Й ВСЕСОЮЗНЫЙ С*ЕЗД СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

лял их деятельность, NOAHTHKO-BOCHH-
тательная работа среди членов союза
налажена плохо, критика и самокрити-
ка не развернуты.

— Новому руководству Союза со-
ветских композиторов СССР, — гово-
рит в заключение т. Ленский, — необ-
ходимо разработать конкретные фор-
мы руководства и связи с ССК нацио-
нальных республик.

+

Деятельности композиторов Мол-
давской ССР. посвятил свой доклад т.
Няга.

— За время существования Молдав-
ской республики, — сказал т. Няга,—
композиторами написано 20 симфони-
ческих, 40 камерно-инструментальных
произведений, 150 произведений для
хора. 100 романсов и песен, около 200
обработок народных песен и т. д.

В то же время композиторами Мол-
давии не создано ни одной нацио-
нальной оперы, мало песен, которые
были бы подхвачены народом. В
творчестве некоторых композиторов
наблюдаются элементы  примитивиз-
ма, отдельные произведения зараже-
ны формалистическими влияниями.

Тов. Няга критикует собственное
творчество, на котором лежит отпе-
чаток модернистских влияний, гово-
рит об откровенном натурализме сим-
фонического произведения композито-
ра Кока.

Студентам консерватории — буду-
щим композиторам и исполнителям —
He прививали интереса к изучению
марксистско-ленинской теории, любви
к русской и западноевропейской клас-
сике, к народному творчеству.

— Этих ошибок, — говорит т. Няга,
— было бы гораздо меныше, если бы
критика и самокритика среди наших
компознторов были принципиальными,
если бы наши музыковеды сами не
стояли на формалистических пози-
пиях.
		СОДОКЛАДЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК
	обогатилось профессиональное искус-
ство Казахстана.

Одним из главных фактов, опреде-
ливших развитие музыкального ис-
кусства в Казахстане, следует Cun.
тать организацию в 1934 году музы-
кального театра в Алма-Ате. На сце-
не этого театра был показан ряд опер,
пользующихся болышим успехом у
зрителей. Однако композиторы Ка-
захстана еще мало работают над
созданием опер на советскую тему.
Две оперы Брусиловского—«Золотое
зерно» и «Гвардия, вперед»—не удер-
жались в репертуаре театра ввиду
низкого качества либретто и услож-
ненности музыкального языка.

Недостаточно плодотворно работа-
ли композиторы Казахстана в обла-
сти симфонического творчества:
Очень мало создано крупных произ-
ведений для оркестров народных ин-
струментов.

Перечислив ряд, ценных симфониче-
ских произведений, созданных за по-
следние годы композиторами Казах-
стана, т. Жубанов подверг резкой
критике композиторов, в творчестве
которых сказываются формалистиче-
ские тенденции. Элементы эстетства
и модернизма, говорит т. Жубанов,
наблюдались в творчестве Великано-
ва.
Наибольшее место в практике ком-
позиторов Казахстана занимает песен-
ное творчество, За последнее время,
особенно в годы Отечественной вой-
ны, создано большое количество со-
временных советоких песен, значи-
тельная часть которых получила при-
знание широких кругов трудящихся
республики.

В заключение т. Жубанов расска-
зал делегатам с’езда о творческих
перспективах казахских композито-
ров, работающих сейчас над рядом
крупных музыкальных произведений,
которые должны явиться прямым от-
ветом на призыв Центрального Коми-
тета партии. Композитор Брусилов-
ский, закончив концерт для фортепи-
ано с оркестром, приступает к работе
над оперой о выдающемся просвети-
теле казахского народа Чокане Вали-
ханове. Новые оперы пишут компози-
торы Жубанов, Тулебаев и Хамиди.
Ерзакович заканчивает работу над
струнным квартетом.

— Мы надеемся, — говорит т. Жу-
банов, — что эти произведения най-
дут отклик у широких масс и завою-
ют прочное место в репертуаре те-
атров и концертных организаций.

жи
	О работе туркменских композито-
ров сделал содоклад т, Кулиев. Союз
советских композиторов Туркмении
был создан в 1940 году.

За 8 лет работы в активе компози-
торов Туркменистана появилось нема-
ло значительных произведений. Одна-
ко современная советская тематика
еще не получила значительного выра-
жения в произведениях крупной фор-
мы. Некоторые симфонические про-
изведения свидетельствуют о том, что
их авторы отошли от славных тради-
ций русской классической музыки и
стали на путь формализма. Наиболь-
шими погрешностями в этом отноше-
нии страдает творчество композитора
Осокина.

Мало удачным . произведением яв-
ляется «Увертюра» композитора Ша-
пошникова. : Гармонический язык и
фактура этого, произведения ‘очень
сложны. Критиктя собственные ошиб-
ки, т. Кулиев говорит, что, стремясь
не отстать от. «моды», он иногда ис-
кусственно усложнял гармонический
язык.

Далее докладчик останавливается
на творчестве молодых композиторов-
мелодистов. Отсутствие специальных
знаний, архаичность средств выраже-
ния заметно ограничивают развитие
творческой фантазии этих авторов.
Вместо того чтобы поставить перед
ними вопрос о необходимости повы-
шения квалификации, в Союзе совет-
ских композиторов Туркменистана
	захваливали произведения мелоди-
стов. :
Критикуя деятельность союза,
	т. Кулиев отмечает, что он не воз-
главил и не направил работу туркмен-
ских композиторов над созданием но.
вых опер. :

к

Работа композиторов Советской
Армении, их достижения и серьезные
недостатки в их творчестве нашли от-
ражение в содокладе т. Саатяна.

Тов. Саатян подверг обстоятельно-
му критическому разбору музыкаль-
ную жизнь республики.

