КОНЦЕРТЫ ТАМАРЫ ХАНУМ
	В течение 25 лет в Москву ежегод-
но приезжает народная артистка
УзССР Тамара Ханум. Каждое высту-
пление талантливой актрисы в столи-
це свидетельствует 0 ее непрестан-
ных творческих исканиях. многообра-
зии интересов, росте исполнительско-
го мастерства.

Подготовку нового репертуара ар-
тистка сочетает со своей до предела
насъяценной концертной  деятельно-
стью. В прошлом году она побывала
на всех крупнейших строительствах
Средней Азии, выступая перед стаха-
новцами строительств Катта-Кургач-
ского водохранилища, второй очереди
Фархадстроя, железной дороги’ Чарл-.
жоу-Кунград, перед  хлопкоробами
Хорезмской области в дни уборки
урожая. Болыное количество концер-
тов дала Тамара _Ханум летом прош-
лого года и в городах Российской Фе-
	дерации. .

Сейчас в Москву Тамара Xanym
приехала из длительной концертной
поездки. В течение пяти месяцев она
выступала в городах Украинской, Бе-
лорусской, Молдавской, Эстонской,
	СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Письмо в редакцию
	Украинскому театральному
музею нужна помощь
		В одном из корпусов музейного го-
родка Киево-Печерской лавры в по-
лутемном сыром помещении  нахо-
дится Государственный украинский
театральный музей. Он был создан
25. лет назад, систематически попол-
нялся новыми материалами и сейчас
располагает 60 тысячами ценных экс-
понатов.

Среди уникальных экспонатов му-
зея — 4 «вертепа» с куклами, тек-
сты школьного театра, рукописные
программы (на русском и польском
языках) спектаклей труппы Штейна,
гастролировавшей на Украине в пер-
вой половине ХПХ века. В составе
этой труппы играл М; С. Шепкин. В
музее хранится уникальный рукопис-
ный фонд — переписка корифеев ук-
раинского театра М. Заньковецкой,
	Il. Саксаганского М.  Кропив-
Ницкого, выдающегося — украин-
ского драматурга И. Тобилевича
	(Карпенко-Карого). В переписке М.
Заньковецкой — свыше 1700 писем.
Среди них письмо А. П. Чехова, пись-
ма композитора М. Лысенко, писате-
ля Панаса Мирного, телеграмма
Л. Н; Толстого. Эти ценные докумен-
ты хранятся сейчас в сырой  холод-
ной комнате.

В коридорах музея штабелями сло-
жены и приходят в негодность MHO-
гочисленные макеты постановок укра-
инских театров.

Прошло уже 4 года после возоб-
новления работы музея, нс до сих
пор не составлен каталог. его экепо-
натов.

Тематика научных работ музея не-
актуальна, Большинство тем. посвя-
	КЕЛДЫШ Ю., История русскоиму-
зыки. Часть [..Музгиз. 472 стр. Цена
15 руб. 50 коп.

ЛЕБЕДЕВ А. В., А. В. Суворов.
С биографической справкой Н. А.
Гейнике. Издание. ` Государственной
Третьяковской галлереи (Образы ве-
ликих русских полководцев в искус-
стве. Выпуск Г\). 88 стр. Цена 6 руб.

МОЛОДЕЖНАЯ: ЭСТРАДА... Ре-
пертуарный сборник. Выпуск 25, по-
священный 125-летию; со дня рождения
А. Н. Островекого.= «Молодая rBap-
дия». 88 стр. Цена 4 руб.

ОСЕТИНСКИЙ НАРОДНЫЙ ОР-
НАМЕНТ. Текст К. А. Берландиной.
Зарисовка А. 3. Хохова. Государст-
		щено прошлому украинского театра:
«Вертеп» (П. Цыбенко), «Школьный
театр» (О. Гартовская), «Украинский
театр первой половины XIX века»
(Ф. Гаевский). В плане совсем отсут-
ствует тема связи русской и укра-
инской театральной культуры.

Музей ‘слабо связан с Театральным
институтом и ©‘ Институтом искусст-
воведения Академии наук УССР. Не
налажена им связь с периферией. За-
очные консультации для руководите-
лей областных театров и руководите-.
лей драматических коллективов само-
деятельности не проводятся.

Недавно отмечалось 125-летие со
дня рождения А. Н. Островского. На
это событие музей не откликнулся.
Приближаются юбилейные даты —
столетие со дня смерти В. Г. Белин-
ского и 50-летие МХАТ. Музей так-
же не готовится ознаменовать эти.

болышие даты.
	На развал работы музея равнодуш-
но взирают руководители Комитета
по делам искусств при Совете Ми-
нистров УССР.

„На украинский театральный музей
возложены ответственные задачи. Он
должен помогать работе театров рес-
публики, драматических коллективов
художественной самодеятельности и
воспитанию театральной молодежи.
Двери музея должны быть широко
открыты для трудящихся. Следует
позаботиться о создании необходимых
условий для широкого развертывания
	работы музея. .
В. ЛИМАНОВ.

И. ЛАЗАРЕВ.
- КИЕВ.
	венное издательство Северо-Осетин-
ской АССР. 97 стр., 38 листов иллю-
страций. Цена 75 руб.
ПОЛЯНОВСКИЙ Г., А. Новиков.
Музгиз (Лауреаты Сталинской пре-
мии). 40 стр. Цена 2 руб. 50 коп.
	ХОЛОДОВСКАЯ М. 3., Великая
Отечественная война в советской гра-
фике. Издательство Музея изобрази-
тельных искусств им. А. С. Пушкина.
27 стр., 88 листов иллюстраций. Цена
50 руб.

