На выставке
В. Васнецова

Творчество Виктора Михайловича

Васнецова так полно представлено в

Государственной Третьяковской гал»)
лерее, владеющей самыми значитель-
ными произведениями художника, что,

казалось бы, трудно что-либо  доба-

‚вить к нашему представлению о нем.

И, однако, выставка, открытая в свя-
зи со столетним юбилеем художника,
обогащает наше представление о твор-
ческом пути этого оригинального и
выдающегося мастера.

Произведения, полученные от мно-
гочисленных частных собирателей, ох-
ватывают всю его творческую жизйь.

Еще будучи учеником академии,
В. Васнецов снискал себе известноеть

как рисовальщик, иллюстрируя мно-

жество изданий и журналов. Рисун-
кам В. Васнецова отведена ва  вы-
ставке отдельная комната. Эти ри-
сунки изображают и характерные ти-
пы петербургской бедноты, и живо-
ннсные фигуры крестьян в архаиче-
ских «гречневиках». т

Мы видим на выставке, как в по-
исках типов художник изображает в
картинах живую петербургекую тол-
пу, неоднократно возвращаясь к этой
теме, варьируя детали единой комно-
зиции — «Трагическое происшествие»
(«Застрелился») и «Поймали ворин!-
ку».

Поездка В. Васнецова за границу,
где он поселился в крестьянском ло-
мике, в Медоне, в окрестностях Па-
рижа, представлена на выставке ря-
дом рисунков, пейзажных этюлов H
замечательным по тонкости живописи
	натюрмортом.
	ОФ новых советских комедиях
	° .
Ф. ПЛОТНИКОВ
			ках, и эти пьесы сыграли большук,
роль в формировании советского ре-
пертуара. Неоднократно обращался к
	комедийному жанру А. Корнейчук,
	умеющий найти смешное в жизни,
весьма серьезных людей и с хорошим
юмором высмеивающий таких персо-
нажей, как томящиеся после демоби-
лизации в родном колхозе Степан,
Груша и Арина Гордиенко («Приез-
жайте в Звонковое»). Не превращая
образы этих людей в карикатуры,
А. Корнейчук показывал их с коме-
днаной елкостью.
	Советская бытовая комедия пред-
	сгавлева в репертуаре рядом интерее-
ных произведений В. Шкваркина.
Б. Ромашова, К. Финна. Театры охет-
но обращались также к лирическим
комелиям В. Гусева, А. Арбузова,
М. Светлова. В драматургии были
также, хоть и немногочисленные, опы-
ты героической комедии — примером
может служить «Дазным-давно»
А. Гладкова. В таких пьесах, как
«Остров мира», «Лев на площади»,
советские писатели выступают с прав.
дивым сатирическим обличением бур-
жуазной идеологии, а в «Миссии ми-
стера Перкинса» или «Человеке с то-
го света» резко сталкивают предста-
вителей двух миров, двух мировоззре-
ний. Наши зрители оказывали теплую
встречу лучшим советским водевилям,
обозрениям, юмористическим миниа-
тюрам.
	О чем говорит’ это многосбразие
форм в советской комедиографии? О
том, что ее художественные возмож:
ности необычайно широки, а тематика
неисчернаема. Как можно после это-
го думать, что нехитрая сюжетная
механика пьесы «Васе вызывает Тай-
мыр» может представлять собой нечто
типичное для советской комедии?
Природа советской комедии иная.
Важнейшими ее принцинами являют-
ся идейная содержательность, жиз-
ненная правда, богатство изображения
человеческих характеров.
	Советская комедия — одна из форм
критики и самокритики средствами
искусства. Перед ней‘ открыты самы»
широкие возможности, ей обеспечена
твердая общественная ‘поддержка.

Произведения наших  писателей-
комеднографов часто портили две
крайности — чрезмерное шаржирова-
ние, окарикатуривение образов совет-
ских людей, илн, наоборот, ханжеская
робость, сентиментальное приукраши-
вание современников, Нам не нужны
ни вздорные шаржи, ни скучные, без-
жизненные пьесы, только называемые
комедиямн. Природа советской коме-
дии требует, чтобы писатель говорил
о своих героях правду, чтобы юн был
острым и умным наблюдателем и уча-
стником современной жизни. И, ко-
нечно, чтобы он не «полгонял» живую
жизнь под стандартные комедийные
схемы, как это случилось, например,
с Б. Ласкиным автором пьесы «Бес-
покойные люди».
	Ъ. Ласкин избрал персонажами для
своей пьесы людей наших дней — де-
мобилизованного фронтовика, возвра-
щающегося на родной завод, и де-
вушку-технолога, возлюбленную и в
то же время начальницу героя. Пре-
жде чем соединиться, герои-любовни-
ки банальной комедии обязательно
должны поссоритьея — таков сюжет-
ный стандарт в подобных произведе.
ниях, Как же автору поссорить своих
героев? Он измышляет следующую
	схему: фронтовик, обдумывая нова-
	торекое производетвенное предложе-
ние, не хочет посоветоваться с неве-
стой-технологом, а в технологе разго-
рается уязвленное самолюбие, от ко-
торого страдает и производство и
любовный роман. «Конфликт» готов.
Но какая может быть цена подобной
комелни, если самая основа ее лжи-
ва, если автор, для того чтобы «дви-
нуть» сюжет, нарочно  оглупляет и
принижает своих персонажей? Вот это
и есть гибельное лля комедии, ках и
	для любого пругого жанра, пренебре- ,
	жение к жизненной правде.
	Пеобятны творческие возможности
советских комедиографов, черпающих
материал для своих ‘пьес в самой
жизни. Одну из лучших своих книг
нан! великий поэт назвал так: «Мая:
ковский улыбается. Маяковский
смеется. Маяковский — издевается».
Пусть и комедия наша дружелюбно
улыбается и смеется, когла на сцене
— хорошие советские люди, друзья и
товарищи тех, кто сидит в зритель-
ном зале, и зло издевается над теми
кто этого заслуживает.
		‚ Еще недавно зрители и театральные
работники сетовали на отсутствие ка-
ких бы то ни было комедий в совре-
менном репертуаре. Действительно,
драматурги долгое время боязливо
обходили комедийные темы, считая
самый жанр комедии чуть ли не за-
зорным. Театральная критика не про-
являла подлинной заботы о воспита-
нии советских комедиографов, вяло и
нерешительно поддерживая HX иИНи-
циативу, их поиски таких тем и об:
разов, которые могли бы стать осно-
ной нового комедийного репертуара,
	Но в последнее время, когда театры
стали значительно ‘больше считаться
с зрительскими интересама, комелии
получили широкий достун на сцениче-
ские площадки. И вот повсеместное
распространение получает комедия
К. Исаева и А. Галича «Вас вызывает
Таймыр», во многих городах ставится
пьеса В. Масса и М, Червинского
«О друзьях-товарищах», «Встреча с
юностью» А. Арбузова. Внимание те-
атров привлекает ° также пьеса
Ф. Кравченко «Жаркое лето», «Боль-
шие обиды» Г. Трифонова и некото-
рые другие драматические произведе-
HHA, более или менее родетвенные ко-
медии, Многие драматурги обещают
театрам новые комедии, а театры <
нетерпением ждут их, уделяя им вид-
ное место в репертуарных планах.

