ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЫ
			К 100-летию
со дня смерти
	_В. Г. Белинского
	`КИЕВ. Советом Министров Укра-
инской ООР ‹оздан Республиканский
комитет по ознаменованию 100-летия
со дня смерти В. Г. Белинского. В
комитет вошли ученые, писатели, ар-
тисты, видные общественные и поли-
тические деятели Украины.

Председатель комитета, академик
А. Е. Корнейчук, сообщил: г

— Подготовка к 100-летию со дн
смерти великого русского критика
сочетается е широкой популяризани-
ей среди трудящихся философских и
‘эстетических взглядов В. Г. Белин-
ского, его значения в истории русской
и украинской литературы.

Намечен широкий план мероприяз
тий, проводимых в городах и селах
республики. Николаевскому педаго-
гическому институту и 25-й Киевской
мужской средней школе. присвоено
имя В. Г. Белинского. В домах куль-
туры, районных и сельских клубах, в
избах-читальнях, библиотеках боль-
шим успехом пользуются лекции и
доклады о жизни и ‘деятельности ве-
ликого революционного лемократа.
’Эти лекщии неизменно‘ собирают об-
ширные аудитории.

Кружки художественной самодея-
тельности промышленных ‘предприя-
тий, колхозов и совхозов готовят ли-
тературные вечера, посвященные В. Г.
Белинскому, библиотеки—выставки
литературы и фотомонтажи. Специаль-
ные выставки устраиваются в истори-
ческих, литературных, научных и об-
ластных музеях Киева, Харькова и
Львова.

Научные конференции, посвящен:
ные В. Г. Белинскому, состоятся в
Академии наук УССР, университетах
и институтах.

ен

ПЕНЗА. (Наш корр.). На главной
улице Чембара, улице  Беленского,
сохранился низенький, окрашенный в
мягкий серый тон деревянный домик,
в котором в 1816 — 1829 годах жил
В. Г. Белинский. Сейчас в этом доми-
ке — музей. Здесь открывается вы-
ставка, посвященная  Белинскому,
`Один из отделов выставки будет по-
<вящен театру того времени.

В <вязи с предстоящим 100-летием
со дня смерти Белинского в учебных
заведениях, клубах и избах-читальнях
области проводятся лекции, доклады
И литературные вечера памяти велиз
кого критика. ‘

Ряд студентов педаговического ин-
ститута’ и художественного училища
избрал для дипломных работ темы,
посвященные Белинскому.

Областное издательство выпускает
альбом рисунков местного художника
Б. Лебедева «Белинский в жизни».

Подготовлен к печати сборник ста:
тей и архивных материалов о пензен-
ском периоде жизни Белинского.

В Нензе, Чембаре, селе Владыкино
й Белыни бригада операторов Куй-
бьнневской стулии кинохроники про-
вела ©емки для документального.

‚фильма, посвященного намяти Белин:
  ского,
	— Coase
РИГА. (Наш корр.). Odmectsen-
ность Советской Латвий активно го-
‘товится к проведению: знаменательно-
` го юбилея. Государственное  изда-
  тельство- Латвийской ССР издает на
  латышском языке биографию велико-
го русского революционного демо-
: крата, философа и критика-публици-
ста. Сдан в производство также од:
‘нотомник избранных ‘произведений
  В. Г. Белинского. В клубах, народных
  домах, в библиотеках ‘организуются
собрания читателей с. докладами ©
  жизни и деятельности Белинского. Вы
всех музеях готовятся специальные
стенды. Проводятся литературные
вечера, беседы, лекции, посвященные
В. Г. Белинскому.
я

КИШИНЕВ. (Наш корр.). Союз ху-
дожников Молдавии об’явил конкурс
на лучший плакат, посвяшенный 1[00-
летию со дня смерти великого рус-
ского критика В. Г. Белинского.

ыы

СМОЛЕНСК. (Наш корр.). Состоя:
лось заседание областной комиссия
по проведению 100-летия со дня смер-
ти В. Г. Белинского.

Решено во всех средних школах
города и области провести литератуо-
ные вечера, а в крупных городах и
районных центрах прочитать доклады
о жизни и творчестве В. Г. Белин-
ского.

В областной библиотеке органи:

зуется выставка и будет проведена
конференция читателей.

