СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
				построенные. _
	В

ствительности
ведь именно им и Их авторам — Co-
Е аа, би а
	им—должен был проф;

ветским зодч cao
Бархин уделить основное. свое внима-
ние, тщательно разобрав и проаналв»

зировав достоинства и недостатки вы-
строенных сооружений. Между тем,
из шести десятков. проектов . теат-
ральных зданий советского периода,
приведенных в книге, три четверти от-
носятся к работам неосуществяечь
ным. В то же время целый ряд вновь
построенных или реконструированных
за последние годы театров вообще
не упоминается.

Проф. Бархина, нельзя обвивить
в излишней скромности, Г. и М.
Бархины представлены в книге пятью
проектами, из которых ни один ве
был осуществлен.

В книге содержится немало оши-
бечных терминов, сведений, неверно-
го цифрового материала.

Нет возможности перечислить все
недостатки раздела, посвященногв
сцене, Их список очень велик.

В. конце книги даны приложения.
Им предшествует очень интересная
и полезная таблица, в которой в од-
вом масштабе даны планы шестнад-
цати крупнейших театров Евуэпы. Но
и тут автор-не довел дела до конца.
Приведенная площадь застройки ма-
ло что об’ясняет. Нужно было ука-
зать кубатуру зданий.и вывести ее
отношение к числу зрителей. Kpome
того, в таблице указан неверный
масштаб, в десять раз превышающий
действительный.

Широко используя Временные
нормы (1943 г.) и Программное зада-
ние (1937 г.), выпущенные Комите-
том по делам искусств, проф. Бархин
не предпринял попытки их критиче-
ского анализа, столь необходимого
для этих устаревших и содержащих
серьезные ошибки материалов. Меж-
ду тем, совершенно очевидно. огром-
ное значение для наших новостроек
хорошо продуманных норм.

Кривым зеркалом истории являет-
СЯ «указатель имен. авторов приве-
денных в книге театров». Здесь фн-
гурируют лица, не построившие на
своем веку ни`одного театра. He.
тшетно стал бы читатель искать в
этом списке имена наших талантли-
вых соотечественников — П. И. Ар-
гунова, А; Ф. Миронова, Г. Е. Дику-
шина, Шустова, строителя Малого
театра арх. Тона, авторов рекон-
струкций наших крупнейших театров
и многих других, кто на деле осуще-
ствил свои замыслы и содействовал
развитию отечественного театрострое-
HHA.

В заключение следует отметить,
что архитектура театрального здания
рассматривается автором  оторванно
от интерьера: Лепка, скульптура, ме-
бель, художественная арматура, -дра-
пировочные ткани, позолота—все то,
что украшает театр и составляет .с
ним одно неразрывное целое, автор
исключил из книги, тем самым еше
более обеднив евей труд.

я . Б. Бархин предпринял болыное
иважное дело. Ему удалось собрать
во многом ценный материал, который
облегчит студенту-исследователю ряа-
боту по изучению архитектуры теат-
ра. Но это была лишь одна из задач
ученого-исследователя.

Перёд автором в ярком’ свете
марксистско-ленинской — науки была
раскрыта широкая панорама истории.
Его задачей было обобщить опыт ты-
сячелетий, синтезировать все лучшее,
что было создано человечеством в
строительстве театров, разоблачить и
беспощадно осудить явления упадка,
какими бы пышными формами они ни
прикрывались.

Но проф. Бархин не смог подняться
до выгот обобщений. Книга его не-
полноненна и во многом порочна.

=, a
<
	НЕПОЛНОЦЕННЫЙ
		Издательство Академии архитекту-
ры СССР выпустило книгу профессо-
ра Г. Вархина «Архитектура театра».
Книга значительна по об’ему, отне-
чатана на хорошей бумаге, содержит
много иллюстраций.

«Архитектура театра» — первый, по
существу, вышедший на русском язы-
ке труд, стремящийся в широком
плане охватить опыт мирового теат-
ростроения за два с половиной тыся-
челетия.

Книга состоит из. двух частей.
Первая посвящена развитию архитек-
турных форм театрального здания,
вторая — его элементам: зрительно-
му залу, ецене и другим помещениям.

Краткое описание античных театров
Греции и Рима автор дает в началь-
ной главе первой части.

Содержание следующих трех глав
сжатый обзор истории возникновения
и развития архитектуры театров, на-
чиная от Позднего средневековья,
эпохи Возрождения и кончая девят-
надцатым столетием. Обзор написан
живым языком, специальные вопросы
архитектуры изложены в нем на ши-
‘роком общественном фоне.

Но здесь нельзя пройти мимо ряда
неверных утверждений и ошибочных
выводов автора. .

Говоря о Миланском театре Ла
Скала и некоторых других итальян-
ских театрах, проф. Бархин об’ясняет
решение залов системой ярусов
0 сплошными рядами глубоких изо-
лированных лож требованиями экспан-
сивных по своему характеру итальян-
цев, «не охотно предававшихся He-
подвижному созерцанию» и предпочи-
тавших во время перерывов оставать-
ся в своем узком кругу, не пользуясь
кулуарами и общими фойе.

Но дело тут, конечно, было не в
экспансивности, а в глубоком ангаго-
низме между демократическим ‘парте-
ром и его аристократическими сосе-
дями — владельцами лож. Следова-
ло бы отметить, что талантливый
архитектор Пиермарини, создавший
театр Ла Скала — это во многих от-
ношениях замечательное сооружение,
довел здесь ранговый театр, с его
кастовой обособленностью, до логи-
ческого завершения.

