Орган Министерства кинематографии: СССР, Комитета по делам искусств: при Совете Министров СССР и Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР
	19 июля торжественным шествием по улицам
столицы Советской МЛатвин откроется певческий
праздник латьишского народа. В течение трех дней
лучшие хоровые и танцовальные коллективы, ото-
бранные на волостных и уездных праздниках песни,
продемонстрируют в Риге свое искусство, свои твор-
ческие достижения. Уже съезжаются со всех концов
молодой советской республики участники всенарод-

ного праздника песни.
	селения респуолики. Более 13% хо-  будут только лучшие из лучших.
DOB, в которых участвовало свыше 80   Они будут об’единены в сводный. хор,
	тысяч человек; и 9570 танцовальных   в составе 22 тысяч участников. Кро-
	ме того, на республиканском празд-
нике выступят смешанные, мужские,
женские и детские хоры. Их репер-
туар богат и разнообразен. Основное
место в нем занимают новые совет-
ские и латышские народные песни
Среди них: «Да здравствует наша
держава» Б. Александрова, «Латьиии
славят, Сталина» А. Лиепиня, «При:
вет Советской Лётвии» Я. Озолиня.
«Гимн демократической молодежи»
А. Новикова и др. В программе ши-
роко представлены также распрост-
раненные в Латвии песни: «Лунные
лучи струятся» Э. Дарзиня, «Сказа-
ния о былом» Э. Мелнгайлиса, «Лес-
ная дева» А. Калныньша, «Песня о
Риге».Я. Медыня, а также латышские
	народные песни: «Бродом, через реч-
ку серебристую», «Песен вдоволь у
меня», «Гремели горы; звенели леса»,
«Вей, ветерок», «Куда летишь ты,
ястребок» и др. В своих песнях ла-
тышский народ издавна выражал
стремление к свободе, к светлому бу-
дущему. В тяжелые времена крепост-
ного права песня об’единяла тысячи
участников хоров, помогала росту их
‘национального самосознания, патри-
›огизма, воодушевляла на борьбу
против немецких — поработителей.
Прихвостни немецких баронов стара-
лись отнять_у народа его звонкое
оружие. Они уверяли, что любовь к
песне, создание народных хоров —
пустая и ненужная затея. Правители
буржуазной Латвии пытались прев-
ращать праздники песни в средства
наживы, нащионалистической агита-
ции, своих внутриполитических инт-
риг. Но народ не шел за ними.
Вместе с народом передовые пред-
ставители латышской интеллигенции
‚считали песню, организацию хоровых
коллективов и проведение певческих
	праздников одним из методов GOPBOBL
	против политического и культурного
порабощения латьшискоге нарола. И
эта работа не пропала даром. В сво-
бодной Советской Латвии праздники
песен являются не только возрожде-
нием передовых национальных демо-
кратических традиций, но и могучей
демонстрацией расцвета новой социа-
Листической культуры. Торжествен-
но и радостно звучит теперь латын-
ская песня на наших левческих празд-
никах. В ней поетея‘о радости нобе-
ды, народ выражает свою предан-
ность великому делу построения ком-
мунистического общества, песня мо-
билизует трудящихся на борьбу за
великое дело партии  Ленина-—
Сталина. ^ у >

Латышский народ любит и ценит
‘не только <вои песни. Он глубоко
воспринимает и песни других брат-
ских народов нашего Советского Со-
1038, HU, B первую очередь, великога
  русского народа. Вот почему в про-
`грамму праздника включены русские,
эстонские, литовские песни. Среди
‘них: «Рябинушка» А. Новикова, ста-
`ринная солдатская песня «Бородино»
на слова М. Ю. Лермонтова в обра-
 ботке А. Александрова, «Моя черно-
‘окая», музыка Фрадкина на слова
_Л. Ошанина. На русском языке будут
исполнены: «Кантата o Сталине»
А, Александрова, русская народная

‘коллективов, об’единяющих бслее 15
‘тысяч участников, активно `готови-
лись к предстоящему празднику. В
‘волостях и уездах Латвии проводи-
	‘лись оепетицим, разучивался празд-:
	‚ ничный репертуар, а затем состоялись
‘местные певческие праздники.

