СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Спектакли и концерты к ` 31-й годовщине Октября
	предназначаются лучшие из программ,
подготавливаемых Московской эстра-
дой: «Всегда с народом» (литератур-
ная композиция по материалам био-
графии товарища’ Сталина) — испол-
нительница Л. Кэйранская, «Слово о
Родине» по роману Шолохова. «Они
ражались за ролину» — В. Сысоев,
«Флаг над сельсоветом» — Н. Пер-
шин, Политическая сатира С. Марша-
а — М. Веревкин.
	  1лавному управлению музыкальных
учреждений предложено в июле
провести совещание композиторов
Москвы, посвященное созданию ре-
пертуара к 31-й годовщине Октября.

Руководителей всех концертных
организаций Комитет обязал провести
на местах конкурсы исполнителей: но-
вых программ; проверка хода конкур-
сов возложена на Главное управле-
ние музыкальных учреждений, Управ-
ления и Комитеты по делам искусств
при Советах Министров союзных
республик. -
	Особое значение Комитет придает
художественному обслуживанию тру-
дящихся промышленных центров. Га-
строльбюро предложено обеспечить в
октябре-ноябре гастроли ведущих ма-
стеров искусств и музыкальных кол-
лективов в крупнейших промышлен-
ных центрах и на новостройках стра-
НЫ. $ . .
	Комитет по делам искусств при
Совете Министров СССР на’ заседа-
нии 24 июня обсудил вопрос о подго-
товке новых спектаклей и концерт-
ных программ к 31-й годовщине Ве-
ликой Октябрьской социалистической
революций.

С сообщениями выступили В. Пя-
менов, К. Саква, И. Чекин и М. Ба-
лакшеев.

К юбилейным лнам МХАТ ам.
	ставит _<«Зеленую es
ui. Театр —<Москов-

ский характер» А. Софронова и «Се-
мью пилота» Н. Погодина и В. Супо-
нева, Центральный детский — «Два
капитана» В. Каверина, Театр драмы-—
«Мать» М. Горького в инсценировке
Н. Охлопкова, Театр им. Ермоловой—
«Счастье» П. Павленко и С. Радзин-
ского, МТЮЗ— «Гастелло» И. Што-
Ka,   Центральный театр Советской
Армии--<«На той стороне» А. Баряно-
ва‚ Центральный театр. транспорта—
инсненировку «Хождения по мукам»
	А. Толстого, написанную И. Судако-
	вым.
Ленинградские зрители увидят в

Большом ~ драматическом театре
«Враги» М. Горького, в Но-
вом театре — «Юность отцов»

Б. Горбатова в Драматическом
—«Счастье» П. Павленко и`С. Рад-
зинского, им. Пушкина — «Крылья»
И. Бражнина. й
	Новые книг2и
	БУНИН М. С. Стрелка’ Васильев-
ского острова. «Искусство» (Архи-
тектурные ансамбли Ленинграда). 68
стр., 14 листов иллюстраций. Цена
8 р. 50 к.

ГОЛДОВСКИЙ Е. М. Формы и
размеры кинозала. Госкиноиздат. 212
стр. Цена 13 р. 50 к.

Горьковский альманах. Год 1946.
Всероссийское театральное общество.
304 стр. Цена 20 руб.
	КАЛТАТ Л. Н. П. Иванов-Радке-
вич. Союз советских композиторов.
(Популярная серия «Композиторы
	СССР»). 16 стр. Цена 1 руб.

ГРЕМИСЛАВСКИЙ И. Я. Теат-
ральный парикмахер. Сценическая эк-
спериментальная лаборатория при
МХАТ СССР им. Горького. 64 стр.
Цена 5 руб.
	В ТРЕТЬЯНОВСНКОЙ ГАЛЛЕРЕЕ
	Государственная Третьяковская
галлерея недавно провела в ремес-
ленном полиграфическом училище
3№ 3 цикл лекций на тему: «Русские
художники-реалисты и творчество
И. Репина». Учащиеся, прослушавшие
‘этот цикл, выступят 30 июня с: док-
ладами о произведениях И. Репина
на первой конференции учеников и
педагогов ремесленных училищ, со-
	зываемой Третьяковской галлерееи.
		Остальные драматические театры
Москвы и Ленинграда еще не сдела-
ли окончательного выбора пьесыдля
юбилейной постановки.
	Комитет по делам искусств обязая
Уководителей театров поручить по-
тановку юбилейных спектаклей ос-
овным режиссерам и художникам,
аняв лучшие актерские силы театра,

указал, что подготовка и выпуск
ктябрьских премьер должны послу-
‹ить средством повышения всей
дейно-хуложественной работы теат-
а и поднять на более высокую сту У;
енъ его художественную культуру.
	Юбилейные премьеры должны быть
показаны зрителям с 5 но 15 ноября.
	Широко отметят 31-ю годовщину
Октября концертные — организации.
Наряду с исполнением `новых произ-
ведений советских композиторов бу-
дут проведены литературные вечера и
специальные лекции-концерты.
	Готовятся разнообразные по ‘тема-
тике и жанрам концертно-эстрадные
программы. `В“ репертуар’ включены
новые произведения `М. Светлова,
Н. Адуева, В. Масса, Н. Эрдмана,
песни, написанные композиторами
А. Новиковым, Б. Мокроусовым,
Е.  Жарковским, M. Baantepom,
Ю. Милютиным и др.
	К исполнению в праздничные дни
	В ЦЕНТРЕ СОЩИАЛИСТИЧЕСНОГО
ДОНБАССА _
		Многие советские ху:
дожники сейчас ` работа-
ют над созданием  пор-
третной галлереи знат-
ных людей трудового
фронта. Скульптор В.
Павлов недавно  закон-
зил ‘скульнтурный бюст
знатного забойшика Дон-
басса, Почетного Шах-
гера Е. Петченко.

