СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		Ваза
„Салют Победы“
	Коллектив Коростенского фарфо-
рового завода имени Ф. Э. Дзер-
жинского изготовил монументаль-
ную художественную вазу «Са-
лют Победы». Высота ее—два метра.
На центральной части вазы изображе-
на Красная площадь. На другой сто-
роне—выступление Владимира Ильн-
ча Левина в 1917 году на броневике у
Финляндского вокзала в ‘Ленинграде,
В нижней части вазы размещены ри-
сунки, изображающие эпизоды  Ве-
ликой Октябрьской сопиалистической
революции, в верхней части—рисун-
ки на темы Великой Отечественной
войны и восстановления народного
хозяйства СССР.

Отливка и художественная разри-
совка вазы ароизводились под руко-
водетвом скульптора-художника
Г. Малицкого.
		На выставке «30 лет Вооруженных Сил СССР»
ee oe eee НЕЕ ОЕ ПЕНИЕ ЕВ
	Работы советских графиков
	ra *@
	°
Н. ЛМИТРИЕВА
		VAST NOATOTOBKY
	Комитет пб делам искусств при
Совете Министров СССР принял
серьезные меры для решительного
улучшения подготовки музыкальных
кадров. Коренным образом  пере-
сматриваются профили  подготавли-
ваемых специалистов, распределе-
ние сети учебных заведений, учеб-
ные планы консерваторий и училиш,

Олдинм из серьезнейших пороков
системы ‘консерваторского образова-
ния было слабое внимание к общест-
венно-политическим дисциплинам. До.
статочно сказать, что‘такие важней-
шие предметы, как диалектический. и
исторический материализм. препода-
вались только на теоретико-компози-
торском. факультете, а курсы истории
философии и основ’ маркеистско-ле-
нинской эстетики не изучались даже
	композиторами. Можно ли удивлять-
	ся; Что среди наших молодых комно-
зиторов распространилось увлечение
формалистической музыкой.

В новый учебный план в цикл об-
шественно - политических — дисцип-
лин, кроме имевшихся раньше курсов
основ марксизма-ленинизма и полити-
ческой экономни, вводятся курсы
диалектического и исторического
материализма и эстетики. Для сту-
дентов теоретико-композиторского
факультета введен курс истории фи-
лософии.

В постановлении ЦК ВКП(б) «Об
опере «Великая дружба» В. Мураде-
ли», сказано: «Порочное, антинарод-
ное, формалистическое направление в
советской музыке оказывает также
пагубное влияние на подготовку и
воспитание молодых композиторов в
наших консерваториях, и, в первую
очередь, в Московской  консервато-
рии (директор т. Шебалин), где фор-
малистическое направление являет-
ся господствующим. Студентам He
прививают уважение к лучшим тра-
дициям русской и западной класси-
ческой музыки, не воспитывают в
них любовь к народному творчеству,
к демократическим музыкальным фор-
мам».

Основываясь на этих указаниях,
Комитет по делам искусств при. пере-
работке учебных планов обратил oc-
новное внимание на программы компо-
зиторского отделения. Студенты-ком-
позиторы будут широко знакомиться
с народным творчеством, с основами
вокального искусства и оперной дра-
матургии, изучать  инструментовку
для оркестров народных инструмен-
тов, обязательно представляя coun-
нения для оркестров пародных ин-
струментов, будут более углубленно
проходить курс полифонии,

На исполнительских факультетах
расширяются курсы анализа музы-
кальных произведений, куда вклю-
чается раздел анализа  полифониче-
ских сочинений. В планах фортепя-
анного и оркестрового факультета
большое место уделено исполнитель-
ской и педагогической практике
студентов.

Один из самых наболевших вопро-
сов музыкального образования — не-
удовлетворительная подготовка во-
калистов. Сейчас решительно. пезе-
сматривается вся система среднего и
высшего вокального образования.
Будут сжаты сроки обучения, созда-
ны условия, позволяющие консерва-
ториям принимать одаренных певцов
из самых широких слоев трудящихся.
Предполагается также созданиевму-
зыкальных школах-десятилетках при
консерваториях специальных хоровых
отделений, организация в учебных за-
ведениях самодеятельных хоров; рас-
ширение подготовки педагогов пения
ит. д.

