СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	периферийных чтецах
		ухитряются соединять художествен-
ное чтение с... цыганскими песнями #
плясками (до, после чтения и в ан-
трактах!}. Ясно, что после такой «про-
граммы» зритель шарахается от чте-
НИЯ.

У прослушанных чтецов, за исклю-
	‘чением [ ]. Вишнякова и [ . Грачева,
	композиции текстов сделаны плохо.
Композиция текста — это драматур-
гия чтения. Это ‘очень сложная рабо-
та, требующая еще и литературовед-
ческих и редакторских данных, Ком-
позиция — одно из уязвимых мест
в искусстве чтеца. Нам представляет-
ся правильным, чтобы так же, как и
пьесы, чтецкие «пьесы»-композиции
утверждались соответствующими о?-
ганизациями в Москве. Только. после
этого они могут поступать в работу.

Иные из прослушанных нами чтз-
пов не всегда умеют соразмерять сво“
данные и возможности с материалом
исполняемого произведения. Не всегда
они’ серьезно относятся к подготови:
‘тельному периоду работы. Отсюда до.
садные срывы. Иные из чтецов как
будто не совсем еще понимают, что
делают большую серьезную и ответ-
ственную работу. А ведь они-то дол-
жны: понимать, в чем состоит разни-
ца между скучным докладыванием хо-
рошего текста наизусть, как у Ю. Фе-
досеева. (Пенза), и подлинным: искус-
ством. чтения, которое; по словам
Гоголя, способно потрясти.и тех, ко-
торые никогда не потрясались:
	Прошедший показ — новое доказа-
тельство развития нашего’ искусства.
	Надо приложить все усилия для того,
	чтобы оно развивалось не только
вширь, но и вглубь. Чтецам нало вся-
чески помогать в их дальнейшем ро-
сте. Новая работа. чтеца должна
стать таким же событием в жизни
города, как премьера театра. Она и
требует к себе такого же внимания.
	Искусство чтеца давно завоевало
право гражданства и стало любимым
искусством в нашей стране. Трудно
переоценить его значение. Наша зада-
ча—-выдвигать на широкую творчес-
кую дорогу достойных чтецов, береж-
но и смело выращивать молодежь, по.
святившую себя чтецкому искусству.
		Всесоюзный радиокомитет попол-
нил кадры своих исполнителей моло-
	 ДЫМИ вокалисбтами. окончившими выс-
	шие музыкальные учебные заведения.

В ‘игоге” проведенного ° конкурса
приглашены на работу солистами Все-
союзного радиокомитета молодые ар-
тисты Оперно-драматической студии
им. Станиславского—Яковенко, Шве-
цова; Сабадашев, Куприянова, Mat.
веев, выпускники Московской консер-
ватории — Поставничева, Антипова,
Матюшина, Львова, Гапоненко, Рыба,
	‘выпускники Музыкально-педагогичес-
	KOTO института им. Г[Гнесиных— Белов,
Троицкий и др.
	Режиссеры - дипломанты

28 и:29 ‚июня в Государственном
институте театрального искусства им.
Луначарского состоялаеь защита ди-
пломных работ выпускниками режис-
серского факультета.

Дипломанты осуществили  само-
стоятельные постановки в москов-
ских и периферийных театрах—в Но-
восибирске, Свердловске, Казани, Ро-
стовё- На-Дену, Уфе, Тамбове, Сарато-
ве и др.

H3 17 дипломных работ 13 полу-
чили стличную оценку.

В середине июня Комитет по делам
искусств при Совете  Мннистров
РСФСР совместно с секцией масте-
ров художественного. слова при
Всероссийском театральном обществе
провел в Москве первый показ чте-
цов периферии. Были прослушаны
представители девяти городов Россий-
ской Федерации. Работа каждого из
чтецов была глубоко и всесторонне
обсуждена. Речь шла не только об
исполненной программе, но и о суще-
‘стве ° метода, которым пользовался
чтец.

Еще сравнительно недавно искус-
ство художественного чтения было яв-
	лением только московским и JICHHH-
	градским. Наши коллеги с мест смело
раздвигают эти рамки и радуют свон-
ми значительными успехами.
	заслуживают всяческого внимания
и поощрения П. Вишняков (Воронеж).
П. Грачев (Ростов-на-Дону), Н. Быков
(Свердловск). Хорошие данные и воз-
можности у 3. Губановой (Ленинград-
ская область) и Б. Басевич (Тула).
Они нуждаются, однако. в умелой,
направляющей руке. П. Бровченко
(Ленинградская область), как и
Н. Григорьева (Куйбышев), нуждают-
ся в переоценке методов своей рабо-
ты и квалифицированной помощи; .

У остальных выступавших отсутст-
вует (в большей или меньшей степг-
ни) правильное представление об ис-
кусстве художественного чтения.

