СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	КРИТИЧЕСКИЕ
ЗАМЕТКИ
		go
К. РУДНИЦКИЙ
	рят только серьезно, по возможности,
умно. Не улыбнется и зритель: как-то
неловко здесь улыбаться!
	Но вот волей автора и постановщи-
ка Н. Петрова закрывается занавес
справа, открывается занавес  слева.,
Мы у Сверчковых. Глава семейства,
самодовольный стяжатель и лентяй
Сверчков (Д. Черневский), его жена.
—якапризная и взбалмошная мещанка.
Ольга Дмитриевна (Э. Мильтон), его.
заместитель мелкий мошенник Тур-
каза (А. Киров) — знакомые все ля-
ца, живо изображенные актерами. Мы
видим в этих эпизодах зачатки обще-
ственной сатиры, бегло намеченные”
карикатуры. Но они, эти люди, лишь.
лениво демонстрируют со сцены евою’
ничтожность. Поневоле думаешь о
том, насколько активнее и опаснее
подобные персонажи в реальной жиз-
ни!

У нас уже вошло в обыкновение.
писать комедии без конфликтов. Ко-
медия Л. Первомайского, в которой
люди передовые и люди отсталые чо-
ставлены «рядом», а не друг протиз
друга, — наглядный пример такой
статичной, иллюстратизной, скучной
комедиографии,

Однако драматург Ф. Кравченко
написал, а Геатр им. Ленинского
комсомола поставил комедию «Жар-
кое лето», в которой ковфликт наме-.
чен. довольно отчетливо. Председа-
тель колхоза «Рассвет» Полозов не
понимает новаторских опытов агроно-
ма Коваля. On сомневается, вол-
нуется, не верит в успех Коваля. И
автор посмеивается над этим кряжи-
стым, волевым, вспыльчивым  стари-
ком. Актер В. Марута верно, серьез-.
но, а потому и забавно представляет.
характер, взятый из жизни. Но сам
‘Андрей Коваль (арт. В. Соловьев}
уже не доступен смеху. Его правота
очевидна, его победа предрешена, и
даже Полозов не решается - от-
крыто бороться с Ковалем, он только
все время робко сомневается в его
удаче,
	  А если.бы между Полозовым и Ко-
валем завязалась жаркая борьба? Ду-
мается, что это не пошло бы на поль-
зу комедии. Слишком серьезен cam
предмет конфликта, Слишком боль-
шая и драматическая тревога за <удь-
	бы урожая, за судьбы хороших людей   Цать минут.
	схватила бы зал. Вилимо. основной
	  конфликт комедии Кравченко — кон-
	фликт не комедийны

{

+
	еликий сын
	Сегодня исполняется 000’ лет <о
дня рождения великого узбекского
поэта Алишера Навои. Эту ‘славную
дату отмечают все народы нашей `со-
ветской Ролины. подлинные наслел-
	ники и ценители всего велавого а
прекрасного, что создано `человечест-
ROM.
	Алишер Навои принадлежит к чис-
лу корифеев художественного слова
и мысли, обогативших сокровищницу
мировой культуры произведениями
большой художественной ценности и
философской глубины.

Наряду < именами величайших
творцов, выражавших чаяния и твор-
ческий гений своего народа, таких,
как Низами, Руставели, Пушкин.
Шевченко, Абай и другие, имя Али-
шера Навоч близко и дорого совет-
скому народу.

Навои жил и творил во второй по-
ловике ХУ века во времена правле-
ния последних тимуридов. Этот пери-
од характерен глубокими противоре*
чиями в политической и социальной
жизни Хорасана и Мавераннахра (ны-
нешняя территория Узбекистана). В
этих областях, принадлежавших He-
когда обширной империи грозного
завоевателя Тимура, краткие перио-
ды относительного спокойствия пе-
ремежались жестокими междоусобны-
ми войнами, кровавой борьбой много-
численных претендентов на престол,
грызней феодалов.
	Все это неизбежно приводило к об-
нищанию народных масс, к опусто-
шению и разорению городов и целых
областей страны. Культура феодаль-
ной аристократии, увлекавшейся по-
эзией, искусством, проявлявшей инте-
рес к философии и науке, покоилась
на беззастенчивой  эксплоатации и
грабеже народных масс.

На этом фоне мощно прозвучал: го-
лос поэта-гуманиста Алишера Навои,
В своих произведениях он смело вы-
ражал передовые для своего времени
идеи, согретые горячей любовью к
человеку:
	Высоким званьем «человек» достоин
зваться тот,

Кто о народе никогда не ослаблял
забот.
	Алишер Навои родился в 1441 ro-
ду в Герате, в семье крупного тиму-
ридского чиновника. С детства Али-
щер проявлял выдающиеся способно-
сти к учению и особенно к усвоению
поэтических произведений. Уже в
школьные годы он знал тысячи строк
из стихов персидских и тюркских по-
этов.
	Алишер учился в Герате, в Мешхе-
де и Самарканде у знаменитых уче-
ных того времени. Поистине широк
был круг его интересов. Он занимал-
ся философией, медициной, каллигра-
фией, богословскими науками, исто-
рией и науками прикладного характе-
ра. Но постоянной его любовью
пользовалась поэзия.
	Навои проделал огромную работу,
оставившую глубокий след в истории
узбекской литературы и языка. Роль
его в развитии узбекской культуры
столь велика, произведения, написан-
ные им, настолько прекрасны и ори-
гинальны, что заслонили собой все,
созданное ло него,
	Гениальный Навои написал множе-
ство произведений — художествен-
ных, научно-философских, этических.
Все они -были написаны на’ презирае-
		стократических и литературных-кру-
Pax узбекском языке, когда в госу-
дарственной, общественной и литера-
турной жизни господствовал чуждый
народу персилекий язык.
	До Навои никто так глубоко не
понимал значение и роль родного
языка и литературы для историче-
ского развития и судеб узбекского
народа. Совершенствование языка, так
же как культуру и просвещение на-
рода, Навои считал делом первосте-
пенной важности, Этому он посвятил
всю свою жизнь. Навои создал заме-
чательный лингвистический труд
«Тяжба двух языков» (персидского и
узбекского), в котором доказал бо-
гатство и красоту узбекского языка,

