COBETCKOE HCKYCCTBO
		ОЖЛЕПИЕ НОВОГО
		Кадр из фильма <Третий удар».
	круг Чмыги. Один за другим падают
сраженные вражеским огнем храбре-
ны. Вот. уже Чмыга почти один, и до
вершины осталось несколько метров.
Надают. последние сподвижники . ге-
роя, наконец, падает раненный и он
сам. Но в последние секунлы перед
падением он успевает водрузить зна:
MAL

Такое решение было бы вполне пра-
вомерно. Оно выделяет фигуру героя.
Все остальные существуют как бы
только для того, чтобы подчеркнуть
трудность и исключительность его
полвига.
	Но Игорь Савченко находит прин-
ципиально другое, внешне менее эф-
фектное, но неизмеримо более глубо-
кое решение. Отдан приказ водру-
зить знамя на вершине горы.
И вот уже мчится знамя вверх, пе-
реходя из рук в руки. Его несут
незнакомые нам солдаты. Ранен-
ные и даже убитые, они как бы
передают великую эстафету живым и
сильным. Уже знамя пробито пулями,
разорвано осколками снарядов, изо-
драно о камни, теми, кто упал замер-
тво, не выпуская из рук древка, а
боевой стяг, поднимается все выше и
выше, достигая вершины.

Этот эстетический, творческий
привцип положен режиссером в осно-
зу показа армии, ее массового героиз-
ма, ее всенародного подвига. Приемы
индивидуализации применяются им,
может быть. слишком скупо. Прохо-
дящие сквозь весь фильм, убеждаю-
щие и Передовые образы Вершкова
(арт. В. Петровский), Аржанова (В.
Баталов), Никиты Степанюка (Н. Пи-
иванов). Файзиева (Лятиф Файзиев) и
даже Чмыги (Марк Бернес) не опре-
деляют сюжетного движения фильма.
Это та групна бойцов, которую кино-
об’ектив как бы случайно выхватил
из многотысячной массы, остановив-
шись на их окопе, в их землянке...
Художественное соотношение этих
фигур и всей массы солдат, безымяч-
ных героев, заснятых режиссером то
и дело крупным планом, подсказывает
убеждение в том, что и в других зем-
лянках, в других траншеях, на де-
сантных кораблях и в танках сидят
‘такие же люди! Такие же  прастые,
ясные, сильные, скромные и непрек-
лонные. Но. кажется нам, что если бы
эти сквозные образы были более ин-
дивидуализированы, то это не только
не помешало бы, но и помогло ре-
жиссеру создать собирательный образ
советского народа, который он стре-
мился вонлотить в картине.

Итак, грозная советская техника,
сметающая с лица земли мощные ук-
 репления врага, присутствует в филь-
ме в неразрывном единстве с людь-
ми, с народом, создавшим эту техни-
ку и управляющим ею. Авторы  филь-
ма — А. Первенцев и Игорь Савчен-
ко — достигают нужного эффекта
самым трудным и верным путем. Тут
враг и его технические возможности,
за’ самым небольшим исключением
(Гитлер—С. Мартинсон), показаны нз
`в пародийном и карикатурном плане.
Наоборот, со скульптурной точностью
воспроизводит фильм мощные укреп-
ления Турецкого вала, ишуньских по-
зиций, Севастополя, укрепления, воз-
двигнутые мастером фортификации и
` палачом Эрвином Енекке. Не может

быть никакого сравнения между ми-
	фическими укреплениями так называе-
мого Атлантического вала и Крым-
ской крепостью, воздвигнутой гене-
ралом Енекке. Вель и генерал Сикст
	Артист А. Дикий в роли И. В. Сталина и артист М. Романов
в роли генерала армий А. Антонова.
		Михаилом Кирилловым. режиссеру
удалось запечатлеть эпизоды войны
в кадрах образных и художественно
выразительных, Красота крымского
пейзажа, величие и. трудности  бит-
вы, конкретность техники и всего

воинского снаряжения, пыль дорог И
великолепие зари на море, техничес-
кие детали и подробности боев —
все это входит в эпическую картину.
нарисованную авторами фильма, вхо-
дит в кадр. не делая его вместе с
тем неподвижным, регистрирующим.
Это менее всего натюрморты. Оуро-
вые ‘реалистические краски, озарен-
оные светом идеи, яркой образности,
полные  энергического  движеняя,
‘определяют силу воздействия филь-
ма на зрителя-

Теперь мы подошли к главному, к
тому, что освещает высоким и ровным
‘пламенем подвиги героев фильма. К
источнику их озаренности, к команд-
‘ному посту, с которого раздается го-
лос мудрого полководца, голос вож-
дя, руководящего исторической бит-
  вой советского народа против фашиз-
ма, голос, вдохновляющий солдат и
офицеров. Авторам. фильма удалось
  показать не только передний край,
  не только рядового бойца и `матери-
‘’альную конкретность войны, но и ру-
‘ководителей армий, полководцев и
прежде всего — образ товарища
Сталина. Именно эти короткие эпи-
 зоды в кабинете товарища Сталина,
‘сцены военных совещаний это
основанное ‘на документах  освеще-
ние конкретных военных событий и
судеб людей, великой мудростью всей
войны, этот развивающийся на гла-
зах зрителя: процесе зарождения и
уточнения ‘гениального. сталинского
плана, осуществляемого нашей арми-
%й, народом; — вот что: сообщает со-
бытиям фильма’ уже не простую,
бытовую достоверность или правдо-
подобие, а неопровержимость высо-
кой истины; неопровержимость и ве-
личие самой передовой, самой высо-
кой идеи. Военные! эпизоды, подвиги
солдат уже не кажутся нам разроз-
ненными звеньями одной тактической
цели: отныне они органические части
единого сталинского стратегического
плана. Героические ‘дела солдат—0об-
разное воплощение ‘сталинской веры
в советский народ, в бойца, идущее
от спокойной уверенности и оду-
хотворенности образа Сталина (арт.
А. Дикий).