Существующие учебные програм-
мы консерваторий содержат ряд
серъезнейших ошибок. Показатель-
ны в этом отношении программы
курса сочинения и анализа  музы-
калъных произведений, в которых
особенно резко сказались формали-
стические ошибки,  аполитичность,
отрыв от идейно-политических задач
обучения. Так, задачей курса сочине-
ния об’является «воспитание моло-
длых композиторов, владеющих совре-
менной техникой музыкальной речи,
как средством воплощения  худо-
	МУЗЫМ
	ются. Всем  консерваториям, й в
частности московской, необходимо
широко ‹ привлечь новые профессор-
ско-преподавательские кадры на тео-
ретико-комнозиторский, вокальный и
другие факультеты.
	Извеетно. что одной из причин
	плохой подготовки вокалистов яв-
ляется. слабый coclaB педагогов в
ряде ‘учебных заведений. Поэтому
	привлечение к педагогической работе
на вокальные факультеты крупных
исполнителей наших ведущих ofep-
ных театров должно стать одним из
первоочередных мероприятий по
улучшению качества подготовки во-
калистов. Эта работа комитетом уже
начата. Председателем Государствен-
HOH экзаменационной комиссии во-
кального факультета в Московской
консерватории утверждена Е. Катуль-
ская, в Институте им. Гнесиных —
Е. Степанова, в составе педагогиче-
ского коллектива Киевской консерва-
торий работает И. Паторжинский.

Грубые ошибки, допущенные в
подготовке музыкальных кадров, —
следствие неудовлетворительного
идейно - политического воспитания
студенчества и профессорско _ пре-
подавательского состава. Многие
преподаватели специальных  дисцип-
лин не понимают роли и значения
идейно-воспитательной работы И,
по существу, игнорируют идейно-
художественные и  идейно-воспита-
телъные задачи в процессе препода-
вания. Они забывают, что они го-
товят не просто специалиста, а со-
ветского специалиста в той или иной
области искусства.

До сих пор многие руководители
консерваторий и других учебных за-
ведений считают, что за качество
идейно-воспитательной работы в пер-
вую очередь отвечает не дирекция,
а партийная организация, комсомоль-
ская организация, кафедра марксиз-
ма-ленинизма. Нужно ли говорить,
насколько вредны подобные взгля-
ды. Партия и правительство всегда
рассматривали руководителя учреж-
дения, как полновластного единона-
чальника, который несет полную от-
ветственность перед советским госу-
дарством за все, в том числе и за по-
литико-моральное воспитание кол-
лектива.

Несколько замечаний по вопросу о
работе консерваторий в союзных рес-
публиках. Большинство  консервато-
рий союзных республик недавно Op-
ганизовано. Они не имеют еще боль-
шого опыта учебной и методиче-
ской работы, нередко не располаг.иют
		заместитель предеелателя
Комитета по лелам искусств
при Совете Министров СССР
		На большой выставке, посвящен-
ной 30-летию Советской Армии, раз-
дел графики занимает сравнительно
скромное место. В отличие от живо-
	писного раздела, здесь почти не
ретроспективного материала — вы-
ставлены главным образом новые
	работы. Многие из наших первоклас-
сных графиков здесь не представле-
ны. Однако среди выставленных
произведений есть вещи замечатель-
Ные. О них-то и хочется говорить в
перзую очередь:

Центральным произведением гра-
фического раздела представляется
сюита Д. Шмаринова — семь листов,
изображающих знаменательные мо-
менты истории советской страны и
Советской Армии. Местом действия
всякий раз является Красная пло-
щадь.

В нашей печати уже неоднократно
отмечалось характерное для совет-
ских графиков, особенно за послед-
ние годы, тяготение к станковым, те-
матическим сериям. Это пример
того, как сама жизнь наталкивает на
создание специфических художест-
венных форм, отвечающих духу вре-
мени. О жизни, столь динамичной,
богатой событиями, так стремительно
и целеустремленно развивающейся,
как жизнь нашей родины, художники
хотят рассказывать; а не только пока-
зывать отдельные ее куски. Именно
графические серии заключают в себе
богатые возможности для такого ро-
ла повествования в зрительных обра-
зах, где есть начало. развитие и за-
ключение.

