=== СОВЕТСКОЕ ИСКУССЕВО !°

ке

д ЛАУРЕАТОВ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИ
	 рекрасные традиции
	Реализм и демократичность языка
	соединенные с мастерством и ориги-
нальностью замысла, отличают выда-
ющиеся музыкальные произведения
1947 гола, отмеченные Сталинскими
		ти обаятельный по своей поэтично-
сти образ пушкинекой героини.
		‚  Фоническим мышлением, тонким вку-
‚  сом и превосходным знанием не толь-
  ко музыкальной литературы, но и поз.
  зии. Человек большой культуры, он
` глубоко почувствовал всю романтя-
ческую прелесть и поэтическое свое-
‚   образие знаменитой поэмы азербайл-
жанского классика Низами. Одночаст-
‚  ная программная увертюра-фантазия,
посвященная образам этой поэмы, по-
‚  строена на материале азербайджан-
‚  ского национального мелоса, однако
‚  без прямого цитирования народных
‚   песен,
Достижения советских композито-
‚  ров в области песни также отмечены
  правительством — Сталинские премии
получили композиторы Б. А. Мокроу-
сов и А. Г. Новиков.

Мокроусов — представитель того
молодого поколения песенников, ко-
торое окончательно сформировалось во
время войны. Его песни, напол-
ненные теплой лирикой, глубоко
проникли в народ. Можно сказать, что

‚  «Одинокая гармонь» (текст М. Hea-
  ковского) возрождает на новой осно-
ве стиль наролного романса. Мечта-
тельной, ласковой лирикой проникну-
та песня «Хороши в саду цветочки»
(текст С. Алымова). Подчеркнутое
лирическое преломление получили в
его «Песне о родной земле» (текст
О. Фадеевой) образы советской роди-
ны — родной природы, родных людей.
«Заветный камень» (текст А. Жарова)
  — это гордая песня о любви, горящей
в мужественной душе советского мо-
   ряка-черноморна к своему родному
	народу, слава великому Сталину. Севастополю.

Кантата «Советский Казахстан» Болыним достижением советской
Е. Брусиловекого написана для чтеца,   песни нужно признать «Гимн  демо-
солистов, хора и симфонического ор-  кратической молодежи» А. Нови-
кестра и посвящена историческому   кова на текст Л. Ошанина. На протя-
	пути, пройденному казахским народом
от времен его полупорабощенного по-
ложения в царской России до мощно-
го под’ема в: наши дни. Каждому ис-
торическому этапу  соответствузт
определенный эпизод кантаты, для ко-
торого композитор стремился найти
свои особые выразительные средст-
ва, Так, например, музыка первого
эпизода, связанного с тяжелым доре-
волюционным прошлым, построена на
интонациях казахского зара — народ-
ного плача, причитания. В последнем,
шестом эпизоде, посвященном совре-
менному послевоенному под’ему наро-
да, композитор ввел два хора, олин из
которых поет гимн Казахской ССР,
другой — здравину в честь товарища
Сталина. От народного ‘казахского
унисона до мощного двойного хора —
вот одна из нарастающих линий про-
изведения.

Автор премированной татарской опе-
ры «Алтын Чач» ‘= ее название в пе-
реводе означает ‹ «Золотоволосая» —
Н. Г. Жиганов’ окончил Москов-
скую консерваторию десять лет на-
зад и за это время написал шесть
опер, балет и’ значительное  ко-
личество произведений  инструмен-
тальной и симфонической музыки. В
них он смело разрабатывает мелос та-
тарской народной песни на основе
принципов развития, выработанных
русской музыкальной классикой, сое-
диняя таким образом песенную му-
зыкальную культуру Татарии с миро-
вой и прежде’ всего’ с русской музы-
кой.

«Алтын. Чёз.— лирико-эпическая
опера с легендарно-историческим со-
держанием, посвященная борьбе та-
тарского народа против монгольских
захватчиков. В ней много тонкой поэ-
тичности и подлинного драматизма.

Премией первой степени отмечен
4-й квартет Р. М. Глиэра. Ученик Та-
неева, продолжатель лучших традиций
русской музыкальной школы, масти-
тый Р. М. Глиэр оказывается впере-
ди многих композиторов в отношении
уменья в сложных циклических фор-
мах камерной инструментальной музы-
ки оставаться доступным и понятным
широкой слушательской аудитории.

Написанный в духе монументаль-
ных классических образцов этого
жанра, квартет состоит из 4-х частей:
	аллегро, скерцо с болышвим «трио» на
	русской теме, анданте — тема с ваэи-
ациями — и заключительного аллегро.
В произведении удачно сочетаются ис-
кренность, задушевность-  мелодичес-
кого замысла с блестящей, виртуоз-
ной формой выражения.
Азербайджанский композитор Кара-
ев, удостоенный Сталинской премии
за симфоническую поэму «Лейли и
Меджнун» обладает настоящим сим-
	и К. Е. Ворошилов внимательно слу-
шают Горького, читающего им свою
поэму «Девушка и смерть». Именно
тогда товарищ Сталин сделал свою
замечательную запись ча полях книги
	писателя: «Эта штука сильнее, чем
«Фауст» Гете (любовь побеждаег
смерть)».
	Полотна И. Гоидзе и М. Хмелько
посвящены эпохе Великой Отечест-
венной войны. И. Тоидзе запечатлел
в своей композиции исторический до-
клад товарища Сталина, посвященный
24-й годовщине Октябрьской социа-
листической революции на торжест-
венном заседании Московского Сове-
та, происхолившем на станции  мос-
	ковского метро «Маяковская». В
картине передана суровая  обста-
HOBKa тех дней. Во всем выра-
	Г

жена твердая уверенность советского
народа в победе над врагом. Эту уве-
ренность в победе олицетворяет
товариш Сталин, стоящий на трибу-
не и провозглашающий программу
разгрома врага. Фигура товарища
Сталина — лучшая часть картины.
Художник сумел создать очень про-
стой и вместе с тем величественный
образ, полный истооической значимо-
сти и силы.