КАРНИЗЫ И РОЗЕТКИ. Альбом
проектов. Государственное архитек-
турное издательство. 6 стр., 43 листа
иллюстраций. Цена 50 руб.
	портреты, пейзажи, рисунки и этюды, а
также архитектурные проекты выдаю-
щегося русского художника.

С Театр драмы репетирует комедию
К. Финна «Не от мира сего». Постановз
Ф. Каверина, художник Б. Эрдман. +

$3 26 мая часть коллектива Централь-
ного театра Красной Армин выехала
для работы в городах Прибалтики.

© На-днях Государетвенное училище
циркового искуества выпустило новых
артистов цирка. Вее они направлены н»
работу в цирки Сталино, Прокопьевска и
других городов страны. Сдновременно
состоялея выпуск Центральной студии
циркового иекусства при Главном уп-
равлении зкирков.

© Комитет по делам искусств при Со-
вете Министров СССР принял решение
е присвоении Ленинградскому государ-
ственному театральному институту име-
ни А: Н. Островского:

Московским  кукольным театром
принята к постановке  пьеса-сказка
Н.  Копвевекого и А. Розовского «Вол-
шебный талисман» на тему о героизме
советеких ребят.

С В Москву приехал латвийский ди-
рижер Л. Вигнер. 21 мая он впервые вы-
ступил в Москве в концерте, который со-
стоялея в Зале им. Чайковского. Госу-
дарственный симфонический оркестр
СССР. под управлением Л. Вигнера ис-
полнил еимфоническую фантазию «Фган-
ческа да Римини», первый концерт для
фортепиано с оркестром Чайковского
и др. Солисткой выступила Роза Тамар-
кина.
	{3 Московское товарищество хуложни-
ков открыло в Парке культуры и
отдыха им. Дзержинского (Останкино)
выставку картин В. Бялыницкого-Би-
руля, П. Кончаловекого, В. Бакшеевл.
`И. Титова, - Ф. Модорова, В. Ефанова,
H. TlenncopeKoro и до
	$3 На-днях исполнилось 309 лет со дня
основания Музыкального училиша им.
Октябрьской революции, готовящего кад-
ры дирижеров и исполнителей для орк®-
стров русских народных инетрументов.
	тересные постановки. Но пробиться к
этим вершинам рядовому актеру бес-
жонечно трудно. Талант его обычно
задыхается и гибнет в рутане «раз-

сто уделяется занятиям студента” со
своим педагогом пою специальности;
неверно и то, что значительная часть
работы со студентом над голосом пе-
редоверяется ассистентам. Но особен-
но плохо то, что на урок пения сту-
дент часто является к педагогу после
других занятий, усталый, рассеянный,
психологически неподготовленный для
серьезной, пелеустремленвой работы.
	Я заметила, что далеко не все
педаготи-вокалисты уделяют  до-
статочно внимания дыханию уче-
ника, забывая о том, что ему при-
дется петь в большом помещении,
с оркестром. Певец, не умеющий ре-
гулировать дыхание при исполнении
под оркестр, впадает в форсировку,
утрачивает тембр, точную интонацию.
Быстрое вокальное увядание некото-
рых певцов в значительной мере на-
ходится в прямой зависимости от
плохой постановки дыхания. А хо-
рошо развитое певческое дыхание,
умение им пользоваться составляют
основу вокального мастерства, обес-
печизают длительность творческой
жиэни пезца.

Проблема мастерства тесно связана
с проблемой учебного репертуара. Вэ-
кальная классика ХУИ—ХУШ веков
давно уже не пользуется почетом у
педагогов-вокалистов. Стремясь сразу
к выработке у ученика правильного
исполнения, педагоги обращаются к
вокальной литературе ХПХ века, ста-
вящей перед певцом драматические
задачи. Пезец должен получить в
консерватории и знание исполнитель-
ских традиций различных стилей. Ме-
жду тем, последний конкурс вокали-
стов показал полную несостоятель-
ность молодых певцов в исполнении
	старинной классической музыки, 3
некоторые участники конкурса сов-
сем не имели в своем репертуаре про-
изведений старых мастеров. Это нуж-
но учесть при пересмотре программ
вокальных курсов. В программу во-
кального образования должно  обя-
зательно войти развитие самодея-
тельности ученика в работе над голо-
сом путем развития правильного
внутреннего ощущения — «внутренне-
го» слуха певца, которое позволяло бы
ему контролировать себя. Этому зна-
чительно содействует и педагогиче-
ская практика, которую надо сделать
обязательной для всех студентов-во-
калистов и обеспечить полноценность
ее проведения. Правильно поставлен-
ная педагогическая практика помо-
жет и более широкой подготовке
кадров педагогов-вокалистов.
	Необходимо найти организационные
формы сплочения педагогов, об’еди-
нения их на почве создания
советской вокальной методики, науч-
ной разработки основ русской. вокаль-
ной школы. Надо шире практиковать
внутриконсерваторские совещания пе-
дагогов, их обмен опытом путем де-
монстрации учеников и сообщений о
своих методических принципах.

