индивидуальным данным будущего
актера, а не на воспитании в нем
чуткости к разнохарактерным обра-
зам, к драматургической основе
спектакля, не на умении уходить
«от. себя», когда этого требует ис-

кусство ‘сценического перевоплоще-
HHA
	Одно из заключительных положе-
ний программы требует: «На протя-
жении Ши ПУ курсов каждый сту-
дент с помощью и под руководст-
вом преподавателя мастерства актера
проводит самостоятельную ‘работу
над ролью, раскрывающей его инди-
видуальность, степень овладения
внутренней и внешней техникой ма-
стевства актера, характер и особен-
ности его дарования». Итак, к кон-
цу обучения студент в совершенстве.
изучит свою индивидуальность, но
научится ли он изображать индивиду-
альности других людей, сумеет ли он
видеть, понимать и воплощать бес-
конечно разнообразные человеческие
типы? Дает ли ему институт необхо-
Ддимый для этого тренаж и навыки,
воспитывает ли он в молодом актере
вкус к углубленному анализу иных,
незнакомых ему, новых характеров,
рождаемых самой жизнью? Програм-
ма не содержит в себе таких требова-
ний, которые заставляли бы будуще-
го актера почаше переносить внима-
ние с самого себя на различные явле-
ния. драматургии. И не случайно ак-
теры, воспитанные в институтах и
попадающие в театры периферии, где
им сразу же предлагают несколько
ролей и притом разнохарактерных,
чувствуют себя недостаточно подго-
товленными к большой  профессио-
нальной работе.

Это — не узко-педагогический во-
прос. Это — серьезная эстетическая
проблема в советском актерском ис-
кусстве. «Актер повторяется», го-
ворит разочарованный зритель, видя
в новом спектакле уже хорошо зна-
комые ему актерские приемы, слыша
привычные, надоевшие интонации.
Не всегда актер повторяется пото-
му, что невелик его диапазон или
сникла его инициатива. Эта «повто-
ряемость» часто возводится в прин-
IHN, оправдывается тем, что везде
и всюду актер должен оставаться в
пределах своей житейской индиви-
дуальности.
	Часто на репетициях, на учебных
занятиях приходится слышать напо-
минание режиссера актерам, звуча-
шее, как предупредительный сигнал:
«Действуйте, только действуйте! Ни
в коем случае не играйте образ. Об-
раз ‘получится сам собой». Мри этом
режиссер забывает напсмнить акте-
ру, что действие тоже должно быть
образным, то-есть выражать  харак-
тер героя, что различные индивилу-
альности «действуют» различно. Ав-
тор этих строк не раз наблюлал
К С. Станиславского ‘на учебных
репетициях. Великий режиссер’ тоже
неоднократно напоминал студийкам:
«Действуйте, только - действуйте: ».
Но, когда он хотел показать учени-
кам тот или иной отрывок, мгновенно
перевоплощался в репетируемую сту-
дийцем роль, и тогда становилось
очевидно, каким образным, индивиду-
альным должна быть это презлову-
тое сценическое действие; Об этом,
между прочим, интересно пишет в
своих мемуарах  «Станиславский-
режиссер» Н. Горчаков.

Игра`— ‘это’ совсем не To Ke ca-
мое, что дурная «театральщина». Да-
же в роли, наиболее близкой его ин-
дивидуальности, актер должен. 2ы-
трать, изобразить определенный. ха-
рактер, а не просто показаться со
сцены, как это в последнее время
делают некоторые крупные, попу-
лярные актеры. Игра — это_изобра-
жение характера, близкого ли, дале-
кого ли актеру. В «чужих» характе-
рах — отрицательных, или противоре-
чивых, очерченных драматургами с
иронией или сатирически — актер
чувствует себя свободней от выие-
упомянутых строгих педагсгических
наставлений. Вот потому-то игра его
оживает, и он возвращает театру
яркость сценических красок. Никто,
наверно, не требовал от В. Лекаре-
ва, чтобы он «воспитывал в себе
внутренние черты характера» Супру-
гова в «Спутниках» или Костюшина
в «Большой судьбе». С чудесной на-
блюдательностью, — свидетельствую-
щей о подлинном артистизме, подме-
тил В. Лекарев в каких-то людях
черты и черточки сухого педанта
Супругова, закованного в жесткую и
тяжкую броню тупого эгоизма, неда-
лекого, упоенного своей  власгыо,
потерявшего ощущение жизни. нс
внутренне порядочного, по-своему
честного Костюшина. Он создал два
различных сценических портрета,
правдивых и сстро-театральных. Оди-
наково далеко ушел «от себя» А.
Ханов в ролях Тихого («Хлеб наш
насущный») и Добротворского (*За-
кон чести»). В образе Тихого он со-
брал и обобщил черты убежденнеи-
шего и жестокого собственника, а в
Добротворском изобразил милого,
мягкосердечного, но ограниченного
интеллигента старой закваски, кото-
рому с трудом удается уразуметь ис-
тины, давно усвоенные его же звер-
стником Верейским.
	Нет положительных героев «во0б-
ще» — есть разноликие люди, строя-
щие нашу жизнь, и у каждого из них
своя судьба, свой духовный облик,
свои неповторимые особенности. Ак-
тер, демонстрирующий со сцены са-
мого себя, не хочет и не умеет по-
нять эти особенности. Но как мчого
интересного находит и в окружаю-
щей жизни и в самом себе актер, ко-
гда ищет в новой роли характер Ca-
мобытный, неизведанный ранее и не-
повторимый! Вот так, наверно, смо-
трел на’ роль Сергея Тюленина Б.
Толмазов Зрители, конечно, не’‘раз
встречали таких парней в жизни,
но на снене увидели и узнали толма-
зовского Тюленина впервые. —Пэи-
мелькавшаяся, знакомая фигура —
бойкий, худощавый паренек в Засти-
ранной, полинявшей  гимнастерке,
жанровый персонаж городских OK-
раин. Актер сткрыл в нем душу и
волю настоящего героя. И этого ге-
роя не спутаешь ни с каким другим
— он гак и останется в нашей памя-
ти фадеевским и толмазовским Тю-
Лениным.
	` Так же, как ни с кем не спута-
ень Юлню Дмитриевну — Э. Кирил.
	леву, Белова — С. Гушанского и
других героев упомянутого выше
снектакля Театра . им. Ермоловой.
	Если отдать себе стчет в том, по-
чему таким живым, эмоционально
насыщенным получился этот спек-
такль, то прежде всего надо увидеть,
сколько индивидуальных оттенков и
особенностей увидели ермоловцы в
каждом герое повести В. Пановой.
	В нашем театре будет тем больше
ярких и правдивых геронческих 0б-
разов современников, чем чаще ак-
теры. будут выходить из круга’ при-
вычных сценических приемов, пре-
вращающихся в штампы, чтобы прав.
днво и поэтично’ запечатлеть жизиь
советских людей. Актер. для роли,
	а не роль для актера, — вот-о чем в
театре забывать нельзя.
	°
Я. ВАРШАВСКИЙ
>