\
	Еще болыние возражения вызывает
неумеренная похвала автора по адре-
су театра Гранд-Опера в Париже. Мы
можем понять восхищение современ-
ников Гарнье этим  необычайчо
помпезным сооружением, оказавшим
огромное влияние на последующее
строительство театров в Западной
Европе. Но для нас также очевидно,
что высокая одаренность Шарля. Гар-
нье и колоссальные средства, затра-
ченные на постройку театра, не быля
воплощены в произведении большого
художественного значения. Архитек-
тура Большой оперы — это соедине-
ние разнообразных стилей. Она эк-
лектична в своей основе и свидетель-
ствует не о расцвете архитектурного
искусства Западной Европы, а об его
упадке.

Театрам дореволюционной России,
которым отведена пятая глава, автор
не уделил должного внимания. Огра-
ничившись беглым пересказом работ
Всеволодского-Гернгросса ‘и других
авторов, проф. Бархин не добавил от
себя ничего нового. Специального
описания им удостоены только три
театра: быв. Александринский, Мос-
ковский ‚ Больной и... эклектический
тбатр в Одессе. Большой театр, пер-
вый театр нашей страны, описан и
изображен на иллюстрациях нев со-
временном его виде (за исключением
одной фотографии), а в чертежах ар-
хитектора. Кавоса, относящихся к се-
редине прошлого века и во многом
‘уже не соответствующих ‘его  гепз-
 решнему. облику. .

УС
	)

Va
ne

нашего изобразитель-, на). Ю. Кугача, правда, ° можно уп-
	рекнуть в некоторой нарочитости,
«сценарности» композиции. Но напи-
сана картина смело и широко, ее ис-
торическое содержание Четко выяв-
лено, основные образы ясно очерчены.
	Ю. Киянченко нашла ° гармоничное
и скромное цветовое * решение для
своей картины, Остро и точно оха-
рактеризован Дзержинский. В выра-
жении лица, в повороте фигуры пре-
восходно переданы крепкая воля и
страстный. темперамент «железного
Феликса». Менее рельефно воплотила
художница образ Сталина.

Отрадно отметить, что молодые ху-
‚дожники — Дудник, Кугач, Киянчен-
ко и другие уже в самом начале свое-
го творческого пути смело берутся за
создание больших значительных по
содержанию композиций и добивают-
ся в своих исканиях незаурядных ус-
пехов.
	Нортретов, на выставке немного.
Среди них в первую очередь хочется
	выделить запоминающийся скульптур-
	ный «Портрет суворовца Лисина» ра-
боты саратовца А. Кибальникова. В
сомкнутых губах, сдвинутых бровях,
строгсм взгляде, во всей недетской
серьезности лица: суворовца `чувст-
вуется крепкий и целенаправленный
характер.

Облик знаменитого героя Отечест-
венной войны Алексея Маресьева не-
сколько огрублен в портрете Н. Тол-
кунова. Вряд ли была необходимость
в столь навязчивом подчеркивании
	релкостной физической силы летчика.
	Самое главное в Маресьеве—душев-
ная красота и цельность не нашло в
портрете достаточно яркого выраже-
НИЯ.
	Большие графические портреты
знатных москвичей—новаторов. произ-
водства представил на выставку А.
Лаптев. Лучше других—портрет Ни-
колая Российского, строгий собран-
ный, точный во всех деталях, Такой
простоты и убедительности нехватает
портрету ткачихи 3. Меньщиковой.
Она изображена с болезненно-изыс-
канным изломом рук, который под-
стать какой-нибудь  декадентской
поэтессе, а не знатной советской тка-
чихе.
	Из других портретных работ наибо-
лее удачнь-—пластически выразитель-
ный скульптурный портрет тенерал-
майора Ази Асланова: работы азер-
байджанца Д. Карягды и «Генерал-
полковник Н. Чибисов» К. Китайка.

О нескольких показанных на выс-
тавке пейзажах можно было бы и не
упоминать, если бы не странная илея
авторов экспозиции во что бы то ни
стало «связать» пейзажи © основной—
военной—темой выставки. Эта «связь»
осуществляется очень просто—через
этикетку. Вот образчик подписи под
пейзажем: «Никитский бульвар. Ме-
сто боев Красной гвардии в 1917 го-
ду». Эта подпись,  помещенная под
	пейзажем А. .Лебедева-Шуйского,
выглядит анекдотично. Пейзаж, вы-
полненный в традиционной . импрес-
	сионистической манере, очень мягок,
лиричен и изображает абсолютно
современный Никитский бульвар, с
его тихой безмятежной жизнью, Еи-
чем не` напоминающий о боевых <обы-
тиях тридцатилетней давности. Зачем
же понадобилось под таким пейзажем
вешать некое подобие мемориальной
доски? В свое время некоторые ху-
дожники, упорно ‘дисавшие архаиче-
ские пейзажи, ‘пытались «осовреме-
нить» их различными хитроумными
названиями. Так появилось на одной
выставке печально знаменитое «Обла-
ко в совхозе «Гигант». Право же, не
стоит вескрешать эту забытую дур-
ную традицию...
	В: заключение   несколько слов 06
экспозиции. Она’<делана наспех, не-
продуманно и напоминает книгу © пе-
репутанными страницами. Экспонаты,
разнородные и тематически, и по ма-
нере исполнения, перемешаны. так, что
их восприятие зрителем весьма за-
труднено. Это тем более странно; что
многие выставки этого гола могли
служить образцами высокой“ экспози-
ционной культуры.
	Оценивая выставку в целом, прихо-
дится еще раз указать, что она преж-
де всего примечательна большими
успехами жанристов. Именно благо-
даря этому обстоятельству выставка
займет свое место в летописи завер-
шающегося художественного сезона,
	П. Пинкисевича И Е ©
сле бомбежки»), ты
Баранова («Тяжелые _ ‚А. КАМЕ
дни»). На 3 Е >
Одно из. цент- у
ральных полотен выставки — «На
призывном пункте» молодого мо-
сквича С. Дудника — очень  лю-
бопытная попытка решить чисто