На берегу поляоводной Даугавы у
известковой скалы «Стабураге» ос-
 тановилось праздничное шествие
‘участников’ хоров Екабпилеекого: уез-
да. Много сказаний, легенд и дайн
создал народ об этом историческом
‘месте: Здесь сражался легендарный
народный герой. Лачилесис, восстав-
ший против извечных врагов латыш-
<кого народа — немецких завоевате-
лей. По преданию, у этой скалы
скромная латышская девушка опла-
кивала судьбу своего порабощенного
народа. Другие песни зазвучали те-
перь над Даугавой. Это песни народа,
пробужденного к новой жизни, пес-
ни ‘радости и’ ‘счастья людей, став-
паих хозяевами своей судьбы. Их ©
болышим под’емом и воодушевлением
исполнил Селпилсский хор, об’еди-
нивший колхозников сельхозартелей
«Стабурагс», «Селия», «Лидумс» и
другие коллективы.

Десятки хоров заполнили укра-
шенную флагами эстраду в парке
«Дурбе» в Тукуме. Старые ветераны
песни, их дочери, сыновья и внуки,
об’единенные в хоровые коллективы
Тукумского уезда, демонстрировали
  здесь свое искусство на уездном пе-
сенном празднике.

Многолюдный - праздничный поток
залил улицы Вентепилсеа. Красочное
шествие направилось к Площади
свободы. До седых волн Балтики, до
рыбанких баркасов,  находящихся в
море, долетали звуки песен, испол-
няемых 54`хорами Вентспилсеского
уезда. з

Ранним утром собрались участники
уездного праздника в Сигулде. Яр-
кие национальные костюмы выделя-
лись на фоне зелени. Долго не смол-
кали звуки музыки, мелодии песен.
Сюда на праздник приехал 62-лет-
ний крестьянин Мартин Озолин, ко-
торый поет в: хоре более 45 лет. На
праздник в г. Мадону приехал 85-
летний хориет Андрей Руденис. Еще
	подростком начал он петь в хоре, и.
	сейчас, несмотря на преклонный воз-
раст, не оставляет работы в нем. Хо-
ристы зовут его «хранителем знаме-
ни», так как много десятилетий у
старейшего участника хоба хранится
знамя хорового коллектива. Из Ог-
ре приехала на праздник Анна Одол.
Ей 94 года. Она принимала участие в
первом всеобщем певческом праздни-
‘ке, проведенном в Латвии в 1873. го-
‘ду. Готовясь к сегодняшнему торже-
` ству, Анна Одол аккуратно посещала
все спевки и репетиции. Ее рассказы
9 былом с интересом слушают моло-
`дые участники хоровых коллективов.
	Местные певческие праздники со-
стоялись 3, 4, №, 1! июля в каждом
‘из уездов республики. Все уездные
хоры и танцовальные коллективы
из’явили желание приехать в Ригу
на республиканский певческий празд-
ник. Пожалуй, все они и достойны
	этой высокой чести. К сожалению,

КИНОФИКАЦИЯ
УНРАИНЫ

КИЕВ. (Наш корр.) Два дня дли-
лось республиканское совещание ра:
ботников кинофикании и кинопроката
Украины. Участники совещания ‘за:
слушали доклад министра кинемато-
графии УССР ^А. Кузнецова o ходе
выполнения. решения правительства
об улучшении кинообслуживания на-
селения.

Об опыте своей работы рассказаля
начальник * Сталинского облаетногс
управления кинофикании тов. Шмать:
ко, Ккиноорганизатор — Киево-Свято-
шинского района тов. Бродский, кино-
механик сельской передвижки TOB.
	Заборина: и др.

Совешание приняло обращение ко
всем киноработникам Украины.

ПО ГОРОДАМ
ПОВОЛЖЬЯ 5

КУЙБЫШЕВ. (Нав корр.). Ленин-
градская государственная академиче-
ская капелла под управлением про-
фессора Дмитривского в полном со-
ставе совершает на пароходе «Жели-
ховский» гастрольное турне по горо-
дам Поволжья.

Капелла посетила города Шерба-
ков, Ярославль, Иваново, Кинешму,
Горький, Казань, Ульяновск, Куйбы-
шев, Сызрань. ,

`В концертах капеллы‘ участвуют
народный артист СССР М. Михайлов
ти солист Ленинградского государст-
  венного академического театра оперы
и балета Гефт. Концерты старейшего
в России вокального коллектива яви-
лись выдающимся событием в куль-
турной жизни городов Поволжья. Ка-
	пелла посетит также город-герои
Сталинград.

ПАМЯТИ
ХУДОЖНИНА-РЕАЛИСТА
	КИСЛОВОДСК. (Наш корр.). Об-
щественность ‘города-курорта отмети-
ла 50:летие со дня смерти выдающе-
гося русского художника-реалиста
Н. А. Ярошенко, который последние
	годы своей жизни провел в Киесло-
водке.
На предприятиях и в здравницах
	` состоялись беседы и доклады о жиз-
ни и деятельности художника. На до-
‘ме № 3 по ул. Каляева, где прожи:-
‘вал Н. А. Ярошенко, решено . устано-
вить мемориальную доску.