Показ и обсуждение работ десяти
периферийных чтецов сам по себе еще
`не является событием, из ряда вон
‘выходящим. Это хорошее начинание
‘лишь доказывает необходимость пов-
торения таких смотров. Следует, ко-
нечно, охватывать при этом новые и
большие группы периферийных чте-
цов. Все, без исключения, гости, уча-
створавшие в этом смотре, говорили о
его большом, решающем для них зна-
чении. Это и неудивительно. Ведь не-
которые из чтецов лишь на обсужде-
нии впервые услышали об элементар-
ных основах теории и практики искус-
ства, которому они посвятили себя.
Естественно, что ‘если подобные пока-

зы работы чтецов будут систематиче-
	ски повторяться, они будут содейст-
вовать расцвету нашего искусства.
	СОВЕТСКИХ ЦИРКОВ
	На-днях состоялось первое заседа-
ние нового состава Художественного
совета Главного управления цирков.
С докладом о плане работы цирков
страны в сезоне 1948/49 года выету-
пил заместитель начальника Главного
управления Ю. Дмитриев.

— Свыше 70 новых аттракционов и
номеров выпустят цирки в предстоя-
щем сезоне. В Москве, Ленинграде,
Харькове, Горьком, Ростове-на-Дону,
Архангельске, Куйбышеве, Калинине,
Тбилиси, Баку, Казани, Тюмени,
Свердловске, Саратове, Риге и в дру-
гих городах страны артисты готовят
сейчас новые программы и номера.
	Народный артист РСФСР Б. Элдер
готовит новый аттракцион: «Медведи
— летчики и акробаты». Народный
артист РСФСР Владимир Дуров во-
зобновляет давно не шедший в цирках
аттракцион «Железная дорога», в ко-
торой покажет нозую дрессуру живот-
ных. Заслуженный артист республики
Т. Исаенко покажет медведей-велоси-
педистов и конькобежцев. Азербай-
джанский цирковой коллектив рабо-
тает над программой «Цирк народов
Кавказа». Новую дрессуру львов и
медведей готовят укротители М. Бо-
рисов и заслуженный артист республи-
ки Н. Гладильциков.
	В Москве, Ленинграде, Киеве, Гби-
лиси, Ростове-на-Дону и др. городах
зрители увидят пантомиму на тему
Великой Отечественной войны. В этой
пантомиме участвует коллектив дон-
ских казаков под руководством заслу-
женного артиста РСФСР М. Туганова.
Вторая пантомима — «Конек-Горбу-
нок», третья — водяная пантомима.
	Клоуны и музыкальные эксцентрики
готовят 16 новых номеров,
	Москвичи на открытии зимнего се-
зона увидят программу под названием
«В первый раз на арене московского
цирка». В ней примут участие цирко-
вые артисты. не выступавшие до сих
пор в столице. Возобновляется в Мо-
скве чемпионат французской борьбы.
	В обсуждении плана работы совет-
ских цирков приняли участие мастера
циркового искусства Л. Танти, Б.
Эдер, А. Александров-Серж, В. Жан-
тои др.
	Сурен КОЧАРЯН
red
	Что тормозит рост искусства чтеца

на периферии (как, впрочем, и в Мо-_
скве)? Думается, в большой мере при-.

чины организационного порядка. Нз
многое зависит и от самих чтецов.
Трудно представить себе руководя-
щего работника эстрады на перифе-
рии, который не понимал бы значения
в нашей жизни литературы. И в то же
время ‘большинство таких работников

рассматривают искусство художе--

ственного чтения, как категорию со-
вершенно ненужную — нечто  врод®
принудительного ассортимента в прей-
скуранте развлекательно - дивертис-
ментных номеров. Обычно подобные
руководители клянутся в своей любви
к чтецкому искусству и вто же вре-
мя. прикрывают ‘одним’ чтецом десять

тннаРоглотателей. Нам, из’езживтим о

страну, это’ очёнь’ хорошо знакомо.

Известны факты, когда способные
чтецы годами обивают пороги руково-
дителей эстрадных организаций, тре-
буя элементарного к ‘себе внимания.
Наряду с’этим двери эстрады госте-
приимно’ распахиваются перед всяко-
го рода случайными ‘людьми, ко-
торые нигде He смогли: устроиться и,
отчаявшись, решили взяться за чте-
ние. О чем, например, думали туль-
ские руководители эстрады, когла
благословили на’ гастроли в области
некий «чтецкий ансамбль». Мы не зря
взяли в кавычки эти слова. Ансамбль
состоит из освобожденных за нена-
добностью... администратора Лукиши-
на, певца Кулева и чтинпы Широко-
вой. Бывший администратор и певец
выступают на советской эстраде с од-
ним из лучших произведений совет-
ской литературы — «Они сражались
за Родину» М. Шолохова. Что это?
Как это назвать?.

Иным руководителям периферийной
эстрады чтение кажется скучным жан-
ром, и они, клевеша на слушателя,
говорят об этом от ‘имени слушателя.
Они. естественно, не только говорят
об этом, но и действуют. Нередко они

МОСКОВСКАЯ

ХРОНИКА
	$3 По приказу Министерства высшего обра-
‘зования СССР и Комитета по делам искусств
при Совете Министров СССР с нового учеб-
ного года открываются отделения народных ин-
струментов в консерваториях — Киевской, Мин-
ской, Ташкентской, Ереванской, Кишиневской,
Латвийской ССР, Алмаатинской, Львовской, а
также в Государственном музыкально-педагоги-
ческом институте им. Гнесиных и 1-м Тбилис-
ском музыкальном училище.

