COBETCKOE HCKYCCTBO
	спокойное
	х
Виктор ЭРМАНС
					научной книги, в Ча-
		Самое понятие «ху-

чувствовала лучших качеств земляз-
ки Балашюва, надолго задержавшейся
в нашей памяти именно такой, какой
создала ее актриса кино.

Мягко, искренно, < благородной
сдержанностью изображает молодую
советскую певицу Наташу Малинину
Е. Лебедева, одна из лучших вокали-
сток и обаятельнейших актрис Мос-
ковского театра оперетты.

Трудно представить более удачного
исполнителя роли Корнея Нефедови-
ча, заведующего чайной, чем В. Воло-
дин. Здесь победа полностью на сто-
роне театра, сумевшего специфически
своими, опереточными средствами со3-
дать образ широкого, приветливого,
любящего шутку и песню русского
человека. Вот когда большой, само-
бытный, типично русский, идущий
главным образом от чувства, от души.
талант Володина засверкал особенно.
блистательно и искрометно.

Яркими, жанровыми красками  ри-
сует свою буфетчицу Капитолину
Конлратьевну Е. Савицкая.

Трогательный образ консерватор-
ского старожила, старика-служителя
Назара Филишювича, с увлечением
рассказывающего молодежи о тех
днях, когда в «музыкальное евятили-
ще» приходил сам Чайковский, соз-
дает артист В. Алчевский. Это очень
трудная и ответственная роль. Драма-
турги доверили Назару Филинповичу,
полагаясь на его народную мудрость,
весьма важные высказывания о му-
зыке, и он с честью выполняет их по-
ручение.

Просто и убедительно играет про-
фессора Игонина М. Днепров.

Слишком уж откровенно подража-
ет вахтанговской Понсовой (настоя-
тельница в «Нитуш») артистка
Е. Грановская (Юлия Петровна).

«..Я вообще сюжетов иностранных
избегаю, — писал Чайковский, — ибо
только русского человека. русскую
девушку, женщину я знаю... Срелне-
вековые герцоги, рыцари и дамы пле-
няют мое воображение, но не сердце.
А где сердце не затронуто, не может
быть музыки».

Затронула ли сердце композитора
Ю. Милютина, автора оперетт «Жизнь
актера» и «Девичий переполох». пьеса
’Помещикова, Рожкова и Типота? Бес-
спорно, да. Композитору, видимо. при-
ятно было после ХУП века («Деви-
чий переполох») перейти к чувствам
современных советских людей. Музы-
кальный язык Милютина мелодичен и
понятен каждому слушателю. «Беспо-
койное счастье» — это не набор от-
дельных номеров а подлинная
музыкальная комедияс  лейтмоти-
вами, развернутыми финалами, ан-
самблями и портретными  харак-
теристиками. Стремление к народ-
ному мелосу всегда чувствовалось в
творчестве Милютина, — в «Беспо-
койном счастье» это стремление ска-
залось особенно сильно.

режиссер И. Гуманов в новом
спектакле почти начисто освободился
от традиционных опереточных масок,
заменив их полнокровными, типичны-
ми для нашей эпохи образами. Спек-
такль «Беспокойное счастье», в 0со-
бенности его второй акт © вихревым
танцовальным финалом (балетмейстер
Галина Шаховская), отмечен непод-
дельным весельем, искренностью
чувств и переживаний, тонким теат-
ральным вкусом.

Почему «Беспокойное счастье» так
же, как и «Сказание о земле сибир-
ской», пользуется успехом у зрите-
лей? Потому, что и спектакль и фильм.
являются тем искусством. которое
Вахтангов называл «идущим навстре-
чу народной дутне».

Пленум ЦА профеоюза
	кино-фоторабетников СОР

Закончился П пленум ЦК профсою-
кино-фотоработников СССР.

С локлапом о холле выгполчения по-

С докладом о ходе выполнения по-
становления президиума ВЦСПС об’
	Ве ее

` усилении работы профсоюзных opra-
	и. ON IES
  низаций по` воспитанию интеллигенции   и,
‘в духе советского патриотизма и пре-
данности интересам советского госу-
дарства выступил председатель ЦК
профсоюза С. Гусев.

Выступивший в прениях министр
кинематографии СССР И. Большаков
рассказал участникам пленума о твор-
ческих и хозяйственных задачах со-
ветской кинематографии.

Участники пленума заслушали до-
клад секретаря ЦК союза Е. Хахано-_
вой о работе с профсоюзными кад-,
рами.
		ЛУЗЫКА В КИНОТЕАТРАХ
	Вдохновителями и заказчиками всей
этой вредной музыкальной макулату-
ры являются начальник киноотдела
Луковников и художественный руко-
водитель Зисман. Навязывая кКиноот-
делу собственные порочные вкусы,
они в течение долгого периода безна-
казанно насаждали безидейность. и
безвкусицу на киноэстраде.

Критика этих вредных тенденций,
раздававшаяся среди артистов кино-
эстрады, грубо зажималась и подавля-
лась руководителями киноотдела.

На все это возмутительное «твор-
чество» отпускались сотни тысяч руб-
лей. Киноотдел оказался «доходным
местом» для большой группы людей,
разбазаривающих государственные
средства. Известно, что Луковников и
Зисман единолично просматривали. и
принимали все эти «фантазии на те-
мы».

Своеобразную «заботу» киноотдела
о массовом слушателе ярко харак-
теризует и такой факт. Каждый му-
зыкальный коллектив, обслуживаю-
щий кинотеатры, обходится театру на
40 процентов дороже его действия
тельной стоимости. Эта наценка- ли-
шила многие кинотеатры музыкально-
го обслуживания.