Областное радиовещание организу-
ет специальные радиопередачи, по-
священные творчеству В. Г. Белин-
ского. .
	Вторая сессия
Академии xynowects CCCP
	20 мая в Москве открылась вторая
сессия общего собрания Академии
художеств СССР, посвященная вон-
росам художественного образования. .
Сессия заслушала_5 докладов: «За-.
дачи Академии художеств СССР в
деле хуложественного образования»
— президента Академии художеств
СССР А. Герасимова; «Высшее ху-
дожественное образование в России
до 1917  тода» — вице-президента
Академии художеств СССР М. Ма-
низера; «Состояние учебно-методи-
ческой работы в Институте живопи-
си; скульптуры и ‘архитектуры име-
ни И.Е. Репина» — директора ин-
ститута профессора А. Зайцева; «Со-
стояние  учебно-методической рабо-
ты в Московском? государственном
художественном институте» — ди-
ректора института действительного
члена Академии художеств CCCP
С. Герасимова; «О мерах. улучшения
учебно-методической работы в учеб-
ных завелениях Академии художеств
СССР» — члена президиума Акаде-
мии художеств СССР ’Б. Иогансона.
Вчера вечером ‘начались прения’ по
локладам, в-которых приняли: участие
К. Юон, Ф.: Федоровский, И. Павлов,
М. „.Тоидзе. Сегодня сессия продол-
жает свою работу. ie

На сессии работают секции: жи-
вописи, скульптуры, рисунка, графи-
ки, театрально-декоративного искус-
ства и теории и истории ‘искусства.

В работах сессии участвуют пред-
ставители академий художеств Гру-
зинской и Латвийской ССР, всех выс-
ших художественных учебных заве-
дений ‘Советского Союза” и москов-
ских. и ‘ленинградских -‘ схужожествен-
ных УЧчилищ. 5 : oy а
	Орган Министерства кинематографии СССР. Комитета. по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР

Суббота, 22 мая 1946 года

№ 21 (103), Год издания XIX
	‚ Архитектура
колхозного села
	пили Шенинградекий областной. отлел
	по делам архитектуры, Белсельпроехт  . -
	Сталинский план послевоенной пя-
тилетки предусматривает сооружение
	в селах 3.400 тысяч домов, в том чис- и некоторые другие архитектурные
ле в районах, подвергавшихся окку-   организации, ‘обеспечивающие _

рас-.
пации, — 2.240 тысяч домов. Если х   пространение типовых - проектов”
этому прибавить строительство ог-   сельского строительства, .  выпу-

ромного количества культурно-про-   стившие ряд хораших плакатов и по-
сБетительных и административных   пулярных брошюр. Постоянную дело-
		зданий, а также хозяйственных TO-
строек, то станет ясным, какую гран-
диозную  <трбительную программу
	предетоит выполнить на. селе в тече-
	ние ближайших лет.

Колхозное крестьянство пред’яв-
ляет новые повышенные требования к
архитектуре жилища и обществен-
ных зданий, благоустройству и пла-
нировке села. Удовлетворить эти тре-
бования — неотложная задача coBer-
ских зодчих и архитектурных орга-
низаций, занятых проектированием и
строительством на селе.
	Недавно в Минске состоялось меж-
республиканское творческое совеща-
ние по вопросам архитектуры, плани-
ровки и благоустройства колхозного
села. Участники совещания — архи-
текторы строители, представители
партийных и советских организаций —
делились опытом проделанной работы,
намечали пути; по которым должно в
дальнейшем  итти строительство В
колхозах.