Я хочу в заключение вернуться к
не раз уже высказанной мною идее
создания единого научно-исследова-
тельского центра, к работе.в. котором
были бы привлечены крупнейшие пе-
дагоги и вокалисты-исполнители стра-
  ны. Необходимость в этом давно наз-
рела. Музыкально-исполнительское, и
в том числе вокальное, искусство, ка-
жется, сейчас является единственной
областью советской культуры, гдетак
слабо организована научно-исслелова-
тельская` работа. Эта работа, конеччо,
зедется в отдельных кочсерваториях,
HO ее опыт не обобщен, не закреплен
‚в больших научных трудах по истории
и теории русского вокального искус-
ства. Отдельные работы, посвященные
этим проблемам, до сих пор не изда-
ны. Широкого обсуждения вопросов
‘вокального искусства надо дожидать-
ся годами — до очередной конферен-
‘ции или совещания, созываемого Ко-

1 митетом по делам искусств, Это очень
	замедляет рост теоретической мысли
в области вокального искусства и.соз-
дает условия для развития всякого
рода псевдонаучных «теорий», еще
больше запутывающих и затемняющих
положение на певческом фронте.
	Вокалисты-исполнители все более
‘начинают проявлять интерес к теоре-
тическим и практическим проблемам
пения и этот интерес надо закрепить
‘созданием единого научно-методиче-
ского центра по руководству вокаль-
‘ным искусством.
	Разбирая недавно свой архив, я на-
	шла ряд статей и высказываний круп-
	ных советских музыкантов, в Том чи-
сле и вокалистов, по-вопросам вокаль-
ного искусства. В них настойчиво и
остро подчеркизались серьезные не-
достатки вокального воспитания и
предлагалиеь пути к их исправлению.
Эти статьи относились к периолу пер-
вого Всесоюзного конкурса вокали-
стов и Всесоюзной вокальной конфе-
ренции.

С тех пор прошло примерно’ десять
лет. Перед нами стоят те же Bompo-
сы, причем с еше большей остротой.
Это показал всесоюзный конкурс му-
зыкантов-исполнителей 1945 года, на
котором вокалисты получили только
3-ю и 4-ю премии, это демонстрирует
повселневная работа консерваторий,
концертная и оперная практика; эти
вопросы еще раз были четко сформу-
лированы на недавно‘ состоявшемся
двухдневнсм совещании вокалистов-
исполнителей и педагогов ведущих
консерваторий.

Все это говорит о том, что, понимая
ясно недостатки вокального воспита-
ния, мы еще до сих пор не перешли
от-слов к делу, к конкретной, прак-
тической работе по поднятию вокаль-
ного искусства в страче.`

Сейчас следует говорить уже He
столько о пороках вокальной педаго-
гики, сколько о задачах улучшения
певческого воспитания, которые  дол-
жны быть решены в первую очередь.
	Состояние вокального образования
сейчас требует того, чтобы работа по
его улучшению касалась не отдель-
ных звеньев, а производилась бы ком-
плеконо, по всем вопросам певческого
воспитания в страке.

По-новому должен быть офганизо-
ван прием на вокальные факультеты
консерваторий и музыкальных учи-
лиш. До сих. пор музыкально-учебные
заведения почти не прилагали усилий
для организованной подготовки нового
приема, привлечения учеников с вы-
сокими профессиональными данными.
Студенческий состав вокальных фа-
культетов часто комплектуется за
счет мало интересных в профессио-
нальном отношении певцов. Между
тем, наш народ славится своей пев-
ческой одаренностью. В народе можно
встретить выдающиеся голосз,
Урал и Волга, Тамбовская и Воро-
нежская области, Украина и Грузия
были издавна поставщиками выдаю-
щихся певческих дарований. Вспом-
ним поездки Глинки по югу России с
целью набора талантливых певцов для
придворной капеллы. Почему не вос-
становить эту традицию, почему че
эвести в практику ежегодные экспе-
диции в глубь областей и краев для
отбора молодежи, обладающей хоро-
шими голосами? Ночему средним му-
зыкально-учебным заведениям не чер-
пать свои кадры также из того наи-
более ценного, что дает самодеятель-
	ность? Сама жизнь, стремительно
идущая вперед, диктует ‘эти формы
деятельности музыкально-учебных
	заведении, которые, видимо, еще ра-
ботают пассивно, по-старинке, ‘зани-
маясъ схоластическими рассуждения-
ми там; где надо действовать и ис-
кать.