Комитет по делам искусств и Ми-
нистерство кинематографии должны
срочно заинтересоваться положением
киноэстракы. Пора, наконец, разре-
шить давнишний спор о том, в чьем
ведении должны быть музыкальные
коллективы, работающие в кинотеат-
рах. :

Следовало бы и оргкомитету Союза
советских композиторов принять уча-
стие в создании репертуара для кино-
	рады.
а М. ЗАЗОВСКИЙ.
	Hoebte KHu
	Агажанов А. Сборник двухголос-
ных диктантов из музыкальной лите-
	с0-  ратуры. Учебное пособие для консер.
	ваторий и музыкальных училищ. Mys-
	Указанные в Постановлении ЦК
ВКП(б) об опере «Великая дружба»
вредные формалистические извраще-
ния, «увлечения сумбурными невропа-
тическими сочетаниями», подражания
заналноевропейской и американской
музыке—джазу — широко пропаган-
дируются музыкальной эстрадой на-
ших кинотеатров.

Изгнав из репертуара эстрады В
кинотеатрах русскую классическую
музыку и лучшие образцы мировой
музыкальной классики, руководители
киноотдела Мосгорэстрады (Луковни-
ков, Зисман) с помощью ловких око-
ло-музыкальных людей, именующих
себя’ композиторами-аранжировщика-
ми (Арский, Александров, Ваганов,
Лаци-Олах, Кадомцев и др.), в тече-
ние длительного времени создавали
репертуар, рабоки копировавший при-
емы европейского и американского
джаза.

Лаци-Олах, написавший «Фантазию
на славянские темы», умудрился на-
столько выхолостить эти темы джа-
зовыми ритмами и сумбурными эвуча-
ниями, что слушатель не в состоянии
уловить мелодии. Арский в «Вальсе
для оркестра» также нагромождает
всевозможные хаотические звучания,
так что пропадает пластическая ясная
форма вальса. А. Семенов, исполняя
на трубе песни советских композито-
ров в своей обработке, ухитрился не”
узнаваемо исказить их природу.
	В руках этих  псевдокомпозиторов
многие замечательные жизнералост-.
ные советские песни приобретают от-
	тенок специфически джазового «H3-
лома» и ‘упадничества («Фантазии»
Александрова, Дормана, Кожеурова,
	Ваганова, Кадомцева и др.).
	Советский театр
в Потсламе
	Драматический театр группы <0-
ветских оккупационных войск в Гер-
		На совещании деятелей советской
музыки в ЦК ВКП(б) композитор
В. Соловьев-Седой, посвятивший все
свое выступление вопросам советской
оперетты, говорил о том, что «...руко-
водящие творческие кадры большин-
ства театров музыкальных комедий
весьма консервативны, OHH боятся
вторжения живой жизни в опереточ-
ный жанр...».

Эти справедливые упреки в полной
мере относятся и к Московскому: те-
атру оперетты, который очень мед-
ленно и неохотно расстается < при-
вычными навыками, ветхими тради-
циями, преклонением перед западно-
европейским опереточным искусством.

Лишь за последние полтора-два го-
да в жизни Московского театра опе-
ретты наступил резкий перелом к
лучшему.

Стремясь к тому, чтобы новыми
средствами решать новые сложные
художественные задачи, театр повел
решительную борьбу со штампами ак-
терского исполнения, «отсебятинами»
и прочими рецидивами провинциализ-
ма.

В Московском театре оперетты так
уже повелось, что большинство по-
становок осуществляли режиссеры-
совместители (актеры) и режиссеры-
гастролеры, художники разных ма-
нер, систем, методов работы и твор-
ческих особенностей. Эта «текучесть»
режиссуры не могла не отразиться на
творческом облике театра, который,
по сути дела, мало чем отличался от
своих периферийных собратьев, а не-
которым из них даже уступал.

Последние три новые постановки
Московского театра оперетты осущше-
ствлены его художественным руково-
дителем И. Тумановым.

Некоторая медлительность выпуска
этих постановок об’ясняется тем, что
Туманов вел не только режиссерскую,
но и педагогическую работу < каж-
дым исполнителем, создавая, скола-
чивая крепкий ансамбль артистов,
об’единенных единым творческим ме-
тодом, умеющих раскрывать образ,
искать и находить характеры своих
героев, слушать партнера,

Две первые постановки Туманова
были своего рода экзерсисами, этюда-
ми к ответственной работе над совре-
менной советской опереттой. И в
классической «Летучей мыши» и в
«Вольном ветре», написанном на зло-
бодневном зарубежном материале,
ощущаются новые творческие прин-
`ципы и приемы, которые решил осу-
ществить на опереточной сцене Ту-
манов. В полной мере они раскрылись
в <Беспокойном счастье».

Андрей Баланоюв— герой либретто
Е. Помещикова. Н. Рожкова и В. Ти-
пота — правдив и прост. Он об’единя-
ет в себе лучшие черты советского
русского человека. Баланюв, воспи-
танник Московской консерватории, от-
важно дрался на полях Великой Оте-
чественной войны. Ранение ксломало
его карьеру пианиста, и он, раюстав-
птись с любимой девушкой, едет в
	родную Сибирь и поступает чер-
тежником на новостройку в
далекой тайге. Но из искус-
ства не ‘уходят. По субботам Ба-
	лашов играет в чайной на аккордеоне
и поет народные песни, а посетители
этого своеобразного клуба с редким
воодушевлением подпевают «таежно-
му соловью». Балашов при поддерж-
ке народа, лучшего ценителя искус-
ства, лучшего вдохновителя хулож-
ника, становится композитором, авто-
ром замечательной «Кантаты о пяти-
летке».

