орце культуры
©
Письмо в
	Изостудия во Дворце
(Челябинск).
	KMpoBcKoro TpakTopHoro = 34 BOAa
` Фото А. Чепрунова,
	9.
редакцию
	„Доктор Айболит“  } КОМИТЕТЕ ПО ДЕЛАМ ИСНУССТЕ
		Танечка — Л. Булатова, доктор
Айболит — А. Клейн, Ванечка —
М. Булатова.
	Фото С. ШШингарева.
	На заседании Комитета по делам
искусств при Совете  Министроз
СССР’ 13 мая были обсуждены итоги
первого Всесоюзного с’езда  совет-
ских композиторов CCCP ‘и плач
творческих заказов Главного управ-
ления музыкальных учреждений на
1948 год. С докладом выступил гене-
ральный секретарь Союза советских
композиторов СССР’ Т. Хренникав,
содоклад сделал заместитель началь-
ника Главного управления музыкаль-
ных учреждений К. Саква.

Комитет принял развернутое поста-
новление, направленное на улучше-
ние дела организации и планирования
государственных заказов композито-
рам и обеспечение приема по заказам
высокоидейных музыкальных произ.
ведений. Утвержден тематический
план творческих заказов Главного уп-
равления музыкальных учреждений
на 1948 год и инструкция о порядке
оформления заказов и приеме новых
музыкальных произведений органамя
	Комитета по делам“ искусств.
	Музыка в парках
	‚ Московская филармония открывает
в парках столицы музыкальные лек-
тории. Разработан расширенный план
деятельности лекториев, состоящий
из шести циклов  лекций-концертов,
посвященных русской и западноевро-
нейской классической музыке.
	Интересным новым разделом рабо-
ты лекториев в парках явится цикл
лекций-концертов на тему «Как на-
учиться слушать музыку?». Будет
прочитано шесть лекций на темы:
«Роль музыки в воспитании советско-
го человека», «Что такое опера?»,
«Что такое соната и ‹имфония?»,
	«Что такое камерная музыка?», «Ка-
	кие стили существуют в музыке
прошлого?» «Стиль социалистическо.
	`В ТЕАТРЕ им.
	При проведении государстеевных
заказов рекомендовано шире   привле-
кать талантливую композиторскую

молодежь.

Комитет обязал Главное управле.
ние музыкальных учреждений систе:
матически контролировать работу
республиканских организаций в обла:
сти создания нового’ музыкального
репертуара и. оказывать им творче-
скую-помощь путем выезда на места
и вызова- комнозиторов периферии 3
Москву для показа новых произведе-
ний. Прием новых ‘музыкальных про
изведений должен производиться на
основе широкого. их обсуждения <
привлечением представителей Союза
советских композиторов, филармоний,
музыкально-издательских  организа-
ций и исполнителей.

Музгизу совмеётно е  Музфондом
предложено обеспечить  своевремен-
ное издание И’распространение новых
	музыкальных произведении.
	и салах Москвы
	го реализма в музыке». Эти лекции
будут иллюстрироваться  отрывками
из музыкальных произведений.
Кроме; того, Московская филармо-
ния организует в Центральном парке
культуры и отдыха им. Горького, в
Парке культуры и отдыха «Соколь-
ники» цикл камерных концертов, а
также циклы симфонических концер-
тов при. участии. Государственного
симфонического оркестра СССР, сим-
фонического оркестра  Московсксй
областной филармонии, солистов
Большого театра, Музыкального теат-
ра им. Станиславского и Немирови-
ча-Данченко, Всесоюзного радиоко-
митета, Московской государственной
филармонии, государственных музы:
кальных и хоровых ансамблей.
		Спиди Таль
	Закончились организованные Moc-
эстрадой гастроли Государственного
еврейского ‘театрализованного ‘ансам-
бля во главе с Сиди Таль.

Ансамбль приехал в Москву из Ки-

ева, где он постоянно работает в си-
стеме украинского Гастрольного кон-
цертно-театрального бюро.
‚ Показанное ансамблем представле-
ние под названием «На зло врагам»
пользовалось у зрителей столицы не-
изменным успехом.

Искусство Сиди Таль, играющей в
спектакле несколько ролей, согрето
мягким юмором и теплой лирикой.
	Сиди Галь имеет опытных и талант-
ливых партнеров в лице артистов
Г. Златой, А. Берковича, А. Тефнера,
И; Ихилезского, С. Лейбовича и, в
особенности, М. Халифа, мастерски
читающего‘ рассказы Шолом-Алейхе-
ма.
	Во время гастролей Сиди Таль в
Москве в Центральном доме работни-
ков искусств и в Доме актера были
организованы ее творческие вечера.
	НЕИЗВЕСТНАЯ
УВЕРТЮРА РОССИНИ
	Новый балет, показанный Театром
им. Станиславского и Немировича-
Данченко, за короткий срок успел
стать любимым спектаклем ° москов-
ской детворы. Сценарий балета напи-
сан П. Аболамовым по_мотивам ска-
зок К. Чуковского, музыка молодого
композитора, лауреата Сталинской
премии И. Морозова. .

