СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	МАССОВАЯ ВОЕННАЯ
ЕСИ
	  Закончился посвященный 30-летию
Советской Армии конкурс на массо-
‘вую военную песню. проведенный
Союзом советских композиторов сов-
местно с Главным политическим уп-
равлением Вооруженных Сил СССР.

Всего на конкурс поступило 377
произведений. Из них 35 песен было
отобрано на второй тури 12 на тре-
тий. Семь песен были премированы.

Единодушное одобрение заслужила
песня В. Кручинина «Слушай, рота,
запевалу» (текст М. Бородовского).
Жюри присудило ей первую премию.

Три вторые премии присуждены
песням К. Листова «Эх, Ваня, Ваня!»
(текст Л. Ошанина), А. Новикова «За
край родной» (текст С. Алымова), В.
Кочетова «Возле речки» (текст Бе-
линекого).

Среди хоровых и ансамблевых пе-
сен первое место принадлежит «Пес-
не о Фрунзе» Б. Шехтера’ (текст С.
Алымова), в которой превосходно ис-
пользованы интонации революцион.
ной песни.

Песня В. Макарова «Ой ты, поле
чистое» (текст Молчанова), получив-
шая вторую премию, также отличает-
	ся поэтическими и музыкальными по-.
		Фильм о пообвиге
	 &
С БУРОВ
		Кадр из кинофильма «Александр Матросов». Артист А. Игнатьев в роли
Матросова.
				тер
			Наши выдающиеся пьесы о Великой
Отечественной войне представляют
интерес не только как взволнованный
	отклик  художников—<овременников
грандиозных битв, но прежде всего
как произведения, правдиво pac-

крывающие сущность патриотизма
советских людей.
	Драматургам—не всем с одинаковой

глубиной — удалось показать основ-
ное, что характеризует нашего ге-
роя, — его социалистическую созна-!

тельность. Эти пьесы отвечают на.
очень важный, пожалуй, главный во-
прое — что определяет героизм совет:
ских воинов, их могучую моральную’
‚силу, железную стойкость? Советско-
го человека вдохновляет великая’
цель — строительство коммунистиче-
ского общества, борьба за счастье на-
рода, за свободное и полное проявле-
ние творческих сил каждого члена
общества. Его героизм — это не сти-
хийный порыв, не взлет одиночки,
увлекаемого хаосом борьбы и не всег-
да уверенного, принесет ли его са-

мопожертвование плоды в будущем.
Советские воины, защишавшие свою.
страну, свой народ, своих жен, мате-
рей, детей, знали, во имя чего ндет
‘борьба, верили в победу. Каждый из
них знал, что рядом с ним — его.
друг, такой же боец, и что его усилие
и усилия миллионов других BOHHOB
об’единены одной целью.

жет с гордостью сказать, что он ведет
войну справедливую, освободитель-
‘ную, войну за свободу и незавиен-
мость своего отечества. У Красной
Армии есть своя благородная и воз-
‘вышенная цель войны,  вдохновляю-
щая ее на подвиги. Этим собственно.
и об’ясняется, что отечественная вой.
`на рождает у нас тысячи героев и
‘героинь, готовых идти на смерть ради.
свободы своей родины» (Сталин).

В лучших пьесах Константина Симо-
нова передана одухотворенность на-.
ших людей, стойких, самоотвержен-
ных, не знающих страха и сомнения в
‚ борьбе за свободу Отчизны. В самые
трудные минуты своей жизни они с
особой силой чувствуют  неразрыв-
ность связи с Родиной, народом, свою.
  моральную ответственность передо
Г НИМ.

«..Любой боец Красной Армии мэ-

В одной из последних nbec 06 OTe- :
чественной войне — «Мужестве» Г..
Березко — своеобразно повторяется.
симоновская тема. Лейтенант Горбу
нов выполняет очень трудное, каза
лось бы, невыполнимое задание, дела

ет невозможное возможным. Что же
придает ему и его бойцам такую силу?
Святая любовь к советской Родине,
сознание правоты дела, которое он.
защищает, благородная цель войны. .
Мужество Горбунова ничего общего
не имеет с бесшабашной и беецельной.
удалью. Оно — результат сознатель
ности советского воина, его преданно-
сти своей стране и народу. Причем.
все это лишено сухой, ограниченной.
рационалистичности, а проявляется,

как глубоко органическое качество.

‘советского офицера.
	Хотя образ лейтенанта Горбузюва
— не самый удачный в пьесе, все же
OH привлехает внимание своей цель-

`Березко подчеркивает, что подвиг
Горбунова рожден связью советского
воина со всей болышой жизнью стра-
‘ны. Встреча Горбунова с деревенским
мальчиком, потрясенным  зверством
‘немца. убившего его: мать, вид раз-
‘юромленной, разоренной школы, где
некогда учились советские ребята, и
тут же вспыхнувшая беседа с комис-
`‘саром Лукиным о книгах — все это
не отделимо от подвига Горбунова.

ной взаимосвязи. Все это-— идейная и
эмоциональная атмосфера, в которой
проявляется героизм Горбунова.

