СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	ливой Горький
	eo
Б. БЯЛИК
а
	За многие годы суше-
етвования и развития со-
ветской кинематографии
немало было сказано и

°

И. ЗАХАРОВ

©

и разговаривают «se
только о смешном»:

О чем говорят они, что
думают, что чувствуют?

и eee AAS
	. В картине есть «второй
план» -= страна, через которую идет
поезд, от Москвы до Владивостока. В
калейдоскопе случайных. событий
мелькают фигуры людей, знакомых,
реальных: вот директор завода,
показывающий с законной  гордо-
стью вновь созданные в глухих
лесах гигантские заводские цехи;
вот колхозная девушка — бригадир
трактаристок, интересующаяся поезд-
кой в Москву; вот пилот Вася, мрач-
ный но очень милый и верящий в
	  приметы... Их немало, они даже поров
	написано о кинокомедия:
многочисленные статьи. ий рецензии,
продолжительные и краткие дискус-

сии, солидные и поверхностные док-

лады и обсуждения — все это было
направлено на уяснение вопроса, ка-
кой же все-таки должна быть совет-
ская кинокомедия?

Годы работы принесли свои плоды:
появились . комедии, которые доказа-
ли жизнеспособность и ценность это-
го жанра для строительства COBET-
ской культуры, для общественной
жизни нангей страны. От немых филь-
	мов  полузабытых сеголня, от таких   кажутся конкретными, но беда их в
	том, что они — вне деиствия картины,
им уделен минимум времени, их порт-
реты крайне схематичны.
	Чувствуя это, авторы фильма пы*
таются, хотя бы мимоходом, сказать
об этих второстепенных персонажах
что-нибудь забавное, — и вот дирек-
тор завода’на ходу учиняет громоно-
добный разнос заводской футбольной
команде,  трактористки танцуют
ночью тайком от грозной бригадирти
и вздыхают о моряке, дед-возчик раз-
глагольствует на испытанную тему о
том. как он был хорош в юности...
И вот уже МТС кажется ^ опереточ-
ной, а образы людей становятся ус-
ловными и ‘нарочитыми.
	Но если «второй план» фильма весе
же отущается в чудесных пейзажах,
	в удачно найденных деталях (стоит
только вспомнить лучший эпизод
фильма == ецену на вокзале), то
	всего этого мало, чтобы оправдать
основную линию произведения, ес-
ли считать взаимоотношения лвух
главных ‚героев основой драматурга-
ческого действия. До чего же неубе-
дительно и нереально выглядят и эти
взаимоотношения и сами герои, каязя
трудная задача досталась молодым
актерам, воплошающим эти бледные
и надуманные образы!

Авторы фильма все время хотят ло-
казать, что речь идет не о «вагончой
интрижке», а о чем-то значительном
в моральном и этическом плане. Ряд
‘диалогов призван служить этому, но
до чего же невнятны и косноязычны
все эти обывательские ‘разговоры ©
том, можно ли любить только одного
человека и не скучно ли прожить со-
рок лет © одним мужем и т. п. Райз-
ман, умный и опытный режиссер, сам
чувствует фалышь этих эпизодов и
пытается подтекстом спасти нелепые
репризы. Но ему это не удается: из
эпизола в эпизод складываются обра-
зы Двух молодых людей, ни в какой
мере не типичных для советской мо-
лодежи, из’ятых из реальной действи-
тельности, насильственно спутанных
узами легковесного и необоснованно-
го конфликта.

Драматург, написавший «Старых
прузей», и тонкий режиссер, постазяв-
ний «Летчиков», «Машеньку» и «По-
следнюю ночь», не осознали всей
фальши конфликта в их фильме
«Поезд идет на Восток». В самом де-
ле, на чем держится коллизия, в чем
причина противоречий между девуш-
кой-садоводом (кстати сказать, про-
фессии героев никак не влияют на
	комедийное действие) и офицером-
подводником? :
Сначала все это движется тради-
ционной «фигурой умолчания»: он ду-
мает, что она замужем, а она ‘лумает,
что он женат. Ему не нравится ее
поведение (и, кстати, правильно, что
we нравится). ей кажется, что он
	«придирается», Ничего не происходит,
чтобы изменить их представление
пруг о друге, но авторы доверяются
‘канону: если есть двое мололых геро-
ев. должна быть любовь... Она возни-
кает, эта любовь, — и тогда не ос-
тается никаких поводов для антипа-
тии. Но это лишает вторую полови-
ну фильма даже подобия сюжета, и,
рассудку вопреки, тянется условная
схема «конфликта», и герои ссорятся
тогда, когда уже ссориться не из-за
чего, и философствуют тогда, когда
им попросту нечего делать.

Фильм, как зрелище, существует
за счет режиссерского мастерства, ак-
герского обаяния и хорошей опера-
торской работы.

Райзман превосходно владеет де-
талями, но это не спасло фильм, —
здесь он потерял главное: целеуст-
ремленность. Он делал эпизоды, но
  не слелал произведения.
	Райзман уверенно работает с ак-
терами,. особенно с молодыми.
Драновская играет свою  капризную
	героиню хорошо, с подлинным актер-
ским чутьем и изяществом. но до че-
го же обидно, что бесспорное и све-
жее дарование талантливой `дебю-
тантки растрачено на столь неблаго-
дарную задачу! В самом деле, труд-
но найти зерно в этой роли, где ин-
тересы не идут дальше разговоров о
браке и характер разменен на мелочи.