В лице Балашова современный по-
ложительный герой быть может,
	Выставка ‚20 лет
	Состоялись заседания — комите-
та Всесоюзной  ретроспективной
художественной выставки «30 лет
Советской Армии». На заседании
‘были просмотрены и отобраны работы,
выполненные военными художниками
студии им. Грекова, и произведения,
хранящиеся в фондах Центрального
дома Красной Армии.

В числе произведений, включенных
в экспозицию, —картины выдающихся
мастеров советской батальней живо-
писи, отразивших в своих полотнах
боевые подвиги армии в годы граж-
данской войны: «Бой за Ростов»,

«Штаб бригады в-станице», «Красно-
армейская тачанка», «Пленный» М.
Грекова. «Атака» Н. Самокиша.

В экспозицию будут также включе-

ны широко известные — картины
	вичный стали писать многоактные
пьесы. Можно назвать немало талант-
ливых эстрадников, ставших режиссе-
рами и актерами театра. Театры безус-
	ловно ‹ботатились, но эстрада от это-
го потеряла.

Серьезную тревогу вызывает и то
обстоятельство, что многие крупные
	эстрадные мастера стали отставать з
своем творчестве, растерялись перед
новыми требованиями, пред’являемы-
ми им нашей  действительностью.
Г. Афонин лет двадцать назад высту-
пал в Мюзик-холле. Он создавал об-
раз молодого ишюта, души обыва-
тельских вечеринок. Шли годы. Мо-
лодых людей, которых изображал
Г. Афонин, становилось все меньше.
От фельетониста потребовали сати-
рического показа того, что мешает
создаваться новому, мешает строить
социализм. Подлинный пафос должен
был звучать при показе положитель-
ного. Г. Афонин, понимая, что старые
его приемы уже не могут удовлетво-
рить возросших требований зрителя,
не нашел все же нового в своем
творчестве. Нынешние его фельетоны
Все больше напоминают собой «мо-
заику», где старые шутки меха-
нически переплетаются с дидактикой.
То, что Афонин стал выходить на
сцену в скромном пиджаке и джем-
пере, еще не означает, что он стал
другим. Если раньше он нес какой-то
  образ. то теперь он лишился, его.
	Ряд серьезных упреков можно
пред’явить и такой популярной арти-
стке эстрады, как Л. Русланова. Кое-
кто продолжает называть русскими
певицами артисток, которые появля-
ются на сцене в сарафанах и лаптях
и исполняют частушки под саратов-
скую гармонь. Но эти наряды выходят
из моды даже в самых глухих дерев-
нях, а еще больше выходит из моды
«раздолье удалое и сердечная To-
ска». Не случайно Л. Русланова, про-
должающая, линию этих певиц, е та-
ким трудом осваивает новый репер-
туар. Ей надо очень серьезно поду-
мать о своем положении на советской
эстраде.
	Образ — вот то главное, о чем на-
до задуматься артистам эстрады. Ка-
ждый эстрадник должен твердо уяс-
нить себе, от чьего имени он говорит,
что представляет собой тот человек,
	CTHOCTH, архитектур-

дожник книги» ©ло-
жилось у нас в эпоху А. СИДОРОВ ной, строгой, отчетли-
советского строя. До $ вой, «академической».
революции говорили Ряд мастеров, уча-
только о «художнике в книге» и в  ствующих на выставке, занят
этом оттенке таилось нечто от «гаст-   проблемой . использования для
ролерства»: как будто художник в  советской книги, посвященной
книжном деле лишь «гость», а He   историческому прошлому рус-
шрифтов и орнамен-

полноправный созидатель.

Но еше  ского народа,
			большой и влохновенный мастер на-
шей первопечатной книги Иван Федо-
ров называл себя «делателем» книги,
С уважением говорил о «книгоделате-
лях» Л. Толстой, а для великого
Горького создатель книги, пусть
безымянный, являлся «подлинным ге-
роем».

Выставка, открывшаяся 4 апреля в
Доме культуры Армении, дает повод
для очень существенных размышле-
ний о качестве и принципах нашей
книжной графической культуры.

«Художником книги» мы назовем
того мастера. который ответственен
за образ книги. который, придавая со-
ветской книге ее подлинное лицо, ра-
ботает над тем, чтобы наша книга
стала самой массовой и самой демо-
кратичной, достойной своего народа
и своей эпохи.

С гордостью мы отмечаем такие
капитальные издания, как Сталинская
Конституция, сборник приказов Вер-
ховного командования 2-му Белорус-
скому фронту, выполненные не толь-
ко художественно достойно, но и
технически безупречно. Достойно
оформлены собрания трудов наших
	великих учителей классиков марк-
сизма. Самым зрелым и серь-
езным TIDUMeNOM книжного 0%00-
	езным примером книжного офор-
мительского искусства на выставке
являются, несомненно, излания сочи-
нений Ленина и Сталина. И в них
особенно. ярко проступают  характер-
ные черты стиля советской книги. ее
	Hla — простого и строгого, содер-
жательного и полного глубокого
смысла.
	На выставке обединены триднать
шесть художников. В это число, ра-
зумеется, вошли далеко не все со-
ветские мастера, работающие над
книгой. Сюда не вошли художники-
ленинградцы, нет и иллюстраторов,
толкователей ‚ текста — художников,
может быть, самых ответственных на
книжном фронте.