Первая и самая ответственная зада-
ча советских архитекторов  заклю-
чается в обеспечении строительства
высококачественными проектами 2K4-
лых домов, общественных и произ-
водственных зданий, проектами плз-
нировки колхозных селений.
	За последние годы создано немало
проектов для сельского строительст-
ва. Мастерскими Комитета по делам
архитектуры при Совете Министров
СССР разработано около 80 проектов,
в том числе несколько серий проектов
жилых домов колхозников, зданий
сельских советов, магазинов, почто-
вых отделений, банко®, бань, пожар-
ных депо, общественных центров кол-
хозов и т. д. В ближайшее время Ака-
демия архитектуры СССР выпускает
из печати альбом, включающий 60
различных ‘проектов сельских соору-
жений. Около 200 типовых проектов
хозяйственных и производственных
построек для общественного хозяйст-
ва колхозов разработано и издается
Сельхозпроектом при Министерстве
сельского хозяйства СССР. Ряд про-
ектов разработан специализированны-
ми проектными организациями, ©03-
данными на Украине, в Белоруссии и
других союзных республиках.
	Однако выпущенные до сего вре
мени проекты ни по количеству, ни пс
своему качеству не могут полностью
удовлетворить возросшие требования
‘колхозного крестьянства. В творчест о
зе многах_ архитекторов еще не из-
житы тенденции примитивной трак-
товки сельской архитектуры. Наряду
с этим часто встречаются случаи ме-
ханического перенесения в проекти-
рование колхозного села городских
приемов- планировки и благоустройст-
ва, без учета реальных возможностей
их осуществления.

М. И. Калинин в статье «Большая
общенародная задача» писал:

«В сельском строительстве MBI
должны отразить те экономические
изменения, которые произошли в де-
ревне. В самом деле, коллективиза-
ция сельского хозяйства мало отра-
зилась на планировке наших сел, а
тем более на архитектурном оформ-
лении общественных и хозяйственных
построек».

Эту ясную и бесспорную истину. к
сожалению, усвоили не все архитек-
торы, принимающие участие в строи-
тельстве на селе. Только этим можно
эб’яснить наличие значительного ко-
личества проектов, авторы которых
некритически переносят в советскую
действительность образы древних
русских изб, украинских хат и т. д.
	С другой стороны, некоторые архи-
текторы в погоне за ложно понятым
новаторством игнорируют лучшие тра-
диции народного зодчества. В качест-
ве примера можно привести работу
архитектора А. Рочегова, запроектн-
ровавшего в жилой комнате огромное
окно, занимающее почти весь просте-
нок от пола и до потолка. Архитек-
тура этого здания никак не вяжется ©
образом жилого дома колхозника.

Все эти творческие неудачи и ошиб-
ки об’ясняются, прежде всего, тем,
что многие архитекторы оторваны от
практики строительства, не знают
жизни колхозного села, хозяйственно-
бытовых и_ национальных традиций
колхозников. Об этом свидетельству-
ют, в частности, результаты прове-
денного в прошлом тоду конкурса
на проекты колхозного клуба. Из
231 представленного на конкурсе про-
екта. жюри отобрало и премировало
	15. а для дальнейшей разработки
оказались пригодными  всего.. 183

проекта.
	Но мало сбздать хороший проект
сельского жилого или общественного
	злания. схему планировки колхозного
	села. Надо, чтобы эти документы бы-
ли доведены до села, чтобы строите-
ли могли правильно разобраться В
	чертежах Я планах. Большой положи-
	тельный опыт в этом отношении нако-
	вую и творческую связь с селом Ha-
лалили работники крымских проект-
ных организаций и Мебсельтроекта,
ведушие болыную проектную работу
по восстановительному и новому стро-
ительству. Но далеко не всюду дело
обстоит так. благополучно. Довольно.
часто еще наблюдаются случаи, ко-
	гла проектные материалы «оседают»
	в областных или районных центрах,
когда проекты составлены настолько
сложно и запутанно, что. сельские
строители не в состоянии осуществить
их в натуре. , ;

Много серъезных упреков на меж-
республиканском совещании в Минске
было высказано по адресу Комитета
по делам архитектуры при Совете
Министров: СССР. Работники с мест
справедливо обвиняют комитет. в.том,
	что он уделяет мало внимания сель-  .
ской архитектуре. Утвержденные ко- ..
	митетом тиновые проекты нередко
страдают существенными -недостатка-
	ми, они  абстрактны, не учитывают ме-
	стных условий. Так, например, кол-
	хозники Кубани из всех выпущенных
	до сих пор архитектурными организа-
циями проектов для села могут ис-
пользовать только два. Почти нет
проектов, удовлетворяющих требова-
	ниям колхозного крестьянства Крыма,
Кабарлинской АССР, Псковской и Во-
	ронежской областей.
		«Голос вождя». («Молодая гвардия»). Художник П. Соколов-Скаля. (Выставка «30 лет Бооруженных Сил СССР»).
600 -

По родной земле
			ПРАЗДНИК СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
	искусно вытканный на ковре портрет
Навои, выполненный лучшими народ-
ными ковроделами.