6 июля в Кисловодске состоялся
вечер памяти Ярошенко.
	Суббота, 17 июля 1948 года
	праздник латышского народа
		Редакция «Советского искусства» связалась по
телефону с Ригой и попросила заместителя предсе-
дателя Совета Министров Латвийской ССР тов.
Я. Острова, возглавляющего Правительственную
комиссию по проведению праздника песни, расска-
зать о том, как будут проведены эти дни всенарод-
	ного торжества.
	обработке А. Новикова. В программу
праздника включены также литовская
народная песня «Зеленый пион» в об-
работке С. Шимкуса, эстонская на-
родная песня «Бахрома» в обработкя
Андро и др.

И по количеству участников, и по
богатству и разнообразию репертуара
‘певческий праздник 1948 года дале-
ко превзойдет все праздники, про-
веденные до сих пор. Он станет свое-
образным смотром достижений ла-
тышской совегской культуры, проде-
монстрирует, каких успехов в обла-
сти народного творчества добилась
‘республика в результате осуществле-
ния мудрой ленинско-сталинской на-
щиональной политики, проводимой
коммунистической партией.
	Праздник явится смотром дости-
жений не только в области песенно-
	го творчества. В ряде уездов во вре-
мя полготовки к певческому праздни-
	ку были организованы выставки ра-
бот участников самодеятельных
кружков изобразительного искусст-
Ba, мастера вышивки и шитья проя-
вили немало выдумки и. изобрета-
тельности при изготовлении красоч-
ных костюмов для участников празд-
ника, художники помогали украсить
колонны певцов и живописно офор-
мить певческие площадки. Народным
мастерам активно помогали деятели
искусств — профессионалы. Компо-
зиторы провели конкурс на создание
новых песен, видные художники да-
вали  консультащии по вопросам
оформления, деятели театра, Ha-
родный артист СССР С. Смилгис,
лауреат Сталинской премии А. Фи-
липсон—помогали в области режиссух
ры. Директор консерватории, профес-
сор Я. Медынь, дирижеры Л. Вид-
мер, проф. Калныньш, Я. Озолинь и
другие передавали свой опыт дири-
жерам и руководителям местных
коллектизов. Свыше 50 учащихся и
преподавателей музыкальных учеб-
ных заведений приняли участие в
проведении волостных и уездных
	праздников песни. Вее это обеспечи-
	ло проведение подготовительной ра-
боты на высоком идейном и художе-
ственном уровне.

Кроме хорового пения, на празд-
нике песни будут исполнены танно-
вальными коллективами русские, ла-
THUICKHe, украинские, эстонские й
молдавские народные танцы. В спор-
тивных: выступлениях примут. участие
мастера спорта; рекордемены и чем-
пионы Латвийской: ССР.

Вместе с десятками тысяч гостей,
которые с’едутся со всех концов
Латвии, на празднике будут присут-
ствовать многочисленные делегации
из братских республик СССР. Они
воочию увидят, к каким результатам
привела забота партии, правительства
и лично товарища Сталина о разви-
тии хозяйства и культуры Советской
Латвии. Республика встречает празд-
ник песни большими производствен-
ными победами: промышленность ус-
пешно выполнила полугодовой план,
на полях зреет обильный урожай.

Пусть же громче звучит свободная
песня над свободной Советской Лат-
вией! Устами 22 тысяч участников
сводного хора латышский народ .вы-
разит свое приветсзвие и свою благо-
дарность большевистской партии,
родному учителю, другу и вождю ве.
	песня «Вниз по матушке по Волге» в! ликому Сталину!
	Иена 45 коп,
	№ 29 (ПТ Год издания ХК
	Обучение и воспитание ь   flenyect: ni
	iH воспитателем, и ваставником буду-
	`щего актера, а не просто специалистом
’по элементам сценического действия.

“Слабо, неглубоко преподавали эту
`тлавную на актерском ‘факультете
дисциплину тт. Белокуров‘и Бибиков
‘в Московском  Гитисе, т. Альшин в
’ Ленинградском институте театрально-
Гго искусства: Результаты этого ска-
зались на экзаменах, показавших’ не-
` высокий `уровень подготовки будущих
‘актеров.