ностью, идейной направленностью:

Здесь не надо искать непосредствен-.

раздел. В лесной глуши через буре-
лом и заросли пробираются двое ра-
неных советских летчиков. Их ведет
К Партизанам крестьянский мальчик.
Картина полна напряженного драма-
тизма. Образ мальчугана вызывает
острое чувство симпатии и тревоги за
его судьбу.

Партизанское движение представ-
лено также рядом портретов, живо-
писных и скульптурных композиций.
Из портретов следует отметить пре-
красный «Портрет партизана» И. Се-
ребрянного, написанный в решитель-
ной, твердой манере, в суровом, звуч-
ном колорите. Надолго запоминается
созданный в нем образ народного
мстителя. Хороший портрет генерала
Ковпака представил на выставку
Ф. Модоров. Из скульнтур, посвя-
щенных советским партизанам, в пер-
вую очередь хочется отметить мону-
ментальную группу М. Манизера. Ее
строгость и суровая простота пласти-
ки верно характеризуют величие це-
ла людей с чистой совестью. Новая
картина А. Пластова «Партизаны» за-
ключает этот раздел.
	Наступление растет. Рубеж за ру-
бежом берет Советская Армия. И в
картинах И. Евстигнеева уже во весь
рост встает суровая правда наступа-
тельной войны. Это не эффектная
атака, это тяжелый труд организа-
ции переброски под огнем против.
ника огромных войсковых Mace *
техники. Его «Переправа Через
Днепр» убеждает и многое заставля:
ет припомнить.
	В. Мешков в картине «194 гол
	под Москвой» воссоздает драматиче-
ское зрелише подмосковных шоссё в
эту героическую зиму. Родная земля,
заполоненная врагами, встречает своих
	ствами, и мы ошушаем ее героизм, как
особое напряжение воли, как прояв-
ление большой духовной силы. Вряд
ли можно спорить со всем этим. Дей-
ствительно, сама привода подвига тре
бует духовного под’ема. Но непра-
Вильно ТО, что автор не только приз
поднимает Зою, но и отделяет ее от
других героев, как`_бы «закрывает» им
путь к подвигу. Одной из сушествен-
‚ных особенностей героизма советских
людей, как известно, является его
массовость. Не подвиги одиночек, а
‘всего народа, творческие силы кото-
рого раскрепощены в условиях социа-
листического строя, — вот тема со=
ветского драматурга. Каждый подлин-
‚но советский человек может совер-
шить переход от «обыкнозенного» к
героическому. Вся история . Великой
Отечественной войны показывает, как
ежедневно, ежечасно тысячи, де=
сятки тысяч. рядовых людей, движи“
мых патриотическим чувством, прояв=
ляли чудеса героизма. Поэтизация ге
раического поступка совершенно не-
обходима, иначе исчезает сама его
сущность, но драматург, если он хо-
чет быть до конца правливым, обязан
также показать, что в нашей стране,
стране социализма, гле. духовный мир
людей так богат, социалистическая
сознательность так высока, героизм
не является уделом исключительных
натур,—им насыщен воздух страны,

Общеизвестно высказывание А. М;
Горького, направленное против «слож-
ности» героев: «..сложность—это пе-
строта, конечно, очень удобная в це=
лях приспособления к любой данной
обстановке, — в целях «мимикрии».
Сложность — печальный и уродливый
результат крайней раздробленности
«души» бытовыми условиями мещан-
ского общества, непрерывной, мелоч-
ной .борьбой за выгодное и спокойное
место. в жизни». Совершенно очевид-
но, что Горький здесь ратует не за
упрощенность нсихологических харак-
теристик, он обрашает внимание на
одну из важнейших черт советского
 человека—цельность характера и пе-
`леустремленность его действий. Co-
ветский человек свободен от мнимой
«сложности» с ее «противоречивыми
чувствами», туманной неопоеделен-
ностью в поступках, за которой скры-
вается самая обыкновенная бесприн-
ципность. Ясность его цели придает
‘его облику собранность. Целенапраз-
`ленность поступков, действий совет-
ского человека обогащает его внут-
ренний мир. Освобождаясь от мусора
ay чувств, он приобретает под-

линную силу больших человеческих
страстей.
	Нельзя изображать нового человека,
в частности советского воина, забывая
замечательные мысли Горького о
борьбе с мнимой сложностью героя. В
нашей драматургии об Отечественной
‚ войне имеются первые попытки по-
новому, игнорируя «сложность», дать
крупные, цельные, монолитные образы.
Это прежде всего «Фронт» А. Корней-
‚ чука, «Победители» Б. Чирскова. Об-
разы генералов Муравьева, Кривенко
: и Виноградова в «Победителях» пока.
‚ заны не в узко бытовом плане, а в
` свете их общественной деятельности.
‚ Правда, Чирскову не удалось в пол-

HOH мере раскрыть богатство индиви-
‚ дуальностей военачальников, и он ог-
 раничился только своеобразными на-
  бросками:

