СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		ТАГИ _
		Я. Стемп), «Тарас Шевченко» (сцена-
рий А. Ильченко, режиссер И. Сав-
ченко). :

Таков далеко не полный перечень
тех фильмов, над которыми будут ра-
ботать мастера художественной кине-
матографии в 1948 — 1949 гг.

Совет Министров СССР утвердил
также план производства  полномет-
ражных документальных и видовых
фильмов на 1948 год. Документальные
фильмы пользуются большой попу-
лярностью у нашего зрителя, они рас-
ширяют его кругозор, его знания, зна-
KOMAT его с трудовыми успехами со-
веских людей, ес жизнью, бытом и
культурой нашего многонационально-
го народа.

Не меньшей популярностью поль-
зуются у наших зрителей и видовые
фильмы, особенно цветные.

За последнее время студии Hay4~
но-популярных фильмов выпустили
серию таких фильмов под общим на-
званием «Путешествия no CCCP».

Нам необходимо ‘и дальше coBep-
шенствовать и развивать этот жанр
фильмов, так как они знакомят совет-
ский народ. с природной красотой и
богатством нашей страны и вызывают
чувство гордости за нашу прекрасную
Родину.

Из документальных фильмов до
конца 1948 года будут выпущены на
экраны страны следующие полномет-
ражные картины: «Советская Молда-

вия», «Советская Армения», «Демо-

кратическая Венгрия», «Новая Алба-
ния», «Всесоюзный день воздушного
флота» (цветной), а из видовых — два
цветных фильма: «Урал» и «Волга».

Работники документальной и науч-
но-популярной кинематографии долж-
ны постоянно помнить, что требование
решительно повысить качество филь-
мов в полной мере относится ик их
продукции.
		А. ЛУЧШУЮ
		СОВЕТСКУЮ КОМЕДИЮ
	Комитет по. делам
искусств при Совете
Министров СССР. и
Союз советских писа-
телей СССР проводят

°

В. ПИМЕНОВ
_ Б. РУДЗЕЕВСКИЙ

©

который является дви-
жущей силой нашего
социалистического об-
щества, дает ‘огром-
ные возможности для
	в 1948 году Всесоюз-
ный закрытый Жонкурс на лучшую со-
ветскую комедию.

К участию в конкурсе, в соответ-
ствии с утвержденным положением,
будут привлечены широкие круги со-
ветских литераторов — драматургов,
уже зарекомендовавших себя в коме-
дийном жанре, и представителей дру-
гих литературных жанров — поэтов,
прозаиков, журналистов, киносцена-
ристов и т. л. К участию в конкурсе
привлекается талантливая  писатель-
ская молодежь, национальные драма-
турги ‘и прозаики. .

Mposonumblii KOHKype — OfHO из
звеньев той большой работы по пере-
стройке репертуара - драматических
театров, которая проводится учреж-
дениями искусств и Союзом  совет-
ских писателей в осуществление по-
становления ЦК ВКП(б} от 26 авгу-
ста 1946 года «О’ репертуаре драма-
тических театров и мерах по его
улучшению».

„В числе пьес, подвергнутых ‘в
этом постановлении резкой критике,
был ряд комедий, получивших в свое
время довольно широкое распростра-
нение. В этих комедиях советские
люди были изображены «в уродливо-
карикатурной форме, примитивными и
малокультурными, - с обывательскими
вкусами и нравами...», отрицательные
явления были показаны в них ярче,
чем положительные, сценические <о-
бытия имели мало связи с жизнью
	советской страны. Ясно, что . такие
комедии никак не могли удовлетво-
рить высоких требований советского
зрителя. .

За  послелнее время советскими
	драматургами написано несколько но-
вых комедий. Но советский театр все
еще ощущает острую’ потребность в
настоящей, ‘веселой, и вместе с тем
глубокой и правдивой советской ко-
медии.
Советский драматический театр
всегда имел очень разнообразный в
жанровом отношении репертуар. Это
повышало интерес зрителя к театру.
Но за последние годы репертуар тез
атров сузился;: На’ сцене стала преоб-
ладать драма. Постановка комедий
	некоторым деятелям театра казалась
	проявлением легкомыслия;

Конкурс должен расширить и улуч-
шить репертуар ‘драматических теат-
ров, обогатить его’ яркими, полноцен-
ными в идейном и художественном
отношении советскими комедиями, по-
казывающими жизнь Советского 0б-
щества в ее непрерывном. движении
вперед, в борьбе; с пережитками ка-
питализма в сознании людей. Эти ко-
медии должны содействовать комму-
нистическому воспитанию широких
масс. Они должны остро и безжа-
лостно бичевать пережитки прошло-
ro.
Конкурс Должен дать * советским
театрам комедии, глубоко раскрываю-
щие моральный облик советского” Че-
ловека, его любовь к Родине, неисея-
каемую энергию, богатство его ду-
шевных качеств, его юмор и опти-
MH3M.

В этих пьесах должны быть по-
казаны замечательные ‘люди COBET-
ского’ общества ‘© ‘их’ поетоянный

стремлением к’ Новому,  непримири-
мостью ко’ всем проявлениям’ кос-
ности,  бюрократизма, ° равнодушия,
	индивидуализма, нечестного отноше-
ния к труду, зазнайства; самоуспоко-
енности, спеси И бахвальетва, низко-
поклонства и раболепия перед раст-
ленной буржуазной культурой.

Кроме того, конкурс должен ‘дать
также комедии, ‘построенные на 3a-
рубежном материале и сатирически
обличающие современный капитали-
стический мир.