осторожности дал emy~ Take He-
` сколько риторических, декламациоч-
	ных реплнк, цитат из романтического
репертуара. Геннадий Несчастливцез
—человек широкой натуры, большого
сердна, горячий, как Отелло, и про-
стодушный, как ребенок. В этом его
обаяние. Но чаще всего приходится
наблюдать, как столичные и перифе-
рийные актеры, играющие эту роль,
	ухватываются прежде всего за ро-
мантические цитаты («О люди, лю-
`ди!») и заставляют _ Геннадия весь
	вечер декламирозать на басовых но-
тах. А горячность натуры Геннадия
и его чистое, юношесксе  простоду-
шие, которые лолжны были бы при-
дать совсем другой, душевный, непо-
средственный тон этой декламации,
обычно забываются.

Плохо, если индивидуальность ак-
тера подавляет индивидуальность об-
	раза, если характер героя преэвраша-
ется в подобие характера исполните-
ля. Мы не уделяли бы такого значи-
тельного места разговору 0б этих
трех актерских работах, если бы по-
добные примеры были единичными.

Но суть дела в том, что среди наших
актеров, а также и в театроведенни,
распространены неверные взгляды нё
природу актерского творчества.

Станиславский учил актера искать
прежде ‘всего в самом себе, в своей
памяти, в своем жизненном опыте те
мысли, чувства, настроения, которы-
ми нужно наделить действующее ли-
цо. Он открывал перед актером кла-
дезь собственных переживаний 4
ощущений. «Работа актера над с0-
бой»—важнейший принцип Станн-
славского, один из краеугольных
камней сценического искусства в его
понимании. Всю свою жизнь он изу-
чал. и пропагандировал методы и
приемы этой работы, и учение его
имеет первостепенное значение для
реалистического советского театра.
Станиславский придавал актерскому
искусству покоряющую силу лириче-
ского творчества, когда открывал
для излюбленных своих образов жи-
вой неиссякаемый родник личных
чувств артиста-художника.

Но странно было бы предполагать,
что предельное сближение личности
актера с изображаемым. на сцене ли-
цом было для него единственным и
универсальным средством работы над
образом. Актер-исполнитель встреча-
ется с близкими и с далекими для
него образами, ему приходится воп-
лощать на сцене и родственные, и
«чужие», незнакомые — характеры.
Станиславский никогда не выступал
против искусства перевоплощения,
он предостерегал против холодной,
ремесленнической . «театральщины»,
притупляющей волю, ум, фантазию.
воображение; художественный вкуг-
актера. Действительно, как быть,
когда актеру приходится изображать
«чужой», глубоко. антипатичный ему
характер, в котором нет ничего род-
ственного его человеческой и арти:
стической индивидуальности? Kak
тут обойтись без перевоплошения?

Предположим, нашему советскому
актеру нужно сыграть роль Kapau-
дышева— человека жалкого и смеш-
ного в своих притязаниях на буржу-
азную солидность, траги-комичеекого
соперника `Паратова, ‘болезненно ощу-
 щающего свое бессилие и ничтожест-
  во свою жалкою участь в мире Кну-
соперника `Паратова, ‘болезненно ощу:
во, свою жалкую участь в мире Кну-
ровых и Вожеватовых. Как тут обой-
тись без перевоплощения? Ведь
только артистическая фантазия под-
скажет актеру внутреннее самочувст-
вие и внешний облик этого. персона-
жа, давно ушедшего из жизни. Или
актер должен искать Карандышева
в самом себе? Некоторые режиссеры
утверждают, что и в такой роли
актер не имеет права на шаг отсту-
пить от самого себя, отдаться игре
своей фантазии и воображения, про-
никая в чужой для него мир. Н. Гор-
‘чаков, режиссер Художественного те-
атра и профессор ГИТИС, в книге
«Беседы о режиссуре» разбирает слу-
чай, когда актер, которому поручена
‘роль Карандышева, решительно отка-
зывается выполнить совет руководи-
теля спектакля: «Работайте над этим
образом от себя, ишите его от себя».
Актер справедливо возражает: «Как
я могу работать этот образ от себя,
когда лично мне совсем не  свойст-
венно то отношение, которое прояв-
ляет мой герой к тому-то и тому-то?»
 Что же советует ему Н. Горчаков?
Совет этот весьма  любопытен: «Да-
вайте начнем воспитывать в себе ту
точку зрения, которой обладает дан-
ный герой пьесы. Давайте воспиты-
` вать в себе на улице, на репетиции,
дома за обедом то отношение ко все-
‘му, что мы будем видеть, говорить,
слушать, которое было бы у нашего
героя пьесы... Давайте придумаем еще
  ряд своеобразных упражнений для
воспитания внутренних черт характе-
Г ра Карандышева» (подчеркнуто Н.
Горчаковым).