Состоявшийся после заседания
большой праздничный концерт вылил-
ся в демонстрацию успехов советско-
го искусства. В концерте приняли
участие артисты и музыканты Таш-
кента, Москвы, Баку. Государствен-
ный симфонический оркестр, хор и
солисты Узбекского театра оперы и
балета исполнили апофеоз «Слава
Сталину» из кантаты «Узбекистан»,
Дирижировал автор, композитор М.
Атрафи.

В праздничные дни гости просмот-
рели спектакли, которыми театраль-
чые коллективы столицы Узбекистана
отметили юбилей. В Театре оперы и
балета состоялась премьера оперы
	Р. Глиэра и Т. Садыкова «Лейли и.
	Меджнун» (дирижер Т. Садыков, ре-
иссер Э. Юнгвальд-Хилькевич),
Роль Лейли исполняла народная ар-
тистка СССР Х. Насырова. Академи-
ческий театр драмы им. Хамза показал
историческую драму И. Султанова и
Уйгуна «Навои», на сцене Театра им.
Мукими шли музыкальная драма Ю.
Раджаби и Надеждина «Фархад и
Ширин» и балет композитора М. Ле-
виева «Сухайль и Мехри».

Многолюдно было в залах Театра
им. Навои, где ‘открылась выставка,
посвященная поэту. В ее пяти разде-
лах — свыше 600 экспонатов. Уни-
кальные рукописи и миниатюры, про*
изведения живописи и графики, про-
изведения натодных мастеров, макеты
и фото рассказывают посетителям @
том, как узбекский народ пронес че
рез века и сохранил великие творе
ния своего поэта, сделав их всенарод-
ным достоянием.

На выставке представлены и подар*
ки,  преподнесенные — Узбекистану
братскими республиками в дни юби-
лея, в том числе множество книг На-
вои, изданных на языках народов
CCCP.

..От канала Анхор, некогда разде-
лявшего Ташкент на старый и новый
город, мы идем по широкой новой ас-
фальтированной магистрали, носящей
имя Алишера Навои. За последние
годы здесь возник второй центр сто-
лицы Узбекистана. Среди прекрасного
ансамбля зданий напротив древнего
«Шейхантаура» высится Дом советов,
утопающий в зелени молодого сквера.
Здесь в лни юбилея Навои был зало-
жен памятник поэту.

Автор проекта архитектор В. Вол-
чок рассказывает нам, каким будет
памятник. На восьмигранном  укра-
шенном резьбой гранитном постаменте
возвысится четырехметровая бронзо-
вая фигура Алишера Навои, изготов-
ленная в Ленинграде скульптором
Л. Дитрих. Лучшие народные мастера
запечатлеют на граните <цены из
произведений Навои.

Чествование памяти поэта превра-
тилось в подлинно всенародный празд-
ник. В дни славного юбилея все его
участники, все трудящиеся республи-
ки еше раз убедились в том, какие бо-
татые плоды принесло тесное содру-
жество народов СССР во главе с ве-
ликим русским народом, как выросла
национальная по форме, социалисти-
ческая по содержанию культура Со-
ветского Узбекистана.
	Ольга ЛЕПЕШИНСКАЯ.
	С чувством радости и гордости
вступила я на землю братского. Узбе-
кистана, обогатившего сокровищницу
культуры народов СССР  великолеп-
ными творениями Алинззра Навои.

Празднование 500-летия co дня
рождения великого узбекского поэта
и мыслителя, на которое мы прибыли
вместе с многочисленными гостями из
братских республик, превратилось в
подлинное торжество  социалистиче-
ской культуры, в торжество мудрой
ленинско-сталинской национальной
политики, сплотивмей народы нашей
Родины в единую братскую семью.

Алишер’ Навой метал о торжестве
народа, освобожденного от гнета и
бесправия, о золотом веке страны ра-
зума и справедливости. Но даже ве-
ликий узбек не мог предвидеть, какое
счастье выпадет на долю. его народа.