Монументальная композиция моло-
дого украинского художника М.
Хмелько «За великий русский народ»
не похожа на официальные академи-
ческие произведения. Она написана
молодым, начинающим живописцем,
но согрета горячим чувством. Несмот-
ря на частные недостатки, она вну-
шительна и значительна. На картине
изображен момент, когда 24 мая
1945 года в Кремле на приеме коман-
дующих войсками Красной Армии
товарищ Сталин произнес свой знаме-
нитый тост за великий русский
народ. Это — гимн в красках в честь
народа — героя и победителя. вынес-
шего на своих плечах бремя войны, в
честь его замечагельных полководцев,
в честь великого вождя всего совет-
ского народа — товарища Сталина,
организатора всех наших побед.

Картина А. Бубнова «Утро на Ку.
ликовом поле» — результат упорнога
пятилетнего труда художника. Буб-
нов впервые обращается к историче-
ской теме. Его прежние работы были
посвящены главным образом быту со-
ветских людей. «Утро на Куликовом
	поле» — многофигурная  монумен-
тальная композиция, подкупающая
серьезностью творческого замысла,
	Картина по-новому трактует тему,
уже не раз привлекавшую внимание
различных поколений русских худож-
НИКОВ.
	жении всего своего творческого vin
Новиков упорно работает над граж-
данской, публицистической песней,
песней призыва к борьбе. Его труд
увенчался успехом — написанный
им гимн не только получил боль-
шое распространение среди молоде-
жи нашей страны, но в демократиче-
ской молодежи Европы и Америки.

Среди новых лауреатов Сталин-
ской премии в области музыкального
исполнительства и оперно-балетного
‘театра мы находим и маститых дея-
телей искусства, и свежие молодые
‚имена.
  Первая премия по достоинству от-
мечает многолетний, плодотворный
путь замечательного музыканта А. Ф.
Гедике. Один из старейших профессо-
ров Московской консерватории А. Ф.
Гедике воспитал много талантливых
молодых музыкантов, прививая HM
любовь к органу, искусством игры на
котором он сам владеет в совершен-
стве. На протяжении долгих лет и
вплоть ло сей поры органные концер-
ты А. Ф. Гедике являются одной из
лучший традиций Большого зала Мо-
сковской консерватории

Первая премия, присужденная про-

фессору Г. Г. Веревке, основателю и
руководителю Государственного укра-
инского народного хора, подчерки-
вает жизненность и плодотворность
‘развития народной поэзии Украины.
`В мастерстве Г. Г. Веревки сочега-
ются большая профессиональная эру-
диция, истинная культура хорового
дирижера с глубочайшим знанием ук-
`раинского народно-песенного творче-
ства и его исполнительских  тради-
щий.
Сталинская премия заслуженно
‚увенчала интенсивную концертную
деятельность М. Д. Александро-
вича, талантливого и тонкого вокали-
ста, которого знает и любит вся со-
ветская страна.

Александрович — чуткий, растущий
музыкант, неутомимый в поисках но-
вого. Это помогает ему находить все
более верные, реалистические краски
в исполнении русской классики и на-
родной песни, отвечая этим потребно-
стям советского слушателя.

То же самое характеризует творче-
ство «казахского соловья» — заме-
чательной певицы Куляш Байсеито-
вой. Продолжая деятельно участ-
вовать в развитии национального ка-
захского оперного творчества, арти-
стка поставила перед собой задачу
овледения оперной классикой. Ряд
образов, созданных Кулянз Байсеито-
‚вой в русских и западноевропейских
операх, увенчал образ Татьяны в
«Евгении Онегине». Все, кому дове-
лось услышать певицу в этом вдохно-
венном произведении двух гениев
русского искусства, сохранили в памя-

_ В отличие от многих своих пред-
шественников, бравшихся за ту же
‘тему, художник видит свою главную
задачу в том, чтобы показать народ
как главную решающую силу, опре-
делившую исход этого великого сра-
’ жения.

° Иному миру, иной эпохе, иной, бо-
‚лее частной теме посвящает свою
‘картину «Юный Тарас Шевченко в
мастерской К. П. Брюллова» молодой
‘украинский художник Г. Мелихов,
дебютирующий этой картиной как
живописец, Художник показывает
встречу знаменитого русского живо-
писца, находившегося тогда в зените
‚славы К. Брюллова, и еще никому не-
известного. только что приехавшего <
Украины в Петербург, крепостного
мальчика, будущего великого украин-
ского поэта и художника Тараса `Шев-
ченко. Картина восхищает смелостью
‚и яркостью обрисовки характеров. Это
произведение достойно воплощает те-
му великой дружбы русского и укра-
инского народов.

О новых исканиях и достижениях
советской живописи в области быто-
вого и батального жанра свидетель-
ствуют картины А. Лактионова,
Я. Ромаса и В. Пузырькова.

Ученик Бродского, Лактионов очень
последователен в своих художест-
венных исканиях. В картине «Письмо
< фронта» он доказал, что стремление
к светлой живописи не обязательно
ведет за собой забвение рисунка.
Опираясь на классические традиции,
он хочет зосстановить права формы в
живописи, права рисунка, добиться
той пластичности воспроизведения
действительности, при которых жи-
вопись из полуслов, намеков превра-
щается в язык, понятный для всех.
Последняя работа — значительная
веха на пути этих исканий.