Образ Сталина в оригинальном, убе-
дительном и сохраняющем все роман-
тические краски исполнении А. Ди-
кого — это не только мозг, нон
сердце фильма. Каждая выраженная
им мысль проходит в фильме слож-
ный путь от Кремля к окопу перед-
него края и стоголосым эхо звучит
в народе.  Сталинское вдохновение
оживает в наступательном порыве ар-
мий. Мудрое спокойствие и уверен-
ность вождя ровным отсветом ложат-
ся на дела и поступки наших полко-
водцев, генералов сталинской школы
— генерала армии Толбухина (эго
превосходно играет В. Станицын),
маршала Василевского (Ю. Шум:
ский) и других. Особо следует выде-
лить образ генерал-лейтенанта Заха-
рова в живом темпераментном испол-
нении С. Блинникова. Единый, могу-
чий несокрушимый лагерь от  про-
того солдата до полководда и вож.
дя — такой предстает в этом филь-
ме наша страна, таким предстает
наш народ. В этом — значение филь-
ма «Третий удар».

‚делило первые, но уже ясно ODLYTH-
  мые успехи главных архитекторов Во-
‘ронежа, Сталинграда, Киева, Баку,
Калинина.

В Ташкенте одной из самых слож-
ных проблем является реконструкция
старой чаети города. Для своего прак-
тического решения эта проблема тре-
бовала не только хороначх проектов,
но и огромных организационных уси-
лий, умения привлекать к реконстоук-
ции широкие слои населения старого
города. Архитекторы Ташкента те-
перь нашли эти реальные методы ре-
конструкции, живые, деятельные фор-
мы помощи населению. В результате
самим населением, при активном со-
действии архитекторов создан новый
жилой квартал. Живые традиции на-
родного зодчества были дополнены в
нем новым высоким уровнем благо-
устройства как внутри домов, так и.в
самом квартале.

Везде — на стройках страны и в
проектных организациях, научных
учреждениях, в творческом Союзе со-
ветских архитекторов — все более
громким и решающим становится го-
лос тех, кто ишет активного участия
в строительстве, помогает архитекту-
ре окончательно освободиться от пе-
режитков абстрактного формотворче-
ства н выйти в самые передовые от-
расли советского искусства и совет-
ской техники.

Весну 1948 года советские золчие
встречают во всеоружии гигантского
строительного опыта, накопленного
советской архитектурой за десятиле-
тия напряженной работы по преобра-
зованию нашей страны Советские ар-
хитекторы должны мобилизовать Рю
	свою творческую энергию для того,
чтобы, преодолевая ‘послевоенные
трудности, создать зрелые и совер-
	шенные произведения во всех обла-,
	CTAX советской архитектуры,
	Искусство в странах
народной лемократии
	И. ЭЛЬВИН
oOo
	Одним из ярких свидетельств гро-
мадной жизненной силы новых демо-
кратических режимов, победивших в
странах Центральной и Юго-Восточ-
ной Европы, несомненно, служит тот
факт, что глубоким переменам в 06б-
ласти социальных и экономических
отношений сопутствуют крупнейшие
сдвиги и в области культуры. Отста-
лые в прошлом страны, к которым,
быть может, в наибольшей степени
применимы слова Ленина о том, что
«Наука и техника—для богатых.... ка-
питализм дает культуру только для
	меньшинства», ныне являют собой
картину необычайного культурного
роста»
te

Английский дирижер и композитор
Алан Буш, посетив Болгарию, с вос-
торгом отмечал «решительность и

твердость, с какими болгарский народ.

идет по пути к своему светлому бу-
дущему». Он выражал уверенность,
что недалеко то время, когда «болгар-
ский народ в отношении социального
и культурного развития окажется впе_
реди многих европейских народов».
Бывший работник ЮНРРА в Югосла-
вии Франческа Вильсон < удивлением
пишет, что школы для взрослых посе-
щают здесь «даже замужние женщи-
ны, даже бабушки...»

В основе этой тяги к знаниям лежит
стремление каждого рабочего, каждо-
го крестьянина внести наибольший
вклад в дело национального строи-
тельства, которым поглощен весь на-
‘род. Сказалось новое отношение рас-
крепощенного человека к труду, по-
нимание им той новой роли, которую
он Ее. играть в государствен-

й, хозяйственной, общественной
жизни. Отсюда и необычайный спрос
на книгу, тиражи которой выросли в
пять-—десять и более раз. отсюда —

беспримерная посещаемость театров,
` кино, картинных галлерей, выставок.