Как неузнаваемо изменился Узбз-
кистан`за годы советской власти! Мы
чувствовали это на каждом шагу.
Пройден нуть, равный столетиям. В
недалеком прошлом отсталый и бес-
‘правный край-колония стал цветущей
республикой с передовой промышлен-
ностью; сельским хозяйством и куль-
турой. В степях вместо редких гли-
нобитных кибиток выросли новые
‘красивые города, промышленные
центры; колхозы-миллионеры. Блестя-
` щего расцвета достигло искусство уз-
бекского народа. Сейчас в республике
работает 47 театров, имеется широкая
сеть кинотеатров, клубов, библиотек
и других культурно-просветительных
учреждений.

На юбилейные торжества с’ехались
деятели науки, искусства, литературы
из Москвы, Ленинграда, Украины,
Грузии, Азербайджана, Армении, Лат-
вии, Литвы, республик Средней Азии.
На 20 языках, разных по звучанию, но
единых по мыслям, произносились в
эти дни речи о дружбе народов, ©
преданности делу партии Ленина —
Сталина, слышались слова благодар-
ности великому вождю ‘юваришу
Сталину.

Гордость узбекского народа — но-
вый Театр оперы и балета им. Навои—
в день торжества был переполнен. В
глубине сцены — огромный светя-
щийся портрет человека, имя которого
пережило века. За столом президиу-
ма — руководители партии и прави-
тельства республики, деятели ис-
кусств и литературы, Герои Социали-
стического Труда, представители
братских республик.

После вступительного слова пред-
седателя Совета Министров УзССР
тов. Абдурахманова с докладом о
жизни и творчестве Навои выстумил
председатель Союза советских писа-
телей УзССР академик Айбек.

Докладчик охарактеризовал эпоху:
в которой жил и творил Навои, расска-
зал о многогранной деятельности поэ-
та-мыслителя и государственного дея-
теля. В годы советской власти, го-
ворит тов. Айбек, творчество Навои
стало достоянием всех народов, насе-
ляющих нашу необ’ятную Родину.

По поручению Союза советских пи-
сателей СССР участников торжест-
венного заседания поздравил К. Симо-
HOB.

Горячо приветствовали тружеников
Узбекистана писатели и поэты П.
Усенко (Украина), К. Крапива (Бело-
руссия), Абашидзе (Грузия), С_ Мука-
нов (Казахстан), Краулинь (Латвия),
Н. Зарьян (Армения) и -лругие. Берды
Кербабаев, передав привет от турк-
менского народа, преподнес подарокы—

РИГА. (Наш корр.). Закончился
конкурс, об’явленный Управлением
по делам архитектуры при Совете Ми-
нистров Латвийской ССР на лучший
проект памятника воинам Советской
Армии и партизанам, павшим в боях
за освобождение Ролины, а также
памятника жертвам ‘чемецко-фашист-
ского террора.

Кочкурс привлек большое количе-
ство участников. Было представлено
202 проекта архитекторов и скульп-
торов Латвии, Москвы, Ленинграда,
	Проектные организации и архитек-
торы, работающие для села, должны
отказаться OF единых «рецептов»,
якобы одинаково пригодных для всех
районов страны. Климатические, бы-
товые особенности данного района,
его природа и рельеф, характерные
для него традиции народного при-
кладного искусства и зодчества и,
наконец, наличие местных  строи-
тельных материалов — все это долж-
He быть принято во внимание пря
разработке ‘типовых проектов для
колхозного села.
	Огромное строительство, развер-
нувшееся в колхозных селах, требует
постоянной помощи архитекторов.
Между тем, на местах ощущается
острый недостаток квалифицирован-
ных специалистов. Можно назвать не-
мало краев и областей, где нет ни
одного архитектора, работающего в
области сельской архитектуры.
	Архитектурные кадры для села в
настоящее время никто не готовит.
Грандиозный o6’eM строительства в.
колхозах обязывает Комитет по де-
лам архитектуры обратить самое
серьезное внимание на подготовку
кадров специалистов для села. Сель-
ская архитектура стала сейчас само-
стоятельной отраслью советского зод-
чества, и поэтому давно назрела -He-
обходимость создать в высших учеб-
ных заведениях кафедры сельской
архитектуры и ввести в учебное про-
ектирование  об’екты колхозного
строительства.