Пусть; же советская комедия зай-
мет полагающееся ей по праву местэ
в театральном репертуаре! Но руково-
дители театров, режиссеры и актеры
должны пред’явить высокие идейно-
художественные требования к драма-
тургам, чтобы в поисках комедийной.
пьесы не утрачивались основные прин.
ципы советского театрального искус-
ства, чтобы здесь не взяли верх дур-
ные вкусы и мелкие деляческие сооб-
ражения.

Комедия — один из главных жан-
ров нашей драматургии, и требовання
к ней не могут отличаться от тех,
какие пред’являет народ всему совет-
скому нскусству. Пусть отличается
она от других жанров и кругом тем,
и строевием сюжетов, и огобенно-
стями обрисовки характеров, но она
должна быть умна и содержательна
	и на своем, присущем ей языке, про-
пагандировать мораль советских лю-
дей, отражать жизненную правду.
	В Москве, Ленинграде и во многих
периферийных театрах болыним вни-
манием театров и зрителей пользует-
ся комедия К. Исаева и А. Галича
«Вас вызывает Таймыр». Нетрудво
понять, чем привлекла она это вни-
мание. Авторы нашли весьма выиг:
рышную для комедии сюжетную за-
вязку. Несколько незнакомых людей
встретились в номере столичной го-
стиницы, и хотя каждый из них по
горло занят собственными делами и
обязанностями, он-все же считает для
себя обязательным помочь такому же,
как и он CaM, «командировочному».
Хорошо. известное всем качество со-
ветских людей, — их товарищеская
отзывчивость и способность нрини-
мать близко к сердцу любое дело, ка-
сающееся общественных интересов, —
вот что послужило основой сюжет?
этой пьесы. Основой, но не больше,
Авторы весело начинают пьесу занят-
ной путанинцей. Герои пьесы, что-
бы помочь друг другу, охотно бе-
рутся за чужие дела и вовлекаются
в водоворот комических проиешест-
вий. Ясно, что если несколько чело-
век выдают себя друг за друга. ко:
медийной путанице не будет конца, и
ее хватит не только на трехактную
пьебу` Но авторы не знают меры в.
«обыгрывании» найденного ими прие-
ма. Вместо того чтобы с каждым но-.
вым эпизодом все более Kpa-
сочно и полно рисовать характеры.
‘своих героев, авторы ставят их во все.
более странные положения, очень, мо-_
жет быть, смешные, но уже ничем не.
напоминающие сколько-нибудь THI:
ческне ‘жизненные обстоятельства.

Что же остается от той «отзывчи-
вости», которая послужила истоком
интересного сюжета? Зритель забы-
вает о ней, он следит уже только за
бесчисленными вариациями «путани-,
цы». Характеры героев уже не пред-
ставляют никакого . интереса, — все
дело лишь в том, какие еще странные.
встречи и недоразумения произойдут.
с ними. Так спектакль опустошается, :
превращается в непритязательное зре-
лище, в котором актеру, в сущности,
уже нечего делать, — сюжетный
«прием» смешит зрителя самостоя-
тельно, и за ним очень мало жизнен-
ного содержания. Так авторы обес-

_ Забытые
	В связи с юбилеем А, Н. Остров-
ского = наши театры показали
ряд новых постановок его пьес. Они
дали возможность советскому зрите
лю увидеть не только уже известные
ему и всегда сохраняющие своа не-
увядаемую свежесть шедевры вели.
кого русского драматурга. Разрабаты-
вая наследие А. Н. Островского, наши
театры обращаются и к пьесам, редко
видевшим подмостки театров.

Московский зритель увидел Ha
сцене Театра им. Ермоловой: «Неволь-
ницы» — пьесу, которая не ставилась
уже много лет, и в Театре им. Вах-
тангова «Сердце не камень»—коме-
дию, тоже очень редко появляющу-
юся в репертуаре нашего театра.
	Интерес театров к малоразработан-
ным пьесам Островского свидетель-
ствует о стремлении возможно более
пелно представить на сцене насле-
дие великого драматурга.

Но как решают наши театры в сво-
их юбилейных постановках эту труд-
ную задачу? Как воплощают они за-
бытые, не имеющие сценической тра-
диции пьесы Островского?
	И наиболее существенный  воп-
рос: что, собственно, сегодня хотят
сказать постановщики своими спек-
таклями, что они считают главным
в сценическом рассказе о героях Ост-
poscKoro?