Наша драматургия сделала только
первые шаги в воплощении образов
героев. Отечественной войны И здесь
надо отметить роль исторических хро-
ник: «Южный узел» А. Первенцева и
«Великие дни» Н. Вирты, в которых
отражены крупнейшие сражения и
даны образы сталинских полководцев,
раскрыты черты военно-политического
гения товарища Сталина.
	Впереди еще много задач, Но одна
из них но своей важности приобретает
особенное значение. На сцене наших
театров. мы должны увидеть образ
большевика — организатора подполь-
ной работы в тылу у немцев, полити-
ческого работника армии. Неудача
инсценировок «Молодой гвардии», где
большевикам отведена незначительная
роль, где не показано, как партия на-
правляла и организовывала силы
всего народа на борьбу с врагом,
должна послужить большим уроком
драматургам.
	   Неисчерпаемые темы Великой Оте-
  чественной войны, образы ее славных
` героев долго еще будут оплодотво-
рять творчество советских художни-
KOR.
	С. ЗАМАНСКИИ
o
	А Зоя, молодогвардейцы? Да раз.
ве в этих образах, воссозданных на-
шей драматургией, не раскрывается та
же тема — особенности созетского
патриотизма? Можно во многом уп-
релнуть Маргариту Алигер — автора
«Сказки о правде»: и в том, что
почти все персонажи пьесы, кроме
Зои, составляют только своеобразный
хор, на долю кототого выпадает от.
тенять переживания героини; можчо
упрекнуть драматурга и в увлечении
кое-где громкой фразой. Но суть не в
этом. Главное в том, что Маргарита
Алиге» созлала потлилно поэтичный
	и правдивый образ Зои — представи-.
	тельницы героической советской MO.
лодежи. Она глубоко заглянула в
душу Зои и раскрыла перел нами ee
большие духовные богатства Обаз-
	не юности сочетается в этом обзазе
	< моральной чистотой, одухотворен-
HOCTLEO, исключительной  побавли.
востьыю. Зоя не жалеет себя в борьбе.
Так воспитали ее партия, комсомол:
Самое высокое удовлетвовение в жи-
	зи Зоя ишет и нахолит в служении
	советекой Ролине. Ее ненависть к
врегу, борьба с ним — это не pe-
зультат самозащиты, боязни за свое
узкое, маленькое, ‘личное счастье,
это выступление в защиту свободы и
снастья всего народа. и поэтому это
защита и своего счастья, настоящего,
большого, это защита страны, rie
уничтожены рабство, эксплоатация,
где свободен человек, это защита
идей коммунизма, претворяемых в
жизнь советскими людьми:
	Другая характерная черта драма.
тургии, отображающей Великую Оте-
чественную войну, это — стремление
	  цоказать, ках советские люди габмо-
	нически сочетают личные и обшест-
венные интересы Литература прош.
Лого насыщена различными вариаци-
ями темы — борьба чувства долга с
личными интересами, личным счасть-
ем героя. На этой почве пооникели
самые разнообразные, причудлизые
драматические коллизии, и чаше все-
го герой отступал перед суровостью
долга во имя своего маленького
счастья. Социалистическое общество
	воспитывает своих граждан в TYXe
коллективизма, взаймеюй TIOMCIR A,
	 вырабатывая в Них чуветзо неотле.
	VEMOCTH своего счастья ст счастья
всего. народа. Вспомним любовь С2:-
’фонова и Вали в «Русских люлях»
	фонова и вали в «Русских людях»,
Для Сафонова нет дилеммы — по-
слать Валю в развелку, этим самым
подвергая ее опасности, или обере.
	гать ее покой. И они Валя с гнева

и презрением отказались бы от люб.
ви, которая требозала бы отказа от
выполнения своего прямого долга
перед Родиной. Сафонов любит Вз-

лю такой. какая она есть, —

раввелчицей, идущей смело навстре-
чу опасности.
	В. «Победителях» Б. Чирскова мы
видим, как генерал Муравьев муже-
ственно воспринял весть о смерти
(как. потом выясняется — мнимой)
своей жены, где-то глубоко запрятаз
волнение. Его личное горе не исчс-
зает, оно живет в нем, вернее. оно
как бы перерабатывается в энергию
и вливается в общий поток действий
генерала, в руках которого судьба
важнейшего фронта: Во взаимоотно-
шениях. Муравьева и ето жены JIn-
зы немало фальши, но драматург вер-
но подметил то новое. что опреде.
ляет поведение советокого челозека
в Момент. когда личное сталкивается
с общественным.

Великая Отечественная война при-
вела в действие болыние силы пат-
риотизма миллионов. и гражданские
	POM nda Mads MOOD, =O ‚гражданские.
чувства соБетских людей проявились:
	с особенной силой.
	Величие подвига. обессмертившего
имя Александра Матросова, состоят
не в его исключительности и’не з
том непосредственном влнянии, KOTO-
pee этот подвиг имел на ход Вели-
кой Отечественной войны. Нет, ue
поэтому имя Матросова обрело
бессмертную славу, стало символом
советского патриотизма и воинской
доблести. Как ни исключителен по-
ступок Матросова, закрывшего своим
телом ‘амбразуру вражеского дзота,
сн Не единичен. В подвигах Матро
сова и Гастелло, Зои Космодемьян-
ской и Лизы Чайкиной и многих.
многих других славных героев Ure-
чественной войны есть нечто общее.
Это: общее свойственно не только
тем бессмертным героям, имена ко-
торых навсегда запечатлела история,
но и миллионам людей, с оружием в
руках защищавших свою Родину. Это
общее есть тот новый советский пат-
рнотизм, который рожден коциали-
стическим строем и воспитан в на.
ших людях партией, патриотизм, бла-
годаря которому советский человек
не отделяет себя от своей Родины и
не имеет жизненных целей, отличных
от тех. которые стоят перед его на-
родом.