Конкурс таким образом ставит пе-
ред советскими  комедиографами
большие и ответетвенвые задачи,

Необходимо всемерно расширять
тематику. советской комедии и, преж-
де всего, сделать ee значительной,
	‘острой и злободневной.
	советского KOMCAHO-~
графа, ибо.в самой основе борьбы но-
вого с остатками старого находится
то зерно, которое может быть поло-
‚жено в основу комедии, А неиснерпа-
емый оптимизм советского человека,
его искренний юмор, способность сме-
ло и уверенно преодолевать . любые
жизненные трудности — благодарный
материал для создания живых и прав-
дивых характеров комедии.
	- Совершенно неверно ограничивать
тематику советской комедии показом
только отрицательных явлений. Ис-
тория советской комедии знает при-
меры, когда и положительные обра-
зы несли в себе черты подлинной
комедийности. Следует отметить, что
в глубокой пьесе Тренева «Любовь
Яровая» Швандя, несмотря на нали-
чие черт, свойственных комедийному
характеру, является положительным
героем драмы. Таков и инженер Кри-
вошеин в пьесе’«Московский  харак-
тер» А. Софронова. Можно привести
и многие другие примеры.

Лучшим советским комедиям всег-
да была свойственна высокачз идей-
ность, пелитическая актуальность и
большая сила сатирического обличе-
ния. Эти качества были свойственны
лучшим праизвелениям Маяковского,
Корнейчука и других.
	Во многих значительных драматур-
гических произведениях последнего
времени комедийная линия также
имеет большое значение, и современ-
ные драматурги развивают ее в своих
пьесах. В таких пьесах, как «Великая
сила» Б. Ромапюва, «Хлеб наш насущ-
ный» Н. Вирты, «В одном городе» и
«Московский характер» А. Софроно*
ва. <Закон чести» А. Штейна, «Макар
	` Дубрава» А Кернейчука, «Минув-
шие годы» Н. Погодина, комедий:
ный элемент помогает раскрытию
	главной темы. Милягин в пьесе Рома-
‘шова, Тихой в пьесе Вирты, Зайцев
‚в пьесе Софронова, Лосева в пьесе
`Штейна — образы, имеющие яркие
	 ‘комедииные черты.
			„.Яростно бьются вол-
ны о черные ‘скалы. Вы-
соко взлетают брызги
воды, окружая дикий,
угрюмый остров легким
кружевом пены.

ATT неги а: 6

И кажется,
ЭЗРТРОВУ_

°o  .
И. ОСИПОВ
>
что с темой.

Фильмы

зритеик>, аль весь ре
должен быть локален,
максимально насыщен
материалом, строго ото-
бранным в соответствии

«Аму-Дарья» (режиссер
	баркас, который несется к острову,
воф-вот разобьется об острые камни,
	  торчащие у его берегов. Но внимание
	людей, наполняющих суденышко, He.
ожиданно . привлекает удивительное
зрелище. Остров точно разваливается
на отдельные куски. Бесшумно низ-
вергаются ‘они в пучину... Только
вплотную приблизившись к острову,
можно разглядеть, как в воду пада-
ют не облемки скал, а огромная масса
черных, слозно полированных  сиву-
чей — больших тюленей, вспугнутых
баркасом.

Так увлекательно, кадр за кадром,
пюказывает киноаппарат величествен-
ную картину сурового Охотского мо-
ря, где затерялся небольшой необи-
таемый остров Ионы. Горетка отваж-
ных советских людей совершила путь
ат Москвы до Владивостока, затем
на самолете и пароходе до необитае-
мого острова, чтобы установить на
нем автоматическую радиометеостан-
цию. Отныне отсюда будут система-
тически передаваться радиосигналы ©
погоде на Большую землю.

„Еще не освободившись от впе-
чатлений, назеянных на нас  безгра-
ничной ширью свинцовых вод холод-
ного и бурного Охотского моря, мы
уже захвачены панорамой горной це-
пи. Заснеженные их вершины проби-
вают высокне облака. Высота—5 ты-
сяч метров над уровнем моря. Огром:
ный ледник, покоящийся на склоне
могучей горы; дает начало бесчислен-
ным студеным ручьям и горным по-
токам. Поразительная по красоте сво-
ей картина природы.

И здесь остановилась группа смель-
чаков. Люди эти — ученые, альпини-
сты и кинооператоры.

_ Они — в сердце горной системы, у
самой южной границы нашей страны,
на стыке с Афганистаном-и Индией, у
неведомого и неизученного. ледника

Сагран. Они — иселедователи и бес-

страшные туристы, уничтожающие
последние «белые пятна» на геогра-
`фической карте Советского Союза.

Мы просмотрели несколько геогра-
фических фильмов, в том числе «Ост-
	ров Ионы» (режиссер В. Шфедель,
оператор А. Зильберник) и «Белое
пятно ледника Сагран» (режиссер
	В. Шнчейдеров, операторы А. Зенякин
и А. Сидоренко). Трудно переоце-
нить значение фильмов серии «Путе-
шествия-по СССР». Огромная их цен-
ность состоит не только в том, что
они дают возможность зрителю лю-
боваться красотами природы, нпозво-
ляя ему в течение десяти минут «пу-
тешествовать» по самым отдаленным,
увлекательным, а иногда и трудно до-
ступным местам гигантской террито-
рии нашей страны. Неоценимо их зна-
чение, как средства познания Родины,

Каким обогашенным и гордым свогй
отчизной покидает зритель кинозал,
«побывав» на полуострове Таймыр и
на берегах Сыр-Дарьи, в столицах
Прибалтийских республик и в устье
Амура!

«Социалистическое государство, —
говорил М. И. Калинин, — надо лю-
бить не только умозрительно, а KOH.
кретно, то-есть с его’ природой, поля-
ми, лесами, фабриками, заводами, кол.
хозами, совхозами...»