нашего изобразитель-
ного искусства. Не
следует, конечно; пре-
увеличивать его зна-
чение и проповеды-
вать полную «жанризацию» советской
живописи, как это делают некоторые
критики. Потребность в монументаль-
ных композициях, в картинах, скульп-

НСКИЙ
	жанровую тему средствами монумен-
тального` искусства. На переднем пла-
не полотна — огромные фигуры обна-
женных юношей и повернувшейся
вполоборота женщины-доктора в ха-
лате. В_глубине видна комната, где
перед призывной комиссвей: стоит бу-
	глущий боец. Не все в картине понят-
	но и оправдано. Ясной сюжетной. за-
вязки в ней нет. Основные персонажи
скорее сопоставлены, чем взаимодей-
ствуют. Фигура доктора кажется не-
обхолимой только по композиционным
соображениям. Cama композиция —
	плоскостная,. трехпланвая — очень
условна, неорганична. И все же
хорошо написанные фигуры юно-
	шей полны такого покоряющего обая-
ния молодости, бодрости, здоровья,
что недостатки картины в целом как
бы стушевываются. Привлекает и
творческая дерзновенность начинаю-
щего мастера, так смело идущего не-
проторенной дорогой,
	Если Дудник — пусть ценой неко-
торого отступления от естественно-
сти и внутренней убедительности изо-
бражения — пытается «поднять» жанр
до монументальной картины, то А,
	Руднев, наоборот, не сумел вый-
ти за рамки . традиционной жан-
ровой интимности там, где те-
	ма требовала, несомненно, совсем иных
принципов образного языка. Надо от-
дать должное художнику: его карти-
на «А. М, Горький у академика И. П.
Павлова» выполнена наредкость тща-
тельно и добросовестно. Со вкусом
подобраны детали интерьера, гар-
моничны градации мягкого, теп-
лого света. Ho в главном —
образах гениального; писателя и вели-
кого ученого—Руднев, что называет-
ся «не дотянул». Внешнее портретное
сходство не может искупить отсутст-
вие подлинно глубокого воплощения
воли, ума, характера корифеев совет-
ской культуры.
И’
	Чтобы дополнить представление о
разнообразии показанных на: выставке
жанровых полотен, упомянем о таких
живых, запоминающихся  произведе-
ниях, как «На побывку» Ф. Решетни-
кова, «Белье—фронту» К. Дорохова,
«В отпуску» В. Киселева. (В. послед-
ней работе есть один досадный ляп-
сус: художник изобразил охоту с
борзыми... в лесу, чего, как известно,
никогда не бывает).
	Не так давно проблема жанра была
остро дискуссионной. Проходилн дис-
путы по.этому вопросу, в одном из
прошлогодних номеров журнала «Ис-
кусство» была ‚опубликована специ-
альная статья Б. Иогансона в защи-
ту жанра. Выставки последнего вре-
мени ясно показали, что спорить, соб-
ственно, не о чем. Жанр: прочно ут-
вердился, как один из важных видов
		турах, в‘ графических работах боль-
шого идейного и формального разма-
ха сильна сейчас, как никогда, и со-
ветские художники в этом смысле еще
в большом долгу перед зрителем. Но
важно отметить, что наблюдавшийся.
одно время разрыв между жанровым
ни монументальным искусством сейчас
постененно исчезает. Если в некото-
рых жанровых работах наблюдается
тяготение к обобщенности, значитель-
ности, то, с другой стороны, в основе
лучших монументальных  тематиче-
ских композиций лежит яркий жиз-
ненный образ, неповторимая ситуация,
живое и непосредственное SMOUHO-
нальное состояние, Это один из важ-.
ных процессов, происходящих в твор-.
честве советских художников.

К сожалению, на разбизаемой зы.
ставке, столь богатой хорошими жан-
	рами, монументальные исторические
и батальные: работы по преимуществу
мало удачны.
	Уже известная по. Всесоюзной BH-
ставке 1947 года картина П. Соколо-
ва-Скаля и А. Плотнова «Оборона

Севастополя» дополнена _ серией.

скульптур П. Баландина на ту же

тему. Вместе. эти произведения, зани-

мающие видное место в экспозиции,

составляют . несколько претенциозно

оформленный  живопиено-скульптур-
ный комплекс. р
Традиция панорамной баталии, воз-
рожденная Соколовым-Скаля и Плот-
новым в их картине, лавно уже отжи-
ла свой век. Изображая военные со-
бытия, наши художники стремятся
прежде всего показать образ совет-
ского воина-героя, его моральный об-

лик, Так рельефно выявляющийся во.