Индивидуальную характеристику
хочется дать прежде всего старей-
шим. наиболее заслуженным масте-
рам, работающим в советской книге с
самого ее возникновения. Это Д.
Митрохин — живое звено, связую-
щее нашу книжную графику с доре-
волюционной, декоратор, специализи-
ровавшийся на цветочном орнаменте.
Это два мастера, сделавшие, `пожа-
луй больше других для советской
книги, — Н. Ильин и И. Рерберг
	— оба по образованию  архитек-
topo. Hm обоим присущ традици-
онализм, определенный глубоким
	уважением и любовью к русской
книге классического прошлого. Н.
Ильин — художник неоспоримой
культурной широты и огромного
умения, превосходный’ мастер силуэ-
та, тонко чувствующий красоту ста-
рых шрифтов. Если его обложка. к
«Избранному» Пушкина несколько те-
‘ряет от обильной орнаментации фона,
то фурмановский «Чапаев», «Сталин»
Леонидзе в оформлении Н. Ильина—
работы, подлинно монументальнье. И.
Рерберг — специалист по оформлению
	тов-энохи Ивана Грозного и Дмитрия
Донского. Старая русская печатная и
рукописная книги были и красивы и
сдержанны. Приходится отметить,
что «Задонщина» в оформлении
Ильина выглядит и скромней и
серьезней, чем посвященные фольк-
лору книги в трактовке Б. Никифо-
рова, что молодым мастером М. Се-
региным заставки к «Ивану Грозному»
Костылева выполнены изящно и
тонко, но не так точно, как Г. Фише-
ром, оформлявшим монографию 06
Иване Грозном академика Виппера.
На особом месте стоят работы С.
Тиленгатера. Один из передовых но-
ваторов советской книги, ищущий,
требовательный к себе, он находит
все новые и новые решения` образа
нашей политической, художественной
и научной книги. Очень хороши кни-
ги. оформленные Б. Титовым, Е. Ко-
ганом, а также отдельные работы Я.
Егорова, С, Пожарского, И. Кричев-
ского. Иные из советских книжников
специализируются на шрифте — и
надпись на переплете у них оказы-
вается предельно четкой и вырази-
тельной. Другие посвящают свое
творчество отдельным элементам

кз д
	оформления: заглавной букве (здесь
	выделяются работы А. Гончарова),
заставке. орнаментике.
	Передать национальные черты 5
	ee NS

произведениях наших братских. pec:

публик — особенно важная и HOUT”
ная задача, стоящая сейчас перед ма-
стерами книги. Превосходно справил-
ся с этой задачей С. Чахирян. Но
есть на этой выставке работы, кото-
рые нуждаются в критике и, надо ду-
мать, ждут ее.

Правомерна оли, например, трак-
товка темы «Русский фольклор» в
стиле дешевого лубка, а «Советский
фольклор» — чуть ли не в стиле
иранской миниатюры? А ведь имен-
но такие «образцы» дал на выставке
Б. Никифоров. Типичным примером
перенесения в советскую книгу при-
емов западного фотомонтажа являют-
ся работы А. Родченко и В. Стена-
новой. Есть примеры стилизации рус-
ского шрифта под восточный — та-
кие, в которых шрифт теряет всякую
удобочитаемость («Мгер из Сасуна»
у Г. Бершадского). Есть примеры и
просто неудачного или неловкого ри-
сунка, не согласованного < набором
(например, у В. Фаворского в книге
«Москва), и такого сочетания  цве-
тов в переплете, при котором трудно
понять замысел художника (оформ-
ление «Русской гравюры» У С. Ти-
	ленгатера).
В работе мастеров книги есть нема-
ло недостатков, — не изжиты еше
	элементы формализма, стилизаторст-
ва, западничества. Но в целом вы-
ставка свидетельствует о значитель-
ных достижениях в области оформле-
ния книг. Эти успехи обязывают к
еще более интенсивной, творческой
деятельности. Художники книги дол-
жны итти в ногу с передовыми масте-
рами советской живописи и скульп-
туры.
	впервые переступил порог оперетоз-
ной сцены, затоптанной титулован-
ными бездельниками, прожигателями
жизни и ветрогонами.

Балашов вместе с нами живет, ра-
ботает, терпит серьезную личную не-
удачу. но не сгибается, не сдается и
в конце концов побеждает.

Перед Балашовым было два пути—
тихая пристань, спокойная жизнь и
борьба за свое место в большой сози-
дательной работе в искусстве. Бала-
шов выбрал беспокойное счастье.

Произведения, воспроизводимые в
театре и в кино, чаще всего сперва
	‘Идут на сцене, а потом в кинемато-
	графе.
«Сказание о земле сибирской», на-
оборот, москвичи увидели раньше на
экране и лишь сейчас на сцене. Если
учесть при этом, что образы, создан-
ные актерами кино, переросли сцена-
рий, станет понятным, почему зрите
ли, побывавшие в кино, иными глаза-
ми взглянули на оперетту «Беспокой-
ное счастье», потребовав многого от
	‘ее исполнителей.
	Ея OES арены

мании (художественный ководи-   гиз, 72 стр., 5.000 экз., 3 руб.

ру P. Py
тель С. Алексеев) после «Губер- Афиногенов А. Пьесы. (Чудак
натора провинции» показал зрите-  . ах. Далекое Е
лям свои новые работы — пЬесы   м.щенька. Накануне). «Искусство»,

работает над   драматического
	316 стр., 10.000 экз., 17 руб. 50 коп.
	Каверин Ф. Советы руководителю
аматического кружка.  Госкульт-
осветизлат (Библиотечка «Худо-
	просветиздат краяолиотез‘а  <АуАх’
жественная самодеятельность»); 80
	Пьесы для самодеятельного театра.
«Искусство», 140 стр., 15.000 эк.
 7 руб. 50 коп.
	Федорова Г. А. К. Глазунов. Муз-
Гиз (Классики мировой музыки).
52 стр., 10.000 экз. 2 руб. 50 коп,

Полянслий Г. А. В. Александ-
` ров. Музгиз, 100 стр.. 15.000 экз.
 4 руб. 50 коп. г

Ярустовский Б. Оперная  драма-
тургия Чайковского. . Mysrus, me
стр., 3:000`экз., 18 руб.