Когда мы спрашиваем, может ли
данное художественное произведение
служить целям воспитания, то непре-
менно учитываем, в какой адрес оно
направлено, отвечает ли оно запро-
сам зрителей, к которым обращено.

«Доктор Айболит» — хореографи-

ческая комедия, веселый детский ба-
лет, в котором большинство действу-
ющих лиц — звери и птицы.
Он; несомненно, будитв детях хоро-
шие чувства, учит отзывчивости, со-
страданию к‘угнетенным, а’ стало
быть, воспитывает отвращение к злу
и его конкретным носителям,

Действие развертывается логично,
олна ситуация вытекает из другой,
взаимоотношения между героями об-
рисованы четко, как и самые характе-
ры их.
` Чтобы правильно оценить новый
спектакль, надо отрешиться от многих
привычных представлений о балете,
Забыть о том, что «балет — это бале-
рина», что действие большинства хо-
реографических пьес строится на лю-
бовной интриге, так как иначе трудно
найти повод для танцовальных дуэ-
тов — раз de 4еих, для воздушных
поддержек ит. д. и т. п. Положим, в
«Докторе Айболите» любовные и
классические дуэты имеются, но они
исполняются таками персонажами,
хак сварливая Варвара и дрессиров-
щик Капитони, благодаря чему приоб-
ретают комический оттенок. Есть и
многочисленные воздушные поддерж-
Ки; но ‘они применяются в танцах
Ласточки с целью чисто иллюстра-
тивной — точнее передать летучую
природу этого персонажа. Вообще,
главным изобразительным средством
в новом балете является классиче:
ский танец, хотя, конечно, не в его
канонической форме. Это диктуется
материалом пьесы. В самом деле, ед-
ва ли можно представить танцы
обезьян, медведя, крокодила, жираф-
фы и проч., как чисто классические.
‚Стремясь обрисовать тот или иной
персонаж, балетмейстер Н. Холфин
исходил из характера образа. Поэто-
му утка ковыляет вперевалку, мед-
ведь кувыркается через голову, кот
выгибает спину дугой, лиса движется
мягкой, крадущейся, слегка волнооб-
разной поступью, обезьяны бегают на
четвереньках, либо согнувшись.

Исполнение отличается высоким
уровнем. Балетные артисты Театра
Данченко — именно артисты, т. ©.
художники, а не только танцоры. Та-
нец в этом театре — не цель, а сред-
ство. Он полностью полчиняется ак-
терским задачам. На первом плане
образ.

И Ласточка (Л. Якунина), и Меда
ведь (В. Терентьев), и Лиса (Т. Pu
линпова), и Кот (А. Крупенина),
Петух (Н. Филиппов), и Зайцы (И. ila.
нкова и Е. Ситникова) — все это
живые фигуры. Отлично играют-и
танцуют сестры М: и: Л. Булатовы
(Ваня`и Таня), созлающие-убедитель-
ные образы славных ребят. А. Соболь
{Капитони) лучше играет, чем танцу-
ет, а в исполнении О. Берг (Варвара)
танцовальная сторона ярче игровой.
Виртуозного исполнения требует пар-
тия собаки Аввы, технически доста-
точно сложная Л. Кинзеловский,
хотя и справляется < ней, но ведь
виртуозный танец лишь тогда дает
подлинную радость зрителю, когда
трудности преодолеваются исполни-
телем незаметно, как бы шутя.

Талантливому И. Курилову неиз-
менно удаются роли гротескного ти-
`па. Роль разбойника Бармалея дает
артисту великоленный материал. Ост-
рые характеристики найдены и для
других разбойников. Зато крайне бед-
на в танцовальном и игровом отноше-
нии центральная роль—роль доктора
Айболита. В спектакле он принимает
примерно такое же участие, как Дон-
Кихот в балете «Дон-Кихот». Роль
доктора была бы совсем бледной, ес-
ли бы её не вел такой превосходный
артист, как А. Клейн.

Экспозиция балета несколько рас-
	тянута. Почти весь первый акт ухо-
дит на представление персонажей
зрителю. Все действующие лица (а
на прием к доктору является около
дюжины зверей) поочередно рекомен-
дуются публике танцовальными моно-
логами, причем вначале дается тан-
цовальная характеристика больного
животного, а потом выздоровевшего.

В балете много танцев. Однако
большинство их не столько движет
действие или выражает чувства
данного лица, сколько служит харак-
теристикой того или иного переонз-
жа. Благодаря обилию таких харак-
теристик некоторые сцены приобре-
тают дивертисментный оттенок. И
неудивительно, что наиболее сильное
впечатление производят картины дей-
ственные, как, например, пещера Бар-
малея или великолепная по дичамич-
ности картина погони. Обе они изо-
билуют остроумными балетмейстер-
скими находками, как, впрочем, и вся
постановка.

Несколько однообразны тяжеловес-
ные танцы обезьян в тропическом ле-
су (танго).