Ее партнер Галлие в роли морского
офицера пытается «приземлиться»,
стать менее абстрактным и ограни-
ченным, чем предназначено ему сце-
нарием, — это удается тогда, когла
он свободен OT псевдофилософских
рассуждений, которыми его а
ли.
	Мастерская отделка ряда эпизоди-
ческих ролей лишний раз доказывает,
UYO ‘настоящие актерские силы для
создания полноценной комедии у нас
имеются.
	Отличная цветная фотография,
показавшая, что наши операторы еме-
ло осваивают новое для них дело,
жизнерадостная музыка Хренникова
— все это те частные удачи, которые
не могут перекрыть огромной и по-
учительной неудачи фильма.
	А между тем. эта неудача могла
быть избегнута, если бы © самого на-
чала были учтены те простые исти-
ны, которыми определяются успехи
советской кинокомедии в прошлом и
настоящем.
	картин, как «Два друга, модель
подруга», «Дон Диего и Пелагея», со-
ветская кинокомедия пришла к «Вол-,
ге-Волге», «Свинарке и пастуху»,
«Сказанию о земле Сибирской». Не-
смотря на существенную разницу и в
тематике, и в творческом характере
этих фильмов, их роднит наличие
общих черт: идейная целеустремлен-
ность, тематическая ясность, отчетли-
вая социальная направленность.
Фильмы, стоявшие в этом ряду,
нельзя упрекнуть ни в подражатель-
ности западным образцам, ни в бес-
полезности и нежизненности, — они
были своеобразны и увлекательны, и
смех. вызванный ими в зрительном
зале, возникал, как следствие глубо-
кого сочувствия зрителя мыслям и
чувствам, выраженным в своеобразной
форме. .

В советском комедии действовали
и действуют те же законы, какие ти-
пичны для всего нашего искусства в
целом. Ее героями He могут быть
глупышкины или макеы линдеры, она
не может оправдывать убийц, подобно
«Месье Верду», или прославлять по-

‚ ШЛОСТЬ,

.: Герой советской комедии — это
современник, обладающий чертами
характера человека нашей  созида-
тельной эпохи. Он живет теми же

мыслями и чувствами, что и все на-.
ше общество, и его дела — не пу-

стые, никчемные делишки, заданные
с целью насмешить или позабавить,
а увлекательные деяния, созвучные
интересам нашего народа. И если со-
ветская кинокомедия воюет, то не ©
ветряными мельницами, а с людьми,
характер которых чужд нашим дням,
но которые еще существуют, цепляют-
ся за жизнь и даже нытаются утвер-
дить свои, достойные злого жала. ко-
медии, мыслишки и делишки. Пожа-
луй, нет нужды еще раз напоминать,
что «Волга-Волга» памятна зрите-
лям не столько куплетами поваров
или любовной историей почтальона,

`сколько ярким и выразительным o6-

разом Бывалова. Точно так. же «Му-
зыкальная история» интересна не
столько сладкими руладами шофера
Пети, сколько фигурой и репризами
шофера Альфреда.

Красная нить развития советской
кинокомедии прерывались многократ-
но и грубо неудачами и ошибками.
Кое-кто считал. что весь секрет
смешного—в песенках и трюках, кое-
кто старательно и любовно из’ясиял
на экране проделки пошляков. кое-
кто попросту забыл, что комедия

есть жанр веселый и жизнерадост-
	ный... И все эти срывы, , к сожалению,
не всегда правильно учитывались и
	не все достигнутые успехи ©осава-
лись в памяти мастеров советского
кино; обращающихся к комедии.

Обо всем этом с полной нагляд-
ностью говорит ROBHIH цветной
фильм «Поезд идет на Восток».
	Для большеи поучительности стоит
коротко напомнить предисторию соз-
дания этого фильма, относящуюся к
1946 году, когда вокруг сценария
разгорелась довольно острая дискус-
сия.

- Спор шел об идейном существе
сценария Л. Малюгина. Даже среди
небольшого в ту пору фонда произве-
дений, посвященных послевоенной со-
временности, сценарий производил ве-
сьма странное и неблагоприятное вие-
чатление своей «облегченностью» —
смысловой и духовной. Когда защит-
ники сценария доказывали, что он
забавен и интересен, вепоминались
иронические слова Лескова о том, что,
дескать, в этой истории «нет идей,
которые бы чего-нибудь стоили, а
я рассказал ее только по интересно-
сти... Что-нибудь этакое самое ничто-
жное затеется и пойдет расти, расти,
	‚и весе какие-то интересные ножки и.
	рожки показываются...»

