СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	О воспитании молодого акте
	Уважаемый тов. редактор!
	Уже в течение двух лет я являюсь
председателем Государственной экза-
менационной комиссии Уральского
театрального института. Кроме того,
я веду курс актерского мастерства в
Уральской консерватории и имею зна-
чительный опыт педагогической рабо-
ты как в студиях при театрах, так и
в театральных училищах. Сейчае я
считаю своим долгом поделиться не-
которыми, как мне кажется, важными
соображениями по поводу воспитания.
молодых актеров.
	Учебные спектакли; подготовлен-
ные Уральским театральным институ-
том, при несомненно удовлетвори-
тельном подборе педагогов, ведущих.
занягия со студентами, все же стра-
дают серьезными недостатками, свя-
занными с условиями, в которых про-.
текает учебный процесс.
	Речь идет о том, что студенты обу-
чаются без сценической практики,
вдали от крупнейших наших театроз,
не имеют возможности видеть «твор-
ческую лабораторию» мастеров сце-
ны и принимать хотя бы минимальное
участие в реальном творческом про-
цессе. Речь идет о вреде замкнутости
классной работы. По этому поводу
К. С. Станиславский говорил, что не-
сравненно практичнее вырабатывать
актера в трудных условиях публич-
ного творчества, а не келейно, в оди-
ночестве, с глазу на глаз с воеспита-
телем в классе, в хорошо знакомой
комнате школы.
	Речь идет о том, что студент дол-
жен научиться вести себя логично и
верно, как в жизни, на сцене.

Речь идет о том. что мы полжны
		Нисьмо Е. Брилля 06 условиях
	обучения студентов в. театраль-
	Работники искусств вместе со всем
советским народом негодуют по поводу
злодейского покушения на жизнь
товарища Тольятти
	®
‘Будем
бдительны
	Вчера, во время репетищии спектак-
ля «Закон чести». на сцене Малого
театра состоялся митинг коллектива
Киевского государственного ордена
Трудового Красного Знамени театра
русской драмы УССР им. Леси УК-
раинки. 1

— Имя Тольятти популярно во всем
	мире, среди всего прогрессивног о че-
	ловечества, — сказал народный ар-
тист СССР К, Хохлов. — Выстрел в
вождя итальянских коммунистов—это
вызов всем, кому дорого будущее че-
ловечества; это результат хозяйнича-
ния в Италии антидемократических,
реакционных CHU, поддерживаемых
американскими и английскими мрако-
бесами. т

Заслуженный деятель  искусстз
УССР В. Нелли заявил:

— Наши сердца бьются в унисон
с сердцами передовых людей всего
мира. Быстрел в товариша Тольятти
призывает к бдительности, ибо воати
демократии прибегают к подлым фа-
шистским методам борьбы.

— Подлые выстрелы из-за угла. —
сказал народный артист УССР М: Ро-
манов,—не могут остановить побело-
носного шествия человечества к ком-
мунизму. Чем сильнее силы демо-
кратии; тем больше беснуются враги.

Режиссер театра М. Пилявский за-
явил:

— Сегодня-гнев нашего коллекти-
ва вливается в мощный поток возму-
щенных голосов всего прогрессивно-
го человечества. Нусть этот гром
международного негодования послу-
жит предупреждением распоясавшей-
ся реакции. Стеной станем на защиту
	завоеваний демократии. В знак соли-
	дарности с итальянским народом еще
теснее сплотимся вокруг нашей пар-
тии, вокруг нашего Сталина. Слова
товариша Сталина, обращенные К
итальянским коммунистам, полностью
выражают наши мысли и чувства.
	К ответу
подлых убийц
	Пентральный комитет профсоюза
кино-фотоработников СССР выражает
свое негодование и глубокое возму-
щение по поводу злодейского поку-
шения на жизнь вождя коммунисти-
ческой партии и всех трудящихся
Италии любимого товарища Тольятти.

Итальянские реакционеры, которым
покровительствуют империалисты
Америки и Англии, посылают наемных
бандитов для убийства из-за угла луч-
ших сынов народа, пытаясь помешать
борьбе итальянского народа за мир,
свободу и национальную  независи-
MOCTb, °

Но как бы ни бесновалась между-
народная реакция, силы народной де-
мократии растут и крепнут во всем
мире.

Мы желаем товарищу Тольятти
скорейшего выздоровления и долгих
лет жизни.
	К ответу подлых убийц!
	Послая авантюра реакции
	Больнюе возмущение вызвала В
коллективе Белорусского драматиче-
ского театра весть о злодейском но-
кушении на жизнь вождя итальянских
трудящихся товарина Тольятти. Гнев
и негодование по адресу распоясав-
шихся врагов демократии звучали в
речах участников. митинга.

Народный артист БССР Б. Плато-
нов, открывая митинг, говорил о без-
мерном возмущенин, которое охвати-
ло советский народ, когда стало из-
вестно об очередном злодейском пре-
ступлении фашистской реакции.

— Мы желаем товарищу Тольятти,
—сказал он--<корейшего выздоров-
ления, чтобы он снова смог стать в
ряды борцов за демократию.