Близка и понятна советским людям
тема этой картины. Маленький рус-
ский провинциальный городок. На
крылечке летним днем собрались про-
стые советские люди — молодая де-
вушка с повязкой ПВО на рукаве, ра-
неный воин, женщина с двумя ребя-
тами. Мальчик-пионер читает письмо,
полученное с фронта. Это полотно —
рассказ о тех неразрывных узах, ко-
торые связывали фронт и тыл в дни
Великой Отечественной войны.

Картина Я. Ромаса «На плотах» —
первое крупное жанровое произведе-
ние этого художника. Широкая рус-
ская река с берегами, ‘поросшими ле-
сом. За маленьким буксирным паро-
ходиком тянется длинная вереница
плотов. На одном из них мы видим
сплавщиков за обедом, простых рус-

Xx
			Дворец культуры
Советекого Востока
	Одним из самых замечательных: со-
оружений, воздвигнутых в Ташкенте,
является здание нового оперного те-
атра, открытого в торжественные
дни 30-летия Великого Октября. Ав-
тор проекта. академик А. В. Шусев,
осуществлявший также непоесредст-
венное художественное руководство
’его реализацией, и лучшие народные

‘мастера Узбекистана, выполнившие

‘внешнее и внутреннее оформление
‘здания, по праву удостоены Сталин-
 ской премии первой степени.

Театр построен ‘на’ центральной
площади Ташкента, раскинувшейся на
 7 гектарах, которые некогда занимал
Воскресенский рынок, так называе-
‘MEI «пьян базар». Четыре большие
‘улицы выходят на гигантский прямо-
‘угольник площади, архитектурный
` ансамбль которой ныне определяет и
‘завершает монументальное здание
‘театра. Красивые аркады окружают
его по сторонам, образуя на главном
‘фасаде грандиозную трехпролетную
триумфальную арку. Облицованное
светлым серо-желтым кирпичом в ©о0-
  SeTaHAn с естественным белым кам-
нем здание театра производит празд-
вичное,  приподнятое — впечатление;
усиливающееся от искусной отделки
  карнизов, капителей, кронштейнов и
  перил балконов. _
  Оформление шести зал фойе, нахо-
‘дящихся в трех этажах по сторонам
‘зрительного зала, посвящено отдель-
‘ным областям республики. Уста-
Ширин Мурадов, замечательный На-
  родный мастер, зодчий, художник —
  виртуоз резьбы по ганчу, почетный
академик Академии наук Узбекской
 ССР, оформил Бухарский зал. Он в
совершенстве владеет искусством ге-
`ометрического и растительного орна-
мента.

Ташкентский зал оформил 70-лет-
ний народный художник УзССР,
резчик по ганчу Ташпулат Асланку-
лов. Он и народные мастера Усто Ку-
`ли Джамилов и Абдулла Балтаев,
‘оформившие залы Самаркандской и
  Хорезмской областей, с великолепной
  техникой. унаследованной ими от от-
 цов и дедов. отразили в лепке, рос-
писи, резьбе по ганчу, мрамору и
рен темы современности, успехи и

достижения областей Советского Уз-
ен

Замечательно выполнены братьями
 Балта и Джамалом Джураевыми все
работы по мрамору, украшающие
внешний и внутренний вид театра.
Молодой художник Чингиз Ахмаров,
ученик академика И. Грабаря, украсил
стены театра прекрасными полотна-
ми станковой монументальной  живо-
‚писи. Его росписи на темы  произве-
‘дений Алишера Навои, имя которого
  носит театр, великолепно гармони-
 Рузот со всем ансамблем интерьеров.

Сочетание лучших традиций народ-
‘ного творчества с общим замыслом
‘большого  художника-реалиста А.
Шусева дало блестящие результаты.
 Созданс архитектурное произведение,
‘по своему решению, а также по богат-
  CTBY и разнообразию оформления яв-
‘ ляющееся как бы музеем искусств
республики.

Творчество А. В. Шусева характе-
 ризуется вдумчивым отношением и
‘глубоким пониманием своеобразия на-
‘ционального искусства, его исто-
ков. Созданное по’ проекту». ИТу<ева
здание оперного театра: в Ташкенте
свидетельствует не только о лворче-
 ском освоении им богатого наследия
многовековой культуры Узбекистана,
но и о плодотворности тесного сот-
рудничества крупного мастера совет.
ского зодчества < лучшими предста-
	вителями узбекского народного ис-
кусства.
Присуждение Сталинской премии
	наряду с автором проекта и лучшим
мастерам народного искусства об-
щественность республики отметила,
как выдающееся событие в культур-
ной жизни Узбекистана,
Строительство нового театра. в
Ташкенте, в котором воплощен пе-
редовой опыт советской архитектуры,
в сочетании с прогрессивными TPpa-
дициями нанионального зодчества,
говорит о неисчерпаемых творческих
силах и, возможностях узбекского
народа, строящего под руководством
партии МЛенина—Сталина  величест-
венное, светлое здание коммунизма.
	Вахит ДЖАХАНГИРОВ,
начальник Управления по делам
архитектуры при Совете Минист-
ров УзССР, член-корреспондент
Академии архитектуры СССР.
	Скульптурный портрет у нас стоит
на большой высоте. Этот по сущест-
ву ведущий, основной вид ваяния,
имеет у нас первоклассных и разно-
образных мастеров.