времена’ тяжких испытаний. Но в
«Обороне Севастополя», в сущности,
нет отдельных образов, запомингю-
щихся характеристик. Они подмене-
ны нагромождением фигур и сумато-
хой. Кроме гого, изображенная руко-
пашная схватка нехарактерна для
нынешней войны—войны техники и

моторов. Один из посетителей выс-

тавки правильно определил в книге
отзывов, что «так в Севастополе вое-
вали в эпоху. Льва Толстого».

В обветшалых традициях баталь-
‚ной живописи Самокиша выполнена
«Атака» И. Манеца. Картины Н. Чаш-
никова «Партизаны Сибири» и 0с0-
бенно В.  Памфилова «Подвиг 28 гвар-
дейцев-панфиловцев» поразительно
слабы в профессиональном отноше-
HHH. .

Значительно интереснее и самостс-
ятельнее других тематических Kap-.
тин исторические полотна’ мо-
лодых художников «И. Сталин ‘и
К. Ворошилов срели` бойцов Первой
Конной» Ю. Кугача и «Сталин
и. Дзержинский Ha Восточном
фронте» IO. Киянченко (Yxpau-
		несмотря на скромные размеры,
новая выставка в зале Московского
	товарищества художников, бес-
спорно, достойна и внимания зри:
телей, и серьезного критического
обсуждения. Она интересна не только
отдельными ‚успехами художников, но
й рядом поучительных неудач. Мате-
риал выставки в целом позволяет по-
ставить некоторые вопросы принципи-
ального характера.

Уже первое знакомство с выставкой
убежлает в том, что ведущее место
здесь занимают работы жанрового по-
рялка. Многие из них отличаются на-
блюдательностью, мастерством -ост-
рой характеристики, жизненностью и
типичностью изображенных событий,
Таковы однородные по теме“ но раз-
нообразно исполненные картины моло-
дых живописнев — <На родной зем-
ле» украинна Ф. Самусева, «Возвра-
щение лемобилизованного» москвича
	i. Тегина и «Возвращение героя».
	азербайлжанца М. Абдуллаева.

Работа Самусева — наиболее зна-
чительная в этой серии. Художник
пошел дальше уже ставшего тради-
ционным эпизода первой ‘встречи и
показал новую, труловую обстановку
жизни демобилизованного воина, ко-
торый, говоря словами поэмы Гриба-
Чера. «в селе примером ставится».

Тегин © ласковым юмором показы-
вает беседу возвратившихся солдат с
девушкой посреди тихой улицы рус-
ской деревни, у колодца. В картине
Абдуллаева, тонкого, талантливого
колориста, радость возвращения вои-
на в родные края передана, главным
образом, благодаря теплому сиянию
красок, по-восточному ярких и соч-
ных.

В сущности, такой же прием при-
меняет и А. Васильев в полотне
«У могилы гброев». Пейзаж опреде-
ляет настроение всей картины. Брон-
зовые краски заката, медленно плы-
вущие облака. все торжественное и
`величавое молчание природы придает
картине подсказанную темой эмоцио-
нальную окраску.

Надо, однако, указать на явную од-
носторонность избранного и Абдул-
лаевым, и Васильевым метода. Если в
работе первого пейзажный фон выра-
зительнее образов людей, то у второ-
го человеческие фигуры, по боль-
шей части с красочными пятнами
вместо лиц, получили чисто
стаффажную роль. Такая, изобретен-
ная еще импрессионистами  переста-
новка акцентов недопустима в. совет-
ской тематической живописи, где пей-
заж и все детали окружения должны
лополнять, а не подменять основное—
образ человека. В равной степени хо-
телось бы предостеречь некоторых
художников союзных республик от из-
лишнего увлечения декоративными
эффектами, снижающими жизненную
правдивость и познавательную цен-
ность их жанровых полотен. Так, мо-
лодой азербайджанский живописец
Т. Тагиев, работая над картиной
«Мать-героння», гораздо болыне тру-
да отдал живописанию натюрморта и
красочных одежд, чем осмыслению
композиции в целом. Поэтому компо-
зиция получилась весьма  схематич-
ной и нарочитой. Талантливый казах-
ский художник Б. Урманче в картине
«В степях Казахстана в 1918 году»
великолепно изобразил знойное маре-
во над степью. Но в этом цветистом
мареве полностью растворилось йсто-
‚рическое содержание произведения.

Если бы не этикетка, то даже самый
проницательный зритель не смог бы
догадаться, о чем, собственно, пове-
ствует художник.
_ Многие представленные на выстав-
ку произведения, посвященные Оте-
чественной войне, также решены в
жанровом плане.

В жанровом произведении, как ни-
где, глубина содержания зависит от
реалистической об’ективности испол-
нения, точного и ясного изображения
события. Стоит лишь немного откло-
ниться от этого—и жанр превращает-
ся либо в занятную, но мгновенно за-
бывающуюся журнальную картинку,
либо в иллюстрацию к хронике проис-
шествий. Н. Шестаков  перегрузил
свое полотно «Рейхстаг капитулиро-
вал» эффектами пламени, архитектур-
ными деталями и т. д., и в итоге полу-
чилась суматошливая, поверхностная
сценка, ничем не напоминающая о не-
забываемых минутах последних боев с
фащизмом. Элементы внешней фа-
бульности предопределили измель-
чание темы в графических работах
	Сурово оценена постановка воспи-
тания композиторской молодежи в
наших консерваториях в постановле-
нии ПК ВКП(б) «Об опере «Великая
дружба» В. Мурадели». «Порочное,
	антинародное, формалистическое на-
правление в советской музыке, — го.
ворится в историческом партийном
документе, — оказывает также па-
	губное влияние на подготовку и вос-
питание молодых композиторов в на-
ших консерваториях, и в первую оте-
редь в Московской консерватории
(директор т. Шебалин), где формали-
стическое направление является гос-
подствующим. Студентам He приви-
вают уважение к лучшим традициям
русской и западной кларсической му-
зыки, не воспитывают в них любовь к
народному творчеству, к демократи-
ческим музыкальным формам. Твор-
чество многих воспитанников консер-
ваторий является слепым подражани:
ем музыке Д. Шостаковича, С. Проэ-
кофьева и др.».