К сожалению, именно на этот во-
прос два спектакля, о которых идет
речь, ясного ответа не дают.

Комедия Островекого «Сердце не
камень». написанная в послелний пе-
	риод творчества великого драматурга,
очень противоречива. В ней есть и
элементы комедии интриги, столь
несвойственные прежде Островско-
му, но встречающиеся во многих его
второстепенных драмах последнего
периода, например, «Красавец-муж-
чина». В ней есть элементы ‘социаль-
но-бытовые, хотя и не ведущие к. та-
ким широким обобщениям, как в его
классических пьесах, В то же время
Островский осуществляет уже прин:
ципы чисто пеихологической драмы,
великим мастером которой впослед-
слвий был Чехов. Театр им. Вахтан-
гова не выявляет, в чем же основное
начало этой комедии,

Отсутствие единого режиссерского
замысла (постановка М. Сидоркина,
режиссер И. Липский) приводит к
тому, что в этом спектакле каждый
играет свою роль по-евоему и в раз:
личных стилях, Гротескная фигура
Константина Лукича Каркунова, в
своем роде прекрасно сделанная арти-
стом И, Липским, сочная жанровая
фигура Аполлинарии Панфиловны (А,
и психологически быто:

р роли Потапа Потапыча

убнов), построенная на психоло-
м полутонах роль его жены
Веры Филипповны (Е. Коровина) —
все это интересно в частностях, но
создает стилевой разнобой спектак-
ля в пелом.
	Из-за этого утрачена вся пеи-
хологическая сложность пьесы, самое
название которой таит в себе глубо-
кий смысл. «Сердце не камень», гово-
рит толстая жена подрялчика Апол-
линария Панфиловна. И в ее устах
это — оправдание человеческой сла-
бости, вернее, женской слабости. Это
разрешение всяческой низости и пош-
лости, если это дает утеху женскому
сердцу. Стремясь обольстить жену
своего хозяина, приказчик Ераст рас-
считывает на то, что «сердце — не
камень». «Серяце He камень», говерит
Потап Потапыч, привлекая к себе
жену, которую только что хотел
убить, ибо она отказывается. от сво-
его обещания не выходить ‘замуж
после его смерти. Он приходит к 03-
нанию, что ес молодое сердце имеет
право на счастье и радость. «Серл-
це не камень», к этому приходит Ве-
ра Филипповна, прежде отказывавита-
	яся от любви, когла она почувство-_
	вала зов новой жизни.

Но подлинный смысл народной пос-
ловицы — в призыве к человечности
и жажде пробудить ее в жестоких
сердцах.

И этот широкий смысл самого на-
звания комедии находит свое выраже,
ние в сложных пенхологических про-
цессах, которые происходят с героями
пьесы, и прежде всего с Верой Фи-
JHTNOBHOH.

Артистка Е. Коровина создает об-
раз кроткой, послушной женщины,
которая давно примирилась со своей
жизнью и терпеливо подчиняется са-
модуру мужу. Она отказывается от
	работы в «новых», каки в старых ус-
ловиях, решают качество спектакля и
уважение зрителей к своему театру.
	JHOOONKITHO, что до сих пор в рез-
пертуаре Свердловского театра со-
хранился ‘спектакль «Собака нх сене»,
поставленный свыше четырех лет на-
зад. Такой срок жизни спектакля—
не совсем заурядное и очень отрадное
явление на периферии. Именно «нако-
пление» репертуара, создание, если
так можно выразиться, репертуарного
фонда позволяет тватру увереннее ра-
ботать ‘над новыми спектаклями,
взыскательней подбирать пьесы, тща:
тельнее ставить их. Можно предста-
вить себе, какое удручающее внечат-
ление производит на актеров лихора-
дочная спешка с премьерами в TOM
районном театре, о котором мы гово-
рили выше, как ограничивает она тре-
бования и возможности режиссуры,
	Многолетняя жизнь спектакля «Co-

бака на сене», поставленного Е. Брил-
лем в 1944 году, свидетельствует о
том, что зритель интересуется не про-
сто «новинками», а добротными поста:
новками. Этот жизнерадостный, ум-
ный и красочный спектакль с 3. Ма-
линовской в роли Дианы, Б. Молча-
нсвым — Теодоро, А. Березкиным —
Тристаном и сейчас производит хоро-

шее впечатление. Однако следует за-_
метить, что исполнители его не очень

озабочены тем постоянным оживлени-
ем и обновлением своих ролей, без
которого спектакль вянет. Проблема
«живучести». то-есть подлинной со-
хранности спектакля, имеет первосте»
пенное значение для всех без исклю-
чения театров. Излишне, может быть,
«ровная» игра Малиновской, Мол-

чанова и других исполнителей.

«Собаки на’ сене»  свидетельст-
вует не только о TOM, что

актеры хорошо знают евои сценниче-.
ские задачи, но и о том, что пьеса
уже не вызывает у них того чудес:
ного волнения, тех вспышек артисти-
ческого темперамента, без которых
спектакль медленно, но верно остыва-
ет и превращается в конце концов в
бледную копию премьеры. Мы гово-
рим здесь об.этом потому, что сохран-
ность лучших спектаклей прошлых
сезонов — и классических и совре-_
менных -— имеет самое непосредст:
венное отношение к работе театра ®
нынешнем сезоне. Те нотки актерско-
го равнодушия, которые дают себя
знать в «Собаке на сене», более` яв-
ственно звучат в других спектаклях
Свердловского театра, раньше воеме-
ви перестающих привлекать внима-
	ферийных театров и периферниным
критикам обратить серьезное внима-
ние на рядовой спектакль, на его ху-

пьесы Oe’
		HORCK OO
	ее наивности, ее институтской роман-
THYHOCTH.