Старейший грузинский скульптор
Я. Николалзе создал в прошлом году
бронзовый портрет-бюст В. И. Ленина
в эпоху рождения «Искры». От имег-
ни трудящихся Грузии бюст был пре-
поднесен в дар трудящимся столицы
в день 800-летия Москвы. Со свой:
	ственными этому замечательному Ma:
стеру артистизмом и тонкостью вос-
создал он образ вождя; это глубоко
одухотворенный, полный внутреннего
	трепета и жизненности портрет:
	Монументальный бронзовый бюст-
памятник Ф. Э. Дзержинскому, _ис-
полненный 3. Азгуром, — большое
достижение белорусского скулыпо-
ра, добившегося в последние годы
серьезных творческих успехов. Че-
канная законченность, пластическая
ясность формы прекрасно гармониру-
ют с образом этого замечательного
революционера-большевика.
	Огромные успехи в последние годы
оделал Н. Томский. Мраморный бюст
генерала армии И. Д. Черняховского—
образ, насышенный пафосом борьбы,
	Близок по своему образному строю
этой скультгуре Томского и  послел-
ний нортрет работы Е. Вучетича —
гранитный бюст гецерал-полковника
	ккавазлым VARA LG POAC Pd I - NOU KOBH Kad
В. И, Чуйкова. Это также героиче-
ский образ советского полковолца,
Сосредоточив все своё внимание: на
	характеристике лица, Вучетич сумел
создать образ значительный и пои:
	создать оораз значительный и при:
поднятый.
	К историческому жанру должен
быть отнесен и мраморный портрет
П. Чайковского, созданный 3. Ви-
ленским. В этой небольшой мрамор
ной скульптуре с большой любовьч
воссозданы черты великого композн-
тора, переданы сложность и богатст*
во его внутренней духовной жизни.

Сталинские премии за 1947 год —
яркое свидетельство значительных
успехов нашей живописи, скулыттуры
и графики Ъ важнейших жанрах и ви-
дах искусства.
	Советские художники — одан. из
передовых отрядов деятелей  совет-
ской культуры — располагают всеми
возможностями и средствами для т0-
го, чтобы создать еще более яркие и
содержательные произведения о Ha-
	шеи замечательной эпохе и ве repou-
ческих людях.
		Право жизни
	Минске, — воплощает черты парти-
занского вожака, в труднейших усло-
виях борющегося за освобождение
попранной врагом советской земли,
Это не просто патриот своего оте-
чества, каких немало рисовала доре-
волюционная драматургия. Констан-
тин Заслонов предстает в спектакле,
в исполнении Б. Платонова, патриотом
социалистического отечества, сыном
коммунистической партии, и это оп-
ределяет его духовный облик, внут-
	реннее идейно-психологическое со-
держание образа.