< Комитет по делам, искусств при Совете
Министров CCCP утвердил редакционную кол-
легию «Ежегодника» `Московского Художест-
венного театра им. Горького в следукищем со-
ставе: В, Месхетели., (ответств. редактор),
О. Книппер-Чехова, М. Кедров, П.’ Маркоз,
В. Виленкин, И. ‘Гремиславский нА.» Брод-
ский. . Е

©  ! оля в Большом зале Консерваторчи
состоялся годичный акт, посвященный 79-му
выпуску Московской государственной консерва-
тории.

< 28 июня кинорежиббер Г.’’`Александров
сделал в Московском Доме кино сообшение о
своей ‘новой постановке «Встреча на Эльбе» по
сценарию Л. Шейнийаз и: братьев Тур.

43 В театральном училище им: Шепкина `со-
стоялся первый выпуек преподавателей ‘сцени-
ческой речи,

$3 Театр драмы и комедии покажет. на-днях
премьеру пьесы А. Гайта «Будет`шторм>. Поста-
новка Ф. Шишигина, _ художник Г. Лебедевз.

< Центральный детский театр. подготовил
новый спектакль — «Не было нн гроша. ла
вдруг алтын>. Постановка А. Рубина, художник
А. Васильев. Премьера. будет показана в новсм
сезоне. Be a

© В спектакле Motixonéxore Художествен-
ного театра «Воскресение» 25. июня в ролях. Ка-
тюши Масловой и Нехлюдова. ‚выступили мозло-
дые артисты JI. Пушкарева и Ю. Леонидов.

$3 Музей восточных культур на-днях откон-
вает в Парке культуры и отдыха им. Рорького
фотовыставку; посвяшенную- искусству ` Грузии,
Армении и Азербайджана.

$3 В филиале Большого театра в опере «Се:
вильский цырюльник» партию Розины  на-днях.

исполнила молодая артистка Н. Нелина.
$3 27 июня закончился сезон в Московском
цирке. Зимний сезон откроется `5 сентября.

В Театре им, Моссовета

Премьерой пъебы A. Софронова
«Московский характер» .28 июня за-
кончил сезон Театр им. Моссовета:

Спектакль поставили Ю. Завадский и.

Ю. Шмыткин, художник А. Гончаров.
Основные роли исполняли: В. Ванин,
М. Названов, Н. Чиндорин, О, Вик-
ландт, 3. Шигаева.:

1 июля театр выехал на гастроли в
Крым, где пробудет два месяца.

Ближайшая премьера — пьеса «За-
кон чести» А. Штейна в постановке
Ю. Завадского и и Вульф, художник
Я. Штоффер. ‘

30 июня в Москву приехал коллектив Ленинградского театра им. Ле-
нинского комсомола. 1 июля спектаклем «Два капитана» в постановке
М. Чежегова и 3. Юдкевича театр начал гастроли. Сегодня в первый раз
будет показана пьеса А. Бруштейн «Тристан и Изольда» в постановке
Е. Гаккеля. На фото: встреча Ленинградского театра им. Ленинского
		Фото С. Шингарева.
	комсомола на вокзале в Москве.
	Зал Всесоюзной выставки Народного изобразительного. . искусства,
< открытой в ЦПКиО им. Горького.
	Фото С. ШИингарева.
	Письмо в редакцию
	Украина должна иметь
хорошую эстраду
	По вечерам в тесных кабинетах
Республиканской эстрады занималась
студия эстрадного искусства. Проб-
лемы подготовки кадров она решить
не могла, потому что была непрч-
вильно организована: принимались
случайные люди, царил разнобой в
методах преподавания, отсутствова-
ли настоящие педагоги эстрадного
искусства.
	Нужна была .серьезная реорганиза-
ция студии. Комитет и на этот раз
нашел легкий выход из положения—
студию ликвидировали.
	Не помогал комитет эстраде и в
организации . полноценного репертуз-
ра. Имевшиеся на создание -pelleprya-
ра средства почему-то не реализовы-
вались в достаточной степени. Почти
ничего не предпринималось, чтобы из-
менить отношение к эстраде со сто-
роны писателей и композиторов. По-
следние к жанру эстрады обращают-
ся только в часы финансовых затруд-
нений.

Нужно серьезно и вдумчиво гото-
вить молодых артистов эстрады. Ис-
кать их в массах художественной са-
модеятельности, среди студентов кон-
серваторий и театральных учебных
заведений, затем воспитывать в эст-
радной студии ‘или на эстрадном фа-
культете Театрального института. Нез
обходимо организовать вокруг эстра-
ды коллектив литераторов и компози-
торов. .

Республиканской эстраде необходи:
ма стационарная площадка, где об-
щественность столицы могла бы ре-
гулярно знакомиться с ее новыми раз
ботами и достижениями.

Вызывает удивление, что столица
Украины, богатая пветущими парка-
ми, живописными берегами Днепра,
до сих пор не имеет своего летнего
театра.

Неповоротливость  административ-
ного персонала, не использующего
обилия концертных площадок в рес-
публике, по существу, превратила
Республиканскую эстраду в киев-
скую. В этом — основная причина и
финансовых затруднений эстрады.
	Руководителям Комитета по делам
искусств при Совете Министров
УССР, и в первую очередь зам.
председателя комитета т. Козицко-
му и художественному руководителю
эстрады т. Балабан, следует серьезно
подумать об улучшении работы эст-
рады. В этом им обязан помочь отдел
эстрады Комитета по делам искусств
при Совете Министров СССР.