Особенность Навои как государст-
венного деятеля (он был витязем
султана Хусейна Байкары), выделяв-
шая его среди других государствен-
ных деятелей той эпохи. состояла
	зоекского народа!
			разованные женшины, стремящиеся
порвать путы средневекового бы-
та и жестоких нравов эпохи.
Гениальные творения великого y3-
бекского поэта и сегодня вдохновля-
ют лраматургов, режиссеров и ар-
	место.   тистов узбекской снены на создание
	образов любимых народом легендар-
ных героев Фархада и Ширин, Лейли
и Меджнун, Сухайль и Мехри и
других. Инсценировки крупнейших
произведений Алишера Навои поль-
зуются огромной популярностью сре-
ди трудящихся Узбекистана и мно-
гие голы не сходят со сцены теат-
	  ров республики.
	Впервые постановка произведений
Навои была осуществлена в 1922 го-
ду в Ташкенте. Молодой театраль-
	д руководетвом H3-
	вестного музыканта Шаарахима Ша-
умарова показал музыкальный  спек-
такль «Фархад и Ширин», Музыкаль-
ное оформление спектакля было со-
ставлено из народных классических
песен. н мелодий. Через три года пье-
са была поставлена в Самарканде,
где роль Ширин впервые исполняла
женщина — одна из первых актрис
узбекской сцены Мария Кузнецова.
	Музыкальная драма «Фархад и Ши:
`рин» явилась плодом коллективного.
творчества многих деятелей театра и

музыки, отбиравших для пьесы лут-
шие образцы музыкального твор:
	чества.
		ление Маши, но и дли-
тельный спор < ней и за-
бавная ревность к ее ус-
пехам в той же научной
области, в которой рабо-
тает Голубкин, и смеш-
ное положение, в кото-
ром он в конце концов
оказывается, зазтавляют
героя комедии задумать-
ся а постигнуть ©мысл
своих заблуждений.

На сцене Театра ‹ати-
ры в постановке О.
люса мы увидели в ро-
ли Голубкина И. Любез-
нова, превосходно игра-
ющего эту роль. Без ма*
лейшего  утрирозания,
серьезно, увлеченно иг-
рает Любезнов, и пото-
му поведение Голубки-
ва выглядит особенно
смешным. В постановке
Д. Тункеля, в целом
очень тщательной, про-
думанной (Центральный
театр Красной Армии),
артист А. Ходурский, _
весьма озабоченный тем
обстоятельством, что иг-
рает комедию,  стара-
	‘’телыно выпцячивае?т все
	Смех публики есть награда комиче-
скому актеру. — заметил Белин-
ский, Эта простая мысль енова и CHO-
ва приходит в голову, когда <мотришь
иные современные комедийные спек.
такли, когда видишь, как хорошие,
талантливые артисты стараются за.
служить эту необходимую награду и
не всегда достигают цели.

В комедии Леонида Первомайского
«Рядом с вами» на сцене смеются,
прыгают, радуются. Единственно с
той целью, чтобы на сцене было
шумно и весело, в пьесу введены
двое детей — шустрые мальчик и. де-
вочка. которые не устают забавлять-
ся. Но в зале Центрального театра
транспорта почти все время стоит
прохладная тишина. Со спокойным
любопытством смотрят: зрители на
сцену. В их глазах нет увлечения, нет
возбуждения; нет ‘страсти. Вы не про-
чтете на лицах. зрителей ни сочувет-
вия, ни насмешки. Почему? Потому,
что сочувствовать по-настоящему не-
кому. Потому, что. нет на сцене лю-
дей, которых страстно хотелось бы
увидеть в смешном положении.

В комедии Первомайского нет ни-
каких страстей, нет никакой борьбы.
Две семьи живут рядом. На «цене
две комнаты — справа для положи-
тельных героев. слева — для отри-
цательных. Сравните обывателей,
	трутней Сзерчковых, с честными, хо-
ми людьми. Тихомировыми и по-
сь ная Сверчковыми — поел-.

есь над Сверчковыми — пред-
г нам поаматург. Посмотрите,
	М. АИБЕК
red ¢

султаном, вопрос 06 отношении к
народу занимает центральное место.
Политическим идеалом Навои была
просвещенная монархия, ‘способная
создать централизованное государст-
во и обеспечить законность в стране.