Ежедневно в течение
двух недель в мастер-
ской скульптора позиро-
вал знатный  забойщик,
специально вызванный
из Донбасса.

К Всесоюзному дно
шахтера бюст будет от-
лит в бронзе для уста-
новки в Доме wiaxTep?
ям. С. Орджоникидзе
в городе Ровеньки Во-
рошиловградской — обла-
сти. По заданию Коми-
тета по делам искусств
	при Совете Министров
СССР к предстоящей
Всесоюзной — художест-
	венной выставке В. Пав-
лов готовит портрет Пет-
ченко, который будет
выполнен в камне.
	С 23 мая по 10 июня народный артист СССР И. Козловский провел
гастрольные выступления в Донбассе. Он принял участие в спектаклях
Театра оперы и балета в г. Сталино, на сцене которого выступил в оне-

`рах «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Риголетто», «Травиата» и «Де-
мон», и кроме того, дал четыре. концерта. - -
	‚ Козловскии поделился CBOMME
°

можности включать в репертуар про-
изведения, более соответствующие
	людским и творческим силам коллев-
тива, и необ`яснимое отсутствие твор-
ческой помощи театру, как и. чуткого
внимания к нуждам и запросам его
коллектива со стороны Комитета по
делам искусств УССР: В результате
работа над новыми спектаклями идег
неровно, костюмы, например, бывают
иногда готовы чуть ли не к генераль-
ной репетиции и актеры осваивают
их, полностью вживаются в образ уже
на первых спектаклях. Все это, разу-
меется, снижает творческую требова-
тельность исполнителей к себе и по-
вседневную борьбу за высокое каче-
ство коллективного творческого тру-
да.

Непосредственное знакомство ‘с ра-
ботой крупного периферийного опер-
ного коллектива убедило меня также
в том, насколько необходимо решить,
наконец, ряд вопросов, имеющих су-
щественное значение для всех музы-
кальных театров страны. Это относит-
ся, в частности, к такой важной проб-
леме, как пересмотр высоты нашего
камертона. Общеизвестно, что Hate
пение—на тон выше, чем это было сто
лет назад, В результате развития гех-
ники оркестра диапазон валторны, нз-
пример, сейчас неизмеримо больше, чем
он был во времена Глинки, Глюка,
Бетховена, так же, как диапазон
флейты, кларнета и других инструмен-
тов. Они эффектно звучат на высо-
ких нотах, и в связи с этим компози-
тор охотно ведет мелодию, вверх. А
это тянет вверх и’ все звучание певче-
ской массы — солистов и хора. Но
ведь человеческий организм, если и
видоизменяется. то крайне медленно и
уж, во ‘всяком случае, голосовые дан-
ные артиста-не расширились настоль-
ко, чтобы успешно соревноваться с
беспредельными возможностями раз-
вития оркестровой техники.
	Установление определенной, единой
для всех музыкальных коллективов
страны высоты камертона положит ка-
кие-то разумные пределы стремлению
к неоправданно высоким звучаниям.

Надо также серьезно подумать 06
охране наших вокальных кадров. Что-
	бы сохранить продолжительноесть и
качество звучания голоса, надо строго
	соблюдать существующие. нормы вы-`
	ступлений и не обременять артистов
концертной деятельностью. Это не
учитывают в Сталино, где оперный
театр работает 11 месяцев в году,
причем одновременно артисты учает-
вуют в большом количестве концер-
ТОВ.
	Не только Сталинский театр, но и
многие оперные театры страны иепы-
тывают острый недостаток в квали-
фицированных вокальных кадрах. Это
обязывает подумать о расширении и
улучшении дела их подготовки. Сей-
час на тысячи выпускников му-
зыкальных училищ и консерваторий
приходится десяток вокалистов. Это
очень мало. А ведь среди нашей
одаренной молодежи в самодеятель-
ных кружках, народных хоровых кол-
лективах можно найти хороший. мате-
	риал для подготовки полноценных
певцов.
	Пужно оказать максимальную под-
держку Центру музыкальной куль-
туры. Донбасса — Сталинскому теат-
ру оперы и балета. Нужно, в частно-
сти, дать возможность ему, как и дру-
гим театрам Донбасса, выступить в
крупнейших центрах страны, изучить
и использовать опыт наших лучших
оперных и драматических коллекти-
вов. Такой обмен опытом будет спо-
собствовать обоюдному росту и еще
более вдохновенному творческому
труду.
	В беседе с нашим сотрудником И. Козловский поделился
		впечатлениями об этои поездке.