Впрочем, все это—на взгляд взрос-
лого. Детвора принимает спектакль
восторженно. И чтобы верно понять
впечатление, которое он производит
на ребят, надо побывать на утренни-
ке, когда они составляют явное боль-
шинство. С какой тревогой дети
смотрят на то, как рыжеусый людоед
Бармалей приказывает посадить на
сковороды Ваню и Таню и заранее
лакомо облизывается, похлопывая се-
бя по толстому брюху. Какие ликую-
щие возгласы раздаются, когда Бар-
малея с’едают крокодилы, а Капи-
тони самого сажают в клетку, где
он держал собак! Дети с волнением
следят за перипетиями судьбы геро-
ев и успевают полюбить их.  Ста-
ло быть, пьеса нашла` своего зрителя.

Художник В. Рындин проявил при-
сущие ему изобретательность и ост-
роумие.

`Уверенно ведет оркестр дирижер
В. Эдельман.

«Доктор Айболит» — первый балет
молодого композитора И. Морозова.
Несомненным достоинством — автора
является то, что он чувствует специ-
фику хореографического искусства.
Музыка его удобна для танцев, про-
ста, доступна. Обращаясь к классиче-
скому наследству, он опирается в сво-
ем произведении также и на традиции
современной массовой песни.

И. Морозов мог бы, конечно, шире
использовать русские фольклорные
мотивы, мелодическое богатетво на-
родной плясовой песни. Музыкальные
характеристики персонажей могли бы
быть ярче, разнообразнее. Так, напри-
мер, если Бармалей и Айболит име-
ют свои лейтмотивы: то характери-
	стики зверей недостаточно четки. Но
	отдельные недочеты не снижают об-
щего хорошего впечатления от музы-
KH.

Весьма ценно также, что театр по-
думал об интересах детей. Не говоря
уже о том, что наш балетный репер-
туар крайне ограничен, большинство
пьес адресуется к взрослому зрите-
лю. Новых балетов для детей давно
не ставилось. Театр им: Станислав-
ского и Немировича-Данченко сделал
хороший почин.
		ставлена: самой широкой и бесконт-
рольной самодеятельности. Совершен-
но ясно, что при таких условиях
всерьез говорить о подготовке моло-
дых музыкантов нельзя. Новый набор
учащихся у нас просто под угрозой
срыва.

Не лучше обстоит дело и с учеб-
ными программами. Рекомендуемый
репертуар по классу трубы духового
отделения на 73 проц. состоят из прю-
изведений западноевропейских компо=
зиторов, 20 проц. составляет музыка
русских классиков и только 7 проц.
уделено творчеству советских компо-
зиторов. По классу скрипки—75 проц.
названий музыкальных произведений
принадлежит творчеству западиоевро-
пейских композиторов, только 16 проц.
уделяется музыке русских классиков
и 9 проц. — произведениям советских
авторов. Примерно Такая же картина
и по фортепианному отделению.

Для наиболее широко  расптостра-
ненных в нашем народе инструментов
—баян, струнные народные инстру-
`менты-—совертенно нет ни программ,
ни нотной литературы.

’ До сих пор нет программы по исто-

рико-теоретическим и общеобразова.
тельным дисциплинам, по основам
марксизма-ленинизма.

Хотелось бы получить от работни-
ков Министерства высшего образова-
ния и Комитетов по делам искусств
при Советах Министров СССР и
РСФСР ясный ответ на затронутые в
настоящем письме, глубоко волпую-
щие нас вопросы. Мы ждем скорей-
ней деловой помощи в решительном
улучшении постановки музыкального
образования в Кузбассе.
	М. БАРСУКОВ,
днректор музыкального училища.
			С первых-дней: Великой Отечествен-
	менсен недавно в арливад UPAR Tipe
города Оденсе обнаружил не извест-
ную до сих пор увертюру Россини,

которая, по всей вероятности, напи-
сана более 100 лет тому назад.
Насколько удалось — установить,

увертюра была сыграна на концерте
6 октября 1842 года в честь датского
короля Фредерика УП, который в то
время был кронпринцем и праздновал
день своего рождения в городе
Оденсе.

Находящийся сейчас в Копенгагене
директор. римской консереатории
Ромео Арлуни заявил, что, по. его
мнению, ноты написаны рукой самого
Россини. (ТАСС).

Творческая конференция-
семинар драматургов

Союз советских писателей совмест-
но с Комитетом по делам. искусств
при Совете Министров СССР прово-
дит в Москве творческую конферен-
цию-семинар драматургов. На конфе-
ренцию приглашены 25 молодых дра-
матургов из Ленинграда, Саратова,
Ростова-на-Дену, Иркутска, Красно-
ярска, Брянска, Махачкала и других
городов СССР.

Участникам конференции будут
прочитаны лекции по вопросам со-
циалистической эстетики, теории и
истории драмы. Будут также проведе-
ны беседы с драматургами Л. `Лео-
новым, Н. Погодиным, Б. Романювым,
с режиссерами Ю. Завадским, А. Ло-
бановым, А. Поповым, показаны луч-
шие спектакли на современные темы.
Важнейшую часть работы конферен-
ции составит обсуждение пьес ее уча-
птникор РуъкозолитрЕ твооческими ее-

ной войны я был на фронте, раз
оказывался в тяжелом положении, но
всегда находил выход. А вот преодо-
леть трудности, с которыми я столк-
нулся, работая в Кемеровском музы-
кальном училище, мне оказалось не
под силу. Обращаюсь за помощью к
газете «Советское искусство».

