_ Театр
им. Янки Купалы
в Москве
	Старейший театр Советской Бело-
руссин — Государственный ордена
Трудового Красного Знамени драма-
тический театр им. Янки Купалы —
впервые гастролировал в Москве
еше в 1923 году. Затем москвичи BH-
	ВСТРЕЧА С ЖИЗНЬЮ
И. СОКОЛОВ
©

жена на горке, четвёртая — у речк
ит. д.
	На-днях в Академии архитектуры
СССР ‹остоялось совещание об ар-
хитектуре колхозного клуба. Непос-
редственной причиной созыва сове-
шания-явилея ряд статей о колхоз-
ных клубах. Одна из них, помещен-
ная в «Молодом колхознике», была
написана товарищами  Дорофеевым,
Васильевым и Балашовым—колхозни-
ками Новосибирской и Омской обла-
стей. Статья содержала обращение к
мастерам архитектуры и своей яс-
ностью и компетентностью произвела
большое впечатление на архитекто-
ров.
	Участие колхозников и клубных
работников в архитектурном совеща-
нии оказалось ‘исключительно  цен-
ным. Их выступления показали, как
отстала архитектурная мысль от тре-
бований действительности в решении
одной из ключевых проблем сельской
	архитектуры — образа колхозного
клуба.

Проблема. колхозного клуба, его
	архитектуры касается не только ар-
хитекторов. В ее глубоком и правиль-
ном решении страстно заинтересова-
ны прежде всего миллионы трудя-
щихся советской деревни. В пробле-
ме колхозного клуба заинтересованы
и многочисленные кадры колхозной
интеллигенции. Ее решения ждут н
представители городской интеллиген-
ции — артисты, лекторы, музыканты,
киноработники, радиоработники, ве-
дущие работу в. колхозных клубах.
	Клубы—немаловажный инструмент
в борьбе за повышение производи-
тельности сельского хозяйства, за
большие урожаи, за успехи животно-
водства. С клубом связаны разнооб-
разнейшие формы общественной дея-
тельности, характерной для людей
нашего государства. Поэтому упрек
сельских работников нашим архитек-
торам в том, Что в эгой области
строительства они оказались He на
высоте, —упрек тяжелый и справедли”
вый. Строительство колхозных клу-
бов идет. по существу, стихийно, без
участия архитектора. Имеются, прав-
да, многочисленные и разнообразные
проекты клубных зданий. Но, как
правило, они не годны. Представи-
тельнина Псковской области расска-
зала совещанию, как в разрушенных
областях колхозники, едва перебрав-
шись из землянок в новые дома, счи-
тают первоочередным делом построй-
ку клуба. Обычно они осуществляют
ее по собственной инициативе. Строи-
тельство клубов идет стихийно в ты-
сячах мест. Но ведь вся эта огром-
ная активность Macc принесла бы
больший эффект, если бы строители
получили ‘от архитекторов хорошие
проекты.

Колхозникам очень трудно полу-
чить комплект чертежей на разрабо-
танные проекты. А в большинстве
случаев строители вынуждены изме-
нять проект, строить по кустарным
«самодельным» проектам или вообще
«на глазок». И все же строительство
идет! Строят в разоренных войной за-
палных областях, и в расгущих вос-
точных, строят на пепелищах, строят
колхозы-миллионеры, строят из кам-
HA, кирпича, дерева, шлака, гипса,
самана. Строят с крышами из железа,
черепицы, теса, тростника. Строят по-
своему в каждой национальной рес-
публике. Строят сразу большие зда-
	‚ния или постепенно увеличивают клуб
	путем пристроеи.
	бытует представление о том, что мож-
но и нужно создать какой-то образ
клуба «вообще». Вопросы жанра пу:
таются с проблемами образности. В
архитектурной лечати или в публич-
	„ ных докладах и обсуждениях на ар-

eer
	хитектурные темы нередко можно AH-
тать и слышать об образе «жилого
	Всесоюзная выста
	НАРОД
	С том, как талантлив наш народ и
как разнообразны его таланты, убе-
длительно говорит нам выставка, от-
крывшаяся в Центральном парке
культуры им. Горького. Прекрасные
вещи, удивляющие своей свежестью,
силой чувства, изобретательностью,
вкусом, исполнены людьми, которые
не претендуют на звание художника,
рядовыми гражданами страны, рабо-
тающими на производстве, в поле, в
лабораториях, в школах, в советских
учреждениях. На основной работе
пробуждаются и крепнут их творче-
екне силы. Избыток их они обращают
на то, чтобы сделать жизнь еще бо-
лее радостной и яркой, обогатив и
расцветив ее предметами искусства
и художественного ремесла.

Люди самых различных профессий!
вносят в свое творчество специфиче-
ский круг образов, создают - особые
эстетнческие ценности, особые при-
емы, подсказанные именно их осбнов-
ной профессией. Конструктивная
ясность и особенная отточенность
формы в работах Гуларяна вы-
дает руку инженера, привыкшую к
величайшей точности. Профессия не!
мешает искусству, а часто даже по-
могает ему. -

Среди работ выставки почти нет.
«любительских» в плохом смысле,
слова, т. е. неумелых полражаний
профессионалам. Творчество Hapo-
дов всех республик Союза живет
двумя главными силами, предохраня-
ющими и от дилетантизма, и от за-
стоя: во-первых, традициями народно-
го искусства, а во-вторых, — чутко-
стью ко всему новому в содержании
и формах жизни.
	Интересно и увлекательно наблю-
дать на экспонатах выставки, как
чувство нового насыщает собой тра-
диционные формы, животворит их и,
в конечном счете, преобразует, сохра-
няя все художественно ценное и не-
повторимое, что в них было.