С тех пор прошло четыре месяца. И
вот 14 июня в Малом зале Москов-
ской консерватории состоялся  от-
‘крытый концерт студентов-компози-
торов.

Первый концерт после постановле-
ния Центрального Комитета! Нужно
ли говорить о том интересе, который
он вызвал. Концерт должен был по-
казать, как руководители и профес-
сура консерватории сумели повернуть
молодых композиторов на правиль-
ный путь, дать им верную ориента-
цию в музыкальном наследии прош-
лого и творчестве современных авто-
ров, как сумели сами молодые компо-
зиторы, стоявшие на неверных пози-
циях, изменить свой творческий ме-
TOL. .

Судя по исполненным произведени-
ям, поворот в творческой направлен=
ности студентов-композиторов наме-
тился достаточно явственно. Об этом
	свидетельствует даже беглый взгляд
	на программу концерта. Вели раныше
в концертах студентов-композиторов
исполнялись преимущественно  инет-
рументальные бестекстовые произве-
дения: сонаты, сюиты, концерты, цик-
лы прелюдий и т. п., то в рецензируе-
мой программе решительно преобла-
дали вокальные жанры, причем более
	половины исполненных вокальных
произведений ‚ ЯВЛЯЛИСЬ массовыми.
песнями.
	Общими для болынинетва испол-
ненных сочинений недостатками. бы-
ли эмоциональная вялость, инерт-
ность, отсутствие ярко выраженной
	И. ФЛОРИНСКИЙ
Oo у
	Старейшему из сохранившихся до
наших дней русскому театральному
зданию — Малому театру, с которым
связаны лучшие страницы истории на-
шего национального искусства и KO-
торый всегда славился своим замеча-
тельным зрительным залом,” проф.
Бархин уделил всего полторы. строч-
ки. Но даже и в них он допустил
грубую ошибку, указав, что Малый
театр был открыт в. 1829 голу, в то
время как в лействительности его от-
	крытие состоялось’ 14 октября 1824

года.
В число театров России, которых
	проф. Бархин воооще не упомянул,
входят: «Комедиантский дом» (1739--
1735 гг.) в Моёкве ‘на Красной пло-
щади, театры Шереметьева в Кусков>,
Каменноостровский театр Шустова в
Петербурге, Московский Художест-
венный театр и ряд других столич-
ных и провинциальных театров, пред-
ставляющих интерес по своей архи-
тектуре или историческому прошлому.

Иллюстрации здесь подобраны и
размещены также весьма неудачно.
Фотографии дворцовых и усадебных
театров перемешаны © иллюстрация-
ми более поздних театров.

Проф. Бархин не нарисовал дейст-
вительной картины развития театро-
строения в России. Он обеднил ий
приуменьшил его значение.
	Содержание следующей, шестой
главы не дает читателю ясного пред-
ставления о новых театральных зда-
ниях зарубежных стран. Но главное
невэтом. Проф. Бархин изображает
отход буржуазных апологетов анти-
реалистического искусства. от уста-
новившихся традиций ярусного теат-
ра с его глубинной сценой и их по-
пытки создания «нового» театра, как
явление прогрессивное. Автор не
раскрывает подлинной природы этих
явлений, их реакционной сущности.
Ряд формальных достижений в обла-
сти  театростроения, обусловленных
широким использованием современной
науки и техники, ‘не сопутствовал за
рубежом развитию — полнокровного,
реалистического театрального искус-
ства.

Бесперспективен был путь фор-
мальных исканий Крэга, Фукса Рейн-
гардта, Пискатора. Архитекторы Лит-
ман, Пельциг, Гропниус и другие, вс-
плошавшие их идеи, по существу со-
	действовали деградации — искусства
Запада,

В числе примеров, демонстрирую-
	щих достижения зарубежного театро-
строения, приведен теётр «Palais de
Сва!0+», построенный под’ землей в
1937 году на месте Трокадеро в На-
риже. Проф. Бархин, описывая этот
театр; ни на минуту не задумался
над чудовищностью самой идеи —
зарыть в землю театральное здание,
всегда служившее символом жизнеут-
верждающего искусства. Только в
отмирающем, охваченном глубоким
кризисом капиталистическом  обще-
стве больная фантазия зодчего —
строителя театра могла заставить его,
подобно кроту, зарыться в землю.
Первая часть книги заканчивается
главой о советском театре. Это на-
именее изученный период в истории
театростроения, и читатель был впра-
ве ожидать его всестороннего рас-
смотрения. Но первые же страницы
этой главы вызывают глубокое недо-
умение. В подробном описании и об-
ширно подобранных иллюстрациях
проходит перед нами ряд неосуществ-
ленных проектов театральных зданий.
Среди’ этих «бумажных»  те-
атров затерялись театры, в; дей-
	_ Моличество и начество спектакле
	$
Ф ЕРВСЕЕВ
		В прошлом номере газеты «Совет-
ское искусство» был помещен ряд
материалов, посвященных вопросам
перестройки театров после их перехо-
да на самоокупаемость.