— В Армении за последние два го-
да, — говорит т. Саатян, — за исклю-
чением песен и ряда сочинений в мас-
совых жанрах, не создано значитель-
ных произведений. Наши композито-
ры продолжают увлекаться истори-
ческой тематикой, плохо отображают
жизнь советского общества, высокий
строй мыслей и чувств советских лю-
дей,

Большое количество музыкальных
произведений всех жанров не нахо-
дит признания у народа. Это свиде-
тельствует об отрыве композиторов
от народно-национальной почвы, пре-
вебрежении к демократическому на-
чалу музыки, усложнении языка.

Наиболее характерным в этом пла-
не является творчество Аро Степа-
няна. Произведения, отмеченные без-
идейностью и усложненностью музы-
кального языка, создавались компози-
торами Тер-Мартиросяном, Араратя-
ном, Киракосяном и др. В творчестве
композиторской молодежи Армении
заметно следование принципам фор-
малистического направления.

Докладчик приводит далее приме-
ры, свидетельствующие о неблагопо-
лучном положении в области разви-
тия армянской оперы и балета. В пе-
сенном творчестве армянских компо-
зиторов преобладают произведения,
	проникнутые — пассивно-созерцатель-
ной лирикой.
Ошибки армянских композиторов
	связаны с чеудовлетворительным CO-
стоянием музыкальной критики, от-
сутствием критики и самокритики в
Союзе композиторов Армении, недо-
статочно высоким идейным уровнем
композиторов и музыковедов.

зем
	От имени латыМских композиторов
выступил на с’езде т. Медыньш.

— Со всей серьезностью приходит-
ся признать, — сказал он, — что му-
зыкальные творческие организации и
музыкальные работники Советской
Латвии не извлекли уроков из исто-
рических посгановлений ЦК ВКП(б)
по вопросам литературы и искусства.
В Союзе советских композиторов
Латвии отсутствовала принципиаль-
ная нелицеприятная критика и само-
критика, слабо велась борьба с влия-
ниями буржуазной идеологии.

Говоря © недостатках работы со-
ветских композиторов Латвии,
	р Медыньш отмечает недостаточное _
	внимание, оказываемое ими массовым
жанрам  — песням, танцам, маршам.
	Мощный экономический и культур-
ный под’ем, охвативший нашу страну
в послевоенный период, находит свое
отражение и в развитии эстонской му-
зыкальной культуры.

Э. Капп подробно анализирует дея:
тельность эстонских композиторов в
области симфонической музыки, опе-
ры, камерного и песенного творчества.

— Недавно,—говорит докладчик, —
ЦК КП(б) Эстонии принял постанов-
ление, в котором отмечает ряд суще-
ственных недостатков в творчестве
эстонских композиторов. Вокальные и
инструментальные произведения неко
	торых композиторов, как, например,
кантата Э. Оя «Великий Октябрь».
хоровые песни «Наши дни» и
	«Песня матери» /. Аустер, «обеда
пятилетки» Э. Капна и некоторые пес-
ни Хуго Лепнурма и Альфреда Ка-
ринди, страдают бледностью и наряду
с этим излишней усложненностью му-
зыкального языка. Явно формалисти-
чески написаны песня Т. Веттика
«Бессмертие», а также скрипичная со-
ната Юхава Блейве и др.

Творчество некоторых эстонских
композиторов отмечено недостаточным
профессиональным мастерством, что
снижает художественную и идейную
ценность их. произведений. Мало
внимания уделяется созданию ‘релер-
туара для оркестров духовых и на-
родных инструментов.

У некоторых эстонских композито-
ров наблюдалось стремление исполь-
зовать национальную музыку в форме
чисто этнографической.

Заканчивая свой доклал, Э. Капп
обратился к делегатам с’езда с при-
зывом наладить широкий обмен опы-
том творческой работы.
		вого руководства союза повседневной
и деловой товарищеской помощи.
+

Союз советских композиторов Гру:
зии об’единяет сейчас свыше 70 му-
зыкальных деятелей. Ими создано
большое количество произведений
решительно во всех жанрах, а также
в области музыкальной науки и кри-
тики.

Союз композиторов Грузии хорошо
наладил творческую связь с компо-
зиторами братских республик —
Азербайджана, Армении и Украины.

Приведя в своем докладе эти дан-
ные, т. Мшвелидзе ‘указал, что, не-
смотря на значительные достижения
грузинского музыкального творчест-
Ba, недостатки в работе советских
композиторов, отмеченные постанов-
‘лением ЦК ВКП(б), полностью. от-
носятся и к композиторам Грузии.

Грузинские композиторы в своем
большинстве хорошо знают народное
‘творчество. Несмотря на это, неко-
‚торые из них удовлетворяются лишь
поверхностным использованием фоль-
клора.

В творчестве некоторых грузин-
ских композиторов проявилось пре-
небрежение к основам советской эс-
тетики. Композитор Киладзе удачно
` дебютировал в симфоническом жан-
‚ре и, создав такие замечательные
‘вещи, как первая оркестровая сюита
и симфоническая поэма «Гандегили»,

умело сочетал идеиную сторону про”
изведения с соответствующей фор-
мой его выражения. Но в последних
произведениях композитора мелоди-

ческая сторона музыки не находит
‘должного развития.

Критикуя свою оперу «Сказание о
Тариэле», т. Мшвелидзе говорит, что

в ней есть незапоминающиеся мелодии

и перегруженность в оркестре.

Композитор Баланчивадзе, создав-
ший ряд ценных произведений (балет
«Сердце гор», симфоническое интер-
меццо «Озеро Рица» и ряд форте-
пианных сочинений), за последнее
время отошел от реалистических OC”
нов творчества.