Вот как, оказывается, постигается
образ Карандышева, если послушать-
ся автора книги! Значит,  прежле
чем сыграть роль Карандышева, ак-
тер лолжен в какой-то степени стать
им! Совершенно ясно, что’ такое на-
` ставление ни практически, ‘ни Teape-

тически непрнемлемо. Практически—

потому что ни один советский актер
не пожелает заниматься «воспитани-
ем внутренних черт характера Каран-
дышева». Если же подумать о теоре-
тическом «зерне» совета Н. Горчако-

‚ва; то станет ясно, что теория эта

ведет к ликвидации образности в ак-
терском творчестве.

В самом деле,  приспосабливать
необычайное многообразие челове-
ческих характеров,  запечатленных
классической и современной ` драма-
тургией, к персонам тех или иных
актеров — значит обеднять искусст-

во театра, сковывать и принижать

творчество актера, а самое главное,
лишать его связей с жизнью, то-
есть. итти не за Станиславскям, а
против Станиславского и  лучных
традиций русского театра.

И это- необходимо осознать сейчас
потому, что взгляды, подобные вы-
шеизложенному, нашли в’ тзатраль-
ных кругах широкое распространение.
Вот официальный, так сказать, доку-
мент, программа, по которой воспи-
тываются актеры в Государственном
институте театрального искуёства и
	мент, программа, по которой возпи-
институте театрального искусства и
других учебных затедениях. Глава
«Основные положения. о определяю-
щие педагогический метод  воспита-

` ния актера». Первое, решающее по-

ложение гласит: «Сценическое пове-
дение актера должно возникать из
органических свойств его человечес-
кой природы и ни-в чем их не нару-
шать». Далее авторы › программы

‘пишут; что «Начальным моментом в
работе студента над срганичееким

овладением действием (этюды) явля-
ется действие от своего лица (эт
себя) в данных ‘предлагаемых 00-
стоятельствах. Завершающим этапам
работы студента (роль) является

‚ действие в образе в данных предла:
	гаемых обстоятельствах». Но вся
программа построена -так, т
делается на приспособлении роли к

«Двенадцать месяцев»
С. Маршака в МХАТ
	мы видели в ом сезоне немало
первоклассных актерских работ.
Были спектакли, которые с полным
основанием можно назвать ансамбле»
выми, например, «Спутники» в Театре
им. Ермоловой, «Приезжайте в Звон-
ковое» у вахтанговнев. Были очень
яркиё выступления отдельных aKTe-
ров в спектаклях посредственных.

Л. Свердлин в «Великих > днях»,
А. Хохлов и А. Дикий в «Южном
узле» воссоздавали образ Верховного.
Главнокомандующего в моменты са-
мых больших испытаний войны. He
эффектные парадные сцены, не  за-
манчивые бытовые эпизоды, а вели-
кий творческий труд вождя в напря-
женнейшие дни войны, —вот что было
предметом актерского творчества з
этих спектаклях. М. Крушельнин-
кий—исполнитель роли генерала Ва-
тутина в Харьковском театре им.
Шевченко, Б. Платонов, игравший
роль Константина Заслонова в Теват-
ое им. Янки Купалы, должны были
дать сценическую жизнь образам ге-
роев‚ вошедших в историю нашей
страны и завоевавших любовь совег-
ского народа. Актеры решили эту
задачу как подлинные художникя
сцены. Неровным, нецельным  полу-
чился спектакль «Дни и ночи» вХу-
дожественном театре, но ив HEM
были такие интересные образы, как
Проценко — А. Грибов, Сабуров—В.
Макаров, Конюков—Д. Орлов