Спектакль Малого театра «Вели-
	кая сила» знакомит нас с активными
строителями послевоенной пятилет-
ки, советскими учеными, решающими
сложные научные проблемы. Спек-
гакль учит тому, что и в тиши лабо-
раторий идет горячая идейная борьба,
что не существует науки без полити-
ки, и если в драматическом конфлик-
те Лаврова с Милягиным побеждает
первый, то источник его победы —
идейная’ целеустремленность, вер-
ность партийной идеологии, не приз-
нающей компромиссов в борьбе с
низкопоклонством перед иностранщи-
ной, обывательщиной, аполитизмом.
Наконец, «Глина и фарфор» рисует
жизнь в молодой Советской Латвии,
где раскрепощенные силы народа со-
зидают новую социалистическую
жизнь. И здесь в Центре спектакля—
борьба за коммунистическую этику
против пережитков мелкобуржуазной
идеологии, мещанского индивидуа-
лизма. Таким образом, все пять спек-
таклей, рисующие жизнь советских
людей в различных условиях и об-
стоятельствах, утверждают общий,
единый принцип нашего общества-—
действенное служение идеям комму-
низма.
	И это самая характерная  чер-
га лучших сценических произведений
последнего времени, в которых дра-
матурги, актеры и режиссеры ‚реши-
гельно изживают порочные явления
безидейности и аполитичности, осуж-
денные известным постановлением
Центрального Комитета ВКП(б). Эти
спектакли в конкретной форме рас-
крывают понятие социалистического
реализма. Мы говорим, что отличи-
тельной чертой нашего социалистиче-
ского искусства должна быть правди-
вость. Правда жизни — вот его хуло-
жественная основа. Но как понимать
эту правдивость? Конечно, дело вов-
се не в том, чтобы режиссеры и ак-
геры ловко копировали внешние чер-
ты быта советских людей, создавали
видимость житейской правды на сце-
не. Это — очень узкая задача для на-
стоящего художника. Дело  заклю-
чается в том, чтобы раскрыть в спек-
таклях болыную правду жизни совет-
ских людей, а состоит она в том,
что советский народ отдает. все
свои силы и помыслы строительству
коммунистического общества, В круп-
ных и малых делах, в фронтовом и
трудовом подвиге, в любых условиях
и обстоятельствах советский человек
строит коммунизм — это и есть прав-
да нашей жизни. М произведения те-
атрального искусства, в которых она
выражена художественными средст-
вами, получают всенародное  призна-
ние и благодарность.
	Необходимо отметить следующее
обстоятельство: на театральных
подмостках все чаще появляются
произведения, посвященные реальным
историческим лицам и событиям. Та-
кова одна из плодотворвейших тра-
диций советского театра, начало ко-
горой было положено знаменитыми
спектаклями, воспроизводившими об-
раз Ленина. Советские актеры и ре-
жиссеры с каждым годом все более
уверенно рисуют образы выдающихся
деятелей советского государства, про-
славленных героев отчизны. При этом
задача не сводится к созданию иллю-
стративной «портретной галлереи» —
в образах лучших представителей со-
ветского народа наши актеры и ре-
жиссеры стремятся передать 06боб-
щенные черты людей сталинской. эпо-
хи. Три спектакля — «Утро Восто-
ка», «Константин Заслонов» и «Гене-
рал Ватутин»— продолжают эту инте-
реснейшую традицию.
	Создатели ролей реальных истори-
ческих лиц вместе с режиссерами
спектаклей черпают материал для
сценического творчества в героиче-
ской летописи советской страны, изо-
билующей яркими драматическими со-
бытиями. Режиссеры и актеры учатся
	у доподлинной действительности; и
это помогает им овладевать художе-
ственным стилем нашей эпохи — сти-
лем социалистического реализма.
	При этом каждый крупный, само-
бытный художник сцены решает
стоящие перед ним задачи по-своему.
В одном спектакле мы видим тяготе-
ние к жанру, который в кинематогра-
фии получил название «художествен-
но-документального», в другом-—сме-
foe поэтическое обобщение, свобод-
ное от хроникальной точности. В со-
вегском театре нет и не может быть
«нивелирования» творческих индиви-
дуальностей, и в этом залог его не-
ограниченного роста и развития.
	Среди режиссеров, награжденных
Сталинскими премиями 1947 года, мы
встречаем опытных мастеров К. Зубо-
ва, Н. Петрова и молодого вфспитан-
ника московского ГИТИСа Адиля
Искандерова, в короткий срок выдви-
чувшегося в ряды виднейших деяте-
пей азербайджанской сцены; ярких
представителей украинского, белорус-
ского, латвийского театрального ис-
кусства — режиссеров М. Крушель-
ницкого, Л. Дубовика, К. Санникова,
В. Балюнас. Твердо ведя актеров-ис-
полнителей по единственно правиль-
ному пути — по пути поисков обоб-
щенной жизненной правды, каждый
из этих режиссеров заботится о том,
чтобы в спектаклях наиболее полно
а интересно выявились артистические
индивидуальности. И действительно,
в спектакле Малого театра широко и
разносторонне раскрыты  индивиду-
алъности крупнейших мастеров сцены
Н. Анненкова, Ф. Григорьева, Е. Го-
голевой, Е. Шатровой, В. Владислав-
ского, Е. Турчаниновой. Актерский
ансамбль Малого театра, наследую-
щий вековые традиции «дома Щепки-
на», превосходно передает черты сов-
ременников, атмосферу наших дней.
Латвийские актеры сравнительно не-
давно начали активно работать над
воплощением современных тем и об-
разов. Тем не менее, в спектакле
«Глина и фарфор» Р. Зандерсон, А.
Амтман-Бриедит, Л. Фрейман, К.
Клетниек, Б. Румниеце, В. Лине соз-
дают живые, правдивые характеры
современников. Белорусские актеры Г.
Глебов-Сорокин, Б. Платонов, И.
Жданович-Платонова, мастера укра-
инской сцены А. Сердюк, Д. Антоно-
‚вич-Будько, Ф. Радчук, азербайджан-
ские артисты Д. Афганлы, М. Даву-
дова, М. Алиев, С. Ахундов, Д. Гад-
жиев, К. Кязим-Заде продемонстри-
ровали в этих спектаклях свою твор-
ческую зрелость и способность ре-
шать самые сложные задачи, стоящие
перед советским театром. Работа
каждого из них заслуживает особой,
подробной оценки, но есть общая
черта, об’единяющая старых и моло-
дых, опытных и начинающих масте-
ров многонационального советского
искусства. И черта эта — стремление
к жизненной правде, какое бы свое-
образное воплощение ни находила она
в национальной художественной фор-
ме.
	Лучшие мастера советской сцены
идуг в своем творчестве новатореки-
ми путями. Но это вовсе не то «но-
ваторство», под которым в недалеком
прошлом  подразумевались всякого
рода формалистические трюки и ори-
гинальничанье. Такое новаторство
было не прогрессивным, а реакцион-
ным явлением, оно побуждало ак-
теров отказываться от наблюдения за
жизненными характерами, вело к ис-
кажению человеческих образов. Ос-
нова подлинного новаторства совет-
ских актеров — пристальное и любов-
ное изучение советской действитель-
ности, внутреннего, духовного мира
строителей коммунизма, их нправст-
венных и интеллектуальных качеств.
И эта прочная основа истинного но-
ваторетва открывает безграничные
возможности перед художниками сце-
ны, потому что действительность,
творимая советскими людьми, пред-
ставляет собой неисчерпаемый источ-
ник творческого вдохновения.
	Советское театральное искусство
занечатлевает эпоху, не сравнимую ни
с какой другой по богатству драма-
тических тем, образов, конфликтов,
эпоху, в которой «все дороги ведут к
коммунизму», и вот в этом — залог
его безграничного творческого роста
и совершенствования.
	А. СУРОВ.
Я ВАРШАВСКИЙ.
	Инженер Миклас Скулте, один из
главных героев пьесы лауреата Ста-
линской премии Арвида Григулиса
«Глина и фарфор», совершивший са-
моотверженный подвиг в будничной
работе, говорит своим товарищам и
	друзьям: «Жизнь — это борьба зао
	коммунизм».  Соратники  Микласа
Скулте восприняли эти слова, как
точную формулировку мировоззрения
советских людей.