Наконец, одна из самых серьезных
` причин отставания актерских факуль-

тетов заключается в том, что студенты.
	  этих факультетов в совершенно недо-
  статочной степени проходят сцениче-
Гскую практику. Публикуемое в этом
‘номере газеты письмо опытного режис-
  `сера-и театрального педагога, лауреа-
та Сталинской премий т. Е. Брилля,
тюсвященное некоторым вопросам вос-
питания молодых актеров, свидетель:
`ствует о том, ‘что ` проблема связи
‚учебного процесса -с- сценической
‘практикой чрезвычайно актуальна для
‘театральных учебных заведений. В
самом деле, театральные институты
‚Имеют ряд бесспорных, первостенен-
‘ных преимуществ: перед студиями при
 : ‘театрах. Институты дают ‘студенту
‘большие систематические знания’ по
специальности, ‘вооружают ero Teo-

рией. Однако в процессе ‘учебы сту-
	дент ничтожное время проводит
реальных условиях творческой рабо-
	ты — на сценической плошадке. в 9об-.
	щении не только. с товарищами IMHO
курсу, но и со зрителями. Он ‘не испы-
тывает приобретенные им навыки в
условиях публичного творчества, а
ведь великие русские режиссеры и
педагоги К. С. Станиславский и В. И:
Немирович-Данченко придавали ис-
ключительное значение воспитанию
актерского мастерства на публике, в
тех сложных условиях, когда актер
выходит к зрителю, чтобы раскрыть
перед ним внутреннюю, духовную
жизнь образа. Студент актерского фа-
культета может достигнуть наилучших
	успехов в классе, наедине с педагогом
	и товарищами, и оказаться беспо-
‚мощным при встрече со зрителем.
Сценическая практика не может быть
довеском, небольшой ‘тренировкой в
учебном процессе. Это—неизменный и
` весьма важный элемент учебы. И если
‘учащийся студии при театре нередко
‘оказывается более подготовленным к
профессиональным сценическим вы-
ступлениям, чем студент института,
то это потому, что с первого же года
обучения. он участвует в массовых
сценах, выступает в небольших ролях
и получаемые им на классных заняти-
ях знания и навыки постоянно приме-
няет в усложняющейся сценической
практике. Наконец, он видит, как ре-
шают творческие задачи на репетициях
‘опытные актеры и режиссеры, стар-
шие товарищи по профессии: А. ведь
мемуары любого крупного актера изо-
билуют примерами, показывающими,
какое выдающееся значение в юности
  каждого из них сыграло общение с
крупными мастерами сцены, как обо-
ганало их наблюдение за работой над
образом артистов старших поколений.

Как наладить постоянную, система-
тическую сценическую практику сту-
дентов актерских факультетов, како-
вы должны быть ее об’ем и сроки?
‘Зла _— вапрос требокяпий обсожле-

образом артистов старших поколении.
‘вы должны быть ее об’ем и сроки?
`’Это — вопрос, требующий обсужде-
‘ния на институтских кафедрах, в_те-
‘атрах, в комитетах и управленнях по
’делам искусств. В закончившемся
` учебном году руководство Гитиса им.
“Луначарского организовало «учебный
театр», назначение которого — дать
студентам возможность испытать свои
‘силы при ‘встречах со зрителем. Сту-
 денческий «учебный театр» полезная,
‘но отЕюдь не единственная и не уни-
 версальная форма сценической прак-
  тики. Студенты должны посещать ре-
‹ петиций ведущих маетеров советского
‘театра и по возмазжкности участвовать
в повседневной жизни лучших теат-
  ральных ансамблей, чтобы приобщать-
  сяк их опыту, применять и закреп-
  лять знания и навыки, полученные в
  учебных классах.
  До последнего времени актерские
  факультеты готовили и выпускали так
  называемые «коллективы». Предпола-
  галось, что каждый такой «коллектив»
  составит по окончании учебы готовую
  труппу для какого-либо города или
района. Опыт показал, что подобный
  метод подготовки театральных работ-
	  ников себя не оправдывает. Не -«кол-
лективы», а высококвалифицирован-
ных актеров и актрис с яркими арти-
стическими индивидуальностями дол-
  жны обучать и воспитывать театраль-
` ные институты и училища. И при про-
  веденни нового приема студентов, aA
1при организации учебного процесса
  руководителям театральных учебных

заведений следует помнить, что глав-
  ная их задача — партийное, идейно-
  творческое зоспитание будущих ма-
  стеров советского театра, а не скола-
чивание ремесленнических трупп, в
  которых серость и посредственность
  прячутся за ложно понятым «ансам-
блем».
  `Изжить ‘вредную «келейность» в

я в АЕ Te UA ERA oe!
	  ` Изжить ‘вредную «келеиность» в
учебе, научить молодых актеров пыт-
ливо, пристально изучать жизнь, ха-
рактерные черты современников и
воплощать их в правдивых и отмечен-
ных подлинным вдохновением сцени-
ческих образах — вот в чем смысл
  ответственного педагогического труда
‘руководителей театральных институ-
‘тов и училищ. Советскому театру