Листы Шмаринова не просто об’е-
динены общей темой. Они дают раз-
витие темы, эпический рассказ, для-
щийся во времени при сохранении
единства места. Большая мысль про-
	жественных замыслов = и способных
своим творчеством отвечать эстети-
ческим задачам, стоящим. перед со-
ветскими художниками». В этой аб-
страктной формулировке ни слова не
говорится 06 идейном содержании
музыкального творчества о реали-
стичности музыки и ее прочной свя-
зи с традициями русской и мировой
классики и народного творчества,
как необходимых качествах  совет-
ских музыкальных произведений.
Узко - технологически сформулиро-
ваны задачи курса гармонии: «Развить
гармоническое чувство ‘студентов,
усовершенствовать ux гармоническую
технику». В программе курса нет ни
одного слова о целях изучения гар-
MOHHH, как одного из основных
средств выражения содержания му-
зыкального произведения. История
развития гармонии рассматривается
в ней без малейшей попытки пока-
зать обусловленность — гармониче-
ских приемов композитора теми
идейно - художественными задачами,
которые он ставит перед собой.
Серьезные методологические ошиб.
ки содержит программа курса анали-
за музыкальных произведений. `
Сейчас заканчивается разработка
новых программ, в которых испраз-
ляются ошибки, допущенные в про-
граммах, изданных в 1946 году. Эта
	работа — осуществляется лучшими
специалистами на основе указаний
ЦК ВКП(б) о задачах воспитания
	советских музыкантов. Коренной пе-
реработке подвергнуты программы по
классу сочинения, анализа музыкаль-
ных произведений. В программах ис-
полнительских факультетов исправ-
ляются ошибки, связанные с некри-
тическим отношением к репертуару и
засорением  репертуарных — списков
формалистическими произведения-
ми. В новых программах подчерки-
вается воспитательная роль педаго-
гов специальных классов, их ответ-
ственность за формирование мораль-
но-политического облика советского
студента. К началу нынешнего учеб-
ного года будут изданы новые учеб-
ные программы по специальным дис-
циплинам всех факультетов консер-
ваторий.

Решающую роль в перестройке
учебного процесса, естественно, дол-
жен сыграть профессорско-препода-
вательский коллектив. Однако, как
показало совещание руководителей
консерваторий, перестройка работы в
консерваториях проходит чрезвычай-
но медленно и робко. Прежде всего
это относится к Московской консер-
ватории, о крупных недостатках ко-
торой прямо указывается в решениях
ЦК ВКП(б).

Московская консерватория — ве-
дущий музыкальный вуз нашей стра-
ны, на ее работу обращено внимание
всех деятелей музыкального обра-
зования. Музыканты нашей страны
нетерпеливо ждут конкретных при-
меров того, как нужно перестроить
свою работу в соответствии с ре-
шениями Центрального Комитета пар-
тии, как полностью ликвидировать
любые проявления  антинародного
формалистического направления В
композиторских и исполнительских
классах, в учебной и научно-методи-
ческой работе кафедр.

Педагогический Коллектив Мос-
ковской консерватории должен взять
на себя основную часть работы по
подготовке новых учебных программ
и учебников.