Не раскрыты противоречия в обра»
зе мужа Евлалии, Евдокима Егорыча.
В. Лекарев, по существу, рисует его
как неплохого чеховека, который
лишь не умеет осуществить свои доб-
	Pave намерения по отношению к же”
не. Он ее любит. Он сознает, что ви-
`новат перед нею тем, что купил ее,
Он. наконец, готов дать ей свободу.
		Он страдает и даже способен момен-
тами вызвать сочувствие к себе,
Но, тем не менее, это типичный пред-
ставитель пошлой и жестокой среды,
	‚Он загубил жизнь своей «невольни:
ны». Эта сущность Евдокима Егоры-
	на не вскрыта Лекаревым, который
	‘дает повод иному зрителю подумать,
		что, Софья Сергеевна не так уж не
права. когда она превозносит Евдоки-
ма Егорыча за его «благородство» и
говорит Евлалий: «вам, право, очень
можно мужа любить».

Не вскрыта в должной степени и
внутренняя порочность Мулина. Это
сказалось и на внешнем рисунке роли.
Мулин (Л. Галлис) не лишен внеш-
него благородства. Его открытое ли-
YO, высокий лоб, отсутствие какогс
бы то ни было оттенка фатоветва,
скромность — все это придает ему
внешность культурного интеллигента-
разночинца. Он все время держит
себя по отношению к женщине, кото-
рая навязывает ему свою любовь,
столь корректно, сдержанно, что, по-
	жалуи, может получиться внечатле-
HHe, что он действительно имеет прз-
во при развязке читать ей мораль,
	Все это легло тенью на образ то:
скующей, мечущейся Евлалии в изо-
бражении М. Волковой. Ее героиня
жаждет преодолеть «будничное, про-
заическое». На ее стремление к «в03-
вышенному» порой звучит по-инсти-
тутски. Минутами кажется, что она
действительно навязывает свою лю-
бовь первому попавшемуся человеку.
Когла она уговаривает Мулина пор-
вать со вееми знакомыми женшаина-
	ми, ни у одной из них руки не це-
	представлений,   ловать, это вызывает смех в зритель:
	  ном зале потому, что эта подано,
  как наивность институтки.

А между тем, артистка обязана
была так показать Евлалию, чтобы
` зрителю было ясно, что любовь для
  нее не забава и что к ней больше
всего относятся слова Коблова: «это
	7 тт fo И
ческой значительности, которой ЛИ-, лело не личное ваше. это лело общше-
	шена и вся постановка. 2 Heh Het
глубокого раскрытия нашего понима-
ния образов проитлого,
	ор АЕ

Театр им. Ермоловой тоже избрало
	одну из ноздвих, менее популярных
драм Островского, которая редко ви-
дела свет рампы, — «Невольницы»
(постановка A. Лобанова, режиссер
К. Воинов), Интерес этой комелии за-
	ключается, прежде всего, в фигуре.
Евлалии, в прекрасном образе pyc-
	ской женщины, томящейся в неволе и
остро ощущающей нонтлость и ничто-
жество окружающей ее купеческой
	среды.
Выход из одиночества, из пошлости
окружающей среды —= для нее лю-
	бовь, которая является святыней, ибо,
только полюбив, она обрела свою
внутреннюю свободу, свою независи-
мость, свое право быть человеком.

Задача театра заключалась в том,
чтобы показать внутренний протест
этой ‘жажлушей правлы и красоты
русской женшины против купеческой
неволи, против лжи и пошлости жиз-
НИ. :
	Самым своим непониманием той

которой
	ее учат мешане, Ввлалия утверждает
приннины другой — светлой, хоро-
шей и чистой жизни. `Между тем, в
театре это «непонимание» в значи-
тельной мере показано как результат
	БУЛУШИЕ СПЕКТАКЛИ
ЦЕНТРАЛЬНОГО ТЕАТРА
КРАСНОЙ АРМИИ
	Центральный театр Красной Армии
‘в сезоне 1948—49 года будет рабо-
  тать над рядом классических произ-
‚ ведений. Для большой сцены пред-
назнанается «Обрыв» по Гончарову
‚ (в постановке А. Попова и А. Окун-
чикова, в оформлении Н. Шифрина)
и «Двенадцатая ночь» Шекспира (в
постановке А. Попова).

На малой сцене пойдет «Своя се-
мъя» А, Грибоедова, А. Шаховского,
Н. Хмельницкого (в постановке
И. Ворошилова) и «Гавань бурь» О.
Бальзака (в постановке В. Канцеля).
	дожественную цельность: и. сохран*
ность — ведь не одними премьерами
живут наши театры.
	В Свердловске работает известны
далеко за пределами Урала Театр му-
зыкальной комедии, ‘руководимый
Г. Кугушевым: Один из его спектак-
лей был в свое время удостоен Ста-
линской премии — событие это было
настоящим праздником для всех ма-
стеров оперетты, ишущих пути к об-
новлению этого интересного, но мед-
ленно развивающегося жанра. Сверд-
ловский театр музыкальной комедии
давно вступил на путь творческих
экспериментов в области советской
оперетты и за последние годы добил-
ся немалых результатов. Больше мно-
гих других театров. этого жанра он
свободен от «венских» вкусов — и
не только в репертуаре, но и в прив:
мах сценического воплощения музы-
кальных комедий.
	Совершенно ясно, что дело здесь
сводится не только к отказу от про»
дукции Кальмана и Легара, но и к ро-
сту сценической культуры  театря.
«Венские» вкусы и приемы живут не
только в репертуаре, но и в исполни-
тельской манере многих актеров’ это-
го жанра. Работая над опереттами
советских композиторов, Сверд-
ловский театр музыкальной комедин
	поднимал режиссерскую и актерскую
	культуру спектакля, уводил своих
актеров от традиционных масок и ам-
плуа к живым образам, от набора
испытанных «каскадных» и прочих
приемов — к естественным человече-
ским характерам. При этом театр стре-
мился сохранить своеобразие жанра,
	‚не обезличить его, не превратить опе-
ретту в скучное и неполноценное по-
	добие оперы
спектакля.
	ИЛИ драматического
	В. ней Нет   ственное». В любви Евлалии, лейст-
	вительно, стремление к освобожде-
нию «невольницы», требование уваже-
ния к человеческой личности.