Александр Матросов meme
до своего подвига ничем выдающим-
ся себя ке проявил. Как же об?яснить
его подвиг? Перед» сценаристом бы-
ли два пути. Либо показать задатки
	_ исключительности героя в повседнев-
	ных его поступках, либо показать ге-
роизм окружающей его среды, воспи-
тавшей в нем лучшие качества со-
ветокого человека. Мдивани понял,
что первый путь ошибочен. что Мз-
тросов замечателен не тем, что от-
личало его от других советских лю-
Дей. а тем. что оближало его с ни-
ми. И он показал Матросова, жадно
впитывающим пример своих старших
товарищей, страстно и настойчиво
воспринимающим высокие моральные
нормы советского патриотизма.
	Но, чтобы выявить героизм Мат-
росова, как естественное проявление
героизма советского человека, как
сгусток тех высоких моральных ка-
честв, которые отличали дела и по-
мыслы всех его товарищей по полку,
батальону, роте, а ранее. до прихода
в армию. по ремесленному училищу,
надо было очень ярко и глубоко изо-
бразить среду. воспитавшую героя.
На это у сценариста нехватило ни
сил, ни красок. Он правильно понял
характер героя, но изобразить его в
тех неповторимых. конкретных обстоя-
тельствах, в которых этот характер
складывался, не сумел. Линия разви-
тия образа у Мдивани намечена пра-
вильно. Однако только намечена, а
не развита. В сценарии характер Ма-
тросова схематичен, и это обстоя-
тельство поставило режиссера в HC-
ключительно трудные условия.

Тот сценарий, который взялся ста-
вить Луков, не содержал необходи-
мого режиссеру материала. Он был
лишен тех подробностей. из которых
складывается в произведении искус-
ства характер героя. Он был даже не
скуп, а беден. Но Луков решился его
поставить. ибо все же в сценария
Мдивани направление развития образа
было найдено правильно. И. как мы
видим, он смог в конце концов соз-
дать хороший .- патраотический
фильм.

Режиссер отказался от введения
новых персонажей и новых сюжет-
ных линий. Он только наполнил ма-
териал сценария конкретными дета-
лями и своими режиссерскими сред-
ствами выразил на экране <уровую
и патетическую атмосферу военных
лет. Не располагая подчас прямыми
драматическими средствами для того.
чтобы передать душевное состояние
героя, он прибегнул к средствам ли-
рическим. Часто в очень важных ме-
стах фильма пейзаж и даже лириче-
ские стихи, звучащие с экрана, воз-
мешают отсутствующее действие.

Монтажно сочетаясь с картина-
ми природы, стихи отлично передают
настроение Матросова, едушего в
эшелоне на фронт или уходяшего
во вторую свою разведку и меч-
тающего о возмездии врагу, заливше.
му кровью его Родину. Пейзаж играет
	«Александр Матросов». Сценарий
Г. Мдивани. Постановка Л. Лукова, опе-
ратор А. Гинцбург. Музыка из произве-
дений русских композиторов. «Союздет-
фильм», производство 1947 гола.
	GOBETCKHE ху
			в картине очень большую роль: вок-
залы < отправляющимися воинскими
эшелонами. настороженные затемнен-
ные города; вспышки ракет ‘и лучи
прожекторов, режущие ночное небо,
искалеченная артиллерией природа —
все это, рождая у зрителей воспоми-
нания военных лет, помогает им осмы.
слить события фильма собственными,
личными переживаниями. И все это
позволяет режиссеру и оператору
А. Гинцбургу своей изобразительной
трактовкой картины передать характе-
ры людей и существо советского пат-
риотизма, так прекрасно выраженное
в подвиге Александра Матросова.
	Три эпизода фильма подводят K
осозканию подвига Матросова, Bak
высшего, наиболее полкого зыраже-
ния его характера. Эпизод с ребен-
ком, которого юноша, сам не имею-
ций семьи и воспитывающийся в ре-
месленном училище. усыновляет. Эпи-
зод партийного собрания в теплушке
воинского эшелона, собрания, па ко-
то20м вступающий в партию солдат
Чумаков рассказывает ©<вою жизнь.
Это, раконец, эпизод первой развед-
кн, где молодой боец Матросов нобе-
ждает страх.
	Безродному юноше Родина замени-
ла родителей. и он, этот юноша, хо-
чет отплатить Родине долг, заменить
отца или брата ребенку, потезявшему
семью. Этот поступок, необычный для
семнадцатилетнего ученика ремеслеч-
ного училища. ярко говорит © мо-
ральном облике ‚ нового поколения,
выращенного советской властью.
	Во втором эпизоде Матросов —
только свидетель. Жадно впитывает
он в себя опыт старшего поколения.
Он ищет примера для подражания, он
завидует хорошей завистью людям,
которые успели уже послужить своей
стране. Так вскрывается важный ис-
точник героизма Матросова — благо:
дарность воспитавшей его матери-
Родине, желание подражать лучшим
ее сыновьям, высокое стремление оп-
латить сполна свой долг вырастивше-
му его советскому государетву.