Отмечая прогрессивные для своего
времени взгляды Алишера Навои,
нужно в то же время вскрывать также
и слабость его мировоззрения. Фило-
софские взглялы Навои не свободны
	ог религиозно-мистических элемен-
	тов. В его произведениях есть места,
исполненные пессимизма, размышле-
ний о «бренности земной жизни», о
мирской суете и т, д. Все это об’яс-
няется условиями жизни той эпохи,
разрывом между мечтой поэта и
жестокой действительностью.
	Навои-на много веков определил
	развитие узбекской литературы и
внес ценный вклад в мировую сокро-
вишницу художественного слова.
	Вдохновенное слово поэта вот уже
пять веков сверкает, подобно  звез-
дам, в его произведепиях — газелях
и поэмах. Перелистывая сейчас вели-
кие твореняя Навои, мы на каждой
	странице чувствуем могучее течение
	чистой, светлой реки его живых мыс-
лей, горячих чувств. Слова его сти:
хов и песен несут в себе огонь боль-
	забавные эпизоды роли,
которая сама по себе,
зидимо, кажется ему не.
достаточно смеизной. Но
эффект, как и обычно в
таких случаях, оказы-
вается обратным. Отка-

Сцена из
Бабурина -
	 зывая Голубкину в ис-
	Сцена из спектакля «Вас вызывает Таймыр»,
Бабурина — артистка Т. Беляева и Дюжиков —
арт. В. Доронин. Фото 0. Шингарева.
	В комедии А. Галича и К. Исаева
«Вас вызывает Таймыр» нет Сверчко-
вых. Директор филармонии Кирпич-
ников восхищается своими комедий-
‘ными партнерами, повторяя о каждом
из них: «Он — хороший, очень хоро-
чний человек». Человек < далекого
Таймыра, тодушный и открытый
Дюжиков (В. Доронин), завоевывает
общую <импатию так же легко и есте-
ственно, как общительный и отзывчи-
вый Кирпичников (П. Поль), каки
‘дедушка Бабурин {В. Лепко), старик
своенравный и строптивый, как моло-
дой, робкий, нерешительный геолог
{Б. Горбатов). Эти временные обита-
тели номера тостинины «Москва»,
как и все их званые и незваные го-
сти, открывают, думается’ одну из
важных тайн современной комедии —
в них есть то радостное, то новое, что
существует в самой жизни, то, чего
не умеют видеть некоторые коме-
‘диографы.

Постановщик А. Гончаров в Москов-
ском театре сатиры хорошю понял вы-
игрышную сторону пьесы. Он сумел
передать в спектакле то ошущение
радостной и бодрой атмосферы нашей
жизни, которым проникнуты наиболее
удачные эпизоды пьесы. В этом
спектакле на подмостках не смеются.
Кажется, даже не улыбаются. Людям
на сцене некогда смеяться над теми
забавными положениями, в которые
они попалают. Некогда потому, что
они всецело захвачены общим делом,
которое стало личным делом каждо-
то. Они увлечены не на шутку, Они
озабочены и серьезны. Здесь нет_зло-
козненных отрицательных  персона-
жей, чьи фиаско могли бы вызывать
веселый смех. Отчего же мы так
много смеемся на спектакле в Театре
сатиры? — Водеваль! — отвечают
иные; — Игра комедийных положе-
ний! Но, думается, дело не только 8
этом. ~
-` Луюинее,  что есть в этом спектакле,
	Тихомировой и‘ Коваля, коме:   — ощущение того, что Кирпичников
	: кала, ко AA eh ed Sy pe BREEN Pn EY
  как не везет Сверчкову, который ду-

В 1934 году композитор В. Успе

eee ото ьхта позах ОТО НЕ
		мает только о себе. И как`удается все
Тихомировой — женщине чистой, ду-
шевной, передовой, мало -озабоченной
устройством своего квартирного ую-
та, Мы соглашаемся с автором — да,
он прав. Не надо: жить, как Сверчков.
Надо жить, как Тихомирова. Но — да
простит нам авторГ — эту истину
каждый посетитель театра знал за-
долго до начала юнектакля. Задача
автора сложнее. Он должен столкнуть:
характеры в комедийных положениях,
в борьбе, силой смеха утвердить
мысль своей пьесы,
Оказывается, однако, Что автору
гораздо легче рассмешить своих пер-
сонажей, чем своих. зрителей.
Персонажи любого из комедийных
жанров должны чего-то хотеть, чего-
то добиваться, должны быть охваче-
ны страстью, увлечены мечтой, долж-
ны вступать в борьбу с каким-то пре-
пятствием. Персонажи Первомайско-
го ни в Какой конфликт не вовлечены.
Сверчковы и Тихомировы могли бы
прожить рядом еще не один десяток
лет, изредка ссорясь. возле рукомой-
ника, на кухне или из-за телефона.
Автору, очевидно, кажется, что
тупость и косность Сверчкова и вуль-
гарное жеманство его жены сами. по
себе достаточно смешны. Правда, ав-
тор создает несколька забавных си-
туаций, в которых. чета Сверчковых
выглядит особенно. нелепо. И. в эти
моменты ему иногда удается рассме-
шить зал. 2: 8 3
	В отношении к положительным. пер-  \
	сонажам. dl. Первомайский проявляет
невероятную робость. В его’ комедии
много хороших людей, но улыбку в
адрес кого-нибудь? из них автор счел
бы, видимо, кошунством. Демобили-
зованный хирург, Любовь Сергеевна
	Тихомирова, выше всяких покушений.
	на улыбку. Она?= хероиня драмы, а
вовсе не комедии. Нервомайский не
рискует вызыв5 в даже сочувствен-
ный смех пох длками своей героини.
И Л. Скопи»/ Ждаровитая, ‹ хопытная
драматичесь-0..^триса, верная указке
автора, играет. Уихомирову ‘по. ‘зна->
Хомому лирическому трафарету — иг-
рает серьезно, традиционно, сдержан-
но. Жених Тихомировой полковник
Семибратов (А; Краснопольский), как
и полагается жениху героини, <уров,
монументален, во. всем безошибочно
прав. Ее мать Варвара Борисовна (Р.
Арсеньева) столь же трафаретно тро-
гательна и нежна. Никто из них ни-
когда ни в чем не ошибется, ничего
не спутает. Можно ли винить_актеров
	за то, что они сне вызызают даже
	улыбки? Право же, это было бы не-
справедливо. Бесстрастные, пресные,
рассудительные „люди приглашены
автором на комедийную сцену. Очи
живут рядом со Сверчковыми, доволь-
ны своим превосходством над ними,
но у них нет желаний, которые шли
бы вразрев с желаниями Сверчко-
вых. У них нет и настоящих характе-
ров, во всяком случае мы об этих
далеко запрятанных характерах мо-
	  KOM только догадываться. Когда pa3-
	двигается правая половина занавеса
и нашему взору предстает комната
Тихомировой, мы сразу чувствуем,
что автору не HO ©меха. Злесь гово-
	В. М. Васнецов, Портрет работы
И. Крамского, ›
	менники, однако, нередко не улавли-
вали внутреннего родства «жанра» и
«истории». А ведь и в жанрах Репи-
на, и в исторических картинах Сури-
кова, и в пейзажах Куинджи и Шиш-
кина было единое большое эпическое
дыхание, подлинное величие и герои-
ка. Новые искания Васнецова лишь
внешне резко контрастировали с его
бытописательством, Недаром сам Вас-
нецев утверждал: ‘ «Противоположе-
ния жанра и истории в душе моей ни»
когда не было, а, стало быть, и пере-
лома или какой-либо переходной
борьбы во мне не происходило»,
	К новой тематике Васнецов  подо-
шел как подлинный реалист-историк,
который заботитея не только 06 ар-
хеологической точности своей кар»
тины, но и о жизненной правде ее об-
разов, тщательно подбирая прототи-
пы своих героев в живой совре-
менностн. В ряде же случаев Вас:
нецов отталкивается в создании кар-
тины непосредетвенно от  дейетви-
тельности, лишь позднее подводя пол