Однако не следует думать, что
можно ликвидировать пассивное от-
ношение к решения ЦК ВКП(б) в
консерваториях, не привлекая новые
	кадры. Невозможно проводить ради-
	кальную перестройку всей системы
работы без’ узастия молодых, свежих
сил. К сожалению, совещание руко-
‘водителей консерваторий показало,
что в большинстве музыкальных ву-
зов новые кадры почти не привлека-
	ПОРТРЕТЫ КОЛХОЗНИНОВ —
ГЕРОЕВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО
ТРУДА
	Московский областной союз худож-
ников и товарищество Мособлхудож-
ник направили в колхозы Московской
области 19 живописцев членов об’еди-
нения для создания портретов колхоз-
ников, удостоенных высокого звания
Героев Социалистического Труда. 1о-
мимо портретов, художники пишут в
колхозах картины, посвященные ве-
сенним посевным работам, труду и
быту колхозников Подмосковья.
	Все работы в начале июня поступят
в Мособлхудожник, где будет органи-
зована выставка-галлерея портретов
знатных мастеров высоких урожаев.
	Зрелища
на курортах
	В Сочи с 30 мая по 25 июля состо-
ятся гастроли Музыкального театра
им. К. С. Станиславского и В. И.
Немировича-Данченко, который по-
кажет основные спектакли своего
репертуара. Затем в Сочи приедет на
гастроли Московский театр им. Ле-
HMHOKOTO комсомола. В течение ию-
ля и августа здесь будет давать кон-
церты Государственный симфониче-
ский оркестр СССР’ под управлением
К. Иванова, А. Гаука, Н. Аносова,
К. Кондрашина, при ‘участии соли-
		«Завтрак на батарее». Рисунок С. `Урановой. (Выставка ` «30 лет
Вооруженных Сил СССР»).
			Урановой чувствуется ее любов-
но-внимательное отношение ко всем
подробностям военного быта. Видно,
что эти, не претендующие на
эффектность, скромные — зарисовки
сделаны человеком, глубоко. по боль-
шому личному опыту знающим свой
материал, а не посторонним случай-
ным наблюдателем. Такого рода эс-
кизы представляют собой богатейшие
заготовки для создания батальных
картин. г

Красивый по цвету и выразитель-
ный портрет С. Урановой работы А.
Фенвиойна вполне соответствует то-
му представлению о художнице-
фронтовике, которое складывается
после знакомства < ее рисунками:
Это наиболее интересный из портре-
тов графического раздела. Не лише-
ны ‘психологической выразительнос-
ти и портреты работы А. Яр-Крав-
ченко (особенно портрет IT. Bepus-
горы), а также портреты летчиков
работы В. Высоцкого.

Два рисунка А. Пахомова пПюсвя-
щены его любимым героям — детям.
На одном из них изображен юный
нахимовец, на другом — урок геог-
рафии в школе. Последний рисунок
интересен своим остроумным замыс-
лом: глобус, на который с уважением
и любопытством смотрит мальчик,
как бы рассказывает ученику о ро-
мантике дальних странствий и от-
важных походов-

Из работ батально-пейзажного ха-
рактера запоминаются: «Падение
Берлина» В. Богаткина; «Берега
Сталинграда» П. Баранова; красиво
И со вкусом сделанные, но несколько
однообразные по манере работы
тушью В. Климашина, цветные ли-
ногравюры В. Бибикова, литографии
П. Кирпичева.

Не ставя своей целью останавли-
ваться на всех графических работах,
представленных на выставке, отме-
тим. в заключение некоторые работы
талантливых мололых — графиков.
А. Харшак, уже на Всесоюзной вы-
ставке привлекший внимание зритё-
лей выразительными, полными эксп-
рессим офортами, на этот раз также
выставил очень интересный, роман-
тический по настроению и манере
офорт «Разведка в Пскове». Совсем
молодой художник I], Паинкисевич
показал рисунки тушью, привлёкаю-
щие живостью и непосредственностью
выраженного в них чувства («С рз-
‚монта на передовую»).

Произведения эти отличаются той
взволнованностью, эмоциональной
полнотой и экспрессией, которых не
‘хватает некоторым иногда и мастерски
выполненным работам. Именно они
делают интересной выставку, `даю-
шую, к сожалению, хотя далеко не
  полное представление о последних ра-
ботах советских графиков, во тем не
менее захватывают зрителя и будят в
нем ответные. переживания.

i

и его сподвижников, проникнуто глу-
бокой серьезностью, напряженностью,
собранностью перед лицом  неслы-
ханной, небывалой войны. После это-
го — Парад Победы, кипение пышных
знамен над чеканными  шеренгами
побелителей.
	И, наконец, апофеозом всей се-
рии является «Салют», co статуей
Минина и Пожарского на первом
	плане © фантастическими фонтанами
лучей прожекторов, с толпой ликую-
щего ‘народа, где особенно запоми-
нается фигурка ребенка, поднятого
над толпой, который радостно, широ-
ко, как бы приветствуя праздник, рас-
простер руки.