Правительства стран ‘народной де-
мократии осуществляют крупные ме-
роприятия в области культурного
строительства, в частности — в обла-
сти искусств. Государственные бюд-
жеты предусматривают большие ас-
сигнования на развитие всех видов ис-
кусства, зрелищных предприятий, ки-
но, музеев. Восстанавливаются разру-
шенные немцами театры, музеи, гал-
лереи, художественные учебные за-
ведения, сооружаются новые, Непре-
рывно растет число театров в Юго-
славии, Болгарии; в Польше, не-
смотря на громадные разрушения,
театральная сеть уже превосходит до-
военную. В газетах все чаще появля-
ются сообщения об открытии выста-
вок картин и скульптур. Развивается,
а в некоторых странах, по сути дела,
закладываются основы отечественно.
го кино.

В среду деятелей искусства влива-
ются новые силы, принесшие © собой
громадную веру в народ, в его деле.
Это молодые. талантливые люди, сво-
бодные от рутины, от растлевающего
душу и тело служения буржуазии. «У
нас, — пишет президент болгарской
Академии наук Тодор Павлов, — по-
явились сотни молодых, талантливых.
полных энтузиазма и энергии поэтов,
беллетристов, художников, скульпто-
ров, артистов, журналистов, крити-
ков, научных работников, творчество
которых, взятое в целом, проникнуто

Духом нового времени, — им проник-

нуты и произведения лучших масте-
ров литературы и искусств =
поколения»,

Новые крупнейшие задачи возникли
перед искусством ‘стран, вставших на
путь коренных демократических пре-
образований. С подлинным воодушев-
лением восприняли польские деятели
искусства недавнее выступление пре-
зидента Берута. «Художественное и
культурное творчество,— сказал он,—
должно отразить великий перелом,
переживаемый народом, ибо это твор-
чество явно отстает от бурного и мо-
гучего развития нашей жизни. Сего-
дня, когда наш народ, после неслы-
ханных испытаний, не покорился, не
впал в отчаяние, а, наоборот, совер-
шает трудовые подвиги, изумляюшие
мир, не найдется ли художник, кото-
рый сумеет передать в песне непре-
	ряду с видными артистами-профессио-
налами также участниками самодея-
тельности.

У

Искусство, развивающееся в каж-
дой из стран новой демократии, имеет
свои самобытные национальные чер-
ты. Служение этому искусству —
есть служение родному народу, раз=
витию его национальных богатств. Но;
углубляя и обогащшая духовное до-
стояние своего народа, деятели куль-
туры, писатели, мастера искусства в
этих странах не замыкаются в рам»
ках своих государств.

Ранее народы стран Центральной и
Юго-Восточной Европы. в большинст-
ве своем родственные по происхождез
нию, традициям, судьбам своим, оста-
вались чужды друг другу. Между ни-
ми царили отношения недоверия и
вражды, поддерживаемые внешними
империалистическими силами.

Ныне же, когла страны народной
демократии об’единены узами вечной
дружбы, скоепленной договорами, ко-
гда, по словам генерального секрета-
ря Польской рабочей партии Гомулки,
«гранитным фундаментом их внешней
политики является их союз с СССР»,
—эти освобожденные страны стремят-
ся ближе узнать своих соседей—дру-
зей. союзников.

Заключение международных куль-
турных соглашений сопровождается
обменом культурными миссиями, в
состав которых входят писатели, поэ-
ты, художники, артисты, музыканты.
Организуется также обмен выставка-
ми искусства, книжными базарами,
гастролями артистов, музыкантов, те-
атральных трупп. Эти культурные
связи играют важную роль в укрепле-
нии политической дружбы между на-
родами и тем самым в укреплении
дела мира.

Выдающийся румынский писатель
Михаил Садовяну, возглавивший в
прошлом году делегацию, посетившую
Венгрию, отметил эту благородную
миссию деятелей искусства. «Я
счастлив, — сказал Садовяну, — что
после великой ненависти, омрачавшей
отношения между обоими нашими на-
родами, мы можем, наконен, встре-
титься и протянуть друг другу руку».

Крепнут связи стран народной де-
мократии с Советским Союзом. В ли-
це СССР народы этих стран видят не
только своего великого освободителя
и друга, но и мудрого учителя во всех
областях духовной культуры. Исклю-
чительно велика популярность совет-
ской литературы, советского искус-
ства. Советские пьесы, классические
и современные, занимают большое и
почетное место в репертуаре театров
Бухареста, Софии, Белграда, Праги,
Варшавы, Будапешта, да и не только
столиц. Гастроли советских артистов
являются, по признанию деятелей
искусства, источником  вдохнове-
ния для них, школой их идейного
воспигания. Общая и специальная пе-
чать внимательно изучает опыт с0-
ветского искусства. Главный режис-
сер Софийского национального театра
Боян Дановекий, постановщик пьесы
«Молодая гвардия», говорит:

— Когда я работал над постанов-
кой пьесы, во мне жила одна мысль:
если мы, исполнители пьесы, можем
свободно заниматься искусством, то
этим мы обязаны прежде всего доб-
лестной Советской Армии, освобо-
дившей мир и всех нас от фашист-
ского рабства. Мы обязаны этим и
бесстрашным молодогвардейцам Крас-
нодона,