шого сердца, потому что поэзия для  скии впервые гармонизует музыкаль»
Навои была не развлечением, не уп- ную драму, используя симфонический
	сохраняя

народ-
	ражнением в тонкостях поэтического оркестр, Бережно
	искусства и создавалась им не для ный колорит, композитор ввел в пье-
	развлечения пресыщенных
	кругов,   су двухголосный хор. Через 15 лет <о
	служила для него средством выра-  дня первой постановки коллектив мо-
жения самых сокровенных мыслеи иИ  лодого узбекского музыкального теат-
	чувств, средством проповеди
	идей,   ра с успехом показал спектакль «Фар.
	кренности, актер TEM Cae
мым лишает комедию смысла и по-
рой ставит в челепое положение Ма-
my — Л. Добржанскую, так нежно,
так серьезно направляющую старого
друга на путь истинный. В серьезно-
сти и естественности Маши — Добр-
жанской куда больше понимания при-
роды комического, чем в. чрезмерных
	усилиях ее сценического партнера.
	Актерам, играющим молодежь, оБ-
ружающую Голубкина и Машу, при-
ходится значительно труднее, «Мо-
лодые» роли пьесы — Коля, Аленка,
Тося Чижова — написаны автором го-
раздо схематичней и примитивней, чем

ли старшего поколения. Молодость

оли, Аленки и Тоси — молодость
физическая, а не духовная.
	Любовь Голубкина и Маши воск-
	есла через 15 лет, любовь Тоси к
оле готова погаснуть через пятнад-
	Эта подозрительная примитивность
мыслей и легкость чувств об’ясняет-
	а драматиче-! ся тем; что вокруг двух хазактеров в
	волновавших лучшае умы человечест-   хад и Ширин» в Москве, в дни дека-
	ды узбекского искусства.
	ва на протяжении многих веков.
	Газели и стихи самых различных
форм Навоя собрал в одну книгу,
	В эти же годы на сцене узбекского
театра появляется музыкальная дра-
	известную под названием «Чар-ди-   ма’ «Лейли и Меджнун», написанная
ван» («Четыре сборника») и состоя-  по мотивам ‘известной поэмы Навои
	щую из сорока семи тысяч строк.
	«Чар-диван» — книгу, отличаю-
щуюся богатством и многообразием
мотивов, можно назвать морем поз-
зии. Каждая страница этой книги, в
основном состоящей из  стихотворе-
ний любовного и философского со-
держания, представляет собой  див-
ный венеи лирической поэзии.
	(музыка композитора Т. Садыкова). В
1940 году Узбекский театр оперы и
балета вновь обращается к бессмерт-
ным произведениям Навои. Он осу-
ществил постановку второй нацио-
нальной оперы «Лейли и Меджнун»,
музыку которой написали компози-
торы Р. Глиэр и Т. Садыков. В этом
спектакле раскрылись замечательные
дарования артистов узбекской сцены.
	Мы уже говорили, что для Навои   Большой успех выпал на долю Хали-
	Насыровой, исполнительницы
	На   партяи Лейли. Она создала поэтиче-
	ский образ, полный чарующшего лириз-
	литература и: поэзия были не развле-   мы
	выражения
ших. идей.
	чением, а средством выра?
родном языке его больших
	течением времени поэт ставит перед   ма, наполненный правдой чувств. 3a
собой все более и более высокие Це-   блестящее исполнение этой сложной
	Халима  Насырова была
	ли. Он решает создать «Хамсу» (ПЯ-   партии
	терицу) — опять поэм.
	ский, Именно тютому автор не может,   комедии Арбузова расположены ус-
	ловные фигуры, персонажи, имеющие
лишь чисто внешние обозначения, Ко-
ля недавно защитил диссертацию.
Это елза ли не главное, что мы ©
нем знаем, Но ведь и хирург Тихоми-
	’рова из пьесы Первомайского тоже
пишет диссертацию! И агроном Ко-
	валь из пьесы Ф. Кравченко также з8-
канчивает диссертацию! Думается,
что это — не случайное совпадение.
Вернее всего — это вошедшая в оби-
хол отииска, которой охотно пользу:
ются наши комелиографы, чтобы ук-
лониться от необходимого раскрытия
	  хазактера в действии. Слово «харак-
	тер», впрочем, здесь едва ли приме-
имо. В комедию вхолит некий отвле-
аннтй юимвол положительного ге-
	‚ ченный символ положительного ге-
`роя — человек с диссертацией под-
t