Какая благодарная задача для ре-
жиссеров и -киносператороз,  создаю-
ших Фильмы для серии «Путешествия
по СССР», — показать зрителю чу-
десные картины природы, которыми
так богато наше социалистическое
отечество!

Однако далеко не все фильмы, зы-
шедшие в этой серии, могут уловлет-
ворить законные запросы нашего зри-
теля. Советский видовой фильм не
должен ограничиваться показом кра-
сивых ландшафтов., Большевики пре-
образуют природу, они ставят могу-
чие ее силы на службу народу. Во-
лею советских людей меняется и са-
мый ландшафт. Река устремляется по
новому руслу, пустыня отступает под
натиском человека, безводное Вахш-
ское плато превращено в цветущуго,
орошаемую водами Вахша долину,
Мингечаурский гидроузел обводнит
сотни тысяч гектаров земель Азербай-
джана, в центре страны возникло
Московское море, в долине Зерав-
щана возникает Узбекское море...

Все это можно и. нужно показать
	ВКП(б) по идеологическим воп:
росам. .

Многие партийные и профсоюзные
организации и руководители учрежде-
ний искусств заняли позицию «нев:
мешательства» в дело идеологиче-
ского воспитания ` работников  uc-
кусств, самоустранились от руковоя-
ства этим важнейшим участком рабо-
ты, от успеха которого зависит даль-
нейший рост советского искусства.
	Проведенная недавно проверка по-
казала, что в большинстве учрежде-
ний искусств Белоруссии идейно-по-
литическое воспитание кадров худо-
жественной интеллигенции организо-
вано плохо. О том, сколь беззаботно
относятся здесь к политической уче-
бе, наглядно ‘свидетельствует следую-
щий факт. Приказ Комитета по
делам искусств при Совете Мини-
стров СССР об ответетвенности руко-
водителей за идеологическое воспи-
тание творческих работников з теце-
ние 2\/з месяцев пролежал в столе у
начальника республиканского Управ:
ления по делам искусств т. Лютеро-
вича! Стоит ли после этого удивлять-
ся тому, что руководители учрежде-
ний искусств, по существу, сняли с
себя всякую ответственность за со-
стояние идейного воспитания творче-
ских кадров. :

Только полным невниманием к во-
просам политического воспитания мо-
жно об’яснить провал этой работы и
	в системе 1 лавного управления цир-
КОВ. >
	В результате серьезных ошибок и
недостатков :_в идейно-политичееком
воспитании работников искусстэ’ до
сих пор имеют место факты низко-
‘поклонства перед реакционной  куль-
турой буржуазного Запада, факты
нарушения принцинов коммунистиче-
ской морали. у .

Низкопоклонство передо буржуаз-
ным Западом проявляется кое-где не
только в области научной работы, но
н в творческой практике некоторых
учреждений и предприятий искусств.
Преклонение перед иностранщиной
частн профессорско-преподаватель-
ского состава Молдавской консерва
тории привело K тому, что на прош.
логодней экзаменационной — сесени
	многие выпускники не могли испол:
нить ни одного произведения русской
классики. В Даугавпилеском музы-
кальном училище преподавательница
пения Браундфельд разучивала суча:
щимися декадентскую песенку «Жас-
мин томит», перед которой бледнеют
«творения» Ахматовой. т

Низкий идейный уровень, пережит-
ки капитализма в сознании  отдель-
ных представителей искусства при:
	сгремлению к лич.
	Н. Тихонов, операторы А. Филиппов,
Л. Стеколыцников), «Северная Дви-
наз (режиссер Р. Майман, оператор
М. `Гальпер), как и уже упомянутые
«Остров Ионы» и «Белое пятно лед-
ника Сагран», потому и удачны, что
их создатели показали картины при-
роды, оживленные деятельностью со-
ветского человека, пытливого иселе-
дователя, неутомимого  труженика,
вкладывающего свой труд для вопло-
щения в жизнь гениальных  сталин-
ских предначертаний. Режиссеры и
операторы этих фильмов правильно
поступили, включив в них кадры,  от-
ражающие экономику края, его спэ-
цифику, этнографические элементы
(прелестны‘ сцены из фильма «Север-
ная Двина», знакомящие с северорус-
ским пейзажем, праздничной одеждой
девушек и их песнями).

К сожалению, этого нельзя сказать
о фильме «Зеленые берега» (режис-
‘сер. В. Шнейдеров, оператор Н. Про-
зоровский). Несмотря на то, что. это
фильм Цветной, он выглядит в такой
мере «видовым», что почти лишен по-
`знавательного значения. Роскошная
растительность субтропической зоны
показана настолько поверхностно
и общо, что после просмотра ничего
в памяти зрителя не остается. Оче-
зидно, авторы фильма ограничили
‘свою задачу изображением очарова-
‘тельных видов Кавказского побе-
 режья. Чтоделает здесь человек? Ка-
ково значение этого края в жизни на-
efi страны? Об этом фильм не рас-
`сказывает.
	Стремление операторов блеснуть
красивым кадром, удачно найденным
пейзажем, использовать действитель.
но неисчерпаемые возможности, кото-
рые предоставляет им все великоле-
пие нашей природы, приводит чаето к

влечению чистой «физической геог-
рафией». Авторы фильма в погоне за

«красивостью» упускают то главное,
ради чего, собственно, и делается ге-
ографическая картина: показ ком-
плекса элементов, составляющих
своеобразие данного края, области,
республики. Слов нет, элементы фи-
зической географии — ландшафт,
флора и фауна — все это должно
быть запечатлено наиболее полно.
выразительно и ярко, однако. не
должно стать самоцелью, единствен-
‘ным содержанием фильма.
	Нам кажется, что стремление к
«красивости» часто подсказывает и
выбор об’ектов для создания геогрп-
фических фильмов. Почему авторы
фильмов устремляются на окраины —
в Таджикистан, на побережье Север-
ного Ледовитого океана, на полуост-
ров Таймыр, на Саянский хребет, в
субтропические Гагры, Сухуми, Ба-
туми? Очевидно, их прельщает выиг-
рышная «экзотика» этих мест. Никто
не станет оспаривать необходимость
создания фильмов, посвященных этим
окраинным областям. Но разве цент-
ральные области РСФСР, Украина,
Белоруссия не представляют интереса
для наших операторов-географов?

