СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		BOEHHBDA NOPTPET
			Маршал Советского Союза Л. А.
Говоров. Скульптор В. Боголю-
бов.
		Важнейшая особен-
ность выставки,  по-
священной славному
30-летию Советской
Армии, выражена

прежде всего в ее теме.

°
M, HEMMAH .
®

гие художники, Они
стремились стать ли-
цом к лицу со своими
героическими — совре-
менниками, присталь-

Пользуясь   но вглядеться в их внутренний мир. На
	распространенным термином, ее мож”
но было бы назвать батальной, хотя
действительное содержание выставки
неизмеримо богаче и глубже баталь-
ного жанра в его старом ограничен-
ном понимании.

События Великой Отечественной
войны, наложившие свою печать на
всю жизнь страны, придали военному
жанру почти всеоб’емлющий характер.
Военная тема в искусстве стала гос-
подствующей, проникла во все виды
и жанры. Специфическая особенность
советского военного жанра заключает-
ся в том, что он органически перепле-
тается со всеми другими жанрами,
включая в себя’историческую компо-
зицию, портрет, пейзаж, марину, быто-
вые сцены и т. д. Жизнь армии пока-
зывается в ее неразрывной связи с
жизнью народа.

Естественно, что человек оказы-
вается в центре внимания советского
батального искусства. Этим и опреде-
ляется принципиальное отличие наше-
го батального жанра от военных сю-
жетов в искусстве прошлого. Даже в
произведениях, где воплощение воен-
ной темы ближе ‘всего подходит к
традиционному типу баталии — в кар-
тине М. Хмелько «На подступах к
Киеву», в «Перенраве через Днепр»
И. Евстигнеева, композиционные
	выставке много таких произведений и
в скульптуре и в живописи; портреты
прославленных генералов, выполнен-
ные Н. Томским, Е. Вучетичем, Д.
Налбандяном, П. Кориным, В. Яков-
левым, и изображения героев войны,
рядовых солдат и партизан, создан-
ные В. Мухиной, М. Манизером, И.
Серебрянным, Ф. Модоровым, С. По-
повым, И. Першудчевым, 3. Азгуром,
В. Павловым, Л. Шантеревым и целым
рядом других художников.
Некоторые из этих произведений, и
прежде всего скульптурные портре-
	ты Вучетича и Азгура, отличаются
парадным характером. В нашем и<-
кусстве такие портреты появились
	лишь в последние годы. Они рожде-
ны войной, и в них звучат торжест-
венные ноты победы.

В живописи мы встречаем  подоб-
ную трактовку в больших фигурных
портретах — «Маршал Ф. И Толбу-
хин» П. Корина, «Генерал Армии
И. Х. Багоамян» ОД. Налбандяна,
«Маршал К К. Рокоссовский» К.
Китайки. Последняя, несколько сла-
щавая по цвету работа является ша-
гом назад по кравнению с парным
портретом генерал-майора И. В. Тута-
ринова и полковвика М. В. Турчанинова
того же автора. Она таит в себе опас-
ность салонной интерпретации порт-
ретного образа. В то же время Вуче-
тич в «Портрете А. М. Василевского»
сообщает парадному портрету необхо-
димую мощь и силу. В других назван-
ных работах, в особенности в портре-
те, мастерски написанном  Кориным,
внутренний смысл героического об-
раза затемняется обилием нарядных
аксессуаров, а повышенная торжест-
венность портрета достигается лишь
подчеркнутой импозантностью:

Иным, боле»? содержательным ре-
шением отличаются портретные рабэ-
ты Н. Томского, В. Мухиной, В.
Боголюбова. Здесь героический па-
фос образа служит естественным вы-
ражением его внутреннего смысла.
В этих портретах нет внешней эф-
фектности. Напротив пластическое
решение очень сдержанно и продик-
товано тонким чувством меры.

Родэн как-то сказал, что хороший
бюст равносилен целой  биографин.
Именно такой образ — концентриро-
ванное выражение ума и отваги CO-
ветского воина — воплощен Мухи-
ной в портрете полковника Б. А.
Юсупова.

В превосходном «Портрете И. Д.
Черняховского», созданном Н. Том-
ским, четко раскрывается целеустрем-
ленный характер полководца. Мы ощу.
щаем его внутреннюю  собранность,
волю и одновременно его личное ‘оба-
яние, Индивидуально неповторимый
портрет и типическое изображение
советского полководца составляют
здесь как бы две стороны одного
целостного образа

В статуе маршала Л. А. Говорова
В. Боголюбов также не зидит необ-
ходимости прибегать к приемам внеш-
ней героизации образа. Стремясь к
простоте решения, он выражает свой
замысел -в скупом и точном силуэте,
в естественной композиции фигуры,
любой аспект которой обладает яс-
ной пластической выразительностью
Непринужденно заложенные. за спину
	НАШИ БЛИЖАЙШИЕ ЗАДАЧИ
	»
П. ЛЕБЕДЕВ
	Председатель Комитета
по делам искусств
при Совете Министров CCCP
		Прошло больше трех месяцев с тех
пор, как ЦК ВКП(б) в своем поста-
новленни об опере «Великая дружба»
В. Мурадели дал оценку работы Ко-
митета по делам искусств и Оргкоми-
тета Союза советских композиторов.
Выражая интересы и запросы всего
народа ЦК ВКП(б) поставил перед
искусством задачу воспитывать народ
в духе идей партии Ленина— Сталина,
служить интересам народа, бороться
против упадочного формалистическо-
го искусства и буржуазных, влияний
на наше советское искусство, продол-
жать и развивать лучшие традиции
русской и западной классики.
	Необходимо подвести первые ‘итоги
работы по выполнению этих указа-
ний, учесть ошибки, допущенные в
нашей деятельности и наметить пути
дальнейшего улучшения руководства
ответственным и важным делом раз-
вития советского искусства.
	За. последние месяцы в. нашем му-
зыкальном искусстве наблюдается
большое оживление. Об этом свиде-
тельствует не только прошедший пер-
зый Всесоюзный <’езд композиторов,
обсудивший конкретную программу
борьбы за рост и укрепление совет-
ской музыкальной культуры, но и
рост активности наших филармоний,
концертных организаций, всей музы-
кальной жизни в стране.