жж

Канули в вечность времена, когла
He обширном пространстве царили
волчьи законы взаимной вражды и
злобы. Освобожденные Советской
Армией народы взяли судьбы своих
государств в свои руки. Они строят
новую жизнь, свободную, He3aBHCH-
мую, светлую жизнь, они закладыва-
ют основы социализма, И в этом ог-
ромном строительстве, наряду с мил-
лионами рабочих, крестьян, предста-
вителей трудовой интеллигенция,
свое почетное место занимают делте-
ли искусства. верные слуги своих нг-
родов.
	<>
А. БОРЩАГОВСКИЙ
o
	Советские художники из года в год
смело раздвигают границы привыч-
ных сложившихся представлений об
искусстве и его жаноах. Сущность
прогрессивного новатофства и заклю-
чается в том, что новизна формы.
	изобразительных средств,  нсвизна
жанра властно ликтуется новым
жизненным материалом и высокой,

озаряющен его идеей.

Эта мысль настойчиво возникает,
когда смотришь новый фильм Игоря
Савченко «Гретий удар». Uro sto —
историческая лента? Несомненно. В
«Третьем ударе» шаг за шагом развя
вается одна из крупнейших битв ми-
нувшей войны, рассказана обстоятель-
но и неторопливо история величест-
венных и драматических событий He-
давнего прошлого. Но «Гоетий удар»
— это и художественный фильм, и не
только. потому, что тут подлинные со-
бытия и исторические лица переданы
с обобщающей, образной силой. Тут
налицо вымысел, художественный. вы-
мысел, коснувитийся не только; ска-
жем, композиции кадра, но и судеб
героев, фабульгых ходов; работа фан-
тазии, вызвавшая к жизни матроса
Чмыгу или Никиту Степанюка, геро-
ев, за которых; в, узком смысле, OT-
ветственна не история, а сценарист и
режиссер. Вместе ‘с тем <Третий
удар»— это и документальный фильм.
В нем история раскрывается < пре-
дельной точностью и документальной
достоверностью.

И все эти признаки, все эти эле-
менты не просто соседствуют в филь-
ме Игоря Савченко по принципу ме-
ханического чередования. Они оилав-
лены воедино, образуя цельное худо-
жественное произведение, прочно ‘ов-
ладевающее умом и чувствами зрите-
лей. В воображении зрителя возника-
ет величественный образ крымской
битвы, потрясающий своей действен-
ной энергией, достоверностью и ду-
ховным величием образ войны.

Да, образ народной войны, образ
гневной и справедливой армии, сметя-
юшей со своей земли ненавистного
врага. Впервые в нашем изобразитель-
ном искусстве возникает такой досто-
верный и всеобемлющий образ вой-
ны. По точности и суровому реализму
он ближе всего к повести В. Некра-
сова «В окопах Сталинграда». хо-
тя в целом он неизмеримо  масштаб-
нее. В этом образе войны схвачены не
случайные черты или меткие харак-
теристические штрихи, а важнейшие
приметы времени, эпохи, самая суш-
ность происходивизих событий.

Во многих эпизодах война показана
с такой силой, с таким точным знани-
ем современной техники, что трудно
даже назвать эти эпизоды привычным
словом — батальные. Батальные сце-
ны, батальные эпизоды... В воображе-
нии возникают флеши старые кре-
постные стены, окопы и невысокие

У А Ц д a ee ДИ

брустверы, бросок пехоты, штыковая

атака или стремительный удар конни-_

цы.. Но когда земля под ногами нем-.

цев содрогается от разрывов авиаци-
снных бомб, небо прорезают смерто-
носные залпы «катюшу, когда габо-
тают болыние калибры, а по земле,
веломые героическими экипажами,
легко и неслышно в гуле сражения
несутся стальные крепости, — <ло-
во «баталия» покажется и неточным,

# старомодным, Уже’ только ‘фигу-

рально можно назвать баталией эту
гигантскую битву, этот <окрушаю-
ший шквал. подавляющую силу Ha-
шей военной техники.

Война, изображенная в фильме, ко-.

нечно, не исключает человека, не де-
лает его второстепенным фактором.
Наоборот, за всем стоит человек, со-
ветский воин, от простого соллата до
полководца. Все — результат усилий
советского человека. его разума.
его отваги и бесстрашия, его вы-
сокой идейности. Ведь «полную за-
чистку», как говорит Чмыга, может
сделать только пехота! И фильм щед-
ро показывает подвиг советских сол-
дат, массовый героизм нашей армии,
обеспечивший выполнение  трудней-
ших Задач. В эпизолах форсирования
Сиваша, эпических боев за Турецкий
зал, в сценах десантных операций. в
многообразной картине борьбы за
овладение Сапун-горой — режиссер
сумел передать наступательный по-
рыв войск, героический подвиг всей
массы бойцов, патриотический подвиг,
об емлющий всю армию, превращаю-
щий ее в непобедимую силу. В этом
смысле своеобразным венцом режис-
серского замысла является эпизод
водружения советского знамени на
Сапун-горе. Возможно было такое ре-
шение: Чмыга или Никита Степанюк,
в окружении бойцов, устремляется на
вершину Сапун-горы. Этот полвяг
стоит больших жертв, и по мере вос-
хожления редеет кольно бойцов во-
	«Третий улар» — хуложестзенио-доку-_
ментальный фильм. Сценарий А. Tepper.
цева. Постановка режиссера И. Савчен-_
ко. Главный оператор М. Кирнллов. One-
раторы А. Мншурин, А. Колошичн, А. Пи-
щиков. Ю. Разумов. Главный художник
М Уманский. Производство Фиевской
киностудия художественных Фильмов
1948 года.