Неоценимую помощь архитекто-
рам и сельским строителям должна
оказать советская — архитектурно-
строительная наука, призванная осве-
щать путь практике, смело внедрять
самые передовые и прогрессивные
методы строительства. Этой задачи, к
сожалению. не выполняет Академия
архитектуры СССР — высший центо
архитектурной науки. До сих пор еще
не издано капитального труда, 0606-
щающего накопленный за годы совет-
ской власти богатый опыт строитель-
ства колхозной деревни. Слабо ведет-
ся работа по внедрению наиболее пе-
редовых и совершенных методов и
конструкций.  Вопросами сельской
архитектуры в научно-исследователь-
ских институтах занимается чрезвы-
чайно ограниченный круг людей. Уже
давно назрела необходимость созда-
ния в Академии архитектуры специ-
ального  научно-исследовательскогс
института сельской архитектуры.
	Союз советских архитектороз
СССР проявил ценную инициативу,
организовав межреспубликанское со-
вешание по вопросам архитектуры,
планировки и благоустройства кол-
хозного села. Но это только начало
большой и сложной работы. Необхо-
димо мобилизовать широкие круги ар-
хитектурной общественности на вы-
полнение грандиозной программы
строительства Ha селе, установить
тесную связь архитекторов с строите-
`лями. колхозным активом, сельской
`интеллигенцией, регулярно проводить
творческие дискуссии и обсуждения
проектов сельских сооружений.

Партия, правительство и лично
  товарищ Сталин уделяют огромное
внимание восстановительному и ново-
му строительству на селе. Долг co-
ветских зодчих — принять в этой
  стройке самое активное участие, по-
  мочь созданию красивых и благоуст-
’роенных сел, в архитектурном облике
` которых были бы отражены величие
`и сила нашего социалистического

строя.
	ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ
НЕФТЯНИНОВ
	ДЕКАДА КЛАССИЧЕСКОЙ
МУЗЫКИ
	ВОРОШИЛОВГРАД. (Наш корр.).
В городах, шахтных поселках и сель-
ских районах Ворошиловградекой об-
ласти началась декада классической
музыки. В программу декады вклю-
чены бессмертные творения Глинки,
Чайковского, Рахманинова, Бородина,
Римского-Корсакова, Бетховена, Шу-
берта, Мендельсона и др.

В концертах принимают участие:
лауреат Всесоюзного конкурса <кри-
пачей и  виолончелистов Михаил
Гольдштейн, лауреат первого. Всесо-
юзного конкурса музыкантов-испол-
нителей Арнольд Феркельман, соли-
сты. Гастрольбюро СССР, ^ местный
симфонический оркестр под управле-
нием Н. Юхновского и солисты Во-
рошиловградской филармонии.  Кон-
церты сопровождаются лекциями дей-
ствительного члена Всесоюзного o6-
щества по распространению политиче-
ских и научных знаний Ф. Айзен-
гардта.

Первый концерт состоялся в во-
ролниловградеком клубе им. Сталина
при переполненном зале. После лек
ции на тему «Мировое значение рус-
ской музыкальной культуры» были
исполнзны: увертюра к опере «Рус-
лан и Людмила» Глинки, 2-й форте-
`вианный концерт Рахманинова, Ва-
’риации на тему «Рококо» и торжест-
`венная увертюра «1812 год» Чайков-
ского. .

Концерты-лекции будут проведены
на крупнейших шахтах Краснолона,
Ворошиловска, Краеного Луча, Лиси-
чанска, Первомайска, Старобельска.