мышкой.
		мышкой.
Чате’ всего как цы вилёли на ow
	оставаясь в пределах комедийного
жанра, довести свой конфликт до на-
стоящей театральной напряженности.
	‚’ Комедия Ф. Кравченко и без того.
	больше похожа на драму. Добрая по-
	 ‘ловина пьесы проходит без единой
	улыбки. Постановщик И. Берсенев
придал пьесе большую внешнюю до-
стоверность, заострил некоторые за-
бавные ситуации, постарался вызвать
смех зрителей там, где пьеса вызы-
вает лишь улыбку. Этому способству-
ет и настоящая увлеченность, ощути-
мая в игре Н. Кутасиной (Клава Бу-
ренкова), В. Благовидовой (жена По-
лозова), Т. Окуневской (звенъевая
	Лиза). Но все же на сцене смеются ! НИМО.
‘Гораздо чаще, чем в зале.   че НЕ
	А. Арбузов, автор «Бстречи с юно-
стью», думается, достиг более значи-
тельных. успехов в поисках комедий-
	ного конфликта и комедийных харак-   мерах
	удостоена Сталинской премии.
	Произведения Навои инеценирова-
лись не только в виле музыкальной
драмы или оперы. Молодой узбек-
ский композитор М, Левиев в содру-
жестве с драматургами В. Губской и
А. Атабаевым, используя мотивы по-
	Начав творить, газелям лань я
щедро отдавал, —

День страшного суда людей не
так бы взволновал,
Но. малым делом я считал газели
пля себя,
	Значительнее намечал я цели для эмы Навои, написали балет «Сухайль
	себя...
	и Мехри», успешно поставленный мо-
лодым танцовальным коллективом
Театра им. Мукими.
	последние годы драматурги
композиторы работают над <оздани-
ем драматических и музыкальных
произведений, посвященных жизни и
пеятельности великого - узбекского
поэта. На сцене Драматического те-
атра им. Хамза -с -успехом идет исто-
рическая драма «Навои». В этом
спектакле драматурги И. Султанов
и Уйгун в содружестве с творческим
коллективом театра. рассказали о
классике узбекской поэзии, отдавщем
	ва РОДНОМ   свою жизнь, свое искусство служе-
		..Я жил в тревоге, размышлял и
: дни и ночи все, —
И сердцем обратился я в конце
концов — к «Хамсе»,
	Прошел я горы и моря, за ТЯЖКИЙ   ем драматических
	.. Труд берясь,
Но с полпути‘я не свернул, неё ^^
сбросил ношу в грязь.

«Хамса» как жанр „была гордостью
персидского языка, безраздельно гос-
подствовавшегс в этот период в MH
тературе и общественной жизни стран
переднего Востока. Навои задался
целью создать «Хамсу» на родном
узбекском ‘языке,
	В «Хамсу» Навои входят следую-
щие поэмы: «Смятение праведных»,
«Фархад и Ширин», «Лейли и Мед-
жнун», «Семь планет», «Вал Ис-
	кендера». В этих поэмах Навои вос-
	пел гимн человеческому разуму, кра-   „Алишер Навои».
	соте, творческому труду. Покрови-
тель наук и искусств своего  време-
	теров. Чуть задумчивая, мягкая пье-   диограф сам словно побаивается ©сз-   прав, что все персонажи лействитель-
	са Арбузова не скучна в своей нази-
дательности, Она поучает, развле-
	HO хорошие люди, родные и близ-
кие нам. Мы разделяем их увлечен-
	диограф сам словно побаивается COse
данной им схемы положительного ге-
поя не решается шутить © авторами
	кая, она’ не дает никаких готовых ре-  лиссертаций, Излишиюю щепетиль:   ность мечтой о далеком полуострове,
	цептов, но проникнута оптимазмом и
	жизнелюбием. К сожалению, только
	две главные роли комедии написаны
действительно остроумно. — Максим
Голубкин, в недавнем прошлом —
известный селекционер, потерял бы-
лой интерес. к научной работе, погряз
в мелких повседневных делах.
	Страсть к новаторству сменилась 6бо-
	язнью риска, Излишняя осторожность
и равнодушие пришли к Голубкиву не
< летами, а с успехами, вскруживши-
ми ему голову. И вот происходит
«встреча с юностью». В город возвра-
щается Маша — женщина, которую
Голубкин любил, с которой он рас-
стался пятнадцать. лет назад. После
ряда комических перипетий старое
чувство вспыхивает снова и вместе
с ним приходит понимание собствен-
ных ошибок, стремление наверстать
упущенное, повернуть жизнь на пра-
вильный путь. Не только само появ-
	нее сюжет сказки. Гак, по всей веро-
ятности. была создана и знаменитая
«Аленушка», показанная на [Х Пере-
	движной выставка 1581 гола вместе ¢
	картинами «Битва русских со скифа-
ма» и «Три царевны подземного цар-
ства». :