`°Украина должна иметь поллинно
	советское, высокоидеиное эстрадное
искусство!
	Ю. ТИМОШЕНКО:
	Когда Красная Армия освободила
Киев, артисты украинской эстрады,
пришедшие вслед за армией, первыми
принесли в столицу Украины свое
патриотическое и жизнеутверждаю-
щее искусство. На импровизирован-
ных площадках, в полутемных поме-
щениях разрушенного города они ис-
полняли советские песни, рассказы-
вали о героях фронта и тыла, о ве-
ликой победе советского народа.

Почему же теперь, когда улицы и
дома восстанавливающегося города
залиты ярким светом электричества,
когда вновь открыты театральные и
концертные площадки Киева, эстра-
да Украины находится в состоянии
явного упадка?

Под громкой вывеской «Pecny6-
ликанская эстрада» ведут сейчас
скромную деятельность два десятка
артистов, ни в коей мере не могущих
представлять украинское эстрадное
искусство в целом.

Украинская эстрада не имеет сво-
его ни творческого, ни национально-
го облика. В ней не представлены
серьезно ни украинская песня, ни ук-
раинский танец, ни богатейший yK-
раинский фольклор.

Комитет по делам искусств при
Совете Министров УССР” спокойно
взирает на явный упадок эстрады и
не принимает должных мер для улуч-
шения ее работы.

Так, недавно был ликвидировав
Театр эстрады и миниатюр. Действи-
тельно, театр был организован плохо.
В нем числился колоссальный штаг
артистов, из которых далеко не все
имели право на работу в этом театре.
Отсутствовало постоянное художест-
венное и литературное руководство.
Это и определяло художественный и
идейный ‘уровень его творчества. Но
это означало только, что необходимое
устранить недостатки и улучшить ра-
боту театра. Комитет поступил про:
ще — ликвидировал театр.

Сейчас Республиканская эстрада,
призванная обслужить десятки горо-
дов и районов республики, сотни кол
хозов, тысячи клубов, может пока-
зать всего... 20 номеров, т. е. распо-
лагает только тремя концертными
бригадами. Следует ли говорить, что
этого недостаточно.

Сокращение штатов эстрады  про-
ведено в основном правильно, но
значит ли это, что не следует попол-
нять эстраду новыми талантливыми
номерами? Однако, никто не зани-
мается всерьез кадрами эстрадного
искусства на Украине. Кто заменит
артистов, честно проработавших 20-—-
30 лет на сцене? Где та молодежь,
которая покажет зрителю высокоидей-
ное, новое, бодрое, советское искус-
ство? На этот вопрос ни в комитете,
ни у руководителей эстрады вразуми-
тельного ответа получить нельзя.
	Рост эстрады, kak. 4

‘всякого другого

стоянного притока. HOBBIX
молодых сил.

BB самом - деле, кому, как не нашей   просительница»,

искус-
ства, немыслим без Hid-

>

К ЭРМАНС

o

ными образами. Испол-
нение Дюкиной и Горя-
чева. полно огня, темпе-
рамента. Акробатичес-
кая. сценка «Нервная
созданная по мотн-
	молодежи, вооруженной большевист-
ским мировоззрением, — восприняв-
лней лучшие традиции искусства
малых форм, искать, дерзать, _Внс-
‚сить новый вклад в  сокровишиипу
‘эстрадной культуры, =

Тем не менее. ещё сравнительно
недавно на вопрос, откуда рекру-
тируются эстрадные кадры, . труд-
‘но было ответить- сколько-нибудь
‘четко и. обстоятельно. . Пополнение
эстрады °носило` случайный, подчас
стихийный характер. Здесь _всегха
царил самый откровенный самстёк.

Была, правда, попытка планомер-
ной подготовки молодых артистов
эстрады в ‘студии, руководимой Н.
Смирновым-Сокольским. Ho студия
эта, родившаяся в 1940 году, скоро.
распалась, не дав желаемых. резуль-
таков и сравнительно мало чем обо-
гатив ‚эстрадное искусство.

Студия, руководимая Смирновым-
Сокольским. была, по сути дела,
художественной производственной
	мастерской, — она готовила главным
образом отдельные номера и совер-
шенствовала, подправляла penepry-
ар уже опытных эстрадников.
- Всесоюзная студия эстрадного ис-
Кусства, возникшая в послевоеяное
время (художественный  руководи-
Тель Б. Петкер) готовит раньше
всего ` художника-современника, 06-
разованного, ‘культурного актера
эстрады. Такой - актер,  покипая
стулию, уносит `с собой не толь-
Ко ‘диплом и Один удачный. . во-
мер, ‘а солидный багаж общих ‘зна-
ний и навыков. обеспечивающих ему
самостоятельную плодотворную де:
ятельность на поприще ` эстрадного
искусства. ,

Студия ‘существует всего около
двух лет. В ней на трёх отделениях
— вокальном, драматическом и нир-
	KOBOM — обучаются   45 юношей и
девушек.
 Студия `обеспечена квалифицизо-
	ванным препсдавательским составом
>A. Кторов, О. Андровская, Е. Пон-
ова И др., в котором, однако, вызы-
вает недоумение отсутбтвие педаго-
Tos - эстрадников.