©
	_=—- Радостно сознавать, что бывшая
Юзовка, вотчина английского Капита-
листа Юза, за годы советской вла-
сти превратилась в прекрасный го-
род Сталино, пентр высокой индуст-
риальной и духовной культуры соци-
алистического Донбасса.
	Архитектурная планировка горола,
его здания, его великолепный театр
являются прекрасным внешним выра-
жением этой культуры.
	Выступления на сцене Сталинского
театра доставили мне истинное удо-
вольствие. В спектаклях, в которых
мне довелось участвовать, я видел
	большое мастерство его создателей и.
	артистов. Это прежде всего относит-
ся к В. Дементьевой (Виолетта), Ф.
Корешникову (Онегин), Т. Собецкой
(Татьяна), Г. Жиц (Няня, она же, как
гласят отзывы, блестящая Кармен).
Хороши С. Шехов (Гремин, он же кра-
сочный Мельник в «Русалке»), A
Стальниченко — Трике и обаятельный
Гастон в «ТГравиате», Е. Родионова
(Няня). Следует отметить также ис-
‘полнение А. Коробовым партии Риго-
летто, К. Полольскую в партии Яро-
славны, исполнительниц партии Оль-
ги_Е. Васильеву и А. Гурьеву и та-
ких талантливых артистов, как бас
Собиниы, лирико-драматический Те-
нор- П. Рише.
	Б оркестре театра-есть хорошие со-
листы — виолончелисты,  скрипачи,
флейтисты, квалифицированные пер-
вые тромбоны, трубы, великолепно
слаженный квартет. Возможно, что
для таких больших спектаклей, как
«Князь Игорь», и следовало бы до-
полнить количество артистов оркест-
pa, HO это не умаляет бесспорных
достоинств его наличного состава,
Нормальному звучанию оркестра спо-
собствует то, что строители- театра
г. Сталино правильно  спланировали
размеры и высоту оркестровой ямы.
Здесь не нарушены, в угоду гиганто-
мании, необходимые звуковые соот-
ношения, как это, к сожалению, име-
ет место почти во всех опервых те-
атрах Союза — и новых, и старых, в
которых расширяли оркестровую яму
даже за счет удаления нескольких
рялов ‘оёртега.
	Балетная труппа театра создана
	здесь же Ha месте своими. си-
лами. Упорный многолетний труд
дал блестящие результаты:  по-
	ловецкие пляски в «Князе Игоре»,
отдельные номера в украинском бале-
тё «Лилея», которые мне довелось
увидеть, — восхитительны.
	Опытные и знающне сасэ лело ди-
рижеры Л. Гискин° и Е. Шехтман
взволнованно и уверенно ведут спек-
такли. Осмысленная и вВыдержанная
не стилю режиссура А. Варламова
(«Онегин») и А. Здиховского («Риго-
летто», «Травиата», «Князь Игорь»),
хорошее, напоминающее — традиции
певцов украинских степей, чистое
звучание хора, небольшого, но замеча-
тельного по качеству, старательная и
удачная работа хормейстера Л: Шпо-
лянского, балетмейстера Гиртман, как
и художников Э. Ляхович и С. Стена-
нова — все это свидетельствует о на-
личии крепкого, слаженного оперного
коллектива, способного решать серь-
езные творческие задачи.
	Однако сегодня этот коллектив,
располагающий и квалифицированны-
ми -певцами, и хорошими музыканта-
ми, и талантливой режиссурой, рабо-
тает не в полную меру своих творче-
ских возможностей. Его спектакли —
на уровне, обычном для многих наших
периферийных театров. Причин тому
много: и недостаточность людского
состава — солистов, хористов, орке-
странтов, и затруднения с получением
нотных материалов, что лишает воз-
	Скульптурный портрет Е.
	редакцию
	работы В. Павлова
	Петченко
		Улучшение работы
	Украины
				руку лишь незадачливому арлитекто-
ру. Но если здание построено по хе-
рошо продуманному и выполненному
проекту, — честь и хвала’ его автору.
Его имя должно стать известным,
	`Вношу предложение: на всех круп-
ных зданиях, возводимых в стране,
обязательно устанавливать памятные
доски с указанием года постройки,
автора проекта — архитектора и ин-
женера-конструктора, а также руко-
водителя строительства.
	Инженер Вс. ТИХОМИРОВ
г ТАЛЛИН.
		Каждая выходящая в свет книга,
каждое произведение музыки, кино,
драматургии и скульптуры носит имя
своего автора. Нет безыменных ро-
манов, кинокартин, пьес и статуй:

Однако произведения архитектуры
— общественные и бытовые здания—
лишь в редких случаях носят имя
своего автора. Если. какой-либо жи-
лой дом или театр. детский сад илн
больница, баня или фабричный кор-
пус не блешут своими  архитектур-
ными достоинствами (а. таких зда-
ний у нас, к сожалению, немало),
умалчивание имен их создателей на-
	Работники кинофикации Советской
Украины добились за два месяца —
апрель и май — серьезных успехов.
Посещаемость кинотеатров и особен-
но сеансов кинопередвижек значи-
тельно возросла. В мае количество
зрителей, посетивших  киносевансы,
увеличилось против января вдвое. Ки-
носеть Украины, разрушенная немец-
ко-фанистскими захватчиками, He
только ‘восстановлена, но и. значи-
тельно превысила довоенный уровень.