В этих выстунлениях справедливо
указывалось на то, что только творче-
ская инициатива, направленная в пер-
вую ачерель к повышению идейно-
художественной выразительности но-
	вых MOCTAHOBOK, может привести it-
	атры к подлинному успеху.

В продолжение поднятого на стра-
ницах газеты обсуждения работы те-
атров и их перспектив целесообраз-
но привести ряд поучительных при-
меров.

Три месяца бездотационной работы
показали, что наши театры имеют
полную возможность значительно ус-
корить темпы выпуска премьер, не
снижая идейно-художественного уро-
	вня епектаклей. Если по всей стране
	на 1948 год первоначально планиро-
валозь всеми театрами периферии
1914 новых постановок, то нынешние
новые планы предусматриваюг увз-
личение этого числа до 3330. Вместо
5—7 пьес сейчас театры РСФСР пла-
нируют 8—10 ‘постановок в год. Мно-
гие театры Украины наметили на год
по 10—11 постановок вместо 7—8,
осуществленных в 1947 году.
	Кишиневский русский  драматиче-
ский театр, который до перестройки
работал вяло и за пять месяцев теку-
шего театрального сезона не выпу-
стил ни одной премьеры, после 15
марта уже показал зрителям 3 новых
спектакля. Николаевский русский об-
ластной драматический театр ‹выпу-
стил 4 новых постановки. Одесский
русский театр им. Иванова показал
зрителям 3 премьеры. Как правило.
театры работают сейчас над новым
спектаклем от одного до двух меся-
цев. р

Дело, конечно, не только в. простом
ускорении темпов работы, но и в пра-
вильной организацин репетиций. Так,
например, Республиканский русский
драматический театр в Иошкар-Ола
организовал параллельную репетицн-
онную работу над тремя новыми по-
становками одновременно. По два па-
раллельных спектакля, систематически
готовят. Кинешемский городской дра-
матический театр им. Островекогс,
Ровенский областной драматический
тватр и многие другие. ы

К сожалению, далеко не все театры
заботятся об увеличении количества
	новых постановок, о правильной орга-
низации репетиций. Так, напримег,
Гурьевский, Джамбулский, Чимкент-
	ский театры Казахской ССР «по тра-
диции» наметили на год всего 3—5
новых постановок.

Но нередко бывает и другое: Порой
руководители театров, стремясь к
увеличению количества премьер, гото-
вят новые постановки за 10—12 дней,
не обращая внимания на их качес гво.
Архангельский областной драматиче-
ский театр наметил осуществить в те.

‚чение гола 92 новых постановки. Ло
	чение года 22 новых постановки. До.
18 новых постановок в год наметили.
Астраханский, Тамбовский и Велнко-.
	лукскии областные драматические те-
атры.
	куководители театров, стремящиеся.
	повысить доходы театра за счет чуть
	ли не еженедельного выпуска: новых +
	ской ССР. В помощь уполномоченным
— работникам заводов и учреждений
театры г. Риги систематически  про-
водят выезды на предприятия, где по.
казывают отрывки из пьес текущего
репертуара. Наиболее популярные ар-
тисты рассказывают о своей  творче-
ской работе. Художественный театр
Латвийской ССР, Тюз, Русский театр
в Риге, Даугавпилеский театр прове-
ли конференции зрителей. На этих
конференциях зрители обсудили ос-
новные спектакли театров и высказа:
ли свои предложения. .
Однако, еще есть театры, которые
до сих пор совершенно не заботятся
о зрителе, равнодушно относятся к
его интересам. Львовский украинский
драматический театр им. Заньковец-
кой все еще «раскачивается». Руково-
дители театра (директор т. Бураков-
ский) отложили работу по оргавиза-
нии зрителя на осень, а между тем
посешаемость в этом театре упала до
20—95 процентов. Были случаи, когда
Из-за отсутствия зрителей театр ог:
менял спектакли. Чём, как не прене-
брежением к интересам зрителей,
можно об’яснить своеобразный способ
«проката» новых постановок в STO;
театре, когда премьера идет по 10—12
раз подряд, и зритель лишен возмож-

` ности посетить интересующий ero

спектакль, премьера же, конечно,
преждевременно вбывает из реперту-
ара. Такой «метод» эксилоатации
новых постановок привел к резкому
падению сборов. При полном сборе,
который должен дать 13.000 рублей.
нередко касса театра продает билеты
на 150—250 рублей. .

Театрами проведено сейчас  значн-
тельное сокрашение расходов, ликви-
дированы штатные излишества, упо-
рядочены  затраты по эксплоатации и
новым постановкам.

Однако некоторые театры,  сокрз-
шая постановочные расходы, пошли
по неправильному пути и допустили
ухудшение художественного оформ-
ления спектаклей.
	-В театрах Шадринска, Камышина и
др. премьеры нередко играются в слу-
чайных декорациях, внешне непри-
глядных и не отвечающих стилю и
содержанию произведения:

Не делает чести руководителям од-
ного из лучших драматических теат-
ров в Средней Азии—Театра им. Хам-
за в.г. Ташкенте их. «новаторская»
постановка «Женитьбы» Гоголя в
декорациях... «Бесприданницы».
	Необходимо изучить и использовать
опыт передовых театров, сумевших
значительно сократить расходы на: но-
вые постановки, не только ‘не снижая,
а, наоборот, повышая качество офор-
мления спектаклей. Так, Орехово-Зу-
евский драматический театр,  значи-
тельно сократив расходы на оформ-
ление, выпустил интересно декориро:
ванные спектакли: «Сердце не ка:
мень», «Софья Ковалевская» и др.