тов и училищ. .. UGRETCKOMY театру
органически ` чужды ограниченность и
холодное ремесленничество начетчи-
	же чутким ко всему новому в жизни и
в искусстве, таким же неутомимым в
поисках жизненной правды и в худо-

жественном воплощении идеалов ком-
  мунизма, как и мастера старших поко-
  лений, завоевавшие нашему театру
  мировую славу. Воспитать в будущих
актерах эти качества подлинных худо-
жников сцены призваны театральные
  институты и училища, на которых ле-
`жит ответственность за будущее со-
  вётского актерского искусства.

должны привлечь в новые -доброволь-
	’ ные общества широкие слои деяте-.
	‚ лей искусств и учащихся художест-
венных учебных заведений. На общих
‘профсоюзных собраниях работников
	‘искусств будут заслушаны отчеты о.
	работе Осоавиахима и проведены вы-
боры комитетов первичных организа-
ций новых добровольных обществ.
	закончились переводные и государ-
ственные
учебных заведениях. Столичный и пе-

риферийные институты выпустили но-
вые группы актеров и аКтрис, вступаю-

щих на славное поприще советского
сценического искусства.

Театральная общественность <
большой заинтересованностью сле-
дит за работой учебных -3aBe-
дений, воспитывающих < новые по-
коления актеров и режиссеров.
Высшее театральное образование—
замечательное завоевание  совет-
ской художественной культуры,
одно из ярких свидетельств ее зрело-
сти и огромного превосходства над
буржуазной культурой. `Только в на-
шей стране систематическое обучение
и воспитание театральных работников
на твердых педагогических принципах
стало делом государства и поручено
подлинным мастерам искусств, носите-
лям лучших традиций советского
искусства. Изживая кустарничество,
дилетантизм в обучении будущих
актеров, обогащая их обширными зна-
ниями и в первую очередь — маркси-
стско-ленинским методом изучения
действительности, педагоги театраль-

ных институтов и училищ  воспитыва-

ют художников-патриотов: нашей Ро-

экзамены в театральных

дины, способных двигать’ вперед ве-

ликое социалистическое: искусство.

Однако работа учебных заведений’

была бы много плодотворнее, если бы
их руководители позаботились. об
организации широкого’ критического
обсуждения педагогических методов,
системы занятий, принципов ‘и резуль-
татов учебного процесса. Это касает-
ся прежде всего улучшения качества
подготовки актеров в институтах и
училищах.

В самом_ деле, результаты работы
актерских факультетов значительно
менее эффективны, чем, скажем, фа-
культетов режиссерских. Советские
зрители уже хорошо знают многих
режиссеров — воспитанников Гитиса,
таких, как народный артист Союза
CCP Гомбо Цыденжапов, народный
артист Азербайлжанской ССР Адиль
Искандеров, успешно руководящих
крупными театрами. Значительно ху-
же обстоит дело с актерами, воспи-
танными в театральных институтах.
Крупные, ядкие артистические инди-
вилуальности насчитываются среди
них единицами. В чем причина этого?
Ведь институты существуют уже мно-
го лет, и они выпустили сотни дипло-
мированных актеров. Эти актеры
успешно усвоили теоретические, исто-
рические дисциплины, однако, попадая
в профессиональные театры, они мед-
ленно, в течение ряда лет, становятся
профессионалами, мастерами сцены в
подлинном смысле слова. Можно ли
считать это явление нормальным и
мириться с тем, что выпускники инсти-
тутов представляют 60б0й только
«материал» для театров, а не знатоков,
мастеров своего дела? Можно ли
считать, что учеба в институте язляет-
ся только первоначальной стадией
профессионального — совершенствова-
ния, дающей лишь элементарные на-
выки актерского мастерства? Нет, так
ограниченно, нетребовательно подхо-
дить к задачам актерского факультета
нельзя. Он должен готовить не учени-
ков для театра, ‘а молодых актеров,
вполне способных к самостоятельной
творческой работе.