Опыт украинских работников кино-
фикации заслуживает. внимания. Ки-
номеханики и директоры театров в ря-
де областей Украины стремятся как
можно лучше выполнить постановле-
ние правительства‘. об улучшении
кинообслуживания населения. Органи-
зована культурно-политическая ра-
бота в кинотеатрах, в особенности
сельских. Здесь «проводятся - много-
численные лекции, беседы, док:
лады, демонстрации световых газет
на местном материале. Украинские
работники кинофикации на деле до-
казали, что число кинотеатров. может
быть увеличено и без значительных
затрат. Так, в Харькове силами работ-
ников кинофикации и с помощью об-
щественности при минимальных рас-
ходах создан большой летний кино-
театр на 1.000 мест. Заканчивается
создание подобных же кинотеатров в
Одессе и других городах, /

Хорошую инициативу проявили ки-
	ноработники Винницкой области. Еще
в прошлом году они на базе местных
	сельских гидроэлектростанций от-
крыли 100 новыхзкинотватров: В. этом
году они выстулияй инициаторами

сооружения сельских кинотеатров ме-
	тодами народной строики. Этот почин;
	поддержанный Винницким обкомом
ВКП(б) и Министерством кинемато-
графии УССР, подхвачен сейчас в
других областях. ‘КАетодами народной
		стройки на Украине в нынешнем году
будут сооружены многие десятки
новых сельских кинотеатров.

На первое место в соревновании за
лучшее обслуживание населения вы-
шле Сталинское областное управле-
вие кинофикации (начальник т. Шмат-
ко). Хорошо работают также управле-
	‘ния кинофикации Одесской, Хереон-
	ской, Николаевской и Кировоград-
ской областей: Майский план они вы-
полнили на 130—140 процентов. Боль-
	‘ших успехов добились механики перз-
	лвижек Киевской области. Из 92 сель-
	ских. кинопередвижек здесь 90 выпол-
		нили майский план на 150—300 и более
процентов.

Сейчас работники кинофикации
Укранны готовятся к кинообслужива-
нию колхозников в дни уборки уро-
жая. В июне—августе будут введены
в эксплоатацию 250 новых киноуста-
новок. Кроме того, для обслужива-
ния колхозников непосредственно в
полевых станах, на токах и в пунктах
хлебосдачи создается 50 киноперг-
движек на. автомобилях.

В соревновании с киноработниками
РСФСР кинематографисты Украины
вышли на первое место. Опыт украин-
ских работников кинофикации должен
быть перенесен в другие республики
Советского Союза. Однако прежде
всего опыт должен быть освоен всеми
украинскими киноорганизациями, ве-
дающими работой по — обслужи-
ванию зрителя. До сих пор и на
Укранне есть области, в ко-
торых кинообслуживание поставлено
слабо. Не выполняют своих планов
управления кинофикации Житомир-
ской, Волынской, Каменец-Подоль-
ской и некоторых других областей.
Даже в самом Киеве, где, казалось
бы, работа киносети. должна быть об

аа план кинообслуживания не
выполняется.
	НА ГАСТРОЛИ В МОСКВУ
	6 июля на основной сцене МХАТ
им. Горького начинаются гастроли Бе-
лорусского государственноге  тзатра
им. Янки Купалы.

Гастроли откроются спектаклем,
удостоенным Сталинской премин,—
«Константин Заслонов».  Постанозка
К. Санникова, художник 3. Азгур: В
главных ролях выступят Г. Глебоз,
И. Жданович, Б. Платонов.

На основной сцене МХАТ Бело:
русский театр даст 10 спектаклей, 1
затем будет играть в филиале МХАТ.
	`$3 Сегодня в эстрадном театре «Эрмитаж»
премьера второй программы — выступает Госу-
дарсгвенный джаз-оркестр РСФСР пол управ:
лением и_ при участия Л. Утесова. Солисты
Э. Угесова, А. Ревельс, В. Новицкий, Н. Сз-
мошников и Ф. Сергеев, В программу джаза
включены наиболее популярные песни В. -Со-
ловьева-Седого, А. Новикова, Б. Мокроусова,
М. Дунаевского, М. Блантера н др.
	$3 Из Москвы в Хельсинки выехала на гаст-
роли труппа советских артистов. Среди них го-
сударственный ансамбль танца Грузии под руко-
водством И. Сухишвили и Н. Рамишвили и ряд
видных мастеров столичной эстрады и цирка —
Р. Калачева, М. Птицын, трно Лаврентьевых,
Ф. Савченко, Каран д’Аш, братья Яловые и др.
Советские артисты булут выступать в Хель-
синки и других горолах Финляндии в течение
месяца. `

С] В выставочном зале Союза советских ху:
дожников 1 июля откроется посмертная выстав-
ка ‘рабо: Вл. Соколова, на которой  булет
прелставлено до 300 экспонатов — живопись,
рисунок, гравюра.

< 23 июня пьесой С. Маршака «Двенадцать
месяцев» Московский театр юного зрителя на-
чал спектакли в Центральном парке культуры и
стдыха им. Горького.
	€3 Комитет по делам искусств при Советё
Министров СССР утвердил редакционный совет
Государственного музыкального издательства. В
состав совета вошли; Б. Асафьев, А. Больше-
менников, М. Гнесин, Е. Гнесина, В. Городин:
ский, И. Дунаевский, Е. Катульская, С. Козо-
лупов, К. Мострас, Ю. Шанорин, А. Шавер-
дян, М. Гринберг, А. Ямпольский, Б. Мокроу-
сов, Ю. Келдыш, В. Герчик, Н. Иванов-Радке-
вич, М. Иорланский, А. Карцев, 3. Левина,
Т. Ливанова, М. Румер, В. Рунов.