Вывод прост. Стремясь к улучше-
нию финансового положения театра,
никак нельзя пренебрегать качеством
спектаклей. Наш зритель  требовате.
лен, он хочет видеть новые поста-
HOBKH как можно чаще, но только
постановки хорошие, полноценные, от-
вечающие: идейным и художествен-
ным требованиям советского зрителя.
	постановок, совершают грубую ошб-
ку. Неизбежное при подобной гонке
снижение качества спектаклей в ко-
нечном итоге может привести только
к потере авторитета театра, к срыву
его финансового плана.
	Так и получается, например, в Май-
копском драматическом театре. Здесь
премьеры выпускаются-за 2 неделн, а
иногда за... 8 дней. Спектакль «Слуга
двух господ» подготовлен за 14 дней,
«Поздняя любовь»з—за 8 дней. Нз-
уливительно, что эти, с позволения
сказать, премьеры уже. в первый, ме-
сяц не делали сборов.
	Руководители театров должны пом-
нить, что требования советских 30H-
телей неизмеримо возросли. И зри-
тель не простит театру поспешных
постановок случайных пьес. Напротиз,
театры, проявляющие серьезную 3360-
ту не только о количестве, но преж-
де всего и о качестве своих новых
работ, уже пожинают плоды целе-
устремленного труда. В Горьковском
	областном — драматическом театре
охотно посещаются публикой такие
спектакли, Kak «Великая — сила».
	«Лес». Эти спектакли выделяются в
репертуаре театра своими высокимн
художественными достоинствами. В
Киевском театре им. Леси Украинки
наибольшим успехом у зрителей поль-
зуется спектакль «Хождение по му-
кам», поставленный театром с под-
линной творческой взволнованностью.

Закономерен также успех Азербай:
	джанского государственного ApaMa-
тического театра им. Азизбекова.
Этот театр, имея в текущем репег-
	туаре 14 спектаклей, среди которых
«Утро Востока» Э. Мамедханлы, «Ва:
гиф» и «Фархад и Ширин» С. Вургу-
на, «Низами» М. Гусейна и др., пред-
полагает в 1948 году пополнить свой
репертуар новыми интересными поста-
новками. Бакинский зритель увидит
«Молодую гвардию», «Без вины ви-
новатые», «Отелло».

Крупнейшие творческие коллекти-
вы Москвы, Ленинграда, Киева и дру-
гих городов сейчас стали частыми го.
стями в рабочих клубах и дворцах
культуры. .

Однако дело не только в увеличе-
нии количества ‘спектаклей, HO ив
хорошей работе по организации зри-
телей. Решающее звено в этой рабо-
те—-уполномоченные театра ‘на пред:
приятиях.

Директор Театра им. Мукими в
Ташкенте т. Рахманов выделил упол-
номоченных для продажи билетов и
распределил их по предприятиям ro-
рода. В результате за первыё же 10
дней основная касса театра продала
билетов на 28 тысяч рублей, а упол-
номоченные—на 35 тысяч рублей.

Успех работы уполномоченных во
многом зависит от того, как широко
поставлена информация о спектаклях
театра. Тбилисские тёатры им, Марл-
жанишвили и им. Грибоедова более
чем вдвое увеличили количество рек.
ламных щитов по городу. Газеты (и
радно дают повседневную информа:
цию о их спектаклях.

Интересен опыт театров Латвий.
	«На родной земле». Художник Ф. Самусев.
	ЕР

ВЫЕ.

ШАГИ
	индивидуальной манеры,
а в отдельных случаях
даже какая-то странная
техническая робость.
Чувствуется, что моло-
дые авторы еще He

$

_И. ЕВГЕНЬЕВ
,

привыкли   можно

было

молодыми авторами при
сочинении романсов.
Сфера романса для них
более привычна. К тому
же при сочинении их
опираться на ве-
	излагать свои мысли просто, яено, без
	`технических ухищрений. И «Гвардеи-
	ский марш» А. Муравлева, и <Ганки-
сты в часы отдыха» С. Григорьева, F
«Походная шинель» Д. Генделева, и
«Возвращение солдата» A. Uyraesa
радовали иногда искренностью выра-
жения, иногда счастливо найденны-
ми мелодическими обликами. Но
ощущение творческой ` скованности,
робости не исчезало при слушании
их. Вероятно, причину этого надо ис-
кать в равнодушном, а иной раз и
высокомерном отношении студентов-
композиторов к массовым музыкаль-
ным жанрам вообще и к массовым
песням в особенности. И вполне ес-
тественно, что первые попытки овла-
дения этим отнюдь не легким жан-
ром оказались не вполне удачными.
Кабинетность, замкнутость, оторван-
ность от запросов народа—все это
годами  воспитывалось прежде в
молодых композиторах. И следы это-
го воспитания ощущаются до сих
пор. Сочиняя массовые песни, авторы
в большинстве случаев не сумели
проникнуться достаточно глубоко
необходимыми для сочиненич песен
простыми, сильными и яркими чув-
ствами. Природные — способности
большинства молодых композиторов
	и хороший вкус позволили им в
значительной степени избежать
«штампов». Однако творческая не-
	уверенность, а иногда и стилистиче-
ские неровности. мешают еще мно-
гим из них свободно мыслить в жан-
ре массовой песни, написать яркую,
	свободную и впечатляющую  мело-
quo.