Влияние формалистического направ-
ления в советском искусстве нанесло
особенно большой ущерб нашей му-
зыкальной культуре. На протяжении
длительного времени симфонические
оркестры, концертные организации
старались культивировать симфониче-
скую музыку формалистов. Даже тог-
да, когда наши дирижеры исполняли
произведения русской или западной
классической музыки, то в угоду фор-
малистическому направлению они ча-
CTO преврашщали чудесные, мелодиче-
ские, содержательные произведения
Чайковского, Глинки, Мусоргского и
других классиков в неврастеническую
музыку, лишенную <воего мелодиче-
ского начала.

Музыкальное управление, Главре-
пертком, Комитет по делам искусств
в целом проделали за последнее вре-
мя значительную работу по очище-
нию репертуара концертных органи-
заций. Формалистические произведе-
ния были исключены из репертуара.
Вместо них были введены наиболее
ценные, порою забытые в нашей кон-
цертной деятельности произведения.
	Но это — только часть работы. Пе-
ред Комитетом ныне стоит серьезная
задача — правильно вести репертуар-
ную политику концертных организа-
ций, в частности симфонических ор-
кестров. Необходимо научить руково-
дителей оркестров вдумчиво созда-
вать проурамму, рассчитанную на то,
чтобы расширить круг слушателей
концертов. Музыкальные произведе-
ния глубокого, идейного содержания
следует чередовать < популярными
произведениями. Надо умело доносить
до зрителя все чудесные богатства
нашей русской и западной классиче-
ской симфонической музыки. Но од-
ной из главных задач остается разви-
тие советской симфонической музыки.
Комитет по делам искусств намечает
осуществить большое число государ-
ственных заказов на симфонические
произведения программного характе-
ра, раскрывающие важнейшие собы-
лия истории, воспевающие наших до-
блестных героев, красоту родной при-
роды, радость творческого труда’ и
жизни советских людей.
	По плану государственных заказов
намечено создание ораторий, кантат,
симфонических поэм, камерных инст-
рументальных произведений болыших
и малых форм, романсов, песен, а
также произведений музыкально-дра-
матических, для оркестров  народ-
ных инструментов и др. Среди этих
произведений — оратория «Сталин»,
кантата о Ленине, «Героическая сим-
фония», музыка на темы. о героях
войны и труда, о городах-героях и др.

Комитет ставит перед собой задачу
поднять творческую активность ком-
позиторов реалистического направле-
ния, которые в значительной части
игнорировались Оргкомитетом, воз-
главлявшимся формалистами. Особое
внимание будет обращено на творче-
ство композиторов периферии и <оюз-
ных республик.

Юсобенно большой вред нанесло
формалистическое направление наше-
му оперному искусству. Опера — ис-
кусство синтетическое. Оно ‹очетает
в себе и симфоническую музыку,
хоровое искусство, и сложные ансамб-
ли, и вокальные сольные произведе-
ния. При создании оперы наиболее
ярко выявляется уровень музыкаль-
ных энаний и творчества композито-
ров. Искусством симфонической му-
зыки, хорового и сольного вокально-
го мастерства отлично владели наши
русские композиторы-классики. Им
владеют лишь немногие наши совре-
менные композиторы. А ведь полно-
ценную советскую оперу создадут
только мастера, в совершенстве овла-
девшие этим искусством.

Мы ждем от советских композито:
ров произведений, рассчитанных на
пгирокие массы народа, ждем от них
оперных произведений и программной
симфонической музыки.

Олной из серьезных ошибок в про-
шлой деятельности Комитета явля-
лось слияние филармонической рабо-
ты с эстрадной. Часто городские фи-
лармонии больше занимались эстрад-
ным искусством, ‘чем пропагандой
симфонической, камерной и сольной
музыки. Надо четко определить зада-
чи эстрадных и филармонических ор-
ганизаций и более энергично руково-
дить осуществлением этих задач,

Формалистическое направление 8
музыке нанесло большой вред и хо:
ровой культуре. За последние годы
наблюдается явная недооценка хоро-
вого и вокального искусства. Это ска-
зывается не только в том, что у нас
недостаточное количество хоровых
коллективов, но\И в том, что в шко-
лах, в профсоюзах, во ‘многих дру-
гих общественных организациях улде-
ляют недостаточное внимание этому
замечательному виду искусства:

Надо добиться перелома в развитии
хоровой культуры. Для этого целесо-
образно созвать в ближайшее время
ряд совещаний руководителей хоро-
вых коллективов и деятелей хорового
искусства, обсудить вопросы, связан-
ные с дальнейшим развитием хоровой
культуры в нашей стране.