Из ‘числа выступавших в `ЦДРИ
молодых артистов` 19 получили ди-
пломы` об окончании студии; осталь-
fire’ будут продолжать учебу:

Не все показанное на просмотре
было одинаково хорошо, нё все’ бес-
спорно, но очень многое ‘пс-насгоя-
щему- свежо, весело, отмечено пе-
Затью художественного вкуса и по-
длинного ‘мастерства.

Вылающиеся достижения жанра
Нартерной . акробатики на эстраде
Всем © хорошо известны. Второй всв-
еоюзный конкурс эстрады отличал-
я ` обилием ` физкультурно- акроба-
тических жанров. Однако’  количест-
венное превосходство  ‘акробагичес-

ких этюдов никак He COOTBeETCTBOEA-
о их качественным показателям. У
MHCTAX исполнителей этого’ жанра
ремесленничество вконец ‘убило
культуру профессии. :

Тем npuaTHee Hu неожиданнее было
выступление ‘студийцев Н. Дюкиной
й`А. Горячева, сумевших отрешиться
бт `заштампованных приемов и’ 05э-
гатить акробатику яркими водевиль-

~ TBOP
	Бам FOAOBCKOLO «Кии ел?, ia leith”
вая удача студии и молодых арти-
стов.

Рядом с. этим номером можно по-
ставить исполнителей музыкального
фельетсна «Птичка милая» (текст
Н. Эрдмана) С. Зуева и Г. Лидина,
несомненно, одаренных, обещающих
артистов: - ы

Конферане, как известно, являет-
ся наиболее дефицитным жанром на
советской эстраде. Естественно, что
Всесоюзная. студия эстрадного ис-
кусства- стремилась ‹ воспитать в03-
можно болыше артистов ‘этого жан-
ра. На. студийном показе. выступало
5 конферансье.

Наиболее интересные из них —
Э. Радов, Н. Самойлов и А. Скомо-
рехов. О: последнем ‘хотелось ‚бы
сказать более подробно. Он, бесспор-
но, одаренный артист, у него хоро-
шие данные, своя манера конфери:
ровать — очень смешные слова он
говорит совершенно серьезно с едва

заметной иронией. Однако и в этю-
де «Скрипач», и в ряде интермедий,
которые исполняет Скоморохов, нет
завершенности, нет концовок. Здесь,
мы полагаем, в значительной степе-
ни повинён учитель Скоморохова —
Петкер, не сумевший ему помочь в
полной мере.

Очень неудачно выступали  кон-
ферансье Г. Митрофанова и В. Стан-
кевич. Все их интермедии — типич-
ные образцы «капустнической» лите-
ратуры, к тому же весьма посредет-
венного качества. Еще хуже обсто-
ит у них дело со скетчем, которыя
OHH разыгрывают вместе со Скомо-
роховым, —‘эта грубая сцена рас-
считана на вкусы отсталого зрителя.

Вокальный жанр на просмотре
представляли В. Сергеева и Г. Вели-
KaHoBa, Y Сергеевой хороший голсе
(меццо-сопрано), поет она музы-
кально, с чувством, но в выборе
для нее песенного материала студия
проявила мало выдумки и внимания,
— безысходная грусть и тоска от-
нюдь не обязательные качества ре-
пертуара эстрадной Невицы. Г. Вели-
канова — способная актриса, с кас-
кадной бойкостью, шармом. Песенку
Пепитты из оперетты `Дунаевского
«Вольный ветер» Великанова испол-
‘нила отлично. т

Приятное впечатление произвели
чтица Г. Рященцева, жонглерша 3.
Глазкова и акробатки В. Батыгина и
Ю. Гвоздева.

Акробатический этюд «Пигмалион
и Галатея» выпущен на суд общест-
венности явно преждевременно. Это
@ще очень сырой, недоработанный
номер, в котором гибнут тщетные
усилия артистов (А. Комарова и. А.
Савич). - .

Воспитанию и’выдвижению талая-

тливых молодых артистов — одной
Из самых насущных и жизненных
задач нашей эстрады — сейчае уде-

ляется большое внимание.
В этом смысле творческий показ

Всесоюзной студии эстрадного ис-

KyccTBa, сумевшей развить в молс-
дежи наблюдательность, творчёскую
фантазию, чувство нового и художе-
ственный вкус, имеет большое по-
ложительное значение.
	На международном с’езде. композвторов и музыкальном фестивале в Праге
	ЧЕСКОЕ СОДРУЖЕСТВО ПРОГРЕССИВНЫХ
_МУЗЫКАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ МИРА
	Тихон ХРЕННИКОВ
ы ©
	1 творчества. Однако из-за преследова-
{ НИЙ американских. властей Эйслер
  вскоре вынужден был покинуть Аме-
`рику и вновь пересечь океан, на этот
раз с Запада на Восток. Композитор
рассказал участникам с’езда о прес-
‘’ ловутой «свободе творчества» в Аме:
‚рике, где музыка. является бизнесом,
‘выгодным товаром, источником при-
 былей для нескольких монопольных
‚ компаний. . : :
Бразильский делегат Арнольдс
‚ Эстрелла-. рассказал` делегатам 05
‚ оторванноети художников своей стряа-
ны ОТ народа. В“Бразилии. говорил
он, не услышишь музыкальной пье-
сы, которая была бы связана с наци-
Гональной культурой.