Замечательно, что в каждом из
этих листов сама Красная площадь,
ве памятники показываются каждый
раз по-новому, соответственно духу
изображаемого события. Так, если в
«Параде Всеобуча» Красная площадь
выглядит не столько торжественно,
сколько буднично-деловито, то В
«Параде 1941 гола» она предстает
суровой и строгой, а в «Салюте» —
сказочно и причудливо прекрасной.
	Серия  Шмаринова, несомнечно,
представляет собой новое значитель-
ное завоевание советской графики.

Заслуживает внимания серия
К. Финогенова — о вождях и органи-
заторах героической  сталинградской
эпопеи и обороны московских рубе-
жей. В центре ее стоит образ гени-
ального стратега И. В. Сталина.
Тема Сталинграда разрабатывается
Финогеновым уже давно. На преды-
дущих выставках мы видели его сце-
ны боев за Сталинград, затем Сталин-
град строящийся. Теперь художник
задался целью показать самую душу
и мозг сталинградской эпопеи, пока-
зать людей. мудро и планомерно под-
готовлявших победу. Это во многом
удалось ему—образ вожля глубоко
человечен. Но хотелось бы, чтобы в
композициях Финогенова менее ощу-
щалась зависимость от фотографиче-
ского материала, чтобы в поисках
художественного языка было прояв-
лено больше разнообразия и творче-
ского воображения.
	Строгая документальность и, может
быть, даже некоторая сухость рисунка
уместны лишь в работах, носящих ха-
рактер натурных эскизов к будущим
произведениям. Такие эскизы имеют
свою ценность—ценность безупречно
правдивой фиксации виденного. На
выставке имеются два листа из мно-
гочисленных зарисовок фронтовой ху-
дожницы С. Урановой. Пройдя рядо-
вым бойцом путь от Орла до берегов
Эльбы, Уранова в своих точных и
тонких ‘рисунках, тщательно и береж-
но запечатлела самые различные мо-
менты «военных будней». Она зарисо-
вала и места боев, и завтрак на бата-
рее, и писание писем на родину; и
медсестер за работой. Шо рисункам
	удовлетворительной материальной   стов Большого театра и Московской
базой. Педагогический состаз некого-   Филармонии.

i 0 ваторий
рых периферийных — консерватор! На Кавказские Минеральные во-
	ды приедут на гастроли Ленинграл-
ский театр комедии, симфонический
оркестр Ленинградской филармонии,
солисты Э. Гилельс, Я. Зак, Я. Фли-
гр, Г. Баринова М. Максакова, Д:
Пантофель-Нечецкая Д. Бадридзе,
М. Александрович; состоятся также
тастроли Н. Дудинской и К. Сергее-
ва, солистов балета Большого театра,
Государственного еврейского театра-
лизованного ансамбля во главе с
Сиди Таль, Т. Церетели, Тамары Ха-
нум, Государственного молдавского
ансамбля танца.
	Театро им: Моссовета и Ленинграл-
ский Новый театр ‘будут выступать
на Южном берегу Крыма.
	На курортах состоятся также вы:
ступления мастеров’, художественно-
го слова Вс. Аксенова, И. Ильинско-
го. Э. Каминка, Н. Першина и С. Фа-
деевой, Дм. Журавлева.
		нуждается в укреплении. В одинако-
вой степени это относится и к музы-
кальным училищам, от качества pa-
боты которых зависят консерватории.