Есть песни. -лишенные этих 4e-
	достатков. Таковы’ сосредоточённая
сурово- энергичная песня К. Молча-
нова, посвященная последним собы-
тиям в Греции, и бодрые приподня-
тые походные песни А. Холминова и
Г; Григоряна. Привлекают яркостью
своего национального облика, непо-
средственной связью с образцами
народной музыки песни киргизов
А. Малдыбаева и А. Тулеева. Олна-
ко общий удельный вес такого рода
произведений в программе концерта’
еще не. значителен.
	Меньше специфических трудностей
«освоения жанра» возникало перед
	ликие классические образцы. В боль-
шинстве случаев следование заветам
Чайковского, Римского-Корсакова и
др. привело к удачным результатам.
Теплые, лирические романсы А. Не-
стерова («Утес» на слова Лермонто-
ва. «Не средь волшебного ли сна» на
слова А. Толстого); задумчиво сосре-
доточенный романс Д. Генделева на
слова-А. Толстого «Бор. сосновый» —
свидетельствуют об этом достаточно
определенно. Лишь в двух романсах
М. Кусс чрезмерно. точное ‘использо-
вание стилистических приемов Рим-
ского-Корсакова ‘привело болыне к
ученическому пересказыванию, чем к
творческому усвоению.

Судя по исполненным вокальным
произведениям, для студенческих ра-
бот характерно отсутствие интереса к
полифоническим методам ` развития.
Этот упрек можно адресовать многим
романсам. В их фортепианной партии
элементы полифонии слишком. незна-
чительны. Тот же упрек в первую
очередь относится и к массовым пес-
ням. Почти все они написаны одного-
лосно. Фактура сопровождения’ их
также обычно лишена полифониче-
ских элементов. Лишь песни Холми-
нова и Григоряна предусматривают
хоровое и ансамблевое исполнение.
Но и тут использование приемов рус-
ской народной подголосочной поли-
фонии® играет второстепенную роль.
Это свидетельствует как о все еще
недостаточно  углубленном изучении
русской народной песни, так и 06
однообразии технических приемов в
работах многих студентов при сочи-
нении ими вокальной музыки.

Быть может, именно этой причиной
следует об’яснить и тот факт, что в
программе концерта было лишь одно
вокальное произведение более круп-
ной формы, развернутое, логично раз-
вивающееся ариозо Зои из одноимен-
ной оратории С. Григорьева.

Очевидно, что сейчас, наряду с
дальнейшим освоеннем жанра массо-
вой песни,  студенты-композиторы
должны углубленно работать над бо-
лее сложными. и развитыми вокальвы:
ми формами, Это поможет им быстрее
овладеть искусством написания  ши-
роких, естествённо льющихся напев:
ных мелодий, облегчит творческое
переосмысление методов сочинения.
	молодыми авторами при! инструментальных произвелений.
	В. рецензируемом: концерте некото-
	Сфера романса для них  рые из исполненных инструменталь-
	ных произведений привлекали искрен-
ностью и простотой, наличием ряда
положительных качеств. Достоинство
фортепианных пьёс Яхина — их ком-
позиционно-техническая зрелость.
	и Своеобразие татарских народных. ме-
	_JIOHHH хорошо сочетается В НИХ © иС-

пользованием композиционных мето-
дов русского и запалноевропейского
классического наследетва. Что ка-
сается скрипичных пьес Григоряна, то
в них чувствуются признаки незау-

‘рядного дарования. Об этом говорят:

прежде всего большой композитор-
ский темперамент проявляющийся и
в лирических и в танцовальных эпи-
зодах. При дальнейшей углубленной
работе над собой молодой автор до-

‘стигнет больших успехов.

Но. все это — частные достоинства

конкретных произведений Анализи-
руя же программу в целом, нельзя не
отметить, что она содержала‘ лишь
два крупных инструментальных прэ-
изведения: первую часть из сонаты
для скрипки с фортепиано К. Молча-
нова и фортепианные вариации
Д. Комнанейца.
° Первая часть ‘сонаты Молчанова
свидетельствует ‘о правильной твор-
ческой направленности ее автора.
Стилистические связи с лучшими тра-
дициями’ Чайковского и Рахманинова
можно только приветствовать. Цен-
ная черта дарования Молчанова —
открыто-эмоциональное высказывание
им своих мыслей, ясные лирически-
напевные мелодические образы, увз-
ренное ‘развитие материала. Правда, в
произведениях его не всегда ощу-
щается достаточная стилистическая
цельность, и моментами в них можно
отметить мелодраматизм.

Серьезные возражения вызывают
фортепианные вариации Д. Компаней-
ца. Бесспорно, автор овладел ‘нелег-
кой формой широко развитых драма-
тизированных инструментальных ‹вз-
риаций. Но мелодическое своеобразие
заменено в этих вариациях углова-
тостью мелодии, гармоническое с0-
провождение подчас неестественно,
Впечатляют больше внешние моменты
изложения, чем содержание и образы
музыки.

В целом концерт композиторского
отделения показал, что первые шаги
перестройки обучения молодых ком-
позиторов в Московской консервато-
рии уже осуществляются. Но шаги
эти пока еще слишком робки. ,