Кемеровское музыкальное училище
и детская музыкальная школа’ разме-
щались прежде в Пионерском клубе.
Затем их разместили... в коридорах
здания кинотеатра. Вскоре было вы-
несено еще одно решение: «...В целях
дальнейшего улучшения» и т. д. и
т. п. поместить училище и школу в
бывшем магазине КОГИЗ’а. В пяти
комнатах. этого здания временного ти-
па общей площадью в 300 кв. м., раз-
деленных тонкими досчатыми перего-
родками, занималось более ста сту-
дентов музыкального училища и око-
ло двухсот учеников детской музы-
кальной школы.

Через 6 месяцев специальная KO-
миссия облисполкома вынесла новое
решение. Музыкальному училищу бы-
ло передано здание, райвоенкомата
площадью в... 250 кв. м., то-есть на
50 метров меньше, чем помещение ма-
газина. В этом помещении, самая боль-
шая комната которого’ вмещает мак-
симум 30 человек, мы находим-
ся и сейчас. Нетрудно догадаться, как
проходят занятия. Учеба напоминает
эстафету. Часть занятий проводится в
здании райвоенкомата; ритмика, та-
нец и физкультура преподаются в по-
мешении средней школы № 1, обще-
образовательные предметы — в‘клас-
сах школы № 4, некоторые другие—
в фойе Tocunpxa. До десяти дисции-
лин вообще выпадают из нашего учеб.

ного плана, так как заниматься негде.
A Tne He

mnt AT MN TERRADY A ж.-таотлтилу ла

HOBBIE ЕННГИ
	`БЕРДАКИН Д. С., Организация
технического контроля на киносту-
дий. Госкиноиздат. (В помошь кине-
‘маторафиету -` производственанку)
`176’етр. Цена 8 руб. .
БЕРЕЗАРК И. Б., Василий Василь-
‚евич Самойлов. Ленинг радское отде-
ление Всероссийского театрального
общества. (Мастера Александрияской
сцены. Вып. 1). 166 стр. Цена 14 руб.

БОЛЬШАКОВ И., Советское кино-
‘искусство в 1947 году. (Стенограмма
‚ публичной лекции, прочитанной
24 марта 1948 г.). Госкиноиздат.
42 стр. Цена 1 руб. 50 коп.

ИВАНОВ Г. М., Звуковой стацио-
нарный кинопроектор СКП-26. Гос.
  киноиздат. (Библиотека киномехани-

‘ка). 112 стр. Цена 4 руб.
	Успехи мастеро
	Загорский музей, созданный в 1920
году декретом советского правитель-
ства, хранит уникальные сокровища
древнерусского искусства — архитек-
турные памятники, произведения жи-

вописи, ювелирного нскузства, РЗИТЬЯ.
	Б настоящее время реставрация ар-
хитектурных памятников музея ве-
дется архитектором - художником
И. Трофимовым, причем основными
об’ектами рестазрании являются два
неннейних т са, созланных -на-.-

родными мастерами :си руси:
  Духовская церковь {1476—1477 гг.) и.
  ona я XVI-—-XVIU вв

ы мастероз-оеставраторов OT-
	крылн для народа целый мир. художе-
		ренко — М. Державин. Р. Симонов,
С. Лукьянов и Н. Гриценко исполня-
ют роль Фильки. р
	До конца сезона. театр покажет
инсценировку романа И. Тургенева
«Накануне». Автор › инсценировки А.
	  Арбузов, постановка А. Габовича, ху-
	дожник В. Дмитриев.
	В конце мая Театр um. Вахтангова
возобновляет свой старый спектакль
«Интервенция» Л. Славина, не шед-
ший на сцене с 1940 года.

Из исполнителей прежнего состава
в возобновленном ‘спектакле : участ-
вуют: - А- Горюнов (Ceneéren), Ц.
Мансурова (Жанна Барбье), А. Ороч-
ко (Орловская), М. Синельникова
(мадам Ксидиас), Б. Шухмин (Степи-
ков), В. Кольцов (Марсиаль) и др.
Роль Мишеля Бродского будет ис-
полнять А. Абрикосов, роль Бонда-

Одновременно театр готовит   CKa3-
ку А. Островского «Снегурочка» (по-
становка PP. Симонова, режиссер

Е. Р. Симонов).
	‘сера 3. Талубьево
	_Будущие ф
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Новый
документальный фильм «У насв Ста.
линогорске», посвященный Подмос-.
ковному угольному бассейну, булет
сниматься на Ленинградской студйи’
кинохроники. В картине будет пока:
зано бурное развитие «Моско:
кочегарки», трудовые будни. знат
горяяков Леонтия Борискина. Филил
па Чернецкого, Ивана Филимонова и
других, города и поселки Мосбасса..
Автор сценария—С. Гарин. Картина
выйдет на экраны к Дню шахтера.