{3 30 нюня спектаклями «Лебединое озеро» я
«Дубровский> заканчивается сезон в Большом
театре СССР н его филиале.

< При Московском профессиональном Комя-
тете драматургов организована комиссия музы-
кальной лраматургии (опера, оперетта, балет) в
сеставе: С. Городецкий (председатель), Э. Ив:
пировский, Г. Шилов, И. Рубинштейн, В. Мни-
ханлор ВР Крах.
			90 июня в Москву впервые приез-
жает коллектив Ленинградского те-
атра им. Ленинского комсомола во
главе с его художественным руково-
дителем Н. Чежеговым.

1 июля спектаклем «Два капи -
Tana» В. Каверина и 3. Юдкевича
театр начинает свои гастроли в по-
мещении Музыкального театра им.
К. Станиславского и Вл. Немирови-
ча-Данченко. Спектакль поставлен
режиссерами Н. ‘Чежеговым и 3. Юд-
кевичем.
	&3 Из поездки в Чехословакию и Польшу
возвратились в Москву композиторы Ю. Ша-
порин и Т. Хренников, музыковед Б. Яру-
стовский, дирижер К. Иванов и пианист Э. Ги-
лельс. Ю. Шапорин, Т. Хренников и Б. Яру-
стовский приняли участне в Международном
с’езде композиторов, который происходил в
Праге. Концерты К. Иванова и Э. Гилельса с
успехом прошли в Праге, Варшаве‘и Кракове.

июля второй зстралный ансамбль Моз-
ковской Государственной эстрады покажет свою
новую программу в постановке А. Алексеева в
Центральном доме работников искусств. Затем
ансамбль начнет свои выступления в парках стэ-
лины,

{3 4 июля Малый театр заканчивает ‘сезон на
основной спене спектаклями «Волки и овцы» (ут-
ро). «Правла хорошо, а счастье лучше» (вечер).

$9 Театр сатиры с 1 по 11 июля будет да-

в? сжелисвиые параллельные спектакли в по-
мещении Театра им. Ленинского комсомола, с
12 июля — в московских парках.

$9 Театр драмы заканчивает сезон 929 июня
спектаклем «Ромго и Джульетта».

< В Большом зале Московской консерватория
29 июня состсится выпускной концерт учащихся
Центральной детской музыкальной школы. Шко-
лу заканчивают 29 юных музыкантов, срели ко-
торых скрипач И. Безролный, занявший в про!и-
лом году первое место на Международном
фесливале в Праге.
	$4 В Московском театре оперетты состоялогь
150-е представление оперетты «Моя Гюзель» в
постановке Г. Ярона. Бессменный иеполнитель
роли Якова — С. Аникеев: -

<3 Московский Камерный театр заканчивает
сезон 27 июня и выезжает на гастроли в Таллин,
гле будет играть весь июль.

$3 Музей Академни архитектуры СССР or-
крыл в парке культуры и отдыха: им. Дзержин-
ского архитектурную выставку. Выставка состо-
HT 43 двух разделов: «Советская архитектура
за 30 лет» и «Архитектура Москвы».

< Сегодня в Центральном доме работников
искусств состоится отчетный концерт. выпуск:
ников ` Госупавственного  музыкально-пелагоги-
ческого института им. Гнесиных. Вступительное
слово скажет руководитель института Е. Гче-
сина. 5х
				ПО СЛЕДАМ НАШИХ МАТЕРИАЛОВ
	„Почему в Узбекистане закрывают детские театры?
	Под таким заголовком в «Совет-
ском искусстве» 5 июня 1948 года
была напечатана корреспонденция, в
которой сообщалось о том, что в Уз-
бекской ССР ликвидируют детские
театры. Из девяти тюзов и детских
театров сейчас остался один, который
тоже под угрозой закрытия.
	Коллегия Управления по делам ис-
кусств при Совете.Министров УзССР.
обсудив корреспонденцию «Почему в
Узбекистане закрывают  театры?».
	признала изложенные в неи факты
правильными. В своем решении  кол-
легия отмечает»
	1346 года) с целями японского реак-
ционного правительства, нашлись и
запасы совершенно дефицитных маге-
риалов. Оказалось, что. японская во-
енщина во. время капитуляции не
только сожгла все секретные доку-
менты, не только спрятала в подзем-
ные тайники больншюе. количество ору-
жия, боеприпасов. н обмундирования,
но и сохранила предусмотрительно в
секретных складах огромные запасы
пленки и других киноматериалов. Да-
же по официальным данным штаба
Макартура пленки, обнаруженной в
тайных складах в 1946 году, было
достаточно на целый год работы
японской кинопромышленнссти.

В конце 1946 года силы реакции в
японской кинематографии, поддержан-
ные американскими. оккупационными
властями, перешли в открытое насту-
пление против всякого проявления
демократических тенденций. Одновре-
менно с прямыми репрессиями протзв
профсоюзного движения были выпу-
щены фильмы, идеализирующие несу-
ществующий «социальный мир и по-
рядок» в послекапитуляционной Япо-
НИИ.