Есть в искусстве советского акте-
ра черты, придающие ему особенное
благородство. На главных историче-
ских темах, на самом сложном дра-
матургическом материале  воспиты-
вались и растили свое мастерство на-
ши лучшие актеры.
	Все это так, и советская сцена ни-
кому в мировом театральном искус-
стве не уступит свое первенство.
Каждый год мы видим новые спек-
такли, созданные в духе лучших
традиций советского театра, и  зна-
комимся с дебютантами, прололжаю-
шими славное дело своих учителей.
Но нельзя закрывать глаза и на то,
что кое-где возрождаютея старые
штампы н вместе с тем появляются
штампы новейшего образца. Причем
эти «новейшие» штампы пародируют
и извращают лучшие принципы Ста-
ниславского, что сам Станиславский
предвидел и против чего он постояз-
но предостерегал своих учеников.
	Он полагал, например, что одним
из вреднейших предрассудков в те-
атре является распределение ролей
согласно омертвевшим «амплуа», что
в этом случае зрителю предлагается
набор испытанных актерских техни-
ческих приемов вместо духовно со-
держательного образа. Но вот мы
вндим превосходного актера Н. Бо-
гслюбова в роли секретаря райкома
Саламатова в «Алмазах». Роль сама
по себе бледна и невыразительна. Од-
нако тем, что театр поручил ее
Н. Боголюбову, он еще больше ухуд-
шил положение. В самом деле, мо-
жет показаться, что Н. Боголюбов
является для МХАТ носителем ново-
го «амплуа», которое в некоторых те-
атрах называется «социальный  ге-
рой». Ему постоянно поручаются по-
добные роли, иногда лучше, иногда
хуже написанные. Есть у Н. Боголю-
	бова хорошая, естественная просто-
та. он располагает к себе зрителя
умным взглядом, мягкой, задушев-
	ной речью, в нем чувствуется силь-
ная и собранная воля... Превосход-
ные качества для положительного
героя. Но посмотрите на Боголюбова
в роли Саламатова, и вы заметите,
как лучшие качества актера превра-
шаются в свою  противоположность.
Вместо простоты — «простецкость».
потому что актер, не зная, чем 2K
украсить своего безликого героя,
всячески подчеркивает эту привлека-
тельную, но отнюдь не решающую
черту характера. Саламатов-—Боголю.
бов старается смотреть на окружаю-
щих умным взглядом и говорить за-
душевным голосом, старается пото-
му, что ни яркого, самобытного ума,
ни теплой залушевностй а Саламато-
ве, каким изобразил его автор, нет.
Актер вынужден снова и снова экс-
плоатировать свои замечательные
спенические данные, отчего они уже
перестают быть художественным
средством обрисовки характера и
становятся приемом чисто  техниче-
ским, за которым нет живых сцени-
ческих эмоций. Можно подумать,
что МХАТ не понимает пироких ар-
тистических возможностей Н. Бого-
любова, способного играть разноха-
рактерные роли, и дает ему залачя
попроще, исходя из того, что такие
роли, как Саламатов, даются этому
актеру легче всего. Но там, где ак-
теру He приходится решать новые,
пусть неожиданные, непривычные
для него, трудные, но увлекательные
задачи; где он входит в тесные рам-
ки «амплуа», там гаснет его вдохно
вение, притупляется интуиция,  сла-
беет творческая воля.

В спектакле Малого театра «Ми-
нувшие годы» роль Черемисова была
поручена М. Цареву. Это, как будто
	бы, пример противоположного  пол-
хода к подбору исполнителя на от-
ветственную роль. В самом деле,
	М. Цареву никогда, кажется, не при-
ходилось работать над образом, схо-
жим с Черемисовым. Он играл роли
	совсем иного свойства, а вот на
этот раз ему предложили сыграть
роль одного из командиров первой.
	пятилетки, — волевого, мужественного,
горячего большевика. Совершенно»
ясно, что Черемисов, а не Кряжин,
потерявший честь коммуниста, не
Трабский—враг партии, должен быть
в центре. этого спектакля. Но иКря-
жин (Ф. Григорьев) и’ Трабский
(Н. Комиссаров) производили в спек-
такле более яркое впечатление, чем
Черемисов. Актер и роль не слились
воедино—они контрастировали друс
	другу. М. Царев не отказался HH OT
	одной из сценических красок, прису-
	щих его мягкому, лирическому даро-

ванию, и не вобрал в себя ни одного
качества непокладистого, волевого
характера Черемисова. Видимо, ре-
жиссура, рассчитывая на М. ЦПаревз,
	как на актера, не раз выступавшего в.
	центральных ролях, не задумывалась
с своеобразии характера, который
ему предстоит воплотить на’ этот раз.
И здесь, как в «Алмазах», актеру
ставились узкие, ограниченные зада-
чи, режиссура пред’являла ему не-
сложные требования, и он выполнял
их без настоящего творческого вол-
	нения, возникающего там, где ху-
дожник встречается се «сопротивле-
нием материала». -

Это олно из самых опасных в ак-
	терском искусстве явленин—приспо-
собление роли к данным актера. В
таких случаях не актер перевопло-
щается в образ, а образ как бы пере-
воплощается в актера. И мы валим
на спене Н. Боголюбова, М. Царева
в обычных или необычных для них
гримах и костюмах, но никак не тех
людей, которых намеревались выв?-
сти на сцену драматурги. Вот так же
мы увидели в «Лесе» Художествен-
ного театра В. Ершова, выступающего
в роли Несчастливцева, но не Несча-
стливцева в исполнении В. Ершова.
Драматург наделил Несчастливцева_
Геннадия многими замечательными
человеческими кочествами, но по не-
	Злая мачеха измывает- ©
ся над трудолюбивой

падчерицей. Мачеха на- Вл. БЛОК
делена змеиным Ковар- .

актеры, иллюзия Hapy-
шается, перестаешь ве-
рить и тем и другим.

> Неровно сыграны  цен-
ством, защищена от уко- тральные роли спектак-

ров совести бессердечностью. Пад-  ля. По началу увлекает игра В. Бен-
черица простодушна и терпелива,  диной — Королевы. Актриса нахо-
но она побеждает в единоборстве с  дит меткие черточки для обрисов-
мачехой, потому что любовь к труду! ки взбалмошной и  избалованной
	п к людям сильнее, чем ненависть к
НИМ.
	Удача пьесы С. Маршака состоит
прежде всего в том, что он, чутко
восприняв образность народных ска-
зок, воплотил их в своем драматурги-
ческом произведении.
	Стиль пьесы — в органическом со-
четании образов, близких к жизнен-
ной достоверности, с  персонифика-
цией явлений природы. Главное свя
зующее звено между теми и други-
	ми—Падчерица. Только ей открывает
природа свои сокровенные тайны, по-
тому что ‘ее любовь к людям; трудо-
любие, высокие моральные качества—
вне сомнений. Такого человека легко