Во многих союзных республиках
местные партийные и советские орга-
низации плохо помогают руководите-
лям консерваторий. В консерваториях
союзных республик недостаточное
внимание уделяют подготовке кад-
ров коренной национальности. Доста-
точно сказать, что из 240 студен-
тов Ташкентской консерватории —
узбеков 34 человека. Из 30 студен-
тов, окончивших Ташкентскую Кон-
	серваторию в этом году, — всего одан
	узбек. Примерно такое же положе-
ние в Алма-Алинской и Кишинев-

ние в Алма-Атинской и Кишинев-
ской консерваториях.
Перед `музыкаяьными учебными

1 заведениями стоят болыние и ответ-

ственные задачи. Руководители И

‚профессорско - преподавательский

коллектив ‘консерваторий и музы-
калъьных училищ должны приложить
все силы к тому, чтобы обеспечить
подготовку высококвалифицирован-
ных специалистов. Нам нужны спе-
циалисты, способные  <«...утвердить
превосходство советской музыки, со-

здать могучую советскую музыку,
  включающую в себя все лучшее из

прошлого развития музыки, которая
отображала бы сегодняшний день с5-
ветского общества и могла бы еше
выше поднять культуру нашего наро-
да и его и созна-

тельность» (А. А. Жданов).
	Новые фильмы
	«Повесть о настоящем человеке»
	В студии Мосфильм ведутся с’ем-
ки картины «Повесть о настоящем
человеке». Фильм ставит режиссер
А. Столпер, сценарий написан М.
Смирновой по одноименной повести
Б. Полевого, оператор М. Магидсон.
В роли Мересьева снимается П. Ка-
дочников. Т. Макарова играет роль
медицинской сестры Клавдии Ми-
хайловны. Роль комиссара  исполня-
ет Н. Охлопков, профессора — А. Ди.
кий, солдата — В. Меркурьев.
	«Два капитана»
	правах и обязанностях архитектора на стройке
	ся к самому проектированию, а

работа по осуществлению проекта
оплате не подлежит. Из существу-
ющей системы оплаты, таким обра-
зом. выпадает одна из наиболее су-
	щественных фаз архитекяурного
труда.

Архитектор должен руководить.
выполнением в натуре своего проекта.
Этого требуют интересы самого
	строительства. Между тем, когда ар-
хитектор заканчивает технический
проект и рабочие чертежи какого-
либо здания, для него на деле начи-
наются очень трудные дни. Он либо
отстраняется от осуществления зда-
ния в натуре в ущерб качеству
строительства, либо должен начать
«хождения по мукам», чтобы. юлу-
чить возможность руководить строи-
тельством.

Естественно, что архитекторы вы-
нуждены рассматривать как основ-
ную лишь проектную. работу и само-
му строительству посвящать отдеёль-
ные свободные часы.

Права и обязанности архитекторов—
планировщиков городов еще менее
уточнены, чем права и обязанности
архитекторов—авторов отдельных со-
оружений. Когда, например, проект
планировки центра города утверж-
ден, он поступает в распоряжение ме-
стных городских организаций. С этого
момента автор перестает существо-
вать для этого города,

Позволим себе перейти теперь к
частному вопросу, касающемуся нас
самих. В течение двух послед-
них лет в центральной части города
Минска по нашему проекту ведется
строительство парка-стадиона «Ди-
намо», Стоимость . строительства оп-
ределена в 10 миллионов рублей.
	С Х по 26 марта 1948 года москов-
ское отделение Союза советских ар-
хитекторов проводило дискуссию о
формализме в архитектур» в связи
с постановлением ЦК ВКП(6) об опе-
ре «Великая дружба» В. Мурадели.