Образы вождей советского народа,
Ленина и Сталина, темы социалисти-
ческого строительства, нового быта,
Великой Отечественной войны полу-
чили многообразное и вдохновенное
отражение на этой выставке.
	Среди живописных работ, посвя-
щенных И. В. Сталину, обращает Ha
себя внимание большое полотно Бог-
данова, бухгалтера из г. Иркутска. —
«И. В. Сталин в селе Новая Уда».
Живопись этой картины несколько
вялая, но самый образ молодого
Сталина исполнен очень вдумчиво.
Пристальным, пламенным, зорким
ВЗГЛЯДОМ Сталин всматривается.
в даль, поверх бесконечных, занесен-
ных снегом пространств. Ясно  чув-.
ствуется, что и в этом тихом забро..
шенном селе, в ссылке, он весь —
в горении борьбы, всеми помыслами,
всеми стремлениями с революцион-
ным народом. :
	Здесь же экспонирован портрет
товарища Сталина, сделанный Мо-
сквичом, начальником цеха Любоч-
ским в сложной технике деревянной
внкрустации. Портрет очень благоро-
ден по тону. Искусно использована
природная красота поверхности дере-
ва — извилистый рисунок волокон,
создает красивый фон этого портрета.
^ Затем взгляд останавливается на
гобелене «Слава русскому оружию».
В центре — И. В. Сталин, приветст-
вующий наши войска, на фоне Крем-
ля, Очень тактично введены в компо-
зицию образы Кутузова, Суворова,
Минина и Пожарского в Bune
скульптурных их изображений. Гобе-.
лен выполнен домашней хозяйкой.
А. Олейниковой по эскизу техника.
Е. Головлева. 1

Автор эскиза, москвич Головлев,
представивший на выставку немало.

своих работ, заслуживает особого
внимания Он уверенно владеет.
художественным мастерством. ДЦиа-.
	пазон его широк: он выетавил и аква-.
рели, и работы маслом, и’ рисунки.
пером. Лучше всего, пожалуй, аква-
рели: виды Москвы, написанные ©
подлинным артистизмом.

Яркой и своеобразной: индивиду-
альностью обладает электромонтер
МХАТ Г. Лисснер. Его излюбленная
область — старинные  кровопролит-
ные сечи, где «смешались в кучу ко-_
ни, люди», сверкают сабли. развева-
ются плащи, где множество воинов-
всадников сплетается в яростный
клубок и стремительнымн змеевидны-
ми зигзагами опоясывает поле битвы.
	«Руслан и Людмила» Глинки — од-
но из высочайших проявлений рус-
ского национального художественно-
го гения. В такой оценке этой оперы
сходятся представители решительно
всех направлений и школ в русской
музыке.

На наш взгляд, чистейшим недора-
зумением является постоянно выска-
зываемое утверждение о недействен-
ности, статичности второй оперы
Глинки. При всех недостатках, вре-
менами даже прямой несвязности
либретто «Руслана», о его недейст-
венности говорить не приходится. На
самом деле, действенность «Руслана»
огромна, но она почти целиком ‘за-
ключена в музыкальной экспрессии,
в непрерывном динамичном разви:
тии музыкальных образов.

Героико-патриотическая идея, хотя
и облеченная в иную форму, нежели в
«Иване Сусанине», здесь, в «Русла-
не», как одухотворяющее поэтическое
начало, играет роль решающую. Ре-
ально-жизненное, — национально-рус-
ское начало является главным и оп-
ределяющим в фантастической ‘опере
Глинки, и самая фантастика здесь
служит  поэтическому раскрытию
внутренней необыкновенно глубокой
идеи, развивающейся в опере.
	Бо всеи мировой оперной литерату-
ре едва ли можно найти произведе-
ние, способнее соперничать 2 «Русла-
ном и Людмилой» по части исполни-
тельских и режиссерских постанозоч-
ных трудностей. Для каждого опер-
ного театра каждая новая постановка
«Руслана» является своего рода экза-
меном, если не на художественную
зрелость (потому что незрелый, мо-
лодой театр вообще не может претен-
довать на постановку «Руслана»), то,
во всяком случае, на степень успеш-
ности и плодотворности развития это-
го театра, его движения и роста.

Постановщиком нового спектакля
«Руслан и Людмила» так же, как пре-
дыдущего, является Р. Захаров, и,
таким образом, вновь режиссером
глинкинской оперы выступает бальг-
мейстер. Мы считаем это принципи-
ально верным, исходя из соображений,
высказанных уже более четверти ве-
ка назад Ф. Лопуховым в его работе
«Путь балетмейстера», защищавшим.
идею балетмейстерского решения He:
	вка народного изобразительного искусства
	ны
	FE

ТАЛАНТЫ
	Н. ДМИТРИЕВА
+3
	«Куликовская битва» — характерная
вещь Лисснера. Свои многофигурные
батальные сцены он вмещает в не-
большие по размеру холсты. Его. ху-
дожественный язык несколько архаи-
чен, в нем есть нечто от приемов
древнерусской живописи, от миниа-
тюры палешан. Краски лубочно цве-
тисты, но красивы.