Юдин С. Певец и голос. Myorus
140 стр., 4.000 экз. 10 руб.

Алексеев А. Русские пианисты
	Островского «Правда хорошо, а сча-
стье лучше» и «Без вины винова-
тые», подготовленные к юбилею дра-
матурга. Коллектив работает нал
пьесой «Мужество» Г. Березко, пре-
мьера которой будет выпущена к
	1 Мая. В ближайшее время намечена   стр., 50.000 экз., 3 руб.
	постановка комедии В. Масса и М.
Червинского «О друзьях-товарищах».

Наряду со спектаклями на сцене
Дома офицера в Потсдаме театр си-
стематически выезжает в клубы ча-
стей и гарнизонов советских оккупа-
ционных войск. Армейские зрители
любят свой театр, тепло встречая ар-
тистов, приезжающих к ним со спек-
таклями.
	„Русская классическая
музыка
	Отдел  научно-исследовательских
учреждений Комитета. по делам ис-
кусств при Совете Министров СССР
	Корней Заварин — арт. В. Воло-
дин и Капитолина Кондратьевна—
арт. Е. Савицкая.
	Ревнители пресловутой «опереточ-
ной специфики», посмотрев «Беспо-
койное счастье», произносят тирады о
якобы гибнущем опереточном жанре.
Но кто сказал, что оперетта — это
только смех, что ей чужды глубокие
чувства и волнующий драматизм?

Наоборот, мы склонны упрекнуть
отдельных исполнителей Московского
театра оперетты в том, что они не-
сколько поверхностно раскрыли ха-
рактеры своих героев.

Андрея Балашова играет молодой
артист Н. Рубан. Еще совсем не-
давно он выступал на смотре творче-
ства молодежи театров РСФСР. Эта
«неиспорченность»  Рубана, вероятно,
и привлекла режиссера Туманова. Но
Рубан не оправдал надежд постанов-
щика, — ему не удалось полностью
показать замечательные черты и свой-
ства нашего современника, советско-
го гражданина, русского человека, си-
биряка. Зритель не всегда.верит сло-
вам и поступкам Балапюва — Рубана.

Не получил также в оперетте ло-
статочного развития и образ юной,
непосредственной Настеньки Гусен-
ковой. Исполнительница этой роли
А. Степанова не увидела и не по-
	Советской Армии“
	«К. Е. Ворошилов на лыжной про-
гулке», «Портрет М. В. Фрунзе»
И. Бродского, «Приезд И. В. Сталина
в Первую Конную в 1919 году»
М. Авилова, «ТГаманский поход»
Г. Савицкого, «Ворошилов и Горький
в тире ЦДКА» В. Сварога.

Из работ художников-грековцев
выставочный комитет отобрал карти-
ны: «Переправа Через Днепр», «Ноч-
ной бой», «Подмосковье. 1941 г.»
И. Евстигнеева, «Победа» и две рабо-
ты, посвященные . разгрому немецко-
фашистских захватчиков в районе
Корсунь-Шевченковокий, П. Криво-
ногова, конный портрет генерал-майо-
Ра Тутаринова и полковника Турчани-
нова, портрет генерал-полковника Чи-
бисова К. Китайки, «Мать» Б. Немен-
ского и др.
	которого он изображает, чему он мо-
жет научить или от чего он может
отвратить зрителя.

Обо всем этом эстрадникам прежде
всего стоило бы поговорить в своей
среде, так как. известно, что профес-
сионал лучше; чем посторонний че-
ловек, может уяснить ошибки своего
товариша по работе. Возможности для

такого откровенного и принципиаль-
ного разговора есть, но они не ис-
пользуются. Недавно, например, со-
стоялось собрание‘ актива московских
	эстрадников, посвященное обсужде-
нию постановления ЦК BKII(6) 06
опере «Великая дружба». Казалось
бы, этот исторический партийный до-
кумент_ обязывал ‘артистов эстрады
по-большевистоки вскрыть многочис-
ленные недостатки в их творческой
практике и наметить пути их ликви-
дации. Но выступления на этом собра-
нии, которое длилось всего четыре
часа, оказались сухими, лишенными
самокритики и волнения за судьбы
своего искусства. Равнодуние и: ску-
ка царили: на этом собрании.
	_ Центральный дом работников ис-
кусств организовал специальные ве-
чера под названием «Поговорим об
эстраде». Но эти вечера превратились
	в «посиделки», на которых в беседах
	и воспоминаниях приятно скоротать
время, но ничего полезного для свое-
го творчества артисты получить не
могут. Так, на этих вечерах говори-
лось о конферансье, но никто не заме-
тил того, что А. Менделевич дальше
шуток прошлого века так и не пошел,
что А. Белов выступает в полном от-
рыве от программы, сам по себе, как
гастролер. А самое главное, на этих
вечерах ничего не говорилось о том,
что слишком мало современности в
репертуаре и в образах большинства
наших конферансье,
	На вечерах «Поговорим об эстраде»
следовало бы уделить больше внима-
ния чтецам. Почему руководители
эстрады так легко. лают возможность
рядовым чтецам выступать с самосто-
ятельными творческими вечерами?
Ведь надо обладать очень большим
талантом, чтобы заставить публику в
течение целого вечера слушать одно-
го‘ чтеца, да к. тому же исполвяюще-
го, в большинстве случаев. широко
известное произведение. На это
мог рассчитывать В. Яхонтов. а
сейчас—С. Кочарян, А. Шварц, С. Ба-
лапюв и ellie несколько человек.
Болынинство чтецов обязано высту-
пать в смешанных концертах, испол:
	и Государственный центральный му-   (очерки и материалы по истории пиа’
	низма). Выпуск П. Музгиз, 916 стр.,
5.000 экз... 22 руб.
			пути   гиз 9252 стр., 5000 экз., 13 руб.
		МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА
	Блюм Д. Краткий курс инструмен-
товедения. Музгиз, 100 стр, 5.000
экз., 5 руб.

