СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	‘Совещание об эстраде   Творчество И. Чемберджи
		Недавно в Комитете по делам ис-
кусств при Совете Министров СССР
под председательством П. Лебедевз
состоялось двухдневное совещание
мастеров эстрады и драматургов. на
котором были обсуждены пути твоэ-
ческой и организационной перестрой-
ки эстрадного искусства.

С докладом о состоянии и задачах
советской эстрады выступил началь-
ник отдела эстрады Комитета по де-
лам искусств И. Чекин. Участники
совещания — художественный руко-
водитель харьковской эстрады В. Аз-
рашюв, художественный  руководи-
тель ленинградской эстрады Е. Гер-
	шуни, Н. Смирнов-Сокольский, А.
Крон, И. Прут, В. Типот, Б. Петкер,
`Ю. Дмитриев, И. Набатов, А. Арго,
И. Чичеров, М. Червинский, М. Гар-
кави, Н. Голубенцев и другие говори-
лио необходимости создания органи-
зационно-творческого центра по руко-
водству эстрадой, о состоянии эстрад-
‘ных кадров и назревшей потребностя
в организации сети театров эстрады.
°— Подводя итоги выступлениям, П.
Лебедев отметил важность поднятых
на совещании вопросов и сообщил,
что в ближайшее время комитетом
будут приняты необходимые меры
для перестройки эстрадного искус-
ства в стране.
	Примечательно и значительно по
содержанию творческое наследие
Николая Чемберджи. Безвременно
оборвалась жизнь этого талантливого
и своеобразного композитора. Много
незавершенных планов, начатых ра-
бот, эскизов будущих сочинений
свидетельствуют о’ творческой неус-
покоенности композитора, о не поки-
давшем его и в дни тяжелой болезни
стремлении работать в любимой об-
ласти. Вечно бурлящая жизнь, свет-
лые, оптимистические чувства — вот
что до краев наполняет творчество
Н. Чемберджи.

Композитор чувствовал себя в род-
ной стихий, обращаясь к многонаци-
ональному мелосу советской Родины.
Русский, казачий фольклор—во MHO-
гих песнях, родной армянский ме-
лос — в третьем квартете, симфо-
нии-поэме, башкирские напевы—-
в опере «Карлугас». были плодотвор-
ными источниками, питавшими бога-
тую фантазию художника.

Начало творческого. пути Н. Чем-
берджи — середина 20-х годов — на-
чало становления советского музы-
кального стиля.

Обращение к самым различным
жанрам —- характерная черта творче-
	‘ства Н. Чемберджи. Среди 35 опусов,
	написанных им, мы находим ряд
фортепианных пьес, три струнных
квартета, концерт для скрипки с ор-
кестром, много песен, балет «Сон
Дремович» (осуществленный  хорео-
графической школой Большого теат-
ра), музыку к радиопостановке «Каза-
ки», две симфонии, оперу «Карлугас»,
около десяти симфонических сюит,
увертюр, марши Отечественной вой-
ны, обработки русских и армянских
народных песен и т. д.

Симптоматична для творческого
облика композитора-патриота, боль-
шевика-обшественника плодовитость
Н. Чемберджи в годы Великой Оте-
чественной войны. Сочетая интен-
сивность творчества с болыной обще-
ственно-организаторской работой (от-
ветственный секретарь Оргкомитета
Союза советских композиторов),
Н. Чемберджи создает в эти годы ба-
лет, 3-й квартет, симфонихо-поэму
«Армения», «Героическую поэму»,
«Молдавскую сюиту», марши, песни
и ряд других сочинений.

Народно-песенная тематика всегда
является оплодотворяющим началом
этих сочинений. Нельзя упрекнуть
композитора в этнографическом под-
ходе к народной теме. Чемберджи
последовательно проводил в жизнь
заветы русской классической школы,
чутко вслушиваясь в народный мелос
и развивая его элементы.
	Памяти В. В.
	Умер в расцвете сил и таланта Бла-
димир Владимирович Дмитриев. Со-
ветский театр потерял художника
больного и оригинального дарования,
отдавшего все свои силы и неиссякае-
мую энергию советскому театральному
искусству. Дмитриев не был художни-
ком—оформителем спектаклей в узком
смысле этого слова. Ему всегда при-
надлежала существенная роль в опре-
делении идейного замысла каждого
спектакля, над которым он работал.

В. В. Дмитриев рос и развивался как
художник вместе с ростом и становле-
нием советского театра. Много бле-
стящих страниц в летописи советской
художественной культуры навсегда
связано с именем Дмитриева, Около
400 постановок осуществил заслужен-
ный деятель искусств Дмитриев в
лучших театрах страны. Но особенно
близким и длительным было его твор-
ческое содружество с Московским
Художественным театром и Большим
академическим театром Союза ССР.
В Художественном театре его имя
неразрывно свазано с такими значи-
	‚ неразрывно связано с такими значи-
‘’тельными спектаклями, как «Фронт»,
		«Русские люди», «Враги», «Боскре-
сение», «Анна Каренина», «Три се-
стры», «Последняя жертва». В Боль-
июм театре Дмитриев был художни:
ком спектаклей «Пиковая дама»,
«Пламя Парижа», «Щелкунчик»,
«Вражья сила». В ero декорациях
идут спектакли: «Орлеанская дева»—
в Ленинградском театре оперы и ба-
лета им. Кирова, «Дворянское гнез-
до» — в Ленинградском академиче-
ском театре драмы им. А. С. Пушкина,
«Любовь Яровая» — в Музыкальном
театре им. Станиславского и Немиро-
вича-Данченко. С Театром им. Вахтан-
гова его связывают постановки заме-
чательных советских спектаклей —
«Егор Булычев и другие», «Человек с
ружьем». Он умер накануне премьеры
двух своих новых работ — «Лес» в
Художественном театре и «Руслан и
Людмила» в Большом театре.