Лисенер с болышим художествен-
ным темпераментом иллюстрировал
«Слово о полку Игореве», — работа,
вполне отвечающая особенностям его
	дарования. Здесь уже не только мае.
	совые сцевы. ° Удачна ° компо-
зиция. изображающая плач Ярослав-
ны на городской стене, где она закли-
нает силы природы, *

Нельзя поойти мимо скульптур из
дерева В. Матюка (Белорусская ССР)
«Ночное», «Три поколения в борь-
	бе за Родину», «Пастух-связист».
	Радостное впечатление от выставки.
особенно усиливают многочисленные.
ковры и ткани. Их видишь повсюду:
	они сгруппированы в великолепные
декоративные цветники, ласкающие
глаз богатством красок, они часто
	служат фоном лля кабтин. для скуль-
птур, они, наконец, рассказывают о
жизни народа, их создавшего. Bec-
конечно разнообразны белорусские
ткани с их изысканными  цвето-
выми сочетаниями: малинового с зе-
леновато-серым. лилового гп голубым,
золотистым и розовым, белого с раз-
личными оттенками коасного. Здесь
тканые ковры © любовно выполнен-
ными портретами вождей, гобелены,
украинские плакаты, вышитые ска-
терти, коричнево-красные  роскош-
ные ковры Туркмении, карело-фин-
ские полотенца, веселые и яркие, с
причудливым белым узором, выши-
тым тамбуром по кумачу. Здесь пу-
шистые эковры Литвы с изображения-
ми сцен народной жизни (Миронай-
тис — «Встреча нареченной»).
	На примере древнего и традицион-
ного искусства ковролелия можно
видеть. как совершается обновле-
ние его современностью, как органи-
чески эти новые элементы включают-
ся в складывавшуюся веками худо-
жественную систему, Вот ковер «30-
летие СССР». работы четырех турк-
менских колхозниц. Он весь постро-
ен на современных изобразительных
мотивах и, однако, сохраняет харак-
терную декоративную ритмику. цвет
и рисунок туркменского ковра. В
традиционные очертания «гюля» пое-
красно вписываются изображения са-
молета, автомобиля, танка; тут ои
глобус, и раскрытая книга, и гербы
советских республик; в центре — вы-
сящиеся прекрасные здания. Все это
нигде не имитирует живопись, нигде
не нарушает ковровую форму.

Декоративное и прикладное народ-
ное искусство наполнено глубоким
содержанием. Вся художественная
утварь, все предметы искусства в бы-
ту рассказывают, повествуют увл®-
кательные истории — о героях древ-
них сказаний, о трудах и подвигах
народа, о его новой жизни. Рассказы-
вают и ковры, и полотенца, и посуда,
и даже’ деревянные `палки-посохи.
Каждую палку карело-финского ма:
стера И. Марковича» можно  «чи-
тать» сверху донизу. У него есть
палки на сюжеты сказок Пушкина,
на сюжет «Конька-Горбунка», на сю-
жет «Калевалы». Деревянные  круж-
ки, сделанные учителем из Эстонии
Кармом; грузинский сосуд «Марани»
гончара Кбилашвили также целиком
	‚построены на изобразительных MOTH-

Сквозь ажур этой резьбы, внутри
шара мастер вырезал рельефную кар-
ту Советского Союза и возвышаю-
щуюся над ней Спасскую башню
Кремля. Все это — миниатюрных раз-
меров, тончайшей работы.
Произведения из пластмассы ин-
	Типовое проектирование колхозно-  лома вообще», «клуба вообще», «те-
	быть решительно   атра вообще».
	поможет довлетворительной,
выявит   НОЙ.
	го клуба должно оыть решительв?
перестроено. Дельное предложение
внесено на совещании—посылать Ha
места архитектурные бригады. Посто-
янное и прочное общение с потреби-
телем архитектурной продукции по-
может иобектировщикам быстрее из-
	лечиться от безличного. проектирова-   Жанра.
	ния, поможет создать перелом в Kayo.
	ном строительстве. Следует хотя бы   TBO
	в нескольких районах зостроить хо-
рошие клубы и использовать этот
проверенный практикой опыт в даль-
нейшем типовом проектировании. Та-
кое мероприятие особенно поможет
типовому проектированию, выявит
	необхолимую номенклатуру Тиновых
	Единство жанра понимается, как
единая, общая, почти типовая трак-
товка образа. Но образ всегда инди-
видуален и ‘не может не быть инди-
видуальным даже в пределах одного
жанра. Теоретически неправильные
представления ведут ик неверной
творческой практике. Это достаточно
наглядно продемонстрировала выс-
тавка проектов, развернутая BO время
совещания. Трактовка образа колхоз-
ного клуба оказалась не только неу-
авлетвопительной. во и однообраз-
	К сожалению, проблема образа бы-
ла мало затронута на совещании. -
между тем, в письме тт. Дорофеева,
Васильева и Балашова она была пос-
`авлена во весь рост. Товарищи из
	1роизведения из Е une   дели наш театр в 1930, 1931 и 1933
женера Гуларяна — чернильный при-  _. oy
	PO AA,

Белорусские драматурги создали
для своего театра немало весьма ин-
тересных пьес, и в его репертуаре
занимали в свое время видное место
такие спектакли, как «Батьковщина»
Кузьмы Черного, «Конец дружбе» и
«Партизаны» Кондрата Крапивы, «Со-
ловей» Змитрока Бядули, «Гибель
волка» Э. Самуйленка. Наиболее зна-
чительными спектаклями явились так-
	же «На дно «Мятеж», «Бронепо-
езд»:
В 1940 rony, вовремя декады бе-
	лорусского искусства, московские
зрители снова встретились с Театром
им. Янки Купалы, показавшем «Пар-
тизаны» и «Кто смеется последним»
К. Крапивы, «Гибель волка» Э. Са-
муйленка и спектакль «Последние»
М. Горького.

Наиболее значительными постанов-
	ками театра в годы Великой Отече-
ственной войны были показанные в
Томске «Фронт» и «Русские люди».
Большим событием в театральной
жизни Минска, куда театр вернулся
после войны, были спектакли «Волки
и овцы», «Поздняя любовь» А. Ост-
ровского, «Ромео и Джульетта»
В. Шекспира.

Исторические постановления Цен-
трального Комитета ВКП(б) по во-
просам литературы и искусства внес-
ли много нового в жизнь коллектива
нашего театра.