Серьезное внимание — необходимо
уделить и джазовой музыке, Нельзя
забывать о том, что джазы, каждо-
дневно выступающие в клубах,
парках, в кинотеатрах, в ресторанах,
на множестве клубных площадок, зна-
	третные работы А. Герасимова, В.
Ефанова, Д. Налбандяна, скульптур-
ные портреты В. Мухиной, М. Мани-
зера, С. Меркурова и других — это
произведения, занимающие почетное
место в истории советского искусст-
ва. Но у нас наблюдается односто-
роннее увлечение персональными
портретами и совсем забыто создание
портретов-картин. Большие  полот-
наз И. Бродского «Выступление
В. И. Ленина на проводах частей
Красной Армии», А. Герасимова
«Ленин на трибуне», его же кол-
лективный портрет «Товарищ
Сталин на ХУГ партс езде» — вот об-
разцы такого рода работ. Отсутствие
таких произведений суживает твор-
ческие возможности портретного жан-
ра. Надо ориентировать наших ху-
дожников на создание больших поло-
тен, групповых портретов, изобража-
ющих руководителей партии и прави-
тельства в общении < народом, изоб-
ражающих советских людей на фоне
нашей прекрасной природы, создание
картин-портретов простых советских
людей, рабочих и колхозников,

В области пейзажной живописи и
рисунка у нас слишком много сторон-
ников так называемого интимного
пейзажа. Многие художники подчер-
кивают лирические черты нашей при-
роды, причем порой эта «лирическая»
природа изображается хилой, чахлой
и жалкой. Такие пейзажи не дают
представления о величественной, пре-
красной природе преобразованной
	трудом советского. человека. Создание   И.
	чительно влияют на художественные !мы добились серьезных успехов. Пор-
	В Государственном академическом
	СМОТР МОЛОДЕИ МОСКОВСКИХ ТЕАТРОВ
	казанных работ, в котором примут
	Малом театре проходит смотр рабог   участие представители ЦК ВЛКСМ,
	молодых актеров, организованный по
	инициативе местной комсомольской
организации. (Смотр начался 23 мая
спектаклем «Лвенадцатая ночь». и
	продлится до начала июня; По оконча-
нии смотра состоится обсуждение по-
	Комитета по делам искусств при Co-
вете Министров СССР и ВТО.

На смотре в спектаклях текущего
репертуара показываются молодые
артисты -= О. Хорькова, В. Колосов;
	из самых больших удач художника.
Следуя портретной традиции Серова,
Ефанов стремится к психологической
содержательности и внутренней зна-
чительности портретного образа

В скульптуре та же линия поисков
острого психологического образа вы-
ражена в отличном «Портрете 0. И.
Городовикова» Д. Шварца и в тонко
исполненных в мраморе портретных
работах 3. Виленского.

Особое место занимают на выстав-
ке портретные изображения товарища
Сталина. Тема «Сталин» давно
вошла в наше искусство, как самая
вдохновенная и самая многогранная.
Она и решалась, в конечном счете, не
единичными усилиями, а соединен-
ной творческой работой многих жи-
вописцев, скульпторов, графиков.
Каждая отдельная частная удача
раскрывала все новые и новые грани
образа вождя. От первых докумен-
тальных портретов художники пере-
шли к попыткам создания  синте-
тических образов большого масштаба,
большого исторического содержания.
	А. Герасимов, чьи произведения,
посвященные  тозарищу Сталину,
пользуются заслуженной популяр-
ностью, в своем только что закончен:
ном портрете дает новый аспект ранее
	найденного образа. Этот по своему ха-
	рактеру парадный портрет, написан-
ный в полный рост на фоне Красной
площади, не загроможщен, ° однако,
отвлекающими внимание — аксессуа-
рами. Торжественно-спокойная, стро-
Tat композиция прекрасно сочетается
с жизненной естественностью портре-
та, а монументальность трактовки об-
раза усиливает его фреалистическую
зыравительность.

В фигурном портрете товарища
Сталина, написанном A. Бубновым,
образ вождя представлен в ином, не
сколько жанровом плане. Портрет
привлекает к себе внимание новизной
творческого замысла и свежестью
исполнения. Е

Но, пожалуй, наиболее значитель-
ным произведением, воплощающим
образ вождя, является на этой выстав-
ке картина Ф. Решетникова. Произ-
ведение Решетникова не ограничено
собственно портретной задачей. Это
скорей также портрет-картина, в кото-
рой образ вождя советского народа
выступает перед нами в его великом
историческом значении. Именно эта
тема, сильно и правдиво раскрытая в
портрете, находит свое выражение и
в самом настроении картины и в ee
взволнованно напряженном колорите.
	Решетников изображает товарища
Сталина в его кабинете. Фигура Вер-
ховного Главнокомандующего, рабо-
тающего над картой, и его письмен-
ный стол освещены красноватым све:
том лампы. За окном брезжит рассвет,
и сквозь утренний туман ‘уже высту-
пают силуэты кремлевских башен. Ху-
дожник назвал свою картину «Дни: н
ночи». Он передал в ней могучую -си-
лу мысли и воли великого полковоя-
ца Советской Армии, напряженность
тех дней и ночей, в которые а
завоевана победа.