Зависимость композиторов Амери-
ки и ряда стран Европы от условий
капиталистической системы часто за-
ставляет композиторов, особенно мо-
` полых, менять в поисках заработков.
профессию. Об этом рассказывал Ha
`сезде_ представитель — Швейцарии
`Бернан. .
_ Рисуя безрадостную картину со-
стояния современного музыкального
искусства на Западе, многие. делега-
‘ты отмечали важность приближения
‚своего творчества к запросам народа.

Однако. конкретных путей ‘борьбы с
формалистическими влияниями в
современной западной музыке они не
	намечали.

Многие зарубежные. газеты извра-
щенно освещали последние музы-
кальные события в СССР. Поэтому
советская делегация на .с’езде считала
своим долгом правдиво рассказать о
` музыкальной. жизни. СССР, разобла-
`чив ложь и клевету, распространяе:
мые некоторыми музыкальными ` пи-
`вателями и журналистами. Этому

гоателями и журналистами. TOMY
- была’ посвящена первая часть моего

деклада на с’езде.
Вывести музыку из тупика может
	только носледовательное отстаивание
принципов реализма, жизненности ис-
кусства, принципов беззаветного слу-
жения композиторов народу, прочная
опора на великие классические традя-
ЦИИ.

О творческой связи славянских му-
зыкальных культур, о реализме, на-
родности и национальных истоках в
музыкальном творчестве слелал на
с’езде доклад советский композитор
Ю. Шапорин. Затем Б. Ярустовский
рассказал с’езду о советском музы.
коведении и его задачах,

Выступления советских делегатов
вызвали среди участников с’езда ши-
рокий обмен ‘мнений.  Полавляющее
большинство делегатов признало, что
в Советском Союзе правильно вскры-
ты причины кризисного состояния
современной музыки и указаны пути
выхода из этого кризиса.

— С удивительной точностью Ha:
ши советские друзья .с назвали: са-
мую тяжелую болезнь современной
музыки формализмом. -= заявило на
ce3ne чешский композитор Вацлав
Добиаш. — Болезнь эта присуща и
многим-из нас, здесь, в Чехословакии.

Вацлав Добиаш — один из талант-
	ливых прогрессивных чешских компо-.
	зиторов — был прав. Мы прослушали
ряд произведений чешских композито-
ров. Несмотря на общие положитель-
	ные тенденции в развитии чешской.
	современной музыки, в творчестве
многих чешских композиторов все
еще сильны формалистические влия-
НИЯ.

Мы были свидетелями, как ряд из-
вестных западных композиторов —
чех Алоиз Хаба, англичанин Алан
Буш, австриец Ганс Эйслер—прини-

зиторов.

Выступавшие на с’езде-” представи-
тели стран новой демократии‘ расска-
зали о развитии в своих странах му-
зыкального искусства. Интересен
	Новые книги
	Литературная эстрада. В помощь
художественной — ‹<амодеятельности.
«Искусство». {640 стро; Жена: 30 py6.

ЛЮБСКИЙ С. М. О двухголосном
пении в школе. Методическое пособие
для руководителей хорового пения В
общеобразовательных школах ив хо-
ровых кружках школ и домов пионе-
pos. Издание Института ` художест-
венного воспитания. 24 стр. Цена 2 р.
50 к.

МАШКОВЦЕВ Н. Василий Ивано-
вич Суриков. 1848 — 1916. К 100-ле-
тию со ‘дня рождения. «Искусство»
(Массовая библиотека). 60 стр. Цена
3 р. 50 к.

СЕЖЕНСКИЙ К. Словарь музы-
кальных терминов. Под общей редак-
цией А. Алышванга. Издание Москов-
ской государственной филармонии.
72 стр. Цена 4 руб.
		Е. БЕРЕЗИН,
лауреаты Всесоюзного конкурса
артистов эстрады.
	„М уплетист“ Кустинский
		Личная жизнь, производственная
и «творческая» деятельность купле-
тиста Н. Кустинского составляет еди-
ное гармоническое целое. И дома, и во
взаимоотношениях с товарищами, и на
эстраде Кустинский ведет себя, как
человек, забывший об элементарных
нормах советской морали.
	Вот образцы поведения его в быту.
Сытно пообедав, скажем, в ресторане
«Астория». он уходит, не заплатив по
счету. Когда же официантка обра-
щается с заявлением в общественную
организацию Мосэстрады, он нагло
заявляет: «Причем здесь местком?>—
и не является на заседание. А велед
за этим отказывается уплатить по
счету и в «Авроре», и в «Гранд-Оте-
ле». Наняв автомашину и доехав к
месту назначения, он спокойно скры-
вается в дверях под’езда, не рассчи-
тавшись с шофером. Он берет у това-
рищтей деньги взаймы «на несколько
дней» и не возвращает их.
	Б месткоме Мосэстрады есть заяв-
ления не только официантов, шоферов
и других пострадавших от Кустинско-
го товарищей. Имеется заявление, яв-
но по ошибке поданное в? ‘местком
вместо прокуратуры: усиленно рас-
пространяя. слухи © каких-то своих
связях, Кустинский`обещал пианистке
В. достать ..ордер на комнату, за что
получил от доверчивой «клиенткиу
	10 тысяч рублей, оставив ее без` ком-:
	наты и без лпенег..
	где, надо думать, сей «столичный
артист» вел себя еще менее скромно.