Трижды был удостоен он высокой
награды — звания лауреата Сталин-
ской премии—за декорации к спектак-
лям, которые вошли в золотой фонд
нашего искусства: «Последняя жерт-
ва» в МХАТ, «Орлеанская дева» в
Театре оперы и балета им. Кирова,
«Вражья сила» в Большом театре
CCCP.

Новатор, смело, блестяще разреша-
ющий сложные задачи оформления со-
ветского спектакля, Дмитриев вносил
	П. Лебедев, Н. Беспалов, А.
П. Сысоев, П. Аболимов, В. П
Н. Чушкин, О. Книппер-Чехова,
	В. Месхетели, В. Станицын, В
Ф. Бондаренко, Ф. Федоровский,
	Симфоническое творчество Чем-
берджи является прежде всего демо-
кратическим по стилю и оптимисти-
ческим по идейной . концепции. Оно
колористично и высоко профессид-
нально. Наиболее законченное вопзо-
шение все эти черты получили в «Ар-
мении», хотя в различной степени их
можно обнаружить и в других сим-
фонических произведениях. компози-
тора. .

Написанная в 1944 году симфовия-
поэма дает картину труда и борьбы
Советской ‘Армении. Музыкальной
канвой симфонии служит изображе-
ние природы этой жемчужины юга.
Основные же темы — это дела, мыс-
ли, мечты людей Армении в дни Вели:
кой Отечественной войны; ковавших
победу, работавших и боровшихся пле*
чом к плечу со всеми братскими наро-
дами СССР.

Музыкальный язык симфонии-поэ-
мы чрезвычайно красочен, сочен, на-
роден. Композитор нашел  вырази-
тельно-поэтические интонации в ар-
мянском фольклоре. Искусно исполь-
зуя их в качестве тематических зе-
рен, он создал волнующее произведе-
ние большой глубины и красоты.

Третий квартет, за который Н.
Чемберджи был удостоен Сталинской
премии, произведение большой чело-
веческой, эмоциональной силы. Инто.
национная напряженность музыки
квартета необычайна по концентрации
и лаконизму. Избранная композитором
форма темы с вариациями трактуется
им с виртуозной свободой и изобре-
тательностью.

Музыкально-драматургически цен-
на опера «Карлугас» (сюжет заимст-
вован из героического прошлого
башкирского народа, из эпохи восста-
ния башкир бедняков в ХУ веке).
Четкие и яркие мелодические харак-
теристики героев даны в симфониче-
ском развитии, в динамическом нара-
стании.

Среди песен Чемберджи есть нема-
ло прекрасных образцов массового
вокального жанра. Таковы красно-
флотский марш «Мы будем капитана-
ми», «Песня о Москве» (Джамбул),
5 песен о Родине, <«Мамлекет»,
«Улыбка», «Песня донских казаков»,
«Разговор Волги © Доном».

Н. Чемберджи ушел OT Hac
в пору наивысшего своего творческо-
го расцвета, на 45-м году жизни.
Многое мог бы композитор создать
еще, но и то, чем мы располагаем се-
годня, — достаточно. чтобы HMA
Н. Чемберлжи никогла не было пре-
пано забвению.
	Георгий ПОЛЯНОВСКИИ.
	Пмитриева
	в каждое ‘ свое произведение. черты:
глубокой и проникновенной поэтично:
сти: Под его мастерской кистью рас
цветала на сцене во всем своем’обая-
нии и красоте русская природа, Роди-.

на. Эта связь художника с жизнью
родной страны, эта любовь к ее про-.
сторам, к ее красоте составляли источ-
ник очарования его радостного, жиз-
неутвержлающего искусства.

В. В. Дмитриев крепко врос в толщу
молодой советской художественной
культуры. Богато, полно жизни и
оптимизма оставленное им художест-
венное наследство. Великолепное ис-
кусство Дмитриева — детище совет-
ской эпохи — уже сыграло свою боль-
шую роль в создании нозого социали-
стического театра. Обращенное к на-
роду, отстаивающее идеалы советско-
го гуманизма, оно еще долго будет
вдохновлять работников искусств, ху-
дожников театра в борьбе за великое
искусство сталинской эпохи.