ВИЛЬНЮС. (Наш корр.). В студии
хроникально-документальных ° филь-
		зывает о работе знатных сибирских
хлеботобов — Героя’ Социалистиче-
	ского Труда П. Варивода и комбай-
	Hepa Буденновской МТС С. Пятни-
	цы,
	в-реставраторов
	ственных образов, создающих совер-
шенно новое представление не толь-
ко о живописи, но-и о всей культуре
древней Руси. В ближайшее время по-
сетители музея увидят более 40 пре-
красных произведений живописи
ХУ в., очищенных от грязи, копоти и
позднейших наслоений. Среди них не-
сколько работ принадлежит кисти ге-
ниального живописца древней Руси—
Андрея Рублева. Художник-рестав-
 ратор _Н. Баранов, выполнивший эту
  TPOMa AHI работу, сделал большой
‚вклад в дело изучения русской куль-
` туры, московской живописи ХУ в. и,
в частности, творчества Андрея Руб-

CBA, -
  Ю. ЛЕБЕДЕВА.
		ССР под руководетвом Н. Сухишвили и
Н. Рамишвили и народная артистка Уз-
бекской ССР Тамара Ханум.

© 18 мая Оргкомитет Союза советских
художников СССР и МОССХ организуют
в выставочном зале обсуждение работ
Н. Жукова.

© В Театре им. Ермоловой перенесены
на сцену репетиции пьесы А. Гладкова
«До новых встреч». Постановку под ху-
дожественным руководетвом А. Лобано-
ва осуществляет С.`Гушанекий, режиесер
1. Орданская. Художник А. Васильев.

{$ 10 мая в Театре им. Ленинекого ком-
сомола состоялось 9250-е представление
пьесы Л. Толетого «Живой труп» с бес-
сменным исполнителем роли Феди Про-
тасова И. Берсеневым.

@ Четвертый вечер из цикла «Культу-
ра и искусство стран новой демократии»,
состоявшийся 11 мая в Доме кино, был
посвящен культуре и искусству Поль-
ской республики. Просмотру нового ху-
дожественного польского фильма «Освен-
THM» предшествовало выступление ре-
muecepa картины Ванды Якубовской. В
вечере приняли участие В. Марецкая,
И. Эренбург и М. Донской.

© В Московском Доме кино 12 мая со-
	стоялея вечер, посвященный памяти
С. Эйзенштейна. После вступительного
слова М. Ромма воспоминаниами о
	С. Эйзенштейне поделились М. Штраух,
С. Юткевич, Г. Александров, И. Эрен-
бург, А. Лурия и С. Ростоцкий. батем
был показан специальный выпуск кино-
хроники. В фойе Дома кино была раз-
вернута выставка, посвященная творче.
ству С. Эйзенштейна.

© Сегодня в ПДРИ состоится вечер,
посвященный 100-летию со дня рождения
В. М. Васненова. С докладом «Жизнь и
творчество В. М. Васненова» выступит
член-корреспонлент Академии художеств
ССОР В. Побанов.

< Вечер памяти П. М. Садовского про-
водят 24 мая в Доме актера Малый тез
	атр и Всероссийское театральное обще.
ство.
	чиске с руководителями и актерами
театра: ценнейшие материалы, охва-
тывающие весь советский период В
жизни МХАТ. ана м
В течение многих лет она была
ближайшей помощницей Владимира
Ивановича Немировича-Данченко. В
своей неустанной, беззаветной работе
на благо театра она воплощала. мно
гие из его. лучших традиций.
С первых дней образования Коми:
тета по Сталинским премиям в обла
сти искусства. и литературы 0; С,
 Бокшанская возглавила ‘секретариат
Комитета. Ез глубокое понимание ис:
кусства, страстная преданность ему
‘завоевали ей общее уважение.
	$9 Октябрьский зал Музея революции,
 ССР заново оформлен. В экспозицию.
включены скульнтурная композиция
Tl. Баландина «В. И. Ленин и И. В.
Сталин — руководители вооруженного
восстания в Октябре 1917 года». барельеф-
ные портреты Н. Томского, изображаю-
щие В. И. Ленина, И. В. Сталина и их
зоратников. На живопиеном плафоне pa-
5оты Г. Рублева и Б. Иорданекого изо-
бражены эпизоды вооруженного восета-
ния в Нетрограде 25 октября 1917. года.

© 18 мая в Московеком Художествен-
ном театре состоится премьера пьъесы-
сказки С. Маршака «Двенадцать меся-
цев». Постановка и режиссура В. Стани-
цына и Н. Горчакова, режиесер П. Лес-
ли, художник Б. Волков, композитор
Б. Асафьез.

< Одновременно се присвоением Мос-
ковскому государственному Еврейскому
леатру и Московскому Еврейскому теат-
ральному училищу имени С. М. Михо-
элса. установлены также две стипендии
его имени в Государственном инетитуте
театрального искусства им. Луначар-
ского и две стипендии в Московском
Еврейском театральном училище.

< Камерный театр выпускает на-днях
премьеру пьесы В. Масса и М. Червин-
ского «О друзьях-товаришах>. Ностанов-
ка Л. Лукьянова и А. Богатырева, ху-
дожник Е; Коваленко, музыка С. Кана,

< Сегодня в Малом театре начались
ренетиции пьесы Н. Ногодина и Е. Су-
понева «Семья пилота». Постановка
М Гладкова.