Решетникову удалось поднять ин-
дивидуальный портрет до уровня
исторической картины. В его произве-
дениях особенно рельефно выражены
те новаторские черты, которые в рав-
ной мере присущи и военному портре-
ту, и другим жанрам нашего изобрази-
тельного искусства, развивающимся
в русле военной темы. Е
	ДОСТОЙНУЮ
	вкусы советского слушателя. А меж-
лу тем, до сих пор никто серьезно не
занимался созданием репертуара для
дрказа. Именно поэтому джазы порой
исполняют пошлую, безвкусную му-
	зыку.
Конечно, наши джаз-оркестры, по
существу, нельзя назвать  джаза-
ми в TOM понимании, какое су-
	ществует на Западе ив Америке. Нам
нужно стремиться к тому, чтобы эти
небольшие оркестры по репертуару
и исполнению стали своеобразными
эстрадными оркестрами, исполняющи-
Ми содержательный и мелодический
репертуар:

Вопросы развития нашей музыкаль-
ной культуры в целом определяет ус-
пешная работа не только филармоний
и концертных организаций, но и му-
зыкальных театров. Ведущий оперный
театр страны — Болышой театр в из-
вестной мере снизил качество своей
работы, начал забывать высокие худо-
жественные достижения, которыми он
всегда обладал, и обеднил свой ре-
пертуар. Театр нуждается в серьез-
ном улучшении работы. Правительст-
во уже приняло решение об укрепле-
нии руководства Большого театра и
поручило Комитету разработать ме-
роприятия по коренному улучшению
его деятельности. Это трудная и
почетная задача, < которой мы обяза-
ны справиться. Работа Большого те-
атра должна быть поднята и будет
поднята на TOT уровень, которого
заслуживает этот коллектив.
	Чтобы повысить культуру музы-
кального театра, и, в частности теат-
ра музыкальной комедии, необходимо
омелее выдвигать молодежь—вокаль-
ную, режиссерскую, дирижерскую и
композиторскую. За последнее время
у нас совсем не появлялись новые
имена молодых режиссеров оперных
и музыкальных театров, новых дири-
жеров.

Театры музыкальной комедии B
своих последних спектаклях обнару-
жили способность и умение успешно
работать над созданием новой совет-
ской оперетты. Примером служит хо-
тя бы московская оперетта. На протя-
жении многих лет она работала весь-
ма неудовлетворительно. Однако по-
следние постановки этого театра го-
ворят о том, что он находится на пра-
вильном пути. При соответствующем
внимании и помощи он может созда-
вать хорошие спектакли, такие, как
«Беспокойное счастье», «Вольный ве-
тер» и другие. Чтобы быстрее дви-
гаться дальше, нужно, в частности,
привлечь больше опытных и молодых
талантливых либреттистов к ‘работе
как в оперных театрах, так и в теат-
рах музыкальной комедии. Комитет
намечает провести конкурс на созда-
ние либретто, опер, балетов и музы-
кальных комедий, активизировать
совместную работу театров с автора-
ми и композиторами. Авторам, рабо-
тающим для музыкальных ‘театров,
надо создать те же условия, что и
драматургам, работающим в других
жанрах.
	Создание репертуара для музыкаль-
	ных театров, борьба за повышение их.
	культуры и профессионального Mar
стерства, повышение уровня вокаль-
ного искусства — таковы основные
проблемы, решение которых обеспе-
чит дальнейший рост этих театров.

Не менее сложные и трудные зада-
чи стоят перед нами и в области дра-
матического искусства. В прошлом го-
ду театры получили от государства
дотации свыше 750 миллионов руб-
лей. Практика государственных <уб-
сидий привела к тому, что театры пе-
рестали работать над увеличением
количества и повышением качества
спектаклей, над привлечением зрите-
ля. Вследствие этого посещаемость
театров резко снизилась.

Мудрое решение правительства об
отмене дотации приводит к оздоров-
лению театральной жизни.

Главной и наиболее сложной зада-
чей наших театров является борьба за
высококачественный, разнообразный
по жанрам, идейно высокий репертуар.
Если раньше театры, ставя ту или
иную пьесу, ценную только по теме,
по замыслу автора, спокойно относи-
лись к убыткам, то теперь театр,
естественно, принимает только ту пье-
су, которая может пользоваться успе-
хом у зрителя. Это значит, что пьеса,
отвечающая нашим требованиям по
содержанию, но слабая драматургиче-
ски, написанная плохим языком, не
интересная для зрителя, не может
быть принята к постановке, Мы долж-
ны бороться за повышение качества
каждого драматургического произве-
дения любого жанра. Нужно привлечь
к более активной работе по созданию
репертуара как опытных мастеров, так
и молодых авторов.
	Составление общесоюзного плана
заказов драматургических произведе-
ний на основе заявок театров, рес-
публиканских комитетов и управле-
ний по делам искусств, расширение
практики ‘творческого содружества
театров < драматургами, упорядочение
системы рассмотрения и приема про-
изведений, перевод лучших пьее со-
ветских авторов на языки народностей
СССР и ряд других мероприятий, на-
мечаемых Комитетом, помогут добить-
ся полного осуществления решения
Центрального Комитета партии о ре-
пертуаре драматических театров и
мерах по его улучшению.
	Существенных успехов достигло за
последние годы наше изобразительное
искусство. Выставка, посвященная
30-летию Советской власти, и открыв-
шаяся недавно выставка, посвященная
30-летию Советских Вооруженных
Сил, продемонстрировали значитель-
ный рост советской живописи, скуль-
птуры и графики. Наши художники
успешно следуют лучшим традициям
русского реалистического искусства.