Светлый образ замечательного ху-
дожника, завоевавшего признание и
любовь своего народа, и обаятельного
в своей простоте и скромности чело-
века, все свои силы отдававшего твор-
честву, навсегда сохранится в памяти
тех, кто знал его, кто следил за рас-
цветом его выдающегося дарования.
	Петросян, Ф. Калошин, В. Пименов,
	азы народа и вождей.
		«Командир отделения». Рисунок художника Н. Жукова.
			В. ГЕРЦЕНБЕРГ
©
	На недавно открывшейся выставке
Н. Жуков отчитывается перед совет-
ским зрителем за последние десять
лет своей творческой деятельности.
	Жуков — один из наших видней-
ших рисовальщиков, художник, стре-
мящийся откликнуться Ha Bax.
нейшие события окружающей жиз-
ни . Тематика его работ очень
разнообразна. Здесь и книжные
иллюстрации, посвященные жизни
и деятельности великих  осново-
положников марксизма — Марк-
са и Энгельса, и листы, отражающие
биографии Ленина и Сталина. Целый
ряд рисунков представляет собой изо-
бразительную летопись Великой Оте-
чественной войны, летопись, запечат-
левшую боевые подвиги и военные
будни нашей армии. освобожденчые
земли и города. В одном из залов CO-
бран его репортаж с Нюрнбергского
процесса и полные патриотического
пафоса плакаты и листовки. Все этб
— труд художника-гражданина, ху-
дожника-бойца, участвовавшего сво-
им искусством в разгроме врага, в
идейном вооружении своего народа.
Наиболее сильная сторона творчества
Жукова — это умение создать образ
рядового советского человека. Имен-
но этот основной мотив его работ —
портретов и зарисовок—дает звучание
всей выставке.

По мере осмотра выставки прохо-
лят перед нами наши современникч—
знакомые и незнакомые, но равно
близкие нам лица. И в каждом из них
художник помогает нам обнаружить
черты. метко определяющие характер,
раскрывающие внутренний мир чело-
века и в часы его раздумий, и в мо-
мент душевного под’ема. <
	Ярко выраженная конкретная черта
характера, конкретная психологиче-
ская ситуация — вот что является
подлинным содержанием каждого ри-
сунка.

Творчество художника за эти годы
было сосредоточено на нескольких
темах. развитых в большие циклы ри-
сунков. Первой такой большой темой
ыли иллюстрации к сборникам вос-
поминаний о К. Марксе и Ф. Энгельсе
(1938—1942 гг.) — капитальный трул,
За который художник в 1943 году
был удостоен Сталинской премии.
	В этом большом цикле Н. Жукоз
ставил перед собой задачу охаракте-
ризовать Маркса и Эзгельса как вели-
чайших революционных вождей, как
организаторов революционной партии,
творцов бессмертной науки о страте-
гин пролетариата в классовой борьбе.
Художник разработал здесь серьезный
комплекс задач портретного, истоои-
ческого, жанрового характера.
	Страничные иллюстрации, состав-
ляющие основу цикла, дают широкую
характеристику создателей научного
социализма, авторов «Коммунистиче-
ского Манифеста». Великие ученые и
политические деятели Марк и
Энтельс показаны в общении друг
с другом. с учениками, в часы рабо-
ты, в обстановке встреч с рабочичи.
Это болышой. интересный и значи-
тельный труд художника, несмотря
на некоторую тяжеловесность изло-
жения, перегруженность деталями и
излишнюю «стереоскопичность» изо-
бражения. Рисунки пером < порази-
‚тельной живостью и верностью вос-
создают эпоху, конкретный историче-
ский фон каждой главы. Уголок Ман-
	честера, Лондон 70-х годов, разгон
демонстрации в Париже проходят
перед зрителем, привлекая своими
	тонко разработанными жанровыми де-
талями.

Еше перед войной обратился Жу-
ков ко второй своей камитальной Te-
ме, работу-над которой он продолжал.
и в последующие годы. Sta Tema —
Ленин. Тема эта не развернута, как
цельная изобразительная биография’
	В Эстонской ССР развернулась
подготовка к ХШ певческому празд-
нику. Уже зарегистрировано более
23 тысяч человек, желающих  при-
нять участие в празднике.

За последние месяцы организованы
новые хоровые коллективы—смешан-
ный хор «Леело» в Таллине, мужские
хоры в Пярну, Вильянди и Ранла. Но-
	Открытие сада «Эрмитаж»
	15 мая открывается сад «Эрмитаж».
В настоящее время заканчивается фе-
монт Зеркального и Эстрадного те-
атров, Концертного зала, кинотеатра.
	В Зеркальном театре будет играть
Московский театр оперетты, который
15 мая откроет сезон спектаклем
«Летучая мышь». Театр покажет ле-
том премьеру оперетты О. Фельцмана
«Воздушный замок» (текст В. Вин-
никова и В. Крахта) в постановке
И. Туманова и оформлении художни-
ка Г. Кигеля. Дирижер Г. Фукс-Мар-
Тин.
	В конце мая откроет сезон Эстрад-
ный театр «Эрмитажа». В первой
программе выступят артисты эстрады
Москвы, Ленинграда, Украины, Ар-
мении. Н. Смирнов-Сокольский ис-
полнит новый кинофельетон «Разго-
	PENEPTY APHBIE
	вор с Христофором Колумбом». Госу-
дарственный ансамбль танца Грузин-
окой ССР под руководством и при
участии И. Сухишвили и Нины Рами-
швили покажет новую работу «Пар.
тизанская сюита», ряд новых песен
исполнит Рашид Бейбутов. Для уча-
стия в первой программе в Москву
приезжает Государственный джаз-
оркестр Армянской ССР под руко-
водством ‘А. Айвазяна. Конферанс и
интермедии в первой программе бу-
дут исполнять Ю. Тимошенко и
Е. Березин.