Народный артист БССР В. Владо-
мирский сказал на митинге:
	— Подлый фашистский убийца `<о-
	вершил покушение на жизнь челове-
	„ка, имя которого дорого не тольво
	трудящимся Италин, но и веего мира,
Коллектив Белорусского театра при-
соединяется к мощному голосу про-
теста трудящихся всех стран. Меж-
дународная реакция теряет почву под
ногами. Бессильная помешать мощно-
му росту демократических сил, реак-
ция пускается на самые подлые аван-
тюры. Организаторы этого покуше-
ния должны понести достойное воз-
мездие.

Ту же мысль высказали народный
	в   артист СССР П. Глебов, заслуженный
	артист БССР режиссер К. Санников:
директор театра В. Стельмах. Они
	призывали работников театра оружи-_
	ем своего труда — искусством — во-
спитывать в народе любовь к своей
родине; воспитывать чувство патрио-
тизма, чувство бдительности и нена-
висти к врагу.
_ — Велико наше возмущение, глу-
`бока наша боль, — говорит заслужен-
ный деятель искусств БССР главный
режиссер театра Л. Литвинов. — Мы
разделяем благородное негодование
итальянских рабочих. Иосиф Виссари-
бнович Сталин в телеграмме Цент-
‘ральному Комитету коммунистической
  партии Италин выразил то, что сей-
час испытывает каждый человек в
нашем социалистическом обществе,
— Злодейское покушение на жизнь
товарища Тольятти, — сказал заелу-
женный артист БССР С. Бириллов,
— свидетельствует о том, что темные
силы реакции, вдохновляемые амерн-
канскими и английскими империали-
стами, распоясались и перешли к от-
крытому террору. Будем же бдитель-
‘ны всегда и всюду!

Коллектив Белорусского театра
отмечает, Что работники искусств в
советской стране единодушно разде-
  ляют справедливое требование совет-
ского народа — призвать к суровому
  ответу убийц и их покровителей.

i

ликвидации большей части театраль*
ных студий, нельзя не подумать о
том, как театрам областного и рес-
публиканского масштаба после сокра-
щения штатов осуществлять спектак-
ли, в`которых действуют многочис-
ленные эпизодические персонажи,
есть массовые сцены и Т. п.

В Свердловском государственном.
драматическом театре после ликвида-
ции студии, обещавшей, кстати ска-
зать, ряд интересных актерских ин“.
дивидуальностей, были еняты © ре-
пертуара такие спектакли, как «Мо-
лолая гвардия», «Победители», «Be-
ликий государь», «Сирано де Берже-
рак», ибо  нехватало актеров. на
эпизолические роли, не «укомплекто-
вались» массовки. Кроме того, это
сильно затруднило возможность да-
вать параллельные спектакли.

Я не хочу быть заподозренным в
«потребительском» отношении к сту-
дни при театре. Но уходить от орга-
низанионно-творческих трудностей,
перед которыми очутился театр, было
бы глубоко неверно.

Производственная практика при Te-
атре студентов 4-го курса и пятый
год практического обучения при те-
атре студентов актерских факульте-
тов вполне отвечают, с одной сторо-
ны. задаче улучшения качества про-
фессионально-творческой  подготов-
ки будущих актеров, а с другой —
может стать серьезным подепоръем
для театров в нынешних условиях
	раб

ты
Е. БРИЛЛЬ,

лауреат Сталинской премии,
художественный руководитель
Свердловского государственно-
го драматического театра,
	воспитательной работы с актером за-
	висит, в первую ‘очередь, от умения
педагога по актерскому мастерству
	раззивать в своих учениках артиста“
ческую наблюдательность и способ-
ность смело и самостоятельно pe-
шать болыние творческие задачи.
	Большинство студентов актерского

факультета Гитиса пришли В иН-

о ститут прямо со школьной скамьи.

Невелик еще запас их наблюдений,
далеко еще не полно их знание жи-
зни. А советский художник обязан по-
стоянно учиться у жизни, в совег-
ской действительности черпать Oo
гатейший материал для своего твор-
чества. Следовательно, необходимо
пред’явить к высшему театральному
учебному заведению требование во-
спитывать в студентах стремление к
изучению жизни. Можно ли сказать,
что вся система обучения на актео-
ском факультете Гитиса отвечает
этому требованию? К сожалению,
нет. Гуманитарные дисциплины пре-
подаются актерам так же, как теат-
роведам. и так же, как, скажем, сту-
дентам педагогических вузов. Меж.
ду тем необходимо, чтобы такие
предметы, как история тбатра, ли-
тературы, воспринимались будущими
актерами творчески, помогали им в
расширении круга их представлений о
жизни. Преподавание общеобразова-
тельных дисциплин должно быть не-
разрывно связано с решением основ-
ной задачи воспитания актера, а He
проводиться в отрыве от нее, как это
имеет меето сейчас.
	Заменить школярство подлинным
идейно-творческим воспитанием, —
вот в чем чувствуется насущная не-
обхолимость.
	Вместе с тем надо подумать над
тем, чтобы выпускники театрального
института болыше знали практику
профессионального театра. Для этого
нужно, чтобы они, еще будучи сту-
дентами, присутствовали на репети*
циях лучших советских режиссеров,
а затем под руководством своего пе-
дагога обсуждали свои впечатления
о них. Следовало бы подумать и о
предоставлении студентам старших
‘курсов возможности принимать уча-
стие в спектаклях  профессиональ-
ных театров, быть может, в спек-
таклях. поставленных их педагогами.
	И еще одно частное замечание. В
этом году Гитие выпустил тридцать
девять актеров. Экэаменационные
спектакли показали, что далеко не
все они смогли внавить в них свои
дарования. Ясно, что ни один педа-
ror He B силах одинаково* полно ох-
‘ватить своим влиянием такое боль-
шое количество студентов. Невольно
возникает вопрос: следует ли каче-
ство театрального воспитания прино-
сить в жертву количеству обучаемых
- актеров?
	например, Мастерская, весь штат во-
торой состоит из одного архитектора
и его жены. Естественно, что работа
подобных «мастерских» идет без над-
лежащего творческого руководсгва.
Авторы отдельных проектов, выпол-
няемых в мастерских, работают изоли-
рованно друг от друга. Здесь не ис-
пользован принцип творческого сод-
ружества, нет групп, работающих под
  общим руководством крупного Ma-
 стера.
	Архитектурная общественность уле-
ляет мало внимания такой важно
проблеме, как строительство сооруже-\
ний по типовым проектам, разработан-
ным общесоюзными организациями и