Не следует, однако, считать, что в
нашем изобразительном искусстве по-
кончено < формалистическим направ-
лением. Так же, как в музыке, есть
еще остатки формализма в живописи,
в скульптуре и в графике. Чтобы ус-
пешно их выкорчевывать, надо преж-
де всего перестроить работу Москов-
ского художественного института.
Здесь еще особенно сильны формали-
стические влияния,

Перед советским изобразительным
искусством стоит ряд  принципиаль-
ных творческих задач. В области пор-
трета, например, за последнее время
	пейзажа романтического, пейзажа Ге-  акценты все же распределяются так,
роического — одна из интереснейших   что в центре события оказывается
проблем, стоящих перед советскими   ясно очерченный образ человека.
	пейзажистами.
Комитет намечает провести боль-
	Более отчетливо эта тенденция вид-
на в картине Ю. Непринцева «Послед-
	цую работу по организации заказов   няя граната», воспроизводящей один
	на картины, посвященные истории
Всесоюзной Коммунистической пар-
тии (большевиков). На выставке, по-
священной 30-летию Советской вла-
	сти ряд полотен, отображающих эпи-
	зоды истории нашей партии (Ореш-
	посвященные истории   из типических эпизодов обороны Сева-
	стополя, Мостроенная не на перспек-
тивном развертывании в глубину, а
на выделении первого плана, эта кар-
тина позволяет обстоятельно рассмот.
реть фигуры людей, их движения, их
	никова, Серова и др.), пользуется ис-  лица. Героические советские моряки
	показаны в момент перед своей пос-
	И   ледней схваткой с наступающими про-
	тивниками, Глубоко драматическая по
	героическое   содержанию, картина Непринцева: про-
	никнута высокой поэзией борьбы.
Характерным примером взаимопро-
никновения батального и портретного
	ключительным ‘успехом. Как п равило,
	привлекают всеобщее внимание и
картины, отражающие эпизоды исто-
	рии советского народа, героическо:
прошлое народов нашей страны. Ра-
	боту над дальнейшим развитием те-
матической живописи, сюжетного ис-
	руки, чуть выдвинутая вперед нога,
легкое лвижение головы ‚, свободная
осанка — все.это придает статуе не-
поддельную жизненную убедитель-
НОСТЬ.

О том, в какой мере героический
характер образа зависит от его внут-
	ренней психологической содержа.
тельности, можно судить также по
портретным работам молодого
	скульптора Першудчева. В этих порт-
ретах, сделанных непосредственно с
натуры, люди показаны такими, каки-
ми они были на фронте в обстановке
боя, в военном быту — без прикрас,
но не натуралистически, а с чувст-
вом восхищения, с ярко выраженным
любовным отношением к ним автора.
Портреты эти привлекают своей ис-
кренностью, задушевностью  инто-
наций, присущих вообще этому
скульптору.

На выставке представлены новые
изображения Ленина (Г. Неролы и
П. Васильева), портреты руковоците-
лей партии и правительства. Мастер-
ски исполнен М. Манизером скульл-
турный портрет А. С. Щербакова. И.
Тоидзе: в обычной для него манере
написал портрет Л. П. Берия.

В. серии портретов, созданных А.
Герасимовым, выделяются поясной
портрет В. М Молотова и фигурный
портрет К. Е. Ворошилова. Обе силь-
ные и сочные по живописи рабо-
ты исполнены с большой энергией и
выразительностью.

В последние годы много и плодо-
творно работает в портретном жанре
В. Ефанов. Только что написанный
им портрет А. А. Жданова — одна
			и пропагандировать.
Большую помощь нам должна ока-
зать Академия художеств, призван-
ная быть творческим и научным цент-
ром изобразительного искусства. Ака-
демия находится сейчас в стадии ор-
ганизации, причем организационный
период слишком затянулся. Нужно
ускорить развертывание настоящей
творческой работы академии.
Чрезвычайно ответственные задачи
	стоят перед художественной самоде-
	ятельностью. Мы не сможем повысить
музыкальную, театральную, вокаль-
ную и хореографическую культуру,
если не возьмемся за серьезную га-
боту в области развития художест-
венной самодеятельности. Для этого
профессиональное искусство должно
быть органически, постоянно, повсе-
дневно связано с художественной са-
модеятельностью. Мастера искусства
могут плодотворно работать только
вместе с народом, помогая ему тво-
рить, создавать. яркие произведения,
в свою очередь, используя богатый
опыт народного твоэчества.
	дых худо ников-«грековцев» Н. Дени-
сова и В. Правдина. Трудная задача
группового портрета (решается здесь
не приемами условной композиции по-
зирующих фигур, которыми пользует-
ся Б. Преображенский в своем боль-
шом полотне «Маршал С. М. Буден-
ный с командирами гвардейской кава-
лерии Великой Отечественной войны».
Правдин и Денисов, ’напротив, пока-
зывают прославленных полководцев
Советской Армии Конева, Рокоссов-
ского, Ватутина и’’окружающих их
офицеров в типичной для них фрон-
товой обстановке и,’ таким’ образом,
закономерно ‘приходят к созданию
портрета-картины.

Военный портрет прочно ‘вошел в
советскую живописз уже с начала
20-х годов. Важными вехами этого
жанра являются великолепный порт-
рет Д. А. Фурманова, написанный С.
Малютиным, «Портрет М. В. Фрун-
зе» И. Бродского, «Портрет К Е.
Ворошилова» Е. Кацмана и ряд дру-
THX.