Летний Концертный зал откроется
20 мая выступлением Драматической
студии им. Станиславского.

Симфонический сезон в Концерт-
ном зале начнется   июня выступле-
нием Государственного симфониче-
ского оркестра Союза ССР.
		ной войны», «Оборона Москвы», «Пер.
вый. день мира».

Обладая замечательным природным
свойством видеть болышое в малом,
то-есть уменьем подмечать проявле-
ние существенного в частном, Жуков,
вместе с тем, владеет совершенно не-
обходимым для художника даром на-
ходить изобразителыный ключ к са-
мой сложной теме, владеет даром
пластического выражения задуманно-
го образа. Он всегда сразу «видит»
тему. Отличие так называемых «фрон-
товых» зарисовок Жукова от множе-
ства других подобных зарисовок, сде-
ланных многими художниками на
фронтах Отечественной войны, заклю-
чается, в частности, в том, что у Жу-
кова совершенно нет рисунков 663
образа. рисунков-снимков. равнодуш-
но фиксирующих окружающее. Для
него каждый самый маленький набро-
сок — это творческое, пластическое,
композиционно  обдуманное выраже-
ние определенного замысла, резуль-
тат предварительно обдуманной, пусть
самой малой, темы.

Художник умеет находить постоят-
но новые, подсказанные жизнью пла-
стические образы, полные большого и
интересного содержания. В натуре он
видит именно то и берет от нее толь-
ко то, что необходимо для его за-
мысла.

Замечательное умение проникать в
характер, раскрывать психологиче-
ское состояние изображаемого чело-
века создает предпосылки для серь-
езной работы художника над портре-
том. Сейчас Жуков работает нал
‘большим и значительным циклом.
посвященным биографии товарища
Сталина. Показанные на выставке
портреты охватывают годы детства и
период революционной борьбы И. В.
Сталина в Закавказье, Это — лучшая
и наиболее значительная работа худо-
жника. Портреты его насыщены боль-
шим глубоким чувством, подлинно воз-
вышенным отношением художника к
‘воплощению образа великого вождя.
	Постоянно совершенствуя свое ма-
стерство рисовальщика, освобождаясь
постепенно от излишнего многословия
в pucyHKe, приучаясь строго огранн-
чивать, отбирать свои художествен-
ные средства, избегая при этом вся-
кой неоправданной приблизительно-
сти, всякого штампа, — вот тот путь,
	каким должен НП. Жуков подойти к.
	решению больших, значительных ком-
позиционных замыслов. Он должен
слелать это с той же ясностью, нето-
	средственностью, с какои решает он.
	свои портреты и небольшие жанро-
вые сценки.

Основное достижение советского
искусства состоит в том. что наши
художники устремлены сейчас к глав-
ному — К созданию живого и пре-
красного образа советского человека.
И на этом пути лежат творческие ус-
пехи Н. Жукова.
	ФИЛЬМ „КРАСНЫЙ ГАЛСТУК
	На экраны Союза выпущен новый
детский фильм «Красный галстук»
по сценарию С. Михалкова. Этот
‘фильм является первой постановкой
  молодых режиссеров Марии Сауц и
В. Сухобокова. Операторы Л. Дуль-
‘цеви Б. Монастырский, композитор
А. Лепин. Роли взрослых исполняют
Г. Степанова, А. Хвыля, В. Доронин,
И. Богатырев. Детские роли играют
школьники.

)

создателя партии большевиков. Рч-
сунки, где Ленин изображен в школь-
ные годы, в период подготовки
Октябрьской революции, после взятия
власти большевиками, составляют
цикл внимательно сделанных психо-
логических этюдов, более или менее
завершенных, но равно привлекающих
своим живым проникновением в раз-
нообразные черты характера Ильича.
В этих рисунках определилось основ-
ное творческое качество художника—
его неустанное искание правдивости
образа.

Тонкость передачи оттенков мыс-
лей и переживаний их разнообразие
и верность. соответствие каждой по-
зы, жеста, движения внутреннему со-
стоянию изображенного человека при-
дают большую психологическую ‹о-
держательность рисункам Жукова и
вызывают ощущение жизненности и
теплоты.

Этими качествами, вслед за Лени-
нианой, отмечена вся дальнейшая ра-
бота художника над военными и дру-
гими темами.

В армии, в годы войны, Н. Жуков
рисовал столько, что выставка лишь
зв малой степени отражает проделан-
ную им работу. Главное и основное
содержание его работ этого времени—
народ в войне. Командиры, бойцы,
партизаны, советские люди. возвра-
щающиеся из фашистской неволи,
изображены художником со всем при-
сущим ему умением проникать в сущ-
ность человеческого характера.

Уменье не только метко наблю-
дать внешнюю сторону явлений, но и
понять существо новых качеств, по-
стоянню формирующихся в быту ив
характере советских людей, помогли
художнику сделать такие рисунки, в
которых. независимо от их сюжета,
красной нитью проходит жизнеутвер-
ждающая нота. твердая вера в ко-
нечную победу.