Работа студии научно-популярных
фильмов  над серией «Путешествия по
СССР», возглавляемая научным руко-
водителем,  членом-корреспондентом
Академин наук СССР” Д. Щербако-
вым и художественным руководите-
лем В. Шнейдеровым, должна быть
максимально раснирена. Нужда в хо-
роших географических фильмах вели-
ка. Интерес к ним зрителя растет.
Нельзя, кстати, забывать об особой
категории зрителей, для которых эти
фильмы имеют значение и как важ-
Hoe учебное пособие. Речь идет од
школьниках. Киноуроки в школах е
каждым годом получают все большее
распространение.

Партия и правительство предоста-
вили все необходимые условия для
того, чтобы была реализована дав-
нишняя идея — создание киноатласа
Советского (Союза. Это — болыное
государственное дело. К его осуще-
ствлению надо отнестись со всей
серьезностью:

Достойно удивления, что Мини--
стерство кинематографии, правильно
оценивая значение производства геог-
рафических, видовых фильмов, совер-
шенно не уделяет внимания продви.
	жению их на экран.
	ной наживе (так называемые «левые»
концерты), премьерству, к амораль-
ным поступкам. К сожалению. подоб-
ные факты не всегда встречают рез-
кое осуждение со стороны общест-
венности и руководителей театраль-
‚но-зрелищных предприятий.
		Недавно Совет Министров CCCP
мринял постановление «О плане про-
изводства художественных, докумен-
тальных и видовых кинофильмов на
1948 год»;

Это постановление определяет пу-
ти ближайшего развития нашего ки-
ноискусства и ставит. задачу — рез-
KO повысить идейно-художественный
уровень выпускаемых кинофильмов.

Совет Министров указал, что пред-
ставленный на рассмотрение план
производства фильмов. на 1948 roa
свидетельствует о том, что в Мини-
стерстве кинематографии СССР су-
ществует неправильная установка на
выпуск большого количества кино-
фильмов в ущерб их качеству, в ре-
зультате чего идейный и художест-
венный уровень многих кинокартин
не отвечает возросшим требованиям
советских зрителей.

Действительно, за последнее вре-
мя, наряду с высокохудожественны-
ми фильмами, помучившими высокую
оценку правительства и советских

зрителей, было выпущено также не-
мало посредственных и слабых в идей-
но-художественном отношении филь-
мов, таких, как «Солистка балета»,
«Повесть о «Неистовом», «Алмазы»,
«Новый дом», «Поезд идет на вос-
ток» и другие.
`Если проанализировать причины
выпуска всех ‘этих неудачных и по-
средственных фильмов, то можно
убедиться в том, что погоня за боль-
шим количеством картин вызывала
необходимость привлечения. к поста-
новке малоопытных и недостаточно
квалифицированных режиссеров, а
также запуск в производство недо-
работанных или слабых сценариев.

Создание фильма, — очень слож-
ное и ответственное дело, требую-

_ щее от постановщика больнюй твор-
ческой изобретательности, инициати-
вы, политической зрелости и хороше-
го художественного вкуса. Этими ка-
чествами обладают еще далеко ие
все наличные режиссерские кадры
нашей кинематографии.

Наряду с широко известными и та-
лантливыми мастерами. кино в нашей
кинематографии имеются и такие ки-
норежиссеры, которые недостаточно
квалифицированы и опытны для того,
чтобы самостоятельно ставить высо-
кохудожественные фильмы. Поэтому
Одной из основных задач, связанных
с поднятием качества фильмов, яв-
ляется правильная расстановка ре-
жиссерских кадров. К созданию
фильмов должны быть привлечены
наиболее квалифицированные масте-
ра, доказавшие на практике свое да-
рование и опыт.

Такой же принцип должен быть
‚ положен и при подборе актерских
ансамблей лля фильмов, ибо от пра-
_вильного подбора актеров не только
- на главные роли, но на вторые и да-
же на эпизодические, зависит успех
постановки. Поэтому актерский со-
„став фильмов должен укомплектовы-
ваться за счет лучиих артистичес-
ких сил нашей страны.

Н&вые задачи, стоящие перед cO-
ветским кино, неизмеримо повышают
также творческую ответственность
писателей, работающих в Кино, ибо
идейные и художественные достоин-

ства сценария в основном определя-
ют и уровень будущего фильма.

Для обеспечения производства вы-

- сококачественных фильмов необходи-
мо перестроить и производственную

базу художественной  кинематогра-

фии. Нужно сосредоточить техниче-

ские средства и лучшие производет-

венные кадры на основных киносту-.
	диях, а некоторые маломощные кино-
студии, не зарекомендовавшие себя
‹ выпуском хороших фильмов, реорга-

низовать в студии хроники или ликК-
- видировать.
: ar
	Правительство утвердило план ра-
боты художественной кинематографии
на 1948 и 1949 годы, который пре-
	дусматривает создание крупных RHnO-
	картин различных жанров на разно-

образные темы.
В центре внимания советской кине-
матографии попрежнему остаются

Фильмы о советских людях, 09 их ге-
	роизме и воинской доблести в годы
Великой Отечественной войны, о па-
фосе социалистического строительст-
	ва, о новаторстве, о трудовых TO ASH

гах передовых людей нашей Родины.