Репертуар обогатился новыми CO-
временными спектаклями. Создан
патриотический спектакль «Констан-
тин Заслонов» А. Мовзона, посвящен-
ный легендарному герою партизан-
ского движения в Белоруссии. Эта
постановка удостоена Сталинской
премии. Спектакли «За тех, кто в
море!» Б. Лавренева, «Молодая гвар-
mus» по роману А. Фадеева, «Глубо-
кие корни» Д. Гоу и’А. Д’Юссо, «Гу-
бернатор провинции» бр. Тури Л.
Шейнина и др. пользуются заслу-
женной любовью наших зрителей. За
один только сезон спектакль «Кон-
стантин Заслонов» был показан мин-
чанам 50 раз.
		МХАТ начинаются гастроли нашего
театра. Во время летних гастролей в
Москве коллектив Театра’ им. Янки
Купалы покажет свои лучшие по-
становки.

В них будут участвовать и старей-
шие мастера театра и талантливая
молодежь. г

За свой многолётний творческий
путь Театр им. Янки Купалы воспи-
тал прекрасных мастеров театрально-
го искусства Советской Белоруссии:

В творческом составе театра. — на-
родные артисты республики Ирина
Жданович, Борис Платонов, Влади-
мир Владомирский, Лидия Ржецкая,
Генрих Григонис, Ольга Галина, Лео-
	нид Рахленко. Именами этих масте-,
	ров театрального искусства гордится
Советская Белоруссия.

Всего в Москве за месяц мы пока-
жем 25 вечерних. спектаклей, ‘Из них
10 на основной сиёне и 15 в филиа-
де. Кроме ‘спектакяейв МХАТ и его
филиале, коллектив ‘театра будёт вы-
езжать со своими постановками в
рабочие клубы, во дворцы культуры,
а также побывает у. текстильщиков
	Орехово-Зуева. 1’

В этом году работники искусств
Советской Белоруссии вместе со всем
своим народом будут отмечать 30-ю
годовщину Белорусской Советской
социалистической ‚республики. Театр
	ической борьбе белорусского Hapoda
за свою свободу и независимость, 38
торжество идей коммунизма. Мы меч-
таем показать в новых своих спектак-
лях образы великих вождей нашей!
	партии — основателей белорусской
государственности, — Ленина и
Сталина.
	Вл. СТЕЛЬМАХ,
директор театра.
Г. ГЛЕБОВ,
	художественный руководитель
театра, народный артист СССР
лауреат Сталинской премии.
	очень увлечен своей новой работои.

Возможно и даже: вполне` вероятно,
что постепенно, спектакль за спек-
таклем, Мелик-Пашаев все больше и
больше будет входить в художествен-
ную атмосферу великой оперы Глин-
ки, но сейчас, нам‘думается, что эпи-
ческий стиль и фантастическое  бо-
гатство «Руслана» не очень близки
лирическому, по преимуществу, даро-
ванию А. Мелик-Нашаева.

Как уже было сказано, мы трижды
слушали спектакль и трижды убеж-
дались в том, что он становится все
лучше и лучше. Однако не во всем.
Жемчужина полифонического стиля в
опере, гениальный канон 1-го дейст-
вия — «Какое чудное мгновение», не
прозвучал ни разу так, как должно
было ему звучать. Нельзя примирить-
ся`с тем,’ что последовательно всту-
пающие голоса’ канона не только не
образуют на сцене Большого теагра
драгоценного звукового единства, но
попросту расползаются, что вместо
ощущения поэтической таинственно-
сти у слушателя появляется вполне
реальное чуветво досады по поводу
того, что не слышно ‘чудного, кру-
жевного плетения’ глинкинского мно-
геголосия. Кроме’ того, по временам
голоса канона становятся не только
таинственными, но прямо-таки «за-
секреченными» — их не слышно `уже
в третьем ряду.

И все же мы уверены, что это дело
поправимое, хотя, конечно, и требую-
щее многих усилий для своего исп:
равления.
	Если, по словам Белинского, Баян у
Пушкина является просто риториче-
ской фразой, то в опере Глинки это
живой и чрезвычайно важный  пер-
‚сснаж, в известной мере выразитель
центральной идеи произведения, его
художественной философии.

Неудивительно поэтому, что к ис-
полнителю партии Баяна постоянно
пред’являются самые высокие требо-
вания. Мы слышали в партин Баяна
двух исполнителей — А. Орфенова и
С. Хромченко. Оба они пели хорошо
в том смысле, что интонационно их
пение было безукоризненно, исполне-
	ние — Олагородно по стилю, а для.
Орфенова безупречно в чисто вокаль-
ном отношении. Мы оговариваем,
	для Орфенова, потому что не впра-.
ве этого сказать о С. Хромчен-
ко. К сожалению, с тех пор как мы
в 1937 г. слышали С. Хромченко в
этой партии, артист утратил много
вокальных качеств своего исполнения.
Он попрежнему поет. музыкально, но
мы не замечали раньше неприятных.
горловых звуков -в голосе С. Хром-.
	бор, -шкатулка «Памяти Аачатура
Абовяна» в виде архитектурного мав-
золея и национальная игра «нарды»
поражают не только сложностью и
красотой конструкции, но и велико-
лепной орнаментацией. Националь.
ный армянский орнамент не скопи-
рован, но претворен автором с иеклю-
чительной творческой фантазией. Так,
например, доска для игры «нарды»
разграфлена на 64 квадрата. Каж-
дый темный квадрат заполнен OpHa-
ментом, образованным из трех моти-
вов —- фантастическая птица, кисть
винограда и гранатовое яблоко. Во
всех 32 клетках эти три мотива ском.
панованы по-разному, нигде не по-
вторяясь. Из трех фигур созланы 32
	различные декоративные КомпозЗи-
ции, все в равной мере строгие и
изяшные,
	Может быть, еще болышей красо-
той и изысканной сложностью отли-
чаются орнамент М. Абеляна—тоже
гравюра на пластмассе, — в его рабо.
тах «Бейрут — Ереван» и вариации
на темы сказки «Ануш».
	Замечательна по своим художест-
венным о достоинствам вышивка
Ф. Аветисян «Портрет композитора
Комитаса». Проблема включения реа-
листического портрета в декоратив-
ную композицию решена очень удач-
но. На серебристо-голубом фоне вы-
шит синими и золотистыми цветами
тонкий узор. Он перерастает в изо-
бражение пляски хоровода, причем
движения пляшущих пронизаны рит-
мом, близким к ритму самого орна-
мента. По углам — фигуры музыкан-
тов, вверху — горы со снежными вер.
шинами, и в центре всего — вдохно-
венное лицо композитора. Все как бы
звучит и поет, все дышит музыкой
в этом талантливом произведений.
	Инженер-электрик М. Парсаданян
написал портреты знаменитых ашу-
гов — Джамбула, Сулеймана Сталь-
ского, Дживани, Саят-Нова. Празд-
	вичное, даже пышное декоративное
обрамление отлично вяжется с уве-
ренной, мастерской, реалистической
	живонисью самых портретов, из них
некоторые даны на фоне поэтиче-
ского пейзажа. Лица народных поз-
тов очень выразительны, полны муд-
рости и вдохновения.
	Еше один своеобразный экспонат
привлекает внимание посетителей вы-
ставки в армянском разделе — фили-
гранная серебряная ваза, подарок
товарищу Сталину от молодого граж-
данина Советской Армении, ‘недавно
репатриированного, Г. Заргаряна. Это
образец невероятно сложного и
тонкого плетения. изошоенного. юве-
лирного мастерства. Металл стано-
вится почти прозрачным. ваза кажет-
ся воздушной, сотканной из легкого
серебристого лыма. Серебряная птица
держит в клюве пластинку с надпи-
сью «Счастье там, где Сталин».