Вера в народ, глубокое понимание
его сокровенных мыслей и чаяний ок-
рашивают рисунки и плакаты, посвя-
щенные советскому воину. Не слу-
чайно особой темой в военных зари-
совках проходит тема народного
фронтового юмора. Мы встречаем эту
тему в таких листах, как «Лиха беда
начало», «Порядок», «Фирма с гаран-
тией» и др.

Все увиденное и пережитое на
войне отлилось сейчас для художника
	в ряд больших циклов частично уже
	решенных тем, частично еще только
задуманных. Таким циклом явились
иллюстрации к сборнику рассказов
«Сталинское племя», представленные
на выставке рисунком «Панфиловцы»,
так возникают самостоятельными те-
мами партизанский цикл, серия «Сол-
датские словечки» и «Фронтовая лиря-
ка». А наряду с этими частными те-
мамин художник задлумывает обобщаю-
ие пиклы — «Рядовой Отечествен-
	вые хоры уже начали подготовку к
ХШ певческому празднику.
	Тиражом более 30.000 экземпляров
	‚изданы сборники песен, включенных
	в репертуар праздника. Среди них
песни композиторов Эугена Каппа,
Густава Эрнесакса, А. Каринди, Рихо
Пятса, М. Людига, Хуго Лепнурма,
А. Ляте, Т. Веттика, М. Хярма.
	ТАЛЛИН (ваш. корр.).
	Маршака и «Поздняя любовь» А.
Островского.

Малый театр осуществит на основ-
  ной сцене постановки: «Ревизор» Н.
  Forona и «Московский характер» А.
Софронова, в филиале — «Беспри-
ин А. Островского, «Пример-
ный семьянин» Д. Голсуорси, «Семья
 ! пилота» Н. Погодина и Е. Супонева.

Комитет по делам искусств при Со-
вете Министров СССР утвердил план
новых постановок на 1948 год МХАТ
	СССР им. Горького и Малого театра.
	МХАТ СССР
поставлены:
	На основной ‹цене
им. Горького будут
		«Хлеб наш насущный» Н. Вирты,
	«Чужая тень» К. Симонова; на сцене
рые — «Двенадцать месяцев» С.
	Новые
	` ПТИЦА К. Б., Очерки по технике
дирижирования хором. Материал к
`’ курсу техники дирижирования. Муз-
`’гиз. 160 стр., цена 6 руб.
  РОГИНСКАЯ Ф. Григорий Гри-
`горьевич Мясоедов. 1835—1911. «Ис-
  кусство» (Массовая библиотека). 32
стр. цена   р. 75 к.
`’ Популярный очерк жизни и твор-
`’чества художника-передвижника.

ФИЛИППОВ В., Евдокия Дмитри-

`евна Турчанинова. «Искусство»

(Массовая библиотека), 64  стр.,
цена 3 руб.
’ ЧАГАДАЕВ А. В. В. Андреев.
’Музгиз, 28 стр, цена Г!р. к.
Очерк 0б основателе первого ор-

кестра русских народных инструмен-
. TYR

ЮТКЕВИЧ С. Человек на экране.
	  Четыре : беседы о KHHOHCKYCCTBE,
Дневник режиссера. Госкиноиздат,
280. стр., 28 листов иллюстраций,

цена 95..руб.
	ЯРАЛОВ: Ю. С., Аштарак. Изда-.

тельслво - Академии архитектуры
СССР: (Сокровиша зодчества народов!
	АЛЕКСАНДРОВ Г. В. Буржуаз-
’ная кинематография на службе реак-
ции. Стенограмма публичной лекции.
Издание Всесоюзного общества по
распространению политических и на“
учных знаний, 32 стр., цена 60 коп.

БЛЕЙМАН М,, ИСАЕВ К. и
МАКЛЯРСКИЙ M., Подвиг развед-
чика. Сценарий. Госкиноиздат (Биб-
лиотека xuHOApaMaTy pra), 132 стр.,
цена Зр

ВАРШАВСКИЙ Я. Режиссура в
советском театре. Издание Всероссий-
ского театрального общества. 106 стр.,
цена 5 руб.

ГРИНВАЛЬД Я., Михоэлс. Крат-
кий критико-биографический ‘очерк.
96 стр., цена 1 р. 50 к.

ДОРОХОВ Г., Воронежские пев-
цы. Воронежское областное книгоиз-
’дательство, 40 слр., цена 2 р. 60 к.

Брошюра посвящена Воронежеко-
му народному хору.

КРУМИНЬ А. К., Pura. Издатель:
ство Академии архитектуры СССР
(Сокровища зодчества народов
СССР), 48 стр., 28 листов amo cTpar
’ ций, цена 5 руб. 7

МАРТЫНОВ. И...
	А. С. Даргомыж-
	`ский. Музгиз (Классики pyecxo my.   CCCP). 28 cap, 12 листов иллюстра-.
_зыки), 48 стр., цена 2 руб. 121.  1 щий, цена 3 руб.
———— <> =

MOCKOBCKA
		А. Галича «Вас вызывает Таймыр». Но-
становка А. Гончарова, художник
М. Виноградов, музыка М. Блантера.
	$3 В Театре им. Вахтангова 1 мая CO-
стоялась премьера пьесы А. Корнейчука
«Макар Дубрава». Постановка И. Рано-
порта, художник В. Рындин. Е i

’ @ Завтра Московекий Художествен-
’ вый театр показывает премьеру «Лес»,
°А. Островского. Постановка и режиссу-
ра М. Кедрова, В. Орлова, В. Топоркова,
художник В. Дмитриев.