Так думают о цели и смысле своей
жизни партийные и непартийные
большевики, рабочие, колхозники и
интеллигенты, представители всех
поколений нашего героического наро-
да. И советское театрально-драмати-
ческое искусство, призванное прав-
диво отражать труды, думы, чувства
и чаяния советских людей, в лучших
своих образнах запечатлевает эту
страстную целеустремленность стро.
ителей коммунистического общества,
эту великую преданность идеям
Ленина—Сталина, которая помогает
нашему народу совершать несравнен-
ные боевые и трудовые подвиги. К
числу таких произведений, свидетель-
ствующих о неуклонном — идейно-
творческом росте советского театра,
принадлежат пять драматических
спектаклей, удостоенных Сталинских
премий за 1947 год. Это — «Великая
сила» в Государственном академиче-
ском. Малом театре, «Глина и фар-
фор» в Театре драмы Латвийской
ССР, «Константин Заслонов» в Мин-
ском драматическом театре им. Янки
Купалы, «Генерал Ватутин» в Харь-
ковском украинском драматическом
театре им. Т. Шевченко, «Утро Вос-
тока» в Азербайджанском государст-
венном драматическом театре им.
Азизбекова.
	Прошло то время, когда в теат-
ральном искусстве «делали погоду»
только крупнейшие коллективы сто-
лицы. В этом году наряду с мастера-
ми старейшего сценического ансамб-
ля Москвы — Государственного Ма-
лого театра — Сталинскими премия-
ми награждены театральные работни-
ки Риги, Минска, Харькова, Баку.
Это весьма характерное для наших
дней явление. После того, как Цент-
ральный Комитет ВКП(б) обратился
ко всем работникам советского теат-
ра с призывом поднять идейно-худо-
жественный уровень сценического ис-
кусства, насытить репертуар полно-
ценными драматургическими произве-
дениями, посвященными нашей герои-
ческой эпохе, все советские актеры
и режиссеры как бы заново осмыс-
лили значительность и ответствен-
ность своего творческого труда. Ус-
пехи театральной «периферии» —
яркое свидетельство творческой ак-
тивности и зрелости широких кругов
зеатральных работников, с огромной
энергией откликнувитихся на требова-
ние партии и всего советского наро-
да. Во всех союзных и автономных
республиках, в самых отдаленных
районах Российской Федерации ста-
рые и молодые мастера искусства
решают общие для всего идеологи-
ческого фронта задачи, сформулиро-
ванные в исторических постановлени-
ях ПК ВКП(б) по вопросам литера-
туры и искусства.
	Успехи эти наглядны и в высшей
степени поучительны. Действительно,
о каком бы из этих пяти спектаклей
Mbt ни говорили, ясно одно: каждый
из них по-своему раскрывает мысль,
которая лежит в основе пьесы Арви-
да Григулиса: «Жизнь — это борьба
за коммунизм». В суровой, кровопро-
литной, самоотверженной борьбе за
советскую власть, за коммунизм про-
славились бакинские пролетарии —
герои пьесы Энвера Мамедханлы «Ут-
ро Востока». Спектакль Театра
им. Азизбекова возвращает зрителя к
тем временам, когда трудовой народ
Азербайджана в жестоких боях с ин-
тервентами и предателями всех мас-
тей утверждал советский строй, бо-
ролся за светлое коммунистическое
будущее. Спектакль харьковчан «Ге-
нерал Ватутин» посвящен одному из
полководцев Великой Отечественной
войны. Но он весьма далек от узко
понимаемого «батального» жанра.
Генерал Ватутин в пьесе Л. Дмитер-
ко и в исполнении М. Крушельниц-
кого — это прежде всего человек,
преданный идеям коммунизма, это
полководец-большевик, всеми мысля-
ми ни всем сердцем связанный с наро-
дом, устремленный к его патриотиче-
ским идеалам. Константин Заслонов
— герой спектакля, поставленного в
	Достижением советского музыкаль-
ного театра в истекшем году являют-
ся четыре новых выдающихся спек-
гакля.

Постановка оперы Серова «Вражья
сила» на сцене Большого театра
СССР продолжает плодотворную ра-
боту советского театра по возрожде-
нию забытых произвелений русской
оперной классики. Советский театр
раскрыл в опере Серова ее подлин-
ные художественные красоты, осно-
ванные на реалистическом воплоще-
нии народных образов и народного
песенного быта. В этом несомненная
заслуга талантливого режиссера Б.
Покровского, смело репгившего как
	основные сценические положения в
образы, так и болышие массовые сце-
	ны. В болыной мере содеиствовало
	этому и мастерство художника В.
Дмитриева. На первом месте в спек-
такле — создатели труднейшей во-
	кально и сценически роли Петра А.
Иванов и Н. Шегольков и молодая
талантливая певина В. Борисенко.
Музыкальный постановщик спектак-
ля — молодой дирижер К. Кондра-
шин, широко проявляющий себя и на
симфонической эстраде, обеспечивает
высокий уровень художественности
ансамбля.

Сталинскими премиями отмечены три
постановки новых балетов.

В новом балете «Синатле» («Свет»)
Театр им. Палиашвили сумел вопло-
тить в отточенных формах клас-
сической хореографии яркое на-
циональное содержание грузинского
народного танца. В центре спек-
такля. — конечно, В.  Чабукиани,
его постановщик и исполнитель роли
главного героя балета принца Ав-
танлила Его ученик — молодой тан-
	цовитик 3. Кикалейшвили — исполни-

тель роли Давриша—властителя цар-
	ства тьмы и молодая актриса В. Циг-_
	надзе, создавшая необычайно 105-
гичный образ доброй фен. Прекрасная
работа дирижера Г. Киладзе (автора
музыки балета) и художника С. Ко-
	буладзе поддерживают гармонию
спектакля.
В иную стихию переносит спек-
	такль Ленинградского Малого опер-
ного театра балет «Мнимый же-
них». Композитор М. Чулаки и по-
становщик Б. Фенстер вдохновились
сверкающим юмором и красочностью
бытовой обстановки комедий Гольдо-
ни. На основе его «Слуги двух гос-
под» и мотивов других пьес. они соз-
дали веселый. занимательный  спек-
такль, увлекающий  изобретательно-
стью сгенической интриги и танио-
вальной динамикой. Очаровательный
	образ прекрасной Беатриче создала
Галина Кириллова — великолепная
классическая  танновшица. Сочно
	играет Н. Зубковский продувного и
лукавого слугу Труфальдино. Допол-
няют успех спектакля Г. Исаева и Р.
Розенберг — талантливые танцовщи-
цы и актрисы.