Невозможно сказать хотя бы бегло
обо всем ценном, интересном и зани-
мательном, что есть на этой выстав-
ке. Можно ограничиться лишь неко-
торыми общими впечатлениями и вы-
волами.

Художникам можно поучиться у
народа многому, и не только све-
жести, непосредственности выраже-
ния, но и находчивости, и остроумию
в выборе разнообразнейших художе-
ственных средств и приемов. В самом
деле: сколько есть еще нетронутых,
неразработанных жанров и сколько
	самых неожиданных материалов и ви-
	дов техники, оказывается, таят в се-
бе эстетические возможности! Из об-
резков цветной материи, из кусочков
дерева, из пластмассы, из соломы,
даже из прессованных листьев можно
создавать чудесные вещи, извлекать
неожиданные художественные эф-
фекты цвета и фактуры. Эти вещи
вносят подлинное искусство в повсе-
дневную жизнь, в быт широких кру-
гов народа.

На выставке лишний vas убеж-
лаешься в неоценимом значении ве-
ликих традиний наоопного TBODUE-
ства, этого вечного источника живой
вопы искусства.

ое
		решений. Надо хотя бы в ОПЫТНОМ ПО-1 ла мало затронута
	рядке построить клуб в несколько
очередей, постепенно увеличивая (и,
разумеется, улучшая) его посредет.
	вом пристроек. Традиция «растущего Новосибирской и Омской областей в
дома» — старая русская традиция На- своем письме с глубоким основанием
родного строительства. Она возрож-  выразили недовольство тем, что сель-
	дается и применительно к клубу, хо-
	ские клубы, проектируемые архитев-
	hor Toro або WA He 50171.   торами, часто напоминают помещичьи
рхитекторам необходимо” сознатель-  лома или трактиры. Можно добавить,
	но использовать эту народную и про-
	что создаваемые проекты — клубов
столь же часто напоминают амбар,
дачу, пожарную часть с каланчой.
	Таковы, например, проекты Ашасти-
на, Захарова, Шевердяева, Соболева,
Скокана, Градова, Александрова, и
других. За исключением одного про-
рута Г ^ Uraneye пыпением) ‘школа.
	грессивную традицию в своих проеЕТ-  „ол, ке часто
	ных решениях. 5
Критика со стороны  представите-
	лей с мест помогла обнаружить, что! Ha, зад
IMOMHAMMED340aHHA. Ha OCHOBe KOTO-   CKOKaHa,
	программы-задания, на основе 59:
рых велось гиповое проектирование,
	NN a OE a, a ЗА Е че ь

мало соответствуют действительным   екта (< угловым решением), школа-
“апабилотам колхозников Это олна   Мастерская Жолтовского  представи-
	потребностям колхозников. Это одна
из главных причин, об’ясняющая неу-
дачу многих архитекторов, работав-
ших над проблемой колхозного клу-
ба. Вот почему мы оказались перед
	ла проекты, в которых образ сельско-
го клуба скореё’ напоминает либо
большую дачу, либо помешичий дом.
	д  Ассоциация с помешичьим домом воз-
	“oe ee > ee ee ee Fe IE OIE IEEE IES EES

таким разительным фактом, когда из никает не только потому, что клуб по

on Be АА _ о Е Зе: АБ

500 готовых проектов
	потребителям   этим проектам
	этим проектам имеет колонны, ан
потому, что боковые части клубного
здания трактованы, как службы. как
помещения для людей «второго сор-
та». Подобную же ошибку, как видим,
принципиального характера допустил
	почти нечем было воспользоваться—   Потому,
	проекты их не устраивали.
	Существует и другая причина неп-
риятного положения, в котором оказа-
	лись авторы-архитекторы при ВоТРеЕ-   в проекте клуба и архитектор Уман-
	CKHH.
Не перевелись еще у нае люди,
	че с трудящимися села. Колхозники
отвергали проекты не только потому,
что плоха была программа, на основе
	которой велось проектирование. Hen.   готовые под флагом новаторства вов-
	ригодными оказались и многие проек-
	се отказаться от архитектурного нас-
	ты. выполненные по относительно хо.  Ледия. Нетерпим разрыв между худо-