М. Волкова не создала цельный
образ, хотя в её игре много искрен-
ности, теплоты, страстного стремле-
ния утвердить свои чувства, вырвать-
ся из неволи. Она хорошо играет на-
годование Евлалии, которая узнает,
что муж приставил к ней слуг, кото-
рые должны наблюдать за ее поведе-
нием. Она сразу изменяет свой тон, в
ее речи появляются ноты протеста и
возмущения,

Драма Евлалии заслоняется также
подчеркнутым вниманием театра к
жанровым сценам, сыгранным не без
гротеска. Красочные фигуры слуг, их
	В диалоги прнобрели в спек-
  такле самостоятельную ценность: Те-
 атр уделяет много внимания тщатель-
  вой разработке этих образов. Режис-
‘сер разработал ряд запоминающихся
  Мизансцен. Он создает ряд красонных
ской (танец слуги Мирона и др.).

Актеры М. Лаврова (экономка Map-
‘фа).и Г. Черноволенко (Мирон Ипа:
тыч) создают колоритные фигуры. Но
они придают постановке излишнюю
«жанровость». Этому способствует и
в своем роде хорошо сделанная арти-
сткой Н. Тополевой роль Софьи, ко-
торая с неизменной цинической ло-
гичностью переводит все переживания
Евлалии на язык житейской практи-
KH.

Но такая трактовка персонажей,
преувеличенная роль слуг в спектак-
ле и внимание к комедийной стороне
их ролей, так же как подчеркнутая
наивность Евлалии, превращают спек-
такль в комедию интриги:

Пьеса сыграна актерами тонко, без
нажимов, с большим мастерством. Не
задача создания светлого положи-
тельного образа русской женщины, в
разработке которого сказался гума-
низм Островского, не разрешена TeaT-
ром, А ведь не нужно забывать, что
первая исполнительница роли Евла:
aH, великая Ермолова, умела нахо-
дить в этом образе светлые черты
русской женщины.

Ее
	смешнее, чем роль отца героини, но-
мещика Муромского в «Акулине».
Конечно, А. Маренич. также хорошо
знающий секреты комического, чув-
ствует себя несколько скованным в
скупо написанной роли камердинера’
Степана — ‘он может играть более
	яркие, более темпераментные роли.
Но право же, успехи и С. Дыбчо, и
А. Маренича, и других актеров. в
	спектакле «Акулина» хоть и скром-
нее; но’ интереснее, чем в какой-
нибуль заурядной оперетте, написан-
ной по издавна знакомым рецептам.
Исполнение главной роли артисткой
М. Вике, сумевшей с тонким лириз-
мом передать влюбленность «барыш-
ни-крестьянки», выросшей в доме от-
ца-англомана, в русскую природу и
русские нравы, показывает, как много
неожиданного раскрывается в дарова-
ниях даже очень опытных актеров,
когда им приходится решать  непри-
вычные, но увлекательные задачи.

Будет жаль, если выражение «куль-
турная оперетта» станет стыдлчвым
синонимом «скучной — оперетты».
«Акулина» — не скучна. Но чтобы
опереточный спектакль засверкал всё-
ми красками, присущими этому жиз-
нералостному жанру, актеры должны
научиться по-новому применять свон
дарования и способности и веселить
зрителя не столько комедийвыми
трюками, сколько живым юмором в
изображении остро схваченных коме-
дийных характеров. Актеры Свердлов-
ского театра стоят на этом верном и
увлекательном пути, и спектаклем
«Акулина», встретивитим теплый при-
ем у зрителя, они доказали, что в
«новых условиях» нет никаких осно-
ваний жалеть о старом репертуаре и
старых штампах, что работа над луч-
шими советскими опереттами — вер-
ный способ сохранить и умножить
любовь зрителя,
	Eme не все благополучно в театрах
Свердловска, особенно в опере, где
сборы намного ниже необхолимых для
самоокупаемости. В театрах музы
кальной комедии и драматическом де-
ло обстоит значительно лучше. но и
здесь финансовые планы выполняются
не полностью. Руководители театров
	должны проявить немало энергии и
организаторского мастерства, чтобы
использовать все возможности  во3-
	главляемых ими коллективов. Но уже
и сейчас можно сказать, что они. вме-
сте с актерскими коллектизами Нан
верное решение задачи, постанленной
перед ними жизнью; Повётпение идей-
но-худложественного уровня спектак-

ля — вот главное и вернейшее сред-
	ство укрепления театров в новых ус-
ловиях.
				Софья НЕЛЬС
o
	личной жизни, от любви Ераста. Она
находит утешение в помощи бедным,
	холит по монастырям, подает мнио*
CTHIHIO.