И, наконец, эпизод первой развел-
ки. Матросов робеет. Ему не сразу
удается подавить страх. который мо-
	‘жет стать причиной гибели разведчи-
	‘ков и невыполнения задания. Но, ов-
‘ладев собой, ‘он находит выход. PEI
-зывает огонь на себя, давая возмож-
‹ ность своим товарищам прониквуть
‘в это время на вражеские позиции.
` После возвращения разведчиков с за-
` дания, имя Матросова, как одного из
‘героев, попадает в дивизионную газе-
‘ту. Тогда он говорит своему коман-
‹ диру. что он не герой, а трус, что он
  чуть не сорвал операцию. Так пои-
  бавляется еще одна черта характера
Матросова — его моральная чистота,
  огромная требовательность к себе.
{Именно эта моральная чистота поз-
  воляет Матросову драться на второ-
‘ степенном участке фронта за безвест-
  ную деревню Чернушки, от которой
: остались головешки ‘да кирпичные
	‘печи, так же, как панфиловцы дра-
	лись за Москву.

Характер героя обрисован в кар-
‘тине скупо, только в важнейших его
` чертах. Но. несмотря на это, он ста-
новится конкретным, живым, привле-
кательным; его выявляют и среда —
образы солдат и офицеров, и лириче-
ские отступления, введенные режис-
  сером. Луков отлично понял свою за-
дачу режиссера‘ и изменил своей обыч-
‘ной склонности к несколько полчеок-

yAOm

Han

нутым бытовым характеристикам пер-
сонажей. Он почти полностью отка-
зался от внешней занимательности, от
всего, что, внешне украшая фильм,
могло бы отвлечь внимание зрителя
от главного — от его морального со-
держания. Поэтому сдержанность и
простота отличают почти всех испол-
нителей картины. создавая едивый
актерский ансамбль. Такие люди, как
товарищ Матросова по ремесленному
училищу: и фронту Ильин (арт. В. Ба-
лашев), Kak сташмние товарищи и
командиры. у которых он учится слу-
жению Родине — Чумаков (арт.
П. Константинов), капитан Шербина
(О. Жаков) и капитан Колосов
(М. Кузнецов) — все они создают ту
среду, в которой подвиг Матросова
становится естественным и убеди-
тельным. Некоторое исключение
представляет арт. Ф. Раневская в ро-
ли военврача. Она играет с извест-
ным «нажимом», в другом ключе, чем
остальные исполнители фильма. Впро-
чем, здесь режиссер виноват, пожа-
луй. больше, чем артистка. Сцену
разговора военврача е Матросовым,
отказавшимся от отпуска для того,
чтобы повидать в медсанбате своего
раненого друга, режиссер явно растя-
HY и, очевидно стремясь вызвать
комическую разрядку у зрителя, пре-
вратил в некий самостоятельный ко-
мелийный аттракцион. В этом месте
чувство меры изменило Лукову. Там.
где достаточно было улыбки, он за-
хотел во чтобы то ни стало вызвать
смех.

Особо следует сказать о молодом
артисте А. Игнатьеве, дебютирующем
в кинематографе в роли Матросова.
Ему удалось очень многое. Он прост,
естественен и правдив. Он правильно
понял основу героизма Матросова’ и
сумел выразить эго характер, его чи-
стоту. Однако молодому исполни-
телю нехватило собственных красок
для < изображения последнего по-
ступка Матросова. Но здесь его не
поддержал в должной мере и режис-
сер, He нашедший для сцены подав-
ления вражеского дзота необходимых
режиссерских оредств.

Для Леонида Лукова картина о
подвиге рядового Матросова — важ-
ный этап его творческого пути, Это
его первый фильм после ошибочной.
искажающей действительность +. вто-
рой серии «Большой жизни»; Итфильм
товорит о том, что талантливый -ре-
жиссер понял существо своих оши:
бок, делом ответил на ту критику, ко-
торой партия подвергла его предыду-
щую работу. Фильм о Матросове,
патриотический и правдивый, несмот-
ря на отдельные его недостатки, —
свидетельство идейного и творческо-
го роста художника.
	Картина художника

эстрадных песен, поступивших на
конкуре, было очень. мало подлинно
художественных произведений. В свя:
зи с этим первая и третья премии по
этому разделу присуждены не были.

Вторая премия присуждена М. Ко-
валю за «Балладу о Матросове»
(текст Л. Ошанина). В этом произве.
дении с благородной простотой вос-
певается образ молодого солдата.
‘героя-комсомольца, патриота нашей
великой Родины.