ведомствами. Само по себе чаличие

типовых проектов, даже хороших, еше
не обеспечивает надлежащего уровня
архитектуры поселка, квартала. He-
обходим контроль над тем, как осу-
шествляется строительство по этим
проектам, создается ли достаточно
выразительная планировка и архитек-
тура поселка в целом.
	В деятельности Союза архитекторов
и Управления по лелам архитектуры
JICCP ects uw бесспорные удачи. Это—
серьезная _ разработка генеральных
планов Даугавпилса,  Бентепилса,
Елгавы и некоторых других городов
республики, хорошее решение садово-
паркового комплекса в Риге, как и
ряда других обектов зеленого строи-
тельства, удачные проекты отдельных
зданий и т. д. В республике уделяет-
ся большое внимание профессиональ-
ной подготовке новых кадров архи-
текторов и строителей,
	К чести латвийских архитекторов
следует отметить, что эти отдельнье
успехи они рассматривают, как пер-
вые шаги на пути перестройки и
под’ема всей своей работы.
	Понимание задач, стоящих перед
советскими зодчими, прямая и откр-
веаная критика, заметное оживление
деятельности союза, организовавшего
за последнее время ряд просмотров и
обсуждений отдельных работ, — все
это позволяет. надеяться, что архитек-
торы Советской Латвии займут до-
стойное место в реализации предна-
чертаний великого сталинского плана
	послевоенного строительства,
	ных институтах и училищах затрагивает ряд важных вопросов вос-
питания ‘молодых актеров. Публикуя это письмо, редакция пригла-
шает актеров, режиссеров, педагогов, критиков высказаться на стра-
	творческого воспитания артисти-
	дел спектакли студийцев, которые
всего три года учялись при театре. И
эти спектакли нередко былн более
«профессиональны», чем выпускные
работы актерского факультета теат-
рального института.

Выход из этого полоскения я вижу
в том, чтобы была налажена посто-
янная производственная практика
студентов институтов и консервато-
рий в профессиональных театрах, с
участием их в отдельных репетициях
и спектаклях.

Но, кроме того, мне прелставляет-
ся обязательным установление для
студентов актерскяхо факультетов
пятого года обучения, Который: весь
должен быть посвящен производет-
венной практике в <тенах театра, а
также специальной подготовке 2—3
спектаклей силами студентов-выпу-
скников.

В свое время на итогозой конферен
ции, посвященной смотру театральной
молодежи РСФСР, мне в докладе о
школьно-студийном периоде воспита-
ния актера уже приходилось ставить
эти вопросы в теоретическом и твор-
ческом плане в применении к теат-
ральным студиям. Еще более остро
стоят эти вопросы перед  театраль-
ными вузами, в особенности на гери-
ферни. :

Не вникая сейчас в существо ре-
шения Комитета по делам искусств ©
	ницах газеты о проблемах идеино-
		ческой смены.
	учить студента воплощать жизненную.

правлу Ha сцене.

Как научить студента выражать
сценическую правду, если он в годы
учебы не узнал, что такое сцена, заж-
женная рамна, дыхание зрителя?

Из-за того, что сценическая’ пло-
щадка не используется в учебном
процессе, непропорционально распре-
делены отдельные элементы обуче-
ния. Приобретенная студентом на
класеных занятиях «внутренняя тех-
ника» не применяется к`реальным ус-
ловиям сценического творчества но-
тому, что только к концу 3-го курса
студент проводит 10 дней на сцени-
ческой площадке чаще всего плохо
пряспособленной. После трех или че-
тырех спектаклей студент вновь
уходит в «келью» уже до будущего
(4-го) года, когда он снова такое же
мизерное количество времени пробу-
дет на’ сцене. А затем он должен
вступить уже в качестве актера в
профессиональный театр.