`Итак, прежде всего’ надо укрепить
деятельность вокальных отделений
музыкальных училищ, которые гото-
вят кадры для консерваторий. Затем
нужно твердо придерживаться после-
довательности в вокальном обравова-
HUH и не принимать в консерваторию
певцов, хотя и одаренных, но не име-
ющих ни специальной, ни общемузы-
кальной подготовки; Это недопусти-
мое явление часто имеет место в
практике вокального образования. Вся
жизнь исполнителя-инструментали-
ста, начиная с пяти-шестилетнего воз-
раста, представляет собою `непрерыв-
ный упорный ‘труд для достижения
профессионального уровня и дальней-
шего совершенствования. «Скороспе-
лая» же подготовка вокалистов стала
уже почти массовым явлением, и: это
одна из основных причин неполноцен-
ности вокальной культуры. Консер-
ваторский пятилетний курс обучения
не может охватить весь процесс под-
готовки певца-музыканта—от ‘усвое-
ния элементарных профессиональных
навыков до формирования артиста-
художника. Результаты такой систе-
мы всегла бывают печальными Иное
	гда даже певца, проучившегося в кон-.
		В. БАРСОВА
т
	в музыкальное училише! Мы часто
бываем свидетелями того, что из кон-
серватории приходят в. театр профес-
сионально сырые и музыкально неве-
жественные певцы; а театры‘ превра-
щаются из творческих организаций в
учебные студии, обрастая штатами
педагогов и других различ-
ных «нянек» для незрелых вокали-
стов. С этим связаны и замедленные
темпы постановок, и скудость репер-
туара и, прежде всего слабый уро-
зень вокального исполнения, который,
х сожалению, иной раз наблюдается
и на самых крупных оперных сценах.
Конечно, певец, как и каждый худож-
них, всегда должен учиться. Но в те-
атре он должен расти на сцене, в
непосредственном творчестве, в рабо-
те над образом, а не постигать осно-
вы вокальной техники.

Мне могут возразить, что многие
выдающиеся певпы прошлого и со-
временности вовсе не учились в кон-
серваториях, или учились весьма не-
продолжительное время. Да, это бы-
вало. Но все они либо с самой ранней
юности пели в хорах, — это им давало
прекрасную профессиональную подго-
товку, — либо получали с детства со-
лилное музыкальное воспитание и
приходили в консерваторию, по суще-
ству, готовыми музыкантами.

Надо понять, что вокалист, пре-
жде всего, должен быть музыкантом
и что поднятие уровня вокального ис-
кусства вряд ли может быть осуще-
ствлевю без решительного улучшения
всей системы музыкального воспита-
ния советской молодежи — от началь-
ной и средней школы до самодеятель-
ных кружков. В этом отношении, мне
кажется, может быть полезным при-
мер -некоторых союзных республик.
Выеская. хоровая культура эстон-
ского народа, например,  полдер-
живается прохождением музыкаль-
ных дисциплин в общей школе,
как городской, так и сельской. Каж-
лый педагог, готовящий себя к про-
фессии школьного учителя. обяза-
тельно должен знать основы музыки
и владеть каким-лчбо инструментом.

Наши педагогические училища, го-
товящие педагогов начальной и сред-
ней школы, надо сделать рассадника-
ми музыкальной культуры в стране;
надо всемерно поощрять и развивать
традицию хорового исполнительства,
так любимого нашим народом. Только
на Урале, в Воронежекой, Тамбовской
и других областях насчитывается до
400—500 сельских камодеятельных
хоров. Нужно всячески стимулиро-
Bath сближение народной и профес-
Киональной исполнительских традн-
ций, что, несомненно, создаст пита-
тельную, жизненную почву для могу-
чего роста вокальной культуры.

Необходимо полностью восстано-
вить практику хорового пения на во-
кальных ‘отделениях музыкальных
училищ и консерваторий. Студенты-
вокалисты, как правило, пренебрежи-
тельно относятся к участню в KOH-
серваторском хоре. А ведь это им
нужно более, чем кому-либо другому.
Хоровое пение прямо содействует вы-
работке чувства ансамбля, уменья
слышать своих партнеров, ровности
звука, чистоты интонаций и других
качеств, совершенно необходимых
для ‘оперного невца. Не потому ли в
оперном театре так упала культура
ансамбля, что в консерваториях к это-
му жанру пения относятся слишком
формально.
	Сугубого внимания требует поста-
новха преподавания ‘на вокальных фа-
культетах специальных музыкальных
дисциплин, особенно сольфеджио. Не
секрет, что наши молодые певцы, да-
же работающие в театрах, не могут
быстро запомнить и точно проинтони-
ровать самое элементарное окаль-
ное упражнение. Естественно; что
слабо развитая музыкальная память,
слух и ритм серьезно тормозят рабо-
ту певца над оперной партией, явля-
ются причиной ее неточного исполне-
ния. Специальный класс пения и му-
зыкальные предметы должны быть
	доминирующими в учебном плане сту-
	дентов-вокалистов.
В системе нынетинего вокального
	ГОВЫЕ КНИГИ.
	Латвийской и Литовской ССР. В концертах, состоявшихся в Зале
	им Чайковского, Тамара Ханум с
	большим успехом исполняла узбек-
	ские. киргизские, русские, таджикские, азербайджанские, грузинские,
	народные песни, хорошо извес!-
	армянские, белорусские и еврейские
	ные москвичам по ее прежним выступлениям. Особенно тепло были

приняты впервые исполненные в
	Москве «Песня о Сталине» узбек-
	ee ее г сх <>

ского композитора П. Рахимова, несни о 17-летней героине Социали-
стического Труда Замире, «Пришел мой друг» —о воине-узбеке, BeD-
нувшемся по окончании войны к мирному труду, «Поезд счастья» —
песня, сложенная акынами о строительстве железной дороги Чар-
джоу—Кунград, а также туркменские, казахские, молдавские, украин-
ские, гуцульские и татарские народные песни.
	В концертах принимал участие квартет народных инструментов в
	составе Пулата Рахимова (чанг),
	Гафура Азимова (дойра), Сафо Ба-
	каева (тар) и Ахметжана Дададжанова (наи). Вел программу и ис-
полнял партию фортепиано И. Фоменко. ь