Что же касается творческой дея-
тельности куплетиста, то самое яркое
представление о ней могут дать
«слова» самого Кустинского (из
15 названий, имеющихся в его репер-
туаре, для 12 музыка взята главз
ным образом из популярных кино-
фильмов и песен, а слова — собствен-
ного его сочинения). Он так прямо и-
заявляет об этом: :

Сам стучу (речь идет, видимо, о че:
чотке), -

Сам шучу,

Сам читаю, подпеваю.

Чудеса, чудеса —

Можно ль петь без голоса?

` Говорят, писать куплеты

Могут только лишь поэты,
А я сам, а я сам,
Я не верю чудесам.

Угостив зрителя еще рядом купле-
тов подобного же качества, Кустин-
ский почти каждый из них заканчи-
вает выражением сожаления по пово-
ду предстоящего расставания с ауди-
торией. И лишь в одном из куплетов
заявляет более откровенно:

Я готов петь всю ночь,

Хоть осенние ночи — не летние,

Вы, я думаю, тоже не прочь, `

Но дирекция просит — конкретнее.

Милый зритель, ты норму мою
Зря в`уме не подсчитывай —

Я вот этот куплет допою,

А на большее ты не рассчитывай!

Плохого же мнения куплетист Кус-
тинский о «милом зрителе»! Советский
зритель не только не «рассчитывает на
большее», но не желает слушать да-
же ту «норму» пошлости и халтуры,
которую ему преподносит Кустинский.
Зритель давно уже требует изгнать с
	советской эстрады этого халтурщика
	и пошляка. Гого же требует и коллек-
тив. работников Мосэстрады, ye. pas.
обсуждавший его похождения, дискре»
дитирующие звание артиста, недо.
стойные советского гражданина.

_ Законное требование!
	был доклад болгарского делегата Ва-.
силина Стоянова, ‹.который обвинил.
современную буржуазную музыку. в
отрыве от жизни народов мира.

С’езд принял обращение ко всем.
	прогрессивным музыкальным деяте-
лям мира.
Музыке должна быть возвращена
	ее великая благородная роль в чело-
веческом обществе. Музыкальное ис-
кусство должно содействовать решз-
нию великих задач современности,
говорится в этом обращении. Все
прогрессивные композиторы и крити-
ки должны приложить общие уси-
лия, чтобы выйти: из того тупика, в
который зашла современная музыка.

В ближайшее время по решению
c’e3na будет создана Международная
ассоциация прогрессивных композито-
ров и музыкальных. критиков.

ee
	Большой интерес вызвал дливший-о
ся около месяца’ ‘`Международный.
музыкальный фестиваль:

Симфонический оркестр Пражской.
филармонии под управлением К: Ива-
нова © успехом исполнил Пятую. сим-
фонию и Первый концерт для cbopte-
пиано Чайковского при участии  cc-
листа Эмиля Гилельва: Талантливый.
советский” пианист выступал также: в-
радиоконцертах, дал ‘°в Праге два’
сольных концерта. В’ программе были
произведения русских и’ западноев-
ропейских компознторов-классиков и
советских композиторов. Чехословац-
	кая печать отмечала, что
Гилельс ‘является одним из
щихся пианистов мира.

Эмиль
выдаю-
Огромный
	уснех ‘имели также и сольные KOH-
перты Льва Оборина в Праге и Брно.
	Столь же триумфальными были
сольные концерты’ А. Иванова и
Н. Шпиллер.
	Большим успехом пользовались на
фестивале музыканты и певцы стран
новой демократии, Высокую музы-.
кальную культуру продемонстрировал
пражский симфонический оркестр под
руководством хорошо знакомого мо-
сквичам талантливого дирижера Ра-
фаэля Кубелика. Оркестр исполнил.
произведения чехословацких класси-,
ков и совоеменных чешских компози-.
торов. Прекрасно поют солисты
Пражского Большого оперного театра
Ярмила Пехова, Эдуард Гакен и дру-
гие” Столь . же ` успешно прошел и:
концерт болгарских исполнителей :
В. Владигерова, С. Попова и др.

Рафаэль Кубелик,  проявляющий
		страды и цирка
	большой интерес к нашему музыкаль-
ному искусству, неоднократно встре-
чался с советскими композиторами.
Он изучил партитуру кантаты Ю. Ша-
порина. «На. поле Куликовом», кото-
рая с уснехом исполняется в Праге
симфоническим оркестром по радио,

и ряд других сочинений советских ав-
торов.