© Художественным руководителем Мо-
сковекого театра сатиры назначен Н. Пе-
тров. Художественным руководителем
Центрального театра транспорта назна-
зен И. Судаков.

© За успептную работу в 1947 году Ко-
митет по делам искусств премировал ди-
ректоров Казанского, Ленинградского и
Владивостокского цирков.

@ 14 мая в Центральном театре тране-
порта состоится премьера драмы «Овод».
Инеценировка одноименного романа
Э. Войнич сделана А. Желябужским. По-
становка В. Гольдфельда. художник
М. Варпех. музыка М. Бака.

добилось автору для того, чтобы
скрасить банальность обычного
адюльтерного сюжета: переживания
жены, муж которой изменяет ей с
любовницей (последнюю в свою оче-
рель одновременно играют две нахо-
дящиеся на сцене актрисы).

Любопытно отметить, что несмот-
ря на все потуги буржуазной крити-
ки приукрасить положение театра и
других видов искусства в сегодняш .
ней Англии, на страницах газет и
журналов время от времени звучат
тревожные нотки. Тот же журнал
«Горизонт» пишет о «сумерках ис-
кусства». Но подлинную причину
упадка искусства в современных анг-
лийских условиях «Горизонт» понять
не хочет и не может, стараясь вну-
шить своим читателям, что искусст-
во может сохраниться только в «чи-
стом виде» и что всякое проникнове-
ние элементов реализма окажется
для него гибельным.
	И в Англии и в США буржуазная
пресса выступает единым фронтом по
вопросам искусства, наглядно демон.
стрируя на своем примере, что в ка-
питалистических странах культура
поставлена «на службу  эгоистиче-
ским, корыстным интересам буржуаз-
ной верхушки общества» (Из докла-
да тов. Жданова о журналах «Звез-
да» и «Ленинград»).
	реакционной. буржуазной прессе в
Англии и США противостоят про-
грессивные журналы и газеты-—«Аур.
тайм», «Мэйнстрит», «Дейли уоркер» и.
др., отстаивающие и в области ис-
кусства здоровые — реалистические
принципы. Они противодействуют.
тлетворной ядовитой пропаганде, ра-
зоблачая ее подлинную сущность,
мобилизуя всех честных работников
искусства на борьбу против поджи-
гателей новой мировой — войны.
На страницах этих пропрессивных.
изданий ведется честный и открытый
разговор © передовыми работниками
искусства о роли художника в борь-
бе за искусство, близкое и понятное
народу, против атмосферы «предвоен-
ной истерии», создаваемой империа-
листической реакцией. Слова праз-
ды, звучащие со страниц этих газет
и журналов, находят все больший.
этклик среди тех деятелей искусст-
ва, для которых не прошли бесследно
годы борьбы с фашизмом и которых
не прельцает жалкая роль продавцов
на «черном рынке культуры».

Открытие Бсесоюзной художествен-
ной выставки «30 лет Вооруженных Сил
СССР» состоится сегодня в помещении
Музея изобразительных искусств HM.
Пушкина.

© В Московеком. союзе: советских ху-
дожников. на-днях состоялось чествова-
ние художников — лауреатов Сталинской
	премии 3. Азгура, А. Бубнова, 3. Bu- :
ленекого, Е. Вучетича, В. Дмитриева,
Е. Кибрика, В. Ефанова, П. Котова, .
	Ч, Ахмарова, А. Лактионова, Я. Ромаса,
И. Тоидзе, Н. Томекого, Н. Ульянова.
Доклал о творчестве художников сдз-
	лал член-корреспондент Академии наук
		< Государственный хор русской на-
родной песни им. Пятницкого, в полном
составе выехавший в Чехословакию,
выступает на сельскохозяйственной вы-
ставке славянских’ стран.

© 5 мая Малый театр показал премье-
ру пьесы А. Первенцева «Южный узел»,
Постановка С. Юткевича, декорации ху-
ложника Ю. Пименова.
	{3 4 мая в Московском театре сатиры
состоялась премьера пьесы №, Исаева и

Одно из наиболее видных мест срели
изданий, мобилизующих искусство на
службу реакции, занимает журнал
«Горизонт», охотно рядящийся в т7-
гу ‹поборника «чистого искусства».
Особенно большое внимание он уде-
ляет живописи, публикуя из номера
 в номер декадентские «произведе-
ния» сюрреалистов, представляющие
собой бессмысленное нагромождение
треугольников и квадратов, восхва-
ляя Сальвадора Дали и ему подоб-
ных «художников», которых журнал
представляет своим читателям, как
единственных выразителей  настоя-
mero искусства. На страницах
этогс журнала реакционный литера-
тор Герберт Рид горячо пропаганди-
рует частный патронаж над искусст-
вом. «Когда художник творил для
	‚частного, патрона; — пишет Рид,—он
имел определенное представлевие о
‘том, что от него хотят». Выступая
	против народного искусства, протав
всяких попыток приблизить искусст-
во к широким массам. Рид клевещет
на людей из народа, заявляя, что они
не доросли до понимания подлинного
искусства. утверждая, что так назы-
ваемый «простой человек», то-есть
рядовой англичанин «в эстетическом
отношении мертвец». «Искусство, —
вещает этот реакционный теоретик,—
чисто биологический процесс».