Композитор Туския плодотворно
начал свою творческую деятельность
созданием ряда оркестровых сочине-
ний. Однако в его работах за пос-
ледние годы и в особенности в
скрипичном концерте мелодический
дар композитора не находит свободно-
го развития.

Автор ряда хороших произведений
вокально-симфонического цикла, сим-
фонических фрагментов, песен, хоров
и т. д. композитор Гокиели, работая
над оперой «Патара Кахи» (по одно-
именному произведению классика
грузинской поэзии Акакия Церете-
ли), превратил любимого героя гру-
зинского народа в героя мелодрамы.
Этому произведению присужи рых-
лость музыкальной драматургии и
неглубокое использование народного
творчества.

Больших успехов достиг в послед-
нее время композитор Мачавариани.
Однако и ему необходимо освобо-
диться от чуждых его творчеству
неорганических влияний, заметных,
например, в Первой симфонии. Наро-
читость, ограничивающая вырази-
тельность музыкального языка, про-
является и в некоторых произведе-
ниях композитора Габичвадзе.

=== Следует отметить, — говорит да-
лее докладчик, — что в творчестве ком-
позиторов Грузии наблюдается нездо-
ровая тенденция одностороннего ув-
лечения крупными формами. Такие
жанры, как хор, песня, ария, балла-
да, романе, пьеса для малого соста-
ва оркестра, игнорируются.

Переходя к оценке работы ССК
Грузии, докладчик отмечает, что
правление союза не занималось орга-
низацией музыкальных просмотров и
дискуссий, не боролось с явными
тенденциями формализма,

— Союз композиторов Грузии, —
‚сказал в заключение т. Мивелидзе,
— должен поднять идейно-воспита-
тельную работу среди своих членов,
направить все их усилия на служе

ние народу.
	$
	‚ Композиторы не развивают традиций

хоровой латышской песни. Не созда-
  но ни одной песни, которая по свое-
`му уровню приближалась бы к образ-
‘aM латышской хоровой классики.
  Слабо идет работа и в области созда-
` ния советской латышской оперы и
  балета.

Союз советских композиторов Лат-
вии — молодая творческая организа-
‘ция, существующая немногим более
  трех лет. За эти годы союз проде-
лал некоторую работу по консолида-
ции творческих сил, обращении их на
разрешение задач, стоящих перед на-
шим музыкальным искусством. Но это
не может заслонить собой больших
недостатков, которые имеются в рабо-
те союза. Главный недостаток за-
`‘ключается в отсутствии правильной,
принципиальной и четкой творческой
линии в руководстве. Восхваляя фор-
малистические произведения, чуждые
народу, руководство союза дезориен-
тировало композиторов и музыкаль-
ных работников республики. Ни ру-
ководство союза, ни музыкальные
критики не извлекли уроков из того
факта, что такие произведения, как
опера «Рута» Грюнфельда, 1-я сим-
фония Лепина, 5-я симфония Ивано-
ва, 3-я фортепианная соната УТтя
кина, «Торжественная увертюра» По-
лякова, некоторые сочинения М. За-
риня, Я. Лицитиса и других компо-
зиторов, народ не принял, ибо в них
заключались чуждые народу извра-
щения музыкального языка и отказ
от плодотворных традиций русской
классической музыки.

Музыкальная общественность Лат-
вии с огромным воодушевлением
встретила историческое  постановле-
ние ЦК ВКП(б) об опере «Великая
дружба». У композиторов возрос ин-
терес к латышской советской массо-
вой песне, к музыке для народных
инструментов, к овладению классиче-
ским уровнем латышской хоровой пес-
ни, к программной музыке, к работе
над советской оперой и балетом.

к

О развитии киргизского музыкаль-
ного искусства за годы советской
власти сделал доклад т. Аманбаев.

Киргизский народ не имел до ре-
волюции профессионального искусст-
ва. Сейчас в Киргизии имеются свой
	национальный театр оперы и балета,
	свои замечательные музыкальные
коллективы — Государственный кир-
гизский хор и Государственный ор-
кестр народных инструментов. За го-
ды советской власти создано и по-
ставлено 7 киргизских опер, 2 му-
зыкальные драмы и 4 киргизских ба-
лета.

— Постановление ЦК ВКП(б) об
опере «Великая дружба», — говорит
т. Аманбаев, — с огромным удовлет-
ворением встречено музыкальной об-
щественностью Киргизии. Формали-
стические влияния бесспорно сказа-
лись и в нашей творческой работе. В
погоне за ложно понятым новаторет-
вом некоторые киргизские композито-
ры оторвались от запросов и художе-
ственных вкусов народа. Работая над
операми, балетами и крупными сим-
фоническими формами, они не уделя-
ли внимания песне, романсу, пройзве-
дениям для оркестров народных ин-
струментов. Почти забыта, по суще-

ству, работа по собиранию фольклора

и обработке народных песен.

Композиторы Власов и Фере, а
вместе с ними и Малдыбаев. в сво-
их последних работах усложнили
свой язык, который становится все
менее понятным и близким народу.
Их опера «Манас» не получила та-
кого широкого признания, какое по-
лучила в свое время опера «Ай-чу-
рек». Опера Власова и Фере «За
счастье народа», посвященная дея-
тельности М. В. Фрунзе на Турке-
станском фронте (либретто Виннико-
ва), не показывает в полной мере
роли киргизского народа в борьбе за
свое освобождение и обедняет образ
М. В. Фрунзе. Музыка этой оперы
мало понятна слушателям.

Написанная в 1940 году композито-
ром  Веприком опера «Токтогул»
очень быстро сошла с репертуара,
так как не была принята широкими
массами.