Героической борьбе советского на-
рода в годы Отгчественной войны бу-
лет посвящен ряд фильмов. Первая се-
	®*
И. БОЛЬШАКОВ
	МИНИСТР КИНЕМАТОГРАФИИ СССР
$
	рия художественно-документального_
фильма «Сталинградская битва» (сце-
нарий Н. Вирты, режиссер В. Петров)
будет закончена в текущем году, а
вторая—в 1949 году. Будет создав
цветной фильм «Падение Bepan-
на» в постановке М, Чнаурели по сце-
нарию, написанному им. совместно <

П. Павленко. Этот фильм, по замыслу

авторов его сценария, лолженрасска-
зать о судьбе простых советских

людей, прошедших под водительством
своего вождя товарища Сталина. побе-
доносный путь Отечественной зойны
от Сталинграда до Берлина,

Разгрому немецко - фашистских
войск в Белоруссии будет посвящен
фильм «Пятый удар». О героической
обороне города Ленина и разгроме не-
мецко-фашистских войск под Ленин-
градом расскажет фильм в постановке
С. Васильева «Битва за Ленинград».
Режиссер А. Столпер в этом году за-
кончит фильм «Повесть о настоящем
человеке» по одноименной повести
Б. Полевого. — о воле и мужестве со+
ветского летчика, сумевшего, несмот-
ря на тяжелое ранение, вернуться на
фронт в Истребительную авиацию, На-
родному герою Белоруссии, отважно-
му партизану, героически погибшему
от рук немецко-фашистских оккупан-
тов, будет посвящен фильм «Констан-
тин Заслонов» в постановке В. Корш-
Саблина -и Л. Рахленко (сценарий
А. Мовзона). В этом году С. Гераси-
мов закончит фильм «Молодая гвар-
Дия».

Над фильмом «Встреча на Эльбе»
работает Г. Александров по сценарию
	бр. Тур и Л. Шейнина. Этот фильм
	должен показать последовательно
проводимую советским ° правительст-
вом демократизацию и демилитариза-
цию Германии и разоблачить враж-
дебную интересам мира и немецкого
народа политику. осуществляемую в
Германии правящими кругами СИА
и Англии.

М. Донской будет ставить фильм
«Мистер Томсон бежит в Америку» —
о провале колонизаторской - политики
американского имнериализма на Даль-
нем Востоке и о торжестве ленинско-
сталинской национальной политики. В
основу ‘сценария этого фильма  поло-
жен роман Т. Семушкина «Алитет
уходит в горы»,
	Передовым людям  социалистиче-
ского строительства, их самоотвер-
женному труду за выполнение новой
сталинской пятилетки будут посвя-
щены фильмы «Огни Баку» — о ге-
роическом труде бакинских нефтяни-
ков и «Самгори» — о. строителях оро-
сительной системы на безводных зем-
лях Самгорской долины (Грузия).

Борьбе с проявлением низкопоклон-
ства перед буржуазной наукой, воспи-
танию чувства высокого общественно-
го долга, преданности интересам Co-
ветского государства, национальному
достоинству советских людей, патрио-
тизму советской интеллигенции будут
посвящены два фильма: «Суд чеети»
(сценарий А: Штейна, режиссер
A. Poom) и «Великая сила» (по олно-
именной пьесе Б. Ромашова, режиссер
Ф. Эрмлер).

И. Пырьев будет ставить цветную
кинокомедию ‘из’ жизни советской
спортивной молодежи. Музыкальную
кинокомедию «Девушка ‘Араратской
долины» из жизни и быта армянских
	колхозников готовит А. Бек-Назаров. 1
	  приключенческий фильм о советских
  конниках, об их отваге, находчивости
и профессиональном мастерстве будет
снимать К. Юдин по сценарию
М. Вольпина и Н. Эрдмана,

Болышое место в плане отводится
  созданию биографических лент о жиз-
‘ни и деятельности выдающихся уче-
` ных, писателей и изобретателей, про-
  славивших своими трудами нашу Ро-
 дину. Это кинокартины: . «Мичурин»
  (сценарий и режиссура А. Довженко),
«Белинский» (сценарий Ю. Германа,
режиссер Г, Козинцев), «Академик
’Павлов» (сценарий М. Папавы, ре-
‘жиссер Г. ` Рошаль), «Жуковский»
‘(сценарий А. Гранберга, режиссер
`В. Пудовкин), «Александр Попо`з»
’ (сценарий А. Разумовского, ре-
 жиссеры С. Тимошенко и Л. Трау-
 берг), «Ян Райнис» — о выдающемся
писателе Латвии (сценарий Ф. Рокпел-
` ниса, режиссеры Н. Береснев и

Перед работниками советской ки-
нематографии, наряду с большими
идейно-творческими задачами, стоят и
крупные организационно-хозяйствен-
ные задачи, связанные с проведением
жесткой экономии государственных
	  средетв, а также с улучшением кино-
	обслуживания населения и увеличе-
нием доходов от кино.

Создавая высококачественные филь-
мы, киноработники должны резко со-
кратить  расхолы государственных
средств Ha их постановку за счет
лучшей организации труда в кино-
студиях, ликвидации всяких  изли-
шеств, сокращения непроизводитель-
ных затрат,

Также нужно решительно улучшить
работу и киносети. Задача работников
‘киносети состоит в том. чтобы обес-
печить продвижение наших лучших
фильмов, как новых, так и особенно
производства прошлых. лет, во все
уголки нашей необ’ятной Родины.