Известно, что в «Сказке об Але-
нушке и братце ее Иванушке» нет
эпизода, воссозданного Васнецовым,
На камне возле речки силит, приго-
рюнившись, босоногая, простоволосая
девушка. Она пристально смотрит
в глубь холодных вод широко откры-
тыми глазами, в которых затаились
тоска и боль, Кругом — грустный,
безмолвный лес. тянутся ввысь вер-
хушки елей, трепешут тонкие пожел-
тевшие осины,

Здесь, собственно говоря, нет ника-
кой сказочности, тем более, что нет
и точного соответствия сказке. Но за-
то великолепно передана скорбь оби-
женной девичьей души, ишушей уте-
шения в глуши осеннего леса, И нет
необходимости, как того требует
сказка, видеть в омуте Иванушку,
чтобы понять, почему так-глубоко то-
скует эта одинокая девушка, как бы
олицетворяющая «печаль народную».

Линия сказочных сюжетов завер-
шается картиной «Иван-царевич на
сером волке», Частично к ней примы-
кают эскизы для постановки пьесы-
сказки Островского «Снегурочка» и
оперы Римского-Корсакова того же
названия. :

Мы говорим «частично примыкают»,
ибо здесь господствует не столько
сказочная фантастика, сколько  ска-
зочная роскошь. С изумительной изо-
бретательностью варьирует художник
мотивы народного декоративного ис-
кусства, создавая чарующие костюмы
для действующих лиц, пышные пала-
ты Берендея, красочную слоболу Бе-
рендеевку. Однако он не забывает
выразительно обрисовать и облик ге-
роев: трогательную, хрупкую, печаль-
ную Снегурочку, веселого Леля-пев-
ца, мудрого старца  царя-Берендея.
Эти эскизы Васнецова имели перво-
степенное значение в развитии рус-
ского декорационного и декоратив-
ного искусства, «Никогда еще ничья
фантазия не заходила так далеко и
так глубоко в воссоздании архитек-
турных форм и орнаментики древней
Руси», писал Стасов об этих рабо-
тах Васнецова, Однако основной и
наиболее мощной ветвью творчества
Васнецова оставались произведения
эпического, монументального  харак-
тера,.Велед за картиной «После побо-
ища Игоря Святославовича с полов-
пами>. Васнецов: создад «Битву фус-
	ность пооявляют драматурги и по 91°
	‚где рождается новая жизнь. Мы ви-
	ношению к тем, кого они сами избрали   дим сквозь хитросплетения интриги’

об’ектоьм смеха.
	их счастливую уверенность в пра-
вильности собственных поступков.
Жаль только, что авторы, увлекшись
традиционной «путаницей», к концу
пьесы превращают «поиски смешного»
в самоцель, используют высокие. че-
ловеческие качества своих героев —
их отзывчивость, товарищескую чут-
кость лишь для того, чтобы ставить
	Наши комедиографы нерешительно
выводят на сцену персонажей, обла-
дающих ярким и определенным ха-
рактером, еще реже сталкивают
характеры в сценической борьбе и
почти всегда бывают до робости поч-
тительны по отношению к лицам
«дурного поведения», Такие досадные
тенденции уволят комедию от жизни.
	ни, созданные народом, Посредине —
глава русских богатырей, крестьян-
ский сын Илья Муромец. По правую
руку от него—Добрыня, по левую —
Алеша. Все трое — силачи. богаты-
ри, а крупнее и мощнее всех — Илья.
Но он одарен не только страшной фи-
зической силой. Он мудр, нетороплив
и смекаласт, открытое благородное
лицо его светится отвагой. Другого
характера Добрыня — порывист, го-
ряч, под ним и конь нетерпеливо по-
храпывает и прядет ушами, Алеша

опович — «силой не силен, да Ha-
пуском смел», как характеризовал его
Илья — сдержаннее, хотя его быст-
рые глаза выдают живой ум и темпе-
рамент. Эти собирательные типы об-
рисованы < поразительной простотой
и силой, Все в этой картине удиви-
тельно гармонично: и пейзаж, и лю-
ди — все поражает своей суровой
простотой и мощью. И то, что зри-
тель узнает в этом пейзаже черты
родной природы, позволяет  осяза-
тельнее почувствовать образы народ-
ных героев. . De,

«Кто дал мне положительный тол-
чок к уразумению древнерусской жиз-
ни — так это Васнецов», отмечала
художница Е. Поленова, руковоли-
тельнаца созданной Васнецовым Аб-
рамцевской ремесленной мастерской.
Этим словам вторят мысли одного из
великих современников Васнецова —
Репина, который писал ему: <...есл
кто меня шевелил — учил самому
важному в искусстве — творчеству,
так это ты; да и не меня одного. Ты
огромное впечатление производишь
на всю русскую школу»,

ам нет нужды закрывать глаза
на противоречивость облика Васненцо-
ва и как художника, и как мыслите-
ля, но в лучших своих произведениях
он сумел преодолеть разлвоенность
своего художнического бытия, не-
умолимый отпечаток на которое Ha
ложила тяжелая, мрачная эпоха вре-
мени расцвета его творчества — 80-е
годы.

«Я всегда только и жил Русью»,
говорил Васнецов, и эти слова были
подтверждены творческими, победа-
ми художника - патриота, Создан-
ные им замечательные произведения
по праву стали глубоко народными,
ибо их освещают высокие народные
идеалы героизма, доблести и душев-
ной чистоты. В былинах и сказках, в
народных песнях и изделиях народ-
ного прикладного ‘искусства нашел

аенецоз неисчерпаемые источники
вдохновения и сумел претворить это
народное достояние в образах боль»
шого монументального искусства. -
	io LEE Yet 157“, 1:

антастической быстротой скан-
ф , POTOH pa их в нелепые положения.