В послелующие тоды над военным
	Между тем, сейчас 130.000 самоде-   портретом постоянно работали MHO-
		ятельных коллективов, обединяющих
5 миллионов участников, такой пов-
седневной помощи не ощущают. Ру-
ководство самодеятельностью осуще-
ствляет множество ведомств, вплоть
до Министерства трудовых резервов
и промкооперации. Дома народного
творчества работают в тяжелых усло-
виях. Назрела необходимость усилить
методическое руководство художест-
венной самодеятельностью, творче-
	ски координировать ее работу. Меж- значительной степени определяющим
дуведомственное совещание, которое! его архитектурное лицо и формирую-
намерен созвать Комитет, даст воз-  щим его центральные ансамбли;
	Перед архитектурой советского те-
атрального здания открыты огромные
	‘перспективы, по сравнению © которы-
	ми вся дореволюционная практика те-
атрального строительства является
лишь предисторией: Мы вправе тре-
бовать, чтобы новые театральные зда-
ния, воздвигающиеся в наших горо-
дах, отвечали возросшим  требо-
ваниям советскогог народа, были
украшением советских городов.
	Все это требует прежде всего
правильной организации проектирова-
ния новых театральных зданий. Меж-
ду тем, существующая практика про-
ектирования зрелищных предприятий
не может быть признана удовлетвори-
тельной.

Здания театров проектируются уз-
ким ведомственным способом неболь-
пюй группой архитекторов, служащих
проектной конторы Теапроект. В ру-
ках этих архитекторов фактически
находится все новое театральное
строительство, запланированное Ко-
митетом по делам искусств при Сове-
	те Министров СССР. К этому важ-
	можность разрешить все эти насущ-
ные вопросы.

Большие задачи надо решить и в
области эстрадного искусства, к ко-
торому до сих пор относились с неко-
торым пренебрежением.

Многие из эстрадных номеров, под-
готовленных за последнее время, го-
ворят о высокой культуре значитель-
ной части мастеров эстрады, о нали-
чии у них большого вкуса, яркой вы-
думке, о решительном их повороте к
современной тематике. Вполне свое-
временно поставить сейчас вопрос о
том, чтобы в Москве и ряде крупных
городов были созданы эстрадные те-
атры или, по крайней мере, сцениче-
ские площадки для отчетных выступ-
лений и систематических показов ре-
зультатов деятельности эстрады.
	Для дальнейшего улучшения рабо-
ты эстрады будут осуществлены го-
сударственные заказы репертуара,
конкурсы на лучшее эстрадное про-
изведение. Будет проведена серьезная
работа по подготовке кадров, повы-
	шению их идейного уровня и профес-
	ТВОРЧЕСНАЯ MACTEPCHAN
иЛИ ВЕЛОМСТВЕННАЯ КОМТОРАЗ
		Здание театра является одним из
главнейших сооружений — горола, в
	своем счету два театральных здания
в Сталинграде, театры в Чкалове,
Муроме, Челябинске, — Мурманске,
Нижнем Тагиле, Великих Луках и
т. д. Архитектор Лабуренко одновре-
менно проектирует театральные зда-
ния для городов Фрунзе, Брянска,
Казани, архитектор Медведев — для
городов Шахты, Горловка, Вязьма.

Естественно, небольшой коллектив
архитекторов, работающих в Теапро-
екте, не в состоянии справиться с ог-
ромным об’емом театрального строи-
тельства и тем более гарантировать
высокое качество проехтов.

В тех редких случаях, когда авто-
‘ром проекта выступает архитектор, не
являющийся служащим конторы, его
работа, независимо от ее качества, не
получает почему-то дальнейшего про-
движения. Об этом свидетельствует
хотя бы пример со строительством те-
атра в Казани. Параллельно с проек-
том конторы (автор— архитектор Ла-
буренко) был представлен проект за-
служенного деятеля искусств Татар-
ской АССР архитектора Гайнутдино-
ва. Несмотря на то, что проект Гай-
нутдинова был одобрен широкой те-
атральной общественностью Татарии,
получил лучшую оценку и рекомендо-
зан к строительству Комитетом по
‘делам архитектуры при Совете Мини-
стров СССР, он из ведомственных CO-
ображений был отвергнут утверждаю-
щими инстанциями Комитета по де-
лам искусств (начальник УКС — т.
Круглов).

Проектирование театральных зда-
ний ведется вне зависимости от той
большой работы, которая проводится
в нашей стране по реконструкции и
восстановлению городов, по созданию
новых городских центральных ансам-
блей. Получается так, что одно ве-
домство (Комитет по делам архитек-
туры) занято градостроительными
проблемами, а другое (Комитет по де-
лам искусств) проектирует здания те-
атров, которые, по существу, являют-
ся центрами новых городских ансам-
блей, но никак не увязываются с про-
ектами планировки.

В интересах повышения качества
архитектуры театральных зданий не-
обходимо шире практиковать органи-
вацию конкурсов, что поможет прив-
лечь к проектированию театров луч-
ших мастеров советской архитекту-
ры и даст возможность отбора дейст-
вительно высококачественных, отве-
чающих всем требованиям жизни
проектов.

Необходимо подвергнуть широкому
и всестороннему обсуждению продук-
цию Теапроекта в Союзе советских
архитекторов.