Между тем недавно состоявшиеся
выпускные спектакли актерского фа-
культета Гитиса (о которых публи-
куется статья в сегодняшнем номере
«Советского искусства») произвеяи
впечатление чисто ученических работ.
Конечно, совершенствование актера
может и должно продолжаться многие
годы. но театры ждут, что московский
	и другие институты дадут им вполне.
	квалифицированное пополнение артй-
стического состава.
	Нередко бывает так, что военитан-
	ники училищ и студий при театрах,
проходящие меньший курс обучения
по специальности, производят впечат-
ление более подготовленных к само-
стоятельной работе актеров, чем вы-
пускники театральных институтов. И
причины этого нетрудно назвать. От-
бор поступающих на актерские фа-
культеты далеко не всегда и не везде
был достаточно строгим, «хозяйским».
В этом отношении руководители теат-
ров; набирающие пополнение для сту-
‚дий, обычно бывают более дальновид-
‘ны и расчетливы: они’ знают, что
кажлый воспитанник студии должен к
концу обучения оказаться полезным
	работником в «театральном XO3HHCT-
	ве». Приемные комиссии институтов,
„которым предстоит провести очеред-
ной осенний набор студентов,
должны проявить большую требова-
тельность и тщательно изучать сцени-
ческие данные всех поступающих на
актерские факультеты. Ио существу-
ющему положению на режиссерские и
	театроведческие факультеты принима-
	ются люди с известным стажем теат-
ральной работы. Для поступления на
	актерский факультет даже минималь-
	ного стажа не требуется. Бидимо, это
положение требует пересмотра и по-
правок, раз уж институты готовят
специалистов © высшим образованием.

Другая причина серьезных убуще-
ний в подготовке актеров — крупные
недочеты в организации учебного про-
цесса. Важнейшую роль: в. формирова-
нии художника сцены играет препода-
вание общественно-политических,
теоретических дисциплин, восниты-
вающих в нем непримиримость к фор-
мализму, к аполитичности, сознание и
чувства убежденного и деятельного
патриота социалистической OAH?
ны, превыше всего ставящего больше-
вистский приннин партийности в худо-
жественном творчестве. Плохо, есля
идейно-политическое воспитание сту-
дента ведется в отрыве от учебы по
специальным предметам, от препода-
вания актерского мастерства/А это —
нередкое явление, приводящее. к. тому,
что в учебных классах насаждаются
ремесленничество, схоластика, шко-
лярство. Преподаватель актерскего
мастерства должен быть и учителем,
		мастеров сцены
	Вот что сообщил тов. Я. Остров:
	пригласить всех невозможно, и на
всенародное торжество в Ригу при:
будут. только лучшие из лучших.
	— Нодготовка к празднику песни
‘охватила самые широкие массы на-
селения республики. Более 1400 хо-
	«Сталинским соколам — слава!». Плакат работы художников М. Абрамова
и Н. Петрова, выпущенный издательством «Искусство»
		aIYWHOTO ONOTA
	“el
Свыше 30 кинооператоров будут
снимать 18 июля документальный
	полнометражный фильм о празднова-
нии Дня Воздушного Флота СССР в
Тушине. Режиссеры фильма—В. Бой=
ков и Л. Кристи. Центральная сту-
дия документальных фильмов выну-
стит этот фильм в двух вариантах—
цветном и черно-белом.
. a
Государственное музыкальное из-
дательство выпускает из печати но-
вую песню Е. Жарковского, посвя-
щенную советским летчикам, — «Спо-
ем, нилот», ’
. ыы
18 июля—в день-празднования Дня
Воздушного Флота CCCP военно-
шефские комиссии республиканских,
областных и краевых комитетов сою-
за Рабис проводят в воинских частях
концерты и. спектакли. Так, например.
военно-шефская комиссия Грузинско-
го республиканского комитета союза
Рабис организует в Доме работников
искусств встречу артистов с офицер-

ским составом гарнизона. Военно-
	шефская комиссия ленинградского
Областного союза Рабис, кроме шеф-
ских спектаклей и концертов, органи=
зует. об’единенный хор из состава ар-
мейской художественной  самодея+
тельности.
		SHBIPA—JIEHb BO
	Военно-шефекая комиссия проф-
союза Рабис проводит с 8 июля в
частях и подразделениях Военно-Воз-
душных Сил шефские концерты. В
них участвуют артисты московских
театров, филармонии. эстрады и кол-
	лективы художественной самодея-

тельности.
ыы

В частях Военно-Возлушных Сил
	широко развита художественная са-
модеятельность. К 30-летию Совет-
ской Армии на местах были проведе-
ны смотры самодеятельных коллек-
тивов. Лучшие ансамбли и солисты
отобраны для участия в празднова-
нии Дня Воздушного Флота ‘в Моск-
ве.
Fi
Завтра в тадах и парках столицы
проводятся народные гулянья, посзя-
шенные Дню Воздушного Флота. В
ЦПКиО им. Горького, в. Сокольниче-
ском парке культуры и отдыха, в
‘парке ЦДКА устраиваются встречи с
летчиками и авиаконструкторами,
ва.
Ко Дню Воздушного Флота изда-
тельство «Искусство» выпустило два
красочных плаката: «Да здравствуют

советские летчики — верные сыны
нашей Родины!» В. Корецкого и
«Сталинским. соколам — ` слава!»