чекоторых работников кинофика-
ции и кинопроката существует совер-
шенно неправильное и вредное отно-
шение к фильмам выпуска прошлых
лет; Оно выражается’ в том, что эти
работники строят’ репертуарную ‘поли-
тику кинотеатров исключительно Ha
новых картинах и. пренебрежительно
относятся к так называемым «повтор-
ным фильмам», хотя многие из них
имеют огромное воспитательное и
‘эстетическое значение. И если эти
фильмы, как показывает опыт, выпу-
скаются с хорошей предварительной
рекламой, то они посещаютлея зрите-
лями не хуже, чем новые фильмы.

В связи с некоторым уменьшением
количества новых фильмов, Мини-
‚стерство кинематографив сейчас имеет
возможность увеличить почти в ва
раза тиражи фильмокопий и значи-
тельно улучшить снабжение ими го-
родских и сельских киноустановок.

Советские фильмы широко демонст-

рируютея за границей, и особенно в
странах. новой демократий.` Они поль-
зуются большим успехом у всех про-
грессивных людей за свою высокую
идейность, за правдивость, за свси
передовые идеи;
_ В свою очередь, Министерство ки-
нематографии СССР считает необхо-
димым знакомить советских кинозри-
телей и с лучшими заграничными ки-
нокартинами.

Нет сомнения в. том, что советские.

киноработники, р\ководимые больше-
вистской партией, советским прави-
‘тельством и великим Сталаным, с
‘честью справятся е новыми задачами
и обеспечат своим трудом новый под’-
ем советского киноискусства.
	Мы можем назвать ряд написанных
советскими одраматургами за послед-
нее время комедий, имеющих очень
большие недостатки и идущие глав-
ным образом от того, что авторы их
не раскрывают образы советских лю-
дей, лишают их каких бы то ни было
характерных черт.

Герои этих комедий во многих слу-
чаях имеют весьма отдаленное сход-
CTBO © ЖИВЫМИ ЛЮДЬМИ,
	Этот упрек следует в`большой сте-
пени отнести к комелиям «Вас вызы-
вает Таймыр» К. Исаева и А. Галича
и «О друзьях-товарищах» В. Масга’и
М. Червинского. Авторы стремились
прежде всего к сюжетной заниматель-
ности. И только острый нехостаток
комедий привел к значительно боль-
шему; чем они заслуживают, раепро-
странению этих произведений.

Многие из комедий, написанных в
последнее время, далеки по своему
содержанию от наших лней, созетские
люди в них наделяются чертами из
старых водевилей и фарсов. Смех в
этих комедиях должны вызывать ба-
нальные недоразумения, переодевания,
ошибки, ложные положения ит. д.
Язык этих пьес весьма небогат и за-
частую засорен провинциализмами.

Комедиографы пока еще обходят
темы, которые в первую очерель дол-
жны быть разрешены именно в коме-
дийном жанре,

Достаточно сказать, что не написа-
30 ни одной комедии, которая бы зло
И остроумно высмеивала низкопоклон-
ство и раболепие перед иностранщи-
Ной.

Советский театр вправе ждать от
наших драматургов создания под-
линно ‘талантливых комедий, в- кото-
	рых действовали бы живые люди в
условиях. нащей <социалистической
действительности.
	В этих пьесах нужно © большевист-
ской принциниальностью обличать те
явления, которые тормозят неуклон-
ное движение советского народа впе-
ред, к коммунизму.

Советская комедия призвана воспи-
	тывать советских людей, помогать им
	правильно разбираться в жизненных
явлениях. В этом ее основная задача.
	настоятельно требует углуоленной
работы по политическому воспитанию
этой группы деятелей советского ис-
кусетва.
	Велика роль в идейно-политическом
и творческом воспитании художест-
венной интеллигенции домов работни-
ков искусств, клубов, красных утол-
ков и библиотек. Наш  профеоюз
имеет 9 домов работников искусств:
в Москве, Ленинграде Киеве, Риге,
Свердловске, Ашхабаде, — Тбилиси,
Ереване и Новосибирске. Далеко не
во всех из них развернута работа по
политическому воспитанию творческих
кадров. Рижский, — Новосибирский,
Ашхабадский и Свердловский дома
искусств мало работают над. вос-
питанием в среде художественной
интеллигенции чувства преданности
интересам социалистического  госу-
дарства. В плане Рижского дома ра-
ботников искусств на 1948 г. не было
предусмотрено ни одного мероприя-
тия, пропагандирующего идеи совет-
ского патриотизма, превосходство со-
ветского строя над  капиталистиче-
ским, достижения Советской Латвии;
не ведется также работа по разобла:
чению ‚формалистических тенденций
‚в творчестве отдельных представите-
лей искусств Латвии.
	Перед нами стоит задача—реши-
тельно улучшить идеологическую ра
боту в домах работников искусств,
превратить их в подлинные центры
коммунистического воспитания чле-
нов профвоюзов.

Далеко не во всех наших органи-
зациях, где отсутствуют дома иклу-
бы работников искусств, используют-
ся имеющиеся возможности для раз:
вертывания политико-массовой рабо-
ты. Из опыта Удмуртского обкома со-
юза видно, что отсутствие снециаль-
ного клуба не является непреодоли-
мым препятствием. Нужны лишь ини-
циатива и желание, В помещении Те-
атра кукол обком союза проводит
массовые мероприятия для. городского
актива работников искусств. Здесь
читаются лекции, организуются. док-
лады, музыкальные вечера и т. д. В
одной из комнат театра организована
библиотека-читальня. Работают  ре-
жиссерская и актерская секции. По-
добные клубы «выхолного дня» созда-
	ны в скове, Барнауле, Ворошилов-
граде, Алма-Ата, Краснодаре. Ux
опыт должен быть подхвачен всеми
профорганизациями.
		Очень важно направить советских
писателей на путь комедии характе-
ров, изображающей людей, действую-
ших в реальных YCAOBHAX нашей со-
ветской действительности.