Декада закончится концертом клас-
сической камерной музыки. Затем <о-
стоится конференция слушателей. З
ней примут участие шахтеры, парево:
зостроители, ученые, работники ис:
кусств, деятели литературы.
	НАРОДНОЕ ИСКУССТВО
СЛАРЯН
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). После
семилетнего перерыва восстановлез
этнографический музей. Здесь раз-
вернута большая ‘выставка на тему
«Народное искусство славян». В про-
сторных залах размещено около ше-
сти тысяч экспонатов. Выставлены
доставленные из города Семенов
(Горьковской области) изделия  раз-
рисовшщиков по дереву, продолжаю-
щих традиции хохломских мастеров;
произведения гуцульских резчиков;
женские головные уборы из жемчуга,
‘извлеченного из олонецких рек; ис-
кусные изделия вологодских кружев-
ниц и мастериц крестецкой строчки;
	вышивки словацких, черногорских,
болгарских, сербских рукодельниц.
Представлена большая коллекция
	новых работ палешан на современные
и сказочные сюжеты. Демонстриру-
ются ковры, стенные росписи и разно-
образные орнаменты восточных, юж-
ных и западных славян.
	АЛЬМАНАХ ЭСТОНСНИХ
АРХИТЕКТОРОВ
	ТАЛЛИН. (Наш корр.). Издатель-
ство «Научная литература» в Тарту
выпустило «Альманах архитекторов
Эстонской ССР за 1947 год». Онот-
крывается программной статьей архи-
тектора В. Мейгаса «Творческие зада-
чи эстонских архитекторов».  Вопро-
сам детальной планировки восстанав-
ливаемых и вновь строящихся  горо-
дов Эстонской ССР посвящена статья
члена-корреспондента Академии наук
`ЭССР Х. Apmana. — Архитекторы
А. Вольберг и Л. Хальяк в своих ра-
ботах освещают строительство 4
проектирование жилых домов и дет-
ских учреждений в Эстонии. Широкий
обзор. проектов планировки промыш-
ленных городов Эстонской ССР
Кохтла-Ярве, Сомпа, Ахтма 4
ИЙыхви дан в рецензии архитектора
В. Типпеля. .

Проблеме восстановления’ разру-
шенной на.95 процентов старой Hap-
вы посвящена статья архитектора
Э. Эдерберга.

Большая статья А. Вески анализи-
рует разнообразные конструкции стен
жилых домов и применение местных
строительных материалов. В альма-
нахе помещены также статьи архи-
тектора. А. Котли-—о восстановлен-
HOM концертном зале театра «Эсто-
чия» и архитектора П. Тарвас—о ре-
зультатах конкурсов, проведенных в
Эстонской ССР за 1945—1947 годы,
	БАКУ. На Баиловском холме вы-
сится четырехэтажное здание Дворца
культуры имени Сталина. Стены глав-
ного фойе украшены копиями картин
мастеров живописи. На сцене дворца,

имеющего зрительный зал на 1200
мест, даются спектакли бакинских те-
атров, концерты столичных артистов.
В кинозале демонстрируются новинки
экрана, в лекционном — проводятся
лекции и беседы.
	Около двух тысяч нефтяников И
членов их семей участвуют в много-
численных кружках художественной
самодеятельности. Азербайджанский
драматический коллектив недавно по-
казал пьесу «Интизар», рассказываю-
шую об участии азербайджанского
народа в Великой Отечественной
войне; русский коллектив подготовил
пьесу А. Н. Островского «На бойком
месте».

При дворце созданы духовой ор-
кестр, ансамбли народных инструмен-
	тов, аккордеонистов, гитаристов, ва-
родных песен и плясок.

Много внимания уделяется худо:
	‚жественному воспитанию детей. В
‘музыкальной школе 40 мальчиков И
девочек учатся игре на фортепиано и
скрипке. В хореографической школе
занимаются 80 юных танцоров.

Актив дворца ведет большую куль-
турную работу на предприятиях. Кон-
цертные бригады и лекторы-—частые
гости Ha промыслах и в рабочих об-
‚щежитиях.
	_В КАРТИННОЙ ГАЛЛЕРЕЕ
АЙВАЗОВСНОГО
	ФЕОДОСИЯ. (Наш корр.). 48 лет
со дня смерти великого русского ху-
дожника-мариниста Ивана Константи-
новича Айвазовского в Феодосийской
картинной галлерее отмечено откры-
тием нового мемориального отдела,
рассказывающего о жизни и творчест-
ве художника. Здесь собраны письма
Айвазовского, его детские рисунки,
архивные материалы. В ‘этом отделе
находится и незаконченная картина
«Взрыв турецкого корабля», начатая
художником за несколько часов до