носит родная земля, за него она ‘в
постоять готова.
	па спектакле Художественного те-
атра «Двенадцать месяцев» нетрудло
проследить пути, идя по которым ре-
жисеура стремилась найти стилю пье-
сы достойное сценическое выражение,
Мы замечаем, что некоторые персона-
жи С. Маршака претерпели в спек-
такле поистине чудесные. превраще-
ния. Совместная работа театра с ав-
тором отразилась на самих двенадца-
ти месяцах и прежде всего на Январе.
Январь, фигурировавший в печатном
издании пьесы, как «1-й старик», не-
ожиданно помолодел, стал звонкого-
лосым юношей, которого темпера-
ментно и задорно играет артистка
А. Комолова. Это превращение нельзя
не принять с удовлетворением. Ко-
нечно, естественнее, что Январь мо-
лод. Этот месяц открывает новый
год, поэтому хочется видеть Январь
именно таким, полным сил и энергни,
	каким изображает его талантливая
актриса.
	Играя в сказке»-актер должен ис-
ходить из поэтического смысла обра-
за. Именно так поступила А. Комоло-
ва. Так, работая над ролью Февраля,
артист Н. Шавыкин добился весьма
ощутительных результатов. Хоть и
немного текста отвел этому месяцу
автор, Февраль запоминается отточен-
ностью актерской характеристики:
сердит и неуравновешен этот предве-
сенний месяц, то пронизывающий хо-
лодными ветрами, то крутящий снеж-
ными буранами. ‹ Артист В. Давыдов
(Апрель) играет обыкновенного мо-
лодого влюбленного. Об остальных
месяцах трудно сказать что-либо оп-
ределенное: не нашел для них выра-
зительных штрихов автор пьесы, и
актеры лишь носят условные обозна-
чения марта, июня, октября...
	Так уже в актерском воплощении
месяцев можно отметить различные

приемы сценического решения спек-
такля.
	Роли. зверей доверены в спектакле
куклам. Появляясь не из-за привыч-
ной для них ширмы; а на настоящей
сцене, куклы проигрывают в свобоце
передвижения. Особенно много те-
ряет Волк, чья неподвижность в
спектакле плохо гармонирует с нра-
вом этого зверя. Но об этом можно
спорить., Зато бесспорно, .что-если од-
них зверей играют. куклы, а других—
		девчонки, которая вершит судьбами
людей. Актриса точно передает бес-
сознательность жестокости юной Ко-
ролевы и ее опьянение властью над
людьми. Мы готовы принять трактов-
ку этого образа и в сцене новогодне-
го бала. Но чем ближе к финалу
спектакля, тем меньше ее игра нас
удовлетворяет. Характер Королевы
не развивается. Когда Королева
встречается с месяцами, мы не заме-
	‘чаем в игре Бендиной подлинно дет-
	ского восприятия чудесного. Короле-
ва остается равнодушной к тому но-
вому миру, который готов раскрыть-
ся перед нею.
	3. Баталова откровенно играет в
Падчерице не девочку, а девушку.
Может показаться, что актриса пра-
ва: тяжелый труд, подневольная доля
рано сделали Падчерицу взрослой.
Но сказочный образ проигрывает от
такой трактовки роли в своей поэтич-
ности. Невольно начинаешь задумы.
ваться над правдоподобием всего ска-
зочного сюжета пьесы. А ведь если
перестаешь безоговорочно верить
правде сказки, это значит, — нарушен
весь ее поэтический строй.
	Мы уже говорили, что Надчернца
связует различные образы пьесы. В
Художественном театре эта цепь рас-
палась. И остались на разных полю-
сах постановки два мира — первый, в
котором действуют настоящие люди,
и второй—природа в человеческом об-
личьи. Оба эти мира на сцене МХАТ
более или менее соприкасаются, но
их встреча не кажется органичной.
При этом соприкосновении неизменно
более глубокое впечатление произво-
дит мир бытовой достоверности. Поз-
зия отступает Ha задний план.
	Воздеиствию обаяния сказки на зри-
теля мешают навязчивые стремления
некоторых актеров и художника
Б. Волкова оправдать фантастику
пьесы. А ведь сила сказочного обра-
за прежде всего в том, что он будит
воображение и мысль, убеждает не
прямо высказанными сентенциями, но
всей системой и особой логикой раз-
вития сказочного действия. В спек-
такле Художественного ‘театра во-
ображению зрителя мало доверяют,
ему стараются образы пояснять, мыс-
ли растолковывать. Декорации, как
бы живописны и технически  совер-
шенны они ни были, давят своей гро-
моздкостью, а иногда и натурали-
СТИЧНОСТЬЮ.
	В плане ‘бытовой достоверности вы-
разительно играет солдата В. Готов-
цев. Это славный, измученный
долгой службой старик. Иногда
он вызывает жалость к себе, —
сильно потрепала его жизнь. И
тогда кажется, что спокойствие
его не от уверенности в себе, а
от равнодушия: больно много он уже
перестрадал, хуже не будет. Его на-
смешливое отношение к Королеве и
ее окружению в этом случае легко
отнести к проявлению старческого
	брюзжания. Мало, мало в этом об-
разе от сказки.
	Неесравненно ближе-к CTHIIO CK43-
	ки Мачеха в исполнении А. Георгиев-_
	Сцены из пьесы С. Маршака «Двенадцать месяцев». Слева: Мачеха—
арт. А. Георгиевская, Дочка — арт. Е. Морес. Справа: Королева—арт,
	арт. Г. Конский.
o
	Фото С. Шингарева.
	В. Бендина, Учитель Королевы —
}
	ской и Дочка — Е. Морес. Это яркий,
хорошо запоминающийся дуэт. Осо-
бенно сочно играет А. Георгиевская.
Ее Мачеха зла и корыстолюбива, ум-
на, когда речь идет о стяжательстве
и коварстве, и гадка перед лицом
благородства и добродетели. Умело
добивается актриса того, что и лю-
бовь Мачехи и Дочки не вызывает
никаких иных чувств, кроме неприяз-
ни, — эта любовь эгоистична, в ней
’нет ничего человеческого.
	Наверно и перед Георгиевской воз
никал соблазн изобразить бытовую
старуху. Но артистка удержалась от
искушения и поняла сказку так же
тонко, как Комолова в роли Января.
_Вот такое бы понимание всем участ-
_никам постановки, и все бы в ней, на-
верно, встало на свои места!