К сожалению, срели лирических и

‚ великой Родины.
_ В. результате конкурса Советская
	Армия получила новые хоропгие песни
на военные темы, строевые песни.
	Однако было бы неверно и вредно.
	переоценивать результаты конкурса.
Прежле всего надо: отметить, что
	в текстах песен слабо и подчас no;
	верхностно была представлена важ-
нейшая тема советского патриотизма.
Многие тексты, присланные Ha KOH-
	курс, оказались слабыми в идейном и
	художественном отношении и не от-
ражали жизни и быта Советской Ар-
мии. Е

Очень часто композиторы  пользу-
ются в военных песнях одними и те-
ми же интонациями, не думая о том,
чтобы поднять наиболее глубокие
пласты богатейшего песенного насле-
Дия.
	Постановление ЦК ВКП(б) об опе-
ре «Великая дружба» В. Мурадели
мобилизует композиторов на созда-
ние полноценных и высокохудожест-
венных произведений, в которых
должны быть использованы все 60-
гатства интонаций народного музы-
кального языка. Между тем в песнях,
	представленных на конкурс, даже та-.
	ких авторов, как Л. Бакалов, М. Фра-
дкин и многих других композиторов,
не получили подлинного творческого
воплошения _ музыкальные образы,
связанные с. большими  патриотиче-
скими идеями.
	В некоторых песнях механически
	используются интонации, чуждые со-
	ветской военной песне. Именно вслед.
ствие этого песня В. Кручинина «О
чем шумят знаменй полковые», не-
смотря на важность темы, была от-
вергнута жюри, aa

Прошедший xonkypce на военную

массовую песню помог векрыть ряд
	существенных пробелов в работе ком-
позиторов над военной темой. Кон-
курс привлек внимание композиторов
и музыковедов к вопросам идейных и
художественных качеств военной пес-
	НИ. ™.
Гвардии mafiop A. THULEHKO.
	Шмаринова. (Выставка «30 лет
		Каков характер героизма советско-
го воина, какими хупожественными
	средствами его отобразить? Этот во-

прос, естественно, возникал и возни-.
	каст перед каждым драматургом, раз-
рабатывающим темы Великой Отече-
ственной войны.

Маргарита Алигер в пьесе «Зоя»
подчеркивает мысль о том, что чело-
	век с моральными изянами не может
совершить героического поступка, что
	человек должен быть как бы подго-.
	товлен к нему всей своей жизнью. Са-

ма Зоя выделяется среди своих то-
	варищей высокими моральными каче-

освободителей: Хорошее, теплое чув-
ство вызывает трогательная картина
В. Хвостенко «Наши принзли».
	Известная картина Ф. Богородского
«Слава павшим героям» занимает до-
стойное место в зале, посвященном
победе советского оружия. Рядом —
картины, посвященные этой же теме.
Перед нами картина Д. Мочальского
«Победа. Берлин 1945 г.». Произве-
дение этого талантливого художника
хорошю и интересно нарисовано, так-
тично и умно написано. Тут же кар-
тина П. Судакова «Капитуляция Япо-
нии» — красивое, живописное, хоро-
шо построенное полотно. Особое ме-
сто в этом зале занимает новое, и,
пожалуй, лучшее произвеление Кук-
рыниксов «Конец!». Страпазы подва-
лы гитлеровской  рейхсканцелярии.
Мрачное, хорошо оборудованное ло-
гово. Погас электрический свет. Пол-
ный развал. Кажется, вот уже по са.
мому потолку, нал трубами возлухо-
	Мы переходим в зал, посвяшенный
мирному, послевоенному периоду жиз-
ни нашей армии. Картины отдыха, за-
нятия спортом, учебы, портреты геро-
ев_ и полководцев Советской Армии,
руководителей партии и правитель-
ства украшают стены этого заключи-
тельного зала выставки. Картина ук-
раинца С. Григорьева «В родной се-
мье»—красивое и радостное произве-
дение. Очень удачен в ней типаж про-
стой украинской семьи.

Новая картина Я. Ромаса «В выхол-
ной день» правдиво рисует «захваты-
вающий момент» подлёдного лова ры.
бы, когда над поверхностью льла по-
является на крючке голова пойманной
щуки. Хороший реалистический жанр.
В. Яковлев представлен картиной
«Охотники», написанной с большим
мастерством и знанием дела. «Красная
площадь» Б. Яковлева— новое серьез-
ное произведение зрелого мастера.
	П. Корин создал новый запомина-
	Сегодня в залах
Музея изобразитель-
ных искусств откры-
вается выставка про-
извадений живописи,