Формалистическим оказалось про-
изведение молодого композитора Аб-
драева — марш для фортепиано.

Докладчик отмечает, что в условиях
Киргизии примитивизм и отсутствие
профессионального мастерства у неко-
торых композиторов приносят не мень-
ший вред, чем формализм. К произве-
дениям, носящим на себе все признаки
примитивизма, он относит песни Наза-
рова, киргизский марш Шубина -и
другие. Серьезным тормозом в разви-
тии киргизского музыкального творче-
ства являетея незнание рядом компо-
зиторов-«мелодистов» музыкальной
грамоты. Важнейшая задача Союза
композиторов — организация  плано-
мерной учебы этих композиторов.

+h

Представитель Союза советских
композиторов Таджикской ССР т.
Ленский рассказал участникам с’езда о
том, что музыкальное искусство тад-
жикского народа в дореволюционный
период знало только два элемента —
мелодию и ритм. Отсутствовали мно-
гоголосие и понятие о нотных знаках.
Социалистическая революция вывела
таджикский народ на светлый путь
прогресса и развития. Композиторами
Таджикистана создано 5 опер, 2 бале-
та, 3 музыкальные драмы, около 20
произведений для симфонического ор-
кестра, 10 камерно-инструментальных
и 50 вокальных сочинений, около 50
пьес для оркестров народных инстру-
ментов и т. д.

Далее докладчик подробно остано-
вился на недостатках творчества тад-
жикских композиторов. Он говорит о
том, что в отдельных произведениях
отсутствует национальный колорит,
композиторы не интересуются запро-
сами широких слоев населения. В му-
зыкальном творчестве имеют место
проявления формализма, например, в
симфонической сюите Гольберга «Тад-
жикистан», в отдельных эпизодах опе-
ры Ленского «Невеста», в балете
Баласаняна «Лейли и Меджнун», в
некоторых камерных пьесах Бирнова.
Примитивизм свойственен симфониче-
ским произведениям  Рогальского,
«Торжественному маршу» Салиева
и др. В своих произведениях таджик-
ские композиторы порой прибегают к
излишним  гармоническим нагромож-
дениям и усложнениям, не всегда уде-
ляют должное внимание мелодии. За
10 лет существования оперного теат-
ра в Таджикистане создана ‘толь-
ко одна национальная опера на
советскую тему.

Занимаясь сочинением инструмен-
тальной музыки, таджикские компози-
торы совершенно игнорировали музы-
ку программную. Недостаточное вни-
мание уделяли они и песенному жан-
ру.
	Оргкомитет ССК Таджикистана не
руководил композиторами, не направ-
	Памяти
	Е. П. Шейнина
	На 59-м году жизни скоропостижно
скончался заслуженный деятель ис-
кусств РСФСР художественный ру.
ководитель Ансамбля песни и пляскь
Группы Советских оккупационяых
войск в Германии Е. П. Шейнин.
	Всю свою жизнь Е. ЦП. Шейкин отдал
служению народу. Многие годы “он
плодотворно работал на Украине, в
области музыкальной культуры, ру-
ководил крупными хоровыми коллек-
гивами, преподавал в Киевской ‘кон-
серватории. Е

С первых дней Великой Отечест-
венной войны Е. П. Шейнин находил-
ся в рядах Советской Армии, руково-
дя фронтовым ансамблем песни и
пляски. Вместе с частями -Советскся
Армии он. прошел путь от Сталингра-
да до Берлина. В эти годы Е, П.
ПТейнин написал ряд произведений,
посвященных героям фронта. Его пес-
ни были широко известны советским
воинам. Е :

Советское правительство ‘высоко
оценило заслуги Е. П. Шейнина, на-
градив его орденом Отечественной
войны  [ степени, двумя орденами
Красной Звезды и медалями.

Все знавшие Е. П. Шейнина сохра-
нят о нем светлую память.
	С. Шатилов, И, Гришаев, Б. Руд-
ницкий, Н. Ковтун, М. Калашник,
Д. Журавлев, В. — Пахомов,
А. Тищенко, Б. Александров,
И. Прокофьев, В. Вдовиченко,
П. Сердюков, В. Захаров, К. Кор-
неев, Е. Долматовский, А. Сурков,
А. Безыменский П. Вирский,
М. Фрадкин, М. Блантер, Л. До-
нецкий.
_ S—
	ЗАКОНЧИЛСЯ KOWKYPC
НА АРМЕЙСКУЮ ПЕСНЮ
	Подведены итоги конкурса на воен-
ную массовую песню. Первую премию
в 15 тысяч рублей получили компо-
зитор В. Кручинин и поэт М. Боро-
довский за лучшую строевую песню
«Слушай, рота, запевалу». Три вторых
премии по 10 тысяч рублей получили
за строевые песни: А. Новиков и С.
Алымов — «За край родной», К. Ли-
стов и Л. Ошанин — «Эх, Ваня, Ва-
ня»; В. Кочетов и Я. Белинский —
«Возле речки».

За лучшую ансамблевую песню
первая премия в 10 тысяч рублей при-
суждена композитору Б. Шехтеру и
поэту С. Алымову — «Песня о Фрун-
зе». Вторую премию получили В. Ма-
каров и И. Молчанов — «ОЙ ты, по-
ле чистое».

По разделу сольно-эстрадной армей-
ской песни присуждена только одна
вторая премия. Ее получили компози-
тор М. Коваль и поэт Л. Ошанив за
«Песню о Матросове».
		АЛЕКСЕЕВ, К. Самодеятельный
оркестр — народных -. инструментов.
Профиздат, 52 стр., 3.000 экз. ‚ Ц. 3
	руб.