Но, увы, режиссура не ‘об’единила
‚спектакль единым замыслом. В нем
нас поджидают неожиданности,
отнюдь не сказочные. Совершенно не-
  жданно-негаданно чуть ли не главной
ролью в нем становится роль Учите-
оля Королевы в исполнении Г. Коч-

‹ СКОГО.
	В центре спектакля оказывается
спор Королевы с Учителем. Королева
не хочет заниматься, а Учитель на-
стаивает на этом. Королева не желает
признавать незыблемые законы приро-
ды, а Учитель утверждает, что при-
роду надо не отрицать, а познавать,
Королева бессердечна, а Учитель
призывает ее уважать человека.

Г. Конский убедительно играет
Учителя очень симпатичным челове-
ком, театр даже вызывает на помошь
автора и вкладывает в уста Учителя
новые, возвышающие его слова. Ког-
да Королева на ходатайство осужден-
ного накладывает резолюцию  «каз-

‚ НИТЬ» только потому, что она короче,
чем милосердное «помиловать», Учи-
‚тель выступает с наивным нравоуче-

нием, раз’ясняющим недостойность
этого поступка. Поступок абсолютно
отчетливо говорит сам за себя. Театр
рискует проявить неверие в сообра-
	зительность зрителя и сам оказывает-
ся в роли педанта-учителя.
	А как же лес с его обитателями и
двенадцать месяцев? Для Художест-
венного театра это лишь иллюстра-
ции, помогающие Королеве уразу-
меть правоту Учителя.
	Глубокая образная идея пьесы ока-
залась втиснутой в рамки дидактиче-
ского нравоучения. Таков результат
отсутствия единого стиля спектакля.
	Постановщиками «Двенадцати ме-
сяцев». на афише Художественного
театра названы В. Станицын и
Н. Горчаков. Оба они известны как
опытные мастера режиссуры. Почему
же поставленный ими спектакль
эклектичен?
	Для того, чтобы ответить на этот
вопрос, следует перенестись из обла-
сти сказочных вымыслов в прозаиче-
скую действительность подготовки
этого спектакля. Готовилея он, как
известно, долгие годы. Процесс его
рождения, как легко предположить,
был мучительно трудным. Мы пом-
ним, как в газетных заметках сообща»
лось о начале работы МХАТ над
«Двенадцатью месяцами». В этих за-
метках значились имена режиссеров,
вовсе отсутствующие на афише
премьеры. Много месяцев спустя га-
зеты сообщили, что репетициями
«Двенадцати месяцев» руководит
Н. Горчаков. И только сравнительно
недавно мы узнали, что «Двенадцать
месяцев» выпускает В. Станицын.
	Пикто, понятно, не может возражать
против согласованной работы двух
или даже нескольких режиссеров с
начала до конца репетиционного нпе-
риода. Но когда режиссеры сменяют
друг друга, многократно «пересматри-
вают»- спектакль, ничего, кроме вре-
да, для цельности образа спектакля и
развития актерских индивидуально-
стей это принести не может. Опыт по-
становки «Двенадцати месяцев» в Ху-
дожественном театре в этом отноше-
нии весьма поучителен,
	‚ва с народом приводит сцену, в кото-
‚рой он благодарит рабочего за’ забо-
ту о науке. Жанровый характер этой
последней сцены нисколько не нару-
шает ее внутренней патетики и роман.
тического звучания. Это романтиче-
ское звучание, вообще пронизываю-
щее весь сценарий, достигает особен»
ной силы в финальной сцене, где
Павлов собственную агонию превра-
щает в об’ект научного наблюдения.
Смерть Павлова дана не как песси-
мистический финал, а как утвержде-
ние жизни в бессмертии трудов вели-
кого ученого.

В сценарии «Академик Иван Пав:
лов» М. Папава не отказывается вре-
менами от прозаической повествова-
тельной формы очерка, от бытовой
характерности и часто подсказывает
исполнителям детали поведения. Но в
‚ сценарии о Павлове, в отличие от
предыдущего своего произведения
«Родные поля», Папава менее всего
очеркист. Он драматург, для которого
сюжет — это не заранее придуманная
схема, а движение образов, их пове-
дение. И. может быть. поэтому осо-
бенно заметно, что там, где он вы-
нужден прибегать к приемам очерка,
‹ сцены выпадают из единой образной
ны В качестве примера можно
` привести демонстрацию. ассистенткой

привести демонстрацию ассистенткой
Павлова Варварой Сергеевной опытов
в зале Петербургского общества вра-
чей.

Но таких эпизодов в сценарии
немного. Не всегда автор дает воз-
можность развитию образов спутни-
ков героя. Они как бы останавлива-
ются на полпути и застывают, не прн-
обретая ни новых черт, ни новых ка-
честв. Нечто подобное случилось в
сценарии с Варварой Сергеевной, ко-
торая так удачно экспонирована в нз-
чале произведения. Застыл в своем
развитии и Забелин, остался чисто
жанровой фигурой солдат Никодим.
Эти недостатки отдельных персона-
жей сценария несомненно ощутят и
актеры, и им придется восполнить их
	новыми найденными красками пове-
дения.