Трудовой японский народ хороше
знает, что японские офицеры вына-
шивают” идеи реванша, об’елиняются
в тайные общества и ведут подрыв-
ную деятельность на черном рынке.
Ими ‘руководят ‘видные генералы
и адмиралы бывшей ‘японской армии и
флота. Достатечно”указать на один
факт. Специальная парламентская ко-
миссия, созданная ‘для расследования
дела о тайных складах, сообщила, что
военщина располагает в настоящее
время вооружением и материалами на
сумму в 100 млрд. иен. Японская пе-
чать переполнена сообщениями о де-
ятельности так называемого «тайно-
го правительства» бывших. офицеров.

В 1947 году в японской кинопро-
мышленности вновь имели место заба-
стовки. Представители прогрессивной
интеллигенции пытались создать’ соб-
ственные кинокомпании и студии,
но не добились успеха. Все матери-
альные ресурсы попрежнему остались
	в руках тех же Циоцику, Дайей и
Тохо. Арест японской полицией 82
лидеров профсоюза работников кино
	_и театров не сломили борьбу. В апре-
ле нынешнего года вновь началась
массовая забастовка`в кинопромьзн-
ленности. Свыше тысячи актеров, ак-
трис, режиссеров и сценаристов про-
вели 19 апреля массовый митинг в
Сибуя (Токио): К ним  присоедини-
лись также бастующие железноло-
рожники. Выступавние на › митинге
японские деятели киноискусства рас-
сказывали рабочим, в каких тяжелых
условиях живет японская интеллиген-
ция. Месячного заработка кинорежис-
	«Детские театры Узбекистана иг-
рали значительную роль в воснитании
школьников. Но из-за недостаточного
внимания к их деятельности. со сто-
роны городских и областных отделов
искусств, а также Управления по де-
лам искусств, деятельность тюзов
пришла в упадок».

Намечены мероприятия по улучше-
нию художественного обслуживания
детей. На материальной базе бывших
детских театров булут созданы но-
вые творческие коллективы. Для об-
служивания детей будут приглашены
высококвалифицированные актеры а
режиссеры.
			«Народные мстители». Автор —
скульптор М. Манизер. (Всесоюз-

ная выставка «ХХХ лет Воору-
женных Сил СССР»).
	— ПОСЛЕВОЕННАЯ ЯПОНСКАЯ
	Бо время войны ва Гихом океане
японская кинематография была полно-
стью сосредоточена в руках трех
компаний—Циоцику, Тохо и late.
Эти компании являлись филиалами
крупных промышленных концернов
дзайбацу.

Государственный контроль над
деятельностью кинематографии осу-
ществлялся введенным еще в 1938 го-
ду законом о. киноцензуре. Для более
эффективного использования Кино
в ‘военной пропаганде  правитель-
ство преступника Тодзио создало,
кроме того, специальную  контроль-
ную ассоциацию Ейга Кося. В ее фун-
кции входило распределение необхо-
димых материалов, утверждение сце-
нариев и распространение ` готовых
фильмов как внутри, так и вне стра-
HEI.
	Деятельность Ейга Кося служит
примером того нрямого’ участия япон-
ских финансово-промышленных маг-
натов в государственном управлении.
которое сейчас так стремится завуа-
лировать американская пропаганда.
Директорат Ейга Кося состоял из
крупных чиновников везлесущего ми-
вистерства внутренних дел и руково-
дителей трех названных вьине комна-
‘ний. Его решения имели. силу адми-
нистративных инструкций и распоря-
жений. Их выполнение было. обяза-
тельным для любого лица или прел-
приятия, имеющего какие-либо связи
с кинематографией. Компания Ейга
Кося, с олной стороны, обеспечивала
правительству ‚участие кинопромыш-
ленников в военно-шовинистической
пропаганде и, с другой, закрепляла
за определенной группой дельцов,
связанных с  финансово-промышлен-
ными монополистическими  группамя.
исключительные привилегии в кине-
матографии.
	Безраздельное господство монопо-
листического капитала, политический
контроль со сторовы тайной полиции,
глубоко укоренившиеся кастовые ао-
рядки во взаимоотношениях между
прелпринимателями и работниками
кинематографии, лишавшие каких бы
	To ни было прав сценаристов, режис-
	серов и актеров, —таковы были AO-
рядки в японском кино. Понятно, чте
после капитуляции особенно остро
стал вопрос о демократизации япон:
ского кино, ликвидации монополи.
стического владения кинематографией
и об отмене всякого политического
контроля.
	502058.
	ен, которая уже в первые дни окку-
пации Наводнила страну. Убедившись
в действительных намерениях амери-
канских «демократизаторов», профсо-
юз работников кинопромышленности
в декабре 1945 года вынес решение
собственными силами -приняться за
осуществление демократизации и вос-
становление национального — кино.
Профсоюз компании Тохо первым на-
чал забастовку. Он требовал не только
повышения зарплаты и улучшения ус-
ловий работы, но и удаления и наказа-
ния военных преступников, сотрулни-
чавших в кинематографии с кликой
Тодзио, участия профсоюза в управ-
лении кинокомпанией и независимо-
сти режиссеров и актеров от ее ли-
ректората. Эта забастовка продолжа-
лась до’ апреля 1946 года.
	Во время забастовки профсоюз То-
хо взял в свои руки управление ком-
панией. Собрав необходимые средст-
ва, он создал несколько художест-
венных и документальных кинофиль-
MOB, разоблачавших японскую  воен-
щиву, бюрократию и дзайбацу. Один
из этих фильмов, «Пять мужчин из
Токио», в ярких сатирических крас-
ках разоблачающий деятельность
японских правителей, пользуется
болыной популярностью й поныне.
	Репрессии штаба Макартура против
профсоюзов, начавшиеся в связи с
об’явленной на 1 февраля 1946 года
всеобщей забастовкой, напугали не-
устойчивую часть интеллигенции. Это
позволило японским киномагнатам от-
вётить на справедливые требования
профсоюза массовым увольнением сне-
наристов, режиссеров, ‘актеров и ра-
бочих, принимавших активное участие
в забастовках. .
	Песмотря на это, в процессе‘ ста-
чечной борьбы видные деятели япон-
ского кино—актриса Акаги Ранко и
актёр Асада Кендзо, режиссеры Камэн
Фумио и Сэкигава Хилэо, сценарист
Ямагата Масаки—в ответ на макарту-
ровские репрессии вступили в ряды
японской коммунистической партии.
Был также создан единый профсоюз
работников кино и театров, вошедший
в об’единение прогрессивных профсо-
юзов страны—Конгресс  производст-
венных профсоюзов. Е
	После того. как действительные це-
ли американской оккупационной‘ поли-
тики прояснились и совнали (как зая-
вил американский представитель на
Союзном Совете для Японии в июле
			‚сера, например, достаточно всего лишь
на 8 дней скудной жизни. Эта новая
‚волна.-стачек в. кинопромышленности
показывает, что демократические тев-
денции в японском кино с каждым
днем усиливаются. d
	‚ Общее. реакционное ны
‘американской политики, огром
‘прилив голливудских ЕР
	‘Фильмов, импортируемых — америказ-
‘ской компанией Мошен Пикчер Эк:
счендж, изгнание из японской KHHe-
_матографии прогрессивных режиссе-
‘ров, сценаристов и ‘актеров,  восста-
новление в прежних правах военных
престунников, вычищенных в первые