После выступлений в Москве Тамара Ханум выедет в города Мос-
ковской области и в Ленинтрад. По приезде в Ташкент она покажет
подготовленную ею в гастрольной поездке новую программу, куда
войдут песни на тексты Навои и новые произведения современных
	узбекских композиторов.
	Артистка приступила к работе над программой «Женщина Востока
в прошлом и настоящем». -Второе отделение этой программы пойдет
в сопровождении симфонического оркестра. Тамара Ханум готовит
также концертное отделение, посвященное народным песням стран
		новой демократии.
	МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА
	жирает драматический театр. По из зрительного зала горячее сочувст-
стране бродят «разведчики талантов» вие «простых. людей. Но отдельные
(«тэлент скаутс») и, присматриваясь не вспышки гаснут. Снова нужно ждать,
только к профессиональным, но и к! Пока антрепренер не предложит иг-
любительским спектаклям, забирают, рать глупую роль в глупой «развле-
	кательной» пьесе или исполнить по
осточертевшему штампу текст знаме-
	нитого классика. И тогда, вспомнив
	заучённые движения и жесты и вы-
слушав все те же возгласы режиссе-
ра: «Кресчендо!... Диминуэндо!», ено-
ва приходится тянуть лямку Gecco-
держательного мертвого, автоматиче-
ского ремесла.
	для экрана все, что им представляет-
ся ценным. Достаточно сказать, что,
не считая университетских и люби-
тельских театров, в США celiac ос-
талось менее двухсот театральных
зданий, где дают. спектакли профес-
сиональные драматические актеры.
Конечно, здесь встрезаются отдель-
ные яркие исполнения. отдельные ин-
	© Комитет по делам искуеств при Со-
вете Министров СССР за успешную во-
енно-шефскую работу присудил перехэ-
дящее знамя Комитета коллективу ра:
ботников искусств. Латвийской CCP,
24 мая в Риге состоя ось вручение зна-
мени и почетных грамот, которыми на-
тражденьг мастера ивкусств — передовн-
ки шефетва.

© 24 мая театральная общественность
столицы отметила первую тгодовшичу
со дня смерти П. М, Садовского. Собрз-
ние, организованное Малым театром н
ВТО, открыл К. Зубов. С. Кара-Мурза
сделал доклад о творческом пути П: М.
‘адовекого, А. Яблочкина, В. Рыжова,
Е. Турчанинова и Другие мастера ге-
атра исполнили сцены из спектаклей,
поставленных И. М. Садовским,

Ф. П. Бондаренко освобожден от
обязанностей дирезтота Большного театра
	‘Союза ССР. На этх должность назначен
	А. В. Солодовников. Главным дириже-
ром театра назначен Н. С. Голованов.

© Для понолнения” экспозиций совет:
ских отделов Харьковской, Свердловской
и Молотовской картинных галлерей, a
также для открывающейся в этом. году
картинной галлерей в Ужгороде. Улья-
новского и Иркутского художественных
музеев Комитет по делам искусетв при
Совеле Министров СССР направляет око-
ло 200 произведений живописи, графики
и скульптуры ведущих мастеров совет-
ского изобразительного искусства;

< Создается общемосковский студен-
ческий хор, которым будет руководить
lipodeccop Московской консерватории
В. Мухин. Студенты дирижерско-хорово-
го факультета консерватории побыва
ли в ряде высптих учебных заведений
столицы и отобрали в хор одаренных
певцов — участников вузовской художе-
ственной самодеятельности.

© В выставочном  зале ‘Союза совет-
ских художников открылась выставка
мало известных работ В. Васненова, на-
	ходящихея в частных собраниях. На
выставке экепонированы большие исего-
рические композиции, жанровые ецены,
		На фото: вверху — узбекский танец «Вышивание», слева — армян-
ский танеп в исполнении Тамары Ханум.
	Новый отряд киноработников
	=
	Памяти А. М. Скворцова
	чества подготовки молодых работни-
ков советской кинематографии.

Выпускников ВГИК приветствова-
ли зам. министра кинематографии
СССР Н. Саконтиков, профессора ин-
ститута Б. Дубровский-Эшке, А. Го-
ловня, В. Туркин и С. Герасимов.

ответным словом ‘выступил вы-

пускник операторского факультета
В. Киселев.

В заключение были продемонстрире-
ваны отдельные дипломные работы,
	щим другом художников. Ему при-
надлежит болыное число. статей и
` заметок, посвященных отдельным ма-
стерам, написанных с неизменной сим-
ка ко всем проявлениям HOBOH
‘советской живописи.
	В то же время он отдает много сил
исследованию творчества великого
украинского поэта-художника Т. Г.

‚ Шевченко.
	В послевоенный период особенно
широко развернулась его научно-по-
пуляризаторская деятельность.
	Мы все, лично знавшие Александра
Митрофановича, навсегда сохраним в
своей памяти светлый облик этого
человека, истинного друга советских
художников, активного пропаган-
диста советского искусства.
	В Московском Доме кино #/ мая
состоялся вечер, посвященный вы-
пуску молодых специалистов, OKOH-
чивших в 1948 году актерский, олера-
торский, сценарный и художествен-
ный факультеты ВГИК. В своем до-
кладе директор института В. Головня
охарактеризовал дипломные работы
выпускников и сообщил, что государ-
ственные экзаменационные комиссии

единодушно отметили улучшение ка-
	Скончался Александр Митрофано-
вич Скворцов, выдающийся знаток и
популяризатор русского советского
искусства,

Его художественная деятельность
началась еще до революции. В 1914
году он выстунил с блестящим очер-
ком жизни и творчества Д. Г. Левин-
ского.