В Министерстве кинематографии не
нашлось критической и самокритиче-
ской силы, чтобы понять всю глуби-
ну ошибок драматургии будущего
фильма. ^

И вот — фильм уже на экране, как
законченное произведение. Интерес к
нему законен и естественен: KHHO-
комедии, и тем более пветные, так
‘немногочисленны, а это — нветная
лирическая комедия, и имена ее соз-
дателей пользуются © заслуженным
творческим авторитетом,

Но воспоминания о прошлых  спо-
‘pax невольно возникают вновь и
звучат сегодня горькой укоризной
тем, кто проявил в отношении <удь-
бы этого произведения упорство, по-
истине достойное лучшего примене-
HHA. }
В этом фильме не было и «нет
идей; - которые о бы чего-нибудь
стоили», нет сквозной ведущей мыс-
ли, которая могла бы служить ему
` опорой. Он далек от конкретной дей-
ствительности, от живой жизни, если
иметь в виду не нейзажи страны, а
мысли и чувства людей, ее населяю-
щих, -
  Никакой жанр He оправдывает
‘’ идейной пустоты произведения; тем
более это относится к фильму «По-
езд идет на Восток», где люди хотят
быть похожими на советских людей

Сейчас, когда мы отмечаем двенад-
цатую годовщину CO дня смерти
Горького, гениального ‘зачинателя но-
вого, социалистического искусства, у
каждого из нас возникает одна ин та
же мысль: он мог бы быть еще жив,
если бы не черное преступление вра-
гов. Как мощно звучал бы голос бес-
пощадного борца против фашизма в
дни Великой Отечественной войны!
Страстный патриот, глубоко чувст-
вовавший и ярко показавший в своем
творчестве величие своего народа, его
героизм, его исключительную талант-
ливость, он откликался бы проник-
новенными словами на победы совет-
ских армий. И как радовался бы се-
годня вместе с нами победам трудхо-
вого энтузиазма великий художник
пролетарната, всю жизнь славивиший
трул! Боль утраты не ослабела от

времени. Но годы, прошедшие со дня

смерти Горького, показали, что враги,

убившие гениального художника и чу-
десного, неповторимого человека,

не убили, не могли убить той огромной
силы, которая жила в его сердце, го-
ревшем любовью к народу, и которая
воплотилась в его произведениях, во
всех его словах и делах.

«Нельзя считать случайностью, —
сказал тов. Молотов в докладе
«Тридцатилетие Великой Октябрь-
ской социалистической революции», —  }
что ныне лучшие произведения
литературы принадлежат перу писа-
телей, которые чувствуют свою!
неразрывную идейную связь с ком-
мунизмом». Эти слова относятся в.
первую очередь к основоположнику
советской. литературы, к певцу ком-
мунизма—Горькому. Только целиком,
органически став на позиции револю-

° ционного рабочего класса, a

смог заложить основы нового напра-
вления искусства — социалистиче-
ского реализма. Только сблизившись
с партией Ленина—Сталина и глубоко
усвоив принцип большевистской пар-
тийности, он сумел создать свои вели-
чайшие произведения — от «Матери»

mee AE cee were mee

0 OEM ea eeeecrm

we ot fy oot oO
до «Жизни Клима Самгина». Именно
идеи коммунизма были источником той
бессмертной силы, которая воплоти-
лась в творчестве Горького.
	Многие и многие страницы произве-
дений Горького звучат сейчас так, как
будто они написаны только-что, по.
свежим следам последних событий. В.
1906 году Горький создал в Америке!
	замечательные памфлеты о cTpane
oKeatoro Jpasosay — доллара. Эти.

памфлеты недаром вызвали такой’
	взрыв злобы у продажных буржуаз-
‘ных писак: Горький показал, что зеле-
ная окись покрыла не только статую
Свободы,—что  заржавела, зачахла,
выродилась вся пресловутая амери-
канская «демократия». Нарисованный
Горьким образ «одного из королей
республики», миллионера, требующе-
го, чтобы все члены американского.
правительства были «акционерами в
промышленных предприятиях», Mor
в TO время показаться наивным
	в TO время показаться найвным
‚людям преувеличением. Но есть ли
	такие наивные люди теперь, когда это.
правительство, во исполнение жела-
ний «короля республики», состоит из
гарриманов и форрестолов — прямых
представителей Уолл-стрита? «Очи
должны лишать социалистов граждан-
ских - прав», говорил о членах
«своего» правительства „один из «ко-
ролей республики». Нынешний амери-
канский министр юстиции говорит 06
этом уже открыто в конгрессе. И ес-
ли кое-кому мог показаться преувели-
чением сатирический рассказ. Горько-
го об особом американском бюро, ко-
торое занимается «гипнозом общест-
венного мнения» и создает «массу
мелких скандалов для прикрытия
крупных преступлений», то кто же не
увидит сейчас в этом рассказе точное
изображение комиссии по расследова-
нию «антиамериканской деятельно-
CTHD?.
	-В то время, когда были написаны
эти памфлеты, не только откровен-
ные буржуазные писатели, но и неко-
торые люди, считавшие себя социали-
стами, высказывали недоумение: что
дало право Горькому смотреть сверху
вниз на Америку? Они «забывали» оо
одной «детали», о том, что Горький
мог уже взглянуть на Америку с вы-
соты великих событий революции. 1905
года, которые наполнили сердце Горь-
кого верой в свою страну, в ее все-
мирно-историческую миссию. «Знаете,
что я вам скажу, — писал тогда Горь-
кий в одном из писем. — Мы далеко
впереди этой свободной Амери-
ки. при всех наших несчастиях! Это
	aan