‚Дни оккупации, —все это имело пагуо-
	‘весе -влияние на содержание и худо-
жественные качества японских филь-
‘мов 1947 года. Из всех японских
фильмов, выпушенных в 1947 году,
трудно найти хотя бы один, который
решал бы какую-либо серьезную про-
блему современной Японии.

Большинство картин прошлего гола
—это или крикливые и небрежно по-
ставленные «ревю» (Циоцику—«Но-
воголняя песня»), или гангстерские
(Дайей—«Семь лиц»), или же эрств-
ческо-приключенческие типа «Люло-
ед-великан из Эло».

На японских экранах появилось не-
сколько советских кинофильмов. С
первых же дней демонстрации они
пользуются огромной популярностью
среди широких масс японского наро-
‘ла. Когда, например, в кинотеатре
Ниппов Гекидзе демонстрировался со-
ветский фильм «Физкультурный па-
‘рад’ 1946`г.». администрация кинотеат-
ра по требованию зрителей вынужде-
на была удалить из зрительного зала
все скамьи и стулья, увеличив этим
его вместимость примерно в пять раз.
Это. однако, не решило вопроса.» и
желающие посмотреть фильм  требо-
вали введения дополнительных ноч-
ных сеансов. Подобные случаи име-
ют место везде, где только появля-
ются советские фильмы, хотя реак-
ционная японская пресса все время
пытается замолчать даже факт появ-
ления нескольких советских фильмов
в Японии.

Японская реакционная критика про-
бует об’яснить низкое художествен-
ное качество новых японских филь-
мов погоней кинопромышленников за
прибылью. Но на самом леле преобла-
дание ревю, гангстерских и эротиче-
ских картин, чуждых национальному
искусству, об’ясняется не чем иным,
как попыткой отвлечь японский народ
от борьбы за демократизацию страны.

Японская кинематографня, таким.
образом, попрежнему осталась в ру-
ках представителей монополистиче-

ского ванигала, которые верно слу-
жат своим заскеанским хозяевам.
		—16`июня 1948 г. после тяжелой бо-
пезни скончался архитектор Лев Вла-
димирович Мелеги. Советская архи-
тектура понесла тяжелую утрату —
ушел H3 жизни талантливый зодчий,
	JMR => авазан талапфтаввьй SOASHH,
полный жизненной и творческой энер-
  гии. По окончании курса в Академии
  художеств в Тбилиси в 1930 г. Лев
Владимирович проявил свою яркую