С весны 1917 года началась его ра-
бота в Третьяковской галлерее. В
течение ряда лет он с честью нес
сложные обязанности директора гал-
	серватории год или два, переводят... образования явно недостаточное ме-
	Слово «глэмор» в англо-русском
словаре переводится—чары,  колдов-
ство. В американских театральных
кругах это слово в разные времена
имело разные значения, Лет сто назад
иной американский Гамлет приходил
в такую ярость, что порой всерьез
бросался на Лаэрта со шпагой в ру-
ках и гпнался за ним, покидая сцену
и позабыв о публике. В те легендар-
чые времена честные козбои, бывало,
постреливали из зрительного зала в
актера, играющего Яго. Вот что по-
нимали тогда под «колдовством» те-
атра! В американских мелодрамах
второй половины века «колдовством»
считали то «потрясающее» мгновение,
когда добродетельный герой ловким
лвижением выбивал из рук злодея
нож, занесенный над спящей невинно-
стью. Герой был красив, горяч, бла-
городен; злодей поджимал губы, кри-
зо усмехался подлой улыбочкой, хо-
лил змеевидной походкой... Но вот в
конце прошлого века явилась группа
реалистов во главе с Джеймсом А.
Херном, — умным актером, режиссе-
ром и драматургом. В статье, напеча-
танной в журнале «Арена» за февраль
1897 года, Херн об’явил- борьбу. про-
тив «искусства рали искусства», во
имя «искусства ради правды». В ка-
честве образцов для подражания
Херн указывал прежде всего на про-
изведения Льва Толстого и картины
Верещагина.

Но делу, начатому Херном, не су-
ждено было развиваться. Оно ‘заглох-
ло, чтобы от времени до времени
зновь воскресать в отдельных попыт-
ках создания живого прогрессивного
театра. Место законодателя амери-
канской сцены занял тогда’ Давид
Бэласко, осуществивший много’ бес-
содержательных постановок. Для его
мелкого мастерства: «глэмор» стало
означать «внешний эффект» co

Но сейчас и`это ушло в прошлое;
Читая американские театральные ре-
цензии, опенивающие игру актеров,
нетрудно убедиться-в том, что слово
«глэмор» в применении к актерскому
исполнению стало означать не более,
чем «шик и блеск». Так, сама семан-
тика терминов американского и анг-
лийского сценического искусства де-
традировала до уровня` дамского
ателье:

Взглянем на «олимп» этого искус-
ства, Нерел нами — довольно подроб-
ное описание репетиций «Медеи» в
одном из театров Бродвея. Слов нет,
напряженный ритм работы — прекрас-
		Театральные рецензенты в подав-
ляющем большинстве также толкают
актера на путь чисто внешнего пока-
за. Их заметки и статьи касаются,
главным образом, красоты или недо-
статков голоса, жеста, костюма. Кри-
тик Элен Дент начинает свою статью
© выдающемся английском актере
Джоне Гильгуде © указания на недо-
статок его походки.

Но отойдем от этих «акалемиче-
ских» высот и взглянем на: работу ря-
_дового актера. Тут положение еще
более безотрадное. Мы просмотрели
ряд английских и американских учеб-
ников актерского мастерства. Дикция,
понимаемая исключительно в смысле
четкости речи, повышений и пониже-
ний голоса, а главное — штампован-
ные жесты, позы и стандартные дви-
жения, — этим и только этим в по-
давляющем числе случаее исчерпы-
вается все содержание наиболее рас-
пространенных учебников. Окончив
подобную школу, молодой актер не
попадает в театр. Как известно, в
США и Англии почти нет постоянных
трупп. Для каждой постановки акте-
фы набираются заново. Молодой ак-
тер поэтому начинает < того, что за-
полняет анкету у агента по подыска-
чию работы. Эти анкеты, приводимые
з американском театральном справоч-
нике Собеля, весьма  красноречивы.
Вот основные вопросы: «Рост. Вес.
Описание внешности (например, цвет
волос и т. д.). Справка: напоминает
такого-то (обычно фамилия изве-
стного актера). Тембр голоса. Арти-
куляция». К анкете прилагается нё-
сколько фото в фас и в профиль. По
этим данным продюсеры и подбира-
ют исполнителей «второстепенных»
ролей. Выбор по внешности бывает
иногда настолько’ точным, что можно
обойтись без гримера. Сыграв роль,
рядовой актер снова ждет у моря по-
годы. Иногда ждать приходится очень
долго. По последним данным, число
безработных актеров достигло в США
восьмидесяти процентов, в Англиир—
пятидесяти процентов.

Грозой американского театра яв-
ляется Голливул. Он буквально по-
жирает драматический театр. По!