Характеризуя. состояние искусство-
ведческой критики в Англии, даже
такой журнал, как «Лайф энд лет-
Tepe тудей», отнюдь не склонный к
трезвой и реалистической оценке по-
ложения, вынужден признать в
статье своего редактора Роберта Хэр-
ринга, что «настоящая театральная
критика рассматривается в Англии,
как снобизм».

Ополчаясь против реалистического
‘искусства, театральные критики в
`Англии всячески превозносят такие
пьесы, которые под флагом мнимого
новаторства преподносят зрителям
‘традиционную адюльтерную тему.
Соммерсет Могэм с его салонно-аль-
ковными пьесами попрехонему являет-
ся кумиром газетных рецензентов. С
одобрением отзывается критика 0
пьесе Флориды `Скотс-Максвелл «Я
сказал себе». в которой роль героини
‚исполняют одновременно три актри-
‚сы: каждая из них изображает ка-
кую-то сторону характера героини,
‘причем все эти актрисы одновремен-
но находятся на сцене. Подобное
«психолегические усложнение» пона-

“ЧЕРНЫЙ РЫНОК КУЛЬТУРЫ“
	°
В. РУБИН
Fey
	кролика»; «Дорогая Руфь»—<«абсурд-
ная по идее пьеса», «О, моя rocno-
жа», — «легкомысленный, приятный
дивертисмент об одном министре и
его любовнице» и т. д.

Широкая  фекламная кампания
превратила в «гвоздь сезона» буль-
варную  порнографическую — пьесу
Джона Ван Друттена «Голос горлин-
ки», изображающую < предельным
натурализмом любовные похождения
американского офицера и его двух
приятельниц. «Людям, любящим те-
атр, — писал’ прогрессивный англий-
ский писатель Джон Соммерфилд.—
грустно смотреть, как талантливые
актеры растрачивают способности в
такого рода пьесах».

Неудивительно, что те писатели и
драматурги. которые не хотят торго-
вать своим дарованием, все чаще по-
дымают голос протеста против па-
	губного влияния, оказываемого бур-
жуазной печатью на театральную
жизнь Америки. Драматург Артуо
	Люуренс недавно с возмущением пи-
сал о том, что театральная критика,
создающая успех пьесе,  способет-
вует появлению «стандартных брод-
вейских пьес». «Где у нас пьесы—
с горечью восклицает Лоуренс, —
герои которых — люди, а не просто
персонажи, пьесы, пытающиеся хотя
бы на долю дюйма проникнуть в
глубь. вещей?»
- Американская пресса активно под-
держала мероприятия «Комитета по
расследованию антиамериканской де-
ятельности», направленные ^ против
прогрессивных деятелей Голливуда.
Она‘ приняла ‘самое. активное участие
в травле антифашистского компози-
тора Эйслера. Если учесть, что
статьи. театрального обозревателя га-
зетного треста Херста или Скрипис
Говарда  перепечатывают десятки
провинциальных газет, то не трудно
представить себе, какой силой воз-
действия обладает театральная кри-
тика. служащая интересам реакции.
Неудивительно, что, Kak отмечает
«Аур тайм». честные писатели и
художники США «с отвращением и
ужасом относятся к этой рекламной
шумихе».

Буржуазная пресса Англии, по ме-
ре сил_и способностей, старается не
отетать’от заокеанских «образцов».
	Не так давно прогрессивный анг-
лийский журнал «Аур тайм», характе-
ризуя современное состояние буржу-
азной литературы и искусства в Анг-
лии и США, применил весьма меткое
выражение: «черный рынок культу-
ры». Как и всякий рынок, он,
естественно, нуждается в рекламе,
и буржуазная пресса в Англии
и США, не шадя усилий, пропа-
гандирует те суррогаты  культу-
ры, которые в изобилии поставляет
этот «черный рынок». Особенно боль-
шие «заслуги» в этом отношении при-
надлежат американской прессе. Из-
вестно. что в США преобладающее
большинство газет и журналов яв-
ляется собственнсстью или находит-
ся под контролем крупных промыш-
ленных магнатов; в их числе рокфел-
леровская группа, блок Моргана и
другие представители так называе-
мых «шестидесяти семейств». Эти
вершители судеб капиталистической
Америки определяют направление
прессы, в частности и в освещении
проблем, связанных C искусством.
Достаточно ознакомиться с театраль-
ными отделами таких изданий, Kak

_«Нью-Морк таймс», «Чикаго три-
бюн», «Тайм», «Ньюс уйк»; «Лайф» и
пр., чтобы увидеть, как последова-
тельно и планомерно осуществляет-
ся дезинформация общественного
мнения, как систематически отравля-
ются и развращаются вкусы читате-
лей. Все эти издания настойчиво
пропагандируют идеологическую
«продукцию», которая должна одур-
манить ее потребителей, отвлечь ‘их
от острых проблем современности,

`Умело рекламируя «произведения
искусства», отвечающие этим требова-
ниям, реакционная пресса широко
применяет метод так называемой «хо.
лодной цензурь» по отношению KO
всем прогрессивным деятелям культу-
ры; откликающимся на события дня

и затрагивающим наболевшие вопро-
сы. американской действительности
(например. расовая дискриминация).
Такие пьесы, как «Глубокие корни»
А. Д’Юссо и Дж. Гоу и «На авеню
Уитмена» Мэксин Вуд, были встре-
чены этой прессой ледяным молча-
нием. Но когда речь идет о произве-
	дениях, глубоко реакционных и упа-.
дочных эта же ‘пресся - посвящает
		буквально десятки столбцов смако-
ванию каждой детали, пытаясь соз-
дать у читателя впечатление, что пе-
ред ним подлинный шедевр высокого
и чистого искусства.