кественным языком архитектора H
гворчеством народа. Подобный раз-
PHB характерен для ряда авторов,
еше находящихся в плену влияния
формализма, плохо  переваренной
«теории тектоничности» и абстракт-
Ной «архитектурной логики».
	Только таким разрывом можно об-
яснить многочисленные проекты, где
здание превращается в пологий рав-
нобедренный треугольник посредст-
вом двускатной кровли, в которую
втиснут богатый и разнообразный ор-
ганизм клуба (проекты Захарова,
Александрова, Ашастина). К печаль-
	ному результату приводят и формали.-
	стические упражнения на тему: зда-
ние с глухими поверхностями стены
	(проекты Скокана,  Шевердяева и
др.), с маленькими окнами и т. д.
Примером подобных «архитектурных
	выкрутасов» может служить безвкус-
	рошим программам, c учетом местных   Жественным языком
- технических условий. Речь идет о   творчеством народа.
	причинах идеологического характера,
об архитектурно-хуложественном об-
разе сельского клуба. В этом вопросе
до сих пор существует большая пу-
таница. В среде архитекторов все еще
	ВСЕСОЮЗНАЯ ВЫСТАВНА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
	’ПРОМЬНИЛЕННОСТИ И НАРОДНЫХ   ВТИснУТ
		В залах Академии художеств СССР
на-днях откроется Всесоюзная выс-
тавка художественной промышленно-
сти и народных художественных ре-

месел.
	Большое место отводится произве-
	дениям народных мастеров. Будут вы- ВЫЙ и явно формалистический проект
	  ралова.
	ставлены всевозможные. изделия HS
папье-маше художников Палеха,
Мстеры, Холуя, Федоскинской арте-
ли, а также хохломская роспись, из-
делия из металла, кости, камня, за-
горская резная скульптура и т. д.
	Немало авторов выставленных про-
ектов исходило из ложного положе-
ния, что за счет дополнительной вы-
соты клубного. зала можно отвести
клубному зданию ту высотную роль,
	Возникает вопросе: какова же судь-
ба разработанных типовых проектов?
Ведь предполагалось, что именно они!
в первую. очередь должны ответить,
обширным запросам колхозного cena,
Совещание показало. что типовое.
проектирование дает пока слишком
универсальные решения. Казалось бы,
они пригодны в любом месте, но на
самом деле, огорванные от того или
иного конкретного района строитель-
ства, его условий и возможностей,
они вообще оказываются непригод-
ными. Типовые проекты делают люди,
не знакомые с условиями деревни. А
знание это должно быть всесторон-
нее, глубокое. Деревни «вообще» не
существует. Проект должен быть
рассчитан на определенный сельский
район. Национальные, климатяческие,
производственные, наконец, количест-
венные различия делают районы не-
похожими один на другой. А разли-
чия природы! Одна деревня — в сте-
пи, другая — в лесу, третья располо-
	угловатости в кантилене, ничем, ко-
нечно, в партии Баяна не оправданной.

У Орфенова этого нет и в помине.
И тем не менее, он удовлетворяет
требованиям партии Баяна нисколько
не больше, а в некоторых отношениях
даже меньше, нежели С. Хромченко.
Суровый бард, «вещий Баян» ничего
общего не имеет с добродушным вла-
стителем царства Берендеев. Орфенов
же поет так, как можно петь только
Берендея. И оттого пророчества Бая-
на, полные высокого смысла, теряют
свою пророческую весомость, стано-
вятся чем-то вроде прорицаний доб-
рого рождественского дедушки... Та-
кая трактовка, как небо от земли, да-
лека от образа Баяна, одного из за-
мечательнейших и глубочайших об-
разов, когда-либо возникавших на
оперной сцене.

Большой театр совершил смелый и
даже в некотором смысле рискован-
ный поступок, поручив партию Рус-
лана такому молодому певцу, как И.
Петров. Но, право же, театр можетне
раскаиваться в своей смелости. Мо-
лодой артист еще далеко не совер-
шенный Руслан, но он уже Руслан, и
мы можем предвидеть, что скоро это
будет первоклассный — исполнитель
партии Руслана. Богатырский рост,

картинная внешность, великолепный, _

мощный голос, ласкающе бархати-
стого тембра, одинаково красиво зву-
чащий и в пиано и в форте, превос-
ходная музыкальность, ясное пони-

мание своих художественных задач—

все это задатки такого Руслана, каких
немного можно сыскать на оперной

сцене; Конечно; И. Петров еще под-

час нескладен актерски, онеще не
вполне владеет своим  исполнитель-
ским; аппаратом, но по всему видно,
что молодой артист умеет работать
нал собой.

В каждом спектакле есть артист,
который, независимо от важности его.
партии, занимает первое место. Таким
артистом, по нашему глубокому убеж-
дению, в новом спектакле Большого
театра является Н. Ханаев.

Не первый раз мы пишем о Ханае-_
ве, и казалось бы странно говорить о
творческом росте такого признанного
мастера, уже маститого художника.