В целом сценарий о Павлове
	— значительная удача кинодраматур-
га. Он сумел так сгустить время дей.
ствия, охватывающее долгую жизнь
Павлова, что не чувствуются провалы
в последовательности развития сюже-
та, Читая сценарий, неотрывно сле-
дишь за тщательно выписанным и
развивающимся характером- Павлова,
и это внимание не рассеивается кине-
матографическим перескакиванием от
одной биографической даты к другой.
Картина по сценарию М. Папавы
ставится в студии Ленфильм. Перед
с’емочным коллективом, и в первую
очередь перед режиссером Г. Рошаль
и актерами, стоит труднейшая задача:
воплотить в образы трулный автор-
ский материал, найти наиболее выра-
зительные средства для передачи
сложного и противоречивого характе.
ра великого ученого, а главное — по-
нять ту глубокую социальную пате-
тику, которая заложена в подтексте
диалога основных персонажей, В спе-
нарии, как говорится, «актерам есть
что играть», и поэтому в процессе
работы ‘им не следует уходить в сто-
рону от авторского замысла. Тем бо-
лее, что замысел этот осуществлен с
хорошим знанием драматургии и изо-
бразительных средств кино.
  Жизнь Павлова должна стать для

нашей молодежи примером самоот-
верженного служения науке, народу,
высокого ‘патряотизма ий’ любви к
труду.

браз великого русского ученого
	— Ан, врешь, —кричит
Телегин.—И не будут!

Марфа! Сад, сад...

бить!
Слышны уже

сру-

гулкие

>
Ал. ОЛЕНИН.
>

вал Павлов. — Хирурги
смеются!?—и  выпущен-
ная левой рукой Павло-
ва палица гудя рассека-
ет воздух и начисто сме-
	тает все фигуры.

— Анатомы не верят? Ставьте «ко-
лодезь>! А мы им — фигу-с! — и
снова гудящая палица сносит всю фи-
гуру.

Чисто русские черты Павлова, уче-
ного-патриота, находят в сценарии по-
следовательное развитие и в сцене, в
которой больной ученый рассматрива-
ет свою болезнь, как некий абстракт-
ный случай, а не собственную судьбу.
Отказываясь от терапевтического ле-
чения и настаивая на операции, он
решительно отвергает предложение
врачей поручить ее иностранному хи-
рургу.

— Как вам не стыдно! — говорит
Павлов. — Ниоткуда не ясно, что
немецкие хирурги лучше наших. И
немцу я себя не дам резать. Принци-
пиально!

Да, именно таким был Павлов. И
такое поведение при цельности его
характера было для него единствен-
НО ВОЗМОЖНЫМ.

«Мозг, который, в высокой степе..н
его формации человеческого мозга,
создавал и создает естествознание,
	сам стал об’ектом этого естествозна-.
ния», — говорил Павлов и подчинил.
	всю свою исследовательскую работу
изучению высшей нервной деятельно-
сти. Научную основу своих опытов
он находил в работах русских мысли-
телей-материалистов, а в области, не-
посредственно связанной с физиологи-
ей, его учителями были Сеченов,
которым Павлов зачитывался еще в
семинарии, и знаменитый русский
клиницист Боткин, настаивавший на
комплексном лечении больных задолго
до постановки этого вопроса в Амери-
ке.

Подвигом всей своей жизни утверж-
дал Павлов приоритет русской науки.
Это обстоятельство стало основой ре-
шения сцен, где он показан во встре-
чах с иностранными учеными. Здесь
Павлов предстает как великий ученый-
материалист и пламенный советский
патриот, способный не только на
иронические, остроумные ответы огра-
ниченным в своем мышлении предста-
вителям «западного просвещения», но
и на гневный протест, когда посягаюг
на честь его родины,

Для Павлова служение науке было
формой служения родине. К людям,
изменившим своему научному долгу.
он был нетерпим и безжалостен. Это
качество ученого выявляет в сцена-

ии история его ‘отношений к ученику

ванцеву, переметнувшемуся к идеа-
листам и декадентам.

М. Папава, убедительно показывая
и об’ясняя противоречия в характе-
ре Павлова, помогает читателю (а
фильм поможет и зрителю) проследить
сложный процесс изменения его обще-
ственных позиций.

В сцене знаменательной ветречи
Павлова с Кировым в селе Колтуши
	мы видим, как этот замечательный
большевик окончательно покорил
мечтателя-ученого своим  человече-
	ским обаянием, широкими знаниями
и остротой научных прогнозов.

— Шли вы своим путем, — сказал
ему Киров, — а пришли к нам. К тем
же выводам, что и наши философы-
материалисты.

Словами Кирова автор завершает
сложную тему перехода ученого на
позиции народа и в качестве ‘иллю:
страций безраздельной связи Павло-
	удары топоров, но вдруг Телегин по-
шатнулся и упал. И сразу в саду на
ступает облегченная тишина, и садов-
ник трогает глубокую рану на де-
реве. ;
Так умирал человек жестокой и
бесплодной жизни. олицетворявший
	собой мрак, бесчеловечность, вели-
чайшее людское зло.

И вот умирает великий ученый
	Павлов. Он думает о завтрашнем дне,
о решении новых научных проблем, о
новых вольерах для подопытных жи-
вотных. Ученый не сдался и лаже на
смертном одре командует врачами.
Так умирает человек действия. сози-
дания, жизнеутверждения.
	Уже в этой начальной ключевой
сцене произведения автор четко и яс-
но обнаруживает свои творческие по-
зиции, знакомя прежде всего с теми
философскими устремлениями учено-
го, которые обосновывали всю его
дальнейшую деятельность. Физиолог
Павлов не может рассматриваться от.
дельно OT мыслителя-Павлова, мыс-
лителя, полного трагических порой
противоречий. В чем же их корни?
Сценарист отвечает и на этот вопрос.