ео 60е ремесло
		ворит эти слова для того, чтобы убе-
дить всех в своем сумасшествии. Но
современным буржуазным  театраль-
ным критикам не до салонных пара-
доксов. Они не просто отрицают и
шутят, они клеймят. Если актер заго-
ворит о мысли, заложенной в роли, о
подробной характеристике исполняе-
мого им персонажа, его начинают уп-
рекать в «рационализме». Буржуазное
театроведение повторяет на все лады,
что искусство «абсолютно иррацио-
нально», или, как теперь предпочита-
ют говорить,—«инстинктивно». В ре-
зультате вся эта «философия» дезо-
риентирует актеров.

Незадолго до начала войны Морис
Эванс < огромным успехом сыграл в
Нью-Йорке Гамлета. Tema борьбы
мыслителя-гуманиста с темными хищ-
ными силами восторжествовала в его
исполнении. По словам  американ-
ской прессы, этот спектакль в те го-
ды мобилизовал общественное мнение
на борьбу с фашизмом. О масштабе
успеха свидетельствовали бурные
аплодисменты, в особенности «галер-
KH».

В атмосфере наступившей реакции
все изменилось. Актер, судя по опи-
саниям, придал роли Гамлета сзоего
рода детективный колорит, до край-
ности обыграв ситуации. Для пуще-
го эффекта действующие лица облек-
лись в костюмы конца прошлого века
(< фотографий бросаются в глаза
пышные эполеты бравого офицера Ла-
эрта). Текст сократили, где только
могли. Аплодисменты «галерки» ста-
ли жидкими. Таковы печальные ре-
зультаты «инстинктивности».

Недавно известная английская акт-
риса Сейлер опубликовала в амери-
канском театральном журнале статью
© «костюмных» ролях, Мы с большим
интересом принялись за чтение рабо-
ты, которую редакция журнала ква-
лифицировала, как «плодотворный
анализ актерского мастерства». «Са-
мое существенное в костюмных ро-
лях, — пишет актриса, — заключено
не в самом костюме». В чем же за-
ключено, в таком случае, «самое су-
щественное»? Оказывается, основой
основ является... тип корсета! На-
пример, роль из эпохи Виктории сле-
дует играть не в резиновом бандаже,
а в корсете. В шекспировских ролях
китовый ус корсета необходимо заме-
нить негнущимися палочками и т. д.
Корсеты, бандажи, пояса, подмышни-
ки. — ими, и только ими, полон «пло-
лотворный анализ».
	Pe ou се   we per,
как прочно После организации
сразу примкнул

АХР А. М.
к этой

РТ Oe RR ON Ne oe

влекательного бизнеса»,
окрестила американская  театраль-   Скворцов

группе художников-реалеистов, кото-
рые были всегда ему особенно близ-
KH, Непрерывно участвуя в художест-
венной жизни. он становится настоя-
	чая критика драматический театр.
Не помогают актеру и рецензии,
отмечающие, как мы уже видели, од-
ну лишь внешность. Ведущая крити-
ка, по словам известного американ-
ского театрального рецензента Брау-
на, утверждает, что единственная за-

дача театра — дать зрителям  «еамо-
забвенье», создать «мыльные пузы-
ри».

Тяжелое положение рядоворо изго-
товителя «мыльных пузырей», которо-
го всячески стараются превратить в
автомат, усугубляется еще тем, что
на артиста, в особенности рядового,
по свидетельству хотя бы уже упомя-
нутого нами справочника  Собеля,
буржуазная публика в США продол-
жает смотреть, как на человека «по-
лупочтенного» и что вообще работа,
актера не считается творческой.

От всего этого актерам становится
тошно. В массах американского и ан-
глийского актерства бродит неясная,
но не угасающая надежда на обнов-
ление театра, живет мечта о создании
«национального театра», свободного
от капиталистической эксплоатации. С
огромным интересом прислушиваются
многие актеры к каждой вести о жиз-
ни советского театра. Замечательно,
что американские и английские арти-
сты с жадностью, как бы утоляя го-
лод, читают книгу Станиславского
«Работа актера над собой». И, вако-
нец, когда в репертуар театра проры-
вается действительно передовая пье-
са, отвечающая на жгучие вопросы
современности, или когда на репети-
ции классического произведения раз-
дается живое слово режиссера, акте-
ры вдруг оживают и ‘уже не как ав-
томаты, а как мыслящие люди начи-
нают < волнением говорить © роли,
образе, теме. А главное — в эти сча-
стливые дни вместо обычного ‘бес-
<мысленного гоготания и дешевых
аплодисментов до актеров доходит
	М. МОРОЗОВ

o
	ная вещь. Но то, о чем мы читаем,
уже не театр, а какой-то шахматный
блитц-турнир. Шесть считок, затем
переход-на сцену, и через. две неде-
ли премьера! Режиссер, один из круп-
нейших английских актеров, приехав-
ший в США на гастроли, торопливо
бросает беглые замечания: «Вы иг-
раете роль наставника. Это человек
мягкого нрава. Как слуга, он уважает
своих господ». И это вся характери-
стика!... Примечательно, что среди
режиссерских указаний ни разу даже
не упоминается идея пьесы, основная
тема спектакля. Внимание режиссера
поглощено другим. Он слушает чте-
ние монологов, от времени до време-
ни  восклицая:  «Кресчендо! Ди-
минуэнло!...» Режиссера беспокоит и
другое. «Нужно поскорей облечься в
плащи с широкими рукавами. Они
подскажут вам эффектные жесты, —
говорит он актерам, — Эллен Терри в
таких случаях носила длинную спере-
ди юбку. Она поддерживала юбку ру-
кой, и это создавало красивые склад-
ки...» Вот и вся работа режиссера.