Va

только решительно SHCKASH BACH
против свободы «чудачеств» в искус-,
стве», — писал тогда Горький. Он го-
ворил о декадентах: «Я против при-
ложения эпитета «новое» к искусству
этих художников, к их туманным и
темным. фразам, ничего не говорящим
ни уму, ни сердцу». И он, так страет-
но искавший новую, «свою тропу» в
искусстве, решительно отмежевывал-
ся от ложного «новаторства» декаден-
тов я отих мнимой «свободы»: «..Ис-
кусство — свободно», —твердо помнят
они и с уверенностью занимаются гай-
дамачеством в искусстве, выдвигая на
место кристально-чистого и звучного
пушкинского стиха свои неритмичные
стихи без размера и без содержания,
с туманными ‚образами и дутыми пре-
тензиями на оригинальноеть тем, а
на место картин Репина, Перова, Пря-
нишникова и других колоссов русской
живописи — колоссальные полотна,
техника которых вполне родственна
угловатым и растрепанным стихам
тп-те Гиппиус и иже с ней. Какой
специальный смысл во всем этом, ка-
кое положительное значение может
иметь эта пляска св. Витта в поэзии
и живописи?».

Свою борьбу с этой пляской бесно-
ватых в искусстве Горький не осла-
бил в дальнейшем. Опираясь на ле-
нинекий принцип партийности литера-
туры, он придал ей новую силу. Мы
имели в последнее время не один слу-
чай убедиться в жизненности творче-
ских принципов Горького, выработан-
ных им с помощью его великих руко-
водителей и друзей Ленина и Сталина,
с помощью большевистской партии.
Те удары, которые нанесла наша пар-
тия в последние годы проявлениям
безидейности, аполитичности, форма-
лизма в литературе и искусстве, были
утверждением того идейного и твор-
ческого пути, на который первым из
писателей вступил Горький. Вспомним
замечательные слова Горького,  ска-
занные им на с’езде писателей, — о
том, что нельзя «найти свободу твор-
чества вне строгих указаний истории,
вне ее основной, организующей идеи»,
и о том, как опасны для художника
малейшие «отклонения от математиче-
ски прямой линии» ленинского учения
Вспомним одну из последних статей!
Горького — «О  формализме», где.
Горький высказал опасение, что борь-
ба с формализмом ведется слишком
поверхностно и слабо, где он pac-
крыл весь реакционный идейный.
смысл этого течения и его `раб-кую.
зависимость от современной западно-
европейской и американской декадент-
щины и где он призвал_к созданию.
книг высокойидейных. «строго реали-
стических» и простых и прекрасных
по форме, — «как прекрасна мелодия
в музыке». И если говорить о музыке,
которую ‘Tak любил и так понимал
Горький, то нельзя не вспомнить, что

он выше всего ставил традиции

гучей кучки», неустанно напоминал. о
музыкальном фольклоре, о том, x0)
«отовсюду — от зырян, бурят, чуваш,

марийцев и Т. д. — для гениальных.
музыкантов будущего ‘льются ручзи
поразительно красивых мелодий», и
страстно ненавидел «музыку толстых».
—музыку, проникнутую  гнилостнымо
духом разложения империалистиче-
ского Запада. .
	Горький попрежнему с нами, по-
прежнему участвует во всех наших
творческих исканиях и в нашей борь-
бе за высокую идейность`и реалистич-
ность советского искусства. И произ-
ведения ‘его находят все новые-и но-
вые миллионы читателей не только в’
нашей стране, но и далеко за ее пре-`
делами, — можно без всякого. преуве-
личения сказать, что творчество Горь-\
кого, давно завоевавшее популярность.
во многих странах. все же никогда
не вызывало такого исключительного
интереса во всем мире; как -именно
сейчас. Это является олним из мно-
	гих CBUACTCABCTB могучего роста abe

SS Dea wecete es А ав ака

торитета нашей Родины: в произведе-
ниях Горького ишут и находят исто-
рию борьбы русских людей за свобо-,
ду, той борьбы, которая поставила наит
народ во главе всего человечества.
Это является одним из многих сви-,
детельств  победоносного о шествия.
идей коммунизма: к Горькому обра
щаются, как к ученику и другу.
Ленина и Сталина. И это является од-
ним из ярких доказательств того, что.
художественное творчество - только.
тогда действительно свободно и толь-.
ко тогда поистине бессмертно, когда,
оно служит интересам народа и уча-,
ствует в борьбе за коммунизм.

строгости
	Мера строгости... Вот, в сущности,
коренной вопрос пьесы, ибо он об’ем-
лет все: отношение общества к  лю-
лям, свершившим: проступок; моразь
	ное осужденне, решение их суде.

Olneapce Базнл птААет мара eprnarncti
	Очень важно, чтобы мера строгости,
которую определит драматург, не ра-
зошлась с мнением зрителей, судей
	беспристрастных и строгих, незнако-

‚мых с героями до начала спектакля,
  знающих 06 обвиняемых и обвините-
лях ровно столько, сколько  расска-
НЕ им автор. Как же решена эта за-
дача в пьесе Александра Штейна в
  спектакле Театра драмы (постановка
E. Зотовой и С. Каминка, художест-
  венный руководитель ` постановки
‚ Н. Охлопков)?
	  А. Штейн, видимо, воспользовался
Греальным жизненным происшествием
 `в выборе и развитии сюжета. В этом
 автор следует традиции русской дра-

`матической литературы. Ведь своего
  Deno Протасова Толстой тоже Ha-
‚шел в зале судебного заседания, Но
  какую силу обличения, какую могу-

‘чую страсть вложил он затем в с03-
` данную им драму!