В докладе председателя Комитета
по делам архитектуры Г. Симонова и
в выступлениях других товарищей
отмечалось, что в современной архи-
тектуре многие  формалистические
«грехи» происходят оттого, что зача-
стую архитектор оторван от непос-
редственного строительства и вслед-
ствие этого ‘его работа-превращаетея
в «бумажное проектирование».
	По нашему мнению, это положение
определено весьма правильно. Одна-
ко мы позволяем. себе. задать не-
сколько вопросов руководителям Ко-
митета по делам архитектуры. Что
сделано ими для того, чтобы изме-
НИТЬ это положение? Имеют ли архи-
текторы реальную возможность в
полную силу руководить озуществле-
нием своих проектов в натуре?
	Ныне существующий «архитектур-
ный надзор» в болышинстве случаев
является формальностью. Права и
обязанности архитектора на построй-
ке либо вовсе не определены, либо
сформулированы весьма туманно. За-
казчик обычно заключает договор на
архитектурный надзор тогда, когда
стройка подходит к концу и у заказ-
чика появляется необходимость полу-
чить подпись архитектора-автора в
приемо-сдаточном акте. (Этот акт,
кстати. нередко составляется для то-
го, чтобы узаконить нИзкое качество
архитектурно-строительных работ
или отступления от проекта). Архи-
тектору онлачивается все относящее-
	И. Степанова
	Сейчас мы оба хотим поехать в
Минск, чтобы непосредственно влиять
	Из существу-  на ход и качество строительства. Мы
	хотим на месте улучшить то, что
можно и должно улучшить при прет-
	архитектурного ! ворении замысла в натуре. Мы хотим
	  успешно завершить первую очередь
руководить, строительства парка-стадиона «Ди-
	строительства парка-стадиона «Ди-
намо» в гор. Минске. Сбответствую-
щее предложение нами было сделано
заказчику. Однако «воз и ныне там»!
Мы принуждены — ограничиваться
«раз’ясняющей и об’ясняющей» пере-
пиской и только в самых экстренных
случаях получаем возможность вы-
езжэеть в Минск на 5-6 дней. Раз-
решение выехать на стоойку и сред-
ства на поездку приходится выпраши-
вать у проектной организации. Ника-
кого договора на ‘архитектурный
надзор до сих пор не имеется.
	2 -авом ме положении, Kak МЫ,
находятся многие архитекторы,
фактически не имеющие — возмож-
ности руководить осуществлением
	своих проектов в натуре.
	Пеляческая практика „Рекламфильма”
	х

Вл. ДРУЖНИН
o
	данием плакатов, листовок и фото-
комплектов? Правда, в областных и
районных центрах даже’ эти плакаты,
содержащие очень скупые ‘сведения
о кинокартинах и выпускаемые с
большим опозданием, расцениваются
	‘на вес золота. Но ло сельских кино-
	установок они‘ попросту не доходят.

Качество выпускаемых плакатов
оставляет желать лучшего. Худож-
ники, набившие руку на выпуске
этой продукции, как правило, дела-
ют плакаты по раз и навсегда уста-
новленному рецепту. Часто плакаты
не отражают идейного содержания
кинопроизведений, вводя в заблуж-
дение зрителей или оставляя их рав
нодушными к рекламируемому филь:
му. Многие местные конторы Глав:
кинопроката стремятся пополнить
этот недостаток продукции «Реклам-
фильма» своими средствами. Они
устанавливают на видных местах
плакаты-щиты, используют световую
рекламу, об’явления в газетах,  ли-
стовки. Но все это не решает дела и
часто выполняется неквалифициро-
ванно.
	Деляческая практика  «Реклам-
фильма», фактически отстранившего-
ся от пропаганды ° кинокартин и за-
нимающегося только изданнем плака-
тов, мешает реализации постановле-
ния правительства о плане проката.

Следует возобновить выпуск либ-
ретто новых фильмов. Они должны
	быть написаны живым и интересным о
	языком. чтобы помочь зрителям ое-
	Для
	мыслить увиденное на экране.
	Л

P E
	Работникам кинопроката хорошо
известны примеры неумелой и без-
грамотной рекламы новых фильмов
	в сельской киносети. От них можно
услышать рассказы о том, что науч-
но-популярная картина о пчелах
«Солнечное племя» рекламируется в
сельском клубе, как музыкальный
фильм, что переданное по телефону
название фильма на самодельных
афишах районных клубов искажается
до неузнаваемости. Рассказывая ©
подобных случаях, работники кино-
фикации и проката обычно вспомина-
ют о том, что до войны широко. но-
ставленная кинореклама не только
информировала о новых фильмах, но
и помогала использовать’ кинемато-
граф в массовой просветительной ра-
бете. — -

До войны специально для широко-
го зрителя издавался популярный
кинематографический журнал «Со-
ветский — экран». Каждый новый
фильм поступал в прокат, снабжен-
ный множеством печатных и фотогра-
фических материалов, кратких либ-
ретто, кадров, фотографий рабочих
моментов и т. п, Выпуском этой ли-
	тературы занимались специальные
пресс-бюро киностудий, заинтересо-
ванные в успехе своих фильмов,
	[ оскиноиздат и другие организации.