ежиссе-
восста-
военных
первые

~ те:
	‘^лудожественную индивидуальность в
	ряде построек (дом отдыха в Цагве-
	ри, жилые дома в 1билиси, клуб в
г. Минске, санатории в Цхалтубо
		  мслодых советских зодчих, работая
до последних дней доцентом кафед-
ры проектирования жилых и общест-
’ венных зланий Московского архи-
  тектурного института.
	Все мы, знавшие Л. В. Мелеги в
работе и в жизни, навсегда будем
хранить в сердцах своих незабывае-
мый и цельный образ Замечательного
человека, художника и гражданина.
	К. Алабян, А. Шусев, Н. Колли,
Н. Былинкин, И. Рыльский,
В. Кокорин, Г. Бархин, В. Кропо-
тов, Б. Блохин, Ю. Савицкий,
М. Синевский, Ю. Емельянов.
С. Сатунц, А. Буров и др.
	венный редактор), А. А. СУРОВ,
А. ГЕРАСИМОВ. В. В ШУРАРПЕВ
		И. ОРЛОВ
>
	Известно, что 16 октября 1945 голз
из штаба Макартура вышла директива
японскому правительству о роспуске
Ейга Кося и восстановлении так на-
зываемой частной инициативы в Кине-
матографии. Прогрессивной ичтелли-
генцией страны она вначале была вос-
принята как действительное HaMepe-
ние американских оккупационных вла-
стей провести в жизнь принципы Пот-
	сдамской : декларации в области кине-
	матограшии.
		Опытный и требовательный нпеда-
ror, Лев Владимирович много лет
своей жизни отдал делу воспитания
		Релакциенная КОЛЛЕГИЯ
	Вскоре после этого штаб Макартура
опубликовал список японских филь-
мов, подлежащих конфискации, как
проповелующих милитаристические
идеи. Но в этот список были включе-
ны только и с антиамерикан-
ским содержанием. А огромное боль-
шинство. кинокартин военного време-
Ни, гле на все лады. воспевались илеи
разбойничьего бусидо и восхвалялась
императорская система власти, оказа-
лось допущенным к демонстрации но
всей стране.

Японская кинематография во время
войны понесла, как это ни странно,
сравнительно больший ущерб, чём лю-
бая другая отрасль японской промыш
ленности. Воздушными налетами: аме-
риканской авиации было ‘уничтожено
свыше 80 проц. одних только KHHO-
театров. Производство. пленки, кино-
аппаратуры и химикалий после  капи-
туляции совершенно прекратилось.
Но, несмотря на это, неоднократные
просьбы профсоюзов кинопромышлен-
ности об импорте пленки’и других де-
фицитных материалов были оставлены
штабом Макартура без всякого вни-
мания. Руководитель киносекции шта-
ба оккупационных войск Браун, яв-
лявшийся по совместительству торго-
вым представителем ряда ‘голливуд-
ских фирм, потребовал, чтобы японцы
полностью предоставили 50 прок
уцелевших кинотеатров для демон-
страции американских фильмов. HU
это в то время, как остальные кино-
театры страны уже уделяли 50 проц.
своего рабочего времени голливуд-
ской продукции. Стало ясно, что аме-
риканские дельцы беспокоятся не о
помощи кинопромышленности - Яво-
нии, а только о закреплении японско-
го рынка за голливудской продукци-
	В. Г. ВЛОВИЧЕНКО (ответственный
	М.
	Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦКИЙ, А. И. ШАВЕРЛЯН.
	ГОСУДАРСТВЕННЫЙ мМУЗы
	ИНСТИТУТ имени ГНЕСИНЫХ
	ОБ‘ЯВЛЯЕТ ПРИЕМ СТУДЕНТОВ
	Фортепианный.
Вокальный.
	на 1948-49 учебный
	год на Факультеты:
	КАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЯ
	Орь`стровый (отделения струнных и д
Историко-теоретико-композяторский.
‘1 -

уховых инструментов).
	Дирижерско-хоровой.

Принимаются лица в возрасте от 17
среднее — в обеме 10 классов спелньз .
	рее B 00 еме 10 классов средней школы и
ного училища или музыкальной школы-десятилене
wet
	Для поступающих на вокальный
данных, постаточно иметь образование

Приемы заявлений с 20-
		до. 35 лет, имеющие образование: общва
	”... музыкальное — в об’еме музыкаль-
летки.
	Факультет, при  налични выдающихся вокальных
B oO6§ ewe seus enn. . fra

двух курсов музыкального ‘училища,
  июня по 10 августа. -
—0— Начало занятий с 1 сентября.

WU EMC
	обеспечиваются.
	aes Me Be AN a Na. - FO апресуз
ля справок К 0-44-4 _
	Нриемные испытания с 15 августа.
	Икогоролние ступенты общежитнем
Заявления принимаются (кроме воск
Мссква, ул. Воровского. п 3 eau,
	я (кроме ‚воскресеннй) ежедне
д. 30, комн. 30: Телефон дл;
	Е НЕ ЕЕ а а ини В зар а и Е ЕЕ MRD Yep EEE bom EEE ans
ЕЕ АРЬЕ

Театральное училище им. Шепкина

Mh а:
	ПРИ ГОСУДАРСТВЕНКОМ ОРДЕНА п
	о слаАеюмизЕсвом МАЛОМ ТЕАТРЕ:
ae
Об‘являет прием студентов
	на 1948/49 учебный гол.
	ФАКУЛЬТЕТ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ
ДАВАТЕЛЕЙ И УЧТЕЦОВ
	Адрес: Москва, Пушечная. д. № 2.
	НА АКТЕРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ И НА ФА
ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОЛА
	Прнем заявлений до Т0УИЕ-—48 г.

вых исБусств,
	fie

Заказ No 1702,

вино — K 5-45-12; издательство — K 1-48-38.

Адрес редакции в издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны: секретарнат, отделы . информации,
	архитектуры, эстрады и цирка — К 4-15-66, отделы театра, музыки, изобразитель
	Типография «Гудок», Москва, ул Станкевича, 7,