Но особенно примечательна твор-
ческая победа Новосибирского‘ театра
оперы и балета. Это один из <а-
мых молодых театральных коллекти-
вов страны. В тесной  творче-
ской дружбе и работе с молодым
талантливым композитором Игорем
Морозовым театр ‹оздал `остроум-
ный, заражающий своим весельем, ба-
летный спектакль «Доктор Айболит».
Автор спектакля — балетмейстер
М. Моисеев (он же исполнитель роли
Айболита) и художник Б. Кноблок
	создали увлекательную танцовзаль-
ную феерию, нисколько, однако, не
заслоняющую основную  гуманисти-
	ческую идею спектакля. Молодая ба-
лерина А. Белова очень живо и та-
лантливо играет шаловливую, HO
чуткую ко всему хорошему Танечку,
содействуя успеху спектакля.

Произведения. спектакли, мастерст-
во отдельных исполнителей, отмечен-
ные Сталинской премией 1947 года,
об’единены общими чертами. Это ис-
кусство представляет то реалистиче-
ское направление в советской музыке,
творческая программа которого была
с предельной ясностью <формулиро-
вана в постановлении ЦК ВКП(б) об
опере «Великая дружба». В неизмен-
ной ориентации на реализм — залог
дальнейшего роста и расцвета совет-
ской музыки.
	Е. ГРРОШЕВА,
А. ИКОННИКОВ,
Л. ЛЕБЕДИНСКИЙ.
	Следуя прекрасной традиции рус-
ской музыкальной классики, реалисти-
ческое направление в советской музы-
ке всегда стремилось к связи со сло-
вом, с поэзией, с литературными об-
разами и театром. Отсюда тяготение
к песне, романсу, хору, опере, орато-
рии икантате, а также к симфониче-
ской и камерной инструментальной
музыке, отмеченной ясностью замысла
	и связанной с литературными образа-
ми и программностью. Все эти черты
	характеризуют музыкальные инроизв--
	дения, отмеченные Сталинскими пре-
миями в 1947 году.
	Кантата о Сталине на текст литов-
ской поэтессы Саломеи Нерис была
закончена композитором И. А. Таллат-
	Келпиша к 30-летию Великой Октябрь-
ской социалистической революции.
	свои социалистизсслои реззяюции,
Хорошая техническая школа, получен-
ная композитором у Лядова (Таллат-
Келиша окончил Петербургскую кон-
серваторию), позволила композитору
создать кантату на строгой академи-
ческой основе, с развитой контрапунк-
тической тканью. Интонации литов-
ской народной песни, знатоком кото-
рой является Таллат-Келпша, проня-
зывают кантату. Ее четыре части по-
священы теме борьбы. литовского
народа за социализм. Светлый, радост-
ный финал кантаты звучит, как слава
	jn i
	Творческие победы
советских хуяложников
		Правительство присудило Сталин-
ские премии девятнадцати советским
жнвописцам, скульпторам и графикам
за выдающиеся произведения, создан-
ные в минувшем году. Эти работы,
экспонированные на Всесоюзной ху-
дожественной выставке 1947 года, по-
лучили высокую оценку у зрителя.
	Советское изобразительное искус-
ство — на под’еме. Разгромив форма-
лизм во всех его разновидностях, вос-
становив авторитет свонх великих
предшественников-реалистов,  совет-
ские художники прочно утвердились
на реалистических позициях. Высту-
пая на совешании деятелей советской
музыки в ПК ВКП(б), тов. А. А.
Жданов говорил о состоянии нашей
живописи: «В живописи... одно время
были сильны буржуазные влияния,
которые выступали сплошь и рядом
пол самым «левым» флагом, нанпепля-
ля себе клички футуризма, кубизма,
модернизма; «ниспровергали»  «про-
гнивший ахадемизм». провозглашали
новаторство. Это новаторство выра-
жалось в сумасшедшей возне, когда
рисовали, к примеру, девушку с ол-
ной головой на сорока ногах, один
глаз — на нас, а другой — в Арза-
мас.
	Чем же все это кончилось? Пол-
ным крахом «нового направления».
Партия восстановила в полной мере
значение классического наследства
Репина, Брюллова, Верещагина, Вас-
ненова, Сурикова. Правильно ли мы
сделали, что оставили сокровищницу
классической живописи и разгромили
ликвидаторов живописи?
	Разве не означало бы дальнейшее
существование подобных «школ» лик-
виланию живописи?»
	Уже в 20-х годах, с момента созда-
ния АХРР, советские художники на-
чали борьбу за реалистический метод
в искусстве, за освоение всех богатств
классического наследства русской
художественной школы. С этого вре-
мени в советской живописи идет
борьба за тематическую, сюжетную
картину, за программность живописи.

раясь на замечательные традиции
классиков русской живописй, созет-
	ские художники уже в 30-х годах с©о-
здали ряд значительных полотен.

Последние всесоюзные выставки
свидетельствуют о том, что лишь глу-
бокое познание действительности,
освоение классического наследства и
творческое его использование ведут
наших художников K творческому
расцвету.

В советской живописи восторже-
ствовала тематическая картина, мно-
гофигурная сюжетная композиция —
эта высшая синтетическая форма
станковой живописи. Восстановлены
в своих правах все жанры и в том
числе сложнейший из нах — истори-
ческий жанр, столь третировавшийся
формалистами всех мастей.

Не только в живописи, но и в гра-
фике мы видим стремление поднять
большую историческую тему, что ве-
дет к созданию монументальных гра-
фических серий, циклов. Борьба за
создание героического портрета мощ-
ного идейного и психологического
звучания, портрета-памятника идет
и среди скульпторов.