М. Абрамова и Н. Петрова.
	у— к — 4“
	Успех ансамбля
	Советской Армии в Чехословакии
	В Пражском концертном зале Лю-
церны состоялся заключительный
концерт Ансамбля песни и пляскя
Советской Армии. По окончании ксн-
церта, прошедшего се большим успз-
хом, зрители устроили бурную  ова-
цию в честь Советского Союза, Гене:
ралиссимуса Сталина и . Советской
Армии. Громом аплодисментов и воз-
	гласами «ура» присутствовавшие В
зале встретили заключительные словя
руководителя ансамбля Б. Алексан-
дрова, передавшего глубокую  приз-
нательность жителям Праги за ра:
душный и сердечный прием, оказан-
ный представителям «Советской Ар-
мии и советского народа.
	р ролнои земле
			КУНАЛЕЙСКИЙ
	УЛАН-УДЭ. (Наш корр.). Пятнад-
цать лет назад в селе Большое Ку-
налей Мухоршибирского аймака Бу-
рят-Монгольской АССР  нятидесяти-
летний колхозник Федор Ферапонто-
вич Рыжаков организовал: хор.

Жители села издавна славились
как хранители драгоценного песенно-
го наследства своих предков, пересе-
лившихея сюда из России еще в ека-
терининские времена. Они являются
	также и творцами новых самобытных
песен. *
	Куналейский хор известен не толь-
ко в республике, но и далеко за ее
пределами. В 1940 году он выступал
на приеме ‘делегации Бурят-Монго-
лии в Кремле. Многие песни’ этого
хора записаны на граммофонные пла-
стинки. Белышнинство участников хора
награждено медалями «За доблест-
ный труд в Великой Отечественной
войне 1941—1945 гг».
	К своему 15-летию хор подготовил
много новых песен.
	Все более расширяется  деятель-
Ность Ленинградской ‘филармонии. В
прошлом сезоне лекции, сопровожда-
емые концертами, читались на 45
площадках. Сейчас они проводятся в
75 аудиториях города. `В прошедшем
сезоне концертное бюро филармонии
провело более двух с половиной ты-
сяч концертов. На них присутствовал
один миллион слушателей.
	В Большом зале филармонии со-
стоялась итоговая конференция слу-
шателей лекций-кснцертов, Собрав-
шиеся внесли ряд ценных прелложе-
ний по дальнейшему улучшению му-
зыкальной пропаганды.
		Находящийся на гастролях в Jie-
нинграде Театр им: Евг. Baxtaurcsa
показал свою новую paGoTy—cnex-
такль «Накануне» — (инсценировка
А. Арбузова по роману И. С. Турге-
нева). Пьеса поставлена режиссером
А. Габовичем, в оформлении В. Дмит-
’риева.
	КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ
ОБЛАСТНОГО ЦЕНТРА
	АРХАНГЕЛЬСК. Летний сезон не
вызвал обычного для этого времени
года затишья в театральной и кон-
цпертной жизни города и области.
Большой драматический театр пока-
зал зрителям две новые премьеры,
В город прибыл на гастроли Музы-
кально-драматический театр Карело-
Финской ССР. Мествый квартет им.
Римского-Корсакова в свою ‘очередь
выехал в гастрольную поездку по
Карело-Финской республике.

На специальном пароходе отпра-

вился вверх по Двине Государствен-

ный северный русский народный хор
под руководством A. Колотиловой.
Он обслужит ‘трудящихся районов
области. В колхозах и рыболовецких
станах выступают бригады областной
филармонии.

В творческие командировки. напра-
вились местные художники. На лесо-
	заготовках, лесоснлавах, в колхозах
они пишут эскизы для своих буду-
щих работ.
	Областной отдел по делам искусств
проводит конкурс Ha лучшую массо-
вую песню. Кроме композиторов-про-
фессионалов, в нем участвуют многие
представители кружков художествен-
ной самодеятельности. Уже поступи-
ло свыше 50 песен, повествующих о
советском Севере. Следует отметить,
однако; что. из-за недоговоренности
между Отделом ‘по делам искусств,
местным отделением ОГИЗ и Домом
народного творчества до сих пор не
	изданы еще песни, премированные H
рекомендованные жюри на первом
таком конкурсе, состоявшемся В
	прошлом году.
	КНИГА 0 ВЕЛИКОМ
АРМАНСКОМ АКТЕРЕ
	ЕВАН. (Нащ корр.). Геатраль-