В годы войны дело кинорекламы
было централизовано в образованной
при Главкинопрокате всесоюзной
конторе «Рекламфильм». Эта конто-
ра издает красочные плакаты, листов-
ки, фотокомплекты и, работая на хоз-
расчетных началах, приносит  бэль-
цюй доход. Но главной своей задачи
«Рекламфильм» не выполняет. И в
самом деле, разве должна контора
	ограничивать свою работу лишь ийз-
	сельских кинопередвижек. следует
выпускать специальные рекламные
комплекты, включающие в себя пла-
каты, репродукции. с кадрами филъ-
	`’ма- и либретто. Контора «Реклям-
	фильм» обязана до выхода картин
на экраны рассылать инструктивно-
методические ‘письма.

Очень релко идут на экранах такие
произведения, как «Чапаев», . трило-
гия о Максиме, «Депутат Балтики»
и другие. А ведь выросло новое по-
коление, которое знает об этих филь-
мах понаслышке, да и многие люди,
уже видавшие эти фильмы, с удо-
вольствием посмотрели бы их еще
раз. Все дело в том, что эти фильмы
выпускаются на экраны незаметно,
без рекламы, в одном-двух  третьз-
разрядных кинотеатрах. А широко по-
_ставленная реклама, опубликование
вовых либретто с данными о прокат-
ном успехе этих фильмов смогли бы
превратить повторный прокат в новый
триумф лучших произведений кино.

Совершенно не пользуются  поче-
‘том у работников рекламы докумен-
тальные и научно-популярные филь-
мы, выпускаемые нашими  киносту-
‘диями. Часто зрителя даже не опо-
вещают о выпуске на экран но-
вых документальных и научно-по-
пулярных фильмов.

Мы указали лишь на некоторые
важные стороны деятельности рек:
ламных организаций, которые в HO-
следние годы преданы забвению. Но
и приведенные нами факты свиде-
  тельствуют о том, что контора «Рек-
`ламфильм» и прокатные организации

‘не выполняют свои важнейшие про-
`пагандистские функции и: предоста-
	вили дело продвижения кинофиль-
	мов самотеку.
	В студии Союздетфильм режиссер
В. Пронин осуществляет экранизацию
повести В. Каверина «Два капита-
на». Сценарий написан автором пове-
сти вместе с Е. Габриловичем. Опе-
ратор Г. Гарибян. Роль Сани Гри-
горьева в детстве играет Т. Ганичев,
в юности — артист’ А. Вербицкий.
Артистка Е. Мышкова снимается в
роли Кати. В фильме заняты также
артисты Г. Григорьева (Мария Ва:
сильевна), В. Бокарев (Николай Ав-
тонович), В. Баланюв (Ромашов) и Р.
 Плятт (Кораблев)
	Бстреча с молодыми
сценаристами
	На-днях Комиссия по кинодрама-
тургии Союза советских писателей
устроила вечер молодых кинодрама-
тургов, окончивших в этом году сце-
  нарный факультет ВГИК.
	О. Бобылева, В. Капитановский,
К. Славин, 3. Тыюшеев и Л. Шмугля-
кова прочитали отрывки из своих сце-
нариев.

Участники обсуждения с удовлетво-
рением отметили, что все дипломные
сценарии написаны‘ на современную
тему и являются самостоятельными
литературными работами,
	Комиссия по кинодраматургии, орга-
низовав эту встречу, проявила хоро-
шую инициативу. Следует пожелать,
чтобы вслед за этой встречей была
налажена деловая повседневная рабо-
та с молодыми сценаристами.
	Мы обращаемся через газету «Со-
ветское искусство» к Комитету по де.
лам архитектуры и. Союзу coset-
ских архитекторов с призывом при-
нять самые решительные офганиза-
ционные меры для того, чтобы обес-
печить архитекторам возможность
довести свой творческий замысел до
конца и тем самым обеспечить вы-
сокое качество сооружений.
	‘Архитекторы-авторы проектно-

технического бюро Академии
архитектуры СССР

В. ВОЛЬФЕНЗОН,

Н. ШМИДТ.