Заканчивая театральный институт,
студент так и не ощутил общения с
опытными актерами старшего поколе-
ния — общения на сцене, в условиях
действующего театрального организ-
ма.

В результате спектакли выпускни-
ков больше напоминают культурную
самодеятельность, чем произведения

‚ сценическсго искусства. Я не раз ви-
	учеба и творчество
	кажется, что актеру не
дают шага сделать без
соответствующего указа-
ния педагогов,

Легко предположить,
что режиссеры посчитали

° аморальных — поступков

Лучинина, выраженный в.

р ’

Вл. БЛОК. самой актерской харак-
х- теристике образа. Но пе-.

дагоги отвлекли BHEMA-
характер-   ние актера от его несомненного жела-
	ния. самостоятельно трактовать свою
роль многочисленными задачами на
так называемые «физические дейст-
вия». И образ вышел бледным, невы-
	вазительным. Создается впечатление,
	что спектакль даже в некотором роде
оправдывает Лучинина.
	Молодой актер А. Марков игразт
роль Скакунцова. Скакунцов по пье-
се — отрицательный персонаж, но в
первых действиях он маскирует свало
подлость внешней  добропорядочно-
стью. Эта-то добропорядочность и
сыграна Марковым гораздо  убедн-
тельнее, чем‘ подлинная сущность
Скакунцова, Понятно, что  разобла-
чения Скакунцова не произошло.
	И особенно заметно сковывает
обилие. мелких педагогических за-
дач Н. Суржикову — исполнитель-
ницу роли Анны Лучининой. На про-
тяжении всего спектакля угадывазт-
ся ее яркий артистический темпера-
мент. Угадывается, но не выявляет-
ся. Вот Анна говорит мужу о своей
большой самоотверженной любви к
нему. Ощущается,: что актрисе хочет-
ся сказать о чувстве своей героини в
полный голос. Но режиссер «загру-
зил» ее в сцене, о которой мы гово-
рим, сложным физическим действи-
em: Лучинина перебирает агрономи-
ческую картотеку и вписывает новые
цифры в карточки. Очевидно, это
действие не помогает, а мешает акт-
рисе. Зрительски оно воспринимается
вне всякой связи с смыслом произ-
носимых . Анной Лучининой слов.
	Метод физических действий, по
К. С. Станиславскому, — одно из
средртв помощи режиссера актеру в
нахождении последним верного твор-
ческого самочувствия в данной ро-

Но каждая хорошая мысль, как
известно, может быть доведена до
абсурда. Tak и метод физических
действий, превратившийся из срел-
ства в самоцель, не помогает, а мс-
шает актеру в создании полноценно-
го образа. Приведенные нами при-
меры` заставляют предполагать, что
режиссер-педагог не дал себе труа
вызвагь к жизни ‘творчество свонх
учеников. Он, видимо, постарался
чисто механически подвести актеров
к своему собственному пониманию
их ролей. М в результате — актеры
ученически правильно «действуют в
предлагаемых обстоятельствах», но
мало приблизились к созданию вдо-
хновенных Художественных образов.
‚Как это далеко от Станиславского!
	_ Выпускные спектакли Гитиса эше
раз подтверждают, что успешность
	ность некоторых персонажей Несвон-
ственной индивидуальностям их ис-
полнителей, и поэтому разрешили
этим актерам применить свою способ-
ность к перевоплощению. В осталь-
ных случаях образы должны были, по
мысли педагогов, получиться из ком-
плекса решения выпускниками много-
численных задач на выполнение фи-
зических действий, на общение и т. п.
Но образы, как и следовало ожилать.
не получились, потому что нельзя в
театре наблюдения над жизнью под-
менять наблюдениями над самим со-
бой, самостоятельное творческое мы-
ление и художественное воображе-
ние заменять демонстрацией своего
Знания элементарных  навыксв ак-
терского мастерства. Нельзя живое
творчество подменять азбучными пе-
дагогическими этюдами.
	Илогда, при совпадении . начинаю-
шей формироваться актерской ин-
дивидуальности с характером изобра-
жа-мого персонажа, подобная педа-
гогичезкая работа имеет видимый
успех. Но этот успех обманчив.
	Аерошее впечагление произвела
игра молодого способного актэра В.
Сирина в роли Звездинцева {«Плоды
просвещения»). Выразительный рн-
сунск образа дал точное представле-
Ныг с безвольном барине, бочщемся
собственной жены и одержимым не-
лепсй навязчивой идеей. Но нас не-
стигло разочарование при просмогре.
«Всепетанницы». В этом спекгакле
В. Сирин предстал в роли Потапыча
тем же Звездинцевым, лишь перео-
летым в костюм дворецкого. Актер
подметил лишь общие чергы двух
своих героев, не передаво зрителю
весьма существенные различич меж-
ду нами.

Процесс создания образа обязатель-
но предусматривает преломление жиз-
ненных наблюдений актера через его
актерскую индивидуальность. Этот
процесс немыслим без активной фан-
тазии и воображения актера, помо-
гающих обобщать и типизировать
черты воплощаемой роли. Понятно,
что ни в коем случае педагог не
должен заставлять начинающего ak-
тера заглушать собственную фанта-
зию и искать черты образа только. в
самом себе. С грустью  приходитея
констатировать, что мы были сви-
детелями применения именно такого
	педагогического «метода».