Если в свое время были основания
упрекать Н. Ханаева в излишнем
романтизировании сценического об-
раза Финна, то сейчас мы можем толь-
ко сказать, что перед нами был та-
кой Финн, каким он был задуман
Глинкой. Игра и пение Ханаева по-
истине. замечательны. Мастерство во-
кальной декламации, которое мы не
	побоимся назвать идеальным, блестя-
	щий драматизм исполнения, ‘ необы-
	На выставке будут широко показа-   которую играла в прежней деревне
	ны работы мастеров союзных респуб-
лик-——украинская вышивка, гуцуль-
ские инкрустации, грузинская кера-
	церковь. Выставка показывает, нас-
колько неправилен такой предвзятый
взгляд, побуждающий искусственно
развивать чердачное пространство
	мика, азербайджанские ювелирные из-   Развовать == TEPAA OG PONT panes
делия, туркменские ковры, узбек-   клуба или надстраивать над ним выш-
	KY, не имеющую ясного назначения.
	Проблема образа в проектировании
и строительстве клубов имеет тем
большее значение, что сельский клуб
словно конденсирует в себе те вели-
кие социальные, — экономические,
культурные преобразования, которые
	делия, туркменские ковры, узоев-
ская резьба по дереву, вязаные Изде-
лия и тиснение по коже мастеров
Прибалтийских республик и т. д.
	В разделе художественной промьш-
ленности экспонируется фарфор, стек-
ло, текстиль, трикотажои др.
	В зыставке участвуют предприятия   принесла в деревню социалистическая
	ряда министерств, промкооперацич,
Художественный фонд СССР, Всеко-
художник, Московский институт де-
коративного и прикладного искусст-
ваа Москозское художественно-про-
	деиствительность. Правильно решить
эту проблему можно тем успешней,
чем ближе будет архитектор к чудес-
ной действительности современного
советского села, чем глубже будут
	мышлениое училище им. Калинина и  его связи с колхозным крестьянством,
	ST et a a
	с сельской интеллигенцией.
	ADYTHE художественные ШКОЛЫ.
	чаиное умение так расцвечивать не-
сколько монотонную партию (особен-
но, конечно, в балладе), что она
представляется слушателю бесконеч-
но разнообразной именно по музы-
	Раздел выставки, посвященный
творчеству народов Закавказья, 110
жалуй, самый интересный и наиболее
любовно и тщательно продуманный
по экспозиции. Особенно хороши Е

.

понаты Армении. Здесь есть вещи,
поистине уникальные, Например, шар,
вырезанный из цельного куска сло-
новой кости, работы Погосяна. Он на-
зван «Гимн Советского Союза» и
представляет собой как бы пласти-
ческий образ начальных слов гимна’
«Союз нерушимый республик свобод-
ных сплотила навеки Великая Русь».
	‚Сфера шара состоит из вырезанных
	гербов 16 республик и герба СССР.

в Большом те
	°
В, ГОРОДИНСКИЙ
		тать над собой имеют веские основа-
НИЯ. .

Из двух исполнительниц партии
Гориславы—С. Пановой и Н. Покров-
ской—мы безоговорочно предпочитаем
	кальному материалу,—все это делает   Покровскую. Эта молодая певица до-
	Ханаева —Финна лостойным об’ектом
	ставила нам большую радость: ее Го-
	специального разбора, для которого yi рислава была положительно велико:
	пас к сожалению, нет места.
	лепна. Пожалуй, только OT одного
	Мы слушали двух исполнительниц   нужно предостеречь артистку — от
	некоторон склонности к Форсирова-
	партии Людмилыр—Е. Шумскую и И.
	шества в палатах киевского князя
должна быть исполнена былинной ве-
личавостью. Но, к сожалению, явно
опасаясь упреков в статуарности сце-
ны, Р. Захаров заставил хор кстати и
некстати (главным образом некстати)
«играть» как раз в тех случаях, когда
никакой игры вовсе не требуется.
Между тем, хор мимически комменти-
рует чуть ли не каждую фразу Бая-
на, и, надо признаться, это выглядит
по временам в высшей степени ко-
МИЧНО,

С игрой оркестра под управлением
А. Мелик-Пашаева в новом спектакле
Болыного театра произошло нечто
сходное в главных чертах с тем, что
было констатировано нами в отноше-
нии режиссерской работы. Первый
спектакль принес нам жестокое разо-
чарование, потому что многое и дра-
гоценное решительно не прозвучало
не только в. оркестре, но и в хоре,
Но в последнем спектакле эти непри-
ятные неожиданности исчезли почти
полностью. Увертюра прозвучала
очень хорошо, с достаточной прозрач-
ностью, и вместе с тем темперамент-
но, без каких-либо — интонационных
недочетов. И в дальнейшем, за ис-
ключением некоторых танцовальных
эпизодов в замке Наины, где попада-
лись кое-какие досадные ритмические
«качания», все звучало наилучшим
образом.

Но вернемся к дирижеру спектакля
А. Мелик-Пашаеву. Вряд ли нужно
говорить, что этот артист является
одним из самых выдающихся совет-
ских оперных лирижеров. Достаточ-
но напомнить о таких творческих
победах А. Мелик-Пашаева, как «Че-
ревички» Чайковского и «Абессалом
и Этери» Палиашвили. Говорить 06
артисте такого масштаба, что он
справился со своей задачей, значиг,
собственно, ничего не сказать.

Конечно, превосходный музыкант
Мелик-Пашаев xopomo  дирижирует
	«Русланом», но вряд ли можно ечи-
	тать этот спектакль новым артисти-
ческим достижением дирижера. Мно-
гого нехватает для такого признания.
Странное дело! Слушая «Руслана»
под управлением А. Мелик-Нашаева,
никак нельзя отделаться от чувства
какой-то неудовлетворенности, от
	Масленникову. Заметим коротко, что   нию звука. Покровской, кстати, и не
	Шумская отличная Людмила, хотя
внешний образ ее и сценическая иг-
ра не всегда бывают на высоте. Од-
нако в опере главное все же пение, а
поет Шумская прекрасно. Все коло-
ратурные пассажи были спеты арти-
	хотя надо прибегать ни к каким искусст-
	венным приемам усиления звука. Го-
лос артистки и красив и звучен.