«Песенник» (сборник, включающий
53 русские народные песни и песни
советских композиторов и поэтов).
Музгиз, 128 стр., 100.000 экз. 4 руб.
	3 В Институте кинематографии состоял-
ся второй выпуск художников кино. В
числе выпускников 6 художников-деко-
раторов и 5 художников-мультинпликато-
рев. ‘

< Первая scecorwsHan BEICTAaBKa работ
женщин-архитекторов открылась в Ценг-
ральном доме архитектора. На выставке
представлены проекты, фотоснимки со-
оруженных зданий и научные работы
женщин-архитекторов Москвы, Ленингра-
да, Киева, Минска, Баку, Тбилиси, Epe-
вана и других городов.

< Московский театр юного зрителя го-
товит к постановке пьесу А. Барто «У
нас экзамены». Премьера состоится в се-
редине мая.

&3 Московским театром оперетты при:
нята к постановке новая оперетта
О. Фельцмана «Воздушный замок>. Либ-
ретто В. Винникова и В. Крахта, спек-
такль ставит И. Туманов.
	&3 В залах Центрального дома работни-
ков искусств 15 апреля открылась вы-
ставка новых графических работ видней-
птих советских художников. На выставие
представлены не вошедшие в экспози-
цию Всесоюзной художественной выстав-
ки 1947 года рисунки, акварели, гравюры
и книжные иллюстрации Г. Верейского,
М. Родионова, Л. Бруни, А. Дейнека,
В. Богаткина, К. Финогенова и др.

< Государственной закупочной комис-
сией Комитета по делам искусств приоб:
ретены первоначальные эскизы полотен
В. Сурикова «Утро стрелецкой казни».
«Боярыня Морозова», «Меншиков в _Бе-
резове» и «Степан Разин». Эти работы
передаются Третьяковекой галлерее;
	22 апреля Пентральный летокий“ те.
	атр отмечает 50 -летие творческой деятель.
	зей музыкальной культуры открыва-   низма). Выпуск ЦП. Музгиз,
	ют завтра выставку «Русская класеи-
ческая музыка».

Главные разделы выставки посвя-
щаются жизни и творческому пути
Глинки, Чайковского, Мусоргского,
Римского-Корсакова, Бородина, Дар-
гомыжского. Серова, Стасова, Бала-
кирева, А. Рубинштейна, представи-
телей петербургской и московской
музыкальных школ конца ХГХ—нача-
ла ХХ вв.: Танеева, Аренского, Рах-
манинова, Скрябина, Глазунова. ЛЯя-
дова и др.
	< По решению Министерства выешего
образования ОССР и Комитета по делам
искусств в консерваториях об’являются
конкурсы на написание одноактной опе-
ры, песни, произведения для хора и
оркестра; вводится практика открытога
исполнения и обсуждения произведений
студентов-композиторов.
	© Государственный дом-музей LU. И.
Чайковского проводит научную сессию
на тему «Чайковский и Островский». На
сессии будут заслушаны доклады о
творческом содружестве Чайковского и
Островского. Один из докладов посвя-
щцается опере Чайковского «Воевода»,
написанной на сюжет одноименной пье-
сы Островского.
	$93 С 1 мая Комитет по делам искусств
при Совете Министров СССР организугт
	в городах Донбасса и Кузбасса гастроли
	театров, хоровых и балетных коллекти-
вов и музыкальных ансамблей Москвы
и Ленинграда.
	< На-днях секция поэтов ССП провела
совенание, посвященное советской пес-
	не. С докладом выступил А. Жаров. В
	обсуждении приняли участие В. Соловь-
ев-Седой, М. Табачников, (0. Островой,
Я. Шзелов и др.
	$9 13 и 14 апреля в Центральном ломе
	композитора состоялся третий тур Всесо-
	юзного конкурса на армейскую песню
Вокальная группа артистов Краснозна-
менного им. А. В. Александрова ансамбля
песни и пляски Ооветской Армии и с0-
лист ВРК ^А. Королев исполнили выдви-
нутые на третий тур песни советских
композиторов. Слушатели — соллаты и
офицеры Советекой Армии. предетавите-
	_В Академии художеств СССР
	Этот крупный недостаток-—<ледствие
формалистических влияний, которые
выражаются в пренебрежении к реа-
листической форме, Сессия обсудат
также вопросы политического воспи-
тания художника.

Большое место в трудах академии
будет принадлежать вновь созданно-
му научно-исследовательскому инсти-
туту. Его возглавляет народный ху

В беседе < сотрудником нашей га-
зеты президент Академии художеств
СССР А. Герасимов поделился плана-
ми работы академии.

20 мая в Ленинграде откроется
сессия, посвященная художественному
образованию. В ее работе примут уча-
стие представители республиканских
высших и средних учебных заведений,
Сессия всесторонне обсудит поста-
новку образования в художественных
школах, рассмотрит учебные планы,
программы, методы преподавания
ИР. Л. :

—В центре внимания, — сказал A.
Герасимов. — мы ставим вопрос о ри-
сунке. Рисунок пока-все еще остает-
ся слабым местом в практике не толъ-
хо выпускников-дипломантов, но в

sr eysernn cmvewp Yraniiarn, го тоттхя

В Ленинграде уже функционируют
высшее учебное заведение и средняя
школа изобразительного искусства
Академии художеств СССР, Музей
скульптуры, архитектуры и живописи.