В создаваемом артисткой образе
много обаяния, внутренней значитель-
ности, гармоничности, Он весь прони-
зан особым спокойствием и умиротво»
ренностью, которые идут от сознания
своей правоты, Эти стороны  характе-
ра артистка рисует с большой про-
никновенностью. Но этого еще недо-
CTATOUHO для того, чтобы создать
	цельный образ, для того, чтобы вы’
разить драму одинокой женщины в
атмосфере жестокости и разгула ок-
ружающей ее купеческой среды.
Вера Филипповна в финале пьесы
заявляет мужу, что после его смерти
выйдет замуж, начнет новую жизнь.
Это решение — результат сложного
процесса, который происходил в ней
в течение долгого времени. В устах
Е. Коровиной заявление Веры Филип-
повны звучит неожиданно, ибо арти-
стка не показывает, как происходит
этот процессе, не дает внутреннего
движения образа. В ее Вере Филип-
повне минутами пробивается нежность
к Ерасту, говорящая о зарождении ее
любви к нему. Но, чтобы понять эти
вспышки, нужно показать, что в са-
моограничении и милосердии Веры
Филипповны — не покорность и при-
мирение с жизнью, а протест против
той жизни, которая ее окружает, осу:
	жление тои деиствительности, в кото--
	рой она живет. Актриса не помогает
зрителю понять, что происходит в ду-
ше ее героини. М это результат не
только сценической неопытности, мо-
лолости. таланта, но и той трактовки,
которую дает этому образу постанов-
щик.

В образе Каркунова мы вилим
страшные борения человека, который
	5 = - 1
находится в замкнутом кругу патрне-.
	архально-купеческвих  представнении,
Эту трагедию безысхолности режис-
сура не вскрыла, Несмотря на отдель-
ные удачные режиссерские  штрихь
(купец отечитывает на счетах, сколь-
	ко людей будут отмаливать у Gora
	его грехи), несмотря на сильную игру
	Н. Бубнова, образ не получил траги-.
		сюжет, до крайности упрощают и
свои, и режиссерские, и актерские за»
дачи. А ведь на основе этого же сю-
жета авторы могли создать умную и
содержательную комедию. Будет
очень прискорбно, если другие коме-
	диографы пойдут по тому же пути,
	упростят свои задачи и заимутся не-
мудреным комикованием,
	Интересно задумана пьеса В.. Масса
	и М. Червинского «О друзьях-това:.
	рищах», с успехом идущая в JlenHH-
градском театре комедии и в Москов.
ском Камерном театре. Через год по-
сле демобилизации в Москве встре-
	‚ чаютея фронтовые друзья, и в новых
	обстоятельствах выясняется, что здесь
они так же близки и необходимы
друг другу, как и в боевых испыта-
ниях. Авторы этой пьесы не торопятся
представить всех своих героев непре-
менно участливыми и чувствительны-
ми людьми, — один из них более,
другой менее обеспокоен судьбами
товарищей. Но в конце концов побе
ждает товарищеская солидарность со-
ветских людей, живущих одной боль-
шой дружной семьей. В. Масс и
М. Червинский более внимательны к
характерам своих героев, больше ин-
тересуются их трудами и заботами.
Не только в завязке, но и в построе-
нии всей пьесы виден более живой
интерес драматургов к людям, KOTO-
	Вых они выводят на сценические под-
	мостки, Но драматургическая разра:
ботка пьесы значительно менее изо-
бретательна, чем ее завязка. Пьеса
клочковата, напоминает сотканное низ
эпизодов обозрение, и напряженность
действия не нарастает, а резко CHH-
жается к фа Во всяком случае
эта пьеса ближе к жизненной правде
и содержательнее, нежели «Вас вы-
зывает Таймыр».
	пе может быть готовых рецептов,
как писать советскую комедию, Но
наша драматургия накопила yRe He-
	малый опыт в этой области и дебю-
танты-комеднографы не вправе его
игнорировать. Как и вся советская
драматургия, наша комедиография на-
следует бесценное наследие класси-
ческой русской литературы. В таких
итедеврах, как «Горе от ума» и «Ре-
визор», геннальные русские писатели
показали, какое глубочайшее жизнен-
ное содержание можно раскрыть в
комедии, если не смотреть на нее, как
на пустую, неприхотливую  забаву,
если использовать комедийный сюжет
для того, чтобы особенно остро и рель-
ефно изобразить человеческие харак-
теры. Для Фонвизина и Грибоепова,
Гоголя и Сухово-Кобылина, Остров-
ского и Чехова комедия была острей-
шим оружием в борьбе за высокие
человеческие идеалы. На этих тради-
циях должны воспитываться наши
комедиографы. :
	Советские драматурги не создали
до сих пор в комедии такие же вы-
сокие образцы, как в других жанрах.
Нет драматических произведений, рав-
ных по значению, скажем, сатириче-
ским романам И. Ильфа и Е. Петро-
ва. Тем не менее, автор современной
комедии должен помнить и изучать
то, что сделано в этой области наии-
ми драматургами за тридцать лет.
Нельзя забывать сненические сатиры
	’Б. Маяковского, написанные с необы-