`` АРХИТЕКТУРНЫЕ памятники
Москвы ХУЙ—ХУШ веков. Новые
исследования. Издательство Акаде-
мии архитектуры СССР. (Сообщения
Института истории и теории архитек-
‘туры. Вып. 9). 80 стр., 5.000 экз. Ц. 6

руб.

БЛАВАТСКИЙ, В. Д. Искусство
Северного Причерноморья античной
эпохи. Издательство Государственно-
го музея изобразительных  искуссле
им. А. С. Пушкина, 120 стр., 5.000 экз.,
Ц. 11 руб.

ВИШНЕВСКИЙ, В. Оптимистиче-
Гская трагедия. Пьеса в 3 актах. «Ис-
	кусство» (Советская драматургия
[917—1947). 84 стр., 5.000 экз. Ц. 2
руб. 25 коп.
	ГОРЬКИЙ, М. Избранные пьесы,
«Искусство», 376 стр., 10.000 экз., Ц.
20 руб. В книге помещены пьесы:
«Мещане», «На дне», «Враги», «По-
следние», «Егор Булычев и другие».

ПОГОДИН, Н. Человек с. ружьем,
Пьеса в 3 д. «Искусство» (Советская
драматургия 1917—1947). 92 стр.
5.000 экз., Ц. 3 руб.

СЕВЕРОВ. Н. П. Пак гру-
	зинского зодчества. Издательство
Академии архитектуры СССР. (Па-
мятник зодчества народов СССР.
	Архитектурные альбомы). 220 стр., Ц.
55 руб.
	МОСКОВСКАЯ
ХРОНИКА
	{$3 Вчера в БТО открылась ежегодная
шекспировская конференция, которая
будет продолжаться сегодня, 26 апреля,
би Т мая. На конференции будут заслу-
нтаны доклады «Шекенир и современ-
ность», «Советская литература о’ Шек-
спире», «Шекспир, Мочалов, Белинский»,
«Гамлет и советский театр» и др.
	3 Исполнилось нятилетие Государет-
венного детского хорового учнлища. Co-
юз советских композиторов решил при-
нять шефство над училищем.
	€3 В Московеком театре драмы идут
репетиции пьесы Александра  Шмейна
«Честь». Постановку. под художествен-
ным руководством Н, Охлонкова осуше-
ствляют Е. Зотова и С. Каминка. Худож:
ник К. Ефимов.
	&3 Закончился проводившийся теоретн-
ко-композиторским факультетом консер-
ватории конкурс на написание хора и
песни. Первые премии присуждены. сту-
дентам К. Молчанову за песню «Сеёерлие
Байрона» и А. Холминову за хор «Ка-
зачья песня». Вторыми премиями отме-
чены песни студентов Г. Григоряна ни
А. Кулиева.
	$3 Московский ‘театр юного зрителя
принял к постановке пьесу И, тока
«Гастелло». Спектакль будет поставлен
НП. Петнеровичем.
	ts Центральный детский театр Закан-
чивает работу над пьесой В. Любимовой
«Снежок». Постановка В. Колесаева, ху-
дожники В. Шестаков и Л. Демидова,
Премьера состоится 30 апреля. А
	&3 Организованные Мосгосэстралой га-
строли Еврейского театрализованного ан-
самбля при участии Сици Таль проходят
с большим успехом. Программа «Ча зло
врагам» дает возможность артистам зн-
самбля и в особенности самой Сиди Таль
показать свое мастерство и уменье пере-
воплощаться.
	&3 Научно-исследовательским инетиту-
том театра и музыки сдан в печать об-
нирный (60 печатных листов) библио-
графический справочник, охватываю-
ций всю критическую литературу об

> ча

А Е

А. Н. Островеском дореволюционпого ¥
современного периолов.
	чный редактор), А. А. СУРОВ,
ГЕРАСИМОВ. В. В ЖУРАВЛЕВ.
	MUS, В. В. МУРАВЛЕВ,
А. И. ШАВЕРДЯН,
	командование и Политическое
управление Группы Советских ок-
купационных войск в Германич с
 глубоким прискорбием извещают
© безвременной смерти заслужен-
ного деятеля искусств РСФСР н
заслуженного артиста УССР ху-
дожественного руководителя Ан-

самбля песни и пляски ГСОВ в
Германии майора
	Е. П. ШЕЙНИНА.
	последовавшей 12 апреля 1948 го-
да, и выражают соболезнование
	НИИ
	AbDCTBO — ВБ 1-48-98.
	РВ
	В течение двух дней на сезде со-
ветских композиторов продолжались
солоклалы представителей союзных
республик.

О состоянии украинского музы-

кального искусства рассказал дэле-
гатам с’езда композитор А, Штога-
ренко.
- За годы советскюй власти на Укра-
ине вырос большой коллектив ком-
позиторов, работающий в крупных
центрах республики — Киеве, Харь-
кове, Одессе, Львове. Украинские
композиторы создали немало выда-
ющихся произведений, пользующихся
заслуженной популярностью у на-
фола.
	-` Отмечая успехи, достигнутые укрл-
	инокими композиторами, А. Штога-
ренко указывает. что в области му-
зыкального творчества имеется еше
много серьезных недостатков. На
состоявшемся недавно пленуме Со-
юза советских композиторов УССР,
посвященном обсуждению историчес-
кого постановления ЦК ВКП(б) об
опере «Великая дружба», отмечалось,
что среди украинских композиторов в
течение продолжительного времени
существовало формалистическое на-
правление, имели место проявления
наниональной ограниченности.
	Наиболее ярким представителем
формалистического направления в
украинской созетской музыке, по
мнению доклалчика. является  ком-
позитор Б. Лятошинский. Больптинст-
во его вокальных пооизведений 20-х
	годов было написано на упалочные
мистические сюжеты, а в камерно-
инструментальной музыке он обна-
	_руживал тяготение к экепрессиониз-
-му В тех случаях, когда Лятоиин-
	му. Б тех случаях, когда Лятошин-
ский обращался к народной украин-
ской песне, он выхолащивая ее
идейное содержание, разрушал ee
естественность и простоту. Опера,
Лятошитского «Золотой обруч» ли-
шена напевности. выразительности,
вокальные партии ее почти неиспол-
нимы. Во 2-й симфонии, изданной в
1945 rosy. Лятошинский  пролол-
жал оставаться на тех же формали-
стических позициях,