Мы ощущаем в пьесе явную борь-
бу автора — самостоятельного дра-
матурга-с самим собой. как инсце-
нировщиком жизненного факта.
Подлинная страсть в ньесе то и дело
уступает место нравоучению. А ведь
в самой страстности гораздо ‘больше
морального и поучительного, чем в
самых многословных сентенциях.

Талантливый ученый ‘профессор
 `Добротворский оказывается марио-
	неткои в руках прожженного. дельца
и авантюриста профессора Лосева.
Последний.‘ подстегиваемый  тшесла-
	внем; корыстными интересами ‘и Фаб-
ским преклонением перед иностран-
иной, передает за границу тайно о:
Добротворского результаты их обще-
го открытия, имеющего огромное на-
учное значение, открытия, в котором
львиная доля принадлежит, конечно,
Добротворскому. „Лосев написан авто-
ром чрезвычайно бегло, пунктирно, и
образ этот оставляет излишний, мо-
жет быть, простор для фантазии. Этот
человек в равной мере мог бы ока-
заться тупым педантом, честолюбцем,
человеком крайних антидемократиче-
ских убеждений, алчным сребролюб:
цем... Мог бы... но не стал ни тем, пи
другим, ни третьим. Он отчасти и то
	и другое, и третье, в зависимости от
_ случайных ассоциаций зрителя, от
_  личного опыта и кругозора каждого
из нас. Mpocto поистине необычный,
и актеру Г. Кириллову не остается
	особенно ясно видно, когда сравнива-
ешь здешнего фермера или рабочего ‘с
нашими мужиками и рабочими». И не-
даром именно тогда, в Америке, были
написаны Горьким в повести «Мать»
пророческие слова: .
	«...Россия будет самой яркой демок-
	ратией земли!».
	Если Горький еще в те далекие вре-
	мена увидел величие сроего народа, то
‚ можно ли удивляться его гордым сло-
вам, произнесенным тогда, когда при-
шла победа Октябрьской революции
и когда великие социалистические
‘’ преобразования ноставилн нашу стра-
	ну во главе всего передового челове-
чества: «Мы выступаем как судьи
мира, обреченного на ‘тибель...». И
сколько гнева ‘и сарказма было в его
	словах, когда он говорил о западиз-
	европейских и американских империз-
листах, об их ненависти к стране Со-
ветов и тщетных попытках повернуть
историю вспять. Но Горький никогда
не смешивал правящую клику капита-
листических стран с народными масса-
ми. Когда редакция одного американ-
ского журнала задала Горькому воп-
рос, ненавидит ли советский народ
американцев, писатель назвал неле-
пым и уродливым самый факт поста-
новки такого вопроса. И, указывая,
	HOBKH такого вопроса. к: увазывая,
‘что он имеет в виду не американцев
	вообще, а американских капиталистов
и их агентов, Горький сказал:. «Капи-
талисты всех стран одинаково против-
ное и бесчеловечное племя, но ваши
— хуже. Они, видимо, более глупо
жалны: к деньгам».

Да, Горький знал цену капитали-
стам всёх стран, — он недаром пока-
зал когда-то полнейшее сходство аме-
риканского миллионера с кайзером!
Вильгельмом в стремлении к мирово-
му господству. И он недаром написал
еще задолго до фултонской речи
поджигателя новой войны: «...Уинстон
Черчилль, он. конечно, уже не чело-
век, а что-то неизмеримо худшее, он
<— весьма характерен как: существо, у
которого классовый признак выражен
совершенно идеально, в форме его
консерватизма и звериной ненависти к
трудовому народу Союза Советов».
Убийственно метки горьковские ха-
рактеристики, поразительно остры и.
актуальны многие его образы. Еще
есть в мире негодяи вроде изображен-
ного Горьким в пьесе «Старик» — те,
которые хотят господствовать. путем
запугивания и шантажа. Еще есть в
мире бандиты, подобные изображенно-
му Горьким в «Рассказе о` герое» —
те, которые пытаются утопить в кро-
ви пробуждение народного сознания
и о которых Горький сказал ярко и
точно: «Политика трусов — всегда
политика жестокости...». И разве не
звучит сейчас в полную силу’ горь-
ковский памфлет «Прекрасная Фран-
ция» — о прекрасной Франции заме-
чательных писателей и мужественных
борцов за свободу и о продажной
Франции банкиров? Разве не приобре-
тают сейчас новую свежесть краски
чудесных «Сказок об Италии», о тех
сынах итальянского народа, которые
не хотят, чтобы их страна была гости-
ницей для американцев, и говорят:
«Русские — вот люди!.. Страна геро-
ев!». С