чанной масштабностью и могучим тем-
пераментом. В. Маяковский зорко ис-
кал ‘бациллы старого мира в совре-
менности — мещанство, бюрократизм,
бездушие, подхалимство — и яростнс
истреблял их. Много интересного в
комедийном жанре было сделано
В. Катаевым, Н. Погодиным, А. Кор-
нейчуком. Эти драматурги разрабаты-
валн особенно интересный и специ-
фичный для советского театра тин ко-
медии — комедии, в которой главное
место занимают не отрицательные, а
положительные герои. Такова пьеса
	`В. Катаева «Время, вперед!», значи-
	тельно более успешно поставленная
лет пятнадцать назад театром
б. Корш, чем в прошлом году Москов-
ским театром сатиры. Главными re-
роями этой пьесы были охваченные
необычайным трудовым под’ емом тру-
женики индустриальной новостройки
— инженер Маргулиес и бригадиры-
бетоншики. Н. Погодин дал совет-
	 скому театру жизнерадостные коме-
дии о передовых рабочих и колхозни-.
	я. Володин
	тельный интерес. Особенно поучите-
лен опыт Свердловского государст-
венного драматического театра, давно
считающегося одним из ‘лучших на
периферии. Он был известен высоким
уровнем сценической культуры. Как
работает этот театр (художественный
руководитель Е. Брилль) сейчас?
На-днях театр показал свою оче-
редную премьеру — «Софью Кова-
левскую» братьев Тур. Выбор пьесы
вызвал здесь немало споров. Действи.
тельно, можно представить себе са-
мые противоречивые варианты поста’
новки пьесы бр. Тур. Авторы откры-
ли для театров в высшей стенени ин-
тересный жизненный материал, обра-
тившись к истории передовой русской
интеллигенции прошлого века. Выда-
ющийся математик Софья Ковалев-
ская — и очень неожиданный, и очень
выигрышный персонаж для спектак-
ля, цель которого воспитать в зри-
теле высокую любовь и уважение к
отечественной науке. Облик Софьи
Ковалевской поражает удивительным
духовным благородством, который так
типичен для русской демократической
интеллигенции, давшей миру величай-
ших ученых, писателей, политических
деятелей. Пьеса бр. Тур даег возмож!
ность актерам и режиссуре привлечь
внимание зрителя к наиболее суще-
ствениому в образе Ковалевской, но-
казать зе священную преданность
родной науке и, таким образом, вы-
звать в зрителе высокие и благород-
ные чувства. Но есть в этой пьесе. и
другие моменты, которые также мо-
гут оказаться в центре внимания, и
тогда уж получится спектакль совсем
	ее wt НЕ ee ee er Ee EN OO ЕВЕ СН ТЕ

иного свойства. Это пикантная исто-

oe
	рия супружеских отношений Ковалев-
ских, любовный треугользик, в кото-
ром можно увидеть банальные вариа-
пии на отнюдь не возвышенные темы.
Дело театра избрать тот или иной
путь сценического воплощения пье-
сы, увлечься сухой, на первый взглял,
математикой; в которой раскрывается
столько волнующего жизненного со-
держания и широкая общественная
тема, или погнаться за дешевыми. эф-
фактами интимной лрамы.
	Свердловский   театр ‘выбрал путь,
	вполге определенный и верный. Роль
Софьи Ковалевской была поручена
актрисе Е. Дальской, способной пере-
	Мы можем себе представить, каким
был в это время сам художник, на ос-
новании превосходного «Автопортэе-
та», написанного за три года до по-
ездки, в 1873 году. Здесь уже яено
сказались особенности лучших произ-
ведений художника в области порт-
ретного жанра. Автопортрет написая
чрезвычайно просто, В монохромных
тонах, довольно широкой, уверенной
кистью.

Конец 70-х и начало 80-х годов
были временем кипучей деятельности
молодого художника. В это время он
задумал и разработал в эскизах мно-
жество разнообразных тем, относя-
щихся по преимуществу к эпическим
и сказочным представлениям русско-
го народа, Но и исторические лично-
сти волнуют творческое воображение
В. Васнецова. В начале 80-х годов
он создает образ Ивана Грозного,

‘впоследствии воспроизведенный им
`в картине 90-х голов. В эскизе, пред-
`‘ставленном на выставке, образ Ивана

значительно живописнее и, пожалуй,
многограннее в своей. характеристике,

К этому же периоду относитея
этюд воина, послужившего в извеет-
ной мере прообразом Добрыни Ники-
тича.

Интересен впервые появившийся на
выставке эскиз «В раздумьи» с его
сказочным непроходимым бором и
задумавщимея богатырем на белом
коне. Привлекает “внимание также
композиция «Брынекие леса». Это на-
иболее впечатляющая работа В. Вас-
нецова в его попытке воссоздать TO
настроение, которое должно было ох-
ватывать наших предков в. девст-
венных лесах нащей родины.

Подмосковную природу, окружав-
шую хуложникаг.он передает в вели-
чественных, певучих линиях  холми-

‚ стого- пейзажа: «Мелколесье», «Хол-

мы», этюд к пейзажному мотиву «Бо-

‚ гатырей».

Удивительная простота пейзажных
и портретных этюдов В. Васнецова
сочеталась в его творчестве со стре-
млением к законченной картинности
его композиций. Это ясно при сопо-
етавленни пейзажных этюдов с кар-
тиной «Затинтьез или портретов чле-
нов семьи художника с портретами
Е. Г. Мамонтовой и В, С. Мамонто-
вой.

Представлено на’ выставке и не-
сколько характерных архитектурных
проектов В. Васнецова, в том числе
фасад Государственной Третьяков-
ской галлереи: °