Нынешний размах архитектуры и
строительства в стране неразрывно
связан < вылающимися успехами реа-
лизации исторического документа на-
шего государства — плана дальней-
шего восстановления и развития всех
отраслей народного хозяйства, наукх,
искусства, культуры с успехами
третьего года сталинской пятилетки.
Наша архитектура не отделима от
жизни народа, от его многообразного
творчества. Когда мы с волнением и
понятной гордостью читаем о новых
достижениях советской индустрии,
или социалистического сельского хо-
зяйства, или советской науки, мы зна-
6м — это подтверждается всем опы-
том деятельности советского народа,
— что ‘рядом C новым гигантом
промышленности строится и новый
благоустроенный город, что кол-
хозники, снимающие великолепные
урожаи с переданной им навечно зем-
ли. преображают и свои населенные
пункты, что вслед за геологом, вра-
чом. мелиоратором в горы, леса и
пустыни ‘приходят архитектор и
строитель, чтобы воздвигнуть жилье
и сады, вокзалы и электростанции,
мосты и тоннели, школы и больницы.

Так было более десятилетия назад
в Магнитогорске, продолжающем и
ныне бурное строительство. Так было
совсем нелавно в казахстанских сте-
пях, где в кратчайшие сроки и. в
труднейших условиях создан городок
нефтяников, способный служить свое-
образным-эталоном высокого архитек-
турного мастерства и строительной
культуры. Так происходит в Совет-
ской Киргизии. Огромное ирригацион-
ное строительство, проводимое сей-
Час в этой республике, дало ее сте-
пям не только живительную воду, но
и определило интенсивное развитие
архитектуры Киргизии. Чумышская
плотина, питаюшая водами реки Чу
	взоиденную творческую волю и непо-
колебимость нашего народа?.. Необхо-
димо, чтобы наши мастера культуры,
наша литература, наш театр, наша му-
зыка, наш фильм были в макси-
мальной степени связаны ©  общест-
вом, с его стремлениями и усилиями,
с его трудом и порывами. Эту задачу
искусство сможет выполнить лишь в
том случае, если оно будет черпать
свои соки из тех же источников, из
которых черпает в наши дни свою во-
лю к труду и борьбе за новую Поль-
шу все наше общество, весь наш на-
род».

Но служить народу— значит созла-
вать искусство, родное ему, помога-
ющее ему жить и строить. Это зна-
чит создавать искусство реалистиче-
ское. Все, что есть идейно здорового,
	патриотического в рядах л^удожни-
KOB освобожденных стран, стало на
ПУТЬ реалистического искусства.
	Польский архитектор С. Творковекий
в журнале «Глое плястыкув» пишет,
что новое, демократическое искусство
может развиваться только на путях к
реализму.

Выступая на недавнем с’езде работ-

ников культуры Чехословакии в Пра-
ге, профессор Пражского университе-
та Штоль подчеркнул, что метод со-
циалистического реализма должен
стать основным творческим методом
всех творческих работников Чехосло-
вакии, включающихся в активное
строительство народной демократии.

Решительное преобладание реали-
стического. направления в искусстве
все явственнее сказывается в выстав-
ках живописи и скульптуры в Болга-
рии, Югославии. Об этом свидетель-
ствовала, в частности, выставка юго-
славского искусства в Москве. О том
же говорит открывшаяся в конце
прошлого года в Софии 20-я выстав-
ка живописи и скульптуры. Стремле-
ние изучить реальную жизнь, ее кон-
фликты, передать средствами искус-
ства великий революционный процесс
формирования нового общества и но-
вого человека — вот что характерно
для живописи. скульнтуры, ‘графики
сегодняшних Болгарии, Югославии,
Польши, Венгрии.

ча

Стремление народных масс к куль-
туре сказалось и в замечательчом
развитии массового самодеятельного
искусства, охватывающего многие
тысячи трудящихся. О его размахе
можно судить по таким данным и
цифрам. В смотре художественной
самодеятельности Сербии участвоза-
ло 8 тысяч человек, на осмотре в
Белграде выступало 2 тысячи чело-
век: В Словении в настоящее время
активно действуют 925 драматичес-
ких коллективов, 957 хоровых круж-
ков, около 250 оркестров. В течение
1947 года эти коллективы художест-
венной самодеятельности провели
свыше 9 тысяч концертов для рабо-
чих и крестьян. Большую роль в ра-
звитии Неродного творчества играют
здесь Дома культуры, число которых
достигло 300.

Но далеко не полным данным Все-
общий рабочий профессиональный
союз Болгарии организовал около 350
театральных и эстрадных групп, свы-
ше 500 хоровых кружков, 132 оркест-
ра, до 80 ансамблей народной пляски.