Известно, что книги Писарева. Чер-
нышевского, Белинского, идеи. кото-
рых еще в юности увлекали Павлова,
он нашел в’ библиотеке своего отца-
священника. Этот факт. отобранный
автором из серии других, связанных
с молодыми годами Павлова, в дра-
матургическом развитии глубоко рас-
крывает внутреннее противоречие,
приведшее молодого ученого к остро-
му конфликту со всем укладом, ца-
рившим в родном доме, и к разрыву
C OTLLOM.
	Автор счастливо избежал ошибки
многих биографов, изображавших, со-
гласно плохой литературной тради-
ции. Павлова, как ученого со етран-
ностями, рассказывавших о нем «за-
нимательные» анекдоты, мешающие
понять своеобразие его характера.

И эпизоды сценария, где поведение
Павлова поражает нас необычностью,
отнюдь неё превращаются в анекдот.
Автор вводит их для того, чтобы об’-
яснить противоречия в характере уче.
ного и показать, каким сложным, не-
повторимым путем эти противоречия
изживались.
	В самом деле, «необычность» Пав-
лова, резкость его в общении с людь-
ми никогда не была позой. Чаще все-
го она являлась своеобразным, но
вполне понятным выражением огне-
дышащей энергии человека, для кото-
рого, как вспоминает его ученица
М. К. Петрова, исследование не бы-
ло только родом занятий, профессией,
но’ формой отношения к жизни,
И именно широкий русский раз-
мах, удаль отличали этого бога-
тыря науки во всех его проявлениях.
И как великолепно показывает сце-
нарий буйную ралость победы, охва-
тившую Павлова, когда он, вопреки
предеказаниям скептиков, осуществил
благодаря огромной своей настойчи-
вости труднейший опыт!

Павлов; добившись успеха, выбе-
гает из лаборатории во двор и начи-
нает играть в городки, вкладывая в
игру весь свой столько раз сдержи-
ваемый неудачными повторениями од-
ного и того же опыта буйный темпе-
рамент. *

— Ставьте «паровоз», — скомандо-

Биографии замечательных людей
нашей родины не случайно занимают
такое видное место в тематике совет-
ской кинематографии. Биографиче-
ский фильм имеет огромное вос-
питательное значение. В самом деле,
правдиво рассказать в биографи-
ческом фильме о великих  достиже-
ниях политического’ деятеля, ученого,
художника, полководца можно, толь-
ко выявив те его ‘качества, которые
обессмертили его имя: любовь к ро-
дине, самоотверженность, волю к тру-
ду, требовательность к себе и другим.
Жизнь великого ‘человека — поучи-
тельный пример, и чем глубже
рассказал о ней биограф, тем боль-
шую воспитательную ценность имеет
его произведение.

Задача биографического фильма
состоит отнюдь не в изложении мель-
чайших фактов жизни, а, наоборот, в
выявлении и образном об’яснении са-
мого существенного. Простое изло-
жение фактов биографии, даже если
оно сделано самым тщательным обра-
зом, не выразит смысла жизни вели-
кого человека. Драматургу-биографу
факты должны быть известны во всех
подробностях. Но, чтобы воссоздать
образ своего героя и сделать его по-
нятным другим, автор должен быть
совершенно свободен от необходимо-
сти нанизывать бесчисленные факты.
Он должен отобрать те из них, кото-
рые об’ясняют смысл жизненного пу-
ти замечательного человека,

Именно так решает задачу био-
графического жанра новый сценарий
М. Панавы «Академик Иван Павлов».
Уже самый выбор темы свидетель-
ствует о настоящей творческой сме-
лости сценариста. Образ Павлова —
один из самых близких нам образов в,
блистательной плеяде русских уче-
ных. Автор посвятил свой труд не ре-
шению абстрактной темы о старике
ученом, а рассказу о сложном движе-
вии по пути к социалистической
культуре создателя современной фи-
зиологии, именем которого: по праву
гордится русский нарол.

...1936 год. Февраль. Вечер. Снеж-
ный вихрь у.под’езда ленинградского
дома академика Ивана. Петровича
Павлова, В доме тишина. В гости-
ной шопотом переговариваются врачи,
пришедшие на консилиум. В соседней
комнате умирает великий физиолог.
Хотя смертельная тень болезни легла
на его лицо, они в последние свои
минуты поглощен думами о незакон-
ченных работах. Но вот в комнату
вбегает внучка Павлова, только что
пришедшая с гулянья. Вместе с ней
врывается мажорная тема жизни, и
перед стариком возникают видения
далекого прошлого’ и суровая дейст-
вительность его юношеских лет.

Так начинается сценарий о Павло-
ве. И не случайно; что в самом нача-
ле сценария противопоставлена
смерть ученого другой кончине, сви-
детелем которой он был в свой моло-
дые годы. Умирает купец-самодур Те-,
легин. одновременно ищущий  спа-
сенья у молодого врача Павлова и у
священника — его ‘отца. После при-
частия Телегин с трудом полхолит к
окну и видит за ним яблоневый сад.

— Яблок нынче тьма какая! Это
зачем же? — спрашивает” он, зады-
хаясь от злобы. — Ну, ты, вот, док-
тор. Обещаешь мне, значит.  поми-
рать.. А солнце светить будет. И
сады стоять? Зачем? Для тебя, что.
ЛИ?

— Какая же злоба в вас ЕТ
господин Телегин, -— отвечает `Пав-
лов. — Да, сады будут стоять, будут!