смерти:
	За голы советской власти галлерея.
	значительно расширилась и обогати-
лась экспонатами. Иван  Константи-
нович Айвазовский в своем завещании
оставил городу выставочный зал пло-
щадью в 600 квадратных метров и
49 картин. Теперь галлерея распола-
гает 1! залами, площадью в 2200 кв.
метров, зв ней экспонируются 445 кар-
тин, в том числе 376 работ великого
художника.
		АШХАБАД. (Наш корр.). Переход
на самоокупаемость намного оживил
творческую жизнь Русского драмати-
ческого театра им. А. С. Пушкина.
Число премьер театр. увеличил с вось-
ми до двенадцати в год. В течение
апреля капитально возобновлены два
спектакля: «Бешеные деньги» Остров-
ского и «Мачеха» Бальзака. Послед-
Haig работа театра- постановка Нье-
сы бр. Тур и Шейнина «Губернатор
провинции»-

В конце мая театр. заканчивает се
зон этого года. В оставшееся время
будут показаны еще две премьеры—
«Стакан воды» Скриба и «Семья Ал:
лана» туркменского драматурга
Г. Мухтафрова.

Увеличение выпуска’ премьер и
значительное улучшение качества по-
становок привели к тому, что сборы в
театре увеличились более чем вдвое.

В конце мая значительная часть
коллектива выедет в месячную га-
строльную поездку в Красноводск и
к нефтяникам Небит-Дага. Остаю-
щаяся в Ашхабаде часть коллеклива
	будет готовить пьесу А. мы
го «Ле. —

Е _ колхозный

ОРКЕСТР.
	ВИННИЦА. (Наш корр.). В кол-
хозе им. Кирова, с. Мизяковские хуто-
ра, организован колхозный оркестр,
насчитывающий 95 исполнителей;
Кроме. произведений советских ком-
позиторов, оркестр исполняет pst
классических произведений, ‘в` том
числе 5-ю симфонию Бетховена.
	УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
	О ПРИСВОЕНИИ ПОЧЕТНЫХ ЗВАНИЙ РСФСР
РАБОТНИКАМ ИСКУССТВ
	За большие творческие достижения в области советского искусства при-
	своить почетные звания.
	ЗАСЛУЖЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ ИСКУССТВ РСФСР
	Захарову Ростиславу Владимировичу — балетмейстеру Государствен-
ного Академического Большого театра СССР.
	ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РСФСР
 1. Арсеньеву Валериану Сергеевичу — артисту Государственного ан-
	самбля народного танца СССР.
	2 Васильевой Вере Петровне — ‘артистке балета Государственного Ака-
	демического Большого театра СССР.
	3. Зейферт Тамаре Алексеевне — артистке Государственного ансамбля
	народного танца СССР.
	4. Исламовой-Хубовой Арусяк Никитичне — балетмейстеру Государст-
венного ансамбля народного танца СССР.
	5. Карташеву Ивану Дмитриевичу — аотисту Государственного ансамоб-
	ля народного танца СССР.
	6. Чикваилзе Елене Георгиевне — артистке балета Государственного
Акалемического Большого театра СССР.
	Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР И. ВЛАСОВ.
Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР TI. БАХМУРОВ.
	Москва, 17 мая 1948 года.
	ТАШКЕНТ. (По телеграфу).
	КОНКУРС НА ПРОЕКТЫ ПАМЯТНИКОВ
	Ленинграда, В. Алберсу.
	Таллина, Вильнюса и Каунаса. Три
вторые премии присуждены: скульп-
тору Я. Заринь, архитектору И. Кин-
жалову, студенту 4-го курса Латвий-
ской Академии художеств. Л. Би-
рюкову. Три третьи премии получи-
ли скульптор М. Ланге архитекто-
ры В. Иванов, Ю. Архипов.

За лучший проект памятника жерт-
вам фашистского террора первая пре-
мия присуждена студенту 4-го курса
Латвийской Академии художеств
	ВЫСТАВКА РАБОТ МЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ
	ТУЛА. эдесь открылась выставка
работ художников Тулы и Калуги.
Представлены живопись, ‘графика,
	скульптура. Болышной интерес вызва-
ли картины молодого художника
	Леонтьева «Переправа к Сталингра-
  ys и <«Демобилизованный», серия
	ду» и «Демобилизованный», серия
рисунков художника Цыглера «Тула
в дни осады» и другие.