В симфонии Г. Таранова, посвя-
шенной 30-летию Октября, и в его
секстете памяти Зои Космодемьян-
ской явно выражена ориентация на
западную буржуазную культуру. В
симфонии композитора  Клебанова
преобладает чувство безысходности
и обреченности,

Национальная ограниченность свой-
ственна творчеству М. Вериков-
ского. Он механически переносит на-
родную песню в свое творчество, не
раскрывая ее глубокого содержания.
	Отстают от художественных за-
просов советского народа некоторые
композиторы г. Львова. Используя
народные мелодии гуцулов, они зача-
стую облекают их в импрессиокист-
скую одежду.

А. Штогаренко подверг резкой кри-
тике деятельность Союза советских
композиторов Украины и Комитета по
делам искусств при Совете Минист-
ров УССР, которые не руководили
композиторским коллективом, потвор-
ствовали проявлениям формализма,
пропагандировали антинародные про-
извеления.
	SA

В своем содокладе т. Кара Караев
(Азербайджанская ССР) рассказал 0
широком отклике, который получило
в республике историческое постанов-
ление ИК ВКП(б) «Об опере «Вели-
кая дружба» В. Мурадели». Много-
численные обсуждения этого замеча-
тельного документа, высказывания
трудящихся, пленум республиканско-
го Союза композиторов и в особен-
ности совещание деятелей музыкаль-
ного искусства в ЦК КП(б) Азер-
байджана, в котором принял участие
руководитель азербайджанских боль-
шевиков т. Багиров, ‘убедительно по-
казали, что в музыкальном искусстве
республики имеют место те ошибки
и заблуждения, которые являлись по-
	мехой для прогресса советской му-
SHKH. i

wy wow эттШ ттт,
	Постановление бюро ЦК КП(б);
Азербайджана «О состоянии музы-
кального творчества и подготовке.
	композиторских кадров», принятое на
основе постановления ИК ВКП(б) об
опере «Великая дружба», и

серьезные ошибки в музыкальной
жизни республики. Многие азербайд-
жанские композиторы в своих про-
изведениях оторвались от запросов и.
	художественных вкусов народа, ос-
тавляли без внимания традиции клас-
	сического музыкального искусства,
игнорировали и искажали народное
творчество.

Подвергая критике вредные фор-
малистические тенденции в собствен-
ном творчестве, т. Кара Караев ука-
зывает на свою первую симфонию,
для которой, по его словам, харак-
терно полное отсутствие евязи с на-
родной музыкой, абстрактность мело-
дического материала и ‘увлечение
диссонирующими гармониями. Форма-
листична 3-я симфония композитора
Д. Гаджиева, в. которой преобладает
однообразное, моторное, механическое
движение.
	Формализм проявляется также и у
Ф. Амирова в его сонате для фор-
тепиано, двойном концерте и концер-
те-для фортепиано и оркестра на-
родных инструментов, написанном им
совместно с Бабаевым.
	Главными недостатками оперы
«Хосров и Ширин» Ниязи являются
неполноценность музыкальной дра-
матургии, поверхностность музыкаль-
ных характеристик, однообразие и ог-
раниченность выразительных средств.

Докладчик указывает и на то, что
ограниченное, одностороннее понима-
ние национальной формы и народности
в музыке особенно отразилось на
творчестве композиторов Гусейн-заде,
Рэзаевой и др.

Подвергнув обстоятельному крити-
ческому разбору деятельность Союза
советских композиторов Азербайджа-
на; т. Кара Караев заявил, что Союз
советских композиторов не сумел пра-
BHAbHO направить творческую работу
своих членов, зачастую оказывался не
в состоянии вскрыть ошибки в музы-
кальном творчестве, не прислушивал-
сяк мнению слушателей и тем самым
поошрял формалистические ошибки
2зербайджанских композиторов.
		30 лет назад в Узбекистане не было
ни одного музыкального учебного за-
ведения, ни одной концертной оргачи-
зации, ни одного музыкального теат-
ра. Сейчас же в республике имеется
несколько музыкальных школ и учи-
лищ, музыкальные театры, филармо-
ния и Консерватория. Об этом расска-
зал делегатам с’езда представитель
Союза советских композиторов Узбек-
ской ССР т. Садыков.
	Значительным событием явилась
состоявшаяся в Москве в 1937
году декада узбекского искусства,
	показавшая, какими прекрасными Ta
лантами обладает узбекский народ.

Докладчик рассказал, как создава-
лись оперы «Буран» Василенко и. Аш-
рафи, «Лейли и Меджнун» Глиэра и
Садыкова, «Великий канал» Василен-
ко и Ашрафя, «Улуг-бек» Козловско-
го и другие произведения. В годы Оте-
чественной войны в Узбекистане были
поставлены балеты «Ак-Биляк» Ва-
силенко и «Гуландом» Брусиловского
Далеко шагнула вперед и симфониче-
ская музыка.