©
П. COXOJIOB-CKAJIA
>

Сталина ma XVI c’e3-
де партии», «Ленин
на трибуне», «Това-
риши Сталин и Во-
рошилов в Кремле»
	скульптуры и графики, посвященных! А. Герасимова, «Купанье кавалери-
триднатилетию славного боевого пути  стов» и «Немец прилетел» А. Пласто-
	Вооруженных Сил Союза ССР. Исто-
	рия советского изобразительного ис-
кусства неразрывно связана е исто-
рией героической Красной Армии. В
дни зарождения нашей славной за-
щитницы в рядах Первой Конной ар-
мии находился и участвовал в ее ле-
гендарных рейдах замечательный со-
ветский художник-баталист М. Гре-
	Ков. Своими правдивыми реалистиче-

en

‚ва, «Встреча артистов [еатра им. Ста-
`ниславского со слушателями Военно-
а академии им. Жуковского»
В. Ефанова и многие другие, появи-
лись на этих выставках. Для совет-
ского художника уже стало незыбле-
` мой традицией откликаться на все
события из жизни и боевой практики
`родной Советской Армни.
	В голы Великой Отечественной
	всех выставках, посвященных юбиле-
ям Вооруженных Сил Союза ССР,
	Нервые залы выставки посвящены
зарождению и началу героического
путн Красной Армии. Зритель перено-
сится в дни Октября 1917 г. Перед
ним известная картина В. Серова
«Ленин и Сталин провозглашают со-
ветскую власть». Рядом новая карти-
на С. Дудника «Залп с крейсера «Ав-
рора». Молодой художник сумел живо
передать напряженность момента, от-
крывшего новую страницу истории. В
соседнем зале-—картина Б. Иогансона
«Ленин и Сталин в Смольном в дни
Октября». Это вариант прежней
работы мастера на ту же тему. Но,
повторив в основном композицию, ху-
дожник сумел сделать ряд очень цен-
ных живописных находок в новой
своей картине.
	В картине Ю. Кугача, изображаю-
щей товарищей Сталина, Ворошилова
и Буденного среди бойцов Первой
Конной Армии, яркое зимнее солнце
освещает суровые лица бойцов, зачи-
нателей легендарной армии. В карти:
не есть прекрасные новые качества,
характеризующие сегодняшнее наше
искусство, — лаконизм и сила цвето-
вых ренюний, крупная, четкая форма’и
большая, убеждающая правда обра-
зов. Те же черты свойственны кар-
тине К. Китайка, посвященной леген-
дарному комбригу Котовскому. Звуч-
ность колорита, ясность силуэтов, ла:
конизм и правдивость композиции за-
ставляют зрителя запомнить эту ра-
боту молодого военного художника
Рядом экспонирована широко извест-
ная картина М; Авилова «Приезд
товарища Сталина в Первую Конную
Армию». И радостно видеть, как мо-
лодое. поколение советских художни-
	ков развивает и ‘укрепляет традиции
ранних реалистических ое
советского военного жанра.

Переходим в залы, посвященные
Великой Отечественной войне. Перед
зрителем одна за другой разверты-
ваются страницы тяжелых военных
испытаний, грандиознейших в история
человечества битв, героической борь-
бы советских партизан. Новая карти-
на П. Шухмина «Непокоренные» про-
никнута суровым духом решимости и
несгибаемой стойкости советских лю-
дей в любых, даже самых ужасающих
условиях фашистской каторги. Хоро-
шо известная зрителю картина Т. Га-
поненко «После ухода немцев» зовет
к мщению за кровь и слезы мирных
людей. И. пожалуй, правильно, что
эти две картины экспонированы ‘на
выставке, — слишком короткую па-
мять надо освежать.. И. как траурный
салют миллионам жертв фашистских
агрессоров, звучит небольшая, но
очень выразительная картина Ф. Усы-
пенко «Ответ гвардейских миноме-
TORY.
	Вдохновенной яростью боя пол-
на картина A. Плотнова  «Де-
сант на Курильские острова». Пано-
раму грандиозного наступления Со-
ветской Армии развертывает молодой
украинец М. Хмелько в своей кар-
тине «Н. С. Хрущев и Н. Ф. Ватутин
nox Киевом». Военный“ художник-
«грековец» П. Кривоногов в своей ра-
боте «Корсунь-Шевченковское побоий-
ще» показал картину справедливого
возмездия.
	Очень широко и полно отражено на
	выставке партизанское движение.
Глубоко содержательной вещью
военного ‘художника Н. Обрыньба

дувки грохочут русские танки. Духо- [ющийся портрет Маршала Советско=
	го Союза Ф. И. Толбухина, К. Китай-
	й   ка, кроме известного конного поотзе-
	та, грязь, позор, отупение. Вот отво-
рилась толетенная стальная дверь, и
	на фоне кромешной тьмы, освешаемый   та генерал-майора Тутаринова, пред-
	красочный портрет
	откуда-то снизу, в исступлении бес-   ставил яркий,
	силия и ужаса, цепляясь за стены.   Маршала Советского Союза К. К. Ро-
появляется Гитлер. Живопись этой   коссовского. Л. Налбанлян экепони-
	кроме картины  «Говаришя
	картины сочная сильная. 1емный ее   ровал,
	колорит лишен черноты. Аарактери-   Ленин и Сталин у плана Гоэлро»,
стики, доведенные ло гротеска, сдела-   портрет генерала армии И. Х. Багра-
	мяна, написанный в новой для худож-
	ны в границах реалистической трак-
	товки. Замечательно передана атмос-   ника мягкой пленерной гамме.
	Лучшим портретом выставки можно
считать второй портрет товарища
В. М. Молотова работы А. Герасимо-
ва, гле лицо Вячеслава Михайловича
написано с огромным мастерством.
	фера гитлеровского логова. Кто побы-
вал в этой берлинской берлоге, остро
вспомнит даже самый запах этих
мрачных подземелий. Картина эта —
большая удача Кукрыниксов:
	Виши  ИЗедлЕЗатеЕь NER BANE AOA” ао воины подавляющая часть советских