ная общественность Армении отме-
тиг.в этом году 100-летие со дня ро-
ждения великого армянского актера
Петроса Адамяна.
* Театральный музей Армении подго-
товил к юбилею сборник литературно-
критических статей о жизни и дея-
тельности трагика. В сборник вошли
статьи поэта Согомона’ Таронци —
«Адамян. — как поэт», художника В.
Гайфеджяна «Адамян — как худож-
ник» и другие. Публикуется также
переписка П. Адамяна с художниками
И. Айвазовским, В. Суреняном, Г. Ба-
шинджагяном и другими деятелями
искусства и науки.
	ВЫПУСКНИКИ ТАШНЕНТСКОЙ
		ТАШКЕНТ. (Нане корр.).. В Госу-
дарственной‘ консерватории состоялся
очередной выпуск молодых специали-
стов — артистов оркестра, пианистов,
певцов, музыковедов и дирижеров-хо-
ровиков. Дипломы об окончании му-
зыкального вуза вручены 25 выпуск-
никам. Дипломы с отличием получили
студент теоретико-композиторского
факультета Ю. Кон, флейтист А.
Малкеев, вокалистка М. Мальгинова.
Отличница-пианистка °С. Каганцева
направляется в аспирантуру Москов-
ской государственной консерватории
им. Чайковского. На отлично сдал за-
четы по специальным предметам клар-
нетист Усман Ризакулов, зачислен-
ный педагогом консерватории.
	Присутствовавшие на вечере пред-
	  ставители_ обшественности и мастерз
	искусств Ташкента тепло. приветство-
вали выпускников.
	В заключение состоялся большой
концерт дипломантов.
		ЛЕНИНГРАД. (Наш корр...) Ака-
	демический театр оперы и балетаим.
Кирова закончил 88-й сезон. Впервые
после возобновления показана опера
Римского-Корсакова «Сказка о царе
Салтане».

Первыми постановками нового се-
зона будут опера «Борис Годунов» и
балет «Эсмеральда».

Спектаклем «Мачеха» Бальзака за-
крыл 116-й сезон Академический те-
атр драмы им. Пушкина, В новом се-
зоне театр покажет «Миссис Уоррен»
Бернарда Шоу, ньесу Ильи Бражня-
	на «Крылья» и новую постановку
драмы  Бахтерева и Разумовского
«Суворов».
	Новый театральный год академиче-
ские театры Ленинграда откроют в
первых числах сентября.
	ВЫПУСК УНИВЕРСИТЕТА
MAPKCH3MA-JIEHHHH3SMA
	Состоялся второй выпуск Универ-
	ситета марксизма-ленинизма о Ленин-
гралского горкома ВКП(б). По отде-
лению работников искусств выпуще-
но 129 человека. Среди отличников,
окончивших университет: директор
	‘Рига. Ансамбль латышских народ-
ных инструментов при Латвийской
филармонии готовится к народно-
му празднику песни.

Фотс Б. Федосвева (ТАСС).
	В ЛЕНИНГРАДЕ
	Ленинградской консерватории П. Се-
ребряков, директор < Дома искусств
им. -Станиславского Г. Пущанский,
директор- Болыного. драматического
театра им. Горького Я; Родин и др.
	В течение года на первом курсе
университета занималось около 300
актеров, режиссеров, - художников,
композиторов, музыкальных работни-
KOR.
	КОНФЕРЕНЦИИ ЗРИТЕЛЕЙ
И СЛУШАТЕЛЕЙ
	В Театре оперы и балета им. Ки-
рова впервые‘ в его истории ’сосгоя-
лась конференция зрителей. С докла-
дом выступил директор театра Н:Цы:
ганов, рассказавший собравшимся о
предстоящих постановках.
	Зрители активно обсуждали ИТОГИ
прошедшего и перспективы пред-
стоянтего сезона.

В Доме искусств состоялась  кон-
	ференция зрителей Геатра им. Пуш-
кина, заслушавшая доклад художесг-
венного руководителя театра
Л. Вивьена. Выступавшие зрители,
указав на недостатки в работе театра.
внесли ценные предложения по их
устраненею. -
	‘‹ 3555... 4.4.4444’
	НОВЫЕ ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА
	Президиум ИК профеоюза работни-
ков искусств принял постановление
об оказании поддержки работе новых
всесоюзных добровольных обществ
содействия Авиации (ДОСАВ), Совет-
ской Армии (ДОСАРМ) и Военно-
Морскому Флоту (ДОСФЛОТ).

Областные, ` краевые, ‘республикая-
ские комитеты ‘и местные организа-
ции профсоюза работников искуеетз