вается в совершенных гфехах, затем
	вается в совершенных грехах, затем
символически переходит на правую
половину сцены, туда, где Л. Перво-
майский сосредоточил положительных
героев, и провозглашает в публику:
«Хорошо жить ‹ чистой совестью,

граждане!»,
	А граждане вовсе не желают вы-
слушивать нравоучения Сверчкова.
Они хотели бы зло, от души посме-
ячться нал ним.
	ских со скифами». Полотно рисует мо-
мент напряженной схватки двух всад-+
ников — русского витязя в шишаке и
кольчуге, замахнувшегося тяжкой па-
лицей, и скифа, нацелившегося ему в
грудь копьем. В 1883 году Васненов
начал работу над 14 большими компо-
зициями на мотивы из жизни людей
каменного века для Исторического
музея в Москве, ярко воссоздав дале-
кое, седое прошлое своей страны.

В этой же связи нельзя обойти
молчанием и одолголетнюю работу
художника по росписи Владимирско-
го собора в Киеве, начатую им в 1885
году. Принимаясь за нее, Васнецов
мечтал возродить высокий монумен-
тальный стиль древнерусского цер-
ковного искусства, в котором ярко во-
плотились некоторые из наиболее ус-
тойчивых и глубоких нравственных
народных идеалов. Однако в новых
условиях религиозная тематика неиз-
бежно смыкалась с реакционным
идейным содержанием, тем более, что
весь тематический план росписи был
указан художнику и он не имел пра-
ва от него отступать. Работа в храме
потребовала от художника колоссаль-
ного напряжения сил, но идейная на-
правленность большинства фресок и
мозаик ложна, — они несомненно от-
дают мистикой. И это не замедлило
сказаться на их художественном ка-
честве; они сухи и застылы.

Суровой героикой веет, напротив,
от «Ивана Грозного», в котором так-
же есть элементы стилизации под
«иконописное» изображение. Однако
в целом это удачная попытка вос-
создания образа грозного, но мудро-
го и властного царя Ивана, как он
запечатлелея в памяти народа. Дол-
гое время, пока Васненов был оторван
от своих картин заказной работой по
	росписи Владимирского собора в Ки-
	еве, в его мастерской стоял заветный
холст огромнейших размеров, начатый
им еще в начале 80-х годов, но так и
не оконченный в течение пятнадцати
лет. Изображены на нем были рус-
ские богатыри: Илья Муромец, До-
брыня Никитич и Алеша Попович,
выехавшие на рубеж посмотреть, «не
ожидают ли где кого» Только в
1898 году. наконец, картина была
окончена и выставлена, получив при-
знание лучшего создания мастера, «Я
считаю, — писал Стасов, — что в ис-
тории русской живопнси «Богатыри»
Васнецова занимают одно из самых
первейших` мест»,

Среди степи на фоне покрытых ле-
сами холмов высятся три всадника,
три  героя-побратима, вошедшие в
сказания о подвигах, в былины и пес-
	Молодой узбекский композитор
М. Бурханов заканчивает оперу
«Навои» (автор либретто поэт Уйгун).
Большим успехом пользуется постав»
ленный Ташкентской студией фильм
	отделяет
жил чи
	Половина тысячелетия
с от того периода. Korda
	И потому, посмеявшись HOMHOTO
над носителем общественного — зла,
они торопятся поскорее вывести свое-
го обвиняемого в подзащитные. Тот
же Сверчков в пьесе «Рядом с вами»,
откровенный пошляк и циничный
	«приобретатель», к концу комедии C
	ни. Навои в своих поэмах развивает   нас от того периода,
	илеи о необходимости распростране-   творил Алишер Навои. Многие фи-
	и высказывания
е феодальной
от нас, людей
с все лучшее,
	лософские взгляды И
Навои, обусловленные
	ния наук и искусств среди нзрода.
Герои. поэм «Хамсы» являются
	‘воплощением идей’ добра, дружбы,   эпохой, весьма далеки от нас, люден

верности, любви. Они исполнены! советской страны. Но все лучшее,
‘любовью к творческому  созидатель-   передовое, прогрессивное в творчест-
  HOMY труду.   ве Навой — его любовь к Родине, к

пвраАззЗя wvanARrv nrAaAY HOUVRUTA перепт
	‚ своему народу, преклонение передо
  наукой и трудом, проповедь дружбы,
	любви и, наконец, вера в торжество
разума и справедливости — близко и
дорого советским людям.
	ТАШКЕНЕ.
	ных деятелей той эпохи, состояла, Изумительны женские образы поэм
в том, что великий поэт прежде все-   Навои. — образы Ширин, Лейли, Ди-
го заботился об интересах народа.   ларам. Они полны глубокой духовной
	В литературной, В культурной и го-   красоты, подлинного героизма, Bep-
	сударственной деятельности Навои,
не раз приводившей к конфликтам с

