уча-
стников минувших событни, чтобы мы
живо представили себе, какие побуж-
дения заставляли этих людей думать,
чувствовать и поступать нменно так,
как это было в опрелеленныч перисд
истерии, то в пьесе Н. Погодина все
это линь часть более широкого и глу-
бокого авторского замысла.

Исторический «колоркт» служит в
mbece главной задаче: воссоздать
подлинный дух современности, в ст-
блесках недавнего прошлого увидеть
силу настоящего, предеосхитить побе-
ду грядущего.

Можно, понятно, спорить, насколь-
ко сюжет пьесы Н. Погодина помогает
осуществлению этого широкого за-
мысла, насколько удались драматур-
гу конкретные  образы-характеры.
Можно, наконец, утверждать, что в
пьесе много случайного и не совсем
органично связаны отдельные сюжет-
ные ходы. С этой стороны «Мннувшиее
годы» легко уязвимы. Но ясно, что
общая атмосфера пьесы, ее идейная
	направленность, ее политическое CUM
держание шире и глубже конкретной
фабулы. :

Достоинство пьесы в том, что он
утверждает новый характер героя, по-
казывает в образе Черемисова и его
друзей (пусть не всегда развернуто и
полно) морально-политическую силу
советского общества, которое взра-
стило в 30-х годах «молодой лес»,
устоявший в бурях военного времени
и раскинувший в наши дни чудесную
крону буйной листвы.

Илейной направленностью отмече-
ны все поступки Черемисова. В нем
чувствуется прочная моральная осно-
ва. независимость духа, темперамент
бойца.

Герой Погодина умеет смотреть да-
леко вперед. В борьбе за новые спла-
вы, за высокие показатели выплавки
меди Черемисов видит начало еще не-
зримой, но уже ведущейся войны.

Возьмем, к примеру, его поединок с
врагом народа Трабским. Лукав и
опытен этот матерый предатель. Но
	Сцена из спектакля «Минувшие годы» в Государственном академиче-
ском Малом театре. Мария Дмитриевна — арт. Е. Турчанинова, Чере-