альной живо-
начало советской бат   художников активно боролась с тит-

писи. .   леровскими захватчиками. Одни непо-
	Создавая ‚ панорамы  травдиозныхо
	кавалерийских боев Первой Коннон,
М. Греков сумел найти то зерно, из.
которого выросло современное искус-.
ство «военного жанра», именно жан-
ра, а не просто баталии. В его TOH-
кой и искренней маленькой картине
«В отряд к Буленному» заложены ис-
токи политической военной картины.
И сегозня мы видим это произведе-
ние в экспозиции выставки. Оно зна-
менует собой ясную идейную линию,
которая проходит сквозь все совет-
ское военное искусство. Наши ху-
дожники не пишут парадных баталий,
которые нужны лишь империалисти-
ческим правительствам для приукра:
шивания и лакировки своих отвра-
тительных грабительских военных
авантюр. В` священной войне во имя.
зашиты человечества от империали-
стических хишников наш солдат зна-
ет — «Наше дело правое!», и совет-
ский художник изображает правду
этой свяшенной войны.
	За тридцать лет существования ©о-
ветского искусства прошло огромное.
количество художественных выставок
различных так называемых «напраз-
лений». Но только выставки, посвя-
щенные 5, 10, 15, 25-летиям Красной
Армии, были целиком выставками ре-
алистических высокоидейных произ-
ведений искулства. Лучшие картины,
вошедшие в золотой фонд советского
искусства:  «Лопрос  коммунизаов«
Б. Иогансона, «Выступление това :

средственно с оружием в руках за-
щищали Родину, другие находились
в частях Действующей Армии в ка-
 честве военных художников, третья
содействовали делу победы своим
искусством, создавая картины в дли-
тельных фронтовых командировках.
	34 военные и послевоенные годы
	‚на ряде выставок был продемонстри-
` рован огромный этюдный материал,
‘собранный художниками в голы вой-
	ны. Сейчас на выставке «30 лет Во-
оруженных Сил СССР» мы видим
	‚ богатые результаты проделанной под-
	готовительной работы. На выставке
нет безразличных вещей. Кажлое
произведение насышено большим
идейным содержанием. От крупных
монументальных полотен и скульп-
турных композиций до маленького
тонкого рисунка — все дышит пюл-
линной жизнью, кипучей и страстной.

Начиная работу по созданию насто-
ящей выставки, Комитет считал, TO
она будет состоять в основном из
ретроспективного материала, т. е.
лучших произведений с предыдущих
юбилейных выставок. На деле оказа-
лось иначе. На выставку поступило
огромное количество новых хорощих
произведений. Таким образом ретро-
спективная часть заняла в залах
чрезвычайно скромное место. Это, ко-
нечно, следует отнести за счет благо-
подной традиции, выработавшейся у
советских художников, считающих
для себя обязательным ‘участие на
	Советская Армия вписала новую за-   Портрет явился плодом долголетнего
	труда и изучения молели, и это воз-
	ечательную страницу в тысэзчелет-
	нюю историю русского народа. И с   награждается замечательным  схолет-
	гордостью сознавая это, COBETCKHH
народ чтит память героев и лучших
людей прошлого нашей великой Ро-
дины. Известные работы Е. Лансере
«Слава русского оружия» нашли свое
место в зале победы. Рядом близкая
по стилю работа Д. Черкес «Перве-
нец русского военного флота» изобра-
жает петровский учебный корабль на
	советский   вом и красивой живописью портрета.
	К лучшим портретам выставки сле-
дует также отнести работы В. Ефано-
ва, и особенно его портрет товариша
А. А. Жданова, а также портрет по-
эта А. Твардовского работы молодо-
го К. Максимова.
	Это всего лишь первые беглые за-
	Нереяславском озере. Е. Зернова   мечания о новом большом всесоюзном
	гра-.
(мы
	смогре живописи, скульнтуры и
фики, далеко не полный обзор
	представлена картиной «Кутузов на-
	граждает Надежду Дурову». Это, не-   фики, далеко не полный
	сомненно, большой успех художницы.   здесь, в частности, совсем не косну-
	заключительную стену зала вен-
чают три новых портрета работы
А. Герасимова — портрет И. В.
Сталина и портреты В. М. Молотова
	лись таких важных разделов, как.
скульптура и графика) замечательных
экспонатов выставки.
	В целом выставка стоит на высоком
	и К. Е. Ворошилова. Все три работы   идейно-художественном уровне, и мы,
созданы тяердой рукой большого ма-   участники ее, ждем серьезной и раз-.
стера. Мощная живопись этих пронз-   вернутой критики наших работ .отра-
	боевой путь Советской Ар-
	ведений заканчивает залы Великой   жаюшщих