Выставка дает возможность более
полно ознакомиться е методом рабо-
ты Васнецова нал картиной. Она по-
зволяет нам по-новому оценить и
своеобразие художника как пейзажи-
ста и талантливого портретиста, с
успехом работавшего в этой области
ло последних лет своей жизни,
	О. ЛЯСКОВСКАЯ.
	дать прежде всего ин-
теллектуальную = значи-
тельность образа, бога-
тый и сложный духов-
	ный MHD героини, Cf
страстную влюбленность
в науку, безграничную
	Решительные преобразования в т®-
атральном деле, осуществленные в
последние три месяца и получившие
название «новые условия работы», вы:
звали в разных театрах различные на-
строения. Повсюду идут весьма ожн-
вленные собрания- актеров, обсужда-
ются всяческие предложения O TOM,
как лучше работать в условиях, кото-
рые называются «новыми», а по су-
ществу являются самыми естествен-
ными и жизненно необходимыми. И
настроения и предложения эти очень
показательны не только для отдель-
ных актеров и режиссеров, но и для
творческих коллективов в Целом.
Действительно, у каждого из теат-
ральных ансамблей — свой характер,
своя, если уместно такое выражение,
индивидуальность, и она очень явст-
венно сказывается в том, какое он
изберет решение задачи, стоящей пе-
ред всеми нашими театрами. Здесь
сказывается прежде всего жизне-
способность коллектива, его илейно-
художественные принципы, понимание
и опенка собственных возможностей.
	Так, например, один из районвых
театров Свердловской области, рабо-
тающий в индустриальном центре,
быстро приспособился к создавшейся
обстановке и уже сейчас перевыпол-
няет свой финансовый план. Но каким
способом он этого достигает? В этом
театре репетируются одновременно
две’ пьесы. На каждую отводится „18
репетиций. Две готовые премьеры по-
казываются на всех «точках» района,
а в это время столь же скоропалн-
тельно готовятся две новые поста-
новки, Как только они выпущены,
старые спектакли снимаются с «кКой-
вейера» и уступают место новинкам,
также рассчитанным на короткую
жизнь. Этот энергичный театр рас-
шевелил своих зрителей, привлек их
внимание множеством премьер, но...
Не хочется пророчить ему дурную
булущность, однако возникает есте-
ственное опасение: в погоне, за колн-
чеством новинок театр утратит хуло-
жественную требовательность к се”
бе, а с ней — доверие и расположее
ние зрителей. Актерские; режиссер-
ские, наконец, репертуарные возмож-
ности Театра могут ‘быстро ‘ иссяк-
нуть, и тогда он окажется в весьма
затруднительном положении. Ведь
прежде. всего репутация театра ре-
шает успех дела. pa.

Другие театры ишут другие реше:
ния вставших перед ними задач, и
опыт каждого представляет значи-
	преданность своей Ро-
дине. Она мало напоми-
нает героиню любовной
драмы — актриса, из-
брала резкий рисунок
роли. минутами даже
эксцентричный. Ее Со-
(pa немного угловата,
очень беспокойна, в ней
все время кипит и кло-
кочет деятельная энер-
rHa человека, меньше
всего думающего 0 CF
бе, о своей неустроен-
ной жизни и всеми по»
мыслами преданного да-
лекой и трудной цели.
И если Ковалевский и
Ардатов влюблены в
нее без памяти, то на-
верно потому, что увле-
чены прежде всего этой
незаурялной натурой,
этим страстным темпе-
раментом, который ак-
триса не вводит в рам-
ки спокойной женской
грации. Она’ заставляет

Сцена из
ке Свер)
равьев —
арт. Е. А

‘

зрителя’ поверить, что перед ним —
вылающаяся ученая, а не просто оба-
ятельная женщина, способная навеки
приковать к себе два несчастных
мужских сердца... Видимо, все дело
тут в индивидуальности актрисы, и
Е. Дальская такой индивидуально-
стью обладает. Наука — вот предмет
	  страстной любви ее Софьи, и перед
‘этой любовью все остальное отсту-

пает на задний план.
	Спена из спектакля «Победители» в постанов-
ке Свердловского драматического театра. Му-
	арт. Е. Амман-Дальская.
		арт. Б, Ильин и Лиза Муравьева —
ман. Тальская_ Фото И. Тюздякова,
	ми в сфере своего благородного тру-
да — и столь же благородны и чисты
их чувства в личной жизни, Вот это-
то и создает атмосферу спектакля
Свердловского театра, поставленного
молодым режиссером дипломантом
ГИТИС А. Випманом. Есть в нем ко-
лорит времени и среды Ковалевских
и Левкоевых. Актеры и режиссер раз-
работали лучшее из того, что есть в
	‘пьесе, и деликатно обошли те ее мо-
‘менты, которые могли бы увести те-
	атр к непритязательному мелодрамя-
TH3MY.
	И это характерно для Свердлов.
ского драматического театра. Основу
его репертуара составляют современ-
ные советские пьесы: «Победители»,
«Великая сила», «В одном городе».
Актерский коллектив задался. целью
не енижать: требовательности к своим
спектаклям ради того, чтобы выпу’
стить премьер побольше и. побыстрее:
Не в этом видит он решение задачи,
как некоторые его периферийные” со-
братья, а в художественной цельно-
сти и ценности своих ‘ ектаклей. И
действительно, в конце кониов успех
	В последнее время в некоторых те’
атрах музыкальной комедии возникли
тревожные сомнения: не бросить ли
трудные опыты в области советской
оперетты и не обратиться ли ради под:
нятия сборов к испытанному венскому
репертуару? Свердловский геатр усто-
ял против этих искушений и поставил
на-днях не «Сильву», не «Марицу», а
нигде еще не идущую музыкальную
комедию И. Ковнера и Н. Алдуева
«Акулина». В основу комедии‘ поло-
жены сюжетные мотивы пушкинской
«Барышни-крестьянки». Н. Адуев
изобретательно” развил фабулу очаро-
вательной новеллы - Пушкина, a
И. Ковнер написал музыку, не имею-
щую: ничего общего с опереточными
штампами. И вот <Акулина» предста-
	ла нерел. свердловскими зрителями.

Конечно, превосходный комедийный
актёр С. Дыбчо играет роль, скажем,
Фроша из «Летучей мыши» куда
	Отличными партнерами актрисы.
оказались Б. Рылеев в роли Ковалев.
ского и А. Hropes, исполняющий
роль академика Левкоева. И Кова-
левский и Левкоев — рыцари русской
науки, бесконечно преданные eft, KH
вущие только ее интересами. Поэтому,
Рылеев так сдержан в мелодрамати-
ческих эпизодах пьесы, что, впрочем,
не мешает ему позазать глубокую
любовь Ковалевского к Софье; но-
	‚этому столько волнения в словах Jiep-
	коева о «ее величестве науке рос.
сийской», вступившей в смелый пое-
динок с «его величеством императо-
ром всероссийским».
	Эти люди живут высокими чуветва-