@ 12 » Ц мая в филиале Большого те-
атра состоялись первые спектакли оперы
«Дубровский» в новой постановке. Ре-
жиссер-постановцтик Т. ПШарашидзе, ху-
дожник М. Петровский. Главные партии
в спектаклях исполняли: В. Лубенпоз
(Андрей Дубровекий), В. Кильчевекий,
И. Нечаев (Владимир Дубровский),
В. Прокоштев (Троекуров). А. Иванова
(Маша). Дирижировал В. Небольсин.

$3 На-днях в Москву приезжает Госу-
даретвенный ансамбль танна Грузинской

МЕЛИК-СТЕПАНЯН А. М., Лен-
топротяжные зубчатые барабаны ки-
	а Госкиноиздат. 984 стр.
Цена 7_руб-

ЯРАЛОВ Ю., Ереван. Издательст-
  a0 Акалемий архитектуры CCCP.
	(Архитектура городов СССР). 5% стр.
28 листов иллюстраций. Цена 5 руб.
		шафт: луга, рощи, меловые обрывы на
первом плане, похожие сна края во-
ронки от снаряда, дождевая туча B
небе. Но пейзаж этот пропитан Ma-
ниакальной подозрительностью, недо-
верием к. природе. Здесь снова нет
ничего живого; развороченная. земля
расплывается, растекается, как тягу-
чая коварная лава, готовая вас засо-
сать, а туча и тень от нее прочно CTO-
ят в центре картины, так, словно. ту-
ча эта никогда не исчезнет с неба и
будет всегда висеть неотвратимой уг-
розой.

Бэрра еще более откровенно запу-
тивает, подавляет нагромождением
ужасов. Наглядный пример этому —
его «Бал повешенных». Огромный
манекен в латах сбзерцает, как какие-
то звероподобные существа дергают
веревки C подвешанными на них—не
телами, нет, — а лишь частями тел,
но живыми. сгибающимися. И все это
выписано детально, с мерзкой тща-
тельностью, и в это скопление кош-
маров внесен определенный порядок.

Творчество Сэтерлэнда, сопернича-
ющего с Муром по тому влиянию,
которое он оказывает, — более тон-
кая, но особенно ядовитая ложь ©
действительности. Даже набросок
колючего куста терновника- ` превра-
щается под его карандашом в неве-
роятное и отвратительное зрелище
копошащихся, расползающихся в раз-
ные стороны кристаллов.

Все в этом искусстве — наоборот.
Живое застывает. мертвое движется,
действует,  житейски-обычное пре-
вращается в жуткий хаос, кошмарное,
зверски-страшное приводится 8 CH-
стему.

У романтизма Х[ГХ века «новые ро-
мантики» берут самое отрицательное
— ‘мистическую экзальтацию, песси-
мизм. Но они отказываются от всего
человечески значимого, что заключа-
лось в романтизме,

Прошло три года после окончания
второй мировой войны. И вот мы ви-
дим, что в искусстве ряда зарубежных
стран все громче начинает звучать ре-
акционная проповедь власти над мн-
ром потусторонней злой силы, пропо-
ведь, нужная, чтобы оправдать пре-

сгупления, совершенные (а может!

jaf ed CD не Pty pe м

cr ыы

i me

raed end me en tg OO

ta

wooo

Oo ® war sd

or yt а ыы
	быть, и те, что совершаются и будут!
	совершены) по сю сторону. Мы видим,
что произведения живописи и пласти-
ки превращаются в орудие уничиже-
ния человека, в орудие психологиче-
ского террора.

Искусство в капиталистическом
обществе живет сейчас под гнетом
	страха, его пугает будущее.
	«На плоту». Картина работы лауреата Сталинской премии художника

освятить традициеи нынешние увле-.
чения большой группы’ английских.
художников и определяют их как
«новый романтизм». Но разговоры ©
«романтичности», о  «поэтичности».
творчества этих художников == толь-
ко прозрачный флер, наканутый на
все ту же сюрреалистическую чер-
товщину. Поэтому-то и американские
критики с большим вниманием отно-
сятся к новым английским «романти-
кам» много пишут о них, устраивают
у себя выставки их произведений, —
так, можно указать на выставку
скульптур Генри Мура, пользовавшу-
юся в Америке большим успехом, и
на выставку молодых английских ху-
дожников.

В связи с этой выставкой «Арт
Ньюс» опубликовал большую статью
известного английского критика Кен-
нета Кларка «Новый романтизм в
британской живописи», Кларк ‘при-
знается, что «новые романтики» вдох-
новляются отнюдь не только прош-
лым: «Напротив, — пишет он, — они
всегда испытывали сильнейшее влия-
ние Пикассо и почти все из нах ког-
да-либо работали в абстрактном- ети-
ле».