Для поощрения молодых художни-
ков в этом году академия намерена
провести конкурс на лучшие произве-
дения живописи, скульптуры и графи-
KH.
	няя неболышие, но идейно насыщен-_
ные и художественно полноценные
вепии.
	Конечно, говоря об эстраде, нельзя
указывать только на ее недостатки.
Огульное охаивание, которому иног-
да подвергают эстраду, не только
несправедливо, но и не приносит ни-
какой пользы. Примером такой зауша-
тельской критики может служить не-
давняя страница в газете «Москов-
ский комсомолец», посвященная
эстраде. В таком оскорбительном то-
не нельзя писать о советских арти-
стах, даже копла они ошибаются и
заблуждаются. Можно и нужно кри-
	тиковать, HO
	На вечерах в Центральном доме
работников искусств следовало бы
поговорить о положительном опыте
многих эстрадных артистов, выяснить,
в чем заключаются причины успеха.
таких мастеров, как Л. Утесов,
Н. Смирнов-Сокольский, К. Шуль-
женко, А. Райкин, П. Муравский,
Л. Миров и Е. Дарский, А. Шуров и.
Н. Рыкунин, В. Сапожнин.

Но достижения отдельных MacTe-
ров—это еще не достижения эстрады
в целом. А в целом эстрада очень от-
стала от тех требований, какие прел’-
являются к советскому искусству. На
эстраде мало образов советских лю.
дей и очень много только исполните-
лей, а не артистов.
	То, что на эстраде так много поро-
ков, во многом об’ясняется отсутстви-
ем постоянного эстрадного театра.
Речь, разумеется, идет не о простой
прокатной площадке, ао создании
такого творческого организма, где
артисты эстрады смогут повышать
свое исполнительское мастерство, где
будет настоящая творческая атмосфе.
ра, без которой нет и не может быть
подлинного искусства.

Недавно Комитет по делам ис-
кусств принял решение о ликвидации
Всесоюзного гастрольно-концертного
об’единения, ставшего помехой в об-
щем развитии эстрадного искусства.
Надо надеяться, что это организаци-
онное мероприятие, «наряду < прово-
димыми в текущем году конкурсом на
лучшее эстрадное произведение и
третьим Всесоюзным конкурсом эст-
радных исполнителей, будет способ-
ствовать скорейшей ликвидации не-
достатков в творческой практике ар-
тистов эстрады, поможет им занять
одно из первых мест среди строителей
социалистической культуры.
	оговорим 00
	°
Ю. ДМИТРИЕВ
	х
ров и Е. Калужский исполняют на

` эстраде сцену из спектакля «Мертвые
` души», ту самую, где Ноздрев состя-
зается < Чичиковым в шашки. Н. Го-
голь создал гениальную сатирическую
поэму, инсценированную Художест-
венным театром. В книге и на сцене
театра перед читателями и зрителями
проходит вся дворянская Россия. Но
на эстраде ничего этого не существу-
	ет, Ибо нет ни предыдущего ни oO
	‘следующего развития действия, вза-

имоотношения персонажей непонятны.
В концерте просто  разыгрывалась
спена о том, как два жулика хотят
	газ КИ.
’ обыграть друг друга B Wall
	Эстрада — особый вид искусства.
Ее специфика заключается в том, что
за несколько минут, пока идет номер,
артисты, исполняющие его, должны
раскрыть образы и идею произведе-
ния. Поэтому эстрада требует закон-
ченных вещей, а не кусков и отрыв-
ков, даже из выдающихся произведе-
ний. Другое дело, когда исполнение
отрывка дает представление о произ-
ведении в целом. Так, вполне законо-
мерен номер артистов Театра ам,
Вахтангова М. Астангова и Ц. Ман-
суровой, играющих на эстраде сцену
у гроба из трагедии Шекспира «Ри-
чард Ш». Краткое вступление, прочи.
танное М. Астанговым, и все потом
происходящее дают ясное представле-
ние о характерах Глостера и Анны.
	Бели бы эстрадные артисты в своей
массе были достаточно квалифициро-
вань, а их номера интересны и раз-
нообразны, руководителям  концерт-
ных организаций не пришлось бы так
часто обращаться к «совместителям»,
а выступающие на эстраде артисты те-
атров должны были бы больше счи-
таться с эстрадной спецификой. Но
в том-то и дело, что на эстраде мало
хороших номеров, а самое главное
заключается в том, что многие спо-
собные «кадровые» артисты уходят с
эстрады и эта потеря не восполняется
притоком новых молодых кадров.
	Летом прошлого года в г. Горь-
ком-—юодном из крупнейших промыш-
ленных и культурных центров стра-
ны-некий Я. Кудрявцев построил 6a-

лаган, где показывал «женщину-ру-

салку», якобы пойманную рыбаками
возле острова Борнее (1).

i
	Этот вопиющий пример пошлости в.
известной мере характеризует беспри
зорное состояние, в котором находит-
ся эстрада во многих пунктах нашей
страны. Отсутствие новых и интерес-
ных номеров привело к тому, что да
же в Москве крайне трудно составить
полноценную эстрадную программу.

Конечно, болышая доля вины за та-
кое положение ложится на руковод-.
ство эстрадой, которое не обеспечило.
еше условий для повышения исполни-
тельского мастерства эстрадных ар-
тистов. улуцения качества их репер-

i
	гуарва.