Вито №
	Кто не знает, хотя бы по репро-
дукциям, картину «Богатыри», где
три могучих всадника, словно три
кряжистых дуба, встали несокруши-
мой заставой на рубеже родной зем-
ли? У кого не веплывет, порой, вос-
	‚ности и самоотверженности в любви,
De. — Anoneauuue RneaueerTanniita ab-
	К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
					воспринимается  зри.
телем схватка орлов
над полем брани.
Такая картина мог-
ла быть рождена
только рукой истин-
ного поэта, большого
художника, страстно
любящего родную
землю, родной народ.
Это чувство и заста-
BHO его окружить
особой поэзией рус-
ских героев, одеть их
в красивые  празд-
ничные наряды. _
Глубоко нацио-
нальную сущность
картины Васнецова хо.
рошо разглядели в то
время немногие, Сре-
ди них были П. Треть-
яков, который сразу
же повел переговоры
о приобретении кар-
тины в галлерею, и
И. Репин, писавший ©
ней с восторгом:
	  <.. необыкновенно  за-
	В. ЗИМЕНКО
	помиание о картине «осле побоища, сое «сильное историческое настрое-
	ние» у В. Стасова, Но-с этого момен-
	‘та Васнецов уже целиком отдается
	работам сказочно-былинного жанра.
Только здесь по-настоящему и раз-
вернулся его большой талант,
	Ha VIII _ Передвижной выставке
	в 1880 года появилась большая карти-
	на Васнецова «После побоища Игоря
Святославовича с половцами» (по мо-
тивам «Слова о полку Игореве») Во-
круг этой картины разгорелись жар»
кие споры. Она, пожалуй, впервые в
русской живописи так поэтически
воскрешала прошлое, преломленное
сквозь призму щедрой народной фан-
тазии. Блистательно разрешая эту за-
дачу, художник и не должен был
воспроизводить в картине массу изу-
родованных трупов, как того требо-
вали от картины с подобным сюже-
том иные критики. _ НЕ

Чистота и богатство одежд сра-
женных воинов. здесь не дань те-
атральной красивости, а оправданлая
поэтическая условность, соответст-
вующая высокому стилю эпоса. На:
двигаются сумерки. Горизонт подзр-
нулся туманной дымкой, из-за кото“
рой всплывает громадная кровавая
луна, Она словно вобрала в себя всю
кровь, которая недавно щедро ли-
лась на земле, Утихла сеча, Лежат
поверженные русские витязи, лежат
бездыханные половецкие ратники, <о*
шедшиеся в цветущей бескрайной
степи для жестокой схватки, Но ка-
жется, что и сейчас не прекратялась
борьба. Вот рука половчанина уп-
рямо подняла изогнутый лук, а ле-
вее, на втором плане, русский воин,
перегнувшийся через бугор, как буд-
то и после смерти все еще силится
приподняться, чтобы взглянуть в пя:
цо врага, А разве мертв этот статный
богатырь, словно в глубоком сне
раскинувшийся на голубом плаще,
ИЛИ ЭТОТ МИЛОВИДНЫЙ Молодой КНЯ-
жич,  пронзенный стрелой? Как
символ всемогущей жажды жизни,
которая удивительно выражена ху-
	Игоря Святославовича с половцами»
или об «Аленушке», виденных, быть
может, давно и лишь мельком, но
оставивших глубокий след в памяти?
Лучшие картины Виктора Михайло-
BHYA Васнецова,. одного из самых
выдающихся русских художников
прошлого столетия, прочно вошли B
ряд любимых народом произведений
русского искусства, .

Свой творческий путь Васнецов на-
чал с жанровой живописи. В 1874
году на высгавке передвижников он
выступает с картиной «Чаепитие». По-
следовавшие затем полотна «С квар-
тиры на` квартиру», «Книжная лавоч-
ка», «Военная телеграмма», «Префе-
ранс» создали Васнецову имя одного
из лучших жанристов того времени.
Обратившись преимущественно к сце-
нам народной жизни, художник. обна»
ружил прекрасное знание русского
быта. Умение прочувствованно и про-
сто рассказать о безрадостном суще-
ствовании «простого люда» было
встречено е особым сочувствием сто-
ронниками идейного реализма, Не
случайно, что Васнецов вскоре  ока-
зался членом Товарищества  пере-
движных выставок, об’единившего
все лучшие, молодые, свежие силы
русского национального искусства.

Казалось, что художник уже твер“
до избрал для себя дорогу идейного
бытописателя, Однако его дальней-
шее развитие пошло несколько иным
путем.

Еще в студенческие годы Васнецо-
ва увлекала поэзия русских былин,
особенно гениальная поэма древней
Руси «Слово о полку Игореве», В
1870 тоду он пишет акварель «Ви-
тязь» по мотивам былинного эпоса и
затрагивает сказочные и эпические
сюжеты в целом ряде рисунков —
«Жар-птица», «Микула Селянинович»
и др. Исполненное Benen за этим
	крупное полотно «Витязь на
распутьи» многие склонны были
считать случайной обмолвкой та-
	жанриста,

хотя
	мечательная, новая H a. a
глубоко ° поэтическая
вещь. Таких еще не
было в русской школе»,
Начатое Васненовым дело имело
	‘глубокие общественные истоки. Во-
	прос о судьбе народа в шШестидеся-
	THe годы стал одним из цен-
тральных вопросов всей национальной
жизни, Ос: дительная борьба ®«ше-
	стидесятников», ратовавших за кре’
стьянскую революцию. способствова-
ла мощному приливу в искусство на-
родных тем и мотивов, И в музыке, и
в поэзин расцветает народно-героиче-
ский стиль, основанный на бережном
сохранении и развитин всех основных
свойств подлинного народного твор-
	чества. Собираются народные сказки,  .
	песни, записываются и сводятся вое-

дино варианты былин, начинается
изучение народного деревянного зод-
чества и орнаментики,
	Интерес к истории своего” народа,
к героическим периодам ее, к вели-
ким народным движениям прошлого
не мог возникнуть в отрыве от внима-
ния к настоящему, — к невыносимо
	‘тяжелому положению народа. Совре-
	Е получило благоприятный отзыв за! дожником в позах сраженных героев,