Анализируя творчество узбекских
композиторов, докладчик отмечает на-
личие в ряде произведений влияний
формализма. Не освободился еще от
формалистических влияний, свойст-
венных первому периоду его творче-
ства, композитор Мушель. Ряд фор-
малистических камерных произведе-
ний имеется у композитора Кацнель-
сона.
	Докладчик подробно останавливает.
ся далее на причинах отставания му-
зыкальной критики и крайне неудовле-
творительной подготовке националь-
ных кадров композиторов. Резкой
критике была подвергнута в докладе
деятельность Оргкомитета Союза со-
ветских композиторов УзССР 4a
Управления по делам искусств при
Совете Министров Узбекской ССР.
Концертные организации республики
	не уделяют  достато-него  =BHAMa-
‘ния пропаганде лучших  произведе-
ний советских композиторов. Упра-
	вление по делам искусств не контро-
лирует качество исполнения музы-
кальных произведений. Многие испол.
нительские коллективы (Театр узбек-
ской оперы, Театр музыкальной драмы
им. Мукими, филармония) небрежно,
	` антихудожественно исполняют произ-
	ведения советских композиторов,
	Композиторы Узбекистана недоста-
точно работают над повышением свое-
го идейно-художественного уровня, не
овладели еще композиторским мастер-
ством. Многие из них не умеют орке-
стровать свои сочинения, не владеют
в должной степени полифонией и фор-
мой. Все это приводит к тому, что
произведения их зачастую оказывают-
ся незрелыми и примитивными.
	Тема современности еще не стала
ведущей в творчестве композиторов
Узбекистана. Мало создано произве-
дений о дружбе народов, о славной
большевистской партии.
	— Перед нами, советскими компози-
торами, — заявляет т. Садыков, —
стоят большие, почетные задачи. Каж-
дый из нас должен пересмотреть свои
творческие принципы в свете истори-
ческого постановления ЦК ВКП(б) о
музыке.

mM
	Делегат Литвы т. Галлат-Келиша
рассказал о том, что в свое время му-
зыкальная жизнь (‘Литвы развивалась
под знаком продолжения традиций
русской школы, учениками которой
являлась значительная группа литов-
ских композиторов.
	Однако но мере усиления реакции в
буржуазной Литве, завершившейся
установлением открытого фашистско-
го режима, эти комнозиторы стали
терять свое влияние, уступив место
представителям западноевропейского
формалистического направления. 1940
год был годом перелома в творчестве
литовских композиторов. Увидев, ка-
кие широкие горизонты открывает пе-
ред ними советская власть, компози-
торы Литвы с энтузиазмом принялись
работать — был организован Союз со-
ветских композиторов, проведен нер-
вый конкурс на лучшую песню.

Вся эта работа была прервана веро-
ломным нападением фашистских орд.
По окончании войны Союз литовских
композиторов возобновил свою дея-
тельность, Однако, как говорит
т. Таллат-Келиша, в творчестве литов-
ских композиторов «нетронутыми»
жанрами до сих пор являются опера
на советскую тему в частично массо-
вая песня. Оргкомитет республикан-
ского союза не сумел сплотить ком-
позиторов и музыковедов в единую
творческую семью.
	На проходившем в январе текущего
года республиканском с’езде компози-
торов со всей остротой были постав-
лены вопросы народности и доходчи-
вости музыки, подвергнуты критике
произведения с  формалистическим
уклоном.
	Докладчик отметил также отсутет-
вие творческой связи между Оргкоми-
тетом Союза советских композиторов
СССР и республиканской организаци.
	CH.
Литовские композиторы ждут от но-
	Композитор Богатырев (Белоруссия)
в своем выступлении подробно охарак-
теризовал исторические этапы разви-
‘тия белорусской музыки, деятельность
ее видных представителей и их связь
с русской музыкальной школой. Он от-
метил глубоко положительную роль
В. Золотарева в воспитании белорус-
ской композиторской молодежи. Оце-
нивая итоги трех последних лет в
развитии музыкальной культуры Бе-
лоруссии, докладчик указал, что этот
период отличался значительной твор-
ческой активностью.

Постановление ЦК ВКП(б) об опере
«Великая дружба» привлекло внима-
ние музыкальной общественности К
недостаткам в творчестве ряда бело-
‚русских композиторов. Отсутствие на-
  стоящего профессионального мастер-
ства у ряда композиторов привело к
неудаче некоторых музыкальных про-
изведений. В’качестве примера док-
ладчик приводит оперу Д. Лукаса
‘«Кастусь Калиновский», которая при
‘наличии многих лостоинств страдает
‘бедностью музыкальной драматургии.
  Наиболее отстающим участком яв-
ляется массовая песня. За годы, про-
шедшие после окончания войны, не
  создана ни одна более или менее удач-
вая песня (исключение песня Н. Со-
коловского «Мы белоруссы»), в боль-
шом количестве стали появляться пес-
‚ви безидейные, пошлые, с налетом
‘«цыганщины». Молодое белорусское
‚музыкальное искусство не избегло и
  мопернистского влияния (например в

‘творчестве Аладова).
‚ FER ТРЕТАЮ г

К КП(б) Белоруссии поставил пе-
	‘ред композиторами республики ряд
‘больших и ответственных задач. Дол-
‘жно быть создано монументальное
`оперное произведение, в котором были
 бы показаны белорусские партизаны в
‘дни Великой Отечественной войны.
Нужно создать бодрые и весе-
лые песни на материале современного
фольклора. Имеющиеся сейчас обра-
ботанные белорусскими композитора-
ми народные песни в большинстве
своем минорные и отображают тяже-
лое прошлое белорусского народа.
	— В постановлении ЦК ВКП(б) и
	в речи тов. Жданова, — заканчивает
свой доклад т. Богатырев, — ясно и
конкретно сказано. какой должна
	‘быть советская музыка и по какому
пути мы должны итти. Если мы про-
никнемся сознанием высоких требова-
ний, которые пред’являет советский
народ к музыкальному творчеству, и
отбросим с своего пути все, что ме-
шает нашему творческому развитию,
можно не сомневаться, что советские
композиторы оправдают доверие, ока-
‘занное им партией и народом.
		О жизни и работе одного из са-
мых молодых в стране союзов со-
ветских композиторов доложил
с’езду т. Пергамент (Карело-Финская
CCP).