В прошлогоднем смотре самодея-
тельности Польши участвовало около
1000 коллективов — свыше 40 тысяч
человек. Ныне в Польше вновь про-
водится смотр художественной проф-
союзной самодеятельности. На смотре
представлено 888 ‘театральных круж-
ков, более 750 хоров, около 400 тан-
цовальных кружков и 600 оркестров.

Хотя художественная самодеятель-
	ность возникла в<сего два-три гола
	назад, изее рядов уже вышло немало
даровитых художников, скульпторов,
графиков, артистов. Характерно, что
существующий в Бухаресте ‘театр
Всеобщей конфедерации труда «Геор-
ге Георгиу—Деж» комплектуется на-
	не скрывает того, что Атлантический
вал «строил. главным образом, ми-
нистр Геббельс». А Крым? «Крым, —
говорит Енекке, — это лучшее, что
мне удалось сделать в моей жизни.
Он, действительно, неприступен, и
русские сколько угодно могут тра-
тить снарядов, людей, но перед эти-
ми укреплениями ляжет любая ар-
мия». Высокомерный и самовлюблен-
ный, подобно римскому патрицию, на-
блюдающему за тем, как копошатея
его рабы на строительстве гигантско-
го сооружения древности, расхажи-
вает Енекке (арт. М. Астангов), хва-
стаясь лучшим творением своей жиз-
ни. Звонко стучат каблуки о чугун-
ные ступени лестниц. Поскрипывают
стальные петли массивных металличе-
ских дверей. Грозно глядят амбразу-
ры из многометровой толщи бетона.
Полем смерти кажутся пустынные
откосы рвов, насыпей, ровные, откры-
	тые пулеметному огню. А за ними.
	немецкие солдаты-—_-<«приписанные» к
укреплениям, не знающие, что такое
вдохновляющая идея, инициатива, от-
зага. красота подвига.

Когда начинается бой и наша тех-
	ника, наши люди, управляющие ею,
	устремляются на штурм немецких
позиций, зритель явственно ощущает
появление какой-то новой, живой и
животворной, несмотря ни на что,
возникающей, коллективной и опти-
мистической силы. Это живой ум, это
умная техника, это кровь сердна и
сила идей, это мужество и целеуст-
ремленность брошены на неприетуп-
ные, казалось бы, позиции врага. И
оттого. что эти позиции рушатся под
комбинированным единым ударом че-
ловека, вдохновенного И’ страстного,
й техники, в которой воплощен ‘ге-
	роическийи труд страны,

каждая
	победа наших ‘войск выступает в
фильме со всей силой правдоподобия,
достоверности — военной, психолорги-
ческой, художественной.

Мастерство режиссера тем более
заслуживает высокой похвалы, ‘что
задача, стоявшая перед ним, услож-
нилась рядом специфических трудно-
стей и недостатков сценарного мате-
риала. Однообразие драматургических

переходов от сцены к сцене — по
внешним ассоциациям или назойливо
напрашивающимся деталям — гро-

зило сообщить фильму ° монотонный
характер сделать его в какой-то мс-
ре скучным. Острота образного реше-
ния позволила предотвратить эту
опасность. Но слишком подробная
характеристика событий в первой
половине фильма, затянувшаяся и
чрезмерно детализированная экспозн-
ция, поставила режиссера в за-
ключительных частях в положение
своеобразного цейтнота, заставила
скомкать некоторые существенные
детали, а главное — исключила воз-
мсезхность создания яркого образа ос-
вобожденного Севастополя.

Следует отметить, что в одном от-
ношении фильм оказался не только
скупее ‚но и беднее сценария. Послед-
ний позволял яснее нарисовать меж-
дунаролное значение битвы за Крым,
глубже раскрыть несостоятельность
немецкого генерального штаба. Cos-
дается такое впечатление, что уже из
готового фильма выпали какие-то
звенья, сделавшие эту линию менее
последовательной и выразительной:
Но все это — частности. В содру-
жестве с изобретательным, талантли-
вым художником М. Уманским и опе-
раторским коллективом во главе с
		исымо американских деятелей искусст
	дожественного критика. После не-
скольких элементарных уроков он са-
моуверенно оскорбляет художников.
На обеде в Вашингтоне знатоки с
Уолл-стрита восхищаются фигурным
тортом, названным «Атомная бомба».
Они могут даже дать приз кондитеру,
приготовившему этот шедевр. Но
американские художники знают, чего
стоят эти поклонники культуры. Если
книга не приносит шестипроцентной
прибыли. если симфония не привлека-
ет покупателей билетов, это не искус-
ство. Стихи и музыка, используемые
в радиопередачах государственного
департамента на Европу, чтобы потря-
сти всех богатством империалистиче-
ской культуры. созданы людьми, Ко-
торыми на протяжении всей их жизни
пренебрегали и которых презирали
лицемеры, сейчас делающие вил, Что
они почитают их. Покровители де
Голля и де Гаспери иснытывают лишь
презрение к творческому труду и
страх перед ним.