Н. Бармин исполняет роль Ан-
прея Лучинина. С точки зрения со:
	ветской морали поведение Лучинина
в быту недопустимо. Естественным
для актера был.бы протест против
	Четыре года провели студенты ак-
терского факультета Гитиса в сте-
нах театрального института. Естезт-
венно, что когда мы видим их не в
эпизодах из пьес, не в этюдах, ав
законченных выпускных спекгаклях,
Ta ждем от будущих актеров уже не
умения выполнять элементарные
учебные задачи, а самостоятельного
сценического творчества, Однако ви-
денные нами экзаменационные спек-
такли «Анна Лучинина». «За тех,
кто в море!», «Пледы просвещения»
и «Воспитанница» убеждают в TOM,
что многие выпускники, хотя и не-
плохо овладели элементарными ак-
терскими навыками, но еше не ста-
ли подлинными актерами-художника-
ME.
	Давно извеетно; что в театрз, как
и в любом другом ‘искусстве, знания
азбуки своей’ специальности недоста-
точно для полноценного. творчества.
Только в том случае может актер по-
насточщему раскрыть свое дарова-
ние, если`он хорошо знает и чутко
всспринимает явления живой жизни
и воплощает‘ их. в художественных
	образах. Позтому при воспитанин ак-
	тера нвобходимо нетолько обострять
его наблюдательность, но ‘и учить
применять ее в паботе над ролями.
	Не вдаваясь в оценку каждого из
перечисленных спектаклей, мы дол-
жны отметить, что они отчетливо вы-
явили опасную тенденцию педагоги-
ческого метода художественного ру-
ковсдителя курса ‘В. Белокурова —
ислменять воспитание актера обуче-
нием ремеслу. Характерно, что хотя
-три.спектакля из четырех ставил В.
Белскуров в содружестве с разными
режиссерами-педагогами, каждач из
поставовок несет на себе следы раз-
личных творческих и педагогических
принципов. Общие, в них только не-
`достатки, хотя и выраженные в нео-
динаковой степени. Вот об этих то
  недостатках. и хочется говорить.
	.аиболее полно названная нами
тенденция обозначилась в ‘посганов-
ке «Анны ЭТучининой». Все или позтя
все в этом спектакле благополучно
с точки зрения усвоения актерами ре-
месленных навыков. Они увереино
выполняют мизансцены, у них отсут-
ствует мышечное напряжение, херо-
ню отработано ‘общение < партне-
рами и т. ди т. п. Словом, если бы
спектакль’ был показан, како итог
первых двух лет учебы на актерском
факультете, ‘он оставил бы велико-
лепное впечатление. Но от актеров,
которые-завтра должны выступать
на профессиональной сцене, мы зпра-
вё ’ потребовать большего — своих
актерских характеристик  действую-
щих лиц пьесы, инициативы, подлнин-
‘но вдохновенного творчества. А этого
в спектакле почти нет.

Когда смотришь «Анну Лучинину»,
	Исторические указания партии, вы-
раженные в известных решениях по
вопросам искусства, широко обсуж-
денные коллективом латвийских зод-
чих, помогли им уяснить себе принци-
пиальные пути решения конкретных
задач строительства в республике.
При всем этом, однако, в практиче-
ской их деятельности еще имеется
много существенных недостатков.
	Недочеты, удачи и срывы, имею-
ие место в работе латышских архи:
текторов, как и зодчих Эстонии и
Литвы, определяются именно тем, в
	какой мере отдельные мастера OCOS-:
	нали непосредственную связь своей
творческой деятельности с общими
процессами социалистического строн-
тельства; насколько ‘глубоко они по-
няли залачи и вытекающие из чих
особенности советской архитектуры и
‘овладели методом социалистического
реализма, обеспечивающим  правиль-
ное развитие всего советского искус-
ства. Е

Между тем, Союз советских архи-
текторов Латвии, проделавший зна-
чительную работу по об’единению
и консолидации творческих сил рес-
публики вокруг задач  социалисти-
ческого строительства, явно недооце-
нил значение  идейно-политической
воспитательной работы среди своих
членов. В повседневной  деятель-
ности союза не нашла также дол-
жного отражения и другая. не менее
важная задача творческой  организа-
ции—широкое и всестороннее обсуж
дение творческой практики как вид-
нейших деятелей архитектуры, так и
молодых зодчих. Недостаточным был
до послелнего времени и обществан-
ный контроль союза за качеством про-
ектов, создаваемых в различных ма.
стерских, как и за качеством  строн-
тельства, осуществляемого по этим
проектам. Между тем большая часть
проектов была выполнена членами со-
юза или под их руководством. Слаба
связь союза с работниками смежных
областей искусства — художниками,
скульнторами.
	Все это привело к тому, что многие?
из проектов и зданий, построенных
m0. HAM, страдают большими недостаг-