Не умирают и не стареют произве-
дения Горького, потому-что не. старе-
	ют те идеи, которые их одухотворили,.
	е творческие принципы, которые
лежат в их основе. Еше в 90-е годы,
борясь против распространявшегося в
буржуазной ‘литературе влияния за-
падноевропейского декаданса, Горь-
кий выступил с защитой «смелого и
благородного девиза реализма». «Я
не отрицаю свободы искусетва, и
	Памяти А. М. Горького
	Вчера, в лень 12-й годовщичы со
дня смерти Алексея Максимовича
Горького, в Центральном: доме лите-
раторов состоялось торжественное за-
седание Института мировой литера-
туры имени Горького Академия наук
СССР, посвященноз памяти великого
русского писателя. Н. Белкина вв-
ступила с докладом «Гозькнй-рома-
нист». Доклад Т. Мотылевой был пс-
священ теме «Наследие Горького
и современная зарубежная литлера-
тура».
	пера
	«А. М. Горький у академика И. П. Павлова».
		Картина художника А. Руднева.
	ценической
«На дне»
	`вичу-Данченко), через которого мы

Вечером в тот же день в Михай-
ловском театре В. Б. Фредерикс
мне сказал под секретом, что нахо-
дит вообще лишним, чтобы ‘имя
Горького, находящегося под. над-
зором полиции. стояло на афи-
ше императорских театров». Было
решено оформить запрещение пьесы
Горького на сцене Александринского
театра, как совместное решение двух
министров-—двора и внутренних дел.

На другой день, 26- января, Теля-
ковский пишет: «Сегодня вызвал Гне.
дича (П. П. Гнедич управляющий
труппой Александринского театра),
чтобы передать ему запрещение, отно-
сительно постановки новой пьесы
Горького «На дне». Конечно, известие
это произвело на“него самое удруча-
ющее впечатление, так как пъесу` как
раз вчера сладили. Пришлось приду-
мать телеграмму, чтобы послать. в
Москву Немировичу (В. И. Немиро-
вели переговоры с Горьким и которо-
му только вчера послали телеграмму
о том, что дирекция может отвечать.
за 15 сборов. Телеграмму послали за

подписью Гнедича... «Сегодня дирек-

тор сообщил мне, что пьеса «На дне»
поставлена быть. на императорской
сцене не может. Гнедич». Конечно,
пошли разговоры, зачем так поздно
запретили пвесу».

Через несколько дней ‘в ‘дневнике
от 6 февраля Теляковский . \ после
приема у царя записал: «Государь
мне сказал, что ему говорил. Идеве,
что у него говорили по поводу пьесы
Горького. «На дне». Государь считает
Горького‘ вообще не подходящим к
постановке на императорской сцене, Я
добавил, что подобные пьесы изред-
ка все-таки могут быть поставлены,
но во время более спокойное. Ис-
ключать совсем из репертуара Чехова
или Горького Не следует—равно, как
и одними ими заполнять репертуар,
как это делается в Художественном
театре. Государь даже сказал, что
это имеет (?) и государственное зна-
чение. Из театра публика выносит`тя-
желое впечатление— особенно трудно
варимое для людей озлобленных и не-
довольных». >

Этой записью и кончаются. заметки
дневника В. А. Теляковского, носвя-
шенные попытке поставить пьесу
Горького на сцене императорского
театра. Е .
	А.
	Fiopoe B C
истории
	С постановкой «На дне» Горького’
на сцене императорского театра в
1903 г. повторилась та же история,
какая имела место в 1902 г. е выбо-
рами Горького в императорскую Ака-
демию. Академия избрала Горького в
число своих почетных членов, но Ни-
колай П аннулировал его избрание.

Мало кому известно, что почти од-
новременно с ‘подготовкой спектакля
«На дне» в Художественном театре в
Москве в 1902 г. эту пьесу Горького
репетировали ив  Александринском
театре в Петербурге. Она должна
была пойти в бенефис артиста В. П.
Далматова. Но ‘пьеса Горького не
увидела императорской сцены. Репе-
тиции приближались к концу, деко-
ративное оформление было уже за-
кончено, когда запретили пьесу.

В отделе рукописей Государствен-
ного центрального театрального  му-
зея им. А. Бахрушина хранятся - He-
‘опубликованные дневники В. А. Те:
	`’ляковского, директора императорских
`’театров с 1901 по 1917 год. В своем
	дневнике Теляковский подробно рас-
сказывает историю запрета спектакля
«На дне» в Александринеком театре.

Министр внутренних дел В. К. Пле-
ве, слово которого было законом не
только’ лля днрекции театров, но и
для Министра двора; запретил поста:
новку ‘ньесы Горького. Николай И
	согласился с Плеве: В: записи днев-
	ника Теляковского зот 25 января чи-
таем:- «Сегодня утром в 10!/> час. был
у министра внутренних дел Плеве ис
ним в присутствии Зверева (главно-
управляющего по.делам печати) гово-
рил по поводу постановки пьесы
Горького. Илеве решительно заявил,
	что считает невозможным постановку
	этой пьесы. Горького он считает че-
ловеком опасным, вождем партии не-
довольных революционеров... - «Если
бы была достаточная причина, я бы
ни на минуту не задумалея бы сос-
лать Горького в Сибирь, — сказал
Плеве, —но, не имея причины видимой
и ясной, я этого сделать не могу. Я
не могу запретить в императорском
театре давать «На дне», но буду про-
тив этого говорить, если поставят
пьесу».