Мы считаем, что система проекти-
рования театральных зданий должна
быть в корне изменена.  Руко-
водство Комитета но делам искусств
должно принять самые решительные
меры к упорядочению дела проекти-
рования театральных зданий, а Коми-
тет по делам архитектуры обязан, на-
конец, покончить с политикой «ней-
тралитета» и взять под свой неослаб-
ный надзор этот важнейший участок
советского зодчества.
	Н. УМАНСКИЙ,
кандидат архитектуры,
	И. ГРЕМИСЛАВСКИЙ,
заслуженный деятель искусств.
	И. МАЛЬЦИН,
инженер-архитектор.
	-И, ПЕТРОВСКИИ,
художник ГАБТ СССР. .
	СМЕНУ ХУДОЖНИКОВ
	27 мая закончилась вторая сессия
Академии художеств, посвященная
вопросам художественного образова-
ния. Во вступительном докладе пре-
gunenta Академии художеств А: Ге-
расимова; а также в докладах Б. Ио-
гансона;, М. Манизера, С. Герасимова
и А. Зайцева была поставлена перед
Академией художеств и всеми ху-
дожниками страны задача — дать. ху-
дожественной школе культурные пе-
дагогические кадры, поднять школу
на уровень идейно-творческих дости-
жений советского  изобразительно-
го искусства.

Выставки дипломных работ выпу-
скников о высших художественных
школ за последние годы, отметили
докладчики, присуждение Сталинских
премий окончившим в эти годы мо-
лодым живописцам свидетельствуют
о неоспоримых достижениях совет-
ской художественной школы. Одна-
ко высшая художественная гикола
еще не отвечает тем требованиям,
которые пред’являет к художникам
советский народ. Здесь все еще ощу-
Тимо, и даже более, чем в практике
наших живописцев, скульпторов, гра-
фиков, наследие формализма. Оно,
говорит А. Герасимов,  сказывает-
ся и в том, что вместо строгой сис-
темы, -определенной последоваг>льно-
сти обучения студевтов до сих поо
учат изображать мир, исходя из
условного «цветового пятна», и в том,
что студентам еще нередко внушают
отвращение к точному; четкому, яс-
ному изображению ` мира, выдавая
ясность ‘и точность за натурализм и
забывая при этом, что натурализм—
это не изобразительный прием, а’ми-
ровоззрение художника, его эмпири-
ческий метод мышления.

А. Герасимоз, Б. Иогангозч, С. Ге-
расимов подчеркивали необходимость
безукоризненного знания выпускника-
ми художественных школ рисунка,
перспективы, анатомин человеческо-
го тела.

Но при постановке этих вопросов,
говорит А. Герасимов, необходи-
мо помнить, что воспитание в нашей
школе не должно ограничиваться
обучением технике мастерства. Идей-
ное воспитание художника — основа
основ его будущего формирования.
Не говоря уже об основном и решаю-
щем значении марксистско-ленинских
наук в формировании мировоззрения
учащегося советской художественной
школы, особое место в преподавании
должны занять история и теория
искусств, вопросы марксистско-ленин-
ской эстетики, вопросы классического
наследия. А ведь до сих пор нет
учебников тю этим важнейшим дис-
циплинам. Обязанность создать такие
учебники лежит на кафедрах вузов,
а также на Научно-исследователь-
ском Институте теории и истории
‘изобразительного искусства Акаде-
мии художеств СССР.

На сессии были вскрыты факты па-
губного влияния формалистического
направления на подготовку и воспи-
тание молодых художников. Высту-
павшие на сессии говорили о том, что
постановление ЦК ВКП(б) об опере
«Великая дружба» В. Мурадели, су-
рово осудившее порочное, антинарод-
ное, формалистическое направление
в подготовке композиторов в нашиах
консерваториях, полностью приме-
нимо и к художественным вузам.

В Московском художественном ин-
ституте воспитанием молодежи зани-
маютея. малоопытные, недостаточно
квалифицированные педагоги, люди
ярко. выраженного  формалистическо-
	  го направления. Таковы A. Ocmep-
  Кин, А. Матвеев и др. В докладе ди-
ректора этого института С. В. Гера-
симова было много благодушия и не-
оправданного оптимизма. Между тем,
некоторые педагоги в этих учебных
  заведениях прививают молодежи
‚ вредные, античародные влияния. Как
Гуказали в своих выступлениях Е. Ву-
‚ четич и 3. Азгур, педагог Матвеев за
‚30 лет не выпустил ни одного ценно-
‘го мастера.

` В Ленинградском институте созда-
	лось такое же положение, как и
Московском. Директор института
А. Д. Зайцев недостаточно крити-
	чески нодошел к оценке этого поло-
жения. Там господствует группа по-
следователей и учеников Матвеева,
ставших уже педагогами. Класс ри-
сунка ведет ‘автор небезызвестного
учебного руководства, профессор М.
Бернштейн. Его программа препода-
вания отличается заумностью, туман-
ностью, формалистическими выкрута-
сами, которые он противопоставляет
простому, ясному, реалистическому
методу.

В широко развернувшихся после
локладов прениях выступило более
40 участников сессии.

Усвоение и продолжение традиций
педагогической системы Чистякова,
` Говорит К. Юон, отнюдь не. осво-
‘бождает нае от необходимости поис-
ков в создании своей, советской 1150:
лы, которая будет базироваться на
об’ективной научной основе.

Художественному образованию мо-
лодежи в театрально-декорационных
мастерских, в средних и высших ху-
дожественных учебных заведениях
посвятил свое выступление Ф Фе:
доровский. Он предостерег театраль-
ных художников OT пренебрежения
искусством рисунка. Идя по столь
	ложному пути, театральный худож-
	ник незаметно для себя неизбежно
превращается в «оформителя» TeaT-
Рального юпектакля, теряя свое жи-
вописное мастерство. Театральные
эскизы дипломантов должны быть
вполне законченными по своей жи-
вописной форме полотнами, реалисти-
чески ‘убедительными произведения-
ми. А для этого в театрально.деко-
рационных мастерских живопись
	нужно преподавать так же, как она.
преподается в мастерских станховой.
живониси, От театрального хулож--
ника требуется не только знание ма-.
стерства, но и широкий кругозор в.
	области истории музыки, драмы,
Те-Ражекий в. салом piurrunn
	своем выступлений .
	сиональной квалификации.