Чертой, типичной для всех каре-
ло-финских композиторов, является
использование фольклора и интона-
ций, близких к фольклору в самых
разнообразных формах — от обрабо-
ток до оперы. За годы существова-
ния союза написано много вокальных
сочинений, сюит, увертюр, сонат, ин”
струментальных концертов, кварте-
тов, трио, две оперы, балет ит. д.
Большое внимание уделяется рабо-
там на темы монументального  эпи-
ческого произведения карело-фин-
ского народа — «Калевалы».

— Постоянное обращение к музы“
кальному фольклору и к образам на-
родного эпоса, — говорит т. Перга-
мент, — мы расцениваем, как поло-
жительное начало в нашей работе.

Одвако обращение к фольклору не
оградило карело-финских комнозито-
ров от ряда творческих неудач. Это
положение докладчик проиллюстри-
ровал примерами ‘из собственного
творчества, из произведений компо-
зиторов Теплицкого, Вишкарева, Ра-
утио и других. Кантата композитора
Вишкарева «Калинин в Карелии»
грешит формальным подходом к те-
ме. Отсутствие бережного отношения
к народным темам в Первой симфо-
нии Раутио привело к тому, что они
растворились в бесконечном нагро-
мождении фанфарных трезвучий. В
симфонической поэме «Кимас-озеро»
	автор взял за основу звукоподража”
тельный натуралистический прием.

Суммируя слабые стороны дея-
тельности композиторов Карело-Фин-
ской ССР, докладчик говорит о не-
достаточности идейно-политического
уровня творческих работников, невы`
соком профессиональном мастерстве.

Тов. Пергамент резко критикует
Оргкомитет Союза советских компо-
зиторов СССР, не руководивший Со-
юзом композиторов Карело-Финской
ССР и не оказывавший ему практи-
ческой помощи.

На утреннем заседании 21 апреля
происходило чествование композито-
ров, удостоенных Сталинской премии.
Все они являются делегатами <’езда.

Участники с’езда тепло встретили
присутствовавших в зале лауреатов
Сталинских премий.

a

Третий день работы с’езда начался
содокладом делегата Казахской ССР
т. Жубанова.

В далекое прошлое ушло то время,
когда казахская народная песня оди-
	HOKO звучала в безбрежнои степи.
Под руководством великой партии’
большевиков, при братской помощи.
	русокого варода выросло, окрепло и
	22 апреля развернулись оживленные
прения по докладам и содокладам. В
них приняли участие тт. Василенко
(Москва), Ашрафи (Узбекистан), Му-
радели (Москва), Аракишвили (Гру-
sua), Энтелис (Ленинград), Гнесин
(Москва), Трамбицкий (Свердловск),
Рыжкин (Москва), Веревка (УССР),
Лукин (Чувашская АССР), Тер-Гевон-
дян (Армяуская ССР), Лукас (Бело-
руссия), Власов (Москва), Сотников
(Ростов-на-Дону), Городинский (Мо-
сква), Волошин (Ленинград), Новиков
(Новосибирск).
	Вчера в прениях выступили тт. Ко-
жевников (Москва), Кольцов (Архан-
гельск), Солодарь (Москва), Шахиди
(Таджикская ССР), Данькевич (Одес-
са), Гуров (Молдавская ССР), Варта-
нян (Армянская ССР), Аюшеев (Бу-
рят-Монгольская АССР) Клебанов
(Харьков), Долматовский (Москва),
Жиганов (Татарская АССР), Чулаки
(Ленинград), Левиев (Узбекская ССР),
Сурков (Москва), Хачатурян (Моск-
ва), Оголевец (Москва) и Коган {Мо-
сква).
	Сегодня прения будут продолжены.
По окончании прений делегаты с’езда
заслушают доклад об уставе Союза
советских композиторов СССР. Зав-
тра, на заключительном заседании
с’езда, состоятся выборы правления и
ревизионной комиссии Союза совет-
ских композиторов СССР.
	Редакционная КОЛЛЕГИЯ:
	Г. ВДОВИЧЕННО (ответственный
	М. В. БОЛЬШИНЦОВ. С. А
	Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦКИЙ.

оюз Советских Композиторов
СССР с глубоким прискорбием из-
вещает о безвременной кончине
после продолжительной тяжелой
болезни лауреата Сталинской пре-
  мии, заслуженного деятеля ис-
 кусств, композитора
	ЧЕМБЕРДЖИ
	пинолая Карповича,
	  последовавшей 22 апреля 1948 года,
WH выражает соболезнование семье
покойного.

SHHO — K 5-45-12; излате
	Творчеству советских композиторов
Эстонской ССР был посвящен содо-
клад Эугена Каппа.

С вступлением Эстонии в семью
братских республик Советского Сою-
за перед. работниками искусств от-
крылись невиданные творческие пер-
спективы. Музыкальная жизнь рес-
публики забила ключом. За короткий
срок эстонские композиторы создали
	значительные произведения в различ
ных жанрах,
	Адрес редакции и издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны: секретариат, отделы информации, архитектуры, эстрады и цирка — Е 4-65-66, отделы театра, музыки, изобразитель ных искусств,
	502003.

Типография «Гудок», Москва, ул Станкевича, 7.
	зак. № 1106. —_