i
ками.
	Проклятие врагам народа
	Вчера коллектив Центрального те-
атра ной Армии собрался на ми-
тинг. Выступали начальник театра
генерал-майср С. Паша, народйые ар-
	_тисты РСФСР Г. Васильев и A. Xox-
	лов, режнссер Д. Гункель, заведую-
щий художественно - постановочной
частью театра А. Кидайло и др.
«Мы, артисты, рабочие и служз-
шие Центрального театра Красной
Армни, — говорится в единодушно
принятой резолюции, — глубоко воз-
мущены злодейским покушением из-
вергов человеческого рода, подлых
фашистских выкормышей на жизнь
вождя рабочего класса и всех тру-
дящихся Италии товарища Тольчтти.
	Проклятие тем, кто возглавляет ре-
акцию в Итални и, пытаясь помешать
борьбе трудящихся за мир, за свобо-
ду и национальную независимость,
прибегает к подлым гитлеровским ме-
тодам террора, расправы, убийства
из-за угла лучших сынов народа.
	Распоясавшимея и  обнаглевшим
бандитам не уйти от ответетвенно-
CTH.
	Мы шлем коммунистической пар-
тии и народному фронту Италии свое
соболезнование по поводу совершен-
ного злодеями покушения на жизнь
Пальмиро Тольятти. Мы горячо же-

лаем товарищу Тольчтти скорейшего
’выздоровления».
	Крепить международное
	рабочее
		 рого_ выздоровления, чтобы он. снова
‘мог продолжать  самоотверженную
борьбу против империализма, за мир
и социализм. :

На происки врагов работники ис-
кусств СССР ответят созданием но-
вых художественных произведений,
разоблачающих всю гнусность фаши-
стской реакции, утверждающих демо-
кратию и прогресс.
	Президиум Центрльного комите-
та союза работников искусств:
П. ТАРАСОВ, В. ЕФРЕМОВ,
А. СЕРГЕЕВ, А. ПЕТРОВА,
И. КРАСАВИН, Н. ДОРОХИН,
	Работники искусств Советского Со-
юза вместе со всем народом и наро-
дами демократических стран, с тне-
вом и возмущением встретили с09б-
щение о злодейском покушении на
жизнь руководителя итальянской
коммунистической партии, вождя тру-
дящихся Италии товарища Тольятти.

Выражая глубокое возмущение дей-
ствиями фашистских последышей. из-
за угла стреляющих в спину лучших
сынов рабочего класса, мы говорим
трудящимся всего мира: берегите,
как зеницу ока, своих вождей, кре-
пите международное рабочее един-
ство, помните о коварных и злобных
замыслах врага.

Желаем товарищу Тольятти быет-
	Буря народного негодования
	В наши ‘дни, когда все дороги ве-
дуг к коммунизму, влияние коммуни-
стов как борцов за интересы трудя-
щегося народа, за подлинную демо-
кратию растет во всем мире изо дня
в день.

Вот почему фашизм пытается под-
нять свою голову. В бессильной зло-
бе фашизм стреляет в вождей рабоче-
го класса, думая террором остановить
рост демократического движения про-
стых людей.

Но кто посеял ветер, тот пожнет
бурю! Выстрел из-за угла в товари-
ща Тольятти, славного вождя комму-
нистической партии Италии, вызвал
глубокое возмущение широких народ-
ных масс не только Италин, но и
всего мира. Эта буря революционного
негодования еще сильнее сплотит
итальянский народ в его борьбе за
сбздание свободной демократической
Италии, за свою национальную неза-
ВИСИМОСТЬ.
	Талантливый, одаренный народ. Итз-

лии, внеситий в историю мировой архи-
‚ тектуры, живописи, скульптуры, му-
зыки и литературы ценнейшие дары
своего творческого гения, на террор
подлецов и отбросов человечества от-
ветит укреплением своей революцион-
ной бдительности в CopeGe с фашиз-
MoM.

Советские архитекторы и ученые
глубоко возмущены подлым покуше-
нием на жизнь товарища Тольятти и
от всей души желают скорейшего
выздоровления вождю трудящегося
народа Италии.

И. о. президента Академии архи-
тектуры СССР К. АЛАБЯН, ви-
це-президент Академии архитск-
туры СССР А. МОРДВИНОВ,
члены Презилчума Академии ар-
хитектуры СОСР Н. КОЛЛИ,
Б. ИОФАН, и. 0. академика-се-
кретаря Академии архитектуры
СССР Н. БЫЛИНКИН.

‚ Центральный комитет профсоюза
кино-фотоработников СССР.
	Голос советских
художников
	Злоденское преступление, совер:
шенное международной реакцией, вы”
зывает гнев и возмущение у совет-
ских художников. Страшась роста сил
демократии, пытаясь помешать борь-
бе трудящихся за мир, свободу и на-
циональную независимость, обанкро-
тившиеся реакционеры перешли к от-
крытому террору. Черные силы в Ита-
лии посылают наемных бандитов, что-
бы убивать из-за угла лучших сынов
народа.

Мы не можем не возмущаться гнус-
ным покушением на жизнь Пальмиро
Тольятти — одного из мужественчых
	бойцов за народное счастье. Каждый
	честный человек присоединяется К’
голосу итальянского народа, к силам
демократии и прогресса. Мы верим—
силы эти победят.