Принцип критики и  самокритики,
	такли на советские темы (<За тех,
кто в море!», «Великая сила»), повы-
силась трудовая дисциплина и ответ-
ственность каждого работника за ка-
чество спектакля в целом и за свое
участие в нем. а

Филиал университета марксизма-ле-
нинизма в г. Калинине посещают 53
человека, В этом году сдали экзаме-
ны по Краткому курсу ‘истории
ВКП(б) с отличной оценкой заслу-
женные артисты РСФСР Лобанов,
художественный руководитель обл-
драмтеатра: Георгиевский, артисты
Булыгин, Прусаков, Понова, Борисо-
ва, Гончарова и др.

Несмотря ва успехи, достигнутые
1948 году, следует отметить, что в ра-
боте филиалов университетов марк-
сизма-ленинизма имеет место и ряд
серьезных недостатков. Это прежде
всего плохой контроль за посещаемо-
стью и успеваемостью слушателей.
В итеге к концу учебного года отсе-
ивается большое число учащихся.
	de же недостатки свойственны ра-
боте лекториев, кружков, семинаров.
Если лекции и доклады проводятся 01
случая к случаю и посещаемость их
низкая, если учащиеся ограничивают-
ся слушэнием лекций и бесед, а са-
ми глубоко материал не изучают, ес-
ли, наконец, из года в год в
кружках (особенно по изучению Крат-
кого курса истории ВКП(б) прохоляг
один и тот же материал, —это значит,
что партийные и профсоюзные оога-
низации уделяют недостаточно вни-
мания идеологическому воспитанию
художественной интеллигенции, слз-
бо прививают работникам искусств
вкус к повышению своего идейно-по-
литического уровня и организационно
не обеспечивают высокого ‘качества
политической учебы.
	Низкое качество ряда лекций, на-
пример неправильное освещение во-
просов истории СССР в московском
филиале и, главное, отрыв теоретиче-
ских проблем марксистской эстетики
от творческой практики советского
	` Театра—серьезный пробел в деятель-
	ности филиалов уннверситетов марк-
сизма-ленинизма, Робко начатая по-
пытка организовать в московском фи-
лиале доклады слушателей об экс-
пансиониетской политике американ-
ских империалистов с разбором спек-
таклей «Русский вопрос» и др. не
вошла в поактику работы универси-
тета и не была подхвачена другими
филиалами.

Все еще ‘неудовлетворительно по-
ставлено политическое воспитание в
творческих союзах композиторов и
художников, хотя очевидно, что. ряд
серьезных идейных срывов в музы-
кальном и изобразительном искусстве
		ТЕОРИЕЙ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА
	Е
В. ЕФРЕМОВ”
©
	В Большом. театре Союза ССР для
самостоятельно работающих над по-
вышением- своего идейного уровня в
1947 году было прочитано 167 лек-
ций. Кроме того, в театре создано
17 семинаров. которые посещают 677
человек. Там же работает постоянный
лекторий по-вопросам истории, фило-
софии и марксистской эстетики. Сре-
дн слушателей лектория ведущие ма-
стера—М. Максакова, Н. Шпидлер,
С. Лемешев, П. Норцов, С. Хромчен-
ко и др.

Постоянные лектории для самосто-
ятельно повышающих свой теоретиче-
ский уровень созданы в Москве, Ле-
нинграде, Киеве, Туле, Свердловске.
	‚ Постановление ЦК ВКП(б) об опе-
ре «Великая. дружба» В. Мурадели
явилось новой важной вехой в борьб»
нашей партии за всесторонний под’ем
идеологической работы, за искорене-
ние всех и всяких влияний буржуаз-
ной реакционной идеологии и куль-
туры. Это постановление значительно
активизировало политическое образо-
вание наших творческих ‘кадров.

Определенные успехи в. организа-
ции самостоятельного изучения тру-
дов классиков  марксизма-ленинизма
среди  профессорско-преподаватель-
ского состава имеются в Московской
и Ленинградской консерваториях. Ряд
педагогов (П. Серебряков, Я. Зак,
Д. Ойстрах и др.) углубленно рабо-
тает ‘над различными темами; поль-
зуясь квалифицированной консульта-
цией профессоров кафедры MapKcH3-
ма-ленинизма.

Но, к сожалению, в большинстве
учреждений искусств эта форма
повышения политических знаний не
получила широкого распространения.
В таком крупном коллективе, как
Театр им. Вахтангова, только 4 чело-
века работают самостоятельно, а в
коллективе Белорусской госфилармо-
нии ни один работник не повышает
своего политического уровня.

Некоторые товарищи заявлениями о
самостоятельной учебе пытаются
прикрыть свою бездеятельность. Так,
при проверке знаний, проведенной Ом-
ским обкомом союза, выяснилось, что
большинство товарищей, числящихся
самостоятельно изучающими‘ ‘труды
	«Вы ищете путей, как. .лучше
служить народу. И правильно
поступаете, обращаясь в поисках
этих путей к изучению mapkeH3-
ма-ленинизма».
	(Из pucTynaeHHs М. И. Калинина на
	собрании работников искусств гор, Мо-
сквы в 1939 r.).

Большевистская партия и совет-
	ское государство проявляют неустан-
ную заботу о развитии советского ис-
кусства.

Ленин и Сталин рассматривают ли-
тературу и искусство, как важнейшее
средство, призванное служить делу
осуществления великих. исторических
‘целей пролетариата и всех трудящих-
ся. Соответственно этому. Ленин выл-
винул положение о том, что литера-
тура и искусство должны быть пар-
тийными, должны стать частью обще-
пролетарского дела, частью  органи-
зованной, планомерной партийной ра-
боты, *

Повышение идейности советского
искусства неразрывно связано с все-
`мерным развертыванием работы п)
илеологическому воспитанию всей
массы художественной интеллиген-
ЦИИ.