Комитет по делам искусств в бли-
жайшее время намечает уделить серь-
езное внимание цирковому искусству.
В частности, необходимо развернуть
борьбу за повышение качества репер-
туара и исполнения номеров разговор-
ного жанра (клоунада, скетч, фелье-
тон, сатира, конферанс), а также пе-
ресмотреть состояние оркестров в
цирках. В Москве будет показана
программа, составленная из номеров,
подготовленных национальными труп-
пами. На арене советского цирка дол-
жны найти дальнейшее развитие луч-

шие традиции русского циркового
искусства.

Предстоит решительно упорядочить
организацию тастрольного дела в на-
шей стране. Мы должны как можно
скорее обеспечить нашу периферию
высококачественным репертуаром, по-
кончить < тем разрывом, который на-
блюдается между обслуживанием пе-
риферийного и столичного зрителя.
Лучшие театры, лучших артистов и
коллективы больших городов — Ле-
нинграда, Киева, Тбилиси, Свердлов-
ска, Челябинска, Горького, Саратова,
Куйбышева и др.—лолжны видеть и
слышать широкие массы зрителей по
всей стране, и в первую очередь в ее
крупных промышленных центрах.

се эти основные мероприятия, ко-
торые стоят перед Комитетом по де-
лам искусств на 1948 год, могут быть
разрешены только дружными усилия-
ми всех деятелей советского искусст-
ва. На призыв партии, на возросшие
требования народа мы должны отве-
тить созданием новых значительных
произведений во всех областях твор-
чества, быстрым ростом искусства ве-
ликой страны социализма,

X ТЕАТРОВ

Д. Сергеев, И, Ивенина, К, Рсек, В,
Губанков, А. Пронин, А. Щепкина, И.
Ликсо и К. Кулишева,

Театр. им. Ермоловой 27 мая пока-
зал специально подготовленный для
смотра спектакль «Чайка» А. Чехова.
Большинство ролей в этой постанов-
ке. исполняется ‘участниками смотра.

нейшему делу очень редко привлека-
ются крупнейшие советские зодчие.
» Если просмотреть длинный ряд вы-
пущенных за последние годы проек-
тов (многие из которых уже осущест-
вляются в натуре), то становится оче-
видной ограниченность творческой
мысли авторов, повторяющих одни и
те же навязчивые архитектурные мо-
тивы.

Общие композиционные приемы
планировки зданий театра в целом,
особенно сцены и всего сценического
комплекса, настолько, унифицирова-
ны, что не отвечают возможностям
создания высококачественного офор-
мления спектакля. В силу неправиль-
ного, вульгарно понимаемого принци-
па стандартности и экономичности
Теапроект насаждает однотипные, и
технически отсталые приемы решения
сценической части, в его проектах иг-
норируются требования технологии
производственных процессов и разви-
тия техники оформления спектакля.

Для Якутска и Сталинграда, для
Мурома и Торжка, для Донбасса и
Сибири разрабатываются одни и те
же стандартные приемы, представля-
ющие собой робкий пересказ, некрити-
ческое использование сложившегося
« концу ХУШ столетия образа, так
называемого «ампирного» театра <
его «дежурной» колоннадой и порти-
ком по главному фасаду.

В Теапроекте не ведется никакой
исследовательской работы, отсутст-
зуют поиски новых прогрессивных
путей и методов решения театрально-
го организма, господствует самоуспо-
KOCHHOCTh, рутина и штамп. Фактиче-
<ски Теапроект представляет собой не
творческую мастерскую, а ведомст-
венную контору.

Можно привести ряд примеров, ха-
рактеризующих беспрецедентную
диспропорцию в загрузке отдельных
архитекторов Теапроекта. B camom
деле, может ли быть в какой-нибудь
степени гарантировано качество ра-
боты, если один. и тот же автор, на-
ходясь в Москве, одновременно раз-
рабатывает несколько проектов и
«наблюдает» за постройкой театров в
различных концах страны? Архитек-
тор Н. Куренной, напрамер, в течение
последних нескольких лет нмеет на
	проанализировал основные методоло--
	гические ошибки, общие и для ленин-
градских и для московских художе-
ственных школ, О необходимости пе:
ресмотра существующих программ
и учебных планов, в частности, по та-
ким важнейшим дисциплинам, как рн-
сунок и композиция, история ис-
кусства, и главным образом советско-
го изобразительного искусства, марк-
систско-ленинская эстетика, — гово-
рили тт. Налбандян, С. Григорьев:
Бялыницкий-Бируля, Сабсай, Скуль-
ме, Машковцев, С. Кеменов, Тро-
хименко, Касиян, Бакшеев, Пластов,
Николадзе, Сарьян и др.

Горячо поддержали выступавшие
в прениях призыв к виднейшим XY-
дожникам принять участие в воспи-
тании своей смены.

В заключение сессия ‘с большим
под емом приняла  приветственное
письмо товарищу И. В. Сталину.

Сессия обратилась также с привет-
	lp - к тт. А; А. Жданову и К. Ё
Ворошилову. } .