Безвыходный тупик, в котором на-
ходится актерское искусство в США
и Англии и на который постоянно и
горько жалуются американские и
английские актеры, об’ясняется без-
идейностью этого искусства, его пол-
ной оторванностью от жизни;

Наличие такого тупика — факт об-
щеизвестный. Недаром в одной коме-
дии две американские старушки силь-
но огорчены, что племянник их стал
театральным критиком. Утешают они
себя только тем, что — американ-
скому театру осталось недолго суще-
ствовать! Сценическое ‘искусство в
Америке и Англии «сохнет», как ра-
стение, корни которого лишены пи-
тания. Однако мало кто думает о
корнях. Спасения ищут в новых ком-
бинациях технических приемов. Так,
например, известный американский
режиссер и театровед Норис Хотон в
качестве средства к спасению реко-
мендует актерам окончательно отка-
заться от «иллюзии правды» и «гово-
рить текет в публику».

Завет Шекспира, требовавшего ус-
тами Гамлета, чтобы искусство акте-
ра «держало зеркало перед  приро-
	дой», давно позабыт. Напомним, что
‘епте Уайльд уверял. будто. Гамлет го-
	А. Герасимов, П. Сысоев, К. Юон, В. Лобанов, А. Леонов, Н. Маш-
ковцев, В. Журавлев, Н. Тернсихоров, П. Радимов, М. Черемных.
	A. Bayces, Mi. „!азаревский, А. Габричевский, В. Зубов, А. Коростин,
Л. Гарнье, В. Роговая, Н. Гиляровская, А. Рыбников, А. Тихомиров,
С. Соколов, К. Шестаков, М. Сокольников, Н. Кухарков, 3. Зонова,

м. Колпацкий, А, Щекотова, Р. Кузнецова, В. Князева, А. Родионов.
	T. H. Bapenuos
	педагогической деятельности, кото-
рой он занимался до последнего дня
своей жизни.

Преждевременная смерть ”Т. Н.
Варенцова — тяжелая утрата’ для
Московского архитектурного инсти-
тута.

Группа товарищей.
	Безвременно скончался доцент Мо-
сковского архитектурного института
архитектор-художник Трифон  Нико-
лаевич Варенцов, сочетавший мастер-
ство архитектора-практика, научного
работника и_ педагога.

Особенно ярко выдающиеся способ-
ности Т. Н. Варенцова проявились в
	Релакциенная коллегия:
	В. г. ВДОВИЧЕНКО (ответственный редактор) А. А. СУРОВ,
	М. В. БОЛЬШИНЦОВ. С.
	А. ГЕРАСИМОВ,

В. В. HiYPABIJIEB,
	Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦКИЙ, А. И. ШАВЕРДЯН. _

АКАДЕМИЯ АРХИТЕКТУРЫ СОЮЗА CCP
ОБ‘ЯВЛЯЕТ ПРИЕМ В АСПИРАНТУРУ
	СЛЕДУЮЩИХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ИНСТИТУТОВ
с АКАДЕМИИ; °
1. Архитектуры массовых своружений (архитектура массового жил
экономика жилищного строительства). я
	SDOANTHEIE и соо сооружений (административно-обтиествён-
зрелищные и _ спортивные, масеовже обеспе та о а

цественных сооружений).

3. Градостроительства_и нланир.
родов, планировка поселков, озеле
тельства),

4. История и теория архитектурь
хитектуры, архитектуры народов С
5. Хуложественно-декоративных
бель. сантехническое оборудование,

6. Строительной лехники (eTpoure
ства).

1. Лаборатория кераммки (архите

Ноступающие в аснирантуру no;
марксизма-ленинизма, иностранному
ного научно-исследовательского инс

Нри поступлении требуется пред
кописей. При отсугетвии таковых
избранную тему но избранной спек

Прием заявлений. документов и
реферата пронзводитея до 15 августа
тября 1948 года.

Постунающих и принятых в аеп:
обеснечивает_
	Снравки о приеме и заав
	зланировки населенных мест (планировка го-
ов, озеленение: городов. экономикя Pra nocrnot.
	we EMEP AUE, экономика гралострон-

зетской архитектуры, русской ар-
	--воративные изделия).
гьная техника, экономика стгоитель-
	NO основам
предмету дан-
	с ‚житектурная керамика).
фу подвергаются испыт:
анному языку, епенналеть
	явление научных трулов, статей, ру-
чредетавляется реферат на своболно

татьности.
	онуоликованных научных работ. или
1948 года. Начало испытаний — 1 cen.
	хилплошалнью 18
	принятых в аспирантуру Акалемия
	АА р ee ERA направ.
. 0-15-00. доб. 54 н 56, Сектор асн
демин архитектурьг С@СР.

лять: Москва, Пушкинская ул.,
ирантуры при Презилиуме Aka-
		издательство — К 1-48-98.
	ых искусств, кино — К 5-45-12;
		Зак № 1438.
	Адрес редакции и издательства: Москва, Пушкинская, 8, Телефоны: секретариат, отделы информации, архитектуры, эстрады и пирка — К 4-15-66, отделы театра, музыки, изобразятель н
	_ Типография «Гудок», Москва, ул Станкевича, 7. *