Исторические постановления ЦК
ВКП(б) по вопросам литературы и ис-
кусства вызвали огромную волну пат-
риотического под’ема в ‘среде работ-
ников искусства, усилили их тягу К
овладению марксизмом -ленинизмом:
Это выразилось прежде всего в зва-
чительном росте сети политических
кружков в театрально-зрелищных
предприятиях и филиалов университе-
тов марксизма-ленинизма, созданных
в больнинстве крупных городов стра-
ны; в широком размахе лекционной
пропаганды, охватившей  значитель-
ную массу творческих кадров совет-
ского искусства. “ з

Если в 1946 г. работало 1.070 поли-
тических кружков, в которых обуча-
лось 23.000 человек, то в прошлом
году их число возроело до 1.400, а
количество занимающихся в них пре-
высило 30 тысяч человек.
	Основной формой идеино-политиче-
ского воспитания художественной HH
теллигенции является самостоятель-
ное изучение трудов классиков марк-
сизма-ленинизма. Партийные и проф-
союзные организации оказывают ей
большую помощь.
	классиков  марксизма-ленинизма, не
читают их. Они. не смогаи ответить
даже на самые элементарные вопросы
текущей политики. Подобные факты
имеются и в других городах. Это ре-
зультат того, что партийные и проф-
союзные организации - самоустрани-
лись от контроля за политическим
самообразованием.

Другой. важнейшей формой полити-
ческой учебы являются кружки те-
кущей политики, по изучению Крат-
кого курса истории ВКП(б). по изу-
чению биографий В. И. Ленина и
И. В. Сталина. В Ереване в 59 круж-
ках учатся 1003 работника искусств,
в Ростове в 54 кружках занимаются
1145 чел., в Риге в 50 кружках—бо-
лее 1000 чел., в Ярославле — 506
чел. ит д

Но во многих организациях в круж-
ки все еще мало вовлечено работни-
ков творческих и технических цехов.
Так, в Тульском облдрамтеатре орга-
низован всего 1 кружок для молоде-
жи, да и тот занимается нерегулярно.

Особое. значение в повышении  по-
литических знаний работниками  из-
кусств приобрели специальные  фи-
лиалы, организованные при универ-
ситетах марксизма-ленинизма  горко-
мов ВКП(б).

В настоящее время работает 51

филиал университетов марксизма-ле-
нинизма, в которых обучается более
7,5 тыс. ведущих творческих  работ-
ников (против 32 филиалов 1946 г.). С
1945 по 1947 г. филиалы. окончили
750 работников искусств, из них в
Москве—166 чел. (в том числе 115 с
оценкой «отлично»), в Риге—140, в
Ленннграде—102 человека.
’ Филиал университета при ЦДРИ ®
этом году оканчивает 340 чел., из
которых 280. уже сдали экзамены из
«хорошо» и «отлично». Ленинград-
ский филиал заканчивает 122 челове-
ка, более 60 проц. из них с оценкой
«отлично».

Значительная группа велущих ма-
стеров Малого театра заканчивает a
этом году первый и второй курсы
филиала при ЦДРИ. Среди них на-
родные артисты РСФСР К. Зубов,
Е. Гоголева, А. Поляков, заслужен-
ные артисты. республики Н. Анненков,
М. Царев, В. Владиславский и др.
Результаты политического образова.
ния не замедлили сказаться на под’-
еме всей творческой жизни коллекти:
ва. Появились высокоидейные спек-

Дальнейший рост советского — ис-
кусства зависит от улучшения работы
по марксистско-ленинскому воспита-
нию художественной интеллигенция.
	Мы должны добиться, чтобы все
работники искусств непрерывно чер-
пали знания из сокровищницы марк-
сизма-ленинизма. Для этого необхо-
димо сделать основной формой поли-
тического воснитания самостоятельное
изучение трудов Ленина и Сталина,
обеспечив постоянный контроль за ка-
чеством учебы и систематически ока-
зывая помощь занимающимся путем
организации консультаций, собеседо-
ваний, семинаров.
	Кружки и семинары, в которых ра-
ботники искусств изучают Краткий
курс истории ВКП(б), биографни и
труды ‘Ленина и Сталина, должвы
охватить более широкий контингент
работников = искусств, Необхолимо
также улучшить качество лекций и
увеличить число лекториев. Мы име-
ем все возможности увеличить число
университетов  марксизма-ленинизма,
создать новые филиалы на базе -ра-
ботающих лекториев.
	Работники советского ‘искусства
должны помнить, что их труд повсел-
невно находится на виду у всего
народа. Партия и правительство воз-
ложили на них почетную миссию —
своим творчеством помочь  воспита-
нию в народе высоких моральных ка-
честв и благородных черт передово-
го человека нашего времени. актиз-
ного строителя коммунистического
общества. Поэтому не только в своем
творчестве, но и в быту, на произ-
водстве, в общественной жизни лея-
тели искусств должны быть носите
лямн высоких  морально-этических

норм члена социалистического обще-
ства,

«Нельзя считать случайностью, —
говорит В. М. Молотов,—что ныне
лучшие произведения литературы
принадлежат перу-пнсателей, которыз
чувствуют свою неразрывную — идей-
ную связь с коммунизмом. В нашей
стране коммунизм  воодушевляет к
вдохновенному труду, к героической
борьбе за Родину, к высокому идей-
ному творчеству». Овладение передо-
вой теорией марксизма — неотемле-
мая часть борьбы за идейно ’полно-
ценное, высокохудожественное искус
ство страны социализма.

Размах и уровень политического
воспитания работников искусств не
соответствует еще тем огромным за-
дачам, которые поставлены перед. ис.
	усетвом. историческими решениями   водят к рвачеству,