Не станем сравнивать двух Ратми-
ров — Златогорову и Антонову; это
эдинственный случай в спектакле,
	только «Руслана», но и «Снегурочки».
Это правильно не только потому, что
«Руслан» изобилует танцовальными
ритмами и темами, но и потому, что
его пластическая музыкальная приро-
да совершенно не допускает, на наш
взгляд, раскрытия обычными средст-
вами оперной и всего менее драмати-
ческой Е

Удалась ли Р. Захарову новая по-
становка «Руслана»? Мы трижды
видели спектакль и каждый раз отме-
чали, что он становится лучше, что
режиссерский замысел, так сказать,
«кристаллизуется», освобождаясь от
лишнего, от нагромождений, каких
немало можно было наблюдать в пер-
вых вариантах спектакля. Но только
на последнем просмотре спектакля Мы
убедились в том, что принципиальная
линия режиссерской работы Р. Заха-
рова верна в целом, обнаруживая яс-
но выраженное стремление к раскры-
тию внутренней, идейной сущности
спектакля. Очевидно, однако, что
стремление к цели и достижение ее
далеко не одно и то же.

Ясно представляя себе свои задачи,
Р. Захаров не всегда успешно их ре-
шает, и это сказывается уже в «пор-
тальных» частях спектакля, в первой
и последней картинах сперы. Анти-
под уродливого, «ненастоящего» цар-
ства злого колдуна Черномора, сол-
нечное царство Светозара, идеализи-
рованный народным преданием столь-
ный град Киев должен быть величав
даже в моменты тревоги. Здесь долж-
но быть все прекрасно и величествен-
но, и люди прежде всего. Несравнен-
ные по красоте хоры пролога «Пре-
данья старины глубокой» и в особен-
ности «Не тужи, родимая» — чуд-!
ный образец задушевной народно-пе-
сенной лирики и полный — сурового
обрядового величия языческий «Лель
таинственный», кстати сказать, от-
лично прозвучали в спектакле, и
великолепный хор Большого театра
снова подтвердил свою репутацию
первоклассного. хорового коллектива. \
Режиссерски эта сцена. также реше-
на хорошо — ецена свадебного пир-

сткой виртуозно, и единственно, в чем   когда мы можем сказать, что обе ис-
	можно упрекнуть Шумскую, это в
недостаточной контрастности знаме-
нитых обращений к витязям-претен-
дентам Фарлафу и Ратмиру.
	ПЕ CADE AAR, AUR Ue PasnUMy, HO
отличные Ратмиры.

Было бы несправедливостью, если
бы мы умолчали об исполнительнице
	Юность -= прекрасный дар жизни, Жартии Наины, артистке М.. Кузнецо-
	вой. Эта партия неосновательно счи-
тается неважной и второстепенной.
Она трудна и неблагодарна, и потому
мы считаем своим долгом особенно
отметить наредкость удачную испол-
нительницу этой партии. Фарлафа в
отчетном спектакле пел Е. Иванов, в
общем довольно хорошо. Нам кажет-
ся, однако, что комические партии не
совсем в стиле этого артиста и оттого
Фарлаф гильно проигрывает.
	Балетные сцены, поставленные Р.
Захаровым, вызвали довольно бур-
ную дискуссию среди критиков, прав-
да дискуссию, протекавшую пока что
в фойе театра. Некоторые из наших
коллег возражают против «летающе-
го балета» в замке Нанны, против из-
лишнего нагромождения всякого рода
волшебных и попросту уродливых фи-
гур в шествии Черномора и пр. Мы
не можем согласиться с этим. Глинка
недаром сам назвал свою оперу вол-
шебной. Фантастический элемент. в
ней занимает законное место, и в по-
становке Р. Захарова его роль ни-
сколько не преувеличена,

Танцы поставлены Р. Захаровым в
общем вполне удачно, но по временам
они несколько суетливы, особенно
в групповых сценах.

Нам думается, что театру предсто-
ит еще много поработать над новым
спектаклем. «Руслана» недаром назы-
вали «оперой-мученицей», и свяшен-
ным долгом советского музыкального
театра остается снять с великого про-
изведения Глинки покрывало мучени-
чества и открыть миру ее сияющую
красоту. Каждая новая постановка
	 <Руслана» должна быть
	Сие ча дв женнем
К этой заветной для русекнх музы-

а А+.
	но, увы, он только на время достается
человеку. Об этом мы должны наном-
нить артистке И. Масленниковой и
напомнить о том, что художник дол-
жен смолоду запасаться мастерством
и тогда он способен надолго продлить
пленительную юность, гораздо доль-
ше неумолимо жестких биологических
сроков. Нам кажется, что артистка
Масленникова — одаренный музыкант
и обладательница красивого голоса—
работает над своим артистическим
развитием совсем не так самоотвер-
женно, как этого требует строгое
искусство певца. Сценически Mac-
ленникова прелестная Людмила, гра-
циозная, кокетливая юная девушка.
Но это только внешнее изящество,
и оно нисколько не искупает крайне
неизящное. исполнение Масленнико-
вой каватины Людмилы. Грубые ин:
тонационные погрешности, иногда до-
	ходящие до режущен слух фальши,
неряшливо спетые колоратуры, сма-
занные вокальные пассажи, наконец,
совершенно бестемпераментное, даже
прямо безучастно формальное, пе-
ние — все это не только не прости-
тельно молодой талантливой певице,
но и чрезвычайно опасно. Стоит толь-
ко «неглижировать» всем этим, как
недостатки случайные станут при-
вычными, и тогда исцелиться от них.
будет труднее, чем от хронической
болезни... Правда, И. Масленникова
была гораздо лучше в сцене Uepno-
мора. Там. уже не было у нее ни де-
тонирования, ни других неряшливо-
стей, какие были замечены ‘нами в.
первом действии. Но это значит толь-
ко, что их могло не быть и в кавати-
	Г че и что наши замечания насчет не-  К ‘этой заве’

‚ брежкости и неумения упорно рабо-; кантов цели.
	ощущения, что и сам дирижер не   ченко, и благодаря этому какон-то.