: «От министра внутренних дел,—пи-
шет далее Теляковский, — я поехал
немедленно к министру двора, чтобы
доложить ему мой разговор. Фоеде-
рикс тотчас поехал с докладом к
нарю.
	  ничего другого, как играть фигуру
  человека загадочного, холодного, не.
пронинаемого в своем  бесстрастии,

проницаемого в своем OeCCTPdulin,
‚ раздражающе претенциозного, и врож-
	‚ раздражающе пре
денного «игрока».
У зрителя He I
	У зрителя не может быть ни стра-
стного спора, ни столкновения во
взглядах с Лосевым. Значит, дело все
в профессоре Добротворском. “Ради
него написана -пьеса. Его судьба, его
заблуждения легли в основу драма-
тического конфликта пьесы. Образ
Добротворского подробно написан ав-
тором, а исполнение артиста А. Хано:
	‚ва сообщает ему бытовую. конкрет-
	ность и жизненную убедительность.
Пусть излишне традиционны многие
черты ученого в этой фигуре— преув®-

личенная наивность, детское просто-
душие и доверчивость. Пусть излице
не театрален тот ‘миссионерский пыл,
с которым Добротворский произносит
старомодные буржуазно-гуманистекие
	тирады. В основном автор не погре
шил против истины-—Добротворские,
к сожалению, еще встречаются в
среде наших ученых.

В разоблачении ошибки Добротвор-
ского, в убедительном показе его
принципиальных  противников—акаде-
мика Верейского (Л. Свердлин) и мо
лодых советских” ученых Гоячароза
(Е. Самойлов), Ольги Верейской
(С. Борусевич) и других— заключается
главная удача автора и театра. За
лжегуманистской фразвологией Доб-
ротворбкого, рассуждающего о том.
что истинная наука ‘не знает госу-
	дарственных границ, что она, следо-
вательно, чужда политики, откры-
ваются его глубокие идеологичес-
	кие ошибки. Спектакль показывает,
как ученый, не помышляющий о сла-
ве’отечественной науки, о силе сво-
его народа, зараженный космополя-
TH3MOM, может нанести  неисчисли-
мый урон своей Родине.

А. Ханов убеждает. в порочности
взглядов Добротворекого на науку,
ошибочности его философии и житей-
ской позиции. Любуясь собственным
величием, разучившись смотреть на
свои достижения, как на результат
заботы партии и советского государ-
ства о науке, Добротворский обретает
	черты черствости, раздражающей ог-
раниченности и позерства. Взгляд:
скользящий мимо людей, чаше всего
будто обращенный внутрь себя, на-
игранное одиночество. патетические
интонации речи и мелкая придирчи-
вость в быту, в семейной жизни--та-
ковы характерные черты образа, со-
зланного Хановым. .
	Но, думается нам, суд автора и те:
	атра нал Добротвореким не до конца
удовлетворяет зрителя. Добротвор-
ский не прошел через высокую сте-
пень ‘нравственного, морального” очи

мии

подго

ние ©
opere

› мер

= 28
	щения, не окреп в горниле драмати-
ческих событий пьесы.
	Здесь автор оказался чересчур
мягкосердечным и либеральным.
А. Штейн напрасно охраняет своего

‘героя от негодования зрителя. Во

многих эпизодах пьесы обнаружива-

‘ется докучающее опекунство автора

Над героем. С особой силой сказы-
вается это в Последней сцене  спек-
такля. Только что закончился суд че-
сти. Добротворекий только-только
успел произнести покаянные слова,
недостаточно сильные, чтобы иску-
пить его вину, его` поразительное
упорство в девяти предыдущих кар“
тинах. Расстанься мы с Добротвор-
ским в эту минуту, мы ‘все-таки CO-
хранили бы в памяти фигуру челове-

ка, ужаснувшегося, потрясенного. соб-
ственными тяжелыми заблуждениями,

Мы ушли бы из театра, проник-
Wich серьезностью происшедшего.
Но случилось иначе, После сцены
суда мы снова видим служебный ка-

`бинет Добротворского. Поверхност-

ные иллюстрации на тему «раскаяв-
шийся грешник». Вновь атмосфера но-
читания вокруг ученого, умиление, и
вновь появляется Лосев. Добротвор-
ский становится в позу и закрывает
дверь лаборатории перед Лосевым.
Так Добротворский получает от авто-
ра права обвинителя,
	Пусть Лобротворский—суб’ективно
	честный человек и пути в честную.
	творческую жизнь для него не закры-
ты. Но заблуждения его тяжки, и не
нужно оберегать егб от ‹ яростной
критики, от ‘страстного обличения.
Пример блистательного сатириче.
ского портрета дает в спектакле
Ф. Раневская, играющая роль жены
Лосева, Нины Ивановны. Актриса из-

девается над этой закоренелой ме-

щанкой умно и зло. Человек, до кон+
ца опустошенный, доведенный до каз
кого-то  полуидиотского ‘состояния,
мешанка, сотворившая себе кумир
из заграничных мод, всякой ветоши и

отвратительного обезьяничания, = тая:

кова Нина Ивановна Jlocepa в испол:
нении Ф. Раневской. Актриса pucyer
моральное падение своей героини и.
глубоко об’ясняет ‘его причины. В
спектакле немало других актерских”
удач. Назовем Верейского в’ исполне-
нии Л. Свердлина, умно’ сыгранную
К. Половиковой трудную роль жены.
Добротворского, и М. Штрауха, игра-
ющего небольшую. роль председателя.
правительственной комиеени. <
Театр немало потрудился ‘над со3
данием этого ‘спектакля. Он стремил:
ся создать художественное произве-.
дение, отмененное всеми чёртами сов-
ременности, и достиг немалых pe-
зультатов.