Незабываемое впечатление оста-
вили у советских делегатов ноездка в
	‘город Пильзен и встреча © рабочими
	заводов Шкода. В одном из огромных
цехов завода состоялся короткий ми-
тинг, а затем начался концерт. Beaea
за Л. Обориным, Н. Шаиллер и
А. Ивановым на импровизированной
трибуне выступили В. Соловьев- Ce
дой и я; исполнив массовые ИЕ

песни. После концерта рабочне бла-
годарили нас и говорили, что будут
просить своих композиторов высту-
пать на заводе с чешскими песнями,
близкими и:понятными народу.
	Часть нашей делегации (Ю. Шапо-
рин; Э.  Гилельс. К. Иваноз, Б. Яру-
стовский ия): выехала из Чехослова-
кии в Польшу по приглашению поль-
ского ‘союза композиторов. Советские
делегаты выступили перед музыкаль-
ной общественностью Варшавы и По-
знани ‘с ‘докладами о проблемах <ов-
ременного’ музыкального искусства.

Несомненно, ряд польских и чехо-
словацких композиторов стремится
создавать народные произведения. Но
это только первые шаги, пока еще
очень робкие. Мы искренно желаем,
чтобы композиторы стран новой демо-
кратии смелее рвали со старыми ка-
бинетными традициями своего творче-
ства, изучали жизнь и прогрессивную
борьбу своих народов и вдохновля-
лись бы новыми темами для своих
произведений, которых ждет нарол.

Творческие встречи и беседы совет-
ских композиторов с композиторами и
музыкантами стран новой демократии
содействовали установлению взаимо-
понимания новых залач музыкальной
современности. Я уверен в том, что
композиторы СССР, Чехословакии и
Польши в тесном творческом солру-
жестве сумеют преодолеть все фор:
малистические тенденции в своем ис-
кусстве и двинуть вперед современ:
ное музыкальное творчество. Оки су:
меют постить ^сзбе’ творчеесво на
служзу интересам своихзнародев, ин-
тересам подлинного прогрессивного
человечества мира.
	3-86,
	отдезьь театра, музыки, изобрази

`В середине мая в Прагу на тради-
ЦиОННЫЙ Международный музыкаль-
ный фестиваль «Пражская, весна»
выехала советская делегация. В ее
составе были Н. Шпиллер, Э. Гилёльс,
А. - Иванов, К. Иванов, Л. Оббрин,
В. `Соловьев-Седой, С. Стучевский,
Ю. Шапорин. Б. Ярустовскиай и автор
	этих строк. Часть из нас должна. бы-.
	ла продемонстрировать в Праге вы-
сокое . исполнительское мастерство
	советских музыкантов. Композиторам
	и музыковедам, входившим в сост.
делегации, предстояла_не менее от-
ветственная задача — представлять
на `Международном _ с’езде комнози-
торов музыкальное творчество Совет-
ского Союза. Мы должны были pac-
сказать с‘езду.о работе наших - ком-.
позиторов и музыковелов, о Первом.
с’езде советских ` композиторов, о
борьбе советских музыкантов с ги-
бельным влиянием формализма.

В работах Международного с’езда
композиторов приняли участие деле-
гации 19 стран. В. их числе были
представители СССР, Англии, Фран-
ции, Чехословакии, Польши, Болга-
рии; Beurpus, 1Orocnapwn и. других.

зале Пражского: народного клуб
Европы и Южной. Америки за
слушали свыше 30 докладов, * TOcBa:
щенных- проблемам   развития. сбвре-
мезного` Музыкального ‘творчества и.
музыкальной критики. Основное,. что.
звучало в докладах, это. тревога за
современное состоявие музыкального
искусства в буржуазных странах.
Многие делегаты говорили о безидей-
ности современной западной музыки,
зараженной - «творчеством» компози-
торбв-модернистов,. о  тлетворном
влиянии американского- джаза. ^
Характерным было выступление Ha-
с’езде известного австрийского  ком-
позитора-антифашиста. Ганса Эйсле:

свое время он покинул Европу.
	и пересек Атлантический океан, ра
	502076.
	канской
приятные

демократии най благо-
условия для свободного
	Производственная деятельность
Кустинского характеризуется  глав-
ным образом скандалами за кулиса-
ми, а также отказами от «невыгод-
ных> выступлений, опозданиями и
срывами концертов. Так, без всяких
уважительных причин он не приехал
на концерт на ст. Фабричная; устроил
скандал за кулисами во время
концерта в Строительном  техни-
куме; не являлся во-время к выступ:
лениям, ссылаясь: на болезнь, ‘хотя
никогда ‘не представлял больничных
бюллетеней. Об аналогичных случаях
	> Е „семенах. оо вание!
сообщалось в письме из Ивановской   Оно должно быть удовлетворено.
филармонии, и. в письмах из   И чем скорее, тем лучше.

Львова, Саратова и других городов, Мих. СЕРГЕЕВ.
ANS

Реданционная: коллегия:
	редактор), А. А. СУРОВ,
ИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ,
А. И. ШАВЕРДЯН.
	о театра драмы с при-
ктрисы`театра

Зак. № 1777.
	В. Г. ВДОВИЧЕНКО (ответственный
М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАС
Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦКИЙ.

Дирекция, партком и
скорбием сообщают ок

› DaPIKOM и местком. Московско
ообщают э кончине старейшей а}
	Варвары Макаровны МАРЧЕН KO,
последовавшей 929 июня 1948 г.
		--Адрее-редакцин_-п_взлательства: Москва, Пушкинская. 8. Телефоны: секретариат, отделы информации, архитектуры, э

Типография «Гудок», Москва,.ул Станкевича, 7.