Мы знаем, насколько по-иному
смотрят на деятелей искусства в ва-
шей стране. где они окружены лю-
бовью миллионов людей и где HM
предоставлены средства для выполне-
ния их общественного долга. Мы хо-
тим разделить с вами этот долг. Мы
будем работать во имя дружбы межлу
нашими ‘народами. Любя свою страну,
мы будем помогать показывать наше-
му пробуждающемуся народу  под-
линную приролу и источник ужасной
	угрозы. Мы надеемся, что ваше письв-
мо и наш ответ послужат началом тес-
ной плодотворной связи между нами,
которая даст нам возможность обме-
ниваться мыслями и выступать сов-
местно против голоса смерти.  Наши
враги поймут. что наша международ-
ная солидарность во имя Мира И пе-
мократии: непоколебима, несмотря Ha
их неистовые метания и преследова-
ния. ^
	В день наступающего   Мая мы
жмем вашу руку, руку всего челове-
чества». -
	Письмо. подписали: Нельсон
Элгрон, Джеймсе Аллен, Гер-
берт- Аптекер, Томас Белл,
Уолтер Бернштейн, Эла Бесси,
Марк Блицштейн, Б. А. Боткин,
Ричарл Бойер, Ллойд Браун,
Арно `Дюссо, Филип Эвергуд,
Говард Фаст, Бен Филд, Сидни
Финклстейн, Барбара Гайлс, Ро-
берт Гуотми, Чарльз Хамболдт,
В. Джором, Меридель  Лесур,
Рей Лев, А. Б. Мэджилл, Карл-
тон Мосс, Джозеф Норт, Айси-
дор Шнейдер, Говард Сольсам;
Сэмюэль Силлен, Рафаэль Сой-
ер. Ира Уоллак, Теодор Уорлд,
Макс Вебер и Докси Уилкерсон.
	деются, что красивые слова послужат
оправданием убийства.

Честные представители интеллиген-
ции не будут подражать этому иулову
племени. Выступление голливудских
писателей-сценаристов ‘и кинорежис-
серов в комиссии по расследованию
антиамериканской деятельности яви-
лось испытанием их мужества. Уче-
ные противятся превращению их зна-
ний из орудия счастья в орудие ужа-
са. Деятели просвещения протестуют
против превращения университетских
спортивных площадок в планы для
мутштры. Тысячи деятелей культусы
начинают понимать, что травля Ганса
Эйслера в США и охота за Пабло
Неруда в Чили связаны между собой
и что запрещение в’езда в нашу стра-
ну украинским певцам Зое Гайдай и
Ивану Паторжянскому, а также мек-
сиканскому художнику Гуэрреро и
бразильцу Нимейеру и арест
ученого физика Ирен Жолио-Кюри
предвещают преследования, которым
подвергнутся они сами.

Растущая поддержка кандидатуры
Уоллеса среди американских деяте-
лей культуры свидетельствует о
TOM, TO они помнят о своей
истории. Об этом помнят также мил:
лионы американцев, которые уже пои-
соединились к движению народной
партии в защиту своих основных прав
и самой жизни. Разве мы не называли
нашу страну колыбелью свободы?
Наши величайшие писатели служили
зеркалом, смотрясь в которое каж-
дый человек мог испытать свою со:
весть и узнать, стоит ли он на <торо-
не угнетателей или на стороне угне-
тенных. Наш рабочий класс не раз
боролся за прогрессе человечества.
Мы никогда не забудем этого. ‘и не
допустим, чтобы наша нация погрязле
в трясине фашизма. Мы также не за:
были банкиров. финансировавших Гит.
лера. Сейчас мы видим, как они вы-
таскивают править Германией тварей,
которым место под землей, палачей,
замучивших миллионы людей, кошмар-
ные призраки из Тевтобургского леса.
Мы видим, как они льстят японским
фашистам и феодалам и свиренствуют
в корейских тюрьмах—бойнях. Они
хотят, чтобы все земли ощетинились
нашими штыками и чтобы в таком во-
	инственном духе воспитывалась наше
	молодежь. Они грезят об урановых
вулканах, воспламеняющих землю
Мозг из металла. сердца, похожие на
сушеный горох,—какой честный чело-
век среди нас может оправдывать та-
ких людей?

Наши капиталисты остро сознают
силу культуры. ‹Они хотят указывать
нам, что следует и Чего не следует го-
ворить в защиту их системы. Наш
президент присваивает себе роль ху:
	Прогрессивный ежемесячный жур-.
нал «Мэссис энд Мейнстрим» опубли-
ковал письмо, подписанное 32 амери-
канскими писателями художникамии
композиторами, которые отвечают на
открытое письмо советских писателей,
спубликованное в сентябре прошлого
года в «Литературной газете» под за-.
толовком «С кем вы, американские ма-.
стера культуры?».