Характерно, что большинство ху-
дожников-лауреатов, награжденных
за произведения 1947 года, принад-
лежит к младшему поколению.
Мы видим среди лауреатов He
только русских художников, но и
представителей Украины, Белоруссии,
	Грузии и Узбекистана. Это говорит о.
	творческом росте художников брат-
ских республик.

Большинство произведений живо-
писи, удостоенных Сталинских пре-
мий, — монументальные многофи-
гурные исторические композиции, во-
скрепающие исторические события и
	тельно воссоздать образ Ленина тех
лет, показать в нем выдающегося
мыслителя-революционера, создать
картину, насыщенную действием. Про-
фессора-экзаминаторы, пришедшие в
смятение от смелых ответов молодого
ученого, студенты, внимательно при-
слушивающиеся к его словам, пред-
ставляют тот активный фон, с которым
связана и на котором вместе се тем
ярко выделяется фигура Ленина.

Ленина в дни Октября, Ленина —
организатора Великой Октябрьской
социалистической революции мы ви-
дим на картине Б. Серова «В. И.
Ленин провозглашает советскую
власть». В картине передана Top-
жественность этого исторического
момента. Окруженный плотной стеной
ликующего народа, Ленин произносит
свои знаменательные слова о победе
пролетарской революции в России.
Художнику очень удался образ Иль-
ича, возвышающегося на трибуне, —
выражение его лица, озаренного ра-
достью. характерный жест его про-
тянутой вперед руки. Удались ему и
образы стоящих рядом с Лениным
И. В. Сталина, Свердлова и Дзержин-
ского. Очень верный и яркий типаж
нашел‘ художник и в народе, окружа-
ющем вождя.

Значительные произведения, посвя-
щенные В. И. Ленину, созданы и в
нашей графике. Серия рисунков Е,
Кибрика «Ленин в 1917 году» приоб-
рела широкую популярность. Кибрик
создал сложные композиции, отражз-
ющие пафос революции. В каждом
рисунке дан новый аспект, новая
грань образа гения социалистической
революции, ее вождя. В рисунках
	ских людей, закаленных в труде. В
картине подкупают ее светлые, чи-
стые краски, ее законченность и пла-
стическая ясность.

Полотно молодого укринского ху-
дожника В. Пузырькова «Черномор-
цы» было одним из самых интересных
батальных произведений на выставке
1947 года. Это подлинно батальная
картина. Изображен бой, показаны
люди на войне, в действии, в момент
свершения героического подвига. Кар-
тина правдиво рассказывает о суро-
вых буднях войны, о силе патриоти-
ческого порыва, воодушевлявшего со-
ветских людей в их борьбе с фашист-
скими захватчиками.

Новым ценным качеством в ра-
боте наших ‘портретистов является
стремление к созданию композицион-
ного фигурного портрета, портрета-
картины. Художники-портретисты
стремятся запечатлеть образы луч-
ших людей страны, дорогих всему со-
ветскому народу, и рассказать об их
славных делах. Они изображают их
в повседневной рабочей ‘обстановке,
на фоне характерного интерьера или
пейзажа.

Таков портрет И. В. Сталина рабо-
ты И. Тоидзе. Мы видим вождя на
балконе, в Кремле, с которого откры-
вается вид на Москву. В этом пор-
трете, простом и строгом, художнику
удалось правдиво и тепло нарисовать
	образ товарища Сталина.
		Портрет В. М. Молотова в рост, на
фоне Кремлевской стены и Спасской
башни, значительный успех В. Ефа-
нова. Этот портрет — прекрасный
итог начатой в 1937 году многолетней
работы Ефанова над образом В. М.
Молотова. По композиции и по цве-
ту — это одно из лучших произведе-
ний, написанных этим живописпем.

Старейший советский живописец
Н. Ульянов, ученик великого Серова,
в своем портрете К. С. Станиславско-
го сумел создать яркий, психологиче-
ский образ великого новатора русско-
го театра. Артист показан в своем ра-
бочем кабинете, погруженным в ли-
тературную работу. В этой работе
Ульянов сделал решительный шаг от
условно-декоративного портрета к
	психолог ическому портрету- картин е.
й nr  .
	сс в. Нервые ряды
советских портретистов вылвинулоа
	выдвинулся
работа, пор-
	_й П. Котов. Его новая
	образы выдающихся государственных Кибрика ярко показано историческое
	деятелей наших дней и л далекого
прошлого.

Советские живописцы создали ряд
значительных произведений, посвя-
щенных жизни и деятельности вели-
ких вождей советского народа —
	Ленина и Сталина. Молодого Ленина, _
	сдающего экзамены в университете,
запечатлел в своей композиции
В. Орешников. Этим полотном ленин-
градский живописец успешно дебюти-
рует в обласги тематической компо-
зиции. Художнику удалось убеди-
	содружество В. И. Ленина и И. В.
Сталина. Это — глубоко творческое,
глубоко новаторское воплошение ве-
ликой темы.

Картина А. Яр-Кравченко посвяще-
на знаменательной встрече И. В.
Сталина и его ближайших соратников
	с великим зачинателем социалистиче-
	ской литературы А. М. Горьким,
встрече состоявшейся 11 октябъя
	встрече, состоявшейся 11 октября
1931 года на квартире писателя. Ра-
бочий кабинет Алексея Максимовича.
У стола И. В. Сталин, В. М. Молотов
	трет академика Зелинского. —это пор-
	поросшими ле-   трет-картина, воссоздающая не толь:
		“< падивидуальный облик  замеча-
тельного человека, но и рассказыва-
	ощая © характере его деятельности.
творчества.