ли демов народного творчества и др. — т а а ТВ
NNUES TE atrupwnSe vuantun а лье HOCTH заслуженного артиста
	<.  заслуженного артиста - РОФЕР
11. Чинарова. В день чествования юбилл.
	приняли активное участие в обсуждении
песен и высказали сроийи критические за-
	ВЕ р: Нк ЗУ Вт ЗАЛЕ ЗА: ЗЕЯ Т,

а, будет } © a
мечания. Итоги конкурса булут опубли-  22 будет дан спектакль «Особое заланиее.

В та

в котором И. Чинаров исполняет роль ля-
	—_—Ж<——
ПОПРАВКА
	кованы на-днях,

ди Denn
	$3 Центральная студия документальных
Фильмов закончила полнометражную
картину «Концерт юных талантов», по-
священную смотру художественной са-
модеятельности трудовых резервов. Ре-
жиссер М. Семенова, главный оператор
	«№ 15 «Советского искусства» в пол:

писи под портретом А. Н. Островского.

ee’   отвосящимея к последнему В периоду

С. Семенов. жизни драматурга, оптибочно ука-
© В Московском Камерном театре ве-! зан 19851-Й год. статье А. Яблочки-

и а а еде а ЕК ы Г =

ной «Незакатное солнце русской сцены?
в третьем абзапе следует читать: «за
	исполнение роли Софьи в «Горе от умя>
Островский меня похвалил и хотел даже
зачислить в драматический класс».
		дутся репетиции пъесы «О друзьях-това-
рищах» В. Масса и М. Червинского. По-
становка Л. Лукьянова и А. Богатырева.
	художник Е. Коваленко. Премьера состо-
итея в мае.
		Умер заслуженный артист РСФСР
Николай Осипович Волконский. Со-
ветское искусство понесло тяжелую
утрату. С первых дней Великой Ок-
тябрьской социалистической револю-
ции Н. О. Волконский активно вклю-
чился вместе с лучшими представи-
телями художественной интеллиген-
ции в дело строительства советского
	nee А 6 TBOPHECKYIO
работу. он сочетал с интенсивной об.
	щественной деятельностью.
	За 30 лет своей режиссерской ле.
	ятельности dd. О. Волконский о
	Tarren mee Lo MAN OCY-
ществил ряд интереснейших постано-
	«Недоросль»,
in театр),
	место» (Малый
	ae OSE UE OUT ума»,
«Доходное местоь
	Но главные пороки эстрады все же
Не административные, а творческие.
И в неудовлетворительном состоянии
нашей эстрады повинны в первую
очередь сами артисты, которые боль-
ше, чем кто бы то ни было, должны
быть заинтересованы `в развитии
своего искусства.

Особенно сказываются свойствен-
ные эстраде недочеты в творчестве
так называемых «совместителей» —
артистов театра и кино, выступающих
в эстрадных концертах.
	На концерте в Политехническом
музее выступала недавно талантливая
артистка театра и кино В. Марец-
кая. Она читала монолог из картины
«Сельская учительница». В фильме, в
контексте роли, этот монолог произ-
водил большое впечатление, он давал
возможность еще лучше понять, еще
глубже полюбить замечательную рус-
скую женшину, образ которой с та-
ким искусством создала В. Марецкая.
	Но, прочитанный на эстраде, этот
монолог, вырванный из контекста, ока-
зался неубедительным и даже непо-
нятным. Характерно, что публика
встретила артистку овацией, а про-
водила сдержанными аплодисментами.
Это произошло потому, что В. Марец-
кая: равнодушно отнеслась к своей ра-
Gote Ra эстраде.
		«Без вины виноватые» (Центральный
театр транспорта) и др. Последняя
его работа — «Каширская старина»
(Театр драмы и комедии). Смерть
оборвала работу Волконского над
«Ревизором» в этом же театре.
	Деятельность Н. О. Волконского
была многообразна. Он был одним из
создателей художественного радио-
вещания. Под его художественным
руководством было поставлено. свы:
ше 70 радиопостановок.
	Он был мужественный и благород:
ный художник. а для друзей боль:
шой и нежный друг. Светлая память
о нем будет жить в наших сердцах,
	ов, А. Яблочкина, В. Рыжова, Е. Турча-
в, А. Плотников, Н. Озеров, А. Доро
‚Л. Славин, Н. Вирта, К. Финн, А. Ман:
) Ф. Каверин, Н. Боголюбов, С. Бирман,
Гиацинтова. В. Зускин, М. Астангов,
Ливанов, Д. Орлов, Н. Смирнов-Соколь’
	A, Пузин, С. Лапин, В. Пименов
	3. Дальцев,
В. Катаев, Л
В. Хенкин, _
	нинова, В. Барсова,
шевич, Ю. Левитан,
кин, О. Литовский,
Ч. Горчаков, А 1
	>. ‚ орчаков, А. Дикий,
В. Канцель, И. Ильински
	ский, П. Павленко, В. Колесаев.
		Редакционная коллегия:
	NCEYCCTB, БИНО — К 5-45-12;
	Б. Г. ВДОВИЧЕНКО (ответствен
	ный редактор) А А CYPOB,
	 -ГАЗИМОВ, 6. В. ЖУРАВЛЕВ,
ЦКИЙ, А. И. ШАВЕРДЯН,
	[рвать
	— № 1-48-88.
	Об о EOD nee eee es

М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ, В.
Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИНКИЙ A on п
	издательство
	зариведем друзой пример. прейо1о ew EPO AOA АА  He LEU ABD,
МХАТ СССР Б. Ливанов, В. Белоку- В. Массе, М. Червинский, В. Дыхо-
		`’Адрес редакции и издательства: Москва, Пушкинская, 8, Телефоны: секретариат, отделы информации, архитектуры, эстрады За цирка — К 4-15-66, отделы театра, музыки, изобразительных
	Типография «Гудок». Москва, ул. Станкевича, 7.