«Некоторое время тому назад, —пи-
шут американские деятели искусств,
—вы направили открытое письмо пи-
сателям и деятелям культуры Соеди-
ненных Штатов. Вы выразили беспо-
койство относительно судьбы челове-
чества, которому снова угрожает вой-
на, разжигаемая правящим классом.
Вы спрашивали, почему большинство
наших писателей, художников, ученых.
и учителей не выступает против тех,
по чьей воле кровь льется реками в
Греции, Индонезии и Китае. Вы приз-
вали нас защищать мир, за который
боролись простые люди во всех стра-
нах и который они желают сохранить.
Ваше письмо говорит нам, что вас не.
ввели в заблуждение холостые вы-
стрелы нашей печати и радио; а так-.
же громкие причитания наемных пла-
кальщиков над нрошлым—вся эта
кошачья музыка, которую выдают за
«голос Америки». Вы знаете, что про-
стые люди в нашей стране не видят в.
чудовище, поднявшемся над Хироси-
мой, средство порабошения всего ми.
ра. Они не дышат ненавистью. ужаса-
ющей человечество. Они также явля-
ются жертвами эксплоататооов, кото-
рые надеются превратить Америку в
четвертую империю.

Ваше обращение к нам внушает ог-
ромную надежду нашему народу,
стремящемуся добиться правды. Мы
поможем ему ответить на ваш призыв
тем, что мы будем говорить, писать
картины и книги о простыл фактах и
о путях к миру, обращаясь к нему с
правдивым словом, разоблачающим
неуемную ложь. Мы хотели бы  отве-
тить вам от имени всей интеллигенции
нашей страны. Но разум также имеет
своих предателей и людей, потерян-
ных для него. Есть люди, которые го-
товы кричать петухом, чтобы заслу-
жить похвалу или получить то, к чему
единственно стремится их душа/—
деньги. У них только одна задача—
разуверять в том, что их хозяева мо-
гут быть чудовищами ради прибылей.
В Германии люди, подобные им, заяв-
ляли: «Этого не может произойтя
злесь» В Америке сти кричат о ми-
ре; взгромоздившись на горы трупов.

грексв и китайцев, они хвастают ра-
	веяством перед закованным в цепи вс-
	гритянским народом и лепечут 9
дружбе с еврейским народом, который
снова переживает страдания. Они на-
		Киргизию и Казах-

стан, является ‚серьез-

ным вкладом в архи- Б. ВЛА,
тектуру и инженерию

киргизского народа.

Тракт Б. Чуйского

канала, начатого строительством все-
го четыре года назад, уже сейчас обе-
щает стать и великолепным «трактом
архитектурых.

Архитектурного и градостроитель-
ного опыта нашей Украинской рес-
публики или Советской Армении хва-
тило бы на весь европейский KOHTH-
нент. Стоит лишь перечислить пол-
ностью реконструированные или зано-
во построенные русские, украинские,
белорусские, армянские, грузинские
города, города республик Средней
Азии, города далекого Севера, чтобы
наглядно представить всю глубину со-
циального содержания и большевист-
ский размах градостроительных работ,
осуществляемых в нашей стране.

В этой всенародности советской ар-
хитектуры, ее  неотделимости OT
громадных по своему содержанию,
всегда жизненных, всегда важных для
народа задач, которые решает совет-
ское государство, заложено основа-
ние`ее силы. Отсюда’и ее особая от-
ветственность перед государством, на-
родом, партией. Отсюда предельно вы-
сокие требования к’ ней.

Веена третьего года послевоенной
пятилетки связана для советской ар-
хитектуры неё только с новым поде-
мом архитектурно-строительных работ
в Москве, Ленинграде; Сталинграде,
Магнитогорске, Смоленске, Баку, Чир-
чике, Рустави, в десятках и сотнях
других городов, поселков, райозных
центров. Она связана также и © более
глубоким пониманием ответственно-
сти, налагаемой нашим временем на
зодчих. Решения Центрального Ко-
митета партии о музыке нашли самый
	$
ДИМИРОВ
d

глубокий OTKJINK-B ap-
хитектурной среде,
привели уже сейчас к
значительному оздо-
ровлению всего ар-
	хитектурно-строитель-
ного дела Советского. Союза.

Сегодня главное стремление зодче-
го — создать реальную архитектуру,
олицетворяющую сталинскую заботу
о человеке, самому построить то, что
он проектирует, самому стать в аван-
гарде строителей. ‚,

Превосходное произведение совет-
ской архитектуры, удостоенное He-
давно Сталинской премии — здание
нового театра в Ташкенте, <оздано
не только талантом академика А. В.
Шусева и его замечательных помош-
ников—народных мастеров Узбеких-
тана. Глубокий архитектурный замы-
сел был доведен ло конца, пол-
ностью воплощен еще и потому, что
архитектор непосредственно направ-
лял деятельность строителей, ак-
тивно осуществлял архитектурный
надзор за стройкой. Этим же 0б’яс-
нялся и выдающийся успех строите-
лей городка нефтяников близ Гурье-
ва, также отмеченный в свое время
Сталинской премией, успех ‘архитек-
торов — авторов жилого квартала.
№ 14 в Магнитогорске. В’этом же.
причина успеха молодого архитекто-
ра Братцева, отдавшего три года сво-
ей жизни работе на стройке в Злато-
усте, где воплошалея его проект
Дворца культуры, справедливо за-
воевавший сейчас первенство Ha Bce-
российском конкурсе на лучшее зда-
ние, выстроенное в 1947 `году.

Это решающее обстоятельство —
глубокое внимание к требованиям ре-.
альной действительности, опёратизное
наблюдение за строительством, руко-
	‘водство программой восстановитель-
ных и реконструктивных работ—опре-