Мы глубоко уверены, что в ответ
на гнусную провокацию международ-
ной реакции трудящиеся Италии еще
теснее ‘сплотят свои ряды вокруг сво-
ей коммунистической партии.

Не только убийца, но и вдохновив-
шие его преступники должны понести
заслуженную кару!

Такова воля итальянского народа.
Такова воля всего передового челове-
чества. :
	М. МАНИЗЕР, Б. ИОГАНСОН,
Е. РЯЖСКИЙ, Я. РОМАС, А.
	БУБНОВ, С. ГЕРАСИМОВ,
И. ГРАБАРЬ, В. ЕФАНОВ,
П. КРЫЛОВ, В. МУХИНА,
	Ф. ФЕДОРОВСКИИ.
	 +

it
р
Ye
			Архитектурная жизнь Латвии
	Серьезные ошибки
допущены, например»
при строительстве
жилых домов на Ле-

WiUPRATPWMAL «Imre и

©

И. МАРКЕЛОВ

°

бы с портиками, круг-
лыми салонами и про-
чими аксессуарами,
внутреннее  располо-
жение помешений
	спланировано так, что пассажиры,
останавливающиеся в гостинице, дол-
жны проходить к себе в номер через...
ресторанную кухню. Страдает суще:
	ственными. недостатками и последний,
	утвержденный вариант  тостинины
«Рига»—крупнейшего строительного
об’екта в столице республики, хотя
он проектировался почти три года.

Невысокоё качество ряда проектов
об’ясняется не только тем, что зод-
чие Латвии лишь недавно  впервыс.
приступили к решению новых для
них идейных и художественных 3а-
дач и не накопили еще достаточного
опыта, Явное отставание архитектур-
ного фронта в выполнении обширных
работ, предусмотренных сталинским
пятилетним планом, вызвано и рялом
организационны® причин.

Союз советских архитекторов Лат-
вии об’единяет большой и достаточно
квалифицированный творческий кол-
лектив, насчитывающий 130 человек,
Среди них имеются такие ‘крупные
мастера, как проф. Штальберг, проф.
Антонов, проф. Берзкалнс, ole?
Бирзниекс, архитекторы Кише, Тиль-
манис, Рейнгард, Цируль. Калныный
и многие другие. При наличии широ-
кой идейно-воспитательной работы я
правильного руководства этот кол-
лектив сумел бы справиться с возра-
стающими требованиями, пред’являе-
мыми к советской архитектуре. Меж-
ду тем, вопросы повышения идейно-
политического уровня, разработка
теоретических проблем и обобщение
практического опыта советской архн-
тектуры выпали из внимания творче-
ского союза, а в организации проект-
ной работы Управлением по делам
архитектуры допущены — серьезные.
ошибки. -

Достаточно сказать, что архитек-
турные кадры распылены более чем в
25 карликовых проектных MacTep-
ских. В наиболее крупной из них—
республиканской проектной мастер-:
ской—работают 41! архитектор и 18
инженеров. Остальные мчогочислен-

ные мастерские состоят из неболь-
	ного количества работников. Есть,
	нингралском шоссе и
по улице Ропажу в Риге. Эти дома
представляют собой двухэтажные ко-
робки казарменного тина с непропор-
ционально малыми проемами окон И
дверей. Архитектурное «оформление»
их убогое. Качество строительных ра-
бот крайне низкое.
	Такое же безрадостное  впечатле-
ние производят и жилые дома риж-
ского судоремонтного завода Мини-
стерства морского флота в Милгра-
нисе. Слабы и немощшны по решению
планировки и по архитектуре проекты
жилых поселков в Балложи и Броце-
не; Достаточно сказать, что школа в
поселке Балложи вынесена авторами
на окраину потому. что она «может
страдать от загрязненных улиц», хотя
в проектном задании предусматрива-
лись все виды благоустройства жи-
лищ и улиц поселка.

Приведенные примеры  свидетель-
ствуют о забвении авторами проектов
основного принципа советской архи-
тектуры—сталинской заботы о чело-
веке.

Еще ярче проявился этот порок в
строительстве речного вокзала и
Даугавпилсского вокзала в Риге. Ве.
стибюль Даугавпилсского вокзал?
решен в виде большой и пышной
приемной, но зала ожиданий для пас-
сажиров проект He предусмотрел.
Для этой цели авторы предложила
приспособить эстакаду. Не предусма-
тривал проект вокзала и... билетных
касс. В проекте речного вокзала бы-
ли «забыты» помешения для багажа.
	В архитектурной практике Латвии
далеко не изжито вредное влияние
формальных тенденций архитектуры
буржуазного Запада. Нередко меха-
нически понимаются задачи использо-.
вания классического наследства. Так,
например, памятник Победы в Риге.
был решен в виде римской триум-
фальной арки. Здание бани в г. Си-
гулде решено в образах‘ античного.
	храма. Этот упрек может быть отне-
сен и к ряду других работ. Проект
	вокзала в Рижском аэропорте был
выполнен в стиле помещичьей усадь-
	Душители демократии и свободы

Советские композиторы возмуш?
	ны гнусным покушением последышей
	мирового фашизма на жизнь вожлч
итальянской компартии и всех трудя-
ихся Италии Пальмиро Тольяти.