Зачинатель движения Поль Нэш
(умерший в 1946 году) не был, по
мнению Кларка, ортодоксальным сюр-
реалистом, но для него еще в 20-х го:
дах «сюрреализм был спасением», так
как он почувствовал, что может дать
волю своему воображению и-все’ же
участвовать в новом: «движенаи»:

Затем, продолжает Кларк, совре-
менный романтизм представляют” три
известных художника — <кульнтор
Тенри Мур, чье влияние было «почти
тревожащим», Грехам Сэтерлэнд “и
Джон Пайпер. Эти трое не составили
`бы еще целого, если бы к ним’ не
примкнули Фрэнсис Ходкинс, бес-
предметник Джон’ Таннард, «изобра-
зители ужасов» Эдвард Bappa и
Фрэнсис Бэкон и молодежь — иют-
ландец Роберт Колькхоун, Джон
Минтон, Майкл Эйртон и другие,

Одновременно с появлением: статьи
Кларка в нью-йоркском «Арт Ньюс»
лондонский «Студио» поместил ста-
тью: «Что такое романтическое ‘яс-
кусство, определение Ричарда Сед-
дона».

Седдон также говорит о романтиз-
ме, как о ‘национальной традиции ан-
гличан. Он утверждает, что сущест-

Страх перед буду
	Когда просматриваешь американ-
ские и английские художественные
журналы за последние год— два, соз-
дается впечатление. словно на твоих
тлазах нарастает огромная, готовая
все вобрать в себя и все потащить за
собой мутная волна — волна узлече-
ния сюрреализмом, < его отврати-
тельной патологической фантастикой
и’ мистикой.
	_ Американские журналы «Арт
Ньюс», «Мэгэзин оф Арт», «Арт Дай-
джест» пестрят упоминаниями о вы-
ставках, статьями и воспроизведени-
ями < картин таких столпов евро-
пейского формализма, как Пикассо
или как нашедиеие себе приют в Аме-
рике Сальвадор Дали. Макс Эрнст
и другие. Тут же рядом  публи-
куются статьи O разных американ-
ских последователях этих  «учите-
лей», об авторах бредовых беспред-
метных построений на полотнеи в
	камне, — всевозможных «Интуиций»,
«Травм», «Открытий» и т. п. — © Фи-
липпе Гастоне, Чарльзе Говарде,
	плодовитом Матта, о скульнторе Сей-
муре Липтоне и о множестве. других.
В журнале «Арт Ньюс» напечата-
на статья Мильтона Брауна «Движу-
щие силы современной американской
живописи». Автор пытается об’яснить
развитие американской живописи ХХ
столетия, исходя из особенностей
экономической и с<оциально-полити-
ческой обстановки каждого отдель-
Ного исторического периода. В этих
особенностях ищет он ответа на во-
прос, почему в одни периоды одержи-
вало верх «чистое» искусство, в дру-
гие — искусство «социальное»:
Признав, что искусство развивает-
	ся не само по себе, что будущее за-
	висит «от различных экономических,
социальных и политических событий»,
Браун предусмотрительно ставит на
этом точку и отказывается предска-
зывать это будущее. Однако о том,
что: оно представляется ему все же
довольно мрачным, свидетельствует
признание. сделанное им несколькими
абзацами раньше: ` «...Мы никогда не
сможем` снова смотреть на мир < на-
ивным оптимизмом. 20-х годов. Мы
не мечтаем о постоянном процвета-
нии и принимаем неизбежность сле-
дующей депрессии».

Хотя Браун многое не договарива-
ет, общий его вывод ясен: сложность
проблем современности, отсутствие
	рес редавции
	М. ОРЛОВА
°

прочной экономической поддержки,
неверие в булущее, заставляющие
художника уйти в себя, — вот поч-
ва, на которой сюрреализм находит. в
Соединенных. Штатах все новых и
новых приверженцев.

В статьях о Матта или Филаппе
Гастоне их искусство рассматривает-
ся, как отражение тревог военных лет
или потрясений устоявшихся пред-
ставлений о мире, вызванных новей-
шими научными открытиями.

Но стоит взглянуть на воспроизве-
дения всех этих «картин», чтобы убе-
диться в том, что в них нет ничего
	от действительности и что они ©ес-
	конечно далеки от того. чем претен-
дуют быть: от выражения человече-

ского — пусть даже суб’ективного,
личного — пережавания.
«Земля — это человек», называет.

одну из своих работ Матта. Как глу-
боко, по-хорошему символично могли
бы понять такие слова здоровые, нор-
мальные люди, в представлении ко-
торых земля — поле творческой, <о-
зидательной деятельности человека,
а сам человек — лучшее ее украше-
ние.

“Ho ничего этого‘ нет в композинии
`Матта, состоящей?из. каких-то’ разво-
роченных пленок, из язвленных.  тка-
ней, пронзаемых искрами электриче-
ских разрядов. Земля, вся земля изо-
бражается. как больное тело, смер-
тельно пораженное, © которого чьим-
то скальпелем сняты все покровы. .