закон чести и
	Хорошо, когда слово драматурга
падает в настороженный, живо отве-
чающий ему зрительный зал, когда
мысли -художника отвечают  корен-
WHIM интересам зрителя, его возвы-
шенному духовному строю. Тогда ме:
жду сценой и зрителем устанавлива-
ется та атмосфера взаимного понима-
ния, дружезкой поддержки и неу-
молимой взыскательности, Которая,
вероятно, и составляет истинную ра-
дость театрального творчества.
	Спектакль <Закон чести» А. Штей-
на в Московском ‘театре драмы не
оставляет зрителя равнодушным. Ега
не забудешь сразу после того, как за
твоей спиной погаснут огни театраль-
ного под’езда. Это—творческий спек-
такль. заставляющий думать неё то-
лько о самом предмете пьесы, но и о
некоторых важных вопросах нашего
театрального искусства.
	Прежде всего мы назвали бы этот
спектакль острым и своевременным.
В нем видно стремление сделать те-
атр общественной трибуной.

В предпоследней сцене спектакля
это стремление находит особенно
явственное выражение. На аванснене
длинный стол. за которым сидят уче-
ные— члены суда чести. По сторонам
	места для обвинения и подсудимых,
переносный микрофон и кафедра, с
			o
которой профессор - Добротворский
произнесет свою речь. Мы, зрители
спектакля, превращаемся в зрителей
н участников суда чести. Мы доста-
точно знаем о людях, представших
перед судом, и можем вынести свое
заключение о серьезности AX прес-
тупления. Мы-тоже судьи. Эта роль
неё навязана нам с помощью ловкого
театрального приёма. Мы знаем цену
таким примененным театром  «ноБ-
шествам», как- актеры,  посажен-
ные в боковые ложи, для того, чтобы
зрительный зал (благодаря, им) есте-
ственнеё сливался со сценой. Наив-
ный расчет! Как раз в те мгновения,
	когла внимание зрителя отвлекается
	на актеров, посаженных в ложи, ло-
вишь себя на отчетливом ощущении
того, что ты. сидишь в Театре. Но
стоит забыть о них, вслушаться в ре-
чи участников суда чести, избавиться
от посредников, как ваигим вниманием
всецело овладевает сцена. И вы уже
опять не зритель, а сулья, пусть
молчаливый, но судья, произносящий
	приговор, критически оценивающий
подсудимых, определяющий меру
строгости.

&
	«Поезд идет на Восток» = сненарий Л. Ма»
люгина, постановка Ю. Райзмана, бператоры-
И. Гелейн и А. Кальцатый, музыка Т. Хрении“
Кова. Производство киностудии «Мосфильм».
	Вопросы художественной самодеятельности
	и
	пертуаре и качестве выпускаемых му-
зыкальных инструментов:

Докладчик подверг критике нчедо-
статки в проведении смотров художе-
ственной самодеятельности и. осудил
элементы парадности ‘и лакировки,

По докладу развернулись прения,
в которых приняли участие Д. Орлов,
С. Бирман, А. Новиков, В. Успенский,
А. Глебов, Ю. Бобылев и др:

Решено‘ продолжать обсуждение
поднятых докладчиком вопросов в
театральной, фольклорной и музы-
кальной секциях и выработанные
предложения обсудить 15 июля на
пленарном заседании Художественно-
го совета.
	композитора 3. Компанейнца «С нами
Сталин». Затем хор и оркестр испол
нили «Песню ‘трудовых резервов»—
музыка В. Захарова.

Юные москвичи показали себя ae
только хорошими певцами и музыкан-
тами,—они прекрасно исполняли тан-
цы, читали стихи.

Концерт прошел с большим  успе-
хом. te
	На-днях в Центральном доме ра-
ботников искусств состоялось заседа-
ние Художественного совета при
Всесоюзном доме народного творче-
ства им. Крупской.

С докладом об очередных задачах
художественной самодеятельности н
народного творчества выступил Вс.
Пименов. Е
	Докладчик поставил ряд творче-
ских и организационных вопросов: ©
связи и взаимовлиаянии художествен-
ной самодеятельности и народного
творчества, о развитии оркестров рус-
ских народных инструментов, их ре-

rt
%

14 июня состоялся заключительный
	концерт седьмого городского смотра
художественной самодеятельности
	‚учащихся ремесленных и железнодо-
	рожных училищ и школ фабрично-за-
водского обучения столицы.

Концерт начался выступлением.
об`елиненного хора и оркестра рус-
ских народных инструментов. Мощно
и величественно прозвучала песня
	Сцена из ньесы «Закон чести» в постановке Московского театра драмы.
	Верейский — арт. Ji. Свердл;
Гончаров — арт. Е. Самойлов.
	Л. Свердлин. Добротворский — арт. А. Ханов и