В бессильной злобе перед расту-
щими силами демократии слуги ре*
акпии не останавливаются перед по-
ялыми гитлеровскими методами. Вы-
стрелами из-за угла в лучших людей
народа они пытаются помешать
борьбе трудящихся за мир и свободу.
Презренный преступник, стрелявший
в Тольятти, недаром оказался членом
христнанско-демократической партии:
таково истинное лицо тех, кто смеет
называть себя «демократами» и «хри-
стианами»,
	Демократическая общественность
	всего мира достойно оценила этот
наглый выпад распоясавшейся реак-
ции. Мы, композиторы страны социа-
лизма, как и весь советский народ,
присоединяем свой голос  возмуще-
ния и протеста против неслыханного
злодейства. My опечалены, что дру-
зья Пальмиро Тольятти не уберегли
его от поллого нападения фашисгов.
	Пулями и террором нельзя убить
идеи, воодушевляющие трудящихся
Италии и всего мира Ha борьбу’ за
великое дело коммунизма,

Секретариат Союза советских
композиторов СССР:

Т. ХРЕННИКОВ, В. ЗАХА-
РОВ, М, КОВАЛЬ, А. ШТО-
ГАРЕНКО. М. ЧУЛАКИ.
				разносторонний талант
		Владимир Иванович Соколов
(1872—1946) — один из убежденных
и верных последователей русской
школы интимного пейзажа. В. искус-
стве Вл. Соколова выражено, пожа-
луй, с большей ошутимостью, чем у
других наших нейзажистов, левита-
новское понимание пейзажа.

С самого начала своего творческо-
го пути художник тяготел к переда-
че скромной красоты русской при-
pote. Ha ученических выставках
Училиша живописи, ваяния и зодче-
ства его картины и. этюды выделя-
лись тонким лирическим чувством
пейзажа. Акварель художника <Ос-
татки прежнего величия» приобрел
для своей галлереи П. Третьяков.

На выставке зритель увидит целую
сюиту небольших по размеру ранних
	этюлов Вл Соколова. Тут — родной.
	ему Сергиев со своими окрествостя-
ми, Брянский край, Ростов-Великий,
Днепр, могила Шевченко в Каневе,
Волга, Ока, Муром.. Как глубоки
все они по содержанию, как верно
схвачено тут зерно будущих картин,
сколько правды и поэзии в передаче
	самых разнообразных состояний aps:
	роды. Отдельные из этих STIO1ON
не уступают этюдлам лучших русских
пейзажистов.

Искусство Вя; Соколова пропитано
глубоким и неподдельным поэтиче-
	мы в творчество Вл. Соколова. Инду-
стриальный пейзаж художник су-
мел почувствовать и, передать
с взволнованным поэтическим чувст-
вом. Таковы его «Вечерние огни Дон-
басса», мотивы нового и старого в
индустриальном пейзаже г. Сталино,
цикл астраханских рисунков.

Вл. Соколов соединил в себе тон-
кого мастера живописи и большое
дарование графика. Он — выдающий-
ся мастер литографии, ксилографии и
линогравюры. Его альбом  литогра-
фий «Сергиев Посад» — серьезный
вклад в русское графическое искус-
ство. Его отдельные линогравюры на
индустриальные и пейзажные темы
сыграли свою роль в развитии реали-
стического советского .эстамна,

На выставке Вл. Соколова есть 4
отдел с его работами для кустарно-.
художественной промышленности. В
искусстве деревянной резьбы ирос-
писи он создал свой, так называемый
«соколовский стиль». Декоративно-
прикладное искусство Загорского.
района многим ему обязано.

Посмертная выставка с достаточной.
полнотой раскрывает обаятельный та-
лант этого скромного труженика ис-
кусства, одного из крупнейших совет-
ских пейзажистов старшего поколе-

НИЯ.

Мих СОКОЛЬНИКОВ.
	На выставке Вл. Соколова
Oo
	_СКИМ чувством и искренностью. И не
	‘случайно еще в 1904 году А. М.
Горький назвал его талант «глубоко
поэтическим».
	  Ero восприятие природы далеко от
удовлетворенности мимолетными впе-
чатлениями — оно основано на бес-
прерывном, упорном и тщательном на-
‘блюдении, изучении натуры.‘ Боль-
о шинству работ Вл. Соколова свойст-
’венен мягкий, исключительно душев-
‘ный колорит. Отеюда, может быть, в
любовь художника к темпере, пастз-
‚ли и акварели. С помощью этих ма-
териалов он достигает в своих произ-
’ведениях особой живописной  музы-
`кальвости — Большим поэтическим

чувством согрета картина «В Горках
	зимой». Хочется отметить «Сирень.
Серый день». «Осенняя аллея», «Ка-
раван на Волге», «Провинциальный
мотив», «Осенью», «В старом Cep-
гиеве», «Сумерки», «Ранняя весна».
`’ Вл. Соколов — превосходный ма-
стер архитектурного пейзажа. В об-
ласти деревянного зодчества Вл.
‚ Соколова смело можно’ поставить. ря-
дом с Ап. Васнецовым.

Советская ‘эпоха вносит. новые те-