Сеймур. Липтон . заявляет: «Moe
творчество морфологически выраста-
er из ткани моего опыта; Динамика
исторического потока, ирония мира и
конфликта, лучший образ жизни для
людей — все это поглощает меня».
Но-это только витиеватая  деклара-
ция. Свойми жуткими химерами» из
бронзы и свинца Липтон не показы-
вает «лучшего образа жизни для лю-
‘дей» и`не борется за него. Как он. сам
сознается дальше, он-взывает. к. «пер-
вобытному нутру человека»; всеми
силами он стремится привить своим
современникам убеждение в их. пол-
ной, - первобытной ‘беспомощности пе-
ред окружающим миром.
	Лондонские журналы стараются
	вуют две различные концепции при-
роды, возникшие: в разных географя-
ческих условиях: одна на севере —
романтическая концепция скандина-
вов и кельтов, другая на юге, в сре-
диземноморье, — классическая кон-
цепция греков. Останазливаясь на
происхождении слов «романтическое»
и «классическое», Седдон об’ясняёт
«ромянтическое», как не связанное с
реальностью, недействительное, ди-
ксе, фантастическое, а «классиче-
ское» как выражемие порядка и логи-
ки. Он подчеркивает, что элементы
северной романтической культуры
оказались очень стойкими в Англии.
«Дух северной культуры — неясный,
исполненный страха, туманный, . ка-
призный, стремящийся к неосязае-
мому и бесконечному», — пишет Сед-
дон,—дух этот тяготеет «скорей к но-
чи, чем к дню, к водовороту непоз-
нанного больше, ‘чем к ясности поз-
нанного, к бреду, тьме и страху
больше, чем к свету и безмятежно-
сти».

Романтизм нужен, по мнению Сед-
дона, современному искусству. Он го-
ворит: «Романтическое искусство об-
ладает, может быть, большей ценно-
стью потому, что, будучи свободным
в своих странствованиях по всей <о-
вокупности человеческого опыта, оно
может выражать все изменения духа
общества, кроме ограниченности и
защитного рационализма».
	Итак, оказывается, искусство «Тьмы
и страха» способно выражать более
обширную гамму”состояний человече-
ского духа. чем. искусство, постигаю-
щее законы природы, а бороться за
познание этих законов, значит обна-
руживать ограниченность, отгоражи-
ваться от сложного. непознаваемого!
	Не означают ли все эти «теории»
распад, полный маразм <овременно-
го буржуазного сознания?
	Что же представляют собой творе-
ния «новых романтиков»? Вот цвет-
ное’ воспроизведение с картины Нэша
«Поле чудовища». Она изображает
долину с озерами и цепью гор. вдали,
безлюдную пустыню под оранжевым
зловещим небом, - где все мертво и
абсолютно неподвижно. и где шеве-
лится, дышит, расправляет ©вои щу-
пальцы-ветви только страшное, сло-
манное дерево-чудовище.

Одна из картин Эйртона, художни-
ка, сильно выдвинувшегося за послед-
нее время (сн выступает, между про-
чим, и как критик), называется «Гро-
зовая туча». Как будто бы COBCEM
	‚обычный, типично? англинский ланд-

RUDRA
	О. С. БОКШАНСКАЯ
	Безвременно скончалась Ольга Сер-
геевна Бокшанская, секретарь’ дирек-
ции Московского Художественного
академического театра им. Горького.
	О. С. Бокшанская отдала Художе-
му театру 30 лет своей жиз-
. Она была подлинно талантливым
аи человеком и служила те-
атру всеми.силами своей-большой чи-
	стой души, Она вносила в свою ра-
боту неистощимую энергию и под

боту неистощимую энергию и под-
линную, глубокую любовь к театру.
Интересы тёатра были ее ‘личными
	интересами. Будущие историки Хуло-.
	жественного театра наидут в ее лите-
ратурных трудах и ее огромной: пере-
	‚ И. Лебедев, В. Пименов. О. Книппер-Чехова, В: Качалов; М. Тар-
ханов, М. Кедров, В. Месхетели. М. Прулкин В Станииын В То-
	порков, А. Тарасова, Б. Доб
И. Нежный, Ф. Михальский,
А. Фадеев, Н. Тихонов, И. Е
А. Гольденвейзер, Н. Голова
жинская, Ю. Завадский, А.
А. Твардовский, А. Хорава, Т.
Ф. Эрмлер, И. Юра, А. Деви!
	Релакциенная коллегия:
	зли, М. Прудкин, В. Станицын, В. То-
ронравов, Е. Калужский, Н. Дорохин,
	Фен т ихальский, П. Марков, В. Виленкин, Н. Телешов
А. Фадеев, Н. Тихонов, И. Берсенев. И. Большаков. А. Герасимов
	А. Девишев, Н. Чушкин.
	нов; И. Грабарь,. А. Гулакян, К. Дер-
Корнейчук, С. Меркуров, В. Мухина,
Хренников, М. Чиаурели, Ю. Шапорин,
	венный редактор). А. А. СУРОВ,
А. ГЕРАСИМОВ. В. В ЖУРАВЛЕВ,
	ПН

Е
Зак. № 1296
	В. Г. ВДОВИЧЕНКО (ответственный
		Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦКИЙ, А. И. ШАВЕРДЯН.
	к 4-15-66, отделы театра, музыки, изобразитель ных искусетв, кино — К 5-45-12; издательство — К 1-48-98

°*

и издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны: секретариат, отделы информация, ‘архитектуры, эст
		Типография «Гудок», Москва, ул Станкевича, a