Усилиями театральной критики бы-
ла превращена в сенсацию декадент-
ская пьеса О’Нейла «Продавец льда
грядет». Газеты печатали о ней во-
сторженные рецензии. Журнал
«Лайф» уделил чуть ли не целый но-
мер фотоиллюстрациям отдельных
сцен этой пьесы. Между тем, драма
О’Нейла проникнута глубоко реакци-
онной идеей: человек может жить,
только обманывая себя бесплодной
мечтой, первая же попытка сопри-
коснуться с реальностью несет за
собой смерть и гибель.

Безнадежность, бессмысленность
всяких мечтаний — вот главный мо-
тив пьесы. Безысходно, мрачно на-
стоящее, еще беспросветней буду-
щее. Все персонажи О’Нейла—обре-
ченные, опустошенные люди. Единет-
венный их удел — жалкая иллюзия,
и если ее разрушить, то вступает в
свои права неумолимая смерть. В по-
строении пьесы О’Нейла есть эле-
мент полемики с Горьким. Если
Горький в «На дне» утверждает: «Че-
ловек—это звучит гордо», то в «Про-
давце льда» О’Нейл: говорит: «Чело-
век — это звучит низко. и гнусно».
Мрачная мораль пьесы американского
драматуфга бесконечно уничтожает
человека и рисует его, как жалкую,
безвольную, слепую игрушку рока:

Наряду с такими «проблемными»
пьесами. американская буржуазная
пресса настойчиво продвигает чисто
развлекательную драматургию, - лег-
кие и бездумные комедии и ревю.
Так, журнал «Тиетр артсе  монсли»,
претендующий на роль серьезного
театрального органа, из номера в но-
мер рекламировал пьесы, которые он
сам охарактеризовал, как произведе-
ния легкомысленные и не связанчые
с жизнью. Вот некоторые из них:
‘«Гарвей» — «пьеса, герой которой—
	симпатичный пьяница, находит уте-
шение в обществе большого белого
	 . Сысоев, П. Аболимов, В. Прокофьев, Б. Флягин, В. Вдовиченко,
	В. Качалов, М. Кедров, М. Прудкин,
Топорков, Р. Симонов, Б. Захава,
А. Герасимов, М. Петровский, Л. Ба-
	ратов, Б. Покровский, Л. Лавровский, К. Зубов, И. Берсенев, Ю. За-
вадский, А. Попов, Н. Охлопков, А. Таиров, П. Марков, С. Герасимов,
Г. Ряжский, В. Лобанов, В. Журавлев, Б. Волков, В. Рындин, И. Ра-
бинович, И. Федотов, В. Шестаков, Н. Шифрин, Б. Эрдман, С. Виш-
невецкая, Н. Соколова, Л. Силич, В. Татлин, Ю. Пименов, А. Ара“
	пов, Н. Волков.
		Редакциенная коллегия:
	В. Г. ВДОВИЧЕННКО (ответственный редактор), А. А. СУРОВ,
М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ,
Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦКИЙ, А. И. ШАВЕРДЯН.
	Государственный Институт театрального искусства
	им, А, В, Луначарского,
	Собиновский пер., д. 4. Тел. К 3-90-71.

В понедельник, 24 мая, 1948 г., в 7ч. 30 м. вечера
состоится защита диссертации Гурьевым Г. Н. на соискание ученой
степени кандидата искусствоведения. Тема диссертации:
«РЕЖИССЕРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ И ЕГО МЕСТО
В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СПЕКТАКЛЕМ».
	Официальные оппоненты: проф. Б. Е. Захава и проф. Ф. Н. Каверин.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.
	издательство — К 1-48-98.
	Институт истории искусств
Академии наук СССР
	сообщает, что конкурс на замеще.
	ние вакансии старших научных сд-

трудников по Сектору истории му-

зыки (по разделам русской и совет-

ской музыки) продлен до 15 мая
сего гола.
	м, а,
Совете Министров СССР с глубо-
ким прискорбием извещает о смер-
ти талантливого советского худож:
	ника, лауреата Сталинской премии,
заслуженного леятеля iwreeverta
	а “о деятеля искусств:
РСФСР

Владимира Владимировича
ДМИТРИЕВА,
	‘оследовавщен 6 мая с. г. и BHI.
жает соболезнование семье покой:
того.
		Адрес р дакции и издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны: секретариат, отделы информации, архитектуры, эстрады и цирка — К 4-15-66, отделы театра, музыки,
	Типография «Гудок», ‚Москва, ул Станкевича, 7.
	изобразительных искусств, кино — К 5-45-19;
	Зак: №-1293: